Правовая система древней спарты. Сообщество Империал: Правовая система в Древней Спарте - Сообщество Империал
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общая характеристика права Спарты. Правовая система древней спарты


Общая характеристика права Спарты.

Главным источником права в Спарте являлся обычай. До нас дошли «ретры Ликурга». Ликург – полулегендарная личность, в которой воплотились представления спартанцев о справедливом законодателе и правителе.

Особенностью правовой системы Спарты стало существование жестоких морально-этических норм, облеченных в форму обязательного для исполнения закона.

Письменные законы были официально запрещены, основные юридические нормы передавались устно.

Право собственности. Частная собственность на землю отсутствовала. Вся земля принадлежала государству.

Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Любой гомей, находясь в доме или на клере своего согражданина, имел право пользоваться всем его имуществом и рабами.

Со временем главными крупными собственниками земли становились женщины, так как мужчинам обычай запрещал заниматься коммерческими и финансовыми делами.

Особенностью гражданского права было непризнание правоспособности иностранцев, запрет гражданам других государств проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. Запрещалось также и спартанцам под страхом смерти жить за пределами государства, дабы не разрушить аскетический образ «общины равных».

Особенность брачно-семейных отношений состояла в том, что основной целью брака признавалось непрерывное воспроизводство здорового мужского населения. До 30 лет каждый спартанец должен был вступить в брак. Если же он этого не делал, то его на одном из религиозных праздников избивали женщины. Брак был парным, но женщине разрешалось не сохранять супружескую верность (т.к. основное требование к женщине – родить больше здоровых мальчиков). Предельно простой являлась процедура расторжения бездетного брака.

Женщина в Спарте была политически неполноправна, зато пользовалась гражданскими правами. Если дочь была единственной наследницей в семье, то она становилась гарантом неделимости родовой собственности.

Право наследования по закону в первую очередь имели сыновья (в том числе и внебрачные).

Нормы уголовного права в Спарте ограничивались указаниями на наказуемость преступного деяния, но меры наказания не определялись. Самыми тяжкими преступлениями считались преступления против государства и «общины равных»: измена, нарушение традиционных норм поведения и т.д. Особенностью преступлений против личности являлась классификация их как посягательств на установленный государственно-общинный порядок жизни гомеев. Имущественные преступления были регламентированы слабо. Основными видами наказаний были штрафы, изгнание, смертная казнь. Тяжким наказанием считалось лишение прав (атимия).

Судебные органы не отделялись от администрации. Герусия являлась судом по уголовным делам и должностным преступлениям. Суд по гражданским делам осуществляла коллегия эфоров.

Судебный процесс для полноправных граждан носил состязательный характер. По отношению к илотам и периэкам применялась также внесудебная расправа.

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 488 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Общественный и государственный строй Древнего Вавилона. | Особенности права Древнего Вавилона. | Особенности древнеиндийского права. | Периодизация истории Древней Греции. | Общественный и государственный строй Древних Афин в классический период. | Общая характеристика права Древних Афин. | Падение Древнеримского государства | Источники права древнейшего периода. | Право собственности. | Обязательства. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.01 сек.)

mybiblioteka.su

Правовая система в Древней Спарте

В Спарте в VI – V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.

Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами2. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.

Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.

Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т.н. «парный брак». В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших».

Семья в Спарте была моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены – пережитки группового брака. Семья в Спарте как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала еще более раннюю ступень – брак групповой. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним.

»Муж молодой жены, - говорит Плутарх, - если был у него на примете порядочный и красивый юноша... мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от его семени ребенка признать своим». Чувство ревности Ликург «изгнал» как недостойное. Вместе с тем не стало (юридически) и прелюбодеяний. Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически узаконен.

Рождение женщиной ребенка от доблестного воина – друга ее мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»

Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и матерей».

Таким образом, право древней Спарты основывалось прежде всего на интересах государства.

imtw.ru

Государство и право Древней Спарты

Государство и право Древней  Спарты (Лакедемон)

Спарта была рабовладельческим  государством, но с сильными пережитками  общинного быта. Основой экономики  здесь было сельское хозяйство. Ремесло  было развито крайне слабо. Необходимость  держать в постоянном страхе и  повиновении рабов, число которых  в несколько десятков раз превышало  число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних  руках, тенденция соблюдать уравнительность  в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине  в Спарте очень долго сохраняет  свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой  власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена).

В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых  насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения  рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное  население, обращенное в рабство. Это  государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней  и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной  собственности на рабов. Спартанцы  сообща владели всеми рабами и всей землей.

По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего  класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы  держать этих рабов в повиновении  и беспощадно расправляться с  рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы  уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. У них вся система воспитания была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов.

Вся полнота государственной  власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредотачивалось в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры, власть которых Платон и Аристотель называли "тиранической", стояли выше всех прочих органов власти. Они созывали герусию и народное собрание и представительствовали в них. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовали финансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этом эфоры практически были безответственны, поскольку в своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками. Таким образом, эфорат являлся коллегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.

Второй орган - совет старейшин (герусия) был учрежден в IХ в. до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в нее вошли также эфоры. Должность геронтов замещалась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании - криком. "Эксперты" на дощечках для письма отмечали силу крика.

Герусия имела законодательную  инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала  вопросы, подлежащие решению якобы "народа". Она контролировала и  действия царей. Она ведала также  судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.

Существовала и царская  власть. Цари (2) являлись жрецами и  полководцами. В качестве жрецов они  представляли спартанцев перед лицом  богов, совершали жертвоприношения. Первоначально власть царей на войне  была весьма широкой, но затем она  все более ограничивалась эфорами.

Народное собрание - апелла. По своему происхождению - это весьма древнее учреждение, имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже - эфоры (один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.

Как и повсюду, в народном собрании обсуждались в первую очередь  вопросы войны и мира, уже предрешенные прочими органами власти, в частности эфорами.

Сравнительно несложный  государственный аппарат состоял  также из некоторого количества должностных  лиц различного ранга, ведавших определенными  делами. Эти должностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались  царями и эфорами, перед которыми они и отчитывались.

Основным источником права  Спарты был обычай. О законах народного  собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще  не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права  мы узнаем из сочинений греческих  историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого  характера спартанской экономики  правовая системы Спарты была разбита, значительно меньше, чем в Афинах.

Всей совокупностью гражданских  политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными  друг, другу. "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться  постоянно в боевой готовности, военным  лагерем перед лицом рабов  и зависимых периэков. Характерной  чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.

Сохранение сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что "воин не покинет своего товарища по столу".

В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю  в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником  всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.

Отдельным гражданам с  момента их рождения государство  предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.

Купля-продажа земли, равно  как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.

Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом  обществе существует моногамная форма  брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. "парный брак". В Спарте само государство  регулировало брачные отношения. В  целях получения хорошего потомства  занимались даже подбором супружеских  пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был  жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

Значение Спарты в истории  значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным  высокое развитие, расцвет греческой  культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как  государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой  аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для  своей эпохи войском, да жесточайшим  террором в отношении рабов- илотов, которых она старалась держать в вечном страхе.

stud24.ru

Право Древней Спарты

Количество просмотров публикации Право Древней Спарты - 122

 

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление своеобразных общественных порядков и государственного строя Спарты приписывается полулегендарному царю и законодателю Ликургу (VIII в. до н.э.), который, по преданию, издал большинство РЕТР (базовых законов Спарты).

В целом, Спарта является образцом военно-аристократической организации республики. Стоит сказать, что для нее характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военной организации общества.

Особенности:

1) Спартанская республика: одновременно 2 царя на протяжении нескольких столетий (т.к. 2 племени: дорийцы и ахейцы).

В Спарте не было монархического строя!!!!!!! Власть царей была сильно ограничена (см. эфόры).

2) В Спарте – режим военного лагеря (аскетизм во всœем; постоянные физические упражнения; постоянная подготовка к военным действиям).

3) Сохранение множества пережитков первобытнообщинного строя:

- в семейном укладе,

- в имущественных отношениях,

- в суде и судебном процессе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Внешне напоминает систему Афин (но только внешне).

1. ГЕРУСИЯ – Совет старейшин (данный институт возникает примерно в IX в. до н.э.).

В него входили 30 геронтов (28 + 2 царя).

Геронтами становились:

- только мужчины,

- старше 60 лет,

-

- пожизненно.

ФУНКЦИИ ГЕРУСИИ:

1. Герусия готовила внешнеполитические решения,

2. Руководила деятельностью должностных лиц,

3. Была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам,

4. Решала вопросы гражданства.

5. Герусия даже могла судить царей (!!!!!)

Сама Герусия ни перед кем не несла ответственности.

2. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (функции иные, нежели в Афинах) –АПÉЛЛА.

В нем принимали участие всœе мужчины старше 30 лет.

Это пассивный политический орган, ᴛ.ᴇ. Народное Собрание само законы не издавало, а только могло принять или отвергнуть то, что предлагали Герусия или цари (ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ).

Примитивный способ голосования (за какое из решений громче кричали, то и проходило. Тем временем ʼʼнезависимых экспертовʼʼ запирали в амбаре, чтобы они сказали потом за какой из пунктов (1, 2, 3…) громче шумели).

3.Примерно с VII в. до н.э. – новый государственный орган – КОЛЛЕГИЯ ЭФОРОВ.

Всего было 5 эфóров.

1-й – ЭФОР ЭПОНИМ – председательствовал в общих собраниях Апеллы и Герусии.

ФУНКЦИИ ЭФОРОВ:

1) Эфоры могли собирать народные собрания и предлагать законопроекты,

2) Эфоры объявляли военную мобилизацию,

3) Эфоры принимали и отправляли послов,

4) Решали вопросы войны и мира (???),

5) Только эфоры могли возбудить дело против царей.

Каждые 8 лет эфоры должны были обращаться к оракулу по вопросу о соответствии царей занимаемой должности. В случае если оракул говорил, что царь (цари) не соответствовал, эфоры начинали уголовное преследование царей (!!!) Т.о. цари не являлись высшими должностными лицами.

6) Эфоры обладали широкими судебными полномочиями:

- гражданские иски,

- уголовные дела (кроме умышленных убийств → Герусия),

- всœе дела, касающиеся илотов и периэков.

7) Эфорам принадлежала и полицейская власть.

8) Эфоры контролировали государственные финансы.

4. ЦАРИ (их было 2).

Вначале они избирались. С VI в. до н.э. власть стала наследственной.

ФУНКЦИИ ЦАРЕЙ:

1) Цари – военные вожди (основная функция, как базилевс).

2) Возглавляли армию во время военных походов (иногда по очереди). В поход они брали 10 геронтов

3) Цари также выполняли сакральные функции (отправление религии).

4) Решали вопросы о приданом дочерей-наследниц.

5) Некоторые судебные полномочия

referatwork.ru