10 не очень приятных странностей древних египтян. Обувь древних египтян
Украшения древних египтян
Поиск Лекций
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Одежда древних египтян.………………………………………………………. 4
Мужская одежда………………………………………………………………… 5
Женская одежда…………………………………………………………………. 6
Одежда фараонов……………………………………………………………….. 7
Украшения древних египтян…………………………………………………… 8
Обувь древних египтян…………………………………………………………. 9
Головные уборы древних египтян……………………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………….. 11
Список литературы……………………………………………………………. 12
Введение
Древний Египет - одно из первых государств древнего мира, возникшее в Африке в долине реки Нил примерно в IV веке до нашей эры. Эта цивилизация таит в себе множество секретов и загадок, многие из которых удалось раскрыть. В наше время, благодаря историческим источникам, мы имеем вполне обширное представление об одежде и моде древних египтян. Основным признаком в истории одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие. Жители Древнего Египта одевались исходя из своего положения в обществе. Чем значительнее было положение египтянина в обществе, тем ярче и удивительнее была его одежда. Я считаю, что одежда, которую египтяне носили в древнем мире практически не отличается от одежды, которую носят жители Египта в современности.
Цель:
- Узнать, какая была мода у древних египтян
Задачи:
- Изучить особенности одежды древних египтян
- Рассмотреть стиль одежды древних египтян
- Создать несколько рисунков на тему: одежда древних египтян
- Выступить с презентацией на экзамене
Одежда древних египтян
Одежда является неотъемлемой частью быта и культуры любого народа, а так же предметом пристального изучения. Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как одевались представители различных сословий. Мужская и женская одежда Древнего Египта способна многое рассказать о вкусе и предпочтениях древних египтян, об образе их жизни.
Одежда Древнего Египта отличается изяществом. Для неё характерны практичность и геометрические формы. Древнеегипетский костюм, как мужской, так и женский, развивался очень медленно и постепенно.
Материалом для одежды древних египтян служили в основном льняные и хлопковые ткани, а также кожа. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры диких животных. Особой значимостью пользовалась шкура леопарда. Прежде всего эту шкуру, носили жрецы и фараоны.
Самым популярным цветом одежды в Древнем Египте был белый, однако, со временем распространение получили узорчатые и разноцветные ткани. Узоры и орнаменты на ткани имели символический смысл. Нередко это были изображения растений, животных и насекомых, в том числе жука-скарабея, служившего оберегом и символом воскрешения.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.
Наиболее важной частью текстиля было белье. Лён считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестьян. В гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.
Мужская одежда
На ранней стадии развития Египетского царства мужская одежда была простой и представляла собой всего лишь передник из плотной ткани. Он мог иметь овальную или прямоугольную форму. Затем передник стал сочетаться с повязкой из белой драпированной ткани – схенти. Повязывать её можно было несколькими способами, многочисленные драпировки делали этот скромный наряд вполне изысканным. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека. Так же, о статусе человека можно было узнать по количеству складок на повязке: чем их больше, тем гражданин богаче. Туловище мужчины было свободно от одежды. Верхняя часть тела украшалась массивным ожерельем, похожим на воротник, называлось оно ускх.
Со временем длина передника и схенти увеличилась, драпировки становились сложнее, а сам схенти закрепляли на талии поясом. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека.
Женская одежда
Как и мужская, женская одежда Древнего Египта отличалась простотой. Если дать простое определение, то женская одежда – это кусок ткани, обернутый вокруг тела. Поначалу эта одежда представляла из себя прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках и назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, грудь оставалась открытой. Нагота, судя по всему, ничуть не смущала египтян. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие бёдра и длинные ноги.
На оставленных египтянами изображениях нередко можно увидеть девушек, чья одежда состояла всего лишь из узкого пояска и украшений. Это характерно для рабынь и простых женщин, которые занимались физическим трудом, а одежда сковывала движения, поэтому нередко обходились и вовсе без нее или же делали длинные разрезы по бокам калазириса.
Позднее одежда разделилась на юбку и жилет. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги.
Одежда фараонов
На раннем этапе развития Древнего Египта одежда фараона состояла из набедренной повязки схенти, как и у представителей других сословий. Отличительными знаками были головные уборы – корона или платок, повязанный особым образом, а также золотой обруч, посреди которого возвышалась змея. Такой головной убор назывался урей и был символом царской власти, вместе с накладной золотой бородой и скипетром. Другой вид царского головного убора – клафт – представлял собой платок, закрывавший голову и лоб. Он защищал фараона от палящего солнца, пыли и песка.
Еще одним знаковым аксессуаром фараона служило ожерелье-воротник – ускх. Носили его и представители знати, однако, царский ускх отличался цветом, в нем чередовались широкие голубые и узкие желтые полосы, которые символизировали солнце. Фараон, как известно, считался сыном бога солнца, поэтому был окружен невероятной роскошью. Одежда его отличалась высоким качеством материала и тончайшей выделкой, то есть вышивками и узорами со смыслом.
Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди – куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.
Украшения древних египтян
Поскольку одежда Древнего Египта отличалась простотой, её дополняли многочисленными украшениями и аксессуарами. К таковым относились различные пояса и ожерелья.
Любое украшение, которое надевали на себя жители Древнего Египта, имело символическое значение. Круглые шейные бусы – символическое изображение солнечного диска, а потому обильно расшивались золотом, драгоценными камнями и цветными бусами из стекла. Египтяне, как мужчины, так и женщины, носили на руках и ногах браслеты, не пренебрегали и подвесками, кольцами, поясами и диадемами.
В практических целях использовались перчатки и рукавицы. Их использовали всадники и лучники, чтобы защитить руки от травм.
Многочисленные аксессуары составляли гардероб древних египтян, чей быт и история активно изучаются на протяжении уже двух столетий. Результаты исследований, в частности раскопок, можно увидеть во многих знаменитых музеях мира.
Ещё одним украшением являлась борода. Носить её имел право только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной.
Бороду, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
Обувь древних египтян
Что касается обуви, египтянам она была знакома, но они использовали её редко. Даже фараоны и знать долгое время ходили босыми. Обувью в Древнем Египте служили простые сандалии из папируса и пальмовых листьев. Как правило, это была подошва и два ремешка, которые позволяли закрепить обувь на ноге. Обувь царских особ имела закрученный кверху носок и украшалась золотом, камнями и различными блестящими элементами. В гробницах фараонов были обнаружены золотые сандалии, однако, трудно сказать, использовались ли они в жизни.
На закате египетской цивилизации в употребление вошли кожаные шлёпанцы с закрытым носком. Обувь считалась дорогой и статусной вещью, поэтому, несмотря на то, что носили её с неохотой, её имел каждый состоятельный человек. У знати и фараонов существовали даже специальные слуги, работа которых состояла в том, чтобы носить за своим хозяином его сандалии.
В гробнице Тутанхамона было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошве.
poisk-ru.ru
10 не очень приятных странностей древних египтян
Древний Египет — это земля солнца, пирамид и гробниц, наполненных сверкающими сокровищами. Фараоны считались детьми богов и сами правили страной как боги, купаясь в роскоши и богатстве. Но за всем этим внешним лоском, как это часто бывает, скрывают обычные, бытовые будни. Которые в случае с Древним Египтом являются ещё и грязными и отвратительными. Вот лишь несколько фактов из жизни древних египтян, которые доказывают, что с сегодняшней точки зрения они были настоящими варварами.
Носить на голове свои волосы было уделом бедняков
Третья из десяти казней египетских — нашествие кровососущих насекомых, в том числе мошек, клопов и вшей. Доподлинно неизвестно случился ли этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет страдал от вшей — факт. Со временем люди нашли самый простой способ как избавить себя от этой напасти, они просто начали брить голову на лысо. Это касалось и мужчин, и женщин. Детям так и вовсе до 12 лет волосы на голове сбривали регулярно в принудительном порядке. Обеспеченные граждане, имевшие высокий социальный статус обычно носили парики. Те же, кто был поскромнее, так и ходили лысыми. Ну, а бедняки ходили с собственными волосами, иногда даже весьма длинными и заплетёнными в косу.
У древних египтян были очень своеобразные методы контрацепции
Учёные и историки до сих пор спорят использовались ли презервативы в античности. Достоверных сведений об этом нет, хотя древнейшие презервативы вероятно существовали ещё 12–15 тысяч лет назад. В Древнем Египте, как позже и в Греции, и в Риме, ценилась малодетность, поэтому практиковались различные методы контрацепции. В основном, конечно, женские, потому как считалось, что контролировать свою беременность женщина должна сама. Чаще всего для этих целей девушки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев с крокодильим навозом. Мужчины, в качестве контрацепции окунали член в смолу или луковый сок.
Не менее странными были способы определения способности женщины иметь детей
Древнеегипетская медицина была невероятно передовой для своего времени. Но с высоты пролетевших тысячелетий мы понимаем, насколько дикими и варварскими были их методы. Особого внимания заслуживают способы определения «плодородности» женщины. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать до утра. Если на утро она выглядела «хорошо и свежо», значит женщина была в состоянии забеременеть. Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока или небольшую головку лука, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах чеснока или лука, значит всё было в порядке. А суть тут в том, что древние египтяне верили, что каждое отверстие в теле женщины связано напрямую. И если от рта и вниз «путь свободен», то и забеременеть она может без проблем.
Красивых женщин не хоронили сразу, чтобы избежать некрофилии
В Древнем Египте когда человек умирал, его бальзамировали и погребали сразу же. Но это не касалось знатных или просто красивых женщин. Их отдавали бальзамировщикам лишь на третий или четвёртый день, когда труп уже начинал разлагаться. Делалось это для того, чтобы бальзамировщики не могли совокупляться с трупами. А такие случаи бывали.
Фараоны страдали от лишнего веса
Изображения древних египтян, дошедшие до наших дней, показывают фараонов как стройных и мускулистых людей. Однако, сами мумии, найденные в гробницах говорят, что это далеко не всегда было так. Просто художникам говорили как нужно рисовать. Многие письменные источники указывают на то, что пиры в царских дворцах устраивались каждый день. Стандартный при в Древнем Египте — это килограммы мяса, вёдра вина и много-много пирогов. Не удивительно, что у мумий обнаруживали закупорку артерий, выпирающие животы и жировые складки. К слову, египтяне уже в 1500 году до нашей эры писали медицинские трактаты о вреде ожирения.
Проктологов в Древнем Египте называли «пастухами ануса»
Медицине древние египтяне уделяли достаточно большое внимание. Подобно современному миру, доктора тогда тоже имели различную специализацию: были окулисты, дантисты и, конечно же, проктологи. Правда практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм, зато их гордо называли «пастухами ануса». С клизмами у древних египтян (в особенности у фараонов) вообще были интересные отношения. Из-за постоянного переедания каждый месяц примерно три дня они «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.
У мужчин в Древнем Египте тоже была «менструация»
Вернее, они так думали. На самом деле все «менструирующие» были больны шистосомозом — это опасное заболевание, вызываемое тропическими паразитами. До сих пор в мире около 200 миллионов человек страдают от этой болезни, причём от 20 до 200 тысяч человек в год от неё умирают. Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько распространён, что никто не считал его болезнью. Люди просто думали, что кровь в моче у мужчин — это так же нормально, как и менструация у женщин. Если мужчина в Древнем Египте писал кровью, это было отличным знаком того, что он готов к отцовству.
Косметикой пользовались и мужчины, и женщины, причём в основном в медицинских целях
Древние египтяне не только не стеснялись наготы, но и старались всячески покрасоваться своим телом на публике
Особенно это касается, конечно, людей знатных и богатых. Знатные египтянки носили платья из полностью прозрачного материала, которые хорошо демонстрировали все формы тела. Люди попроще вообще не заморачивались по поводу одежды. Было время когда и мужчины, и женщины носили просто короткие набедренные повязки, позже трансформировавшиеся в юбки. Впрочем, на сельскохозяйственных работах все могли работать обнажёнными. Дети до определённого возраста вообще не носили никакой одежды.
Сандали были единственным важным, но нелюбимым атрибутом одежды у египтян
Несмотря на общее пренебрежение какими-либо правилами гардероба, к сандалиям древние египтяне относились крайне трепетно. Чаще всего для людей попроще они изготавливались из тростника, для знати и фараонов, конечно же, из кожи. Сандали входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни. А у фараонов даже существовала специальная должность — носильщик сандалий. Этот человек всюду следовал за фараоном и носил его сандали. Просто сами древние египтяне обувь очень не любили, предпочитая ходить босиком. А зайти в обуви в дом так и вовсе было страшным поступком, как плюнуть в колодец, например.
Источник
romashka-smile.ru
Какую одежду носили в Древнем Египте? - Перепечатки - Каталог статей
Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.
На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте.
Основная, если не сказать единственная, одежда египтян в ту эпоху — "схенти", передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом.
Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).
Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
В эпоху Древнего царства основная одежда различных сословий мало отличалась по форме, важен был материал и украшения.
Стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам – особенность костюма Древнего Египта.
С появлением растительных красителей в конце Древнего царства появился материал желтого, голубого, коричневого цветов. Цветную одежду долгое время имели право носить только привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы и придворные).
Знаки отличия сословий – прически, головные уборы и обувь, которую в Древнем царстве имел право носить только фараон. Считается, что все египтяне брили волосы (по крайней мере мужчины). Парик делали из растительных волокон, завитых мелкими локонами, или из шерсти, либо носили шапочку из грубого светлого холста, плотно облегавшую голову. Длина париков напрямую зависела от знатности человека.
Основной одеждой являлся передник схенти – полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был из тонкого, хорошо отбеленного полотна. Клафт – наиболее часто встречающийся на изображениях мужской головной убор.
В Древнем царстве женский костюм был предельно прост. Носили длинную прямую рубашку калазирис на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой. Длина его доходила до середины икры. Калазирис был достаточно узким и не позволял делать большие шаги. У знатных женщин встречались вышивка и плиссировка.
Калазирис – основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами. Разнообразие пестрых (или вышитых) тканей.
Парики были более длинными, чем у мужчин.
Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).
Во время жертвоприношений и ритуальных служб жрец облачался в шкуру леопарда. Она закреплялась на спине, голова и лапа шкуры располагались спереди на плече, когти украшались золотыми пластинами.
Среднее царство
Одежда заметно усложняется. Это время характеризуется экономическим подъемом, ростом городов, что привело к стремлению к роскоши. Появляются новые ткани из Передней Азии и костюм приобретает более сложные формы. В это время начинают использоваться пластические свойства ткани. Мужской костюм
О сословном и имущественном положении владельца свидетельствует количество ткани, затраченной на одежду. Мужчины носили плиссированные или гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати становится обрядовой одеждой, а у непривилегированных сословий остается повседневной одеждой.
Женский костюм
Покрой калазириса остается прежним, прибавляются лишь украшения и отделка. Встречаются изображения в тонких, слегка драпированных покрывалах (плащах), но большинство женщин продолжает носить калазирис традиционной формы. Нововведением является короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.
Новое царство
В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.
Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.
Мужской костюм
Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.
Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.
Женский костюм
К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны.
Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.
Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.
Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.
Одеяния рабов
Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.
Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.
Виссон — название весьма любимой в древности материи, которая была предметом роскоши, составною частью царского и жреческого костюмов, принадлежностью религиозных обрядов и т. д. По мнению одних — это было тончайшее полотно, по мнению других — особая хлопчатобумажная материя; оба мнения находят подтверждение у древних писателей. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий в Египте, говорит, что тело "с головы до ног закутывалось повязками из виссона". Микроскопическое исследование показало, что материя, употреблявшаяся для одевания мумий, была именно полотном, производством которого славился Египет. Сам Геродот, однако, в других местах разумеет под виссоном хлопчатобумажную материю, называя его "древесною шерстью", что даже подало повод к предположению, что это был шелк (так переведено слово виссон у Лютера). Разногласие примиряется, быть может, тем, что древние писатели не делали точного различия между полотном и хлопчатобумажной материей и виссоном называли всякую материю, доведенную в обработке до высшего совершенства. Виссон часто упоминается в Библии. Из него сделаны были разные матерчатые принадлежности скинии, а также одежды первосвященника и священников. Иногда В. представлял собою совершенно прозрачную материю. В период упадка религиозного характера иудейского первосвященства священные одежды первосвященников делались из такой именно материи. Во времена упадка нравственности в Римской империи подобный виссон (byssus) был любимой материей римских дам, и из него делались самые модные, так называемые коанские, платья (соа vestis). Отсюда становится понятно свидетельство Плиния Старшего, что виссон был особенным источником удовольствия для женщин (mulierum maxime deliciis) и продавался на вес золота.
Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме
Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.
Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником (рис. 6).
Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.
И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.
На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.
hermitlair.ucoz.com
Персональный сайт - Народная одежда
Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)
Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис. Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных. В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала. Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.
Мужской костюм
Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.
Женский костюм
Женская одежда гораздо больше закрывала тело.Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.Рабыни ходили практически нагими.Обувь
Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.
Среднее царство (2000— 1700 гг. до н.э.)
Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной. Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.
Мужской костюм
Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.
Женский костюм
Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды — легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.
Костюм фараона
Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.
Корона фараона с уреем:
Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок — клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху — металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами — так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди. Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон. Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей. Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.
Костюм царицы
Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.
Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей - символ плодородия):
Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.)
В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах. Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени — сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.
Мужской костюм
Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды — «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него — плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.
Женский костюм
В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором — рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба (кобчика) — символа Исиды. На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.
Обувь
Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.
Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой ткани) и костюм царицы (калазирис с передником из прозрачной плиссированной ткани; клафт):Прически и головные уборы
Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин — с длинными и пышными спиральными локонами.Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы — длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные — блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» — небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.
Древнеегипетский головной убор с ястребом:
Костюмы знатных египтян. На мужчине - схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой. На женщине - калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос:Украшения и косметика
Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Ониизобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.Украшения египтяне хранили в ларцах.Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими — из керамики и бронзы.
Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.