Яса это в древней руси. Русские: ч 6. Черкасы, потомки легендарных касогов и ясов Тьмутараканской Руси.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чеченцы называют русских:"орсийн""Оьрсий" "гаски"; "г1азкхий" "1аскхи"-казаки . Яса это в древней руси


6. Великая Яса. Монголы и Русь

Монгольское слово яса (ясак, джасак) означает «поведение» или «декрет». До недавнего времени было обычным говорить о Великой Ясе как о собрании общепринятых монгольских правовых установлений. Это происходило, частично, потому, что статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса.

Не существует сохранившейся полной копии Великой Ясы, хотя восточные авторы XIII-XV веков свидетельствуют, что такие списки существовали. Согласно историку Джувейни (ум. 1283 г.), подобный список хранился в сокровищнице каждого потомка Чингисхана.[301] Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.) упоминает о существовании этих списков множество раз.[302] В персидском трактате о финансах, приписываемом Назиру ад-Дину Тузи (ум. 1274 г.) имеются многие ссылки на Ясу.[303] Макризи (1364-1442 гг.) был проинформирован своим другом Абу-Нашимом о списке, имеющемся в багдадской библиотеке.[304] На основе информации Абу-Хашима Макризи попытался представить полный отчет о содержании Ясы. Фактически же, ему удалось очертить лишь часть кодекса, в основном статьи, посвященные уголовному законодательству и наказанию. Рашид ад-Дин, со своей стороны, цитирует многие ордонансы и высказывания Чингисхана, некоторые из которых были, возможно, фрагментами Ясы, а другие – так называемыми «максимами» (билик). Долгое время современные историки, имеющие дело с Ясой, базировали свои заключения в основном на информации, предоставленной Макризи и Рашидом ад-Дином. До недавнего времени недостаточное внимание уделялось краткой сумме Ясы, сделанной Григорием Аб-уль-Фараджем (Бар Хэбрэусом (1225/1226-86 гг.) или же более расширенному пересказу Джувейни. Но эти два писателя наметили канву наиболее значимого деления Ясы, касающегося государственного закона монголов.

С моей точки зрения, Яса как целое ни в коем случае не может быть охарактеризована как обычное законодательство. Она была монгольским императорским законом, сформулированным Чингисханом; и сами монголы рассматривали ее именно в этом свете. Для них она была обобщенной мудростью основателя империи; и мы знаем, что они считали Чингисхана боговдохновенным Сыном Неба. Армянский историк Григор из Алканца записал историю появления Ясы на базе услышанного от монголов.[305] Хотя ее нельзя рассматривать как точную в деталях, она адекватно передает дух монгольского отношения к Чингисхану и делу его жизни. Согласно Григору, когда монголы «осознали свое положение, весьма подавленные своей несчастной и бедной жизнью, они обратились к помощи Бога, Создателя неба и земли, и заключили с ним великое соглашение, повинуясь его повелениям. По приказанию Бога им явился ангел в виде орла с золотыми перьями[306]и заговорил их собственной речью и языком с вождем, которого звали Чанкез (Чингиз)... Затем ангел сообщил им все повеления Бога... которые сами они называют ясак».

Джувейни также рассматривает боговдохновенный разум Чингисхана как источник Ясы: «В то время как Всемогущий (Бог) выделил Чингисхана из числа его современников по разуму и интеллекту... он (Чингисхан), лишь опираясь на глубины своей души и без утомительного изучения (исторических) анналов, без согласования с (традициями) древних времен, изобрел все приемы (государственного управления).»[307]

Как по мнению Джувейни, так и по мнению Макризи, Яса была талисманом, обеспечивающим победу на поле сражения.[308] Как указывает А.Н. Поляк, монголы и тюрки приписывали Великой Ясе полумагическую власть.[309]

Без полной копии Великой Ясы нельзя сказать наверняка в каком порядке размещались статьи, которыми мы обладаем. Предположительно, она начиналась с преамбулы, которая послужила основанием для той, что использовалась преемниками Чингисхана в их переписке с иностранными правителями. Она должна была содержать упоминание Неба и ссылку на Высшего Хана монгольской нации, Чингисхана. Третье предложение формулы преамбулы «повелеваем», очевидно, должно было означать собственное повеление Чингисхана, поскольку он был и основателем нации, и правящим императором в это время. Затем, вероятно в порядке, очерченном Джувейни и Аб-уль-Фараджем, излагались общие принципы и статьи о международном праве и организации армии и государства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ч 6. Черкасы, потомки легендарных касогов и ясов Тьмутараканской Руси. : urb_a

Как ни странно, но в основу украинского этноса вошли не поляне, древляне или северяне, а козаки-черкасы, ведущие свое начало даже не от летописных черных клобуков Киевщины и Перяславщины, а от Руси Тьмутараканской. Однако они не были, по словам авторитетного украинского вченого-самоука (на базе бурсы) vasovl украинскими буржуазными националистами, они были касогами и ясами роду хазарского.

Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков.

Ясы — древнерусское название аланов. Через грузинский язык вернулось к употреблению в форме названия осетины

Приде 30 Ӕрославъ кь Берестью . вь си же времена Мьстиславу сущю вь Тмуторокани . и поиде на Касогы 40 . слышавъ же се кнѧзь Касожькии 41 . Редедѧ . изыиде противу єму . и ставшима 42 ѡбѣиима 43 полкома противу собѣ 44 . и реч̑ Редедѧ кь Мьстиславу . что ради губивѣ 45 дружину межи собою 46. но снидевѣ(сѧ) Г 47 боротьсѧ 48. да аще ѡдолѣєшь 49 ты . и возмеши имѣниѥ моє . и жену мою и землю мою аще ли азъ 50 ѡдолѣю то возму твоє все . и реч̑ Мьстиславъ тако буди 51 . и сьѣхаста 52 . и рече Редедѧ кь Мьстиславу не ѡружьємь сѧ бьєвѣ 53 но борьбою . и ӕста сѧ бороти крѣпко . и на 54 долзѣ борющимсѧ 55. има . и 56 нача изнемогати 57 Мьстиславъ Д. бѣ бо великъ 58 Редедѧ . и реч̑ Мьстиславъ . ѡ прс̑таӕ Бц҃е помози ми . аще бо ѡдолѣю сему . сьзижю 59 цр҃квь вь имѧ твоє . и се рекъ оудари имъ ѡ землю . и вынемь ножь 60 оудари и вь гортань 61 . ножемь . и ту бс̑ь 62 зарѣзанъ Редедѧ . и вьшедъ в землю єго . и взѧ все имѣниѥ єго . и жену єго и дѣти єго . и дань възложи на Касогы . и пришедьшю 63 к Тьмутороканю . и 64 заложи цр҃квь . ст҃ыӕ Бц҃а и созда ю . ӕже стоить и до сего дн҃и 65 . вь Тмутороканѣ 66 ❙В лѣт̑ . ҂s҃ . . ф҃ . . л҃а . [6531 (1023)] Поиде Мьстиславъ . на Ӕрослава . с Козары и сь Касогы ❙

ЛѢТОПИСЬ ПО ИПАТЬЕВСКОМУ СПИСКУ.

Тьмутараканское княжество - это часть летописной Руси, которое возникло в результате завоевания русскими князьями Хазарии, и базировалось оно в районе современного Азова, колыбели донского казачества по Евграфу Савельеву, самому авторитетному источнику по истории казачества.

Киевские поляне, по Нестору, платили дань хазарам. Это подчинение должно было оказать влияние на жизнь и язык днепровских славянских народов, а потому весьма вероятно, что киевские князья в те времена также назывались каганами. Иначе чем же объяснить приведенное в похвальном слове киевского митрополита Илариона, обращенном к Св. Владимиру, наименование этого князя "каган": "Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великая и дивная створшаго нашего учителя и наставника великаго Когана (излюбленного правителя) нашея земля – Владимера"113).

Какая народность первоначально стояла во главе вновь образованной Хазарской монархии – неизвестно, но, судя по тому, какую важную роль в Гуннском государстве играла Малая (Задонская) Русь, Алане, Чиги, Геты и другие славянские народности, обитавшие в Приазовье, можно с достоверностью сказать, что славянский элемент в той монархии был господствующим, хотя в Прикаспийском крае мог преобладать элемент и тюркский.О том, что черные клобуки, т.е. черные шапки, барашковые, назывались Черкасами, говорит и Киевская летопись: "И скопя свою дружину пойде, пойма с собою Вячеславль полк весь и вся Чорные Клобуки, еже зовутся Черкасы". Летопись Владимирова времени упоминает еще о беловежцах, охотно принятых великим князем. Эти обитатели некогда знаменитой крепости казарской на берегах р. Дона, взятой мужественным князем Святославом, спасаясь от свирепости половцев, основали новый город в верховьях р. Остера и назвали его именем древнего или Белою-Вежей, коей известны развалины (в 120 вер. от Чернигова) свидетельствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания. " Казары, наученные греками, строили лучше наших предков" (Карамзин).

На Днепре в то время уже жили Черкасы-касаки, переселившиеся туда в Х и последующих веках и известные по русским летописям под именем "Черных клобуков". Главнейшее местопребывание этого народа было на правой стороне Днепра, по р. Роси. Земля эта в то время называлась Поросьем).Черные клобуки или Черкасы, как они называются в летописи, любили жизнь подвижную, но семьи свои берегли в укрепленных станах или городках)..... Черкасы-касахи составляли в княжеских дружинах легких конных стрелков и передовых соглядатаев, грозных своим казацким вооружением, копьями и саблями ).Они могли выставлять до 30 тыс. человек. Вообще Черкасы в Киевский период являлись весьма важным сословием: они участвовали в народных советах и торжествах Киева, сочувствовали его бедствиям, отличались глубокою преданностью князьям, но в то же время твердо отстаивали свои права и вольности). Во время нашествия татар часть Черкасов отстояла свою независимость, укрывшись на Днепровских островах; оттуда они стали нападать на татарские владения и предпринимать речные и морские походы на турок и татар. В конце XIV в. они приобрели себе громкую известность, как страшные морские пираты, грозные для всего мусульманского мира. Историк Костомаров в "Иване Свирговском" прекрасно изобразил эту многовековую идейную борьбу христианского казачества с ненавистным ему мусульманством.

Укрывшиеся на островах Черкасы первоначально назывались "Касаками островными", а потом казаками Запорожскими. К ним во второй половине XIV века прикошевали новые Черкасы, пришедшие с Кубани в числе нескольких тысяч семей. Они основали на правой стороне Днепра, ниже нынешнего Канева, стан, назвав его Черкасы

(с) Евграф Савельев "История казачества с древнейших времен до конца XVIII века"

Такм образом, первоначальные черкасы - адыгский и аланский народ, в монгольские времена смешался с тюркскими черными клобуками Киевского и Перяславского княжеств. В черные клобуки входили племена торков, берендеев, ковуев, печенегов, а так же остатков половцев. Савельв отмечает, что уже в 12 веке эти племена были ославянены, так же как и бродники донские, т.е. они были славяноязычными и православными, в отличии от кубанских черкас, которые приняли ислам.

Переломный момент в истории черкас случился в 16 веке, когда волынский князь Дмитрий Байда Вишневецкий, родственник Ивана Грозного, возглавил Запорожскую Сечь. Сам Вишневецкий со своими казаками в 1558 году перешёл на службу к царю Ивану IV Васильевичу; ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. Князь «за всё это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству»

С этого времени черкасы стали пополняться славянами-русскими, в первую очередь из северских земель, но в том числе и из Волыни и Галичины. Донские же черкасы перемешались с новгородскими и вятскими ушкуйниками.В результате черкасы стали основой одного из русских субэтносов, донских казаков, а запорожские черкасы стали самой основой украинского народа. Не древляне или поляне, не белые хорваты или уличи, а именно смешанный тюрко-сино-славянский этнос черкасов дал основу украинцам, с шароварами, оселедцами, бандуристами и песнями про лихого козака Мамая.

Осталось сказать, что генетически южные русские Придонья и восточные украинцы от Киевщины до Сумщины или Польтавщины, а по большому счету и по всей Новороссии - практически близнецы-братья. Один черкасский народ. Еще одна точка соприкосновения всех четырех русских этносов: русских, украинцев, белорусов и русинов.



urb-a.livejournal.com

Руские-Асы - Записки национал-либертарианца

Орс/орси/оройс/арс/арса.  Арс/арса во многих клинописных текстах принимало форму урс/руса. арс, Этноним напрямую связываемый с этнонимом рус.Арсы/аорсы – это одно из самых многочисленных  племен, которое широко расселилось по Восточной Европе. В частности, одна группа арсов осела в Скандинавии (отсюда упоминание асов в скандинавской мифологии), другая – между реками Днепр и Висла, третья – между Днепром и Доном. Причем, в данном случае превращение арс в рус произошло в результате Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются, когда слово переходит из одного языка в другой, из городского литературного языка в диалекты.аорсы-Арсии или Асы, остатки которых принимали участие в сложении осетинского народа (ас-дигор) на Кавказе и вместе с тем, были представлены салтовской культурой асиев на Дону и Донце. Однако, основная часть аорсов в то время жила восточнее Каспийского моря. По сообщению Страбона асии (аорсы) совместно с (п)асианами (исседонами), тохарами и сака – раулами захватили Бактрию.

В начале нашей эры в Прикаспийских степях проживало крупное сарматское племя – аорсы (орси), известное китайцам как яньцай, которое в начале нашей эры «перименовалось» в «аланья», т. е. в алан.

Птолемей называл это племя алан – орси. Из археологических источников известно, что в то время между Днестром и Доном жили роксаланы. Двойное наименование этого племени явно указывает на подчиненность роксов, как и аорсов – аланам. По - видимому, часть аорсов (роксов) уцелела после гуннского нашествия и впоследствии стала называться «асами» или «ясами». На Кавказе они в конце концов были ассимилированы аланами, а вот на Дону еще долгое время сохраняли свою автономию. Ибн-Русте (X в.) свидетельствует, что кавказские аланы делятся на четыре племени, из которых почет и власть принадлежат племени «Рухсас», что означает «Светлые асы» [10, 11]. Следовательно, асы не только входили в состав аланского объединения, но и возглавляли его. Приведем еще сообщение довольно позднего (XV в.) автора — генуэзца Иосафата Барбаро, побывавшего на Дону и в Предкавказье и заставшего свежую память об аланах: «Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются «ас» [12]. Согласно Барбаро, «Ас» — самоназвание алан.

Название “асы” в свою очередь восходит к тохарскому этнониму “арсы”, позднее трансформированному в “аорсы” – белые люди. В языке современных осетин, наследников древних алан, “аорс” означает “белый”. Хазары, которые тоже были этнически близки древним болгарам, имели этноним, который, согласно некоторым историкам, можно вывести из скифского слово “кос” - белый и общеиранской наставкой “ар” - человек. В древних русских летописях этноним “хазары” записывали как “косары (козаре)”, что можно буквально перевести как “белые люди”. Древнее название “кос-сак” (казак) славянизированного иранского населения Хазарии и Старой Великой Болгарии звучит как – белый сак.

Итак, древние болгары и родственные им сарматские (иранские) народы выбрали для себя этнонимы, имеющие смысл «благородные, белые, светлые люди». Имея ввиду господствующие в те времена религиозно-космологические представления, однозначно воспринимаемые от Персии до Китая, выражали семантику своих этнонимов с категорией “белые”. С точки зрения древней биполярной философиии Ирана (Зороастризм) и Китая ДАО, Инь и Ян), в этой категории заключено самое глубокое и положительное содержание в истории и культуре человечества.

Рядом историков было высказано предположение и об иранском начале этнонима русы (от иранского ors, uors - белый). Г. В. Вернадский считал росами (а также роксолан и Hroos Псевдо-Захарии) восточную группу антов, родоначальников Черняховской культуры, проживавших к северу от Азовского моря. Лингво-топонимические изыскания О. Н. Трубачева показали, что в Причерноморье наряду с иранским, длительное время сохранялся и индоарийский этнический элемент. Вероятнее всего, этноним русь произошел от индоарийской основы (rukhsa/ ru(s)sa - светлый, белый). Положения лингвистов об иранском (или индоарийском) происхождении этнонима русь нашли историко-археологическое подтверждение. По мнению В. В. Седова слово «Русь» - ославяненный этноним, вошедший в обиход в славянском мире в позднеримский период, когда в процессе славяно-иранского симбиоза формировались анты [16]. Самоназвание Болгар, самого выдающегося клана сарматов в Северном Причерноморье и Северном Прикавказье также означало светлые, белые, благородные (от праиндоевропейской основы brg – белый, высокий, которая имеет ностратическое соответствие br – белый) [17].

Таким образом, на основе симбиоза болгар и роксолан и возник новый народ – Росы (Русы), проживающие на «Росской земле». Сами термины Росомоны, роксаланы – аланроссы, имеют в своей основе корень «Рос», на осетинском языке «Рухс», что означает – светлый. Рокс(рухс)аланы – были одним из сарматских племен в первых веках н. э. И М. Ломоносов и Н. Татищев связывали происхождение Руси именно с этими народами.

Хазары овладели Причерноморской степью, изгнали оттуда болгар и алан, и включили эти земли в свое государственное образование, положив конец существованию «росов», оттеснив их на Донец и средний Дон.

Однако в IX в. на «Росской земле» возникает славянское государство – Киевская Русь.

В середине X в. - в Хазарии начинается гражданская междоусобица с племенами «асиев» (донские асы, ясы), «турку» (гузы) и «найнил» (печенеги, в русских летописях именуемых торками), степных кочевников, отличающихся от оседлых алан. То, что асы вместе с гузами и печенегами выступили против хазар, свидетельствовало о том, что они в составе Хазарского Каганата сохраняли свою автономию и более не желали мириться с господством хазар-иудеев.

В конце Х в. Русское государство разгромило Хазарское царство. После этого разгрома Святослав закрепил за Русью Подонье и берега Керченского пролива.

После этого по Дону и Донцу распространяется русская колонизация. К ХI в. Саркел (Белая Вежа) становится русским городом. Наряду с Саркелом, на берегу Керченского пролива возникает русское Тмутараканское княжество, название которого соответствует хазарскому «Тумын-тархан», первая часть которого сохранилась в современном названии Тамань (тумын, тьма), а Тархан - значило «свободный, вольный». Арабы называли это княжество Артанией, в качестве основных аргументов указывая на тот факт, что река Кубань в древности называлась Вартан (Вардан). Созвучие с именем главной реки края и могло дать название этому территориально-политическому образованию.

Тмутараканское княжество стало русской областью, основную дружину которого составили арсии – бывшие профессиональные воины хазарского каганата, известные в русской летописи, как казяг (касак).

Русский князь Мстислав, сумел подчинить себе касогов и остатки тумэна хазарских воинов - арсиев (казяг) и полностью проникся их идеологией - «Верой Предков».

Асы-воины – предки терских, кубанских, донских и запорожских казаков.

Чери – означает войско, созвучно санскритскому čärig. Индийское происхождение слова чери – čärig имеет древние корни, идущие из эпохи индоевропейской общности. черкасы (чери (čärig) асы).существуют неоспоримые факты того, что кубанские и азовские казаки ведут свои корни как от асов, так и от болгар.

Первый факт – это их самоназвание Ас-сак (на «балачке» (говор гребенского и терского казачества) означающий Ас – духовный, высший, благородный, Сак – секира, сечь. Отсюда именно и возникло понятие Запорожская сечь, подразумевающее вольное, свободное, благородное войско.

Другим подтверждением является бритая голова и «осередец», перенятый от болгар.

Неоспоримое свидетельство преемственности – уникальная идеология, известная как «Вера Предков», имеющая название Триглав, тамги с которой находят в большом количестве на Северном Кавказе, Северном Причерноморье и Дону в могильниках алан, роксаланов и асов и которая в настоящее время украшает герб Украины.

Ну и наконец, уникальное боевое искусство Триглав, настолько самобытное, отражающее смысл и понятия древнейшей индоираноевропейской цивилизации, не имевшее в свое время себе равных и хранившемся в глубочайшем секрете от чужих глаз, передававшееся из поколения в поколение на особом, Хатынском (по-казачьи) или Хатиагском (осетин.) языке, в боевых танцах и джигитовках.

Да и само слово «ПЛЯСАТЬ» явно происходит от пол (т. е. помост) или поле и неупотребляемого более глагола ясать (т. е. сиять, блистать искусством телодвижений), от которого и предков наших называли ясами – блестящими.

Таким образом, Аланы и Болгары и есть Черкассы - наши предки. А как же асы (арсии) – профессиональные, непобедимые воины? И они никуда не исчезли, а получили другое название – харии, характерники, пластуны, которые как и прежде, всегда оставались лучшими воинами, костяком казачьих дружин.

Вообще, история возникновения древнерусского государства содержит немало темных мест, одним из которых является происхождение самого этнонима русы. Широкое распространение получило мнение, что этноним русы произошел от славянского слова русый, имеющий значение «светлый, красный, яркий». Однако в научной литературы высказано немало сомнений в том, что слово Русь/русы изначально имеет славянское происхождение. Высказывается даже предположение, что Русь/русы – первоначально не этноним, а имя собственное, которое затем перешло в термин, обозначающий социальную верхушку.

Как бы то ни было, но письменные источники раннего средневековья (как западноевропейские, так и арабоязычные) явственно различают русов от славян. Причем, согласно свидетельствам современников, русы собирали дань со славян и являлись, таким образом, социальной верхушкой Древнерусского государства. Об этом писали арабские географы еще в IX в., византийский император Константин Багрянородный – в Х в. и другие авторы. Для нашего исследования принципиально важно отметить, что корень рус мы обнаруживаем на обширном пространстве от Древней Руси на севере до Египта на юге и объяснить его столь широкое распространение можно только тем, что вся эта территория некогда служила ареалом обитания древнего  этноса.

Мы уже приводили немало примеров распространения основы арс/орс/урс/урз/урзана/рус от глубокой древности до первого тысячелетия нашей эры, что нашло свое отражение как в топонимике, так и ономастике самых разных регионов и самых разных народов.топоним Рутена/Рузену/Русена/Русь обнаруживается далеко на юге от Древней Руси – в Палестине. Но и это еще не предел южного распространения топонима Русь. На юге Аравийского полуострова (к юго-востоку от города Сана, столица Йемена) находится местность, с названием ар-Рус – «Страна Рус», а огромный солончак на юго-востоке Аравии носит название Аба ар-Рус – «Отцы русов».

Что касается Западной Европы, то в первом тысячелетии нашей эры Русь здесь называли также Ругией, Рутенией, иногда Руйей или Руйяной.

Уже не одно столетие продолжаются научные споры об этнической принадлежности русов, составивших социальную верхушку (или пользуясь современной терминологией – политическую элиту) древнерусского государства. Так, широкую известность получила так называемая «норманнская» гипотеза, согласно которой Киевскую Русь основали предводители воинственных скандинавских дружин. Несмотря на то, что «норманнская» теория не раз подвергалась уничтожающей критике, она до сих пор имеет немало сторонников в научной среде.

Как уже говорилось, средневековые письменные источники не позволяют пролить свет на этническую принадлежность русов, хотя и единодушно отличают их от славян. В этом смысле особый интерес представляет свидетельство так называемой «Генеалогии тюрок», письменного источника, сложившегося в хазаро-персидской среде примерно в VIII – IX вв. и запечатленного в рукописях XII – XIV вв. В частности, «Генеалогия тюрок» сообщает, что предок русов, носивший имя Рус, являлся родным братом Хазара, первопредка хазар. Рус вторгся в землю Хазара, где и поселился. Позднее Саклаб (предок славян), названный в «Генеалогии тюрок» племянником Руса и Хазара, попытался силой поселиться на землях Руса, Хазара и Кимера (названного в этом документе предком булгар и буртасов). Последние, общими усилиями, отбили поползновения Саклаба, и тот вынужденно поселился в тех местах, где позднее исторические хроники локализуют восточных славян.

Для нас в этом предании интересными представляются следующие моменты. Во-первых, Рус и Хазар названы братьями, а это означает общность происхождения. Однако, хазар принято считать тюрками, а русов называют то викингами, то славянами, но никак не тюрками. Казалось бы, возникает непреодолимое противоречие, которое, однако, легко разрешается, если мы вспомним, что первоначально этноним хазары включал в себя не только этнических тюрок, но и какую-то часть, сарматсских племён, обитавших в степной зоне между Большим Кавказом и Волгой, между реками Днепр и Дон.  Именно здесь позднее заявят о себе русы, которых современники никогда не путали со славянами.

Во-вторых, Саклаб оказывается племянником одновременно и Русу, и Хазару, т.е. в его происхождении есть что-то, что связывает его с Русом и Хазаром. Это что-то легко обнаруживается, если мы вспомним, что русы, господствовавшие над славянами, очень быстро оказались ассимилированными ими. Вообще, слова «русский» и «славянин» в качестве синонимов начали употребляться только с Х в. н.э. В этой связи заслуживает внимания мнение А. Абрашкина, который считает русских коренными жителями Русской равнины, а славян – пришельцами, хотя и ближайшими соседями. Это полностью совпадает со свидетельством «Генеалогии тюрок», согласно которой Саклаб первоначально пытался поселиться на земле, принадлежавшей Русу.

В достаточно обширном и интересном по содержанию исследовании Е. С. Галкиной последовательно проводится мысль о том, что древние русы на самом деле представляли собой остатки аланских племен, издревле обитавших по течению реки Дон. При этом она (опираясь на материалы археологических исследований) полагает, что ассимиляция алан в верхнем и среднем течении Дона началась лишь со второй половины IX в. Кроме того, эта же исследовательница полагает, что Киевской Руси предшествовало другое государственное образование, названное ей Русским каганатом. Территория этого раннего государства находилась между Днепром и Доном, причем роль политической элиты в нем принадлежит как раз аланам.Что касается вопроса об ассимиляции древних русов, то о слиянии славян и руссов со всей определенностью говорит географ Х века аль-Истахри, который в своем сочинении делит руссов на три группы, причем, одну из групп (самую отдаленную) он называет ас-Славийа (славяне), а третью (самую воинственную) – аль-Арсанийа, правитель которой находится в городе Арс. Месторасположение Арсы самому аль-Истахри неизвестно, так как по его словам обитатели этой области убивают всякого чужеземца, попавшего к ним. Аль-Арсанийа самостоятельно поддерживают торговые отношения с соседями, но при этом ничего не сообщают им о своей стране и никому не позволяют приезжать в свою страну. Как видим, мы вновь обнаруживаем этноним арс, напрямую связываемый с этнонимом рус и напомним, что на эту связь автор указывал уже неоднократно.

Есть еще одно свидетельство, косвенно указывающее на то, что русы, сыгравшие ведущую роль в образовании древнерусского государства и представлявшие собой часть аланского племенного союза, являлись этническими кавказцами. Это так называемая руническая письменность, которой пользовались аланы и русы. Большинство исследователей полагают, что эта письменность развилась на основе арамейского и сирийско-несторианского письма. Руническая письменность русов известна и у хазар, но, к сожалению, до нашего времени дошли лишь отдельные фрагментарные записи, трудно поддающиеся расшифровке. Пользовались этой формой письма и тюрки.

Персидские источники называют письменность, существовавшую в Хазарии, «хаттским почерком», что весьма необычно. Поскольку хазарская верхушки исповедовала «религию Моисея» иудаизм, то не вызывает сомнения, что в ходу была древнееврейская письменность. Однако невозможно допустить, что персидские авторы стали бы называть «хаттским почерком» хорошо знакомое им древнееврейское письмо.

Хаттский язык упоминается и в осетинском нартском эпосе, формирование которого, по мнению большинства исследователей, началось на Кавказе задолго до наступления новой эры. Весьма показательно, что хаттским языком пользовались правители нартов при общении между собой и для общения с верховным божеством.ак, уже давно отмечена тождественность хуррито-урартского божества Тешшуба/Тешшупа/Тейшеба со славянским божеством Дажьбог, который являлся одним из главных богов языческой Киевской Руси. В этой связи А. Абрашкин совершенно верно указывает, что хуррито-урарсткое Тешшуб/Тешшуп/Тейшеб в звонкой (нешипящей) огласовке представляет собой структуру из трех согласных Д-ж-б, от которой и происходит имя Дажьбог.

Все общества, созданные этими народами, были организованы в трехклассовую систему, никто из ученых не отрицает. Интересно при этом то, что каждый класс характеризировался определенным цветом (кастами, варнами). Само слово «каста» - означает цвет, то же означает и «варна» в санскрите. В первую, высшую касту входили жрецы, племенные вожди и сословие благородников, отличающихся знаками и одеждой белого цвета. Вторую касту составляли военные, отличающиеся красным цветом. К третьей касте причислялись люди ручного труда – крестьяне, ремесленники, торговцы, которые различались разными цветами - зеленый, голубой, желтый. От цветовой идентификации каст произошла комбинация цветов и в национальных триколорах большинства современных индоевропейских государств.

У индоевропейцев представителей жреческой - “белой касты” называли брахманами. Их считали “мудрыми и учеными сыновьями ”бога Бхригу, что значит “блестящий”. Сам Бхригу является сыном верховного бога Брахмы. Основа всех этих слов: брахман, Бхригу и Брахма, является сочетание “брг”, которая в силу фонетической трансформации р ® л в языке древних иранцев превратилась в “блг”. Так, основу болгарского этнонима “блг” можно прямо извлечь из этих священных для индоевропейцев религиозных понятий, означающих “блестящий, белый”.

P.S. Если глубоко разобраться в истории и происхождении народов, то получается , что Осетины, Чеченцы, Ингуши, Черкесы. Кабардинцы это родственные Русским народы, так же как и Немцы,  Латыши, Литовцы, Шведы, Шотладцы.  Не говоря уже про украинцев и белорусов -это  суб этносы большого русского народа. В истории так получается. что русские всё время воюют со своими братьями, благодаря тому , что одни приняли ислам, другие православия, третьи католицизм. Аврамические религии ( это разновидности, секты  иудаизма) разделяют и стравливают родственные народы.

Написано на основнии статей:http://www.pandia.ru/text/77/282/21625.phphttp://www.nohchidu.com/2009-12-28-12-29-03/2009-12-28-12-53-03/2009-12-29-09-33-15.html

nktv1tl.livejournal.com

«Свои поганые». Черные клобуки Древней Руси

Древняя Русь в XI веке это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам.

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев, и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава. Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящимся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающего древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Поросье надежно прикрыло Русь от Степи — впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть кочевников во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями» и память об этих людях до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая этнические различия между собой. Через лет 50−70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки).

Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному.

Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году жившие в нынешней Ярославской области разбили половцев и захватили много пленных. Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ:

«Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне.

Постоянно сражающиеся за Русь кочевники отождествляются врагами с самим государством. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и чорные клобуки».

Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которые славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов». Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла Торческ. Кочевником монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

diletant.media

КУЯВИЯ (в Древней Руси) - это... Что такое КУЯВИЯ (в Древней Руси)?

 КУЯВИЯ (в Древней Руси) КУЯВИЯ (в Древней Руси) КУЯ́ВИЯ (Куябия, Куяба), одно из трех территориальных образований Древней Руси (см. ДРЕВНЯЯ РУСЬ) по сведениям арабских, персидских и среднеазиатских географов (9—10 вв.). Предположительно Куявия — объединение восточнославянских племен в Среднем Поднепровье, с центром в Куябе (Киеве).

Энциклопедический словарь. 2009.

  • КУЮКОВА Даркуль
  • КУЯВИЯ (в Польши)

Смотреть что такое "КУЯВИЯ (в Древней Руси)" в других словарях:

  • Куявия (центр Др. Руси) — Куявия, Куябия, Куяба, по сведениям средневековых (9≈10 вв.) арабских, персидских и среднеазиатских географов, один из трёх центров Древней Руси (К., Артания, Славия), существовавший в 9 в. Большинство советских историков считает, что К. ≈… …   Большая советская энциклопедия

  • КУЯВИЯ — (Куйаба), одно из трёх (наряду со Славней и Арсанией) территориальных образований Древней Руси в 9 10 вв. Упоминается арабскими, персидскими и другими географами. По предположению ряда учёных, находилась в Среднем Под непровье. Источник:… …   Русская история

  • Куявия, Славия, Арсания — (Куйаба, Славийа, Арсанийа), территория образования Древней Руси, упомянутые в сочинениях арабских, персидских и среднеазиатских географов X XII вв. По мнению ряда исследователей, Куявия  Киев, Славия  земля новгородских словен. Местоположение… …   Энциклопедический словарь

  • КУЯВИЯ — 1 . (Kujawy) ист. обл. Польши между ср. течением р. Вислы и верх. течением р. Нотец. В древности была населена зап. слав. племенем куявов. В 1139 по статуту Болеслава III была выделена в особый удел, с 1231 воеводство, с 1247 удельное кн во. В… …   Советская историческая энциклопедия

  • Куявия — I Куявия         Куябия, Куяба, по сведениям средневековых (9 10 вв.) арабских, персидских и среднеазиатских географов, один из трёх центров Древней Руси (К., Артания, Славия), существовавший в 9 в. Большинство советских историков считает, что К …   Большая советская энциклопедия

  • Киевская Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь …   Википедия

  • История Киева — Памятник основателям Киева. Скульп. В. 3. Бородай. История Киева  крупнейшего города Украины  насчитывает, по крайней мере, 1 …   Википедия

  • Русские княжества —  История России …   Википедия

  • Иван Грозный — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Об имени и названиях, связанных с ним Иван Грозный (значения) Иван IV Васильевич …   Википедия

  • Русское царство — Царство ← …   Википедия

dic.academic.ru

Ясак Славянская мифология История Руси

Ясак — на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово ясак в русский язык со времени завоевания Сибири. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли. Первоначально сбором ясак ведал сибирский приказ; с 1763 года мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества. Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и по промыслам". Уплата ясака ложилась на инородцев тяжелым бременем, так как служилые люди старались собирать его с "прибылью" и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество ясака и не допуская замены одних зверей другими.

Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 году издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата ясака деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 году состоялась резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, "а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя". Злоупотребления сборщиков ясака не прекратились; "ясашные народы терпели от заборщиков ясака и прочих начальников грабительство и разорение", и правительство в 1763 году признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения ясака инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения: каждый род или улус был обложен или определенным родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так называемых "окладных зверей", разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам.

В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племен, обложенных ясаком, значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, особые для Восточной и для Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 года деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих.

Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введенный в 1763 году; предположено было только отменить сорокакопеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности "по тем сословиям, в кои они вступили". По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние.

godsbay.ru

КАГАНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ » Перуница

КАГАНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИОдной из по сию пору не разрешенных загадок древнерусской истории является величание правителей Русской державы "каганами" или "хаканами". Откуда на Русь пришел этот странный, очевидно нерусский титул, и куда (а главное, почему) он впоследствии испарился?

Одно из первых свидетельств применения этого титула к правителям Руси содержится во франкских "Бертинских анналах". В анналах этих рассказывается, как от византийского императора Теофила к королю восточных франков, Людовику Благочестивому, приехали послы некоего загадочного "народа Рос", правитель коего, именуемый в хронике "королем" (то бишь Людовик рассматривал его если не как равного, то как сопоставимого с собою), "зовется хаканус". Послы побывали в Константинополе и собирались на родину, но опасаясь неких свирепых варварских племен, занявших пройденный ими путь, предпочли "дать крюка" в компании византийского посольства, через державу франков.

Людовику послы "народа Рос" показались подозрительными, и он отдал приказ задержать их и произвести расследование. Выяснилось, что послы эти "eos gentis egge Sveonorum" - из народа свеонов. Поскольку это свидетельство (едва ли не единственное) вполне подтверждает модную ныне теорию о "шведском" происхождении руси, то ее сторонники увлеченно его цитируют, предпочитая не задумываться над целым рядом неудобных для них вопросов, возникающих при знакомстве с текстом. Ну например - отчего вообще потребовалось закручивать весь этот детектив с подозрениями, задержанием и расследованием, если "русы" и "шведы" были всего-навсего разными именами одного и того же, неплохо известного в империи народа? Это уж не говоря о том, что Благочестивый король и его дознаватели вовсе не обязательно были на все сто процентов правы - можно представить, какими методами средневековые детективы вели расследование, у них, помнится, некоторые старухи сознавались, что летали в Вальпургиеву ночь на гору Брокен, где целовали под хвост черного козла и кушали некрещеных младенцев. Чего проще - вытрясти из схваченных "варваров" полное и абсолютное "чистосердечное признание", подтверждающее, разумеется, все подозрения христианнейшего государя. А где гарантия, что слово "свеоны" в устах франкского летописца обозначало именно шведов? Или гарантия того, что речь не идет об авантюристах-самозванцах, попросту выдававших себя за послов народа, к которому вообще не имели никакого отношения (что, собственно, из сообщения анналов и вытекает)? Да, наконец - национальность послов и национальность представляемого ими народа отнюдь не всегда совпадает. Тот же "народ Рос" большую часть ХХ века представляли на международной арене даже и не шведы...Коротко говоря, это сообщение - единственное, повторюсь, хоть как-то связывающее русов со шведами - вовсе не столь однозначно, как того хотелось бы господам норманнистам. И особенно загадочно выглядит в этой связи титулование правителя "народа Рос" "хаканусом", хаканом.

Один из основателей норманнской теории, Август Шлецер, утверждал, что здесь имеется в виду вовсе не титул правителя, а его личное имя - "естественно", скандинавское, Хакон или Хаген. Ну, Хагена мы смело можем оставить в стороне, это не скандинавское имя, а немецкое (упоминается в "Песни о Нибелунгах"). Норманны произносили это имя, как Хёгни - а уж такое произношение в "хакан" не переделаешь. Другое дело - Хакон. Но вот ведь беда - не сохранилось ни малейшего упоминания о конунге Хаконе, правящем в Швеции в те времена, настолько могущественном, чтобы посылать послов к правителю мировой державы Средневековья, всемогущей Византии (не надо забывать, что о пути туда норманны еще и в христианские времена имели довольно смутное представление: в сагах можно встретить утверждение, что Константинополь лежит... восточнее Суздаля). А ведь правителей Швеции мы знаем довольно хорошо чуть ли не со времен Великого Переселения народов. Так, в шведском кургане, обозначенном преданием, что было записано в XIV веке в Исландии (!), как могила конунга Олава Альвконунга, отличавшегося высоким ростом и умершего от болезни ног в VII веке, археологи нашли останки знатного мужчины той эпохи, высокого, с искривленными костями ног. Еще Круг и Куник, видные норманнисты, решительно отвергли фантазии коллеги про "Хаконов" и "Хагенов", и высказались в пользу прочтения этого слова именно как титула "хакан" или "каган".

К этому мнению присоединимся и мы, дабы, по завету Оккама, не изобретать лишних сущностей, ибо, кроме сообщения Бертинских анналов, целый ряд источников говорит нам о существовании у русов во времена IX-XI веков такого титула.

Ко временам после описанных во франкской хронике событий относится определение, данное вождю "россов" (Аскольду?), при патриархе Фотии и императоре Михаиле осаждавшему Константинополь. Его называют "вепрем прегордого кагана". Вопреки В.В. Кожинову, речь не идет о кагане Хазарии. не существует доказательств, что именно хазары "натравили» -де простодушных русов на "братскую" Византию - вражда славян со вторым Римом имела к тому времени трехсотлетнюю историю, уходя во времена задолго до основания Хазарского каганата. Наивные ссылки Кожинова на сходство поведения "россов" у Фотия со сценами истребления всего живого в захваченных городах "героями" ветхого завета, ничего не доказывают. Примерно то же византийские авторы писали про славян VI века - прикажете и здесь искать зловещих хазарских "инструкторов"? Так что под "каганом" здесь, скорее всего, понимается именно каган самих русов.

В следующем, Х столетии восточный автор Ибн Русте сообщает, что правителя русов именуют "хакан-рус". Через полвека приблизительно митрополит Иларион величает "каганом" крестителя Руси. Спустя еще полстолетия в Черниговском соборе появляется не полностью сохранившаяся надпись, посвященная "кагану нашему С..." - очевидно, имеется в виду правитель Чернигова, а впоследствии и Киева, Святослав Ярославич. Наконец, в "Слове о полку Игореве" мелькает загадочная фраза "Ольгова когана", по предположению некоторых исследователей относящаяся к знаменитому сыну Черниговского князя, Олегу Святославичу. Более правителей Руси каганами никто не называет. Итак, титул "каган" отмечен у русских князей с середины IX по конец XI века.

Чем интересно это время? именно к нему относится столь любимое норманнистами "разделение" русов (ар-рус, россов, руси) и "славян" (ас-сакалиба, склавенои, словен) в арабских, византийских и собственно русских источниках. Учитывая же, что каганом правителя русов в один голос именуют все эти группы источников, можно смело считать это отражением собственно русской традиции - вряд ли арабы могли позаимствовать это именование у франков или наоборот. Далее, у "славян" подобный титул не отмечен ни одни источником. Исчезает он несколько позднее последних случаев "разделения" русов и "славян" в "Русской Правде" Ярослава Мудрого. Итак, это собственный титул русов, принадлежащий их культуре. Если кто его заимствовал, то именно русы, а не "славяне". А судя по сообщению Бертинских анналов, использовали его задолго до переселения на юг Восточной Европы, где балтийских пришельцев в это время не фиксируют ни письменные, ни археологические источники.

Однако, возникает вопрос, - у какого именно из племен, населявших берега Балтики, мог возникнуть и закрепиться титул кагана. Не секрет, что титулы - особенно в традиционных обществах - просто так не передавались. Самое меньшее - народ, заимствовавший титул, должен быть под сильным культурным (а иногда и политическим) влиянием народа, у которого он его позаимствовал. Так, для заимствования византийского титула "царя" правителями Москвы, потребовалось ни много ни мало два сильных культурных потока на Русь из Византии - времен крещения, и, вторично, при Иване III, когда на Русь хлынули византийские эмигранты, во главе с невестой великого князя, Софьей Палеолог, неся с собой комплекс идей типа "Москва - Третий Рим".. Однако одного вхождения в общее культурное поле мало - требуется, чтоб наличествовала почва, на которой заимствование могло прижиться. Продолжая сравнение - титул "царя" прижился на Руси не во времена крещения, и даже не во времена Ивана III, а только тогда, когда на Руси возникла центральная власть, сравнимая по мощи с владыками Византии.

Надо сразу сказать, что Скандинавия в отношении титула кагана не отвечает ни первому, ни второму условиям. Титул "каган" в Скандинавии неизвестен, что, кстати, напрямую отмечено в переписке того же Людовика Благочестивого с Византией. Правитель франков заявил императору Восточного Рима, по всей вероятности, поименовавшего где-то каганом владыку хазар, что франки так называют только правителя аваров, а называть так правителя неведомой Хазарии считают столь же неуместным, как величать так вождей болгар или норманнов. Болгарские правители, кстати, и действительно никогда не претендовали на звание кагана, нося изначально тюркский титул "хан сюбиги", а ко временам Людовика уже, прочно сменив его на славянское "князь".

Но дело даже не в этом. Дело в том, что идея, стоявшая за титулом кагана, и связанный с этим титулом способ правления были совершенно и полностью чужды скандинавским обычаям. Каганом назывался священный правитель древних тюрок, своего рода живой идол, талисман, фетиш, основной задачей которого было не водить войско на врага, а самим фактом своего благополучия (аппетита, мужской силы и пр.) - и чередой определенных магических ритуалов, сохранять удачу племени, плодородие стад, и т.д., вплоть до хорошей погоды. Разумеется, без предводителя в бою тюркские орды не оставались - им был военный вождь, по-тюркски бек, шад, тудун, заместитель священного владыки в делах исполнительной власти, зачастую в любых "мирских" делах. Практически каган был пленником в клетке ритуалов, а его представителем во внешнем мире оставался военный вождь.

Скандинавам такой подход к власти был органически чужд. Любой скандинавский правитель эпохи викингов - это изначально и прежде всего полководец, более того - воин. Конунги не цепенели живыми кумирами в дворцах-храмах, а шли на бой во главе своих дружин и зачастую гибли. У них были помощники - по той простой причине, что конунг не мог разорваться и присутствовать во всех своих владениях сразу. Но постоянного заместителя у них не было и не могло быть. Так что С.А. Гедеонов, отметивший более ста лет назад, что "существование... народа Rhos под управление хаганов уничтожает систему скандинавского происхождения руси", совершенно прав.

Между тем, существует источник, прямо позволяющий говорить о существовании у русов Х века именно кагана, и неслучайности устойчивого заимствования ими этого титула на срок не меньший, чем титул императора в России. Это известные всякому, изучавшему историю Руси записки арабского дипломата и путешественника Ибн Фадлана. Часто используется его описание погребения руса в ладье, реже - описание капища русов, но лишь в последнее время стали обращать внимание на описание им "царя русов". Между тем оно бросается в глаза своей необычностью. Правитель руси в нем описан, как восседающий на отделанном ценными камнями и кораллами "ложе" в центре своей палаты в окружении сорока наложниц, коих он иногда употребляет у всех на глазах, и четырех сотен богатырей личной охраны. У "царя русов", согласно ибн Фадлану, нет иных дел, как сочетаться с наложницами и пировать, он почти не покидает пиршественной залы, в то время, как собирает дань с покоренных и водит войско на врага некий "заместитель" - русское подобие бека, шада или тудуна.

Это, странное на первый взгляд, описание настолько не укладывалось в схемы общественного устройства русов, выработанные историками, что его долго предпочитали попросту игнорировать. Между тем оно не только делает нам понятнее применимость для правителя русов титула каган, но и очень точно подтверждается таким сугубо русским источником, как былины. Вспомним, князь былинного Киева, Владимир Всеславич Красно Солнышко, практически нигде не изображен покидающим свою столицу или во главе войска.

Он предстает перед нами почти исключительно на пиру. "Дани-выходы" за него собирают богатыри и даже задания им зачастую раздает не сам Владимир, а Илья Муромец, что особенно отмечено в былинах: "Не Владимир служобки наметыват, наметыват старый казак Илья Муромец". Он же и ведет богатырскую дружину на неприятеля. Когда же сам князь пытается вмешаться в дела обороны, то получает суровую отповедь Ильи: мол, у тебя, княже, есть княгиня Апраксея, ей и занимайся, "а до нас тебе дела нет". Очевидно, что Илья здесь и есть тот самый "заместитель" Ибн Фадлана. Впрочем, отраженная былинами картина, отметим в скобках, была анахронизмом и для времен самого Ибн Фадлана. Князь Игорь Старый в те времена водил войска на Константинополь, на печенегов, на древлян. Скорее всего, источником данных араба о "царе русов" стали услышанные от последних эпические песни - "протобылины" - про глубокое прошлое русского племени.

Между тем в скандинавской культуре мы не встречаем и следа этого культа священного правителя. Зато на другом, южном берегу Балтики есть некоторые сходные черты: так, морав Само и князь поморян имели четырехкратное число жен, что заставляет вспомнить сорок наложниц "царя русов" и двадцать четыре жены былинного Владимира. Двор князя поморян был окружен тем же почетом, что и храмы или священные рощи - ищущий на нем убежища был неприкосновенен, кровопролитие (неритуальное) было на нем строго табуировано, запретно. Так и в былинах богатырь не желает "кровавить палаты белокаменной", не отвечая на княжеском дворе на выпад напавшего на него врага (какого-нибудь Тугарина) и вызывая того в "поле чистое". Туда же, в поле, увозит с княжьего двора на казнь Соловья Разбойника Муромец. Гедеонов указывал на изначально сакральный характер князя у славян и пережитки двоевластия в фигуре воеводы. Само слово князь в западнославянских (польском, чешском, лужицком) языках имеет иногда значение жреца. Если бы это говорило просто об отсутствии у славян жречества и выполнения соответствующих обязанностей князьями, как это начиная с Афанасьева и понимают, то странно было бы встретить эти слова именно у западных славян, особенно у лужичан, наследников балтийского славянства, у которого многочисленное и развитое жречество отражено во множестве источников. Нет, речь идет именно о изначальной сакральности князя, священного правителя. Особенно же сильно была сакрализована особа князя Рюгена, вместилища священного для всех славянских народов города-храма Арконы. Саксон Грамматик описывает - уже в XII веке - случай. Когда князь Рюгена, Яромир, вступил в битву с двумя воинами другого племени. Копье Яромира застряло в теле врага, второй уже замахнулся - но, узнав противника, выронил оружие и рухнул ниц. По мнению Гельмольда, именно правители Рюгена, единственные из славянских владык, носили титул короля.. А.Ф. Гильфердинг, приводя и комментируя сообщения Саксона и Гельмольда, говорит о священном характере власти рюгенского князя. "Он - пишет российский ученый, - может, даже и не назывался князем, а носил высший титул". Между тем в славянской традиции выше княжеского титула только православно-византийский "царь", которого мы вряд ли ожидаем встретить в балтийском оплоте язычества, и ... "каган". И тут необходимо обратить внимание на сообщение англосаксонской поэмы VIII века "Видсид": "Хаган правил хольмругами". Хольм - остров, руги, ругии - население острова... Рюген, в VIII веке уже, безусловно, славянское. Впрочем, об особом значении "царей" для жителей Рюгена писал еще Тацит.

Каким же образом на балтийский остров попал тюркский титул? (а случилось это, если судить по "Видсиду", не позднее VIII века). Как мы помним, в Европе знали только одного кагана - аварского. Имели ли авары контакты с ругами-русами? Имели, и весьма долгие и плотные. Под власть аварского кагана в VI веке попала подунайская территория расселения пришедших с Балтийского моря ругов, сперва бывших федератами Рима, а потом - создавших самостоятельное государство. В IX веке, после падения аваров, на это же месте возникает Русарамарка, а А.В. Назаренко находит в средневековых документах тех мест массу личных и местных имен, производных от корня "рус", "русский". Любопытно, в этой связи, что византийские и грузинские источники связывают нападение аварско-славянского войска на Константинополь в 626 году именно с русами. Итак, дунайские руги-русы не исчезали, как народ, на все протяжении истории каганата, имея возможность заимствовать титул у авар, и передать его сородичам на Балтику, где он оказался востребован для обозначения особого положения правителя священного острова - особенно когда древний титул князь стал означать в основном вождя дружины. Жители Рюгена брали дань со всей славянской Балтики - как русы будут собирать его с племен Восточной Европы, и их правитель должен был подчеркивать свое превосходство над данниками-князьями. Иной источник для титула, фиксируемого на Балтике еще до переселения Бертинскими анналами и "Видсидом", предположить сложно - даже образованные франки иных каганов, кроме аварского, просто не знали.

На Востоке руги-русы утратили титул "кагана" отчасти по мере ассимиляции родственным славянским населением Восточной Европы, отчасти - потому, что титул кагана был непосредственно связан с языческими культами и представлениями (показательно, что последнее его упоминание содержится в полном языческих образов "Слове о полку"), а именно верховные правители Руси стали с Х века носителями и проводниками христианской веры. Сами "каганы" уже давно не напоминали прежних "живых идолов", и титул, ко всему прочему, становился анахронизмом. И в конце XI века, после последних раздельных упоминаний "русина" и "словенина", после последних выступлений волхвов в крупных русских городах, после братоубийственных междоусобиц, в которых не-святость киевских правителей стала чересчур очевидной, он, наконец, исчез.

www.perunica.ru