Презентация по МХК "Художественная культура Японии: Особенности живописи". Презентация древняя япония по мхк
Презентация по МХК "Художественная культура Японии" (10 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК "Художественная культура Японии" (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Художественная культура Японии
2 слайд Описание слайда:
История японской культуры Япония — страна древнейшей культуры, истоки которой восходят к VIII тыс. до н. э.
3 слайд Описание слайда:
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны от всего остального мира в период, длившийся до середины XIX века.
4 слайд Описание слайда:
На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию.
5 слайд Описание слайда:
Японское искусство было сформировано не без участия китайской и корейской культур. Огромное влияние на него оказали буддизм и чисто японская религия синтоизм, в основе которой лежат обожествление природы и культ предков.
6 слайд Описание слайда:
Принципы японского искусства саби – красота и естественность ваби – скромная простота сибуй – красота простоты, минимальная обработка материала югэн – недоговоренность
7 слайд
Описание слайда:
Периоды культуры Японии Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу. Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — земледелие, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа. Ямато (IV века н. э. — VI век н. э.) — культура курганов, скульптуры ханива; заимствование образцов китайской культуры, создание кодексов законов. Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма. Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук, строительство святилища Ицукусима.
8 слайд Описание слайда:
Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия. Муромати (1333—1568) — возникновение театра. Сэнгоку Дзидай (1467—1568) — проникновение в страну христианства. Адзути-Момояма (1568—1600) Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, подавление христианства, зарождение театра кабуки. Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа. Тайсё (1912—1926) Сёва (1926—1989)
9 слайд
Описание слайда:
Японский язык и письменность Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский язык характеризуется сложной системой написания. Словосочетание «японский язык» на японском языке
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:
Самая древняя форма японского языка носит название старояпонский язык, она сложилась путём заимствования китайской письменности и системы иероглифов. В процессе дальнейшего развития японского языка были добавлены новые способы письма — две слоговые азбуки «хирагана» и «катакана», что привело к существенному развитию японского литературного языка.
12 слайд Описание слайда:
Японские имена записываются с помощью кандзи, состоят из фамилии и имени, фамилия указывается вначале.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд
Описание слайда:
Иероглиф «Деньги» Иероглиф «Здравствуйте» Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Для транслитерации японских иероглифов наиболее распространёнными являются система ромадзи (латинская транслитерация) и система Поливанова (запись японских слов кириллицей). Некоторые слова в русском языке были заимствованы из японского языка, например, цунами, суши, караоке, самурай и т. д.
15 слайд Описание слайда:
В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. 書道 «путь письма»). Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.
16 слайд Описание слайда:
Литература Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке. Первые письменные памятники - собрание японских мифов и легенд «Кодзики» и историческая хроника «Нихон сёки», созданные в VII-VIII веках. В этот же период были созданы поэтические антологии «Манъёсю» (万葉集) и «Кайфусо» (懐風藻).
17 слайд Описание слайда:
Японская мистическая проза XVII—XIX веков Свод законов Тайхорё «Повесть о Гэндзи» (Мурасаки Сикибу) Сказание о Ёсицунэ Трилогия культовых японских романов ужасов "Звонок", "Спираль", "Рождение". Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм хайку (яп. 俳句), вака (яп. 和歌 «японская песня») и разновидность последней танка (яп. 短歌 «короткая песня»).
18 слайд Описание слайда:
Японские трехстишия (хокку) В самостоятельный жанр эта поэзия выделилась в XVI веке. Поэт, пишущий хокку, называется хайдзин (яп. 俳人). Одним из самых известных представителей жанра был Мацуо Басё.
19 слайд Описание слайда:
Живопись Японская живопись (絵画) — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
20 слайд Описание слайда:
Начиная с X века, в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения.
21 слайд Описание слайда:
В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель).
22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд
Описание слайда:
Национальная школа ксилографии Замечательным завоеванием японского искусства была ксилография (гравюра на дереве), которая служила театральной афишей, книжной иллюстрацией, поздравительной открыткой и просто украшением быта.
29 слайд Описание слайда:
Скульптура Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались керамические изделия, также известны глиняные фигурки-идолы догу. В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.
30 слайд Описание слайда:
Традиционная японская скульптура - это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) В качестве основного материала для скульптур использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, покрывали позолотой или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.
31 слайд
Описание слайда:
Декоративно-прикладное искусство Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видами искусств было необычайно тесным. Одни и те же мастера изготовляли лаковые шкатулки и расписывали керамические сосуды, ширмы и стены дворцов.
32 слайд Описание слайда:
Разновидностью декоративно-прикладного искусства является нэцкэ (根付). Это миниатюрная скульптура, представляющая собой небольшой резной брелок. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов.
33 слайд Описание слайда:
Театр Театр - «маскированная» драма. Одним из ранних видов театра стал театр но (能) - XIV-XV вв.
34 слайд Описание слайда:
В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра - кабуки (歌舞伎). Актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы.
35 слайд
Описание слайда:
С конца XVII века стал процветать театр бунраку (文楽) - кукольный японский театр.
36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда:
Музыка Японская музыка (音楽) включает в себя множество жанров, начиная от традиционных и свойственных только самой Японии. Помимо традиционных инструментов и жанров, японская музыка также известна необычными инструментами вроде «поющих колодцев» и «поющих чаш». «Поющий колодец» «Поющая чаша»
40 слайд Описание слайда:
Кинематограф Первые японские киноленты начала XX века имели простые сюжеты. Кинематограф этого периода развивался под влиянием театра, игра актеров была театральной, женские роли исполнялись актёрами-мужчинами, использовались театральные костюмы и декорации.
41 слайд
Описание слайда:
Поначалу кинематограф считался низким искусством, бытовало презрительное отношение к людям, занимавшимся кино. Признание и авторитет этот вид искусства получил лишь в конце 30-х годов прошлого века.
42 слайд Описание слайда:
В 50-е-60-е годы ХХ века японского кинематограф активно развивается. Эти годы считаются «золотым веком» японского кинематографа. Появляются жанры исторического, политического кино, боевики и фантастика.
43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда: 45 слайд Описание слайда:
Японская анимация Аниме (или японская анимация) имеет высокую популярность во всём мире. Для аниме характерно разделение на жанры для конкретной целевой группы. Критериями разделения служат пол, возраст или психологический тип зрителя.
46 слайд Описание слайда:
Архитектура Японская архитектура первоначально испытала сильное влияние китайской архитектуры. Потом японская архитектура разработала собственные подходы, присущие лишь Японии. В качестве примеров японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре.
47 слайд Описание слайда:
В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев максимально приспособлены к климату страны, сохранились они только в сельской местности.
48 слайд Описание слайда:
VII век был отмечен бурным строительством буддийских храмов на территории Японии. Своеобразием отличались японские замки, служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и символом власти.
49 слайд Описание слайда:
Необходимость отстраивать разрушенные здания после Второй мировой войны дала стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. Некоторые современные архитекторы широко используют объединение традиционных японских и западных архитектурных влияний.
50 слайд Описание слайда:
Традиционный японский дом
51 слайд Описание слайда:
Одежда В Японии можно встретить два типа одежды: традиционную вафуку (和服) и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно (着物) переводится как «одежда, наряд» — общий термин для обозначения любой одежды.
52 слайд Описание слайда:
Национальная кухня Основой японской кухни является рис. Помимо своего основного предназначения как продукт питания рис также служил денежной единицей, в старину рисом выплачивались налоги и жалование. Вторым по значимости продуктом питания японцев является рыба. Япония занимает четвёртое место в мире по употреблению рыбы и морепродуктов на душу населения. В современной японской кухне можно легко найти заимствования из китайской, корейской и тайской кухни.
53 слайд Описание слайда:
Особое место в традиционной японской кухне занимает японская чайная церемония. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья.
54 слайд Описание слайда:
Спорт В Японии популярны бейсбол, футбол и другие игры с мячом. Также популярны некоторые виды боевых искусств (дзюдо, кэндо и карате). Борьба сумо не является официальным спортом в Японии, но считается национальным видом спорта. Кюдо - стрельба из лука. Айкидо - «путь гармоничного духа».
55 слайд Описание слайда:
Религия Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто - основной религии Японии. Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям этой религии солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками (или микото) и наделены душой. Им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Храм Синто
56 слайд Описание слайда:
Древние японцы считали, что японские острова и люди, населявшие их, были созданы ками, что нашло своё отражение в японской мифологии. С этими представлениями связан также культ императора. Считалось, что императорская семья происходила от богов-создателей японского архипелага.
57 слайд Описание слайда:
Позже из Индии в страну проникает буддизм, который оказал большое влияние на образование, литературу и искусство Японии.
58 слайд Описание слайда:
Традиции, обычаи, этикет Для японского общества характерно явно выраженное ощущение принадлежности к определённой социальной группе (рабочий коллектив, семья, студенческая группа), что также выражается в особых отношениях внутри группы. В Японии большое значение придаётся понятиям о «долге» и «обязательстве», что является общей социальной нормой поведения японцев. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает.
59 слайд Описание слайда:
Послесловие… Японское искусство оказывает влияние на Европу с ХII века, когда в Англии появилась мебель в японском стиле. В ХIХ веке большие коллекции японской гравюры собрали писатель Э.Золя, живописцы Э.Мане и Э.Дега. В России первая выставка японского искусства состоялась в залах Петербургской Академии художеств.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-546978
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Презентация по МХК "Культура Японии" 10 класс скачать
Культура Японии
Культура Японии
Оригами — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Япония Икебана
традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Кимоно́ — традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко (будущая гейша). С кимоно связан японский праздник «Сити-Го-Сан». Нэ́цкэ— миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Чайная церемония (яп. 茶の湯 тя но ю?), «путь чая», «искусство чая» (яп. 茶道 садо:, тядо:?) — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.
Чайная церемония Чайный домик
Са́кура— название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую. Многие виды, называемые «сакурой», используются в культуре только как декоративные растения и не плодоносят. Мимолётность, чрезвычайная красота и скорая смерть цветов часто сравнивается с человеческой смертностью. Благодаря этому цвет сакуры глубоко символичен в японской культуре, его образ часто используется в японском искусстве, манге, аниме, кинематографе и других областях. Японский сад — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение глицинию. Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.
Кэнроку-эн Кораку-эн
Кайраку-эн
Монастырские сады Японский театр
Маски театра
но
Кабу́ки -один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой. Рисунки на рисовых полях
Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.
3 слайд Описание слайда:
Синтоизм - комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов». Син, или ками, - это боги, духи, которые по представлениям древних японцев населяют весь окружающий человека мир небо, светила, землю, горы, реки и деревья. Любой предмет может быть воплощением ками, наиболее распространенным воплощением «божественной силы» является камень. Эти предметы - «синтай» (тело бога) обычно представляют собой символ святости и объект Поклонения.
4 слайд Описание слайда:
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или «Великое небесное сияющее божество», – самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.
5 слайд Описание слайда:
Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, и когда в 1868 буддизм возродил синтоизм к жизни после тысячелетнего забвения, эта версия вошла как составная часть в систему государственного образования. В законодательных актах утверждалось, что император – божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору – живому воплощению богов предков – подобало оказывать абсолютное повиновение. Такова была сущность синтоизма как государственной религии современной Японии. .
6 слайд Описание слайда:
Перед Второй мировой войной в стране насчитывалось ок. 16 000 священников и более 110 000 святынь и храмов. Все японцы были обязаны соблюдать заповеди и обряды синтоизма.
7 слайд Описание слайда:
Директивой верховного главнокомандующего сил союзников от 15 декабря 1945 государственная религия была отменена. Синтоизм превратился в одну из многих религий и должен был рассчитывать лишь на добровольную поддержку населения. 1 января 1946 был издан императорский эдикт, в котором император отрекался от своего божественного происхождения и заявлял, что отношения между троном и народом покоятся исключительно на взаимном доверии и любви.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-295133
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Презентация к уроку по МХК (10 класс) по теме: Художественная культура Средневековой Японии | скачать бесплатно
Слайд 1
Художественная культура Средневековой Японии
Слайд 2
Общая характеристика Путь японского искусства – это путь постижения красоты через незаметное и первозданное. В произведениях искусства японцы стремились подчеркнуть прелесть старины, и поэтому их привлекает цвет необожженной глины, замшелый камень. Японское искусство отличает простота и минимум деталей, сдержанная цветовая гамма. Япония – страна древнейшей культуры, истоки которой восходят к 8 тыс. до н.э. Наиболее значительные художественные достижения связывают с эпохой Средневековья (6 – 19 вв ). Огромное влияние на культуру Японии оказала китайская и корейсткая культура, а также японская религия – синтоизм – в основе которой лежат обожествление природы и культ предков.
Слайд 3
Архитектура На протяжении многих веков в Японии возводились архитектурные сооружения в китайском стиле. Средневековая японская архитектура была деревянной. Наиболее растпространенные виды построек – жилые дома, дворцы, монастыри и храмы.
Слайд 4
Монастырь Хорюдзи Один из древнейших архитектурных сооружений – буддийский монастырь Хорюдзи близ города Нара – первой столицы Японского государства. Особенно примечательны в данной постройке Золотой Зал и Пагода
Слайд 5
С 8 века в Японии начинают возводить величественные буддийские ансамбли. Подлинным шедевром стал Золотой павильон в Киото
Слайд 6
Золотой павильон в Киото
Слайд 7
В Японии 17 века заметно изменились художественные вкусы и понятия, что было связано с расширением международных связей. В искусстве возросло стремление к красочности, зрелищности и праздничности. В период междуусобных войн стали возводиться оборонительные сооружения -замки.
Слайд 8
Замок Химедзи Одним из живописных замков того времени является замок Химедзи близ г. Кобе .
Слайд 9
Садово – парковое искусство Самые первые сады начали создаваться еще в 6 – 7 вв. по китайским и корейским образцам.
Слайд 10
Садово – парковое искусство
Слайд 11
Сад мхов, 16 в.
Слайд 12
Изобразительное искусство Одним из самых знаменитых видов японского изобразительного искусства стала цветная гравюра на дереве. Первоначально техника исполнения гравюры была монохромной. Жанры были разные, но излюбленным считался жанр « бидзинга » - изображение красавиц.
Слайд 13
Китагава Утамаро Огия Кассей В своих произведениях создал особый вид женской красоты – женщины в национальных одеждах со сложными прическами, удлиненным овалом лица, маленьким ртом, узкими глазами.
Слайд 14
Последователи Утамаро В искусстве цветной гравюры преуспел Кацусика Хокусай (1760 – 1849). Вершиной его творчества стала серия картин «36 видов Фудзи » , созданная им на склоне лет. Подлинный шедевр - гравюра « Фудзи у Канагава . Волна».
Слайд 15
Кацусика Хокусай Волна, 1823 г.
Слайд 16
Скульптурное искусство Скульптура – самый древний вид изобразительного искусства Японии, древние образцы которой восходят к 3 – 5 вв. Она представлена величественными статуями Будды, а также произведениями мелкой пластики из дерева, камня, бронзы или глины. В 12 – 13 вв. в японской скульптуре наметились новые тенденции, которые привели к появлению уникальной миниатюрной скульптуры – нэцке , известной сегодня во всем мире.
Слайд 17
Нэцкэ С помощью нэцке к поясу кимоно, не имеющей карманов, прикреплялись кисеты, кошельки и коробочки. Нэцке изготовляли из дерева или слоновой кости, тщательно полируя их лаком. В виде нэцке изображены полководцы, герои сказок, поэты и музыканты. Искусство нэцке – наиболее характерное традиционное явление японской культуры.
Слайд 18
Вопросы и задания Ответьте на вопросы 1 – 3 на стр. 247.
nsportal.ru
Презентация по МХК "Художественная культура Японии: Особенности живописи"
Японская живопись - один из старейших и наиболее изысканных видов изобразительного искусства Японии, в которой проявилась вся самобытность национального характера. В сюжетах картин преобладают сцены, насыщенные действием. Предпочтение отдается ярким цветным плоскостям и четким контурам. Это хорошо заметно в ритуальных свитках и на расписных ширмах.
Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие жанров, стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. Основу же всех стилей при всем их многообразии составляют два главных направления: континентальное (привнесенное из Китая и Кореи) и чисто японское.
С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций. Появились даже живописные повести, иллюстрирующие путешествия, романы и описания жизни императоров и вельмож. Главным для них было - передать настроение героя. Это делалось при помощи сочетания цветов и их оттенков, лаконичных и вместе с тем насыщенных, изысканной композиции. Особенно явственно это проявилось в пейзажной живописи, в которой примерно к XVI веку утверждается живопись тушью. По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией.
До X в. в японской живописи доминировало китайское направление буддийского содержания. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) - это росписи храма Хорюдзи. Исполненные гибкими линиями, с легкой подкраской, они перекликаются с индийскими и китайскими образцами. В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. Бесчисленные версии изображения Мандалы были созданы на стенах храмов, а также на свертках.
Затем начинает появляться японская живопись - ямато-э. Первые произведения в этом стиле представляли собой роспись ширм и сдвижных экранов, позднее появились многометровые живописные свитки и произведения на отдельных листах альбомного формата, для которых характерно сочетание общего условно-декоративного характера композиции (плоскостные фоны, нередко золотые, тщательно прорисованные контуры) - с подчеркнуто правдоподобным изображением отдельных мотивов.
Старейшие из сохранившихся свитков, первые образцы светской живописи, представленные в горизонтальных свитках, которые относятся к XII в., служат иллюстрацией классических произведений японской литературы периода Хэйан: «Исэ моногатари», «Хэйкэ моногатари» (повесть о войне между домами Тайра и Минамото), «Свитка придворного Бан дайнагон», «Свитка ежегодных обрядов и церемоний», «Свитка веселящихся животных» и «Свитка адских миров».
Отметим, что первые горизонтальные свитки появились в Японии в VIII веке - их привезли из Китая. Их небольшой формат лучше всего подошел для повествовательного жанра. В Камакура такие свитки использовались для записи истории монастыря и биографий прославленных монахов. В то же время они предоставили возможность для юмористических и даже грубоватых рисунков, например, изображений будд в виде лягушек и монахов - в виде обезьян, в живой раскованной манере, которая расширила возможности художников и каллиграфов за границы простого рассказа. Так, на свитке «Чудесная история о летающем амбаре» (Приложение 1), фактически повествующем о возмездии за отказ сделать надлежащие религиозные пожертвования, история представлена в комическо-карикатурной форме: обезумевший владелец хранилища с зерном устремился вдогонку за амбаром, исчезающим в золотой монашеской чаше для подаяний. В подобных свитках открываются существенные различия между китайским и японским вкусом. В китайском исполнении эти истории тяготели к конфуцианским нравоучительным повествованиям, в то время как японцы насыщали сюжет реалиями повседневной жизни и человеческой натуры.
В это же время в Японии был создан, наверное, первый роман в истории мировой литературы - «Гэндзи Моногатари» («Повесть о Гэндзи»). Это невероятная история из жизни при дворе в Киото, создана в 1000 году Мурасаки Сикибу - придворной дамой, японской писательницей. «Повесть о Гендзи» правдиво и в мельчайших подробностях живописует жизнь императорского двора периода Хэйан, пышное великолепие его ритуалов, художественные вкусы и т.д. Иллюстрации к ним выполнены художником Фудзивара Такаёси (Приложение 2).
Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Произведения живописи того времени передавала не действие, а состояние души, настроение героев. Это проявляется в застывших силуэтах фигур и специфическом коричневато-бирюзовом колорите.
В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. В художественных ценностях произошел сдвиг от изящности и аристократической рафинированности позднего Хэйан к прагматичности и аскетичности во вкусе новых правителей Камакура. В живописи на свитках утвердилось повествовательное начало: это полные драматических эпизодов легенды о чудесах, жизнеописания проповедников буддийской веры, сцены сражений воинов. В этой форме искусства нашло выражение то, что можно обозначить как витальные элементы японской живописи: спонтанность, грубая энергия и движение. Распространились также портреты военачальников и монахов. Одно из самых популярных изображений - портреты Бодхидхармы, монаха, пришедшего в V веке из Индии и основавшего китайскую секту чань; он стал легендарным основателем плеяды патриархов дзэн. В самом «непочтительном» стиле Бодхидхарма часто изображается с большой долей юмора, что порицалось традиционными буддийскими школами. Спонтанная живопись тушью по белой бумаге пришла из Китая, однако спонтанность, юмор и натуралистические элементы были привнесены японской традицией.
К XIV в. популярной становится монохромная живопись тушью в дзэнской манере, которая выходит за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства. Эта живопись получила название суми-э. В это же время развивается жанр полихромного портрета, к которому обращаются многие дзэнские художники, например великий Мусоо Сосэки и его ученик Мутоо Сюуи.
Однако преобладающим жанром на протяжении XIV-XV вв. под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к природе начала развиваться пейзажная живопись в стиле сансуйга. Представителями этого жанра были высокообразованные художники; основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в.), Тэнсёо Сюубун (ум. в 1460 г.) и др., не довольствовавшиеся простым следованием китайской традиции, а пытавшиеся утвердить собственный подход к монохромному пейзажу.
В течение полутора веков японские художники осваивали китайскую художественную систему, сделав одноцветную живопись достоянием национального искусства. Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк. В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.
XVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной столетия.
В 1481 г. официальным художником при дворе Асикага становится Каноо Масанобу (1434-1530), творчески объединивший принципы китайской живописи с традицией ямато-э. Он стал основоположником школы, к которой относится целая плеяда блестящих художников, разработавших целое направление декоративной живописи. Ширмы, веера и настенные панно, расписанные этими мастерами, стали лицом японского изобразительного искусства конца XVI в. (период Адзути-Момояма,1573-1614).
В этот период декоративная живопись получает дальнейшее развитие, широкое распространение получают настенные росписи, украсившие дворцы правителей страны и крупных феодалов. Крупнейшим мастером декоративной живописи был знаменитый Кано Эйтоку (1543-1590), живший во второй половине XVI в. Эйтоку был первым японским живописцем, использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. На одном из немногих сохранившихся его произведений - «Кипарис» - изображен мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы. Золотой фон подчеркивает яркость красок, делает их более звучными (Приложение 4).
В период Эдо (1614-1868) достигли расцвета различные школы монохромной живописи. К важнейшим школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа, специализировавшиеся в стиле ямато-э.
Школа Тоса находилась под покровительством императорского двора и была одной из самых процветающих в XV-XIX вв. Художники этой школы предпочитали сюжеты на классические произведения японской придворной литературы. Стиль Тоса характеризуется как изысканный, с богатой палитрой и тщательной прорисовкой деталей стиль.
Школа Римпа возникла в 1600 г. Ее основоположниками считаются Таварая Соотацу (ум. в 1643 г.) и Хонами Кооэцу (1553-1637), а самым выдающимся мастером признают Огата Коорин (1656-1716), чьи работы вдохновляли не только японских художников, но и западных: так, популярный в Европе в конце XIX - начале XX вв. стиль «арт-нуво» («модерн») во многом обязан достижениям художникам школы Римпа, которые прославились изысканным декоративным дизайном композиций на классические сюжеты и декоративные мотивы в новой трактовке - вот что делает стиль этого художника таким потрясающим
В эпоху Эдо процветали также и другие направления живописи: школы - Маруяма-Сидзэёо, Акита, Итоо и др. Было популярно также направление намбан - буквально «южный варвар» - так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в стиле намбан, подражали западной живописи, по-своему использовали западные сюжеты и пытались использовать законы перспективы
В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу - Корин. Заслугой ее выдающихся мастеров Таварая Сотацу и Огата Корин стало то, что они соединили технику традиционной живописи на свитках с приемами настенных росписей предшествующего столетия. Живопись этих художников тяготела к литературным сюжетам прошлых веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была зрелищной, что отвечало вкусам того времени (Таварая Сотацу. «Бог ветра», Огата Корин. «Волны в заливе Мацусима») (Приложение 5, 6).
Кисти Таварая Сотацу принадлежат две парные двустворчатые складные ширмы, украшенные изображениями двух божеств - бога ветра и бога грома. Фрагмент одной из них представлен на этой фотографии. Художник мастерски использует золотой фон не только как декоративный элемент, но и как средство создания безграничного пространства, в котором разворачивается действие с участием демонических созданий.
С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга - буквально «просвещенная живопись». Художников этого направления - их иногда называют «японскими импрессионистами» - вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга. Наиболее выдающиеся художники этого направления Икэ-но Тайга (1723-1776), Урагами Тёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835) и др. творчески переосмысливали принципы традиционной японской и китайской пейзажной живописи, пытаясь придать своим работам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности. Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников, как Икэ-но Тайга и Ёса Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и Кацусика Хокусай.
Двумя основными эстетическими принципами городской культуры периода Эдо были «ики» и «суй». Термин суй означает изысканность в манерах поведения. Ики подразумевает изысканность, с которой человек одевается и общается. Эти принципы отражали вкусы образованных и богатых людей из торгового сословия, которые с легкостью относились к деньгам и материальным благам и умели ценить красоту и роскошь. Этот стиль поведения относился также к женщинам высших рангов, к образованным гейшам и куртизанкам, чьей профессией было развлечение других людей.
Принципы ики и суй повлияли и на стиль укие-э, появившийся в первой половине XVII века, но пришедший в упадок уже в XIX в.. Обычно под укиё-э понимают популярные и широко распространенные в период Эдо жанровые произведения - живопись и, в особенности, гравюру. Термин укие-э заимствован из буддийской философии и означает «мир скорби», то есть мир преходящих иллюзий, в котором уделом человека являются скорбь, страдания, болезни и смерть. Непостоянство бытия воспринималось как источник страдания и как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые оно дарует. Укие-э и означает «картинки плывущего мира». В центре внимания художников укие-э, как правило, были прекрасные дамы, гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга - «весенние картинки»), сцены любования природой, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга).,а также знаменитые виды природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами паломничества.
По мере развития направления укиё-э рамки отражаемого им среза бытия все время расширялись: появилось много картинок укиё-э, иллюстрировавших известные литературные произведения, особенно Исэ-моногатари и Гэндзи-моногатари, а также военные хроники гунки-моногатари; в конце концов ко времени расцвета жанра он охватил буквально все аспекты повседневной жизни всех слоев японского общества. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты: изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай, батальные сцены, сцены кровопролития, изображенные очень натуралистично, пожары и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т. д.
Широкое распространение получили и пародии на изысканный стиль ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах знатных дам Хэйанской эпохи; дзэнский святой Дарума - в одеянии куртизанки; а божества изображались предающимися различным удовольствиям. Первые такие картинки появились еще в начале века; это были недорогие живописные работы. Зачастую автор был неизвестен, а композиция непритязательна. Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные картинки», их писали художники-матиэси, объединенные в большие артели. Главной темой картинок были дешевые проститутки и известные куртизанки.
Первым мастером укие-э, начавшим подписывать свои работы, стал Хисикава Моронобу (ум. В 1694 г.), имевший огромный успех. Он прославился своей работой «Букэ хякунин иссю», вышедшей в 1672 г. Всего Моронобу стал автором серий иллюстраций более чем к 150 книгам. Моронобу был известен не только как мастер гравюры, но и как автор живописных произведений укиё-э, и как дизайнер декоративных орнаментов косодэ.
Около 1770 г. взлет популярности пережил жанр якуся-э с новаторским изображением актеров как конкретных личностей Кацукава Сюнсе (1726-1793) и Иппицусай Бунте. Стиль Кацукава Сюнсе в значительной степени повлиял и на ранние работы Кацусика Хокусая (1760-1849), одного и величайших японских живописцев. Исода Корюсай и Китао Сигэмаса изображали прекрасных обитательниц веселых кварталов, занятых повседневными бытовыми заботами.
Конец XVIII- начала XIX вв., а именно эры Тэнмэй и Кансэй считается золотым «веком» укиё-э. В эти годы творили такие фигуры, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (г. ж. н.), Тёбунсай Эйси (1756-1815), Кубо Сюнман (1757-1820), Кацукава Сюите и др. В это же время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769-1801), ведущий мастер укиё-э первой четверти XIX века.
Гравюра.
Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рисунка, нанесённого на доску из дерева, линолеума, металла, камня; а также само изображение на дереве, линолеуме, картоне и т.п. на дереве (ксилография), расцвет которой в Японии относится к Средневековью (XVIII- первой половине XIX в.), стала еще одним видом изобразительного искусства. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э («картины повседневного мира»). Главным центром производства гравюр к концу XVII века стал Эдо (нынешний Токио).
В создании гравюры помимо художника, который создавал рисунок и писал свое имя на готовом листе, участвовали резчик и печатник.
Первым мастером гравюры был Хисикава Моронобу, он считается создателем авторской гравюры, так называемой итшлаи-э, «отпечаток на одном листе» - то есть гравюры как отдельного, самодостаточного художественного произведения. В Эдо он основал школу Хисикава, ставшую одной из основных эдоских школ укие-э.
Сначала гравюра была однотонной, и ее раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки», или Эдо-э, эдоские картинки. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры. Иногда их было больше тридцати. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Его мастерство состояло в том, чтобы добиться точного совпадения контуров каждого цвета, получаемых с разных деревянных досок.
Все гравюры подразделялись на две группы:
- театральные, на которых изображали актеров японского классического театра Кабуки в различных ролях
- бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни.
Самым знаменитым мастером театральной гравюры был Тёсюсай Сяраку, изображавший лица актеров крупным планом, подчеркивая особенности исполнявшейся ими роли, характерные черты человека, перевоплотившегося в персонаж пьесы: гнев, страх, жестокость, коварство (Тёсюсай Сяраку. Гравюра из серии «Актеры театра Кабуки»).
Основной прием Тёсюсай Сяраку - гротеск, преувеличение - создавал впечатление внутренней напряженности и экспрессии его героев (Тёсюсай Сяраку. Гравюра из серии «Актеры театра Кабуки») (Приложение 7).
В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу («Чтение») и Китагава Утамаро (1753-1806). Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты («Женщина перед зеркалом») (Приложение 8, 9). В сериях его гравюр на темы из жизни женщин - «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви», «Прекраснейшие женщины современности» и др. - как правило, нет повествования, действия. Его героини как будто застыли на мгновенье и кажется, что в следующий миг они продолжат свое плавное грациозное движение. Но эта пауза - наиболее выразительный момент, когда наклон головы, жест руки, силуэт фигуры передают чувство, которым они живут (Китагава Утамаро. Гравюра из серии «Прекраснейшие женщины современности») (Приложение 10).
Самым известным мастером гравюры конца XVIII - первой половины XIX вв. был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760-1849). Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее проявлениям - от незатейливой уличной сценки до величественных и грозных природных стихий (Кацусика Хокусай. «Водяная мельница в Ондене») (Приложение 11). Творчество Хокусай основывается на многовековой живописной культуре Японии. Хокусай изучал также творчество старых китайских мастеров, был знаком с европейской гравюрой. Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных своих произведений - серию «Тридцать шесть видов Фудзи» («Большая волна в Канагава». Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»), позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12).
Новаторство Хокусай - в самой сути его искусства, его глубинной содержательности, связях со своим временем. Художник увидел жизнь как единый процесс во всем многообразии ее проявлений, начиная от простых чувств человека, его повседневной деятельности и кончая окружающей природой с ее стихиями и красотой («Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи) ». Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»). Творчество Хокусай, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, - вершина в художественной культуре средневековой Японии, ее замечательный итог (Приложение 13).
Расцвет пейзажного жанра связан также с именем Андо Хиросигэ (1797-1858), признанного мастера цветной ксилографии, младшего современника Кацусика Хокусай. В отличие от последнего, выработавшего характерный тип эпического японского пейзажа, Андо Хиросигэ в своих произведениях воплотил камерный, лирический образ национальной природы («Сливовый сад в Камэйдо». Из серии «Сто знаменитых видов Эдо»; «Станция Ёккаити. На реке Миягава». Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо») (Приложение 14, 15).
Первое тридцатилетие XIX в. стало эпохой наиболее массового распространения укиё-э, в это время в Японии - не только в Эдо, но и в других городах (Киото, Осака, Нагоя и др.) - работали сотни художников, создававших десятки тысяч гравюр. Тогда же одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж.
К поздним мастерам относятся также Кэйсай Эйсэн (1790-1848) и представители школы Утагава, доминировавшие в этот период. Примерно половина всех сохранившихся к настоящему времени гравюр укиё-э были созданы именно ими. Укиё-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма: Эдгара Дэга, Клода Монэ и, особенно, на Винсента Ван-Гога.
Японская живопись - один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров, стилей и форм: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера.
Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Часто живопись была декоративно-прикладной, и росписи ширм, вееров, различных вещей и украшений домашнего быта восполняли простоту интерьера, становились его украшением.
О древней японской живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Вначале она имела религиозный характер, примерно до десятого века в японской живописи, безусловно, доминировало китайское направление, кара-э, причем преимущественно буддийского содержания. Начиная с X века появляться японская живопись, ямато-э, совершенно непохожая на китайскую, в ней появились национальные особенности. Самые ранние произведения в стиле ямато-э представляли собой роспись складных ширм и сдвижных экранов. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси).
В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель). В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и крупных феодалов. В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) - гравюры на дереве (ксилография), изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров японского классического театра Кабуки в различных ролях, и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
videouroki.net
Презентация к уроку МХК, 10 класс на тему: "Художественная культура Японии"
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация к уроку МХК, 10 класс на тему: "Художественная культура Японии"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ Презентация к уроку МХК, 10 класс Автор: Онищенко Светлана Борисовна, учитель МХК и музыки Место работы: МБОУ гимназия №4, г. Пятигорск
2 слайд Описание слайда:
Япония – страна древнейшей культуры Истоки культуры восходят к 8 тыс. до н.э. Наиболее значительные достижения связаны с эпохой средневековья - VI – XIX вв.
3 слайд Описание слайда:
Географическое положение Япония – островное государство. 4 основных острова: Хоккайдо Хонсю Сикоку Кюсю и более 3-х тысяч маленьких островов.
4 слайд Описание слайда:
Суровость японской природы Катаклизмы, землетрясения, цунами привели к возникновению таких качеств личности как твердость духа, терпение, спокойствие перед смертью.
5 слайд Описание слайда:
Традиционные ценности японской культуры Следование древним народным ритуалам. Глубокая привязанность к месту рождения. Почитание старших по возрасту или положению.
6 слайд Описание слайда:
Религия Основные религии в Японии — синтоизм и буддизм. Синтоизм, синто (яп. «путь богов») — традиционная религия Японии. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми.
7 слайд Описание слайда:
Синтоизм – древнейшая религия В основе синтоизма – почитание сил природы, священных гор, рек, деревьев, многочисленных богов, умерших предков.
8 слайд Описание слайда:
Согласно синтоизму божество можно ощутить через созерцание красоты
9 слайд Описание слайда:
Путь японского искусства Постижение красоты через незаметное и первозданное. Японские художники выявляют красоту, заложенную природой.
10 слайд Описание слайда:
«Не сотвори, а найди и открой»
11 слайд Описание слайда:
«Вслушивайся в недоговоренное всматривайся в недорисованное» Кацусика Хокусай. Вьюнок на бамбуке. Период Эдо
12 слайд Описание слайда:
Принципы художественного творчества Японии Простота, отсутствие вычурности. Минимум предметов и деталей. Асимметричность композиции. Сдержанная цветовая гамма. Сохранение первозданной красоты предметов. Недосказанность, незавершенность форм.
13 слайд Описание слайда:
Архитектура Стремление к величавой простоте, связь с окружающей природой
14 слайд Описание слайда:
Шедевры архитектуры Сооружения в китайском стиле, но без вычурности и усложненности. Виды построек: храмы, дворцы, монастыри, жилые дома. Пагода Якусидзи. Нара. 8 в.
15 слайд Описание слайда:
Монастырь Хорюдзи Древнейший архитектурный комплекс, созданный в традициях китайской архитектуры . Первая из сохранившихся деревянных построек. Основу монастыря составляют пагода и Золотой зал.
16 слайд Описание слайда:
Монастырь Хорюдзи. 607г. Нара
17 слайд Описание слайда:
Золотой павильон в Киото Один из основных буддийских храмов. Весь павильон (кроме нижнего этажа) покрыт листами чистого золота. Павильон используется как хранилище реликвий Будды. На крыше павильона — китайский феникс.
18 слайд Описание слайда:
Золотой павильон. XIVв. Киото
19 слайд Описание слайда:
Замок Химэдзи Феодальный замок-крепость. Белоснежные башни и стены, дали ему второе название - Замок Белой Цапли
20 слайд Описание слайда:
Замок Химэдзи.1601 -1609гг. Кобе
21 слайд Описание слайда:
Дворец Кацура. Павильон Сёкинтэй. 17 в. Период Эдо
22 слайд Описание слайда:
Садово-парковое искусство Главная цель создания садов - совершенствование духа через созерцание красоты
23 слайд Описание слайда:
Основные принципы садово-паркового искусства определили синтоизм и буддизм Буддийское учение дзен основано на интуитивном познании мира. Гармония мира достигается соблюдением равновесия инь и ян.
24 слайд Описание слайда:
Сады камней
25 слайд Описание слайда:
Монастырь Рёандзи
26 слайд Описание слайда:
Монастырь Рёандзи. Сад камней
27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:
Изобразительное искусство Японская живопись характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель). В первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве.
Укиё-э – искусство быстротекущего мира Сиюминутные впечатления, едва заметная смена чувств в жизни природы и человека Утагава Тоёкуни III. Любование цветением вишни
33 слайд Описание слайда:
Укиё-э – искусство быстротекущего мира «Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишни, осенними листьями клена…» Утагава Тоёкуни III. Гэндзи вечером любуется цветами сакуры
34 слайд Описание слайда:
Укиё-э – искусство быстротекущего мира
35 слайд Описание слайда:
Бидзинга – изображение красавиц Китава Утамаро (1753-1806) Создал поэтические образы красавиц в национальных одеждах. «Красавица перед зеркалом». Конец 18 в.
36 слайд Описание слайда:
Бидзинга – изображение красавиц
37 слайд Описание слайда:
Пейзаж Кацусика Хокусай. Серия картин «36 видов Фудзи»
38 слайд Описание слайда:
Кацусика Хокусай. Серия картин «36 видов Фудзи»
39 слайд Описание слайда:
Кацусика Хокусай. Серия картин «36 видов Фудзи»
40 слайд Описание слайда:
Андо Хиросито. Едва уловимые состояния природы
41 слайд Описание слайда:
Утагава Хиросигэ. Весенний дождь в Цутияма
42 слайд Описание слайда:
Скульптура Самый древний из видов искусств Японии . С появлением в стране буддизма стала распространяться храмовая скульптура. Одна из самых древних скульптур в Японии - статуя Будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. Почти вся скульптура делалась из дерева. Из дорогой бронзы выполнялись лишь самые почитаемые изображения — например, гигантские Будды в Наре (храм Тодайдзи) и Камакуре.
43 слайд Описание слайда:
Скульптура. Статуя Будды в Камакуре
44 слайд Описание слайда:
Нэцкэ Миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно- прикладного искусства. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде , которая была лишена карманов.
45 слайд Описание слайда:
Нэцкэ Фигурки из дерева, слоновой кости имели сквозные отверстия для шнура, с помощью которого к поясу кимоно прикрепляются трубка, кисет и др. Были наиболее распространены в искусстве конца 17 - 19 вв.
46 слайд Описание слайда:
Нэцкэ
47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда: 49 слайд Описание слайда: 50 слайд Описание слайда:
Культурные достижения Икебана (цветы, которые живут)
51 слайд Описание слайда:
Икебана или икэбана («икэ» — жизнь, «бана» — цветы) Традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
52 слайд Описание слайда:
Икебана или икэбана («икэ» — жизнь, «бана» — цветы) В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
53 слайд Описание слайда:
Икебана или икэбана («икэ» — жизнь, «бана» — цветы) Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
54 слайд Описание слайда: 55 слайд Описание слайда: 56 слайд Описание слайда:
Культурные достижения Чайная церемония
57 слайд Описание слайда:
Чайная церемония («путь чая», «искусство чая») Совместное чаепитие, особый ритуал которого был создан в средние века в Японии. Приглашается на чайную церемонию не более 5 человек.
58 слайд Описание слайда:
Чайная церемония Для церемонии необходимы: шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления.
59 слайд Описание слайда: 60 слайд Описание слайда: 61 слайд Описание слайда:
Культурные достижения Бонсай
62 слайд Описание слайда:
Бонса́й ( «выращенное в подносе») Искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай».
63 слайд Описание слайда:
Бонса́й ( «выращенное в подносе») Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае. Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами.
64 слайд Описание слайда: 65 слайд Описание слайда: 66 слайд Описание слайда:
Культурные достижения Театр Кабуки
67 слайд Описание слайда:
Театр Кабуки («песня, танец, мастерство») Один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев.
68 слайд Описание слайда:
Театр Кабуки Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
69 слайд Описание слайда:
Театр Кабуки Первоначально женские и мужские роли исполняли только женщины в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни.
70 слайд Описание слайда:
Театр Кабуки Впоследствии место женщин-исполнительниц заняли юноши. Вместе с этим изменился и характер постановок — больше внимания уделялось драматическому искусству, чем танцу.
71 слайд Описание слайда:
Вывод: Япония – страна древнейшей и самобытной культуры. Японская художественная культура отличалась особенным чувством прекрасного, сочетающим скромность и простоту. Японские художники открывали красоту повседневности, старались сохранить первозданность природной красоты.
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-232187
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Презентация по МХК "Японская живопись"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Выполнила: Топалян Марина 10кл.
2 слайд Описание слайда:
На культуру менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны),что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.
3 слайд Описание слайда:
Японская живопись — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.Для японской живописи характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
4 слайд Описание слайда:
Японская живопись весьма разнообразна как по содержанию, так и по формам.
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:
Горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.
7 слайд Описание слайда:
В период Хэйан (794—1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. К этому же периоду относятся первые образцы светской живописи, иллюстрирующих аристократические повести и романы. Наиболее известное произведение этого рода —иллюстрация знаменитой «Повести о Гендзи». Иллюстрации были выполнены на десяти горизонтальных свитках и дополнены текстом
8 слайд Описание слайда:
Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Произведения живописи того времени, получившей впоследствии название «ямато-э» (в буквальном переводе — «японская живопись»), не столько следуют развитию действия, сколько стремятся раскрыть элегически-грустное настроение героев. Это проявляется в застывших силуэтах фигур и специфическом коричневато-бирюзовом колорите.
9 слайд Описание слайда:
Живопись Японии XI-XII вв. «ямато-э» достигла высокого расцвета. Функции живописи были многогранны: в первую очередь художники-живописцы работали над иллюстрациями к художественной прозе — в этот период именно она стала особенно популярной. Иллюстрируя тексты, художники выступали как их полноправные толкователи. В этом виде живописи много тонкой поэтичности, поклонения природе и ее красоте . Широко распространилась лаковая японская живопись. Она украшала ширмы в жилых помещениях, веера и даже мелкие бытовые предметы: приборы для еды, бумагу для писем и т. д. Живописный стиль «ямато-э» утверждал собственно японский стиль в искусстве.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: