Что Означает Слово Демократия В Древней Греции. Демократия древней греции
Толпа и демократия в Древней Греции
В Древней Греции слово «охлос» означало толпу, а «демос» — граждане (не рабы и не иностранцы). Граждане владеют и живут в полисе. Поэтому когда шла война, историки не писали, что Афины воюют со Спартой. Они писали: «Афиняне воюют со спартанцами», то есть народ ведёт войну. Граждане проходили обязательную военную подготовку с 18-20 лет, а потом постоянно вызывались на сборы. В более поздний период в войнах стали участвовать наёмники. Каждый полис состоял из трёх сословий, и социальный статус человека передавался по наследству. Было сословие свободных не граждан (в Афинах их называли «митеки» — живущие рядом; в Спарте— «пириэки» — живущие вокруг). Свободные не граждане обладали всеми правами, кроме права владения землёй и политических прав. Они тоже воевали, но не на добровольной основе, а так как им было дано пристанище, они обязаны были воевать. Самое низшее сословие - рабы. У них не было никаких прав, но убийство раба в Афинах приравнивалось к убийству не свободного гражданина. У граждан были иные права, их нельзя было пытать, у них коллективная, общинная идентичность.
3 кита демократии
Уже в V веке до н.э. древнегреческие писатели использовали термин «демократия». До этого сама демократия называлась «исономия» — то есть равенство перед законом. Были и другие термины, «исополития» — равенство в осуществлении гражданских прав; «исогория», — равные права для граждан в выступлении на народном собрании.
Слово «охлос» (толпа) появилось одновременно со словом "демократия", кстати, на иврите слово «охлусия» означает население, вероятно, это слово пришло от греков. Древнегреческое полисное общество было достаточно ограниченным, люди знали друг друга. Афины считались мегаполисом, в котором в пору рассвета проживало до 250 000 жителей, из которых от 35 до 40 тысяч составляли граждане. Толпа в Древней Греции была организованной. Классическое определение демократии — это власть народа, осуществляемая народом для народа. С нашей точки зрения, любая древнегреческая демократия - это олигархия или аристократия, представлявшая 10-15% населения. Однако Аристотель противопоставлял правление олигархов (правление богатых и лучших) истинной демократии (правление многих). Всеобщее избирательное право появилось довольно поздно. Во Франции женщины получили избирательные права всего в 1946 году. Для своего времени афинская демократия была истинной демократией, которую нельзя сравнивать с современной. Как минимум 2/3 афинских граждан за время своей жизни занимали какую-то государственную должность, то есть власть не была представительной и не существовала «отдельно» от граждан.
По началу государственные должности не оплачивались и их занимали аристократы. Перикл ввёл оплату гос. должностей, правда, она была не велика, даже меньше оплаты воина, но позволяла мелкому ремесленнику поучаствовать в правлении.
Для решения самых важных вопросов требовалось присутствие, как минимум 25% граждан, а для менее существенных вопросов, кворума не было. Делегации голоса не существовало. У них были органы, как совет 500, который формировал повестку дня каждого собрания, которые происходили каждые 9 дней. В принципе, каждый мог выступить, но чтобы это не превратилось в «базар-вокзал», существовал регламент.
Иногда демократия превращалась в охлус, и принимались необдуманные решения вредящие всему обществу. Это был минус прямой демократии. Восстания масс не было. Однако существуют упоминания о том, как когда спартанская армия одержала победу, социальный порядок рухнул и произошёл скитализм — закон дубины (скитала — дубина), и дубинами было перебито 1100 богатых граждан. Но это не было восстанием масс, а скорее казнь. Многие известные древнегреческие философы, как Платон, упоминали охлусы, то есть толпы, в том числе суды, народные собрания, в контексте того, что они пытались их избегать.
В любом древнегреческом обществе, даже при олигархии, умеренной либо радикальной демократии, власть всё равно была у народа. Элементы представительной демократии появлялись в основном в Афинах и Спарте, в больших полисах относительно Греции. В глазах Аристотеля идеальный полис, это полис где проживает около 1000 граждан; со всеми жёнами, детьми и рабами — 6000. В таком полисе прямая демократия естественна.
Имя любого афинского гражданина состояло из имени, отчества и имени дема — округа, то есть то место в котором он живёт и жили его предки. Если гражданин перемещался, он мог голосовать только в своём демо, или от имени своего демо.
В произведении Ксенофонта «Анабасис» описан поход и отступление 10 000 греческих наёмников, которые добрались до персидской империи. Их командиров заманил для переговоров персидский (иранский) правитель и убил. Воины собрались и выбрали 10 новых стратегов, то есть они действовали как граждане полисов.
Выборы — это не настоящая демократическая процедура, при настоящей демократии выбирают жребием. Однако финансовых контролёров выбирали не через жребий, ими становились только самые богатые граждане. Понимали, что если человек имеет дело с деньгами, он может управлять государственным имуществом.
Критика демократии
Вся интеллектуальная элита критически воспринимала демократию. К элите относились, прежде всего, философы: Платон, Сократ, Аристотель (в меньшей степени). Для них демократия — это власть толпы, само понятие было негативным, а слово «охлократия» появилось позже. Платон, например, противопоставлял демократию (власть незнающих) власти знающих, то есть философов. В конце концов, при демократии аристократия слилась с демосом, хотя в самом начале демократическая форма всегда возглавлялась аристократией, так как только они обладали пайдея (воспитанием), военной подготовкой, ораторским искусством, и т.д. После смерти Перикла, выдающего политического деятеля, появились новые политики, которых называли демагогами. Вначале этого слово не было ругательным и означало «взывающие к народу». Они говорили громко, были популистами. Афинская демократия поменялась, это уже были люди среднего класса. Это имело и свои плюсы (они были ближе к народу) и минусы (они не имели надлежащего воспитания, не умели, что важно для политиков, выдерживать паузу). То есть толпа могла, например, принять эмоциональное решение о казни кого-то, а потом в этом раскаивалась. Они проигрывали в стратегических моментах. Среди них были интриги, они блокировали друг друга и вскоре слово «демагог» приобрело современный оттенок, доживший до наших дней. Если проводить сравнение, Перикл был совсем иного статуса, его любили, как человека «который выше», его и называли небожителем, и 14 лет подряд избирали стратегом. То не была диктатура или тирания. Но когда Афины потерпели неудачу в войне, его не избрали стратегом, и даже обвинили в каких-то нарушениях, но потом раскаялись и избрали снова. А демагоги были «в доску свои».
В период полисов и демократии в Древней Греции современного понятия «анархия» и столпотворение не было. Что-то похожее на собрание толпы появилось позже в эпоху эллинизма в Александрии, тогда уже не было полисов, а была царская власть, где уже существовали объединения и граждан и не граждан, египтян и греков, и было бесчинство толпы.
Суммируя скажем, что основное отличие древнегреческой демократии от современной в том, что первая была прямой, а сейчас - представительная. Она генетически и исторически восходит к сословному представительству.
ozareniye.livejournal.com
Что Означает Слово Демократия В Древней Греции ~ Повседневные вопросы
Демократия в Афинах.
Слово демократия значит по-гречески власть народа. Первой демократией в мире была афинская. Начало демократии положили реформы Солона. Безраздельное господство аристократов окончилось. Деспот Писистрат, вождь демоса, ещё более ослабил знать. После реформ Клисфена Афины стали демократическим полисом.
Золотой Век Афин. Афинская демократия. (рус.) История древнего мира
В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Это народное собрание, а не аристократы, заступилось за восставший Милет. Мильтиад, победитель при Марафоне, был избран демократическим путём. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооружённых гоплитов. И флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого вооружения, превратился в опору демократии.
Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. Демос через народное собрание определял политику государства.
Народное собрание в Афинах.
Народное собрание в Афинах созывалось каждые восемь-девять дней и контролировало всё происходившее в государстве. Оно объявляло войну и утверждало условия мира, принимало законы, распоряжалось казной и назначало должностных лиц.
Голосовали афиняне поднятием рук. Тайное голосование осуществлялось камешками или глиняными черепками. С помощью остраконов (черепков) проводилось особое голосование остракизм . Каждый мог написать на черепке имя человека, опасного, по его мнению, для власти народа. Если набиралось 6 тысяч черепков с именем одного и того же человека, его на 10 лет отправляли в изгнание.
Избирали афиняне и по жребию. Так выбирали 6 тысяч судей. Судебная комиссия состояла из 500 и более судей. Такую комиссию было невозможно ни подкупить, ни запугать. По закону гражданин Афин не мог быть осуждён без судебного приговора. Афинская демократия защищала свободу личности каждого гражданина.
В народном собрании царила свобода слова. Любой мог предлагать законы и критиковать кого угодно, даже самых важных в государстве должностных лиц. Ими являлись 10 стратегов , которых избирали на год. Они ведали армией и флотом, военным строительством и отношениями Афин с другими государствами.
Деятельность Перикла.
Самый знаменитый руководитель афинской демократии Перикл , начиная с 443 года до н.э., 14 лет подряд избирался стратегом. Это значит, что его действительно уважало большинство афинян.
При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Он защищал интересы большинства афинских граждан и внёс большой вклад в развитие демократии.
Перикл сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны любому бедняку. Он стремился превратить Афины в самый прекрасный город Греции и не жалел денег на обширное строительство. Величественные храмы и общественные здания должны были свидетельствовать о богатстве и процветании Афин, об успехах афинской демократии. Кроме того, хорошо оплачиваемую работу получал демос скульпторы, художники, архитекторы, каменотёсы, строители, землекопы. При Перикле отстроили заново храмы на афинском акрополе.
После разрушения Афин персами весь город обнесли крепостными стенами. Был построен и окружён стенами порт Пирей . На случай войны даже дорогу, связывавшую город и порт, заключили в коридор из стен протяжённостью 6 километров. Они получили название Длинные стены . Их сооружение было завершено при Перикле. Материал с сайта http://doklad-referat.ru.
Ограниченность афинской демократии.
Афинская демократия сыграла огромную роль в истории человечества, но её не следует переоценивать. Правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы ими не обладали.
Но и сами афинские граждане не имели равных возможностей для участия в управлении государством. Крестьяне, жившие в поселениях на территории Аттики, не всегда могли посещать народное собрание. Для того чтобы занять важную государственную должность, было необходимо образование, а оно стоило дорого. Не случайно Перикл был знатным и богатым человеком.
Ограниченность афинской демократии проявлялась и в отношениях с союзниками. Перикл стремился включить в Афинскую морскую державу как можно больше греческих полисов. Там устанавливали демократический строй. Усиление Афин путало полисы, где у власти находились аристократы или олигархи. Такие полисы объединились в Пелопоннесский союз во главе со Спартой.
Тезисы
что такое демократия а древней греции - Школьные. Демократия в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое. Что такое демократия. Демократия - это Что такое Демократия. В Древней Греции и позже, Первая состоит в том, что демократия Демократия означает. Демократия — Википедия. Демократия имеет своё начало в Древней Греции и означает, что слово. Что означало слово «демократия». Что означало слово «демократия» у народ Демократия : демократия в древней Греции. что такое демократия в древней Греции. Что означает цитата Демократия в древней Греции. Это еще одно слово греческого. Демократия в Древней Греции | Понятия и категории. Демократия в Древней Греции. ДЕМОКРАТИЯ. Слово «демократия» означает власть (kratos. Демократия - значение и толкование слова. Сегодня древнее греческое слово "демократия что в Древней Греции было означает. Древняя Греция. Архаический период в истории Древней Греции слово «тирания» в что в Афинах. Особенности демократии Древней Греции. что демократия разработанной и существовавшей в Древней Греции Это означает, что.
Похожие вопросы
kartaklada.ru
Демократия в Греции древней.. Греция. Туристический портал
демократия в греции древней
Демократия в древней Греции.
Тема учебного занятия:
Демократия в древней Греции.
Цели учебного занятия:
1. Показать всемирно-историческое значение древнегреческой цивилизации, её вклад в развитие мировой и европейской цивилизации.
2. Показать развитие политических процессов в древней Греции как прообраза современной демократии.
3. На основе фактического материала способствовать гражданскому воспитанию, формированию чувства ответственности и гражданского долга.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Лекция с элементами беседы.
Материальное обеспечение учебного занятия:
Карта «Древняя Греция».
Таблица «Основные события из истории древней Греции».
Ход учебного занятия:
I. Организационный этап:
1.1 Приветствие, контроль посещаемости.
1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
II. Этап актуализации (слайд №1):
Учитель сообщает тему, цели и задачи, план изучения новой темы:
1. Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации.
2. Древняя Греция – колыбель демократии.
III. Этап изучения нового материала:
3.1 Вступительное слово учителя:
Все в современном мире "помешаны" на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться демократического строя в своей стране. Но мало кто вспоминает при этом яркий опыт наших предков – жителей Древней Греции (эллинов).
3.2 Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации (слайд №2-3).
/Работа с картой/ Государственность в Древней Греции возникла в начале 1-го тысячелетия до нашей эры в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших в себя наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения на территории Балканского полуострова, на островах Эгейского моря и побережье Малой Азии.
Ограниченность природных ресурсов заставляли древних греков кроме земледелия широко заниматься другими видами деятельности – ремеслом, мореплаванием, торговлей, искусством.
Греки подарили миру алфавит, театр (который они называли «школой для взрослых»), спортивные состязания, ставшие символом мира, античную архитектуру, скульптуру и живопись, ставшие эталоном мировой культуры.
Таким образом. древняя Греция – колыбель европейской цивилизации.
Слово «демократия» происходит от греческих «демос» и «кратис», что означает народовластие / определение записать в тетради/.
Этим словом обозначаются: 1) государственное устройство, где власть принадлежит народу или, где интересы народа стоят на первом плане; 2) самые народные массы, раз они сознанием общности интересов или другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладание или за реформы в свою пользу.
Наибольшего расцвета народовластие достигло в древних Афинах, где все важнейшие вопросы решались на народном собрании – выборы должностных лиц, вопросы войны и мира и т. д.
Но политическими правами обладали не все; рабы, женщины, некоренные жители Афин не могли присутствовать на народном собрании. Афинская демократия – это корпоративное сообщество, она распространялась только на граждан. Лишь они обладали полными политическими правами, землей, рабами. За пределами гражданской корпорации на 20 тыс. граждан (мужчин от 18 лет, а считая членов их семей – до 80 тыс.) находились большие массы рабов, примерно 400 тыс. человек.
И, тем не менее, афинские граждане были испытаны глубокого чувства патриотизма и гражданского долга тому, что давала им свобода.
Таким образом, д ревняя Греция – колыбель демократии.
IV.Этап закрепления и обобщения темы:
4.1 Выводы по теме:
Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что вряд ли мы сможем до конца понять то, на чем была основана древнегреческая демократия. Преклоняясь перед мудростью предков, нельзя не повториться в том плане, что идеальным государством может быть только то, в котором у власти стоит, для кого благополучие народа, доверившего ему власть, значит куда больше, чем собственное. Это не тот патриотизм, который мы имеем в виду, употребляя это слово. Это и есть любовь к Родине, которой не хватает многим из нас, особенно в это время, и которой так не хватает нашим избранникам у руля власти.
V. Этап контроля и самоконтроля:
5.1 Выводы и замечания по ходу занятия.
5.2 Оценка работы учащихся на занятии.
VI. Этап информации о домашнем задании (слайд №5):
поучительный пример или исторический артефакт? — Отечественные записки
Самое тривиальное определение демократии: демократия — это политическая система, в которой власть — прямо или косвенно — находится в руках народа. Собственно, это определение вытекает из этимологии самого греческого слова «демократия», составленного из двух основ: «демос» — народ и «кратос» — власть. Гораздо менее известно, что греческое «демос» обозначало также и территориальную единицу (сельское поселение, городской квартал), которое было низовой основой древней демократии. Чтобы не путать с демосом-народом, по-русски это значение греческого слова «демос» обозначается как дем.
Само слово «демократия» может обозначать как демократию прямого действия (которая и существовала в Древней Греции), так и представительную демократию, которая абсолютно преобладает в современном мире. В знаменитой Геттисбергской речи 1863 года президент Линкольн охарактеризовал демократию (хотя и не назвал ее прямо) как «правление народа, осуществляемое народом и для народа». Конечно, эта характеристика относилась к представительной американской демократии. Но не меньше (если не больше) так можно охарактеризовать прямую демократию (будем называть ее демократия, с ударением на предпоследнем слоге, как в греческом языке). Так в чем же различие между демократией и демократией?
Первое различие очевидно: прямая демократия как политический институт уже не существует и остается кое-где лишь на периферии (а может быть, в самой основе) представительной демократии — местном самоуправлении. Примерно с 300 года до н. э. до 1800 года н. э. (т. е. более двух тысячелетий!) демократии во всем мире были большой редкостью; те же, которые существовали, были недолговечны и слабы. Отношение к прямой демократии как исключительно к архаическому рудименту, как к некой «недоразвитой» демократии существовало в течение большей части XIX и XX веков, и только с 70-х годов ХХ века начало постепенно меняться. В настоящее время большее распространение имеет мнение о том, что прямая демократия — более демократическая форма правления, нежели представительная, однако пригодна она исключительно для маленьких государств или муниципальных образований.
Для осуществления прямой демократии размер (т. е. численность гражданского коллектива) имеет первостепенное значение. Аристотель в трактате «Политика» считал идеальной численностью гражданского населения полиса одну тысячу граждан. Это как раз тот случай, о котором социологи и социальные психологи любят говорить как о face-to-face society[1]. Конечно, с женщинами, детьми, негражданами и рабами численность населения подобного полиса могла возрасти до пяти-семи тысяч, что вполне соответствует принципам российского законодательства (при численности населения менее пяти тысяч человек в муниципальном образовании не избираются советники, а только глава администрации, причем на сходе).
Пример современного бытования прямой демократии — «лесные кантоны» Швейцарии. Например, кантон Гларус (самый большой из них) с территорией около 700 кв. км и населением около 40 тыс. человек. Или: полукантон Аусерроден (самый маленький) с площадью 175 кв. км и населением 13 тыс. человек. В Гларусе на народное собрание приходит пять-восемь тысяч граждан. Регулярное собрание происходит раз в год (повестка дня для него готовится заранее), а экстраординарные — крайне редки[2].
Николай Иванович Кареев, теоретик представительной демократии и депутат I Российской государственной думы (созыва 1906 года), рассматривал прямую демократию в Афинах как «полное развитие демократии» и считал, что при Перикле «верховная власть в Афинах находилась непосредственно в руках народа»[3]. На пример Афин обычно ссылаются многие историки, специалисты по демократии и историки государственных институтов. Пример Афин — яркий, но и достаточно уникальный. Не стоит забывать, что гражданское население Афин в эпоху расцвета в V-IV веках до н. э. колебалось между 20 и 40 тыс., а общее население доходило до 300 тыс. человек. Афины были огромным — по древнегреческим — и не самым маленьким по нынешним меркам городом. Следует добавить, что об Афинах мы знаем достаточно много: сохранилось множество сочинений историков, философов, поэтов, драматургов, относящихся к этой эпохе. Кроме того, археологические раскопки пополняют и уточняют наши сведения о древних Афинах. В одном из диалогов Платона упоминается сандальщик Симон, к которому заходил знаменитый Сократ. Предполагалось, что этот афинский обыватель — не более чем вымышленный персонаж, однако недавно американские археологи при раскопках окрестностей агоры (рыночной площади) обнаружили дом этого самого Симона[4].
Что мы знаем об афинской демократии
В 508 году до н. э. в результате восстания демоса спартанский ставленник Исагор был свергнут, и спартанский гарнизон был вынужден покинуть Афины. Возглавил эту «демократическую революцию» аристократ Клисфен из рода Алкмеонидов. Алкмеониды выделялись из аттической знати источниками своего богатства (торговые операции, добыча полезных ископаемых, чем аристократы занимались редко), связями с демосом. Клисфен привлек на свою сторону демос обещанием реформ. И демос и «новая», не связанная исключительно с земельной собственностью аристократия были заинтересованы в таком административном делении Аттики, которое исключало бы возможность сохранения зависимости сельского населения от влиятельных аристократов.
Клисфеновские преобразования продолжались с 508 по 500 год до н. э. и затронули самые разные стороны государственного устройства Афин. В результате клисфеновских реформ самой мелкой административной единицей стал дем (селение либо городской квартал). Дем был территориальной единицей: его членами были все граждане, проживавшие на его территории, вне зависимости от принадлежности к тому или иному геносу (роду). Жители дема избирали демарха, в деме велись списки граждан и т. п.
Демы группировались в филы — своеобразные избирательные округа, призванные объединить граждан Афин, проживавших в разных районах Аттики. Ближайшая аналогия — если бы избирательный округ по выборам в Государственную думу состоял из района Москвы, уральского промышленного города и сельской глубинки из Центральной России. Вместо старых фил были образованы 10 новых, каждая из которых включала в себя три части (триттии) — одну городскую, одну из приморских районов, одну из внутренних районов Аттики. Новый Совет пятисот формировался на основе новых фил (по 50 булевтов, членов Совета, от каждой) и имел право предварительного рассмотрения решений, выносившихся затем на народное собрание. Клисфену удалось «перемешать» граждан; этим он буквально выбивал почву из-под ног своих противников из числа знати и уничтожал саму возможность существования политических группировок на локально-родовой основе.
Считается, что при Клисфене был введен остракизм, который стал применяться двумя десятилетиями позже, в середине 80-х годов V вега до н. э. Остракизм — это голосование черепками (остраками) за изгнание из Афин кого-либо из политических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. То есть политика изгоняли из города на 10 лет (правда, не лишая при этом имущественных и гражданских прав) только на основании мнений и подозрений, не предъявляя ему никакого обвинения. Этот институт может показаться нам странным и несправедливым. Однако не стоит забывать, что именно в Афинах методы политической борьбы впервые таким образом были ограничены рамками закона; до этого политических противников попросту убивали... Остракизм часто использовался впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. Практика остракизма вполне соответствовала самому духу прямой демократии: неугодный политический лидер, претендующий на единоличную власть, должен быть устранен прямым волеизъявлением граждан. В результате клисфеновских реформ руководство армией было передано коллегии из десяти выборных стратегов.
Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии. Но это была еще весьма несовершенная демократия. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку государственные должности не оплачивались. Было достигнуто единство между частью аристократии и демосом по вопросу о направлении политического развития Афин. Это не исключало в дальнейшем острой политической борьбы, но она уже перешла в другое русло, велась вокруг степени развития демократии, в то время как общее направление развития было заложено реформами Клисфена.
Продолжатель реформ Клисфена Перикл стремился к тому, чтобы все граждане могли реально, а не формально занимать ответственные государственные должности. Перикл ввел плату за исполнение общественных должностей. Больше всего получали те, кто защищал родной город: гоплит (тяжеловооруженный пехотинец) или матрос — по 1 драхме (= 6 оболам) в день. Член Совета (булевт) получил 5 оболов, другие должностные лица — архонты — 4 обола, заседатели в суде — по 1 (а затем 2) обола в день. Перикл заботился и о культурном досуге сограждан: в праздник Дионисий, когда устраивались театральные представления, бедным гражданам выдавался «феорикон» (по 2 обола), чтобы они могли посетить театр.
Низовой основой афинской демократии стал дем — вся Аттика подразделялась примерно на 170 демов. Они различались по величине, но и в самых крупных было не больше двух тысяч граждан, а в мелких — по нескольку сотен. В де- мах «сельский писарь» (демограмматей) вел список граждан, жители дема знали друг друга лично, и собрания граждан дема были своеобразной стартовой площадкой для многих политиков.
Однако демократическая система всего Афинского государства, будучи демократией прямой, заключала в себе и некоторые черты демократии представительной. Так, Совет пятисот имел право пробулевсиса, т. е. предварительно готовил повестку дня для народного собрания. Само народное собрание только теоретически включало в себя всех граждан. Кворум для решения важнейших дел (к примеру, голосование по вопросу об остракизме) составлял шесть тысяч граждан — 20—25% гражданского коллектива. Даже площадки для собраний граждан на холме Пникс строились исходя из этой относительно низкой явки; не предполагалось даже теоретически, что на народное собрание могли прийти более восьми тысяч граждан. Понятно, что жителям самих Афин или прилегающего к ним порта Пирей было гораздо удобнее и проще посещать народные собрания, нежели крестьянам из удаленных уголков Аттики, которым приходилось для этого проделывать путь длиной 30—50 км.
Нет точных сведений о времени проведения народных собраний. Для них были установлены определенные дни месяца, но в какое именно время они начинались — неизвестно. У древних не было понятия о «точном» времени. Но, во всяком случае, не с рассветом: у граждан, живших далеко, должна была быть хотя бы теоретическая возможность прийти на народное собрание. По аналогии с судебными присутствиями можно предположить, что граждан пересчитывали при входе, раздавая специальные жетоны. В конце классического периода (в Афинах — с начала IV века до н. э.) посещение народного собрания оплачивалось, поэтому потом эти жетоны можно было обменять на небольшую плату (1—3 обола). Когда народное собрание заполнялось гражданами, служители устанавливали специальные загородки, чтобы пришедшие не разбежались раньше времени.
На народном собрании решались важнейшие для города-государства вопросы: войны и мира, распределения доходов, изменения в законодательстве и т. п. К важнейшим вопросам относились выборы должностных лиц (магистратов, на один год) и их отчеты по истечении срока полномочий. В Афинах Совет пятисот готовил повестку дня для каждого заседания, но в принципе (и так случалось) каждый гражданин мог выступить со своим собственным предложением на народном собрании. Это право называлось правом исегории (которое часто неточно переводят как свободу слова). Три основы древнегреческой демократии суть: исономия (равенство перед законом), исополития (равенство в осуществлении гражданских, в первую очередь — избирательных, прав), исегория (равные возможности выступления на народном собрании).
Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своем решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» — установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.
Народные собрания в Афинах происходили 40 раз в год, 4 раза в месяц (гражданский год в Афинах делился на 10 месяцев). Афиняне понимали, что обеспечить посещение всех народных собраний невозможно, и поэтому на одном собрании в месяц, «руководящем» (экклесиа кюриа), решались наиболее важные вопросы (выборы и отчеты должностных лиц). И все равно противники демократии (например, Платон) критиковали существовавший в Афинах режим за засилье городских низов («морской черни») и за непропорционально малое представительство интересов крестьянства.
Тем самым даже в античных Афинах «чистая», «неразбавленная» прямая демократия существовала лишь в рамках дема, мелкой территориальной единицы. В рамках всего города-государства институты «прямой» демократии сосуществовали с элементами (пусть и зачаточными) демократии представительной.
Закрытая корпорация «граждан»
Древнегреческий полис был прежде всего сообществом граждан. Даже находясь вдали от родного города, греческие воины (в том числе и наемники) организовывались и воспринимали себя как полис. Древнегреческие историки в принципе не могли написать о том, что, например, Афины воевали со Спартой, но только о том, что афиняне воевали со спартанцами. Во время судебного процесса истец или ответчик мог запросто сказать: «Мы приняли такой-то закон», — имея в виду закон, принятый народным собранием за 100—200 лет до этого. Таким образом, перефразируя известное изречение, для граждан античного полиса «государство — это мы». Такому мироощущению способствовала система замещения выборных должностей. Не менее двух третей (практически все, кто пожелал) афинских граждан за время своей жизни хоть раз занимали ту или иную магистратуру либо были членами Совета пятисот. Большинство должностей замещалось посредством жеребьевки, срок ограничивался годом, и повторно их занимать не полагалось. Исключением были наиболее ответственные должности, от которых зависела судьба государства. Стратегами, как правило, граждане избирали подготовленных и в военном деле, и в ораторском искусстве людей. Знаменитый Перикл занимал должность стратега (впрочем, одного из десяти!) 14 лет подряд: в конце каждого годичного срока он давал гражданам отчет о своей деятельности и переизбирался вновь. На должность финансовых контролеров могли претендовать только богатые граждане: афиняне не без оснований считали, что только человек, хорошо управлявший своим имуществом, может управлять имуществом государственным.
Существовало соответствие прав и обязанностей. Главная обязанность гражданина — защищать свой город. Юноши-эфебы проходили срочную службу с 18 до 20 лет и после этого получали гражданские права. Все граждане, кроме немощных стариков, должны были при необходимости (а в Древней Греции мирные периоды были редкостью) принимать участие в военных действиях. Наиболее близкие аналогии в современном мире — ЦАХАЛ (Армия обороны
Израиля), вооруженные силы Абхазии и т. п. Кстати, вопрос о политических правах женщин вовсе не мог быть поставлен в Древней Греции, поскольку женщины не воевали.
Конечно, существовали специальные механизмы наказания и поощрения. Гражданин мог быть приговорен за особо тяжкие преступления к смертной казни, изгнан из города с лишением гражданских прав, подвергнут денежному штрафу (отмечу, что существовало лишь предварительное тюремное заключение). Но моральный фактор имел, пожалуй, еще большее значение. Исполнение государственных должностей было почетной обязанностью. Богатые граждане исполняли специальные повинности в пользу всего гражданского коллектива — литургии (строительство военных кораблей, устройство театральных представлений и т. п.).
Таким образом, для античных полисов была характерна солидарность граждан, которая, впрочем, основывалась на эксплуатации рабов и использовании экономического потенциала свободных неграждан (метеков). Гражданство было закрытой корпорацией; гораздо проще было рабу получить свободу, чем негражданину получить гражданские права в древнегреческом полисе.
Греческие колонии были колониями переселенческими. На новом месте возникал новый полис, который сохранял какие-то связи с метрополией, но изначально был независимым государственным образованием со своим народным собранием, своими магистратами и т. п. Это естественно: прямая демократия не может распространять свое влияние слишком далеко. Взаимодействовали же полисы друг с другом путем создания союзов: Пелопоннесского во главе со Спартой, Афинского морского союза.
До греко-персидских войн греки не ощущали себя единым народом; когда у грека спрашивали «кто ты?», ему бы в голову не пришло ответить «я — эллин (грек)», но «я — афинянин», «я — фиванец» и т. п. Вопреки общераспространенному мнению, греки не выступили против персов единым фронтом: примерно треть греческих полисов поддерживала персов, треть оставалась нейтральной и только треть решила бороться против персов до конца. Правда, в числе последней трети была Спарта с самым сильным сухопутным войском и Афины с самым мощным флотом. После победы над персами греки почувствовали свое единство и стали считать себя выше негреков («варваров»).
Эффективна ли прямая демократия во время войны? Здесь нет однозначного ответа. Пример первый: битва при Марафоне (сентябрь 490 года до н. э.). Афинское войско стоит на марафонской равнине против персов. Его возглавляют десять стратегов, которые по закону должны командовать по одному дню, а затем передавать бразды правления коллеге. Однако они решают передать всю полноту власти одному из них, Мильтиаду, который имел опыт боевых столкновений с персами. Результат: афиняне выиграли сражение и вместе с ним первый этап греко-персидских войн.
Пример второй: конец тяжелой Пелопоннесжой войны против Спарты. Афины ослаблены, но последним усилием афиняне смогли построить и оснастить флот в 110 триер, который в 406 году до н. э. разбил пелопоннесский флот в кровопролитной битве у Аргинусских островов. Потери среди граждан были велики. Стратеги-победители, и среди них младший сын Перикла, были осуждены на смерть из-за того, что якобы не позаботились о помощи утопавшим и погребении павших. Несмотря на предостережения философа Сократа, взвинченное народное собрание приняло это решение. После этого афинские стратеги, естественно, не стремились проявлять инициативу. В 405 году до н. э. спартанский флот разгромил афинский в решительной битве у устья р. Эгоспотамы, Афины были осаждены, начался голод, и в 404 году до н. э. Афины капитулировали. Очевидно, при длительном ведении военных действий проявлялись недостатки прямой демократии, народное собрание принимало необдуманные решения, металось из крайности в крайность.
Классическая традиция и ее уроки
Очевидно, что российская традиция народного самоуправления никак не связана с древнегреческой, которая если и проникала в Россию, то верхушечно, как часть «западничества». Конечно, еще в 1870-х годах были попытки сопоставлять города-государства Древнего мира и «торговые республики» Древней Руси (Новгород, Псков)[5], но эти идеи широкого распространения не получили.
Да и вообще особо обольщаться насчет образцовости древнегреческой демократии не стоит: даже для Европы и Северной Америки она не явилась источником демократических институтов, корни которых — в средневековом представительстве сословий[6].
Однако некоторые неожиданные уроки древнегреческая прямая демократия преподать может. Один из них — это отсутствие в источниках каких-либо следов активности древнегреческой толпы[7]. Позвольте, могут мне возразить, ведь и слово «охлос» (толпа, чернь), и слово «охлократия» (власть толпы) — древнегреческого происхождения. Действительно, слово «охлос» появляется сразу после реформ Клисфена, но у греков не было понятия толпы как неорганизованного массового сборища отдельно от черни, т. е. низших слоев населения. В классической греческой литературе охлос (чернь) и демос (народ) почти неразличимы. Афинский демос — слегка организованная толпа. Греческая демократия была в какой-то мере демократией толпы. Демократия по многим понятиям была охлократией; поэтому «охлократия» как бранное слово появилась значительно позже, в период эллинизма. Философ Платон не был совсем уж неправ, рассматривая все многолюдные сборища как одинаковые по своей природе.
В силу самого характера афинской «демократии прямого действия» «человек из толпы» быстро и неизбежно превращался в «гражданина в народном собрании». Что касается негражданского населения (метеков — свободных неграждан, рабов), то оно было слишком подавлено и разобщено, чтобы принимать участие в политической борьбе в любой форме — организованной либо неорганизованной. Полисные институты были предназначены для слегка организованных толп граждан. Только опасность для независимости полиса могла подвигнуть граждан на некое подобие массовых спонтанных действий. Это в какой-то мере подтверждает и восстание афинян против Исагора и спартанцев в 508 году до н. э. Спонтанные действия толпы не оказывали заметного влияния на принятие политических решений в Афинах классической эпохи. Другое дело, что происходит некое перераспределение власти внутри полисных институтов: в IV веке большее значение приобретают суды. Конечно, в самом народном собрании появляются признаки спонтанности, неорганизованности (процесс стратегов-победителей), исчезает остракизм — формализованное и даже ритуализованное устранение политических противников, но влияние толпы проявляется только в отдельные критические моменты (например, антидемократический переворот 411 года), да и то весьма незначительно.
Действия толпы не оказывали непосредственного влияния на политическую жизнь греческих городов в классический период (во всяком случае, у нас нет свидетельств о подобном влиянии). Влияние было, но оно было скорее влиянием идеологического жупела. «Угроза превращения в толпу» использовалась противниками демократии в антидемократической пропаганде.
Политические лидеры в своем отношении к толпе не очень выделялись из рядовых граждан. Лидеры столь противоположной направленности (и «традиционные» политики — такие, как Никий, и демагоги — такие, как Гипербол) не могли действовать вне традиционных рамок политической борьбы и не думали о том, что можно как-то использовать неорганизованные массовые сборища. Никий попросту боялся толпы, черни, Гипербол же пытался втиснуть новые приемы и новую этику политической борьбы в старые рамки. Для него лично итог оказался плачевным, но опыт был учтен; остракизм исчез из политической практики, и афинские демагоги IV века до н. э. действовали уже по-другому. Только политический гений Алкивиада на исходе V вега оценил феномен толпы и сделал первую попытку ее использовать.
Не зафиксировано заметного влияния неорганизованных массовых сборищ на афинскую политическую жизнь в IV веке до н. э. Однако «угроза толпы» стала важной фигурой идеологической полемики. Чем иначе можно объяснить всплеск осуждения толпы в риторических и философских школах Афин (Платон, Исократ), которые как будто бы основывались на реалиях афинской политической практики? Дело в том, что антидемократически настроенные мыслители подменяли противопоставление «политик — толпа» на оппозицию «мудрец — несведущие» (т. е. «философ — толпа, чернь»). Первая не могла существовать в демократических Афинах, зато вторая служила лозунгом антидемократической философской утопии. Для этого и производилась подмена понятий: легальный полисный институт отождествлялся с неорганизованным сборищем (толпой), которое присуще негражданам и варварам. Для Платона охлос (прежде обозначавшее как толпу, так и демос) стало бранным словом, таковым оно было и для обращавшихся к массовой аудитории ораторов (только, естественно, применяли его не к своей аудитории, а к аудитории своего политического противника). Аристотель (а вслед за ним перипатетики) стал его использовать как нейтральный научный термин для низших слоев либо всей массы демоса, но все это, собственно говоря, уже не имело отношения к толпе как феномену политической жизни. Не более того. Охлос-толпа и охлос-чернь разделились окончательно. Таким образом, противники демократии запугивали своих слушателей угрозой превращения державного афинского демоса в буйный охлос, сравнивали действия народного собрания и суда с поведением толпы. Однако это были, в сущности, арьергардные бои, которые вели остатки антидемократической элиты.
Насколько глубоко проникло влияние демократической идеологии в афинский гражданский коллектив, можно судить по собственным именам граждан классических Афин. Сходство между классическими Афинами и Россией (СССР) обнаружилось в совершенно необычной сфере — в области антропонимики. Я отдаю себе отчет в том, что в большинстве исторических эпох собственные имена не испытывали целенаправленного идеологического влияния. Только периоды революционных изменений в сфере общественного сознания, когда принятая в обществе система ценностей оказывает влияние на семейную сферу, дают возможность для исторических исследований в этой области. В качестве примера можно привести переход от языческих к христианским именам в Поздней Античности. Эпохи революционных перемен дают нам другие образцы. Для периодов после Французской революции XVIII века и Русской революции ХХ вега было характерно «революционное имянаречение». «Революция Клисфена», т. е. демократические преобразования в Афинах, привела к подобным же результатам. Подобно тому как в 20-30-е годы ХХ века в Советском Союзе проводилась массовая кампания «за новые имена» и младенцев в массовом порядке называли Марленами, Сталинами, Гертрудами и т. п., в демократических Афинах мальчика могли назвать Демосом, а девочку — Демократией (о чем свидетельствуют многочисленные надписи).
Итак, хотя истоки современной демократии мало связаны с Древней Грецией, некоторые полезные уроки можно извлечь и из изучения тогдашних демократических режимов и их функционирования. Первое: прямая демократия эффективна только для сравнительно небольшого гражданского коллектива, ограниченного несколькими тысячами человек. Второе: прямая демократия, имея черты сходства и с охлократией (властью толпы, неорганизованного массового сборища), может служить определенным предохранителем, защищающим общество от спонтанных массовых акций. Третье: прямая демократия должна поддерживаться идеологически — пусть не на уровне высокой теории, то хотя бы на уровне повседневной практики, и феномен «демократического» имянаречения в античных Афинах это подтверждает. При этом прямая демократия эффективно действует там, где граждане не чувствуют себя отчужденными от государства (общества, сообщества...). Прямая демократия имеет количественные (в смысле числа граждан, участников) ограничения. Но и при достаточно значительном числе граждан, как это было в Афинах, возможен вариант делегирования некоторых функций народного собрания (схода и пр.) представительному (или квазипредставительному) органу (Совету пятисот). Граждане доверяли своим представителям, поскольку сами исполняли (или могли исполнять в будущем) те же функции.