Окна древней руси. Нужны услуги строителей?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нужны услуги строителей? Окна древней руси


История деревянных окон с древнейших времен до современности

По экологичности, пользе и красоте с деревянными окнами мало что может сравниться. Во все времена (а их история насчитывает уже не одну сотню лет) они были и остаются лучшим вариантом для установки и в жилых домах, и в офисных помещениях.

Деревянные окна выглядят очень эстетично, создают в доме особую атмосферу уюта, не говоря о пользе для здоровья – дерево не выделяет никаких вредных примесей, а, наоборот, насыщает воздух целебными смолами и микроэлементами.

Окна, как конструктивный элемент дома, изначально несли чисто практическую функцию – проветривание, допуск свежего воздуха и света в помещении, а также защита от природных явлений (дождь, снег). Деревянные окна человек в своем жилье использует много веков подряд – когда-то как единственный возможный вариант, позже – как лучшее решение. Этот материал был ранее доступен каждому жителю страны, так что и в домах знати, и в скромных крестьянских избах оконные проемы оформлялись деревянными рамами, например, из сосны, лиственницы, дуба. А для дополнительной защиты от холода или яркого солнца на окна ставились деревянные рамы, обычно красиво декорированные и вырезанные (по завитушках, фигуркам и рисунку узнавали конкретного мастера или регион).

история деревянных окон

В деревнях использовались разнонаправленные ставни – внутренние открывались в дом, а внешние – наружу. При возведении сруба (процесс длился около года) на место оконного проема устанавливались мощные обсадные коробки, в которые впоследствии монтировали окна. Даже тогда мастера прекрасно понимали важность окон для теплосбережения и поддержания в доме нормальной температуры. Решался данный вопрос по-разному: где-то за счет уменьшения размера деревянных окон, где-то благодаря толщине стекол (если это было позволительно), а на севере в холодное время года просто вставляли глухую раму на место внутренних створок. Если в деревянных окнах простолюдинов солнечный свет проходил сквозь промасленную бумагу или ткань, слюду или бычий пузырь, то городские жители наслаждались всеми преимуществами прозрачных стекол. Впрочем, до 18 в. на Руси фактически и не было стеклянных окон.

Безусловно, качество обработки древесины несколько столетий назад и на современных фабриках сравнивать невозможно – сейчас дерево проходит самый тщательный и внимательный контроль по многим параметрам, начиная от рисунка и сучков и заканчивая плотностью, сортом и влажностью. Дерево подвергается многоуровневой обработке на производстве, чтобы обеспечить рамам должную противопожарность, стойкость к негативным воздействиям внешней среды – ультрафиолету, перепадам температур, влажности, а также микроорганизмам и насекомым, которые ранее были настоящим «бичом» натуральной древесины.

При всем многообразии выбора материалов для окон именно древесина в наибольшей степени сочетает в себе утилитарную, визуальную и ценовую стороны. Вывод очевиден: окна из дерева – лучшее решение для любого дома!

sv-okna.com

"Окно в Древнюю Русь". Внешний вид окон, классификация деревянных окон., Окна и остекление

В цикле статей, посвященном древесине, мы затрагивали различные темы, так или иначе связанные с этим уникальным материалом.  

 Мы беседовали и о том, как самостоятельно сделать рамку для картины, и о строительстве русской бани; нами были изучены свойства древесины и способы ее сохранения; мы узнали много нового о резьбе по дереву и о том, как, не приглашая специалистов, изготовить на участке скамейку. Но, говоря о строительных материалах и изделиях из древесины, мы еще не касались темы "Деревянные оконные блоки".  Деревянные оконные блоки 1 Настало время поговорить и об этом. Итак…

Сегодня все чаще говорится о пластиковых окнах. Да, они имеют свои плюсы, о чем будет сказано в одной из наших последующих бесед, но деревянные оконные блоки по-прежнему являются альтернативой пластиковым. И тот, и другой вид окон хорош по-своему, но наличие в пластиковых оконных блоках механических вентиляционных устройств и отсутствие данных конструкций в деревянных оконных рамах говорит о том, что последние в подобных устройствах не нуждаются. Другими словами, деревянные оконные блоки  (в отличие от пластиковых) могут "дышать". Деревянные оконные блоки 2

Но сегодня, сравнивая два вида этих блоков, мы не задумываемся над тем, что окна в жилище и само жилище появились не одновременно. Многие века "окнами" в домах наших предков служили слуховые отверстия, практически не пропускающие света. Окно в том виде, в котором мы видим его сегодня, появилось гораздо позже древнегреческих храмов. Строительство христианских церквей, в котором стали использовать окна для естественного освещения помещения, дало начало появлению их и в жилищах. Вполне естественно, что для производства оконных рам стали использовать дерево. В домах Древней Руси устанавливали небольшие деревянные окна. Их величина напрямую связана с русскими зимами. Из бесед о дверях мы помним, что на Руси предпочитали небольшие низкие двери, которые сохраняли в доме тепло. По этой же причине небольшие размеры имели и окна. Изба с деревянными окнами

С развитием строительства менялся и внешний вид окон. Русские зимы не становились теплее, но, тем не менее, окна увеличивались в своих размерах. Профессия столяра, считавшаяся на Руси одной из самых почитаемых, приобретала еще большую значимость. Теперь от столяров требовалось мастерство при изготовлении больших окон, сохраняющих тепло не хуже маленьких. Менялись цари, но изготовление деревянных оконных блоков по-прежнему считалось настоящим искусством. Когда в России произошли известные события 1917 года, то новому правительству было не до решения квартирного вопроса. Лишь позднее в стране победившего социализма началось жилищное строительство. Если в послевоенные годы немногочисленные граждане нашей станы, вселившиеся в только что построенные дома, не предъявляли претензий к качеству деревянных окон, то в последующие годы производство оконных блоков было поставлено на поток и, несмотря на "знак качества", которым удостаивалась продукция СССР, само качество окон оставляло желать лучшего.  Деревянное окно 1

Строительство многоэтажек в 70-х - 80-х годах прошлого века показало, что о мастерстве столяров, изготавливающих оконные блоки, можно судить лишь по окнам, находящимся не в новых, а в старых домах. Что же касается новых окон, то ни их внешний вид, ни способность сохранять тепло никак не могли порадовать новоселов. Канула в прошлое эпоха развитого социализма, а вместе с ней и невысокое качество оконных блоков. Принципиально новый подход представителей деревообрабатывающей промышленности к качеству выпускаемой продукции дает нам основание говорить о том, что сегодняшние оконные блоки являются достойным продолжением искусства плотников Древней Руси. Повышению качества деревянных окон, безусловно, поспособствовали технические изыскания в деревообрабатывающей промышленности и в усовершенствовании технологии обработки древесины. Если раньше оконные блоки подразделялись на те, "что открываются", и на те, "что не открываются", то в наши дни существует классификация деревянных окон, включающая в себя множество пунктов, среди которых:

  • открывающиеся внутрь;
  • открывающиеся наружу;
  • открывающиеся в разные стороны;
  • с одинарной конструкцией;
  • со спаренной конструкцией;
  • с раздельной конструкцией;
  • с раздельно-спаренной конструкцией…

    К тому же существует классификация деревянных окон:

         
  • по количеству рядов остекления,
  • по числу створок,
  • по влагостойкости, а также по устройствам для вентиляции. Это далеко не полный перечень, входящий в классификацию современных деревянных оконных блоков.  Деревянное окно 2 Отдельную классификацию имеют балконные двери. Все это говорит о том, что производство деревянных оконных блоков в наше время является, не больше, не меньше, наукой. Но все современные достижения, связанные с производством деревянных оконных блоков, неразрывно связаны с древними традициями. У наших предков мы научились использованию в производстве деревянных окон древесины лиственных и хвойных пород.Деревянное окно 3 Как в стародавние времена основным материалом, из которого изготавливаются оконные блоки, являются: ель и сосна. Более дорогостоящие оконные блоки, сделанные из лиственницы и дуба, по карману далеко не всем нашим согражданам. Но, благодаря современным технологиям обработки древесины, еловые и сосновые блоки стали не менее надежными, чем блоки из дорогостоящих материалов. Единственное, о чем следует помнить владельцу загородного дома и, в частности, бани, так это о том, что в бане не следует использовать оконные блоки, выполненные из хвойных пород древесины. О причине, по которой следует избегать в помещении бани данных пород, мы говорили в статьях, посвященных русской бане.

    В следующий раз мы продолжим разговор о деревянных оконных блоках.

                                                                                                                 

    Алексей  Каверау

                                                         

    В статье использованы фотографии сайтов: ddm-masters.narod, alyans4, magicworld.rolebb, province, mirdomov.at, mystroika

www.dkd.ru

Из истории витражей в Древней Руси... Прообразы витражей., Дизайн интерьера дома и квартиры

Наш разговор о российских витражах продолжается.

В прошлый раз мы беседовали о научных трудах, посвященных стеклоделию, и отметили, что в России в XIX веке витражи не производились, а доставлялись из Европы.

В нашей сегодняшней встрече снова примет участие Витраж в русском интерьередиссертация кандидата искусствоведения Татьяны Владимировны Волобаевой Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники. Цитаты из этого научного труда помогут нам более широко осветить тему предыстории витражного искусства в России.

Итак, как сообщает источник, в древности многие народы Европы и Азии придавали оконным проемам вид орнаментальной сетки из металла, камня или дерева, ячейки которой оставляли пустыми или заполняли тонкими пластинами мрамора, бумагой или стеклом.

Наиболее ранние находки собственно витражей... в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа обнаружены в соборе Сан-Витале в Равенне и относятся к VI веку. Высочайшего развития и наибольшего распространения это искусство достигло в ХII-ХIII вв. В Западной Европе...

Вероятно, до момента окончательного разделения христианской церкви на восточную и западную в 1054 году, украшение храмов витражами как в Византии, так и в следовавшей по ее пути Руси, не воспринималось как нарушение христианской церковной традиции. Древняя Русь, принявшая от Византии христианство, следовала уже выработанному канону в устройстве храма и обстановке богослужения. Цветные стекла

В Византии до XII века в убранстве некоторых храмов использовались витражи и в домонгольской Руси были примеры использования в окнах зданий различного назначения цветных стекол. Их можно считать прообразами витражей. Кстати, в наше время некоторые обладатели загородных домов предпочитают иметь на окнах цветные стекла. Наиболее гармонично со строением они смотрятся в том случае, если дом выполнен из дерева.

Так почему же в Древней Руси цветные стекла не превратились в витражи? В своей работе Т. В. Волобаева пишет, что развитию искусства витража на русской почве препятствовали природно-климатические условия; а также отличная от католической обстановка православного богослужения и пространственная организация храма.

Вероятно, русскими людьми средневековья фигуративный витраж в окне храма воспринимался как образ, то есть икона на стекле. В православной традиции существовал запрет на стеклянные иконы...

На наш взгляд, это являлось главной причиной отказа на Руси от витража. Не стоит забывать, что в те времена религия была не просто мировоззрением, а неким центром Окно

всего существующего, основой основ жизни. Уход от этого означал отказ от Бога. Но цветные стекла в окнах не рассматривались как богохульство. Относительно использования разноцветного оконного стекла в светских сооружениях, - говорится в источнике, - никаких запретов не было, и применение в них витражей зависело лишь от возможностей русского стекольного производства и импорта...

Но в Древней Руси стекло (согласно тому же источнику) было привозным и дорогим товаром, поэтому окна в русских домах закрывались другими дешевыми полупрозрачными материалами. В большинстве жилых зданий для этой цели использовали рыбий пузырь или промасленную бумагу, в богатых домах - слюду... Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских мозаичных витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.

На Руси во все века могли из ничего сделать конфетку. Так было и с оформлением окон. Конечно, до витражей, украшавших средневековые замки, было еще далеко, то тем и замечателен русский промысел, что в нем всегда был русский дух.

Но рано или поздно слюда должна была уступить свое место стеклу. Первые стекольные заводы на Руси появились в 30-е годы XVII века. Наборный витраж Выпускали они посуду. Даже во второй половине XVII века в домах знати появлялись окна, украшенные цветными стеклами, изготовленными за границей. В своей научной работе Т. В. Волобаева приводит такой пример: ...в январе 1675 года иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина (видимо, отца Натальи Кирилловны Нарышкиной и деда будущего царя Петра) девять больших стекольчатых цветных окончин. Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: в домах князей Голицыных имелись клетчатые и Витражи на этапе зарождения дворцового стиля решетчатые стеклянные окончины. Собирались они целиком из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), возможно, как в палатах Нарышкина, иноземными мастерами. Это были полноценные наборные витражи как по материалу, так и по мозаичной технике исполнения.

Здесь перекликаются две темы: витражи и дворцовый стиль в интерьере. Когда мы начинали беседу о дворцовом стиле, то в первую очередь обратились к нарышкинскому барокко. Nот стиль был еще далек от современных представлений о дворцовом стиле в интерьере, но, все же, являлся его первой ступенью. И примечательно то, что на этапе зарождения дворцового стиля уже применялись витражи. Нарышкинский стиль был отправной точкой в создании дворцового стиля, и неудивительно, что после его трансформации в другие стили под давлением европейской моды в интерьере, витражи оставались одним из элементов убранства. Правда, был период, когда они были преданы забвению, но их второе рождение в русском интерьере было неизбежным.

В следующий раз мы продолжим разговор эту на тему.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: art-vitrage, olimpus-br, lori, rusmosaic, pro-n

www.dkd.ru


Смотрите также