Древняя история армении. История Армении (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя история Армении. Древняя история армении


История Армении - Античная Армения

Армения // История Армении - Античная Армения

11 января 2011

Оглавление:1. История Армении2. Древняя история3. Античная Армения4. Средневековая Армения5. Армения и войны империй6. Национальное движение и армянский вопрос7. Советская Армения8. Республика Армения9. История армянской диаспоры

Армения в эпоху Ахеменидов

Этническая Карта Кавказа V—IV вв. до н. э.,, «Всемирной Истории», т.2, изд. 1956 г. Примечание: Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Неокрашенные места объясняются недостаточной изученностью данных территорий.

Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522—486 гг. до н. э., также у Геродота и у Ксенофонта, который в своем сочинении «Анабасис» описал отступление греков через Армению к Чёрному морю в 401 − 400 гг. до н. э.

В «Киропедии» Ксенофонт повествует об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном Мидии, но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, но упомянуты его сыновья — Тигран и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства, приведены интересные подробности о быте древних армян. Кир, тогда ещё мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путём и даже регулирует её отношения с северо-западными её соседями — халдами. В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном. Сведения Ксенофонта в некоторой степени совпадают с сообщениями Мовсеса Хоренаци о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии.

Во всяком случае, в 521 год до н. э. мы видим Армению уже сатрапией Ахеменидской державы, причём сатрапией, восставшей против персов в пользу самозванного мидийского царевича, из чего явствует, что армяне считали своими законными правителями мидийцев. Автор надписи, Дарий I, впервые упоминает здесь Армению под её нынешним именем Армина), причем это название имело скорее географический чем политический или этнический смысл. Восстание усмиряется в пяти сражениях двумя полководцами Дария. Согласно Геродоту, армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю.

Ксенофонт, отступивший в 401 г. до н. э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении Ерванда, женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, гиппарха Западной Армении. Персидское владычество в Армении длилось более двух столетий. При последних персидских царях династии Ахеменидов Армения наслаждалась миром и благоденствием. Правители империи мало интересовались внутренними армянскими делами, торговля и сельское хозяйство процветали.

Религия и мировоззрение древних армян

Храм Гарни — единственный языческий храм в Армении, дошедший до наших дней

В IV—II веках до н. э. стала формироваться сложная система армянского язычества. Кроме прославленных храмов Солнца и Луны в Армавире, армяне возвели и содержали целый ряд святилищ и алтарей в священном лесу под Артишатом, в провинции Тарон недалеко от Муша. Там было расположено несколько храмов, самый известный из которых посвящался богине Анахит.

Пантеон древних армян был синкретическим. Местных богов почитали наряду с привнесёнными из греческой мифологии и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту. Часто существовали две или три ипостаси одного и того же божества: ярким примером этого служит Арай — Арамазд/Ахурамазда — Зевс. Среди наиболее употребительных культов древних армян следует отметить поклонение Михру/Митре, которого отождествляли и с Солнцем, и с Аполлоном, и с Гермесом.

Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существПосле принятия христианства в Армении в качестве официальной религии языческие традиции жестоко преследовались из-за чего сегодня имеется мало сведений об армянском язычестве.

Армения в эпоху эллинизма. Великая Армения

Раздел державы Александра Великого после битвы при Ипсе

Великая Армения, 70 до н. э.

Армения в 50-х годах н. э.

Армения в составе Римской Империи, 117 г.

Армения оставалась под властью Персии до тех пор, пока Александр Великий не присоединил к своему государству всю Персидскую монархию, а вместе с нею и Армению. Впрочем, его власть над Арменией была чисто номинальной, так как по территории Армении македонцы не проходили, и, в результате, после смерти Александра сатрап Восточной Армении Оронт I провозгласил себя царем. Это самостоятельное «Араратское царство» со столицей в Армавире было ликвидировано Антиохом Великим; однако после поражения Антиоха от римлян поставленные им местные правители Артаксиас и Зариадрес в 189 году до н. э. провозгласили себя царями. В результате возникли три армянских царства, получивших названия соответственно: Великая Армения, Малая Армения и Софена, по-армянски Цопк.

Тетрадрахма Тиграна II Великого, 52 г до н. э.

Династия Арташесидов царствовала в Великой Армении почти два столетия. Столицей Армении при Арташесидах была Артаксата, город, основанный Арташесом там, где ему посоветовал Ганнибал, на реке Аракс, недалеко от старого Армавира. Наиболее известный представитель династи Арташесидов — Тигран II Великий. В юности он был заложником у парфян, одержавших победу над армянами. Однако, воцарившись, он сам разгромил парфян, захватил у них Атропатену и принял титул «царя царей». Вслед за этим, заключив военный и родственный союз с Митридатом Евпатором, за которого он выдал свою дочь Клеопатру, Тигран занял Сирию и Палестину, ликвидировав царство Селевкидов. В новозавоеванной области он отстроил новую столицу Тигранакерт, куда насильственно переселил жителей множества греческих городов. Тигранакерт стал второй столицей, соперничавшей с Арташатом.На самом гребне успехов Тигран сталкивается с римлянами под предводительством сначала Лукулла, а затем Помпея и в 63 год до н. э. теряет почти все свои завоевания. Его сын Артавазд был вероломно захвачен в плен Антонием.

В борьбе с Римом армяне, как утверждает учёный XVII века Яков Рейтенфельс, в военных целях использовали нефть

« Недалеко от Астрахани из земли выбрасывается нефть, род земляной смолы, и притом так сильно, что сжигает все, что только достигнет, и никакой влагою не может быть погашена. Её-то, некогда, грубые армяне бросали из военных снарядов на римские когорты, когда вели войну против Лукулла. »

При Августе Армения безусловно входила в зону римского влияния, но после его смерти на влияние в Армении начинает претендовать Парфия, тем более что династия Арташесидов пресеклась в конце I века до н. э. со смертью царицы Эрато, и армяне сами стали обращать взгляды на близких к ним в культурном и бытовом отношении парфян. С этого времени начинается длительный период противоборства Рима/Византии и Парфии/Персии за господство в Армении.

География Армении. Великая и Малая Армения

Страбон, а за ним Плиний Старший и Птолемей дают подробное географическое описание армянских земель. Великая Армения отделялась с севера от Понта и Колхиды Коронскими горами, от Иберии и Албании — Курой, с востока от Мидии — Араксом и Атропатенскими горами, с юга от Ассирии — Нифатскими горами и от Месопотамии — Тигром, а с запада от Малой Армении — Евфратом. Малая Армения, отделялась с севера от Понта горами Скидисскими и Париадрскими, с востока от Великой Армении — Евфратом, с юга от Сирии и Киликии — Тавром, с запада от Каппадокии отрогами Антитаврских гор. В VII веке предположительно армянским учёным Ананией Ширакаци был написан Ашхарацуйц — географический атлас мира, содержащий подробное описание географии Армении.

История Великой АрменииАрмянское государство на территории Великой Армении существовало до 428 г., когда было ликвидировано сасанидским Ираном. В Средние века территория Великой Армении завоевывалась арабами, византийцами, сельджуками, монголами. В конце XV века Армения была персидской провинцией, западную часть которой спустя век завоевал турецкий султан Селим II. Со времён русско-персидских войн и русско-турецкой войны эта восточная часть перешла во владение русской державы. Ныне на территории части исторической Восточной Армении расположена Республика Армения. Западная Армения находится на территории Турции.

История Малой АрменииДинастия Митридата царствовала в Малой Армении до конца I в. до н. э., когда Митридат Евпатор присоединил страну к своему царству. Разгромив его, Помпей отдал страну своему союзнику Дейотару, тетрарху Галатии. После смерти сына этого царя римляне передавали страну различным властителям и потом обратили её в римскую провинцию. Как римская провинция она отошла при разделе Римской империи к Восточной империи. Впоследствии входила в состав Османской империи и Турции.

Аршакиды. Между Римом и Парфией

Утверждение власти Аршакидов

Статуя Тиридата I в парке Версальского дворца

Первый Аршакид, возведенный парфянами на армянский престол, Вонон, правил недолго. Его сменил ставленник Рима, правитель Иберии Митридат, племянник которого, Радамист, предательски убив, сменил его. В 53 году парфянский царь Вологез I сажает на армянский престол своего брата Тиридата. Это вызывает войну между Парфией и Римом. В 58 году римские войска во главе с Корбулоном вторгаются в Армению и после первоначальных успехов ставят своего наместника. Однако затем терпят унизительное поражение при Рандее в 62 году. В результате Нерону пришлось признать Тиридата царем Армении; уступка со стороны парфян заключалась в том, что Тиридат доложен был получить сан из рук самого Нерона и с этой целью совершил поездку в Рим. С этого момента Великая Армения на некоторое время превращается в буферное государство между Римом и Парфией, под управлением армянской ветви династии Аршакидов. Возрождение иранских обычаев и верований при Тиридате подорвало тенденцию романизации, явно заметную в Армении и Парфии предыдущего столетия.

Траян, начавший войну с Парфией, объявил в 117 г. Армению римской провинцией, но Адриан отозвал римские легионы за Евфрат. Отношения между Арменией и Ираном при Аршакидах стали враждебными, когда Аршакиды были сврегнуты Сасанидами. С точки зрения Сасанидов армянские Аршакиды были последышами смещенной ими ненавистной династии, которую надлежало искоренить. Хосров I долгое время воевал с Арташиром, основателем династии Сасанидов. В середине III в. Арташир на некоторое время подчиняет себе всю Армению.

Христианизация и войны с Сасанидами. Разделение Армении. Персидская Армения

Григорий Армянский просветитель армян, грузин, абхазцев, аланов и кавказских албан. Основатель Армянской апостольской церкви

Территория Закавказья в I—IV вв. н. э. согласно «Всемирной истории»,

В 286 году с помощью римлян на престол вступает Тиридат III Великий, сын Хосроя, при котором в Армении утверждается христианство. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл св. Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви. Вначале христиане подвергались гонениям, но когда Тиридат сам принял христианство, оно было сделано государственной религией и, не без кровавых распрей, изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. В 332—338 годах царём Армении был Хосров III Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом:

Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу, и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение.

В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.

Аршак II, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нём могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счёт подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам.

Спустя некоторое время сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно.

Вардан Мамиконян герой религиозно-национальной борьбы армян в V веке.

В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Месроп Маштоц, создатель армянского и грузинского алфавитов.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа, но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.

Независимая и самостоятельная политика Папа не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.

В 387 г. Армения подверглась разделу: меньшая часть отошла к Риму, основная — к Персии, север — к Албании, которая также становится вассалом Персии. Для укрепления христианской религии, перевода Библии и богослужебных книг, основания армянских национальных школ, Месроп Маштоц в 405—406 гг. создает современный армянский алфавит. В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 г. персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию сасанидского государства и с низвержением Арташеса положил конец Аршакидской династии и в Армении.

Иллюстрация Аварайрской битвы

Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета и азарапета оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос, сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью Месропа Маштоца и его учеников. В то же время в III — начале IV вв. в Римской империи происходила активная христианизация населения, поддерживаемая властями. Персы не без оснований считали, что христианская религия ориентирует армян в сторону Рима.

В 438 г. персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью и внутреннего единства. Для армян были убраны некоторые привилегии и приказано перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб вождь повстанцев Вардан Мамиконян. Несмотря на победу персов, Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. К тому же вновь начали беспокоить кочевники. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство.

В 460-е годы новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.

Просмотров: 881

armenik.ru

Древняя история Армении.: armenia_ru

Армяне - один из древнейших индоарийских народов. Предки армян около XIII века до нашей эры выделились из индоевропейцев пришедших на Ближний и Средний Восток из Средней Азии и  переселились в область современного Армянского нагорья, которое принадлежало тогда Урарту. В последующие века пришельцы и коренные жители постепенно слились в единую армянскую народность.

В VI веке до нашей эры Армения была завоевана Мидией, а затем вошла в состав персидской державы Ахеменидов. При Дарии I страна была разделена на две сатрапии, причем в Восточной сатрапии власть, передавалась от отца к сыну в пределах династии Ервантидов. Ксенофонт в "Анабазисе" упоминает под 401 годом до нашей эры местного сатрапа Оронта (Ерванда I), женатого на дочери персидского царя. В битве при Гавгамеллах (331 год до нашей эры) участвовал армянский сатрап Ерванд (II). После завоеваний Александра Македонского сатрапом в Армении был сын Ерванда II, Михран. Когда Александр умер, принявший после него власть Пердикка отдал Армению Неоптолему. Но тот не смог утвердиться в этой стране, так как восстановил против себя все население из-за того, что преследовал древние армянские обычаи. Армянский полководец Ерванд (сын Михрана?) заставил его удалиться, а затем, воспользовавшись междоусобицей полководцев Александра, провозгласил себя царем. Когда в Азии властвовал Антигон, он тоже попытался покорить Армению, но в сражении при Урмийском озере Ерванд III остался победителем. История Армении в III веке до нашей эры чрезвычайно скудно освещена источниками и потому может быть восстановлена лишь приблизительно. Единого армянского царства в это время уже не существовало. Страна бьша разделена на две части - западную и восточную. В северо-восточной части Армянского нагорья, в так называемом царстве Айрарат, правили потомки Ерванда III. Они развернули здесь большое строительство, основав на месте слияния рек Араке и Ахурян новую столицу - Ервандашат. Царство Айрарат и его правителя - последнего Ервантида Ерванда IV уничтожил царь государства селевкидов Антиох III. Он объединил все армянские земли в единую сатрапию со столицей в Армавире. Она получила название Великая Армения и Софена. Сатрапом в Великую Армению Антиох назначил местного династа Арташеса I, основателя династии Арташесидов. (Сам Арташес называл себя в надписях Ервантидом, но связь его с прежней династией не ясна.) Сатрапом в Софене Антиох сделал Зариатра. В 189 году до нашей эры, вскоре после поражения Антиоха III в битве с римлянами при Магнессии, оба сатрапа объявили о своей независимости и провозгласили себя царями. После этого Великая Армения начала быстро набирать силу. Незначительное поначалу государство, Армения, по свидетельству Страбона, быстро разрослось за счет окружающих областей. К концу правления Арташеса I Армения занимала все Армянское нагорье. Ее пределы доходили на севере до Куры и Каспийского моря, на востоке - до Антрапатены, на юге - до Северной Месопотамии, на западе - до Софены и Малой Армении. В 166 году до нашей эры Арташес основал на берегу Аракса новую столицу - город Арташат. После смерти Арташеса I его преемники, Тигран I и Артавазд I, должны были вести тяжелые войны с парфянами. Хотя и с трудом, армянам тогда удалось отстоять свою независимость. Новые завоевательные войны начались при Тигране II, которому на короткое время удалось превратить Армению в великую державу. Но уже в 66 году до нашей эры под ударами римлян и парфян эта молодая империя развалилась. После восточных побед Помпея Армения была принята в число друзей и союзников римского народа и в течение нескольких веков находилась в сфере римского влияния. Но власть римлян никогда не была здесь прочной. Сын Тиграна II, Артавазд II, в римско-парфянском конфликте почти явно принял сторону парфян. В 53 году до нашей эры, после того как парфяне разгромили римскую армию Красса, Артавазд совершил несколько походов в римские владения и расширил свое царство в западном направлении. В 36 году до нашей эры войну против Парфии и Армении начал римский триумвир Антоний. Потерпев вначале поражение, он сумел заманить Артавазда в свой лагерь якобы для переговоров и пленить его. Арташат был взят и разграблен. Артавазда провели в триумфальном шествии Антония по улицам Александрии, а затем обезглавили. (О личности этого царя армянский историк Мовес Хоренаци пишет, что Артавазд предавался исключительно обжорству и пьянству, а все свободное время посвящал охоте - бродил по болотам, тростниковым зарослям и скалистым местностям, преследовал диких ослов и кабанов. Он пренебрегал мудрыми и отважными делами и заботой о доброй славе, "был рабом чрева и лишь приумножал нечистоты".) После смерти Артавазда в Армении воцарился его сын Арташес II. При нем римские гарнизоны были перебиты восставшими армянами. Лишь после убийства Арташеса римлянам удалось посадить на армянский престол своего ставленника - сына Артавазда Тиграна III, воспитанного в Риме. Когда в 6 году до нашей эры он умер, армянская знать возвела на армянский престол Тиграна IV и его сестру Эрато. Император Август не признал их. Вспыхнула новая война с римлянами и их союзником Артаваздом III, закончившаяся в 1 году гибелью Тиграна и отречением Эрато. На этом пресеклась династия Арташесидов и началось междуцарствие. Во 2 году Август передал его царю Антропатены Ариобарзану, а потом его сыну Артавазду IV. Тот через два года был убит заговорщиками. Престол перешел к Тиграну V - родственнику Арташесидов по женской линии. Позже римское влияние сменилось парфянским. В 12-16 годы в Армении правил изгнанный из своего царства парфянский царь Вонон, а в 16-18 годы - сын парфянского царя Артабана III Ород. В 18 год новый римский император Тиберий провозгласил царем Армении Зенона - сына понтийского царя Полемона I, который процарствовал 16 лет под именем Арташеса III. В 34 год Артабан III вновь посадил в Армении своего сына Аршака I, но в 35 годк в Армению вторгся римский союзник, царь Иберии Фарсман I, который поставил здесь у власти своего брата Митридата. Парфяне, пытавшиеся вытеснить иберийцев из Армении, были разбиты в большом сражении. Через несколько лет после своего воцарения Митридат был вызван в Рим императором Калигулой и заключен в оковы. В чем его обвиняли - не известно. Сменивший Калигулу император Клавдий в 41 году отпустил Митридата в его царство. Утвердившись вновь у власти при помощи римлян, Митридат проводил независимую по отношению к Фарсману политику. В 51 году между братьями началась открытая вражда. Иберийский царь действовал при этом не только оружием, но и хитростью. Готовя вторжение в Армению, он послал туда своего сына Радамиста. Последний явился к Митридату под предлогом, как пишет Тацит, "ссоры с отцом". Митридат принял племянника очень ласково, но тот воспользовался его приветливостью лишь для того, чтобы склонить к измене армянских вельмож. Возвратившись потом под предлогом примирения к отцу, Радамист сообщил, что сделал все, чего можно достигнуть интригой, а остальное надо совершить оружием. Фарсман предоставил сыну большое войско. Радамист внезапно напал на Митридата, изгнал его с равнины и запер в крепости Горней. Несмотря на то что крепость защищал римский гарнизон, она в конце концов пала. Митридат явился в лагерь Радамиста для переговоров, но тотчас был схвачен и умерщвлен вместе со всей семьей. В результате всех этих интриг Радамист овладел армянским престолом, но удержать его не сумел. Смутами в Армении поспешил воспользоваться парфянский царь Вологез I. В 52 году он вторгся в страну, причем на помощь ему пришли многие знатные армяне. Иберы были без боя изгнаны из Арташаса и Тигранакерта. Но потом жестокая зима и недостаток провианта, а также моровая болезнь заставили парфян отступить. Радамист опять овладел Арменией, однако армяне подняли против него восстание. Мятежники окружили царский дворец, и Радамист был вынужден спасаться бегством. Несколько раз он пытался возвратить себе царскую власть, но каждый раз отступал под натиском парфян. В 54 году в Армении воцарился брат Вологеза I, Трдат I, положивший начало династии Аршакуни. Римляне не сразу признали происшедшую перемену. В 58 году, когда императором был уже Нерон, на восток был послан римский полководец Гней Корбулон. Иберы в этой войне были его союзниками. Корбулону удалось изгнать Трдата из Армении и овладеть ее главными городами Арташатом и Тигранакертом. На короткое время престол был передан Тиграну VI. Но вскоре парфяне вновь заняли Армению, а Трдат I - армянский престол. После ряда столкновений (в том числе очень неудачного для римлян сражения при Рандее) в 63 году между Парфией и Римом было заключено соглашение, согласно которому устанавливалась двойная зависимость Армении. Она становилась уделом младшей линии парфянского царского дома, но корону армянские цари должны были получать из рук римского императора. В 64 году Трдат в сопровождении огромной свиты отправился в Рим и здесь был коронован Нероном. Таким образом завершилась в Армении многолетняя эпоха кровопролитных смут. После 63 года и вплоть до начала II века крупных столкновений между Римом и Парфией не было, так что армянским царям удавалось поддерживать дружественные отношения с обоими соседями. Зато много беспокойства армянам доставили кочевники-аланы. По свидетельству Иосифа Флавия, грандиозное вторжение аланов в Армению произошло в 72 году. Войско Трдата I было разбито, а сам он едва не попал в плен - на шею ему уже был накинут аркан, но он сумел перерубить веревку и спасся бегством. Аланы опустошили всю страну и возвратились домой с большим количеством пленных и другой добычи. Вторжения аланов неоднократно происходили и позже. После смерти Трдата I в 98 году армянским царем стал сын парфянского царя Пакора II, Ашхадар. Он был свергнут в 113 году, и его место занял брат Партамасир. Этот переворот был использован императором Траяном как повод для новой большой войны с Парфией. В 114 год римляне захватили Армению и сделали ее своей провинцией. Царь Партамасир был убит. Но уже в 117 году новый римский император Адриан позволил армянам иметь своего царя и возвел на престол Вахарша I из той же династии Аршакуни. Этот царь основал город Вахаршапат и перенес в него свою резиденцию. Армянская история II-III веков известна очень плохо. Кажется, правление Вахарши I, ориентировавшегося в своей политике на Рим, было мирным. Но его преемник Сохэм был в 161 году свергнут парфянами, которые возвели на престол своего ставленника Пакора. Каппадокийский наместник Севериан, попытавшийся вытеснить парфян из Армении, был окружен под Элегеей. После трехдневного сражения его легионы были перебиты до последнего человека. Война переместилась в Сирию. Только в 163 году императору Марку Аврелию удалось поправить положение на востоке и вернуть трон Сохэму. При этом старая столица Армении Арташат была взята римлянами штурмом и разрушена  до основания. После Сохэма армянским царем, видимо, был парфянин Сантрук, имевший свою резиденцию в месопотамском городе Низибе. Он погиб в 196 году в стычке с аланами. Ему наследовал сын Вахарш II. Поскольку римляне отобрали у армян Низиб, столица при нем была перенесена в Вахаршапат. Около 215 года у Вахарша возникли распри с сыновьями. Этим поспешил воспользоваться римский император Каракалла. Дружественным письмом он пригласил царя и его сыновей якобы с целью примирения их между собой. Но когда они прибыли на встречу с императором, их задержали, лишили свободы и отправили в Рим. Армяне были возмущены этим вероломством и взялись за оружие. Вскоре одному из сыновей Вахарши, Трдату, удалось бежать из римского плена и вернуться в Армению. Соотечественники немедленно провозгласили его своим царем. Римский полководец Феокрит, выступивший против него, был разбит. В 218 году новый римский император Макрин признал Трдата II царем. В 222 год Трдат умер, не оставив наследников. Парфянский царь Артабан V отправил царствовать в Армению своего брата Хосрова I. Вскоре (в 224-226 годы) династия Аршакидов в Парфии была свергнута. К власти здесь пришла иранская династия Сасанидов. С этого времени между Ираном и Арменией началась упорная двухвековая борьба. Уже в 228 году персы совершили в Армению свое первое вторжение, но, понеся большие потери, были отбиты Хосровом. После этого армяне на стороне римлян участвовали во всех их иранских войнах. Однако Римская империя, переживавшая в это время эпоху внутренних смут, была плохим союзником. Между тем борьба носила исключительно ожесточенный характер. В 252 году Хосров погиб от рук заговорщиков. (Согласно армянской легенде, приведенной, в частности, Мовесом Хоренаци, убийцей Хосрова был один из его сородичей Анак. Подкупленный персидским шахом Шапуром I, он под видом перебежчика спасся со своей семьей у Хосрова, а затем, улучив момент, убил его во время охоты.) Персы тотчас овладели страной и поголовно истребили весь род армянского царя. Спасся лишь юный царевич, отрок Трдат, которому удалось укрыться в Риме. Царем в Армении Шапур поставил Артавазда V. После его кончины в 272 год Армения была присоединена непосредственно к Ирану. Однако постоянные восстания, сопровождавшиеся вторжениями римских и персидских войск, не прекращались. В 287 году в войну с завоевателями вступил сын Хосрова I, Трдат III. Он был провозглашен царем, но власть его была непрочной. То и дело ему приходилось покидать страну и искать защиты у римлян. Наконец, в 297 году император Галерий нанес персам в Армении сокрушительное поражение и изгнал их из страны. Армянское царство было восстановлено, и Трдат III утвердился на престоле. В 301 году он крестился, и через несколько лет вся страна приняла христианство. Пришло время залечивать раны. Благодаря правлению Трдата Армения вскоре оправилась от разорения. По словам Фавстоса Бузанды, в эти годы "возросли и умножились мир и благодать, многолюдство и здравие, плодородие, преизбыток и благополучие в делах". Но в то же время в это царствование усилились армянские владетельные князья - нахарары. Мирная пора закончилась при сыне Трдата Хосрове II. В отличие от своего отца он не выказал во время своего короткого царствования никакой отваги и никакой доблести. Нахарары при нем усилились и проявили явную склонность к сепаратизму. Однако Хосров не принимал никаких мер против отпавших областей. Пренебрегая подвигами, он предавался развлечениям, ловле птиц и прочим видам охоты. Новая война началась с нашествия северокавказских племен, которые поначалу имели успех - разбили армянскую армию и осадили Вахаршапат, но потом были отражены. После них в Армению вторглись персы. Отправленный на борьбу с ними полководец Датабен вступил в сговор с врагом. Из-за его происков армянская армия попала в засаду и была разгромлена. В следующем сражении на берегу Ванского озера персы потерпели поражение, но вскоре они вновь напали на Армению. В 339 году армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 году персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II. Этот царь, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножья горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нем могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 году император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам. Спустя некоторое время персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранокерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Айраратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться в глубь страны были отбиты. Но затем распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. В виду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно. Аршак принужден был искать мира. В 367 году Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу. Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении. Аршак имел сына Папа, но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом. (Прежде чем стать женой Аршака, Парандзем, славившаяся редкой красотой, была женой его племянника Гнела. Аршак заподозрил Гнела в измене и велел казнить его без суда, а затем женился на его вдове, хотя уже имел жену - греческую царевну Олимпию. Парандзем родила от него сына Папа. Не желая делить супруга с другой женщиной, она постаралась извести соперницу. А поскольку та была очень осторожной и никогда не вкушала непроверенной пищи, ее умертвили отравленным вином, поданным во время причастия.) Пользуясь безвластием в Армении, Шапур двинул сюда свою армию. Страна была предана страшному разгрому. Враги взяли и разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили здесь всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Царица Парандзем с царевичем Папом заперлась в крепости Артагерс. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 году осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан. Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 году вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 год Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножья горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валетом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку. Он увеличил численность царского войска до 90 тысяч человек и с помощью Мушега Мамиконяна сумел разгромить многих мятежных нахараров. Пап попытался также урезать чрезмерные привилегии армянской церкви и из-за этого не раз вступал в конфликт с армянским патриархом Нересом. (Бузанда и Мовес пишут, что тот был в конце концов отравлен по приказу царя.) После его смерти Пап своей властью поставил патриархом епископа Иусика. Многие приюты и монастыри, основанные Нересом, были закрыты или упразднены (царь считал, что они стали убежищем для всех нежелающих платить подати и нести государственные повинности). Часть церковных земель отобрали в пользу казны. В результате всех этих мер Армянское царство вновь усилилось. Однако независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 году римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами. На место Папа из Рима был прислан некий Вараздат, также принадлежавший к роду Аршакуни. По словам Бузанды, он был молод годами, мужественен, могуч, но "легкомысленен как дитя неразумное и незрел умом". Недруги оклеветали перед ним Мушега Мамиконяна. Прославленный полководец, имевший огромные заслуги перед царским домом, был убит без всякого суда. Но это преступление не сошло царю с рук, в 379 году в Армению из персидского плена вернулся младший брат Мушега, Манвел Мамиконян. После нескольких схваток, в которых Вараздат потерпел поражение, царь был изгнан из страны. Манвел возвел на престол малолетнего сына Папа Аршака III, но реальная власть оставалась до самой смерти в его руках. В своей политике Манвел ориентировался на Иран и даже разрешил разместить в стране персидские гарнизоны. Однако потом отношения между союзниками испортились - Манвел внезапно напал на персидский лагерь и перебил там 10 тысяч человек. После смерти Манвела Мамиконяна единое армянское царство распалось. Многие восточные и южные нахарары отошли от Аршака III и пожелали принять царя из рук персов. Шах Шапур III отправил к ним в 384 году Хосрова III, также принадлежавшего к роду Аршакуни. Этот раздел был закреплен ирано-римским договором 387 года, заключенным между императором Феодосией I и шахом Шапуром III. Согласно этому договору, армянские области Софена, Ахдзник, Кордук, Нор-Ширакан и некоторые другие были отторгнуты от Армянского царства и присоединены непосредственно к римским или иранским владениям. Осталась так называемая Срединная страна, которую Аршак и Хосров полюбовно разделили между собой. По словам Бузанды, "армянское царство разделилось, распалось, уменьшилось и потеряло свое прежнее величие". В 390 году, после смерти Аршака III, царская власть в Западной Армении была упразднена. Управление этой страной перешло в руки комитов, присылаемых из Константинополя. В Восточной Армении царская власть сохранялась еще сорок лет. В 401 году персы низложили Хосрова III и передали престол его брату Врамшапуху. После смерти последнего шах Йездегерд I объявил в 417 году армянским царем своего сына Шапура. Местное население и нахарары встретили его враждебно. И хотя открытого выступления не было, царских почестей Шапуру не воздавали. В 420 году Шапур уехал из Армении и был вскоре убит. Три года страна не имела правителя. В это время произошло много смут и беззаконий. Наконец, в 422 году шах Вахрам V провозгласил царем Армении сына Врамшапуха, Арташеса IV. По свидетельству Мовеса Хоренаци, этот последний армянский царь был человеком беспутным и развратным. Вскоре все нахарары прониклись к нему презрением и обратились к Вахраму с просьбой сместить Арташеса. В 428 году шах вызвал Арташеса к себе, подверг суду и лишил престола. С этого времени в Восточной Армении стали распоряжаться персидские марзапаны (губернаторы), а Армянское царство прекратило свое существование.

АРМЕНИИ ЦАРИ. Царские династии, правившие в Армении с 401 год до нашей эры по 428 год нашей эры.

ЕРВАНТИДЫ

Аршам (260-228 годы до нашей эры)

Ксеркс (228-201 годы до нашей эры)

Артавазд I (123-95 годы до нашей эры)

Ерванд I (401-344 годы до нашей эры)

Ерванд II (344-331 годы до нашей эры)

Михран (331-317 годы до нашей эры)

Ерванд III (317 - ? годы до нашей эры)

Хрант (? - 260 годы до нашей эры)

АРТАШЕСИДЫ

Арташес I (200-159 годы до нашей эры)

Тигран I (159-123 годы до нашей эры)

Артавазд (260-212 годы до нашей эры)

Ерванд IV (212-200 годы до нашей эры)

Тигран II (95-56 годы до нашей эры)

Артавазд II (56-33 годы до нашей эры)

Арташес II (33-20 годы до нашей эры)

Тигран III (20-6 годы до нашей эры)

Тигран IV (6 год до нашей эры - 1)

Артавазд III (1-2)

Ариобарзан (2-4)

Артавазд IV (4-6)

Тигран V(6-12)

Вонон (12-16)

Ород (16-18)

Арташес II (18-34)

Аршак I (34-35)

Митридат (35-51)

Радамист (51-54)

АРШАКУНИ

Трдат I (54-60, 63-98)

Тиграм VI (60-63)

Ашхадар (98-113)

Партамасир (113-114)

Вахарш I (117-140)

Сохэм (140-161, 163-190)

Пакор (161-163)

Сантрук (190-196)

Вахарш II (196-215)

Трдат II (216-222)

Хосров III (384-401)

Врамшапух (401-417)

Арташес IV (422-428)

Хосров I (222-252)

Трдат III (287-330)

Хосров II (330-339)

Тиран (339-345)

Аршак II (345-367)

Пап (368-374)

Аршак III (379-390)

Шапур (417-420)

Артавазд V (252-272)

Вараздат (374-379)

armenia-ru.livejournal.com

История Армении

История Армении

Работа ученика 10”В” класса

средней школы УК № 20

Торосяна Левона

П л а н .

1. Введение

2.Образование Армянского народа и создание государства

(эпоха до н. э.)

3.Принятие Арменией христианства (I - IV века н. э.)

4.Византийская и Персидская Армении (V – XI века)

5.Заключение

Л и т е р а т у р а .

1. Абаза В.А. История Армении. - / Репринт. воспроизв. изд. 1888г./ Ер.: Гркери ашхар, 1990.

2. Глинка С.Н. Обозрение истории армянского народа. - /Репринт. Воспроизв. изд. 1832 г./ - Ер.: Гркери ашхар, 1990.

3. Моисей Хоренский. История Армении в 4-х книгах. - /Репринт. Воспроизв. изд. 1830 г./ - Ер. : Гркери ашхар, 1990

4. Назаретян О.Е. Армяне - халкидониты на рубеже XI - XII вв. - Изд. Ереван : 1993г.

Больше трех тысячелетий существует армянский народ . Задолго до Рождества Христова у армян были знаменитые цари и полководцы , писатели и поэты , актеры и драматурги .

Много раз терпела Армения иноземные нашествия , многих завоевателей - и диких , и цивилизованных - видели армяне в своей стране.

Не раз казалось , что само имя Армении стерто с карты . Но армянский народ выстоял , отстояв свое существование в тяжелейшей борьбе .

И всякий раз ,как Феникс из пепла,вновь воскресала наша древняя страна .

Принято считать, что историю пишут люди, однако это не так - время пишет историю перьями веков и о каждом поколении живущих оставляет на её камнях свою запись.

История Армении - своего рода сокровищница, из которой учёные специалисты, дилетанты и каждый образованный читатель, интересующиеся великими событиями и великими людьми давно минувших веков, могут почерпнуть много таящихся в ней драгоценностей. Одних привлекут научные проблемы, выдвигаемые ею; других - поразительные судьбы народа, игравшего в ней столь видную роль; третьих - драматические моменты прошлого Армении и величавые образы её политических и общественных деятелей.

ЭПОХА ДО Н. Э.

ОБРАЗОВАНИЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА И СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Армянский народ- один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.

Названия страны Arminia и народа Armina встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н.э.. Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами , были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившимся на свою новую родину из Европы черед Малую Азию. Примерно в XII веке до н. э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. 3атем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.Другая гипотеза относит возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья к IV-III тысячелетиям - до новой эры, а прародиной индоевропейских народов называет Малую Азию, Армянское нагорье и западную часть Иранского Нагорья. Пришельцами, по этой гипотезе, были в VII веке до н. э. фрако-фригийские племена, которые под давлением «народов моря», форсируя Евфрат, заселили юго-западную часть Армянского нагорья |и жили здесь рядом с праармянскими и другими племенами.

Армены, названные аримами в «Илиаде» Гомера, ко времени возникновения этой героической поэмы (IX-VIII века до н. э.) заселяли даже область, пограничную с Киликийским Тавром.

Само название армян - хай (hai) , по предположениям, произошло от названия народа - хайасы. Страна Хайаса и народ хайасы упоминаются на глиняной хеттской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры, она была найдена при раскопках столицы хеттского государства - Хаттушаш.

Территорию древней Армении ассирийцы во втором тысячелетии до нашей эры называли «страной Наири» (страной рек), 60 разноплеменных мелких царств и сотни городов входили в эту легендарную страну.

В первом тысячелетии до н. э. ассирийские клинописи уже говорят об урартах, потому что в начале IX в., после объединения племён «страны Наири», образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван). В течение IX-VI веков до н. э. народами Урартского царства была создана своеобразная и сравнительно высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, заимствованной из вавилоно-ассирийской клинописи, но и развитие земледелия, скотоводства и металлургии, а также высокая техника строительства крепостей-городов. Одна из них, Эребуни, основанная в 782 году до н. э. одним из первых урартских царей Аргишти, находится на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Другая - Тейше-баини, также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), она была основана Руса II (685-645) - последним царём Урарту. Агония Урартского царства, начавшаяся в результате войн с Ассирией, пришлась на 590-580 гг. до н. э., вскоре Урарту навсегда покидает арену истории.

После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее Армянское царство. Еруанд, Тигран Ервандуни - имена первых армянских царей, это уже были представители индоевропейских арменов. Последние, смешавшись с аборигенами-хайами и урартами, образовали с течением веков народ древней Армении. Известно также, что при первых Ахеменидах, персидских царях Кире (550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединённые под властью царя, были в союзных и вассальных отношениях с могущественным персидским государством, сменившим царство мидян. Позднее, после неудачного восстания против Дария Гистапа, армянское царство, как и другие вассальные царства Персии, вынуждено было довольствоваться статусом сатрапии.

Господство древних персов в Армении длилось более двух столетий (550-330 гг. до н. э.)

О жизни древней Армении в эпоху Ахеменидов имеются некоторые сведения у Ксенофонта (V в. до. н. э.), который в своём «Анабасисе» описал в качестве очевидца отступление десяти тысяч греков через Армению к Чёрному морю в 401-400 годах до н. э. Главными занятиями армян, как следует из его свидетельства, являлись земледелие, скотоводство и садоводство. Отступавшие через Армению греки находили повсюду в деревнях Армении обильные запасы сельскохозяйственных продуктов: пшеницу и ячмень, стручковые плоды, изюм, ароматные вина, свиное сало и разные масла - кунжутное, миндальное и фисташковое. Упоминается также ячменный напиток, похожий на пиво, который тянули из кувшина через тростинку. Из домашних животных упоминаются в «Анабасисе» козы, овцы, быки, коровы, свиньи, куры и лошади.

Страбон (I в. н. э.) сообщает, что «Армения имела прекрасные пастбища для лошадей, в чём она не уступала Мидии, так что несайские лошади, которые служили персидским царям, выводились и здесь, а армянский сатрап посылал персу ежегодно по две тысячи жеребят для празднества Митры».

По Геродоту (V в. до н. э.) вооружение армянских воинов той эпохи состояло из небольших щитов и коротких копий, они имели также дротики и мечи, носили плетёные шлемы, на ногах - высокие башмаки.

Завоевание Персии Александром Македонским в 330 году до н. э. и образование на Востоке эллинистической монархии Селевкидов определило новую эпоху в политическом и хозяйственном развитии древней Армении. К началу этой эпохи территорию, населённую армянами, составляли три отдельные области: Большая, или Великая, Армения, центром которой стала Араратская равнина, Софена - лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, и Малая Армения между Евфратом и верхним течением Ликоса. Ни одна из этих областей не была прочно завоёвана ни при Александре Македонском, ни при его преемниках. После возникновения Селевкидского царства эти три области также сохранили свою внутреннюю самостоятельность и управлялись местными династами, которых древние источники часто называют «царями» (базилевсами). Династы Армении платили Селевкидам лишь дань и в военное время поставляли войскоСелевкидское царство в 189 году до н. э. было завоёвано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царём Великой Армении Арташесом I, присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II

Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке - армянском. Эллинистический мир и эпоха эллинизма служили могучему культурно-экономическому прогрессу Востока и привели к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями - показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в Армении и всей Передней Азии. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении - Арташат (Artахiasata, с греческого «радость Артаксия»). Расположившись на магистральном пути к портам Чёрного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром древней Армении. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных - с Китаем. Плутарх называет Арташат «Карфагеном Армении» и пишет о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город.

Греко-персидские войны, великие смуты эпохи диадохов редко нарушали мирное развитие армянских областей, оставляя их в стороне от этих мировых событий. Армения копила запас сил - быстро росло её население, богатство страны в этот период отмечалось в греческих и римских хрониках. Наступил I век до н. э. - золотой век Великой Армении, время правления Тиграна Великого (95-55 гг.), I внука Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт, расположенный на месте нынешнего Фаркина, ему предназначалось стать " одним из центров эллинистической науки, искусства и

mirznanii.com


Смотрите также