Что ели древние люди. Голод ни при чем. Древние люди ели друг друга из высших соображений
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что ели русские люди в древности? Что ели древние люди


Что ели древние люди - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.

Если вы хоть раз задавались вопросом, какой вкус имела еда в стародавние времена, то сегодня вам повезло. Мы знаем ответ. Нам удалось сохранить и восстановить древнейшие рецепты — от эпохи шумеров и до правления Ричарда II. Все эти яства вы можете приготовить и сегодня. Ну что, вперёд в прошлое?

«Способы стряпни», 1390 год н. э.

Если у вас в морозилке завалялся кусочек китового мяса, вы вполне можете приготовить блюдо из этого манускрипта

«Способы стряпни» – это самая старая дошедшая до нас английская поваренная книга. Приготовьте одно из описанных в ней блюд — и насладитесь кушаньем, которое подавали на стол в XIV столетье. Причём подавали не кому-нибудь, а самому королю Ричарду II.

Книгу составили личные повара монарха, в ней собрано 190 рецептов — от самых незатейливых до весьма диковинных. Вот вам пример простого блюда: бросьте очищенный чеснок в котелок с водой и растительным маслом, окропите сверху шафраном. Для яства посложнее вам придётся добыть мясо кита или морской свиньи.

Продегустировать кое-что из этих блюд можно в кафе «У Райлендса», расположенного в библиотеке Манчестерского университета. Тамошние повара опробовали некоторые рецепты на завсегдатаях и оставили в меню то, что пользовалось наибольшим спросом. Не хотите в Манчестер? Тогда попробуйте состряпать кушанье сами.

«Анналы халифской кухни», 1000 год н. э.

Мучаетесь похмельем? Древнеарабское жаркое спасет вашу бедную голову!

«Анналы халифской кухни» – самая древняя из ныне существующих арабских поваренных книг. Написал её некто Аль-Варрак и собрал в ней более 600 рецептов. Поверьте, многие из этих кушаний по современным меркам кажутся очень непривычными. Книга дарит нам неповторимое знакомство с тогдашними способами стряпни. К примеру, для приготовления одного из соусов повару рекомендуют оставить молоко на солнце на целых 50 дней! Кто-нибудь из ваших знакомых так делает?

В «Анналах», помимо прочего, содержатся заметки о культуре, правилах поведения и здоровье. Вот, скажем, замечательный совет, как избежать похмелья. Перед пиром обязательно поешьте капусты, а утром «после вчерашнего» стушите себе жаркое под названием «кишкия». Оно утихомирит головную боль и дискомфорт в животе.

«Апициевский корпус», примерно 500 год н. э.

Если вы — владелец свинофермы, немедленно начинайте откармливать хрюшек сушеным инжиром с медовухой. По прошествии времени сможете отведать блюдо, достойное римского императора

Если хотите выяснить, какими деликатесами объедался римский император, почитайте «Апициевский корпус». Авторство приписывают легендарному римскому гурману Марку Габию Апицию, хотя сейчас полной уверенности в этом нет. Когда именно была составлена книга, доподлинно неизвестно, однако ей не меньше полутора тысяч лет.

Описанные в ней блюда были весьма передовыми для своего времени. «Корпус» содержит кое-какие оригинальные находки по обработке мяса, от некоторых прямо слюнки текут. Взять, к примеру, рекомендацию по откармливанию свиней сушёным инжиром и медовым вином. В книге приведено больше 500 яств, причём не менее 400 из них следует обильно пропитывать соусом.

«Роскошная жизнь», 300 год до н. э.

Оказывается, высмеивать праздную роскошь люди научились задолго до Рождества Христова

Три первых сочинения из нашего списка были созданы уже после смерти Христа. Они представляют собой полноценные поваренные книги и мало чем отличаются от привычных нам сборников рецептов. А вот «Роскошная жизнь» появилась во времена совсем далёкие, поэтому привычного в ней мало.

«Роскошную жизнь» сочиняли для потехи. Она не столько раскрывает секреты приготовления блюд, сколько пародирует напыщенные эпические поэмы. Эта книга целиком написана в стихах, и она смешна — по крайней мере, так утверждают её исследователи. Правда, спустя 2300 лет мало кто способен оценить шутку про «слегка шершавый воловий язык», который «чудо как хорош летом в окрестностях Халкиды».

«Роскошную жизнь», судя по всему, выставляли напоказ во время пиров: дабы вкушающие пищу могли заглянуть в книгу и похохотать. Само сочинение, увы, не сохранилось. О нём известно лишь благодаря древнегреческому писателю Афинею — тот цитирует «Роскошную жизнь» в своём произведении «Пир мудрецов», написанном в 200 году н. э.

Гарум, 600–800 годы до н. э.

Рыба плюс море соли плюс девять месяцев ожидания — так рождается древнейший соус

Гарум — это солёное рыбное блюдо. Солёное неимоверно. Блюдо, которое по некоторым рецептам требует количества соли, равного количеству рыбы. То есть, кладёте в большую бадью фунт рыбы и добавляете туда же целый фунт соли. Получиться должен, собственно, соус.

Подробных записей этого рецепта не сохранилось. Однако писательница Лора Келли, которая специализируется на древних яствах, приложила максимум усилий и многое выяснила. Она сумела отыскать заметки, датированные 600–800 годами до н. э., где гарум называют «карфагенским соусом». Представляете, как давно его готовили!

В попытке восстановить рецепт Келли проделала огромную работу. Писательница объединила древнейшие из найденных свидетельств с собственным природным чутьём и составила подробную инструкцию. Готовьте на здоровье. Только запаситесь терпением: рецепт родом из совсем другой эпохи, когда кулинары использовали совсем другие технологии. Короче говоря, традиционному гаруму для созревания требуется девять месяцев ферментации. То-то соседи будут рады ароматам, источающимся из вашей квартиры!

Пиво «Прикосновение Мидаса», 700 год до н. э.

Легенду о Мидасе вы наверняка слышали: мол, всё, чего он касался, обращалось в золото. Но знаете ли вы о том, что царь Мидас был реальным человеком? Нет-нет, его руки ничего не превращали в золото, зато он и правда жил, а потом и правда умер. А 2700 лет спустя мы обнаружили его захоронение.

Золота в гробнице не оказалось — все вещи, захороненные вместе с Мидасом, были, как ни странно, бронзовыми. Зато там нашлось кое-что весьма интересное: сохранившиеся остатки Мидасова пива.

Химический анализ этого пива позволил восстановить его состав. Тогда-то и стало ясно: в древние времена люди пили совсем не то, что мы пьём сейчас. Напиток был сделан из вина, пива и медовухи. Вы бы, наверное, додумались до такого коктейля лишь в том случае, если вам сильно приспичило напиться, а в доме обнаружилось лишь по паре глотков каждого ингредиента.

Впрочем, чтобы продегустировать этот напиток, необязательно колдовать на кухне лично. Американская пивоваренная компания «Dogfish Head» воссоздала рецепт и стала продавать пиво по всему миру. Критики называют его мутным, безвкусным и выдохшимся, однако попробовать всё же стоит: дабы ощутить вкус любимого алкогольного напитка царя Мидаса. Любимого настолько, что Мидас прихватил его с собой даже в загробный мир.

Вавилонские таблички, 1700–1600 годы до н. э.

Три с лишним тысячелетия назад люди еще не готовили пищу в воде, поэтому даже банальное для нас отварное мясо было для них экзотическим яством

Йельскому университету принадлежат таблички с письменами, которым не меньше 3700 лет. Родом они ещё из Вавилона, и высечены на них самые настоящие рецепты. Речь об очень древних кушаньях. В ту эпоху людям и в голову не приходило готовить пищу в жидкости, поэтому некоторые рецепты на этих табличках — настоящий кулинарный прорыв для своего времени.

Первым человеком, которому довелось их тщательно изучить, был французский историк Жан Боттеро. Он пришёл не к самому лестному мнению о вавилонских блюдах и назвал их «угощением для злейшего врага». Рецепты, по всеобщему признанию, простоваты: к примеру, кушанье под экзотическим названием «Аккадия» после перевода оказалось банальным «мясом, сваренным в воде».

Однако многие не желают мириться со столь негативной оценкой месье Боттеро и лезут вон из кожи, чтобы её опровергнуть. Скажем, университет Брауна пересмотрел толкование Жана Боттеро и заявил, что блюда с табличек вполне можно приготовить вкусно.

Мерсу, ранее 1600 года до н. э.

Если верить древнешумерским рецептам, состав у кушанья просто божественный! Недаром его приносили в жертву богам

По утверждению Жана Боттеро, в современном мире существует лишь два полноценных рецепта, которые по возрасту превосходят вавилонские таблички. Один из них — мерсу. Табличку с мерсу Боттеро называет «рецептом сладкого пирога», хотя в табличке сказано лишь о том, что для приготовления блюда под названием «мерсу» были доставлены финики и фисташки.

Остальное — догадки. Они основываются на названии яства и на похожих рецептах. Словом, как именно готовили таинственный пирог (да и пирог ли?), толком неизвестно. Однако предположения есть, и вы вполне можете ими воспользоваться.

Самый древний рецепт, взятый за основу, был родом из священного шумерского города Ниппур и, судя по всему, представлял собой жертвоприношение богам. Его стряпали из инжира, изюма, рубленых яблок, чеснока, растительного масла, сыра, вина и сиропа. Роскошно, правда? Пальчики оближешь!

Отыскать подробный и точный рецепт столь древнего угощения вам не удастся, а вот приготовить нечто похожее — вполне!

Шашлык, 1700 год до н. э.

Устраивая пикник с шашлыками, вы приобщаетесь к многовековой истории!

Да, шашлыком вас, скорее всего, не удивишь, не то что предыдущими яствами.

Для тех, кто не в курсе, шашлык — это мясо, насаженное на шампур. Весьма популярное блюдо в разных уголках земного шара. Однако не в том суть. Знаете ли вы, насколько рецепт шашлыка древний? Найдены неоспоримые свидетельства того, что в Греции его вкушали ещё в XVII веке до нашей эры. Представляете? Поедая греческий шашлык, вы чувствуете вкус, который ощущали люди 4000 лет назад!

Считается, что даже китайский шашлык, называемый чуань, – лишь вариация на тему греческого блюда. Будто бы греческий шашлык попал в Поднебесную около 2000 лет назад, с европейскими торговцами. Китайцы попробовали незнакомое кушанье, добавили в него пряностей по собственному вкусу и объявили своим. Содержимое китайских гробниц доказывает наличие чуаня в меню жителей 220 года нашей эры.

Выходит, смакуя шашлык в любой точке мира, вы вгрызаетесь в историю 4-тысячелетней давности.

Шумерское пиво, 1800 год до н. э.

Пеките пивной хлеб, варите шумерское пиво и созывайте друзей на угощение. Быстрее, пока не прокисло!

Этот неимоверно древний рецепт — и не рецепт вовсе. Его обнаружили в поэме, посвящённой Нинкаси, шумерской богине пива. Поэма написана на удивление обстоятельно. Она воспевает Нинкаси, подробно перечисляя действия богини. «О ты, выпекающая баппир в огромных печах, / разбирающая горы шелушённого зерна» и всё в том же духе. Подобная дотошность автора позволила нашим современникам весьма точно восстановить рецептуру древнешумерского алкогольного напитка.

Полученное пиво пьётся через соломинку и по вкусу весьма напоминает крепкий яблочный сидр. Однако его, в отличие от «Прикосновения Мидаса», нельзя пускать в массовую продажу. Пиво нужно употребить сразу после приготовления, иначе оно прокисает. Так что попробовать его можно, лишь состряпав самостоятельно.

Яства со стола Ричарда II, древнеарабское средство от похмелья, вскормленная инжиром свинина, шершавый воловий язык, неимоверно солёный рыбный соус, отварное мясо с поэтичным названием, божественный пирог с сыром и фруктами, шашлык, коктейль царя Мидаса или пиво древних шумеров…

p-i-f.livejournal.com

Что ели древние люди | Застолье-онлайн

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.

Если вы хоть раз задавались вопросом, какой вкус имела еда в стародавние времена, то сегодня вам повезло. Мы знаем ответ. Нам удалось сохранить и восстановить древнейшие рецепты — от эпохи шумеров и до правления Ричарда II. Все эти яства вы можете приготовить и сегодня. Ну что, вперёд в прошлое?

«Способы стряпни», 1390 год н. э.

Если у вас в морозилке завалялся кусочек китового мяса, вы вполне можете приготовить блюдо из этого манускрипта

«Способы стряпни» – это самая старая дошедшая до нас английская поваренная книга. Приготовьте одно из описанных в ней блюд — и насладитесь кушаньем, которое подавали на стол в XIV столетье. Причём подавали не кому-нибудь, а самому королю Ричарду II.

Книгу составили личные повара монарха, в ней собрано 190 рецептов — от самых незатейливых до весьма диковинных. Вот вам пример простого блюда: бросьте очищенный чеснок в котелок с водой и растительным маслом, окропите сверху шафраном. Для яства посложнее вам придётся добыть мясо кита или морской свиньи.

Продегустировать кое-что из этих блюд можно в кафе «У Райлендса», расположенного в библиотеке Манчестерского университета. Тамошние повара опробовали некоторые рецепты на завсегдатаях и оставили в меню то, что пользовалось наибольшим спросом. Не хотите в Манчестер? Тогда попробуйте состряпать кушанье сами.

«Анналы халифской кухни», 1000 год н. э.

Мучаетесь похмельем? Древнеарабское жаркое спасет вашу бедную голову!

«Анналы халифской кухни» – самая древняя из ныне существующих арабских поваренных книг. Написал её некто Аль-Варрак и собрал в ней более 600 рецептов. Поверьте, многие из этих кушаний по современным меркам кажутся очень непривычными. Книга дарит нам неповторимое знакомство с тогдашними способами стряпни. К примеру, для приготовления одного из соусов повару рекомендуют оставить молоко на солнце на целых 50 дней! Кто-нибудь из ваших знакомых так делает?

В «Анналах», помимо прочего, содержатся заметки о культуре, правилах поведения и здоровье. Вот, скажем, замечательный совет, как избежать похмелья. Перед пиром обязательно поешьте капусты, а утром «после вчерашнего» стушите себе жаркое под названием «кишкия». Оно утихомирит головную боль и дискомфорт в животе.

«Апициевский корпус», примерно 500 год н. э.

Если вы — владелец свинофермы, немедленно начинайте откармливать хрюшек сушеным инжиром с медовухой. По прошествии времени сможете отведать блюдо, достойное римского императора

Если хотите выяснить, какими деликатесами объедался римский император, почитайте «Апициевский корпус». Авторство приписывают легендарному римскому гурману Марку Габию Апицию, хотя сейчас полной уверенности в этом нет. Когда именно была составлена книга, доподлинно неизвестно, однако ей не меньше полутора тысяч лет.

Описанные в ней блюда были весьма передовыми для своего времени. «Корпус» содержит кое-какие оригинальные находки по обработке мяса, от некоторых прямо слюнки текут. Взять, к примеру, рекомендацию по откармливанию свиней сушёным инжиром и медовым вином. В книге приведено больше 500 яств, причём не менее 400 из них следует обильно пропитывать соусом.

«Роскошная жизнь», 300 год до н. э.

Оказывается, высмеивать праздную роскошь люди научились задолго до Рождества Христова

Три первых сочинения из нашего списка были созданы уже после смерти Христа. Они представляют собой полноценные поваренные книги и мало чем отличаются от привычных нам сборников рецептов. А вот «Роскошная жизнь» появилась во времена совсем далёкие, поэтому привычного в ней мало.

«Роскошную жизнь» сочиняли для потехи. Она не столько раскрывает секреты приготовления блюд, сколько пародирует напыщенные эпические поэмы. Эта книга целиком написана в стихах, и она смешна — по крайней мере, так утверждают её исследователи. Правда, спустя 2300 лет мало кто способен оценить шутку про «слегка шершавый воловий язык», который «чудо как хорош летом в окрестностях Халкиды».

«Роскошную жизнь», судя по всему, выставляли напоказ во время пиров: дабы вкушающие пищу могли заглянуть в книгу и похохотать. Само сочинение, увы, не сохранилось. О нём известно лишь благодаря древнегреческому писателю Афинею — тот цитирует «Роскошную жизнь» в своём произведении «Пир мудрецов», написанном в 200 году н. э.

Гарум, 600–800 годы до н. э.

Рыба плюс море соли плюс девять месяцев ожидания — так рождается древнейший соус

Гарум — это солёное рыбное блюдо. Солёное неимоверно. Блюдо, которое по некоторым рецептам требует количества соли, равного количеству рыбы. То есть, кладёте в большую бадью фунт рыбы и добавляете туда же целый фунт соли. Получиться должен, собственно, соус.

Подробных записей этого рецепта не сохранилось. Однако писательница Лора Келли, которая специализируется на древних яствах, приложила максимум усилий и многое выяснила. Она сумела отыскать заметки, датированные 600–800 годами до н. э., где гарум называют «карфагенским соусом». Представляете, как давно его готовили!

В попытке восстановить рецепт Келли проделала огромную работу. Писательница объединила древнейшие из найденных свидетельств с собственным природным чутьём и составила подробную инструкцию. Готовьте на здоровье. Только запаситесь терпением: рецепт родом из совсем другой эпохи, когда кулинары использовали совсем другие технологии. Короче говоря, традиционному гаруму для созревания требуется девять месяцев ферментации. То-то соседи будут рады ароматам, источающимся из вашей квартиры!

Пиво «Прикосновение Мидаса», 700 год до н. э.

Легенду о Мидасе вы наверняка слышали: мол, всё, чего он касался, обращалось в золото. Но знаете ли вы о том, что царь Мидас был реальным человеком? Нет-нет, его руки ничего не превращали в золото, зато он и правда жил, а потом и правда умер. А 2700 лет спустя мы обнаружили его захоронение.

Золота в гробнице не оказалось — все вещи, захороненные вместе с Мидасом, были, как ни странно, бронзовыми. Зато там нашлось кое-что весьма интересное: сохранившиеся остатки Мидасова пива.

Химический анализ этого пива позволил восстановить его состав. Тогда-то и стало ясно: в древние времена люди пили совсем не то, что мы пьём сейчас. Напиток был сделан из вина, пива и медовухи. Вы бы, наверное, додумались до такого коктейля лишь в том случае, если вам сильно приспичило напиться, а в доме обнаружилось лишь по паре глотков каждого ингредиента.

Впрочем, чтобы продегустировать этот напиток, необязательно колдовать на кухне лично. Американская пивоваренная компания «Dogfish Head» воссоздала рецепт и стала продавать пиво по всему миру. Критики называют его мутным, безвкусным и выдохшимся, однако попробовать всё же стоит: дабы ощутить вкус любимого алкогольного напитка царя Мидаса. Любимого настолько, что Мидас прихватил его с собой даже в загробный мир.

Вавилонские таблички, 1700–1600 годы до н. э.

Три с лишним тысячелетия назад люди еще не готовили пищу в воде, поэтому даже банальное для нас отварное мясо было для них экзотическим яством

Йельскому университету принадлежат таблички с письменами, которым не меньше 3700 лет. Родом они ещё из Вавилона, и высечены на них самые настоящие рецепты. Речь об очень древних кушаньях. В ту эпоху людям и в голову не приходило готовить пищу в жидкости, поэтому некоторые рецепты на этих табличках — настоящий кулинарный прорыв для своего времени.

Первым человеком, которому довелось их тщательно изучить, был французский историк Жан Боттеро. Он пришёл не к самому лестному мнению о вавилонских блюдах и назвал их «угощением для злейшего врага». Рецепты, по всеобщему признанию, простоваты: к примеру, кушанье под экзотическим названием «Аккадия» после перевода оказалось банальным «мясом, сваренным в воде».

Однако многие не желают мириться со столь негативной оценкой месье Боттеро и лезут вон из кожи, чтобы её опровергнуть. Скажем, университет Брауна пересмотрел толкование Жана Боттеро и заявил, что блюда с табличек вполне можно приготовить вкусно.

Мерсу, ранее 1600 года до н. э.

Если верить древнешумерским рецептам, состав у кушанья просто божественный! Недаром его приносили в жертву богам

По утверждению Жана Боттеро, в современном мире существует лишь два полноценных рецепта, которые по возрасту превосходят вавилонские таблички. Один из них — мерсу. Табличку с мерсу Боттеро называет «рецептом сладкого пирога», хотя в табличке сказано лишь о том, что для приготовления блюда под названием «мерсу» были доставлены финики и фисташки.

Остальное — догадки. Они основываются на названии яства и на похожих рецептах. Словом, как именно готовили таинственный пирог (да и пирог ли?), толком неизвестно. Однако предположения есть, и вы вполне можете ими воспользоваться.

Самый древний рецепт, взятый за основу, был родом из священного шумерского города Ниппур и, судя по всему, представлял собой жертвоприношение богам. Его стряпали из инжира, изюма, рубленых яблок, чеснока, растительного масла, сыра, вина и сиропа. Роскошно, правда? Пальчики оближешь!

Отыскать подробный и точный рецепт столь древнего угощения вам не удастся, а вот приготовить нечто похожее — вполне!

Шашлык, 1700 год до н. э.

Устраивая пикник с шашлыками, вы приобщаетесь к многовековой истории!

Да, шашлыком вас, скорее всего, не удивишь, не то что предыдущими яствами.

Для тех, кто не в курсе, шашлык — это мясо, насаженное на шампур. Весьма популярное блюдо в разных уголках земного шара. Однако не в том суть. Знаете ли вы, насколько рецепт шашлыка древний? Найдены неоспоримые свидетельства того, что в Греции его вкушали ещё в XVII веке до нашей эры. Представляете? Поедая греческий шашлык, вы чувствуете вкус, который ощущали люди 4000 лет назад!

Считается, что даже китайский шашлык, называемый чуань, – лишь вариация на тему греческого блюда. Будто бы греческий шашлык попал в Поднебесную около 2000 лет назад, с европейскими торговцами. Китайцы попробовали незнакомое кушанье, добавили в него пряностей по собственному вкусу и объявили своим. Содержимое китайских гробниц доказывает наличие чуаня в меню жителей 220 года нашей эры.

Выходит, смакуя шашлык в любой точке мира, вы вгрызаетесь в историю 4-тысячелетней давности.

Шумерское пиво, 1800 год до н. э.

Пеките пивной хлеб, варите шумерское пиво и созывайте друзей на угощение. Быстрее, пока не прокисло!

Этот неимоверно древний рецепт — и не рецепт вовсе. Его обнаружили в поэме, посвящённой Нинкаси, шумерской богине пива. Поэма написана на удивление обстоятельно. Она воспевает Нинкаси, подробно перечисляя действия богини. «О ты, выпекающая баппир в огромных печах, / разбирающая горы шелушённого зерна» и всё в том же духе. Подобная дотошность автора позволила нашим современникам весьма точно восстановить рецептуру древнешумерского алкогольного напитка.

Полученное пиво пьётся через соломинку и по вкусу весьма напоминает крепкий яблочный сидр. Однако его, в отличие от «Прикосновения Мидаса», нельзя пускать в массовую продажу. Пиво нужно употребить сразу после приготовления, иначе оно прокисает. Так что попробовать его можно, лишь состряпав самостоятельно.

Яства со стола Ричарда II, древнеарабское средство от похмелья, вскормленная инжиром свинина, шершавый воловий язык, неимоверно солёный рыбный соус, отварное мясо с поэтичным названием, божественный пирог с сыром и фруктами, шашлык, коктейль царя Мидаса или пиво древних шумеров…

published on za100le-online.ru/ according to the materials p-i-f.livejournal.com

http://za100le-online.ru/kulinarnaya-entsiklopediya/poleznye-sovety/chto-eli-drevnie-ludi.html2017-01-25T09:00:04+00:00adminинтересные фактыполезные советы

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.Если вы хоть раз задавались вопросом, какой...

[email protected]Застолье-онлайн

Поделиться ссылкой:

za100le-online.ru

Что ели древние люди - lider99

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.

Если вы хоть раз задавались вопросом, какой вкус имела еда в стародавние времена, то сегодня вам повезло. Мы знаем ответ. Нам удалось сохранить и восстановить древнейшие рецепты — от эпохи шумеров и до правления Ричарда II. Все эти яства вы можете приготовить и сегодня. Ну что, вперёд в прошлое?

«Способы стряпни», 1390 год н. э.

Если у вас в морозилке завалялся кусочек китового мяса, вы вполне можете приготовить блюдо из этого манускрипта

«Способы стряпни» – это самая старая дошедшая до нас английская поваренная книга. Приготовьте одно из описанных в ней блюд — и насладитесь кушаньем, которое подавали на стол в XIV столетье. Причём подавали не кому-нибудь, а самому королю Ричарду II.

Книгу составили личные повара монарха, в ней собрано 190 рецептов — от самых незатейливых до весьма диковинных. Вот вам пример простого блюда: бросьте очищенный чеснок в котелок с водой и растительным маслом, окропите сверху шафраном. Для яства посложнее вам придётся добыть мясо кита или морской свиньи.

Продегустировать кое-что из этих блюд можно в кафе «У Райлендса», расположенного в библиотеке Манчестерского университета. Тамошние повара опробовали некоторые рецепты на завсегдатаях и оставили в меню то, что пользовалось наибольшим спросом. Не хотите в Манчестер? Тогда попробуйте состряпать кушанье сами.

«Анналы халифской кухни», 1000 год н. э.

Мучаетесь похмельем? Древнеарабское жаркое спасет вашу бедную голову!

«Анналы халифской кухни» – самая древняя из ныне существующих арабских поваренных книг. Написал её некто Аль-Варрак и собрал в ней более 600 рецептов. Поверьте, многие из этих кушаний по современным меркам кажутся очень непривычными. Книга дарит нам неповторимое знакомство с тогдашними способами стряпни. К примеру, для приготовления одного из соусов повару рекомендуют оставить молоко на солнце на целых 50 дней! Кто-нибудь из ваших знакомых так делает?

В «Анналах», помимо прочего, содержатся заметки о культуре, правилах поведения и здоровье. Вот, скажем, замечательный совет, как избежать похмелья. Перед пиром обязательно поешьте капусты, а утром «после вчерашнего» стушите себе жаркое под названием «кишкия». Оно утихомирит головную боль и дискомфорт в животе.

«Апициевский корпус», примерно 500 год н. э.

Если вы — владелец свинофермы, немедленно начинайте откармливать хрюшек сушеным инжиром с медовухой. По прошествии времени сможете отведать блюдо, достойное римского императора

Если хотите выяснить, какими деликатесами объедался римский император, почитайте «Апициевский корпус». Авторство приписывают легендарному римскому гурману Марку Габию Апицию, хотя сейчас полной уверенности в этом нет. Когда именно была составлена книга, доподлинно неизвестно, однако ей не меньше полутора тысяч лет.

Описанные в ней блюда были весьма передовыми для своего времени. «Корпус» содержит кое-какие оригинальные находки по обработке мяса, от некоторых прямо слюнки текут. Взять, к примеру, рекомендацию по откармливанию свиней сушёным инжиром и медовым вином. В книге приведено больше 500 яств, причём не менее 400 из них следует обильно пропитывать соусом.

«Роскошная жизнь», 300 год до н. э.

Оказывается, высмеивать праздную роскошь люди научились задолго до Рождества Христова

Три первых сочинения из нашего списка были созданы уже после смерти Христа. Они представляют собой полноценные поваренные книги и мало чем отличаются от привычных нам сборников рецептов. А вот «Роскошная жизнь» появилась во времена совсем далёкие, поэтому привычного в ней мало.

«Роскошную жизнь» сочиняли для потехи. Она не столько раскрывает секреты приготовления блюд, сколько пародирует напыщенные эпические поэмы. Эта книга целиком написана в стихах, и она смешна — по крайней мере, так утверждают её исследователи. Правда, спустя 2300 лет мало кто способен оценить шутку про «слегка шершавый воловий язык», который «чудо как хорош летом в окрестностях Халкиды».

«Роскошную жизнь», судя по всему, выставляли напоказ во время пиров: дабы вкушающие пищу могли заглянуть в книгу и похохотать. Само сочинение, увы, не сохранилось. О нём известно лишь благодаря древнегреческому писателю Афинею — тот цитирует «Роскошную жизнь» в своём произведении «Пир мудрецов», написанном в 200 году н. э.

Гарум, 600–800 годы до н. э.

Рыба плюс море соли плюс девять месяцев ожидания — так рождается древнейший соус

Гарум — это солёное рыбное блюдо. Солёное неимоверно. Блюдо, которое по некоторым рецептам требует количества соли, равного количеству рыбы. То есть, кладёте в большую бадью фунт рыбы и добавляете туда же целый фунт соли. Получиться должен, собственно, соус.

Подробных записей этого рецепта не сохранилось. Однако писательница Лора Келли, которая специализируется на древних яствах, приложила максимум усилий и многое выяснила. Она сумела отыскать заметки, датированные 600–800 годами до н. э., где гарум называют «карфагенским соусом». Представляете, как давно его готовили!

В попытке восстановить рецепт Келли проделала огромную работу. Писательница объединила древнейшие из найденных свидетельств с собственным природным чутьём и составила подробную инструкцию. Готовьте на здоровье. Только запаситесь терпением: рецепт родом из совсем другой эпохи, когда кулинары использовали совсем другие технологии. Короче говоря, традиционному гаруму для созревания требуется девять месяцев ферментации. То-то соседи будут рады ароматам, источающимся из вашей квартиры!

Пиво «Прикосновение Мидаса», 700 год до н. э.

Легенду о Мидасе вы наверняка слышали: мол, всё, чего он касался, обращалось в золото. Но знаете ли вы о том, что царь Мидас был реальным человеком? Нет-нет, его руки ничего не превращали в золото, зато он и правда жил, а потом и правда умер. А 2700 лет спустя мы обнаружили его захоронение.

Золота в гробнице не оказалось — все вещи, захороненные вместе с Мидасом, были, как ни странно, бронзовыми. Зато там нашлось кое-что весьма интересное: сохранившиеся остатки Мидасова пива.

Химический анализ этого пива позволил восстановить его состав. Тогда-то и стало ясно: в древние времена люди пили совсем не то, что мы пьём сейчас. Напиток был сделан из вина, пива и медовухи. Вы бы, наверное, додумались до такого коктейля лишь в том случае, если вам сильно приспичило напиться, а в доме обнаружилось лишь по паре глотков каждого ингредиента.

Впрочем, чтобы продегустировать этот напиток, необязательно колдовать на кухне лично. Американская пивоваренная компания «Dogfish Head» воссоздала рецепт и стала продавать пиво по всему миру. Критики называют его мутным, безвкусным и выдохшимся, однако попробовать всё же стоит: дабы ощутить вкус любимого алкогольного напитка царя Мидаса. Любимого настолько, что Мидас прихватил его с собой даже в загробный мир.

Вавилонские таблички, 1700–1600 годы до н. э.

Три с лишним тысячелетия назад люди еще не готовили пищу в воде, поэтому даже банальное для нас отварное мясо было для них экзотическим яством

Йельскому университету принадлежат таблички с письменами, которым не меньше 3700 лет. Родом они ещё из Вавилона, и высечены на них самые настоящие рецепты. Речь об очень древних кушаньях. В ту эпоху людям и в голову не приходило готовить пищу в жидкости, поэтому некоторые рецепты на этих табличках — настоящий кулинарный прорыв для своего времени.

Первым человеком, которому довелось их тщательно изучить, был французский историк Жан Боттеро. Он пришёл не к самому лестному мнению о вавилонских блюдах и назвал их «угощением для злейшего врага». Рецепты, по всеобщему признанию, простоваты: к примеру, кушанье под экзотическим названием «Аккадия» после перевода оказалось банальным «мясом, сваренным в воде».

Однако многие не желают мириться со столь негативной оценкой месье Боттеро и лезут вон из кожи, чтобы её опровергнуть. Скажем, университет Брауна пересмотрел толкование Жана Боттеро и заявил, что блюда с табличек вполне можно приготовить вкусно.

Мерсу, ранее 1600 года до н. э.

Если верить древнешумерским рецептам, состав у кушанья просто божественный! Недаром его приносили в жертву богам

По утверждению Жана Боттеро, в современном мире существует лишь два полноценных рецепта, которые по возрасту превосходят вавилонские таблички. Один из них — мерсу. Табличку с мерсу Боттеро называет «рецептом сладкого пирога», хотя в табличке сказано лишь о том, что для приготовления блюда под названием «мерсу» были доставлены финики и фисташки.

Остальное — догадки. Они основываются на названии яства и на похожих рецептах. Словом, как именно готовили таинственный пирог (да и пирог ли?), толком неизвестно. Однако предположения есть, и вы вполне можете ими воспользоваться.

Самый древний рецепт, взятый за основу, был родом из священного шумерского города Ниппур и, судя по всему, представлял собой жертвоприношение богам. Его стряпали из инжира, изюма, рубленых яблок, чеснока, растительного масла, сыра, вина и сиропа. Роскошно, правда? Пальчики оближешь!

Отыскать подробный и точный рецепт столь древнего угощения вам не удастся, а вот приготовить нечто похожее — вполне!

Шашлык, 1700 год до н. э.

Устраивая пикник с шашлыками, вы приобщаетесь к многовековой истории!

Да, шашлыком вас, скорее всего, не удивишь, не то что предыдущими яствами.

Для тех, кто не в курсе, шашлык — это мясо, насаженное на шампур. Весьма популярное блюдо в разных уголках земного шара. Однако не в том суть. Знаете ли вы, насколько рецепт шашлыка древний? Найдены неоспоримые свидетельства того, что в Греции его вкушали ещё в XVII веке до нашей эры. Представляете? Поедая греческий шашлык, вы чувствуете вкус, который ощущали люди 4000 лет назад!

Считается, что даже китайский шашлык, называемый чуань, – лишь вариация на тему греческого блюда. Будто бы греческий шашлык попал в Поднебесную около 2000 лет назад, с европейскими торговцами. Китайцы попробовали незнакомое кушанье, добавили в него пряностей по собственному вкусу и объявили своим. Содержимое китайских гробниц доказывает наличие чуаня в меню жителей 220 года нашей эры.

Выходит, смакуя шашлык в любой точке мира, вы вгрызаетесь в историю 4-тысячелетней давности.

Шумерское пиво, 1800 год до н. э.

Пеките пивной хлеб, варите шумерское пиво и созывайте друзей на угощение. Быстрее, пока не прокисло!

Этот неимоверно древний рецепт — и не рецепт вовсе. Его обнаружили в поэме, посвящённой Нинкаси, шумерской богине пива. Поэма написана на удивление обстоятельно. Она воспевает Нинкаси, подробно перечисляя действия богини. «О ты, выпекающая баппир в огромных печах, / разбирающая горы шелушённого зерна» и всё в том же духе. Подобная дотошность автора позволила нашим современникам весьма точно восстановить рецептуру древнешумерского алкогольного напитка.

Полученное пиво пьётся через соломинку и по вкусу весьма напоминает крепкий яблочный сидр. Однако его, в отличие от «Прикосновения Мидаса», нельзя пускать в массовую продажу. Пиво нужно употребить сразу после приготовления, иначе оно прокисает. Так что попробовать его можно, лишь состряпав самостоятельно.

Яства со стола Ричарда II, древнеарабское средство от похмелья, вскормленная инжиром свинина, шершавый воловий язык, неимоверно солёный рыбный соус, отварное мясо с поэтичным названием, божественный пирог с сыром и фруктами, шашлык, коктейль царя Мидаса или пиво древних шумеров…

lider99.livejournal.com

Голод ни при чем. Древние люди ели друг друга из высших соображений

Практически по всей Европе ученые находят кости первобытных людей со следами кулинарной обработки – такими, как царапины от каменных ножей или раздробленные тупым орудием. Традиционно считалось, что к каннибализму наших далеких предков толкали тяжелые жизненные условия, проще говоря – дикий голод. 

Голод ни при чем. Древние люди ели друг друга из высших соображений

Однако британские ученые только что убедительно показали, что человеческое тело не слишком привлекательно с точки зрения калорийности, и поедание себе подобных, по крайней мере в случае первобытных людей, никак не способствовало бы полноценному питанию популяции. Дело здесь в другом, говорят исследователи.

«Я занялся этим исследованием, чтобы выяснить, насколько мы питательны по сравнению с другими животными, – рассказал автор новой работы, преподаватель археологии Брайтоновского университета Джеймс Коул (James Cole). – Это могло бы показать, нуждались ли мы и другие виды древних людей просто в калориях, или этому есть какое-то иное объяснение. Полученные данные подтверждают идею о том, что людоедство у Homo sapiens, так же, как у неандертальцев, Homo erectus и других гоминин, было наполнено глубоким культурным смыслом».

Напомним, что самый ранний подтвержденный случай человеческого людоедства, обнаруженный в одной из испанских пещер, принадлежит виду Homo antecessor и датируется возрастом почти в миллион лет. Вообще же следы орудий на костях, интерпретируемые как доказательства разделки тела перед едой, встречаются на стоянках древних людей регулярно, причем как на останках взрослых, так и на детских и подростковых.

До сих пор большинство интересовавшихся этим вопросом ученых считали, что древние гоминины шли на уничтожение друг друга в качестве более легкой альтернативы походу на охоту. Но теперь выясняется, что человеческое тело просто не обеспечивает достаточное количество калорий, чтобы считаться хорошим источником пищи. «Для животных сопоставимого размера и массы тела наши значения калорий соответствуют ожидаемым, но если сравнить человека с лошадью, дикой коровой или зубром, то говорить о какой-то нашей калорийности действительно не приходится», – пояснил Коул.

По его подсчетам, взрослый мужчина весом около 66 кг содержит в себе примерно 144 000 калорий, причем на скелетные мышцы приходится чуть более 32 000 калорий, почки обеспечивают 376, а селезенка – 128 калорий. Эти значения могут отличаться у некоторых видов людей. Например, у неандертальцев они, вероятно, были чуть выше, потому что у них была больше мышечная масса. Но в целом разработанный Коулом шаблон обеспечивает довольно хорошую оценку минимальной калорийности доисторических гоминин, таких как Homo erectus или Homo antecessor.

При этом пищевая ценность множества видов животных, останки которых со следами забоя и употребления в пищу были обнаружены на стоянках первобытных людей, куда выше человеческой. Скелетные мышцы мамонта обеспечивают 3 600 000 калорий, лошади – 200 100 калорий, благородного оленя – 163 680 калорий. А вот сайгаки и антилопы находятся примерно наравне с людьми, их скелетные мышцы содержат в себе 31 500 калорий. Вдобавок к низкой пищевой ценности человек мог бороться за свою жизнь, сбегать и придумывать различные хитрости для того, чтобы не попасть на стол к соседнему племени. Все это заставляет искать иные мотивы первобытного каннибализма взамен чисто кормовых.

«Распространенный стереотип неандертальца неверен, – уверен Коул. – Признание того, что наши кузены ели таких же неандертальцев, как они сами, вовсе не означает, что они были жестокими зверями. На самом деле их мотивы могли быть столь же разнообразными, как и наши собственные мотивы в различных моделях поведения. Причины, по которым они участвовали в каннибализме, могут быть сложными и различаться для каждого эпизода, и не стоит пытаться ограничить их все одним ярлыком».

Среди возможных поводов к поеданию себе подобных британский ученый называет ритуальные и социальные. По его мнению, высасывание костного мозга или употребление внутрь селезенки товарища могло быть способом подтвердить контроль над определенной территорией или воздать должное умершим членам семьи. А употребление продуктов питания в этом сценарии является своего рода бонусом, отметил ученый.

Сильвия Белло (Silvia Bello) из Музея естественной истории соглашается с Коулом в том, что палеонтологический каннибализм, вероятно, чаще практиковался как особенное событие, нежели чем просто рядовая трапеза. Однако объяснение мотивов, лежащих в основе этого особенного события, по ее словам, является сложным делом.

«Практиковалось ли людоедство как погребальный ритуал, или это был всего лишь способ съесть все, что доступно? Я не уверенна в том, что у нас есть достаточные доказательства для обоснованного выбора того или другого варианта. Нам нужно продолжать искать новые методы анализа и новые местонахождения, чтобы лучше понять это поведение», – заявила она.

В свою очередь профессор палеолитической археологии университета Дарема Поль Петтитт (Paul Pettitt) высоко оценил исследование Коула, отметив, что наблюдения за некоторыми приматами, включая бонобо и шимпанзе, также свидетельствуют о каннибализме.

«Такое поведение явно формирует что-то вроде особого поведенческого ритуала – бессознательного акта, который проистекает из общих действий, центральных для группового поведения, таких как употребление мяса. Где-то на рубеже эволюции человека это поведение переходило от поведенческих ритуалов к ритуализированному поведению, и, как показывает Коул, доказательства явно свидетельствуют о том, что употребление в пищу человеческого мяса не сводилось исключительно к выживанию», – резюмировал он.

 

Статья опубликована в журнале Scientific ReportsИсточник: paleonews.ru

sci-dig.ru

Что ели древние люди - "Реактор" — лучший информационно-новостной портал России

#космическая отрасль(105)

#Наука в 2017 году(87)

#Космос(81)

#NASA(80)

#Росатом(80)

#Атомная энергетика(76)

#США(74)

#Медицина(73)

#альтернативная энергетика(59)

#Китай(58)

#Астрономия(57)

#Физика(53)

#Биология(53)

#Роскосмос(50)

#ядерная энергетика(43)

#робототехника(38)

#МГУ(36)

#Ростех(35)

#Биотехнологии(31)

#ядерная безопасность(29)

#экология(28)

#Видеореактор(28)

#СО РАН(27)

#Климат(27)

#ТГУ(25)

#ТПУ(25)

#Химия(24)

#Марс(24)

#Генетика(24)

#2 сезон(24)

#Будущее(22)

#НИЯУ МИФИ(22)

#Япония(22)

#Роботы(22)

#искусственный интеллект(21)

#Палеонтология(21)

#История атомной отрасли(21)

#МФТИ(20)

#История науки(20)

#Космонавтика(19)

#биоинженерия(19)

#Археология(18)

#Геология(17)

#Эволюция(17)

#Нейронауки(17)

#Мозг(17)

#Фантастика(17)

#НГУ(16)

#Индия(16)

#Энергетика(15)

#солнечная энергетика(15)

#ДВФУ(15)

#авиационная отрасль(15)

#Страна Росатом(15)

#История(15)

#Росэнергоатом(15)

#психология(15)

#микроэлектроника(14)

#Экзопланеты(14)

#Материалы(14)

#Арктика(14)

#Солнечная система(14)

#MIT(14)

#Украина(14)

#Ядерная физика(14)

#ТВЭЛ(13)

#Россия(13)

#Ядерные реакторы(13)

#Образование(13)

#ОПК(13)

#Луна(12)

#Динозавры(12)

#ДНК(12)

#Нанотехнологии(12)

#Кино(12)

#Математика(11)

#Франция(11)

#СФУ(11)

#Наука в 2016 году(11)

#ESA(11)

#Германия(11)

#Животные(11)

#SpaceX(11)

#РАН(10)

#Великобритания(10)

#Westinghouse(10)

#ASE(10)

#Микробиология(10)

#Спутники(10)

#Антарктида(10)

#Атомэнергомаш(9)

#Вода(9)

#Астрофизика(9)

#Гарвардский университет(9)

#Пионеры космоса(9)

#НФ-сериалы(9)

#Африка(9)

#Иран(9)

#DARPA(8)

#транспорт(8)

#Казахстан(8)

#ТюмГУ(8)

#Ядерная медицина(8)

#Культура(8)

#Квантовая физика(8)

#биотехнологи(8)

#Библиоатом(7)

#Сколково(7)

#Атомный флот(7)

#АЭС Фукусима(7)

#УрФУ(7)

#Ядерные технологии(7)

#Южная Корея(7)

#Канада(7)

#Океанология(7)

#Вулканы(7)

#уран(7)

#Физика высоких энергий(7)

#Электроника(7)

#ITER(7)

#МИСиС(7)

#Экономика(7)

#Внеземная жизнь(7)

#AREVA(7)

#Океан(6)

#Стэнфордский университет(6)

#Топливо(6)

#Метеорология(6)

#Календарь(6)

#Росатомфлот(6)

#Хэнфорд(6)

#Белорусская АЭС(6)

#Растения(6)

#МКС(6)

#ВШЭ(6)

#Электроэнергетика(6)

#Британские ученые(6)

#Звезды(6)

#Египет(6)

#Роснано(6)

#ледокол Сибирь(5)

#МАГАТЭ(5)

#ВИЭ(5)

#Энергоатом(5)

#Солнце(5)

#Нобелевская премия(5)

#3D-технологии(5)

#ветроэнергетика(5)

#Происхождение жизни(5)

#Атоммаш(5)

#СпбГУ(5)

#Метеориты(5)

#Швейцария(5)

#ИЯФ СО РАН(5)

#Казатомпром(5)

#ЦЕРН(5)

#Земля(5)

#Хевел(5)

#нанотехнологи(5)

#Птицы(5)

#Термоядерный синтез(5)

#ЧАЭС(5)

#ОАЭ(5)

#Стивен Хокинг(5)

#АЭМ-технологии(5)

#здоровье(5)

#Глобальное потепление(5)

#АЭС(5)

#генная инженерия(5)

#кибербезопасность(5)

#ЕС(5)

#Саудовская Аравия(4)

#нейтрино(4)

#Электромобили(4)

#навигация(4)

#Сибирь(4)

#биоресурсы(4)

#лазеры(4)

#ДВО РАН(4)

#Юпитер(4)

#Инновация(4)

#Продовольственная безопасность(4)

#МИФИ(4)

#Breakthrough initiatives(4)

#Спутниковые фото(4)

#Ботаника(4)

#Клетка(4)

#Эмбрион(4)

#Toshiba(4)

#Ускорители частиц(4)

#Образ ученых(4)

#Изобретатели(4)

#Наука(4)

#Частная космонавтика(4)

#ЮАР(4)

#Калашников(4)

#Быстрые реакторы(4)

#нефтяная отрасль(4)

#трансплантология(4)

#ОСК(4)

#Изотопы(4)

#Комиксы(4)

#Армения(3)

#Европейское космическое агентство(3)

#Мецаморская АЭС(3)

#плазма(3)

#Висконсинский университет(3)

#Брауновский университет(3)

#интернет(3)

#Зоология(3)

#Тяньваньская АЭС(3)

#строительство(3)

#Сколтех(3)

#ледники(3)

#Евратом(3)

#Польша(3)

#Телескопы(3)

#Принстонский университет(3)

#Ракеты(3)

#ОЯТ(3)

#МБИР(3)

#Аддитивные технологии(3)

#Курчатовский институт(3)

#Калифорнийский университет(3)

#3D(3)

#Дональд Трамп(3)

#Токийский университет(3)

#Социология(3)

#Моделирование(3)

#Программирование(3)

#ИМБП РАН(3)

#АЭС Куданкулам(3)

#Антропология(3)

#ИЯФ(3)

#Калифорнийский технологический институт(3)

#Борьба с раком(3)

#Видео дня(3)

#Вирусы(3)

#Обсерватория(3)

#Антарктика(3)

#

reactor.space

Мы — то, что ели они

Пыль, жара, толпа в ожидании, два мальчика хлещут друг друга кнутами по спинам. Так выглядит обряд инициации у народа фулани, проживающего на обширной территории в Западной Африке. От деревни к деревне в обряде посвящения в мужчины бывают вариации, но суть везде одинаковая: докажи, что ты мужчина своим терпением и стойкостью.

В 2015 году ученые нашли следы этого жестокого обычая в ДНК представителей племени фулани: их гены, кодирующие белки вкусовых рецепторов, подверглись мутациям, которые снизили чувствительность рецепторов. Оказывается, незадолго до начала инициации мальчикам дают выпить пальмовое пиво с таким жутким вкусом, что выдержать его можно только после нескольких лет упорных тренировок и с притупленным ощущением вкуса. Иначе эту дрянь не выпьешь, а без нее вытерпеть жестокие удары невозможно.

Поэтому веками эволюция отбирала из племени фулани мужчин с мутациями гена TAS2R, позволяющими более эффективно перерабатывать алкалоиды из пальмового пива и тем самым облегчающими посвящение во взрослую жизнь. Остальные просто не выдерживали ударов хлыстов: позор «проваленной» инициации не позволял им жениться и, следовательно, оставить потомство. Выживет самый бесчувственный.

«История с фулани очень яркая и показательная, — говорит Татьяна Татаринова. — Вкусовые гены современных людей не только меняются от народа к народу, но еще и отличаются от денисовских и неандертальских. Например, сегодня нам всем нравится запах копченой колбасы, но древним людям он, возможно, был бы совсем неинтересен».

Огонь, земля и молочные реки

Наш мозг — очень требовательный аппарат. Он составляет всего 2% от общей массы тела, но потребляет до 20% всей энергии в человеческом организме: высокопроизводительные вычисления, которые когда-то обеспечили человеку возможность общаться, планировать свои действия и делать сложные орудия труда, требуют больших затрат. А потому любая новация, дававшая возможность более эффективно извлекать энергию из пищи, делала человека не столько сильнее, быстрее или больше, сколько умнее: избыток энергии тратился на работу нашего главного адаптивного органа.

Первая и самая грандиозная гастрономическая революция в истории человечества связана с освоением огня и затеряна где-то далеко в веках. Как все тогда случилось, ученые спорят до сих пор. Одни считают, что у людей сначала появились мутации, позволяющие переваривать жареную и вареную пищу и не травиться побочными продуктами такой термической обработки.

Эти счастливчики могли приготовить первые доисторические бифштексы и фрикадельки, используя лесные пожары или тепло горячих источников, получить от этого солидный выигрыш калорий, а затем использовали его для развития мозга, которое со временем и позволило освоить добычу огня.

Согласно другой версии, древние люди сначала научились разжигать и поддерживать огонь в своих пещерах для обогрева, а уже потом самые удачливые из них — обладатели подходящих генов — стали понемногу готовить пищу и получать от этого невероятное эволюционное преимущество, которое дало им ресурсы вынашивать и рожать больше детей и заселять территорию своими потомками.

Укрощением огня в древнем мире было некого удивить: готовить пищу умели и неандертальцы, и денисовцы и, судя по всему, даже человек работающий (Homo еrgaster), а вот земледелие оказалось подвластно только человеку разумному и навсегда поменяло нашу ДНК. Недавнее исследование американских ученых показало, что у современных людей в среднем шесть копий гена AMY1, кодирующего фермент амилазу, а у денисовцев или неандертальцев только две диплоидные копии. Амилаза слюны осуществляет гидролиз крахмала и гликогена еще в ротовой полости. «По-видимому, когда у людей появилось сельское хозяйство, то постепенно у них закрепилась совершенно другая реакция на крахмал, чем у других гоминидов. Неандертальцы или денисовцы не могли так эффективно переваривать пшеницу или рис», — рассказывает Татаринова.

Схема родства между человеком разумным, денисовским человеком и неандертальцами. Изображение: Nature, перевод: «Чердак»

Человек — это единственное млекопитающее, способное употреблять молочные продукты во взрослом возрасте, после перехода на твердую пищу. Другие могут пить молоко только в детстве, а потом у них выключатся гены, ответственные за переработку лактозы, чтобы выросшие детеныши не ходили за мамой всю жизнь и она могла кормить новое потомство. То же самое раньше наблюдалось и у людей, но потом они приручили коров, коз и овец, и так, постепенно, человечество стало привыкать к потреблению молока.

«По антропологическим данным, коров приручили где-то 10 тысяч лет назад, а гены для переработки молока появились где-то 5 тысяч лет назад, — говорит Татаринова. — Пять тысяч лет люди держали коров, производили и ели сыр, но не могли пить цельное молоко».

Объяснить такую временную задержку несложно. Ведь каждый ген может существовать сразу в нескольких вариантах, или, как говорят ученые, в «аллелях». Все клетки человеческого организма, кроме половых, содержат сразу по два аллеля каждого гена — несут два набора хромосом. Если эти аллели различаются и содержат разные инструкции по синтезу одного и того же белка, то организм будет следовать только одной из этих инструкций — доминантной. Например, у человека с двумя аллелями гена, определяющего цвет глаз, — голубым и карим — глаза будут карими, потому что аллель карих глаз — доминантный, а аллель голубых — рецессивный (это упрощенное описание случая полного доминирования. В реальности организм может как будто пытаться выполнить сразу две инструкции, и глаза станут зелеными — такой случай называют неполным доминированием).

Поэтому даже самая выгодная генетическая новация у людей не может быстро закрепиться. Сначала у нескольких человек должен случайно появиться мутантный аллель, действие которого будет скорее всего подавлено другими, доминантными по отношению к нему вариантами гена. Потом два «мутанта» должны встретиться и произвести потомство, у которых будет сразу две копии нового аллеля. Эти потомки должны вырасти, выжить и размножиться, и так далее.

Всего нужно 150–400 поколений (или 3–8 тысяч лет), чтобы новинка закрепилась в наших ДНК, и то если она дает своим носителям солидные преимущества в повседневной жизни.

Именно поэтому гены фермента лактозы так медленно захватывали мир: генетическое исследование 13 скелетов, найденных на Великой венгерской равнине и датированных 5700–800 гг. до нашей эры показало, что у всех обнаруженных представителей была непереносимость лактозы.

Кстати, такая особенность свойственна до сих пор более чем половине населения Земли. Пить молоко и расщеплять лактозу могут только жители северных стран, в том числе России: здесь необычная мутация, появившаяся несколько тысяч лет назад, была особенно выгодна. В условиях скудного рациона питания и дефицита солнечного ультрафиолета молочные продукты стали ключевым источником энергии и микроэлементов, необходимых для жизни и рождения здорового потомства.

Цвет обозначает долю людей с непереносимостью лактозы в разных странах мира: от зеленого — непереносимость лактозы встречается редко, до красного — непереносимость лактозы широко распространена. Источник: Википедия, перевод: «Чердак»

Кстати, недавнее исследование в журнале Nature Genetics показало, что существует значительное совпадение между повышенным генетическим разнообразием молочных генов у коров, географическими зонами неолитических стоянок с наличием крупного рогатого скота и современным уровнем переносимости лактозы в Европе. Так что не зря, по-видимому, у голландцев самый вкусный сыр!

«В геномах и пищевых привычках современных людей мы наблюдаем те факторы, что появились еще 8 тысяч лет назад, при переходе к бронзовому веку», — говорит Татаринова.

Костяные грамоты

В 1994 году исследователи из Университета Бригама Янга (Brigham Young University) заявили, что смогли получить фрагмент митохондриальной ДНК (мтДНК) динозавра мелового периода из костей возрастом 80 миллионов лет.

Это была сенсация: человечество получило возможность заглянуть в генетическую историю допотопного мира. Реальность оказалась намного менее интересной: другие лаборатории не смогли повторить результаты этого исследования, а найденные уникальные фрагменты мтДНК были больше похожи на мтДНК человека, чем птиц или рептилий. Ученые поняли, что за доисторические древности они принимали следы неосторожных лаборантов, работавших с образцами.

Такие истории часто случаются при работе с древней ДНК (дДНК, ancient DNA, aDNA) не только динозавров, но и людей. Слова в генетических летописях стираются, а сами рукописи распадаются на страницы и замарываются безграмотными варварами. Молекулы дДНК постепенно укорачиваются под действием ферментов бактерий, разлагающих ископаемые останки, самопроизвольно меняют свою структуру (например, цитозин со временем постепенно превращается в тимин) и смешиваются с ДНК тех же бактерий или, например, волков, раскопавших могилы, чтобы полакомиться костями. Увы, ни один носитель информации на Земле не вечен.

Со временем цитозин превращается в тимин. Изображение: «Чердак»

Поэтому ученые очень осторожно относятся к исследованиям дДНК, а самым древним организмом, ДНК которого секвенировано, пока считается лошадь эпохи среднего плейстоцена, жившая где-то 560–780 тысяч лет назад. Дальше в генетическую историю мира человечество пока не забралось.

Впрочем, нужно быть внимательными при работе не только с очень древним ДНК.

«Если вы хотите работать с останками прапрадедушки, который погиб в Бородинской битве, то нужно взять в команду китайского или даже африканского лаборанта, — рассказывает Татаринова. — Даже опытный исследователь может загрязнить своей ДНК древние образцы, но следы африканцев или китайцев в европейских данных будет легче отсеять по специфическим мутациям».

Кроме того, внимательный анализ данных поможет отличить древние ДНК от современных, например, по тем самым характерным превращениям цитозина в тимин, которые по своей природе чаще всего случаются на концах макромолекул ДНК — они активнее участвуют в броуновском движении и потому более реакционно способны. Также аккуратное исследование древней ДНК нужно проводить сразу по нескольким снипам (от английской аббревиатуры SNP — single nucleotide polymorphism) и добиваться хорошей воспроизводимости данных для разных лабораторий и разных образцов, найденных в одном захоронении или на одном кладбище.

Добавляем сюда еще условия специальных «чистых комнат» для работы с ДНК и дотошный отбор костей. «Для исследования лучше подходят толстые и плотные кости, в глубину тканей которых почти не проникли бактерии из окружающей среды — большая берцовая, височная, защищенные эмалью части зуба», — говорит Татаринова. В итоге получается весьма накладная и кропотливая схема эксперимента, потому хороших исследований древних ДНК людей пока совсем немного — даже найти в одном захоронении несколько скелетов с подходящими костями уже непросто.

Помогают генетикам антропологи, методы работы которых гораздо более выверены: например, рацион питания наших доисторических предков с какой-нибудь раскопанной стоянки можно восстановить по виду зубов и изотопному составу тканей.

«В древнем ДНК полно мусора, и при работе с ней нужно постоянно отделять «зерна» от «плевел», — рассказывает Татаринова. — Антропология все-таки наука гораздо более устоявшаяся, и поэтому разумно брать антропологические гипотезы и тестировать их с помощью генетических данных. Антропологические данные могут помочь нарисовать, образно говоря, большую мишень для дальнейших генетических исследований. Но если стрела древней ДНК попадает в мишень на другом дереве, значит, скорее всего, с генетическим данными что-то не так».

Кухни народов мира

Есть еще один, гораздо более простой способ заглянуть на кухню наших предков — не копаться в их древней ДНК, а внимательно приглядеться к тому наследию, уникальным вкусам и предпочтениям, что они оставили миллиардам современных людей. Так, диета масаи, полукочевого африканского народа, обитающего в саваннах Южной Кении и Северной Танзании, для нас выглядит как минимум странной, а как максимум — даже смертельной.

«Масаи могут есть столько жира и не толстеть, что мне, европейской женщине на вечной жесткой диете, прямо хочется сдохнуть от зависти, — говорит Татаринова. — За день в среднем они съедают в шесть раз больше жиров, чем европейцы, а все равно остаются худыми».

В 1971 году ученые решили испытать эту необычную особенность масаи в эксперименте. Они собрали две группы подопытных в возрасте 20—24 лет, в каждой из которых были и масаи, и европейцы. Людей из контрольной группы ученые держали на обычном рационе, а другим добавляли по два дополнительных грамма холестерина в день. После восьми недель такой диеты масаи абсолютно ничего не почувствовали: содержание холестерина в крови масаи из обеих групп было одинаковым в рамках погрешностей.

Европейцам повезло намного меньше: каждые дополнительные 100 миллиграмм холестерина в диете повышали уровень холестерина в крови на 11,8 мг/100 мл (при норме в 160-250 мг/100 мл). Нам остается только гадать, как эти двухмесячные испытания повлияли на жизнь и здоровье генетически неподготовленных европейцев, но одно известно точно: холестерин для масаи — не проблема. Кстати, поэтому в их обществе принято выдавать молодых девушек за умудренных опытом 60-летних и 70-летних мужчин, не отягощенных лишним весом, проблемами с сердечно-сосудистыми заболеваниями и, главное, вполне способных оставить после себя здоровое потомство.

Многие века естественного отбора оставили только самых приспособленных масаи — тех, кто может питаться жирной пищей и не наживать себе крупных проблем с сердцем и сосудами.

Историю, похожую на ситуацию с масаи или фулани, ученые недавно прочли в генах эскимосов Гренландии, которых они сравнивали с некоторыми народами Индии, Южной Азии и Африки, исторически придерживающихся вегетарианской диеты. Ученые отследили в этих популяциях частоту аллеля, связанного с адаптацией к пище в контексте омега-3 и омега-6, ненасыщенных жирных кислот, необходимых для работы человеческого организма, которые человек может получить почти только из пищи.

Оказалось, что гены вегетарианцев веками затачивались на усиленную обработку еды для извлечения дефицитных омега-3 и омега-6 из растительной пищи, в то время как у эскимосов с их морской диетой, богатой насыщенными жирными кислотами, таких мутаций не наблюдается. Быть вегетарианцем для них почти невозможно.

Распространенность аллелей, адаптированных для вегетарианской пищи в различных странах мира. Источник: Cornell University, перевод: «Чердак»

Молоко, холестерин, насыщенные жирные кислоты, алкоголь — наши гастрономические предпочтения зафиксированы в генах и традициях далеких и близких предков. Внимательный взгляд на ДНК поможет в будущем подобрать каждому из людей оптимальную диету. Полной картины взаимосвязи генов и питания у ученых-нутригенетиков пока нет, а новые исследования в этой области проводить непросто.

Эксперименты на современных людях, похожие на опыты с масаи, не разрешат этические комиссии, так как одна из групп людей будет гарантированно получать вредное питание (как те европейцы, подкормленные холестерином). Альтернативы — исследования древних ДНК — пока очень сложны и дороги.

«Стоимость секвенирования древней ДНК гораздо выше, чем современной ДНК, — рассказывает Татаринова. — В настоящее время подобные работы в разных странах финансируют исключительно агентства фундаментальных исследований — частных инвестиций вкладывается мало. Но мне кажется, что скоро в эту область придут коммерческие компании, так как воссоздание генетической картины эволюции пищевых привычек может значительно повлиять на пищевую индустрию».

Тем более, еда влияет не только на наш геном, тысячелетиями закрепляя в нем нужные мутации, но и на эпигеном: любой съеденный продукт практически в реальном времени меняет активность наших генов. Об этом — в следующей части материала.

В следующем материале «Чердака» с Татьяной Татариновой — профессором Университета Южной Калифорнии, членом научного совета биомедицинского холдинга «Атлас» и сотрудником Института проблем передачи информации —читайте о том, как пища меняет наш эпигеном.

chrdk.ru

Что ели русские люди в древности?

С древних времен хлебом на Руси называли не только печеный хлеб, но и зерно. Рожь, пшеница, ячмень, овес упоминаются уже в самых ранних памятниках. Хлеб пекли «пресный» и «квасной». К первому относились опресноки и блины.

О квашеном хлебе проповедник говорил: «Ведай, яко хлеб есть свершен: есть бо мука аки тело, а квас аки душа, а соль аки ум, вода же аки дух живот». Мясо было обычным явлением на столах у наших предков. Ели говядину, свинину, баранину, медвежатину, зайчатину. Вот как Святослав готовил пищу в походе: «…по тонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину на углях испек, ядяху…».

Побывавший «за тремя морями» Афанасий Никитин (XV век) был очень удивлен, что «…индеяне же не ядять никоторого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины…».

Описание пира в одном из сборников конца XII-начала XIII века говорит об обилии блюд из мяса и дичи: «…тетеря, гуси, жеравие, ряби, голуби, кури, заяци, елени, вепреве, дичина…».

Каша упоминается впервые лишь в памятнике XV века. Слово «щи» находим в памятнике второй половины XVI века: «купил штеи кислых на 8 денег». В описаниях XI-XIV веков часто встречается выражение «варево», в различных сочетаниях — с маслом, без масла, с зельем и т. п. К зелью относились ароматические травы — укроп, чабрец, мята.

Одним из способов наказания монахов за ослушание или за нарушение монастырского устава было «сухоядение», что означало есть хлеб без варева, без приправы. Те же меры наказания применялись и по отношению к ремесленникам. Например, если «хлебарь (пекарь) опалить хлебы», то виновный в наказание должен сделать 100 поклонов или «сухо да ясть».

К варевам относилась также уха. В те времена это слово означало «навар», «похлебку». Для бедняка было удачей «омочити свой хлеб в уху, юже проливають повари». Молоко было весьма популярно и в стародавние времена. Пили «коровие молоко», кобылье («Пьеши ли черное молоко …кобылий кумуз»), овечье молоко. С молоком ели кисель: «…како ли не объестися, исто поставять кисель с молоком…».

Рассолы, морсы, квасы, меды, лесные чаи – путь их к нашему современному столу исчисляется многими столетиями. Все они не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, меды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие (квасы, морсы) оказывают прохладительное тонизирующее воздействие в жаркий день.

Однако есть в русских напитках и общая черта – всегда натуральное сырье и питательная ценность. Основу одних напитков составляют хлеб и мука, других – ягодные и плодовые соки, третьих – мед.

Кроме того, о пище наших предков до монгольского нашествия много любопытного рассказывают археологи и летописцы. На Руси пекли караваи, ковриги, пряники , «хлебы с медом и маком твореные». Как мы уже говорили, весьма распространены были кутья, каша, кисели. О тогдашних гастрономических канонах можно судить по литературно-историческим памятникам. «Изборник Святослава» (XI век) рекомендует: «В марте сладко ешь и пей, а в апреле репы не ешь, в мае поросят не ешь…». Меню того времени отразилось в более поздних документах. В «Домострое», в «Наказе от государя ключнику», как «ества постные и мясные варити», сказано, что в скоромные дни положено есть хлеб решетной, шти, да кашу с ветчиною, жидкую или постную. В воскресенье и в праздники — пироги кислые, блины, молоко. Праздничные блюда: «куря рифленое» — соус из курицы с «сорочинским пшеном» (рисом), «куря бескостное»-соус из курицы без костей.

На праздничных царских и боярских обедах подавались журавли, цапли с начинкой из каши, зайцы, лебеди. Название Лебяжьего переулка в Москве близ Кремля произошло от пруда, где плавали лебеди царя Алексея Михайловича, Подавали лебедей в соусе с ломтиками калача. Лакомыми блюдами были также уха щучья и стерляжья, сельди свежие и жареные под маковым взваром, сиг боченный, теша белужья, щука-колодка на блюде. Рыбную икру варили в уксусе или в маковом молоке.

На закуску подавались горошек-зобанец (очищенный), толокно, тельное (мякоть рыбы или мяса), лососина свежая под лимоном, капуста свежая с перцем, лапша гороховая, репа пареная ломтиками.

Сохранению рецептов старинных русских блюд мы более всего обязаны русскому ученому конца XVIII века В. А. Левшину (1746-1826 гг.), имя которого увековечено Пушкиным в «Евгении Онегине». Великий поэт определил Левшина «писателем по хозяйственной части» (примечание к VII главе). В книге «Русская поварня», изданной в Москве в 1816 году, Левшин опубликовал рецепты старинных русских снедей, сохранившихся в народе еще с допетровских времен.

Источник: «susanin.udm.ru», «liveinternet.ru», «artclassic.edu.ru»

kvedomosti.ru