Музеи мира: коллекции, которые одухотворяют человека. Музей древнего мира
Искусство древнего мира - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Искусство Древнего мира было представлено в Музее с момента его открытия исключительно полно. Основу экспозиции Египетского зала составляла превосходная коллекция подлинников, собранная признанным авторитетом школ египтологии и ассириологии в России и в мире Владимиром Семеновичем Голенищевым. Ее дополнял целый ряд слепков. В Ассирийском зале в слепках были представлены лучшие памятники искусства Передней Азии. Особое внимание основатель Музея Иван Владимирович Цветаев уделял искусству Древней Греции и Древнего Рима, ему было посвящено 12 залов из 20, существовавших к 1912 году.
Сегодня экспозиция искусства Древнего мира занимает все левое крыло первого этажа Музея. Египетский (№1) и Ассирийский (№2) залы остались в тех пространствах, которые им отводились изначально. Еще один зал (№6) знакомит с искусством Древнего Египта греко-римского периода, включая великолепное собрание фаюмского портрета. Здесь же экспонируется небольшая часть коллекции коптского искусства.
Античному искусству посвящено 8 залов на первом и втором этажах Главного здания. Это как исторические залы слепков, к примеру Греческий дворик или Римский зал, так и экспозиция подлинников, поступивших в Музей в разное время. Специальный зал (№3) отведен памятникам из коллекции Генриха Шлимана — так называемому Золоту Трои. Поступившие в Музей в 1945 году, они впервые были показаны широкой публике на специальной выставке 1996 года, а с 1997 года экспонировались в одном зале с другими подлинными памятниками античного искусства.
В декабре 2007 года была открыта новая большая экспозиция, включающая произведения основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья: Кипра, Древней Греции, Этрурии, Древнего Рима (зал №4). Тогда же в экспозицию был включен зал, впервые построенный исключительно на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина во время археологических раскопок на юге России и в Крыму (№5).
www.arts-museum.ru
Величайшие музеи мира: описание и фото
Уникальную возможность путешествия во времени и пространстве предоставляют музеи, где собраны экспонаты различных национальных культур, созданных руками как современных мастеров, так и знаменитых предков. Тема статьи – самые известные и великие музеи мира, в которых следует побывать.
Общий обзор
Какие критерии взяты за основу?
Один из важнейших – посещаемость. Лидером является французский Лувр, чей рекорд приближается к 10 миллионам человек. На втором месте – Британский музей (около 8 млн). Метрополитен-музей (США) и Музей Ватикана занимают соответственно третью и четвёртую строчку рейтинга. Каждый из них превысил порог посещаемости в 6 млн.
Занимаемая площадь. Лидером здесь снова является Лувр, хотя официально ему отводится третья позиция (160 тыс. кв. метров). Формально его опережает, например, художественный музей Японии (Токио), но выставочная площадь Лувра – самая внушительная (58 тыс. кв. метров).
Величайшие музеи мира определяются по количеству экспонатов и их исторической ценности.
Ещё одним критерием является выбор путешественников. Ежегодно проводится конкурс Traveller's Choice, имеющий номинацию «Музеи мира». В 2016-м рейтинг возглавил Метрополитен-музей, а в десятку вошли Чикагский Институт Искусств, Эрмитаж (третья позиция) и совсем молодой Музей 11 сентября (США), открытый в 2013-м. Его экспозиции посвящены трагическим событиям в Нью-Йорке.
Величайшие музеи мира: Лувр (Франция)
Прежде чем стать музеем, Лувр являлся крепостью, а затем резиденцией королей Франции. Его экспозиции были представлены публике в 1793-м, во времена Великой буржуазной революции. Уникальная коллекция формировалась королём Франциском I и постоянно пополнялась. В его сокровищницах сегодня более 300 тысяч экспонатов, 35 тысяч из которых одновременно выставлены для посетителей: от египетских и финикийских древностей до современных скульптур и ювелирных изделий.
Наиболее ценные художественные произведения – это статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, картины Тициана, Делакруа и великого Рембрандта. Любители искусства приезжают, чтобы увидеть шедевр выдающегося мастера Возрождения Леонарда да Винчи – «Мону Лизу». В 1911 году полотно было украдено итальянцем Перуджи, но через 27 месяцев возвращено после длительных переговоров с Италией. Все величайшие музеи мира обеспечивают сохранность картин. «Мона Лиза» - единственный экспонат, не застрахованный государством, ибо считается бесценным.
Сегодня музей, расположенный на улице Риволи в центре Парижа, включает Старый и Новый Лувр. В 1989-м американец Йонг Мин Пей реализовал проект по объединению Лувра в единый комплекс. Был построен специальный вход в виде стеклянной пирамиды, позволивший втрое увеличить количество посетителей.
Британский музей (Лондон)
Дата его основания (1753-й) впечатляет. Начало коллекции положено врачом Хансом Слоаном – собирателем древних рукописей, книг, растений и медалей. Сегодня это крупнейшее историко-археологическое хранилище Великобритании, где собрано около 13 млн экспонатов. Они размещены в 100 галереях по территориально-хронологическому признаку. Жемчужины экспозиции – это мраморы Парфенона, приписываемые греческому скульптору Фидию, Розеттский камень, позволивший расшифровать древнеегипетские иероглифы, кусок бороды Большого сфинкса из Гизы. Величайшие музеи мира сформировали богатые коллекции за счёт ограбления колониальных стран.
В XIX веке старое строение снесли, и на его месте архитектор Роберт Смайк построил уникальное здание в неоклассическом стиле. Расположенное в районе Блумсбери, в XX веке оно подверглось перепланировке (проект Фостера), приобретя современный вид. Особенностью музея является создание на его базе в 1972 году отдельной структуры – Британской библиотеки.
Музеи Ватикана – единый комплекс
Принято считать, что комплекс занимает самую значительную территорию. Впечатление складывается за счёт высокой плотности экспонатов на единицу площади. Весь Ватикан размещается всего на половине квадратного километра, при этом фонд музея – это 50 тысяч картин, скульптур и ювелирных изделий. Все величайшие музеи мира (фото представлены в статье) имеют неповторимые особенности.
Главная святыня этого – Сикстинская капелла, где с XV века происходит избрание Папы Римского. Расписанная фресками великого Микеланджело, она является венцом творения рук человеческих. Для попадания туда необходимо пройти десятки музейных залов, наслаждаясь великолепием католических храмов, гробниц и живописных полотен Рафаэля и других художников.
Маленькое государство само можно рассматривать как единый музей архитектурных памятников, строительство которых началось в XIV веке.
Метрополитен-музей (США)
Нью-Йоркский музей занимает первую строчку среди лауреатов Traveller's Choice, хотя основан в более поздний период – в 1870-м. Он начинался с частных коллекций, подаренных государству и выставленных в помещении школы танца. На рубеже веков архитектором Хайдом был построен главный корпус, а чуть позже – боковые крылья Метрополитен-музея, представляющего ряд разновременных построек. Они соединены лестницами и переходами, храня 3 млн произведений искусства. Здесь собрана крупнейшая коллекция произведений Рембрандта, создан Институт костюма.
Не все величайшие музеи мира, описание которых даны в статье, могут похвастаться проведением широкомасштабных мероприятий, каковым является ежегодный благотворительный бал Met Gala с участием мировых звёзд. В 2016-м Институт костюма отметил своё 70-летие.
Национальный музей Прадо
Живопись великих испанцев представлена в Мадриде. Национальный музей основан в 1785-м и собрал масштабные коллекции полотен Гойи, Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко. Есть здесь и произведения великих итальянских и фламандских мастеров, образцы старинных монет, драгоценностей и фарфора. С 1819-го музей размещается в нынешнем здании, выполненном в стиле классицизма (архитектор Вильянуэва), и открыт для посетителей. На площади в 58 тыс. кв. метров выставлено 1300 работ, а остальные (более 20 тысяч) хранятся в запасниках.
Величайшие музеи мира часто имеют филиалы. Современное искусство Прадо представлено во дворце Вильяэрмоса. Особенностью испанского музея является сдержанная элегантность зданий в отличие от Лувра и Эрмитажа, на котором остановимся чуть ниже.
Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Название переводится с французского, как уединённое место, но сегодня оно одно из самых посещаемых в мире. Основанный Екатериной в конце XVIII века, музей имеет звание лучшего по итогам 2014 года. При Николае I коллекция стала столь масштабной, что двери Императорского дворца распахнулись для публики. Сегодня 3 миллиона произведений искусства радуют глаз посетителей, рассказывая историю со времён каменного века. Особый интерес вызывают Бриллиантовая и Золотая кладовые Эрмитажа, куда требуется дополнительный билет.
Великие русские музеи расположены в строениях, имеющих культурно-историческое значение для страны. Эрмитаж состоит из пяти зданий, раскинувшихся на берегу Невы (Дворцовая набережная). Роскошный Зимний дворец в стиле барокко архитектора Б. Растрелли – украшение Санкт-Петербурга и величайший исторический памятник.
fb.ru
Отдел искусства и археологии Античного мира
Античный отдел – один из старейших отделов ГМИИ им. А.С. Пушкина. История его неразрывно связана с историей самого Музея. Ядром античного собрания стали подлинные памятники – расписные древнегреческие вазы, а также слепки с наиболее прославленных статуй Древней Греции и Древнего Рима, приобретенные в 1850-1870-е гг. для Кабинета изящных искусств и древностей при Московском университете. К моменту открытия Музея изящных искусств имени императора Александра III в мае 1912 года Отдел Античного искусства являлся одним из трех его основных отделов, обладавшим прекрасной коллекцией слепков (около 800 произведений) и подлинных античных памятников (более 200 экспонатов). Заведовал Отделом профессор В.К. Мальмберг, он же был и старшим хранителем, обязанности младшего хранителя исполнял Н.А. Щербаков.
После Октябрьской революции античные коллекции быстро растут, прежде всего, за счет подлинников, поступавших через Государственный музейный фонд, из частных собраний, различных учебных заведений и музеев, реорганизуемых или закрываемых. Эти изменения нашли отражение и в структуре Античного отдела, с 1918 года возглавляемого Д.С. Недовичем; в нем появился Вазовый подотдел, которым заведовал А.Г. Габричевский. Бедственное положение Музея в начале 1920-х гг. привело к резкому сокращению числа его сотрудников, в 1922-23 гг. Античный отдел фактически состоял из одного человека, Н.А. Щербакова.
После реорганизации Музея изящных искусств в 1924 г., в его структуре создается обширный Отдел скульптуры, частью которого становится Античный подотдел, возглавляемый Н.А. Щербаковым. К этому моменту античное собрание насчитывало около полутора тысяч экспонатов, в том числе почти 700 – подлинные вазы, скульптура, терракоты, изделия из стекла и бронзы. В первый же год существования нового Музея в него приходят люди, чьи имена в дальнейшем будут неотделимы от истории Античного отдела – В.Д. Блаватский, Л.П. Харко, Н.М. Лосева (сперва как лектор-руководитель), М.М. Кобылина (первоначально - сотрудник Отдела Классического Востока).
В начале 1930-х гг., в результате очередной реорганизации Музея, Античный подотдел, возглавляемый В.Д. Блаватским, входит в Отдел Древнего мира под руководством В.В. Павлова. И только в 1936 г. вновь становится самостоятельной единицей как Отдел античного искусства с тремя подотделами: Греции, Рима и Античных древностей на территории СССР. Заведует им М.М. Кобылина, вместе с ней работают Н.М. Лосева, Н.Н. Бритова, Н.Н. Погребова, И.Б. Зеест, А.Г. Воробьев.
В 1927 г. сотрудники ГМИИ впервые принимают участие в археологических раскопках, сперва в составе экспедиций Государственной академии истории материальной культуры (сейчас – Институт археологии РАН), затем самостоятельно. С этого момента материалы, найденные при раскопках, ежегодно пополняют античное собрание, не только существенно его расширяя, но и заполняя многие из тех лакун, что сложились в нем исторически. Активная археологическая деятельность Музея привела к созданию в 1944 г. Отдела археологических раскопок и экспедиций, в котором, под руководством В.Д. Блаватского (до 1947 г.), работали И.Б. Зеест, И.Д. Марченко, А.К. Коровина. С 1949 по 1972 гг. Отдел археологических раскопок возглавляла И.Д. Марченко.
Во главе Отдела Античного искусства в начале 40-х гг. стоял П.Н. Шульц, в 1947 году его сменила Н.Н. Бритова, в числе сотрудников были Н.А. Онайко (1944-1947), Ю.Е. Чистяков (с 1947 г.), Н.А. Сидорова (с 1949 г.), Н.М. Лосева, возглавившая Отдел после смерти Н.Н. Бритовой в 1968 г.
В 1972 году Отдел экспедиций и Отдел античного искусства были объединены в один Отдел Античного мира, сперва под руководством А.К. Коровиной, а с 1985 г. – В.П. Толстикова. В 1988 году, в результате слияния Античного отдела с Отделом Древнего Востока, образовался единый Отдел искусства и археологии Древнего мира, включавший два сектора – сектор Древнего Востока и сектор Античного искусства и археологии. Он просуществовал до конца 2008 года, когда Отдел искусства и археологии Античного мира вновь был восстановлен как самостоятельная единица в структуре Музея.
Сегодня в Отделе работает 10 человек – специалисты в области античного искусства и археологии; ежегодно на раскопки выезжают две археологические экспедиции – Боспорская, исследующая древний Пантикапей (современная Керчь; руководитель Толстиков В.П.) и Гермонасская, ведущая раскопки античной Гермонассы (станица Тамань Краснодарского края; руководитель Финогенова С.И.).
На ответственном хранении Отдела находится 37124 памятника, представляющих искусство Кипра, Древней Греции, Этрурии, Древнего Рима, а также античных центров Северного Причерноморья.
www.arts-museum.ru
5 самых древних музеев мира
23 октября 2000 года китайскими археологами было сделано потрясающее открытие – Древний музей музыкальных инструментов династии Хань, который был скрыт от человеческого взора около 2000 лет. По такому случаю мы вспоминаем самые древние музеи мира.
Древний музей музыкальных инструментов династии Хань
Музеи как средоточие предметов старины и памяти о предках существовали еще в далекой древности. Самый старый из известных нам музеев был найден археологами в 2000 году в Поднебесной. Музей музыкальных инструментов, созданных в эпоху правления китайской императорской династии Хань, насчитывает сто пятьдесят отлично сохранившихся экспонатов и включает в себя дудочки из костей, флейты разных форм и размеров, колокола из бронзы, называемые чжун, сюнь – окарины из глины, имеющие форму шара, и литофоны. Династия Хань – это одна из самых «продвинутых» семей китайских правителей. Именно она положила начало почитанию великого мудреца Конфуция, тоже, кстати, увлеченного музыкой и даже собиравшего народный китайский фольклор. Китай на протяжении всего своего существования был очень музыкальной страной, поэтому вполне возможно, что в ходе дальнейших раскопок будет найдено множество других уникальных музыкальных инструментов, которые позволят проследить историю возникновения музыки от самых ее истоков.
Галерея Уффици
В сердце Флоренции, самого творческого города Европы, ставшего колыбелью Ренессанса, находится один из самых старых из существующих ныне музеев. Своим созданием галерея Уффици обязана великому Козимо I Медичи, предоставившему летом 1559 года один из своих роскошных дворцов для административных нужд. Основой для великолепной коллекции произведений искусства, нашедших свое пристанище в музее, стало богатое собрание картин рода Медичи, считавшееся на то время одним из лучших в мире. Галерея Уффици – это дом для лучших из лучших шедевров гениальных мастеров кисти: Боттичелли и Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Джотто и Тициана, Караваджо и Рубенса. Миллионы ценителей прекрасного со всего мира съезжаются во Флоренцию в надежде увидеть уникальную коллекцию автопортретов самых известных живописцев, сбором которой музей занимается еще с XVII века. С 2007 по 2012 год галерея была закрыта на ремонт, а сейчас снова любезно распахнула для гостей свои двери.
Британский музей
Чопорная Великобритания, славящаяся своими многовековыми традициями, по праву может гордиться и одним из самых лучших музеев мира, занимающим почетное место среди главных исторических и культурных памятников британской нации. Первыми экспонатами Британского музея, основанного в 1753 году, стали ценные произведения искусства графа Харли, антиквара Коттона и врача Слоуна. Сперва музей находился в Монтегю-Хаусе и был открыт лишь для избранного числа аристократов, но уже в 1759 году стал доступен широкой публике. Коллекции музея регулярно пополнялись за счет пожертвований титулованных меценатов, выкупа античных скульптур и ваз, а самая уникальная и практически бесценная часть шедевров, например, Розеттский камень, попала сюда при достаточно неоднозначных и скандальных обстоятельствах. До сих пор идут споры, кому принадлежит это культурное наследие древности – Каирскому или Британскому музею. C 1926 года музей раз в квартал даже издает собственный журнал, а его библиотека насчитывает более 150 миллионов бесценных томов и является второй из крупнейших библиотек мира.
Каирский национальный музей
История создания громадного вместилища памятников культуры Древнего Египта связана с двумя личностями, которым так и не довелось встретиться. Декрет египетского правителя Мохаммеда Али запретил вывоз из Египта культурных ценностей без особой лицензии правительства как раз в то время, когда француз Огюст Мариетт прибыл в страну для приобретения подобных раритетов. Но так сильно очаровал Мариетта край песков, что он забыл о своем намерении и увлекся раскопками в Саккаре. Осознав огромное значение найденных им артефактов, француз основал в 1858 году Службу древностей Египта и Каирский музей. Более ста залов на двух этажах, полторы сотни тысяч экспонатов, доступных для осмотра, и еще более тридцати тысяч в хранилищах, невероятных размеров вестибюль – все это Каирский музей. Пять тысяч лет истории Древнего Египта проходят перед глазами посетителей, поневоле погружая их в неизведанный и покрытый тайнами мир одной из наиболее развитых цивилизаций древности.
Эрмитаж
В 350 залах самого крупного музея России разместились более трех миллионов ценнейших произведений искусства и уникальных памятников культуры. История Эрмитажа началась в 1764 году, когда богатый немец Гоцковский во исполнение долговых обязательств отдал России принадлежавшую ему коллекцию из более чем 200 картин. Екатерина Вторая, разместив подарок в Малом Эрмитаже, приняла решение скупать на заграничных аукционах все шедевры, выставлявшиеся на продажу. И так много собралось экспонатов, что для того, чтобы все их разместить, понадобилось создание огромного музейного комплекса, собравшего в себе пять зданий. Жемчужина архитектуры Государственного Эрмитажа – знаменитый на весь мир Зимний дворец, творение мастера Растрелли. Энтузиасты прикинули: если уделить каждому экспонату хотя бы по минуте, понадобится не меньше восьми лет на осмотр всего собрания ценностей. А расстояние, которое придется обойти ценителям прекрасного в пределах Эрмитажа, составляет ни много, ни мало двадцать километров!
Интересные материалы:
Подземная империя Топ-10 вещей, которые раньше считались недопустимыми (10 фото)
nlo-mir.ru
5 самых древних музеев мира
Галерея Уффици
В сердце Флоренции, самого творческого города Европы, ставшего колыбелью Ренессанса, находится один из самых старых из существующих ныне музеев. Своим созданием галерея Уффици обязана великому Козимо I Медичи, предоставившему летом 1559 года один из своих роскошных дворцов для административных нужд. Основой для великолепной коллекции произведений искусства, нашедших свое пристанище в музее, стало богатое собрание картин рода Медичи, считавшееся на то время одним из лучших в мире. Галерея Уффици – это дом для лучших из лучших шедевров гениальных мастеров кисти: Боттичелли и Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Джотто и Тициана, Караваджо и Рубенса. Миллионы ценителей прекрасного со всего мира съезжаются во Флоренцию в надежде увидеть уникальную коллекцию автопортретов самых известных живописцев, сбором которой музей занимается еще с XVII века. С 2007 по 2012 год галерея была закрыта на ремонт, а сейчас снова любезно распахнула для гостей свои двери.
Британский музей
Чопорная Великобритания, славящаяся своими многовековыми традициями, по праву может гордиться и одним из самых лучших музеев мира, занимающим почетное место среди главных исторических и культурных памятников британской нации. Первыми экспонатами Британского музея, основанного в 1753 году, стали ценные произведения искусства графа Харли, антиквара Коттона и врача Слоуна. Сперва музей находился в Монтегю-Хаусе и был открыт лишь для избранного числа аристократов, но уже в 1759 году стал доступен широкой публике. Коллекции музея регулярно пополнялись за счет пожертвований титулованных меценатов, выкупа античных скульптур и ваз, а самая уникальная и практически бесценная часть шедевров, например, Розеттский камень, попала сюда при достаточно неоднозначных и скандальных обстоятельствах. До сих пор идут споры, кому принадлежит это культурное наследие древности – Каирскому или Британскому музею. C 1926 года музей раз в квартал даже издает собственный журнал, а его библиотека насчитывает более 150 миллионов бесценных томов и является второй из крупнейших библиотек мира.
Каирский национальный музей
История создания громадного вместилища памятников культуры Древнего Египта связана с двумя личностями, которым так и не довелось встретиться. Декрет египетского правителя Мохаммеда Али запретил вывоз из Египта культурных ценностей без особой лицензии правительства как раз в то время, когда француз Огюст Мариетт прибыл в страну для приобретения подобных раритетов. Но так сильно очаровал Мариетта край песков, что он забыл о своем намерении и увлекся раскопками в Саккаре. Осознав огромное значение найденных им артефактов, француз основал в 1858 году Службу древностей Египта и Каирский музей. Более ста залов на двух этажах, полторы сотни тысяч экспонатов, доступных для осмотра, и еще более тридцати тысяч в хранилищах, невероятных размеров вестибюль – все это Каирский музей. Пять тысяч лет истории Древнего Египта проходят перед глазами посетителей, поневоле погружая их в неизведанный и покрытый тайнами мир одной из наиболее развитых цивилизаций древности.
Эрмитаж
В 350 залах самого крупного музея России разместились более трех миллионов ценнейших произведений искусства и уникальных памятников культуры. История Эрмитажа началась в 1764 году, когда богатый немец Гоцковский во исполнение долговых обязательств отдал России принадлежавшую ему коллекцию из более чем 200 картин. Екатерина Вторая, разместив подарок в Малом Эрмитаже, приняла решение скупать на заграничных аукционах все шедевры, выставлявшиеся на продажу. И так много собралось экспонатов, что для того, чтобы все их разместить, понадобилось создание огромного музейного комплекса, собравшего в себе пять зданий. Жемчужина архитектуры Государственного Эрмитажа – знаменитый на весь мир Зимний дворец, творение мастера Растрелли. Энтузиасты прикинули: если уделить каждому экспонату хотя бы по минуте, понадобится не меньше восьми лет на осмотр всего собрания ценностей. А расстояние, которое придется обойти ценителям прекрасного в пределах Эрмитажа, составляет ни много, ни мало двадцать километров!
alexkolos.livejournal.com
Музеи мира: коллекции, которые одухотворяют человека
Трудно произвести правильную классификацию да и есть ли таковая для музеев? По популярности, по видам коллекций, по степени экзотичности, по размерам, по древности, кунсткамеры, по размерам. Музеи мира очень разнообразны, но при этом самые известные сосредоточены в Европе. Она ими прямо переполнена. А вот, например, Индия с ее пятивековой историей особенно известными хранилищами национального искусства похвастаться не может. Но зато в Китае экскурсантов ждет «Запретный город» – колоссальный музейный комплекс.
Какие места хранения духовных памятников у всех на слуху?
Самые известные музеи мира можно пересчитать по пальцам. Их всего девять. Но зато каких!
Лувр (Франция, Париж)
Он открылся в 1793 году, когда состоялся суд над Людовиком XVI, и все депутаты проголосовали за его смерть.
В то время в нем было всего около двух тысяч экспонатов. Но одна из жемчужин коллекции – «Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи - уже присутствовала.
Галерея Уффици (Италия, Флоренция)
Стала доступна для посетителей в 1575 году. Великие герцоги первоначально собирали в ней произведения лучших итальянских художников эпохи Возрождения.
Эрмитаж (Россия, Петербург)
Начало созданию богатейшей коллекции положила Екатерина II, чьи агенты приобретали лучшие полотна и скульптуры западноевропейских и античных мастеров.
Музеи мира, о которых все слышали – это Национальная галерея искусств (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Прадо (Испания, Мадрид), Британский музей (Лондон), Каирский египетский музей, Музей Ватикана (Италия, Рим). Все они представляют величайшие достижения человеческого духа.
Крупнейшие музеи мира
Если судить по площади, степени экзотичности, по количеству экспонатов, представляющих национальную культуру, которая уже вошла в общечеловеческие ценности, то это, несомненно, город в городе – «Гугун» в Пекине. Другие музеи мира сравнить с ним трудно. Они совершенно иные. Если страна, по мнению самих жителей Поднебесной, или Срединной империи, находилась в центре мира, то этот дворцовый комплекс, как вычислили китайские астрономы, располагается в центре земного шара. Вот такое сознание своей значимости издревле было у народности хань (самоназвание китайцев). «Гугун», состоящий из неимоверного количества дворцов, окружен рвом с водой (рекой Золотой воды), и главным считается южный вход. Сами дворцы построены из дерева и камня, и количество покоев в них всего на один меньше, чем 10 000.
В экспозицию входят свитки с живописью, книги, изделия из бронзы и фарфора, одежды императоров, драгоценности. Конечно, и дня не хватит обойти все семьдесят два гектара, которые занимает «Гугун», но если есть возможность, то просто необходимо познакомиться с ним.
Художественные музеи мира
Ватикан тоже является городом в городе. В его пятидесяти четырех галереях сосредоточены произведения живописи и скульптуры Возрождения и античности. Кроме того, имеется собрание православных икон, предметов этрусков, древних рукописей, произведений современного искусства.
В 70-х годах прошлого века был дополнительно создан исторический музей. Его экспонаты показывают предметы повседневного быта (например, собрание карет) Ватикана и римских пап. Четыре комнаты, расписанные фресками Рафаэля, который работал над ними девять лет, называются «Станцы». Кроме того, никто не пройдет мимо фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, бывшей некогда домовой церковью. Тот, кто любит классическое искусство, обязательно должен ознакомиться с коллекцией Ватикана. Музеи мира без его экспозиций неполны.
Как возникли музеи?
Первоначально никаких музеев не было. В античном мире люди собирали произведения искусства и показывали своим гостям. В средние века в монастырях и церквях накапливались рукописи, манускрипты, статуи, ювелирные изделия, часто вывезенные во время во время крестовых походов с Востока. Но уже с шестого века красивые предметы, захваченные во время войн, стали выставляться для обозрения. Позже владетельные сюзерены собирали, покупали, заказывали художникам и скульпторам произведения искусства. Чтобы они эффектно выглядели в Италии, для них стали строить специальные здания – галереи. В иных дворцах для хранения приспосабливали отдельные кабинеты. Эти собрания положили начало общественным музеям, и по сей день ведется большая работа по сохранению и осмысливанию наследия человечества.
Этнографические и исторические хранилища позволяют познакомиться с историей той или иной страны или региона. Музеи мира оказывают большое влияние на развитие личности - это своеобразная педагогическая работа, направленная на эстетическое образование детей, подростков и взрослых.
fb.ru
Цикл образовательных экскурсий «История Древнего мира на берегах Невы»
Эти маршруты - специальное предложение музея для учеников 5-7 классов в рамках курса «История Древнего мира», «История и культура Санкт-Петербурга»‚ «История мировой культуры», «История изобразительного искусства». Продолжительность - 4 часа.
В стоимость включено: экскурсия по музею, автобусная экскурсия.
Хотите побывать в Египте эпохи фараонов, в Древней Греции эпохи богов и героев, в императорском Риме? В Санкт-Петербурге возможно все!
Экскурсия 1.
«Образы и памятники культуры Древнего Египта в Петербурге».
Экскурсия начинается с музейной экспозиции, где школьники увидят уникальные экспонаты, связанные с погребальным культом (в частности саркофаг I-II тыс. до н.э., погребальную маску I тыс. до н. э., ушебти, канопы и др.). В пространстве музея ребята узнают не только об особенностях культуры и религии древних египтян, но и о значении ритуала и мифологии в жизни людей Древнего Египта.
Во время автобусной экскурсии ребята познакомятся с «египетским стилем» - одним из самых интересных и загадочных явлений в архитектурном облике города на Неве, где сфинксы соседствуют с крылатыми львами и прочими мифологическими персонажами, ставшими символами Петербурга не только как «Северной Венеции», но и как «Северных Фив». Традиции «египетского Петербурга», стилизованные элементы в оформлении фасадов зданий, мостов и набережных города, предстанут в увлекательной автобусной экскурсии по городу с Египетским мостом, «египетским» домом и, конечно, сфинксами. На примере архитектурных элементов и скульптуры ребята продолжат знакомство с верованиями древних египтян, узнают историю открытия европейцами загадочного мира Древнего Египта, а так же о том, как раскрывалась тайна.
Экскурсия 2.
«Античная культура в Санкт-Петербурге. Древняя Греция и Рим».
Основная цель экскурсии состоит в раскрытии религиозных представлений античного человека на материале архитектуры и скульптуры Санкт-Петербурга.
Во время тематической экскурсии по музею школьники познакомятся с особенностями формирования религиозной составляющей античного мира, которая имела огромное значение для культуры Древней Греции и Рима. На экспозиции ребята смогут рассмотреть макет «Святилища Аполлона в Дельфах», «Апулейский кратер», иллюстрирующий погребальный культ в Древней Греции, на примере изображений Деметры и Диониса познакомятся с земледельческими культами и их значением.
В ходе автобусной экскурсии произойдет знакомство с такими памятниками архитектуры как Конногвардейский манеж, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, стрелка Васильевского острова, Здание Александрийского театра и Горного института. Дети узнают об особенностях стиля классицизм, в котором выстроены многие здания Петербурга, напоминающие своими строгими и стройными формами античные храмы. Наследие культуры Древней Греции и Рима оживет в скульптурных изображениях мифологических героев и богов, расположенных на фасадах зданий и представленных в барельефах. Аполлон и Афина, Гермес и Ника, братья Диоскуры и Геракл, а так же герои гомеровского эпоса - вот небольшой список тех персонажей, с которыми школьникам предстоит познакомиться в ходе экскурсии.
Дополнительная информация и запись на экскурсии - в Научно-просветительском отеле (812) 314-58-38.