Царский период древнего рима. 25. Царский период Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Царский период в истории Рима. Царский период древнего рима


Царский период в истории Рима.

Центр будущей великой державы зародился в Лации, на левом берегу реки Тибр, в его нижнем течении. Этот район был заселен с древнейших времен, о чем свидетельствуют многочисленные палеолитические орудия труда и захоронения неандертальского типа. Начиная с IХ в. до н.э. на месте будущего Рима и, в особенности, на холмах Палатина, Капитолия, Квиринала находят железные изделия и металлическое оружие. Эти находки подтверждают древнюю историю Рима, которая в течение длительного периода подвергалась сомнению со стороны историков, скептически относившихся к легендам и сказаниями об основании Рима.

Территория будущей столицы империи была чрезвычайно удобной и стратегически выгодной. Река Тибр в этом месте была судоходной, а на ее берегах находились большие залежи соли, без которой жизнь древних 123 народов была немыслимой. А в прибрежных низинах располагались сочные луга, обрамленные дубовыми и лавровыми рощами. Древние земледельцы выращивали здесь пшеницу, просо, ячмень, а скотоводы всегда находили обильные пастбища для выпаса домашних животных, включая крупный рогатый скот. Кроме того, на территории древнего Рима бурно развивалось ремесло, в особенности гончарное дело и ткачество.

Жители древнего Рима поклонялись множеству племенных богов, среди которых, по свидетельствам Вергилия, Дионисия Галикарнасского и других античных писателей, выделяются Янус, Сатурн, Пик, Фавн, Латин. На самом деле это были племенные вожди, которые со временем превратились в некое подобие божества.

Согласно легенде, в годы царствования Латина сюда прибыл Эней вместе с теми троянцами, которые уцелели после поражения в Троянской войне. Именно он покорил и объединил латинские племена и создал на месте их проживания древний город. Внуками 14-го царя Нумитора были близнецы Ромул и Рем. Затем произошел переворот и новый царь приказал избавиться от законных наследников престола. Ромула и Рема бросил в Тибр, но волны вынесли их на берег, вскормлены волчицей, а когда выросли, отомстили за свое несчастье и основали неподалеку новый город, получивший название Рим (по имени Ромула). При этом во время ссоры между братьями, Рем был убит, а Ромул стал полновластным правителем нового государства. Если верить античной традиции, это событие произошло в УШ в. до н.э.

Археологи подтверждают, что уже во II тысячелетии до н.э. население устья Тибра отличалось необыкновенной разнородностью. Сначала тут проживали древние лигуры и сикулы, а потом вторглись племена италиков-латинов с родственным племенем сабинян. В последующие столетия в этот район стали проникать греческие колонисты, передавшие местному населению многие навыки земледелия и ремесла. Все руководство древним Римом находилось в руках царей и общего собрания свободных граждан, получившего название «сенат» (от латинского senex – «старый человек»). Таким образом, Рим возник как территориальная община, основанная преимущественно на соседской общине, а не на племенной общности. Основу территориальной общины составили три крупнейших племени – латины, сабиняне и этруски. Воспоминание об объединении этих трех племен сохранилось в форме оформившихся в последующие годы трех главных триб (племен) – Рамнов (латинов), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков).

К VI в. до н.э. власть в Риме и прилегающих к нему областях захватили этруски. Скорее всего, это было не военный захват, а довольно мирное взаимодействие различных племен, в результате которого в Риме установилась этрусская династия царей. По преданию, в Риме правили семь царей, причем последние из них были этрусского происхождения. Многие историки считают их реальными историческими личностями, жизнь которых находит подтверждение в письменных источниках (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый).

Царский период в истории Рима продолжался с VШ по VI вв. до н.э. и характеризовался разложением родового строя и зарождением государственных отношений. Согласно традиции, в Риме насчитывалось около 300 древних родов, объединенных в 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 родов). При этом если курия объединяла близкородственные родов, то трибы представляли собой самостоятельные племена. В этот период времени члены каждого рода были связаны обычаями кровной мести и принципами взаимопомощи. Они вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (например, род Юлиев или Клавдиев).

Каждый род распадался на отдельные семьи, которые назывались «фамилия» и включали в себя детей, внуков, жен сыновей, а также домашних рабов. Глава семьи назывался «патер» (отец семьи) или «доминус» (господин, хозяин). Каждая семья поклонялась своим домашним божествам и имела свой культ семейных предков. Во владении семьи находился дом, скот, оружие, домашняя утварь и небольшой приусадебный участок. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию, а пастбища были общинными и использовались коллективно. При этом верховным собственником земли выступала община, а землевладение было преимущественно частным (за исключением общинных угодий). Но владеть землей могли только равноправные члены римской общины, что изначально пробуждало у древних римлян чувство гражданского общества и принадлежности к гражданскому государству.

Старейшие римские роды имели немало преимуществ и объединялись под названием патрициев. Из них выделялась родовая аристократия, захватившая в свои руки собственность распадавшейся общины и большие захватившая в свои руки собственность распадавшейся общины и большие наделы земли (латифундии). А все пришельцы или утратившие связь со своим родом получили название клиентов и превращались в зависимое сословие наемных работников, из которых впоследствии образовался класс плебеев, куда вошли также другие категории неполноправных жителей. Плебеи были свободными людьми, но не входили в родовую организацию и считались чужаками. Есть также мнение, что основу плебеев составили коренные жители Лации, покоренные пришлыми индоевропейским племенами. Некоторые плебеи занимались торговлей и ремеслом, однако в подавляющем большинстве это были перешедшие под покровительство патрициев земледельцы и клиенты. Кроме того, плебеи привлекались к военной службе, но не имели права принимать участия в дележе военной добычи.

Низшей социальной группой древнего Рима были рабы, в число которых попадали военнопленные, купленные чужестранцы или представители запутавшихся в долгах плебеев. Правление царей продолжалось до 510 г. до н.э., когда жители Рима восстали против последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, сын которого, согласно преданию, обесчестил женщину патрицианского рода, после чего она покончила с собой. Однако не обошлось и без более серьезных причин. Разбогатевшие патриции стремились во что бы то ни стало свергнуть царскую династию ослабевших этрусков и захватить власть, чтобы использовать ее для дальнейшего обогащения и проведения соответствующих социально-экономических реформ.

В самый разгар всенародного восстания Тарквиний Гордый бежал с семьей в Этрурию и попытался собрать силы для восстановления справедливости, однако даже осада Рима не принесла желаемых результатов. Этруски были намного слабее окрепшего Рима и уже не могли диктовать ему свою волю. С этим событием связана легенда о героическом поступке юноши, который хотел убить предводителя этрусков, но был схвачен и предстал перед судом. Преисполненный презрения к пыткам и смерти, этот парень по имени Муций сжег свою правую руку, из-за чего получил среди современников прозвище «Сцевола», что означает «Левша». С тех пор имя Муция Сцеволы стало нарицательным и обозначает бесстрашного героя, готового пожертвовать всем ради блага отечества.

 

 

Римская республика

После изгнания последнего этрусского царя в Риме был установлен особый политический режим, получивший название «республики» (из латыни – «дело народа»). На самом деле власть в Риме принадлежала не всему народу, а преимущественно патрициям – наиболее родовитой части аристократии, контролировавшей всю работу сената. Римская республика создает огромную армию и приступает к покорению соседних италийских племен. При этом новые римские территории получили значительно статус, отличавшийся от статуса самого Рима. Они рассматривались как собственность римского народа и фактически были лишены какой бы то ни было самостоятельности. Значительная часть захваченных земель была конфискована и распределялась между самыми знатными родами патрициев.

Новые земли получили название «провинций», а их население должно было платить большие подати в римскую казну (10%) и стояло вне римского правового законодательства. При этом наместники провинций были одновременно командующими армией и главами гражданского управления, подотчетными только римскому сенату. Фактически наместники были полновластными правителями провинций, и только после 149 г. до н.э. наместников поставили в рамки законы и могли судить за нарушение общепринятых правил. Это и стало важнейшим завоеванием республики.

Еще одной характерной особенностью Римской республики стало превращение рабства в господствующий экономический уклад. Успешные Пунические войны и захват огромных территорий на Апеннинском полуострове обеспечили Риму приток большого количества рабов, труд которых стал использоваться не только в домашнем хозяйстве, как это было раньше, но и во всех сферах земледелия, скотоводства и ремесла. Так, например, только за пятьдесят лет II в. до н.э. римляне захватили в и превратили в рабов около 500 тысяч человек, причем наиболее богатыми рабовладельцами становились сенаторы, всадники и другие представители поместий и водопроводов, а чуть позже стали с такой же эффективностью использовать их в земледелии, скотоводстве и ремесленном производстве.

Широкое использование рабского труда неизбежно приводило к обесцениванию труда свободных крестьян-общинников, которые не выдерживали конкуренции с крупными латифундиями, покидали свои земли и уходили в города, где превращались в люмпен-пролетариат. К этому моменту Римская республика получала настолько большие доходы от грабежа покоренных земель, что могла содержать большое количество свободных, но нищих римлян, выплачивая им ежедневное пособие и обеспечивая их самыми разнообразными зрелищами. Именно таким образом в Риме появилась большая прослойка людей, которые паразитировали на общественном благе и утратили всякое желание трудиться. Их главным требованием стал лозунг «хлеба и зрелищ», и это требование удовлетворялось до тех пор, пока происходило расширение державы и военное покорение новых земель.

Разумеется, такое положение дел не могло не вызвать сопротивление определенной части жителей Рима, которые развязали гражданскую войну и в конце концов погубили Римскую республику. Реформы братьев Гракхов частично восстановили права простых людей периода ранней республики и нормировали распределение земельных наделов, обеспечив землей большое количество бедных граждан. Но эти реформы пришлись не по нраву крупной земельной аристократии, которая организовала массовые выступления против реформ, в результате чего и началась полоса разорительных гражданских войн.

Патриции подавили восстание, но время республики уже истекло. Большая республика не могла жить по старым законам, сформулированным еще в эпоху становления республиканского строя. Огромной державе нужна была сильная централизованная власть, которая могла бы удержать в подчинении большое количество покоренных народов с помощью новой имперской идеологии и единого административного аппарата.

В отличие от Афин республиканский Рим не создал высокой культуры. Государственным языком римской республики стал латинский язык, впитавший в себя множество других языков и местных диалектов, и это было главным достижением республики в этот период. Латинский язык стал языком межнационального общения и окончательно оформился в качестве не только главного, но и единственного языка на огромном пространстве Апеннинского полуострова, а потом и на территории многих римских провинций. Именно благодаря латинскому языку среди покоренных народов распространялось убеждение, что Рим достиг вершин своего могущества в результате морального превосходства римлян над другими народами, их мужеству, целеустремленности, воздержанности, дисциплинированности, свободолюбию, высоким представлением о долге и безграничному уважению к патриархальным законам.

Римляне не создали развитой мифологии, как древние греки, но у них отчетливо проявлялось гражданское чувство взаимопомощи и солидарности, что и обеспечило им в конечном итоге успех в борьбе с соседними племенами и народами. В период республики формируется языческий пантеон древних римлян. Они поклонялись богу грома Юпитеру, богине материнства Юноне, покровительнице ремесла Минерве, богу виноградников Либеру, богине садов Венере, богине земледелия Диане, богу купцов и ремесленников Гермесу и богу войны Марсу и многим другим.

Последний период существования республики ознаменовался коренными преобразованиями в жизни римлян. На первое место неизбежно выходила армия, ставшая главным фактором расширения территории Рима и распространения римского влияния на покоренные страны и народы. В 107 г. до н.э. видный полководец Гай Марий провел военную реформу, оказавшую значительное влияние не только на жизнь государства, но и на простых римлян. Солдаты римских легионов, прослужившие в армии не менее 16 лет, получали статус ветерана и большой надел земли. Кроме того, Марий стал принимать на военную службу добровольцев и платить им хорошее жалованье. Со временем римские легионеры стали самостоятельной военной, а потом и политической силой, определявшей развитие Рима. Марий стал первым, кто рискнул использовать римские легионы для борьбы с политическими противниками. В это же время впервые появляется почетный титул «императора» (повелителя). Так называли крупного полководца, который оставил убитыми на поле битвы не менее 6 тысяч врагов.

Первый век до нашей эры стал последним и наиболее беспокойным в истории республиканского Рима. Вначале была установлена диктатура Суллы, который решил положить конец внутренней смуте и, опираясь на свои легионы, захватил власть в стране и вынудил сенат наделить его неограниченными полномочиями (81 г. до н.э.). Чуть позже в Риме была установлена власть так называемого «триумвирата» - совместного правления трех наиболее влиятельных полководцев (Красс, Помпей и Цезарь). Затем на первое место выдвинулся талантливый военачальник и государственный деятель Юлий Цезарь. Завоевав Галлию в 49 г. до н.э., Цезарь двинул войска на Рим, перешел реку Рубикон («жребий брошен»), разбил легионы Помпея, еще какое-то время воевал в отдаленных провинциях, а потом вернулся в Рим в качестве императора и установил единоличную военную диктатуру. Однако остановить распад республики он уже не мог. В 44 г. до н.э. Цезарь стал жертвой заговора группы сенаторов во главе с Брутом и убит.

После гибели Цезаря разгорелась борьба между двумя претендентами на власть. В 31 г. до н.э. Октавиан разгромил военный флот своего противника Антония, захватил Египет, где Антоний скрывался у царицы Клеопатры, и навсегда установил власть единого императора. Антоний и Клеопатра покончили с собой. Чуть позже Октавиан принял титул Августа («священного», «божественного») и установил в Риме режим принципата, этого момента республика в Риме навсегда уступает место империи.

Исторической опыт Римской республики со всей очевидностью показывает, что идеи народовластия, непосредственным образом вытекающие из родового строя, со временем уступают место той или иной форме монархии. При этом создание монархических режимов значительно ускоряется в условиях территориальной экспансии и покорения соседних народов. Важно понять, что переход от республики к империи не может быть сведен только к событийной истории с ее дискретной структурой, поскольку в истории Рима нельзя найти одного события или даже ряда событий, сыгравших решающую роль в этом переходе. Кризис республики происходил медленно, накапливая негативные тенденции, которые в конце концов привели к ее перерождению в собственную противоположность.

Создание империи приводит к усложнению социальной и политической структуры общества, а это, в свою очередь, требует более централизованных форм власти. Кроме того, территориальное расширение древних обществ неизбежно приводит к эксплуатации покоренных народов и принадлежащих им природных ресурсов, что заметно ускоряет нарастание социального паразитизма, морального разложения правящих классов и в конечном итоге приводит к падению нравственных устоев общества. Идеалы справедливости и героического служения обществу быстро уступают место откровенной алчности и беззастенчивому грабежу низших классов. Именно поэтому все империи «пожирают» себя изнутри и, в конце концов, распадаются на отдельные государства.

Контрольные вопросы

1. Когда началось заселение Апеннинского полуострова древними индоевропейскими племенами?

2. Что говорят древние легенды о происхождении этрусков?

3. Когда и кем был основан Рим в соответствии с древними легендами?

4. Чем характеризуется царский период в истории Рима?

5. Объясните значение и роль сената в жизни древних римлян.

6. Кто такие «патриции» и чем они отличались от «плебеев»?

7. Когда и при каких обстоятельствах была основана Римская республика?

8. Чем можно объяснить территориальные захваты республиканского Рима?

9. В чем проявились первые признаки упадка республиканского строя?

10. Почему Римская республика уступила место империи?

 

Похожие статьи:

poznayka.org

25. Царский период Древнего Рима. История культуры

25. Царский период Древнего Рима

Царский период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная – легенда о Ромуле и Реме, двух братьях, брошенных младенцами в реку Тибр, но оставшихся в живых. Впоследствии на том месте, где они были брошены, братья создали город. Долгая вражда по поводу того, кто будет управлять этим городом, привела к тому, что Ромул убил своего брата Рема и стал первым царем Рима, названного по его имени. Считается, что Рим был основан в 753 г. до н. э.

Развитие Рима происходило под этрусским влиянием. Были заимствованы многие этрусские достижения, например в области строительства, различных ремесел. Рим позаимствовал письменность, римские цифры, способы толкований и гаданий и многое другое.

Влияние религии этрусков на римскую религию привело к тому, что от привычного почитания всевозможных духов они перешли к почитанию богов в человеческом обличье. То есть антропоморфизм пришел на смену некогда анимистической религиозности.

Постепенно в религии римлян появляется некая структурность. Начинается разделение жрецов согласно их функциям.

Существовали следующие коллегии жрецов.

1. Понтифики. Они являлись верховными жрецами, которые ведали всеми другими коллегиями. В их функции входило проведение различных религиозных обрядов и погребений, написание календарей с пометками благоприятных и неблагоприятных дней.

2. Авгуры – жрецы, в функции которых входило гадание по полетам и крикам птиц, получившее название ауспиции.

3. Гаруспики – коллегия жрецов, которая занималась гаданием по внутренностям животных, которых до этого принесли в жертву, а также проводила толкование различных явлений природы, таких как снег, молния, дождь, гром и т. п.

4. Фециалы – жрецы, следившие за выполнением принципов международного права, они проводили обряды при заключении мира или объявлении войны.

5. Фламины – жрецы, поклонявшиеся отдельным богам.

Развитие религии привело и к ее влиянию на архитектуру, стали появляться первые храмы (храм Юпитера на Капитолийском холме, построен при правлении легендарного римского царя Тарквиния Приска (Древнего)).

Последним царем в Риме стал Тарквиний Гордый (534/533-510/509 гг. до н. э.), при его правлении Рим в 510 г. становится аристократической рабовладельческой республикой, начинается новый исторический и культурный этап развития Древнего Рима, названный периодом республики.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Царский период в истории Рима.

Центр будущей великой державы зародился в Лации, на левом берегу реки Тибр, в его нижнем течении. Этот район был заселен с древнейших времен, о чем свидетельствуют многочисленные палеолитические орудия труда и захоронения неандертальского типа. Начиная с IХ в. до н.э. на месте будущего Рима и в особенности на холмах Палатина, Капитолия, Квиринала находят железные изделия и металлическое оружие. Эти находки подтверждают древнюю историю Рима, которая в течение длительного периода подвергалась сомнению со стороны историков, скептически относившихся к легендам и сказаниями об основании Рима.

Территория будущей столицы империи была чрезвычайно удобной и стратегически выгодной. Река Тибр в этом месте была судоходной, а на ее берегах находились большие залежи соли, без которой жизнь древних народов была немыслимой. А в прибрежных низинах располагались сочные луга, обрамленные дубовыми и лавровыми рощами. Древние земледельцы выращивали здесь пшеницу, просо, ячмень, а скотоводы всегда находили обильные пастбища для выпаса домашних животных, включая крупный рогатый скот. Кроме того, на территории древнего Рима бурно развивалось ремесло, в особенности гончарное дело и ткачество.

Жители древнего Рима поклонялись множеству племенных богов, среди которых, по свидетельствам Вергилия, Дионисия Галикарнасского и других античных писателей, выделяются Янус, Сатурн, Пик, Фавн, Латин. На самом деле это были племенные вожди, которые со временем превратились в некое подобие божества.

Согласно легенде, в годы царствования Латина сюда прибыл Эней вместе с теми троянцами, которые уцелели после поражения в Троянской войне. Именно он покорил и объединил латинские племена и создал на месте их проживания древний город. Внуками 14-го царя Нумитора были близнецы Ромул и Рем. Затем произошел переворот и новый царь приказал избавиться от законных наследников престола. Ромула и Рема бросил в Тибр, но волны вынесли их на берег, вскормлены волчицей, а когда выросли, отомстили за свое несчастье и основали неподалеку новый город, получивший название Рим (по имени Ромула). При этом во время ссоры между братьями, Рем был убит, а Ромул стал полновластным правителем нового государства. Если верить античной традиции, это событие произошло в УШ в. до н.э. Археологи подтверждают, что уже во II тысячелетии до н.э. население устья Тибра отличалось необыкновенной разнородностью. Сперва тут проживали древние лигуры и сикулы, а потом вторглись племена италиков-латинов с родственным племенем сабинян. В последующие столетия в этот район стали проникать греческие колонисты, передавшие местному населению многие навыки земледелия и ремесла.

Все руководство древним Римом находилось в руках царей и общего собрания свободных граждан, получившее название «сенат» ( от латинского senex – «старый человек»). Таким образом, Рим возник как территориальная община, основанная преимущественно на соседской общине, а не на племенной общности. Основу территориальной общины составили три крупнейших племени – латины, сабиняне и этруски. Воспоминание об объединении этих трех племен сохранилось в форме оформившихся в последующие годы трех главных триб (племен) –Рамнов (латинов), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков).

К VI в. до н.э. власть в Риме и прилегающих к нему областях захватили этруски. Скорее всего это было не военный захват, а довольно мирное взаимодействие различных племен, в результате которого в Риме установилась этрусская династия царей. По преданию, в Риме правили семь царей, причем последние из них были этрусского происхождения. Многие историки считают их реальными историческими личностями, жизнь которых находит подтверждение в письменных источниках (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый).

Царский период в истории Рима продолжался с VШ по VI вв. до н.э. и характеризовался разложением родового строя и зарождением государственных отношений. Согласно традиции, в Риме насчитывалось около 300 древних родов, объединенных в 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 родов). При этом если курия объединяла близкородственные родов, то трибы представляли собой самостоятельные племена. В этот период времени члены каждого рода были связаны обычаями кровной мести и принципами взаимопомощи. Они вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (например, род Юлиев или Клавдиев).

Каждый род распадался на отдельные семьи, которые назывались «фамилия» и включали в себя детей, внуков, жен сыновей, а также домашних рабов. Глава семьи назывался «патер» (отец семьи) или «доминус» (господин, хозяин). Каждая семья поклонялась своим домашним божествам и имела свой культ семейных предков. Во владении семьи находился дом, скот, оружие, домашняя утварь и небольшой приусадебный участок. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию, а пастбища были общинными и использовались коллективно. При этом верховным собственником земли выступала община, а землевладение было преимущественно частным (за исключением общинных угодий). Но владеть землей могли только равноправные члены римской общины, что изначально пробуждало у древних римлян чувство гражданского общества и принадлежности к гражданскому государству.

Старейшие римские роды имели немало преимуществ и объединялись под названием патрициев. Из них выделялась родовая аристократия, захватившая в свои руки собственность распадавшейся общины и большие наделы земли (латифундии). А все пришельцы или утратившие связь со своим родом получили название клиентов и превращались в зависимое сословие наемных работников, из которых впоследствии образовался класс плебеев, куда вошли также другие категории неполноправных жителей. Плебеи были свободными людьми, но не входили в родовую организацию и считались чужаками. Есть также мнение, что основу плебеев составили коренные жители Лация, покоренная пришлыми индоевропейским племенами. Некоторые плебеи занимались торговлей и ремеслом, однако в подавляющем большинстве это были перешедшие под покровительство патрициев земледельцы и клиенты. Кроме того, плебеи привлекались к военной службе, но не имели права принимать участия в дележе военной добычи.

Низшей социальной группой древнего Рима были рабы, в число которых попадали военнопленные, купленные чужестранцы или представители запутавшихся в долгах плебеев.

Правление царей продолжалось до 510 г. до н.э., когда жители Рима восстали против последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, сын которого, согласно преданию, обесчестил женщину патрицианского рода, после чего она покончила с собой. Однако не обошлось и без более серьезных причин. Разбогатевшие патриции стремились во что бы то ни стало свергнуть царскую династию ослабевших этрусков и захватить власть, чтобы использовать ее для дальнейшего обогащения и проведения соответствующих социально-экономических реформ.

В самый разгар всенародного восстания Тарквиний Гордый бежал с семьей в Этрурию и попытался собрать силы для восстановления справедливости, однако даже осада Рима не принесла желаемых результатов. Этруски были намного слабее окрепшего Рима и уже не могли диктовать ему свою волю. С этим событием связана легенда о героическом поступке юноши, который хотел убить предводителя этрусков, но был схвачен и предстал перед судом. Преисполненный презрения к пыткам и смерти, этот парень по имени Муций сжег свою правую руку, из-за чего получил среди современников прозвище «Сцевола», что означает «Левша». С тех пор имя Муция Сцеволы стало нарицательным и обозначает бесстрашного героя, готового пожертвовать всем ради блага отечества.

Римская республика.

После изгнания последнего этрусского царя в Риме был установлен особый политический режим, получивший название «республики» (из латыни – «дело народа»). На самом деле власть в Риме принадлежала не всему народу, а преимущественно патрициям – наиболее родовитой части аристократии, контролировавшей всю работу сената. Римская республика создает огромную армию и приступает к покорению соседних италийских племен. При этом новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса самого Рима. Они рассматривались как собственность римского народа и фактически были лишены какой бы то ни было самостоятельности. Значительная часть захваченных земель была конфискована и распределялась между самыми знатными родами патрициев.

Новые земли получили название «провинций», а их население должно было платить большие подати в римскую казну (10%) и стояло вне римского правового законодательства. При этом наместники провинций были одновременно командующими армией и главами гражданского управления, подотчетными только римскому сенату. Фактически наместники были полновластными правителями провинций, и только после 149 г. до н.э. наместников поставили в рамки законы и могли судить за нарушение общепринятых правил. Это и стало важнейшим завоеванием республики.

Еще одной характерной особенностью Римской республики стало превращение рабства в господствующий экономический уклад. Успешные Пунические войны и захват огромных территорий на Апеннинском полуострове обеспечили Риму приток большого количества рабов, труд которых стал использоваться не только в домашнем хозяйстве, как это было раньше, но и во всех сферах земледелия, скотоводства и ремесла. Так, например, только за пятьдесят лет II в. до н.э. римляне захватили в и превратили в рабов около 500 тысяч человек, причем наиболее богатыми рабовладельцами становились сенаторы, всадники и другие представители родовой знати. Труд рабов использовали при строительстве новых зданий, поместий и водопроводов, а чуть позже стали с такой же эффективностью использовать их в земледелии, скотоводстве и ремесленном производстве.

Широкое использование рабского труда неизбежно приводило к обесцениванию труда свободных крестьян-общинников, которые не выдерживали конкуренции с крупными латифундиями, покидали свои земли и уходили в города, где превращались в люмпен-пролетариат. К этому моменту Римская республика получала настолько большие доходы от грабежа покоренных земель, что могла содержать большое количество свободных, но нищих римлян, выплачивая им ежедневное пособие и обеспечивая их самыми разнообразными зрелищами. Именно таким образом в Риме появилась большая прослойка людей, которые паразитировали на общественном благе и утратили всякое желание трудиться. Их главным требованием стал лозунг «хлеба и зрелищ», и это требование удовлетворялось до тех пор, пока происходило расширение державы и военное покорение новых земель.

Разумеется, такое положение дел не могло не вызвать сопротивление определенной части жителей Рима, которые развязали гражданскую войну и в конце концов погубили Римскую республику. Реформы братьев Гракхов частично восстановили права простых людей периода ранней республики нормировали распределение земельных наделов, обеспечив землей большое количество бедных граждан. Но эти реформы пришлись не по нраву крупной земельной аристократии, которая организовала массовые выступления против реформ, в результате чего и началась полоса разорительных гражданских войн.

Патриции подавили восстание, но время республики уже истекло. Огромная республика не могла жить по старым законам, сформулированным еще в эпоху становления республиканского строя. Огромной державе нужна была сильная централизованная власть, которая могла бы удержать в подчинении большое количество покоренных народов с помощью новой имперской идеологии и единого административного аппарата.

В отличие от Афин республиканский Рим не создал высокой культуры. Государственным языком римской республики стал латинский язык, впитавший в себя множество других языков и местных диалектов, и это было главным достижением республики в этот период. Латинский язык стал языком межнационального общения и окончательно оформился в качестве не только главного, но и единственного языка на огромном пространстве Апеннинского полуострова, а потом и на территории многих римских провинций. Именно благодарю латинскому языку среди покоренных народов распространялось убеждение, что Рим достиг вершин своего могущества в результате морального превосходства римлян над другими народами, их мужеству, целеустремленности, воздержанности, дисциплинированности, свободолюбию, высоким представлением о долге и безграничному уважению к патриархальным законам.

Римляне не создали развитой мифологии, как древние греки, но у них отчетливо проявлялось гражданское чувство взаимопомощи и солидарности, что и обеспечило им в конечном итоге успех в борьбе с соседними племенами и народами. В период республики формируется языческий пантеон древних римлян. Они поклонялись богу грома Юпитеру, богине материнства Юноне, покровительнице ремесла Минерве, богу виноградников Либеру, богине садов Венере, богине земледелия Диане, богу купцов и ремесленников Гермесу и богу войны Марсу и многим другим.

Последний период существования республики ознаменовался коренными преобразованиями в жизни римлян. На первое место неизбежно выходила армия, ставшая главным фактором расширения территории Рима и распространения римского влияния на покоренные страны и народы. В 107 г. до н.э. видный полководец Гай Марий провел военную реформу, оказавшую значительное влияние не только на жизнь государства, но и на простых римлян. Солдаты римских легионов, прослужившие в армии не менее 16 лет, получали статус ветерана и большой надел земли. Кроме того, Марий стал принимать на военную службу добровольцев и платить им хорошее жалованье. Со временем римские легионеры стали самостоятельной военной, а потом и политической силой, определявшей развитие Рима. Марий стал первым, кто рискнул использовать римские легионы для борьбы с политическими противниками. В это же время впервые появляется почетный титул «императора» (повелителя). Так называли крупного полководца, который оставил убитыми на поле битвы не менее 6 тысяч врагов.

Первый век до нашей эры стал последним и наиболее беспокойным в истории республиканского Рима. Вначале была установлена диктатура Суллы, который решил положить конец внутренней смуте и, опираясь на свои легионы, захватил власть в стране и вынудил сенат наделить его неограниченными полномочиями (81 г. до н.э.). Чуть позже в Риме была установлена власть так называемого «триумвирата» - совместного правления трех наиболее влиятельных полководцев (Красс, Помпей и Цезарь). Затем на первое место выдвинулся талантливый военачальник и государственный деятель Юлий Цезарь. Завоевав Галлию в 49 г. до н.э., Цезарь двинул войска на Рим, перешел реку Рубикон («жребий брошен»), разбил легионы Помпея, еще какое-то время воевал в отдаленных провинциях, а потом вернулся в Рим в качестве императора и установил единоличную военную диктатуру. Однако остановить распад республики он уже не мог. В 44 г. до н.э. Цезарь стал жертвой заговора группы сенаторов во главе с Брутом и убит.

После гибели Цезаря разгорелась борьба между двумя претендентами на власть. В 31 г. до н.э. Октавиан разгромил военный флот своего противника Антония, захватил Египет, где Антоний скрывался у царицы Клеопатры, и навсегда установил власть единого императора. Антоний и Клеопатра покончили с собой. Чуть позже Октавиан принял титул Августа («священного», «божественного») и установил в Риме режим принципата, так как поначалу считал себя принцепсом, то есть первым из сенаторов. С этого момента республика в Риме навсегда уступает место империи.

Исторической опыт Римской республики со всей очевидностью показывает, что идеи народовластия, непосредственным образом вытекающие из родового строя, со временем уступают место той или иной форме монархии. При этом создание монархических режимов значительно ускоряется в условиях территориальной экспансии и покорения соседних народов. При этом важно понять, что переход от республики к империи не может быть сведен только к событийной истории с ее дискретной структурой, поскольку в истории Рима нельзя найти одного события или даже ряда событий, сыгравших решающую роль в этом переходе. Кризис республики происходил медленно, накапливая негативные тенденции, которые в конце концов привели к ее перерождению в собственную противоположность.

Создание империи приводит к усложнению социальной и политической структуры общества, а это, в свою очередь, требует более централизованных форм власти. Кроме того, территориальное расширение древних обществ неизбежно приводит к эксплуатации покоренных народов и принадлежащих им природных ресурсов, что заметно ускоряет нарастание социального паразитизма, морального разложения правящих классов и в конечном итоге приводит к падению нравственных устоев общества. Идеалы справедливости и героического служения обществу быстро уступают место откровенной алчности и беззастенчивому грабежу низших классов. Именно поэтому все империи «пожирают» себя изнутри и в конце концов распадаются на отдельные государства.

Римская империя

«Золотой век».

Период империи в Риме растянулся на пять столетий и характеризовался дальнейшим расширением территории Рима и усилением власти над покоренными народами Западной Европы, Передней Азии и Северной Африки. Начался так называемый «золотой век» в истории Рима, связанный с деятельностью первых императоров.

Став первым императором, Октавиан Август получил всю полноту власти: распоряжался казной, решал вопросы войны и мира, назначал высших государственных чиновников и определял социальный и политический курс империи. Однако формально Август считался только первым из равных и старался не злоупотреблять властью, подчеркивая приверженность древним республиканским традициям. Более того, и сам Август и его ближайшие сторонники искренно считали, что восстанавливают попранные республиканские нормы жизни.

Сенаторы по-прежнему оставались самым привилегированным сословием римского общества, хотя на деле полностью подчинялись воле принцепса. Сохранились также и народные собрания, хотя уже давно не играли сколько-нибудь важной роли в политической жизни страны. Сохраняя старые институты власти, Октавиан предпринимал энергичные усилия для расширения своей социальной базы. Он привлекал на свою сторону богатых торговцев, ремесленников и всадников, назначая их на высокие государственные посты.

Вместе с тем Август попытался возродить старые представления римлян о чести, достоинстве, гордости, служении родине и преданности государству. Рядом своих законов он ввел строгие ограничения роскоши, сурово наказывал за супружескую измену, всячески поощрял гуманное с справедливое отношение к рабам и другим обездоленным людям империи. В результате этих реформ римское общество наконец-то добилось желанной стабильности, империя достигла вершины своего могущества, а в обществе широко распространились представления о социальной справедливости нового строя.

Именно в этот период в Риме намечается небывалый взлет литературы, поэзии, искусства и науки. Появилась целая плеяда талантливых писателей и поэтов, сочетавших в своем творчестве достижения греческой культуры и римских традиций (Овидий, Вергилий, Гораций, Тибулл и многие другие). Август был покровителем науки и искусства и развернул широкое строительство дорог, языческих храмов, водопроводов, амфитеатров, триумфальных арок и других грандиозных сооружений.

Однако после смерти Актавиана Августа в 14 г. н.э. в Риме стали быстро нарастать негативные тенденции, связанные с единоличной властью императора и разложением старой республиканской формы правления. Оказалось, что безграничная власть императора открывает широкие возможности для зарождения деспотизма и произвола, превращаясь порой в тиранию против собственного народа. Все чаще стали проявляться такие признаки социальной болезни общества, как коррупция, продажность чиновников, несправедливость судей, безудержная роскошь и моральное разложение высших слоев общества.

Символом моральной деградации и нравственной развращенности римского общества стала Мессалина – третья жена римского императора Клавдия (41-54 гг.). Знатные римлянки того времени не отличались целомудренным поведением, но даже на их фоне выходки Мессалины выглядели вопиющим нарушением общепринятых приличий и норм поведения. Ее имя стало нарицательным, поступки настолько аморальными, что аристократы Рима решили убить ее и ее очередного любовника. Сенат приказал изъять статуи Мессалины из всех общественных мест, вымарать ее имя из всех документов и наградить убийц, которые освободили империи от позора. Однако ее имя так и вошло в историю как символ моральной развращенности и нравственного падения.

Ярким примером попрания старых республиканских традиций и принципов законности стала деятельность Нерона, правившего Римом с 54 по 68 гг. Совершив неслыханные злодеяния, включая убийство своей матери и жены, Нерон не встретил абсолютно никакого осуждения со стороны сената и политической элиты общества. Ему продолжали поклоняться, восхваляя его правление и лицемерно награждая всевозможными лестными эпитетами. Безумие Нерона достигло крайних пределов. В 64 г. в Риме вспыхнул страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Жители Рима обвинили Нерона, а тот, чтобы отвести от себя подозрения, заставил сенат обвинить во всем христиан. Так началась грандиозная расправа, в результате которой было казнено несколько тысяч ни в чем не повинных почитателей Христа. Во время безумных убийства погиб и святой апостол Павел. В конце концов безумное правление Нерона вызвало возмущение даже у галлов, которые восстали против тирана. Преследуемый восставшими, Нерон покончил с собой, оставив в истории славу безумного и жестокого тирана. Его тело сожгли, а на месте захоронения возвели христианскую церковь.

Разумеется, далеко не все императоры прославились своей жестокостью. Среди них было немало талантливых правителей, пытавшихся остановить распад общества и приближающийся крах империи. Более того, некоторые римские императоры прослыли мудрыми и гуманными правителями, немало сделавшими для развития науки и культуры Рима. К таким правителям, несомненно, можно отнести Марка Аврелия, которого в народе прозвали «философом на троне». Будучи представителем знатного рода Антонинов, Марк Аврелий покровительствовал ученым, помогал поэтам и писателям, щедро финансировал развитие строительства и накопление научных знаний.

Одним из величайших достижений Рима стало знаменитое римское право, вобравшее в себя все предыдущие законодательные нормы и отличавшееся удивительной точностью и скрупулезностью. Оно оказалось настолько совершенным, что после краха империи стало основой законодательной системы Византии и всей средневековой Европы.

Большого размаха достигло экономическое развитие Рима. Используя огромные богатства, награбленные в покоренных странах, римские землевладельцы стали постепенно переходить к более передовым методам ведения хозяйства, освобождая рабов и наделяя их участками земли. Посаженные на землю рабы стали называться колонами, а система земледелия – колонатом.

Бурное экономическое развитие сопровождалось важными переменами в области народного образования. Повсюду создавались школы, быстро росло количество грамотных людей, появились первые публичные библиотеки, расширялась торговля книгами, развивались естественные науки. Именно в этот период латинский язык стал языком межнационального общения почти для всех покоренных народов и надолго пережил саму империю, став родным для многих стран и народов Европы.

Однако вместе с небывалым расцветом экономики, права, науки и искусства быстро росло богатство правящих кругов империи, поражавших безудержной роскошью даже видавших виды чужеземцев. А роскошь и паразитизм, в свою очередь, неизбежно приводили к растлению нравов сначала римских патрициев, а потом и всех граждан империи. Самые богатые граждане во всем подражали императорам, ведя разгульный образ жизни, а простые люди с презрением отворачивались от производительного труда, превращались в люмпен-пролетариев и требовали от властей только «хлеба и зрелищ».

Гибель империи.

Со временем богатство стало главным мерилом добродетели и превозносилось до уровня святыни. Богатые адвокаты всегда выигрывали судебные дела, богатые поэты и писатели получали выгодные заказы и обслуживали верхушку общества, богатые торговцы покупали государственные должности, а богатые полководцы все больше грабили покоренное население провинций. Римляне настолько уверовали в силу богатства, что стали все чаще повторять известную поговорку: «С богатыми – боги». Лучшие представители римского общества с горечью писали о нравственном и моральном разложении империи, предрекая ей неминуемую гибель. Таким образом, традиционное «общее благо», характерное для раннего республиканского строя, перестало быть общей нормой, основой и целью жизни общества, и оно стало подрывать себя изнутри, быстро превращаясь в немощный старческий организм.

Красноречивым свидетельством начала кризиса и упадка римского общества стало знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.). Оно охватило большую часть Италии и грозило вылиться во всенародное восстание. Однако в то время Рим был еще достаточно силен, чтобы справиться с восставшими, хотя для этого потребовалось приложить немало усилий. Восстание рабов стало грозным предзнаменованием грядущей катастрофы, но Рим уже был бессилен изменить неумолимый ход истории.

Вряд ли можно считать случайным тот факт, что именно в это время на территории Римской империи появляется новое духовное течение, получившее со временем название христианства. Зародившись в отдаленной провинции Иудее, это религиозное течение стало быстро распространяться на всей территории империи и прежде всего в Риме, привлекая к себе все большее число поклонников и последователей. Несмотря на жестокие репрессии со стороны властей, ранние христиане противопоставили безнравственному образу жизни римлян идею служения Богу и спасения души человеческой посредством праведной жизни. Идея спасения и искупительной жертвы Христа стала настолько притягательной для угнетенных слоев империи, что потрясла все римское общество, предложив невиданные ранее формы духовного сообщества.

Христианство с самого начала проложило четкую грань между миром небесным, воплощающим в себе царство справедливости и всеобщей любви, и порочным земным миром, погрязшим и в непозволительной роскоши и забвении моральных и этических норм. Христиане оказались перед справедливым судом Господа, который во всеуслышанье заявил, что «царство Мое не от мира сего». Таким образом, христианство ориентировало человека на внутренне моральное совершенствование и призывало к переустройству земной жизни в соответствии с совершенным божественным идеалом. Кроме того, новая религия обращалась ко всем людям, независимо от его социального положения, национальности, расы, пола или каких бы то ни было других различий.

Христианские проповедники смело обличали пороки римского общества, называя Рим «блудницей», отвергали корыстолюбие, несправедливость, лицемерие, моральную вседозволенность и неслыханную жестокость языческого Рима. Идеи «Царства Божия на земле» представлялись торжеством истины, морального совершенства и братской справедливости между людьми. Пережив жестокие преследования, преодолев огромные трудности и одержав моральную победу над языческим Римом, в эпоху правления императора Константина христианство было официально признано в качестве одной из важнейших религий империи (313 г.).

В конце Ш в. Римская империя вступила в полосу острого кризиса, ставшего предвестником ее скорой гибели. Некогда цветущие города пришли в запустение, население отказывалось платить налоги, нарушились давние связи между отдельными провинциями, разрушилась финансовая система, сократилась торговля, а все выплаты государственным чиновникам стали производиться в натуральной форме. Разумеется, все эти негативные тенденции в экономике сопровождались упадком в области образования и культуры. Закончилось это тем, что Рим быстро утратил роль единого политического и культурного центра, и в 330 г. император Константин перенес столицу империи в греческий город Византий, который вскоре после этого получил новое название Константинополь. А некоторое время спустя вся империя распалась на две части – Восточную и Западную (395 г.).

Однако все эти события были лишь предвестниками конца могущественной империи, а ее окончательное крушение было непосредственно связано с нашествием варварских племен с севера и востока Европы. С Ш в. на Рим резко усилились набеги германских варварских племен, которые стали теснить хорошо обученные римские легионы, которые, впрочем, тоже состояли преимущественно из варваров-наемников. В 410 г. Рим захватили и разграбили германские племена готов во главе с Аларихом. В это же время варварские племена захватили галлию, Италию, Испанию и другие провинции империи. В 476 г. варварские наемные легионеры во главе с Одоакром сместили последнего римского императора Ромула Августина и отослали в Константинополь важнейшие атрибуты его власти. Сам же Одоакр основал первое варварское королевство на территории Италии, а позже был убит своим соперником Теодорихом.

Таким образом, Западная римская империя была разгромлена и прекратила существование, уступив место множеству варварских королевств, а Восточная римская империя просуществовала еще 1000 лет под названием Византия и была уничтожена турками только в ХV в. Помимо названных выше причин гибели Римской империи стоит также помнить об открытии В. Трифонова, который пришел к вывод, что одной из причин ослабления империи и ее гибели стал экологический кризис в районах Ближнего Востока и Северной Африки, которые изначально были житницей Римской империи и снабжали ее жителей большим количеством продовольствия. В IV-V вв. эти районы пережили очередной экологический кризис, климат стал холоднее, а уровень Мертвого моря опустился почти на 50 метров. В это же время в Эгейском море и Восточном Средиземноморье прошла череда крупных землетрясений, разрушивших порты и погубивших посевы.

Древний Рим оставил человечеству величественное наследие, которым до сих пор пользуются многие народы Европы. Достаточно вспомнить латинский язык, зародившийся в I тысячелетии до н.э. в области Лаций среди латинских племен и получивший широкое распространение среди всех покоренных народов Римской империи. В Средние века латынь стала государственным языком Франкского королевства Карла Великого, а после его распада со временем дал начало многим романским языкам Европы (французский, испанский, португальский, итальянский, румынский, молдавский). Кроме того, латынь долгое время оставалась языком науки искусства, на ней велись богослужения в католических храмах, общались студенты первых европейских университетов, а многие латинские слова вошли в лексику других народов мира.

Рим подарил миру не только язык, но и цифры, которые также вошли в нашу повседневную жизнь (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X). Правда, со временем они уступили пальму первенства так называемым арабским цифрам, а на самом деле индийским цифрам, но все же остаются важным элементом современного образования.

Можно назвать также знаменитое римское право, которое легло в основу современного законодательства множества стран и народов и которое вместе с зародившимся в Риме христианством стало прочным фундаментом всей европейской цивилизации.

Кроме того, римляне подарили миру анналы (ежегодные записи важнейших событий), архитектуру (дома, храмы, мавзолеи, пантеоны, амфитеатры, триумфальные арки, мосты, дороги, крепости и т.д.), одежду (тога, туника), языческие праздники (сатурналии, мистерии, ювеналии), названия календарных месяцев (январь, февраль, март, апрель, май и т.д.) и знаменитый юлианский календарь (от Юлия Цезаря).

Культура Древнего Рима оказала настолько большое влияние на всю современную цивилизацию, что одно только перечисление римского исторического наследия заняло бы много томов.

 

lektsia.com

Царский период Древнего Рима Википедия

←   → 753 до н. э. — 509 до н. э. Столица Язык(и) Форма правления
Историческое государство
Римское царство
Герб
Рим
латинский язык
выборная монархия

ru-wiki.ru

Царский период истории Рима | История культуры

Ну как бы то ни было, Ромул убил Рема и стал первым царём Рима. Всего по легенде, по преданию Рима, было семь царей в царский период. Семь царей, которые управляли в это время городом. Я не буду их всех называть. Некоторые из них, видимо, реальны. Некоторые из них придуманы. Многие из них носят этрусские имена, и, видимо, в это время город попал под власть этрусков. И в это время город Рим, названный в честь Ромула (Рома), был просто небольшим городишкой, ничем не выделявшимся.

Да, тут надо сказать ещё вот что. Я сказал: италики, италийские племена населяли центральную Италию, которая и получила от них своё название. Но италийские племена делились на две ветви, на две части, даже с разными немножко языками. Одна часть жила на западе Апеннин, на равнине (равнина и значит «лациум», а они отсюда латины). Латины – это запад, жители равнины. А на востоке Аппенин, в горах, на холмах жили самниты (жители гор), братья и в то же время противники. Так сказать, жители холмов и гор (самниты) и жители болот и равнин (латины). Я не оговорился, действительно равнина была очень непригодной для жизни, там, где возник Рим – болота, мало плодородной земли. Конечно же, как мы понимаем, это в итоге привело к конфликту между двумя ветвями италийского племени: латины и самниты сошлись в ожесточённой схватке. В итоге победили, конечно, латины, предводительствуемые Римом, хотя эта борьба длилась веками, и самниты оказали очень ожесточённое сопротивление, они были отважными, гордыми, тогдашними лучшими воинами и очень долго сопротивлялись, даже когда уже всё Средиземное море было под властью Рима, самниты продолжали борьбу.

Ну я забежал вперёд, а сейчас поговорим ещё немножко о царском Риме. Я сказал: семь царей. Назову некоторых из них. После Ромула царём был легендарный Нума Помпилий. Нума Помпилий, по-видимому, этруск, человек очень почтенный, добродетельный. Говорили, что его возлюбленной была нимфа, с которой он общался. Он провёл многие религиозные законы в Риме, религиозные реформы. Если Ромул заложил политическое основание Рима, и многие политические институты Рима восходят к временам Ромула, то точно так же религиозные особенности Рима восходят к Нумию Помпилию (тот был религиозным реформатором).

Из других римских царей я бы назвал, ещё очень важная фигура – Сервий Туллий. Сервий Туллий провёл очень важную военную реформу, укрепившую римское войско. Дело в том, что с самого начала, со времён Ромула жители Рима делились на две категории, борьба между которыми составит всю раннюю историю Рима. Это патриции, аристократы (патриции – это те и потомки тех, кто изначально был основателями, так сказать, отцы-учредители Рима) и плебеи (слово плебей станет нарицательным, как и слово патриций).

Так вот плебеи – это пришельцы, те, кто пришёл в Рим позже, поселился в нём. Естественно, что по праву основателей патриции захватили всю власть, они были аристократами. Но со временем число плебеев росло, а они не имели никаких прав. Они не имели права на землю, они не имели права участвовать в народных собраниях, они не имели права и обязанности быть в армии, в войске (а армия-то в людях нуждалась). И в результате начинается борьба, плебеи начинают бороться за свои права. Повторяю, эта борьба продлится долго. И первым шагом в этой борьбе было то, что Сервий Туллий допустил плебеев в армию и допустил их до участия в народном собрании и до участия в голосовании. Таким образом, плебеи могли теперь участвовать в политической жизни, но обязаны были при этом служить, это укрепило римское войско.

Таким образом, Ромул – основа Рима, основан Рим, основано римское политическое устройство, такой легендарный царь, сын бога. Нума Помпилий – это религиозный реформатор, Сервий Туллий – военный. Потом были другие цари. Было несколько царей по имени Тарквинии. Тарквиний Древний. А последним римским царём был Тарквиний Гордый, тоже этруск. И с ним связано свержение царской власти в Риме. Дело в том, что его сын, сын Тарквиния Гордого был самодуром, деспотом, и он совершил насилие: изнасиловал одну знатную римскую женщину, жену римского аристократа, которую звали Лукреция. Лукреция пожаловалась своему мужу и, не в силах выдержать этого, покончила с собой. Римляне восстали против произвола царя и царского сына, изгнали их из города и постановили, что больше в Риме царей быть не должно. Рим стал республикой. После этого слово «царь» в Риме было позорным, постыдным на много веков. Нельзя сказать, что цари сразу с этим смирились. Царь Тарквиний привёл войско этрусков, которое пыталось взять Рим, поставить царя назад, но ничего не получилось.

Далее — Экономика раннего Рима

www.culturhistory.ru

Царский период Древнего Рима

Количество просмотров публикации Царский период Древнего Рима - 281

Предмет изучения и периодизация Древнего Рима

Предметом конкретного исследования являются самые различные проблемы древнеримской истории, и прежде всœего социально-экономические отношения, как важнейшие. Большое место занимает изучение тех римских провинций, которые сейчас являются частью территории соответствующей страны.

Из всœех древних государств римское выделяется еще и тем, что начало и конец его истории можно назвать с точностью не только до одного года, но даже до одного дня. Началом истории Рима считается 21 апреля 754/753 гᴦ. до н.э. традиционная дата основания Города Ромулом и Ремом.

Концом римской истории считается 23 августа 476 ᴦ., когда германский полководец на римской службе Одоакр сверг с престола последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула.

Разумеется, обе даты являются условными. По мнению современных историков, и городом и государством Рим становится только в VI в. до н.э. С другой стороны, отстранение от власти последнего императора римского Запада не привело к коренным изменениям в жизни его бывших подданных и тем более обитателœей Восточной Римской империи (Византии).

Глубокие перемены в жизни и тех и других относятся к VII в. н.э., когда на смену позднеантичному постепенно приходит общество совершенно иного типа. В связи с этим некоторые антиковеды полагают, что традиционную датировку конца античной истории следует передвинуть на два столетия вперед.

В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:

1. Царский период (VIII- Vвв. до н.э.)

2. Ранняя республика (V- III вв. до н.э.)

3. Поздняя республика (II- I вв.до н.э.)

4. Ранняя империя (принципат) (I- III вв. н.э.)

5. Поздняя империя (доминат) (IV- V вв.н.э.).

Царский период. Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, в связи с этим мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства.

Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота͵ назвали южную часть полуострова "страной телят" - Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.

Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь, наделœенный всœеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.

Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.

Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всœех граждан.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578-534 гᴦ. до н.э.) разделил всœех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в V в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителœей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода состоит в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

referatwork.ru

Царский Рим

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

РИМ

Глава II.

Древнейший период истории Италии

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

2.2. Царский Рим (753-510 гг. до н. э.)

Древнейший Рим был одним из городов Лация — области рас­селения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латин­ские города, он возник в результате синойкизма, т. е. слияния мелких родовых поселений.

В VIII в. до н. э. 30 городов, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую федерацию во главе с Альбой-Лонгой. Согласно преданию, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, при­бывшего в Италию морем после падения Трои. Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, по леген­де, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т. е. Рим). В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи римских царей (753-715 гг. до н. э.). С именем легендарного Ромула (его имя означает «римский») традиция связывает римско-сабинский синойкизм (слияние двух общин), распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и саби­нов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в со­ставе 300 целеров. В итоге Ромул был убит родовыми старейши­нами, которых раздражали его тиранические замашки.

Второй царь, Нума Помпилий (715-673 гг. до н. э.), признан­ный исторической личностью, в противоположность Ромулу был миротворцем. Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина, учредил культы богов, создал ремесленные и жреческие коллегии, установил торговые дни — нундины. Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673-641 гг. до н. э.), разрушил Альбу-Лонгу и переселил ее жителей в Рим. Деспотичного Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула.

Четвертый царь, Анк Марций (641-616 гг. до н.э.), удачно воевал с латинами, сабинами и вольсками, построил первый дере­вянный мост через Тибр, расширил территорию Рима, основал первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра и завладел со­ляными варницами (т. н. салинами). Следующим царем стал вы­ходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (Priscus, 616- 578 гг. до н. э.), прославившийся своей строительной деятельнос­тью. При нем замостили камнем и начали застраивать Форум, возвели Большой цирк между холмами Палатином и Авентином, подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь лишь внуком царя, Тарквинием Гордым), начали возводить городские укрепления, соорудили канализацию (Cloaca Maxima). Во времена Тарквиния Древнего Рим стал доминировать в Лации. После убийства Тарквиния воцарился Сервий Туллий (578-534 гг. до н. э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной, а также провел серию важ­ных государственных реформ.

Наконец, последним, седьмым царем Рима стал зять и убийца Сервия— Луций Тарквиний Гордый (Superbus, 534-510 гг. до н. э.), который вел многочисленные захватнические войны и пра­вил как тиран, за что и был изгнан из Рима вместе с потомством. После этого в Риме была установлена республика (от латинского res publica — «общее достояние»).

Многие сведения литературной традиции за последние 100- 150 лет оказались надежно подкреплены данными археологиче­ских раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н. э. латины заселили Палатинский холм, а сабины несколько позднее — Квиринал, Виминал и Эсквилин (остатки хижин на Палатине датируются VIII в. до н. э., тогда как древнейшие па­мятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII-IX вв. до н. э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь). В VII в. до н. э. произошел процесс слияния обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилин- ского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоедини­лись сабины с Квиринала, а затем этруски с Целия. Так возник Рим, центром которого стала крепость на Капитолийском холме с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет ско­товодства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).

Изначально население древнейшего Рима делилось на 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность роди­чей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н. э. насчитывал 5 тысяч лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от латинского senex — «старец»), т. е. совет старейшин. Дела, кото­рые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres), для приня­тия окончательного решения выносились на рассмотрение народ­ного собрания, созывавшегося по куриям, — куриатных коми- ций. В частности, в комициях выбирался царь (rex), которому принадлежала вся полнота военной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, он являлся верховным жрецом. Атрибуты царской власти римляне заимствовали у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом, трон из слоновой кости (т. н. курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов — телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces — пучки прутьев с топором в середи­не; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли рим­ский народ квиритов (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, кото­рых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus). В результате произошла фиксация двух классов- сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (patricius — «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все воз­раставших в числе плебеев (от латинского plere — «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой орга­низации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и не­которые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (clientes— «зависимые люди»).

Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинял­ся. В свою очередь, патрон оказывал клиенту защиту и покрови­тельство. Отношения патроната—клиентелы на протяжении ве­ков считались в Риме священными и нерушимыми.

Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми ста­рейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae) во гла­ве с домовладыками. Власть домовладыки (pater families) внутри семьи была абсолютной: по отношению к домочадцам он обладал ¦ правом жизни и смерти» (jus vitae ас necis). В эпоху патриар­хального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы.

Последовательно проводя политику, направленную на укре­пление своей личной власти, последние римские цари использо­вали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию традиция приписывает осуществление ре­форм, которые явились важной вехой на пути римского общества от родового строя к государству. Осуществляя военную и связан­ную с ней цензовую реформы, Сервий Туллий поделил все муж­ское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть имуще­ственных классов. Ценз I класса составлял 100 ООО медных ассов (имеется в виду стоимость всего имущества), II — 75 тыс., III — 50 тыс., IV— 25 тыс., V— 11,5 тыс. ассов. Все бедняки, един­ственное достояние которых заключалось в их детях, составляли VI класс — пролетариев (от лат. proles — «потомство»). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен) в войско: I класс — 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98; II — 22, III — 20, IV — 22, V — 30 центурий легкой пехоты, VI класс — 1 центурию, всего 193 центурии.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания — центу- риатные комиции с цензовым принципом голосования. В них на­ряду с патрициями участвовали и плебеи. Несмотря на то что чис­ло людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку пред­ставители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами. Помимо имуществен­ного ценза, был установлен еще и возрастной: центурии молоде­жи (от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (старше 46 лет) служили в гарнизонах. Войско состояло из 4 легионов под командованием царя. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию Римского государства на 21 округ (к 241 г. до н. э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (4 из них были городскими, остальные — сельскими).

В результате этих преобразований на авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на вто­рой план. Цензовая и административно-территориальная рефор­мы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по институтам родового строя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римского гражданского коллектива.

К концу царского периода завершилось формирование рим­ского полиса, или civitas, т. е. гражданской общины с античной формой собственности. Усиление публичной власти за счет родо­вых институтов обернулось царским деспотизмом сродни ранне- греческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510 г. до н. э.). По пре­данию, тогда же царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата — т. н. консулы (consules). Они унаследовали от ца­рей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми кон­сулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510-30гг. дон. э.).

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru