Искусство Древнего Востока (стр. 5 из 5). Древний восток искусство
Искусство Древнего Востока - часть 3
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.
Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля” [2] С целью максимальной ясности одна и та же по существу тема повторяется в палетке Нармера несколько раз в разных вариантах. В центре Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне, вверху Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка разбивает рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага.
На примере палетки Нармера видно характерное для этого раннеклассового общества подчеркивание в изобразительном искусстве общественного неравенства – фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей. Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Сiмбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др.). Поражает своей монументальностью сфинкс Хефрена, стоящий перед заупокойным храмом этого фараона. Этот сфинкс, высеченный в III тыс. до н.э., подавляет своими размерами – высота его составляет 20 м, длина – 57 м. Это самый большой из всех известных нам сфинксов Египта. Основу его составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей – священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра (Хефрена). В дрвности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны – в первой половине XIV в до н.э., когда в скульптуре преобладали строго реальные черты). в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор-сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. “Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного. В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках.
Прославлению фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но также и архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э. архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память он воздвигнут, – сама царица. Вот почему наиболее разработанные картины и важнейшие надписи посвящены описанию рождения и коронования царицы и самому замечательному из воинских подвигов ее царствования – походу в страну Пунт. “Есть и другие памятники, например, два обелиска и святилище большого храма в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара, проливающие некоторый свет на славное царствование царицы Хатшепсут, но Дейр-эль-Бахри сделался для нее исключительным местом поминовения жизни и могущества фараона. Свидетельство для нас неоценимое, ибо фараон Дейр-эль-Бахри – женщина. В длинном ряду монархов, 4000 лет правивших двумя египтами, нам еще встретятся женщины, которые управляли самолично, но первой из них по времени была Хатшепсут. Таким образом, помимо своего художественного значения, Дейр-эль-Бахри является богатым источником сведений об одной из любопытнейших личностей царства фараонов” (8) Несмотря на то, что эта великая царица правила Египтом более двадцати лет и оставила по себе нетленные памятники, ее имени нет в официальных списках царей, сохранившихся на плитах Абидоса и Саккара, в туринских папирусах или у Манефонд. Фараоны изгнали эту женщину из хронологических летописей, и поэтому все надписи, относящиеся к ее царствованию, раздроблены.
Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их чемей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта в период примерно с IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э. Это тема власти и тема смерти. Власть фараона над порогом Египта, превосходство египетского государства над соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче. Но как сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, – со смертью? “Такое невиданное могущество, такая власть, и вдруг все это уничтожается...” (4) Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Этот дерзкий и упрямый протест вдохновлял Египет в течение нескольких тысячелетий. “Раз удалось создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели нельзя ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, – а Египет, как писал Геродот, это “дар Нила”, – разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем – и так каждый год – Нил разливается снова!” (4)
mirznanii.com
Искусство древнего Востока — Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
Просмотры: 49 Введение Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в IV—III тысячелетиях до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой. Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной). Множество источников свидетельствуют…
Подробнее
Просмотры: 5 103 Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.) В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами, за захват лучших земель, рабов и скота. Раньше других на юге Двуречья…
Подробнее
Просмотры: 2 997 Периодизация древнеегипетского искусства Если представить периодизацию древнеегипетского искусства в самом общем виде в таблице, то выглядеть она будет вот так: Период Даты Династии Основные фараоны и важнейшие памятники Додинастический период 5 – 4 тыс. до н.э. 0 династия · 0 династия – палетка Нармера Раннее царство 30 – 28 века до н.э. 1 – 2 династии · 1 династия – стела Джета Древнее царство 28 –…
Подробнее
Просмотры: 3 680 II курс Описание и анализ произведений искусства «Авраам и три ангела» Якопо Виньяли и Себастьяно Риччи. Сравнительный анализ «Авраам и три ангела» Якопо Виньяли и Питера Ластмана. Сравнительный анализ «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и «Великодушие Александра Македонского» Пьера Миньяра. Сравнительный анализ «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и «Александра Македонский и Роксана» Пьетро Антонио Ротари. Сравнительный анализ «Эрот, натягивающий лук» (римская копия по оригиналу Лисиппа IV в. до н.э.) и «Грозящий…
Подробнее
Просмотры: 3 471 Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при Хаммурапи, касситы в Вавилоне. Особенности искусства Вавилона во II тысячелетии до н. э. на примере памятников из Вавилона и Мари. Архитектурный комплекс дворца Зимри-Лима в Мари: планировка, назначение помещений. Школа писцов при дворце в Мари и тексты из архива, рассказывающие о разных сторонах жизни. Скульптурное и живописное убранство дворца Зимри-Лима в Мари. Скульптура и рельефы из Вавилона. Стела Хаммурапи, содержание законов, скульптурный рельеф в…
Подробнее
Просмотры: 1 408 Архитектура Хатуссы и проблемы градостроительства. Особенности использования скульптурного убранства в декоре архитектурных сооружений: ортостаты. Наскальные рельефы, Комплекс Язылы-Кая. Круглая скульптура и рельефы хеттов и их историческая роль в развитии этих видов искусства в I тысячелетии до н. э. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э. – храм в Телль-Халафе. Большеглазики. Круглые скульптуры. Ортостаты. Открытое святилище Язылы-Кая в скале. Бит-хилани — Традиционной бит-хилани имеет прямоугольный план, причем фасадом является…
Подробнее
Просмотры: 2 367 Раннее Двуречье (6-4 тыс. до н.э.) I этап Раннединастического периода (ок. 2750—2615 до н. э.) II этап Раннединастического периода (ок. 2615—2500 до н. э.) III этап Раннединастического периода (ок. 2500—2315 до н. э.) В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шуррукином (Саргон Древний). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух…
Подробнее
Просмотры: 2 292 История Древнего Египта Додинастический период 00 · 0 Персоны: не было Объекты: Роспись гробницы вождя в Иераконполе, Расписная керамика додинастического периода (периоды Нагада I и II), Нож из Джебель-эль-Арака, Палетки с рельефным декором (Палетка быков, Палетка львов, Палетка шакалов и т. п.), Палетка Нармера. Термины: Ном, Палетка,Кирпич-сырец Посмотреть: Династический период Раннее царство I ·династия — Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним…
Подробнее
Просмотры: 3 406 Синеньким повыделять картики, которые нужно найти и вставить. Египет Сравнительная таблица истории Древнего Египта, в которой сопоставлены датировки, принятые в трудах П. А. Клейтона, П. Монте и М. Э. Матье. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы: Доисторический Египет Ок. 8000 — 4000 до н. э. Сахару, которая в то время была влажной равниной с саванновой растительностью и достаточным орошением (период неолитического субплювиала), заселяют племена скотоводов, создавшие наскальные рисунки в Тассили. Потомками их…
Подробнее
Просмотры: 1 921 В эпоху Среднего царства (2200 — 1500 гг.до н.э.) получали распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты, и полупещерные храмы. На внешней стороне скалы располагался лишь фасад такого храма, представленный гигантскими скульптурами, а в глубине – анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями. Этот период характерен тем, что начинают строиться сооружения с массивными колоннами, на которые опираются перекрытия, т.е. появляются конструкции стоечно-балочной системы. Сначала так оформляли входы в гробницы. Закат…
Подробнее
Просмотры: 779 1. Особенности египетской архитектуры Древнего царства. 2. Особенности египетской архитектуры Среднего царства. 3. Круглая скульптура и рельефы Древнего царства. 4. Архитектура и изобразительное искусство додинастического периода в Египте. 5. Архитектура и изобразительное искусство раннего царства в Египте. 6. Архитектура и круглая скульптура Египта при XVIII династии (до Аменхотепа IV). 7. Рельефы и росписи Египта при XVIII династии (до Аменхотепа IV). 8. Амарнская круглая скульптура, рельефы и росписи. 9. Амарнская архитектура. 10. Архитектура и…
Подробнее
Просмотры: 2 447 Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Свой наиболее монументальный облик египетская архитектура принимает в эпоху Древнего царства. Отныне политический центр из Верхнего Египта переносится на север, и крупную роль начинает играть город Мемфис, ставший царской резиденцией при фараонах IV — VI династий. Эпоха Древнего царства есть период максимального развития централизованной деспотии и…
Подробнее
Просмотры: 927 Учебники свалены в кучу здесь. Английский язык: Бурова З.И. Учебник английского языка для гуманитариев. Первобытное искусство: Рекомендовано преподавателем: Афанасьев «Сказки» письма Рубенса http://www.lascaux.culture.fr/?lng=en#/fr/00.xml (!!) Там видео с атмосферным гудением, как будто ходишь по Lascaux, например: http://font-de-gaume.monuments-nationaux.fr/ Из «Новая история искусств» азбука классика: «Первобытное искусство каменный век бронзовый век» Семенов 2007 http://antropogenez.ru «Художественная культура первобытного общества» хрестоматия Ян Елинек «большой иллюстрированный словарь первобытного человека» 1982, 1984 СЛОВАРИ: Археологический, Гальперина и Доброва Эрик Лафорш- какой-то…
Подробнее
Просмотры: 1 090 Источники сведений о Древнем Египте страдают неполнотой и включают довольно большое количество недостоверных сведений, что является следствием неполных сведений о Египте и его культуре у греков. Сюда же можно включить написанную на греческом языке историю Египта, автором которой является египетский жрец Манефон. Этот источник был написан в конце IV века до н.э. уже после того, как Египет был завоёван Македонией. Манефон упоминает о 30 династиях, царствовавших в Египте, а также делит всю…
Подробнее
Просмотры: 1 383
Подробнее
iskusstvoed.ru
Искусство Древнего Востока - часть 5
Древние китайцы видели во всех явлениях природы действия духов и богов. Они обожествляли облака, дождь, ветер, гром, горы и ручьи. Часто духи представлялись ими в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование - культ предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. После смерти человека одна душа могла отправиться на небо, а другая – надолго остаться в теле. Культ предков как пережиток родовых отношений сохранился в Китае на многие столетия. С образованием государства возникло представление, хотя и довольно смутное, о верховном божестве – шанди, которое позднее сформировалось в могущественное Небо.
Древние люди накопили некоторые знания об окружающем их мире. По их представлению, во вселенной шла беспрестанная борьба двух противоположных начал: силы света, тепла, активного мужского начала – ян и силы тьмы, холода, пассивного женского начала – инь; мир состоит из пяти первоэлементов: воды, огня, земли, дерева и металла. Они думали, что земля квадратна, а небо над нею имеет форму окружности; их собственная родина находится в центре земли и покрыта небесами. Поэтому они называли свою страну Тянься – Поднебесная или Чжунго – Срединной страной.
Древним земледельцам было необходимо правильно определять сроки начала и конца полевых работ, поэтому рано возникло календарное исчисление времени. По календарю, созданному шан-иньцами, счет времени велся по 60-дневному циклу, а год состоял из 13 месяцев, определявшихся по полнолуниям. Позже был создан солнечно-лунный календарь. Проверка дат осуществлялась при помощи наблюдений за тенью бамбукового шеста. Практическим целям служили и наблюдения за светилами, что заложило основу развития астрономических знаний.
Древние люди располагали и некоторыми сведениями по медицине, используя для лечения различные растения.
Строительство целых поселений-городов с большими зданиями и валами, устройство каналов свидетельствовало о развитии точных знаний.
Примитивное письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать большие сочинения, зато устно передавались из поколения в поколение исторические предания и мифы, записанные позже. К календарным записям стали прибавляться краткие записи событий, так в I тыс. до н.э. возникли летописи.
Китай в эпоху Лего и Чжаньго.
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства).
В период Чжаньго в царстве Чу получила широкое развитие металлургия, именно здесь появилось первое оружие из железа. В Чу процветала торговля, это было единственное древнекитайское царство, в котором имела хождение золотая монета.
Царство Ци было известно своей выдающейся ролью в культурной жизни страны. Именно здесь в период правления циского царя Хуаньгуна (374 – 356 гг. до н.э.) было создано первое в истории Китая своеобразное высшее учебное заведение – академия Цзися. В ней работали и обучались представители различных философских и политических школ: конфуцианцы, даосы, натурфилософы и другие.
Царство Чжао находилось в постоянном контакте с кочевыми племенам. Чжаосцы научились у кочевников искусству верховой езды и одними из первых в Китае создали мобильные отряды конницы. Постоянные набеги кочевников тревожили чжаосцев, и они воздвигли длинный каменный вал вдоль всей северной границы.
В I тыс. до н.э. в Китае широкое распространение получило орошаемое земледелие. В бассейнах рек была проведена целая сеть каналов, что позволило включить в полеводство новые земли и повысить урожайность культур. Большую роль в подъеме сыграло открытие месторождений железа и меди. В этот период торговые связи уже не замыкались рамками отдельных царств, а выходили за их пределы. Сложились целые районы и крупные города, специализирующиеся на выпуске какой-либо одной продукции. Янчжоу и Цинчжоу славились своими шелковыми изделиями; в царстве Чу в местечке Юань изготавливали острые наконечники копий; в царстве Хань в Луньцзюаньшуе отливали особенно прочные мечи; Аньи являлось одним из основных поставщиков поваренной соли. Усилившееся развитие торговли способствовало быстрому росту городов. В эпоху Чжаньго возникло много новых городов и разрастались старые. Крепнувшие торговые связи вызвали развитие водного транспорта – одного из самых удобных и дешевых средств сообщения
Заключение
Мы порой не отдаем себе отчета, насколько важные следы оставила в истории культура народов Азии. А ведь с нее, по существу, начинается “биография” искусства многих стран. К этому истоку восходит эллинская античность, в нем черпают силу западная и восточная средневековые культуры. Ведь впервые в истории и в искусстве классовых обществ Древнего Востока установилась прочная художественная преемственность, сформировался единый для разных видов искусства стиль.
Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей , разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.
Список литературы
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего
Востока (Малая история искусств). М., 1976.
2. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира.
М., 1986.
3. Древние цивилизации - М.,1989
4. Введение в культурологию -М., 1995
5. Культурологи я - Ростов на Дону, 1995
6. Бонгард - Левин Т.М. «Древнеиндийская цивилизация»,- М., 1993
7. Культурологи я. История мировой культуры, М., 1998
8. Л. Курциус. Египетский храм / История архитектуры. - М., 1935.
9. Л. Любимов. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
10. М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”, 1970.
11. История Китая с древнейших времен до наших дней. Под редакцией Симоновской Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974.
12. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – Москва: Из-во «Наука», 1977.
mirznanii.com
Искусство Древнего Востока - часть 4
И вот в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет Воскресение. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать “домом вечности” фараона. Могущественные самодержцы принуждали многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год – высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники – и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя. “Ни один другой народ, ни один царь не решался на такие затраты и на такие труды ради возведения надгробного памятника. Но в глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому, предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить восхождение к богам”. (1)
Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково “ненормальной” для всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Таким образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи. Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как “искусство оформления смерти”.
В древнеегипетском тексте мы читаем:
“Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу”.
Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы смерть – явление ненормальное – не нарушала бы красоты жизни. “Смерть ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах “заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой” вопреки всем ритуальным обрядам.
Нет, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в усыпальнице – и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего, должно было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа безбрежных желтых песков. Ровные дали – и краски природы, полнозвучные под ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.
Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него, т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е. архитектуры.
Нам почти ничего неизвестно о зодчих, строивших соборы и замки феодальной Европы. А те имена, которые дошли до нас, безлики, потому что зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками, и они не пользовались никаким особым почетом в окружении светских и духовный властителей. архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из них высечены в камне на памятниках, созданных ими. Само непостижимое величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу.
4. К ультура Древнего Китая.
Китай – страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на протяжении своего формирования и развития китайское общество не только оказало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.
Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Матзяяо, Яншао.
Культура Цюйцзялин характеризовалась оседлым земледелием. Главной сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углубленные в землю хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами, украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду, изготовлявшуюся ручным способом и иногда даже покрывавшуюся крашеным орнаментом.
Культура Матзяяо – типичная восточно-азиатская культура крашенной керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия составляло возделывание проса. Люди занимались разведением собак и свиней, являвшихся главными домашними животными.
Культура Яншао - наиболее изученная китайская культура того периода. Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с отверстиями для продевания ременной или веревочной петли. Яншаосцы охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались разведением домашних животных – свиней и собак; ловили рыбу на костяные крючки и сетью с каменными грузилами, били острогами. Производство орудий из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной полировкой. Гончарная посуда восхищает изяществом свих форм, мастерством изготовления, гаммой расцветки – от ярко-красного до оранжево-лимонных тонов. Но более всего поражает сложный орнамент на гончарных изделиях. Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах сохранившихся глиняных сосудов.
Поздненеолитическая культура Луньшань (конец III тыс. до н.э.) пришла на смену Яншао. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда – не красная, как в Яншао, а чаше всего серая и черная. Это явилось результатом технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру внутри обжигаемой камеры. Появившийся гончарный круг значительно способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия стали более совершенными. Появилось двузубое деревянное орудие для вскапывания земли, под названием лэй.
Культура Шань-Инь образовалась после свержения последнего представителя «династии» Ся. Материальная культура иньцев указывала на их связь с племенами неолитического времени. Характер земледелия мало изменился. Основное сельскохозяйственное орудие - деревянный заступ лэй. Изменились жатвенные орудия – каменные серпы, которые насаживались на деревянную рукоятку. Зерно, помимо непосредственного употребления в пищу, использовалось для изготовления вина. Иньцы занимались разведением шелкового червя. Именно к этому времени восходят истоки китайского шелководства и шелкоткачества, ставшие впоследствии своеобразным символом Китая. Кроме свиней и собак, иньцы разводили буйволов на мясо и лошадей для упряжи. Иньцы овладели развитой техникой бронзолитейного производства. Предварительно очищая медную руду от грубых примесей, они плавили ее вместе с оловом, из полученного сплава изготавливали бронзовые сосуды, оружие, орудия ремесленного производства. Металлические орудия стали применятся и в земледелии, но широкого распространения они не получили. Появление металлических орудий способствовало повышению уровня производительных сил в различных отраслях ремесла. Поселения в большинстве своем были окружены глинобитными стенами, защищавшими от нападения и частично уменьшавшими ущерб от частых наводнений.
После захвата чжоусцами иньских поселений, земли иньцев были переданы в наследственное владение чжоусцам. Победители быстро переняли важнейшие технические и культурные достижения побежденных, и прежде всего технику бронзолитейного производства. Чжоусцы не знали металла, но, захватив мастерские иньцев и взяв к себе на службу их мастеров, они очень быстро достигли иньского уровня в производстве бронзового оружия, а также ритуальной утвари и украшений. По своим формам чжоуские металлические изделия представляли собой копии иньских прототипов. Гораздо меньше чувствовалось иньское влияние в гончарном производстве чжоусцев, поскольку в этой отрасли ремесла они имели свои давние традиции. Одним из заимствований чжоусцев была иньская письменность.