Друиды – тайны жрецов древних кельтов. Жрецы древних кельтов
Кельты и их жрецы — друиды
Анастасия Занегина, специалист по кельтскому искусству
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Поговорим о кельтах и кельтских жрецах-друидах.Кельты – это народ, появление которого относят к VI веку до н.э. В состав кельтов входило множество племен, у которых было много общего. Название «кельтой» впервые стали употреблять древние греки. Римляне же называли этот народ несколько иначе – галлы. Ранние авторы, такие, как: Ксенофонт, Платон и Аристотель о кельтах упоминают довольно мало.Самым замечательным и подробным описанием кельтского (галльского) мира является книга Гая Юлия Цезаря «Записки о галльской войне». Цезарь сообщает, что у кельтов существовало три группы людей, пользовавшихся особым почитанием – это барды, предсказатели и друиды. Вообще, Цезарь говорит о том, что кельты – это народ, чрезвычайно преданный религии.Цезарь сообщает довольно много информации о самом загадочном сословии – друидах. Говорит об их двадцатилетнем обучении и об устном бытовании знаний. Это был класс профессионально образованных людей – ученых. Друиды сообщали своим многочисленным ученикам сведения о движении светил, о могуществе богов и об устройстве мира. Если кто-то вам скажет, что читал где-то изданные друидические оригинальные тексты, то можете смело обвинить его во лжи, поскольку друиды не записывали свое сакральное учение. Но не записывали не потому, что были безграмотными, напротив, они замечательно владели чтением и письмом, а для последнего использовали даже три алфавита: греческий – основной, латинский и алфавит какого-либо мертвого кельтского языка, например, лепонтийский. Записывать могли все, что угодно и где угодно, все, кроме священных текстов.Что же нам все-таки известно о друидах? Нам известна этимология, то есть происхождение слова «друид». Считается, что оно образовано от двух корневых основ. Первый корень – это «дру», что означает «дуб» или «дерево». Второй корень – это «уид», который имел значение «видеть», или «ведать», то есть знать. Известный отечественный кельтолог Анна Мурадова иронично замечает: «На первый взгляд получается, что друид – это древовед». Это, действительно, так, потому что у друидов не существовало никаких храмов, все свои ритуальные обряды они проводили в рощах, среди деревьев.Друиды принимали активнейшее участие в вопросах богопочитания и религии, следили за соблюдением обрядов жертвоприношений. Так же в их руках была сосредоточена и судебная власть: они объявляли приговоры, наказывали провинившихся и награждали особо отличившихся граждан. Наказывали друиды довольно страшно. Самым серьезным наказанием считалось отлучение от участия в обряде жертвоприношения.Как известно, кельты были не только искусными ремесленниками и отважными воинами, они так же питали особую страсть к кровавым жертвоприношениям. Об этом сообщают как дохристианские, так и раннехристианские исторические документы. Например, тот же Цезарь в записках о галльской войне красочно описывает групповые сожжения производимые друидами. Для этого сплеталась огромная человеческая фигура, туловище которой было пустым, и туда помещали людей, приносимых в жертву. После этого огромного идола сжигали.Поговорим о мировоззрении друидов. Греческие авторы сообщают о схожести философских представлений друидов и античных мыслителей. Например, с Пифагором и его учением о метемпсихозе – переселении душ. А также о схожести с воззрениями досократиков. Проводятся убедительные параллели с философией и религией Древней Индии.Кстати, если о друидах Галлии нам известно из сочинений римлян, то об ирландских друидах мы знаем от самих ирландцев. Так как Ирландию не постигло римское нашествие, в отличие от Галлии и Британии. В более поздних исторических документах фигурирует такой класс, как филиды. Это отдельная история, поскольку в исторических документах филидов и друидов нередко путают. Так или иначе, друиды теряют свои жреческие полномочия.И теперь пара слов о том, что найдется немало людей в разных странах, в том числе и у нас, в России, которые называют себя друидами – преемниками древних традиций. Это так называемые неодруиды, которые появились в XVIII–XX веках, когда возрос интерес к языческим верованиям. Это британские неодруиды проводят обряды в Стоунхендже, это они отмечают древние кельтские праздники. Вот такую интересную модификацию получило учение друидов в современном мире.
academy.foma.ru
Друиды – тайны жрецов древних кельтов / Магия
Если говорить более простыми понятиями, то Жрец — это служитель божества, совершавший жертвоприношение и другие религиозные обряды. А вот более сложное понятие: Жрец — человек, заменяющий священника у идолопоклонников; духовное лицо, приносящее божеству жертву и, умевшее общаться с богами.
Кельтские жрецы называются друидами. Впервые это название появилось в «Комментариях» Цезаря около 50 года до н. э. По разным гипотезам, слово друиды означает «люди дуба» или же «очень ученые».
Друиды были не просто хранителями мудрости предков, но и обладателями особого знания, которое передавали своим ученикам в скрытых убежищах — пещерах и лесных чащах. Знание это друиды держали в очень глубокой тайне, оно было доступно лишь посвященным. Поэтому жрецам запрещалось что-либо записывать.
Кельтские жрецы различались в зависимости от выполняемых ими функций и обязанностей. Среди них были специалисты в исполнении обрядов жертвоприношения, королевские советники, прорицатели и даже поэты. Сейчас сохранились многие способы гадания жрецов. Были из них такие, как целительство и колдовство с использованием трав и растений.
Друиды не принимали участия в войнах, не платили податей, поэтому многие кельты отправляли своих детей постигать их науки. Обучение в школе друидов длилось до 20 лет — ученики зубрили наизусть великое множество стихов. Как известно, все бытовые записи велись кельтскими жрецами посредством греческого алфавита. Однако поэтические откровения строжайше запрещалось фиксировать иначе как из уст в уста.
Если о воспитательной функции друидов, их роли в общественной жизни известно многое, то именно из-за запретов на записи обрядов мы доподлинно не знаем, в чем состояла суть магических ритуалов и культовых мистерий, производимых друидами. В связи с этим многие мифы, сложившиеся в более поздние времена, преувеличили и мистифицировали способности кельтских жрецов. Так, например, кельтский эпос приписывает друидам провидческие откровения. Катбар, друид короля Конхобара, нарекая героя ирландской саги Кухулином, предрекает ему великое будущее.
Существовало поверье, что в загробный мир попасть через равнинные озера. Чтобы умилостивить обитающих там богов, друиды бросали в озера ценные предметы, дорогую утварь. Благодаря этому ритуалу многие произведения кельтского искусства дошли до наших дней.
Сакральным для друидов был и процесс сбора омелы. Она использовалась для лечения, при вытягивании жребия и для предсказаний будущего. Такую омелу надо еще найти, ведь бывает это редко. После того, как ее отыщут и снимут, устраивают большую религиозную церемонию на шестой день луны, — так как именно поэтому друиды считают свои месяцы и свои годы, так же как и свои века, протяженностью в тридцать лет.
А теперь об обряде жертвоприношения. Приготовив у подножия дерева все необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы, приводят двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом срезает омелу, которую собирают в белый плащ. Тогда закалывают священных животных, молясь при этом божеству, дабы оно сделало жертву благодатной для тех, ради которых она принесена. Жрецы верят, что омела, если сделать из нее напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов.
www.fatelines.net
Друиды: Жрецы и маги кельтов
Ольга Лосева
Кто из нас не слышал о кельтах, заселивших большую часть современной Западной Европы? Исторические памятники, археологические раскопки, увлекательные саги, монолиты предоставляют, казалось бы, исчерпывающие сведения об этих племенах. И, тем не менее, предания о друидах, кельтских жрецах, и их религии, представляют для нас еще не раскрытую тайну.
Согласно нордической традиции, магические способности и знания друиды обрели на далеких северных островах, где первоначально проживали кельты, и которые они покинули, очевидно, из-за того, что не могли справиться с наступавшим морем. Эти мифологические острова соединяются с потусторонним миром, в котором обитают боги. Границей же этого мира является остров Туле, служивший примордиальным (первоначальным) духовным центром человечества, функцию которого затем выполняла Атлантида. Первым друидом был бог Дагда - «добрый бог» или «наибожественный», владелец знаменитого котла, в котором никогда не кончалась еда. Многие исследователи выводят этимологию слова «друид» из греческого drui - «дуб» (священного дерева кельтских жрецов), хотя более правильно ассоциировать этимологию друидов с индийскими дервишами - мудрецами и хранителями древних знаний.
Друиды и друидессы составляли особое сословие священников в кельтском обществе и обладали всеми правами духовной власти. Они руководили различного рода ритуалами, были судьями (филидами), прорицателями, целителями, советниками короля и учителями молодежи. Взаимоотношение друидов с сословиями воинов регулировалось гейсами - сложным комплексом пожизненных запретов, имевших силу законов. Гейсы помогали сохранить сложившуюся иерархию и во взаимоотношениях с королем. В королевстве уладов (второй цикл ирландских легенд), например, все вопросы государственной важности сначала адресовались друиду и только потом королю. Кроме того, жрецы зачастую влияли на выбор нового правителя и имели на него впоследствии огромное воздействие. Друиды были освобождены от воинской службы, но их присутствие в битвах считалось обязательным: священники, традиционно одетые в белые одежды, поддерживали дух войска и использовали магию против врагов.
Друиды, будучи самыми образованными людьми своего времени, обучали и воспитывали молодое поколение аристократов. Это была прекрасная и целостная система подготовки будущих королей. Жрецы обладали глубокими знаниями по астрономии и астрологии, познаниями природы и человеческой жизни. Они были сведущими даже в философии. Молодые люди узнавали от друидов о своих обязанностях, главная из которых заключалась в том, чтобы стать смелыми воинами и не страшиться смерти.
Вообще отношение к смерти у кельтов, очевидно, благодаря друидам, было особенное. Жрецы исповедовали бессмертие души и метемпсихоз - идею реинкарнации. Идея о бессмертии души оказывала положительное влияние на кельтов, и многие исследователи считают даже, что психологический кризис греческой культуры напрямую связан с пессимистичной и мрачной картиной загробного мира. Кельты же не страшились смерти, будучи уверенными, что и после нее их ждет спокойная и веселая жизнь. Известны случаи, когда возвращение долгов откладывалось до встречи в потустороннем мире. Это не похоже на валгаллу германцев, это продолжение земной жизни, только в улучшенном ее варианте. Но, если бессмертие гарантировалось всем жителям, то метемпсихоз был уделом немногих.
Способность к реинкарнации является качеством бога или героя, приближенного к ним. Изначально, все боги - друиды, а все друиды - в чем-то боги. Тем не менее, в сагах описываются случаи, когда особо выдающиеся личности переживали метемпсихоз, чтобы вновь совершить благородные деяния. Так, например, вся раса Партолона - первая из пяти рас, заселивших Ирландию, погибла от болезни, за исключением единственного человека Туана, «сына Сдарна, сына Сера, сына брата отца Партолона». Туан жил триста лет в облике человека, триста лет в облике дикого быка в пустынях, двести лет в облике дикого козла, триста лет в облике птицы, сотню лет в облике лосося. Один рыбак поймал его в свою сеть, отнес королеве - жене Муиредаха Муиндерга. Она съела рыбу и зачала Туана. Он возродился в облике Финтана Финеолаха, который поведал знания и историю, рассказал о завоеваниях Ирландии и обо всех произошедших за это время событиях. Как тут не вспомнить сказку про Ивана Быковича, могучего воина, сына коровы, которая, вслед за королевой и кухаркой съела пойманную в сети рыбу?!
Особенностью обучения друидов было то, что они не пользовались письменностью, а заставляли своих учеников заучивать уроки наизусть, чтобы тренировать их память. Исследователи приходят к выводу, что, возможно, по мнению друидов, подобная передача знаний не делала их статичными и остановленными в одной непреходящей фазе. Любая запись фиксирует и как бы замораживает человеческую мысль, в то время как каждое поколение заново переосмысливает полученные сведения и вносит свежую струю в историческое наследство. Друиды вообще ничего не записывали, кроме ряда заклинаний и проклятий - того, что должно было действовать в течение длительного времени.
Впрочем, есть еще одно объяснение этому факту. Дело в том, что вся жизнь кельтских жрецов носила скрытый характер. Уроки проходили вдали от людей, в пещерах и лесах, где друид был единственным толкователям знания, которое доверял по секрету наиболее достойному ученику. Та же часть учения друидов, которая соприкасалась с религиозной доктриной, была доступна только неофитам своего рода друидического «ордена», и известна в меньшей степени. Даже Цезарь, проживший в Галлии 8 лет, не смог получить от своего друга, кельтского друида Дивитиака, те сведения, которые прояснили бы тайны друидического культа. Да и все древние путешественники, непосредственно сталкивавшиеся с друидами, имеют весьма туманные представления о пантеоне их богов. Недаром символом жреческого сословия был вепрь. Это животное всегда считалось «одиноким», что роднит его с традиционной удаленностью друидов от внешнего мира. Вепрь выступает и в образе друида, созданного преданиями. Самым знаменитым из них является Мерлин - друид и вепрь Бросселиандского леса, воспитатель, друг и мудрый советчик короля Артура.
Сама магия друидов была связана с сакральными силами природы: наиболее могущественные жрецы могли управлять природными стихиями, превращаться в животных и растения, ограждать себя непроходимыми чащами, ходить, не оставляя следов. Впрочем, легенда всегда тесно переплетается с реальностью.
Друиды действительно проводили большую часть жизни в лесу. Там они обучались и давали уроки, там находились их алтари - «омфалы» или «неметоны», где друиды совершали богослужение и приносили жертвы богам (иногда человеческие). В каждом регионе были свои священные растения, имевшие сакральное значение. Это были дуб, рябина, орешник, и, конечно же, омела, сорезать которую полагалось золотым серпом. Жрецы использовали растения и для медицинских целей. По преданию, усталые и израненные воины опускались в освященные друидами пруды и озера, специально наполненные целебными травами, после чего войско снова могло идти в бой. Для возвращения силы годилось и молоко, обладавшее магическими свойствами.
Обладали друиды и черной магией - любой король больше всего на свете боялся возможного проклятия, которое мог наложить на него жрец. Подобное проклятие грозило человеку страшными болезнями и уродствами. Очень часто проклятие фиксировалось при помощи специальной огамической письменности, использовавшейся древними ирландцами. Эта письменность, сохранившаяся на камнях или деревянных палочках, представляла собой насечки или горизонтальные и косые линии. Чаще всего резчиками были друиды (реже воины), которые использовали ее для своих магический операций. Изобретение огамы приписывается владыке магии Огмию, а записанное таким образом проклятие имело колоссальную силу. Право на это жрец получал только в том случае, если правитель был несправедлив и жесток, что влияло на плодородие земли и достаток народа.
Очевидно, впрочем, что магия друидов придавала огромное значение числам. Знаменитая «триада друидов» определила тройственный взгляд кельтов на устройство мира, состоящего их трех сфер: Неба, Земли и Преисподней, соединенных между собой центральной осью, символом которой было копье. А в эпической традиции это число имеет куда более значимый подтекст: ирландская легенда любит изображать того же самого бога или индивидуума в трех лицах. Также для кельтов было важно понятие центра мира - «пупа земли». Друидические алтари и священные рощи являли собой культурные центры каждой земли, а знаменитый кельтский крест, помещенный в круге, означает, помимо четырех реально существующих провинций Ирландии (Коннахт на Западе, Ульстер на севере, Лейнстер на востоке и Мунстер на юге), священный центр каждой из них.
С приходом христианства друиды постепенно исчезли, очевидно, навсегда удалившись в свои сокровенные рощи. Они больше не имели влияния на королей, у них практически не осталось учеников. Учение друидов, которое существовало только в устной традиции, стало забываться людьми. Впрочем, христианство сыграло и положительную роль: впервые были записаны истории, передаваемы придворными поэтами из уст в уста, что, в частности, составило цикл ирландских саг.
Несмотря на новую религию, страны, бывшие костяком культуры кельтов, сохранили свою древнюю традицию, обогатив ею мировую литературу и историю. Но самое сокровенное знание о нашем мире друиды навсегда унесли с собой.
mirznanii.com
Религиозная система древних кельтов — МегаЛекции
Древний период развития кельтов (протокельтский период) тесно связан с древнеевропейской «семьёй народов». Также как и древнегреческая и древнеримская культуры, культура кельтов оставила свой европейский след. Кельты — одна из ветвей индоевропейского сообщества. Название кельтской культуры пошло от общего названия ряда племён (римское название — галлы; греческое название — галаты), древних индоевропейские племён, обитавших во 2-й половине I-го тысячелетия до н.э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских о-вов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Таким образом, уже в первый период своей истории кельты занимали обширную территорию Центральной и Западной Европы — от Испании до Дуная, от Ирландии до Южной Германии. Наиболее значительны племена: бойи, гельветы, битуриги, карнуты, инсубры, сеноны, белги, секваны, эдуи и другие. Первые контуры кельтской общности появились около VIII века до н.э. К середине 1 в. до н.э. покорены Римом.
В V — III вв. до н.э. происходит активная миграция кельтских племён, ещё более расширившая масштабы кельтского присутствия в античном мире. В IV веке до н.э. кельты занимают значительные территории Италии, Британии, Балкан. В III веке до н.э. кельты вторгаются в Грецию и осваивают Карпаты. Мощная общность кельтов проникла в Малую Азию, где было создано кельтское государство — Галатия (в 25 г. до н.э. завоёвано Римом). Таким образом, ко II веку до н.э. полоса кельтского присутствия простиралась от Ирландии до Малой Азии.
Размеры кельтской «прародины» и масштабы миграций с очевидностью указывают на то, что кельты исторически представляли собой конгломерат племён, не имеющих прочных связей и культурной целостности. Кельтская общность делилась на две большие группы — континентальных кельтов (Галлия и другие континентальные районы) и основных кельтов (Британия, Ирландия). Будучи изначально близки (в культурном отношении) италикам (с одной стороны) и германцам (с другой стороны), в ходе миграций кельты оказались в тесном взаимодействии с римлянами и греками, германскими, иллирийскими[292] и фракийскими[293] племенами.
Со II в. до н.э. начинается эпоха угасания кельтской экспансии. Под напором римлян, германцев, даков кельты теряют значительные территории, частью ассимилируются. В эпоху римского владычества (после походов Цезаря 58 — 51 гг. до н.э.) культура кельтов подверглась сильной романизации, а религия преследовалась и искоренялась. Последующая “христианизация” привела к окончательному распаду кельтских религиозных традиций. В V веке после принятия библейского христианства населением Ирландии, пал последний оплот кельтской религии. Ряд элементов кельтской культуры остался в культуре исторического христианства народов средневековой Европы.
Дохристианские ирландские сказания в VI — XII вв. были обработаны, записаны в монастырских скрипториях и включены в состав рыцарской культуры. В XVIII веке под влиянием идей эпохи романизма, в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Бретани — возникают очаги возрождения древней кельтской религиозной культуры. Образуются Ордена, исповедующие древние кельтские традиции — Ордена бардов, оватов, друидов (существует поныне как и ряд других Орденов). Также вместе с Орденами в настоящее время на Британских островах существует ряд религиозных сообществ, которые возводят истоки своего вероучения и культа из древнекельтского наследия. Образование религиозных Орденов, наследующих эзотерическим традициям средневековых рыцарских орденов[294], совпадает с эпохой особого расцвета масонства (XVIII — XIX вв.), родина которого — Англия. А возрождение древних религиозных традиций (в первую очередь — антично-романических традиций) является следствием эпохи Возрождения в Европе, вызванной кризисом библейского христианства.
Рассмотрим вкратце некоторые аспекты древнекельтской религиозной культуры. Они интересны в основном тем, что элементы этих древних (эпохи до романизации и “христианизации” кельтов) культов вошли в эзотерическую культуру как средневековых рыцарских орденов (хранителей сокровенных тайн древности), так и в религиозно-ритуальное оформление современных масонствующих англо-ирландских, шотландских и некоторых других европейских орденов. И под религиозным прикрытием этих древних культов до сих пор устраиваются мистерии, в сопровождении которых творится внешняя и глобальная политика.
На огромной территории Европы кельты создали достаточно развитую цивилизацию, обладающую разветвлённой системой религиозных представлений, письменностью и даже политическими институтами. Так некоторые римские авторы упоминают, что, несмотря на высокомерное отношение к «варварам», к религиозному «благочестию племя галлов отнюдь не равнодушно» (Тит Ливий). Античные авторы указывают на существование в среде кельтов профессиональной группы носителей религиозного знания — «жрецов-друидов», хранивших религиозное знание и передававших его посредством организованного религиозного образования. Те же античные авторы указывали, что религиозное учение друидов принципиально не записывалось и передавалось только устно от учителя к ученику. Чужеземцам-римлянам религиозная доктрина друидов оставалась недоступной. Замкнутый её характер предопределил падение роли друидов с последующим их физическим устранением — после чего достоверных свидетельств, позволяющих судить о глубоком содержании знаний друидов не имеется. Поэтому реконструкция кельтских верований и пантеона чрезвычайно затруднена. Она основывается на немногих текстах античных авторов, редких памятниках Галлии, вторичном источнике — фольклоре кельтов (прежде всего — с ирландскими сагами), по словарю кельтских языков, хранящих фрагменты древних представлений.
Какую культуру наследовали современные Ордена, называющие себя именем друидов и прочими названиями кельтской культуры — трудно сказать. Либо древние традиции кельтских “жрецов” всё же были как-то сохранены и употребляются в современности. Но скорее всего религиозно-ритуальная деятельность Орденов также основана на сагах, обросших более поздними наслоениями таинственности и сакральности основ “национальной” культуры.
Кельты были уверены в продолжении жизни после смерти. Этим объясняется «особое бесстрашие кельтов в бою и полное презрение к смерти»[295] — качества, которые выделяли ещё античные авторы. «Иной мир» кельтов — блаженная страна, лежащая за морем, где нет ни страданий, ни смерти, где в обществе богов, героев и мудрецов под звуки чарующей музыки пируют те, кто достойно перешагнул грань тягот земной жизни. «Иной мир» по-ирландски назывался «сид» (sid), что этимологически означает «Мир». Часто земным образом (моделью) «сида» были особые холмы, которые почитались как чудесные места и были населены «людьми волшебных холмов». Обычный человек не мог вернуться в земной мир. Но сверхъестественные существа — добрые и злые — легко пересекали границу миров. Типичной внешней характеристикой существ «иного мира» была физическая красота, богатое облачение, либо наоборот — внешнее безобразие. Типичной внутренней характеристикой — являлось обладание тайным знанием (эзотеризм и герметизм), магическими приёмами, способностью к превращениям (оборотничеству: одно и то же содержание под разными формами-обликами). Был и аналог “ада” (подземный мир, мир сидов), куда попадали недостойные в этой жизни.
В общем много похожих основ с культурой греческой античности. Тот же пантеон богов и героев, обладающих сверхъестественными качествами по сравнению с людьми. То же бессмертие (либо воскресение) богов и героев — «лёгкое пересечение границ миров». Та же ностальгия (только более скрытая) по неземной жизни «вечно пирующих богов», в стране которая «лежит за морем» и «на холмах» и которая недоступна для земной жизни людей: боги же «легко пересекают границы миров»[296]. Всё это опять очень напоминает скрытую “ностальгию” по атлантическому образу жизни[297], в котором, как мы уже знаем, боги жили отдельно «за морем», пировали и имели возможность односторонне вмешиваться в жизнь людей, которые испытывали «тяготы земной жизни». Мало того, к такой первооснове мировоззрения кельтов добавляется вера в “рай” («блаженную страну»), куда попадут лишь те, кто «достойно перешагнул грань тягот земной жизни» и “ад” . Вера в рай и ад перешла в библейское христианство из множества подобных кельтской древних протокультур. Физическую природу, породившую у кельтов (и не только у кельтов, но и во многих европейских протокультурах) ощущения и наблюдения что боги и герои (и другие сверхъестественные существа) могут «легко пересекать границу миров» (земного и неземного) объяснить очень просто: эгрегоры, которые и обладают сверхъестественными качествами («божественной силой» и прочими) не умирают вместе с людьми, а остаются и дальше воздействуют на людей — оставаясь в понимании людей либо «вечно живыми», либо «воскресшими».
Творение мира у кельтов почти как у греков: тоже по-атлантически. Кельтское творение мира было позже переосмыслено в ирландских мифах как освоение Ирландии несколькими эшелонами «переселенцев». То есть образ мира был смоделирован в образе Ирландии. Каждая волна «переселенцев» вносит сой вклад: одни покоряют стихии, преображают природный облик острова, другие упорядочивают общественные отношения, приносят навыки ремёсел, магических искусств. Во главе переселенцев стоят чудесные герои, кладущие пределы первозданному хаосу, побеждающие демонических противников.
Кельтское «творение мира» эсхатологично также как и греческое: оно построено на древнейшей (и, видимо, общей для индоевропейских и восточных племён) схеме деградации мира от «золотого века» творения к «веку вырождения» последних времён, когда жизненные и нравственные силы совсем иссякают; космическая катастрофа в стихии огня и воды губит одряхлевший мир, чтобы открыть отсчёт новому циклу творения. Мотивы этого очень удобного для глобализаторов эсхатологического мифа мы рассматривали когда говорили о древнегреческой мифологии — о том что она несёт людям и зачем это миф глобализаторам[298]. Скажем здесь лишь то, что этот эсхатологический миф нашёл своё позднее выражение в Новом Завете — основе библейского христианства — как последняя его глава, известная под названием Апокалипсис.
Кельты обожествляли короля, персона которого была окружена сакральным магическим ореолом, свойственным «священным царям» архаичного периода (в Древней Греции — VII – VI вв. до н.э.). Что тоже характерно для многих толпо-“элитарных” дохристианских цивилизаций, наследовавших опыт жизни как бы из «золотого века».
Последнее на чём стоит остановиться, это на особой мистичности кельтов, их крайней склонности к эгрегориальным культам и эгрегориальной магии, что не могло не найти своего современного отражения в деятельности наследующих культуре кельтов Орденов. Магия играла огромную роль в религиозных представлениях кельтов. Глубокий след кельтского магизма лежит на ирландских сагах. Всё в них — и битва, и любовь и каждое хоть сколько значимое событие — имеет примесь магии. Особо практикуется магия слова, формула заклинания, что как принято считать — дарует необыкновенную силу или насылает немощь[299]. Одним из важных разделов религиозного знания кельтов была, по-видимому, магия числовых соответствий. Ключевой формулой кельтской нумерологической магии был знак троичности. Возможно что кельты владели триединством — в определённой мере. И эти навыки не утрачены до сих пор. Тогда появляется разумное объяснение особой популярности и живучести кельтских Орденов — типа друидов: для всех в толпе было «нормально» четыреединство, а для внутреннего употребления Ордена сохранили и применяли (более осознанно и целенаправленно) триединство, к тому же ещё и грамотно манипулируя не только словами, но и числами. Некоторые боги имели образы трёхголовых антропоморфных существ. Были и козлоногие, рогатые боги[300].
Направления древней кельтской магии были самые разные. Очень распространена была военная магия с её ритуалами «обнажённых мечей». Меч был объектом почитания и предметом магического ритуала. Возможно что от кельтов идёт обычай возлагать меч на голову (либо плечо) инициируемого в Орден новичка. Культы в древности были замкнуты на иерархию пантеона богов. Установление этой иерархии затруднено вследствие скудных сведений. Но многие боги были аналогами греческих и римских богов: ничего особо нового по содержанию эгрегориальной пирамиды. К общим богам добавлялся, как и везде, сонм “специальных” богов (земледелия, погоды, воды, леса, лугов, огня и прочих), был сонм животных духов-оборотней (бык, вепрь, медведь, волк, ворона). Одной из основных была культовая магия жертвоприношений, как мы уже знаем — неотъемлемая процедура любой неправедной толпо-“элитарной” духовной системы. Кельты были достаточно кровожадны: они сжигали живых людей, вешали, перерезали горло и пр. в жертву богам. Распространены были обряды гаданий, колдовство, заговоры против людей, насылание гибели и прочие магические эгрегориальные ритуалы. Главные общеродовые ритуалы производились сообща по специальному календарю.
Всем управляли “жрецы”-друиды. Ежегодно в «священном месте» собирались друиды со всех земель на кельтский межплеменной союз. Его деятельность требовала единого культурного центра и общих «священодействий» ради отправления которых собирались друиды. Характерно, что в кельтском религиозном центре собиралось именно “жречество”. У друидов была своя межплеменная организация, построенная иерархически: известно, что на собраниях избирался верховный “жрец”, занимавший эту должность пожизненно. В социальной структуре отдельных кельтских сообществ друиды составляли влиятельные корпорации, попасть в которые можно было только после многолетнего обучения «тайному знанию», заговорам и чарам[301]. Высокая степень выделенности религиозного статуса[302] друидов и их коллегий не приводила, однако, к формированию замкнутой религиозной группы. То есть это была духовная иерархия по посвящению, не боящаяся своей внешней открытости обществу.Друиды жили отдельно, освобождались от воинской службы и в их обязанности входило отправление коллективных жертвоприношений, контроль за священнодействиями, гадание, толкование знамений, магическая практика, хранение и передача сокровенного знания.
В религиозной жизни более общего плана отдельное место занимали поэты-песнопевцы (галльские барды, ирландские филиды). Их песнопения обладали высоким религиозным смыслом: их песни содержали основные мифы кельтов. Король-правитель стоял во главе религиозной иерархии.
Скорее всего некоторые навыки владения магией слова, чисел, триединством и прочими «тайными знаниями» кельтов дошли до наших дней и воплотились в тайной религиозной культуре Орденов — в первую очередь связанных с друидами. Это обусловлено тем, что для поддержки особой притягательности Орденов и проведения кадровой политики скорее всего применяются многие магические методики древности для внутреннего употребления. Так после инициации и обязательной клятвы на пожизненную верность Ордену, новичок автоматически в ходе магии инициации включается в алгоритмику эгрегора Ордена — на своё место в его иерархии, согласно знаниям, и психологическим предрасположенностям, полученным при посвящении. Особая кадровая политика внутри Ордена и дисциплина держится на давно известных приёмах духовной поддержки (в случае послушания) и «порчи», «запугиваний», вплоть до запуска эгрегориальной программы на самоуничтожения ослушника (в случае непослушания). Поскольку субъект подключен к эгрегору Ордена — после этого с ним в принципе можно делать всё что угодно (если, конечно он не поднимется над духовностью друидов). Ведь Орден владеет достаточно высоким уровнем эгрегориальных технологий (магия слова, магия чисел, триединство, широкий образный спектр представлений, привлекательная древность и мифологизация…). В период становления масонства готовыми структурами и навыками скорее всего просто воспользовались на новом этапе становления всемирного толпо-“элитаризма”. А через «надёжные» кадры уже проще делается и глобальная политика.
Кельты начали мигрировать в Западную Европу с востока. В IV веке до н.э. они обрушились на Италию и Грецию, угрожая похоронить эти государства вместе с их культурой. Риму тогда едва удалось устоять. А кельты тем временем смешались с народами, заселявшими центральную и западную Европу, - с иберийцами и с киммерийцами. К этому времени аборигены Шотландии уже научились делать предметы из бронзы, они изготовляли различные украшения из этого металла. Благодаря металлическим предметам стало возможным расчищать леса и более качественно обрабатывать землю. Чуть позже - уже в кельтские времена - в Западной Европе появилось железо, сначало с целью изготовления оружия, затем и для более мирного применения.
Кельты умели изготавливать ткани - археологи находят примитивные прялки на территории Шотландии. Они строили здания и каменные башни, остатки которых существуют и поныне по всей Шотландии. Это были башни высотой до 20 метров и диаметром 10-15 метров, сделанные из отлично подогнанных камней, толщина стен доходила до нескольких метров. Когда надвигалась опасность, все население поселка укрывалось в такой башне, в ней хранились запасы воды и пищи, с помощью которых можно было переждать, пока опасность отступит.
Развалины кельтской башни, построенной из дикого камня в Шотландии
Спиралиевидные магические символы кельтов на камнях в Шотландии
В I тысячелетии до н.э. в Шотландии появился религиозный культ друидов. В качестве алтарей, около которых проходили ритуалы, использовались огромные камни, поставленные вертикально. По-видимому, эту религию, где обожествлялись природные силы и в первую очередь Солнце, принесли с собой с востока переселявшиеся племена кельтов. У друидов была хорошо отлаженая иерархическая система управления, часты были жертвоприношения, нередко в жертву приносили людей. Класс друидов обладал священной неприкосновенностью, он фактически управлял всем обществом древних кельтов. Священным растением у друидов была омела белая. В кельтской религии в качестве магических символов служили каменные круги и спирали. Таким образом, друиды были служителями культа - жрецами - у кельтов и управляли их обществом.
Похожие спирали, только большего размера, выложенные из камней, встречаются на берегах Белого моря, например, на Соловецких островах.
Раскопки почти 1000 древних захоронений, произведенные в центральной Европе, показали, что здесь в 700–500 гг. до н. э. существовала цивилизация, использовавшая железо. Пышные захоронения представителей могущественной аристократии и скромные могилы общинников говорили о том, что в то время здесь уже было существенное имущественное неравенство людей. Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда, ювелирные украшения, конская сбруя и боевые колесницы свидетельствовали о высоком мастерстве древних литейщиков и кузнецов. Это была цивилизация кельтов, а точнее, предков тех «исторических» кельтов, которые во всеоружии своей блестящей культуры выступили на сцену европейской истории около 500 года до н. э.
Кельты появились в Ирландии в V-IV веках до н.э. и доминировали на острове в течение тысячелетия, успешно сопротивляясь попыткам ассимиляции со стороны других народов и других культур. Кто были эти люди и откуда они пришли? Термин "кельтский язык " обозначает группу языков индо-европейской семьи. Кельты появились в Европе в начале I тысячелетия до н.э. и быстро распространились по территории современных Германии, Франции, Англии, смешались с иберами в Испании и всерьез угрожали Римской республике. Кельты четко отличались от германцев, которые жили севернее кельтов, и от праславян, которые жили восточнее.
О могуществе кельтской цивилизации говорят названия городов и областей в Европе: Галлия во Франции и Галиция в Испании, отдельные племена кельтов дали имена Бельгии, Богемии и Аквитании. Главнейший из богов кельтского пантеона - Луга (ударение на первом слоге). Вспомним, что так называется река в Прибалтике на границе Эстонии и России.
Кельты на войне с Римом
Оружие и военные доспехи кельтов
О кельтах писали греческие историки V века до н. э. - Гекатей Милетский и Геродот. В период между VI–III вв. до н. э. кельтские племена заселили северную Испанию, Британию, южные районы современной Германии и территорию современных Венгрии и Чехии. Отдельные кельтские племена проникли на Балканы. В III веке до н. э. отряды кельтов двинулись на Македонию и Грецию, они прошли с боями в Малую Азию, где образовали сильное государство Галатию.
Некоторые ученые считают, что карпатская Галиция - это также осколок древней кельтской цивилизации, подвергшийся последующей славянизации. Может быть, поэтому западные украинцы столь некомплементарны восточным украинцам, и эта некомплементарность сегодня раздирает Украину на две части?
Корень "гал" присутствует в названии города в Костромской области, который называется Галич. Неужели и там побывали галлы (кельты)?
Жилища кельтов были довольно примитивны: обычно это был каменный или деревянный дом с углубленным в землю полом (полуземлянка), покрытый соломой. Такие дома составляли деревню, не защищенную от набегов врага. От врагов укрывались в каменной башне. Позднее в периоды частых войн одного племени против другого поселяне искали убежища в городищах, которые устраивали на возвышенностях. Городище было защищенно валом, стеной, сложенной из бревен и камня, и рвом. Племенная знать кельтов строила себе более сложные жилища - замки.
Городища кельтов были центрами политической и экономической жизни. Важную роль играл такой город и в религиозной жизни, здесь находились капища и здесь священнодействовали жрецы.
Покойников кельты хоронили в земле, над могилами (погребельными камерами) насыпали курганы. В 1953 году было открыто захоронение кельтской княгини, относящееся к VI веку до н. э. Под курганом диаметром 42 м была устроена деревянная погребальная камера. Тело «княгини» покоилось на четырехколесной повозке. Голову увенчивала золотая диадема весом 480 г, на руках были надеты золотые браслеты, на шее — ожерелье из янтаря. Кроме погребальной колесницы, в камере находился огромный бронзовый котел высотой 164 см и весом 208 кг. Вероятно, в нем готовилась пища для тризны.
Дома кельтов чаще всего строились из дикого камня и крыши крылись дерном или соломой. Дома были заглублены в землю
Развалины кельтской крепости
Культовый кельтский центр
Кельтский шлем
Ранние кельтские общества были организованы вокруг военных действий. Греческие и римские авторы писали, что кельты яростно безумны (главный признак высокой пассионарности этноса). Война для них не была средством территориального завоевания, она скорее была спортом, подобным охоте. Например, молодые воины из Ирландии уезжали из племенной области на какое-то время, чтобы осуществлять набеги и охотиться.
Когда кельты вошли в контакт с римлянами, они изменили свою манеру ведения войны. Именно эту манеру классические авторы считали безумной. Кельтский метод войны состоял в том, чтобы стоять перед противостоящей армией и с криком бросать копья на щиты врагов. Затем они начинали бежать на противостоящую армию и громко кричать, и это часто имело эффект запугивания противостоящих солдат, которые убегали; а борьба с убегающей армией являлась относительно легким делом.
На кельтских сосудах изображались сражающиеся мужчины, одетые в порты и плащи, ниспадающие свободными складками. На других сосудах изображали дерущихся женщин в расшитых юбках в форме колокола: они дерутся вцепившись друг другу в волосы. Рядом видим кудрявых красавиц в расширяющихся книзу платьях, которые сосредоточенно прядут и ткут. Другие захвачены буйной стихией танца и пляшут, самозабвенно раскинув руки. Одна из изображенных женщин играет на лире - любимом музыкальном инструменте кельтов. Другая в туго стянутой на талии юбке колоколом и узких шароварах восседает на коне. Изображались на сосудах и сцены погребения: тело усопшего везут к могиле на четырехколесной погребальной колеснице.
На всем пространстве, заселенном кельтами, господствовала единая культура и единый язык (разумеется, с диалектными различиями). Однако у древних кельтов не было письменности. Не то, чтобы они ее не знали, просто у них было наложено табу на изложение в письменном виде собственной истории, религиозных догматов, технологий и т.д. Все знания кельты хранили в устной форме, передавая их от одного поколения другому.
У кельтов была кровная месть. Кровный родственник убитого должен был отомстить за него. Многим такой обычай кажется варварским, но он останавливал людей в минуты ярости и желания убить соплеменника. Ведь этим самым он подвергал опасности мщения не только себя, но втягивал в нескончаемую войну весь свой род.
Положение женщин в кельтском обществе было довольно высокое. В самые ранние периоды истории кельтов женщины участвовали и в войне, и даже восседали на королевском троне. Но в более поздние времена кельты приняли строгую патриархальную модель социального устройства, но и тогда у них все еще сохранялась память о лидерах женщинах.
Каждое кельтское племя имело собственных богов и соответствующую мифологию, хотя в основе религия всех кельтов была единой. Существовали общекельтские боги, культ которых распространялся на значительные территории. В общекельтском пантеоне почитались бог неба Таранис, богиня покровительница коней Эпона, триада богинь-кормилиц. К числу главных божеств принадлежал Цернунос - Эзус, то уходящий в подземное царство мертвых и именуемый тогда Цернунос, то возвращающийся на землю как Эзус. Цернунос - Эзус символизировал также временной цикл год (холодную мертвую зиму и цветущее лето).
Кельты обожествляли явления природы, реки, горы, животных; среди их богов были триликие божества, змей с головой барана, маленькие духи-гномы; кроме того, существовало множество местных богов. При этом кельты не изображали своих божеств в человеческом облике. Когда в 278 году до н. э. кельты захватили знаменитое греческое святилище в Дельфах, их вождь Бренн был возмущен человеческим обликом греческих богов. Ему это показалось кощунством, так как кельты, обожествляя силы природы, всегда изображали их в виде символических знаков и фигур.
Кельты верили, что после смерти в «ином» мире их ждет новое рождение, поэтому у них отсутствовал страх перед смертью. Потусторонний мир кельтов нисколько не походил на мрачную и зловещую преисподнюю средиземноморских религий, он был местом, полным самых желанных для кельта радостей - пиров, поединков, набегов, охоты, скачек, рассказов об увлекательных приключениях, любви прекрасных женщин, наслаждений красотами природы.
Кельтская символика
Воин кельт демонстрирует вождю отрубленную голову врага
С религиозными представлениями древних кельтов связан культ мертвой головы. Отрубленные головы врагов имели религиозный смысл, поэтому черепа хранились в святилищах. Обычай этот был настолько широко распространен, что можно пожалуй, сказать, что отсеченная голова является своего рода символом религии кельтов. В одном из сказаний валлийского эпоса «Мабиногион» говорится, что голова гиганта Брана (не от этого ли имени происходит наше слово "брань"?), отсеченная от тела по его собственной просьбе, продолжала жить и была добрым товарищем и распорядителем на пирах в мире «ином», где раздавала богам яства и напитки.
С культом отсеченной головы несомненно связан обычай изготавливать головы из тыкв во время праздника Хелувим. Столь устойчивы древние дохристианские обычаи и в Западной Европе!
Вспомните у А.С. Пушкина в поэме эпизод "Бой Руслана с головой". Я думаю, что в русские народные сказки этот сюжет попал из древнейших време от прапредков кельтов. Вероятно, и имя героя Руслан неслучайно, оно как-то связано с названием племени русь.
Кельтское общество делилось на три основных класса или касты: «благородных» (жрецы, прорицатели, поэты, воины), "свободных" (ремесленники и земледельцы) и "рабов", составлявших большинство населения. Отношения между тремя классами кельтского общества осуществлялись в рамках кельтского права - очень древней и сложной правовой системы, которую признавали даже римляне. Кельтское право устанавливало за каждым членом общества, каким бы низким не было его положение, определенные права; человек лишался защиты закона, только когда он совершал тяжкое преступление, тогда его отлучали от участия в жертвоприношениях, племя от него отрекалось, обрекая его на жизнь изгоя.
Игнорирование письменности практически не отражалось на уровне развития кельтского общества. Знания передавались устно, носителями знаний в кельтском обществе были друиды. Отсутствие письменности ставило касту друидов вне конкуренции, наверное поэтому они учредили табу на запись своих знаний.
Друиды управляли судами и преподавали в учебных заведениях. Желающий стать друидом должен был в течение 20 лет (!) устно запоминать инструкции и усваивать знания, и только потом он мог быть допущен в касту друидов. Друидов можно сравнить с ученым духовенством античности: жрецами Древнего Египта, индийскими браминами, пифагорейцами, халдейскими астрономами Вавилона, русскими колдунами, славянскими кудесниками. Юлий Цезарь, который изучал друидов очень много, писал, что они "многое знают о звездах и астрономических движениях, о размере Земли и вселенной, о природе вещей и назначении власти бессмертных богов; и эти вещи они преподают своим ученикам".
Мы все подпали под влияние высокомерия Древнего Рима и Византии, которые все неримское и невизантийское называли варварским. Кельтов и скифов римляне называли варварами, следовательно, эти этносы были дикими примитивными людьми по определению. Но то, что эти народы владели технологиями выплавки железа, изготовления превосходного оружия, то, что у них был известен плуг с металлическими лемехами, который передвигали пара волов, были шикарные украшения из золота и серебра, ткацкий станок, точный календарь, - все это заставляет нас усомниться в справедливости римских и греческих авторов. В общем, о кельтах и скифах мы судим по тому, что о них писали их враги. А о врагах хорошего, как известно, не пишут. Давайте вспомним, что о русских писали гитлеровцы во время второй мировой войны или что писали русские о немцах в это же время...
Кельтская девушка
Кельтские украшения с характерными орнаментами
Украшения были страстью кельтов, их носили как женщины, так и и мужчины. Наиболее типичное кельтское украшение - «торквес», золотая шейная гривна. Это толстый металлический обруч, гладкий или свитый из нескольких полос, оканчивающийся либо шарами, либо простой прямоугольной пряжкой, либо сложным переплетением стилизованных листьев и ветвей. Золотые кельтские украшения, шейные гривны и браслеты отличаются удивительным разнообразием формы.
В ряде кельтских могильников были обнаружены шлемы из листовой бронзы, некоторые из них инкрустированы кораллами. Наиболее богатым является шлем, найденный близ Амфревиля-сюр-ле-Мон (Франция). Этот бронзовый головной убор украшен впаянным золотым обручем с тиснеными трилистниками из тонких спиральных линий. Такой узор очень характерен для кельтской орнаментики.
Посмотрите на эти украшения. Разве могли такие украшения изготавливать дикие варвары? По-моему, пора пересмотреть представления о древнем мире как мире, состоящем из цивилизованных Рима, Греции, Египта, Месопотамии, Урарту и Персии, окруженных варварскими народами. Пора расширить понятие о цивилизации, пора наконец-то заметить великие империи киммерийцев, скифов, кельтов, викингов, русов, монголов, китайцев, индийцев и многих других народов в Азии, Америке и Африке.
Кельтские орнаменты
Кельты не были первыми обитателями Ирландии, которую до их прибытия населеляли племена доиндоевропейского происхождения. Однако у кельтов было большое преимущество перед аборигенами - железное оружие. Кельтская экспансия в Ирландию происходила двумя путями - через северо-запад Франции и север Испании, а также через Англию, к тому времени уже покоренную кельтами. Точную дату прибытия кельтов в Ирландию установить невозможно, скорее всего это 500 год до н. э., однако известно, что за столетие до рождения Христа весь этот остров был кельтским.
В период между 500–250 гг. до н. э. кельты достигли вершины своего расцвета. Затем этот этнос утратил былую пассионарность, и начался постепенный упадок кельтской цивилизации, снижение его влияния на окружающие племена... могущество кельтов пало под ударами быстро возвышавшегося Рима. Период кельтского господства в Европе закончился, империя кельтов пришла в упадок в первых столетиях нашей эры, на часть ее территории расширился Рим, часть захватили германцы, а значительную часть на востоке захватили азиатские мигранты - гунны. К тому времени, когда Рим пал перед захватчиками готами, кельты были уже отодвинуты далеко на запад и север, к Англии, Уэльсу и Ирландии, а позже к Шотландии и северному побережью Франции. Из кельтских земель только Ирландия и Шотландия остались неподвластными Римской империи.
Следует выделить два кельтских периода в истории Европы. Первый - это древние кельты - современники Древней Греции, современники империи Александра Македонского, которых римляне вытеснили на Британские острова. Второй поздний период - это кельты-христиане, жившие в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Кельты второго периода - это не что иное как реликтовый этнос. Мы обязаны кельтам первой «настоящей» европейской литературой: это ирландские и валлийские саги, сказания о короле Артуре, о Тристане и Изольде. Следовательно, корни современной западноевропейской цивилизации следует искать в кельтах.
Отступая под натиском Рима, какая-то часть кельтов могла уйти на северо-восток - в восточную Прибалтику и еще дальше, на Ладожское и Онежское озера и далее на Белое море. Здесь, покорив местные племена поморов и слившись с ними, они могли образовать новый этнос русь. По крайней мере, скандинавские викинги - это, скорее всего, преемники кельтов, не покорившихся Риму.
Сегодня около двух миллионов человек говорят на языках, принадлежащих к кельтской группе. Речь идет о народах, живущих на Атлантическом побережье Европы, куда входят Бретань (бретонский язык), Уэльс (валлийский), часть Шотландии (гэльский) и Ирландия (древнеирландский). Валлийский язык также назывался кимрским (от названия кельтского народа кимров) или камбрийским (от Камбрии, средневекового названия Уэльса). Несомненное родство словесных форм, ведущих начало от индоевропейского языка, является доказательством общих культурных традиций, относящихся к III в. до н.э. Хотя, в зависимости от определенных сочетаний гласных, языковеды выделяют две диалектные группы (Р-кельтскую и Q-кельтскую).
Например, термины, обозначающие загадочные магалитические сооружения, имеют кельтские корни: men - камень, hir - длина, отсюда menhir – длинный камень; crom – круг или окружность (в русском языке есть плотницкое слово "кромить" - обтесывать доску или бревно), lech – стоящий камень, cromlech – камни, расположенные по кругу. Но это не означает, что обитатели европейских областей, где много мегалитических сооружений, хотя и оставили названия этих известных им объектов, были искусными авторами данных величественных памятников или знали «секреты» их возведения. Эти сооружения могут быть еще более древними.
Генетический анализ населения Европы показывает, что наибольшая концентрация кельтских галлогрупп в человеческих популяциях имеет место в Скандинавии, Исландии, Финляндии, Югославии, Украине, Германии и Франции.
Распределение изначальных гаплогрупп в человеческих популяциях Европы
В германской "Песне о Нибелунгах" при встрече Кримхильды с её будущим мужем - королем гуннов, прямо перечислены этнические группы всадников, участвующих в свадьбе: "Из луков печенеги - они там тоже были - влет меткою стрелою любую птицу били. Вослед за их шумливою и дикою ордой бойцы из Киевской земли неслись густой толпой. То на дыбы вздымая своих коней лихих, то снова с громким криком пришпоривая их, скакали русы, греки, валахи и поляки. Бесстрашием и ловкостью блеснуть старался всякий". Здесь о русах сказано как о некоем самостоятельном этносе.
Первая раса, пришедшая в Ирландию, согласно эпосу кельтов, названа демоническими существами - ужасными и могущественными фоморами. Вам не напоминает это название русский субэтнос поморов - жителей побережья Белого моря?
Злые духи-демоны Ирландских островов - это древнейшие коренные жители Ирландии. Они приплыли сюда давным-давно в из загадочной далекой северной страны Лохланн, что означает в переводе Равнину озер или Озёрный край. Что это за страна? Скорее всего, это южный берег Белого моря и восточная часть теперешней Финляндии.
Думаю, что прямыми предками скандинавских и североевропейских викингов были не кельты. Берега Балтийского моря, Скандинавский полуостров и территория к северу от Северных Увалов до Белого моря, а также Кольский полуостров были территорией, на которой сформировалась цивилизация особого этноса пранорманов. Просто об этом этносе пока мало что известно, так как историки обычно историю северной Европы начинают с викингов. А откуда взялись на Севере викинги, об этом историки скромно помалкивают.
Вполне возможно, что какая-то часть кельтов, теснимая римлянами, действительно ушла на север - на Балтику и Белое море, принеся с собой умение выплавлять железо и строить морские суда. Здесь они смешались с местным древним субстратом, берущим начало от протоариев - тех арийцев, которые не ушли в свое время на юг - в Причерноморье, в Индию и в Иран. Не знаю, что превратило угасающий этнос кельтов в агрессивных викингов. Может быть, метисация с этим древним этносом, может быть, ухудшение условий жизни и, как следствие этого, жесткий отбор, направленный на выживание наиболее сильных, смелых и агрессивных. Но так или иначе, в VII-IX веках этносы, жившие в Скандинавии и по южному берегу Балтийского моря, становятся викингами. Племена разные - норвежцы, шведы, даны, русь - но все они викинги, варяги, веринги.
jupiters.narod.ru
Друиды-жрецы — Язычество
Большинство читателей знакомы со словом «друид» и представляют себе романтических кельтских жрецов, которые исполняли свои священные обряды, столь красочно описанные Плинием: «Они зовут омелу именем, которое означает «всеисцеляющая». Приготовив жертвоприношение и пир поддеревьями, они приводят туда двух белых быков, чьи рога затем связывают в первый раз. Жрец, одетый в белое платье, восходит на дерево и обрезает омелу золотым серпом, и другие ловят ее в белый плащ. Затем они убивают жертв, моля о том, чтобы бог принял этот умилостивительный дар от тех, кому он даровал его. Они полагают, что омела, принятая в питье, дает плодовитость бесплодным животным и что это противоядие от всех ядов. Таковы религиозные чувства, которые многие народы испытывают по совершенным пустякам».
Можно задаться вопросом, не говорят ли загадочные шарики на рогах быков в кельтской религиозной иконографии о том, что рога связывали в ходе приготовления к жертвоприношению, показывая, что эти животные принадлежат богам или являются самим богом в виде животного. Интересно также заметить, что слово, обозначающее омелу в современном ирландском и шотландском гэльском языке, — «uil-ос» буквально обозначает «всеисцеляющая». Рассказ Плиния об этом ритуале, сопровождавшем принесение в жертву быков, оказал огромное влияние на последующее отношение к вопросу о кельтском жречестве: отсутствовало осознание того, насколько ограниченны наши реальные сведения о друидах, и в очень большой степени фантазия начинала расцвечивать факты.
На самом деле, за исключением некоторых весьма скудных упоминаний такого сословия языческих жрецов у античных авторов и весьма туманных упоминаний в местной традиции, о друидах нам известно очень мало. Мы не знаем, были ли они обычны для всего кельтского мира, единственные ли они высокопоставленные жрецы и в какой период времени действовали. Все, что мы знаем, — это то, что в определенный период истории у некоторых кельтских народов были могущественные жрецы, которые назывались именно так; они помогали защищаться от сил Иного Мира, зачастую враждебных, и при помощи только им известных ритуалов направляли эти силы во благо человечества в целом и данного племени в частности. Наиболее глубокий анализ природы друидизма содержится в книге С. Пиггота «Друиды».
pagandom.ru
Друиды, жрецы древних кельтов
Друиды (галльское druidae, древнеирландское druid) — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью. Друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодёжи изустно. Школы друидов существовали и у островных кельтов.
Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов, а после введения христианства IV—V века быстро выродились в деревенских знахарей. Весьма возможно, что институт друидов перешёл к кельтам от первобытного, яфетического населения.
загрузка...
В новой западно-европейской литературе образ друида вводится и широко используется поэзией романтизма (и близких к нему течений) как мотив национальной экзотики и фантастики. Из истории древних кельтов: каста жрецов прорицателей, колдунов и целителей, обожествляющих природу, деревья, хранящих народные поверья и предания носила название друиды.
По другому определению - друиды - социальная группа, образованная учеными жрецами, толкователями законов в кельтской Британии и в Галлии. Самое раннее свидетельство об их существовании относится к 3 в. до н.э. Определенно о них почти ничего не известно, хотя многое говорит о том, что друиды представляли собой замкнутое сообщество с весьма сложной религиозной и организационной структурой.
Среди друидов были предсказатели, колдуны и барды. Их религия известна только фрагментарно; это было включавшее магические действия почитание многочисленных богов и природных объектов — деревьев, источников и т.д. Важным моментом была вера в переселение душ Широко практиковались человеческие жертвоприношения. В особо почитаемых местах, вроде дубовых рощ, происходили священные собрания. Растущая на дубах омела окружалась почитанием и применялась для лечения и в магических целях. Друиды могли использовать Стонхендж, круг из огромных стоящих камней в южной части Англии, однако сооружен он был задолго до них.
Организация друидов обладала в обществе большой властью; те, кто отказывался им подчиняться, осуждались на изгнание или умерщвлялись как богохульники. Римские законы, а позднее христианство положили конец существованию друидов к 5 в. н.э.
В классических текстах название «друид» встречается только во множественном числе: «druidai» в греческом, «druidae» и «druides» в латинском. Формы «drasidae» или «drysidae» являются либо ошибками переписчиков или результатом порчи манускрипта.
Луканово «dryadae» явно получилось под влиянием греческого названия древесных и водяных нимф (латинское «дриады»). В древнеирландском есть слово «drui», являющееся единственным числом, множественная форма — «druid». Было много дискуссий о происхождении этого слова. Сегодня многие склоняются к точке зрения древних ученых, в частности Плиния, что оно связано с греческим наименованием дуба — «drus». Второй его слог рассматривается как происходящее от индоевропейского корня «wid», приравнимаемого к глаголу «знать». Взаимосвязь с подобным словом выглядит вполне логично для религии, святилища которой располагались в смешанных дубравах средней Европы.