Народы Европы – это одна из самых интересных и вместе с тем сложных тем в истории и культурологии. Понимание особенностей их развития, быта, традиций, культуры позволит лучше понять современные события, которые происходят в данной части света в самых различных областях жизни.
Общая характеристика
При всем многообразии населения, проживающего на территории европейских государств, можно говорить о том, что, в принципе, все они прошли один общий путь развития. Большинство государств сформировалось на территории бывшей Римской империи, которая включала в себя огромные пространства, от германских земель на западе до галльских областей на востоке, от Британии на севере до северной Африки на юге. Именно поэтому можно говорить о том, что все эти страны, при всей их несхожести, тем не менее сформировались в едином культурном пространстве.
Путь развития в раннем Средневековье
Народы Европы как национальности начали складываться в результате великого переселения племен, которое охватило материк в IV-V веках. Тогда в результате массовых миграционных потоков произошла коренная трансформация социальной структуры, которая существовала на протяжении веков в период древней истории, и оформились новые этнические общности. Кроме того, на образование национальностей оказало влияние и движение германских племен, которые основали на землях бывшей Римской империи свои так называемые варварские государства. В их рамках и сложились народы Европы примерно в том виде, в каком они существуют на современном этапе. Однако процесс окончательного национального оформления пришелся на период зрелого Средневековья.
Дальнейшее складывание государств
В XII-XIII веках во многих странах материка начался процесс формирования национального самосознания. Это было время, когда сложились предпосылки для того, чтобы жители государств стали идентифицировать и позиционировать себя именно как определенную национальную общность. Первоначально это проявилось в языке и культуре. Народы Европы стали развивать национальные литературные языки, которые определяли их принадлежность к тому или иному этносу. В Англии, например, этот процесс начался очень рано: уже в XII веке известный писатель Д. Чосер создал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы», которые заложили основу национального английского языка.
XV-XVI века в истории стран Западной Европы
Период позднего Средневековья и раннего нового времени сыграл решающую роль в формировании государств. Это был период становления монархий, оформление основных органов управления, формирования путей развития экономики, а, главное - формировалась специфика культурного облика. В связи с указанными обстоятельствами, традиции народов Европы были очень разнообразны. Они определялись всем ходом предшествующего развития. В первую очередь сказался географический фактор, а также особенности складывания национальных государств, которые окончательно оформились в рассматриваемую эпоху.
Новое время
XVII-XVIII века – это время бурных потрясений для западноевропейских стран, которые пережили довольно сложный период в своей истории в связи с трансформацией общественно-политической, социальной и культурной среды. Можно сказать, что в эти столетия традиции народов Европы прошли испытание на прочность не только временем, но и революциями. В эти века государства вели борьбу за гегемонию на материке с переменным успехом. XVI век прошел под знаком господства австрийских и испанских Габсбургов, следующее столетие – под явным лидерством Франции, чему способствовал факт установления здесь абсолютизма. XVIII век пошатнул ее положение во многом из-за революции, войн, а также внутриполитического кризиса.
Расширение сфер влияния
Следующие два столетия ознаменовались серьезными переменами в геополитической ситуации в Западной Европе. Это было связано с тем, что некоторые ведущие государства встали на путь колониализма. Народы, проживающие в Европе, освоили новые территориальные пространства, в первую очередь северо-, южноамериканские и восточные земли. Это существенно повлияло на культурный облик европейских государств. Прежде всего это касается Великобритании, которая создала целую колониальную империю, охватившую почти полмира. Это привело к тому, что именно английский язык и английская дипломатия стали влиять на европейское развитие.
Еще одно событие сильно отразилось на геополитической карте материка – две мировые войны. Народы, проживающие в Европе, оказались на грани уничтожения в результате опустошения, которое нанесли ей боевые действия. Разумеется, все это сказалось на том, что именно западноевропейские государства повлияли на начало процесса глобализации и создание общемировых органов по улаживанию конфликтов.
Современное состояние
Культура народов Европы в наши дни определяется во многом процессом стирания национальных границ. Компьютеризация общества, бурное развитие Интернета, а также широкие миграционные потоки поставили проблему стирания национальных самобытных черт. Поэтому первое десятилетие нашего столетия прошло под знаком решения вопроса о сохранении традиционного культурного облика этносов и национальностей. В последнее время, при расширении процесса глобализации, наблюдается тенденция к сохранению национальной самобытности стран.
Культурное развитие
Быт народов Европы определяется их историей, менталитетом и религией. При всем многообразии путей культурного облика стран можно выделить одну генеральную черту развития в этих государствах: это динамичность, практичность, целеустремленность процессов, которые происходили в разное время к науке, искусстве, политике, экономике и в обществе вообще. Именно на последнюю характерную особенность указывал известный философ О. Шпенглер.
История народов Европы характеризуется ранним проникновением в культуру светских элементов. Это определило столь бурное развитие живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Стремление к рационализму было присуще ведущим европейским мыслителям и ученым, что и обусловило бурный темп роста технических достижений. В общем, развитие культуры на материке определялось ранним проникновением светского знания и рационализмом.
Духовная жизнь
Религии народов Европы можно выделить в две большие группы: католицизм, протестантизм и православие. Первая является одной из наиболее распространенных не только на материке, но и во всем мире. Поначалу она была господствующей в западноевропейских странах, но потом, после Реформации, произошедшей в XVI веке, возник протестантизм. Последний имеет несколько ответвлений: кальвинизм, лютеранство, пуританизм, англиканская церковь и другие. Впоследствии на его основе возникли отдельные общности замкнутого типа. Православие распространено в странах Восточной Европы. Оно было заимствовано из соседней Византии, откуда проникло и на Русь.
Лингвистика
Языки народов Европы можно условно разделить на три большие группы: романская, германская и славянская. К первой принадлежат: Франция, Испания, Италия и другие. Их особенностями является то, что они сформировались под влиянием восточных народов. В Средние века эти территории подверглись вторжению арабов и турок, которое, несомненно, сказалось на складывании их речевых особенностей. Эти языки отличаются гибкостью, звучностью и певучестью. Недаром именно на итальянском языке написано большинство опер, и вообще, именно он считается одним из самых музыкальных в мире. Эти языки достаточно легки для восприятия и обучения; впрочем, грамматика и произношение французского могут вызвать некоторые затруднения.
Германская группа включает в себя языки северных, скандинавских стран. Эта речь отличается твердостью произношения и выразительным звучанием. Они более сложны для восприятия и обучения. Например, немецкий язык считается одним из самых сложных среди европейских языков. Скандинавская речь также характеризуется сложностью построения предложений и довольно трудной грамматикой.
Славянская группа тоже довольно трудна для освоения. Русский язык также считается одним из самых сложных для обучения. Вместе с тем, общепризнанным является мнение, что он очень богат по своему лексическому составу и смысловым выражениям. Считается, что обладает всеми необходимыми речевыми средствами и языковыми оборотами для передачи необходимых мыслей. Показательным является тот факт, что именно европейские языки в разные времена и столетия считались мировыми. Например, поначалу это были латинский и греческий, что было связано с тем обстоятельством, что западноевропейские государства, как уже было сказано выше, сформировались на территории бывшей Римской империи, где оба были в ходу. Впоследствии большое распространение получил испанский в связи с тем, что в XVI веке Испания стала ведущей колониальной державой, и ее язык распространился на другие континенты, в первую очередь в Южную Америку. Кроме того, это было связано с тем, что австро-испанские Габсбурги являлись лидерами на материке.
Но впоследствии ведущие позиции заняла Франция, которая к тому же также вступила на путь колониализма. Поэтому французский язык распространился на другие континенты, в первую очередь на Северную Америку и Северную Африку. Но уже в XIX веке Британская империя стала господствующим колониальным государством, что и определило главную роль английского языка по всему миру, что и сохраняется в наши. Кроме того, этот язык очень удобен и прост при общении, его грамматическая структура не так сложна, как, например, у французского, а в связи с бурным развитием Интернета в последние годы английский сильно упростился и сделался почти разговорным. Например, многие английские слова в русском звучании вошли в обиход в нашей стране.
Менталитет и сознание
Особенности народов Европы следует рассматривать в контексте их сравнения с населением Востока. Этот анализ был проведен еще во втором десятилетии известным культурологом О. Шпенглером. Он отметил, что для всех европейских народов характерна активная жизненная позиция, что и обусловило бурное развитие в разные века техники, технологий и промышленности. Именно последнее обстоятельство определило, по его мнению, тот факт, что они очень быстро встали на путь прогрессивного развития, стали активно осваивать новые земли, улучшать производство и так далее. Практический подход стал залогом того, что эти народы достигли больших результатов в деле модернизации не только экономической, но и общественно-политической жизни.
Менталитет и сознание европейцев, по словам того же ученого, испокон веков были направлены на то, чтобы не только изучить и познать природу и окружающую их действительность, но и на активное использование результатов этих достижений на практике. Поэтому мысли европейцев всегда были нацелены не только на получение знаний в чистом виде, но и на то, чтобы использовать их в преобразовании природы для своих нужд и улучшения условий бытия. Разумеется, вышеуказанный путь развития был характерен и для других регионов мира, однако именно в Западной Европе он проявился с наибольшей полнотой и выразительностью. Некоторые исследователи связывают такое деловое сознание и практически направленный менталитет европейцев с особенностями географических условий их проживания. Ведь большинство европейских стран невелики по размеру, и поэтому для достижения прогресса народы, населяющие Европу, пошли по интенсивному пути развития, т. е. ввиду ограниченности природных ресурсов стали разрабатывать и осваивать различные технологии для улучшения производства.
Характерные черты стран
Обычаи народов Европы весьма показательны для понимания их менталитета и сознания. Они отражают их жизненные ценности и приоритеты. К сожалению, очень часто в массовом сознании формируется образ той или иной нации по чисто внешним атрибутам. Таким образом накладываются ярлыки на ту или иную страну. Например, Англия очень часто ассоциируется с чопорностью, практичностью и исключительной деловитостью. Французы очень часто воспринимаются как веселый светский и открытый народ, непринужденный в общении. Итальянцы или, например, испанцы представляются очень эмоциональной нацией с бурным темпераментом.
Однако народы, населяющие Европы, имеют очень богатую и сложную историю, которая наложила глубокий отпечаток на их жизненные традиции и быт. Например, тот факт, что англичане считаются домоседами (откуда и пошла поговорка «мой дом – моя крепость»), несомненно, имеет глубокие исторические корни. Когда в стране шли ожесточенные междоусобные войны, по-видимому, и сформировалось представление о том, что крепость или замок какого-нибудь феодала является надежной защитой. У англичан, например, есть еще один интересный обычай, который также восходит к эпохе Средних веков: в процессе парламентских выборов победивший претендент буквально с боем пробирается к своему месту, что является своеобразной отсылкой к тому времени, когда шла ожесточенная парламентская борьба. Также до сих пор сохранился обычай сидеть на мешке с шерстью, так как именно текстильная промышленность дала толчок к бурному развитию капитализма в XVI веке.
У французов же до сих пор сохранилась традиция к стремлению особенно выразительно обозначать свою национальную принадлежность. Это связано с их бурной историей, особенно это относится к XVIII веку, когда страна пережила революцию, наполеоновские войны. В ходе этих событий народ особенно остро почувствовал свою национальную идентичность. Выражение гордости за свое отечество также является давним обычаем французов, что проявляется, например, при исполнении "Марсельезы" и в наши дни.
Население
Вопрос о том, какие народы населяют Европу, представляется очень сложным, особенно ввиду бурных миграционных процессов в последнее время. Поэтому в данном разделе следует ограничиться лишь небольшим обзором на данную тему. При описании языковых групп выше уже говорилось о том, какие этнические группы населяли материк. Здесь же необходимо обозначить еще несколько особенностей. Европа стала ареной великого переселения народов еще в раннем средневековье. Поэтому этнический состав ее чрезвычайно пестр. Кроме того, в свое время на ее части господствовали арабы и турки, которые наложили свой отпечаток. Однако все же необходимо указать на список народов Европы с запада на восток (в данном ряду перечисляются только наиболее крупные нации): испанцы, португальцы, французы, итальянцы, румыны, немцы, скандинавские этносы, славяне (белорусы, украинцы, поляки, хорваты, сербы, словенцы, чехи, словаки болгары, русские и другие). В настоящее время особенно остро стоит вопрос о миграционных процессах, которые грозят изменить этническую карту Европы. Кроме того, процессы современной глобализации и открытость границ грозят размыванию этнических территорий. Этот вопрос сейчас является одним из главных в мировой политике, поэтому в ряде стран обозначилась тенденция к сохранению национальной и культурной обособленности.
fb.ru
Докельтское население Западной Европы - Оттавские записки
Скопирую этот текст в сообщества celtologica, ancient_ru и ru_archaeology.
Вот ещё одна тема, совершенно не раскрытая ни у историков, ни у лингвистов. Всем, или почти всем, известно, что до прихода римлян Западную и Центральную Европу (кроме северной Германии и Скандинавии) населяли в основном кельты. Но вот кто населял её до кельтов? Эта тема, похоже, мало кого из историков по-настоящему интересует. В справочниках по кельтологии её обычно обходят скороговоркой: нет сомнения, что кто-то до кельтов здесь жил.Точка.
К примеру, вдоль атлантического побережья Западной Европы, а также на Британских островах, сооружено порядка тысячи мегалитов, самым известным из которых является Стоунхендж. Это вертикально поставленные крупные камни (менгиры), каменные круги и композиции (кромлехи), блочные сооружения (дольмены), наконец, гигантские гробницы с каркасом из валунов и стенами из более мелких камней, нередко украшенные орнаментом (каирны). Мегалиты чрезвычайно популярны у журналистов, однако когда заходит речь об их создателях, журналисты обычно кивают на друидов – мол, эти места связаны с друидскими культами. Я не исключаю, что друиды могли позаимствовать в своём культе многие элементы докельтской мифологии, более того, могли приспособить к своему культу сооружения, посвящённые прежним богам – почему бы и нет? И всё же сооружение мегалитов датируется 4-3 тысячелетиями до новой эры, когда носители индоевропейских языков только-только начинали проникать в Европу, причём с противоположной от Атлантики стороны. Насколько мне известно, сторонники взаимоисключающих гипотез о приходе индоевропейцев в Европу – Гамкрелидзе и Иванов, Ренфрю, Мэллори – сходятся в том, что мегалиты к индоевропейским народам отношения не имеют. Впрочем, с приходом индоевропейских народов мегалиты какое-то время ещё используются. Тот же Стоунхендж неоднократно достраивали, в многочисленные каирны продолжали подзахоранивать новых покойников, менгиры и кромлехи действительно использовались друидами в своих культах. И всё же новые мегалиты постепенно сооружать перестают, и в целом чуждая индоевропейцам мегалитическая традиция приходит в упадок.
Помимо бросающихся в глаза мегалитов, разумеется, обитатели докельтской Европы оставили после себя и множество археологических находок, которые, в свою очередь, помогли датировать мегалиты, классифицировать их по типам и времени сооружения.
Проблема с изучением докельтского населения состоит в том, что кельты пришли в Европу всё-таки довольно давно и к моменту появления древнего Рима окружали его по всей северной периферии, а вот письменная традиция, если не считать недавно дешифрованных весьма кратких кельтиберских надписей Испании и более поздних, но таких же кратких и малоинформативных огамических надписей Ирландии – лишь когда пала Римская империя, то есть уже в раннем Средневековье. Иными словами, у кельтов было достаточно времени, чтобы «окультурить» докельтский слой – что они с успехом и сделали.
Среди историков и лингвистов ведутся дискуссии по поводу того, были ли кельтами пикты, каледонцы и другие загадочные народы древней Британии, лигуры на берегу Лигурского моря между современными Италией, Францией и Испанией, лузитаны и кантабры в Иберии. С одной стороны, существует немало свидетельств их некельтского происхождения; с другой, их материальную культуру римской и особенно послеримской эпохи практически невозможно отличить от кельтской. На мой взгляд, никакого противоречия тут нет, поскольку кельтизация покорённых кельтами народов со временем могла стать необратимой. Возьмём для сравнения современных мордвинов, карелов или даже татар – кто рискнёт отличить их в толпе от русских? Или даже не в толпе, а при личном общении, по выговору? Большинство народов России настолько уже обрусело, что сохраняют свою идентичность лишь на своей родной территории, и то скорее по инерции. История неумолима, и процесс поглощения малых народов большими всегда необратим, как старость и смерть. Так же могло случиться и с пиктами, и с лигурами, и с другими докельтскими народами.
Это с одной стороны. С другой – доисторическую Европу по-настоящему систематически стали изучать только в 19 веке, а много ли тогда было известно о древней истории? Даже Древняя Греция, вплоть до освобождения греков из-под владычества Османской Турции, оставалась для европейцев чем-то мифическим, поскольку, в отличие от памятников Древнего Рима, древнегреческие памятники они посетить не могли. От многих доисторических народов Европы к тому времени остались лишь названия, мимоходом упоминаемые античными историками, археология только-только зарождалась, и методы её были, с нынешней точки зрения, весьма кондовыми. Ясно, что проще было отнести к кельтам всё доримское наследие Западной Европы, чем разбираться с тем, кто там мог быть ещё до кельтов.
Наиболее трудной задача изучения докельтского наследия выглядит для историков и лингвистов – всё равно, что искать следы годичной давности на давно истоптанной тропе. Тем не менее, и у историков, и у лингвистов, и у палеоэтнографов есть чем похвастаться. Если же соединить их данные с данными археологии, антропологии и генетики – постепенно перед нами вырисуются пусть смутные, но портреты докельтских народов, и мы даже сможем с уверенностью отнести к ним определённые фрагменты кельтской культуры – что, в свою очередь, поможет лучше понять идентичность кельтов.
Чем я и хочу заняться в серии очерков.
Кому не терпится узнать заранее о том, о чём буду писать дальше – могут посмотреть статью «Докельтское население Западной Европы» в Википедии и ссылки в этой статье. Для себя я пока наметил следующий план статей:
Обзорная статья по археологии Западной Европы.
Лигуры.
Лузитаны.
Пикты, сенхинолы, каледонцы и другие неопознанные народы Британских островов.
Кельтиберы и другие народы древней Иберии.
Конструктивная критика приветствуется.
dmitri-lytov.livejournal.com
Политеизм народов древней Европы. Культы и мировые религии
Политеизм народов древней Европы
Подобно народам Востока и Средиземного бассейна, народы, населяющие Европу, также были анимистами до перехода к политеизму. Мы не будем говорить подробно о политеистических богах Европы, потому что там происходило приблизительно то же, что и в других странах, хотя европейский политеизм перед наступлением эры христианства был ближе к анимизму.
Ученые, занимающиеся сравнительным религиоведением, обнаружили наличие общих характерных черт между европейским политеизмом и индусским, что указывает на их общие истоки.
Европейские народы (в данном случае это касается кельтов и германских племен) верили в загробную жизнь и имели иерархическую систему богов и богинь, которые занимали разное положение и исполняли разные функции. Боги изображались в виде людей и животных. Религиозные праздники, включая праздники плодородия, как в странах Восточной Европы, так и странах бассейна Средиземного моря, сопровождались жертвоприношениями животных и даже людей.
Большим влиянием пользовались среди кельтов религиозные и племенные вожди, называемые друидами («друид» означает дуб). Священники кельтов назывались так, возможно, потому, что деревья, в том числе дуб, играли важную роль в ритуалах народов древней Европы. Народ считал друидов мудрецами и повелителями духов. Для кельтской религии характерны сложные ритуалы. Поэтому неудивительно, что Британия, Ирландия и Галлия имели организованное священство, друидов. Их главными функциями было: передавать мифы, легенды и поэтические сказания; рассказывать историю племени и знакомить с его законами; руководить жертвоприношениями; толковать предзнаменования и совершать магические ритуалы; исполнять роль арбитров в судах и во время возникновения кровной вражды между членами племени.
В наше время древние обряды кельтов совершаются в Англии, где восстановлено друидское священство — существует организация под названием Орден бардов, оватов и друидов. Конечно, законодательство страны запрещает приносить человеческие жертвы, однако современные язычники делают все, что они считают нужным.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
Особенности формирования европейских этносов
Народы Европы
Человек начал заселять Европу по мере отступления ледника. Самые древние поселения примерно возникали примерно 22 тысячи лет назад на территории современной Владимирской области и в Англии. В результате потепления климата ледник отступал со скоростью примерно 1 км. в год, и человек шел за ним «по пятам». 10 тысяч лет назад поселения человека уже существовали на территории современной Дании, 9 тыс. – Финляндии, 8 тыс. – Швеции и Норвегии. Специалисты считают, что европейцы в то время выглядели как современные жители Северной Европы саамы, имеющие внешние черты европеоидов и монголоидов. Ещё 8 тыс. лет назад был один древнеевропейский язык. От его корней в Европе остался, по всей видимости, только один, сформировавшись позднее язык – баскский. Примерно 5-7 тыс. лет назад сложились современные индоевропейские языки. На протяжении многих тысячелетий происходило формирование основных этносов в Европе. К V в. н.э. сложились их основные особенности и сформировалась их география.
Германские народы заселяли большую часть Средней и Северной Европы, германские племена обосновались в Англии и покорили местных кельтов. Славяне исторически концентрировались на Востоке, а романские народы — на юге. Северо-восточную оконечность Европы заселили угро-финские народы, которые пришли на эту территорию еще в III—II вв. до н. э.
Помимо названных народов, картину дополняли так называемые «этнические уникумы». В первую очередь это относится к грекам, древнейшему этносу Европы, расцвет которого приходился на VIII—V вв. до н. э. Самоназвание этноса — эллины (а страна — Эллада) не привилось у других народов, а в обиход вошло название, данное им в Южной Италии, — греки. На Пиренейском полуострове компактно живут баски, говорящие на сложном, древнем языке. Сами себя они называют «эускалдунак», что означает «говорящие по-баскски». На другом конце Европы, на Балканском полуострове традиционно жили албанцы, потомки более древних обитателей этой земли. Их самоназвание — «шкиптар», означающее «говорящие понятно». Баски и албанцы жили в совершенно непохожем «языковом окружении». Может быть, поэтому они так себя и назвали? На западе Европы сохранились очаги проживания кельтского населения, а ранее кельты жили на материковой части Средней Европы. Позднее судьба занесла их на Британские острова.
В V—X вв. Европа переживала эпоху Великого переселения народов, охватившую территориально практически всю Европу и северную часть Африки.
К середине XVI в. (это была эпоха Возрождения) сложились почти все крупные этнические общности, предшественники современных европейских наций.
С XVI в. и по настоящее время больших изменений в этническом составе населения Европы не произошло. Миллионы иммигрантов из неевропейских стран, прибывшие в регион в основном после второй мировой войны, не внесли серьезных изменений в этническую картину 700-миллионного населения Европы. Многонациональные империи — Российская, Османская и Австро-Венгрия распались, так и не создав единых наций (да это было и невозможно в тех условиях). Им на смену пришли Югославия, Чехословакия и СССР. Однако они также прекратили свое существование. В целом можно сказать, что на западе Европы этнические процессы в конце XX в. протекают относительно спокойно, а на востоке они часто сопровождаются стремлением к созданию «этнически чистых» государств (см. так же статью «Население Земли«). Это ведет к многочисленным конфликтам и даже войнам (как это происходит в бывшей Югославии). Примером спокойного цивилизованного национального «развода» на востоке стала только бывшая Чехословакия.
Большая часть европейских стран — однонациональные, в которых подавляющая часть населения приходится на людей одной национальности.
Небольшой экскурс в древнюю историю Европы. Для римлян, которые завоевали большие территории в Европе, все языческие племена, с которыми им приходилось воевать, были одинаковыми – варварами. Однако между собой они различались по происхождению, языку, времени появления в Европе. Самые древние, коренные европейские племена очень мало известны. Они говорили на совсем других неиндоевропейских языках. От них остались одни названия: иберы жили в Испании, лигуры - в северной Италии (от них осталось лигурийское море), пикты – в Шотландии. Единственным современным европейским народом этого древнейшего, докельтского происхождения являются баски в северной Испании.
Затем приходят кельты – индоевропейские племена, расселившиеся по территории всей Европы в 10 - 5 веках до н.э. Кельтские племена жили: галлы - на территории современной Франции, белги – в Бельгии, бритты – в Англии. В современной Европе сохранилось несколько народов кельтского происхождения. Это ирландцы, шотландцы, валлийцы (жители Уэльса, части Великобритании) и бретонцы (жители французской провинции – Бретань). У них особый язык, отличный от английского, французского и т.д.
Бретань.
Постепенно примерно со 2 века до н.э. кельтов стали вытеснять разнообразные германские племена, пришедшие с севера из Скандинавии и к 5 веку н.э. вытеснили почти полностью: франки - галлов, англы и саксы – бриттов и т.д. В 4 - 5 веках некоторые германские племена (например, бургунды) были покорены гуннами, неизвестным кочевым народом, пришедшим из восточных степей, во главе с известным Атиллой, но в середине 5 века Атилла умер, и германцы их разгромили. Вскоре германцы разрушили Римскую империю. Франция и Англия образовались из смеси кельтов, римлян и германцев. Италия из смеси германских племён и римлян. Германия и скандинавские страны происходят в основном от германских племён.
У каждого европейского народа была своя мифология, свои легенды и сказания, они бытовали очень долго в устной форме. Их иногда записывали монахи (самые древние записи 9 – 10 века), благодаря чему мы знаем весьма древние формы бытования эпоса европейских народов. А русские былины впервые были записаны лишь в 18 веке, а основная часть в 19 веке.
Наиболее терпимы к языческому фольклору были монахи европейской окраины: Ирландии, Англии, Исландии – именно там сохранились наиболее древние формы эпоса.
К наиболее древним относится кельтский эпос. Очень много сохранилось ирландских саг, из них самый древний так называемый Уладский цикл ирландских саг, дошедший до нас в рукописях 10-11 веков, он состоит почти из сотни песен. Улад – это древнеирландское королевство, главный герой Уладского цикла – богатырь Кухулин. В ирландских сагах проза перемежается со стихами.
Эпос германских народов. Наиболее древнее происхождение имеет эпос скандинавских народов, имеющих германское происхождение, лучше всего сохранившийся в Исландии, северном острове в Атлантическом океане, заселённом норвежцами в 9 веке.
Цикл древнеисландских песен «Старшая Эдда» сохранился в рукописи 13 века, но в нём (правда, весьма отрывочно и запутанно) отражены древнейшие мифологические представления скандинавов и вообще германцев. Мир в целом представлялся им в виде огромного ясеня, дерева Иггдрасиль, на котором располагаются 9 различных разделов мира: Асгард (верхний мир, где обитают асы), Мидгард (земля, средний мир, где обитают люди) и другие семь миров, в которых обитают разнообразные мифические существа, в основном враждебные людям: великаны, карлики, мертвецы.
Верховный бог Один – творец земли и людей. Он бог войны, дарующий победу. Храбрейших воинов, павших в бою, уносят Валькирии, крылатые воинственные девы, в Асгард, на небо во дворец Одина, Вальхаллу, где они пируют. То есть, основным смыслом жизни древних германцев была война. Великаны постоянно воюют с богами и людьми. Карлики нескольких видов, альбы – что-то вроде эльфов, цверги – по сути гномы, владеют несметными сокровищами в недрах гор, являются искусными кузнецами. Толкиен в 20 веке написал своего «Властелина колец» во многом на основе этих германо-скандинавских мифов.
Вторым значительным произведением древнегерманского эпоса является древнеанглийская эпическая поэма «Беовульф» (по имени главного героя), сохранилась в рукописи 10 веке, но сложилась ещё до того, как германские племена англов и саксов переселились в Англию, поэтому действие происходит в Дании (а у датчан ничего подобного не сохранилось). В отличие от «Старшей Эдды» в «Беовульфе» есть единый сюжет. Беовульф – геатский богатырь (геаты – скандинавское племя, соседи датчан), он пришёл на помощь датчанам (или данам), которых затерроризировал страшный великан-людоед Грендель. Беовульф его победил, но за Гренделя начала мстить его мать, людоедша, жившая в болоте. Беовульф убивает её прямо в недрах болота. Затем Беовульф возвращается в землю геатов, становится там королём, а потом уже стариком совершает свой последний подвиг, убивает дракона, добывает сокровища, которые сторожил дракон, но и сам погибает.
Особо стоит упомянуть карело-финскую эпическую поэму «Калевала» (карелы и финны – народы, имеющие негерманское, а финно-угорское происхождение), записанную лишь в 19 веке, формироваться она начала во второй половине 1 тысячелетия н.э., то есть, примерно в 7 веке, но всё это время она существовала в устной форме и конечно же с тех пор в ней много изменилось. Среди народных эпосов она наиболее удобочитаема. Если «Старшая Эдда» и «Беовульф», и уж тем более ирландские саги написаны стихами, трудными для современного восприятия, то «Калевала» очень напевна и легко воспринимается. Отрывки из неё даже есть в школьной программе.
Я собрал все эти речи,
В дальних северных полянах,
На просторах Калевалы.
Насказал мороз мне песен,
И нанес мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны,
Мне слова сложили птицы,
Речи дали мне деревья.
Я в один клубок смотал их,
Их в одну связал я связку,
Положил клубок на санки,
Положил на сани связку
И к избе привез на санках.
Калевала – страна, населённая карело-финским народом, где происходит действие поэмы. Единого сюжета в поэме нет. Но центральным, одним из главных является повествование о том, как Вяйнемёйнен, поэт, певец, а также волшебник, вместе с товарищами, похищает у колдуньи, хозяйки Северной страны Похьёлы волшебную ручную мельницу Сампо, символ счастья и благополучия.
В «Калевале» господствует магия, магия слова, заклинания. Большая часть героев обладает магическими способностями, ничего в поэме не происходит без произнесения магических слов. Слов больше, чем действия, а поединков, сражений почти нет. В этом особенность «Калевалы» как самого миролюбивого эпоса.
studopedya.ru
Средневековье для народов Зарубежной Европы
В период окончательного краха рабовладельческих античных государств и распада общинно-родового строя у племен Центральной и Северной Европы произошли массовые передвижения этнических групп, получившие название «великого переселения народов». Передвижения привели к образованию смешанного населения. Германские племена готов, двигавшиеся, как было сказано, из Прибалтики на юг, разделились на вестготов (западная ветвь) и остготов (восточная ветвь). Первые проникли в III в. в Дакию, в IV в.— в Мезию и Иллирию, а затем в Галлию, в V в.— в Испанию; вторые в III в.— в Крым и во Фракию. В IV в. государство остготов, имевшее центр в Среднем Поднеп- ровье, было сокрушено кочевниками-гуннами (вероятно, тюркоязычными), продвигавшимися на запад из Центральной Азии. Гунны создали в бассейне Дуная обширное, но весьма недолговечное государственное объединение с очень пестрым в этническом отношедии населением. После распада этого объединения в V в. остатки гуннов быстро расселялись среди других народов Европы. Та же судьба постигла тюркоязычных аваров, близких к гуннам по хозяйственно-культурному облику: аварское «государство» («каганат») на Дунае просуществовало менее двух столетий (VI—VIII вв.).
Остготы, вовлеченные гуннами в их движение на запад, в течение ряда десятилетий переселялись в различных странах Европы и в первой половине VI в. обосновались в Северной и Средней Италии, куда во второй половине VI в. вторглось также восточногерманское племя лангобардов. По имени последних Северная Италия стала называться Ломбардией. На западе Германии к этому времени образовались крупные племенные группы саксов, франков, алеманов, баваров, тюрингов, гессов и др., на основе которых позднее сложилась немецкая народность; их искаженные имена сохранились цо настоящего времени в названиях некоторых земель Германии. В Галлию одновременно с вестготами вторглись также германские племена свевов, бур- гундов и франков. В конце V в. здесь образовалось королевство франков, по имени которых вся страна стала впоследствии называться Францией. На территорию современной Швейцарии в V—VIII вв. вторглись бургунды, алеманы и франки.'Бургунды, занявшие западную часть страны, постепенно слились с жившими здесь романизированными кельтами; в горных районах долгое время сохранялись самостоятельные племена ретов, потомками которых являются современные рето-романцы. Так было положено начало делению Швейцарии на романо- и германоязычную. На Пиренейский полуостров одновременно с ветготами стали переселяться германские племена свевов и вандалов (дошедших до Северной Африки), а также ираноязычные аланы из причерноморских степей, родственные современным осетинам.
В начале VIII в. значительная часть полуострова была завоевана арабами, с которыми проникло сюда из Северной Африки смешанное арабо-берберское население, так называемые мавры, образовавшие здесь свое государство. Следы влияния восточноарабской культуры сохранились в материальной и духовной культуре испанцев и португальцев; в их языке много слов^арабс- кого происхождения.
Крупные этнические передвижения продолжались в это время и на востоке Европы, где преобладающим населением были славяне. Наиболее распространенной формой общественной организации у них стали в рассматриваемую эпоху союзы племен. Во главе таких союзов, представлявших значительную силу, стояли вожди, имена которых сохранились в некоторых византийских источниках. Власть их была ограничена народным собранием — позднее «вечем». К V—VI вв. относится наступление восточных и западных славянских племен на Балканский полуостров, входивший тогда в состав Византийской (Восточной Римской) империи, которая выделилась из распавшегося в IV в. Римского государства. Византийские источники сохранили названия восточно- и западнославянских племен, продвигавшихся на юг.
Названия эти часто повторяют имена племен более северных районов (например, северы на Балканах и в Поднепровье, хорваты на западе того же полуострова и в Карпатах). Ассимилировав местное иллирийское и фракийское население, пришедшие с севера восточно- и западнославянские племена стали предками южных славян.
В северной части Балканского полуострова племена северян, драговичей, сагудатов, струменцев и др. подверглись во второй половине VII в. нашествию тюркского племени болгар, пришедших на Дунай из Приазовья. В конце VII в. здесь образовалось первое болгаро-славянское государство, в котором болгары были вскоре ассимилированы славянами, утратили свой язык и культуру, но оставили свое племенное имя, сохранившееся в названии страны и народа. Славяне Болгарского царства были предками современных болгар и отчасти македонцев. В южной и западной частях Балканского полуострова славянские племена ассимилировали местное иллиро-фракийское население и стали предками сербов, хорватов и словенцев. С X в. здесь возникли первые феодальные княжества. Часть романизированного неселения Дакии в низовьях Дуная сохранила в период великого переселения народов свой романский язык и стала впоследствии предками румын и молдаван, испытавших, впрочем, большое языковое и хозяйственно-культурное влияние со стороны соседних славян. От иллирийцев западных районов Балканского полуострова, сохранивших свой язык, либо от смешавшихся с ними фракийцев, происходят, вероятно, албанцы, а от эллинизированного населения Византии, ядро которого составляли потомки древних греков,— современные греки. Как албанцы, так и греки подверглись сильному славянскому влиянию. Испытали это влияние также венгры, жившие первоначально в Южном Приуралье, прошедшие’в VIII—IX вв. через Причерноморские степи и осевшие (в конце IX в.) в среднем течении Дуная. Там в XI в. образовалось венгерское государство, подчинившее себе и часть западных славян — предков словаков.
На северо-западе славянской эйкумены в бассейне Эльбы и Одера, а также по берегу Балтийского моря жили племена западных славян, известные под названием поморских и полабских: бодричи (ободриты), сербо-лужичане, лютичи, поморянеидр. К VIII—IX вв. у них уже были города, названия которых сохранились и в современной топонимике этих мест — Велеград, Зверин: (Шверин), Росток, Любице или Любеч (Любек) и др. Известны и религиоз ные центры этих славян — Аркона, Ретра. Но своего государства эти племена не создали и впоследствии были покорены германцами. В бассейне Вислы и Варты, от Одера до Нейссе на западе жили западнославянские «лехит- ские» племена: поляне, слензане (силезане), мазовшане, висляне. Их потомками являются поляки, государство которых сложилось в конце X в.
На территории современной Чехословакии жили чехи, зличане, хорваты, мораване и др. В первой половине VII в. они вошли в состав государства Само, а в IX в.— Великоморавского княжества. К X в. относится образование на основе сплочения чешских племен Чешского государства с центром в Праге.
На севере Европы в это время также происходили значительные передвижения племен. Северогерманские племена ютов, англов и саксов, жившие в Ютландии и на юге Скандинавии, вторглись в V в. в Британию. После их ухода на Ютландском полуострове поселились даны, а на Скандинавском остались жившие там и ранее свионы (свей). К этому времени восходят названия стран «Дания» и «Швеция». Из Британии часть бриттов (кельтов по языку), не желая подчиниться захватчикам, выселилась в Северо-Западную Галлию, на полуостров, который с тех пор называется «Бретань». Северогерманские племена, жившие на севере Скандинавии и известные на западе Европы под именем норманнов (буквально «северные люди»), или викингов, а на востоке — под именем варягов, совершали набеги на разные страны Европы. В Англии, где их называли собирательно «данами», они в X— •XI вв. завладели восточными областями, во Франции — ее северной частью, сохранившей название Нормандии. Отсюда норманны, уже сильно романизированные, высадились в 1066 г. на юге Англии, подчинили англосаксов, а отчасти и кельтов, и смешались с ними. Норманны захватывали земли и на юге Европы, в Сицилии, но их государства там были недолговечны. Обладая более низкой культурой, чем народы завоеванных ими стран, норманны почти везде быстро ассимилировались местным населением, усваивая его язык и культуру. Так, ко времени завоевания Англии они говорили уже на одном из наречий французского языка.
Столкновения и смешения этнических групп в период великого переселения народов и последующее развитие в Европе феодализма привели к распадению древних племенных групп населения и образованию вместо них территориальных «национальных областей». Области эти не были еще нациями, так как экономика феодального периода с ее господствующим натуральным хозяйством не создавала единого рынка, необходимого для завершения процессов национальной консолидации. Напротив, постоянное дробление феодальных государств, войны между ними, установление новых таможенных и политических границ препятствовали этому процессу. Тем не менее на рубеже I и II тыс. н. э. путем постепенного сплочения национальных областей с близким этническим составом населения начинается формирование более крупных народов — непосредственных предшественников европейских наций, существующих в настоящее время. Тогда же получают распространение многие наименования народов зарубежной Европы, известные в наши дни.
Крупнейшим западнославянским народом были поляки, феодальное государство которых, как мы видели, возникло еще в X в. в бассейнах Вислы и Варты. Государство это, просуществовавшее до конца XVIII в., испытывало на западе сильное давление германских феодалов, которым оно вынуждено было уступить ряд коренных славянских земель — Силезию, Поморье и др. В то же время на востоке сами польские магнаты вели агрессивную захватническую политику, стремясь подчинить себе обширные области с литовским, белорусским и украинским населением. К юго-западу от Польши находилось феодальное государство чехов. В чешскую народность влились как славянские племена чехов, моравов и др., так и ассимилированные потомки кельтского племени бойев и частично германские племена. Южнее, на Тиссо-Дунайской равнине, постепенно крепло и расширяло свои владения феодальное венгерское королевство, присоединившее к себе в начале XII в. Хорватию. Еще далее к югу лежали славянское королевство Сербия и Болгарское царство. Южная часть Балканского полуострова входила в состав Византийской империи, переживавшей период политического ослабления. Этнический состав населения этого государства был чрезвычайно пестрым, но культура доминировала греческая. До начала Возрождения в Западной Европе Византия составляла главный, почти единственный очаг высокой культуры во всей Европе, хранивший остатки великой античной цивилизации. Византийская культура и письменность оказали существенное влияние на южных и восточных славян. Впоследствии здесь, на юге Балканского полуострова, сложилась новогреческая народность, в которую вошли, кроме основного эллинского ядра, также готы, албанцы и различные группы славян.
На территории современной Германии в IX—XIV вв. на основе различных племенных групп, говоривших на нижненемецких и верхненемецких диалектах, образовались несколько областных групп немцев: баварцы, саксонцы, франконцы, швабы и др.
Австрийцы и германо-швейцарцы, отличные от немцев по культуре, а отчасти и по языку, сложились в самостоятельные народности. В этнической истории первых наряду с германскими племенами принимали участие романизированные иллирийцы Среднего Подунавья и особенно славяне, жившие в этом районе уже с VI—VII вв. Политически эти германоязычные народы и группы входили в различные раннефеодальные государства — в империю франков, из которой в середине IX в. выделилась Германия, в свою очередь расколовшаяся вскоре на ряд феодальных государств. С начала X в. шла агрессия немцев на восток. В немецкой литературе она называется «Drang iiach Osten». После упорной борьбы были захвачены земли полабских и поморских славян, а частично также летто-литовских и финских племен в Прибалтике. Одновременно в Скандинавии, где к XIII в. образовалось сильное Шведское королевство, также был предпринят натиск на расположенные к востоку земли финнов — суоми (суми), еми, карел и саамов (лопарей). В немецкой агрессии к XII—XIII вв. главную роль играли военно-феодальные рыцарские ордена — Тевтонский и Ливонский. Движение немцев и шведов на восток было приостановлено русскими, нанесшими в 1240 и 1242 гг. сокрушительные удары шведским и немецким войскам. Но к западу от русских земель, в Прибалтике, Ливонский орден к XIV в. захватил обширные земли эстов, ливов и других племен. К XV—XVI вв. шведы укрепились в Финляндии и Карелии, а в XVII в. заняли и области по южному берегу Финского залива.
В захваченных странах немецкие феодалы беспощадно сгоняли славян, литовцев, близких к ним по языку пруссов и другое местное населенно с их земель, частично поселяя на их место выходцев из немецких земель. Но коренное население не было, несмотря на все зверства рыцарей, полностью истреблено. Оно также не ассимилировалось полностью. Во многих землях к востоку от Эльбы даже среди местного дворянства сохранились славянские фамилии. Славянское влияние сказывается и в топонимике и в культуре немцев, поселившихся на славянских землях. Некоторые обособленные славянские и летто-литовские группы сохраняли свой язык в течение ряда столетий. Таковы сербы-лужичане, существующие и в наши дни, и пруссы, окончательно онемеченные только в XVIII в. Не удалось германцам ассимилировать и финские племена. Так, например, в пределах современной Финляндии жившие здесь племена не только не потеряли своего языка и культуры, но постепенно сплотились в единую финскую народность, боровшуюся со шведскими феодалами. На крайнем севере Финляндии и Скандинавии сохранили свою языковую и культурную самобытность саамы.
На юге Скандинавии из смешения племен свионов, гетов и данов сформировались родственные народы датчан, шведов и норвежцев (последние с участием финноязычных саамских племен). В IX—X вв. переселенцы из Скандинавии, преимущественное запада Норвегии, заселили остров Исландию, где впоследствии образовался исландский народ.
На юго-западном побережье Дании, в соседних приморских районах Германии и Нидерландов, а также на Фрисландских островах в Северном море в качестве отдельной небольшой народности сохранились фризы — потомки древних племен того же имени, занимавших по языку и культуре переходное место между» северными (скандинавскими) и западными германцами, К югу от фризов в процессе слияния саксских и франкских групп с потомками древнего кельтского населения формировались голландцы, а еще южнее — фламандцы, в состав которых вошли в основном те же этнические компоненты,но с большим преобладанием франков и частично романизированных кельтов (белгов).
На западе и юго-западе Европы после крушения Римской империи, несмотря на ряд завоеваний и смену различных политических объединений, возобладал народный латинский язык. На основе так называемой провинциальной латыни образовались различные романские языки. В Италии, где царила феодальная раздробленность, образовался итальянский язык, который в течение всего средневековья и значительного периода новой истории распадался вследствие политико-экономической разобщенности страны на многие наречия. На юге современной Франции, на северо-запад от Италии, провансальцы создали свой язык и культуру. В северной же половине древней Галлии образовалась северофранцузская народность со своим (старофранцузским) языком. Завоеватели-франки, смешавшись с местным населением, передали ему свое племенное имя —Fran^ais (французы) и название страны — Франция. В XI—XIV вв. из романизированных кельтских племен белгов сложилась валлонская народность. К XIII—XVI вв. во Франции получил преобладание диалект района, примыкавшего к Парижу — Иль де Франса, который лег в основу современного французского языка и постепенно стал вытеснять провансальский язык Южной Франции. На Пиренейском полуострове такого национального единства не получилось. Правда, к XV в. объединившиеся испанские королевства (Кастилия и Арагон) отвоевали у мавров весь полуостров, но местные этнические различия сохранились: тогда завершилось сложение испанского, каталонского, галисийского и португальского народов, в которые влилось и христианизированное мавританское население. Далеко на востоке/в бассейне Дуная, на месте римской провинции Дакии, также сохранился, как мы знаем, романский язык у предков румын и аромун. Здесь в XIV—XVвв. сложились родственные народы — валахи и молдаване.
На севере, в Британии, от смешения германских племен англов и саксов и ранее населявших острова кельтов образовалась англосаксонская, или просто саксонская народность, говорившая на принадлежавшем к германской группе англосаксонском языке. В XI в. английское королевство было завоевано, как сказано выше, норманнами — тоже германцами, но говорившими к тому времени на французском языке, который оказал существенное влияние на английский язык. Англосаксы и норманны слились в единый английский народ лишь в конце XIII — начале XIV в.
Кельтские племена местами долго отстаивали свою независимость, язык и культуру. В труднодоступных горах Уэльса образовалась кельтоязычная валлийская народность. На севере Британии от смешения скоттов и частично англосаксов с древнейшим населением этих мест — пиктами — образовалась шотландская народность. В Ирландии кельтоязычное ирландское население сохраняло свою обособленность. На северо-западе Франции выселившиеся из Британии в V в. бритты образовали четвертую кельтоязычную народность — бретонскую.
Однако дальнейшее национальное развитие этих народов протекало в различных частях зарубежной Европы по-разному. Многие из них подверглись в конце средних веков тяжелому национальному угнетению и должны были вести длительную и упорную борьбу за свое освобождение. В феодальной Польше, например, в положении угнетенных народов оказались украинцы и белорусы, а отчасти и литовцы. Ввиду того, что здесь центральная власть никогда не была сильной, своекорыстное хозяйничанье крупных и мелких феодалов наряду с национальными противоречиями подрывало самую основу государства и способствовало разделу Польши в конце XVIII в. между более сильными соседями — Австрией, Пруссией и Россией. На положении угнетенной нации теперь оказались сами поляки. В Польше развернулась национально-освободительная борьба, которая достигла максимального подъема в период капитализма. На юге Европы, на Балканском полуострове, многие народы попали в XV—XVII вв. в тяжелую зависимость от турок, обосновавшихся первоначально в Малой Азии, а затем завоевавших все владения Византии. Под турецким игом оказались Греция, Сербия, Болгария, Молдавия, Валахия, Албания и часть Венгрии. Рост национально-освободительного движения в этих странах, их вооруженная борьба за независимость и ослабление Оттоманской империи в результате внутренних противоречий и войн с Россией и Австрией привели к освобождению в XVIII—XIX вв. этих стран и образованию самостоятельных государств — Греции, Болгарии, Сербии и Румынии. В Европе осталась лишь незначительная часть турецких владений (так называемая Европейская Турция) и турецкого населения. Многонациональным государством была и Австрийская империя, в которой политически господствовали австрийцы (немцы), а другие народы, в том числе венгры, чехи, словаки, словенцы, хорваты, украинцы, а позднее и поляки, трансильванские румыны, а также итальянцы находились под тяжелым национальным гнетом. Однако культура этих народов, в частности народов славянских, оказала существенное влияние на культурное развитие всей страны.
lib7.com
Народы северной и центральной Европы
Современный этнический состав. Индоевропейская семья языков. Народы, говорящие на германских, романских, славянских
(южные и западные славяне), кельтских языках. Греческий, албанский, цыганский языки. Народы финно-угорской группы уральской
языковой семьи. Тюркоязычные народы. Семитоязычные мальтийцы. Баски.
Антропологический состав. Большая европеоидная раса. Малые расы или промежуточные расы. Их смешение и характеристика.
Антропологический тип лопарей.
Религии: христианство, католицизм, православие. Протестантская церковь, ислам. Современные этнические процессы.
Положение нацменьшинств.
Северная историко-этнографическая область. Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия. Животноводство.
Вспомогательная роль земледелия. Рыболовство. Пища (преобладание продуктов животноводства, рыболовства). Преобладание
городского населения. Типы сельских поселений (кучевой, площадной, рядовой, хуторной). Типы домов-усадеб (саксонский,
фризский, П-образный, с замкнутой четырёхугольной застройкой, разбросанный). Каркасные, срубные и каменные жилища. Одежда.
Общественная и семейная жизнь. Малая семья. Семейные праздники. Современные этнические процессы. Иностранные рабочие-
иммигранты. Этнорасовые конфликты на конкурентной социальной почве. Вклад народов Северной Европы в мировую культуру.
Фольклор. Исландские саги. Хроники. Карело-финский эпос (“Калевала”).
Центрально-европейская историко-этнографическая область
Албания, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия, Словакия, Польша, Югославия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина,
Македония. Сельское хозяйство: полеводство, садоводство, огородничество, виноградарство. Типы поселений (кучевой, линейный,
хуторной, круговой). Жилища (срубные, каркасные, саманные, каменные). Города. Одежда.
Общественная и семейная жизнь. Пережитки соседской общины. Отношения в семье. Семейные праздники. Духовная культур.
Венгерская народная музыка. Румынские танцы.
Народы северной и центральной Европы
К северной и центральной Европе относятся страны от Германии и Щвейцарии на западе, до Польши, Венгрии, Словакии и
Финляндии на западе, от Норвегии и Исландии на севере до Австрии на юге. (информация - википедия, страны БССР не
включаем). В этом регионе проживает
достаточно много различных народов, принадлежащих к следующим языковым группам индоевропейской, уральской и семито-
хамитской семей:
Европеоидная раса. интересный подвид - северные европеоиды - саамы, имеют тёмную пигментацию, самый низкий среди
европеоидов, присутствуют черты монголоидов.
Германская группа:
В середине 1-го тысячелетия до н.э. германцы занимали лишь север Германии и Скандинавию. Во 2-3 веках стали
прорываться в пределы римской империи, в 5-6 веках заселили всю западную римскую империю.
После распада империи Карла Великого складывается немецкая народность. В Скандинавии сформировались датчане, шведы и
норвежцы. Традиц. занятие - животноводство (в основном крупный рогатый скот), земледелие. В исландии развито также
овцеводство и пищевое коневодство. Земледелие получило своё развитие у немцев и австрийцев. Традиционный тип поселения -
большие деревни, традиционная техника жилища - фахверх, ныне более 2-х третей немцев живёт в городах. Срубные постройки
распространены в лесных районах, у норвежцев и шведов. В сев. районах ФРГ, в Дании преобладает саксонский дом-двор. В средней
Германии - каркасно франконский тип жилища. На юго-западе ФРГ - алеманнский тип усадьбы. Архаичный характер имеют постройки в
Исландии - их строят из камня, затем обшивают досками.
В начале нашей эры германцы носили рубаху с вшивными рукавами или без них, обувь - кожаная подошва с ремнями, женская
нательная рубаха состояла из 2-х полотнищ, которые скреплялись фибулами над плечами. Со времен сложилось множество областных
костюмов, но в отличие от более южных народов корсаж, кофту, юбку, фартук шили из шерсти.
Древнейшие виды ремесла у германцев - вязание, ковроделие, ткачество, изготовлеие кружев, вышивание.
Славянская группа:
Славяне этого региона - западные славяне (Польша, Чехия, лужицкие сербы в ФРГ), принадлежащие к западно-славянской
языковой ветви. На историческую арену славяне выходят после начала великого переселения народов. Единая славянская культура
принесённая ими с их прародины стала основой лежит в основе культуры славянских народов европы. В 7-8 веках славяне
расселяются и разделяются на южных, западных и восточных. Первые
славянские гос-ва:
Великая Моравия, Пястов, гос-во Пржемысловичей. Они образ в (9-10 века). На месте племанных центров возникают города,
развивается славянская письменность, ремесло, складывается средневековая народность западных славян. К середине 16 Чехия,
Словакия оказ. под контролем Австрии, к концу 18 века все западные славяне с разделом Польши теряют свою государственность.
Растёт национальное самосознание и в 20 веке национальные гос-ва снова получают свою независимость.
Хоз-во и мат. культура:
Осёдлый земедельчески-скотоводческий народ. Промыслы (пчеловодство). Пашенное земледелие(пшеница, рожь, овёс).+
огородничество. В средние века развиваются ремёсла - металл, ткачество, гончарство, стеклоделие и др...
Тип поселения - древний родовой посёлок - селище, эволюционировавший в многодворное поселение. Традиционные типы
жилища - западный среднеевропейский (однокамерные постройка сос тойлом для скота) и восточно среднеевропейский (однокамерное,
срубное жилище).
Одежда
Основа - льняная домотканная рубаха. Часть женской одежды - фартук, иногда 2, со второй пол. 19 в. получает
распространение юбка
европейского, городского покроя. Подвиды верхней одежды - кафтаны, безрукавки, накидки.
Быт и культура
Основа быта - община существовавшая главным образом в средние века. Её принадлежало большинство крестьянских земель,
усадьбы и пашенные участки находились в личной собственности. Традиция соседской взаимопомощи. В общине сохр. неравенство -
руководили старики и старшина. Большая патриархальная семья. Вероисповедание - христианство - католичество, протестантизм.