Музыкальные инструменты славян. Музыкальные инструменты древних славян
Славянские музыкальные народные инструменты - "Радогост"
Славянские народные инструменты представляют собой обширный перечень оригинальных предметов, которые исконно не встречаются ни в одной другой культуре. Вместе с тем, нужно понимать, что если, к примеру, славянские гусли – это сугубо музыкальный инструмент, то рожок или бубен представляют собой предметы, из которых могли извлекаться как музыкальные, так и не музыкальные звуки. К категории немузыкальных звуков относятся, в частности, сигнальные и обережные звуки.
В качестве примера можно рассмотреть славянский музыкальный инструмент, который называется варган. Варган представляет собой язычковый музыкальный инструмент, который прижимается к губам таким образом, чтобы ротовая полость выступала резонатором. Изменение артикуляции позволяет извлекать широкий спектр звуков из варгана. Варган известен на Руси с Раннего Средневековья, однако этот славянский народный инструмент использовался не только во время празднеств и обрядов. Звук варгана имеет ярко выраженный медитативный характер, он позволяет жрецу или волхву настроиться на нужный лад. Вместе с тем, согласно славянским поверьям, звук варгана отгоняет нечисть.
Тоже можно сказать и многих других славянских музыкальных инструментах. Это и бубен, и накры, и било. А вот, к примеру, рожок мог иметь и имел еще одну функцию – сугубо военную. Звук рожка играл роль условного сигнала для воинских подразделений, причем суть сигнала могла отличаться в зависимости от продолжительности извлекаемого звука.
С другой стороны, многие славянские народные инструменты были сугубо музыкальными. К примеру, уже упомянутые славянские гусли представляют собой уникальнейший инструмент, подобного которому не было ни у одного другого народа древнего мира. Славянские гусли широко известны со Средневековья, они применялись во время свадеб и прочих торжеств, однако, по всей видимости, славянские гусли не использовались во время погребальных обрядов. Любой славянский инструмент такого типа (в смысле – сугубо музыкальный) многогранен и отличается обширным звуковым спектром. К примеру, гитара, гармонь, губная гармошка, свирель, кугилы – все эти славянские музыкальные инструменты способны воспроизводить обширное многообразие звуков, и могут использоваться в различных контекстах. Колокол, также являющийся исконно славянским музыкальным инструментом, в этом смысле имеет очевидно более узкую специализацию. С другой стороны, колокол, как известно, широко применялся нашими предками (и не только) в качестве универсальной сигнальной системы.
Если некоторые славянские музыкальные инструменты вне всяких сомнений были изобретены нашими предками (как, например, жалейка), то относительно других до сих пор идут жаркие споры. В качестве примера можно привести волынку, которая использовалась многими народами Европы. Археология по этому инструменту настолько разнообразна, что практически невозможно точно сказать, кто и когда первым начал использовать этот предмет. Тем не менее, для многих этот вопрос не является концептуальным, потому что вполне может оказаться так, что разные народы примерно в одно и то же время начали использовать один и тот же инструмент или его прямые аналоги.
Таким образом, славянский инструмент многообразен и уникален. Некоторые музыкальные предметы (вроде бубна) были распространены повсеместно и также встречаются у других народов. А некоторые, к примеру, бубенцы, имеют более локальную привязку, и встречаются лишь в конкретном регионе. В любом случае, славянский инструмент – это важный пласт нашей культуры, изучая который мы постигаем свои корни.
Купить обереги можно тут:
Цена:1700 руб.
Метал: серебро
Вес: до 6 гр.
Цена:2100 руб.
Метал: серебро
Вес: до 7-9 гр.
Цена:3000 руб.
Метал: серебро
Размер: 30 мм.
Цена:27700 руб.
Метал: золото
Вес: до 12 гр.
Смотрите так же:
radogost.ru
Музыкальные инструменты славян — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2015; проверки требуют 49 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2015; проверки требуют 49 правок. Русский инструментальный квартет XVII в. Древне-русские народные инструменты на рисунке «Давид-псалмопевец». Годуновская псалтирь. 1594
Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (например, у гребцов) или для коротания времени (пастухами).
ru.bywiki.com
Музыкальные инструменты - Ремесленичество - Славянин Наследие Предков
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
21.01.2014 21:04
Гусляр Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. С самых первых концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-инструменталист, виртуоз-самородок! Стихия звучания живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приемами игры, привела его в класс знаменитого в России мастера — Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси.
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
08.11.2013 13:09
История гуслей и общие сведения + 3 базовых урока для начинающих.
1.Передача "Утро"Дмитрий Парамонов-основы и история.
2.Урок 1- Положение гуслей при игре
3.Урок-2.Настройка инструмента
4.Урок - 3.Игра правой рукой.Бряцание. 25:33
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
29.09.2013 17:36
Бубен – Русский народный музыкальный ударный инструмент, известный с незапамятных времен. Бубен представляет из себя не очень широкую, деревянную, круглую обечайку, на которую с одной стороны натянута кожаная мембрана. Внутри обечайки, по желанию музыканта, могут быть подвешены колокольчики или бубенчики.
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
28.07.2013 13:46
Вся магия происходит внутри нас, в нашем сознании, внешнее просто поддержка внутреннего состояния … Для магии кудеснику нужно только его намерение!
Сегодня разговор пойдет о магических обрядовых предметах кудесника – славянского шамана, любимца Богов. Нужны ли вообще всяческие внешние проявления, если вся магия – это направление намерения в нужный образ, целенаправленное думание о нужном? – Да нужно, внешние очень сильно влияет на внутреннее, а вдохновляющая атрибутика тем более. Особенно если сама атрибутика особая, излучающая особую Живу-энергию. Магические предметы, помощники в обряде, какие они?
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
11.02.2013 15:56
Житель Воронежа Сергей Плотников знает, кому на Руси гудеть хорошо. Сам он слесарь по профессии, но недавно открыл в себе талант создателя духовых и струнных музыкальных инструментов, причем таких, на которых играли в старину. В процессе душа человека-оркестра развернулась настолько, что гуслей, сопелок и других диковинных вещиц уже набралось на целый музей. С мастером на все звуки познакомилась корреспондент НТВ Ольга Чернова.
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
12.02.2012 19:14
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
18.02.2011 12:21
Идея сделать варган своими руками пришла практически в самом начале моего увлечения игрой на этом необычном инструменте. И чем больше я знакомился с бескрайним разнообразием типов и форм инструментов с разных концов света, тем сильнее крепла эта идея, постепенно начав свое воплощение в эскизах. Описываемая методика является лишь первым опытом автора. Они адаптирована не на кузницу, а на скромно оснащенную домашнюю мастерскую.
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
23.12.2010 13:21
Инструменты: рубанок, большая полукруглая стамеска, косая стамеска, плоская стамеска, электродрель со сверлами (в том числе и плоские сверла для дерева большого диаметра), насадка на дрель в виде шлифовального круга, наждачная бумага, электролобзик (либо ножовка по дереву и обычный лобзик), нож со сменными отламывающимися лезвиями (им очень удобно деревянную резьбу делать), струбцины (нужно много и разных).Материалы: доска «пятидесятка» (размер 155*50мм) продается на строительных рынках, только придется покупать ее всю, кусочек вам вряд ли отпилят, длиной она кажется метров 6, фанера толщиной 5мм, эпоксидный клей ЭДП, морилка для дерева или лак, большой гвоздь, диаметром 6мм, пара шурупов, железные гитарные струны – первые и вторые номера.
Ремесленичество - Музыкальные инструменты
19.12.2010 18:58
Инструменты: тиски, рубанок, ножовка по металлу (или по дереву с мелким зубом), острый нож (лучше всего выдвижной с отламывающимися лезвиями), надфили, наждачный круг (удобно использовать насадку на электродрель в виде круга со сменными листами наждачной бумаги), электродрель и длинное сверло по дереву с диаметром равным внутреннему диаметру свирели, клей (любой, который дерево клеит, Момент, например), морилка или лак по дереву (можно натуральный воск использовать)
www.slavianin.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - 22 Марта 2014
Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия.
Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.
В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: "С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную".
Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси.
На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири. Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил.
Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима.
В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. Молодой человек держит в руках инструмент, два, скомороха дудят в трубы, пляшущий музыкант поднес к губам свирель. Скоморохи - странствующие актеры, взявшие на себя в Древней Руси ответственность каликов перехожих, говорящих правду, борющихся за справедливость. Внешняя острота слова действия пугала
глубоковерующих и священников, а это была просто очередная театрализованная, откровенная правда.
Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами.
На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на "почестей пир", Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:
"Ай же ты Добрынюшка Никитич млад!
А бери- ка ты гуселешки яровчаты,
Поподерни-ка во струнки золоченые,
По-унылому сыграй нам, по-умильному
Во другой сыграй да по-веселому".
Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.
Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин - Садко.
"Как во славном Новгороде
Был Садко, веселый молодец,
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гуселъки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Спотешал купцов, людей посадских".
Садко увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич.
Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ' обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.
Под рожок пели:
"А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!"
Лада - богиня любви древних славян, а Дид - ее сын, прекрасный, как Аполлон. Многие праздники на деревне сопровождал именно рожок. Игра на рожке непростое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуются и физическая тренировка, хорошие легкие. Пастух с рожком гораздо ценнее, чем не имеющий его. Рожечник был непременным участником свадьбы, крестин, рекрутских сборов. На иконе XVII в. "Собор Богоматери",приве-зенной из Владимира в музей им. Рублева, изображены пастухи с рожками и трубами. В ХУП-ХУШ вв. в помещичьих усадьбах держали рожковые оркестры.
В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.
Средневековая Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты.
Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь бесовские инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.
Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? "Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами".
Музыкальные инструменты древних славян - Портал вокалистов
Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли. В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью.
Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. К слову сказать, теперь достаточно купить наушники и слушать музыку. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: “С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную”. Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси. На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири.
Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил. Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима. Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами. На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант.
Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на “почестей пир”, Владимир-Красное Солнышко тут же его просил играть на них. Однако, все помнят ещё одного гусляра, имя которого Садко. Он увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич. Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ‘ обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.