Древнеславянский календарь. Названия древних месяцев у славян
Февраль. В Украине этот месяц "лютий ". А какие названия месяцев были у древних славян. В чем их смысл и красота?
Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами, в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Круг Жизни содержит 144 Лета. Лето — три сезона: Оусень, Зима и Весна — это одно Лето (отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет? И т. д. ) Лето — 9 месяцев, месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того нечетный или четный) , день — 16 часов. Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно. Согласно древнеславянскому календарю месяцы имели красочное яркое и точное название оличались дивной красотой звучания, которое отображало гармонию человека с жизнью природы, а именно: Сечень (по нынешнему календарю начало с 23.12.2007), Студень, Лютень, Березень, Цветень, Травень, Червень, Зарев, Серпень, Рюень, Листень, Грудень. Подобные название встречаются и в представителей трипольской культуры . Название месяца Просинец происходит от слова просинь, означающего синее просветление - которое можно наблюдать в это время года, когда среди серых облаков появляются полосы небесной синевы. Понятие «просинети» напрямую связано и с активизацией (символическим «возрождением» ) Солнца. Именно в этом месяце (в период с 21 по 23 января по нынешнему стилю) вода в родниках и реках получает целебные свойства. Название месяцев привязывалось по смыслу к природным явлениям и очень похоже на сохранившиеся в белорусском, украинском и других славянских языках современным обозначениям – студень, лютый (совр – февраль) , цветень, квитень – совр. Апрель и т. д. Например, у белорусов: Студзень, люты, сакавик, красавик, май (травень) , чэрвень, липень, жнивень, верасень, кастрычник, листапад, снежань. Интересно, что когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см) , для детей начинался новый этап в жизни. А в 33 лето наступает время Духовного совершенствования. Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой. 5 апреля, отмечали праздник победи Даждьбога над Кащеем (победа добра над зло) , В єтот день по преданиям Лея (малая Луна) упала на Мидгард (Землю) разноцветным дождём. После этого было принято красить яйца в разный цвет и символически разбивать их. Как это похоже на пасхальные празднества… 16 апреля начинался праздник Плодородия, свадьбы неба с землей. В это время пекли фаллические куличи (символ мужской силы) и пасхи (символ женского начала) . Символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом “Кол” (стержень) , женской силы - словом “Коло” (круг) , отсюда и форма лакомств. В день летнего солнцестояния (летний коловорот) – день Ивана Купала. Древние славяне верили, что в ночь на Купала травы наполняются особой живительной силой. Знахари собирали лечебные травы. В этот день древние славяне избавлялись и от всякой гадости (скверны) : прыгали через костры, очищая тело и душу огнем, жгли сорочки больных, уничтожая болезнь, умывались росой, чтобы хворь в течении года не приставала. Философия любви к природе - большая мудрость древних !!!Она отражалась как в названиях месяцев, так и традициях и обрядах славян. Неделя Славянского календаря также состояла из 9 дней. Они несли числовую форму и назывались: Понедельникъ, Вторникъ, Тритейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица, Неделя. В Древнем Славянском Календаре в сентябре 2012 года заканчивается очередной "Круг Жизни". Такие расчеты показывают, что предки наши были не просто землепашцами, но и имели колосальные познания мира.
и вообще, почему это у древних славян год должен был быть разделен именно на месяцы, причем точно так, как у древних римлян?
Современный Русский язык - Февраль Древне-русский язык - СеченьВьюговей, Бокогрей, Снежень Русские народныеНеоязыческие- Лютень Украинский язык - Лютий
Січень. Лютий. Березень. Квітень. Травень. Червень. Липень. Серпень. Вересень. Жовтень. Листопад. Грудень. Украинский язык.
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы. Сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березол (март} - брали сок из берез; цветень (апрель} - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; сержень (август) - идет жатва; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадание листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно. Многие древнеславянские названия месяцев года позже перешли в ряд славянских языков. P.S. В архивах А. С. Пушкина есть запись (его рукой) древнеславянских названий месяцев. Вот копия: Просинецъ Сечень Сухий Березозолъ Травный Изокъ Червенъ Заревъ Рюенъ Листопадъ Груденъ Студеный
Сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березол (март) - брали сок из берез; цветень (апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; сержень (август) - идет жатва; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадание листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно.
Лютый-злой.... Зима напрасно злится прошла её пора....
люты - и у белорусов. . а еще есть зимние -снежань -декабрь студзень- январь
Старославянские названия месяцев сохранились и у хорватов (листопад и т. п.) , только пишут они их на латинице. А их ближайшие соседи - сербы используют, как и русские, латинские названия месяцев.
Сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березол (март) - брали сок из берез; цветень (апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; сержень (август) - идет жатва; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадание листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно.
touch.otvet.mail.ru
ТАРТАРИЯ. Значения в Древнеславянском календаре
Древнеславянский календарь основан на 16-ричной системе счисления и делит продолжительные промежутки времени на Круги Жизни, каждый по 144 Лета (года), а Лето — на три сезона: Оусень, Зима и Весна. В современном же летоисчислении исторический счёт ведётся веками (периодами по 100 лет), а времён года — четыре (весна, лето, осень, зима).
Путь по звёздному небу Ярилы-Солнца у славянских народов назывался Сварожьим кругом. Сам Сварожий круг делился на 16 частей, и они назывались хоромами, или чертогами (созвездиями), которые в свою очередь делились на 9 «залов» каждый. Таким образом, Сварожий круг состоял из 144 частей, и каждой части соответствовала своя неповторимая небесная руна.
Слово Сварга в древности обозначало все обжитые территории — Вселенные нашей Действительности. В древнеславянских Ведах о них сказано: «Великие Древа Миров, которые получают Светлую Силу из вод Небесного Ирия». Бог Сварог — Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Древние славяне считали его небесным кузнецом и великим воином. Предание гласит, что он, управляющий всем мироустройством нашей Вселенной в Явном мире (Мире Яви), подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Само имя бога связывают с санскритским «свар» — сверкать, сиять, излучать, гореть. Бог Сварог, верили наши предки, является отцом для многих Светлых богов и богинь, которых обобщенно называли Сварожичами.
Одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.
Счёт годов вёлся от «сотворения мира» (5508 до н.э.). В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 году, в соответствии с определением Никейского собора, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 года москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — c 1 января, и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).
Даарийский круголет Числобога.
Течение «реки Времени» для наших предков — это вращение колец Даарийского Круголета Числобога противосолонь: вращение 16 часов в сутках, вращение 9 дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете (году), вращение 16 лет через 9 стихий («залов») в Круге Жизни, вращение череды лет через 16 чертогов (созвездий) Сварожьего Круга.
На изображении прекрасно видно, кто и какому Чертогу покровительствует:
Чертогу Девы — Богиня Джива,
Чертогу Вепря — Бог Рамхат,
Чертогу Щуки — Богиня Рожана,
Чертогу Лебеди — Богиня Макошь,
Чертогу Змея — Бог Семаргл,
Чертогу Ворона — Бог Коляда,
Чертогу Медведя — Бог Сварог,
Чертогу Бусла (Аиста) — Бог Род,
Чертогу Волка — Бог Велес,
Чертогу Лисы — Богиня Марена,
Чертогу Тура — Бог Крышень,
Чертогу Лося — Богородица Лада,
Чертогу Финиста — Бог Вышень,
Чертогу Коня — Бог Купала,
Чертогу Орла — Бог Перун,
Чертогу Раса — Бог Тарх.
Одно Лето содержит 9 месяцев, месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того, нечётный он или чётный), день — 16 часов, час — 144 части, часть — 1296 долей, доля —72 мгновения, мгновение — 760 мигов, миг — 160 сигов, сиг — 14000 сантигов. Таким образом, {{{1}}} 0,000000003305 секунды. Такая точность недостижима даже с помощью самых совершенных современных хронометров. Для чего она была нужна древним славянам, мы, их потомки, можем только догадываться.
В неделю входит 9 дней (понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седьмица, осьмица, неделя). Все месяцы начинаются в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц данного Лета начинаетсяво вторник, то и все остальные нечётные месяцы в это Лето будут начинаться во вторник, а чётные — в седьмицу. Поэтому тот календарь, который мы сейчас носим в кармане и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше включалв себя всего две таблички: одну — для нечётных месяцев, другую — для чётных.
Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.
Для тех, кто не знает: Руна — это не буква и не слог… Руна — это тайный Образ. Название месяцев изначально обозначались Рунами, а ужe позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.
Первый месяц обозначался одной Руной, а остальные восемь месяцев обозначались соединением двух Рун, причем вторая Руна, указывала на часть солнечного цикла, известного нам как Лето.
Для наглядности дана таблица:
В древлесловенском письме, при написании названия месяца в конце проставлялась буквица «Ъ» — еръ, звучавшая как О-краткое. Кроме того, каждый месяц, нёс свою смысловую нагрузку, определяющую жизнь людей.
9 месяцев древних славян — это:
Рамхат — месяц божественного начала (41 день),
Айлет — месяц новых даров (40 дней),
Бейлет — месяц белого сияния и покоя мира (41 день),
Гэйлет — месяц вьюг и стужи (40 дней),
Дайлет — месяц пробуждения природы (41 день),
Элет — месяц посева и наречения (40 дней),
Вейлет — месяц ветров (41 день),
Хейлет — месяц получения даров природы (40 дней),
Тайлет — месяц завершения (41 день).
Все эти названия связаны с определёнными циклами жизни людей на Земле. Эта система уходит своими корнями в те времена, когда белые люди жили на северном материке, который они называли Даария (Гиперборея, Арктида, Арктогея).
Поэтому данная система и носит название — Даарийский Круголет Числобога.
Круги Лет (16) проходят через Природные стихии (9), таким образом полный Круг прохождения называется — Круг Жизни.
Но не только Лета, считались Кругами по 16 лет, полное прохождение Ярилы-Солнца по Небесам средь звёзд, тоже содержало число 16.
Эти равные части называются — Небесными Чертогами Сварожьего Круга. Каждому Чертогу соответствует свой Покровитель, Бог или Богиня.
На втором круге Даарийского круголета, от внешнего края, показаны Руны Времени и их структурное отображение.
То есть, мы имеем Суточный Круг, в котором 16 часов, по 4 часа на каждое время суток…
4 часа на Вечер, 4 часа на Ночь, 4 часа на Утро и 4 часа на День. Каждый час имеет своё собственное название, чертовое изображение и Руническое написание.
16 часов в сутках у древних Славян.
У каждого из 16 часов тоже было свое название:
1-й час — Паобед (начало нового дня) — 19.30 — 21.00 (зимнее время, соответственно 20.30 — 22.00 — летнее время; далее указывается только зимнее время).
14 — Подани (отдых после трапезы) — 15.00 — 16.30.
15 — Утдайни (время окончания деяний) — 16.30 — 18.00.
16 — Поудани (завершенный день) — 18.00 — 19.30.
Новый день начинался с 16-го часа.
В следующем Круге изображены Руны 16-и Небесных Чертогов, их начертание имеет определённую связь с расположением звёзд на Небосводе и с Природными стихиями… Поэтому очень часто эти Руны помещались на оберегах. Не только на тех, которые носили люди… но и на оберегах защищающих домашний скот и птицу. Кроме того, данные обереги можно встретить на посуде и на другой домашней утвари…
Следующий круг, называют Кругом Стихий, в нем обозначены 9 Стихий, через которые проходит время жизни. Каждой Стихии дано своё название и своя Руна Порядка. Начало положено от Первой Стихии…
Земля
Звезда
Огонь
Солнце
Древо
Небеса
Океан
Луна
Бог
Каждое Лето, так или иначе было связано с Кругом Стихий, поэтому зная стихийные характеристики, люди были осведомлены, чего ожидать от того или иного Лета.
Следующим шел Недельный Круг. По нему определяли не только порядковый номер дня недели, но и кто из Богов данному дню покровительствует, а также какая из Девяти Земель системы Ярилы-Солнца даёт свою силу…
В самом центре, в Круге, что стуктурное обозначение человека. 9 точек, указывали на 9 основных энергетических центров (чакр) человека, через которые он получает различные потоки силы жизни… на 9 видов сознания человека, на 9 различных чувств, которые даны человеку… и многое другое…
На первый взгляд, вышеперечисленные меры времени трудно запоминаемы и неудобны, а современная система мер более упорядоченна и наглядна. Но на самом деле нынешняя система архаична, менее точна и хранит в себе отпечатки многих опять-таки политических переделок.
Времена лета:
3 времени
Месяц
Значение
Сроки начала месяца
Оусень
Рамхат
Месяц Божественного начала
20 – 23 сентября
Зима
Айлет
Месяц Собранных Даров
31 октября – 3 ноября
Бэйлет
Месяц Белого сияния и покоя
10 – 13 декабря
Гэйлет
Месяц Вьюг и Стужи
20 – 23 января
Весна
Дайлет
Месяц Пробуждения природы
01 – 04 марта
Эйлет
Месяц Посева и Наречения
11 – 14 апреля
Вэйлет
Месяц Ветров
21 – 24 мая
Оусень
Хэйлет
Месяц Получения даров природы
01 – 04 июля
Тайлет
Месяц Завершения
10 – 13 августа
Срок начала лета строго совпадал с Днем Осеннего Равноденствия, поэтому выходят и даты григорианского календаря, но намного точнее соответствовал астрономическому календарю и был проще в использовании.
Древнеславянский календарь на год состоял из двух таблиц, для чётного и нечётного месяца, на обычный год и одной на святой. В каждой неделе по 9 дней:
Дни недели:
№ п/п
Дни недели
Примечание
Бог покровитель
1.
Понедельник
Начало, день труда
Хорс
2.
Вторник
день труда
Арей
3.
Третейник
Отдых, пост
Перун
4.
Четверг
день труда
Варуна
5.
Пятница
день труда
Индра
6.
Шестица
день труда
Стрибог
7.
Седьмица
Отдых, пост
Сварог
8.
Осьмица (Ось мира)
день труда
Мерцана
9.
Неделя
Отдых, день гостей, посиделок, песен
Ярило
Славянский календарь:
Нечетный (полный)
Четный (неполный)
1
10
19
28
37
5
14
23
32
2
11
20
29
38
6
15
24
33
3
12
21
30
39
7
16
25
34
4
13
22
31
40
8
17
26
35
5
14
23
32
41
9
18
27
36
6
15
24
33
1
10
19
28
37
7
16
25
34
2
11
20
29
38
8
17
26
35
3
12
21
30
39
9
18
27
36
4
13
22
31
40
Таким образом, надо было только помнить, с какого дня недели начинается год — и дальше просто идёт отсчёт по этим табличкам.
Ярило — Солнце — движется по Сварожьему кругу и проходит 16 небесных чертогов (аналог восточного зодиакального круга), в которых собраны Солнца, Звёзды и звёздные скопления. Каждый чертог, в свою очередь, разделён на 9 залов,в каждом зале 9 столов, по обеим сторонам столов находятся скамьи — 72 с одной и 72 с другой стороны. С одной стороны сидят женщины, а с другой мужчины.
Именно из Сварожьего круга души людей приходят на землю в момент рождения.
Чертог меняется: в 15-00 по зимнему, и в 16-00 по летнему времени.
Сварожий круг:
№ п/п
Знак
Род
Бог покровитель
Дерево
1.
Дева
Ж
Жива
Яблоня
2.
Расъ
М
Тархъ
Ясень
3.
Орёл
М
Перу
Дуб
4.
Конь
М
Купава
Вязь
5.
Финист
М
Вышенъ
Вишня
6.
Лось
Ж
Лада
Берёза
7.
Туръ
М
Крышенъ
Осина
8.
Лиса
Ж
Марена
Граб
9.
Волк
М
Велес
Тополь
10.
Бусла
М
Род
Ива
11.
Медведь
М
Сварог
Бук
12.
Ворон
М
Коляда
Лиственница
13.
Змей
М
Симаргл
Липа
14.
Ледебь
Ж
Макошь
Сосна
15.
Щука
Ж
Рожана
Слива
16.
Вепрь
М
Рамхат
Груша
Славяне для оберега носили знак чертога своего рождения, а также бога-покровителя дня недели и года рождения, получался пантеон богов-покровителей, а также по оберегам (и иерархии их расположения) знающий человек мог точно сказатьдень рождения носящего обереги человека.
В славянской астрологии считается наличие в солнечной системе 27 планет, некоторые их них существовали ранее и сейчас разрушены: остались обломки в виде пояса астероидов. Это отголоски битв богов, или, как назвало бы ихсовременное поколение, — Звёздные войны. Некоторые из дальних Земель, учитываемые славянской астрологией, современной астрономической наукой до сих пор не открыты, или (из-за своей удалённости) не считаются планетами Солнечной системы. Насколько прав славянский астрономический атлас, может показать только развитие астрономии и космонавтики.
tartaria.name
Древнеславянский календарь - это... Что такое Древнеславянский календарь?
Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов.
Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.
Источники для реконструкции древнеславянского календаря
Историки используют для реконструкции древнеславянского календаря сведения из средневековых письменных источников. Во-первых, это болгарские и древнерусские летописные тексты, в которых упоминаются названия месяцев и ведётся счёт лет и временных периодов, начиная с дохристианской истории славян. Во-вторых, это агиографическая литература. Особую группу составляют тексты, содержащие календарные расчёты. К ним относятся пасхальные таблицы и «Учение о числах» Кирика Новгородца.
Важнейшим источником является так называемый народный календарь примет, зафиксированный в фольклорных текстах нового времени. Он сохранил, как полагают, важнейшие элементы годового календарного цикла древних славян и внутренние связи между ними. При работе с этим календарём следует принимать во внимание наслоение более поздних христианских представлений, расхождение юлианского календаря с астрономическим и смену календарей: юлианского на григорианский. Важное место занимает исследование народных названий месяцев.
Третья группа источников — археологические находки. Существует методика статистического анализа календарной символики на керамике и украшениях дописьменных археологических культур. Её суть заключается в выявлении календарных чисел, отражённых в украшениях (к примеру — числа 19, 13, 12, 9, 7, 4 и 3 — являются календарными), подсчёт частоты их употребления в ареале культуры и сопоставление с подобной статистикой соседних по территории синхронных культур, а также культур более раннего и более позднего периодов. Для славян подобных исследований не проводилось. Сложность вызывают и споры о том, какие именно археологически культуры можно считать славянскими. Другой проблемой является отсутствие на керамике славян календарной символики. Самый богатый материал для реконструкции календаря древних славян даёт керамика черняховской культуры, славянская принадлежность которой, при этом, признается далеко не большинством археологов. Некоторые исследователи пытались привлечь для реконструкции календаря числовые значения, отражённые в конструкции древнеславянских капищ (число 8, которое является скорее географическим, а не календарным).
Четвёртая группа сведений о календаре славян возникает при использовании сравнительного метода. При реконструкции используются аналогии с другими календарными системами, однако надёжных данных, ввиду отсутствия синхронных письменных источников и утвердительных археологических данных о ранней истории славян, этот метод не даёт.
Общие принципы исчисления времени древними славянами
Б. А. Рыбаков, исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (IV век) путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. Такими явлениями по мнению некоторых исследователей были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень и Коляда.
На ромашкинском календаре обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники Купала (ночь с 23 на 24 июня) и Перуна (12 и 20 июля), а также «русалии» и период жатвы.
Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» («инии деньми лето чтяаху»), тогда как в древнерусском источниках также указывается на то, что предки славян, до того, как узнать 12 месяцев солнечного календаря, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть ночами (у англичан 2 недели называются — «14 ночей»).
При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры, не являющиеся общеславянскими и существовавшими непродолжительное количество времени — до следующего значимого события.
К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем, числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной, а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» (27) и «тридесять» (30), 40 дней и «сорок сороков» (1600) и др.
Выводы Рыбакова не разделяются отдельными исследователями, например, Л. С. Клейном. Клейн критикует Рыбакова за натянутость и необоснованность выводов и за неоправданный поиск «славянского календаря» в обычных орнаметах черняховских сосудов, которого там, по мнению Клейна, быть не может[1].
В «Повести временных лет» понедельник и вторник упомянуты всего по одному разу, среда — дважды, четверг — трижды, пятница — 5 раз, суббота — 9, а воскресение («неделя») — 17 раз.
Названия дней недели («седмицы») имеют порядковое значение: вторник — второй день, четверг — четвёртый, пятница — пятый. Название воскресенья — «неделя» — указывает на запрет трудиться в этот день, на день отдыха (такие запреты также связаны с различными народными праздниками и различными видами деятельности и имеют явное языческое происхождение). Название понедельника указывает на связь седьмого и первого дней («после недели»).
Слово суббота заимствовано из еврейского языка, пришло оно, вероятно, вместе с христианизацией Руси. Слово среда указывает на серединное положение дня среди пяти дней (или семи, если считать неделю не с понедельника а с воскресенья). Пятница и Неделя почитались славянами и были для славян священными днями.[2]. Сохранилось празднование двенадцати «пятниц» в году[3].
Некоторые реконструкторы[кто?] утверждают, что славяне пользовались пятидневной неделей, а субботу и воскресенье они заимствовали во время христианизации.
Л. В. Черепнин писал:
«Трудно с достоверностью сказать, с какого дня начинался в древней Руси счёт дней недели: с воскресенья ли, заканчиваясь субботой, или же с понедельника по воскресенье. Предполагают, что единой системы и не было, что существовали параллельно оба указанных счёта, причём, в житейском обиходе был в ходу первый, в церковной практике преобладал второй».
Дни недели, как и у других языческих народов, были посвящены различным богам. Известно, что четверг связан с Перуном, а пятница — с Мокошью (ср. поздний персонаж — Пятницу). Эти представления восходят к общеевропейской традиции.
Названия месяцев
Само слово «месяц» указывает на связь выделения такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.
Славянские названия месяцев сохранились у ряда славянских народов[4]: (В языках выведенных курсивом обычно употребляются названия латинского происхождения, одним цветом обозначены названия с одним и тем же смыслом.)
В литовском языке сохранились балтийские названия месяцев, частично совпадающие со славянскими, что позволяет предположить, что часть этих названий восходит ещё ко времени балтославянского единства. Литовские названия также приведены в этой таблице.
современный Русский язык Древне-русский язык[5] † Русские народные[6][7] Неоязыческие[8] Украинский язык Белорусский язык Польский язык Кашубский язык Полабский язык † Нижне-лужицкий язык Верхне-лужицкий язык Чешский язык Болгарский язык Словенский язык Прекмурско-словенский язык Хорватский язык Сербский язык Македонский язык литовский язык[9]
Январь
Просинец
Просинец[10], Перезимье, Лютовей, Трескун
Просинец
Січень
Студзень
Styczeń
Stëcznik
lede môn
Wezymski
Wulki rožk
Leden
Просинец, Колог, Коложег, Голям сечко
Prosinec
sečén
Siječanj
Коложэг
Коложег
sausis
Февраль
Сечень
Вьюговей, Бокогрей, Снежень, Лютень[11]
Лютень
Лютий
Люты
Luty
Gromicznik
Swěckowny
rüzac, rüsatz
Maly rožk
Únor
Съчен, Сечко, Малък сечко
svečan
süšec, sűca
Veljača
Сэчко
Сечко
vasaris
Март
Сухий
Зимобор, Протальник, Грачевник
Березень
Березень
Сакавік
Marzec
Strëmiannik
zürmôn, sürmôn
Pózymski
Naletnik
Březen
Сух
sušec
mali tráven
Ožujak
Дэрикожа
Цутар
kovas
Апрель
Березозол
Снегогон, Ручейник, Первоцвет
Цветень
Квітень
Красавік
Kwiecień
Łżëkwiôt
choidë môn, chéudemon
Nalětny, Jatšownik
Jutrownik
Duben
Брязок
mali traven
velki tráven
Travanj
Лажитрава
Тревен
balandis
Май
Травный
Ярець, Травник, Цветень[12]
Травень
Травень
Май, Травень
Maj
Môj
laistë môn, leisten mon
Rozhelony
Rožownik
Květen
Тръвен
veliki traven
risálšček, risáolšček
Svibanj
Цвэтань
Косар
gegužė
Июнь
Изок
Разноцвет, Скопидом, Хлеборост
Кресень
Червень
Чэрвень
Czerwiec
Czerwińc
pątjustë môn, pancjusté mon
Smažki
Smažnik
Červen
Изок, Червеник
rožnik
ivánšček
Lipanj
Трэшньар
Жетвар
birželis
Июль
Червен
Страдник, Сенозарник, Грозник
Липень
Липень
Ліпень
Lipiec
Lëpinc
zeminik, semínic
Žnjojski
Pražnik
Červenec
Чръвенъ, жетар, жътвар, сърпен
mali srpan
jakopšček
Srpanj
Жэтвар
Златец
liepa
Август
Зарев
Густоед, Разносол, Жнивень
Зарев
Серпень
Жнівень
Sierpień
Zélnik
haimôn, haymon
Jacmjeński
Žnjenc
Srpen
Орач, Зарев
veliki srpan
méšnjek
Kolovoz
Гумник
Житар
rugpjūtis
Сентябрь
Ревун
Ревун[13], Хмурень, Вересень, Зоревник
Руен
Вересень
Верасень
Wrzesień
Séwnik
prenjă zaimă môn, pregniaseine mon, jisinmôn
Požnjenc
Požnjenc
Září
Руен, Руй
kimavec
mihálšček, miháošček
Rujan
Гроздобэр
Гроздобер
rugsėjis
Октябрь
Листопад
Грязник, Свадебник, Листобой
Листопад
Жовтень
Кастрычнік
Październik
Rujan
wainjă môn, weiniamon
Winowc, Winski
Winowc
Říjen
Листопад
vinotok
vsesvéšček
Listopad
Шумопад
Листопад
spalis
Ноябрь
Груден
Грудень[14], Полузимник, Бездорожник, Листогной
Грудень
Листопад
Лістапад
Listopad
Smùtan
zaimă môn, seynemon
Młośny
Nazymnik
Listopad
Груден
listopad
andrejšček
Studeni
Студэни
Студен
lapkritis
Декабрь
Студеный
Ветрозим, Студень, Стужайло
Студень
Грудень
Снежань
Grudzień
Gòdnik
trubnë môn, trübnemon
Zymski
Hodownik
Prosinec
Студен
gruden
prosinec
Prosinac
Колэдар
Снежник
gruodis
В «Остромировом евангелии» (XI в.) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю — сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту — сухий (безводный[15], есть версия, что в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю — березень, берёзозол (имена, связанные с берёзой, начинающей цвести), маю — травень (от слова «трава»), июню — изок (кузнечик), июлю — червень, серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы), августу — зарев (от «зарево»), сентябрю — рюен (возможно, от «реветь», рёв животных), октябрю — листопад, ноябрю — декабрю — грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге), иногда — студень.
Таким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, — это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.
Чешский исследователь Владимир Шаур считает, что у праславян существовали общие названия для месяцев, на основании чего попытался произвести реконструкцию наименований: так январь у него prosinьcь, февраль — sěčьnь, март — berzьnь, апрель — květьnь, май — travьnь, июнь — čьrvьnь, июль — lipьnь, август — sьrpьnь, сентябрь — versьnь, октябрь — rujьnь, ноябрь — listopadъ, декабрь — grudьnь[16].
Количество месяцев в году
Д. И. Прозоровский считал, что древнерусский дохристианский календарь был лунным и состоял из 13 драконических месяцев (в среднем по 27,216 суток). Продолжительность года составляла 355 дней. Вместе с тем Прозоровский высказал догадку, что начала древнерусских месяцев могли не совпадать с первыми числами месяцев юлианских.
Н. В. Степанов обратил внимание на встречающиеся в древнерусских источниках упоминания дат, выраженных в «небесных» месяцах. Названия этих месяцев совпадают с названиями «книжных» месяцев юлианского календаря. Но числа «небесных» и «книжных» месяцев, на которые пришлось то или иное событие, различны. По мнению Степанова, «небесные» месяцы — отражение древнейшего русского счисления времени. В языческой Руси, как считал Степанов существовал 12-месячный лунный календарь, который периодически, раз в три года, дополнялся 13-м, эмболисмическим месяцем «груднем».
Д. О. Святский на основе изучения древнерусских таблиц 19-летнего лунного цикла пришёл к выводу, что 13-й месяц вставлялся через неравные промежутки времени. Вставки производились после мая 8-го и 16-го кругов Луны. Такой порядок вставки семи эмболисмических месяцев в пределах 19-летнего цикла позволял согласовать древнерусский языческий календарь с нововведённым юлианским.
Любор Нидерле считал, что у славян, в том числе и у восточных, сколько-нибудь стройная календарная система отсутствовала. Понятия месяца у них не существовало. Были лишь сезонные определения природных явлений.
В. Шаур считает, что у славянских племён уже в период их расселения сложился лунно-солнечный календарь. В основе его лежал месяц, длившийся от новолуния до новолуния. Год состоял из 12 месяцев. Приблизительно раз в трёхлетие для согласования солнечного года с лунным к ним прибавлялся «внеочередной» месяц. Вставка производилась в конце года, между сеченем и брезнем.
В. Е. Гусев отказался от мысли о строгой регулярности дополнений лунного года 13-м месяцем. По его мнению, сроки интеркаляции определялись практической необходимостью, «сезонными колебаниями погоды», а не «отвлечёнными астрономическими расчётами».
На сегодня известно несколько лунных календарей у славянских народов в средневековье. В русских источниках XII—XV вв. имеется указание как минимум на существование двух лунных календарей. В Болгарии, начиная уже с VII века, использовали тюркский лунный календарь, близкий к восточному календарю. Добавление лишних тринадцатых месяцев в високосный год происходило через неравные промежутки лет и в разные порядковые годы 19-летнего лунного цикла и 12-летнего зодиакального цикла.
Б. А. Рыбаков при реконструкции календарей черняховской культуры считал, что славянский год состоял из 12 месяцев. Это число явно присутствует на гадательной чаре из Лепесовки (IV в.) и сопоставляется с 12 месяцами года. Однако на другой чаше из этого храма столь явного соответствия рисунков гипотетическому 12-месячному календарю не находится. Кроме того на черняховском сосуде из Войскового, на котором Б. А. Рыбаков также находит 12 месяцев, в верхнем поясе знаков начертаны 13 символов, а в нижнем — 18 (включая один «пробел»), что явно ближе к лунному, а не солнечному календарю.
Сезоны
Названия зимы и лета во всех славянских языках одинаковы, в то время как названия осени и особенно весны сильно различаются. Это возможно свидетельствует о том что год изначально делился лишь на два сезона. По другим данным у древних славян было три сезона: весна, осень и зима. Всё вместе называлось лето. В зависимости от климатического пояса, в котором расселились те или иные славянские народы, весна начиналась в период с 1 марта, по 23 апреля и длилась вплоть до Купала (23—24 июня). Осень в этом плане была не чётко выражена, так как существовало ещё «бабье лето» (неделя до 1 сентября и неделя — после). Осень длилась до конца октября-ноября. Большую часть года занимала зима. Серединой зимы было 11 февраля, на которое, как полагают, приходился праздник Велеса.
Некоторые исследователи склонны считать, что новый год древние славяне начинали от весеннего равноденствия. Поскольку новый год начинался с марта, январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семёнов день, после чего январь стал пятым месяцем года.[источник не указан 656 дней]
По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны (индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца). Это поверие говорит о том, что счёт дней древние европейцы начинали с марта, при этом лунные и солнечные месяцы к концу зимы давали значительное расхождение, что компенсировалось либо за счёт лишнего месяца, либо за счёт плавающего по числам нового года.[источник не указан 342 дня]
Часть исследователей[источник не указан 656 дней] считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки — рождение нового света[источник не указан 641 день].
До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее[17].
Если говорить о народной, крестьянской культуре, то в ночь с 31 декабря на 1 января русские отмечали Васильев вечер, преемником которого отчасти можно считать Старый Новый год. Обрядность Васильева вечера имело многие элементы «магии первого дня»[18].
Исчисление лет. Века и эра
Года считались по «летам» (слово «лето» означает год) и «вёснам» (слово «ровесники» говорит о подобном счёте), когда начиналось новое «лето». В древнерусских летописных источниках сохранился счёт лет по княжениям относительно IX—X вв. Счёт вёлся от вокняжения какого-либо князя, а затем подводился итог всех лет его правления[источник не указан 1312 дней]. Далее счёт начинался заново и объединялся в перечень «времён» или «веков» княжений. Самыми ранними упомянутыми «временами» являются «время Бусово» (предположительно — IV век) и время князя Кия и его братьев (конец V—VII вв.), однако перечень соединённых друг с другом княжений в летописи начинается лишь с князя Олега (ум. в 912 году).
Продолжительность века у славян оценивается по-разному: 30, 100 и 1000 лет. Слово «век» означает жизнь человека и традиционно в христианской традиции считается столетием. Однако, в фольклорных источниках слово «вековуха» применяется к женщинам 30 лет. Кроме того, «вечные миры» между языческой Русью и Византией заключались в X веке на 30 лет, и русские князья, знали этот срок, сами инициируя заключение нового «вечного мира», приурочивая к году истечения срока предыдущего договора поход на Византию. Возможно, что до X столетия века не имели строгой продолжительности, а зависели от срока княжения. Подобная система летоисчисления свойственна скандинавским сагам, которые начинают поколенный перечень правлений ещё до рубежа жизни Христа, и включают иногда число лет жизни правителя (согласно сагам, готский король Германарих прожил, к примеру, 110 лет, а Одд Стрела, правивший на Руси, — 300 лет)[19][нет в источнике 71 день]. Такая генеалогия возводилась к скандинавским богам.
Славяне, возможно, также возводили перечень времён к временам богов. Из переводной греческой хроники Иоанна Малалы нам известно о царствовании Сварога (Гефеста) и его сына Дажьбога (Гелиоса). Последний правил, согласно вставке в летописи, 7470 дней, или 20 с половиной лет. В «Слове о полку Игореве» упоминаются «века Трояна» и «седьмой век Трояна», что натолкнуло многих историков на мысль о существовании особой языческой эры, в которой счёт веков начинался со времён бога Трояна. Н. М. Карамзин и Б. А. Рыбаков считали, ссылаясь на подобное мнение древнерусского книжника, что упомянутый бог связан с императором Траяном, завоевавшим в начале II века дунайские земли, из которых славяне вели своё происхождение.
Реконструировать троянову эру пытались многие авторы. Проблемой при этом является начальная точка отсчёта эры (106 год завоевания дунайских земель или какой-то иной?), продолжительность «веков» и привязка «седьмого века» к какому-то упомянутому в «Слове» событию (речь идёт в контексте рассказа о событиях 1060-х гг.). Одно из возможных объяснений: упоминание семи веков — это поэтическая связь между описываемым «временем Бусовым» (360-е — 370-е гг.) и усобицами 1060-х гг. Большинство интерпретаторов «Слова» не склонны понимать словосочетание «семь веков» буквально в хронологическом значении и объясняют цифру семь как символ завершения периода большой языческой эпохи в истории русского славянства.
Некоторые исследователи «Слова», например А. К. Югов, полагают, что в «Слове» не упоминаются ни «Троян», ни его «седьмой век». По их мнению, Троян — это ошибочное прочтение имени Боян (лигатура тр по начерку совпадала с буквой б), а др.-рус. на семом следует переводить как «на самом», а не как «на седьмом». Такая трактовка разрешает все сложности, связанные с этим фрагментом «Слова», и делает все спекуляции на этом беспочвенными.
См. также
Примечания
↑ Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004.
↑ Успенский Б. А. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши // Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
↑ Рыбаков Б. А. Язычество древних славян
↑ Народни називи за месеце у години, Јарослав Францисти: Календар и мерење времена
↑ Карамзин Н. М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. -М: «Альфа-Книга», 2009. ISBN 978-5-9922-0089-8
↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6
↑ Народный Месяцеслов. -М: «Современник», 1992. ISBN 5-270-01376-2
↑ Добровальский А. А. (Доброслав) Славянский месяцеслов
↑ Балтийские и славянские названия месяцев
↑ Народный Месяцеслов. -М: «Современник», 1992. ISBN 5-270-01376-2
↑ Народный Месяцеслов. -М: «Современник», 1992. ISBN 5-270-01376-2
↑ Май в народном календаре
↑ Народный Месяцеслов. -М: «Современник», 1992. ISBN 5-270-01376-2
↑ Народный Месяцеслов. -М: «Современник», 1992. ISBN 5-270-01376-2
↑ «Этимологический словарь русского языка», «Словарь Даля»
↑ Шаур В. К вопросу о реконструкции праславянских названий месяцев // Этимология 1971. М.: «Наука», 1973. С. 93-101.
↑ Петровская календарная реформа
↑ Васильев Вечер // Российский этнографический музей