История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Охарактеризуйте первые занятия древних людей история казакстана. Охарактеризуйте первые занятия древних людей


Охарактеризуйте первые занятия древних людей история... -reshimne.ru

ArtemGGG  середнячок2017-Первые следы человека на территории Казахстана относится к раннему палеолиту.Наиболее благоприятными местами для расселения человека были- район хребта Каратау в Южном Казахстане. В 1958 г.археологическая экспедиция Х. Алпысбаева раскопала здесь серию стоянок раннего палеолита- Танирказган, Бориказган, Шабакты.Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы.Основные занятия древних людей- собирательство и охота.Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Стены и потолки пещер были покрыты копотью, это говорит, что древние обитатели Каратау уже были знакомы с огнём.Древние люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.Первые каменные орудия труда .В основном рубящие орудия дисковидной формы: ручные рубила, остроконечники, отщепы (каменные пластинки), топоры, ножи и др.Первые орудия были универсальными. Первое грубое рубящее орудие труда- чоппер, в Южном Казахстане- чоплинг.Основное сырьё - речная галька, кремень, кварцит, обсидиан, сланцы.Ручное рубило (чоппер) – основной вид орудия раннего палеолита. Они имеют крупную симметричную, копьевидную или миндалевидную форму. Длина -10-20 см, вес от 0,5 до 2 кг. Острые их края, для увеличения прочности, подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.Археологические памятники раннего палеолита:№Основные районыОсновные памятникиЮжный КазахстанБориказган, Танирказган, Шабакты- в районе хребта Каратау, найдено 5 тыс. орудий из кремния; Казангап - на правом берегу Чу, найдено 300 орудий труда;Карасу – найдено 15 тыс. каменных изделийЦентральный КазахстанСемизбугы- в северном Прибалхашья найдено 1611 каменных орудий труда;Кудайкол, Жаман-айбат, КосмолаВосточный КазахстанКанай-в верховьях

reshimne.ru

Охарактеризуйте первые занятия древних людей история...

ArtemGGG  середнячок2017-Первые следы человека на территории Казахстана относится к раннему палеолиту.Наиболее благоприятными местами для расселения человека были- район хребта Каратау в Южном Казахстане. В 1958 г.археологическая экспедиция Х. Алпысбаева раскопала здесь серию стоянок раннего палеолита- Танирказган, Бориказган, Шабакты.Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы.Основные занятия древних людей- собирательство и охота.Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Стены и потолки пещер были покрыты копотью, это говорит, что древние обитатели Каратау уже были знакомы с огнём.Древние люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.Первые каменные орудия труда .В основном рубящие орудия дисковидной формы: ручные рубила, остроконечники, отщепы (каменные пластинки), топоры, ножи и др.Первые орудия были универсальными. Первое грубое рубящее орудие труда- чоппер, в Южном Казахстане- чоплинг.Основное сырьё - речная галька, кремень, кварцит, обсидиан, сланцы.Ручное рубило (чоппер) – основной вид орудия раннего палеолита. Они имеют крупную симметричную, копьевидную или миндалевидную форму. Длина -10-20 см, вес от 0,5 до 2 кг. Острые их края, для увеличения прочности, подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.Археологические памятники раннего палеолита:№Основные районыОсновные памятникиЮжный КазахстанБориказган, Танирказган, Шабакты- в районе хребта Каратау, найдено 5 тыс. орудий из кремния; Казангап - на правом берегу Чу, найдено 300 орудий труда;Карасу – найдено 15 тыс. каменных изделийЦентральный КазахстанСемизбугы- в северном Прибалхашья найдено 1611 каменных орудий труда;Кудайкол, Жаман-айбат, КосмолаВосточный КазахстанКанай-в верховьях

Оценить ответ

pomogajka.com

Охарактеризуйте особенности эпохи мустье.

Билет № 1

1. Законы Тауке хана «Жеты Жарғы»

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1715/1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при участии Тауке хана и биев трех жузов. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте. В основу «Жеты Жаргы» положены нормы «Касым ханның каска жолы»(Проторенный путь хана Касыма) и «Есим ханның ески жолы»(Исконный путь хана Есима). «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. К правовой ответственности привлекались с 13 лет. Вступление в брак также с 13 лет (родственникам до седьмого колена вступать в брак запрещено). «Жеты жаргы» позволило прекратить распри.

Билет № 2

Охарактеризуйте первые занятия древних людей.

Орудия труда были необходимы людям, чтобы добывать пищу. Первые орудия труда были очень простыми, но умение изготавливать их и отличало людей от животных. Человек, вооружённый заострёнными камнями и дубинкой, охотился на животных, с помощью палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Первые орудия помогали ему сбивать плоды с деревьев и разрывать норы грызунов. Таким образом человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота — называются присваивающим первобытным хозяйством. Умение человека изготавливать орудия труда позволило ему выделиться из животного мира. Тем не менее жизнь его была тяжёлой. Всюду его подстерегала опасность. Не всегда удавалось найти необходимое количество пищи. Хищные звери охотились на людей, и многие из них погибали. И хотя у человека не было таких могучих лап и острых зубов, как у хищных зверей, он использовал каменные орудия, которые были намного крепче зубов и когтей хищников. Чтобы обороняться от зверей и совместно добывать пищу, люди объединялись в большие коллективы. Если бы каждый человек жил отдельно, то люди вымерли бы от голода или были бы истреблены многочисленными хищниками.

Билет № 3

Билет № 4

Казахстан в эпоху энеолита.

Энеолит (медно-каменный век) - 3000-2800 тыс. лет до н.э. (3000 – 1800 тыс. лет до н.э).

В энеолите впервые появились изделия из меди, но и каменные орудие все еще использовались. На территории Казахстана были исследованы две стоянки этой эпохи-Ботай (Ботайская культура), открытая археологом В.Зайбертом в Северном Казахстане иШебир в Мангыстау. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э. Там были найдены остатки 200 жилищ, стены жилища были покрыты шкурами животных. В центре стоял очаг, где грелись и готовили еду. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы былипервыми коневодами степей Евразии.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков.Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. В местности Шебир наМангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Они делали украшения из морских моллюсков.

В энеолите произошлодва крупных изменения в общественной жизнидревних людей: возникло разделение труда и сформировался патриархальный род. Основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи, власть в которой принадлежала мужчине и отцу. Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства.

2. Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.

Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В ХIV-ХV веках произведения устной литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, стали основой возникновения и развития фольклора. К фольклору относятся сказки и легенды, эпические поэмы, пословицы и поговорки. Древнейшие произведения имели мифологические сюжеты: возникновении Земли из хаоса, о происхождении Солнца, Луны и звезд, появлении гор, рек, озер и первых людей. Самым распространенным жанром устной литературы были сказки: волшебные, героические, назидательные. Одним из древнейших жанров были эпические поэмы. Они возникли в VI-VIII веках как эпические сказания о батырах. В поэме о Кобланды-батыре рассказывается о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против калмыков и кызылбашей. Музыка была разнообразна в жанровом и тематическом отношениях. Самыми древними жанрами были трудовые и лирико-бытовые песни. Свадебные песни (жар-жар, той-бастар, беташар), похоронные (жоктау), песни-утешения (естирту, конил айту, жубайту) были частью повседневной жизни и произведениями искусства. Устная литература, устное народное творчество - это зерка­ло общественной жизни.

В XVI-XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невес­ты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донес­шими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери

 

Билет № 5

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

Государство уйсунов.

Уйсуны, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н.э. (около 160-170-х гг. до н.э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней - Чигучен («город Красной долины»)- располагалась на берегу озера Иссык-Куль.

Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек),его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь государство уйсуней, насчитывавшее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. Уйсуны имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Китайцы называли государство уйсунов Усунь-го. Уйсуны вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и гуннами. Название «уйсун» встречается в китайских источниках со II века до н.э. (в сочинениях китайского историка Сыма-Цянь). По легенде, записанной Сыма-Цянь, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов. Хозяйство уйсунов было комплексным (скотоводческо-земледельческим). Основное занятие - кочевое скотоводство (коневодство), в меньшей степени - земледелие и садоводство. У уйсунов существовала частная собственность не только на скот, но и на землю и воду. Рабы использовались в домашнем хозяйстве. На весенних и осенних пастбищах уйсуны строили постоянные жилища из камня, глины, саманного кирпича, с очагом посредине помещения. Жилищем уйсунов также была юрта. В большом количестве изготавливали керамическую посуду. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие в собственности 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей уйсуны метили, т.е. ставили клеймо.

В государстве уйсунов военачальники и крупные чиновники имели личные печати из золота и меди, менее знатные чиновники - из глины и камня. Социальное неравенство уйсунов хорошо прослеживается в курганных захоронениях. Высокого уровня достигло изготовление ювелирных изделий в «полихромном стиле»: методом «зерни» - припаивания шариков из драгоценных металлов на основу. Памятники культуры уйсунов относятся к III в. до н.э. - IV веку н.э. и в основном сосредоточены в Семиречье. Об обычаях, традициях, обрядах уйсунов можно судить только по археологическим памятникам.

Изображения на ювелирных изделиях, оружии, бытовых украшениях отражали религиозные представления уйсунов. Замечательным памятником их ювелирного искусства является каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье недалеко от Алматы, на высоте 2300 метров. Каргалинская диадема была изготовлена ювелиром, жившим предположительно в I в. до н.э. - II в. н.э. Она представляет собой изображение модели Вселенной. Изображенные на диадеме животные символизировали жизнь Земли. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка - I в. до н. э. - II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони - солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. При украшении предметов быта уйсуны часто использовали изображения солнца. Умершего хоронили в центре кургана, на спине, головой на восток.

Сгруппируйте аргументы, подтверждающие, что действия Абылая были направлены на: А) Сохранение суверенитета и целостности границ Казахского ханства; В) Укрепление экономического положения Казахского ханства.

А: 1) воссоздал централизованное государство 2) для лучшего управления в каждом из трех жузов назначил правителями улусов влиятельных людей 3) усилил судебную власть 4) опирался на авторитет крупных биев 5) прекратил междусобные столкновения, барымту 6) внешняя политика была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства 7) сохранял добрососедские отношения, поддерживал дипломатические и торговые связи с соседними государствами 8) защищал своих подданных от притязаний российских военных 9) основные усилия были направлены на политике ослабления джунгар 10) формально находясь в российском подданстве, поддерживал дипломатические отношения с Китаем.

В): 1) поощрял занятие казахами земледелием, сенокошением, рыболовством 2) поддерживал торговлю 3) инициировал строительство кузниц в Степи 4) прекратил междусобные столкновения, барымту

 

 

Билет № 12

Крупнейшей внешнеполитической инициативой Казахстана стала идея организации «Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии», выдвинутая Н. Назарбаевым в октябре 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1993 году Президент РК Н. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, по которому Казахстан становился территорией, свободной от ядерного оружия.

Продолжавшийся кризис во всех сферах общественной и социально-экономической жизни заставил глав независимых государств искать новые пути интеграции. В начале 1994 года Президент Казахстана Н. Назарбаев выступил с идеей образования Евразийского союза государств. В июне 1994 года проект Евразийского союза был опубликован в средствах массовой информации.

Ноября 1995 года Казахстан подписал договор об образовании Таможенного союза с Российской Федерацией и Беларусью. После присоединения к союзу Кыргызстана и Таджикистана этот альянс был преобразован в Евразийский экономический союз, позднее было создано Центральноазиатское экономическое сообщество.

Возможность для обмена финансами и новыми технологиями представило вступление Казахстана в декабре 1995 года в организацию «Исламская конференция», в которой состоят преимущественно арабские страны.

Определение внешней политики Казахстана. Казахстан занимает стратегически важное пространство, соединяя Европу и Азию. Поэтому было очень важно, используя этот фактор, перейти в новый век сотрудничества и дружбы с Россией и Китаем.

В 90-е годы приоритет во внешнеполитических связях и взаимоотношениях Казахстан по- прежнему отдавал России. 25 мая 1992 года в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе и сотрудничестве с Россией. Особое значение имеет соглашение 1992 года между Россией и Казахстаном о нерушимости существующих границ.

Особенно интенсивно развивались связи Казахстана с ближайшими соседями по среднеазиатскому региону-Кыргызстаном и Узбекистаном. На уровне двусторонних отношений было активизировано сотрудничество с Украиной, Беларусью, странами Закавказья, а также с государствами Балтии.

Между Китаем и Казахстаном в 90-е годы заключено около 50 различных договоров и соглашений. По товарообороту с Китаем среди стран СНГ Казахстан занял второе место. В результате долгих и трудных переговоров с китайским руководством были решены проблемы спорных территорий'. 57% спорных земель, общая площадью около 1000 квадратных километров, будет принадлежать Казахстану, а 43% - Китаю.

Шанхайская организация сотрудничества. 26 апреля 1996 года в Шанхае (Китай) состоялась первая встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей в себя 5 государств-Казахстан, Китай, Россию, Кыргызстан, Таджикистан. На первой встрече ШОС в 1996 году обсуждались вопросы военного доверия в прилегающих к общим границам районах. На встрече стран ШОС в 1997 году в Москве был подписан документ о сокращении численности вооруженных сил в приграничных районах.

На саммите ШОС в Алматы в 1998 году были определены основные направления отношений и обсуждены вопросы взаимовыгодных торгово-экономических отношений. В 1999 году обсуждались вопросы безопасности в регионе, подписана Бишкекская декларация стран ШОС.

Отношения Казахстана со странами мира. В 90-е годы особенно широкомасштабно развивались отношения Казахстана с Турцией. При активном участии Турции в Алматы был построен отель «Анкара». Особое значение казахстанский дипломатический корпус придает возрождению и развитию отношений с Индией.

Огромное значение имело установление деловых отношений с одним из главных инвесторов казахстанской экономики - Соединенными Штатами Америки. Отношения Казахстана с США строятся на основе равенства и взаимных интересов. В рамках программы «Болашак» студенты из Казахстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях США, Франции, Германии.

Казахстан, еще до приобретения независимости, начал устанавливать отношения с Англией. В 1992 году Н. Назарбаев посетил Германию, где встретился с канцлером Г. Колем. В том же году Н. Назарбаев посетил Францию, где с Президентом Ф. Миттераном был подписан договор о взаимопонимании и сотрудничестве.

В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана и Турции. Казахстан установил взаимовыгодные отношения с Румынией, Чехией, Болгарией и Венгрией.

 

Билет № 13

Государство кангюев.

Кангюи (канглы, канлы) расселились на территории Казахстана в III веке до н.э. в бассейне р. Сырдарьи и предгорьях Каратау (Южный Казахстан). Столица кангюев - город Битянь - в среднем течении Сырдарьи, около города Туркестана (по другим источникам - на реке Талас, недалеко от современного города Тараза). Для кангюев характерен европеоидный антропологический тип.

Первые сведения о кангюях встречаются с III - II в. до н.э. в китайских источниках: Цянь Ханьшу («История Ранней Хань») Бань Гу и Бань Чжао и «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня. Сведения о государстве кангюев есть в священной книге древних иранцев «Авесте», где оно названо Канха (Канка, Кангха). Кангюи граничили на юге - с Китаем и уйсунами. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Численностькангюев составляла около 600 тыс. человек (во время военных действий могли выставить до 120 тыс. воинов). Во главе государства стоял великий хан, власть которого передавалась по наследству. В управлении страной ему помогали три визиря, на местах - пять малых ханов. Китайские послы в донесениях императору сообщали, что у кангюев существовалиписьменные сборники законов. Государство кангюев поддерживало экономические, политические и культурные отношения с Китаем, Римом, Кушанским царством. Выгодное географическое положение позволяло кангюям осуществлять контроль над Великим Шелковым путем от Ферганы до Приаралья. Доказательством разнообразных торговых связей кангюев с другими государствами являются различные монеты и изделия,обнаруженные в ходе археологических раскопок. В ходе археологических раскопок в Присырдарьинском регионе было обнаружено 1300 монет, датируемых III - IV веками. Канглы вели войны соседями уйсунами, гуннами и сумели подчинить себе Бухару, Хорезм и некоторые области Средней Азии. Между кангюями и уйсунами междоусобные войны начались в I в. до н.э. В 46-36 гг. до н.э. кангюи, заключив военный союз с гуннами,совместно участвовали в походах против Китая. Основное занятие кангюев- полукочевое скотоводство. Земледелие у кангюев было поливным (земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами). Определенное значение в хозяйстве канглов имело собирательство (своеобразная заготовка продуктов на зиму). Большую роль в хозяйстве кангюев играла охота. В долинах рек Сырдарья, Чу и Талас получило развитие рыболовство. Кангюи хранили собранное зерно вхумах(бочкообразные сосуды из необожженной глины, чаще всего врытые в землю). Рабов использовали для ухода за скотом. Ремесленники обменивали свои изделия на продукцию животноводства и зерно.

Ученые относят памятники культуры кангюев ккауншинской(Приташкентский оазис), отрар - каратауской (от среднего течения реки Сырдарья и предгорий Каратау до реки Талас) и жетыасарской (долины рек Куандарья и Жанадарья) археологическим культурам. Крупным археологическим памятником эпохи кангюев является городище Актобена Сырдарье (кауншинская культура). Самым крупным районом отрар-каратауской культуры является Отрарский оазис. Здесь находится могильник Мардан-куюк (II-V вв. н.э.), который включает в себя 50 захоронений. Крупным городом эпохи кангюев был Кокмардан.Кангюйские поселения городского типа стали предвестниками городской культуры раннего средневековья. Около 15 поселений и 100 могильниковбыли обнаружены на реке Куандарье. На реке Арысь обнаружено 20 археологических памятников эпохи кангюев. Центром производства металлов стали города и поселения региона Шаш-Илак. Крупнейший центр металлургии городище Кулат. Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в 1 в. н.э. древние жители выкопали канал Захпротяженностью более 20 км. От левого берега был проложенканал Ханарык.Через территорию кангюев проходили трассы Великого Шелкового пути.

Билет № 14

Билет № 15

Могильник Бесоба

Обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением двух женщин-жриц:

В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад.

Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка.

Могильник Сынтас

Хорошо исследован могильник Сынтас:

· В кургане захоронены три савроматских воина;

· Были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и т.д;

· Найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

Памятник Аралтобе

При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны 3 кургана:

Памятник расположен в Жылыойском районе, Атырауской области.

Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном третьем кургане погребение сарматского вождя. Сейчас эту находку называют 2-ым «Золотым человеком» в истории Казахстана.

В Аралтобе были найдены: Золотые бляшки.

Украшавшие доспехи вождя, фрагменты посоха (асатаяка).

А также здесь найдены останки двух принесенных в жертву коней и беркута и глиняные кувшины.

Археологические находки отнесены учеными к 129 г. н. э.

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

Билет № 24

Билет № 25

Казахстан – арсенал фронта.

Казахстанцы на полях войны - Сформировано 20 стрелковых и кавалерийских дивизий и соединений, около 50 отдельных полков и батальонов. - К 1 января 1942 г. призвано в армию более 300 тыс. военнообязанных. - За годы войны призвано более 1 млн 400 тыс. казахстанцев
Перестройка промышленности - Выпущено экипировки для 487 дивизий. - Направлено на фронт 14,1 тыс. грузовых и легковых автомашин, 1,5 тыс. тракторов, 16,2 тыс. повозок, 110,4 тыс. лошадей. - Перебазировано более 300 промышленных предприятий. - Построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт. - Эвакуировано более 532 тыс. человек -9 из 10 пуль отлиты из свинца, произведенного в Казахстане
Сельское хозяйство для фронта Отправлено 30,8 млн пудов хлеба, 15,8 млн пудов мяса, 14,1 млн пудов овощей, 17,6 млн пудов шерсти, 11 млн пудов молока.
Последствия ВОВ для Казахстана - Около 500 человек – Героев Советского Союза – казахстанцы. - Четыре человека – дважды Герои Советского Союза. - Около 27 млн погибших граждан СССР  

Билет № 26

Билет № 27

Билет № 28

Билет № 29

Билет № 30

Билет № 1

1. Законы Тауке хана «Жеты Жарғы»

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1715/1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при участии Тауке хана и биев трех жузов. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте. В основу «Жеты Жаргы» положены нормы «Касым ханның каска жолы»(Проторенный путь хана Касыма) и «Есим ханның ески жолы»(Исконный путь хана Есима). «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. К правовой ответственности привлекались с 13 лет. Вступление в брак также с 13 лет (родственникам до седьмого колена вступать в брак запрещено). «Жеты жаргы» позволило прекратить распри.

Охарактеризуйте особенности эпохи мустье.

- СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.

Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. Регионы: центральный и восточный (стоянки Обалысай в Жезказганском регионе, Музбель, Канай). Животные или погибали, или уходили на юг. На севере Европы и Азии образовался гигантский ледник. Человек – неандерталец. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь трением, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Изготовление одежды, иглы из костей животных, вместо ниток сухожилия животных. Разделение труда. Большая община – начальная форма материнской родовой общины. Загонная охота на крупных животных и собирательство. Изготовление орудий из дисковидных нуклеусов. Скрёбла, остроконечники – ведущие оружия. Строят жилье из костей. Начинает складываться религиозный культ умерших. Укладывали покойного на бок, а руки под голову, рядом рога оленя или косули. Красная охра символизировала кровь. Самый крупный памятник в урочище Арыстанды в Южном Казахстане на глубине 7 метров(имени Ч. Валиханова).

3. Заполните таблицу:

Ситуация в Казахстане в годы Первой мировой войны
В промышленности В сельском хозяйстве В общественно-политической жизни
Для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных грузов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни войны царское правительство во всех областях Казахстана ввело "чрезвычайное положение, согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, введена цензура на корреспонденцию. Росло недовольство во всех слоях.   За три года войны только из Туркестанского края было вывезено 70 тысяч голов лошадей, 12,7 тысяч верблюдов, более 13 тысяч юрт. Продолжалось изъятие земель у казахского населения. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т.е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. Столыпинская аграрная реформа Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. На казахское население были возложены "добровольные сборы", принудительная подписка на государственный заем, всего около 10 различных видов сборов и пошлин. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шовинистические лозунги, вооружала верхушки переселенческого населения. Казахские шаруа не выполняли требований, отказываясь от уплаты налогов , податей, от сбора средств на нужды войны. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Однако русское правительство не собиралось вооружать казахов. Вместо этого решено было использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18 – 43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть реквизированы 400 тыс. человек. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Главными причинами восстания явились причины социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других народов региона, резкое ухудшение положения народных масс в связи с войной. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Весь Туркестанский край находился на военном положении. К октябрю 1916 г. восстание в Жетысу было подавлено. В это же время народные выступления охватили всю территорию Казахстана. Но самым упорным и длительным было Тургайское восстание, во главе которого стояли А.Иманов и А.Джангильдин. В районах, контролируемых армией Иманова, гражданская власть перешла в руки повстанцев. Царизму не удалось подавить восстание казахов, но положение аула за время восстания резко ухудшилось.  

 

 

Билет № 2

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Охарактеризуйте особенности эпохи мустье.

Билет № 1

1. Законы Тауке хана «Жеты Жарғы»

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1715/1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при участии Тауке хана и биев трех жузов. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте. В основу «Жеты Жаргы» положены нормы «Касым ханның каска жолы»(Проторенный путь хана Касыма) и «Есим ханның ески жолы»(Исконный путь хана Есима). «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. К правовой ответственности привлекались с 13 лет. Вступление в брак также с 13 лет (родственникам до седьмого колена вступать в брак запрещено). «Жеты жаргы» позволило прекратить распри.

Билет № 2

Охарактеризуйте первые занятия древних людей.

Орудия труда были необходимы людям, чтобы добывать пищу. Первые орудия труда были очень простыми, но умение изготавливать их и отличало людей от животных. Человек, вооружённый заострёнными камнями и дубинкой, охотился на животных, с помощью палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Первые орудия помогали ему сбивать плоды с деревьев и разрывать норы грызунов. Таким образом человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота — называются присваивающим первобытным хозяйством. Умение человека изготавливать орудия труда позволило ему выделиться из животного мира. Тем не менее жизнь его была тяжёлой. Всюду его подстерегала опасность. Не всегда удавалось найти необходимое количество пищи. Хищные звери охотились на людей, и многие из них погибали. И хотя у человека не было таких могучих лап и острых зубов, как у хищных зверей, он использовал каменные орудия, которые были намного крепче зубов и когтей хищников. Чтобы обороняться от зверей и совместно добывать пищу, люди объединялись в большие коллективы. Если бы каждый человек жил отдельно, то люди вымерли бы от голода или были бы истреблены многочисленными хищниками.

Билет № 3

Билет № 4

Казахстан в эпоху энеолита.

Энеолит (медно-каменный век) - 3000-2800 тыс. лет до н.э. (3000 – 1800 тыс. лет до н.э).

В энеолите впервые появились изделия из меди, но и каменные орудие все еще использовались. На территории Казахстана были исследованы две стоянки этой эпохи-Ботай (Ботайская культура), открытая археологом В.Зайбертом в Северном Казахстане иШебир в Мангыстау. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э. Там были найдены остатки 200 жилищ, стены жилища были покрыты шкурами животных. В центре стоял очаг, где грелись и готовили еду. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы былипервыми коневодами степей Евразии.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков.Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. В местности Шебир наМангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Они делали украшения из морских моллюсков.

В энеолите произошлодва крупных изменения в общественной жизнидревних людей: возникло разделение труда и сформировался патриархальный род. Основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи, власть в которой принадлежала мужчине и отцу. Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства.

2. Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.

Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В ХIV-ХV веках произведения устной литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, стали основой возникновения и развития фольклора. К фольклору относятся сказки и легенды, эпические поэмы, пословицы и поговорки. Древнейшие произведения имели мифологические сюжеты: возникновении Земли из хаоса, о происхождении Солнца, Луны и звезд, появлении гор, рек, озер и первых людей. Самым распространенным жанром устной литературы были сказки: волшебные, героические, назидательные. Одним из древнейших жанров были эпические поэмы. Они возникли в VI-VIII веках как эпические сказания о батырах. В поэме о Кобланды-батыре рассказывается о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против калмыков и кызылбашей. Музыка была разнообразна в жанровом и тематическом отношениях. Самыми древними жанрами были трудовые и лирико-бытовые песни. Свадебные песни (жар-жар, той-бастар, беташар), похоронные (жоктау), песни-утешения (естирту, конил айту, жубайту) были частью повседневной жизни и произведениями искусства. Устная литература, устное народное творчество - это зерка­ло общественной жизни.

В XVI-XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невес­ты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донес­шими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери

 

Билет № 5

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

1. Андроновская культура (территория, хозяйство, культура).

Бронзовый век делится на три периода:

1. Ранний бронзовый век – XVIII-XVI вв. до н.э.

2. Средний бронзовый век – XVI- XII вв. до н.э.

3. Поздний бронзовый век – XII-VIII вв. до н.э.

Одна из самых крупных культур этого века является андроновская культура. Название происходит от деревни Андроновооколо города Ачинск, где в 1914 году А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения. Центральный Казахстан был основной территорией расселения племен в бронзовом веке. Там нашли свыше30 поселений и 150 могильников. В Северном Казахстане археологами было найдено около 80 могильников и поселений.

Для андроновцев главными занятиями были пастушеское скотоводство, мотыжное земледелие и ловля рыбы. Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стадах преобладал крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой в специальных загонах. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.

Медную руду плавили в специальных печах в поселениях андроновцев в Атасу (Центральный Казахстан), Суукбулак, Канай (Восточный Казахстан). На территории Жезказгана андроновцы добывали 100 тысяч тонн меди. Андроновцы поклонялись силам природы. Умерших хоронили головой на запад или юго-запад. В местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау были найдены наскальные рисунки. Они жили в полуземлянках, которые являлись прототипом казахской юрты. Дома замазывали глиной снаружи. Внутри дома устанавливали очаг - священное место. В земле они рыли ямы и там хранили еду. В раскопках Северного Казахстана в поселении Чаглинка и Петровка нашли жилище андроновцев, которое было похоже на юрту. По расчетам учёного-геолога К.И. Сатпаева в бронзовом веке было выработано около 1 миллиона тонн руды, из которого получили 100 000 тонн меди. В Восточном Казахстане добыто 1100 тонн олова.

Билет № 9

1. Сакские племена (тиграхауда, парадарайя, хаомаварга).

В VIII – IIIвв. до н.э. территорию Казахстана населяли племена ранних кочевников, греки называли их скифами, а персы саками. Саксие племена были объединены в союзы племен и расселялись на общирных территориях: саки тиграхауда населяли Семиречье и предгорья Тянь-Шаня; саки парадарайя населяли северо – восточное Приаралье и низовье Сырдарьи; саки хаомаварга населяли долину реки Мургаб. Сакское общество делилось на три группы: жрецы, войны, скотоводы и земледельцы. Все важнейшие вопросы решались на народном собрании, в котором участвовали все мужчины войны. Общественное устройство саков имело черты военной демократии. В большинстве своем сакские племена занимались кочевым скотоводством. Часть сакских племен проживавших в долинах рек занимались земледелием.

Билет № 10

Билет № 11

Государство уйсунов.

Уйсуны, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н.э. (около 160-170-х гг. до н.э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней - Чигучен («город Красной долины»)- располагалась на берегу озера Иссык-Куль.

Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек),его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь государство уйсуней, насчитывавшее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. Уйсуны имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Китайцы называли государство уйсунов Усунь-го. Уйсуны вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и гуннами. Название «уйсун» встречается в китайских источниках со II века до н.э. (в сочинениях китайского историка Сыма-Цянь). По легенде, записанной Сыма-Цянь, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов. Хозяйство уйсунов было комплексным (скотоводческо-земледельческим). Основное занятие - кочевое скотоводство (коневодство), в меньшей степени - земледелие и садоводство. У уйсунов существовала частная собственность не только на скот, но и на землю и воду. Рабы использовались в домашнем хозяйстве. На весенних и осенних пастбищах уйсуны строили постоянные жилища из камня, глины, саманного кирпича, с очагом посредине помещения. Жилищем уйсунов также была юрта. В большом количестве изготавливали керамическую посуду. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие в собственности 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей уйсуны метили, т.е. ставили клеймо.

В государстве уйсунов военачальники и крупные чиновники имели личные печати из золота и меди, менее знатные чиновники - из глины и камня. Социальное неравенство уйсунов хорошо прослеживается в курганных захоронениях. Высокого уровня достигло изготовление ювелирных изделий в «полихромном стиле»: методом «зерни» - припаивания шариков из драгоценных металлов на основу. Памятники культуры уйсунов относятся к III в. до н.э. - IV веку н.э. и в основном сосредоточены в Семиречье. Об обычаях, традициях, обрядах уйсунов можно судить только по археологическим памятникам.

Изображения на ювелирных изделиях, оружии, бытовых украшениях отражали религиозные представления уйсунов. Замечательным памятником их ювелирного искусства является каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье недалеко от Алматы, на высоте 2300 метров. Каргалинская диадема была изготовлена ювелиром, жившим предположительно в I в. до н.э. - II в. н.э. Она представляет собой изображение модели Вселенной. Изображенные на диадеме животные символизировали жизнь Земли. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка - I в. до н. э. - II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони - солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. При украшении предметов быта уйсуны часто использовали изображения солнца. Умершего хоронили в центре кургана, на спине, головой на восток.

Сгруппируйте аргументы, подтверждающие, что действия Абылая были направлены на: А) Сохранение суверенитета и целостности границ Казахского ханства; В) Укрепление экономического положения Казахского ханства.

А: 1) воссоздал централизованное государство 2) для лучшего управления в каждом из трех жузов назначил правителями улусов влиятельных людей 3) усилил судебную власть 4) опирался на авторитет крупных биев 5) прекратил междусобные столкновения, барымту 6) внешняя политика была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства 7) сохранял добрососедские отношения, поддерживал дипломатические и торговые связи с соседними государствами 8) защищал своих подданных от притязаний российских военных 9) основные усилия были направлены на политике ослабления джунгар 10) формально находясь в российском подданстве, поддерживал дипломатические отношения с Китаем.

В): 1) поощрял занятие казахами земледелием, сенокошением, рыболовством 2) поддерживал торговлю 3) инициировал строительство кузниц в Степи 4) прекратил междусобные столкновения, барымту

 

 

Билет № 12

Крупнейшей внешнеполитической инициативой Казахстана стала идея организации «Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии», выдвинутая Н. Назарбаевым в октябре 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1993 году Президент РК Н. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, по которому Казахстан становился территорией, свободной от ядерного оружия.

Продолжавшийся кризис во всех сферах общественной и социально-экономической жизни заставил глав независимых государств искать новые пути интеграции. В начале 1994 года Президент Казахстана Н. Назарбаев выступил с идеей образования Евразийского союза государств. В июне 1994 года проект Евразийского союза был опубликован в средствах массовой информации.

28 ноября 1995 года Казахстан подписал договор об образовании Таможенного союза с Российской Федерацией и Беларусью. После присоединения к союзу Кыргызстана и Таджикистана этот альянс был преобразован в Евразийский экономический союз, позднее было создано Центральноазиатское экономическое сообщество.

Возможность для обмена финансами и новыми технологиями представило вступление Казахстана в декабре 1995 года в организацию «Исламская конференция», в которой состоят преимущественно арабские страны.

Определение внешней политики Казахстана. Казахстан занимает стратегически важное пространство, соединяя Европу и Азию. Поэтому было очень важно, используя этот фактор, перейти в новый век сотрудничества и дружбы с Россией и Китаем.

В 90-е годы приоритет во внешнеполитических связях и взаимоотношениях Казахстан по- прежнему отдавал России. 25 мая 1992 года в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе и сотрудничестве с Россией. Особое значение имеет соглашение 1992 года между Россией и Казахстаном о нерушимости существующих границ.

Особенно интенсивно развивались связи Казахстана с ближайшими соседями по среднеазиатскому региону-Кыргызстаном и Узбекистаном. На уровне двусторонних отношений было активизировано сотрудничество с Украиной, Беларусью, странами Закавказья, а также с государствами Балтии.

Между Китаем и Казахстаном в 90-е годы заключено около 50 различных договоров и соглашений. По товарообороту с Китаем среди стран СНГ Казахстан занял второе место. В результате долгих и трудных переговоров с китайским руководством были решены проблемы спорных территорий'. 57% спорных земель, общая площадью около 1000 квадратных километров, будет принадлежать Казахстану, а 43% - Китаю.

Шанхайская организация сотрудничества. 26 апреля 1996 года в Шанхае (Китай) состоялась первая встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей в себя 5 государств-Казахстан, Китай, Россию, Кыргызстан, Таджикистан. На первой встрече ШОС в 1996 году обсуждались вопросы военного доверия в прилегающих к общим границам районах. На встрече стран ШОС в 1997 году в Москве был подписан документ о сокращении численности вооруженных сил в приграничных районах.

На саммите ШОС в Алматы в 1998 году были определены основные направления отношений и обсуждены вопросы взаимовыгодных торгово-экономических отношений. В 1999 году обсуждались вопросы безопасности в регионе, подписана Бишкекская декларация стран ШОС.

Отношения Казахстана со странами мира. В 90-е годы особенно широкомасштабно развивались отношения Казахстана с Турцией. При активном участии Турции в Алматы был построен отель «Анкара». Особое значение казахстанский дипломатический корпус придает возрождению и развитию отношений с Индией.

Огромное значение имело установление деловых отношений с одним из главных инвесторов казахстанской экономики - Соединенными Штатами Америки. Отношения Казахстана с США строятся на основе равенства и взаимных интересов. В рамках программы «Болашак» студенты из Казахстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях США, Франции, Германии.

Казахстан, еще до приобретения независимости, начал устанавливать отношения с Англией. В 1992 году Н. Назарбаев посетил Германию, где встретился с канцлером Г. Колем. В том же году Н. Назарбаев посетил Францию, где с Президентом Ф. Миттераном был подписан договор о взаимопонимании и сотрудничестве.

В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана и Турции. Казахстан установил взаимовыгодные отношения с Румынией, Чехией, Болгарией и Венгрией.

 

Билет № 13

Государство кангюев.

Кангюи (канглы, канлы) расселились на территории Казахстана в III веке до н.э. в бассейне р. Сырдарьи и предгорьях Каратау (Южный Казахстан). Столица кангюев - город Битянь - в среднем течении Сырдарьи, около города Туркестана (по другим источникам - на реке Талас, недалеко от современного города Тараза). Для кангюев характерен европеоидный антропологический тип.

Первые сведения о кангюях встречаются с III - II в. до н.э. в китайских источниках: Цянь Ханьшу («История Ранней Хань») Бань Гу и Бань Чжао и «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня. Сведения о государстве кангюев есть в священной книге древних иранцев «Авесте», где оно названо Канха (Канка, Кангха). Кангюи граничили на юге - с Китаем и уйсунами. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Численностькангюев составляла около 600 тыс. человек (во время военных действий могли выставить до 120 тыс. воинов). Во главе государства стоял великий хан, власть которого передавалась по наследству. В управлении страной ему помогали три визиря, на местах - пять малых ханов. Китайские послы в донесениях императору сообщали, что у кангюев существовалиписьменные сборники законов. Государство кангюев поддерживало экономические, политические и культурные отношения с Китаем, Римом, Кушанским царством. Выгодное географическое положение позволяло кангюям осуществлять контроль над Великим Шелковым путем от Ферганы до Приаралья. Доказательством разнообразных торговых связей кангюев с другими государствами являются различные монеты и изделия,обнаруженные в ходе археологических раскопок. В ходе археологических раскопок в Присырдарьинском регионе было обнаружено 1300 монет, датируемых III - IV веками. Канглы вели войны соседями уйсунами, гуннами и сумели подчинить себе Бухару, Хорезм и некоторые области Средней Азии. Между кангюями и уйсунами междоусобные войны начались в I в. до н.э. В 46-36 гг. до н.э. кангюи, заключив военный союз с гуннами,совместно участвовали в походах против Китая. Основное занятие кангюев- полукочевое скотоводство. Земледелие у кангюев было поливным (земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами). Определенное значение в хозяйстве канглов имело собирательство (своеобразная заготовка продуктов на зиму). Большую роль в хозяйстве кангюев играла охота. В долинах рек Сырдарья, Чу и Талас получило развитие рыболовство. Кангюи хранили собранное зерно вхумах(бочкообразные сосуды из необожженной глины, чаще всего врытые в землю). Рабов использовали для ухода за скотом. Ремесленники обменивали свои изделия на продукцию животноводства и зерно.

Ученые относят памятники культуры кангюев ккауншинской(Приташкентский оазис), отрар - каратауской (от среднего течения реки Сырдарья и предгорий Каратау до реки Талас) и жетыасарской (долины рек Куандарья и Жанадарья) археологическим культурам. Крупным археологическим памятником эпохи кангюев является городище Актобена Сырдарье (кауншинская культура). Самым крупным районом отрар-каратауской культуры является Отрарский оазис. Здесь находится могильник Мардан-куюк (II-V вв. н.э.), который включает в себя 50 захоронений. Крупным городом эпохи кангюев был Кокмардан.Кангюйские поселения городского типа стали предвестниками городской культуры раннего средневековья. Около 15 поселений и 100 могильниковбыли обнаружены на реке Куандарье. На реке Арысь обнаружено 20 археологических памятников эпохи кангюев. Центром производства металлов стали города и поселения региона Шаш-Илак. Крупнейший центр металлургии городище Кулат. Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в 1 в. н.э. древние жители выкопали канал Захпротяженностью более 20 км. От левого берега был проложенканал Ханарык.Через территорию кангюев проходили трассы Великого Шелкового пути.

Билет № 14

Билет № 15

Могильник Бесоба

Обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением двух женщин-жриц:

В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад.

Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка.

Могильник Сынтас

Хорошо исследован могильник Сынтас:

· В кургане захоронены три савроматских воина;

· Были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и т.д;

· Найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

Памятник Аралтобе

При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны 3 кургана:

Памятник расположен в Жылыойском районе, Атырауской области.

Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном третьем кургане погребение сарматского вождя. Сейчас эту находку называют 2-ым «Золотым человеком» в истории Казахстана.

В Аралтобе были найдены: Золотые бляшки.

Украшавшие доспехи вождя, фрагменты посоха (асатаяка).

А также здесь найдены останки двух принесенных в жертву коней и беркута и глиняные кувшины.

Археологические находки отнесены учеными к 129 г. н. э.

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

Казахстан и международные организации (ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СНГ).

16 декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. Уже 21 декабря того же года в Алматы состоялся саммит глав одиннадцати независимых государств, возникших на постсоветском пространстве и подписавших декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Так начался отсчет первых шагов внешнеполитической деятельности Казахстана. 5 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Важным направлением внешней политики Казахстана явилось установление сотрудничества с международными культурно-гуманитарными организациями, в первую очередь подразделениями ООН: ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям), ПРООН (Программа развития), ЮНФПА (Фонд по вопросам народонаселения), ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), ЮНДКП (программа по контролю над наркотическими средствами), УВКБ (Управление Верховного Комиссара по делам беженцев). И уже на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главой казахстанского государства была выдвинута инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Казахстан стал участником ОБСЕ в 1992 году и таким образом подключился к развитой системе международной безопасности и мерам доверия. Уважение и признание Казахстана со стороны мирового сообщества вызвало стремление республики к безъядерному статусу и подписание нашей страной Договора СНВ-1, Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В декабре 1994 года в Будапеште был подписан меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия. Дипломатические отношения между Казахстаном и Евросоюзом были установлены в 1992 году.

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

Билет № 24

1. Ак Орда: образование, государственное устройство, общественный строй, политическая история.

Образование Ак Орды.В Восточном Дешт-и-Кыпчаке в XIII - начале XV века существовало государство Ак-Орда (Белая Орда), известное в исторических источниках с XIV века. С конца XIV века земли Ак-Орды назывались также Узбекским улусом. Этнический состав Ак Орды, по сравнению с Золотой, был однородным и состоял в основном из тюркоязычных племен, составивших впоследствии казахский народ: кыпчаки, коныраты, алшины, канлы, кереи, уйсуны, найманы. Племена Ак Орды сыграли важную роль в формировании казахского народа. Территория Ак-Орды первоначально состояла из владений двух сыновей Джучи Орда-Еджена и Шайбана. Основателем Ак-Орды является старший сын Джучи Орда-Еджен. Ряд ученых считает, что первоначально владения Орда-Еджена назывались Кок-Ордой (Синей Ордой) и лишь в XIV веке после вхождения Улуса Шайбана, владения которого назывались Ак-Ордой, в состав владений потомков Орда-Еджена название «Ак-Орда» перешло на все государство. В первой четверти XIV века Ак Орда начала обособляться от Золотой Орды, окончательно отделившись во второй четверти XIV века. Ак Орда процветала почти 240 лет. Ставка Ак-Орды в середине XIII века располагалась на Иртыше, в районе озера Алаколь. После того как в XIV веке политический центр государства переместился на юг Казахстана столицей стал город Сыгнак.

Внутренняя и внешняя политика. Официально первым ханом Ак-Орды был избран Сасы-буга. Удельные владетели (джучиды) носили титул «огланы». АкОрда при ханах Ерзене (1315-1320) и Мубарак-Ходже (1320-1344) все больше отделяется от Золотой Орды. В 1327-1328 годах Мубарак-ходжа чеканил от своего имени монету в городе Сыгнаке. Потерпев поражение в борьбе с золотоордынским ханом Узбеком, Мубарак-ходжа бежал в кыргызские земли и дальше на Алтай. При Урус-хане (1368-1377), потомке Орда-Еджена, произошло значительное возвышение политического и военного могущества Ак-Орды. В 1368-1369 годах в Сыгнаке он чеканил свою монету.Целью Урус-хана было положить конец раздробленности и восстановить прежнее могущество Золотой Орды. В 1374-1375 годах он совершил поход в Поволжье и захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, подчинил камских булгар и осадил город Хаджи-Тархан (Астрахань). Урус-хан не смог одержать полную победу над Мамаем, временным правителем Золотой Орды. Возвращаясь в присырдарьинские владения, Урус-хан казнил по пути отказавшегося ему повиноваться правителя Мангыстау Туй-ходжа-оглана. Тохтамыш, сын казненного, спасся у эмира Тимура, который рассчитывал захватить при его помощи обе Орды: Белую и Золотую.

При поддержке эмира Тимура, Тохтамыш в 1379 году нанес поражение сыну Урус-хана Тимур-Малику и захватил столицу Ак-Орды город Сыгнак. В 1380 году Тохтамыш завоевал значительную часть территории Золотой Орды и ставку Мамая. В 1395 году эмир Тимур возвел на престол Ак-Орды сына Урус-хана Койричак-оглана. В конце XIV - начале XV века Ак-Орда значительно ослабла в результате неоднократных грабительских походов эмира Тимура. Последним ханом Ак-Орды был Барак (1423-1428), внук Урус-хана, на некоторое время восстановивший власть династии. В борьбе с тимуридами Барак стремился вернуть присырдарьинские города и Сыгнак. Он одержал победу над Улугбеком, внуком эмира Тимура, подчинил себе ряд городов, но в 1428 годупогиб в междоусобной схватке. Власть в Ак Орде перешла в руки шайбанида Абулхаира.

Билет № 25

Казахстан – арсенал фронта.

Казахстанцы на полях войны - Сформировано 20 стрелковых и кавалерийских дивизий и соединений, около 50 отдельных полков и батальонов. - К 1 января 1942 г. призвано в армию более 300 тыс. военнообязанных. - За годы войны призвано более 1 млн 400 тыс. казахстанцев
Перестройка промышленности - Выпущено экипировки для 487 дивизий. - Направлено на фронт 14,1 тыс. грузовых и легковых автомашин, 1,5 тыс. тракторов, 16,2 тыс. повозок, 110,4 тыс. лошадей. - Перебазировано более 300 промышленных предприятий. - Построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт. - Эвакуировано более 532 тыс. человек -9 из 10 пуль отлиты из свинца, произведенного в Казахстане
Сельское хозяйство для фронта Отправлено 30,8 млн пудов хлеба, 15,8 млн пудов мяса, 14,1 млн пудов овощей, 17,6 млн пудов шерсти, 11 млн пудов молока.
Последствия ВОВ для Казахстана - Около 500 человек – Героев Советского Союза – казахстанцы. - Четыре человека – дважды Герои Советского Союза. - Около 27 млн погибших граждан СССР  

Билет № 26

Билет № 27

Билет № 28

1. Развитие торговли и открытие первых банков в Казахстане во второй половине XIX века.

lektsia.com

Как древнейшие люди добывали пищу? опишите эти занятия

Первобытные люди не были способны к производству нужных для них продуктов, и все, что они когда-либо получали из природы, добывалось путем:

  • собирательства;
  • охоты;
  • рыбалки.

Собирательство и охота

Как предполагают ученые-сторонники эволюционного развития, первобытный человек не был достаточно развит для того, чтобы искусственными методами производить нужное для жизни общины продовольствие. Поэтому он добывал все необходимое через охоту или собирательство.

Собирательство включало в себя сбор следующих продуктов:

  • фруктов;
  • овощей;
  • корнеплодов;
  • яиц;
  • дикого меда;
  • моллюсков и ракообразных (если община жила у водоемов). 

Вероятно, изначально первобытные люди занимались собирательством все вместе, однако потом произошло разделение труда, поскольку физическая сила мужского пола позволяла им заниматься охотой более продуктивно. В итоге собирательство стало делом женщин всех возрастов и юношей. 

Вероятно, с самого начала периода собирательства люди использовали простые деревянные инструменты, такие как заострённая палка-копалка.

Охота развивалась параллельно с собирательством. Изначально люди охотились с помощью дубин, как это делают современные шимпанзе. Потом появились более специализированные инструменты (например, метательные копья). Еще позже изобрели более совершенные орудия: лук и стрелу. 

Общины, которые жили возле воды, занимались также рыболовством, которое иногда полностью заменяло им охоту.

Собирательство и охота в современности

Несмотря на то, что в современности цивилизация сильно развилась, некоторые племена продолжают заниматься только собирательством и охотой. Среди таких народностей можно выделить бушменов в южной части Африки, которые полностью обеспечивают всю общину собирательством. Они редко прибегают даже к охоте и, как полагают исследования европейских ученых, их быт не менялся уже несколько тысяч лет. 

Аналогичным образом, только собирательством и охотой, существуют некоторые племена в глубинах Амазонских джунглей, в бассейне Конго в Африке, на Андаманских островах и в Австралии. 

shkolnikru.com