С середины III в. до н. э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, равно как и своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высокой стадии. Для Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, разделение его на классы; обострение противоречий между знатью, патрициями и бедняками, плебсом; разорение мелких собственников; распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи, а в сущности, к военной диктатуре. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный, моральный упадок, восстания рабов и нашествие варваров — все это в конце концов привело к крушению Римской империи. Внешне могущественная, а внутри пораженная неизлечимыми недугами, своим распадом она предопределила судьбы многих других империй.
История Рима — это прежде всего непрекращающаяся экспансия, захваты все новых и новых земель на Западе и на Востоке, расширение его границ. Постоянные войны делали из римлянина прежде всего солдата. Кроме того, и интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило в дальнейшем отпечаток на формирование таких отличительных черт римлянина, как деловитость, практицизм, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе.
Практицизм дает себя знать и в римской философии, в которой главное внимание уделялось не общим проблемам, а конкретным вопросам, прежде всего этике и морали, поведению человека. Римская мифология значительно беднее греческой. Римские боги не столь многочисленны и разнообразны, как греческие. Нередко среди римских богов находят параллели олимпийским небожителям. Так, Марс, первоначально бог плодородия, а затем бог войны, соответствовал Аресу; Венера, первоначально богиня весны и садов, затем — любви и красоты — Афродите. Верховным богом римлян был Юпитер, а его женой — Юнона, они выполняли те же функции, что у эллинов Зевс и Гера.
Читайте также:Плавт
Долгое время бытовало несправедливое мнение, что, дескать, римская литература лишена оригинальности, что она не более чем бледная копия литературы греческой. Однако на самом деле римская литература самобытна, отмечена своими специфическими особенностями.
Во-первых, римская литература писалась на латинском языке и тяготела к жанрам, связанным с практической жизнью. Так, эпос считался самым высоким жанром, а потому служил для прославления государства, императора. Театр в значительной мере утратил свою воспитательную функцию и имел главной целью развлечение. Широкое развитие получило красноречие как жанр, наиболее достойный римского аристократа, участника прений в сенате. Популярностью пользовались и сочинения историков, призванные показывать героические деяния и победы Рима. Во-вторых, Рим был конечно же тесно связан с греческой литературой и культурой. Римские писатели Плавт, Менандр, Вергилий, Овидий, Гораций, Сенека использовали сюжеты греческой литературы, ее формы и художественные приемы, но творчески перерабатывали их для решения своих, скажем так, национальных задач. Не случайно великий римский поэт Гораций призывал учиться у классиков: «С греческими образцами не расставайтесь ни днем ни ночью». В-третьих, римская литература отразила более поздний по сравнению с греческой исторический этап, когда происходил распад гражданского общества, а личность все явственнее противостояла государству. Отсюда особое внимание к внутреннему миру личности, к ее переживаниям. Этим объясняется особая популярность римской литературы в эпоху Возрождения.
Читайте также:АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА краткое содержание произведений краткое изложение
В среде ученых приняты разные варианты периодизации римской литературы. Возможно деление ее на два главных этапа. Первый — литература эпохи республики. Она представлена прежде. всего драматургами Плавтом и Теренцием, работавшими в жанре комедии, замечательным поэтом-лириком Катуллом, Цицероном, мастером красноречия, внесшим неоценимый вклад в развитие латинской прозы. Второй этап — это эпоха империи. Здесь опять-таки выделяется конец республики и начало империи, золотой век или «век Августа». Здесь представлено целое созвездие имен, среди которых Вергилий, Гораций и Овидий. Другой важный период — серебряный век (I в. н. э.), когда творили и драматург Сенека, а несколько позднее сатирик Ювенал, мастер малой формы Марциал, баснописец Федр. Среди поздних римских писателей наиболее заметная фигура — Апулей, автор знаменитого романа «Золотой осел».
В то же время при всех замечательных художественных достоинствах и достижениях римская литература в лице ее лучших мастеров, творивших, скажем прямо, в условиях несвободы, все же несла на себе печать «вторичности» и уступала греческой в глубине эстетического анализа, в масштабности и художественной правде.
referatbooks.ru
Литература в Древнем Риме
Античная литература в Древнем Риме
Эпос и лирика
Древнеримская поэзия начинается историческим эпосом Квинта Энния (239 — 169гг. до н.э.), являющимся подражанием греческому эпосу. Этот поэт впервые ввел гекзаметр в латинское стихосложение. Его поэма «Анналы» в 18 книгах, описывающая всю историю Рима, известна нам лишь по цитатам и изложениям. Говорят, что он также перекладывал на латинский язык греческие комедии и трагедии (дошедшие лишь в фрагментах), и популяризировал другие греческие литературные жанры.
После Энния мы скачком переходим в I век до н.э. Распространившийся в это время в Древнем Риме эпикуреизм нашел отражение в поэзии Тита Лукреция Кара (род. около 98 г. до н.э., умер в 55 г. до н.э.), который написал поэму «О природе вещей». По сообщению в хронике христианского писателя Иеронима, поэма не была полностью завершена, а была издана (?) Цицероном. По жанру ее следует отнести к дидактической поэзии. «Знакомство с Лукрецием не прерывалось до каролингских времен и обеспечило сохранность поэмы в рукописях IX века. В более позднее средневековье Лукреций был забыт и заново открыт лишь в XV веке». Фойгт уточняет, что в XV веке Лукреция переписывал гуманист Никколи во Флоренции.
В том же I веке до н.э. в Риме появляются поэты, тяготеющие к александрийской («ученой» и «легкой») поэзии. Это — Гай Валерий Катулл (род. в 80-х годах I века до н.э., умер около 54 г. до н.э.). До нас дошел сборник его 116 произведений, в начале которого находятся мелкие стихотворения — «полиметры», в конце — эпиграммы, а в середине — большие стихотворения.
Имеются сведения и о других поэтах того же направления: Валерия Катона, Кальва, Цинны.
Самым прославленным поэтом императорского Рима считается Публий Вергилий Маро (70 — 19 гг. до н.э.), автор поэмы «Энеида». Он писал также пастушеские идиллии, собранные в сборнике «Буколики». Его другом был элегический поэт Гай Корнелий Галл (69 — 26 гг. до н.э.).
Талантливыми элегическими поэтами были также Альбий Тибулл (род. в 50-х гг. до н.э., умер в 19 г. до н.э.) и Секст Проперций (род. около 49 г. до н.э., умер после 15 г. до н.э.).
От Тибула и Пропорция сохранилось по два сборника стихотворений.
Квинт Флакк Гораций (65— 8 гг. до н.э.), больше известный как автор ямбографических стихотворений и сатир, выпустил также три книги лирических стихотворений, которые античные комментаторы называли одами. Он писал также в стиле монодической лирики.
Последним известным поэтом, окончившим свой жизненный путь уже в нашу эру, является Публий Овидий Назон (43 г д.н.э. — 18г. н.э.).
Фойгт сообщает, что уже во времена папы Николая V в его библиотеке была рукопись сочинений Овидия.
Овидий переводился на французский язык уже Филиппом де Витри. Кроме того, переводы на французский Овидия упоминаются в каталоге библиотеки короля Карла Мудрого, составленном в 1337 году Жиллем Малэ.
После начала нашей эры в Риме известно четыре эпических поэта: Марк Анней Лукан (39 — 65 гг.), Папиний Пубпий Стаций (умер около 95 г.), Валерий Флакк (умер около 90 г.) и Силий Италик (26 — 101 гг.).
От многочисленных произведений Лукана до нас дошли только одно — исторический эпос «О гражданской войне» или «Фарсалия» в 10 книгах. Стаций известен как автор поэмы «Фиваида». Флакк переработал «Аргонавтику» Аполлония Родосского, а Италик переложил в стихи рассказ Ливия о второй Пунической войне (поэма «Пуника»).
Лукан был первым латинским поэтом, переведенным на французский язык при короле Карле V.
Наконец, имеется небольшое число поэтов поздней эпохи (IV— V в. н.э.): Квинт Смирнский (IV в.), Нонн (V в.) и его ученик Мусей. О них мало что известно.
Сатиры
Римская литература более богата сатириками. Первый сатирический поэт Гай Луцилий (умер в 102 г. до н.э.) объединил в одном жанре пародию, ямбографию и стиль Мениппа. От его 30 (!) книг сохранилось лишь около тысячи фрагментов, очень незначительных по величине.
В следующем столетии нам известен тоже только один сатирик — Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. н.э.). До нас дошли его сборник ямбографических стихотворений «Элады» и два сборника сатир.
От I века нашей эры сохранилось два сатирика — Авл Персии Флакк (34 — 62 гг.) и Марк Валерий Марциал (42 — 101 гг.). Персии написал всего 6 сатир, которые были изданы (?!) уже посмертно при участии Корнута. Марциал писал уже эпиграммы.
Предположительно к I веку относится и Петроний Арбитр с его «Сатириконом».
Следующим был Децим Юний Ювенал (50 — 127 гг.). Его сатиры знали уже гуманисты XV века. Оньибене да Лоничо писал к нему комментарии, а Григорий Санок в 1439 году в Краковском университете преподавал Ювенала наряду с другими античными авторами.
За Ювеналом идет знаменитый Апулей (род. в 124 г.), которым и заканчивается список сатириков.
Трагедии
Римская трагедия насчитывает всего пять авторов.
Первая драма была поставлена в 240 г. до н.э. Ливнем Андроником (умер около 204 г. до н.э.). Около этого же года начал свою драматическую деятельность второй римский поэт Гней Невий. Несколько позже жил Квинт Энний (239 — 169 гг. до н.э.), фрагменты трагедий которого дошли до нас. Трагическим поэтом был и его племянник Пакувий (220 — 130 гг. до н.э.).
Последний классик римской трагедии — Акций (170 — 90 гг. до н.э.). Его трагедии ставили еще долго после его смерти.
Комедии
В Риме комедии писали те же Ливии Андроник и Гней Невий, которые перекладывали на латинский язык трагедии.
За ними идет Плавт (умер около 184 г. до н.э.) — первый римский автор, от творчества которого дошли цельные произведения. В его время жили также Цецилий Стаций (умер в 168 г. до н.э.) и Теренций Публий Афр (195—159 гг. до н.э.), от творчества которого сохранилось 6 комедий.
В конце II века до н.э. жили комедийные авторы Афраний, Титиний, Атта, от которых дошли фрагменты. Известны еще Помпоний и Либерии.
Буколика и дидактика
Мы объединяем эти два жанра ввиду незначительного числа авторов.
В Риме дидактические поэмы в I веке до н.э. писали Тит Лукреций Кар и Вергилий, а в I веке н.э. — Овидий и Манилий.
Философия
В древнем Риме первым философом считается Панэтий (180 — 110 гг. до н.э.), создатель эклектической философии, объединяющей стоицизм с теориями Платона и Аристотеля. Его учеником был Посидоний (135 — 51 гг. до н.э.).
После этого мы сразу переходим в I век н.э., когда жили Филон из Александрии (род. в 20 г. до н.э.) и Сенека (3 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
Сенека наряду с Цицероном, Плинием и Вергилием был хорошо известен в период гуманизма. Большой популярностью пользовалась апокрифическая переписка между Сенекой и апостолом Павлом (сочиненная якобы в IV в. н.э.). «В результате Сенека рассматривался в средние века как автор, близкий к христианству».
В середине I века жили стоик Эпиктет и Квинтилиан (30 — 96 гг. н.э.).
www.dereksiz.org
Античная литература в Древнем Риме
Эпос и лирика
Древнеримская поэзия начинается историческим эпосом Квинта Энния (239 — 169гг. до н.э.), являющимся подражанием греческому эпосу. Этот поэт впервые ввел гекзаметр в латинское стихосложение. Его поэма «Анналы» в 18 книгах, описывающая всю историю Рима, известна нам лишь по цитатам и изложениям. Говорят, что он также перекладывал на латинский язык греческие комедии и трагедии (дошедшие лишь в фрагментах), и популяризировал другие греческие литературные жанры.
После Энния мы скачком переходим в I век до н.э. Распространившийся в это время в Древнем Риме эпикуреизм нашел отражение в поэзии Тита Лукреция Кара (род. около 98 г. до н.э., умер в 55 г. до н.э.), который написал поэму «О природе вещей». По сообщению в хронике христианского писателя Иеронима, поэма не была полностью завершена, а была издана (?) Цицероном. По жанру ее следует отнести к дидактической поэзии. «Знакомство с Лукрецием не прерывалось до каролингских времен и обеспечило сохранность поэмы в рукописях IX века. В более позднее средневековье Лукреций был забыт и заново открыт лишь в XV веке». Фойгт уточняет, что в XV веке Лукреция переписывал гуманист Никколи во Флоренции.
В том же I веке до н.э. в Риме появляются поэты, тяготеющие к александрийской («ученой» и «легкой») поэзии. Это — Гай Валерий Катулл (род. в 80-х годах I века до н.э., умер около 54 г. до н.э.). До нас дошел сборник его 116 произведений, в начале которого находятся мелкие стихотворения — «полиметры», в конце — эпиграммы, а в середине — большие стихотворения.
Имеются сведения и о других поэтах того же направления: Валерия Катона, Кальва, Цинны.
Самым прославленным поэтом императорского Рима считается Публий Вергилий Маро (70 — 19 гг. до н.э.), автор поэмы «Энеида». Он писал также пастушеские идиллии, собранные в сборнике «Буколики». Его другом был элегический поэт Гай Корнелий Галл (69 — 26 гг. до н.э.).
Талантливыми элегическими поэтами были также Альбий Тибулл (род. в 50-х гг. до н.э., умер в 19 г. до н.э.) и Секст Проперций (род. около 49 г. до н.э., умер после 15 г. до н.э.).
От Тибула и Пропорция сохранилось по два сборника стихотворений.
Квинт Флакк Гораций (65— 8 гг. до н.э.), больше известный как автор ямбографических стихотворений и сатир, выпустил также три книги лирических стихотворений, которые античные комментаторы называли одами. Он писал также в стиле монодической лирики.
Последним известным поэтом, окончившим свой жизненный путь уже в нашу эру, является Публий Овидий Назон (43 г д.н.э. — 18г. н.э.).
Фойгт сообщает, что уже во времена папы Николая V в его библиотеке была рукопись сочинений Овидия.
Овидий переводился на французский язык уже Филиппом де Витри. Кроме того, переводы на французский Овидия упоминаются в каталоге библиотеки короля Карла Мудрого, составленном в 1337 году Жиллем Малэ.
После начала нашей эры в Риме известно четыре эпических поэта: Марк Анней Лукан (39 — 65 гг.), Папиний Пубпий Стаций (умер около 95 г.), Валерий Флакк (умер около 90 г.) и Силий Италик (26 — 101 гг.).
От многочисленных произведений Лукана до нас дошли только одно — исторический эпос «О гражданской войне» или «Фарсалия» в 10 книгах. Стаций известен как автор поэмы «Фиваида». Флакк переработал «Аргонавтику» Аполлония Родосского, а Италик переложил в стихи рассказ Ливия о второй Пунической войне (поэма «Пуника»).
Лукан был первым латинским поэтом, переведенным на французский язык при короле Карле V.
Наконец, имеется небольшое число поэтов поздней эпохи (IV— V в. н.э.): Квинт Смирнский (IV в.), Нонн (V в.) и его ученик Мусей. О них мало что известно.
Сатиры
Римская литература более богата сатириками. Первый сатирический поэт Гай Луцилий (умер в 102 г. до н.э.) объединил в одном жанре пародию, ямбографию и стиль Мениппа. От его 30 (!) книг сохранилось лишь около тысячи фрагментов, очень незначительных по величине.
В следующем столетии нам известен тоже только один сатирик — Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. н.э.). До нас дошли его сборник ямбографических стихотворений «Элады» и два сборника сатир.
От I века нашей эры сохранилось два сатирика — Авл Персии Флакк (34 — 62 гг.) и Марк Валерий Марциал (42 — 101 гг.). Персии написал всего 6 сатир, которые были изданы (?!) уже посмертно при участии Корнута. Марциал писал уже эпиграммы.
Предположительно к I веку относится и Петроний Арбитр с его «Сатириконом».
Следующим был Децим Юний Ювенал (50 — 127 гг.). Его сатиры знали уже гуманисты XV века. Оньибене да Лоничо писал к нему комментарии, а Григорий Санок в 1439 году в Краковском университете преподавал Ювенала наряду с другими античными авторами.
За Ювеналом идет знаменитый Апулей (род. в 124 г.), которым и заканчивается список сатириков.
Трагедии
Римская трагедия насчитывает всего пять авторов.
Первая драма была поставлена в 240 г. до н.э. Ливнем Андроником (умер около 204 г. до н.э.). Около этого же года начал свою драматическую деятельность второй римский поэт Гней Невий. Несколько позже жил Квинт Энний (239 — 169 гг. до н.э.), фрагменты трагедий которого дошли до нас. Трагическим поэтом был и его племянник Пакувий (220 — 130 гг. до н.э.).
Последний классик римской трагедии — Акций (170 — 90 гг. до н.э.). Его трагедии ставили еще долго после его смерти.
Комедии
В Риме комедии писали те же Ливии Андроник и Гней Невий, которые перекладывали на латинский язык трагедии.
За ними идет Плавт (умер около 184 г. до н.э.) — первый римский автор, от творчества которого дошли цельные произведения. В его время жили также Цецилий Стаций (умер в 168 г. до н.э.) и Теренций Публий Афр (195—159 гг. до н.э.), от творчества которого сохранилось 6 комедий.
В конце II века до н.э. жили комедийные авторы Афраний, Титиний, Атта, от которых дошли фрагменты. Известны еще Помпоний и Либерии.
Буколика и дидактика
Мы объединяем эти два жанра ввиду незначительного числа авторов.
В Риме дидактические поэмы в I веке до н.э. писали Тит Лукреций Кар и Вергилий, а в I веке н.э. — Овидий и Манилий.
Философия
В древнем Риме первым философом считается Панэтий (180 — 110 гг. до н.э.), создатель эклектической философии, объединяющей стоицизм с теориями Платона и Аристотеля. Его учеником был Посидоний (135 — 51 гг. до н.э.).
После этого мы сразу переходим в I век н.э., когда жили Филон из Александрии (род. в 20 г. до н.э.) и Сенека (3 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
Сенека наряду с Цицероном, Плинием и Вергилием был хорошо известен в период гуманизма. Большой популярностью пользовалась апокрифическая переписка между Сенекой и апостолом Павлом (сочиненная якобы в IV в. н.э.). «В результате Сенека рассматривался в средние века как автор, близкий к христианству».
В середине I века жили стоик Эпиктет и Квинтилиан (30 — 96 гг. н.э.).
mirznanii.com
Античная литература в Древнем Риме
Античная литература в Древнем Риме
Античная литература в Древнем Риме
Эпос и лирика
Древнеримская поэзия начинается историческим эпосом Квинта Энния (239 — 169гг. до н.э.), являющимся подражанием греческому эпосу. Этот поэт впервые ввел гекзаметр в латинское стихосложение. Его поэма «Анналы» в 18 книгах, описывающая всю историю Рима, известна нам лишь по цитатам и изложениям. Говорят, что он также перекладывал на латинский язык греческие комедии и трагедии (дошедшие лишь в фрагментах), и популяризировал другие греческие литературные жанры.
После Энния мы скачком переходим в I век до н.э. Распространившийся в это время в Древнем Риме эпикуреизм нашел отражение в поэзии Тита Лукреция Кара (род. около 98 г. до н.э., умер в 55 г. до н.э.), который написал поэму «О природе вещей». По сообщению в хронике христианского писателя Иеронима, поэма не была полностью завершена, а была издана (?) Цицероном. По жанру ее следует отнести к дидактической поэзии. «Знакомство с Лукрецием не прерывалось до каролингских времен и обеспечило сохранность поэмы в рукописях IX века. В более позднее средневековье Лукреций был забыт и заново открыт лишь в XV веке». Фойгт уточняет, что в XV веке Лукреция переписывал гуманист Никколи во Флоренции.
В том же I веке до н.э. в Риме появляются поэты, тяготеющие к александрийской («ученой» и «легкой») поэзии. Это — Гай Валерий Катулл (род. в 80-х годах I века до н.э., умер около 54 г. до н.э.). До нас дошел сборник его 116 произведений, в начале которого находятся мелкие стихотворения — «полиметры», в конце — эпиграммы, а в середине — большие стихотворения.
Имеются сведения и о других поэтах того же направления: Валерия Катона, Кальва, Цинны.
Самым прославленным поэтом императорского Рима считается Публий Вергилий Маро (70 — 19 гг. до н.э.), автор поэмы «Энеида». Он писал также пастушеские идиллии, собранные в сборнике «Буколики». Его другом был элегический поэт Гай Корнелий Галл (69 — 26 гг. до н.э.).
Талантливыми элегическими поэтами были также Альбий Тибулл (род. в 50-х гг. до н.э., умер в 19 г. до н.э.) и Секст Проперций (род. около 49 г. до н.э., умер после 15 г. до н.э.).
От Тибула и Пропорция сохранилось по два сборника стихотворений.
Квинт Флакк Гораций (65— 8 гг. до н.э.), больше известный как автор ямбографических стихотворений и сатир, выпустил также три книги лирических стихотворений, которые античные комментаторы называли одами. Он писал также в стиле монодической лирики.
Последним известным поэтом, окончившим свой жизненный путь уже в нашу эру, является Публий Овидий Назон (43 г д.н.э. — 18г. н.э.).
Фойгт сообщает, что уже во времена папы Николая V в его библиотеке была рукопись сочинений Овидия.
Овидий переводился на французский язык уже Филиппом де Витри. Кроме того, переводы на французский Овидия упоминаются в каталоге библиотеки короля Карла Мудрого, составленном в 1337 году Жиллем Малэ.
После начала нашей эры в Риме известно четыре эпических поэта: Марк Анней Лукан (39 — 65 гг.), Папиний Пубпий Стаций (умер около 95 г.), Валерий Флакк (умер около 90 г.) и Силий Италик (26 — 101 гг.).
От многочисленных произведений Лукана до нас дошли только одно — исторический эпос «О гражданской войне» или «Фарсалия» в 10 книгах. Стаций известен как автор поэмы «Фиваида». Флакк переработал «Аргонавтику» Аполлония Родосского, а Италик переложил в стихи рассказ Ливия о второй Пунической войне (поэма «Пуника»).
Лукан был первым латинским поэтом, переведенным на французский язык при короле Карле V.
Наконец, имеется небольшое число поэтов поздней эпохи (IV— V в. н.э.): Квинт Смирнский (IV в.), Нонн (V в.) и его ученик Мусей. О них мало что известно.
Сатиры
Римская литература более богата сатириками. Первый сатирический поэт Гай Луцилий (умер в 102 г. до н.э.) объединил в одном жанре пародию, ямбографию и стиль Мениппа. От его 30 (!) книг сохранилось лишь около тысячи фрагментов, очень незначительных по величине.
В следующем столетии нам известен тоже только один сатирик — Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. н.э.). До нас дошли его сборник ямбографических стихотворений «Элады» и два сборника сатир.
От I века нашей эры сохранилось два сатирика — Авл Персии Флакк (34 — 62 гг.) и Марк Валерий Марциал (42 — 101 гг.). Персии написал всего 6 сатир, которые были изданы (?!) уже посмертно при участии Корнута. Марциал писал уже эпиграммы.
Предположительно к I веку относится и Петроний Арбитр с его «Сатириконом».
Следующим был Децим Юний Ювенал (50 — 127 гг.). Его сатиры знали уже гуманисты XV века. Оньибене да Лоничо писал к нему комментарии, а Григорий Санок в 1439 году в Краковском университете преподавал Ювенала наряду с другими античными авторами.
За Ювеналом идет знаменитый Апулей (род. в 124 г.), которым и заканчивается список сатириков.
Трагедии
Римская трагедия насчитывает всего пять авторов.
Первая драма была поставлена в 240 г. до н.э. Ливнем Андроником (умер около 204 г. до н.э.). Около этого же года начал свою драматическую деятельность второй римский поэт Гней Невий. Несколько позже жил Квинт Энний (239 — 169 гг. до н.э.), фрагменты трагедий которого дошли до нас. Трагическим поэтом был и его племянник Пакувий (220 — 130 гг. до н.э.).
Последний классик римской трагедии — Акций (170 — 90 гг. до н.э.). Его трагедии ставили еще долго после его смерти.
Комедии
В Риме комедии писали те же Ливии Андроник и Гней Невий, которые перекладывали на латинский язык трагедии.
За ними идет Плавт (умер около 184 г. до н.э.) — первый римский автор, от творчества которого дошли цельные произведения. В его время жили также Цецилий Стаций (умер в 168 г. до н.э.) и Теренций Публий Афр (195—159 гг. до н.э.), от творчества которого сохранилось 6 комедий.
В конце II века до н.э. жили комедийные авторы Афраний, Титиний, Атта, от которых дошли фрагменты. Известны еще Помпоний и Либерии.
Буколика и дидактика
Мы объединяем эти два жанра ввиду незначительного числа авторов.
В Риме дидактические поэмы в I веке до н.э. писали Тит Лукреций Кар и Вергилий, а в I веке н.э. — Овидий и Манилий.
Философия
В древнем Риме первым философом считается Панэтий (180 — 110 гг. до н.э.), создатель эклектической философии, объединяющей стоицизм с теориями Платона и Аристотеля. Его учеником был Посидоний (135 — 51 гг. до н.э.).
После этого мы сразу переходим в I век н.э., когда жили Филон из Александрии (род. в 20 г. до н.э.) и Сенека (3 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
Сенека наряду с Цицероном, Плинием и Вергилием был хорошо известен в период гуманизма. Большой популярностью пользовалась апокрифическая переписка между Сенекой и апостолом Павлом (сочиненная якобы в IV в. н.э.). «В результате Сенека рассматривался в средние века как автор, близкий к христианству».
В середине I века жили стоик Эпиктет и Квинтилиан (30 — 96 гг. н.э.).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
diplomba.ru
Религия и нравы Литература науки искусство в Древнем Риме
Религия и нравы. Литература, науки, искусство в Древнем Риме
В Риме с древних времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными формами и приличиями. Римлян должен был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права.
В Риме появились куртизанки, и содержать их стало чуть ли не требованием хорошего тона. Число браков стало уменьшаться, а число разводов возрастать. На почве семейных денежных отношений совершались преступления, о которых прежде не было и слышно. Ослабли прежние строгие взгляды на положение женщины в семье, началось стремление женщин к расширению своих прав, особенно благодаря скоплению в руках некоторых женщин огромных капиталов, это явление приняло такие размеры, что законом были ограничены права женщин по наследованию.
Страшно усиливалась роскошь в устройстве домов, в одежде, в столе, вошли в обычай совершенно неизвестные прежде пиры по греческим образцам, с возлежанием, музыкой, с большим количеством всевозможных яств, вместо того что прежде бывало всего по две перемены блюд. Появились в Риме дорогие повара, специалисты-булочники, кондитеры.
Развивалась привычка убивать время, ничего не делая: входили в обычай разные домашние праздники, учреждались новые общественные празднества и устраивались с величайшею роскошью, сопровождались обыкновенно гладиаторскими играми.
Первоначальное образование было до известной степени распространенно в Риме еще за долго до того времени, о котором мы теперь говорим: умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.
Римские трагедии и комедии как чисто литературные произведения были долгое время переделками с греческого. Трагедии были в меньшем почете, чем комедии. Содержание трагедий заимствовалось у мифов, комедий – из жизни. Оно было бедно и однообразно: почти всегда действие вращается около любви или, точнее, влюбленности, страстной, глубокой и вместе с тем приторной и т.п.
От древних римских писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым римским автором был Ливий Андроник (приблизительно 272-207). Занимался обучением детей и перевел – первоначально как учебное пособие – “Одиссею”. Затем он составил первое драматическое произведение на латинском языке, которое было представлено в 240 году.
Значительным писателем является Тит Макций Плавт (254-184). До нашего времени дошла 21 комедия Плавта.
Несколько позже стихотворных произведений появилась прозаическая литература. Она имела меньше представителей, пользовавшихся тем не менее большим почетом, чем сочинители трагедий и комедий. В противоположность авторам этих последних прозою писали исключительно римляне, знатные и люди, занимавшие высоко положение в государстве.
В 219 г. появился в Риме первый греческий врач и быстро прославился, в след за тем медицина и лечение стали делаться своего рода модой, и Катон попытался собрать в небольшую книжку те советы по медицине. Которые он считал исконно латинскими и противопоставлял новомодным, греческим.
Римская литература 3 века заслуживает, при всех своих недостатках, полного внимания за то, что она стремилась перенести в свою родину чудное дерево греческой поэзии. Надо признать заслугою и то, что римские писатели подражали преимущественно несовременным им писателям, а писателем сравнительно уже старым, но более талантливым. С этой точки зрения деятельность Невия, Энния, Плавта заслуживает высокой оценки, но нельзя не признать, что самый дух греческой поэзии стоял в слишком большом противоречии со всею предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее оживлял. И поэтому вполне понятно, что находились люди, боровшиеся против этого эллинского влияния. Во главе их был Катон. Ему не удалось остановить наплыва тех идей, которым он не сочувствовал, но в борьбе против них этот типичнейший представитель римской национальности все так сделал великое дело: он положил основание той латинской прозаической литературе, которая в последствии доставила римскому имени новую славу.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru