Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы. Нарисовать древнюю букву
Древнерусский шрифт | Страна Мастеров
Во время учебы наткнулась на проблему: по истории задали сделать старинную газету, а старинного шрифта нигде не найти... Пришлось мудрить и срисовывать с молитвослова. Не зря, конечно, старались, заняли в школе первое место, но нам было очень тяжело. Поэтому я решила сделать МК по древнерусскому шрифту- он полезен и в художественных работах, и в докладах по истории, литературе, русскому языку. Он очень эффектен и сам по себе. Итак, приступим:Нам понадобится:- Линейка- Цветной карандаш- Бумага.
Рисуем букву А: чертим справа длинную ножку, а слева в два раза короче.
Дорисовываем петельку над короткой ножкой и своеобразный " чубчик " над петелькой. У нас получилась замечательная, необычная буква А!
Чтобы нарисовать букву Б не потребуется много усилий: она похожа на современную, только с верхней чёрточки свисает перевёрнутый треугольник.
Вот и буква В нарисовалась! Она тоже очень похожа на современную.
У буковки Г сверху так же треугольный хвостик
Д- одна из самых красивых и сложных букв. Чтобы её нарисовать, нужно начертить сначала тонкую горизонтальную линию, на ней толстую вертикальную, и снизу на горизонтальной линии дорисовать треугольные ножки.
Затем надо провести тонкую линию, соединяющую край горизонтальной и серединку вертикальной линии. Потом добавляем "чубчик" и Д готова!
Теперь нарисуем букву Е. Слева начертим толстую палку со скошенным низом, а справа короткую палочку сверху и палочку подлиннее снизу тоже со скошенным краем. левую чёрточку соединим с правой верхней палочкой.
Косой линией соединяем левую палку с нижней, дорисовываем снизу хвостик, похожий на перевёрнутую запятую, и посередине буковки рисуем " кран ". Мы нарисовали букву Е!
Теперь буква Ж. Посерединке рисуем длинную палку, по бокам палочки в два раза кароче со скошенным верхом. снизу соединяем сплошной линией.
Боковые палки соединяем с серединной косыми линиями. Сверху должны быть два чубчика, смотрящие в разные стороны. Готово!
После Ж идет З. Рисуем слева две линии: у одной скошен верх, у другой низ. справа у нас две линии со скошенным верхом и низом. Под буквой большая точка.
Соединяем две верхние и две нижние линии, а точку превращаем в уже знакомую нам запятую.
Думаю, что вам не нужно объяснять, как рисуются буквы И, Й, и К. Надеюсь, что по рисунку всё понятно.
Нас интересует буква Л. Справа рисуем длинную линию, а слева короткую со скошенным верхом. Соединяем их косой чёрточкой.
Дорисуем чубчик, и буква готова! Чтобы нарисовать М, нужно справа нарисовать ещё одну толстую линию, и соединить с Л.
Буквы Н, О и П, думаю, не требуют объяснения.
Буква Р тоже рисуется вполне легко.
С- это Е без "крана".
Буква Т похожа на Г с ещё одним треугольником слева.
Букву У рисовать достаточно сложно:чертим чуть-чуть косую толстую линию и рядом с ней тонкую линию с флажком на верху. Снизу пририсовываем прямую тонкую чёрточку.
По бокам этой чёрточки рисуем две параллельные толстые линии.
Соединяем эти линии таким образом, чтобы получилась маленькая буква О. Отлично!
Буква Ф такая же, как и современная.
Рисуем букву Х. Чертим толстую косую линию.
И пересекаем её тонкой косой линией с флажками на концах.
Буква Ц.
Буква Ч.
Старинная буква Ш- это три параллельных палочки, соединённые сверху и снизу.
Лёгким движением руки превращаем Ш в Щ.
Нарисуем мягкий знак.
Превратим его в Ы.
А затем в твёрдый знак!
Буква Э- это Е в зеркальном отражении.
Ю тоже очень просто нарисовать.
И, наконец, под барабанную дробь появляется Я!
stranamasterov.ru
Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы – Ярмарка Мастеров
В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - златописец - обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.
Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.
Русские буквицы К и Л, XII век.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Европейские буквицы XIV-XV веков.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.
Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год
Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.
Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.
Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.
В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.
А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!
Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)
Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»
Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.
А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.
Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких
Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина
Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова
Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.
Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.
Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.
Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.
И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!
Всем прочитавшим –
www.livemaster.ru
Как красиво нарисовать букву Д (карандашом поэтапно)?
Как красиво нарисовать букву Д (карандашом поэтапно)?
Когда-то, давным-давно, мне мой дедушка показал старую книгу - quot;Исторический вестникquot; 1888 года выпуска, после чего я не только по-настоящему увлкся историей, но и обзавлся очередным хобби - рисованием русских заглавных букв, при помощи простой перьевой ручки с чернильницей.
Жаль, что при продаже дома, и переезде на новое место жительства, где-то затерялись мои многочисленные альбомы с десятками изображений каждого азбучного знака, но сейчас воспоминания об этом увлечении вызвало не только ностальгическую улыбку, но и значительно подняло мне настроение. Наверное стоит, непременно, при первой же возможности, купить качественные серебристо-синие чернила, и достав из футляра бережно хранимую антикварную ручку, попробовать возобновить свои навыки чистописания, старательно вырисовывая завитушки и узоры литер, делая их похожими на уникальные буквы из старинных летописей.
Ознакомиться же с тем, как поэтапно нарисовать букву Д, можно при помощи данного видео.
Так как я занимаюсь изучением букв с детьми, мне часто приходится учить их писать и букву Д. Причем писать по-разному, чтобы дети ее запомнили. Говорю им примерно так:
Буква Д похожа на дом, поэтому рисуем сначала фундамент (нижнюю часть), а над ним сам домик. Можно треугольный домик, а можно прямоугольный. Давай сделаем ее красивой: нарисуем разными цветами. Рисуем всеми фломастерами, повторяя при этом quot;буква Дquot;. Спрашиваю, как мы еще можем украсить букву Д?
К сожалению, Вы не указали русская Вам нужна буква quot;Дquot; или английская quot;Dquot;. Так или иначе, сначала лучше выполнить рисунок в простом карандаше, а потом начать его украшать различными узорами на свой вкус. Далее следует убрать все лишние линии, обвести контур, а потом приступить к раскрашиванию. Вариантов оформления буквы quot;Дquot; множество. Выбирайте какой Вам более по душе:
Изучая с 5-летним ребнком букву Д ,можно нарисовать е карандашом печатным шрифтом, объясняя ему , как писать букву, и в игровой форме нарисовать дверь, дымоход, дерево, чтобы быстрей запомнилась ему буква.
В другом варианте- букву с позитивом разрисовать, изображая, что это дерево.
Видео урок, как нарисовать букву Д в объемном варианте.
Сначала рисуем сам контур буквы Д, потом добавляем объем, немного похоже на чертеж куба и закрашиваем. Буква Д, нарисованная по данному шаблону позволяет раскрасить букву и не потерять красивое изображение.
Красиво эта буква смотрится в декоративных и винтажных шрифтах. Вот пример ее декоративного исполнения, а так же алфавит с буквой quot;дquot; и буква quot;дquot; в цветном исполнении. На мой взгляд, эта буква очень интересная и можно придумать массу вариантов ее изображения.
Можно просто написать букву Д, как вы можете, привыкли, создать небольшой объем, обвести, закруглить острые углы и буквы украсить по вашему желанию узорами, цветами, виньетками, как подскажет фантазия. Как создать объем можно увидеть по этому ролику, на примере латинских букв:
Выбор красивого написания буквы quot;Дquot; зависит от ситуации, в которой вы используйте эту букву и вашего умения рисовать. Первым делом надо определиться со стилистикой написания буквы. Возможно, вам надо просто красиво написать ее обычным шрифтом. Потом к букве можно добавить тень и сделать ее объемной. Или украсить вензелями. Так же буквы изначально можно написать из цветочков или бусинок, квадратиков или из маленьких буковок. Для этого легонько карандашом начертите контур буквы, а потом по нему изобразите выбранный вами рисунок. После контур необходимо стереть.
Пятая буква русского алфавита, а именно буква Д, может быть изображена в оригинальном исполнении с пририсованными цветами, с вензелями, в виде фигур.
Часто подобное необычное исполнение букв может пригодиться для того, чтобы учить детей алфавиту (визуальное восприятие), чтобы красиво оформить книги, к примеру, первую букву каждой главы изобразить красочно, также чтобы сделать монограмму, которую потом можно заказать у мастера из металла и повесить на ворота частного дома и т.д.
Предлагаю ниже некоторые варианты изображение буквы Д, которые можно распечатать и использовать, как шаблон. Кроме того, эскиз можно ярко закрасить карандашами, фломастерами или красками.
Есть много вариантов нарисовать букву Д красиво. Один из них (и по-моему самый простой) показан на видео. Нужно взять лист бумаги в клетку и по клеткам же уже рисовать известную всем с детства буковку.
Для тех, кто считает, что красиво - это завитушками, можно предложить вот такой вариант:
info-4all.ru
Как нарисовать красивые буквы и не сойти с ума
Просматривая кучу всяких видео по каллиграфии и леттерингу решила собрать в одном месте несколько хороших мыслей, которые помогают добиться красивого результата. Как вообще что-то написать и довести это до приемлемого уровня?
Стоит начать с эскизов и черновиков, чтобы продумать композицию, стиль и «наработать руку». Скорее всего даже у мастеров первые буквы будут не такими ровными как хочется. Это нормальный процесс и спасает количество повторений, через которые приходит качество. К тому же с эскизами у вас не случится неприятных сюрпризов, что не влезло слово или пропущена буква или вообще все сползло.
Если хочется написать шрифт а-ля brush script, то и писать его лучше кистью. Каждый инструмент имеет свои особенности и как бы вы красиво не подражали, естественнее всегда будет смотреться то, что написано пером или кистью. К тому же во время рисования живыми материалами проще варьировать толщину и получать эффекты, типа потеков чернил или неровности линий.
В работе с леттерингом очень помогает калька — с ее помощью можно скомбинировать удачные слова, добавить к написанному интересные элементы.
Перед переводом в вектор слово или фразу лучше написать и просто обвести кривыми. Так буквы получатся естественнее и ровнее. Рисовать сразу в векторе довольно сложно.
Стоит собирать коллекцию понравившихся написаний и даже отдельных букв, «насматривать» элементы, чтобы потом рисовать из головы.
Если вы знаете какие-то еще секреты, которые могут помочь нарисовать красивую работу с буквами — делитесь в комментариях.
artlab.club
Заглавные буквы в старорусском стиле.
Сегодня размещаю своё новое детище — красивые заглавные буквы в старорусском стиле для оформления презентаций. Я создала эти буквы в программе PowerPoint 2007.
Но, если у вас есть время и желание, то вы можете сами создать такие же буквы или даже лучше. Для этого я поделюсь с вами шрифтом этих букв, который вы можете скачать и после открытия файла установить в свою программу PowerPoint (вообще-то, установленный шрифт автоматически внедряется в весь пакет программ Microsoft Office).
Кроме этого, я поделюсь ещё и узорным шрифтом, который я использовала для оформления букв в старорусском стиле. В программе PowerPoint, после установки новых шрифтов на слайде вставляем запись, выделяем и выбираем установленный шрифт из общего списка шрифтов. Дальше делаем всё как и с любым другим шрифтом: заливка текста, контур текста (если надо), а вот узоры подбирайте на отдельном слайде. Щелкаем поочередно буквы клавиатуры, каждой букве соответствует определенный узор. Понравившийся узор копируем и переносим на слайд с буквой. Будет лучше, если узор вы сначала сохраните как картинку и вставите потом на слайд уже как картинку. Только заранее установите необходимый цвет.
Очень красивые получаются узоры, если использовать «Стили WordArt» ( в PowerPoint 2007, за другие версии программы не знаю).
Вот несколько готовых букв (можно щелкнуть на картинку и она увеличится):
Получить комплект этих букв от А до Я можно только после оплаты.
На ваше письмо отвечу в течении дня, с 8 ч. до 21 ч. (время московское)
Только для личного пользования! Размещение моих букв в старорусском стиле на других интернет-ресурсах запрещено!
Шрифт в старорусском стиле:
Скачать шрифт: Шрифт AncientKyiv
Узорный шрифт (несколько образцов):
Скачать узорный шрифт: Узорный шрифт ARIDI90_
Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.
nachalo4ka.ru
Как красиво нарисовать букву М (карандашом поэтапно)?
Как красиво нарисовать букву М (карандашом поэтапно)?
Буква М.
Есть вариант сделать рисунок буквы М в 3d карандашом, как рисуют настоящее граффити.
Буква выходит , как-будто ее высекли из камня. Посмотрите видео урок и попробуйте повторить порядок действий, следую поэтапно инструкции можно без труда сделать похожий рисунок.
Или же скопируйте рисунок ниже, на его основе нарисовать оригинальную букву М
Есть видиоролики, где очень подробно показано как рисовать красивые объемные буквы. В том числе и букву М. Создав красивый объем и округленность буквам после по желанию можно по желанию разукрасить, украсить узором, цветами.
Как мне кажется, прорисовка буквы не нуждается в поэтапности, ведь все мы с вами с детства умеем писать буквы. Конечно, буквы могут выглядеть весьма непривычно и необычно, но при этом симметрия и изгибы линий все равно сохраняются.
Предлагаю повторить вот такой шедевр:
Такую букву - хоть на герб. Если хотите попроще, можете некоторые вензели не прорисовывать, или просто взять за основу другой шаблон:
Вот согласная quot;Мquot; из мира граффити:
А эта так и просится в начало красной строки:
Напоследок - подборка других идей:
Добрый вечер!
Чтоб нарисовать букву М, подготовьте, пожалуйста, чистый белый лист бумаги, резинку, ластик и захватите с собой вдохновение... 😉
Предлагаю свои варианты рисунка буквы М
Письменная - прописная и печатная буквы М.
Вот один с оригинальных манер подачи буквы М.
Этот вариант используют зачастую в букварях.
Вот еще вариант рисунок буквы М.
Красочная и цветная подача буквы М.
Это тоже интересная подача буквы М
Ну, что же, желаю удачи и везения!
Нарисовав простым карандашом простую букву того размера, который Вам необходим, можно приступать к красивому оформлению Вашей буквы с помощью всевозможных закарючек, круглишков, звезд, цветочков и т.д. Приведу примеры как можно оригинально украсить букву quot;Мquot;:
И несколько вариантов написания quot;мquot; в стиле тату:
Букву М легко и просто можно научиться рисовать. Прикладывая сво умение к рисованию, изобразить карандашом на бумаге. Тонкими штрихами начинать рисунок буквы, в дальнейшем, выразительно обводить мягким карандашом. И с позитивом, по настроению е разрисовать в дальнейшем. Приложив, сво старание и умение нарисовать букву получится быстро.
Для того чтобы красиво нарисовать букву М карандашом поэтапно необязательно обладать каллиграфическим почерком, достаточно проявить фантазию, при помощи завитков, дополнительных линий или объема, можно украсить любую букву. Для простоты действия можно посмотреть несколько видео-уроков, в которых все пошагово пояснено:
А можно значительно усложнить себе задачу и нарисовать букву М в стиле граффити:
Безусловно, все буквы русского алфавита важны и ценны, но с буквы quot;Мquot; начинается доброе, тплое слово quot;Мамаquot;, которое у некоторых было первым.
Можно пойти по стандартной схеме и нарисовать букву с дополнительными элементами, которые помогу ей выделиться и стать более красивой. Подобные варианты исполнения приведу ниже.
Также букву можно целиком изобразить из мелкой прорисовки, как это показано на рисунке ниже.
Кроме того, весьма необычным способом будет изображение природы с удалением части картины, так чтобы рисунок повторял форму буквы. Чтобы понять основную мысль предлагаю ниже ознакомиться с подобным примеров изображения буквы quot;Мquot;.
Тоже хочу поделиться, как нарисовать красиво букву quot;Мquot;, на этот раз в технике граффити. На представленном ниже видео мастер наглядно показывает, что сперва делается простым карандашом набросок, а потом буква раскрашивается нужным нам цветом.
Поэтапно нарисовать Букву quot; М quot; не составит труда!
М
Берите в руки карандаш, букву М писать все умеют...
Первые книги, напечатанные кириллицей, увидели свет в 1491 году. Изготовил их в Кракове некто Швайпольт Фиоль, «из немец немецкого роду, франк», как сообщалось в колофонах его изданий. Очевидно, натурой он обладал целеустремленной и деятельной, поскольку, основав типографию, в первый же год выпустил сразу две книги на незнакомом ему языке — Осмогласник и Часовник. Спустя время к ним прибавились еще два фолианта — Триоди постная и цветная. Все эти книги употреблялись при богослужении в православных храмах, и уже одно то, что в самом сердце католической Польши их издал «правоверный и преданный католик» (каким признал Фиоля церковный суд Кракова), говорит само за себя: в задуманном предприятии первый славянский печатник руководствовался прежде всего коммерческими интересами. Часть тиража он рассчитывал продать в Московской Руси, а часть — в литовских землях, населенных православными.
Осознавая, что риска в новом деле не избежать, Фиоль постарался свести его к минимуму. По его заказу из Московии были доставлены рукописные образцы необходимых книг. С них не только копировались шрифты и набирались тексты, но и декоративное убранство привезенных рукописей, похоже, служило прототипом для книжных гравюр. В отличие от латинских инкунабулов, первые славянские издания вышли в свет полностью отпечатанными: весь декор в них изначально был оттиснут вместе с текстом, а не врисовывался потом от руки.
Заставка, исполненная во всех четырех изданиях с одной и той же доски, и б ольшая часть инициалов были украшены плетенкой балканского типа. Такой орнамент еще называют жгутовым, поскольку плетется он из тонких ремней. Дробный узор в виде повторяющихся кругов, квадратов, ромбов или крестов имеет строгий, точно отмеренный ритм, а потому несколько суховат на вид. Буквы, сплетенные из балканских жгутов, как правило, выглядят живее. К концу XV столетия этот стиль достиг наивысшего расцвета в московских землях. В двух инициалах Фиоля — «рцы» и «слово» — плетения завершались подобиями звериных голов, поэтому их уместнее отнести к более архаичному, так называемому тератологическому стилю, который был распространен на Руси немногим ранее, в XIIIXIV веках1.
Впрочем, едва ли гравер, которому Фиоль поручил изготовить клише для инициалов, слыл знатоком славянского орнамента — слишком много в его работе встречается огрехов и небрежности. Почти механически перевел он рукописные узоры в гравюру, и если в заставке с ее холодноватой геометрией кругов это не так заметно, то в буквицах беспомощность мастера невольно бросается в глаза. Да и прочность самих досок, судя по всему, оставляла желать лучшего. На страницах, где должны быть оттиснуты заглавные буквы, иногда попадаются пропуски, а это значит, что деревянные формы не выдерживали тиража и ломались во время печати.
Предполагал ли Швайпольт Фиоль в будущем вручную дорабатывать свои инициалы? Ведь расцвечивание книжного декора было обычным явлением в западных инкунабулах. К тому же буквицы Фиоль оттискивал красной краской — подобно тому, как в московских рукописях тех лет рисовали балканскую плетенку: контур инициала обозначали двойным киноварным очерком, а чтобы буква легче читалась, под нее подкладывали яркий фон — синий, зеленый или желтый. Поверх фона изограф набрасывал белые крестики или точки«жемчужины», еще больше дробя и измельчая рисунок.
Однако стоит внимательно приглядеться к печатному орнаменту, чтобы ответить с уверенностью: никто дополнительно расцвечивать его не собирался. Особенно это заметно по буквице «веди» из Осмогласника, гравированной раньше других инициалов. Резчик не изображал, а имитировал ее плетения, так что не всегда можно разобрать, где в узоре проходят жгуты, а где сквозь них проглядывает фон. Такую плетенку невозможно расплести. В дальнейшем гравер исправил свою ошибку и впредь старался следить за рисунком ремней (рис. 1). Тем не менее во всех его буквицах жгуты сплетаются достаточно плотно, почти без промежутков, не оставляя места для цветного фона. В любом случае раскрашенных книг не сохранилось.
Рис. 1. В нескольких буквицах гравер Швайпольта Фиоля довольно успешно скопировал
рукописный орнамент. Краков, 1491-1493 годы
Семнадцать лет спустя в «земле Угровлахийской» (на территории Румынии) жгутовым орнаментом стал украшать свои заставки и буквицы еще один славянский типограф — «мних и священникь Макарие». В отличие от инициалов Фиоля, его плетения и перевивы ремней «прочитывались» без особого труда. Нельзя даже допустить, чтобы эти гравюры выполнял иностранец — настолько естественна и национальна в них пластика линий. Не забыл Макарий и о фоне плетеных буквиц. Промежутки между жгутами на печатных досках он оставлял выпуклыми, поэтому на бумаге они оттискивались той же краской, что и контур ремней. Балканская плетенка была благодатным материалом для перевода ее в обрезную гравюру, а вынужденная сдержанность в цвете только добавила рисунку выразительности (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Контраст между глубиной фона
и плоскостным плетением из тонких жгутов создает на месте инициала необходимое напряжение, которое постепенно, строка
за строкой, рассеивается последующим текстом. Страница Служебника. Типография Макария из Валахии. Тырговиште, 1508 год
Вполне закономерно, что первые славянские печатники Фиоль и Макарий в своих изданиях копировали рукописные книги. Когдато так поступал и Иоганн Гутенберг. Однако почти сразу, спустя всего лишь три года после открытия краковской типографии, возникло и стало развиваться другое направление в кирилловском книгоиздании, которое переняло и усвоило новейшие достижения латинской печати. Изданиям Макария из Валахии предшествовало несколько изданий другого инока Макария — из Цетинье, древней столицы Черногории. Некоторые исследователи склонны считать этих двух мастеров одним и тем же лицом, однако сравнение набора и убранства книг, изданных в Черногории и Валахии, говорит не в пользу этой гипотезы.
Рис. 3. В центре плетеного инициала Макарий изобразил корону в честь воеводы Басарабы, «господина въсеи земли Угровлахийской и Подунавию», повелением которого была отпечатана эта книга. Начальная страница Четвероевангелия. Тырговиште, 1512 год
Заметно, что более ранний черногорский Макарий лучше разбирался в печатном деле, поскольку обучался «черному искусству», скорее всего, в Венеции. Там же были отлиты шрифты и награвированы буквицы для его изданий. Изящные белые литеры внутри черных прямоугольников, заполненных плетениями вьюнка, напоминают инициалы венецианского типографа Эрхарда Ратдольта и его последователей. Любопытно, что так же, как и Ратдольт, Макарий печатал инициалы не только черной краской, но и киноварью. Он умело чередовал на страницах черную и красную печать, придавая своим изданиям цветовое разнообразие (рис. 4).
Рис. 4. Черногорский Макарий не только следил за правильной выключкой строк на странице, но и профессионально, совершенно по-европейски заверстывал свои инициалы в набор.
Фрагменты страниц из Октоиха пятигласника и Псалтири с восследованием
Цетинье, 1494 и 1495 годы
Орнаментированными инициалами были украшены все пять книг, выпущенных черногорской типографией, но больше всего буквиц встречается на страницах Псалтири с восследованием, увидевшей свет в 1495 году. Для печати 221 псалтирного инициала венецианскими мастерами было изготовлено 27 деревянных клише. Исполнение буквиц было безупречным не только по рисунку, но и по технике резьбы — едва ли в Черногории XV века нашелся бы гравер подобного уровня.
Большинство кирилловских букв в черногорских инициалах оказалось умелой переработкой латинской антиквы. В первую очередь новые очертания приняли те знаки славянского алфавита, чей рисунок был наиболее близок латинице: «В», «Н», «О», «Р», «Т». Венецианскому граверу также не составило большого труда переделать некоторые оригинальные славянские буквы: литеру «Г» он получил из близкой ей «I», «З» — из «B», «П» — из «H». Сюда же можно отнести и заглавную «Б», если не брать во внимание пологое исполнение ее нижнего наплыва. Странно, что мастер не решился позаимствовать антиквенные формы для таких инициалов, как «Е», «М» и «С» (хотя в текстовом наборе сходство этих букв с латиницей просматривается на удивление прозрачно). В результате «Е» и «С» сохранили характерные для кириллицы каплевидные очертания, а в наклонных штрихах «М» был воспроизведен дополнительный излом, применявшийся в южнославянской письменности. Кроме этих букв, не утратили славянских черт и другие инициалы, например «Д» и «Ж».
В истории письма это была самая ранняя попытка придать кирилловской азбуке новый, европейский вид. Как видим, пробный шаг в этом направлении был сделан венецианскими мастерами, которые старались выполнить заказ из Черногории по последнему слову типографской моды. Только спустя два с лишним столетия, в 17081710 годах, Петр Великий проведет в России реформу славянского алфавита, утвердив для светских изданий так называемый гражданский шрифт, в основу которого будет положен рисунок европейской антиквы. Неизвестно, знал ли русский самодержец об изданиях черногорского «мниха» Макария, но о том, что в рисунке гражданской азбуки заметно влияние шрифтовых новаций другого славянского первопечатника, упоминалось не раз.
Издательская деятельность белорусского просветителя Франциска Скорины — явление в высшей степени уникальное. Открыв в 1517 году в столице Чешского королевства — Праге типографию, «в лекарскых науках доктор» Скорина начал печатать отдельными выпусками Библию, которую сам же перевел на русский язык. Сделанный им перевод был для тех лет столь же неожидан, как и облик его изданий. Кирилловский книжный шрифт, гравированный пражскими пуансонистами, имел мало общего с московским полууставом. Созданный на основе западнорусских рукописных почерков, он неизбежно испытал влияние латинской антиквы, а отдельные элементы его букв и вовсе напоминали глаголицу. Некоторые литеры в крупных инициалах отличались по начертанию от наборного шрифта, однако и они имели скорее оригинальный рисунок или были близки более антикве, чем славянским письменам.
К тому же помещались они внутри прямоугольных рамок, как это повелось еще с венецианских инкунабулов. «Издания Скорины более близки к западноевропейским, нежели даже исполненные в Венеции славянские книги», — отмечает исследователь2.
Графика пражских инициалов Франциска Скорины следует лучшим образцам итальянских и немецких изданий. Граверы Скорины как будто соперничают друг с другом, наперебой демонстрируя свои способности и осведомленность в граверном деле. Они вырезают буквицы самыми разными способами: черным штрихом по белому полю, но чаще предпочитают наоборот — белым по черному; изображают литеру в виде свернувшейся листвы или выгнувших спины дельфинов, но чаще напротив — отделяют орнамент от алфавитного знака. Цветы и ягоды, деревья и плоды, птицы и звери, геральдические фигуры и архитектурные мотивы, персонажи мифов и басен, сюжеты из библейской и античной истории — все декоративное разнообразие европейской печатной книги отразилось в рисунке кирилловских заглавных букв (рис. 5). Именно с изданий Скорины в славянских литерах появились модные на Западе путти и обнаженная человеческая натура (рис. 6).
Рис. 5. В отличие от венецианских инициалов, по форме близких к квадрату, большинство скорининских буквиц имеет вытянутые пропорции. Прага, 1517-1519 годы
Рис. 6. Сюжеты и персонажи, гравированные в пражских инициалах Франциска Скорины,
во множестве встречаются на страницах западноевропейских инкунабулов.
Прага, 1517-1519 годы
Вместе с тем Скорину никак нельзя упрекнуть в слепом копировании европейских образцов. «Нароженый в руском языку», он не раз подчеркивал свое славянское происхождение, а любовь к отчему краю очень ярко выразил в предисловии к Книге Юдифи: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — також и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають»3. Среди экзотических форм растительности Средиземноморья, украсившей его гравированные инициалы, нетнет да и встретится скромный белорусский декор — цветок клевера или василька, ветка березы (рис. 7). Пытаясь соединить глубоко чтимые им национальные традиции с простотой и целесообразностью европейского Возрождения, Франциск Скорина явно опережал время.
Рис. 7. Насколько важны были для Скорины национальные мотивы в книжном орнаменте, можно судить по самому первому
его изданию — Псалтири. Гравированный инициал с цветком клевера в проеме буквы украшает ее титульный лист. В последующих выпусках Библии с этой доски было сделано еще не менее 38 оттисков. Прага, 1517 год
Ярким проявлением нового, ренессансного самосознания было и многократное повторение Скориной на страницах пражских изданий своего сигнета (издательской марки). Внутри фигурного картуша в форме щита были изображены солнце и луна с человеческими ликами. На гравюрах того времени дневное и ночное светила обычно располагали порознь, в эмблеме же Скорины рожок месяца на добрую четверть загораживал собою солнце. Где только ни встретишь скорининский символ солнечного затмения: и на знаменитом гравированном портрете первопечатника, и на титульных иллюстрациях, и в текстовых заставках. Добавлен он и в рисунок некоторых буквиц.
Мода на подобные геральдические инициалы возникла в Западной Европе в эпоху позднего Средневековья, когда книги стали переписывать и украшать по заказу не только духовенства, но и светской знати. Художникиллюминатор помещал в проемах заглавных букв дворянский герб, лишний раз подчеркивая, кому принадлежит роскошный манускрипт (такое изображение впоследствии назвали протоэкслибрисом). Сложившаяся традиция вскоре была продолжена в печатной книге. На начальных страницах инкунабулов типографы нередко оттискивали щит с пустым полем, чтобы владелец книги мог заказать в этом месте изображение своего фамильного знака. Инициалы Скорины с солнцем и луной вполне можно отнести к геральдическим, но это была геральдика абсолютно нового типа — не владелец книги, а издатель заявлял о себе на страницах своего издания (рис. 8).
Рис. 8. Франциск Скорина так настойчиво тиражировал свой сигнет, что даже изображенные
по отдельности, в разных буквах небесные светила воспринимаются частями общего знака
Прага, 1517-1519 годы
Какой же смысл заключался в этой эмблеме? Это был не герб города, как в изданиях Швайпольта Фиоля, и не знак принадлежности издателя к дворянскому роду: сын небогатого полоцкого купца не мог иметь родового герба. В 1925 году искусствовед Н.Н.Щекотихин предположил, что столь часто повторяющийся сигнет — своего рода талисман. Скорина изобразил в нем событие, наблюдавшееся в небе над Полоцком в день его появления на свет. Ближайшее солнечное затмение, упомянутое в летописях, случилось 4 марта 1486 года, а значит, это и есть точная дата рождения белорусского первопечатника. Несмотря на заманчивые выводы, гипотеза не выдерживает серьезной критики. В последние годы исследователи склоняются к менее оригинальному, но более правдоподобному толкованию: сияющее солнце, выступающее изза луны, олицетворяет победу света над тьмой и знания над невежеством, то есть представляет собой аллегорию просвещения совершенно в духе Нового времени.
Переехав в начале 1520х годов в Вильно, поближе к родным местам, Франциск Скорина прервал печатание «руской» Библии. На новом месте его увлекла другая идея: он задумал выпустить сборник, которому дал название «Малая подорожная книжка». В нее вошли Псалтирь, Часословец, акафисты и каноны, были рассчитаны пасхальные праздники, приводились полезные астрономические сведения. В первую очередь издание предназначалось «людем посполитым» — купцам, ремесленникам, служилым лицам, которые могли бы брать книгу с собой в дальние путешествия. Выбор компактного, «дорожного» формата «в осьмушку» не только повлек за собой смену наборных шрифтов и гравированных заставок, но и большую часть инициалов пришлось изготавливать заново.
Несмотря на свой переезд на восток и печатание текстов в более ортодоксальной редакции, чем его собственный перевод Библии, в книжной орнаментике Скорина остался убежденным «западником». Его новые поиски и находки в области гравированного декора еще более радикальны по сравнению с пражским периодом издательской деятельности. Изготовленные в Вильно буквицы заметно уменьшились в размере, а из их орнамента исчезли фигурки людей и животных. Растительность, заполнившая свободные проемы внутри и вокруг литер, стала изображаться настолько обобщенно и стилизованно, что в завитках ее стеблей, листьев, стручков и цветков было трудно распознать какойто конкретный вид (рис. 9). Универсальный декор замечательно сочетался с текстом и придавал внутреннему убранству книги необходимую цельность (рис. 10). Вместе с тем при печати новых изданий Скорина нередко пускал в ход и старые клише, которые привез с собой из Праги.
Рис. 9. Несмотря на малый размер гравюр и насыщенный деталями орнамент, виленские
инициалы выполнены с большим искусством и буквы в них прочитываются очень легко.
Типография Франциска Скорины. Вильно, 1522-1525 годы
Рис. 10. В пражских изданиях все
без исключения буквицы были оттиснуты черной краской. В Вильно для печати
наиболее важных инициалов
Франциск Скорина стал применять киноварь Титульный лист Апостола. Вильно, 1525 год
В марте 1530 года в Вильно случился пожар, истребивший почти две трети города. Скорее всего, сгорела и типография Франциска Скорины, так как с тех пор он не выпустил ни одной книги. Однако часть типографских материалов все же уцелела: спустя шестьдесят пять лет, в середине 1590х годов, с оригинальных досок Скорины стали печатать заставки и инициалы типографы виленского Святодуховского братства. Орнамент белорусского первопечатника отличался не только отменной графикой, но и прочностью — он служил для издательских нужд еще на протяжении полувека (вплоть до закрытия братской печатни в 1652 году).
Гравюры Франциска Скорины, изменившие облик славянской книги, были если не популярны, то хорошо известны среди мастеров кирилловских типографий. Оттиски некоторых крупных инициалов Скорины — как подлинных, так и умелых подражаний — попадаются на страницах белорусских и украинских изданий XVIXVII веков. Однако Московская Русь не была готова принять столь радикальные нововведения ни в XVII столетии, ни, тем более, при жизни первопечатника. Некоторые элементы его декора долгое время оставались невозможными для русского читателя. Изображение обнаженного тела, столь естественное для европейского Возрождения, на Руси по-прежнему строго ограничивалось иконографическим каноном: в таком виде разрешалось живописать либо юродивых, либо грешников. Маскароны, включенные в рисунок заставок и буквиц, расценивались как проявление бесовских личин на страницах священных книг, поэтому тщательно замарывались или соскабливались с бумаги.
Во многом неприятие в Москве скорининских изданий усугублялось их содержанием. Князь Андрей Курбский называл Библию Скорины «растленной», противоречащей апостольским и отеческим уставам. Он находил в ее тексте много общего с «Люторовой» ересью, поскольку переводилась она «с препорченых книг жидовских»4. «Литовская печать», завезенная в Московское государство, нередко сжигалась здесь как еретическая.
«Всё новое хорошо, но старое всего лучше и крепче»5. Это краткое изречение из популярного в средневековой Руси сборника как нельзя лучше объясняет причины векового отставания Москвы с введением книгопечатания. Даже когда одно за другим стали появляться в начале 1550х годов пробные русские издания (без какихлибо сведений о месте и дате выпуска), их внутреннее убранство мало чем отличалось от рукописных оригиналов. Мастера первой русской типографии (которая впоследствии получила название Анонимной) следовали тому же древнему мудрому наставлению: старое было не только красивым, но и надежным. В Москве были хорошо осведомлены о последних достижениях латинской печати, однако, как всегда, пошли своим путем.
Одно из главных отличий славянских книг от латинских заключалось в том, с какой целью и в каких количествах применялась в них вторая краска — киноварь. К середине XVI века большая часть издававшейся на Западе литературы имела светское содержание, и это обстоятельство во многом определяло внутренний вид печатных изданий. В европейской книге красная краска почти вышла из употребления, во всяком случае уже не распространялась далее титульного листа. Назначение ее было исключительно декоративным.
Русская первопечатная книга — в первую очередь книга литургическая. Без малого столетие, вплоть до 1647 года, в Москве и «в розных городех» изпод типографского пресса выходила только богослужебная литература: Евангелия, Апостолы, Псалтири, Часовники, Октоихи, Минеи, Служебники, Триоди. Печатная книга утратила многие краски своей предшественницы, но все без исключения киноварные выделения были сохранены и бережно перенесены в нее из книги рукописной. Вкрапления красного на чернобелых страницах придавали книжным разворотам нарядный, праздничный вид. Лежащая на аналое раскрытая книга посвоему отражала торжественную атмосферу церковной службы. Однако у киновари была и особая, более важная роль, чем простое украшение.
Прежде всего красная печать помогала священнику пользоваться книгой во время службы. Киноварью выделялось то, что обычно не зачитывалось вслух: вязь заголовка, номер главы, пометы «над строкой» и «под строкой» (вверху и внизу страницы), указывающие, когда следует произносить этот текст и кто должен это делать. Кроме того, красным цветом печатались небольшие инициалы простого рисунка (так называемые ломбарды), чтобы выделить их из набора. Напротив, все книжные украшения — гравированные на дереве заставки, «цветки»6 на боковых полях, большие буквицы в начале разделов — оттискивались черным заодно с текстом. Надо полагать, не последнюю роль здесь играло чувство меры русских печатников. Действительно, стоило ли исполнять узорную буквицу киноварью, если она и без того была «красна»?
Поиски этой меры более всего присущи первенцам московской печати, которые несут на себе следы экспериментов с цветом. Особенно любопытна цветовая метаморфоза буквицы «З» в начале Евангелия от Марка. Во всем тираже анонимного узкошрифтного Четвероевангелия (15531554) — первой русской печатной книги — она была оттиснута черным цветом. Однако в более позднем, среднешрифтном Четвероевангелии (15581559) отпечатки с той же формы были выполнены уже в две краски: сама литера черная, а узорный завиток в проеме буквы — киноварный. Легкая красная арабеска придавала буквице нарядный вид, хотя это, может быть, и без надобности выделяло Евангелие от Марка из свидетельств других евангелистов (рис. 11).
Рис. 11. Следуя традициям рукописной книги, первые инициалы в Москве гравировали
с таким расчетом, чтобы текст подступал
к ним как можно ближе, повторяя все изгибы заглавной буквы. Начальная страница
Евангелия от Марка. Анонимная типография Москва, 1558-1559 годы
Примечательно, что двуцветные, чернокрасные оттиски инициала «земля» были получены с одной цельной доски. Да и другие выделения цветом на странице выполнялись с общей формы тем же прогоном, что и текст. Как это делалось? Вначале, не различая ни «черных», ни «красных» участков набора, мастер целиком набивал форму черной краской. Затем он аккуратно вытирал тряпицей чернила с тех мест, которые надлежало печатать красным, и наносил на них кисточкой или тампоном киноварь. Форму покрывали листом бумаги и делали оттиск сразу в два цвета. Трудность состояла в том, что всякий раз, прежде чем отпечатать новый лист, необходимо было повторить выборочную раскраску литер и декора.
Любопытно сравнить московский способ двуцветной печати с подобными опытами, имевшими место в Германии столетием раньше. Для того чтобы оттиснуть алоголубые инициалы Майнцской Псалтири (1457), ученик Гутенберга Петер Шёффер изготовил из дерева и металла разборные формы. Киноварь и лазурь он наносил отдельно на разные детали, которые затем вставлял одна в другую и закреплял в общем наборе. Печать также осуществлялась в один прогон, но перед каждым новым оттиском форму вновь приходилось разбирать и раскрашивать по частям.
И майнцская и московская технологии в основе своей схожи: и в том, и в другом случае это попытка напечатать все цвета за раз, однопрогонно, что порождает естественные сложности с раздельным нанесением красок. Однако там, где немецкий рационализм не выходит за рамки традиции и предлагает прямолинейное и вполне предсказуемое решение, русская сметка, обнаруживая удивительную пластичность, находит вариант как бы вне правил — «тряпицу». Она не только много проще составных металлических конструкций, но к тому же позволяет свободно менять участки красного на странице, не внося изменений в печатную форму. Впрочем, ни та, ни другая технология изза своей трудоемкости не прижились в типографской практике. Тем не менее оригинальность московского изобретения, нигде больше не встречавшегося, свидетельствует о том, что на Руси печать осваивали хоть и с вековым опозданием, но самостоятельно, без чьейлибо помощи.
Иной раз только этим и можно объяснить некоторые особенности национального книгопечатания. Так, в отличие от западных инкунабулов, в русской первопечатной книге декор никогда не врисовывали от руки. Все заставки и узорные инициалы на начальных страницах печатали с деревянных досок одновременно с текстом. В дальнейшем, особенно в «подносных» экземплярах, их могли расцвечивать, порою достаточно вольно покрывая плотной корпусной краской чернобелый оттиск, однако все украшения изначально присутствовали на бумаге в отпечатанном виде.
Первое время наблюдалось явление, даже обратное западноевропейскому: начальный лист с печатным декором вставляли в рукописную книгу. До наших дней дошло несколько таких рукописей середины XVI века — Четвероевангелие и сочинения Никона Черногорца. Часть заставок и один инициал в виде балканской плетенки были оттиснуты в них на печатном стане в московской Анонимной типографии. Текст на этих страницах впоследствии был вписан от руки пером.
По поводу Четвероевангелия еще можно допустить, что эта рукопись служила наборщику образцом для набора (установлено даже, что ее текст в точности повторяет текст среднешрифтного Четвероевангелия со всеми его опечатками). Однако присутствие гравюр в рукописных «Пандектах» и «Тактиконе» Никона Черногорца пока еще никому объяснить не удалось. Что это было на самом деле: пробный камень для будущих изданий или попытка обойтись без художникаизографа, заменив его труд механическим оттиском?
Вспомним, что к тому времени на Руси подобная традиция насчитывала уже не один десяток лет, только раньше для этого использовали не высокую, а глубокую гравюру. В начале XVI века, вдохновленный работами немецких граверов по металлу, Феодосий Изограф сам стал печатать резные на меди заставки и «цветки», которые потом вклеивал в книги и расцвечивал. Гравировал ли он таким способом инициалы — неизвестно. Во всяком случае, оттиски узорных букв, вклеенные в русские рукописи, пока не обнаружены.
В своих опытах Феодосий был не одинок. Достоверно неизвестно, кто изготавливал гравюры московских безвыходных изданий 1550х годов. Можно лишь предположить, что одним из авторов был новгородский умелец Васюк Никифоров, которого, по царской грамоте 1556 года, велено было прислать в стольный град «наборзе», так как он «умеет резати резь всякую». Первые московские печатные буквицы хотя и были вырезаны на дереве, однако техника их исполнения изобличает руку гравера по металлу — знатока не высокой, а глубокой печати. Гирлянды витой акантовой листвы, наполняющие стойки его заглавных литер, чаще изображаются белым штрихом по черному фону, как будто это негативные изображения. Вероятно, и новый материал, несмотря на свою податливость, оказался непривычным для резчика: штрихи его гравюр жестки и прямолинейны, они с трудом передают рельеф деталей (рис. 12).
Рис. 12. Привыкнув работать с металлом, Васюк Никифоров углублял линии рисунка в форму, вместо того чтобы оставлять их выпуклыми.
В результате то, что должно было отпечатываться черным, у него выходило белым. Инициалы среднешрифтной Псалтири
Анонимная типография. Москва, 1559-1560 годы
К середине 1560х годов Анонимная типография, судя по всему, пополнилась новыми мастерами. Во всяком случае, в позднем ее издании — широкошрифтной Псалтири (15641565) — буквицы выглядят совсем иначе: гравер моделирует их черной линией по белому фону, что более органично для обрезной ксилографии. Штрих здесь гибок, пластичен, чувствителен к форме, да и в общем рисунке этих инициалов произошли коренные перемены. Старопечатный травный орнамент обрел не только объем, но и независимый характер. Стройные литеры простых очертаний богато убраны густыми листьями, бутончиками, розетками, однако как бы плотно растение ни обвивало букву, оно лишь украшает письменный знак, нисколько не покушаясь на его форму (рис. 13).
Рис. 13. Чтобы оживить рисунок гравированных буквиц, мастер широкошрифтной Псалтири применял в них как черный, так и белый фон. Анонимная типография. Москва, 1564-1565 годы
Впрочем, декор был различен не только в разных безвыходных изданиях. Орнамент мог меняться и на протяжении одной книги, и даже в пределах одной страницы. Смешение стилей достигло апогея в широкошрифтном Евангелии (15631564), четыре буквицы которого были выполнены в трех разных манерах (рис. 14). Текст Евангелия от Матфея начинался удивительно красивым, легким и ажурным инициалом «К». В его рисунке обыгрывались мотивы восточных арабесок, которые были в моде и у западноевропейских граверов. Заставка и «цветок» под стать узорной букве были выдержаны в той же стилистике. Ясная и цельная композиция, с которой начиналось издание, к концу книги разрушалась до основания. Заглавная страница Евангелия от Иоанна сохраняла арабесковым лишь «цветок» — над буквицей тонкого балканского плетения «В» помещалась массивная заставка старопечатного типа: раздвоенный жилистый ствол, причудливые изгибы широколистого аканта, вытянутые чешуйчатые шишки…
Рис. 14. Из трех различных орнаментов два — арабесковый («К») и балканский («З» и «В») —
в будущем больше не встретятся в рисунке московских гравированных буквиц,
а старопечатный («П») претерпит существенные изменения, которые пойдут ему только
на пользу. Инициалы широкошрифтного Четвероевангелия. Анонимная типография.
Москва, 1563-1564 годы
То, что сегодня может быть названо крайней степенью эклектики, едва ли удивляло современников: отсутствие стилевого единства было обычным делом в московских рукописных книгах XVXVI веков. Любопытно другое: что подвигало мастеров Анонимной типографии всякий раз заново и порой кардинально менять рисунок гравированного орнамента? Какая причина в столь частой смене наборных шрифтов? Чем это можно объяснить: привычкой начинать любое новое дело с национальным размахом или напряженным десятилетним поиском той формы русской печатной книги, которую в конце концов предложил Иван Федоров? У исследователей до сих пор нет ответов на эти вопросы.
Рис. 15. Монахи Дерманской обители
положили буквицу набок и в таком виде
отпечатали ее в конце текста
Концовка из Октоиха
Дерманская типография, 1604 год
Не менее загадочна дальнейшая судьба типографских материалов первой московской печатни. Вскоре после 1565 года все ее «книжные слова» (металлические литеры) и «грушевые доски» (деревянные клише) бесследно исчезли. По всей видимости, имущество Анонимной типографии погибло во время пожара, поскольку ни в одном русском или иноземном издании ни шрифты, ни заставки, ни буквицы ее не были повторены. Исключением является единственный, чудом уцелевший инициал «твердо» из широкошрифтной Псалтири. Сорок лет спустя, в 1604 году, и за много верст от Москвы, на Волыни, он был оттиснут в виде концовки в Октоихе, вышедшем из друкарни Дерманского монастыря (рис. 15). Сюда печатную форму мог завезти только Иван Федоров, назначенный одно время управителем Дерманской обители. Этот отпечаток с подлинной доски Анонимной типографии косвенно подтверждает участие Ивана Федорова в ее изданиях. Вполне можно допустить, что и сама гравюра принадлежит руке знаменитого русского первопечатника, хотя в дальнейшем он не использовал подобный принцип орнаментации в своих заглавных буквах.
Продолжение следует
1 Подробнее о стилях славянских рукописных инициалов см.: Домбровский А. Буквицы Древней Руси: влияния и самобытность // КомпьюАрт. 2005. № 2. С. 76-83.
2 Сидоров А. А. Художественно-технические особенности славянского первопечатания // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 66.
3 Цит. по: Франциск Скорина и его время: Энцикл. справочник. Минск, 1990. С. 94.
4 Цит. по: Немировский Е. Л. Иван Федоров (около 1510–1583). М., 1985. С. 127.
5 Наставление отца к сыну // Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 497.
6 «Цветок» — орнаментальная рамка растительного узора на боковом поле славянской рукописной и старопечатной книги, внутри которой помещался номер главы или указывался порядок чтения в церковной службе.