Мастаба — это один из типов монументальной архитектуры Древнего Египта периода Раннего Царства, правление I и II династий фараонов возрастом примерно 5000 лет. Они являются предшественниками Египетских пирамид.
Что такое мастаба?
Это вытянутое усечённое пирамидальное строение, которое служило усыпальницей для фараонов, их семей или высокопоставленных чиновников. Гробницы строили на западном берегу Нила, где «Солнце спускается в подземное царство».
Пример мастабы фараона Шепсескафа. By Jon Bodsworth — www.egyptarchive.co.uk, Copyrighted free use, Link
Философия монументальной архитектуры в Древнем Египте
Во времена, когда строились подобные памятники, считалось, что только души правителей после смерти могли продолжать жизнь вместе с богами. После смерти человека его Ка (жизненная сила или душа) освобождалась от тела. Чтобы побудить душу вернуться, тело мумифицировали, создавали статую — подобие умершего и помещали в усыпальницу.
Что хранилось в мастабах?
Устройство мастабы
Фактическая погребальная камера располагалась на дне глубокой вертикальной шахты под каменным сооружением. Внутри усыпальницы у отверстия в шахту имитировали ложную дверь, часто с изображением покойного, чтобы душа захотела пойти к телу. Для удобства и благополучия в «вечной жизни» рядом хранились различные вещи и предметы роскоши, посуда и сосуды для совершения регулярных подношений напитков и яств. Стены украшались сценами повседневной деятельности.
Надземная часть сооружения использовалась для ритуальных жертвоприношений. Там же помещали фигурки мужчин и женщин, называемые шабти, или шавабти, или ушебти, для душ слуг и придворных, которые должны были служить усопшему. По преданию они продолжали обитать в приготовленных помещениях и регулярно нуждались в питании.
Если хотите увидеть своими глазами «Тайну мастабы No17», смотрите видео
Значение мастаб для архитектуры Древнего Египта
Когда египетский архитектор Имхотеп предложил построить на большой мастабе две меньшие, то получилась трёх ступенчатая пирамида. Позже было добавлено ещё несколько этажей.
Рельеф с изображением ритуала подношения жертвы в гробнице Неферхотепа
При раскопках пирамид в Гизе было обнаружено много небольших мастаб с захоронениями придворных вельмож. Есть они и в Саккаре. Интерьерные оформления некоторых считают шедеврами: например, скульптуры в гробнице родственников фараона Снофру и Неферхотепа или рельефы на стенах внутренних помещений усыпальниц Итет и Хесира.
Самые известные мастабы
Одной из самых красивых гробниц не только в Саккаре, но и во всём Египте признана мастаба фараона Ти, стены которой украшены рельефами и фресками из жизни обычных подданных царя.
Изображениями ритуалов и сцен из жизни жреца известна могила Птаххотепа.
Жертвоприношения для Птаххотепа: цветы лотоса и стебли папируса Ссылка на источник
Могила Кагемни, покровителя волхвов, уникальна своими углублениями на крыше, сделанными для солнечной ладьи. Хорошо сохранившиеся изображения птиц и животных украшают стены строения.
Вход в гробницу Кагемни Ссылка
Вход находится в южной части восточного фасада. По обе стороны от него хранятся имена, названия и изображения умершего. Его изображают стоящим со скипетром власти в правой руке и длинной тростью — державой в левой руке.
Сопровождающие тексты рассказывают о годах правления и добрых делах, которые он совершил.
Самая большая среди всех — гробница Меррука. Она имеет 32 камеры, в том числе для его жены и сына.
О мастабе Шепсескафа в Саккаре упоминал ещё Геродот. Она имеет вид традиционного саркофага размерами 100 х 75 м, высотой 18 м. Это хорошо видно на видео:
После обследования сооружения археологи пришли к выводу, что оно никогда не использовалось по назначению.
К известным монументальным памятникам архитектуры Древнего Египта, кроме пирамид и мастаб, относится Долина Царей.
Мастабы — это гробницы аристократов в Древнем Египте, которые были построены во времена Раннего царства. Их форма — это усеченная пирамида. Состоят мастабы из двух частей — наземной, которая состояла из молельни и вмещала в себе статую, в которую мог переселиться дух умершего, и подземной, где находилась гробница усопшего и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и имеют важное значение в истории Древнего Египта.
Конструкция и архитектурные особенности мастаб
Для того чтоб построить мастабу использовался кирпич сырец или тесаный камень. Конструкцию поддерживали деревянные или сделанные из того же кирпича опоры. Опоры покрывали бутовой кладкой, а сверху на нее налаживали тесаный камень или кирпичную кладку.
Каждая часть мастабы состояла из своих элементов. К элементам наземной части относится ложная дверь. Она строилась для того, чтоб двойник усопшего мог возвращаться в наш мир и уходить обратно. Над ложной дверью помещали плиту, так называемую стелу, которая была украшена надписями. Надписи на стеле — это древние заклинания. Кроме этого, плита украшалась рельефами, изображающими самого умершего и его семью, использоваться могли сцены из жизни и моменты жертвоприношений для умершего от его жены и детей. Перед ложной дверь устанавливался каменный жертвенник.
К погребальной камере с надземной части вел колодец, который после церемонии погребения запечатывался камнями. Если погребенный был знатного рода, то мастаба могла иметь дополнительные элементы. Например, сербад, в который помещали стелы или даже портреты умершего, выполненные в скульптурной форме. Так же очень часто в верхней части гробницы располагались молельни. Кроме этого мастаба могла быть оборудована верхними камерами. Эти камеры были предназначены для захоронения членов семьи умершего.
Мастаба могла иметь и несколько ниш. В главной нише находились ложные ворота для умершего. Несколько остальных ниш меньшего размера могли служить ложными воротами для умерших членов семьи усопшего.
Историческое значение и культурное наследие мастаб
Возле царских гробниц в Гизе и Саккаре находится наибольшее количество мастаб. Они не являются частью комплекса пирамид и не имеют к ним прямого отношения. Стремление знатных людей Древнего Египта находится даже после смерти возле своего господина, свидетельствует о глубоком уважении к фараонам и высокой преданности. Даже после смерти древнеегипетские аристократы стремились прославить своего господина и быть рядом с ним.
Простые труженики не имели права быть захороненными возле гробниц фараонов. Труд простого человека был ценен на земле, но в нем не нуждались в загробном мире. Египтяне верили, что в загробном мире для комфортной жизни знати будут трудиться ремесленники и земледельцы, которые уже находятся там. Их изображения украшают многочисленные рельефы, которые находятся в мастабах знати.
Мастабы высокопоставленной знати с 4-й по 6-ю династию имеют уникальную планировку, которая напоминают древнеегипетские городские улицы. В некоторых из них были найдены бесценные предметы искусства. К таким шедеврам принадлежат портретные скульптуры фараона Рахотепа и его супруги Нофрет, скульптуры членов семьи царя Снофру, а так же роспись, изображающая гусей, которая была найдена в гробнице Итет.
После Гизы, наибольшее количество значимых исторических памятников археологи нашли в мастабах, находящихся на севере Саккары. Одними из очень ценных произведений искусства считаются рельефы на дереве. Они были найдены в гробнице 3-ей династии, которая принадлежала писцу Хесиру. Особое внимание привлек его портрет. Он является ранним классическим примером канона изображения человека в барельефе.
К самым известным памятникам 4-ой династии относится скульптурная группа, героями которой являются Неферхотеп и его жена. Один из самых известных памятников 5-ой династии — это писец со свитком папируса, который лежит на его коленях. Культурное наследие, которое было найдено в древних мастабах очень ценно для науки и познания культуры Древнего Египта.
Самые знаменитые древнеегипетские мастабы
Мастаба Ти является одним из самых знаменитых и больших по своим размерам захоронений, находящихся в Саккаре. Благодаря раскопкам, проведенным в этой мастабе, были обнаружены многочисленные рельефы и росписи на стенах. Эти находки позволили археологам узнать больше об обычной жизни древних египтян. Кроме росписей, повествующих о жизни обычных людей, в гробнице изображены сцены, рассказывающие о делах, которые совершил Ти при жизни. Так же есть росписи, описывающие загробную жизнь Ти.
Мастаба Ти имеет усложненную конструкцию, кроме основных частей, в мастабе есть двор, капелла, кладовая и сердаб.
Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа — это гробница, которую разделили отец и сын. Они захоронены в одном месте и были важными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще более успешным человеком, совмещая должности визиря, судьи и смотрителя нескольких зернохранилищ и государственной казны. Жили они при фараоне Дъедкаре.
Мастаба интересна своими настенными рисунками, которые находятся в незаконченном виде. Некоторые на стадии вырезания набросков, другие на стадии раскрашивания. Еще одна деталь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая висит над ее входом. На фреске изображен старший член семьи, Птах-Хотеп. Художник запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.
Следующая мастаба принадлежит попечителю волхвов, Кагемни, который кроме всего прочего надзирал за строительством пирамиды Тети и был женат на его дочери, Небти-нубхет. На стенах мастабы много росписей, повествующих о повседневной жизни людей и изображающих самого Кагемни за каким-нибудь обычным делом. Кроме этого мастаба славится рельефами животных, которые прекрасно сохранились и считаются лучшими из всех, что были сделаны за всю историю Древнего Египта.
Необычной деталью мастабы являются углубления на крыше, которые были сделаны для солнечных кораблей. Эта деталь является дважды необычной. Во-первых, размещение солнечных кораблей не характерно для гробниц знати, хотя встречается у захоронений фараонов. Во-вторых, крыша — это нетипичное место, для размещения солнечной ладьи.
Некоторые вещи из мастабы Кагемни сейчас находятся в Национальном музее в Каире. К ним относится саркофаг и вещи, имеющие отношение к погребальному обряду.
Мастаба Мерерука является самым большим памятником, относящимся к эпохе Старого царства, и к тому же самым красивым. Мерерук так же, как и Кагемни, был женат на дочери фараона Тети, только на самой старшей Сешсешет.
Размеры мастабы Мерерука, действительно, впечатляют. Она состоит из 32 комнат. Комнаты разделили между собой сам Мерерук, его жена и сын, которого они назвали Меритети. Самая большая комната мастабы украшена шестью колоннами. Именно в ней находится статуя самого Мерерука в полный рост. Стены почти во всех комнатах украшены росписью. Рисунки на стенах изображают семью Мерерука и обычных людей, которые заняты своими повседневными делами.
Заключение и полезная информация для туристов
Как мастабы в Гизе, так и в Саккаре, привлекают к себе много туристов. Если вы решили посетить некрополь Саккары, то от Каира это место будет находиться где-то в километрах 15–ти. Ехать нужно по той же дороге, что и в Гизу, но в нужном месте потребуется свернуть. Ориентиром служит деревня Абусир. В Саккару ходят автобусы и маршрутки. Уехать можно не только с Каира, но и от пирамид в Гизе. Южнее этой же деревни Абусир находится вход в древний некрополь.
На входе вам нужно будет приобрести билет. Он стоит 35 ЕФ. Некрополь Саккары имеет впечатляющие размеры, будьте готовы к тому, что вам придется потратить на осмотр только основных достопримечательностей несколько часов. Зато время зря вы не потратите, впечатления, полученные при просмотре этих удивительных сооружений, вы будете хранить всю жизнь. На территории некрополя есть клуб-ресторан, в котором вы сможете отдохнуть от длительных прогулок на палящем солнце и перекусить. Так что вы сможете набраться сил и снова продолжить свое увлекательное путешествие в мир Древнего Египта.
Главная причина посещения мастаб — это великолепные барельефы на стенах, которые раскрывают нам секреты жизни обычных граждан в эпоху Древнего Египта, о жизни государственных деятелей и просто знатных людей. Мастабы привлекают своей красотой и загадочностью. Они всегда будут притягивать к себе туристов со всех уголков мира.Источник
Достопримечательности Египта – Мастабы
5 (100%)
mastertours.ru
Мастабы древнего Египта
В основе религии Древнего Египта лежала вера в существование загробной жизни, которая во всем была подобна жизни земной. Потому гробницы стали наряду с храмами главными архитектурными сооружениями. Храмы считались жилищами богов, а гробницы – местами пребывания духа и тела усопшего. Гробницы принято было тщательно украшать, они воспринимались как символ вечности. Своего расцвета архитектура Древнего Египта достигла в период объединения Верхнего и Нижнего Египта. Во времена Раннего царства гробница представляла собой несложное сооружение с массивными стенами и по внешнему виду напоминала завалинку у дома. Такую гробницу арабы называют «мастаба», что в переводе означает «скамья». Города Древнего Египта с их дворцами давно превратились в пыль, но храмы и гробницы остаются источником вдохновения для архитектуры наших дней.
Мастаба по своему виду была схожа с могилами последнего доисторического периода. После погребения умершего в яме сверху насыпали холм, затем придавали ему форму и обкладывали кирпичом. Мастаба могла состоять из множества подземных и наземных помещений, роскошно украшенных, с припасами и утварью. Основой конструкции являлись деревянные либо кирпичные опоры, которые покрывались кладкой: сначала – бутовой, затем – кирпичной.
Мастаба ↑
Судя по всему, фасады гробниц имитировали фасад дворца, так как гробница являлась резиденцией умершего фараона в потустороннем мире. Для постройки дворцов использовалось дерево. Вероятно, обычай делать фасад из илового кирпича пришел в Египет из Месопотамии. Нередко гробницы раскрашивали яркими цветами – в некоторых местах следы краски сохранились до нашего времени. Сегодня, чтобы придать неповторимость архитектурному декору здания или сооружения, возможно, использование новых материалов, таких как фибробетон и стеклофибробетон, неоспоримыми преимуществами которых являются качество и долговечность.
↑ Фасады дворцов
Погребальные камеры вырубались в скале и на значительную глубину опускались под землю. Таких камер могло быть несколько, часть из них можно было закрывать опускающимися плитами из камня.
Погребальная камера ↑
Ложная дверь была символическим входом в гробницу как в дом покойного для его загробной жизни. Это была либо каменная, либо кирпичная глухая ложная дверь, через которую Ка, «двойник» умершего, мог покинуть свою гробницу и вернуться в нее. По обычаю дверь располагали с восточной стороны, чтобы она была обращена к Нилу.
↑ Ложная дверь
Один некрополь включал как совсем маленькие единичные могилы (гробницы рядовых общинников или чиновников), так и крупные мастабы с множеством помещений под землей и на ее поверхности – это могилы родственников царя.
Некрополь ↑
План гробниц для влиятельных персон отличался особой сложностью конфигурации, ведь мастаба считалась настоящей резиденцией умершего, а также воротами в вечность. Комнаты украшались рельефами с повседневными сценами жизни и символичными орнаментами. Нередко при раскопках в гробнице обнаруживались такие помещения, как молебная комната, столовая, кладовая, комната отдыха. В современном мире, для достижения высокой прочности и долговечности элементов декора, рекомендуется использовать изделия из архитектурного стеклофибробетона, который в течении длительного времени не требует реставрации.
↑ План
Кирпич-сырец делали из смеси солома и ила. Этот материал был обычным сырьем для строительства в Древнем Египте. Использование кирпича-сырца в Месопотамии дало возможность заимствования техники и ее применения, как в возведении бытовых построек, так и для более монументальных объектов.
Кирпич-сырец ↑
ri-kam.ru
Архитектура мастабы
Мастаба — это название определенного вида гробниц в Древнем Египте периода Раннего и Древнего царств, которые сооружались задолго до постройки известных во всем мире пирамид.
Гробницы — мастабы имеют характерную форму усеченной пирамиды с устроенной внизу подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых были щедро декорированы рельефными изображениями и росписями.
Мастабу ( в переводе с арабского — » грязная скамья») или пер — джет ( древнеегипетское название pr — djt» дословно переводится как » дом для вечности», » вечный дом») можно считать прародительницей всех пирамид, построенных в более поздний период.
В мастабах хоронили известных людей периодов существования Раннего и Древнего царств в Египте. В период Древнего царства большое распространение получили пирамиды, однако захоронения в мастабах не потеряли своей актуальности еще на протяжении тысячелетия.
Мастаба фараона Шепсескафа
История возникновения мастабы
Верования древних египтян опирались на представления о загробной жизни. Считалось, что душа человека может жить вечно только в том случае, если за время земной жизни она не была отягощена грехами. Самыми страшными грехами считались взяточничество, разбой и грабеж.
Проявления верований в загробную жизнь нашли отражение и в архитектурной традиции Древнего Египта. Достаточно вспомнить гигантские гробницы фараонов — пирамиды, чтобы понять, что земная жизнь для египтян была временным явлением, и только после смерти физического тела душа получала право на вечную жизнь.
Первые захоронения египтян были простыми и даже примитивными. В земле вырывали могилу, на ее дно укладывали коврик, а на нем размещали тело усопшего. Однако впоследствии древние египтяне стали использовать различные методы для улучшения сохранности тела. С древнейших времен у египтян была разработана и активно использовалась технология мумификации тел умерших.
Так появились мастабы с подземными камерами, которые помогали защитить тело усопшего от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Именно мастабы по праву считаются первыми египетским гробницами.
В мастабах хоронили только знатных и богатых египтян, представителей царского рода и высокопоставленных чиновников. А вот для простых жителей Египта постройка подобной гробницы была недоступна из — за отсутствия средств на ее сооружение. Поэтому простолюдинов хоронили привычным старинным способом — в могилах.
Гробницы — мастабы были сконструированы с целью сохранения тела умершего от внешних негативных факторов и для обеспечения ему загробной жизни. Но внутри подземных гробниц человеческие останки были изолированы от сухого песка пустыни, и возможность естественной мумификации тел исключалась. Поэтому жрецы Древнего Египта разработали сложные приемы искусственной мумификации, которые позволяли сохранять тела усопших практически нетронутыми длительное время.
Устройство мастабы
Само название » мастаба» пришло к нам из арабского языка. В дословном переводе его значение трактуется как » грязная скамья». По версии некоторых ученых, мастабы были названы так потому, что при рассмотрении с удаленного расстояния постройки во многом напоминали форму скамьи.
Также существует предположение, что идею конструкции мастабы древние египтяне позаимствовали у архитекторов Месопотамии, потому что подобная форма гробниц была принята и там.
Мастабы сооружались из природного камня или огромных кирпичных блоков. Сырье для изготовления этих блоков добывали в реке Нил. Это были илистые отложения с дна реки, а также вязкая грязь, из которой после застывания на солнце получался чрезвычайно прочный строительный материал.
В основе конструкции мастабы лежат опоры, сделанные из древесины или кирпича — сырца. Сверху их покрывали бутовой кладкой, а затем кладкой из кирпича или тесанного природного камня. В подземной части располагается камера, где находятся мумии.
В плане архитектуры мастабы можно наблюдать две части — надземную и подземную. Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.
Надземная часть сооружения имела прямоугольную форму, немного сужающуюся кверху. При этом угол отклонения составлял не более 5*. Конечно, форма мастабы лишь незначительно напоминает пирамиду, но именно она стала прообразом будущих гигантских усыпальниц фараонов.
В высоту мастаба достигала около 9 — 10 метров, а соотношение сторон основания постройки выражалось в пропорции длины к ширине 4 : 1. То есть, длина мастабы была в четыре раза больше ее ширины.
Мастабу сооружали по направлению с севера на юг. Исходя из религиозных верований древних египтян, именно такое расположение гробницы давало доступ к загробному царству.
В надземной части гробницы было расположено небольшое святилище, куда члены семьи усопшего и священнослужители приносили еду и некоторые вещи для поддержания души усопшего.
Древние египтяне верили в том. что за душой умершего человека необходимо ухаживать, чтобы он комфортно чувствовал себя и в загробной жизни.
В стенах святилища были проделаны небольшие отверстия, сквозь которые проходили ароматы благовоний, а также слова заклинаний, произносимых жрецами во время проведения ритуалов.
В святилище размещалась статуя усопшего, которая после смерти человека становилась вместилищем его души. Поэтому родственники обращались к ней, когда приносили свои дары. Египтяне верили, что душа умершего может переселиться в статую в том случае, если мумия будет испорчена.
Схема мастабы
Подземная часть мастабы состояла из погребальной камеры, облицованной природным камнем или кирпичом. Изначально стены надземной части также сооружались из кирпича, изготовленного из высушенного на солнце нильского ила и грязи.
Позже для постройки стали использоваться более прочные материалы, однако кирпич — сырец все еще продолжали применять, в том числе и для постройки монументальных сооружения.
Погребальная камера с телом усопшего располагалась на уровень ниже у центрального входа. Рядом находилась вторая камера — » сердаб», что в переводе с персидского языка означает » подвал».
Сердаб использовался для хранения всех предметов, необходимых покойному в загробной жизни — зерна, посуды, одежды, оружия, и многих других ценных предметов.
В мастабе также располагалась молельня со статуей усопшего, которая была замурована в каменной кладке. В стенах сердаба были сделаны отверстия, через которые душа умершего должна была вернуться в тело для продолжения загробной жизни.
Внутренний интерьер мастабы Иду в Гизе
Изменение архитектуры мастабы
Наиболее древние мастабы расположены в Саккаре. Ученые — египтологи предполагают, что им предшествовали гробницы Первой династии из некрополя Тархан вблизи Фаюма. Они представляли собой вырытую яму, которую сверху прикрывала кирпичная кладка.
В отличие от подобных могильных насыпей, мастабы являются более совершенными погребальными сооружениями. Между этими двумя видами захоронений существуют и другие различия. В основном, они заключаются в перечне предметов, которые были погребены вместе с телом.
Первые мастабы представляли собой небольшое прямоугольное сооружение продолговатой формы, в центре которого располагались две площадки, а основное святилище находилось снаружи.
Во времена правления фараонов I династии египетские строители использовали необработанный кирпич, который в процессе возведения построек укладывали по так называемому » египетскому методу». Данный способ помогал эффективно защищать кирпичную кладку, что способствовало увеличению срока службы построек.
Древние строители обмуровывали кирпич, а также дополнительно укрепляли стены деревянными перекрытиями. Это позволяло придать стенам гробницы еще большую прочность.
С внешней стороны стены мастабы были вертикальными и почти прямыми. Угол наклона составлял всего 5*. До сих пор остается загадкой, кк древним строителям удавалось добиться такой точности, имея в распоряжении только примитивные инструменты и измерительные приборы.
Немного позже по заказу состоятельных египтян стали сооружаться многоуровневые мастабы, в конструкцию которых были добавлены слои кирпичной кладки поверх основного сооружения.
Ярким примером подобной мастабы была гробница царицы Нейтхотеп, жены фараона Менеса. К сожалению, до наших дней это уникальное сооружение не сохранилось, потому что за много веков мастабу полностью скрыл слой песка.
Остатки мастабы в Гизе
Постройка многоуровневой мастабы стала важным шагом на пути к созданию ступенчатых пирамид, самая известная из которых возведена в честь фараона Джосера.
В комплексе пирамид фараонов IV династии в Гизе ( около 2600 годы до нашей эры) мастабы под захоронениями приближенных располагаются вокруг больших египетских пирамид. Ярким примером подобных образцов архитектуры может служить мастаба Шепсескафа в Саккаре.
Мастаба Шепсескафа в Саккаре
design-fly.ru
Мастабы в Египте | Mastertours
29.01.2017
Цивилизация Древнего Египта оставила потомкам множество памятников архитектуры, а сухой и жаркий климат способствовал их хорошей сохранности. Среди них выделяются древние гробницы мастабы. Эти удивительные постройки являются прообразом пирамид, и на их примере, мы можем увидеть развитие погребального культа. Ведь мастаба являлась не только могилой, но и пристанищем для двойника покойного.
Общая информация о мастабах
Мастабами принято называть гробницы периода Раннего и Древнего царства в Древнем Египте. Как правило, они имели вид усечённых пирамид и, по сути, являлись их предшественниками. Слово «мастаба» происходит от арабского слова tabah, что в переводе означает «каменная скамья». По египетски название звучит как пер-джет, что можно перевести как «дом для вечности» или просто «вечный дом».
Пожалуй, именно древнеегипетское название соответствует функциям этих древних сооружений. Ведь главной и единственной функцией мастаба было служить домом для умерших вельмож. Также она символизировалась монументальный холм, который возникает из земли, когда роют могилу. Её устройство было проще чем устройство пирамид. Как правило мастаба включала в себя несколько частей. Это непосредственно сама подземная погребальная камера, отходящий от неё вертикальный колодец, который вел надземную часть, и, сама постройка в виде прямоугольника, состоящая из сырцового кирпича или камня.
Самые известные комплексы мастаб сохранились в Медуме, Саккаре и Дашуре. Также мастабы являются частью некрополя в Гизе. Как правило, они располагаются возле царских усыпальниц, но не являются частью пирамид.
История мастаб
История возникновения мастаб тесно связана с возникновением погребального культа. Ведь по представлениям древних египтян смерть представлялась лишь переходом в иной мир. А это значило, что покойника необходимо было снабдить всем необходимым для жизни на том свете. Возникала необходимость в постройке сооружения, где можно было хранить вещи покойного, столь необходимые в том мире – всевозможная утварь, оружие, украшения, еда.
Но, как правило, иметь такую внушительную гробницу могли только фараоны или сановники. Простому человеку такая роскошь не полагалась. Бедняков, как правило, хоронили в песке или в гробу, изготовленном из тростника и досок, так как социальное неравенство распространялось и на мир иной.
Зато знатный покойник располагался в отдельной погребальной камере. Изначально количество камер могло доходить до трёх, но позже их количество сократилось до одной. Это непосредственно сама камера, где находился умерший, камера, где складывались вещи для загробной жизни покойного, камера, где происходил заупокойный ритуал или молельня. Как правило, такую огромную гробницу мог иметь фараон или знатный вельможа. После погребения камера блокировалась каменной плитой.
Следующим элементом мастабы был вертикальный колодец, который соединял погребальную камеру с надземной частью. Он был необходим во время погребения и проведения заупокойного культа. После того как умерший был похоронен с соблюдением всех правил, колодец забивался камнями, чтобы предупредить расхищение.
Третьим элементом мастабы была сама надземная часть. Как правило, сами постройки мастабы могли отличаться материалами для её возведения. В качестве строительного материала могли использоваться кирпич-сырец, известняковые блоки, гипс и цемент. Изначально они могли возводиться над погребальной камерой после похорон. Но после того как стал строиться коридор, ведущий в камеру, стало возможным возводить мастабы в течение жизни фараона или вельможи. Также наземную часть мастаб стали использовать для хранения вещей и в качестве молельни.
Изначально мастабы, где были похоронены цари, состояли из кирпича-сырца, а их фасад был похож на фасад царского дворца. Также они были окружены массивной стеной. Уже в период правления II династии фасад упрощается до простого светлого гладкого фасада. Также с течением времени, более сложным стало украшение камер в надземной части. Камеры покрывались росписью и рельефными изображениями. Также в ней располагалась ложная дверь, покрытая заклинаниями и изображениями покойного. Она называлась стелой и служила для двойника умершего для входа и выхода.
Строительство мастаб стало приходить в упадок во времена правления фараона Джосера. Именно в это время архитектору Имхотепу приходит в голову поставить друг на друга шесть мастаб, каждая из которых была меньше предыдущей. Так была построена первая пирамида. Началась эпоха великих пирамид. Мастабы перестали быть местом захоронения правителей, но в них ещё на протяжении некоторого времени хоронили верховных сановников.
Культурное и религиозное значение мастаб
Изначально мастабы были частью религиозного культа. Так как они были местом обитания двойника умершего. Как правило, при мастабе находилась молельня, где происходило отправление погребального культа. Также там находился алтарь, где приносились жертвоприношения. Как правило, он располагался возле ложной двери.
Для связи мёртвых с живыми в мастабе существовал так называемый «сертаб» — подвал, в котором располагалась статуя покойного в натуральную величину. Вселившись в эту статую, дух умершего мог обретать способность общаться с внешним миром через небольшое отверстие в стене.
Однако в наше время мастабы представляют собой редкую культурную ценность. Эти, достаточно хорошо сохранившиеся гробницы, несут много информации не только о погребальном культе, но и о повседневной жизни древних египтян. Благодаря искусным росписям можно узнать социальное положение покойного, о его семье, а также о повседневной жизни его работников. Ведь в некоторых мастабах на фресках был изображён повседневный труд в поместье. Сами фрески и рельефные изображения являются великолепнейшими образчиками искусства эпох Раннего и Древнего царства.
Текущее состояние мастаб (реставрация, текущее состояние, посещение туристами/паломниками)
Благодаря своему сухому жаркому климату Египет может похвастать хорошей сохранностью своих исторических памятников. Однако сохранность мастаб зависит от материалов, из которых она возводилась. Например, мастабы небогатых сановников, сложенные из сырца не сохранились. Они рассыпались, превратившись в глиняные холмы. Есть мастабы от которых остался один фундамент. Лучше сохранились мастабы из обожжённого кирпича-сырца, облицованные камнем. Однако есть более капитально построенные гробницы, например сложенные из местного известняка. Их наземная часть сохранилась достаточно хорошо. Однако лучше всего сохранились мастабы сложенные из камня и обработанные рустом – кладкой из камней с подчёркнутыми швами.
Реставрационные работы на данный момент не ведутся, однако могут работать археологические экспедиции. Сами мастабы являются не менее привлекательными, чем их более величественные родственники пирамиды. Туристы едут посмотреть на хорошо сохранившиеся барельефы этих гробниц. Мастабы очень привлекательны и не менее таинственны, чем пирамиды. Они всегда будут притягивать туристов со всех уголков мира.
Где находится мастабы, что можно посмотреть рядом
Все мастабы сосредоточены в окрестностях Каира. Ближайшие находятся в Гизе, а самый дальний комплекс располагается в Медуме. Это примерно в ста километрах к югу от Каира. Для того чтобы посетить мастабы достаточно побывать в Каире. Этот город является не только столицей современного Египта, но и крупным туристическим центром. Здесь расположено огромное количество мечетей. Среди них можно выделить Голубую мечеть, мечеть аль-Азхар, мечеть Ибн Тулуна, мечеть Амра, мечеть Мухаммеда Али. Также в городе расположены мавзолеи султанов, которые вместе с мечетями и медресе составляют единые архитектурные комплексы.
Но особый интерес и ценность представляет Каирский музей, где собраны предметы древнеегипетского искусства. Это самое большое хранилище, где было собрано наследие Древнего Египта. Помимо предметов искусства здесь выставлены мумии фараонов, в том числе таких великих правителей как Тутмоса III, Рамсеса II, Аменхотепа II, мумии и саркофаги жрецов Амона, а также предметы из сохранившейся гробницы Тутанхамона.
Но главной достопримечательностью Каира является некрополь в Гизе. Здесь располагаются Великие пирамиды, Великий Сфинкс, храмы и комплекс мастаб, которые образуют самую настоящую улицу. Некрополи в Дашуре и Саккаре, которые расположены соответственно в 26 и 30 километрах от Каира располагаются на окраинах столицы Древнего Египта – Мемфиса. Это огромный музей под открытым небом. Здесь можно ознакомиться не только с мастабами, но и ступенчатыми пирамидами, Ломаной и Розовой пирамидами. Не менее интересны руины Мемфиса. Ведь этому городу уже не менее 5000 лет.
Самой дальней точкой, где располагаются мастабы, является Медум. Это огромный мегалитический комплекс, главным элементом которого является ступенчатая пирамида. Вокруг неё располагается огромное поле мастаб, которые датируются периодами правления III и IV династией.
Как добраться до мастаб
Как правило, добраться до мастаб можно через турагентства, где можно купить поездку с гидом к любому из комплексов. Но при желании их можно посетить самостоятельно. Главной отправной точкой в этом случае будет Каир. Уже в самом городе можно будет посетить Гизу. Город настолько близко подобрался к некрополю, что жилые дома находятся всего в нескольких десятках сот метрах.
Не составит большого труда самостоятельно добраться до Саккары и Дашура. Из Каира туда отправляются маршрутки и автобусы. Уехать в этом направлении можно и от пирамид в Гизе. Комплексы находятся в относительной близости друг от друга, но некрополь в Саккаре занимает огромную территорию. На её посещение потребуется минимум несколько часов. Но зато на её территории имеется ресторан, где каждый желающий сможет перекусить и немного отдохнуть.
Погребальный комплекс в Медуме находится в ста километрах от Каира. До него лучше добираться, купив тур или взять напрокат автомобиль. Здесь находится пирамида Снофру и комплекс мастаб. По дороге можно заехать в древний город Фаюм, который располагается в оазисе. Свою известность город приобрёл благодаря гидротехническим сооружениям, которые построил один из фараонов.
Заключение
Пожалуй, ни в одной стране так хорошо сохранилось наследие древней цивилизации как Египте. Жаркий и сухой пустынный климат и редкие осадки способствовали сохранности памятников. Даже таких древних как мастабы. Хотя эти строения являлись прообразом Великих пирамид, они вызывают к себе не меньший интерес не только учёных, но и туристов. Первые пытаются разгадать в них загадку строительства Великих пирамид, а вторые любуются хорошо сохранившимися барельефами и росписями.
Но все же время безжалостно и к ним. Оно не пощадило мастабы сложенные из необожжённого сырца. О них нам напоминают лишь глиняные холмы, в которых с трудом угадывается былое величие. Лучше сохранившие мастабы из обожжённых кирпичей и мастабы сложенные из камня позволяют представить нам их былое величие и монументальность. И всё же туристы не должны забывать о том, что в первую очередь это места захоронений, и они обязаны должным образом относиться к ним. Ведь пережив многие тысячелетия, они могут погибнуть в один момент, не пережив наплыв слишком любопытных туристов.Источник
Мастабы в Египте
Ваша оценка!
mastertours.ru
Достопримечательности Египта – Мастабы
-
Мастабы — это гробницы аристократов в Древнем Египте, которые были построены во времена Раннего царства. Их форма — это усеченная пирамида. Состоят мастабы из двух частей — наземной, которая состояла из молельни и вмещала в себе статую, в которую мог переселиться дух умершего, и подземной, где находилась гробница усопшего и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и имеют важное значение в истории Древнего Египта.
Конструкция и архитектурные особенности мастаб
Для того чтоб построить мастабу использовался кирпич сырец или тесаный камень. Конструкцию поддерживали деревянные или сделанные из того же кирпича опоры. Опоры покрывали бутовой кладкой, а сверху на нее налаживали тесаный камень или кирпичную кладку.
Каждая часть мастабы состояла из своих элементов. К элементам наземной части относится ложная дверь. Она строилась для того, чтоб двойник усопшего мог возвращаться в наш мир и уходить обратно. Над ложной дверью помещали плиту, так называемую стелу, которая была украшена надписями. Надписи на стеле — это древние заклинания. Кроме этого, плита украшалась рельефами, изображающими самого умершего и его семью, использоваться могли сцены из жизни и моменты жертвоприношений для умершего от его жены и детей. Перед ложной дверь устанавливался каменный жертвенник.
К погребальной камере с надземной части вел колодец, который после церемонии погребения запечатывался камнями. Если погребенный был знатного рода, то мастаба могла иметь дополнительные элементы. Например, сербад, в который помещали стелы или даже портреты умершего, выполненные в скульптурной форме. Так же очень часто в верхней части гробницы располагались молельни. Кроме этого мастаба могла быть оборудована верхними камерами. Эти камеры были предназначены для захоронения членов семьи умершего.
Мастаба могла иметь и несколько ниш. В главной нише находились ложные ворота для умершего. Несколько остальных ниш меньшего размера могли служить ложными воротами для умерших членов семьи усопшего.
Историческое значение и культурное наследие мастаб
Возле царских гробниц в Гизе и Саккаре находится наибольшее количество мастаб. Они не являются частью комплекса пирамид и не имеют к ним прямого отношения. Стремление знатных людей Древнего Египта находится даже после смерти возле своего господина, свидетельствует о глубоком уважении к фараонам и высокой преданности. Даже после смерти древнеегипетские аристократы стремились прославить своего господина и быть рядом с ним.
Простые труженики не имели права быть захороненными возле гробниц фараонов. Труд простого человека был ценен на земле, но в нем не нуждались в загробном мире. Египтяне верили, что в загробном мире для комфортной жизни знати будут трудиться ремесленники и земледельцы, которые уже находятся там. Их изображения украшают многочисленные рельефы, которые находятся в мастабах знати.
Мастабы высокопоставленной знати с 4-й по 6-ю династию имеют уникальную планировку, которая напоминают древнеегипетские городские улицы. В некоторых из них были найдены бесценные предметы искусства. К таким шедеврам принадлежат портретные скульптуры фараона Рахотепа и его супруги Нофрет, скульптуры членов семьи царя Снофру, а так же роспись, изображающая гусей, которая была найдена в гробнице Итет.
После Гизы, наибольшее количество значимых исторических памятников археологи нашли в мастабах, находящихся на севере Саккары. Одними из очень ценных произведений искусства считаются рельефы на дереве. Они были найдены в гробнице 3-ей династии, которая принадлежала писцу Хесиру. Особое внимание привлек его портрет. Он является ранним классическим примером канона изображения человека в барельефе.
К самым известным памятникам 4-ой династии относится скульптурная группа, героями которой являются Неферхотеп и его жена. Один из самых известных памятников 5-ой династии — это писец со свитком папируса, который лежит на его коленях.
Культурное наследие, которое было найдено в древних мастабах очень ценно для науки и познания культуры Древнего Египта.
Самые знаменитые древнеегипетские мастабы
Мастаба Ти является одним из самых знаменитых и больших по своим размерам захоронений, находящихся в Саккаре. Благодаря раскопкам, проведенным в этой мастабе, были обнаружены многочисленные рельефы и росписи на стенах. Эти находки позволили археологам узнать больше об обычной жизни древних египтян. Кроме росписей, повествующих о жизни обычных людей, в гробнице изображены сцены, рассказывающие о делах, которые совершил Ти при жизни. Так же есть росписи, описывающие загробную жизнь Ти.
Мастаба Ти имеет усложненную конструкцию, кроме основных частей, в мастабе есть двор, капелла, кладовая и сердаб.
Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа - это гробница, которую разделили отец и сын. Они захоронены в одном месте и были важными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще более успешным человеком, совмещая должности визиря, судьи и смотрителя нескольких зернохранилищ и государственной казны. Жили они при фараоне Дъедкаре.
Мастаба интересна своими настенными рисунками, которые находятся в незаконченном виде. Некоторые на стадии вырезания набросков, другие на стадии раскрашивания.
Еще одна деталь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая висит над ее входом. На фреске изображен старший член семьи, Птах-Хотеп. Художник запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.
Следующая мастаба принадлежит попечителю волхвов, Кагемни, который кроме всего прочего надзирал за строительством пирамиды Тети и был женат на его дочери, Небти-нубхет. На стенах мастабы много росписей, повествующих о повседневной жизни людей и изображающих самого Кагемни за каким-нибудь обычным делом.
Кроме этого мастаба славится рельефами животных, которые прекрасно сохранились и считаются лучшими из всех, что были сделаны за всю историю Древнего Египта.
Необычной деталью мастабы являются углубления на крыше, которые были сделаны для солнечных кораблей. Эта деталь является дважды необычной. Во-первых, размещение солнечных кораблей не характерно для гробниц знати, хотя встречается у захоронений фараонов. Во-вторых, крыша - это нетипичное место, для размещения солнечной ладьи.
Некоторые вещи из мастабы Кагемни сейчас находятся в Национальном музее в Каире. К ним относится саркофаг и вещи, имеющие отношение к погребальному обряду.
Мастаба Мерерука является самым большим памятником, относящимся к эпохе Старого царства, и к тому же самым красивым. Мерерук так же, как и Кагемни, был женат на дочери фараона Тети, только на самой старшей Сешсешет.
Размеры мастабы Мерерука, действительно, впечатляют. Она состоит из 32 комнат. Комнаты разделили между собой сам Мерерук, его жена и сын, которого они назвали Меритети. Самая большая комната мастабы украшена шестью колоннами. Именно в ней находится статуя самого Мерерука в полный рост. Стены почти во всех комнатах украшены росписью. Рисунки на стенах изображают семью Мерерука и обычных людей, которые заняты своими повседневными делами.
Заключение и полезная информация для туристов
Как мастабы в Гизе, так и в Саккаре, привлекают к себе много туристов. Если вы решили посетить некрополь Саккары, то от Каира это место будет находиться где-то в километрах 15–ти. Ехать нужно по той же дороге, что и в Гизу, но в нужном месте потребуется свернуть. Ориентиром служит деревня Абусир. В Саккару ходят автобусы и маршрутки. Уехать можно не только с Каира, но и от пирамид в Гизе. Южнее этой же деревни Абусир находится вход в древний некрополь. На входе вам нужно будет приобрести билет. Он стоит 35 ЕФ. Некрополь Саккары имеет впечатляющие размеры, будьте готовы к тому, что вам придется потратить на осмотр только основных достопримечательностей несколько часов. Зато время зря вы не потратите, впечатления, полученные при просмотре этих удивительных сооружений, вы будете хранить всю жизнь. На территории некрополя есть клуб-ресторан, в котором вы сможете отдохнуть от длительных прогулок на палящем солнце и перекусить. Так что вы сможете набраться сил и снова продолжить свое увлекательное путешествие в мир Древнего Египта.
Главная причина посещения мастаб — это великолепные барельефы на стенах, которые раскрывают нам секреты жизни обычных граждан в эпоху Древнего Египта, о жизни государственных деятелей и просто знатных людей. Мастабы привлекают своей красотой и загадочностью. Они всегда будут притягивать к себе туристов со всех уголков мира.
Мастабы — это гробницы аристократов в Древнем Египте, которые были построены во времена Раннего царства. Их форма — это усеченная пирамида. Состоят мастабы из двух частей — наземной, которая состояла из молельни и вмещала в себе статую, в которую мог переселиться дух умершего, и подземной, где находилась гробница усопшего и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и имеют важное значение в истории Древнего Египта.
Конструкция и архитектурные особенности мастаб
Для того чтоб построить мастабу использовался кирпич сырец или тесаный камень. Конструкцию поддерживали деревянные или сделанные из того же кирпича опоры. Опоры покрывали бутовой кладкой, а сверху на нее налаживали тесаный камень или кирпичную кладку.
Каждая часть мастабы состояла из своих элементов. К элементам наземной части относится ложная дверь. Она строилась для того, чтоб двойник усопшего мог возвращаться в наш мир и уходить обратно. Над ложной дверью помещали плиту, так называемую стелу, которая была украшена надписями. Надписи на стеле — это древние заклинания. Кроме этого, плита украшалась рельефами, изображающими самого умершего и его семью, использоваться могли сцены из жизни и моменты жертвоприношений для умершего от его жены и детей. Перед ложной дверь устанавливался каменный жертвенник.К погребальной камере с надземной части вел колодец, который после церемонии погребения запечатывался камнями. Если погребенный был знатного рода, то мастаба могла иметь дополнительные элементы. Например, сербад, в который помещали стелы или даже портреты умершего, выполненные в скульптурной форме. Так же очень часто в верхней части гробницы располагались молельни. Кроме этого мастаба могла быть оборудована верхними камерами. Эти камеры были предназначены для захоронения членов семьи умершего.
Мастаба могла иметь и несколько ниш. В главной нише находились ложные ворота для умершего. Несколько остальных ниш меньшего размера могли служить ложными воротами для умерших членов семьи усопшего.
Историческое значение и культурное наследие мастаб
Возле царских гробниц в Гизе и Саккаре находится наибольшее количество мастаб. Они не являются частью комплекса пирамид и не имеют к ним прямого отношения. Стремление знатных людей Древнего Египта находится даже после смерти возле своего господина, свидетельствует о глубоком уважении к фараонам и высокой преданности. Даже после смерти древнеегипетские аристократы стремились прославить своего господина и быть рядом с ним.
Простые труженики не имели права быть захороненными возле гробниц фараонов. Труд простого человека был ценен на земле, но в нем не нуждались в загробном мире. Египтяне верили, что в загробном мире для комфортной жизни знати будут трудиться ремесленники и земледельцы, которые уже находятся там. Их изображения украшают многочисленные рельефы, которые находятся в мастабах знати.
Мастабы высокопоставленной знати с 4-й по 6-ю династию имеют уникальную планировку, которая напоминают древнеегипетские городские улицы. В некоторых из них были найдены бесценные предметы искусства. К таким шедеврам принадлежат портретные скульптуры фараона Рахотепа и его супруги Нофрет, скульптуры членов семьи царя Снофру, а так же роспись, изображающая гусей, которая была найдена в гробнице Итет.
После Гизы, наибольшее количество значимых исторических памятников археологи нашли в мастабах, находящихся на севере Саккары. Одними из очень ценных произведений искусства считаются рельефы на дереве. Они были найдены в гробнице 3-ей династии, которая принадлежала писцу Хесиру. Особое внимание привлек его портрет. Он является ранним классическим примером канона изображения человека в барельефе.К самым известным памятникам 4-ой династии относится скульптурная группа, героями которой являются Неферхотеп и его жена. Один из самых известных памятников 5-ой династии — это писец со свитком папируса, который лежит на его коленях.
Культурное наследие, которое было найдено в древних мастабах очень ценно для науки и познания культуры Древнего Египта.
Самые знаменитые древнеегипетские мастабы
Мастаба Ти является одним из самых знаменитых и больших по своим размерам захоронений, находящихся в Саккаре. Благодаря раскопкам, проведенным в этой мастабе, были обнаружены многочисленные рельефы и росписи на стенах. Эти находки позволили археологам узнать больше об обычной жизни древних египтян. Кроме росписей, повествующих о жизни обычных людей, в гробнице изображены сцены, рассказывающие о делах, которые совершил Ти при жизни. Так же есть росписи, описывающие загробную жизнь Ти.
Мастаба Ти имеет усложненную конструкцию, кроме основных частей, в мастабе есть двор, капелла, кладовая и сердаб.
Мастаба Ахти-Хотепа и Птах-Хотепа - это гробница, которую разделили отец и сын. Они захоронены в одном месте и были важными людьми для фараона. Отец Птах-Хотеп был жрецом богини Маат. А его сын стал еще более успешным человеком, совмещая должности визиря, судьи и смотрителя нескольких зернохранилищ и государственной казны. Жили они при фараоне Дъедкаре.
Мастаба интересна своими настенными рисунками, которые находятся в незаконченном виде. Некоторые на стадии вырезания набросков, другие на стадии раскрашивания.
Еще одна деталь, которая привлекает внимание в мастабе — это фреска, которая висит над ее входом. На фреске изображен старший член семьи, Птах-Хотеп. Художник запечатлел его во время процедуры маникюра и педикюра.
Следующая мастаба принадлежит попечителю волхвов, Кагемни, который кроме всего прочего надзирал за строительством пирамиды Тети и был женат на его дочери, Небти-нубхет. На стенах мастабы много росписей, повествующих о повседневной жизни людей и изображающих самого Кагемни за каким-нибудь обычным делом.
Кроме этого мастаба славится рельефами животных, которые прекрасно сохранились и считаются лучшими из всех, что были сделаны за всю историю Древнего Египта.
Необычной деталью мастабы являются углубления на крыше, которые были сделаны для солнечных кораблей. Эта деталь является дважды необычной. Во-первых, размещение солнечных кораблей не характерно для гробниц знати, хотя встречается у захоронений фараонов. Во-вторых, крыша - это нетипичное место, для размещения солнечной ладьи.
Некоторые вещи из мастабы Кагемни сейчас находятся в Национальном музее в Каире. К ним относится саркофаг и вещи, имеющие отношение к погребальному обряду.
Мастаба Мерерука является самым большим памятником, относящимся к эпохе Старого царства, и к тому же самым красивым. Мерерук так же, как и Кагемни, был женат на дочери фараона Тети, только на самой старшей Сешсешет.
Размеры мастабы Мерерука, действительно, впечатляют. Она состоит из 32 комнат. Комнаты разделили между собой сам Мерерук, его жена и сын, которого они назвали Меритети. Самая большая комната мастабы украшена шестью колоннами. Именно в ней находится статуя самого Мерерука в полный рост. Стены почти во всех комнатах украшены росписью. Рисунки на стенах изображают семью Мерерука и обычных людей, которые заняты своими повседневными делами.
Заключение и полезная информация для туристов
Как мастабы в Гизе, так и в Саккаре, привлекают к себе много туристов. Если вы решили посетить некрополь Саккары, то от Каира это место будет находиться где-то в километрах 15–ти. Ехать нужно по той же дороге, что и в Гизу, но в нужном месте потребуется свернуть. Ориентиром служит деревня Абусир. В Саккару ходят автобусы и маршрутки. Уехать можно не только с Каира, но и от пирамид в Гизе. Южнее этой же деревни Абусир находится вход в древний некрополь. На входе вам нужно будет приобрести билет. Он стоит 35 ЕФ. Некрополь Саккары имеет впечатляющие размеры, будьте готовы к тому, что вам придется потратить на осмотр только основных достопримечательностей несколько часов. Зато время зря вы не потратите, впечатления, полученные при просмотре этих удивительных сооружений, вы будете хранить всю жизнь. На территории некрополя есть клуб-ресторан, в котором вы сможете отдохнуть от длительных прогулок на палящем солнце и перекусить. Так что вы сможете набраться сил и снова продолжить свое увлекательное путешествие в мир Древнего Египта.
Главная причина посещения мастаб — это великолепные барельефы на стенах, которые раскрывают нам секреты жизни обычных граждан в эпоху Древнего Египта, о жизни государственных деятелей и просто знатных людей. Мастабы привлекают своей красотой и загадочностью. Они всегда будут притягивать к себе туристов со всех уголков мира.