Налог в древней руси. Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Налоги Древней Руси. Налог в древней руси


2. Налоги Древней Руси. Формирование налоговой системы Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Денежное обращение в Росссии в VIII-XIX веках

1. Денежное обращение в домонгольской Руси и в период феодальной раздробленности

Основой денежной системы Древней Руси стала гривна, весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча...

История возникновения денег

2.1 Монеты на Древней Руси

В этом разделе я хочу отметить, какими монетами пользовались на Древней Руси. При первых своих князьях Древнерусское государство обходилось без производства собственных монет. По русским землям проходили важные международные торговые пути...

История возникновения денег

2.2 Монеты Киевской Руси

В данном разделе речь пойдет о монетах Киевской Руси, а именно: в VIII--Х вв. на Руси появляются дирхемы, крупные серебряные монеты с арабскими надписями. Дирхемы чеканились в Арабском халифате...

История российских денег

1 . Возникновение денег на Руси

Деньги, всеобщий эквивалент, товар всех товаров. Главная черта денег, отличающая их от любого другого товара, - их ликвидность, т.е. способность обмениваться на любой другой товар. Деньги известны с древнейших времён, с тех пор...

Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура, результативность

1. НАЛОГИ

...

Налог на доходы физических лиц. Виды налогов и сборов

1. Налоговая система Российской Федерации: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы

Налоговая система -- это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля...

Налоги как инструмент фискальной политики

1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности...

Проект инвестирования ООО "Спортсмен"

7. Налоги

Общество с ограниченной ответственностью применяет упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество уплатой единого налога...

Финансовая политика

2.3 Налоги

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. По оперативным данным Федеральной налоговой службы...

Финансовые инструменты. Финансовая система и институты

2. Формы организации бизнеса. Налоги с доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц. Финансовая система. Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике

Начиная собственное дело, очень важно выбрать оптимальную организационно-правовую форму своего предприятия. В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий...

Финансы как историческая категория

3. Зарождение налоговой системы в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом...

Формирование налоговой системы Древней Руси

1. Налогообложение в Древней Руси

1.1 Развитие налогового законодательства в Древней Руси На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах...

Формирование налоговой системы Древней Руси

1.2 Налогообложение в Древней Руси

Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов...

Формирование налоговой системы Древней Руси

2.2 Налоги Древней Руси

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: "Создах церковь св...

Характеристика налоговых доходов бюджета

2.1 Основные группы налогов - прямые налоги и косвенные, федеральные, региональные и местные налоги, общие налоги и целевые

Системе налогообложения присуще следующие основные формы классификации налогов: По способу взимания налоги классифицируются следующим образом: а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика...

fin.bobrodobro.ru

Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге,утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

Применялось в древней Руси и косвенное налогообложение в форме разнообразных торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы — «мыт»; за перевоз товаров через реки — «перевоз»; за право иметь склады — «гостиная»; за право устраивать рынки — «торговая»; при продаже взвешиваемых товаров — «номерное»; с измеряемых товаров — «осмичее»; при клеймении животных — «пятно»; при причаливании судов — «побережное»; за убийство — «вира»; за преступления — «продажа» и др.

Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога — «выход», взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана — баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины.

Избавление от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III(1440-1505) в 1480 г. но был введен новый прямой налог, имевший название «соха». Его размер определялся на основании «сошного письма», которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы — «сохи». Соответственно на их основе писец определял величину налогов. «Соха» составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. «Соху» как единицу измерения отменили в 1679 г., когда единицей налогообложения стал «двор». Косвенные налоги, в частности торговые пошлины, взимались через систему откупов, что служило серьезным препятствием для развития торговли в стране.

Необходимость содержать большую армию, вооружать и перевооружать ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.

В структуре налоговых доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича(1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

В России соляной налог отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

В эпоху Петра I(1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи — пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

В царствование приемников Петра Iкардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

При Екатерине II(1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II(1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

Был отменен налог на соль (i88o), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III(1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления — податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте:проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы — до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

Начало XX в.для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики(нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой самостоятельности предприятий. Как финансовая, так и налоговая система при нэпе имела свою специфику, но в целом базировалась на налоговой системе дореволюционной России. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он «превратился» в НДС, в России «тяготел» к акцизам. В этот период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор. В доходах государственного бюджета косвенные . налоги с 1922 по 1926 г. выросли с 43 до 82%.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

В конце ХХ в.начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.

 

Контрольные вопросы

1. Какие налоги существовали в древних государствах?

2. В какое время стала складываться налоговая система в Древней Руси и какие отличительные черты она имела?

3. В чем заключалась особенность налоговой политики, проводимой при Петре I?

4. Каковы основные направления налоговых реформ при Екатерине II?

5. При каком российском императоре были внесены наиболее существенные изменения в систему налогообложения и в чем они заключались?

6. Когда и кем была отменена подушевая подать в России и почему она достаточно долгое время была основным прямым налогом?

7. 7- При каком русском царе были списаны все налоговые долги и к какому периоду времени это относится?

8. В чем состоит отличительная особенность российской налоговой системы от налоговых систем других государств?

9. 9- Каковы были уровень экономического развития России в начале XX в. и особенности проводимой в этот период налоговой политики?

10. Что такое нэп, когда он существовал в России и как повлиял на государственные финансы?

Тесты

1. Что было первоначальной формой налога:

а) поземельный налог;

б) подушевая подать;см см см см см см см см см см см м

в) жертвоприношение?

2. В каком из древних государств уже существовала налоговаясистема:

а) в Древней Греции;

б) в Древнем Египте;

в) в Древнем Риме?

3. В каком из древних государств уплата налогов была добровольной:

а) в Византии;

б) в Древней Руси;

в) в Древней Греции?

4. Кто занимался сбором налогов в древних государствах:

а) налоговые служащие;

б) откупщики;

в) комиссия при Министерстве финансов?

5. В каком из древних государств налоги не взимались в мирное время:

а) в Древней Руси;

б) в Древнем Египте; .

в) в Древнем Риме?

6. Какой налог был наиболее обременительным в Древней Руси во времена татаро-монгольского ига:

а) гербовый сбор;

б) «выход», взимаемый с каждой души мужского пола и головыскота;

в) «соха»?

7. При каком российском императоре (императрице) была введена подушевая подать:

а) при Екатерине II;

б) при Александре I;

в) при Петре I?

8. Какие налоги занимали наибольший удельный вес в казне Российского государства при Петре I:

а) прямые;

б) косвенные;

в) равнозначно прямые и косвенные?

9. Каким образом отразилась на доходной части российской казны замена винных откупов питейными акцизами:

а) доходы не изменились;

б) доходы увеличились;

в) доходы снизились?

10. Какие налоговые преобразования были осуществлены в период правления Александра II:

а) введены питейные акцизы;

б) увеличена подушевая подать;

в) повышены ставки поземельного налога?

п. Когда была отмена подушевая подать в России:

а) в XV в.;

б) в XIX в.;

в) в XVII в.?

12. Каков вклад министра финансов СЮ. Витте в реформирование системы налогообложения в России:

а) предпринята попытка практической реализации принципасоразмерности налогообложения;

б) заменены винные откупы питейными акцизами;

в) учреждены специальные органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов?

13. Какая функция была присуща налогам в древних государствах:

а) стимулирующая;

б) регулирующая;

в) фискальная?



infopedia.su

Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси

Количество просмотров публикации Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси - 510

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге,утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединœения древнерусского государства.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

Применялось в древней Руси и косвенное налогообложение в форме разнообразных торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы — ʼʼмытʼʼ; за перевоз товаров через реки — ʼʼперевозʼʼ; за право иметь склады — ʼʼгостинаяʼʼ; за право устраивать рынки — ʼʼторговаяʼʼ; при продаже взвешиваемых товаров — ʼʼномерноеʼʼ; с измеряемых товаров — ʼʼосмичееʼʼ; при клеймении животных — ʼʼпятноʼʼ; при причаливании судов — ʼʼпобережноеʼʼ; за убийство — ʼʼвираʼʼ; за преступления — ʼʼпродажаʼʼ и др.

Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога — ʼʼвыходʼʼ, взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана — баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всœего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины.

Избавление от татаро-монгольского ига не освободило населœение от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.Уплата ʼʼвыходаʼʼ была прекращена Иваном III(1440-1505) в 1480 ᴦ. но был введен новый прямой налог, имевший название ʼʼсохаʼʼ. Его размер определялся на основании ʼʼсошного письмаʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы — ʼʼсохиʼʼ. Соответственно на их базе писец определял величину налогов. ʼʼСохаʼʼ составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. ʼʼСохуʼʼ как единицу измерения отменили в 1679 ᴦ., когда единицей налогообложения стал ʼʼдворʼʼ. Косвенные налоги, в частности торговые пошлины, взимались через систему откупов, что служило серьезным препятствием для развития торговли в стране.

Необходимость содержать большую армию, вооружать и перевооружать ее вызвала крайне важно сть введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелœецкие деньги.

В структуре налоговых доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всœех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича(1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют всœе слои населœения и налог разложится равномерно на всœех. При этом на делœе оказалось, что пострадало беднейшее населœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, населœение стало жить впроголодь.

В России соляной налог отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 ᴦ.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всœего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всœех без исключения, даже с прямых наследников.

В эпоху Петра I(1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счёт увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. При этом такие меры не решили основной задачи — пополнения государственной казны, и в 1717 ᴦ. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населœения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой данный налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителœей.

В царствование приемников Петра Iкардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населœения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, благодаря чему по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

При Екатеринœе II(1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую исходя из потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половинœе XIX в.

Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II(1818-1881). В частности, в это время были списаны всœе недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населœения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее населœение. При этом, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

Был отменен налог на соль (i88o), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населœения.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III(1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всœего за счёт справедливого распределœения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что всœе эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

В 1885 ᴦ. были учреждены особые органы местного управления — податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределœения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населœения, контроль за ценами по важным товарным группам.

При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте:проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населœения. К примеру, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определœенной мере учитывалась налогоспособность населœения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 ᴦ. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы — до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всœего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, ᴛ.ᴇ. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее населœение.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

Начало XX в.для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 ᴦ. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гᴦ., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счёт расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объёме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налоᴦ.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

Определœенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики(нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой самостоятельности предприятий. Как финансовая, так и налоговая система при нэпе имела свою специфику, но в целом базировалась на налоговой системе дореволюционной России. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он ʼʼпревратилсяʼʼ в НДС, в России ʼʼтяготелʼʼ к акцизам. В данный период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор. Размещено на реф.рфВ доходах государственного бюджета косвенные . налоги с 1922 по 1926 ᴦ. выросли с 43 до 82%.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределœения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

В конце ХХ в.начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.

Изучение дисциплины ʼʼНалоги и налогообложениеʼʼ позволит студенту:

-получить представление о теории и эволюции налогообложения;

-понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;

-изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;

-уяснить себе сущность налоговой политики, ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;

-изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;

-освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;

-оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;

-изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;

-освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;

-изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

-понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Какие налоги существовали в древних государствах?

2.В какое время стала складываться налоговая система в Древней Руси и какие отличительные черты она имела?

3.В чем заключалась особенность налоговой политики, проводимой при Петре I?

4.Каковы основные направления налоговых реформ при Екатеринœе II?

5. При каком российском императоре были внесены наиболее существенные изменения в систему налогообложения и в чем они заключались?

6.Когда и кем была отменена подушевая подать в России и почему она достаточно долгое время была основным прямым налогом?

7.При каком русском царе были списаны всœе налоговые долги и к какому периоду времени это относится?

8.В чем состоит отличительная особенность российской налоговой системы от налоговых систем других государств?

9.Каковы были уровень экономического развития России в начале XX в. и особенности проводимой в данный период налоговой политики?

referatwork.ru