Мастаба́ (араб. «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.
Конструкция
В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.
Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной.
В подземной части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб — молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Мастабы — это гробницы аристократов в Древнем Египте, которые были построены во времена Раннего царства. Их форма — это усеченная пирамида. Состоят мастабы из двух частей — наземной, которая состояла из молельни и вмещала в себе статую, в которую мог переселиться дух умершего, и подземной, где находилась гробница усопшего и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и имеют важное значение в истории Древнего Египта.
Конструкция и архитектурные особенности мастаб
Для того чтоб построить мастабу использовался кирпич сырец или тесаный камень. Конструкцию поддерживали деревянные или сделанные из того же кирпича опоры. Опоры покрывали бутовой кладкой, а сверху на нее налаживали тесаный камень или кирпичную кладку.
Каждая часть мастабы состояла из своих элементов. К элементам наземной части относится ложная дверь. Она строилась для того, чтоб двойник усопшего мог возвращаться в наш мир и уходить обратно. Над ложной дверью помещали плиту, так называемую стелу, которая была украшена надписями. Надписи на стеле — это древние заклинания. Кроме этого, плита украшалась рельефами, изображающими самого умершего и его семью, использоваться могли сцены из жизни и моменты жертвоприношений для умершего от его жены и детей. Перед ложной дверь устанавливался каменный жертвенник.К погребальной камере с надземной части вел колодец, который после церемонии погребения запечатывался камнями. Если погребенный был знатного рода, то мастаба могла иметь дополнительные элементы. Например, сербад, в который помещали стелы или даже портреты умершего, выполненные в скульптурной форме. Так же очень часто в верхней части гробницы располагались молельни. Кроме этого мастаба могла быть оборудована верхними камерами. Эти камеры были предназначены для захоронения членов семьи умершего.
Мастаба могла иметь и несколько ниш. В главной нише находились ложные ворота для умершего. Несколько остальных ниш меньшего размера могли служить ложными воротами для умерших членов семьи усопшего.
Историческое значение и культурное наследие мастаб
Возле царских гробниц в Гизе и Саккаре находится наибольшее количество мастаб. Они не являются частью комплекса пирамид и не имеют к ним прямого отношения. Стремление знатных людей Древнего Египта находится даже после смерти возле своего господина, свидетельствует о глубоком уважении к фараонам и высокой преданности. Даже после смерти древнеегипетские аристократы стремились прославить своего господина и быть рядом с ним.
Простые труженики не имели права быть захороненными возле гробниц фараонов. Труд простого человека был ценен на земле, но в нем не нуждались в загробном мире. Египтяне верили, что в загробном мире для комфортной жизни знати будут трудиться ремесленники и земледельцы, которые уже находятся там. Их изображения украшают многочисленные рельефы, которые находятся в мастабах знати.
Мастабы высокопоставленной знати с 4-й по 6-ю династию имеют уникальную планировку, которая напоминают древнеегипетские городские улицы. В некоторых из них были найдены бесценные предметы искусства. К таким шедеврам принадлежат портретные скульптуры фараона Рахотепа и его супруги Нофрет, скульптуры членов семьи царя Снофру, а так же роспись, изображающая гусей, которая была найдена в гробнице Итет.
После Гизы, наибольшее количество значимых исторических памятников археологи нашли в мастабах, находящихся на севере Саккары. Одними из очень ценных произведений искусства считаются рельефы на дереве. Они были найдены в гробнице 3-ей династии, которая принадлежала писцу Хесиру. Особое внимание привлек его портрет. Он является ранним классическим примером канона изображения человека в барельефе.
К самым известным памятникам 4-ой династии относится скульптурная группа, героями которой являются Неферхотеп и его жена. Один из самых известных памятников 5-ой династии — это писец со свитком папируса, который лежит на его коленях.
Культурное наследие, которое было найдено в древних мастабах очень ценно для науки и познания культуры Древнего Египта.
Самые знаменитые древнеегипетские мастабы
Мастаба Ти является одним из самых знаменитых и больших по своим размерам захоронений, находящихся в Саккаре. Благодаря раскопкам, проведенным в этой мастабе, были обнаружены многочисленные рельефы и росписи на стенах. Эти находки позволили археологам узнать больше об обычной жизни древних египтян. Кроме росписей, повествующих о жизни обычных людей, в гробнице изображены сцены, рассказывающие о делах, которые совершил Ти при жизни. Так же есть росписи, описывающие загробную жизнь Ти.
Мастаба Ти имеет усложненную конструкцию, кроме основных частей, в мастабе есть двор, капелла, кладовая и сердаб.
Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа - это гробница, которую разделили отец и сын. Они захоронены в одном месте и были важными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще более успешным человеком, совмещая должности визиря, судьи и смотрителя нескольких зернохранилищ и государственной казны. Жили они при фараоне Дъедкаре.
Мастаба интересна своими настенными рисунками, которые находятся в незаконченном виде. Некоторые на стадии вырезания набросков, другие на стадии раскрашивания.
Еще одна деталь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая висит над ее входом. На фреске изображен старший член семьи, Птах-Хотеп. Художник запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.
Следующая мастаба принадлежит попечителю волхвов, Кагемни, который кроме всего прочего надзирал за строительством пирамиды Тети и был женат на его дочери, Небти-нубхет. На стенах мастабы много росписей, повествующих о повседневной жизни людей и изображающих самого Кагемни за каким-нибудь обычным делом.
Кроме этого мастаба славится рельефами животных, которые прекрасно сохранились и считаются лучшими из всех, что были сделаны за всю историю Древнего Египта.
Необычной деталью мастабы являются углубления на крыше, которые были сделаны для солнечных кораблей. Эта деталь является дважды необычной. Во-первых, размещение солнечных кораблей не характерно для гробниц знати, хотя встречается у захоронений фараонов. Во-вторых, крыша - это нетипичное место, для размещения солнечной ладьи.
Некоторые вещи из мастабы Кагемни сейчас находятся в Национальном музее в Каире. К ним относится саркофаг и вещи, имеющие отношение к погребальному обряду.
Мастаба Мерерука является самым большим памятником, относящимся к эпохе Старого царства, и к тому же самым красивым. Мерерук так же, как и Кагемни, был женат на дочери фараона Тети, только на самой старшей Сешсешет.
Размеры мастабы Мерерука, действительно, впечатляют. Она состоит из 32 комнат. Комнаты разделили между собой сам Мерерук, его жена и сын, которого они назвали Меритети. Самая большая комната мастабы украшена шестью колоннами. Именно в ней находится статуя самого Мерерука в полный рост. Стены почти во всех комнатах украшены росписью. Рисунки на стенах изображают семью Мерерука и обычных людей, которые заняты своими повседневными делами.
Заключение и полезная информация для туристов
Как мастабы в Гизе, так и в Саккаре, привлекают к себе много туристов. Если вы решили посетить некрополь Саккары, то от Каира это место будет находиться где-то в километрах 15–ти. Ехать нужно по той же дороге, что и в Гизу, но в нужном месте потребуется свернуть. Ориентиром служит деревня Абусир. В Саккару ходят автобусы и маршрутки. Уехать можно не только с Каира, но и от пирамид в Гизе. Южнее этой же деревни Абусир находится вход в древний некрополь. На входе вам нужно будет приобрести билет. Он стоит 35 ЕФ. Некрополь Саккары имеет впечатляющие размеры, будьте готовы к тому, что вам придется потратить на осмотр только основных достопримечательностей несколько часов. Зато время зря вы не потратите, впечатления, полученные при просмотре этих удивительных сооружений, вы будете хранить всю жизнь. На территории некрополя есть клуб-ресторан, в котором вы сможете отдохнуть от длительных прогулок на палящем солнце и перекусить. Так что вы сможете набраться сил и снова продолжить свое увлекательное путешествие в мир Древнего Египта.
Главная причина посещения мастаб — это великолепные барельефы на стенах, которые раскрывают нам секреты жизни обычных граждан в эпоху Древнего Египта, о жизни государственных деятелей и просто знатных людей. Мастабы привлекают своей красотой и загадочностью. Они всегда будут притягивать к себе туристов со всех уголков мира.
warps.ru
Мастабы в Египте | Туристический портал
Цивилизация Древнего Египта оставила потомкам множество памятников архитектуры, а сухой и жаркий климат способствовал их хорошей сохранности. Среди них выделяются древние гробницы мастабы. Эти удивительные постройки являются прообразом пирамид, и на их примере, мы можем увидеть развитие погребального культа. Ведь мастаба являлась не только могилой, но и пристанищем для двойника покойного.
Общая информация о мастабах
Мастабами принято называть гробницы периода Раннего и Древнего царства в Древнем Египте. Как правило, они имели вид усечённых пирамид и, по сути, являлись их предшественниками. Слово «мастаба» происходит от арабского слова tabah, что в переводе означает «каменная скамья». По египетски название звучит как пер-джет, что можно перевести как «дом для вечности» или просто «вечный дом».
Пожалуй, именно древнеегипетское название соответствует функциям этих древних сооружений. Ведь главной и единственной функцией мастаба было служить домом для умерших вельмож. Также она символизировалась монументальный холм, который возникает из земли, когда роют могилу. Её устройство было проще чем устройство пирамид. Как правило мастаба включала в себя несколько частей. Это непосредственно сама подземная погребальная камера, отходящий от неё вертикальный колодец, который вел надземную часть, и, сама постройка в виде прямоугольника, состоящая из сырцового кирпича или камня.
Самые известные комплексы мастаб сохранились в Медуме, Саккаре и Дашуре. Также мастабы являются частью некрополя в Гизе. Как правило, они располагаются возле царских усыпальниц, но не являются частью пирамид.
История мастаб
История возникновения мастаб тесно связана с возникновением погребального культа. Ведь по представлениям древних египтян смерть представлялась лишь переходом в иной мир. А это значило, что покойника необходимо было снабдить всем необходимым для жизни на том свете. Возникала необходимость в постройке сооружения, где можно было хранить вещи покойного, столь необходимые в том мире – всевозможная утварь, оружие, украшения, еда.
Но, как правило, иметь такую внушительную гробницу могли только фараоны или сановники. Простому человеку такая роскошь не полагалась. Бедняков, как правило, хоронили в песке или в гробу, изготовленном из тростника и досок, так как социальное неравенство распространялось и на мир иной.
Зато знатный покойник располагался в отдельной погребальной камере. Изначально количество камер могло доходить до трёх, но позже их количество сократилось до одной. Это непосредственно сама камера, где находился умерший, камера, где складывались вещи для загробной жизни покойного, камера, где происходил заупокойный ритуал или молельня. Как правило, такую огромную гробницу мог иметь фараон или знатный вельможа. После погребения камера блокировалась каменной плитой.
Следующим элементом мастабы был вертикальный колодец, который соединял погребальную камеру с надземной частью. Он был необходим во время погребения и проведения заупокойного культа. После того как умерший был похоронен с соблюдением всех правил, колодец забивался камнями, чтобы предупредить расхищение.
Третьим элементом мастабы была сама надземная часть. Как правило, сами постройки мастабы могли отличаться материалами для её возведения. В качестве строительного материала могли использоваться кирпич-сырец, известняковые блоки, гипс и цемент. Изначально они могли возводиться над погребальной камерой после похорон. Но после того как стал строиться коридор, ведущий в камеру, стало возможным возводить мастабы в течение жизни фараона или вельможи. Также наземную часть мастаб стали использовать для хранения вещей и в качестве молельни.
Изначально мастабы, где были похоронены цари, состояли из кирпича-сырца, а их фасад был похож на фасад царского дворца. Также они были окружены массивной стеной. Уже в период правления II династии фасад упрощается до простого светлого гладкого фасада. Также с течением времени, более сложным стало украшение камер в надземной части. Камеры покрывались росписью и рельефными изображениями. Также в ней располагалась ложная дверь, покрытая заклинаниями и изображениями покойного. Она называлась стелой и служила для двойника умершего для входа и выхода.
Строительство мастаб стало приходить в упадок во времена правления фараона Джосера. Именно в это время архитектору Имхотепу приходит в голову поставить друг на друга шесть мастаб, каждая из которых была меньше предыдущей. Так была построена первая пирамида. Началась эпоха великих пирамид. Мастабы перестали быть местом захоронения правителей, но в них ещё на протяжении некоторого времени хоронили верховных сановников.
Культурное и религиозное значение мастаб
Изначально мастабы были частью религиозного культа. Так как они были местом обитания двойника умершего. Как правило, при мастабе находилась молельня, где происходило отправление погребального культа. Также там находился алтарь, где приносились жертвоприношения. Как правило, он располагался возле ложной двери.
Для связи мёртвых с живыми в мастабе существовал так называемый «сертаб» - подвал, в котором располагалась статуя покойного в натуральную величину. Вселившись в эту статую, дух умершего мог обретать способность общаться с внешним миром через небольшое отверстие в стене.
Однако в наше время мастабы представляют собой редкую культурную ценность. Эти, достаточно хорошо сохранившиеся гробницы, несут много информации не только о погребальном культе, но и о повседневной жизни древних египтян. Благодаря искусным росписям можно узнать социальное положение покойного, о его семье, а также о повседневной жизни его работников. Ведь в некоторых мастабах на фресках был изображён повседневный труд в поместье. Сами фрески и рельефные изображения являются великолепнейшими образчиками искусства эпох Раннего и Древнего царства.
Текущее состояние мастаб (реставрация, текущее состояние, посещение туристами/паломниками)
Благодаря своему сухому жаркому климату Египет может похвастать хорошей сохранностью своих исторических памятников. Однако сохранность мастаб зависит от материалов, из которых она возводилась. Например, мастабы небогатых сановников, сложенные из сырца не сохранились. Они рассыпались, превратившись в глиняные холмы. Есть мастабы от которых остался один фундамент. Лучше сохранились мастабы из обожжённого кирпича-сырца, облицованные камнем. Однако есть более капитально построенные гробницы, например сложенные из местного известняка. Их наземная часть сохранилась достаточно хорошо. Однако лучше всего сохранились мастабы сложенные из камня и обработанные рустом – кладкой из камней с подчёркнутыми швами.
Реставрационные работы на данный момент не ведутся, однако могут работать археологические экспедиции. Сами мастабы являются не менее привлекательными, чем их более величественные родственники пирамиды. Туристы едут посмотреть на хорошо сохранившиеся барельефы этих гробниц. Мастабы очень привлекательны и не менее таинственны, чем пирамиды. Они всегда будут притягивать туристов со всех уголков мира.
Где находится мастабы, что можно посмотреть рядом
Все мастабы сосредоточены в окрестностях Каира. Ближайшие находятся в Гизе, а самый дальний комплекс располагается в Медуме. Это примерно в ста километрах к югу от Каира. Для того чтобы посетить мастабы достаточно побывать в Каире. Этот город является не только столицей современного Египта, но и крупным туристическим центром. Здесь расположено огромное количество мечетей. Среди них можно выделить Голубую мечеть, мечеть аль-Азхар, мечеть Ибн Тулуна, мечеть Амра, мечеть Мухаммеда Али. Также в городе расположены мавзолеи султанов, которые вместе с мечетями и медресе составляют единые архитектурные комплексы.
Но особый интерес и ценность представляет Каирский музей, где собраны предметы древнеегипетского искусства. Это самое большое хранилище, где было собрано наследие Древнего Египта. Помимо предметов искусства здесь выставлены мумии фараонов, в том числе таких великих правителей как Тутмоса III, Рамсеса II, Аменхотепа II, мумии и саркофаги жрецов Амона, а также предметы из сохранившейся гробницы Тутанхамона.
Но главной достопримечательностью Каира является некрополь в Гизе. Здесь располагаются Великие пирамиды, Великий Сфинкс, храмы и комплекс мастаб, которые образуют самую настоящую улицу.
Некрополи в Дашуре и Саккаре, которые расположены соответственно в 26 и 30 километрах от Каира располагаются на окраинах столицы Древнего Египта – Мемфиса. Это огромный музей под открытым небом. Здесь можно ознакомиться не только с мастабами, но и ступенчатыми пирамидами, Ломаной и Розовой пирамидами. Не менее интересны руины Мемфиса. Ведь этому городу уже не менее 5000 лет.
Самой дальней точкой, где располагаются мастабы, является Медум. Это огромный мегалитический комплекс, главным элементом которого является ступенчатая пирамида. Вокруг неё располагается огромное поле мастаб, которые датируются периодами правления III и IV династией.
Как добраться до мастаб
Как правило, добраться до мастаб можно через турагентства, где можно купить поездку с гидом к любому из комплексов. Но при желании их можно посетить самостоятельно. Главной отправной точкой в этом случае будет Каир. Уже в самом городе можно будет посетить Гизу. Город настолько близко подобрался к некрополю, что жилые дома находятся всего в нескольких десятках сот метрах.
Не составит большого труда самостоятельно добраться до Саккары и Дашура. Из Каира туда отправляются маршрутки и автобусы. Уехать в этом направлении можно и от пирамид в Гизе. Комплексы находятся в относительной близости друг от друга, но некрополь в Саккаре занимает огромную территорию. На её посещение потребуется минимум несколько часов. Но зато на её территории имеется ресторан, где каждый желающий сможет перекусить и немного отдохнуть.
Погребальный комплекс в Медуме находится в ста километрах от Каира. До него лучше добираться, купив тур или взять напрокат автомобиль. Здесь находится пирамида Снофру и комплекс мастаб. По дороге можно заехать в древний город Фаюм, который располагается в оазисе. Свою известность город приобрёл благодаря гидротехническим сооружениям, которые построил один из фараонов.
Заключение
Пожалуй, ни в одной стране так хорошо сохранилось наследие древней цивилизации как Египте. Жаркий и сухой пустынный климат и редкие осадки способствовали сохранности памятников. Даже таких древних как мастабы. Хотя эти строения являлись прообразом Великих пирамид, они вызывают к себе не меньший интерес не только учёных, но и туристов. Первые пытаются разгадать в них загадку строительства Великих пирамид, а вторые любуются хорошо сохранившимися барельефами и росписями.
Но все же время безжалостно и к ним. Оно не пощадило мастабы сложенные из необожжённого сырца. О них нам напоминают лишь глиняные холмы, в которых с трудом угадывается былое величие. Лучше сохранившие мастабы из обожжённых кирпичей и мастабы сложенные из камня позволяют представить нам их былое величие и монументальность. И всё же туристы не должны забывать о том, что в первую очередь это места захоронений, и они обязаны должным образом относиться к ним. Ведь пережив многие тысячелетия, они могут погибнуть в один момент, не пережив наплыв слишком любопытных туристов.
warps.ru
Мастабы
Мастабы
Мастабами принято называть гробницы периода Раннего и Древнего царства в Древнем Египте. Как правило, они имели вид усечённых пирамид и, по сути, являлись их предшественниками. Слово «мастаба» происходит от арабского слова tabah, что в переводе означает «каменная скамья». По египетски название звучит как пер-джет, что можно перевести как «дом для вечности» или просто «вечный дом».
Пожалуй, именно древнеегипетское название соответствует функциям этих древних сооружений. Ведь главной и единственной функцией мастаба было служить домом для умерших вельмож. Также она символизировалась монументальный холм, который возникает из земли, когда роют могилу. Её устройство было проще чем устройство пирамид. Как правило мастаба включала в себя несколько частей. Это непосредственно сама подземная погребальная камера, отходящий от неё вертикальный колодец, который вел надземную часть, и, сама постройка в виде прямоугольника, состоящая из сырцового кирпича или камня.
Самые известные комплексы мастаб сохранились в Медуме, Саккаре и Дашуре. Также мастабы являются частью некрополя в Гизе. Как правило, они располагаются возле царских усыпальниц, но не являются частью пирамид.
История мастаб
История возникновения мастаб тесно связана с возникновением погребального культа. Ведь по представлениям древних египтян смерть представлялась лишь переходом в иной мир. А это значило, что покойника необходимо было снабдить всем необходимым для жизни на том свете. Возникала необходимость в постройке сооружения, где можно было хранить вещи покойного, столь необходимые в том мире – всевозможная утварь, оружие, украшения, еда.
Но, как правило, иметь такую внушительную гробницу могли только фараоны или сановники. Простому человеку такая роскошь не полагалась. Бедняков, как правило, хоронили в песке или в гробу, изготовленном из тростника и досок, так как социальное неравенство распространялось и на мир иной.
Зато знатный покойник располагался в отдельной погребальной камере. Изначально количество камер могло доходить до трёх, но позже их количество сократилось до одной. Это непосредственно сама камера, где находился умерший, камера, где складывались вещи для загробной жизни покойного, камера, где происходил заупокойный ритуал или молельня. Как правило, такую огромную гробницу мог иметь фараон или знатный вельможа. После погребения камера блокировалась каменной плитой.
Следующим элементом мастабы был вертикальный колодец, который соединял погребальную камеру с надземной частью. Он был необходим во время погребения и проведения заупокойного культа. После того как умерший был похоронен с соблюдением всех правил, колодец забивался камнями, чтобы предупредить расхищение.
Третьим элементом мастабы была сама надземная часть. Как правило, сами постройки мастабы могли отличаться материалами для её возведения. В качестве строительного материала могли использоваться кирпич-сырец, известняковые блоки, гипс и цемент. Изначально они могли возводиться над погребальной камерой после похорон. Но после того как стал строиться коридор, ведущий в камеру, стало возможным возводить мастабы в течение жизни фараона или вельможи. Также наземную часть мастаб стали использовать для хранения вещей и в качестве молельни.
Изначально мастабы, где были похоронены цари, состояли из кирпича-сырца, а их фасад был похож на фасад царского дворца. Также они были окружены массивной стеной. Уже в период правления II династии фасад упрощается до простого светлого гладкого фасада. Также с течением времени, более сложным стало украшение камер в надземной части. Камеры покрывались росписью и рельефными изображениями. Также в ней располагалась ложная дверь, покрытая заклинаниями и изображениями покойного. Она называлась стелой и служила для двойника умершего для входа и выхода.
Строительство мастаб стало приходить в упадок во времена правления фараона Джосера. Именно в это время архитектору Имхотепу приходит в голову поставить друг на друга шесть мастаб, каждая из которых была меньше предыдущей. Так была построена первая пирамида. Началась эпоха великих пирамид. Мастабы перестали быть местом захоронения правителей, но в них ещё на протяжении некоторого времени хоронили верховных сановников.
Культурное и религиозное значение мастаб
Изначально мастабы были частью религиозного культа. Так как они были местом обитания двойника умершего. Как правило, при мастабе находилась молельня, где происходило отправление погребального культа. Также там находился алтарь, где приносились жертвоприношения. Как правило, он располагался возле ложной двери.
Для связи мёртвых с живыми в мастабе существовал так называемый «сертаб» - подвал, в котором располагалась статуя покойного в натуральную величину. Вселившись в эту статую, дух умершего мог обретать способность общаться с внешним миром через небольшое отверстие в стене.
Однако в наше время мастабы представляют собой редкую культурную ценность. Эти, достаточно хорошо сохранившиеся гробницы, несут много информации не только о погребальном культе, но и о повседневной жизни древних египтян. Благодаря искусным росписям можно узнать социальное положение покойного, о его семье, а также о повседневной жизни его работников. Ведь в некоторых мастабах на фресках был изображён повседневный труд в поместье. Сами фрески и рельефные изображения являются великолепнейшими образчиками искусства эпох Раннего и Древнего царства.
Текущее состояние мастаб (реставрация, текущее состояние, посещение туристами/паломниками)
Благодаря своему сухому жаркому климату Египет может похвастать хорошей сохранностью своих исторических памятников. Однако сохранность мастаб зависит от материалов, из которых она возводилась. Например, мастабы небогатых сановников, сложенные из сырца не сохранились. Они рассыпались, превратившись в глиняные холмы. Есть мастабы от которых остался один фундамент. Лучше сохранились мастабы из обожжённого кирпича-сырца, облицованные камнем. Однако есть более капитально построенные гробницы, например сложенные из местного известняка. Их наземная часть сохранилась достаточно хорошо. Однако лучше всего сохранились мастабы сложенные из камня и обработанные рустом – кладкой из камней с подчёркнутыми швами.
Реставрационные работы на данный момент не ведутся, однако могут работать археологические экспедиции. Сами мастабы являются не менее привлекательными, чем их более величественные родственники пирамиды. Туристы едут посмотреть на хорошо сохранившиеся барельефы этих гробниц. Мастабы очень привлекательны и не менее таинственны, чем пирамиды. Они всегда будут притягивать туристов со всех уголков мира.
Где находится мастабы, что можно посмотреть рядом
Все мастабы сосредоточены в окрестностях Каира. Ближайшие находятся в Гизе, а самый дальний комплекс располагается в Медуме. Это примерно в ста километрах к югу от Каира. Для того чтобы посетить мастабы достаточно побывать в Каире. Этот город является не только столицей современного Египта, но и крупным туристическим центром. Здесь расположено огромное количество мечетей. Среди них можно выделить Голубую мечеть, мечеть аль-Азхар, мечеть Ибн Тулуна, мечеть Амра, мечеть Мухаммеда Али. Также в городе расположены мавзолеи султанов, которые вместе с мечетями и медресе составляют единые архитектурные комплексы.
Но особый интерес и ценность представляет Каирский музей, где собраны предметы древнеегипетского искусства. Это самое большое хранилище, где было собрано наследие Древнего Египта. Помимо предметов искусства здесь выставлены мумии фараонов, в том числе таких великих правителей как Тутмоса III, Рамсеса II, Аменхотепа II, мумии и саркофаги жрецов Амона, а также предметы из сохранившейся гробницы Тутанхамона.
Но главной достопримечательностью Каира является некрополь в Гизе. Здесь располагаются Великие пирамиды, Великий Сфинкс, храмы и комплекс мастаб, которые образуют самую настоящую улицу.
Некрополи в Дашуре и Саккаре, которые расположены соответственно в 26 и 30 километрах от Каира располагаются на окраинах столицы Древнего Египта – Мемфиса. Это огромный музей под открытым небом. Здесь можно ознакомиться не только с мастабами, но и ступенчатыми пирамидами, Ломаной и Розовой пирамидами. Не менее интересны руины Мемфиса. Ведь этому городу уже не менее 5000 лет.
Самой дальней точкой, где располагаются мастабы, является Медум. Это огромный мегалитический комплекс, главным элементом которого является ступенчатая пирамида. Вокруг неё располагается огромное поле мастаб, которые датируются периодами правления III и IV династией.
vegypt.ru
Мастаба | Туринфо. Путешествия и туризм
Мастаба – это разновидность гробниц знати и потомков царей в древнем Египте, построенная в виде усеченной пирамиды. Их строительство относится ко времени царствования первых династий фараонов и Древнего царства.
Мастабы состоят из двух подземной и наземной частей. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях.
Обязательно в мастабе присутствовала ложная дверь, на которой в полный рост изображался погребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и возвращаться.
Мастабы как часть погребального культа в древнем Египте
Древние египтяне верили, что после смерти существует загробная жизнь. Согласно преданиям человек состоял из нескольких сущностей. Жизненная энергия Ка словно тень сопровождала человека всю его жизнь, а после смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Душа Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небеса и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли рассчитывать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием для этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. Для этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.
Мумификация тела – это важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Гора, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения из тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали на определенный срок в специальный раствор.
Затем мумию бинтовали и на грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий воскрешение в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, внутри которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царство мертвых Дуат.
Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, сверху насыпали небольшой холмик из песка и камней. Позднее ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали строить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков так и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.
Конструкция и архитектура мастаб
Поскольку мастабы предназначались с одной стороны для погребения царей изнати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли из двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное сооружение с плоской крышей.
Стены из необожженного кирпича или камня были ориентированы строго по частям света. Дверь была обращена на запад и над ней – молитва Анубису с прошением помочь умершему по пути в загробный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, окруженный со всех сторон колоннами.
Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были всегда доступны для посещения. В восточной части молельни обязательно была ниша с ложной дверью, через которую дух покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон помещение со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его дух, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. На стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами земной и загробной жизни.
Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта или развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. Кроме того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли также находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя или вельможи.
Под землей на глубине от двух до десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом или камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером всего метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Большие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо гладко шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная шахта, по которой спускали гроб.
В западную часть погребальной камеры еще при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, украшения, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в отдельно построенное небольшое помещение. После обряда погребения, на дно шахты опускали каменную плиту, после чего шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной навечно.
Мастабы как памятники истории и культуры
Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В этих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые даже после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.
Бедным египтянам не позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Достаточно было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались на рельефах в мастабах знатных людей.
Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почти целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. До наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К наиболее ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится изображение гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную ценность представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.
Наряду с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют собой уникальные произведения искусства времен третьей династии, также как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит группа скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и скульптура писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено множество статуэток ремесленников и земледельцев.
Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, несомненно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного мира.
Наиболее известные древнеегипетские мастабы
Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.Рельефы и росписи, обнаруженные при раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную ценность, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также быт египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков можно выделить: Ти на охоте, обработка статуй, кормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, сбор урожая.
Неподалеку от этой мастабы находится некрополь Серапеум с захоронением священных быков Аписов.
Мастаба, которая принадлежала жрецу Пта-Хотепу и его сыну — визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися на разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены из повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Пта-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.
Мастаба попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком при строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице также представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни.
Необычное в этой мастабе – углубление для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места для солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и не на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено много погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.
Впечатляет своими размерами мастаба Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Гробница разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит из 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной шестью колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.
Заключение
Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, строительство мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.
В наше время мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и вместилище ценнейших произведений искусства.Источник warps.ru
Мастабы — это гробницы аристократов в Древнем Египте, которые были построены во времена Раннего царства. Их форма — это усеченная пирамида. Состоят мастабы из двух частей — наземной, которая состояла из молельни и вмещала в себе статую, в которую мог переселиться дух умершего, и подземной, где находилась гробница усопшего и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и имеют важное значение в истории Древнего Египта.
Конструкция и архитектурные особенности мастаб
Для того чтоб построить мастабу использовался кирпич сырец или тесаный камень. Конструкцию поддерживали деревянные или сделанные из того же кирпича опоры. Опоры покрывали бутовой кладкой, а сверху на нее налаживали тесаный камень или кирпичную кладку.
Каждая часть мастабы состояла из своих элементов. К элементам наземной части относится ложная дверь. Она строилась для того, чтоб двойник усопшего мог возвращаться в наш мир и уходить обратно. Над ложной дверью помещали плиту, так называемую стелу, которая была украшена надписями. Надписи на стеле — это древние заклинания. Кроме этого, плита украшалась рельефами, изображающими самого умершего и его семью, использоваться могли сцены из жизни и моменты жертвоприношений для умершего от его жены и детей. Перед ложной дверь устанавливался каменный жертвенник.
К погребальной камере с надземной части вел колодец, который после церемонии погребения запечатывался камнями. Если погребенный был знатного рода, то мастаба могла иметь дополнительные элементы. Например, сербад, в который помещали стелы или даже портреты умершего, выполненные в скульптурной форме. Так же очень часто в верхней части гробницы располагались молельни. Кроме этого мастаба могла быть оборудована верхними камерами. Эти камеры были предназначены для захоронения членов семьи умершего.
Мастаба могла иметь и несколько ниш. В главной нише находились ложные ворота для умершего. Несколько остальных ниш меньшего размера могли служить ложными воротами для умерших членов семьи усопшего.
Историческое значение и культурное наследие мастаб
Возле царских гробниц в Гизе и Саккаре находится наибольшее количество мастаб. Они не являются частью комплекса пирамид и не имеют к ним прямого отношения. Стремление знатных людей Древнего Египта находится даже после смерти возле своего господина, свидетельствует о глубоком уважении к фараонам и высокой преданности. Даже после смерти древнеегипетские аристократы стремились прославить своего господина и быть рядом с ним.
Простые труженики не имели права быть захороненными возле гробниц фараонов. Труд простого человека был ценен на земле, но в нем не нуждались в загробном мире. Египтяне верили, что в загробном мире для комфортной жизни знати будут трудиться ремесленники и земледельцы, которые уже находятся там. Их изображения украшают многочисленные рельефы, которые находятся в мастабах знати.
Мастабы высокопоставленной знати с 4-й по 6-ю династию имеют уникальную планировку, которая напоминают древнеегипетские городские улицы. В некоторых из них были найдены бесценные предметы искусства. К таким шедеврам принадлежат портретные скульптуры фараона Рахотепа и его супруги Нофрет, скульптуры членов семьи царя Снофру, а так же роспись, изображающая гусей, которая была найдена в гробнице Итет.
После Гизы, наибольшее количество значимых исторических памятников археологи нашли в мастабах, находящихся на севере Саккары. Одними из очень ценных произведений искусства считаются рельефы на дереве. Они были найдены в гробнице 3-ей династии, которая принадлежала писцу Хесиру. Особое внимание привлек его портрет. Он является ранним классическим примером канона изображения человека в барельефе.
К самым известным памятникам 4-ой династии относится скульптурная группа, героями которой являются Неферхотеп и его жена. Один из самых известных памятников 5-ой династии — это писец со свитком папируса, который лежит на его коленях.
Культурное наследие, которое было найдено в древних мастабах очень ценно для науки и познания культуры Древнего Египта.
Самые знаменитые древнеегипетские мастабы
Мастаба Ти является одним из самых знаменитых и больших по своим размерам захоронений, находящихся в Саккаре. Благодаря раскопкам, проведенным в этой мастабе, были обнаружены многочисленные рельефы и росписи на стенах. Эти находки позволили археологам узнать больше об обычной жизни древних египтян. Кроме росписей, повествующих о жизни обычных людей, в гробнице изображены сцены, рассказывающие о делах, которые совершил Ти при жизни. Так же есть росписи, описывающие загробную жизнь Ти.
Мастаба Ти имеет усложненную конструкцию, кроме основных частей, в мастабе есть двор, капелла, кладовая и сердаб.
Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа — это гробница, которую разделили отец и сын. Они захоронены в одном месте и были важными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще более успешным человеком, совмещая должности визиря, судьи и смотрителя нескольких зернохранилищ и государственной казны. Жили они при фараоне Дъедкаре.
Мастаба интересна своими настенными рисунками, которые находятся в незаконченном виде. Некоторые на стадии вырезания набросков, другие на стадии раскрашивания.
Еще одна деталь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая висит над ее входом. На фреске изображен старший член семьи, Птах-Хотеп. Художник запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.
Следующая мастаба принадлежит попечителю волхвов, Кагемни, который кроме всего прочего надзирал за строительством пирамиды Тети и был женат на его дочери, Небти-нубхет. На стенах мастабы много росписей, повествующих о повседневной жизни людей и изображающих самого Кагемни за каким-нибудь обычным делом.
Кроме этого мастаба славится рельефами животных, которые прекрасно сохранились и считаются лучшими из всех, что были сделаны за всю историю Древнего Египта.
Необычной деталью мастабы являются углубления на крыше, которые были сделаны для солнечных кораблей. Эта деталь является дважды необычной. Во-первых, размещение солнечных кораблей не характерно для гробниц знати, хотя встречается у захоронений фараонов. Во-вторых, крыша — это нетипичное место, для размещения солнечной ладьи.
Некоторые вещи из мастабы Кагемни сейчас находятся в Национальном музее в Каире. К ним относится саркофаг и вещи, имеющие отношение к погребальному обряду.
Мастаба Мерерука является самым большим памятником, относящимся к эпохе Старого царства, и к тому же самым красивым. Мерерук так же, как и Кагемни, был женат на дочери фараона Тети, только на самой старшей Сешсешет.
Размеры мастабы Мерерука, действительно, впечатляют. Она состоит из 32 комнат. Комнаты разделили между собой сам Мерерук, его жена и сын, которого они назвали Меритети. Самая большая комната мастабы украшена шестью колоннами. Именно в ней находится статуя самого Мерерука в полный рост. Стены почти во всех комнатах украшены росписью. Рисунки на стенах изображают семью Мерерука и обычных людей, которые заняты своими повседневными делами.
Заключение и полезная информация для туристов
Как мастабы в Гизе, так и в Саккаре, привлекают к себе много туристов. Если вы решили посетить некрополь Саккары, то от Каира это место будет находиться где-то в километрах 15–ти. Ехать нужно по той же дороге, что и в Гизу, но в нужном месте потребуется свернуть. Ориентиром служит деревня Абусир. В Саккару ходят автобусы и маршрутки. Уехать можно не только с Каира, но и от пирамид в Гизе. Южнее этой же деревни Абусир находится вход в древний некрополь. На входе вам нужно будет приобрести билет. Он стоит 35 ЕФ. Некрополь Саккары имеет впечатляющие размеры, будьте готовы к тому, что вам придется потратить на осмотр только основных достопримечательностей несколько часов. Зато время зря вы не потратите, впечатления, полученные при просмотре этих удивительных сооружений, вы будете хранить всю жизнь. На территории некрополя есть клуб-ресторан, в котором вы сможете отдохнуть от длительных прогулок на палящем солнце и перекусить. Так что вы сможете набраться сил и снова продолжить свое увлекательное путешествие в мир Древнего Египта.
Главная причина посещения мастаб — это великолепные барельефы на стенах, которые раскрывают нам секреты жизни обычных граждан в эпоху Древнего Египта, о жизни государственных деятелей и просто знатных людей. Мастабы привлекают своей красотой и загадочностью. Они всегда будут притягивать к себе туристов со всех уголков мира.
Похожие записи
на Ваш сайт.
777tours.ru
Мастабы в Египте | Tуристический портал 777tours.ru
Цивилизация Древнего Египта оставила потомкам множество памятников архитектуры, а сухой и жаркий климат способствовал их хорошей сохранности. Среди них выделяются древние гробницы мастабы. Эти удивительные постройки являются прообразом пирамид, и на их примере, мы можем увидеть развитие погребального культа. Ведь мастаба являлась не только могилой, но и пристанищем для двойника покойного.
Общая информация о мастабах
Мастабами принято называть гробницы периода Раннего и Древнего царства в Древнем Египте. Как правило, они имели вид усечённых пирамид и, по сути, являлись их предшественниками. Слово «мастаба» происходит от арабского слова tabah, что в переводе означает «каменная скамья». По египетски название звучит как пер-джет, что можно перевести как «дом для вечности» или просто «вечный дом».
Пожалуй, именно древнеегипетское название соответствует функциям этих древних сооружений. Ведь главной и единственной функцией мастаба было служить домом для умерших вельмож. Также она символизировалась монументальный холм, который возникает из земли, когда роют могилу. Её устройство было проще чем устройство пирамид. Как правило мастаба включала в себя несколько частей. Это непосредственно сама подземная погребальная камера, отходящий от неё вертикальный колодец, который вел надземную часть, и, сама постройка в виде прямоугольника, состоящая из сырцового кирпича или камня.
Самые известные комплексы мастаб сохранились в Медуме, Саккаре и Дашуре. Также мастабы являются частью некрополя в Гизе. Как правило, они располагаются возле царских усыпальниц, но не являются частью пирамид.
История мастаб
История возникновения мастаб тесно связана с возникновением погребального культа. Ведь по представлениям древних египтян смерть представлялась лишь переходом в иной мир. А это значило, что покойника необходимо было снабдить всем необходимым для жизни на том свете. Возникала необходимость в постройке сооружения, где можно было хранить вещи покойного, столь необходимые в том мире – всевозможная утварь, оружие, украшения, еда.
Но, как правило, иметь такую внушительную гробницу могли только фараоны или сановники. Простому человеку такая роскошь не полагалась. Бедняков, как правило, хоронили в песке или в гробу, изготовленном из тростника и досок, так как социальное неравенство распространялось и на мир иной.
Зато знатный покойник располагался в отдельной погребальной камере. Изначально количество камер могло доходить до трёх, но позже их количество сократилось до одной. Это непосредственно сама камера, где находился умерший, камера, где складывались вещи для загробной жизни покойного, камера, где происходил заупокойный ритуал или молельня. Как правило, такую огромную гробницу мог иметь фараон или знатный вельможа. После погребения камера блокировалась каменной плитой.
Следующим элементом мастабы был вертикальный колодец, который соединял погребальную камеру с надземной частью. Он был необходим во время погребения и проведения заупокойного культа. После того как умерший был похоронен с соблюдением всех правил, колодец забивался камнями, чтобы предупредить расхищение.
Третьим элементом мастабы была сама надземная часть. Как правило, сами постройки мастабы могли отличаться материалами для её возведения. В качестве строительного материала могли использоваться кирпич-сырец, известняковые блоки, гипс и цемент. Изначально они могли возводиться над погребальной камерой после похорон. Но после того как стал строиться коридор, ведущий в камеру, стало возможным возводить мастабы в течение жизни фараона или вельможи. Также наземную часть мастаб стали использовать для хранения вещей и в качестве молельни.
Изначально мастабы, где были похоронены цари, состояли из кирпича-сырца, а их фасад был похож на фасад царского дворца. Также они были окружены массивной стеной. Уже в период правления II династии фасад упрощается до простого светлого гладкого фасада. Также с течением времени, более сложным стало украшение камер в надземной части. Камеры покрывались росписью и рельефными изображениями. Также в ней располагалась ложная дверь, покрытая заклинаниями и изображениями покойного. Она называлась стелой и служила для двойника умершего для входа и выхода.
Строительство мастаб стало приходить в упадок во времена правления фараона Джосера. Именно в это время архитектору Имхотепу приходит в голову поставить друг на друга шесть мастаб, каждая из которых была меньше предыдущей. Так была построена первая пирамида. Началась эпоха великих пирамид. Мастабы перестали быть местом захоронения правителей, но в них ещё на протяжении некоторого времени хоронили верховных сановников.
Культурное и религиозное значение мастаб
Изначально мастабы были частью религиозного культа. Так как они были местом обитания двойника умершего. Как правило, при мастабе находилась молельня, где происходило отправление погребального культа. Также там находился алтарь, где приносились жертвоприношения. Как правило, он располагался возле ложной двери.
Для связи мёртвых с живыми в мастабе существовал так называемый «сертаб» — подвал, в котором располагалась статуя покойного в натуральную величину. Вселившись в эту статую, дух умершего мог обретать способность общаться с внешним миром через небольшое отверстие в стене.
Однако в наше время мастабы представляют собой редкую культурную ценность. Эти, достаточно хорошо сохранившиеся гробницы, несут много информации не только о погребальном культе, но и о повседневной жизни древних египтян. Благодаря искусным росписям можно узнать социальное положение покойного, о его семье, а также о повседневной жизни его работников. Ведь в некоторых мастабах на фресках был изображён повседневный труд в поместье. Сами фрески и рельефные изображения являются великолепнейшими образчиками искусства эпох Раннего и Древнего царства.
Текущее состояние мастаб (реставрация, текущее состояние, посещение туристами/паломниками)
Благодаря своему сухому жаркому климату Египет может похвастать хорошей сохранностью своих исторических памятников. Однако сохранность мастаб зависит от материалов, из которых она возводилась. Например, мастабы небогатых сановников, сложенные из сырца не сохранились. Они рассыпались, превратившись в глиняные холмы. Есть мастабы от которых остался один фундамент. Лучше сохранились мастабы из обожжённого кирпича-сырца, облицованные камнем. Однако есть более капитально построенные гробницы, например сложенные из местного известняка. Их наземная часть сохранилась достаточно хорошо. Однако лучше всего сохранились мастабы сложенные из камня и обработанные рустом – кладкой из камней с подчёркнутыми швами.
Реставрационные работы на данный момент не ведутся, однако могут работать археологические экспедиции. Сами мастабы являются не менее привлекательными, чем их более величественные родственники пирамиды. Туристы едут посмотреть на хорошо сохранившиеся барельефы этих гробниц. Мастабы очень привлекательны и не менее таинственны, чем пирамиды. Они всегда будут притягивать туристов со всех уголков мира.
Где находится мастабы, что можно посмотреть рядом
Все мастабы сосредоточены в окрестностях Каира. Ближайшие находятся в Гизе, а самый дальний комплекс располагается в Медуме. Это примерно в ста километрах к югу от Каира. Для того чтобы посетить мастабы достаточно побывать в Каире. Этот город является не только столицей современного Египта, но и крупным туристическим центром. Здесь расположено огромное количество мечетей. Среди них можно выделить Голубую мечеть, мечеть аль-Азхар, мечеть Ибн Тулуна, мечеть Амра, мечеть Мухаммеда Али. Также в городе расположены мавзолеи султанов, которые вместе с мечетями и медресе составляют единые архитектурные комплексы.
Но особый интерес и ценность представляет Каирский музей, где собраны предметы древнеегипетского искусства. Это самое большое хранилище, где было собрано наследие Древнего Египта. Помимо предметов искусства здесь выставлены мумии фараонов, в том числе таких великих правителей как Тутмоса III, Рамсеса II, Аменхотепа II, мумии и саркофаги жрецов Амона, а также предметы из сохранившейся гробницы Тутанхамона.
Но главной достопримечательностью Каира является некрополь в Гизе. Здесь располагаются Великие пирамиды, Великий Сфинкс, храмы и комплекс мастаб, которые образуют самую настоящую улицу.
Некрополи в Дашуре и Саккаре, которые расположены соответственно в 26 и 30 километрах от Каира располагаются на окраинах столицы Древнего Египта – Мемфиса. Это огромный музей под открытым небом. Здесь можно ознакомиться не только с мастабами, но и ступенчатыми пирамидами, Ломаной и Розовой пирамидами. Не менее интересны руины Мемфиса. Ведь этому городу уже не менее 5000 лет.
Самой дальней точкой, где располагаются мастабы, является Медум. Это огромный мегалитический комплекс, главным элементом которого является ступенчатая пирамида. Вокруг неё располагается огромное поле мастаб, которые датируются периодами правления III и IV династией.
Как добраться до мастаб
Как правило, добраться до мастаб можно через турагентства, где можно купить поездку с гидом к любому из комплексов. Но при желании их можно посетить самостоятельно. Главной отправной точкой в этом случае будет Каир. Уже в самом городе можно будет посетить Гизу. Город настолько близко подобрался к некрополю, что жилые дома находятся всего в нескольких десятках сот метрах.
Не составит большого труда самостоятельно добраться до Саккары и Дашура. Из Каира туда отправляются маршрутки и автобусы. Уехать в этом направлении можно и от пирамид в Гизе. Комплексы находятся в относительной близости друг от друга, но некрополь в Саккаре занимает огромную территорию. На её посещение потребуется минимум несколько часов. Но зато на её территории имеется ресторан, где каждый желающий сможет перекусить и немного отдохнуть.
Погребальный комплекс в Медуме находится в ста километрах от Каира. До него лучше добираться, купив тур или взять напрокат автомобиль. Здесь находится пирамида Снофру и комплекс мастаб. По дороге можно заехать в древний город Фаюм, который располагается в оазисе. Свою известность город приобрёл благодаря гидротехническим сооружениям, которые построил один из фараонов.
Заключение
Пожалуй, ни в одной стране так хорошо сохранилось наследие древней цивилизации как Египте. Жаркий и сухой пустынный климат и редкие осадки способствовали сохранности памятников. Даже таких древних как мастабы. Хотя эти строения являлись прообразом Великих пирамид, они вызывают к себе не меньший интерес не только учёных, но и туристов. Первые пытаются разгадать в них загадку строительства Великих пирамид, а вторые любуются хорошо сохранившимися барельефами и росписями.
Но все же время безжалостно и к ним. Оно не пощадило мастабы сложенные из необожжённого сырца. О них нам напоминают лишь глиняные холмы, в которых с трудом угадывается былое величие. Лучше сохранившие мастабы из обожжённых кирпичей и мастабы сложенные из камня позволяют представить нам их былое величие и монументальность. И всё же туристы не должны забывать о том, что в первую очередь это места захоронений, и они обязаны должным образом относиться к ним. Ведь пережив многие тысячелетия, они могут погибнуть в один момент, не пережив наплыв слишком любопытных туристов.