Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства Египет. Рельеф в древнем египте
7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.
Живопись и рельеф в Древнем Царстве
Первые известные в египетском искусстве проявления живописи фрагментарны и едва ли могут помочь воссоздать картину ее применения, однако живопись с самого начала египетской культуры была главным декоративным искусством, не ограничиваясь только росписью стен, но находя применение к любой основе, такой, как керамика, ткани или папирус.
Первая сохранившаяся настенная живопись принадлежит погребальному склепу IV тысячелетия до н.э., расположенному в Гиераконполе, в Верхнем Египте. На ней изображаются животные, люди, а также лодки, образующие сложную композицию размещенных рядом фигур, которые не обнаруживают конкретного пространственного направления. Живопись, дошедшая до нас от Древнего Царства, скудна и не дает возможности представить во всем объеме развитие этого искусства во времена первых династий, однако, должно быть, изображались многочисленные сцены для декорации стен гробниц.
Сцена на барельефе изображает человека с антилопой, выполнена во времена IV династии. «Стела Мернепта», углубленный рельеф эпохи XIX династии.
Начиная с III династии изобразительные модели унифицируются и различные опробованные решения складываются в уже зрелый единообразный стиль, который станет характерным для всей страны. Расписной рельеф обретает монументальный характер, будучи нанесенным на стены мастабов, и прежде всего первого крупного погребального комплекса царя Джосера. Фрески и рельефы создают обстановку, призванную окружать покойника в его гробнице. Рельеф достигает высокой филигранности, в том числе на мельчайших силуэтах иероглифов.
"Стела Мернепта" контрасты выражаются более ясно и активно воздействуют на зрительное восприятие сценических образов, сделанных углубленными в поверхности, используемой в качестве фона.
Стена в рельефах ранней эпохи, относящаяся к I фиванской династии, добивается таких достижений в формах, которые позднее станут общераспространенными.
Речь идет о «Стеле Вади», изображающей бога Гора над иероглифом царя-змеи. Впервые создаются стелы, представляющие имя царя на монументальном уровне. Весьма тонко отделанная, эта идеограмма синтезирует фигуры обоих животных: сокола, возвышающегося над строением дворца, внутри которого содержится змея. Филигранность техники и гармония композиции делают эту идеограмму одним из самых значительных рельефов в египетском искусстве.
Другие, более поздние панели, относящиеся к гробнице Хезира в Саккаре времен V династии, выполнены из дерева с тщательной резьбой на каждом из ее элементов, демонстрирующей эффективность техники в руках египетских ремесленников.
Изображение деталей: внимательное созерцание действительности
В первых настенных росписях применяется узкая гамма красителей (коричневые, черные, белые, красные и зеленые), но смешиваемая с таким умением, которое обеспечивает великое разнообразие оттенков, о чем свидетельствует роспись, относящаяся к одному из мастабов в Медуме («Гуси», Каир, Египетский музей), принадлежавшего Не-фермаату, крупному чиновнику IV династии. Картина изображает охоту на птиц с силками. На розовато-сером фоне свободно пасутся нильские гуси. Туловища гусей с большой тщательностью переданы в характерном для них профиле. Обстоятельность изображения каждого перышка говорит о точности воспроизведения оригинальной модели, которая может быть схвачена лишь посредством внимательного наблюдения природы. К белым и черным тонам добавлена цветовая гамма из красного, коричневатого и зеленого.
Во времена Древнего Царства барельеф и живопись не различались между собою и составляли средство выражения, применяемое в декорации гробниц царских и должностных особ. Фрагмент барельефа, относящийся к мастабу царского писца III династии Хезира в Саккаре, который изображает покойника сидящим перед столом подношений и хранится в Египетском музее в Каире
Другие фрагменты, изображающие птиц и крокодилов, фрагменты из гробницы Метхета VI династии в Саккаре (Париж, Лувр), воспроизводят фигуры, передаваемые несколькими характерными существенными чертами и с высокой степенью уверенности и зрелости линий. По сравнению с животными изображение человеческой фигуры подчинено жесткому канону, который все же не столь строг при воспроизведении персонажей второстепенных или относимых к низшему социальному классу, таких, как слуги, ремесленники и крестьяне. Эти фигуры обретают большую живость, причем не только во взгляде, но также и в динамизме жестов и поз. Эти персонажи изображаются в процессе труда (сцены из гробниц IV и V династий). Фигуры дровосеков, пастухов и крестьян весьма экспрессивны. Тем не менее, когда эти же самые фигуры выступают в качестве носильщиков подношений, как в случае с гробницей Анк-Ма-Гора в Саккаре, они воплощают в себе большую сдержанность и неподвижность.
Одной из распространенных в маста-бах является сцена охоты в болотистых водах. Гробница чиновника Ти в некрополе Саккара, относящаяся ко времени V династии, обнаруживает некоторые из самых красивых картин в барельефе. Среди них выделяется одна картина больших размеров, на которой изображаемый представлен в своей лодке, между тем как его слуги преследуют с копьями речных гиппопотамов. Геометрические формы доминируют в каждом из элементов, вставляя их в строгий порядок вертикальных и горизонтальных линий: фон образует обширная картина стеблей папирусов треугольного профиля; горизонтальная линия, отмечающая водный массив, обнаруживает внутри себя зигзагообразные линии. Даже птичьи гнезда в верхней части сцены распределяются в строгом порядке.
Живопись и рельеф в Среднем Царстве
На протяжении данной эпохи в украшении частных гробниц наибольшее значение отводилось фигурам круглого силуэта, воспроизводящим различные профессии, а рельеф и настенная живопись оставлялись на втором плане. Тем не менее в скальных гробницах Бени-Ха-сана имеется множество композиций росписи, среди которых появляются изображения семитских племен. На них скрупулезно воспроизводятся одежды.
Ввиду того, что техникой египетской живописи была темпера (красители смешивались с водой, в которую в качестве связующего вещества добавлялся яичный белок или растительный клей), существует немного образцов, на которых сохранилась бы первоначальная живость красок, которые, с другой стороны, раскрашивали всю изображенную в сценах поверхность. Барельеф из мастаба должностного лица V династии Ти в Саккаре
Например, фриз с женщинами из гробницы Кнемхотепа. С развитием архитектуры рельеф обретает важное значение в украшении храмов, проявляя структуру и упорядоченность, которые отсутствовали в эпоху Древнего Царства. Начиная с царствования Сенусерта I постоянным становится применение техники углубленного рельефа, помещаемого на священных стенах. Расписанный многоцветный рельеф использовался, как правило, в украшении саркофагов, воспроизводя различные образы в процессе какой-либо деятельности, как демонстрирует, например, саркофаг Кавит (Каир, Египетский музей), выполненный из известкового камня. На одном из рисунков доят корову, а на рисунке рядом жрица Кавит пробует молоко, пока служанка ее одевает. Это один из самых утонченных образцов углубленного рельефа. На нем контуры волос на голове, плеч и рук вырезаны более глубоко, чем детали туловища. В высшей степени стройные женские фигуры отражают элегантный вкус и стилизованный канон удлиненных линий.
Начиная с эпохи Среднего Царства техника выполнения углубленного рельефа стала использоваться для украшения главным образом погребальных предметов, таких как саркофаги. Кроме того, рельеф перестал применяться для декорации стен храмов и царских погребальных сооружений и проявил тенденцию к употреблению живописи. Фрагмент сцены на саркофаге принцессы и жрицы Кавит из XI династии, найденный в Дейр-эль-Бахри (Фивы) и хранящийся в Египетском музее Каира. На этой сцене, где за покойницей ухаживает служанка, лица обнаруживают проникновенное и суровое выражение, которое было характерным для данной эпохи
Продолжая этот стиль, фигуры из гробницы Джехути-Хетепа воспроизводят ритмичную серию фигур, нюхающих цветок лотоса, наряженных в туники, облегающие тело. Создание обособленных статуй, предназначенных для погребальной архитектуры, сократилось и уступило затем место стелам с рельефом из камня или дерева. Продолжая традицию Древнего Царства, изображаемые мотивы всегда остаются одними и теми же: покойник перед столом подношений, со своей супругой или родственниками, как это выглядело на стеле Мен-тухотепа. Композиция образуется четырьмя рисунками разных размеров. Самый большой относится к сцене, которая изображает покойника перед столом подношений, под иероглифической надписью, содержащей ритуальную формулу.
Созерцание природы
Расписная декорация в пещерных гробницах являет нам самые сложные сцены, наделенные большим динамизмом, чем в предшествующие эпохи. Сцена охоты в болотах — одна из важнейших и часто представлена в многочисленных гробницах по одной и той же схеме. В одной из гробниц знатных особ XI династии воспроизводится сцена, в которой душа покойника борется с демоническими силами, воплощенными в образах животных. Эта композиция воспроизводит вельможу на охоте на трех разных монументах, подчеркивая контраст между изображением животных в претенциозном стиле и строгостью человеческих фигур. Созерцание природы представлено во всем богатстве разнообразия рыб и птиц. Птицы (воспроизводимые с большим реализмом) расположены рядом друг с другом на кусте, как если бы каждый экземпляр занимал первый план. Между ними не существует общей связи, они являют собой последовательный порядок фигур, который заставляет зрителя задерживать взор на каждой из них, потому как общее видение оказывается невозможным. Эта композиция воспроизводит с большой правдоподобностью нормативы египетского изобразительного искусства, связанные с совершенным порядком и четкостью изображаемого. Надписи, появляющиеся в композиции, перечисляют титулы покойника.
В эпоху Нового Царства живопись заметно усовершенствовалась и достигла своего наивысшего блеска. Благодаря сочетанию различных тональностей (трех желтых и бурых и двух красных, голубых и зеленых) художники сумели запечатлеть в своих композициях совершенно неизвестные до той поры цветовую градацию и светопроницаемость. Одним из самых превосходных прототипов этого обновления является сцена, относящаяся к гробнице должностного лица времен XVIII династии Небамона (Фивы), которая изображает покойника во время охоты на птиц на болотах (Лондон, Британский музей)
Несколько надписей довершают пояснения к сцене, подробно описывая молитвы и дни, в которые полагается носить подарки в гробницу.
Живопись и рельеф в Новом Царстве
Новое Царство — это исторический период наивысшего политического, экономического и социального могущества. Фараон одновременно является абсолютным сувереном, военачальником и героем; он также представляет собой воплощение бога. Сохранилось большое число настенных росписей, относящихся к гробницам фиванской аристократии и храмам богов, отчего данная эпоха представлена лучшими образцами во всем египетском искусстве.
Барельефы из склепа Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри выделяются, в первую очередь, своей тематикой, которая не имеет ничего общего с триумфально-воинственным изображением монархов. Царица Хатшепсут осуществляла миролюбивую политику, отчего военная тематика вообще отсутствует в данных произведениях. Расположенные на второй террасе склепа, они отражают торговый обмен со страной Пунт, мифологической территорией, расположенной к юго-востоку от Египта, куда отправлялись экспедиции в поисках ароматических трав, черного дерева, мехов и других продуктов. Возвращение в Египет представлено на различных фризах, среди которых выделяется нижний фриз с композицией, состоящей из ряда почти идентичных фигур, которые следуют одна за другой, неся стебли фимиама. На верхнем фризе плывут корабли с царскими штандартами. В том же склепе, в святилище, посвященном богине Хатхор (богиня изображена в виде коровы с солнечным диском между рогами), имеются и другие прекрасные барельефы.
Один из них изображает богиню, величественно восседающую в своей лодке под балдахином. На противоположной стене нарисована Хатшепсут в виде мальчика, сосущего вымя богини.
Живопись эпохи XVIII династии
В эпоху XVIII династии, в период, который охватывает временной отрезок от царствования фараона Тутмоса I до царствования Аменхотепа III, живопись достигает необыкновенного изящества и богатства. Неслучайно строительство некрополя для знати вблизи Фив разворачивается параллельно введенному фараонами в эпоху Среднего Царства обычаю строить свои вечные обители в глубине Долины Царей и Долины Цариц. В самом деле, распространение гробниц делает возможным развитие живописи на стенах и потолках, покрытых штукатуркой для сглаживания неровностей и достижения таким образом полной фиксации красителей.
План ритуального путешествия, которое совершала душа Нефертари. Она попадала в подземный мир и из зала Саркофага входила в царство Озириса. После возрождения душа совершала тот же путь в обратном направлении, одерживая победу над смертью. В тот момент происходило ее преображение, и она сливалась с Ра
В погребальных склепах знатных персон живопись превращается почти в самостоятельное искусство, в котором подвергаются проверке все накопленные традицией средства. Именно в таких гробницах частных лиц проявляется воля к свободе выражения, отражающая склонность к роскоши и праздникам; выделяется также воспроизведение женского тела. Контакты с азиатскими народами привносят, кроме того, новые элементы, такие, как увлечение деталями и приверженность более орнаментированным формам.
Аксонометрический вид гробни: царицы Нефертари, погребальн помещения. В нем можно увидеть сложность архитектуры этого монументального комплекса, через который душа царицы переходила из полумрака на свет, то есть из земной смерти к загробной жизни
Формы стилизуются, и усиливается впечатление движения тел, которые к тому же становятся более хрупкими. В гробнице Джесеркасеренеба имеется сцена, изображающая нескольких служанок, одевающих приглашенную на праздничное пиршество. В этой композиции бросаются в глаза естественные жесты склонившейся служанки и подношение ожерелья.
Фрагмент росписей прихожей гробницы Нефертари. По бокам двери, справа, расположены два восседающих на троне божества (богиня Хатхор-Иментет и бог солнца Ра, почитавшийся созидающим началом мира), а слева — бог Хепри. Над притолокой двери можно разглядеть богиню-грифа Нехбет, божество-покровитель Верхнего Египта. Внизу — фрагмент со стоящей Нефертарн, обращающейся к трем духам-покровителям первых ворот в царство Озириса, одного из этапов ритуального путешествия
Цвета приобрели тончайшее разнообразие. Краситель уже не наносится ровным матовым слоем, а смешанные краски создают мягкие тональные переливы, открывая переход к полупрозрачным зонам. Этот фрагмент наполняет изображение подробностями в описании одежд и причесок, давая возможность рассмотреть даже косы.
Гробница Нефертари вырыта у подножия скалистых склонов Ливийской горной цепи и представляет собой эффектный ансамбль архитектуры и живописи. Разграбленная еще в древние времена, богатейшая погребальная домашняя утварь, которую, как предполагается, содержала эта гробница, почти полностью исчезла в 1904 г., когда археолог Эрнесто Скьяпарелли начал ее раскопки. Гробница Нефертари, несомненно, самая красивая в Долине Цариц. Поскольку она лишилась всего своего движимого имущества, ее значение заключается, главным образом, в эффектном собрании настенных росписей, выполненных художниками Нового Царства. Хрупкость ее внутренней обстановки диктовала ее закрытие, поскольку разрушения, вызывавшиеся притоком посетителей, представляли собою угрозу для сохранности росписей. Когда через двадцать лет, в ноябре 1995 г., она была снова открыта для публики, росписи уже заново обрели свой первоначальный блеск благодаря тончайшим реставрационным работам, которые на протяжении шести лет осуществлялись интернациональной бригадой мастеров. Тем не менее равновесие внутренней обстановки гробницы продолжает оставаться весьма хрупким, и эксперты по реставрации считали серьезной ошибкой ее открытие заново, так как это повлечет за собой новый процесс повреждения росписей
Обилие росписей констатирует, что виртуозность изображений и большая свобода выражения всегда зависят от темы и мастерства художника, поскольку не все гробницы демонстрируют одинаковые достижения.
Сцена из гробницы писца Нахта эпохи XVIII династии в Фивах, которая изображает группу женщин, играющих на флейте, лютне и арфе на поминках. Своей известностью эта роспись обязана необыкновенной оригинальности, которую художник внес как в движения, так и в позы и ситуации. Так, например, обнаженная девушка, играющая на лютне, вьаделяется среди других благодаря цвету и гибкости изображенного тела. Эта фреска, кроме того, являет собой великолепный образец утонченного вкуса, господствовавшего в ту эпоху
Есть росписи, которые обнаруживают гораздо более высокое мастерство, такие, как фрески гробницы Нахта, где женские фигуры обладают легким и свободным эскизом, как это видно во фрагменте, изображающем женское трио музыкантов. В обнаженном теле одной из девушек выражено движение, усиливаемое положением головы, повернутой в обратном направлении, и подчеркиваемое «вибрирующими» линиями косичек. Динамизм этой фигуры поражает, особенно рядом со статичными двумя другими фигурами. Вводятся новые темы, относящиеся к погребальным церемониям. Так, воспроизводится процесс подготовки предметов, которые составляют погребальную домашнюю утварь, поездка в лодке с покойником, прощание с покойником и плакальщицы — группы женщин, сопровождающие траурный кортеж в безутешных рыданиях.
Фрагмент стелы с углубленным рельефом из дворца Эхнатона в Тель-эль-Амарне (Каир, Египетский музей), в которой фараон совершает подношение Маат (Истины) богу Солнца Атону. Религиозный монотеизм, который вознамерился насадить данный фараон и который столкнул его с высшей гражданской и религиозной знатью, внедрил новое искусство, задуманное самим монархом, наиболее радикальным и экспрессивным проявлением которого было изображение его самого, обобщенное в необыкновенно тонкой и удлиненной шее и в почти женских формах тела
В гробнице Рамоса одна из таких групп изображена в голубоватых туниках, ниспадающих волнистыми линиями в продольном направлении, что создает ощущение вибрации и усиливает выражение боли в фигурах. Глубоко опечаленные плакальщицы вздымают руки к небу в знак молитвы богам, между тем как на их лицах проступают крупные слезинки. Декорации в гробницах фараонов в Долине Царей лишены такой же свободной экспрессивности, какая проявляется в гробницах знати. Темы здесь более замкнутые и имеют религиозный и астрономический характер.
В гробнице фараона Хоремхеба, последнего фараона XVIII династии, фигуры божеств огромного размера представлены в жестких формах древней эпохи. Раскраска ровными и живыми тонами и изобилие орнаментов полностью покрывают стены и потолок. В гробнице Сети I (XIX династия) созвездиями усыпан потолок погребального склепа под покровительственной фигурой богини Нут.
Амарнская реформа: новое изображение в искусстве
Религиозная реформа, введенная Аменхотепом IV, поощряет использование экспрессивных средств, применяемых главным образом в изображении царственного величия. Условная схема фигуры (фас, профиль) сохраняется, но прежний канон претерпевает ощутимые изменения. В росписи, воспроизводящей супружескую чету Эхнатона и Нефертити с шестью их детьми (Оксфорд, Эшмолианский музей), фигуры имеют овальный череп, мясистые губы и не изображаются строго в профиль. На подбородке и шее появляются складки, равно как и в области живота, который выглядит теперь уже не плоским, а объемным. Мышцы ног обретают объем.
Цветовая гамма приобретает радикально обновленные тональности в этой сцене из красных тонов, которые простираются на фон и фигуры. Краски являются не абсолютно ровными, а интенсифицируются в определенных местах, таких, как щеки, для того чтобы выразить объемность посредством переливов тонов.
Поза у фигур уже не отягощена неподвижностью, особенно у двоих из принцесс, которые играют, сидя на подушечках. Любовь к деталям сохраняется при декорации фона изображением геометрических рисунков, а также драгоценностей.
В эпоху Нового Царства сохранялось представление о сверхъестественном могуществе фараонов, так что фараоны должны были демонстрировать свою силу пограничным народам. Именно поэтому столь частым было изображение сцен, которые воспроизводили военные эпизоды. Стела Аменхотепа III. принадлежавшая храму Мернепта в Фивах (Каир, Египетский музей), представляет фараона, управляющего колесницей, с несколькими пленниками, привязанными к лошадям, и описывает также территориальную экспансию царства
На стенах дворца царицы Нефертити в Эль-Амарне особое внимание уделяется также природе. Воспроизводятся полные растительности сады, имеется также водоем, над которым кружит множество птиц. Эти сцены, кроме того, обнаруживают живое разнообразие красок и легкость рисунка. Птицы изображаются в свободном полете. Главенствующее положение бога Атона приводит к тому, что фараон на этих росписях выглядит более человечно; вплоть до того, что вся царская семья была изображена даже в самые интимные моменты своей жизни. Интимная тональность, свойственная этим произведениям, не воплощалась никогда прежде.
Сцены борьбы
В храмы, построенные во славу богов, также внедряются сцены восхваления царского достоинства. Появляются композиции исторического характера, в которых излагаются важные события: прием иностранных дворов и героические подвиги фараонов в борьбе против чужеземцев. Искусство начинает перекликаться с безопасностью и национальной гордостью. Тема фараона в запряженной конями боевой колеснице становится особо популярной начиная с XVIII династии — колесница была привнесена гиксосами.
Фараоны Тутмосиды превращают храмы в колоссальные «полотна», на которых помещаются крупные рельефы для подкрепления идеи о роли царя как защитника. В храме Амона в Карнаке крупный рельеф представляет уничтожающего врагов Тутмоса III примерно в таком же виде, как и в изображении Нармера из I династии. Фараон выглядит бессильным перед вражескими войсками, представленными в уменьшенном размере, между тем как иероглифическая надпись называет число пленников и количество захваченной добычи. Подобная сцена будет последовательно повторяться, изображая фараонов в их завоевательных походах.
Позже Рамзес II примется использовать всякую свободную поверхность на облицовках и стволах колонн, чтобы оставить описания своих военных побед или охоты. На рельефах гипостильного зала храма в Луксоре Рамзес 11 распорядился изобразить битву с хеттами при Кадете. Это была первая крупная композиция.
Чеканка, филигрань, а также гравировка золота, украшенного эмалью и инкрустацией из полудрагоценных камней или глазированным слоем, являлись главными видами техники, которые египетские ювелиры использовали для изготовления драгоценных украшений, принадлежавших персонам высшего ранга. Ожерелье, найденное в гробнице времен XVIII династии в Фивах и хранящееся в Египетском музее в Каире. По нему можно судить об утонченном и элегантном вкусе, который отличал ювелирное дело Нового Царства
В храме Мединет-Абу Рамзес III изображен в колеснице во время охоты. Образец подвергся стилизации, и бросается в глаза изобилие и тщательность изображения деталей: складки одежды, растительность и лошади, чьи гривы прорисованы с величайшей филигранностью. Эти подробности чрезмерно перегружают композицию, но достигнутый динамизм следует отнести к числу крупных достижений изобразительного искусства.
studfiles.net
Рельефы
Что касается скульптуры Египта в древности, то она тоже была довольно своеобразной. Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.
Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.
Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой — шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их «дома вечности» были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.
Сам по себе египетский рельеф — явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя — человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее напоминать «увековечивание формы», а не творческий акт и не желание украсить «вечное жилище» фараона.
«Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства — язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное — пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, — эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века». Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.
В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека».
Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего (!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.
Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни — на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.
www.apxu.ru
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)
Рельефы и росписи эпохи Древнего царства
в заупокойных храмах при царских пирамидах,
в погребениях знатных людей (мастаба).
Стиль, приемы исполнения.
Оглавление
Искусство Древнего Египта в истории человечества -------2
Общественно-политическая ситуация --------------------------3
Приоритеты искусства Древнего Египта ----------------------4
Назначение пирамид -----------------------------------------------5
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. и обычно наше с ними знакомство начинается с удивления перед их произведениями искусства. Да, "их" искусство действительно непохоже на наше, оно для нас "непонятно"; мы не можем в его произведения"войти" так, как, например, привыкли входить в картины эпохи Ренессанса или пейзажи Античной Греции и Рима. Это другой мир и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его мире его времени.
Очаги культуры на земной поверхности никогда не располагались равномерно. Среди них наиболее нам близки те, что сейчас принято объединят понятием "Древний Восток". Среди цивилизаций ДревнегоВостока особый интерес для исследователя своей непревзойденной монументальностью, монолитностью, представляет Египетская, возникшая в долине реки Нил около шести тысячелетий назад.
Первыми понятиями, которые мы здесь встречаем считаются по праву отмеченная еще древними греками "Гигантомания" и особая беспримерная стабильность - застылость форм, или, как мы сказали бы сейчас, отсутствие прогресса. Одной из причин этой заторможенности" М.Э. Матье считает особую ситуацию египетской экономики, главной отраслью которой было
земледелие^1. С первых веков Египта оно не могло существовать без искусственного орошения, базировавшегося в свою очередь на сохранении общинного способа хозяйствования и исключавшего возможность индивидуальной обработки земли. Эта "общественная формация", это общество, смогшее сохранить себя практически неизменным на протяжении почти трех тысячелетий выработало свою оригинальную высочайшую и утонченнейшую культуру, ту, об
^1 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л.-М. 1961. с. 4-5.
искусстве которой с неизменным уважением, как о чем-то грандиозном, нечеловечески масштабном, отзывались лучшие люди культур - потомков. Во всем искусстве Египта мы отмечаем черту, нашему времени к сожалению очень не свойственную, - величие.
Архитектура здесь правит бал и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем- ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно "искусство".
Общественно-политическая ситуация.
Описание жизни того времени положено начинать с "образования рабовладельческого государства". итак, в какой-то период своего существования человечество в рассматриваемом нами Египте пришло к такой форме государственного устройства при которой практически безграничная власть над сотнями тысяч подданных сосредоточилась в руках одного правителя - фараона. Отметим далее, что Египет - это страна, где для наиболее успешного функционирования главной отрасли народного хозяйства страны - сельского хозяйства, необходимо объединение как можно большей территории плодородной земли в долине Нила для централизованного управления водными ресурсами - фактором, имеющим принципиальное экономическое значение. фактором. первое объединение всей страны произошло коло 2900 года до н. э. и сохранялось при фараонахIII - V династий в течении всего так называемого Древнего царства - до2270 года. Эти годы в силу ряда причин мы можем назвать временем процветания и большого культурного подъема Египта. Именно в этот период были созданы самые огромные на земле памятники каменного зодчества - пирамиды.
Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили все египетские художники. В этой работе слишком мало места для того, чтобы выстраивать претендующие на абсолютную истину теории о его принципах, но хотя бы в скобках необходимо заметить, что искусство, пути его развития никогда не есть просто "отражение жизни", хотя его творцы - всегда люди определенного времени, и хотят они того или нет, они живут жизнью своей эпохи и размышляют о над ее насущными вопросами в своих произведениях.Египтяне Древнего царства найдя некоторое новое системное решение для структуризации своего общественного устройства (объединение- покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческогоЕгипта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытий египетского искусства.Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, предшествовали, л которым наследовали долгие периоды медленных эволюций С другой стороны это решение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезных изменений на протяжении всей долгой историиДревнего Египта.
Приоритеты искусства Древнего Египта.
Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводу высказывание В.В. Павлова, стоит привести его здесь полностью:"Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Такое синтетическое решение вызывалось не только соображениями художественного порядка, оно диктовалось египетской религией, всей совокупностью религиозноматических представлений. Развитие архитектуры и искусства вДревнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Само погребение такой важной персоны было исключительно важным событием как его собственной жизни, так и жизни всего его народа. Переход человека в мир иной становился триумфом всей его жизни и обставлялся поистине с царским великолепием. Поэтому вполне естественно, что его усыпальница как архитектурное сооружение должна была быть достойной своей роли "вечного жилища" для своего властителя. У разных народов по разному прославлялись цари: в Ассирии и Урарту нам известны великолепные дворцы и храмы с рельефами, повествующими об их подвигах; в Египте - храмы и пирамиды - усыпальницы фараонов и их приближенных. Но и там и здесь для памятников Древнего Востока всегда очень характерна естественная монументальность, вписанность и найденность архитектуры в ландшафте и окружающем мире. Если же мы станем говорить об особенностях сохранившейся архитектуры Египта, то мы отметим, что ее гениальная простота, цельность, исключительная мощь и соразмерность пропорций делают ее оригинальным и почти магическим исключением.
Назначение пирамид.
"Царские усыпальницы - пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." - пишет В.В. Павлов. "Долгое время, следуя Геродоту, в них видели простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом . же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам, результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные с возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с помощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавали пирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь.«Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой, был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу человека"^2. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия была доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы приближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" в буквальном переводе означающее "каменная скамья".
Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить
себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны
^1 Эммануил Светлов. Магизм и единобожие. Брюссель. 1971. с. 99.
^2 Эммануил Светлов. Ук. Соч. с. 99.
были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями "культового назначения". "Искусство здесь столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян"^1.
«Ка».
Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия или скульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомически реальными потому, что по египетской религиозной традиции после смерти двойник человека "ка" (нечто вроде "духа тела") возвращается к человеку,
опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется в него, оживляя для другой - вечной жизни. Недаром даже до наших времен сохранен египетский текст церемонии "открытия уст" статуи, служивший для ее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной скульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тоже придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба, и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».
^1 Н.А. Дмитриева. Искусство Древнего Мира. М.1986. с. 29
Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.
В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего царства.
Скульптура.
Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптуройАнтичной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.
Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.
Рельефы и росписи.
Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам..В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами.В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.
Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века"^1. Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.
В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем.Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,«образ энергичного, волевого, умного человека»^2.
Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы
вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 34.
^2 История искусства зарубежных стран /// Первобытное общество, ДревнийВосток, Античность. Под ред. М.А. Доброклонского. М. 1980.
Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись.Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.
Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"^1». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.
Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение поставленной
задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной
плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной гробницы вельможиТи (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже
трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики.Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.
Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей^1. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры - рельефы в
гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения.Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и
эффектной, предопределенной каноном, позой .
Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех.Композиция, как
^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 44.
правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.
Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа.
Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии(рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другой стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости: живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон.
Канон.
В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный изобразительный и/или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы,"знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнему царству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".
Говоря о "каноне" не следует никогда преувеличивать его значение в искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, но никогда - содержание. Последнее во все времена зависело от самого художника, его личности и его мастерства. В качестве наиболее характерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей - писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позы предопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не может возникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них, свойственной истиным шедеврам человеческого гения. Здесь и остро индивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решения в каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всего бросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретное портретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданность господам. Взгляд напряженно-порывистый - у писца из Лувра и спокойно ждущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет его как уравновешенного и властного важного государственного сановника, знающего цену и себе и другим.
* * *
Искусство Египта периода Древнего Царства по праву считается классикой древнеегипетского искусства. Человек уже познает мир, изображает его, даже властвует над ним, не теряя в то же время целостности восприятия мира, не отъединяясь от него.
Библиография :
1. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье. 1961 г. М.
2. Искусство Древнего Египта. 1970 г. М.Э. Матье
3. Искусство Древнего Египта. М. 1962. В.В Павлов.
4. Искусство Древнего Мира. М. 1986. Н.А Дмитриева, Н.А.Виноградова.
5. История искусства зарубежных стран. М. Репинская академия
художеств. 1962. общ. ред. М.В. Доброклонский,
6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний восток, Античность. Репинская академия художеств. Общ.ред. М.В.Доброклонский. М. 1980.
7. Магизм и единобожие. Брюссель1970. Эммануил Светлов (прот. А.Мень.)
8. Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com
www.neuch.ru
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства Египет
Рельефы и росписи эпохи Древнего царства
в заупокойных храмах при царских пирамидах,
в погребениях знатных людей (мастаба).
Стиль, приемы исполнения.
Оглавление
Искусство Древнего Египта в истории человечества -------2
Общественно-политическая ситуация --------------------------3
Приоритеты искусства Древнего Египта ----------------------4
Назначение пирамид -----------------------------------------------5
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. и обычно наше с ними знакомство начинается с удивления перед их произведениями искусства. Да, "их" искусство действительно непохоже на наше, оно для нас "непонятно"; мы не можем в его произведения "войти" так, как, например, привыкли входить в картины эпохи Ренессанса или пейзажи Античной Греции и Рима. Это другой мир и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его мире его времени.
Очаги культуры на земной поверхности никогда не располагались равномерно. Среди них наиболее нам близки те, что сейчас принято объединят понятием "Древний Восток". Среди цивилизаций Древнего Востока особый интерес для исследователя своей непревзойденной монументальностью, монолитностью, представляет Египетская, возникшая в долине реки Нил около шести тысячелетий назад.
Первыми понятиями, которые мы здесь встречаем считаются по праву отмеченная еще древними греками "Гигантомания" и особая беспримерная стабильность - застылость форм, или, как мы сказали бы сейчас, отсутствие прогресса. Одной из причин этой заторможенности" М.Э. Матье считает особую ситуацию египетской экономики, главной отраслью которой было
земледелие^1. С первых веков Египта оно не могло существовать без искусственного орошения, базировавшегося в свою очередь на сохранении общинного способа хозяйствования и исключавшего возможность индивидуальной обработки земли. Эта "общественная формация", это общество, смогшее сохранить себя практически неизменным на протяжении почти трех тысячелетий выработало свою оригинальную высочайшую и утонченнейшую культуру, ту, об
^1 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л.-М. 1961. с. 4-5.
искусстве которой с неизменным уважением, как о чем-то грандиозном, нечеловечески масштабном, отзывались лучшие люди культур - потомков. Во всем искусстве Египта мы отмечаем черту, нашему времени к сожалению очень не свойственную, - величие.
Архитектура здесь правит бал и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно "искусство".
Общественно-политическая ситуация.
Описание жизни того времени положено начинать с "образования рабовладельческого государства". итак, в какой-то период своего существования человечество в рассматриваемом нами Египте пришло к такой форме государственного устройства при которой практически безграничная власть над сотнями тысяч подданных сосредоточилась в руках одного правителя - фараона. Отметим далее, что Египет - это страна, где для наиболее успешного функционирования главной отрасли народного хозяйства страны - сельского хозяйства, необходимо объединение как можно большей территории плодородной земли в долине Нила для централизованного управления водными ресурсами - фактором, имеющим принципиальное экономическое значение. фактором. первое объединение всей страны произошло коло 2900 года до н. э. и сохранялось при фараонах III - V династий в течении всего так называемого Древнего царства - до 2270 года. Эти годы в силу ряда причин мы можем назвать временем процветания и большого культурного подъема Египта. Именно в этот период были созданы самые огромные на земле памятники каменного зодчества - пирамиды.
Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили все египетские художники. В этой работе слишком мало места для того, чтобы выстраивать претендующие на абсолютную истину теории о его принципах, но хотя бы в скобках необходимо заметить, что искусство, пути его развития никогда не есть просто "отражение жизни", хотя его творцы - всегда люди определенного времени, и хотят они того или нет, они живут жизнью своей эпохи и размышляют о над ее насущными вопросами в своих произведениях. Египтяне Древнего царства найдя некоторое новое системное решение для структуризации своего общественного устройства (объединение-покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческого Египта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытий египетского искусства. Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, предшествовали, л которым наследовали долгие периоды медленных эволюций С другой стороны это решение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезных изменений на протяжении всей долгой истории Древнего Египта.
Приоритеты искусства Древнего Египта.
Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводу высказывание В.В. Павлова, стоит привести его здесь полностью: "Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Такое синтетическое решение вызывалось не только соображениями художественного порядка, оно диктовалось египетской религией, всей совокупностью религиозноматических представлений. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Само погребение такой важной персоны было исключительно важным событием как его собственной жизни, так и жизни всего его народа. Переход человека в мир иной становился триумфом всей его жизни и обставлялся поистине с царским великолепием. Поэтому вполне естественно, что его усыпальница как архитектурное сооружение должна была быть достойной своей роли "вечного жилища" для своего властителя. У разных народов по разному прославлялись цари: в Ассирии и Урарту нам известны великолепные дворцы и храмы с рельефами, повествующими об их подвигах; в Египте - храмы и пирамиды - усыпальницы фараонов и их приближенных. Но и там и здесь для памятников Древнего Востока всегда очень характерна естественная монументальность, вписанность и найденность архитектуры в ландшафте и окружающем мире. Если же мы станем говорить об особенностях сохранившейся архитектуры Египта, то мы отметим, что ее гениальная простота, цельность, исключительная мощь и соразмерность пропорций делают ее оригинальным и почти магическим исключением.
Назначение пирамид.
"Царские усыпальницы - пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." - пишет В.В. Павлов. "Долгое время, следуя Геродоту, в них видели простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом . же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам, результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные с возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с помощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавали пирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь. «Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой, был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу человека"^2. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия была доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы приближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" в буквальном переводе означающее "каменная скамья".
Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить
себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны
^1 Эммануил Светлов. Магизм и единобожие. Брюссель. 1971. с. 99.
^2 Эммануил Светлов. Ук. Соч. с. 99.
были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями "культового назначения". "Искусство здесь столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян"^1.
«Ка».
Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия или скульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомически реальными потому, что по египетской религиозной традиции после смерти двойник человека "ка" (нечто вроде "духа тела") возвращается к человеку,
опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется в него, оживляя для другой - вечной жизни. Недаром даже до наших времен сохранен египетский текст церемонии "открытия уст" статуи, служивший для ее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной скульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тоже придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба, и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».
^1 Н.А. Дмитриева. Искусство Древнего Мира. М.1986. с. 29
Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.
В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего царства.
Скульптура.
Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.
Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.
Рельефы и росписи.
Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.
Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века"^1. Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.
В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека»^2.
Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы
вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 34.
^2 История искусства зарубежных стран /// Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.А. Доброклонского. М. 1980.
Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.
Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"^1». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.
Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение поставленной
задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной
плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже
трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.
Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей^1. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры - рельефы в
гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и
эффектной, предопределенной каноном, позой .
Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех. Композиция, как
^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 44.
правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.
Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа.
Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии (рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другой стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости: живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон.
Канон.
В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего. Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный изобразительный и/или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы, "знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными". Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнему царству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".
Говоря о "каноне" не следует никогда преувеличивать его значение в искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, но никогда - содержание. Последнее во все времена зависело от самого художника, его личности и его мастерства. В качестве наиболее характерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей - писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позы предопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не может возникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них, свойственной истиным шедеврам человеческого гения. Здесь и остро индивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решения в каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всего бросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретное портретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданность господам. Взгляд напряженно-порывистый - у писца из Лувра и спокойно ждущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет его как уравновешенного и властного важного государственного сановника, знающего цену и себе и другим.
* * *
Искусство Египта периода Древнего Царства по праву считается классикой древнеегипетского искусства. Человек уже познает мир, изображает его, даже властвует над ним, не теряя в то же время целостности восприятия мира, не отъединяясь от него.
Библиография :
1. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье. 1961 г. М.
2. Искусство Древнего Египта. 1970 г. М.Э. Матье
3. Искусство Древнего Египта. М. 1962. В.В Павлов.
4. Искусство Древнего Мира. М. 1986. Н.А Дмитриева, Н.А. Виноградова.
5. История искусства зарубежных стран. М. Репинская академия
художеств. 1962. общ. ред. М.В. Доброклонский,
6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний восток, Античность. Репинская академия художеств. Общ.ред. М.В. Доброклонский. М. 1980.
7. Магизм и единобожие. Брюссель1970. Эммануил Светлов (прот. А.Мень.)