Наследия древнего мира. Историческое наследие античной цивилизации и варварского мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 9. КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Наследия древнего мира


§ 9. КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

§ 9. КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сравните культурно-исторические особенности древнеримской цивилизации с цивилизацией Древней Греции. Что даёт основание говорить о них как о единой цивилизации Античности?

1. Дохристианские верования Античности. С точки зрения культуры, религиозных, научных традиций современная европейская цивилизация во многом опирается на наследие античного мира. Христианство — крупнейшая мировая религия — зародилось и, в конечном счёте, утвердилось в Римской империи.

Религии спасения души, зародившиеся в странах Востока, не получили распространения в Древней Греции, где сохранялась вера в богов, олицетворяющих силы природы, а также покровительствующих определённым видам деятельности: Зевса — повелителя молний, Посейдона — бога морей, Гермеса — бога торговли, Ареса — бога войны и др. В то же время отзвуки миропонимания, присущего приверженцам иудаизма, буддизма, зороастризма, конфуцианства, даосизма, нашли отражение в философских системах греческих мыслителей. Позднее многие их идеи приобрели популярность в Рим

ской империи, возродились в средневековой Европе, были востребованы мыслителями Нового времени.

Философы, которых называли стоиками (эту ставшую популярной в III в. до н.э. школу возглавляли Зенон и Хрисипп), доказывали, что есть только единый бог — Зевс, а остальные божества — лишь его разные сущности. Стоики считали, что человек достигнет счастья, мира с самим собой лишь при условии добродетельного поведения, выполнения этических норм, покорности судьбе. Представители философской школы киников (Антисфен и Диоген) доказывали, что главное — достижение духовной свободы, которая ценилась ими выше богатства, верности племени, полису. Эпикур и его сторонники считали, что главное — обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Это достигается концентрацией усилий на самосовершенствовании, отстранённостью от общества и его забот.

Пантеон богов древних римлян во многом напоминал древнегреческий. Старшим из богов считался Юпитер, богом морей — Нептун, войны — Марс, торговли — Меркурий и т.д. При этом и греки, и римляне наделяли своих богов чисто человеческими чертами: властолюбием, тщеславием, обидчивостью, склонностью к интригам, любовным утехам.

2. Возникновение христианства. Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения — иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей — египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлёт им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука допускает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать своё учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли его самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса, который утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к врагам, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской Церкви Иисус был обвинён в богохульстве и предположительно в 29 г. н.э. приговорён римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

Мученическая смерть на кресте Сына Божьего трактуется христианскими богословами как великая жертва, которую Создатель принёс во искупления грехов всего человечества, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной.

В 1-Н вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейших слоёв населения и рабов.

3. Христианство в Римской империи. Римские власти обычно проявляли терпимость в вопросах веры. Однако в отношении христианства делалось исключение. Его рассматривали как враждебную Риму религию. Многие римские императоры преследовали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса. Гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Подобная нетерпимость была вызвана тем, что христиане, которые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все прочие религиозные воззрения. Рост числа христиан вёл к утрате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и её владений. Христиане, в отличие от жрецов Рима, не признавали «богоподобности» императоров. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринимались как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы считались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кризиса, охватившего Римскую империю во II в., увеличивалось. Преследования заставили христиан создать сильную, хорошо организованную, сплочённую Церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повиновении рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христианства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином I и христианами был достигнут компромисс. Они признали божественность императорской власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероисповедания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богу. Христианская

Церковь получила право принимать наследства и дарения и не платить налогов. Церковные и государственные (светские) суды уравняли в правах. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их Церкви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи. В христианство начали переходить и многие племена «варваров».

При императоре Феодосии (правил в 379-395) в Византии были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергаться также сторонники различных еретических (не утверждённых Соборами) его направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них разрушены.

4. Культура Древней Греции. Античная эпоха была временем расцвета науки, культуры и искусства. Мыслители Древней Греции — Платон, учитель Александра Македонского Аристотель и другие заложили фундамент основных направлений развития философской мысли, политической науки. Открытия, сделанные в области математики, физики (Пифагор, Архимед), стали основой естественно-научных знаний. Походы Александра Македонского оказали большое влияние как на греческую культуру и науку, так и на общества Древнего Востока.

Любознательность греческих мыслителей, географов, историков в сочетании с накопленными веками знаниями жрецов религиозных культов Востока дали новый импульс развитию науки. Александрия, столица Египта при Птолемеях, стала крупным научным центром. Вывод Аристотеля о том, что познание мира требует наблюдений, систематизации и обобщения знаний, стал основой научных методов изучения природы, общества и человека.

В полисах Древней Греции ещё в VI в. до н.э. сложилась система всеобщего образования, дети граждан с семи лет обучались грамоте, письму, счёту, музыке, танцам, а с 18 лет — владению оружием.

Особое значение придавалось занятиям спортом. В Древней Греции существовал настоящий культ физической силы и красоты тела. Начиная с 776 г. до н.э. в области Олимпия, считавшейся местом обитания богов, каждые четыре года проводились соревнования атлетов городов-государств Греции. Олимпийские игры рассматривались как священные, на время их проведения прекращались

Парфенон

войны, их победители пользовались величайшим уважением. Игры включали соревнования по бегу, скачки, пятиборье, кулачный бой и борьбу. Последний раз они состоялись в 394 г. н.э., затем их запретил император Феодосий как пережиток язычества.

Красоту человека воспевали и греческие скульпторы. Творения Фидия, Мирона, Поликлета украшают лучшие музеи мира. В архитектуре Древней Греции преобладали изящные, утончённые конструкции. В честь победы над Персией в Афинах были воздвигнуты храмы, частично сохранившиеся до наших дней и ставшие одной из главных туристических достопримечательностей Греции: Парфенон (храм Афины), Пропилеи (парадный вход на Акрополь).

Большой популярностью в Древней Греции пользовалось театральное искусство. В пьесах Эсхила, Софокла, Еврипида ставились извечные проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы воли. При этом все роли, в том чис-

Дискобол. Скульптор Мирон

 

ле и женские, играли мужчины, на сцене они появлялись в масках, отражающих характер героя и его настроение.

5. Культура Древнего Рима. Римляне были хорошо знакомы с культурой Древней Греции, однако считали её излишне утончённой. Из философских идей наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдением этических норм, служением общественным интересам. В Риме сторонниками стоицизма были Сенека, Эпиктет, автор многих философских трудов, последний император золотого века Марк Аврелий.

Научная мысль Древнего Рима была в первую очередь ориентирована на приобретение конкретного, практического знания в области истории, географии, астрономии, математики, медицины.

Образованные люди в императорском Риме знали не только латынь, но и греческий, изучали риторику. У высших слоёв населения пользовалась популярностью поэзия Овидия, Вергилия, Горация, сатирические произведения Ювенала, Лукиана, высмеивавших невежество и тщеславие. В то же время плебс предпочитал более грубые и жестокие зрелища, такие, как гладиаторские бои. Они проводились в колизеях, которые были построены в крупных городах империи. Самым знаменитым был Колизей в Риме (построен

Колизей

 

Пантеон

в 80 г. н.э.), он вмещал до 87 тыс. зрителей, его стены возвышались на 50 м. До наших дней практически целым сохранился величественный храм всех богов, построенный в Риме в 128 г. н.э. — Пантеон, его купол больше, чем у самого большого собора Ватикана — Св. Петра.

Важнейшим наследием культуры Древнего Рима была система правовых норм, регулировавшая отношения между юридическими лицами, отношения собственности, порядок делопроизводства и т.д. Эти нормы стали основой развития права последующих веков.

Л 1. Какими были верования античной Греции и Рима?

ЦД 2. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи первоначально стали последователями новой веры?

3.      В чём выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская Церковь превратилась в сплочённую организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

68

4.       Какие идеи преобладали в древнегреческой философии?

5.       В чём состояли особенности культуры Древнего Рима?

6.       Охарактеризуйте цивилизационное наследие Античности, его значение для современного мира.

В Интернете самостоятельно найдите и прочитайте статью А. Кор- суна «Как исчезли неандертальцы» (сайт Polit.ru), а также интервью М.Б. Медниковой «Великое переселение неандертальских народов» («Независимая газета» от 28.09.2011 г.). Тезисно выпишите в тетрадь, что нового узнали учёные о неандертальцах в последнее время (зона обитания, рацион питания, материальная культура и т.д.). Подготовьте презентацию на основе тезисов.

eclassed.ru

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА | EOR HELP

Автор конспекта:Автор(ы): — Смирнова Ольга Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 23″ г. Энгельса, учитель истории и обществознания

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — И задачи: Образовательные: расширить, систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о культуре народов Древнего мира; подвести учащихся к пониманию того, что древняя культура стала одной из основ единой культуры современного человечества, формировать учебно-познавательную компетенцию. Развивающие: развитие эмоционально-эстетической сферы, мыслительных навыков, навыков оперирования уже имеющимися знаниями, их обобщения и подведения итогов, навыков поиска информации, работы в группе, самостоятельности мышления, умения анализировать и сопоставлять, способности к историческому воображению через работу с символами урока, картой и компьютером, развитие личности ребенка, формирование информационной и коммуникативной компетенций. Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к мировому культурному наследию; подвести их к осознанию мощи человеческого духа и разума, величия человека-созидателя; приобщая к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию чувства гордости за звание «человек», интеллектуально и духовно богатой, нравственной, развитой личности, готовой к социализации в современном мире; формировать взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве, компетенцию личностного самосовершенствования. Предметно-практические: подведение итога изучению нового материала, проверка знаний, умений учащихся и степени усвоения материала; создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает игра.

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Вигасин А.А, Годер Г.И. История древнего мира. учебник для 5 кл. — М.: Просвещение, 2006

Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. -М.: Просвещение, 1998

Всемирная история в лицах. Древний мир: Энциклопедия — М, 1999

Книга для чтения по истории древнего мира/под ред. А.И. Немировского. — М.: Просвещение, 1998

Используемая методическая литература: —

Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2006

Я иду на урок истории (для учителя). Библиотека "Первого сентября". М., 2000— Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/сост. Е.А. Черкасова. — М.: Просвещение, 1996— Андреевская Т.П. и др. Задания-тесты по истории древнего мира. – С — Пб.: Утро,1997

Используемое оборудование: —

компьютеры, презентация

Используемые ЦОР: —

Игра в виде презентации, разработанная учителем с иллюстрациями и картами, настенная карта "Государства Древнего мира в III в. до н. э., рисунки "Семи чудес света", сигнальные карточки, костюмы для инсценировки, творческие работы учащихся на бумажном и электронном носителях, выставка литературы по теме.

Краткое описание: — Тема: Культурное наследие древнего мира. Тип: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Вид: урок-конкурс, интеллектуальная игра с использованием ИКТ. Модель: личностная. Метод обучения: интеллектуально-поисковый, личностно-ориентированный. Форма обучения: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме; использование приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальная и коллективная форма работы, работа в группах, опережающие задания, возможность выбора учащимся подходящей для него формы работы. Структура: 1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3. Выявление ЗУН, проверка уровня сформированности у учащихся ключевых компетенций.

Ход урока:

I. Организационный момент (сообщение темы урока, постановка целей и задач, мотивация познавательной деятельности).II. Воспроизведение знаний на новом уровне в форме интеллектуальной игры, их закрепление при работе в группах по предложенным вопросам и заданиям по этапам игры, записанным в маршрутном листе.III. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. IY. Домашнее задание.Класс получил опережающее задание познакомиться с дополнительной литературой по теме, приготовить сообщения и загадки группам. Ребята делятся на 3 группы, выбирают капитана и получают маршрутный лист.Маршрутный лист: 1. Разминка (по контурной карте).2. История в лицах.3. История в датах.4. Работа над ошибками (по инсценировке).5. Узнай меня.6. Культурная мозаика.7. Кто первый?8. Литературное наследие.9. Найди лишнее.10. Слова…слова…слова…11. Чудеса…12. Верно ли суждение В.Г.Белинского? Итоги.I. Вступительное слово учителя: Думая о прекрасном будущем, мы не должны забывать о пройденном человечеством пути, который сделал возможным все чудеса наших дней и создал условия для развития. Это путь упорных поисков, труда, свершений, путь творчества — от грубого каменного топора до сложнейшего и точнейшего механизма космического корабля.Мы отделены от народов, живших во времена Древнего мира, тысячами лет и километров, безжалостный Кронос поглащает все, не оставляя следов. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, богиней памяти, уберегла для нас многое. Это позволило русскому литератору В.Г.Белинскому сказать те слова, которые я выбрала эпиграфом к нашему уроку: "На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество!"Попробуем фактами подтвердить или опровергнуть эту мысль.Для этого,ребята, нам предстоит повторить и обобщить, изученный ранее материал по культуре народов, живших в Древнем мире. Кто создал культуру древности? Чьими руками были выполнены прекрасные произведения живописи, скульптуры, архитектуры? Кто сочинял поэмы и играл в театре?Честь и слава этим людям. Сегодня, с высоты XXI века, мы смотрим на прошлое и восхищаемся достижениями людей, живших много лет назад, пытаемся осмыслить, как им удалось этого добиться, как достижения древних повлияли на дальнейший прогресс человечества и в значительной степени предопределили его направление и характер.К этому уроку вы получили задание повторить культуру народов Древнего мира, познакомиться с дополнительной литературой, по желанию выполнить творческие работы на бумаге или в электронном виде. Я предлагаю совершить путешествие во времени. Закройте глаза и сосчитайте до десяти. Мы перенеслись с помощью компьютера времени в Древний мир. (Презентация — прикрепленный файл)1-ый этап "Разминка". Задание: по контуру определите страны, культуру которых мы изучали. Они изображены на контурном рисунке. 2-ой этап "История в лицах".Задание: О ком идёт речь в подготовленных вами друг для сообщениях- загадках о понравившейся исторической личности, внёсшей свой вклад в развитие и изучение древней культуры?1 группа:Он родился в 1790 году во Франции. Его старший брат былучёным-историком. Чтобы быть на него похожим, он уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлекаться древней историей. В 17 лет он стал членом академии наук, знал латынь, древнегреческий, арабский, персидский и другие восточные языки. За самое выдающееся его открытие его назвали первым египтологом. 2 гр.: Знаменитый учёный, живший в начале нашей эры, бывший воспитателем одного из императоров, учивший милосердию и стойкости во всех бедствиях, вынужден был покончить с собой вскрыв вены по приказу бывшего ученика, разгневанного сочувствием к рабам, которое выражал его знаменитый учитель. 3 гр.:Занимался международной торговлей и сам овладел многими языками – английским, французским, русским, древнегреческим и др. В результате увлечения древностями он пришёл к убеждению, что одно из произведений Гомера является историческим источником. 14 июня 1873 года он нашёл на месте бывшего поселения первые золотые украшения явно древней классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16353 отдельных частей.3-ий этап " История в датах". Задание: Без событий и дат – история мертва! Давайте по решаем задачи по датам. 1 группа: Подумайте: могли ли, жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трех тысячелетие своего города? Если да, то в каком году? Если нет, то когда следует отметить эту дату?2 гр.:Сколько лет прожил историк Тит Ливий? Др. римский историк Тит Ливий, автор книги «ИсторияРима от основания города» родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г.н.э.Сколько лет прожил историк Тит Ливий? Др. римский историк Тит Ливий, автор книги «ИсторияРима от основания города» родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г.н.э. 3 гр.:О каких временах рассказывает историк Тацит? Древний римский историк Тацит в своей книге пишет, что начинает повествование с 821г. «отоснования нашего города» (т.е. Рима)? 4-ый этап "Работа над ошибками". Задание:Найдите ошибки, допущенные героями театрализованного представления. Представим себе, что мы в Элладе. Остров Крит. Рынок. Время действия- V в. до н.э. Знатный, богатый грек, владелец школы, философс женой отправились купить на рынке ещё одного раба для работы по дому. На импровизированную сцену выходит Эзоп. К нему подходят философ и его жена. Они выбирают раба. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливаются.Философ: Кто ты такой?Эзоп: Человек из плоти и крови.Философ: Из какого племени, я тебя спрашиваю?Эзоп: Мессенец.Философ (обращается к жене): Давай его купим, ведь цена-то небольшая: всего 70 гривен.Жена: Что же умеет увечный, горбатый, с такими короткими руками и огромными губами раб?Эзоп: Могу выпить море!Жена: И только-то!Эзоп: Да, только море, если перегородить все реки, в него впадающие.Философ: Какой разумный раб!Эзоп: Лучше быть разумным, чем богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.Философ (перебирая четки): Какая мудрая мысль! Надо запомнить, чтобы передать потом моим ученикам. Следуй за мной раб, Эзоп!После двухминутного обсуждения капитаны команд называют замеченные ошибки.5-ый этап "Узнай меня". Задание:Укажите название и место расположения памятников культуры, изображенных на иллюстрациях. 6-ой этап "Культурная мозаика". Задание: 1 группа:Укажите названия и отличия, представленных вам на рисунках, сосудов. 2 гр.:Что общего между современной фотографией и правилами изображения принятыми в древнеегипетском искусстве? 3 гр.: Что общего в скульптурах Дискобол и Копьеносец, кто их автор? 7-ой этап "Кто первый?" К столу, на котором разложены различные предметы, приглашаются по одному члену группы. Задание:Выберите предметы, доставшиеся нам от народов древнего мира и активно используемые современным человеком. Какой стране мы благодарны за их появление? 8-ой этап "Литературное наследие". Задание:Назовите произведение, из которого взята данная цитата, его автора, время создания. 1 группа:Однажды какой-то подлый нахал, увидев Перикла, на площади, стал бранить и оскорблять его. Перикл молча терпел это. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого дома. 2 гр.:«Я называюсь Никто; мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». С злобной насмешкой мне отвечал людоед зверонравный:«Знай же, Никто, мой любезный, что будешь ты самый последний Съеден, когда я рождаюсь с прочими; вот мой подарок».3 гр.:«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.Если вы будете прощать людям согрешения их, то просит и вам отец ваш небесный.Не судите, да не судимы будете…» 9-ый этап "Найдилишнее". Задание:Определите, что объединяет изображённое на рисунке, что лишнее. 10-ый этап "Слова… слова… слова…" Задание: А. Объясните, что означают крылатые выражения:1 группа: 1. Садом и Гоморра. 2. Иудин поцелуй. 3. Авгиевы конюшни. 4. Пиррова победа. 5. Ахиллесова пята. 6. Допотопные времена.2 гр.:1. Труба иерихонская. 2. Тридцать cеребренников. 3. Яблоко раздора. 4. Терновый венец. 5. Перейти Рубикон. 6. Суд Соломона.3 гр.: 1. Лаконичная речь. 2. Умывать руки. 3. Цербер. 4. Каинова печать. 5. Вандалы, вандализм.6. Вавилонское столпотворение.Б.Назовите по три слова, пришедших в современный русский язык из древности.В. Какие слова древности являются самыми близкими для некоторых из вас?11-ый этап "Чудеса…" Задание: Эллада обогатила мировую культуру не только мудрыми баснями Эзопа, древними легендами и мифами, эпическими поэмами Гомера, но и чудесными творениями древних скульпторов и архитекторов. Не случайно все семь чудес света сотворены эллинами. Дома вы с ними познакомились.А. Расскажите об одном из них (по вашему выбору).Б. Согласны ли вы, что к семи чудесам света относятся: Храм Артемиды в Эфесе, Парфенон, Статуя Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, Щит Ахилла, Дискобол Мирона, Маяк в Александрии. Если вы заметили ошибки, то какие? Назовите правильно семь чудес света. 12-ый этап "Верно ли суждение В.Г.Белинского? Итоги".III. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.Пройдя по страницам культуры древнего мира, закроем на минутку глаза и возвратимся обратно в наше время, чтобы подвести итоги нашего путешествия по культуре Древнего мира.Многие из древних государств давно исчезли с карты, но древняя культура не умерла вместе с теми социально-политическими организмами, которые породила.Докажите это на примерах. Особо можно выделить культуру греков и римлян — античную. Она послужила основой для дальнейшего развития не только европейских, но и других стран мира. Это подтверждает слова В.Г.Белинского, взятые нами эпиграфом? Наша игра завершилась. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий, осмыслены им и пропущены через собственный жизненный опыт. Всевозможные вопросы, поставленные мною во время урока и опережающие задания, заставили вас размышлять, обращаться к дополнительной литературе, способствуя вашему интеллектуальному развитию и совершенствованию, формированию личности.Оценки выставляются по сумме, полученных во время игра за правильный ответ сигнальных карточек и оценки учителя.IY. Домашнее задание.Выполнить творческую работу на тему: "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру" в виде мини-сочинения, рисунка в электронном виде или др.Прилагается презентация к уроку с заданиями и ответами.

Файлы: Презентация.ppt Размер файла: 1926656 байт.

eorhelp.ru

Историческое наследие античной цивилизации и варварского мира | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Историческое наследие. Любая река складывается из множества речушек, каждая из которых имеет свой исток и нрав. Одна, зажатая горными теснинами, звонко журчит по камням. Другая плавно несет свои воды мимо ровных песчаных берегов. Каждая приносит с собой из тех мест, где находится ее исток, песок, глину или кристально чистую воду горных ледников. Сливаясь, они образуют мощный единый поток. Так и человеческая цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали.

Римская империя и варвары

Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

В Средние века в Западной Европе (включающей такие страны, как Франция, Англия, Германия, Италия, Испания и другие) сложилась цивилизация. Ее часто называют средневековой цивилизацией Запада, в отличие от цивилизаций Востока, существовавших в Азии и Африке. В средневековой цивилизации Запада, как в реке, слились воедино богатое и разнообразное наследие античной цивилизации, традиции и обычаи варваров. И все это пестрое наследие было объединено христианской религией.

Римская империя охватывала все Средиземноморье и простирала свои владения в Европе до Рейна и Дуная. Районы Европы, лежащие к северу от Рейна и Дуная, были населены варварами

Наследие античной цивилизации. К античной цивилизации, созданной греками и римлянами, принадлежали также народы, входившие в состав Римской империи. Эти народы были романизированы, то есть стали жить, как римляне. Они научились новым приемам хозяйствования, стали одеваться, как римляне, говорить на латинском и греческом языках. Они подчинялись римскому государству и его законам, платили налоги, служили в армии.

Театр в городе Оранж (Галлия)

Многие черты античной цивилизации были унаследованы средневековым обществом. Среди них — уважение к законам, защищавшим права и достоинство людей. Эти законы защищали ограбленного разбойниками торговца, обиженного крупным землевладельцем крестьянина, ремесленника, с которого чиновник брал незаконный налог. Они действовали на территории всего Римского государства.

Многие средневековые города возникли на месте античных или продолжили их историю. Средневековые строители использовали материалы, применявшиеся еще в римскую эпоху, — обожженный кирпич, цемент. Наглядным примером для них служили сохранившиеся и исправно служившие римские постройки.

Аппиева дорога близ Рима
Римский водопровод в Пон-дю-Гар (Галлия)
  • Римские театры устраивались под открытым небом. Каменные сиденья для зрителей, расположенные полукругом, ярусами поднимались от сцены вверх. На сцене устраивались театральные представления и гладиаторские бои.
  • Города связывали ровные и широкие дороги, вымощенные камнем.
  • Водопроводы были проложены под землей или подняты на высокие опоры. Вода поступала в огромные цистерны, а затем по свинцовым и глиняным трубам подавалась в дома, бани, туалеты, на поля.

Наследие варварского мира. За пределами античной цивилизации обитали варвары — кельты, германцы и славяне. Они жили общинами. Общинники совместно владели землей, вместе ее обрабатывали, пасли скот, охотились и рыбачили. В общем владении находились леса и луга.

Общинный уклад жизни сохранялся у народов Европы в течение всего Средневековья. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Народное собрание у германцев. Рельеф на колонне Марка Аврелия в Риме

Важные общественные дела — о войне и мире, о наказании преступников, избрании вождей — решались варварами на народных собраниях. В них участвовали свободные мужчины, имевшие право носить оружие. Ударяя мечом о край щита, варвары голосовали за то или иное решение. Во время обряда, связанного с вступлением в совершеннолетие, отец торжественно опоясывал юношу мечом.

Свобода, достоинство, право носить оружие и участвовать в общественных делах были главными ценностями в глазах варваров. Эти ценности будут унаследованы средневековой цивилизацией Запада.

На этой странице материал по темам:
  • Читать доклад древний мир рождение первых цивилизаций 4 класс

  • Историческое наследие мира статьи

  • Перечислить наследия римских цивилизаций для варварских государств

  • Типы исторических городов по древности наследия

  • Семинар историческое наследие древних цивилизаций

Вопросы по этому материалу:
  • Какие реки были границей Римской империи в Европе?

  • Какие варварские народы жили к северу от границ Римской империи?

  • Какие народы входили в варварский мир Европы?

  • Чем мир варваров отличался от античной цивилизации?

  • Каковы истоки средневековой цивилизации Запада? Что она получила из наследия античной цивилизации, что — из традиций племен варваров?

worldofschool.ru

1. Цивилизационное наследие Древнего мира

Пояснительная записка

Пояснительная записка Название раздела Введение. Первобытность Древний Восток Пояснительная записка Содержание учебного предмета Краткое содержание Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 5 классе разработана на основе ФГОС ООО по истории, примерной программы по истории на ступени основного общего образования, учебного плана МБОУ «Лекаревская

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа 2» Ступинского муниципального района УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.О.Головина 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс на 2013-2014 учебный год (2 часа

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений

Подробнее

учебный год

учебный год МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» с. Макеево Утверждено приказом директора _от 13.04.2015 г. 34/5 Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной

Подробнее

2.Пояснительная записка.

2.Пояснительная записка. 2.Пояснительная записка. В соответствии с примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в 5 классе предполагается увеличение часов пропедевтического курса.

Подробнее

Дата: Класс: Фамилия, имя:

Дата: Класс: Фамилия, имя: Первобытные собиратели и охотники Когда появились на Земле древнейшие люди? 2) приблизительно миллион лет назад 3) более полумиллиона лет назад 4) приблизительно 40 тысяч лет назад Какой материал использовался

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка 1. Пояснительная записка Цели: - осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; - показать наиболее

Подробнее

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по предмету «История» по курсу Всеобщая история «История Древнего мира» для 5 класса составлена на основе: - авторской программы А.Н. Майкова «Введение

Подробнее

часов 6 Водный урок. У истоков истории

часов 6 Водный урок. У истоков истории I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 класса (далее программа) составлена на основе: 1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету история соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования

Подробнее

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели курса истории 5 класса: - осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО и ООО, примерной программы по предмету и авторской программы А.М. Кондакова. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного

Подробнее

Учебный методический комплекс:

Учебный методический комплекс: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории разработана на основе требований ФГОС (ФЕДЕРАЛЬННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) второго поколения. Примерной

Подробнее

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Великобритании СОГЛАСОВАНО на заседании МС (Зубов С.Ю.) «10» сентября 2014 УТВЕРЖДАЮ директор школы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования истории, примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Цели курса: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории

Подробнее

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации Лекция 2.1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и ее последствия. План: 1.

Подробнее

- готовность формулировать и высказывать

- готовность формулировать и высказывать В 5 классе обучаются учащиеся с ОВЗ. Данная рабочая программа является адаптированной. Общими особенностями детей с ЗПР являются трудности произвольной организации, замедленность или импульсивность, легкая

Подробнее

docplayer.ru

Цивилизационное наследие Древнего мира » Народна Освіта

На страницах учебника шестого класса мы преодолели долгий и сложный путь со времен появления на Земле первых людей до падения Западной Римской империи. Итак, вспомним важнейшие изменения, произошедшие в жизни человечества за этот период, и попробуем оценить основные достижения древних народов.

1 От дикости к цивилизации.

Большая часть истории человечества приходится на времена первобытного строя. Не менее двух миллионов лет понадобилось для того, чтобы на смену обезьяноподобным существам пришли люди современного типа. По мере того как человек становился более умным и умелым, совершенствовались и коллективы, объединяющие людей. Человеческие стада первобытных собирателей и охотников со временем уступили место родовым общинам, а те, в свою очередь, — соседским общинам земледельцев и скотоводов.

Тяжелым трудом люди изменяли окружающую среду. Первые цивилизации отличались друг от друга, ведь людям приходилось приспосабливаться к разным природным условиям. Однако история возникновения цивилизации знает и много общих характеристик, присущих всем народам. Это позволяет выделить основные признаки цивилизации, отличающие ее от первобытности.

2 Успехи в хозяйстве.

С возникновением первых цивилизаций в хозяйственной жизни произошли огромные изменения. Во многом это объясняется постоянным усовершенствованием орудий труда и материалов для их изготовления. Сначала человек использовал камень, потом научился добывать медь и изготавливать бронзу, освоил железо. Люди приручили животных, создали первые механизмы. Накопленный хозяйственный опыт позволил им не только пользоваться дарами природы, но и производить все необходимое для жизни. Так постепенно возникли земледелие и скотоводство. Собирательство, охота и рыболовство стали второстепенными занятиями людей. Со временем появились различные ремесла и торговля. Первые корабли вышли в открытое море.

В древности широко применялся труд рабов. Поэтому древние общества часто называют рабовладельческими. Правда, ни в одном из них труд рабов никогда не был основным. Большая часть всего необходимого создавалась руками свободных крестьян и ремесленников.

3 Древние государства.

Успехи в хозяйственной жизни определили весь дальнейший ход истории. Человек стал меньше зависеть от природы, у него появились излишки продуктов. С возникновением частной собственности на землю, скот и результаты труда возникло неравенство между людьми. Общество начало постепенно делиться на богатых и бедных, знатных и простых. Вожди и старейшины, жрецы и дружинники подчинили себе соплеменников и управляли их жизнью. Для того чтобы организовать людей, интересы которых часто не совпадали, и управлять ими, необходима была сильная власть. Так возникло государство.

Первые государства были разными по форме. Многим народам Востока приходилось осваивать долины крупных рек. Ирригация (орошение) обширных площадей могла осуществляться только силами всего населения страны, управлять которым должен был один человек. Поэтому в странах Древнего Востока государства образовались в форме монархии. Власть правителя здесь ничем не ограничивалась и передавалась по наследству.

Древнегреческие государства формировались в других исторических условиях. Эллины очень рано пришли к мысли о равных правах между гражданами. Поэтому во многих полисах Древней Греции уже в V в. до н. э. возникло демократическое устройство государственной власти. Наивысшего расцвета древнегреческая демократия достигла в Афинах во времена Перикла.

В Древнем Риме после изгнания царей установилась республика. В этот период римляне подчинили себе Италию, а потом и все Средиземноморье. Но чтобы успешно управлять многими народами и огромными территориями, власть должна быть сосредоточена в руках одного человека — императора. Стараниями Цезаря и Августа, а также их последователей в I—II вв. н. э. Римская империя силой оружия объединила большинство народов Европы, Северной Африки и Передней Азии.

4 Город — сердце цивилизации.

В древности большинство населения проживало в сельской местности. Однако основными центрами развития цивилизации были города. Сначала городские стены защищали главные святилища, правителей и их богатства. У городских стен селились ремесленники и торговцы. В древних городах мостили улицы, строили первые водопроводы и канализацию, парки и площади. Здесь проходили на-

родные собрания, сооружались дворцы и стадионы, возводились великолепные храмы, открывались театры, библиотеки, школы. Сегодня невозможно представить жизнь Древней Месопотамии без Вавилона, Греции — без Афин, а Италии — без «вечного» Рима.

5 Культура и религия.

Со временем люди все чаще задумывались о своем месте и назначении в мире. Постоянные размышления на эти темы способствовали возникновению разных религиозных верований. Например, буддизм и сегодня объединяет верующих всей Земли.

На землях Римской империи возникло и распространилось христианство. Еще в 325 г. в городе Никея (современный Изник, Турция) было созвано собрание епископов христианских общин, известное в истории как Первый Вселенский собор. Решения собора свидетельствуют о создании христианской церкви как организации верующих.

На территории Европы, Ближнего Востока и Северной Африки христианская церковь была важной духовной силой, объединяющей людей в условиях распада старого и зарождения нового общества.

С появлением такой важной особенности цивилизации, как письменность, стало возможным развитие научных знаний и занятие литературным творчеством. Основы математики, астрономии, медицины, философии и многих других наук были заложены еще древними учеными Востока. Их достижения получили развитие в Древней Греции. Именно здесь родилась наука о прошлом человечества — история, которую древние римляне называли «наставницей жизни». Древним поэтам и писателям мы обязаны появлением почти всех существующих ныне литературных жанров, а также театра.

Народы древности создавали удивительные памятники архитектуры и изобразительного искусства. Египетские пирамиды и Великая

 

Китайская стена, Парфенон в Афинах и Колизей в Риме, а также многие другие произведения выдающихся мастеров прошлого служат достойным примером творческих возможностей человека.

Именно древние народы заложили основы современной цивилизации, создали множество ценностей, которыми человечество пользуется и сейчас.

Однако дальнейшие пути развития народов Востока и Запада существенно отличались. Об этом вы узнаете, изучая историю Средних веков.

Вопросы и задания

1. Назовите основные признаки цивилизации. Какие древние цивилизации вам известны? 2. Вспомните, какие древние сооружения и статуи считают «чудесами света». (Почти все они были разрушены еще в древности. Представление о том, как могли выглядеть эти памятники, дают иллюстрации к параграфу.)3. Что такое монархия? Вспомните имена великих монархов древности. Чем вам запомнилось их правление? 4. Что означает сегодня древнегреческое слово «демократия»? В каком государстве Древней Греции она достигла наивысшего расцвета? 5. Что такое республика? 6. Что такое империя? Какие древние империи вам известны? 7. Назовите крупные города древности. Что вы о них знаете? 8. Какие религиозные верования, существовавшие в древности, сохранились до наших дней? 9*. Ученые подсчитали, что на протяжении двух миллионов лет до появления земледелия и скотоводства численность населения Земли выросла всего лишь до 5 миллионов человек. За первые 3—4 тысячи лет существования воспроизводящих отраслей хозяйства она увеличилась почти до 86 миллионов. Чем это можно объяснить? 10*. Напишите небольшое сочинение на тему «Чем обязан современный мир древним народам».

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Дьячков

 

narodna-osvita.com.ua


Смотрите также