Насилие и жестокость в пределах нормы? Рим, о котором ты не знал. Насилие в древнем риме
З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме. Сексуальное поведение и насилие
З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме
Как не печально, но даже мощные цивилизации, огромные империи с их культурными достижениями гибнут, оставляя для потомков лишь крохи того, что ценилось когда-то. На смену утонченному аристократическому эллинизму пришла грубость и жестокость Римской Империи, которая, возвысившись в жажде наживы, постепенно деградировала, захлебнувшись в жестокостях и изобретенном Римом садизме. Жестокость и садизм, миллионы необразованных рабов, наемников и бывших крестьян заполнили Рим, ослабили и погубили его.
Римляне, занявшие земли этрусков, изначально были необразованными земледельцами и пастухами, затем они стали жестокими воинами, лишь горстка интеллектуально одаренных превратились в государственных деятелей и в «богему». Именно им: драматургам, поэтам и философам удалось соединить римскую мощь с изяществом эллинизма, но основная масса людей не задумывались об утонченных возможностях духовной и сексуальной жизни [16].
В первые века нашей эры проблема любви к мальчикам, пережившая свой рассвет в возвышенных размышлениях классической эпохи, утрачивает если не актуальность, то, по крайней мере, серьезность и живость. Но это не значит, что такого
рода практика исчезла или подверглась какой-либо
дисквалификации. Как это следует из произведений литературы и философии Древнего Рима, она еще оставалась в ходу и продолжала считаться вполне естественной. Однако в рамках римской культуры сложный вопрос о мальчиках как объектах наслаждения стоял не так остро, и далеко не на первом месте, как в Греции. Детей благородного происхождения надежно охраняли, государственные законы защищали свободного подростка от сексуального понуждения или насилия. В Риме свободнорожденного заменил раб [47]. Взоры мужчин обратились на молодых рабов, положение которых никого не заботило, даже если к рабу применялось явное насилие. Среди свободных юных римлян был широко распространен обычай - иметь до женитьбы сексуальные отношения с красивыми рабами юного возраста, такого раба называли сопсиЬтш, что подтверждается сочинениями Катулла [15, 16]. Палинур - персонаж комедии Плавта [32] «Куркулион» (35) говорил:
«Запрета нет...
Коль от замужних, вдов и дев воздержишься,
И от свободных мальчиков. Других люби».
Утонченные чувства сменились грубостью, и уже немногие римские философы и поэты воспевали юношей, скорее даже едва касались этой темы в своих сочинениях, исключением, пожалуй, были явно бисексуальные Катулл, Тибулл и Петроний. Великий Овидий, похоже, вовсе отвергал гомосексуальную любовь, неудачно вкусив ее [30]:
«Я ненавижу, когда один лишь доволен в постели,
Вот почему для меня мальчик-любовник не мил» (II, 683-684).
Римляне с самого начала своих завоеваний были суровы, а порой жестоки и грубы. Не случайно поэтому, что внешними символами римской власти были связка прутьев с топором посередине. Но это был не только официальный символ, но и средство наказания. Образование в Древнем Риме также проходило под бичом - символом властолюбия. Формы педагогической практики латинян отошли от платоновкой модели, усложнились введением публичных физических наказаний. Жестоко -садистская порка за малейшие провинности заменила духовное слияние наставника и ученика. Пороли везде и почти всех - школ в Риме было много.
В каждом человеческом сообществе существует неизменная связь между идеалами, которым подчинено общество, и методом обучения детей, поскольку, в конечном счете, их обучают, чтобы они в последующем воплощали эти идеалы. При наличии милитаристских, властолюбивых идеалов воспитание детей идет жестко и безжалостно с подавлением индивидуальности, нивелированием личности. Риму были нужны закаленные воины и крепкие земледельцы, все остальное оказывалось ненужным и, в сущности, нежелательным. По крайней мере, этот метод воспитания, казавшийся римлянам идеальным, передался и в последующие эпохи. Риму нужны были солдаты, поэтому ввели закон, позволивший наказывать за безбрачие и за бездетность, ограничить разводы [16]. Брак претерпел изменения, постепенно происходила экономическая и политическая эмансипация женщин, которые в позднем Риме даже стали влиять на политическую жизнь. Прекратились и споры, распространенные в греческой литературе, чья любовь лучше, чище, чем поцелуй нежнее, девушки или мальчика (см. Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофон», Лукиан «Две любви») и т.д.
Садизм если не родился, то чрезвычайно распространился в Римской империи. Утонченную греческую драматургию и театры заменили кровавые поединки в цирках, которые у этрусков первоначально были погребальными играми. Империя столетиями существовала в состоянии войн. Даже казням пленников и преступников, которые проводили публично, предшествовала жестокая порка, так как смерть рассматривалась как своего рода освобождение от мук и была недостаточным наказанием, вовсе не наказанием. Были и другие садистские методы казни, методы пыток, которые христианское Средневековье позаимствовало у языческого Рима, но на которых мы не будем останавливать свое внимание, ибо наша тема - гомосексуализм. Сексуально-садистские оргии бисексуальных римских императоров детально описал Светоний в своей вечно актуальной книге «Жизнь двенадцати Цезарей» [38]. Но в любом случае, причины падения Римской империи были не сексуальные, как это наивно пытаются представить нам христианские морализаторы, а социально -экономические. Изначально естественные бисексуальность и гомосексуализм влились в Средневековье как неотъемлемая часть жизни людей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
law.wikireading.ru
Секс и насилие в искусстве Древнего Рима
Шокирующее искусство Древнего Рима
Жителям Древнего Рима нравилось искусство, полное насилия и секса. Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам исполненными непристойности и жестокости, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами.
XVIII век выдался поистине удачным для археологов. Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума - римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. нашей эры. На одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 гг. из-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур.
Но случались и неловкие моменты. Представьте, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую скандально известную из найденных на вилле скульптур. Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой. Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смутила.
В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше от публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха. Тем не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. Слух о неприличной скульптуре распространился по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-тур (обязательные в среде европейских аристократов образовательные поездки). Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорным.
Одно из самых скандальных античных произведений - статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная на руинах Геркуланума в 1752 г.
Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры по-разному воспринимают одни и те же явления. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Обычно ее можно увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. А в 2013 г. Пана на время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме". Неприметная табличка на входе предупреждала посетителей о том, что выставка "включает материалы откровенного содержания".
Зловещие сады
В наши дни велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. На Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.
Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Однако даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения недостаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения - пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.
Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг. нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак
Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут показаться не вполне уместными в качестве садовых украшений. Равно как и стоявшая на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду.
Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна из моих любимых древнеримских скульптур - бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену - в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача.
Одна из нескольких сохранившихся статуй сатира Марсия, привязанного к дереву. Проиграв музыкальное состязание Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи
Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа "Лаокоон", обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 г. Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей - от Микеланджело до Диккенса.
Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки
Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись ничем иным как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства.
Скандальная скульптура
Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Несколько лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал под названием "Сокровища Древнего Рима", я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.
Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посейдон
По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему публичному дому, коих в Помпеях было предостаточно - по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением примерно в 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль своеобразного амулета, оберега от злых сил.
Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, например, одним из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум - крылатый фаллос, снабженный своим собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой.
Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками
Такие выставки, как "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме", вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера изображенного. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян.
Но стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно впечатление эта скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Единственное, что можно сказать с уверенностью, - отношение древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось от нашего.
Аластер Сук – обозреватель-искусствовед газеты Daily Telegraph.
Оригинал этой статьи на английском языке на сайте BBC Culture.
maxpark.com
Тайны Истории Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
Шокирующее искусство Древнего Рима
Жителям Древнего Рима нравилось искусство, полное насилия и секса. Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам исполненными непристойности и жестокости, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами.
XVIII век выдался поистине удачным для археологов. Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума - римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. нашей эры. На одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 гг. из-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур.
Но случались и неловкие моменты. Представьте, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую скандально известную из найденных на вилле скульптур. Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой. Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смутила.
В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше от публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха. Тем не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. Слух о неприличной скульптуре распространился по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-тур (обязательные в среде европейских аристократов образовательные поездки). Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорным.
Одно из самых скандальных античных произведений - статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная на руинах Геркуланума в 1752 г.
Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры по-разному воспринимают одни и те же явления. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Обычно ее можно увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. А в 2013 г. Пана на время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме". Неприметная табличка на входе предупреждала посетителей о том, что выставка "включает материалы откровенного содержания".
Зловещие сады
В наши дни велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. На Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.
Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Однако даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения недостаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения - пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.
Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг. нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак
Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут показаться не вполне уместными в качестве садовых украшений. Равно как и стоявшая на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду.
Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна из моих любимых древнеримских скульптур - бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену - в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача.
Одна из нескольких сохранившихся статуй сатира Марсия, привязанного к дереву. Проиграв музыкальное состязание Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи
Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа "Лаокоон", обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 г. Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей - от Микеланджело до Диккенса.
Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки
Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись ничем иным как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства.
Скандальная скульптура
Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Несколько лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал под названием "Сокровища Древнего Рима", я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.
Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посейдон
По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему публичному дому, коих в Помпеях было предостаточно - по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением примерно в 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль своеобразного амулета, оберега от злых сил.
Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, например, одним из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум - крылатый фаллос, снабженный своим собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой.
Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками
Такие выставки, как "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме", вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера изображенного. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян.
Но стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно впечатление эта скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Единственное, что можно сказать с уверенностью, - отношение древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось от нашего.
Аластер Сук – обозреватель-искусствовед газеты Daily Telegraph.
http://www.bbc.com/culture/story/20130419-the-shock-of-the-old" rel="nofollow">Оригинал этой статьи на английском языке на сайте http://www.bbc.com/culture" rel="nofollow">BBC Culture.
newsland.com
Малоизвестные факты о Древнем Риме, которые могут повергнуть в шок.
Древний Рим поражает своим масштабом и основательностью — это единственное государство в истории, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря. Римская Империя объединила под своим началом абсолютно все земли, до которых могла дотянуться. Где только не появлялись знаменитые легионеры!
Сотни лет существовал Древний Рим и мало кто мог составить ему конкуренцию.
Тем не менее пришло время, когда и он уступил неотвратимой поступи истории. Многие
полагают, что причины упадка крылись в нём самом и, пожалуй, это недалеко от истины.
Современные исследования вскрывают занятные факты, а некоторые вещи и правда шокируют.
Паразиты
Несмотря на развитую систему водоснабжения и наличие канализациию, проблема с паразитами
была довольно серьезной. К такому выводу пришли ученые, исследовавшие древние фекалии
из римских общественных туалетов. Хоть к воде и был повсеместный доступ, она зачастую была теплой
и застоявшейся, что является идеальной средой для размножения различной живности. Использование фекалий в качестве удобрений лишь усугубляло ситуацию.
Римляне питались как животные
Речь не о том, что они не умели есть, а о том, что отборные яства и деликатесы полагались
лишь патрициям. Те, кто по несчастью своему относился к плебеям, питался в основном крупами,
пшеном и семенами. Эта простая пища традиционно была предназначена и для скота, так что
большинство римлян питалось «как животные» в буквальном смысле этого слова. Анемия, цинга и
другие проблемы со здоровьем — вот результат столь скудного и однообразного рациона.
Древний Рим загрязнял атмосферу
Это может удивить, не так ли? Тем не менее исследование ледников в Гренландии дало повод думать именно так.
Всё дело в метане, который удивительным образом появился в атмосфере
в те времена. Был зарегистрирован рекордный выброс, примерно 31 миллион тонн в год,
что лишь на 5 миллионов тонн меньше, чем текущий уровень на территории современных Соединенных Штатов.
Объяснить это можно огромным количеством скота, который стали выращивать, чтобы
прокормить население империи. Следует отметить, что Китайская Империя, которая параллельно развивалась на Востоке, тоже внесла свою лепту в загрязнение воздуха.
Греко-римская борьба
Этот олимпийский вид спорта зародился в Древней Греции, а римляне существенно его развили. И вот интересный факт: на одном из папирусов, найденном в Египте, задокументирован факт спортивного взяточничества. А именно, борец предлагал заплатить
за победу в поединке (сумма, равная стоимости осла). И это далеко не единичный случай.
Оказывается, взя
ofigenno.com
Насилие и жестокость в пределах нормы? Рим, о котором ты не знал.
Древний Рим поражает своим масштабом и основательностью: ни одно государство ни до него, ни после, не имело такого влияния в мире. Римская Империя объединила под своим началом абсолютно все земли, до которых только могла дотянуться; где только не появлялись знаменитые легионеры!
Сотни лет существовал Древний Рим и никто не мог составить ему конкуренцию. Тем не менее пришло время, когда и он уступил неотвратимой поступи истории. Многие полагают, что причины упадка крылись в нем самом и, пожалуй, это недалеко от истины. Современные исследования вскрывают занятные факты: жизнь в ту эпоху была довольно своеобразной. Некоторые вещи и правда шокируют.
Паразиты.
Несмотря на развитую систему водоснабжения и канализацию проблема с паразитами была довольно серьезной. К такому выводу пришли ученые, исследовавшие древние фекалии из римских общественных туалетов. Хоть к воде и был повсеместный доступ, она зачастую была теплой и застоявшейся, что является идеальной средой для размножения различной живности. Использование фекалий в качестве удобрений лишь усугубляли ситуацию.
Римляне питались как животные.
Речь не о том, что они не умели есть, а о том, что обжорства и деликатесы полагались лишь патрициям. Те, кто по несчастью своему относился к плебеям, питался в основном крупами, пшеном и семенами. Эта дешевая пища традиционно была предназначена и для скота, так что большинство римлян ели «как животные» в буквальном смысле этого слова. Анемия, цинга и другие проблемы со здоровьем — вот результат скудного и однообразного рациона.
Древний Рим загрязнял атмосферу.
Это может удивить, не так ли? Тем не менее тест ледников в Гренландии приводит именно к такому выводу. Всё дело в метане, который удивительным образом появился в атмосфере в те времена. Был зарегистрирован рекордный выброс, примерно 31 миллион тонн в год, что лишь на 5 миллионов меньше, чем текущий уровень на территории современных Соединенных Штатов.
Объясняться это может огромным количеством скота, который стали выращивать, чтобы прокормить огромную империю. Кроме этого в числе причин называют значительный рост населения. Следует отметить, что Китайская Империя, которая параллельно развивалась на востоке, тоже внесла свою лепту.
Римская борьба.
Этот олимпийский вид спорта действительно пришел к нам из Древнего Рима и название всецело ему соответствует. Но вот интересный факт: на одном из папирусов, найденном в Египте, задокументирован факт спортивного взяточничества. А именно, борец предлагал заплатить за победу в поединке (сумма, равная стоимости осла) и это далеко не единичный случай.
Оказывается, взяточничество было широко распространено среди атлетов, однако за это серьезно наказывали. Поговаривают, что статуя Зевса в Олимпии была построена за счет штрафов недобросовестных спортсменов, а философ Филострат как то обвинил тренеров в том, что «они стали советчиками для атлетов по покупке и продаже с целью получить прибыль».Шоу Бестиариев.
Кто же не слышал о боях гладиаторов? Началось всё в 247 году до н. э., когда некие патриции решили подобным образом отпраздновать получение наследства, стравив между собой рабов. С тех пор, как говорится, повелось. Однако римляне любили не только бои человека с человеком, но и эпические схватки диких зверей.
Помимо сражающихся людей на аренах гибли тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Известно, что для удовлетворения изощренных вкусов римских императоров бестиарии упорно пытались научить животных насиловать женщин.Наконец бестиарий Карпофор смог это сделать: он пропитывал ткани кровью животных, когда у них начиналась течка, а затем оборачивал ими приговоренных к смерти женщин. Животные, больше доверяющие обонянию, на глазах тысяч зрителей нарушали законы природы. Всё это приводило к летальному исходу.Детоубийство.
Поговаривают, что в Древнем Риме это было обычной практикой: в те времена не было эффективной контрацепции. Таким образом женщина могла запросто избавиться от своего ребенка. Считается, что в римском обществе новорожденные не считались полноценным человеком, поэтому их жизнь не представляла никакой ценности. Для начала нужно было научиться разговаривать и продемонстрировать способность есть твердую пищу.
Рим строился так.
Не так давно археологи приступили к раскопкам предполагаемого Храма Фортуны, первого храма, построенного римлянами. Известно, что он был построен на реке Тибр, однако фактически находится в тридцати метрах от нее и расположен ниже уровня грунтовых вод. Чтобы добиться нужного результата строителям пришлось сравнять холмы и осушить болота.
В итоге сложнейших ландшафтных работ возник город, который и сейчас поражает современников виртуозностью инженерной мысли. Римские сооружения на долгие времена стали «законодателями архитектурной моды», а некоторые строения до сих пор твердо стоят на тех местах, где некогда были возведены. Есть мнение, что они смогут продержаться, как минимум, еще две тысячи лет.Поделись этой статьей с другими! Пусть и они узнают немного о Древнем Риме, государстве, которое оставило значительный след в истории. Стоит отметить, что современный мир перенял многое оттуда. А детоубиство и бестиарии пусть остануться лишь неприятными фактами. Поделись, не жлобись! =))
Ставь «Лайк», если ты считаешь так же.
tviksi.ru
Насилие и секс в скульптуре Древнего Рима
Эротика, обнаженная натура и близость между людьми во все времена воплотились в произведениях искусства знаменитых художников и творцов Индии, Древней Греции, Египта и других стран. Однако наибольшее количество эротических произведений искусства представлены в скульптурном наследии Древнего Рима. На первый взгляд, неподготовленного зрителя могут шокировать откровенные картины секса и насилия, однако благодаря этому творчеству историкам удалось сформировать чёткие представления о жизненном укладе и нравах жителей Древнего Рима. Большая часть эротических скульптур изготовлены из гипсового состава, однако встречаются также композиции из камня, дерева, глины и других материалов.
Сегодня эротика в искусстве получила признание и широкую популярность, однако так было не всегда, в том числе и в Риме. Главным свидетельством борьбы с обнаженной натурой стала знаменитая «Кампания Фигового листка», организованная кардиналом Ватикана Каррафом в отношении великого Страшного Суда Микеланджело. Мастеру удалось отстоять обнаженную натуру в своей работе, но на этом история не закончилась. Согласно историческим свидетельствам намного позже, став папой Павлом IV, бывший кардинал вернулся к своей политике и утверждал недопустимость обнаженной мужской натуры в стенах религиозных центров, в том числе и зданиях Ватикана.
Интересно, что обнаженные женщины гораздо меньше смущали знаменитого праведника, и он допускал их в виде грешниц на рельефах и в статуях. По его приказу все статуи с обнаженным пенисом были дополнены пресловутым фиговым листком. В 1758-1769 годах было выпущено еще множество фиговых листьев, чтобы покрыть оставшиеся обнаженные натуры.
Зная эту историю римской антисексуальной войны, тяжело поверить, что именно Древний Рим считается «колыбелью» эротики в искусстве. При этом древние римляне предпочитали не только сексуальные сцены в творчестве, но и порой ужасающую для современного человека жестокость.
Шокирующие скульптуры Помпей и Геркуланума
Без преувеличения, эпохальным археологическим открытием XVIII века можно назвать раскопки и обнаружение погибших в 79 г. нашей эры древнеримских городов Помпеи и Геркуланум. Эти города были полностью погребены под слоем пепла, пыли и лавы во время извержения вулкана Везувий. В результате этой трагедии, города оказались «законсервированными» под землей на долгие века. Археологические раскопки позволили извлечь из-под окаменевшей породы несколько сотен скульптур, рельефов и барельефов Древнего Рима, которые и продемонстрировали шокирующие особенности искусства погибшей цивилизации.
Статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой
Одна из самых знаменитых и скандальных находок Помпей – эротическая скульптура бога пастушества и скотоводства Пана, который запечатлен в откровенной сексуальной позе. Вряд ли эта находка произвела бы столь сильное впечатление на ценителей искусства, если бы бог был изображен, занимающимся любовью с женщиной. Но в качестве партнера Пана по сексуальным утехам, неизвестный древнеримский скульптор изобразил козу.
Скульптура выполнена из цельного мраморного блока. При этом сексуальная сцена изображена обыденно и детально, что демонстрирует совершенно отличное от нашего, отношение римлян к происходящему факту. Это подтверждается также тем, что скульптура была обнаружена во время раскопок на территории роскошной богатой виллы, которая по мнению ученых, принадлежала знатному и образованному жителю Помпей.
Фото: источник
С обнаружением этой скульптуры связана интересная история. Согласно историческим сведениям, во время раскопок и находки эротической статуи Пана лично присутствовал правитель Неаполитанского королевства Карл VII, который не отличался раскрепощенностью сексуальных взглядов. Пораженный откровенностью найденного произведения искусства, Карл VII распорядился спрятать скульптуру подальше от посторонних глаз и запереть ее в тайной комнате, доступ к которой имел ограниченный круг лиц и только после получения официального разрешения монарха.
Однако утаить скульптуру не удалось, после того как слухи об оригинальной находке быстро прокатились по культурной Европе. Особенно взбудоражено было английское общество, в связи с чем в Англии даже были организованы специальные туры в Неаполь для созерцания поразительной помпейской находки. На фоне обсуждений и популярности скульптуры, британский художник Джозеф Ноллекенс принял решение воплотить древнеримское произведение искусства путем создания копии. Получить слепок оригинала мастеру не удалось, поэтому копия создавалась по памяти. Результат его работы представляет терракотовый дубль, который большинство ценителей искусства считают чрезмерно пошлым и развратным.
Сегодня эротическая скульптура Пана находится в секретном кабинете Национального Неаполитанского археологического музея, где ее могут оценить туристы и ценители скульптурного искусства. В 2013 году уникальное произведение искусства впервые было направлено на международную выставку, которая проводилась в Британском музее.
Ужасные сады Геркуланума
Сегодня садовая скульптура ассоциируется у нас с небольшими фигурками сказочных персонажей и загадочными изящными девушками с утонченными сосудами в руках. У жителей Древнеримского города Геркуланум было иное представление об этом направлении искусства. Это подтверждается раскопками богатых садов имения одного из жителей погибшего города. Там были найдены две прекрасно сохранившиеся садовые скульптуры, изображающие благородных оленей, которых терзают охотничьи псы. Скульптуры изготовлены из натурального камня и отличаются реалистичностью и детальностью. Автор изобразил страдания животных и жестокость агрессивных затравленных псов. Талант мастера позволил ему передать жуткую картину убийства оленей, которая вызывает у зрителя жалость и сострадание.
Фото: источник
Еще одна удивительная статуя – пьяный Геракл, запечатленный во время акта мочеиспускания. Фигура мужчины изображена полностью обнаженной, в позе характерной для человека сильно пьяного. При этом откровенность мраморной статуи делает ее неприглядной и отталкивающей для современного культурного человека. Римляне же считали такие скульптуры приемлемыми и эстетичными. Во многом это связано со страстью римской цивилизации к варварским поступкам и животным инстинктам, что, по мнению ученых, отражается также в их приверженности к жестоким гладиаторским сражениям, участие в которых принимали не только люди, но и дикие животные.
Жестокость древнеримской скульптуры во всех красках проявляется также в статуе сатира Марсия, который изображен в момент, предшествующий страшным пыткам. Статуя изображает обнаженного бородатого Марсия, привязанного к стволу высокого дерева. По сюжету легенды, Марсий посмел бросить вызов самому богу Аполлону, который решил наказать его за дерзость. Привязав сатира к дереву, палачи содрали с него кожу, проявив небывалую жестокость. Кроме эмоций и языка тела жертвы, автор смог передать ужас пытки, используя белый мрамор с красными прожилками. За счет багровых вкраплений создается впечатление выступающей на теле жертвы крови.
Еще одна знаменитая статуя жестокости, обнаруженная в Помпеях, — скульптура «Лаокоон». Эта статуя признана шедевром мирового искусства и вдохновила на творчество таких великих мастеров, как Микеланджело и Диккенс. По сюжету скульптуры, троянский жрец по имени Лаокоон с двумя своими сыновьями, ведет неравный бой с напавшими на них агрессивными морскими змеями. Морские чудовища опутывают тела жертв, что заставляет их биться в предсмертных конвульсиях. Особенно сильное впечатление на зрителя производят выражения лиц Лаокоона и его сыновей. Эта скульптура произвела настолько сильное впечатление на Папу Юлия II, что он распорядился доставить ее в Ватикан и установить во двор ватиканского дворца.
Странные фаллические барельефы Помпей
Раскопки Помпей раскрыли ученым очень специфический уклад жизни его жителей, которые не только активно пользовались услугами борделей, но и не считали это чем-то постыдным. Показательным считается количество публичных домов в городе. Так, на 12 000 жителей Помпей приходилось не менее 35 борделей. Стены публичных домов традиционно украшали эротическими рисунками и барельефами. По мнению ученых такие картинки должны были производить на клиентов не только возбуждающее воздействие, но и играли роль прейскуранта за услуги.
Еще одно проявление эротического искусства погибших городов – барельефы в виде эрегированного фаллоса, которые располагались на стенах зданий. Изначально историки посчитали, что эти символы выполняли роль стрелок, указывающих направление движения в сторону борделя. Однако сегодня эта теория отошла на второй план и уступило место версии о том, что фаллос в Помпеях считался оберегом. Подтверждением этой версии стало обнаружение Тинтиннабулума – необычной фигуры, представляющей собой крылатый эрегированный половой член, увешанный колокольчиками и другими элементами традиционных оберегов.
Современному ценителю скульптура Древнего Рима может показаться непристойной и чрезмерно жестокой, однако на самом деле искусство лишь отражает нравы и традиционный уклад общества и раскрывает нам тайны погибшей цивилизации.
источник обложки
www.gessostar.ru
Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего Рима
Пан с козой
Произведения искусства, которые мы считаем шокирующими и эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
Жителям Древнего Рима нравилось искусство, полное насилия и секса . Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам исполненными непристойности и жестокости, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами, пишет автор BBC Culture.
XVIII век выдался поистине удачным для археологов. Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума — римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. нашей эры. На одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 гг. из-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур.
Но случались и неловкие моменты. Представьте, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую скандально известную из найденных на вилле скульптур. Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой.
Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смутила.
В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше от публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха. Тем не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. Слух о неприличной скульптуре распространился по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-тур (обязательные в среде европейских аристократов образовательные поездки).
Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорным.
Одно из самых скандальных античных произведений — статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная на руинах Геркуланума в 1752 г.
Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры по-разному воспринимают одни и те же явления. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Обычно ее можно увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. А в 2013 г. Пана на время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». Неприметная табличка на входе предупреждала посетителей о том, что выставка «включает материалы откровенного содержания».
Зловещие сады
В наши дни велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. На Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.
Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Однако даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения недостаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.
Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг. нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак
Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут показаться не вполне уместными в качестве садовых украшений. Равно как и стоявшая на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду.
Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна из моих любимых древнеримских скульптур — бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача.
Одна из нескольких сохранившихся статуй сатира Марсия, привязанного к дереву. Проиграв музыкальное состязание Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи
Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 г. Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей — от Микеланджело до Диккенса.
Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки
Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись ничем иным как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства.
Скандальная скульптура
Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Несколько лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал под названием «Сокровища Древнего Рима», я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.
Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посейдон
По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему публичному дому, коих в Помпеях было предостаточно — по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением примерно в 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль своеобразного амулета, оберега от злых сил.
Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, например, одним из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум — крылатый фаллос, снабженный своим собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой.
Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками
Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера изображенного. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян.
Но стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно впечатление эта скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — отношение древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось от нашего.