По Дорогам Древних Караванов. Ориентир древних караванов
Ориентирование в пустынях
Поверхность пустыни – это громадные песчаные или каменистые пространства. Здесь нет сплошного растительного покрова, встречаются только отдельные растения.
Перед взором человека простираются безграничные однообразные пески в форме гряд, дюн или барханов. При движении в пустыне на расстоянии десяти и даже ста километров часто невозможно найти сколько-нибудь заметные ориентиры. Кроме того, здесь немало участков с подвижными песками, которые, перемещаясь под действием ветра, засыпают дороги, тропы и за короткое время совершенно видоизменяют местность.
Все это очень осложняет ориентирование в пустынях.
Пасмурные дни в пустынной местности – редкое явление, поэтому ориентироваться здесь можно по Солнцу, Луне и звездам.
Как определить направление на север в пустыне
Днем направление север–юг можно определить при помощи гномона. Чтобы понять принцип его действия, в солнечный день возьмите лист чертежной бумаги, прикрепите его к куску фанеры или другого материала и проведите на нем несколько концентрических окружностей с произвольным радиусом.
В центре окружностей в отвесном положении укрепите длинную иглу. Затем отмечайте пересечение тени конца иглы до и после полудни с окружностями. Полученные точки на каждой окружности соедините прямыми и разделите их пополам. Прямая линия (па рисунке – NS), проведенная через точки деления,– это направление север – юг. При помощи гномона можно проверить и величину отклонения магнитной стрелки от географического меридиана. Обелиски (гномоны) распространены на территории Армении.
Здесь часто можно увидеть хорошо отесанные базальтовые или туфовые столбы высотой в несколько метров, установленные на перекрестках дорог, у храмов, родников, на площадях древних сел. Все они являются типичными гномонами – примитивными инструментами для измерения времени и определения широты. Один из них был обнаружен недавно в основании Эчмиадзинского собора на месте бывшего языческого храма. Ныне он установлен на постамент возле этого же собора.
Ориентирование на равнинной пустыне
В равнинной пустынной местности и в полупустыне линия север–юг определяется по двум направлениям: восход и запад Солнца. Для этого на земле отмечают забитым колом точку А, через 10 метров во время восхода в направлении его центра отмечаем точку С. При закате Солнца, на таком же расстоянии в направлении его центра отмечаем точку В. Точкой О обозначают середину линии ВС. Линией север-юг будет направление АД, проходящее через точку О. Определив таким образом стороны горизонта в данной точке, можно проверить их по показаниям буссоли (буссоль – прибор для измерения углов между магнитным меридианом и направлением на какой-либо предмет (азимутов).
Быстрее и проще в пустыне определить стороны горизонта ночью по Полярной звезде. Направление на Полярную звезду совпадает с направлением север – юг, если линия, соединяющая Полярную с четвертой звездой созвездия Кассиопеи и со второй от конца звездой в «хвосте» созвездия Большой Медведицы, будет приблизительно перпендикулярна к линии горизонта. При наблюдениях в южных широтах следует учитывать, что Полярная звезда отклоняется от меридиана максимум на 1°30′.
Следы на горных породах
Ветер легко разрушает мягкие горные породы: известняки, песчаники, лесы и др. Под его воздействием в таких породах часто возникают параллельные борозды, разделенные острыми гребнями. Например, на верхней части известкового плато Ливийской пустыни много вытянутых в направлении постоянного северного ветра борозд глубиной до 1 м.
Ветер также полирует скалы и камни. Обветренная сторона камня всегда хорошо видна.
На полуострове Мангышлак (Каспийское море), который представляет собой полупустыню с бедной растительностью, преобладает так называемое ячеистое физическое выветривание. Подверженные ему породы напоминают пчелиные соты. Подхваченные стремительным порывом ветра, песчинки, находясь во вращательном движении, ударяются о скалы и высверливают углубления в мягких породах. Зная направление ветра, в этом и подобных случаях также можно ориентироваться.
Застывшие волны
Песчаная поверхность под влиянием преобладающего ветра представляет собой как бы застывшие в одном направлении волны. Эту особенность используют для ориентирования в пустыне.
Песок, гонимый ветром, ложится на уже осевший. Так возникают в пустыне барханы. Сторона бархана, обращенная к ветру, всегда пологая. Подветренная сторона – крутая, почти отвесная, даже иногда с небольшим козырьком, который со временем падает вниз или же сносится ветром и летит вниз или же сносится ветром и летит дальше. По барханам путник пустыни может всегда, определить нужное ему направление. Так, вдоль долины Амударьи на десятки и сотни километров простираются барханные пески Приамударьинской барханной полосы.
В открытой местности с песчаной почвой ветер образует песчаную рябь в виде параллельных валиков, перпендикулярных к направлению ветра. Нередко такая рябь образуется на наветренном уплотненном склоне барханов.
Хорошие указатели сторон горизонта – мелкие песчаные накопления, образованные ветром около различаемых препятствий (неровностей поверхности, глыб, камней, кустов и т. д.). На песчаном бугорке, например, растет одинокий кустик. С одной его стороны легко заметить треугольный нанос в виде песчаной косы, вытянутой острым краем в направлении движения ветра.
Подобным образом можно определить страны света в грядовых песках, где ряды обычно располагаются по направлению господствующего ветра.
Легче ориентироваться на территории пустынь Устюрт с ее обрывами-чинками и Бетпак-Далы, где на юго-востоке на горизонте видны возвышенности, примыкающие к отрогам Чиилийских гор.
Чтобы не сбиться с пути при движении но барханным или бугристым пескам, намечают вдали какой-либо ориентир (ночью – яркую звезду), совпадающий с направлением движения, и продолжают путь.
Искусственные ориентиры в пустыне
Большую помощь при определении сторон горизонта в пустыне оказывают искусственные ориентиры, к примеру мазары – магометанские могилы.
Обычно они расположены на возвышенных местах, у перекрестков троп. Стенки мазара ориентированы по странам света.
Другие искусственные ориентиры пустыни – субурганы, обо, оюки.
Субурганы – буддийские священные знаки. Они указывают путь к местам осуществления обрядов религиозного культа и часто находятся на дорогах, что имеют общее экономическое значение. Поэтому субурганы– своеобразные дорожные маяки.
Обо – священные знаки из нагромождения камней, расположенные обычно на перекрестках троп и, как правило, на возвышенных местах, благодаря чему видны издалека.
Оюки – указатели дорог, в основном к колодцам, сложенные на возвышенных местах в виде пирамиды из хвороста и саксаула у развилок троп.
В выборе направления к оазису или населенному пункту путеуказателями служат следы зверей, остатки снаряжения вьючных животных, погибших на караванных путях, следы от костров.
Кроме, того, во время работ в пустынях для обеспечения безопасности, а также при розысках заблудившихся людей или каравана в определенных местах ставят небольшие столбики с условными надписями, сооружают курганчики четырехугольной, круглой или другой формы.
Проще всего с вершины бархана или бугра сигнализировать заранее установленным знаком – дымом от дымовой шашки или костра с добавлением растения пустыни – солянки. Еще лучше для световой сигнализации использовать ракеты.
Чабанская «навигация»
По всей территории Туранской равнины в древней дельте Сырдарьи (междуречье Амударьи и Сырдарьи) разбросаны чабанские маяки – своеобразные искусственные ориентиры. От горизонта до горизонта желтые горы перевевающегося песка. Но вот вдали что-то возвышается на гребне бархана. Это бревно, увенчанное пучком выгоревшего на солнце камыша – чабанский маячок. Он приведет вас к озерцу у подошвы бархана, заросшему густым камышом.
Бывает и так, что в окрестностях маяка нет ни колодца, ни скважины. Ориентир указывает лишь направление до ближайшего водопоя. Чабаны хорошо знают свою степную лоцию. Опознав маячок, они быстро сообразят, куда гнать отару. Топографы и изыскатели по названию, внешнему виду маячков «привязывают» их, то есть определяют местоположение относительно известных населенных пунктов, дорог или узбоев (сухих русел и речных долин).
Маяки не отличаются изысканностью архитектуры. Один сложен из саксаула, другой из глины и камыша, третий – бывают и такие – из костей животных! Они лишь по своей сути маяки. Ведь в песках, как и на море, одни волны до самого горизонта, с той лишь разницей, что песчаные волны – застывшие. Среди такого однообразия очень просто заблудиться. Если на перегоне чабан не сбился с пути, – отара к месту назначения придет с привесом. Сбился – отара может угодить и в заросли ядовитого итсегена, которым домашние животные иногда отравляются.
Навигация, если это слово понимать широко, как известно, была привилегией лишь мореплавателей. Однако не скотоводы ли в своих продолжительных переходах начали первыми задумываться о методах ориентирования? В трудной борьбе за свое существование человек осваивал пустыню. Приспосабливаясь к ней, постигая ее суровые законы, он придумал маяки. Самые расторопные топографы иногда не могут так мобильно и так своевременно отражать все те изменения, которые происходят в том или ином географическом районе, как это делают чабаны с помощью своих маячков. Поэтому чабанскими маячками не стоит пренебрегать».
libtime.ru
По Дорогам Древних Караванов / ATLANTA TRAVEL / Rusadventures.ru
День 1: Встреча в аэропорту в Ташкенте, трансфер в гостиницу. Обзорная экскурсия по Ташкенту.
Посещение религиозного центра современного Ташкента. Комплекс Хазрати Имам сформировался на могиле известного ученого, знатока Корана и хадисов, поэта, ремесленника Хазрет Имама. Здесь находится и медресе Муи-Муборак, в котором хранится известный во всем мире Коран халифа Османа. Это первоисточник священной книги в переплёте, который был написан в середине 7го века на шкуре оленя.
Обед.
Продолжение экскурсии по городу: действующее медресе Кукельдаш (16 в) и многоликий, пестрый базар Чорсу.
Базары – накрытые столы Всевышнего, кто приходит туда, тот получает свою долю».
Аль-Бухари «Хадисы»
Ужин в ресторане. Ночевка в гостинице.
День 2: Переезд в Самарканд на новом высокоскоростном поезде “Afrosiob” (280 км)
Трансфер на ж/д вокзал. Переезд в Самарканд на новом высокоскоростном поезде “Afrosiob” (280 км)
8:00 Отправка поезда
10:08 Прибытие в Самарканд.
Обзорная экскурсия по Самарканду. Посещение площади Регистан, медресе Улугбека, медресе Шер-Дор, мечеть Тилля - кори. Мавзолей Гури-Эмир (15 в). Мечеть Биби-ханум и старогородской базар Сиаб.
Вечером визит в местную узбекскую семью. Совместное приготовление традиционного узбекского блюда – плова. Ужин.
День 3: Самарканд
О, Самарканд, звезда Востока,
В лазурном свете куполов,
Ты средь цветов бутон прекрасный,
Ты свет из глубины веков…
Самарканд «Сайкали Руи Замин» - «Блеск лика Земли», город лазурных куполов и голубого неба, город легенд и преданий. Экскурсия по древнейшему городу Средней Азии 2750-летнему Самарканду. Посещение ансамбля Шахи-Зинда, обсерватории Улугбека. Посещение бумажной мастерской, находящейся в кишлаке (деревне) Кони-Гил 8 км от Самарканда. Здесь занимаются производством знаменитой шелковой бумаги из коры тутового дерева по технологиям 9 – 15 вв. Визит на винный завод им. Ховренко, основанный более ста лет назад. Экскурсия и дегустация самаркандских вин.
День 4: Самарканд – Шахрисабз – Бухара
Переезд Самарканд - Шахрисабз (90 км). Дорога пролегает по живописному перевалу Тахтакарача (самая высокая точка – 2100 м). По дороге остановка для фото.
Экскурсия по Шахрисабсу. Обед в национальном доме.
Переезд в Бухару(260 км). Прибытие в гостиницу. Свободное время.
День 5 Экскурсия по Бухаре.
Посещение медресе Надир Диван Беги(1622), фантастические птицы на портале медресе – символ Бухары. Медресе Кукельдаш – самое большое медресе в Бухаре, Медресе Улугбека – единственная постройка, оставшаяся со времен знаменитого «ученого на троне» Улугбека. Комплекс Пои Калян «подножие минарета», минарет Калян (47 метров), мечеть Калян. Цитадель Арк (2в. до н.э.- 19 в), мечеть Боло Хауз (1712), мавзолей Исмаила Самани (10 в) – самое старое из сохранившихся зданий Средней Азии.
Ужин во дворе медресе Нодир Диван Беги с просмотром танцевальной шоу-программы.
День 6 Бухара-Хива
Переезд Бухара – Хива (480 км) по пустыне Кызылкум (Красные Пески).
Только первые 50 км от Бухары еще можно увидеть кишлаки и хлопковые поля. Затем начинается пустыня Кызылкум. После Газли можно увидеть барханы. Можно совершить прогулку по пустыне. По возможности можно сделать её в том месте, где обычно обитают пустынные животные зайцы, суслики, тушканчики, черепахи, вараны и лисы. Для любителей фауны – это возможность найти много новых и интересных растений пустыни.
По дороге остановка с живописной панорамой на реку Аму-Дарья.
Отдых и обед в чайхане в пустыне. Ланч-бокс.
Прибытие в Хиву – долгожданный оазис в пустыне.
Ужин. Ночевка в гостинице.
День 7 Хива.
Экскурсия по Хиве. Посещение Ичан-Кала.
Крепость Куня-Арк "город в городе". Здесь находились ханская мечеть, резиденция хана, верховный суд, ханская приемная - куриныш-хана, пороховой завод, монетный двор, гарем, кухни, конюшни, гауптвахта и др. В южной части куриныш-ханы находился тронный зал с двухколонным айваном (террасой). В середине зала была юрта, во время приемов у нее восседал хан. Айван был украшен сине-бело-голубой майоликой с восхитительным орнаментом.
Многоколонная мечеть Жума. Мечеть была построена в 10 веке, имеет 212 резных деревянных колонн. Она вмещала всех мужчин города, которые приходили в нее на пятничное богослужение. Комплекс Пахлаван Махмуда - захоронение известного в Хорезме поэта, которого считали покровителем Хивы. Основной зал мавзолея исполнял роль усыпальницы хивинских ханов.
Обед – шивит-ош – хивинское оригинальное блюдо из домашней лапши, замешанной на зелени свежего укропа с овощной подливкой.
Продолжение экскурсии. Минарет Кок-Минор, дворец и гарем Таш-Хаули (18 век). Караван-сарай (гостиница) Аллакули-Хана, в котором ныне располагается Хивинский базар.
Минарет и медресе Ислам Ходжа. Визирь одного из хивинских ханов Ислам-ходжа в 1908-1910 годах построил ансамбль, в который входили медресе и минарет Ислам-ходжа. Минарет является самым высоким в Хиве и завершает ансамбль Ичан-калы. Ствол сооружения постепенно сужается к верху. Этот прием еще больше возвышает минарет.
Ужин. Ночевка в гостинице
День 8 Перелет Ургенч - Ташкент
Переезд в столицу Хорезмской области – Ургенч (20 км). Посадка на рейс до Ташкента. Прибытие в Ташкент. Продолжение экскурсии по Ташкенту. Посещение Музея истории Узбекистана. Монумент Мужества. Площадь Независимости. Площадь Амира Тимура. Ташкентское метро.
Прощальный ужин. Проводы в аэропорт. Окончание тура.
Вам будет интересно, вы получите массу впечатлений и не устанете отдыхать, так как программа тура составляется с учетом ваших интересов и финансовых возможностей. Мы всегда рады пойти навстречу нашим клиентам и рассмотреть Ваши особые пожелания, изменить продолжительность поездки или места посещения.
В стоимость программы входят:
- размещение в гостиницах по городам на базе номеров Double/Twin
- трансферы
- предоставление комфортабельного транспорта
- ж/д билет на поезд «Афросиаб» Ташкент - Самарканд
- билет на рейс Ургенч – Ташкент
- услуги опытного русскоговорящего гида-сопровождающего для групп
- услуги местных гидов по городам для индивидуальных туристов
- входные билеты по объектам города (по программе)
- дегустация вин в Самарканде
- ужин с фольклором в Бухаре
- полный пансион питания (завтраки в гостинице, 8 обедов, 8 ужинов)
- минеральная вода каждый день
В стоимость программы не входят:
- международный авиаперелет
- видео и фотосъемки
- чаевые
- страховка
- безалкогольные и алкогольные напитки.
Ташкент – Самарканд – Шахрисабз – Бухара – Хива – Ташкент
Поиск и сортировка туров
www.rusadventures.ru
Древний караванный путь
Прикаспийская низменность, словно коридор, узкой полосой растянувшаяся с севера на юг между западным побережьем Каспийского моря и восточными отрогами Кавказских гор, с древнейших времен играла особую роль в исторических судьбах народов Юго - Восточной Европы, Закавказья, Передней и Средней Азии.
Передняя или Западная Азия — регион, охватывающий Армянское и Иранское нагорья, Аравийский полуостров, Месопотамию и территорию, прилегающую к восточной части Мраморного, Эгейского и Средиземного морей.
Удобная для передвижения больших масс народа, изобилующая пресной водой и заливными лугами эта низменность еще в эпоху ранней бронзы служила тем путем, по которому воинствующие племена тюрков-степняков Поволжья и Северного Прикаспия устремлялись на юг, в богатые районы древнего оседлого земледелия. Древние авторы сообщают о неоднократных вторжениях скифов, сарматов, гуннов, савир и других воинственных племен тюрков - степняков в Мидию, Урарту, Ассирию, Сирию, Палестину и Египет.
Этот древний путь был также важнейшей трассой международной торговли, связывающей на протяжении многих веков области Восточной Европы с государствами Передней Азии и Ближнего Востока. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон (I в. до н.э.) сообщал, что по этому пути "...аорсы (тюрко-язычное племя) на верблюдах перевозили индийские и вавилонскйе товары, получая их от армян и мидян". Не менее интересно и сообщение другого древнегреческого историка Клавдия Элиана (II в.) о том, что в "...Каспии ловят осетров, посыпают солью и приготовляют соленье или сушат. Затем навьючивают на верблюдов и везут в Экбатаны".
О значимости этого караванного пути для древнего мира свидетельствуют неоднократные упоминания о нем в трудах древних римских, греческих, византийских, сирийских, персидских, арабских историков и географов, а также стремление многих могущественных держав распространить свое влияние на этот район. Сюда рвались цари Персидской державы Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.) и вынашивал план похода Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.). На этот район пыталось распространить свою власть Парфянское царство (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.), сюда готовил поход известный римский император Нерон (54-68 гг.), здесь закончил неудачей военную экспедицию другой римский император Домициан (81-96 гг.), в течение нескольких столетий сюда пытались проникнуть цари Ирана из династии Сасанидов (224-651 гг.).
Парфянское царство - государство в 250 г. до н.э. — 224 г. н.э. к юго- востоку от Каспийского моря. Название получило от парфяно-иранского племени. В период расцвета (середина I в. до н.э.) простиралась от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима па Востоке.
Вся история этого важного военно-стратегического й торгово-экономического района была борьбой стран и народов за распространение на него своего влияния.
pro-derbent.ru
ПУТЯМИ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ - Журнал Коммерческий Транспорт
Три недели без нормального сна и отдыха, ежедневные 700-800 километров за рулем, жара местами под пятьдесят градусов – и это все по доброй воле? Добро пожаловать на ралли-марафон «Шелковый путь – 2016»! Это действительно грандиозное по своему размаху мероприятие и очевидная заявка на звание самого крутого ралли на планете. И теперь я могу с гордостью говорить: «Я там был!» От начала и до конца!
Николай МАРКОВ / Фото автора
В прежние годы мне уже дважды – в 2012-м и 2013-м – доводилось проехать «Шелковый путь» в составе пресс-экипажа газовской команды. Эти гонки без преувеличения становились для меня одними из самых ярких событий в году, после которых я наглухо «заболел» ралли-рейдами. Однако то были ралли «всего-то» недельной длительности, к тому же проходившие по территории одной только России. И даже их суммарный километраж не конкурент тому, который предстояло «намотать» теперь: 11 тысяч километров от Москвы до Пекина с заездом в столицу Казахстана! На все про все – 21 день, включая суточный передых для гонщиков в Алма-Ате. А потому, когда мне поступило предложение пройти этот путь с давно знакомой командой «ГАЗ Рейд Спорт», двух мнений у меня быть не могло: надо собираться!
Маршрут 2016 года: 3 недели, 16 ключевых городов и почти 11 тысяч километров!
7 июля на традиционном месте сбора команд для административных проверок – столичном стадионе «Лужники» – выстроились 120 грузовиков и внедорожников, готовых вечером следующего дня принять старт на Красной площади. Из этого количества 11 экипажей нацеливались ехать лишь до Алматы в рамках чемпионата России по ралли-рейдам, за очередной этап которого уже традиционно засчитывалось прохождение половины трассы марафона «Шелковый путь». Еще два десятка экипажей заявились одновременно в оба зачета, пожелав дойти до Пекина и получить очки в национальном чемпионате. Вот и команда «ГАЗ Рейд Спорт» привезла в Москву сразу шесть боевых машин: все, что есть в наличии! Но только двум из них – ГАЗели NEXT с экипажем в составе Вячеслава Субботина и Евгения Павлова, а также Соболю с единственным на гонке женским экипажем Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной – предстоял путь до китайской столицы. Остальным же двум ГАЗелям под управлением братьев Коструковых, а также двум грузовикам (Садко NEXT с пилотом Болеславом Левицким и Садко с пилотом Михаилом Шкляевым) нужно было финишировать в Казахстане. Ну а сам я отправился в путь на своем Соболе 4х4, который верой и правдой служит мне уже третий год и успел набегать к началу марафона 75 тысяч километров. Накануне выезда потребовалось лишь обновить комплект износившейся резины Michelin Latitude Cross на еще один такой же да провести плановое ТО.
Первая в очереди – ГАЗель NEXT Михаила Кострукова и Олега Нежнова, победителей IV этапа чемпионата России в категории «Рейд Спорт»
Соболь в безлюдных районах предгорий Циляньшаня
МИМОЕЗДОМ
ЦЕНА ВОПРОСА ИЛИ ВОПРОС ЦЕНЫ?
Частый вопрос, который задают мне относительно «Шелкового пути», касается стоимости участия в марафоне. Арифметика тут очень проста: за регистрацию каждого спортсмена, будь то пилот или штурман, придется заплатить по 7800 евро, а за каждого иного члена команды (механика, водителя, менеджера, журналиста и т.д.) – по 3500 евро. Таким образом, заявочный взнос даже для самой небольшой команды с одним боевым экипажем, бригадой хотя бы из 4 механиков и «завхозом» уже тянет на 2,5 миллиона рублей. К этому нужно прибавить аренду специального навигационного оборудования для каждой заявленной машины (требуются залоги от тысячи евро), затраты на топливо (для легкового внедорожника – от 100 тысяч рублей), счета за гостиницы и питание во время перегонов между бивуаками. Наконец, нужно заложить про запас в бюджет несколько тысяч евро на возможные услуги эвакуаторов и автовозов, которые могут понадобиться в процессе гонки. Ну и остается учесть стоимость собственно гоночного болида и «техничек», которые у разных команд тоже могут различаться на порядок, а то и два. Как видно, увлечение ралли-рейдами – удовольствие не из дешевых!
В силу продолжительности марафона бесполезно стараться уместить в одну статью события по каждому проведенному в гонке дню. Скажу больше: на последней неделе накопилась такая усталость, что я уже сам утратил счет дням и перестал глобально ориентироваться в нашем местоположении на территории Китая, перестал запоминать названия городов и провинций, через которые доводилось проезжать. Количества приключений и адреналина, которые выпали на нашу долю в эту последнюю неделю, иным людям хватило бы на год вперед. Например, мы с моим попутчиком – «телевизионщиком» Владом Кулачихиным – не доезжая города Хами тушили на автомагистрали горящий китайский грузовик, перевозивший мотороллеры и бетономешалки (ни один из китайских водителей при этом рядом не остановился: помогать друг другу на дороге там, похоже, не особо принято). На следующий день в течение четырех часов на изнурительной жаре вытаскивали наш Соболь из ловушки в предгорьях Циляньшаня. Преодолев несколько десятков километров песков и безлюдной каменистой пустыни, повисли на гребне одной из горок: ровно у нас на пути под сыпучим песчано-грунтовым покровом сопки оказался скрыт огромный каменный валун, на который мы «приземлились» корпусом «раздатки». А в последний день из-за абсолютной непродуманности китайскими организаторами процедуры сопровождения каравана участников на перегоне между Хух-Хото и Пекином десятки машин отстали от колонны во время дозаправок. В их числе и наш Соболь. Гоночное навигационное оборудование при этом уже было демонтировано с машин, а потому мы в гордом одиночестве проехали две сотни километров пригорода и половину Пекина, не имея ровным счетом никаких ориентиров. Благо, я уже бывал раньше в китайской столице и имел хотя бы смутное представление о ее строении, а также знал, что олимпийский стадион, на территории которого была запланирована церемония торжественного финиша, надо искать на 5-й кольцевой автодороге. Ведь выражение «Язык до Киева доведет» в Китае не работает: 99% населения решительно не понимают никакого другого языка, кроме родного.
На автомагистрали в районе города Хами у встречного автопоезда загорелись грузовые мотороллеры, которые тот перевозил. Совместными усилиями пожар удалось ликвидировать за 10 минут, но вот ни один из китайских водителей за это время рядом даже не остановился: помогать друг другу на дороге там, похоже, не особо принято…
Но все это были цветочки по сравнению с мощной песчаной бурей, накрывшей ночью бивуак в Дуньхуане. Я-то думал, что уже знал, что такое песчаная буря – попадал в нее дважды в Астраханской области. Сильный ветер поднимает тучи песка, который свободно залетает тебе под одежду, в обувь, в сумки… Возникает натуральное ощущение, что попал в пескоструйную камеру: ты словно железяка, которую струи песка очищают от ржавчины… Но в астраханской пустыне ты прыгаешь в машину, отъезжаешь на 20 километров в сторону цивилизации – и от бури не остается и следа. Напоминают о ней только горстки песка, отложившиеся в карманах твоей рубашки. В Гоби, мягко говоря, все не так. Начать с того, что сама фактура песка иная: он мельче, больше похож на пыль. От этого песчаная взвесь заволакивает горизонт куда основательнее и поднимается в воздух намного выше. Видимость по сторонам падает до нескольких десятков метров. К этому надо добавить изнуряющую духоту и ураганный ветер, запросто крушащий уличные рекламные щиты. И масштабы бедствия не те: проснувшись утром в песчаном тумане, мы тут же решили «делать ноги» в соседний город Цзюцюань, чтобы сбежать от этой напасти. Проехали 100 километров… 200… 500… Но вокруг ничего не меняется: буря накрыла территорию сразу нескольких провинций! О проведении гоночного этапа в этот день, разумеется, не могло быть и речи.
Песчаная буря в разгаре: на фото – середина дня, а видимость вокруг такова, что не просматривается даже обстановка на встречной полосе
Вообще капризы погоды, сопровождавшиеся отменой отдельных спецучастков, терроризировали весь нынешний «Шелковый путь». Так, на территории России из-за проливных дождей пришлось пропустить весь этап между Татарстаном и Башкирией. А в Казахстане трассу дважды сокращали из-за резкого подъема уровня воды в реках и шквалистого ветра, который не позволил поднять в небо авиацию сопровождения марафона. У зрителей, многие из которых проезжали по несколько сотен километров из соседних областей и оказывались именно возле отмененных участков спортивной трассы, это вызывало невероятное огорчение. Спортсменам же, напротив, такие отмены дарили дополнительные драгоценные минуты покоя. Но сложнее всех в плане отдыха приходилось механикам. Когда я вставал рано утром, подремав в Соболе порядка четырех-пяти часов, то видел, что во многих командах технический персонал спать еще даже не ложился, заканчивая подготовку машин к очередному этапу. Весь отдых механиков, таким образом, приходился на время перегона «техничек» от одного лагеря до другого. То есть спать они могли только урывками и в движении, и при этом кто-то из них, не поспав, должен был еще сидеть за рулем.
Раннее утро на бивуаке в Алашань-Юци: я уже проснулся, а газовские механики, занимающиеся подготовкой машины Субботина к старту очередного этапа, еще даже не ложились
Теперь телеграфным текстом пробежимся по основным спортивным событиям. Для болельщиков, следящих за баталиями в «грузовой» категории Т4, прошедший марафон запомнился острым противостоянием экипажей КАМАЗ-мастер с голландцем Мартином ван ден Бринком, пилотировавшим диковинный капотный грузовик Renault с кабиной от армейской модели Sherpa 5 и автоматической трансмиссией. «Ты поснимай его как следует как можно скорее, – напутствовали меня коллеги в Москве. – А то ведь развалится диковинка еще где-нибудь на Урале…» Однако же диковинка не развалилась ни на Урале, ни в казахских степях. Более того, к моменту перехода китайской границы голландец и вовсе захватил лидерство в гонке, воспользовавшись поломкой Эдуарда Николаева: на горном спецучастке после Алма-Аты его капотный КАМАЗ наскочил на камень и пробил поддон двигателя. Экипаж пробовал залепить дыру «холодной сваркой», но заплатку смыло в первом же броде… Этот инцидент откинул Николаева в общем зачете сразу на седьмую строку, по большому счету лишив дальнейшей возможности бороться за «золото». Правда, голландцы недолго почивали на лаврах: едва заехав в первые серьезные пески пустыни Гоби, форсированный двигатель Шерпы начал сильно перегреваться, и ван ден Бринк вынужден был сильно снизить темп, пропустив КАМАЗы вперед.
Экипаж «капотника» Renault Sherpa во главе с Мартином ван ден Бринком держал в напряжении камазовских болельщиков почти до конца марафона. Вот только реванша уже не будет: в сентябре грузовик голландца сгорел дотла на тестах в Словакии
Всю ночь механики его команды Mammoet Rallysport искали, куда можно навесить дополнительные радиаторы, и на следующее утро Renault вновь помчал быстрее челнинских грузовиков. Лишь на 12-м этапе гонку, которая все глубже уходила в дюны, смог возглавить Айрат Мардеев. Ван ден Бринк же потерял здесь 17 минут на замену пробитого колеса: до этого момента с проколами ему везло явно больше, чем камазовцам. На следующий день на Шерпе забарахлила электроника, и дальше о победе голландцы уже не думали: на заключительном 14-м этапе между Вухаем и Хух-Хото их ждало сражение с экипажем Николаева за «бронзу». Дуэли как таковой не получилось: в середине спецучастка на КАМАЗе развалился амортизатор, а его обломки разнесли вентилятор и пробили радиатор, предопределив исход противостояния. Победу же на этапе и в марафоне отпраздновал экипаж Айрата Мардеева, второе место осталось за Дмитрием Сотниковым.
Капотный КАМАЗ за время, прошедшее с дебюта на «Золоте Кагана», успел избавиться от части «детских болезней»: на него поставили другие рессоры, поменяли и перенесли радиаторы – так что надежность машины определенно повысилась
Машины победителей: на переднем плане – Peugeot Сириля Депрэ, на заднем – КАМАЗ Айрата Мардеева
Мазовская команда на отдельных этапах попадала в тройку призеров, но также столкнулась с серьезными трудностями. По пути в Астану на машине Вязовича треснувший выпускной тракт оплавил магистрали пневмосистемы. На этапе Урумчи – Хами машина Василевского перевернулась на дюне, а после того, как ее поставили на колеса силами подоспевших товарищей по команде, еще и загорелась. Так что лучшим результатом минчан по итогам марафона стало шестое место Сергея Вязовича, который лишь 8 минут не успел отыграть у китайского пилота Хоу Хуннина, выступавшего на бывшем КАМАЗе Владимира Чагина. Два других МАЗа заняли 9-е (Василевский) и 10-е (Вишневский) места. О ком еще стоит упомянуть? Кроме капотной Шерпы за команду «Mammoet Rallysport» ехал еще один грузовик Renault – бескапотник серии «К», пилотируемый голландцем Паскалем де Бааром. На прологе в Казани он финишировал третьим, но все остальное время держался в тени и прибыл в Пекин с седьмым итоговым результатом, опередив на 40 минут КАМАЗ Антона Шибалова – на последнем этапе тот перевернулся на дюне.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» финишировала полным составом, заняв 6-е, 9-е и 10-е места. На фото – экипаж Алексея Вишневского
На КАМАЗе с бортовым номером 315 ехал смешанный российско-китайский экипаж в составе пилота Хоу Хуннина, штурмана Шеня Синя и механика Андрея Мокеева
Еще один боевой грузовик из команды «Mammoet Rallysport» – бескапотный Renault серии K – в гонке не блеснул
Казахский пилот Артур Ардавичюс несколько лет назад пересел с КАМАЗа на «капотник» Tatra Jamal, который теперь думает поменять на новый прототип, построенный на шасси MAN
По похожему сценарию развивались злоключения экипажа Андрея Каргинова. На 9-м этапе КАМАЗ с бортовым № 314 упал на бок в одной из песчаных воронок, да так неудачно, что эвакуация его затянулась не на часы – на дни! Когда на вторые сутки его поставили-таки на колеса силами двух других грузовиков, «триста четырнадцатый» остался помогать «подметальщикам» с эвакуацией из песков дюжины заночевавших там легковых экипажей. Но к вечеру сам встал из-за поломки подвесного подшипника – пришлось задержаться в пустыне еще на одну ночь. Правила марафона позволяют каждому экипажу три раза пропустить финиш этапа, каждый раз получая 100-часовой штраф: на сленге гонщиков это называется «взять джокера». Так что формально Каргинов остался в зачете, но «багаж» из 310 часов откинул его на 16-е место.
У пилотов двух «капотников» Tatra Jamal – Томаса Вратны и Артура Ардавичюса – гонка тоже не сложилась: 11-е и 13-е места. Очевидно, эти уже немолодые грузовики исчерпали свой гоночный потенциал, а потому Ардавичюс даже приходил к газовцам и интересовался возможностью установки капотной кабины NEXT на шасси MAN… Наконец, до финиша в Пекине с 14-часовым отставанием от лидера (12-е место) добрался Терухито Сугавара – единственный представитель Японии, выступавший на грузовике Hino 500. Прочие же места во второй и третьей десятке итоговой ведомости заняли пилоты «быстрых техничек», обслуживавших интересы «легковых» команд и фактически не ввязывавшихся ни в какую спортивную борьбу.
Единственный представитель Японии в классе грузовиков – Терухито Сугавара – занял 12-е место
Тяжелые трехосные грузовики – такие как этот Renault Kerax – все еще встречаются в ралли-рейдах, однако используют их исключительно в качестве «быстрых техничек», обслуживавших интересы «легковых» команд и не ввязывающихся ни в какую спортивную борьбу
Теперь о легковых. Тут все три недели кряду шли разборки между экипажами, выступающими на заднеприводных багги Peugeot 2008 DKR, и пытающимися их догнать экипажами на полноприводных прототипах Mini All4 Racing. Вмешаться в этот спор оказалось больше никому не под силу. На пятом этапе в Казахстане лидер марафона Стефан Петрансель не успел «осадить» перед чередой бугров и исполнил сальто из шести оборотов через крышу. Эстафету лидера тут же подхватил другой представитель Peugeot – Сириль Депрэ, подпираемый сзади партнером по команде Себастьеном Лёбом. Развязка в борьбе за «золото» наступила на 12-м этапе. На финиш спецучастка в Алашань-Юци первым примчался Лёб. Но, как оказалось, экипаж «не взял» сразу две контрольные точки (на навигационном приборе не было отметки о проезде мимо них на требуемом приближении). На этом француз заработал 4-часовой штраф и расстался с чемпионскими амбициями, открыв прямую дорогу к победе в общем зачете Сирилю Депрэ. Экипажам на Mini – саудиту Язиду Аль-Раджи и россиянину Владимиру Васильеву – достались в марафоне второе и третье места.
Стефан Петрансель и его штурман Жан-Поль Котрэ пытаются поставить на ход свою машину после аварии в казахской степи. Потеряв шесть часов на ремонт, они продолжили гонку и даже выиграли впоследствии несколько этапов, однако уже не смогли подняться выше 15-го места
На бивуаке в Боро-Тале механики «препарируют» машину будущего победителя Сириля Депрэ
С большой теплотой российские и казахские болельщики приветствовали на трассе вот эти китайские прототипы, стилизованные под правительственный лимузин HongQi. Догадываетесь, почему? Да потому что наши люди повсеместно принимали их за «двадцать первую» Волгу!
ГАЗель NEXT экипажа Субботин/Павлов штурмует пески пустыни Гоби
Ну, а как проехали газовцы? Михаил Коструков на зеленой ГАЗели NEXT после финиша в Алма-Ате стал победителем IV этапа чемпионата России в зачете Рейд Спорт, опередив на 12 минут Алдиса Вилцанса на прототипе Mitsubishi из латвийской команды «AV Motorsport». Что же касается экипажей, продолживших путь в Поднебесную, то Татьяна Елисеева и Елена Правдина завершили марафон на 55-й позиции, а Вячеслав Субботин и Евгений Павлов – на 56-й. Итоговые места могли быть заметно выше, но тогда до финиша доехала бы в лучшем случае только одна машина. Но у команды была четкая установка: в Пекин должны приехать оба экипажа! А потому, например, когда у девчонок возникали проблемы – партнеры по команде всегда останавливались. Даже если это влекло впоследствии невозможность финишировать на этапе в установленный срок. Проблемы, безусловно, были: оба экипажа по разу переворачивались. Кончалось топливо. Взрывались колеса. Так, однажды Субботин, использовав все «запаски», вообще приехал на финиш на огрызке литого диска размером с тормозной барабан! Остальное просто сточилось об асфальт… Но со всеми напастями в итоге удалось справиться, и оба гоночных автомобиля с логотипом «ГАЗ» на радиаторной решетке заслуженно прибыли 24 июля на олимпийский стадион в Пекине!
ГАЗель NEXT и Соболь у олимпийского стадиона «Птичье гнездо» в Пекине в очереди к финишному подиуму
ГАЗель и Соболь – не единственные «нашемарки» в легковом зачете нынешнего Шелкового пути: кроме них была еще и Нива, которая тоже смогла дойти до Пекина. Интересно, что постройкой этой машины также занималась команда «ГАЗ Рейд Спорт» по заказу команды «Супротек Рейсинг», а под ее капотом стоит газелевский турбодизель Cummins ISF 2.8
Мимоездом
ГОСТИНИЦА ДЛЯ ГОНЩИКОВ
К нынешнему гоночному сезону в парке машин технического обеспечения команды «КАМАЗ-мастер» случилось прибавление: на «боевое дежурство» заступил новый передвижной дом для спортсменов, построенный на диковинном шасси Sisu Polar. На самом деле эту машину камазовцы купили еще в 2014 году и с тех пор неспешно занимались ее дооборудованием под собственные нужды. В частности, кузов переменного объема с раздвижной правой стенкой заказывали в Германии на фирме «Mildner». Эта надстройка представляет собой жилой модуль, выполненный по образцу купейного вагона поезда. В каждом из купе – спальные полки и столик, в «коридоре» предусмотрена кухня, а под полом смонтирован автономный электрогенератор.
Выбор шасси тоже не будет казаться удивительным, если вспомнить про давнее сотрудничество челнинцев с фирмой «Sisu» в вопросе поставки ведущих мостов для спортивных грузовиков. К тому же кабина и двигатель у финского грузовика позаимствованы у Mercedes-Benz Actros, а лишний раз напоминать про существование СП между КАМАЗ и Daimler, думаю, не стоит. К слову, само шасси здесь тоже очень необычное: со сверхдлинной базой и односкатной ошиновкой, но без привода на передний мост! Как говорят камазовцы, полный привод такой машине без надобности, поскольку ей предстоит ездить в основном по асфальту от бивуака до бивуака. А с легким бездорожьем она справится и так за счет широкопрофильных шин размерности 14,00R20.
www.ktmagazine.ru
По дорогам Древних Караванов
Описание тура
Согласно подтвержденным историческим фактам некогда через территорию Узбекистана проходила одна из ветвей Великого Шелкового Пути. Благодаря этому, государства на территории Узбекистана вбирали культуру соседствующих народов, развивались быстрыми темпами и создавали свою уникальную цивилизацию.
В ходе тура «По дорогам древних караванов» появляется возможность окунуться в атмосферу средневековья и увидеть собственными глазами сохранившуюся многовековую культуру. Именно поэтому в этот тур включены города Ташкент, Самарканд и Бухара.
В городе Ташкент, который насчитывает более 2200 лет, существует, как и древняя архитектура 15-16 веков, так и не менее впечатляющие современные сооружения. Среди исторических достопримечательностей в ходе тура можно увидеть Медресе Кукельдаш, площадь Хаст-и-Имам и бывшую резиденцию князя Романова. Из современных – площадь Независимости, площадь Амира Тимура и Музей Прикладных Искусств.
В жемчужном Самарканде тур включает в себя посещение роскошных медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари, расположенных на знаменитой площади Регистан. Также в Самарканде можно будет побывать в мечети Биби-ханум, ансамбле Шох-и-Зинда, обсерватории Улугбека и в других значимых исторических местностях.
Следующий город в содержании тура «По дорогам древнейших караванов» - это Бухара. Этот город так же считается родиной множества исторических памятников Среднеазиатского региона. Здесь можно будет увидеть загородный дворец бухарских эмиров, известный символ Бухары – минарет Калян и мечеть Калян, один из древнейших сооружений – цитадель Арк, самую старую архитектуру в Средней Азии – мавзолей Исмаила Самани.
Подобный тур подразумевает просмотр достопримечательностей преимущественно пешим ходом. Поэтому самое подходящее время в Узбекистане для проведения подобных туров – это поздняя весна. В конце апреля и начале мая в стране устанавливается теплая погода без интенсивного солнца.
Включено
Комфортабельное транспортное обслуживание по программе
Проживание в отелях на базе завтраков
Внутренний авиапрелет Ургенч - Ташкент (эконом)
Билеты на скоростной поезд Afrosiyab Ташкент - Самарканд (эконом класс)
Высококвалифицированный гид
Не включено
Безалкогольные и алкогольные напитки
Доплата за видео и фотосъемки
Международный перелет
Полный пансион
Экскурсия на завод им.Ховренко
Страховка
Чаевые
Состав тура
Прибытие в Ташкент.
Встреча в аэропорту с табличкой "Canaan TRAVEL".
Трансфер в отель.
Свободное время.
Ночь в гостинице.
Завтрак в гостинице.
Начало Экскурсии по Ташкенту.
Экскурсия по столице Узбекистана возьмет своё начало с религиозного центра современного Ташкента – площадь Хаст-и-Имам, где Вы сможете увидить древнейшие рукописи Средней Азии - Корана Османа 7 века. Ансамбль Хаст-и-Имам сформировался на могиле известного ученого, знатока Корана и хадисов, поэта и ремесленника Хазрет Имама. Следующие место посещения по нашей программе, это действующее медресе Кукельдаш - это одно из крупнейших и сохранившихся в наши дни медресе в Средней Азии, которое находится в самой древней части Ташкента возле площади Чорсу.
Дальше маршрут лежит от музея прикладных искусств Узбекистана к Площадь Амира Тимура., которая не спроста так называется. В центре площади располагается памятник Тимура. Он изображен на коне, что характеризует его силу и отвагу. Недалеко от площади находится музей Амира Темура, где можно детально изучить все то, чего касалась рука великого полководца. Площадь Независимости., это место, где всегда проходят самые главные мероприятия нашей страны. Театральная площадь - это место где расположен театр-оперетты имени Алишера Навои, который был построен во времена второй мировой войны. Бывшая резиденция Князя Романова. В Ташкенте располагается бывшая резиденция Князя Николая Константиновича Романова, которого в 1881 году сослали в Туркестанский край для добычи драгоценных камней. Ташкентское метро – «Подземный музей Ташкента». Это одно из самых необыкновенных мест нашей столицы, ведь каждая станция метро захватывает дух от своей непревзойденной красоты.
Ужин.
Трансфер в гостиницу.
Ночь в гостинице.
Завтрак в гостинице.
Трансфер на ж/д вокзал.
7.30 отправка в Самарканд на высокоскоростном поезде «Афросиаб».
9.38 прибытие в Самарканд.( Встреча с гидом и водителем).
Начало экскурсии по Самаранду.
Самое первое место куда Вы отправитесь - Мавзолей Гури-Эмир(14 в), это сердце Самарканда, где покоится прах великого полководца Амира Тимура, его сыновей Шахруха и Мираншаха и его внуков Улугбека и Мухаммад Султана. Духовный наставник Тимура Мир Саид Барака также удостоился чести быть похороненным в этом мавзолее. На самом деле это очень необычное место, т.к. находясь в нем Вы почувствуете величественность истории Самаркандского края. Еще одно самое главное место в Самарканде, это площадь Регистан с трех сторон окружают живописные здания: медресе Улугбека, медресе Шер-дор и медресе Тилля-Кари.Все эти три медресе устремлены порталами к середине площади и образовывают согласованную ансамблевую композицию. Каждое здание различается своим необычным декором -вырезкой по цветному камню на стенах и порталах. Голубые купола над медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи их украшает глазурнная плитка, она ярко сияет и переливается на солнце. Мечеть Биби-ханум.Вслед за удачным походом в Индию Тимур задумал возвести самое крупное и необычное здание Востока мечеть для своей любимой жены Биби-Ханум. Сияющие стены, огромные минареты, простроенный и обработанный резным мрамором портал мечети, восславляли имя Амира Тимура и его любимой жены.
Мечеть Биби-ханум.Вслед за удачным походом в Индию Тимур задумал возвести самое крупное и необычное здание Востока мечеть для своей любимой жены Биби-Ханум. Сияющие стены, огромные минареты, простроенный и обработанный резным мрамором портал мечети, восславляли имя Амира Тимура и его любимой жены. Ансамбль Шох-и-Зинда состоит из одиннадцати мавзолеев, которые подряд пристраивались друг к другу в течение 14 – 15 веков. Этот уникальный и загадочный ансамбль расположился недалеко от городища Афрасиаб. Ансамбль также называют улицей-кладбищем. Голубые купола мавзолеев, устремившиеся цепочкой вдаль, с высоты птичьего полета выглядят как изящное ожерелье. Мавзолей святого Даниила - уникальное место паломничества – мавзолей духовного хранителя Самарканда и пророка трёх мировых религий - Ходжа Даниёра (библейского пророка Даниила).Обсерватория Улугбека - яркое подтверждение значительного развития в XIV-XV веках в Средней Азии зодчества, науки и культуры. Фабрика "Мерос" и самаркандская бумага. Самаркандская бумага имеет характерный желтый оттенок. Ее специально не отбеливают химикатами, потому и срок ее хранения дольше, чем у обычной белой бумаги в десятки раз. Так, например, если обычная белая бумага хорошего качества сохраняется в течение 40-50 лет, то самаркандская бумага - 300-400 лет.
Ужин.Трансфер в гостиницу.
Ночь в гостинице.
Завтрак в гостинице.
Переезд в Бухару через Шахрисабз (200 км 4 часа).
Экскурсия по Шахрисабсу.
Город Шахрисабз, в переводе означает "Зеленый Город". Он действительно утопает в зелени садов и виноградников. Шахрисабз - один из древнейших городов Узбекистана - очаровывает гостей еще издали. Особенно, когда ночью с горного перевала Тахта-Карача видна внизу разноцветная россыпь его огней, возникает невольное ощущение, что стоишь на пороге восточной сказки.
Шахрисабз – родина Амира Темура. В самом Шахрисабзе сохранилось не так много памятников истории, но все они уникальны или имеют колоссальную историческую ценность. Самая известная достопримечательность Шахрисабза - это дворец Тимура Ак-Сарай (Белый дворец, 1380-1404 гг). Не менее интересен ансамбль мавзолея Дорус-Сиадат ("Место Власти", XIV в) - склеп Джахангира и Омара(сыновья Тимура), который по своим масштабам и отделке сравним с Ак-Сараем и ансамбль Дорут-Тиляват ("голубая мечеть", XIV в) - мавзолей духовного наставника Тимура Шамсиддина Кулола.
Прибытие в Бухару.
Ужин. Размещение в гостинице
Ночь в гостинице.
Завтрак в гостинице.
Начало пешей экскурсии по Бухаре:
Ваше путешествие начнется с посещения ансамбля Ляби-Хауз это одна из центральных площадей города Бухары, архитектурный ансамбль, созданный в XVI — XVII веках. Площадь образована зданиями Медресе Кукельдаш, медресе Диван-Беги и ханаки Диван-Беги, сгруппированными вокруг водоема хауза Нодир-Беги. Медресе Кукельдаш – самое большое медресе в Бухаре, Медресе Улугбека – единственная постройка, оставшаяся со времен знаменитого «ученого на троне» Улугбека.
Минарет Калян, без которого невозможно представить силуэт Бухары. Рядом с минаретом располагается мечеть Калян и, действующее с 16 века по сей день, мусульманское духовное училище – медресе Мир-и-Араб. Цитадель Арк, мечеть Боло Хауз, купольные торговые здания – таки и тимы.Мавзолей Исмаила Самани – самое старое из сохранившихся зданий Средней Азии.Мавзолей Чашма Аюб («Источник Иова»). Легенда о памятнике связана с пророком Иовом (Аюб).
Ночь в гостинице.
Завтрак в гостинице.
Переезд в Хиву по пустыне Кызыл-Кум (455км 6 часов).
Фото-стоп на реке Аму-Дарья, это самая многоводная река Узбекистана
Отдых в чайхане в пустыне
Прибытие в Хиву.
Ужин. Ночь в гостинице.
Завтрак в гостинице.
Начало пешей экскурсии по Хиве:
Крепость Куня-Арк "город в городе". Здесь находились ханская мечеть, резиденция хана, верховный суд, ханская приемная - куриныш-хана, пороховой завод, монетный двор, гарем, кухни, конюшни, гауптвахта и др. В южной части куриныш-ханы находился тронный зал с двухколонным айваном (террасой). В середине зала была юрта, во время приемов у нее восседал хан. Айван был украшен сине-бело-голубой майоликой с восхитительным орнаментом.
Многоколонная мечеть Жума. Мечеть была построена в 10 веке, имеет 212 резных деревянных колонн. Она вмещала всех мужчин города, которые приходили в нее на пятничное богослужение.
Комплекс Пахлаван Махмуда - захоронение известного в Хорезме поэта, которого считали покровителем Хивы. Основной зал мавзолея исполнял роль усыпальницы хивинских ханов.
Ночь в гостинице
Завтрак в гостинице.
Трансфер в аэропорт Ургенча.
20.10 вылет Ургенч-Ташкент.
21.40 прилет в Ташкент.
Трансфер в международный аэропорт Ташкента.
Вылет.
Cтоимость
Группа
Стандарт
Комфорт
2-3
$779
$926
4-6
$665
$813
7-9
$597
$744
10-15
$578
$725
16-20
$543
$691
Включено
Комфортабельное транспортное обслуживание по программе
Проживание в отелях на базе завтраков
Внутренний авиапрелет Ургенч - Ташкент (эконом)
Билеты на скоростной поезд Afrosiyab Ташкент - Самарканд (эконом класс)
Высококвалифицированный гид
Не включено
Безалкогольные и алкогольные напитки
Доплата за видео и фотосъемки
Международный перелет
Полный пансион
Экскурсия на завод им.Ховренко
Страховка
Чаевые
Гостиницы
Стандарт
Комфорт
При отсутствии свободных номеров в указанных отелях, компания предложит аналогичные или выше по уровню варианты.
Отзывы
Оставить отзыв
canaan.travel
ПО СЛЕДАМ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ %
Программа тура:
ДЕНЬ 1: ШЫМКЕНТ – САРЫАГАШ — ТАШКЕНТ (131км., автобусом)
Прибытие в Ташкент (автобусом Шымкент-Сарыагаш-Ташкент). Пересадка в наш автобус в г.Сарыагаш и поездка до Ташкента. Вас встретит наш водитель и гид. Трансферт в гостиницу.
ДЕНЬ 1: ТАШКЕНТ
Размещение в гостиницу и короткий отдых
Завтрак в гостинице/ в ресторанах
Вас ждет экскурсия с гидом по Ташкенту — столице Узбекистана и самому большому городу в Средней Азии. В этот день запланировано посещение:
Старый город часть Ташкента – Здесь до сих пор можно встретить жилые дома, построенные в конце XIX века. Это историческая северо-западная часть Ташкента, на которой располагался город до образования Туркестанского генерал-губернаторства (1865 г.).
Комплекс Хаст-Имам (XVI—XXI века) — Именно здесь хранится знаменитый Коран халифа Османа (VII в.). В Хаст-Имаме вы посетите медресе Барак-хана, мечеть Тилля-Шейха, мавзолей Каффаль Шашии Исламский институт имени Имама аль-Бухари.
Медресе Кукалдаш
«Чорсу» базаар – один из старейших базаров города. Ташкентский базар Чорсу, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, тоже всегда располагался на главной площади города Эски-Жува.
Обед в ресторане
Продолжение экскурсии с гидом по Ташкенту.
Площадь Амира Тимура – Вокруг Площади расположены гостиница «Узбекистан», здания юридического института (бывшее здание женской гимназии), Музей Амира Тимура, знаменитые Ташкентские Куранты и одно из самых грандиозных архитектурных сооружений в Ташкенте – Дворец Форумов.
Площадь Независимости – Это излюбленное место отдыха жителей Ташкента. В немалой степени этому способствовало и то, что на площади находятся самые красивые фонтаны города. Сегодня Площадь Независимости – это место проведения торжественных мероприятий в дни праздников, таких как День независимости Узбекистана (1 сентября) и Новый год (1 января).
Комплекс Минар
Комплекс Мавзолей Шайхантахур (шейха Хованди Тахура)
Мавзолей Толе-Бия «Калдиргач-бия» — верховный старшего жуза казахского народа
Комплекс Мавзолей Занги-Ота. Эшангузар — за город Ташкента (5 км.)
Ужин в ресторане
Экскурсия по городу – вечерний Ташкент.
Ночь в гостинице.
ДЕНЬ 2: ТАШКЕНТ — САМАРКАНД (345 км., скоростным поездом)
Завтрак в отеле
Выезд из отеля до 07:00 и трансферт на железнодорожный вокзал. Скоростной поезд «Афросиаб» отправляется в Самарканд в 08:00 (345 км.) и прибывает в 10:10.
ДЕНЬ 2: САМАРКАНД
Прибытие в г.Самарканд в 10ч:10м. и размещение в гостиницу
Завтрак в отеле
Гид и водитель встретят вас в холле гостиницы.
Экскурсии по древнему Самарканду и вы посетите:
Мавзолей Гур-Эмир (XV век) – усыпальницу Амира Тимура и тимуридов. Этот величественный комплекс состоял из ханака, медресе Мухаммад Султана – внука Амира Тимура и более поздней гробницы самого Амира Тимура и его потомков. Впоследствии Гур-Эмир послужил прототипом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и Тадж Махала в Агре, построенных потомками Тимура, которые правили в Северной Индии.
Площадь Регистан (XV—XVII века) – входит в число красивейших площадей мира, ее называют жемчужиной Центральной Азии, окружающим ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1647). Этот ансамбль считается величайшим среди сооружений Исламского мира.
Медресе Биби-Ханум (1399-1404) – Дух захватывает уже от того, с каким размахом построено это монументальное сооружение, поражающее своими размерами и красотой. Её купол в древности сравнивали с небесным сводом, а арку портала — с Млечным Путем.
Комплекс мавзолей Святого Даниила (1900, но могила была давно раньше) – Вряд ли найдется в мире такое место, куда приходили бы помолиться мусульманин, христианин и иудей. Растянутость здания напрямую связана с надгробием, длина которого равна 18 метрам.
Медресе Хазрет Хызр (VIII век) – одно из древнейших мусульманских культовых сооружений в Самарканде. Мечеть была построена в VIII веке и находилась на возвышении у въезда в город, недалеко от появившихся значительно позднее ансамбля мавзолеев Шахи Зинда и Сиабского базара. Вокруг мечети позднее возникло кладбище. Согласно преданиям, здесь есть семь уровней захоронений и на каждом уровне тела святых или пророков.
Некрополь Шахи-Зинда (XIV—XV века) – Гармонично сплетаясь в живую и подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппированы вдоль узкой средневековой улочки. Шахи-Зинда состоит из одиннадцати мавзолеев, которые были построены друг за другом в 14 — 15 веках. Но основным мавзолеем, откуда и начинается некрополь, считается мнимая могила двоюродного брата пророка Мухаммеда — Кусама Ибн-Аббаса. Его так и называли «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь».
Сиабский базар (закрыто по понедельникам) – является крупнейшим торговым центром Самарканда. Здесь вы можете найти национальный хлеб, фрукты, овощи, сладости и многое другое.
Обед в ресторане
Продолжение экскурсии по Самарканду. Вы посетите:
Музей «Афросиаб» (1970) – это музей Самарканда, посвященный истории основания города. Музей находится в северной части Самарканда за центральным базаром, рядом с холмами древнего городища Афросиаб.
Обсерватория Улугбека (1428-1429) – Научные труды Улугбека были созданы благодаря уникальной обсерватории, которую он воздвиг в Самарканде. Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м.
Поездка и посещение Мемориального комплекса Абу Абдуллах Мухаммад Аль-Бухари (Имам аль-Бухари родился в 810 г., мавзолей находится в поселок Хатанг, бывший Челек, 25 км. от Самарканда).
Ужин в ресторане. Отдых и экскурсия по вечерному Самарканду.
(по желанию гостей может быть организовано Музыкальное театральное шоу с участием артистов).
Ночь в гостинице.
ДЕНЬ 3: САМАРКАНД — ПОСЕЛОК СЕЙТКУЛАТА — КЫЗИЛЧА — НУРАТА — БУХАРА (290 КМ, автобусом)
Завтрак в гостинице.
Выезд из Самарканда автобусом в направлении Бухары по маршруту: поселок Сейткул ата — г.Кызылча — г.Нурата — Бухара, расположенный в пустыне Кызылкум (230 км., 4 ч. *). На дороге остановка:
посещение Комплекса мавзолея Сейиткул авлие ата и Айтеке-бия – верховный младшего жуза казахского народа
посещение Комплекса мавзолея Нурата
Прибытие вЮртовый лагерь «Сафари», размещение в юрте. Катание на верблюдах и свободное время. Обед у костра под народные песни казахского акына.
Обед в юрте/ Отдых в юрте.
(По желанию гостей может быть организован концерт с участием известных Бахши)
* Поездка на минивэне или автобусе в среднем на час дольше.
Остановка в Нуратинском заповеднике
Экскурсия по Нуратинскому заповеднику;
Нурата (город), где вы побываете в местной мечети со святым источником.
Во второй половине дня продолжение пути в юртовый лагерь «Сафари». По дороге остановка на Нуратинском перевале, где сохранились древние наскальные изображения (петроглифы). С происхождением города и его названия издавна связано множество легенд. Появление города связывают с крепостью Нур, которая была основана Александром Македонским в IV веке до нашей эры.
ДЕНЬ 3: БУХАРА
Ужин в отеле/ в ресторане
Вас встретит наш водитель и гид. Размещение в гостиницу, короткий отдых и выезд сразу в экскурсию по городу Бухары.
Экскурсия с гидом в историческом центре Бухары, включенном в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вы посетите:
Крепость Арк (IV век до нашей эры) – древний символ государственной власти. Кажется, что с самого сотворения мира стоит в центре Бухары эта огромная крепость, которая всегда была защитой и опорой для бухарских правителей. В течение веков Арк оставался главной резиденцией бухарского эмира, местом, откуда осуществлялось верховное командование страны.
Мавзолей Саманидов (IX век) – фамильной усыпальницей правителей династии Саманидов представляет один из лучших примеров архитектуры периода правления династии Саманидов (875-999).
Минарет Калян (1127) – символ города Бухары. Из любой точки города видна эта вертикаль, которая неотделима от сложного силуэта города с его грядою порталов, башен и куполов. Главное назначение минарета — призыв бухарцев на молитву.
Медресе Магоки-Аттори (XII век) – исламская мечеть, восходящая к зороастризму. Ее порталы представляют собой шедевр архитектурного декора: они украшены разнообразными способами — резьбой по алебастру, кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой.
Медресе Калян (XV век) – считается одной из древнейших и второй по величине после самаркандской мечети Биби-Ханум во всей Центральной Азии. Здесь в одно время могли молиться около 10 тысяч человек. Сейчас это соборная мечеть города, здесь молятся по пятницам и по праздникам.
Медресе Улугбека (1417) – это прямоугольное здание с двором и парадным входом, украшенным высоким порталом. Имеются башни — гульдаста. В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома.
Медресе Мири-Араб (XVI век) – является действующим медресе, где обучаются будущие имамы, религиозные наставники. А на куполах медресе гнездятся аисты, из года в год прилетающие сюда из Египта.
Мавзолей Бахоуддина Накшбанди (1544)– основателя суфийского ордена Накшбандия. Каждый уважающий себя мусульманин знает и почитает это имя. Известно, что Накшбанди был духовным наставником Темура и совершал хадж в Мекку 32 раза. Мавзолей святого Бахоуддина Накшбанда считается среднеазиатской Меккой.
Комплекс Ляби-Хауз (XVI—XVII века) – исторический источник водоснабжения в Бухаре. Вокруг этого древнего бассейна (36х42 м) глубиной 5 м построены три монументальных памятника XVI-XVII в.в. Это медресе Кукельдаш (1568-1569), ханака (1619-1620) и медресе Надир Диван-Беги. Все они составляют единый ансамбль.
Медресе Абдулазизхана (1651-1652) – Имеется изображения китайского дракона и птицы Семург. В медресе имеются две мечети — зимняя и летняя. Портал медресе поражает своей высотой и богатой наружной отделкой.
Медресе Боло-Хауз (1712) – единственный сохранившийся памятник на площади Регистан. Комплекс состоит из водоема, пятничной мечети и минарета.
Ситораи Мохи-Хоса (XIX век) – летная резиденция последнего бухарского эмира. Здесь можно увидеть венецианские зеркала, японские зеркала, заключенные в необычные рамки, и даже трельяж, который создает отражение, повторяющееся 40 раз.
Ужин в ресторанах
Продолжительность экскурсии: 3-4 часов
ДЕНЬ 4: БУХАРА – ШЫМКЕНТ (чартерным рейсом «Бухара-Шымкент»)
Завтрак в гостинице/ресторанах
Выезд в международный аэропорт Бухары и вылет в Шымкент.
dmt.kz
Казахстанский археолог раскрыл тайны древней долины - Караван
Этот год для замечательного казахстанского археолога особенный: помимо личного юбилея исполняется еще 20 лет, как возглавляемая Самашевым международная экспедиция открыла в Катон-Карагайском районе знаменитое Берельское захоронение сакского царя. Находки редкой сохранности позволили получить представление об одежде, украшениях, быте кочевников IV–III веков до н. э. и даже восстановить их облик.
Месяц назад благодаря госпрограмме “Интеллектуальный потенциал страны” и при поддержке областной власти Восточного Казахстана на месте раскопок в Берельской долине побывал пул журналистов и историков.
Прямо в музее-заповеднике медиакараван учился переводить в цифровой формат информацию об историко-культурном наследии.
Как отметил Зейнолла Самашевич, такие знания являются основой для патриотического воспитания и понимания истоков народных традиций. Сама Берельская долина, как сакральное место, должна, по убеждению ученого, стать туристическим брендом края. Процесс уже пошел. В прошлом году раскопанный курган сакской царицы накрыли стеклянным куполом и сделали экспозицией под открытым небом.
В этом году впервые после долгого перерыва возродили традицию летней археологической практики для студентов регионального госуниверситета.
Сколько из них выберут археологию профессией? Единицы, и то в лучшем случае. Но сам факт возвращения невероятно интересной познавательной летней школы вселяет оптимизм. Ведь, как заметил Зейнолла Самашев, достижения казахстанской науки о древности невозможны без археологии Восточного Казахстана.
Знания – сила
На карте Берельской долины захоронение сакской царицы значится под номером два. Ближайший курган, помеченный номером один, получил известность еще полтора века назад!
В 1865 году экспедиция Василия Радлова раскопала богатейшее погребение сакского вождя, датируемое 367 годом до нашей эры. Около полусотни золотых украшений по сей день хранятся в Москве в Государственном Историческом музее. Как показал радиоуглеродный анализ, “дама” из погребения номер два на сорок лет старше вождя.
По версии профессора Самашева, скорее всего, “радловский” знатный воин приходился царице сыном. Вот уж действительно наука – сила, можно заглянуть в прошлое, как на машине времени.
Находки полевого сезона-2016 – золотые нитки с одежды, пряжки, бронзовое зеркало с ручкой в виде крупной хищной кошки, терка из гранита – выставлены в музее-заповеднике “Берель”. Часть предметов, например, кожаная маска с орнаментом в виде стилизованного петуха или фрагмент головы мифологического существа с остатками золотой фольги, пополнила коллекцию Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея – им необходимы особые условия хранения. Уровень искусности древних мастеров удивителен. Хранитель фонда музея-заповедника Жания СЕГИЗБАЕВА не может скрыть восхищения, когда говорит о тончайшем листовом золоте и бронзовых гвоздях, на шляпках которых выкованы птицы в полете и птицы с опущенными крыльями.
За тысячи лет Долина царей, как еще называют огромный сакральный дол вдоль Бухтармы, повидала разное – походы, встречи, битвы, подвиги, злодеяния… На погребениях, например, специализировались древние криминальные бригады. Из примерно сотни Берельских курганов неграблеными остались единицы. Не исключение и расчищенный этим летом элитный сакский курган, датируемый примерно IV–III веком до нашей эры.
– Диаметр примерно 30 метров, относится к раннему железному веку, – прокомментировал археолог. – Ограблен был неоднократно. Есть нарушение кладки сбоку – это след, который оставили древние расхитители, а большая воронка в центре – это работа так называемых бугровщиков, грабителей XIX века.
Для исследователей изменения каменной кладки – все равно что улики для сыщиков: можно восстановить всю картину преступления. Самое грустное, если при расчистке насыпи проявляется лаз сверху. Это явный след бугровщиков, орудовавших как слон в посудной лавке. Они крушили погребение, разбрасывали вещи, тащили все, что попадалось под руку.
Найти художественные вещи, тем более из драгоценного металла, в таких случаях маловероятно. Древние злоумышленники действовали иначе. Как заметил начальник научного отдела музея “Берель” Жалгас ЖАЛМАГАМБЕТОВ, они проникали в захоронение практически сразу и со знанием дела. Скорее всего, это были те же соплеменники, которые готовили погребальную камеру, – уж слишком хорошо они ориентировались.
Преступники снимали все украшения, возможно, символы власти из драгоценного металла. Но, как правило, не трогали конское снаряжение и утварь. Иногда в целях маскировки они закладывали лаз камнями.
Фактов расхищения так много, что в научном мире даже возникла версия о неком ритуале. Как заметил Зейнолла Самашевич, многое из обрядности предков сегодня выглядит абсурдным: сначала клали вещи в саркофаг, закапывали, через некоторое время доставали обратно… Зачем? Задача археологов – как раз найти объяснение, дать ответы на вопросы: каким было мировоззрение древних кочевников, к чему они стремились?
Грифы, стерегущие золото
Куда уходили золотые украшения из древних курганов? Саки – представители пазырыкской культуры – имели обширные связи с другими народами чуть ли не по всей Евразии. У Геродота можно прочитать о грифах, стерегущих золото. Если учесть, что львиная доля украшений из Берельских курганов представлена образами мифических грифонов, логично предположить, что античный историк имел в виду именно этот народ. У древнегреческих авторов, по словам мэтра археологии, есть название аримаспы – жители, у которых один глаз на лбу. В китайских источниках упоминается инуго, то есть “государство одноглазых”. Скорее всего, речь о народе, который во время культовых обрядов надевал маски. А как сами пазырыкцы себя называли? Эта тайна пока не разгадана.
– Каждый курган дает что-то новое и становится кирпичиком в реконструкции прошлого, – заметил профессор. – В прошлом году в кургане под номером 19 обнаружили остатки головного убора, схожего с корейским периода государства Силла. Это говорит о внешних связях и проникновении культур.
Я предполагаю, что после нападения гуннов пазырыкское государство разделилось на несколько частей. Одна часть ушла в таежную зону в Горный Алтай и дальше в Сибирь, другая – через Иртыш в Семиречье и, возможно, основала культуру, представленную Золотым человеком.
Еще часть пазырыкцев откочевала в Сарыарку, а часть – на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Там находят точно такие же вещи, оружие, одежду. Пазырыкская культура была цветущим, но не воинственным образованием. В отличие от высокой художественной культуры военное дело было развито слабо. Гунны разбросали их в разные стороны, и пазырыкцы, смешиваясь с местными народами, создали новые этносы.
Сюрпризов в лучшем смысле этого слова профессор ждет от курганов, которые осторожно называет прототюркскими. Данные погребения относятся к периоду, который занимает временную нишу между эпохами гуннов и древних тюрков. До сих пор этот исторический отрезок во многом остается белым пятном.
– Пока мы используем термины прототюрки, или сембицы, – рассказал ученый. – Они введены в оборот всего два года назад. Семби – это мощный племенной союз, который жил на Дальнем Востоке, в Забайкалье и дальше на юго-западе Сибири. На определенном этапе они воевали с гуннами и разгромили их.
Сакральная география
Ясно, что один-два кургана, даже самые богатые, не в силах нарисовать полную картину прошлого. Но артефакты задают ученым вектор поиска, позволяют строить версии. Как отметил ведущий научный сотрудник центра алтаистики “Алтайтану” при Восточно-Казахстанском госуниверситете Елдос КАРИЕВ, в этом году все исследования приурочены к задачам, поставленным главой государства в программной статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”.
– Исследования носят комплексный характер, – пояснил археолог. – Мы ведем раскопки и по ходу проводим лекции, рассказываем о месте Берельского некрополя в сакральной географии Казахстана. Отслеживаем связь Береля с памятниками Центрального и Южного Казахстана, показываем преемственность со средневековьем, например, с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави. Мы уже работаем по программе “Туған жер” – “Родная земля”. Школьники во время экскурсий имеют возможность почувствовать причастность к древней истории.
В музее-заповеднике “Берель” представлены реконструированные облики воина и его жены, найденные учеными несколько лет назад в кургане номер 16. В чертах мужчины больше европеоидного, у женщины – монголоидного. Другими словами, брак был межэтнический.
Как предположил Зейнолла Самашев, пазырыкцы предпочитали жениться на выходцах из азиатских глубин, из центральноазиатских степей. На это же указывает внешность царя из знаменитого кургана номер 11: он имел смешанный монголоидно-европеоидный тип. Ничто не проходит бесследно, одна культура оказывала влияние на другую, один народ покорял и растворял другой… В конечном счете артефакты из Берельских курганов становятся кирпичиками в фундаменте знаний о цивилизационном прошлом Восточного Казахстана.
Всего в области в рамках президентской программы “Рухани жаңғыру” идут исследования пяти археологических объектов в Катон-Карагайском, Зайсанском, Уланском, Абайском и Урджарском районах. По итогам прошлого полевого сезона в областной историко-краеведческий музей передано три тысячи артефактов.