Минусы древней греции. Образование и обучение в Греции по иностранной квоте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чем Европа и мир обязаны Греции. Минусы древней греции


Греция: плюсы и минусы (Греция)

В Греции всего намешано понемногу, хорошего и плохого. Хочется поделиться своими крайне субъективными наблюдениями с целью узнать чужое мнение по поводу и без. Напишу все вместе, без всякой системы, что вспомню, плюс на минус. (Надо сказать, что путешественники мы крайне дикие и туристических мест избегаем, как можем. На Акрополис мы не лазали, в храм Посейдона не заходили, хотя побывали и там и тут. Нас интересует нечто большее, чем открытки, магнитики и голубое море.) И вот что мы насобирали в нетуристической Греции:На мой взгляд, самый позитивный момент в Греции — это ландшафт и природа вообще. Глаза разбегаются от многообразия всего живого, а виноград, груши, апельсины и фиги в сельской местности растут прямо на улице и их можно просто срывать и есть сколько влезет.Еще один позитивный опыт — ночевка в палатке. Можно заехать в любую оливковую рощу (хотя, думаю, на машине все же не стоит. На байке никаких проблем) и переночевать там. На пляже тоже можно, там даже душ есть с холодной пресной водойВода практически везде питьевая! Прямо из крана! Ура-ура!— С греками практически невозможно иметь дело. Они живут по принципу «завтра-завтра, не сегодня». Об этом говорит все, начиная их поведением (нельзя договориться с греком о чем-нибудь на завтра, это слишком поспешно) и заканчивая часами работы магазинов и офисов.В то же время, греки всегда рады помочь, если речь идет о чем-то небольшом, что они могут сделать прямо сейчас. На заправке мне подарили бутылку воды, в магазине — две открытки, а до того — полкило апельсинов, продавщица в мини-маркете отсыпала нам льда в рюкзак с водой, а продавец вынес коробки из ларька, чтобы нам было на чем сидеть.— Греки не любят немцев и я лично знаю одного немца, который ненавидит греков и Грецию. Алексу с этой страной просто катастрофически не везет, надо сказать.— Кризис делает с людьми удивительные вещи. В супермакетах еда в два-три раза дороже, чем в России, а еще местные пытаются надбавить цену, узнав во мне иностранку. Это отвратительно, надо сказать. Примеряя шаровары в Афинах, я увидела ценник 7 евро, но продавец сказал 10 с очень грустным видом, означавшим «кризис, ничего не поделаешь». В то же время в барах и кафе полным-полно народа в любое время дня, хотя цены отнюдь не низкие. Господа греки тратят явно больше 10 евро в день, хотя не понятно, откуда они берут эти деньги.Афины, однозначно, мой город. Теплый, демократичный, немного вонючий и местами грязный, с пальмами и белыми домами, со старыми и новыми машинами, с развалинами, наркоманскими улочками, кошками, дедулями и кафе. Там есть море и солнце, есть горы и храмы, длинные улицы, забытые скверы, непонятные родники, потерянные за виногадом дворы и общественные собаки. Я хочу жить в этом городе и наверное однажды там поселюсь.Автостоп в Греции работает, однозначно. И это тоже здорово.— Водители тут большей частью просто дятлы. Такое ощущение, что у них национальное развлечение — убивать друг друга на дорогах. Почти на каждом повороте стоит памятник в виде маленькой часовенки, внутри него икона в память человека, когда-то разбившегося на этом месте. Мне жутко ехать и видеть эти памятники на каждом шагу.Зато дороги здесь хорошие. Бывают, конечно, небольшие ямы, но большей частью полотно ровное и новое.и — Греки помешаны на традициях. Не знаю, хорошо это или нет, но нужно знать, что если грек говорит «так делал мой отец и я так буду делать», это значит, что переубедить его будет очень трудно.Греческий фаст-фуд, именуемый пита, самый лучший. Состоит из кусочков мяса (если гирос — то на вертеле жаренное, если сувляки — то шашлык), томатов, лука, картошки фри и дзадзики, завернутых в лепешку-пита. Стоит 2-2,4 евро, вкусная и натуральная еда.Пока что все, если вспомню еще — добавлю. Вот фото обложки журнала с миссис Меркель, мы не могли пройти мимо.

turbina.ru

плюсы и минусы. Стоит ли ехать в Грецию?

Почему Греция ?

Да просто потому, что это – колыбель цивилизации (или, по крайней мере, одна из них). Как сказал в одном фильме старый грек американцу: «Когда твои родственники лазили по деревьям, Гомер уже писал свои бесценные творения».

В Греции всё дышит историей. Здесь каждый город, каждая деревушка имеет в своём распоряжении те или иные достопримечательности. Ну, как минимум, раскопки или развалины чего-нибудь исторически важного…

Афины, Дельфы, Микены, Крит, Фермопилы, Метеоры, Афон. И это совсем не полный перечень, просто первое, что пришло на ум. Что ни название, так веха в мировой истории. Немногие страны могут похвастаться таких обилием центров древней культуры. Грецию нужно не просто смотреть, её нужно изучать, ей нужно жить. Она стоит этого.

А ещё Эллада – родина Зевса. Впрочем, как и других олимпийских Богов. Соответственно всемирно известная гора Олимп также стоит в Греции. Она хорошо видна с трассы Афины – Салоники. Но, когда мы уже возвращались назад, гора Олимп оказалась полностью затянута облаками. Поэтому толковой фотографии у нас не получилось. Но мы знали, что где-то там, в пелене облаков может в этот самый момент собрались на "совещание" греческие Боги. И может это они не хотят, чтобы их кто-то видел...

Что касается пляжного отдыха, стоит отметить, что Греция обладает самой длинной в мире береговой полосой. Связано это с тем, что данное государство имеет несколько сотен островов, и практически каждый из них имеет свой пляж. Да и материковая часть, учитывая географическое положение, также имеет бесчисленное множество пляжей. В своём большинстве греческие пляжи песчаные или из мелкой гальки. Самое главное, что возле моря очень чисто и красиво. Вода очень прозрачная и просто волшебная. Единственное, что следует учесть, наличие в воде весьма немаленького количества морских ежей. Причём, совсем близко к берегу. Так что будьте внимательны, смотрите под ноги.

Плюсов отдыха в Греции много: великолепная природа, высокий уровень отелей, хорошие дороги, достаточно большой выбор товаров в магазинах. Очень вкусная местная кухня, особенно из морепродуктов. Как говорится, в Греции есть всё.

Единственным, пожалуй, минусом является греческий язык. А точнее отсутствие во многих местах и на дорожных указателях информации на английском языке. А греческий язык, замечу, не самой лучший для понимания. Особенно это заметно в небольших курортных городах и доставляет некий дискомфорт в небольших продуктовых и промтоварных магазинах, где абсолютно всё написано только на греческом. А попытка приобрести что-нибудь на развес приводит к невообразимой пантомиме. Но, кстати говоря, именно сложность в понимании греческой письменности добавляет некоторую изюминку в отдых.

Что касается детей, то тут всё зависит от цели вашей поездки. Если во главу угла вы ставите осмотр достопримечательностей, то вряд ли дети возрастом до 10-ти лет смогут это оценить. Где бы вы ни отдыхали, все экскурсии будут сопряжены с длительными переездами, так как Греция – немаленькая страна. Да и на месте ходить придётся много, поскольку большинство исторических комплексов расположены на большой территории. Детям будет сложно преодолевать эти расстояния, что может привести к неудовлетворённости от осмотра достопримечательностей.

Если же вы просто хотите провести время на пляже или возле бассейна в отеле, то такой отдых очень понравится деткам. Дети очень любят пляж и море, купание и чистый воздух. Особенно повезёт, если в вашем отеле в бассейне окажется одна или несколько водных горок. Дети будут в восторге.

А в общем, я считаю, что ехать в Грецию нужно просто обязательно !

gid.turtella.ru

Образование и обучение в Греции

Афинский университет

Верным и надёжным способом закрепления в другой стране всегда считалась учёба. Образование в Греции, например, это разумный шаг для начала успешной иммиграции. А если смотреть в целом, человек получает тройной выигрыш — доступное обучение, приобретение европейского диплома и вид на жительство в другой стране.

История образования в Греции

Развитие античной духовной культуры Греции стало отправной точкой появления системы греческого образования. Ещё тогда — в те далёкие времена (V–VI век д. н. э.), греки стремились сочетать физическую силу с духовной красотой, преследуя цель достижения полной гармонии. Собственно на этих принципах и выстраивалась греческая система воспитания и образования. Именно в античных городских гражданских общинах Эллады впервые была поставлена задача создания образования — обучения детей свободных граждан.

Акрополис

Афины. Памятник истории Древней Греции

Греки начали постепенно создавать учебные заведения государственного подчинения, а также частные. Примечательно, что разные гражданские общины по-своему толковали суть образования. Однако вскоре известный в Древней Греции деятель — Соломон, предложил своеобразный пакет школьных законов. Они предусматривали, к примеру, периодическую аттестацию учителей, запрещали учить детей в тёмное время суток. Согласно древнегреческим школьным законам, правом на учёбу в первую очередь обладали граждане мужского пола.

Особенности системы греческого образования

Современная образовательная система Греции — это уже совсем иные принципы и основы. За несколько веков в результате многочисленных реформ учебный процесс изменился кардинально. Однако духовная сущность Древней Греции сохранилась до сего дня.

Теперь в Греции учатся не только мальчики, но и девочки. Более того, среднее образование в стране является обязательным для детей c 6 до 15 лет. До 6-ти летнего возраста дети обучаются по дошкольной воспитательной системе.

Схема греческого образования

Образование в Греции состоит из нескольких ступеней

Дошкольное воспитание

Дошкольное воспитание в Греции условно можно разделить на два этапа. Первый охватывает возрастную детскую группу до 2,5 лет. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в яслях. Второй этап — переход в детские сады (Νηπιαγωγείο), где воспитание продолжается до 6 лет. Стоит отметить, что большинство ясельных групп обычно существует на базе греческих детских садов.

…Я живу в Салониках, в Каламарье. Садики платные — частные, гос — почти бесплатные, но туда непросто попасть, надо чтобы оба родителя работали. Про качество садиков в зависимости от района сказать не могу…

Мария Шкурина

http://www.zhenagreka.ru/zhizn-v-gretsii/chemu-uchat-v-grecheskih-shkolah.html#comment-622

Начальная школа

Греки направляют детей учиться в школу с 6 лет. Посещение начальной школы является обязательным. Дети на этом этапе учатся мыслить самостоятельно, принимать важные решения. Цель начальной школы состоит в обеспечении всестороннего, гармоничного и сбалансированного умственного и физического развития.

Дети греческой школы на уроке искусства

Детям в греческих школах предоставляются все возможности для самовыражения

На выбор учащимся предлагаются как государственные учреждения, так и частные. Греция одна из тех стран Евросоюза, где отмечается самый высокий процент посещения частных школ. Примерно 6% от общего количества учащихся. Стоимость учёбы в частных школах, в зависимости от уровня престижности заведений, составляет от €1500 до €13 000 в год.

…хорошая американская школа Pine Wood (http://www.pinewood.gr/). Там всё обучение на английском языке идёт. Ещё из хороших школ с нашей стороны, где есть программы английского языка — Мандулидис (поближе, чем наше вроде расположена) и Анатолия (в Панораме)…

Мария Шкурина

http://www.zhenagreka.ru/zhizn-v-gretsii/chemu-uchat-v-grecheskih-shkolah.html#comment-1663

Основные изучаемые школьные предметы, плюс количество выделяемых часов (в неделю) на каждый предмет:

  1. Новогреческий язык (7),
  2. Математика (5),
  3. Физкультура (4),
  4. Английский язык (3),
  5. Французский язык (3),
  6. Обществознание (2),
  7. Искусство, музыка (1).

Количество выделяемых часов на обучение тому или иному предмету может изменять непосредственно учитель. Помимо основных предметов, в греческих школах преподают несколько дополнительных — физику, географию, историю, политологию, социологию, которые становятся доступны для изучения в программах 3 — 6 классов. Обычно по времени на изучение отводится не более 1–3 часов на каждый предмет в неделю.

Реформы греческой системы образования, стартовавшие в 2010 году, предполагали дополнительное создание школ продлённого дня, а также интерактивных школ. Этот вид учебных заведений греки начали внедрять с 2014–2015 года.

Видео: первый раз в греческий класс

Среднее образование

Учёба в гимназии

В гимназии подростки учатся с 12 до 15 лет, эти три года являются заключительными в системе обязательного образования. По окончании всего курса учащиеся обязательно сдают экзамены. Если результаты положительные, то подросткам выдаётся аттестат неполного среднего образования, который даёт возможность учиться дальше — в лицее. Следует отметить, что гимназия — это базовый уровень среднего образования. 

До недавнего времени существовали ещё Атлетические гимназии, но теперь этот вид учреждений упразднён. 

Урок в специальной гимназии

Ученики греческой музыкальной гимназии на уроке хорового пения

Лицеи и профессионально-технические училища

Лицеи — следующая ступень в греческом образовании, срок обучения может составлять от 2 семестров (профессионально-технические вечерние) до 6 семестров (общеобразовательные). Молодые люди продолжают изучать общеобразовательные предметы, к которым прибавляются обязательные профилирующие и факультативные предметы. По окончании курса проводятся экзамены. Если ученик сдаёт их успешно, то он может участвовать в конкурсе на поступление в вуз. 

Уровень подготовки сильно разнится от лицея к лицею. Существуют традиционно сильные лицеи, большинство выпускников которых стабильно поступают в лучшие национальные вузы. 

Некоторые лицеи и гимназии относятся к разряду специальных учебных заведений Греции:

  1. Общеобразовательные.
  2. Музыкальные.
  3. Искусствоведения.
  4. Экспериментальные.
  5. Церковные.

Для поступления в Музыкальный лицей требуется сдать ряд экзаменов по владению музыкальным инструментом и нотной грамотой. Приём в лицей Искусств осуществляется на основе отбора комиссии. Доступ в Экспериментальный лицей открывается после сдачи экзаменов по математике и другим наукам, а также по чтению и письму. Церковная гимназия зачисляет учеников по желанию.

Профессионально-технические училища объединяют общее образование с профессиональной подготовкой специализациям в различных областях. Аттестат, полученный после завершения обучения в училище, обеспечивает своего владельца рабочей профессией, человек может легко трудоустроиться по специальности. Завершённое обучение в училище также даёт преимущество при поступлении в технические институты (институты профессионально-технического образования). 

Когда начинается учебный год в Греции?

Учебный год в Греции стартует чуть позже традиционного 1 сентября. Греческие учащиеся отправляются на занятия 11–13 сентября. Обычная школа придерживается графика учебного дня, который начинается в 8 часов 15 минут и завершается либо в 14.15, либо в 16.15. Конкретный график применяется в зависимости от типа школы.

Высшее образование

Греческая система высшего образования представлена университетами и учебными заведениями технологического образования. Кроме технических вузов, существуют колледжи, действующие в составе ведущих зарубежных университетов, преимущественно британских.

Выпускники греческого университета

Окончание греческого университета обеспечит надёжное будущее

Интересный момент — Конституция Греции запрещает создание учебных заведений высшей школы, не имеющих государственной принадлежности. Однако в стране работает целый ряд учреждений иностранного происхождения. Например, «Бизнес Колледж Афин» (BCA Business College of Athens), «Бизнес школа Альба» (ALBA Graduate Business School) и другие.

Отдельно стоит выделить Греческий Открытый университет — государственное общественное учреждение мультишкольного толка. Университет функционирует на основе программы дистанционного обучения, утверждённой MBA. Даёт высшее образование, а также последипломное. Относительно молодая структура (запущен в 1999 году) предлагает обучение на базе четырёх школ:

  1. Гуманитарные науки.
  2. Социология.
  3. Наука и техника.
  4. Прикладные искусства.

Абитуриентам необходимо сдать экзамены, назначаемые конкретным учебным заведением. Есть возможность поступления вне зависимости от наличия образования лицея. Такую возможность даёт Греческий открытый университет всем абитуриентам, которым исполнилось 22 года. Отбор счастливчиков осуществляется на основе жребия.

Начало учебного года для высших учебных заведений — 1 сентября. Завершается учебный год 21 июня. В течение всего учебного года студентам предоставляются краткосрочные каникулы. Их общая продолжительность около четырёх недель.

…Начался первый год обучения в Универе, было сложно. Скажу честно, понимала я от силы 30% от того что говорили на уроке. Параллельно подрабатывала переводчиком в одной конторе, в которую меня устроил мой друг по знакомству…

Керкира Анжелика

http://www.greek.ru/grekrubiata/community/user/31981/blog/792/?sphrase_id=97377

Видео: особенности поступления в греческие вузы

Самые популярные учебные заведения

Греция богата образовательными учреждениями высшей школы. Особого внимания заслуживают следующие университеты:

  • Национальный университет имени Каподистрии,
  • Афинский университет экономики и бизнеса,
  • Университет Пирея,
  • Афинская школа искусств,
  • Университет Центральной Греции,
  • Университет Аристотеля,
  • Афинский национальный технический университет.

Если судить с точки зрения масштабности и величины, первым, безусловно, считается Университет Аристотеля. Для 95 тыс. студентов 12 факультетов на выбор и 2248 преподавателей разного профессионального уровня. Университет относительно молодой — год образования 1925 и в этом плане его опережает другое учебное заведение.

Университет имени Аристотеля в Салониках

Университет имени Аристотеля в Салониках — самое крупное учебное учреждение в Греции

Национальный университет имени Каподистрии — старейшина греческого высшего образования. Основан в 1837 году. По масштабности занимает второе место среди вузов. Структура университета — 5 институтов и 5 независимых факультетов. В общей сложности студентам предлагается 31 факультет.

Национальный университет имени Каподистрии

Главный вход Национального университета имени Каподистрии

Третье место среди вузов страны занимает Афинский университет экономики и бизнеса, который считается ещё и самым престижным образовательным учреждением Греции. Был построен и запущен в 1920 году. Предлагает 8 различных факультетов.

Афинский университет экономики и бизнеса

Афинский университет экономики и бизнеса был основан в 1920 году

Близким родственником Афинской школы бизнеса является Университет Пирея. Назван так в честь города, где был построен в 1938 году и назывался изначально Промышленной школой. Отличается наличием современного исследовательского центра. Предлагает 9 факультетов.

Университет Пирея

Университет Пирея готовит специалистов в области экономики, бизнес-менеджмента и информационных технологий

Афинская школа искусств — она же школа изобразительного искусства, основанная в Греции в период XVIII века. Структурно состоит из двух отделений — истории искусства и теории свободных искусств. В 1910 году получила статус независимого университета.

Афинская школа изящных искусств

Фасад Афинской школы изящных искусств воодушевления не вызывает, но всё же учебное заведение является достаточно популярным среди абитуриентов

На территории другого греческого города — Ламия, находится университет Центральной Греции. Один из молодых греческих ВУЗов, который был основан в 2003 году. Несмотря на свою молодость, получил высокое признание благодаря факультету компьютерных технологий и биомедицинской информатики, а также факультету экономического развития.

Университет Центральной Греции

Университет Центральной Греции был основан в 2003 году

Метсовион — так прежде именовался Афинский национальный технический университет. Это престижный и старейший ВУЗ Греции, созданный в далёком 1836 году. Высшее техническое образование можно получить на любом из 9 факультетов, где в общей сложности работают 33 кафедры.

Афинский национальный технический университет

Афинская политехника — так называют студенты Афинский национальный технический университет

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Рассматривая требования, предъявляемые к иностранным абитуриентам, в первую очередь следует отметить фактор их разделения на две категории — А и В. К первой относятся иностранные абитуриенты — выходцы из стран, не являющихся членами Европейского Союза. Вторая категория — это абитуриенты из стран ЕС.

…В соответствии с Решением министерства Ф. 151/20049/В6/20.02.2007 (Выпуск правительственной газеты (ФЕК) 272В/01–03–07) предусмотрены различные категории кандидатов, в отношении которых действуют положения о приёме в вузы…

http://www.greek.ru/all/educationingreece/index5.php

Исходя из этого решения министерства, потенциальному абитуриенту необходимы:

  • справка, подтверждающая отсутствие греческого происхождения;
  • паспорт, виза или разрешение на временное посещение Греции,
  • заявление по форме, где указан ВУЗ для поступления, факультет, отделение;
  • аттестат (оригинал) о среднем образовании вместе с документом, подтверждающим подлинность аттестата;
  • справка от Министерства образования страны абитуриента, где указан средний балл аттестата;
  • заявление от абитуриента, где он подтверждает отсутствие у него дипломов других греческих ВУЗов.

На каких языках ведётся обучение в Греции?

Преподают на двух языках — греческом и английском. На русском языке обучение не предусмотрено. Для получения образования на английском языке абитуриентам потребуется подтверждение своих знаний тестами TOEFL или IELTS.

…поступить можно и без знания языка. При этом учитываются только ваши школьные оценки. Если по итогам конкурса Министерство образования примет положительное решение, то для иностранцев даётся 1 год на изучение греческого. На самом же деле это совсем не год, так как курсы с октября по май, а в конце мая требуется уже сдать экзамен, точнее 2 экзамена — устный и письменный…

Lenusikk

http://www.greek.ru/forum/messages/forum101/topic11172/message470215/#message470215 

Как подтвердить российское образование?

Эту функцию в Греции исполняет Всеобщий Центр признания дипломов иностранных учебных заведений (ДИКАТСА). Подтверждение предусматривает подачу прошения, где указывается:

  • тип документа для подтверждения и личные данные;
  • наименование высшего учебного заведения, где получено образование;
  • тип греческого документа, который соответствует имеющемуся диплому;
  • средний балл диплома, соответствующий греческой системе образования;
  • способ получения ответа на прошение (лично в руки, почтовой пересылкой).

За все услуги потребуется оплатить пошлину в размере €120. Пошлина направляется на банковский счёт ДИКАТСА в Национальном Банке Греции. Кроме прошения, необходимо также подать заявление о личной ответственности, предварительно заверенное полицейской службой. Этим заявлением абитуриент подтверждает:

  • подлинность всех направляемых на подтверждение документов;
  • отсутствие каких-либо других прошений о подтверждении образования;
  • местонахождение вуза, где получено образование и место практики;

Дополнительно к заявлению:

  • подтверждение вида на жительство в Греции;
  • подтверждение разрешения на трудоустройство в Греции;
  • заверенную копию свидетельства о среднем образовании;
  • заверенную копию диплома;
  • справку из консульства России, подтверждающую право на получение образования в Греции;
  • путеводитель по предметам вуза, куда абитуриент предполагает поступать.

Все документы должны быть переведены на греческий язык профессиональной службой перевода.

Стоимость обучения в Греции

Обучение, как отдельный процесс, требует от иностранного студента минимального количества денег — около €200 в месяц. Точная калькуляция зависит от конкретного вуза и выбранной образовательной программы. Однако непосредственно к расходам на обучение необходимо добавить расходы на питание и проживание. Это ещё минимум €500 на месяц.

Студенческая столовая

Студенты университета Аристотеля питаются бесплатно в столовой вуза

Интересный момент, если учитывать, что официально греческое высшее образование считается полностью бесплатным. Действительно, многие государственные вузы предлагают бесплатное образование иностранным студентам. При этом каждое учреждение затрачивает на одного студента в среднем €500–600 в месяц, а большая часть вузов испытывает трудности с финансированием преподавателей. Но судя по отзывам, для студентов это мелочи жизни.

…Грецию многие привыкли ругать, осуждать, рассказывать об их лени, нежелании работать, бюрократии ну и т. п. Но эта страна даёт огромную государственную поддержку молодёжи и студентам. У студентов много льгот, начиная от бесплатного образования, 50% оплаты за транспорт и заканчивая бесплатной столовой…

tmax777

http://pora-valit.livejournal.com/4372642.html

Отбор студентов для дальнейшего обучения выполняется с помощью системы жёстких экзаменов. Чтобы успешно сдать экзамены, большинству иностранцев приходится обращаться к услугам дополнительных курсов. А такие курсы всегда платные и дорогостоящие. Поэтому о реальном бесплатном образовании в Греции можно говорить только с позиции условности. Обычно для родителей студентов учёба детей в Греции обходится в сумму не менее чем €7000–10000 за год.

Видео: сколько стоит жизнь студента в Греции

Плюсы и минусы греческого образования (итоговая таблица)

Греческий вариант иммиграции через студенческие потоки — это лёгкий способ переселения на новое место жительства. Но главное даже не в простоте иммиграции. Важный момент — получение образования, то есть создание надёжного фундамента для строительства новой жизни. Когда на вооружении иммигранта есть знания языка и разных наук, остаться жить в Греции не составит большого труда.

Любитель-аналитик с дипломом. Копирайтер. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

emigrant.guru

Особенности Греции

Размышления о судьбах Греции

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня наша тема — особенности Греции, её развития как страны и греков как нации. Конечно, это огромная тема, и всю её в одной статье не охватить. И говорить об этом буду не я, а гость сайта и его постоянный читатель — Дмитрий Стольников.

Дима уже оставлял развернутые и эмоциональные комментарии к статьям сайта, и некоторые из этих комментариев я объединила в форме статьи. Любой из вас, уважаемые читатели, кому есть что сказать по теме сайта и кто считает, что его мнение может быть полезно другим — присылайте свои заявки, я их рассмотрю.

Сразу хочу сказать, что, печатая чужие материалы, я совсем не обязательно соглашаюсь с каждой фразой. Мнение автора — это только мнение автора, оно может не совпадать с мнением других, но имеет право на существование. Итак, слово Дмитрию:

Добрый день! Зовут меня Стольников Димитриос.Родился я еще в могущественном Советском Союзе, в Казахстане, 25 марта 1981 года. Папа у меня из Красноярска, в 1969 году с родителями переселился в Казахстан. Мама — гречанка, родителей матери еще при Сталине выслали с Кавказа в Казахстан.

В Союзе я окончил 7 классов школы, а с первого класса, хоть греческого и не знал, но мифы древней Греции прочитал до 9 класса 73 раза, был просто влюблен в эти мифы. Так как мой отец был русским, про Грецию я больше в школе и из учебников узнавал, и в свободное время всегда читал Илиаду.

В 1994 году мы решили переехать в Грецию, где я закончил школу. Переехали мы в город Салоники – семья: папа, мама, я и две сестры. В Греции я отслужил в армии и в 2001 году уехал сам работать в Германию, где работал в городах Ульм, Бремен, Норденай и два года в Берлине. В 2005 я приехал обратно в Грецию, где пробыл 1 год, в 2006 я уехал в Данию работать, где проработал 1 год, после чего уехал в Австрию, в Вену, где закончил экономический университет и где проживаю до сих пор.

Работаю я в мебельном концерне ИКЕА, должность менеджер-асистент, а также вечером подрабатываю в частной школе: делаю компьютеры, убираю, белю и  т.д.! В свободное время увлекаюсь чтением, поэзией, спортом и плаванием. А также 2 воскресенья в месяц подрабатываю в ресторане официантом.

Я был во многих странах, за свои 32 видел многое в разных городах и в разных нациях. Но Греция — это любовь навсегда — и как ребенок скучает по матери, так и все эллины скучают по своей матери Элладе, да и обидно, Елена, за своих сограждан, понимая и зная их историю, смотреть на то, как образованные немцы манипулируют Грецией (но это они так думают).

И первое, с чего я хочу начать, так это со слова понтийцы — нации «понтии» НЕТ! Просто слово Понтос, как мы знаем, происходит от названия Черного моря, да,  но понтии — это эллины с Ионии, просто когда шла колонизация, эллины с Ионии ушли жить в место, где рядом было море — Эвксинос Понтос. Понтии — это те же люди как с Крита, поэтому и фамилии у нас одинаковы, так как и мы, и они — племена ионийцев.

А пеласги — это те эллины, которые светлые и окончания фамилий  у них «ос» и «ас». Так что понтии — это те же эллины (а кто сомневается — ко мне))!!! Есть у нас в Греции люди из Цалки, конечно, они не все греки, они подданые византийской империи, которые после 1821 года получили греческое гражданство, и все так просто)) В России тоже не все русские, хотя гражданство у всех русское.

Я грек

Второе, что я хочу добавить о нации эллинов — это то, что грек по психологии думает сердцем, отсюда и выходит любовь к Родине, к стране или ПАОК)) (футбольная команда Салоник. Е.М.) А не думают сперва головой, отсюда и грязные улицы, хотя все любят Грецию и говорят это, греки думают эмоциями и сердцем, потом разумом. Западные люди думают разумом сперва, отсюда и стабильная экономика и т.д., но НЕ ДУМАЮТ ВООБЩЕ СЕРДЦЕМ! Отсюда и дети живут с 18 лет отдельно и старики живут в домах престарелых.

На Западе так учат детей — а в Греции детей и стариков любят. Что бы мне кто ни говорил, ни один грек никогда не бросит свою мать, и поэтому мы как нация еще существуем. Я со своей мамой каждый день разгавариваю, хотя мне 32. Просто нам, грекам, нужно научиться разум совмещать с сердцем – это  можно сделать. Надо знания развивать, а вот немец никогда не сможет сердцем думать, так как это подарок от наших великих предков.

Поэтому я больше чем уверен, что светлое будущее будет уже у следущего поколения. Все думают, что греки такие дураки, а ну пусть мне кто-нибудь покажет страну на глобусе, которая за последние 200 лет увеличила свою территорию в 5 раз, пусть покажут государство, которое обвело вокруг пальца все европейские умы и получило помощь, которую никто никогда еще не получал.

Есть, может, греки, которые только кофе пьют, но есть и другая сторона нашей нации – люди, которые тяжелей золота. Я работаю в компании, где 562 человека, в нашим отделении я один грек среди 52 человек. И знаешь, что я замечаю, что в этих людях нет свободы, нет своего мышления, нет хитрости. Кстати о хитрости греков:  у греков душевная потребность хитрить, грек — это же ребенок в душе, а ребенок тоже хитрит и обманывает. Но ребенок вреда не несет, так же и от грека вреда не увидишь. Такая психология.

Расскажу чуть о греках  Запада, так как больше я общался с ними, чем русскими греками. Первое, что хочу сказать, — на Западе ты можешь увидеть настоящих эллинов, я имею в виду, совсем недалеко отстающих от своих предков в плане культуры.

Если в Австрии 170 000 турок, то, может быть, встретишь одного архитектора, одного врача и т.д. из этих 170 000. Греков в Вене, а не всей Австрии,  5 тысяч всего — и врачи есть не один, так как Гиппократ живет в их крови. Зам. мэра Вены — гречанка Мария, которая приехала в 25 лет сюда. И немало греческих организаций,  а ресторанов и не говорю, а нас всего 5000 в Вене. Я еще не совсем богат, как они, но не за горами мое время. 🙂

В Америке мало кто знает, что в американских институтах преподают 3784 профессора — греки по национальности, и в НАСА, космической организации, немало греков-ученых. Мало кто знает, что греческое лобби в Америке влияет на политические структуры Америки не меньше еврейского. Что такое лобби: во первых — в Америке есть американоэллинский институт греков, в который входят все организации греческих общин в Америке. Эта организация выступает за интересы Греции в Белом доме – ни много ни мало греческое лобби имеет в данный момент на своей стороне около 300 конгрессменов (депутатов) и около 50 сенаторов (губернаторы).

Почему я пишу именно про Америку? Так как я думаю, что все идет для Греции оттуда, вся программа для греков, и то, как накололи ЕС, когда Греция входила в Европу, и насчет того, что сейчас. Насчет Второй мировой войны, чтобы немцы заплатили грекам контрибуции, я тоже думаю, из-за океана шепчут. Ведь Германия в реале в данный момент выплачивает Англии за Вторую мировую войну.

В Америки греки составляют всего 0,5%от населения, но только им и ирландцам в Америке разрешено справлять в Белом доме свои национальные праздники вместе с Обамой, а это, Елена, много что значит — не евреи, не немцы, а только греки и ирландцы! и ГДЕ —  В АМЕРИКЕ в Белом доме!

Например, мало кто знает, что смартфон Блакберри, который участвовал в революции сотовых телефонов и который успешно развивается на мировом рынке, создал грек – уверен,  мало греков знает, что Блакберри фирма именно греку принадлежит.

Около 46% нефти в Америку возят греческие судовладельцы — я всегда говорил, землей правят евреи, а морями греки. 700 семей греков, которые правят в данный момент 22% мирового торгового флота, чересчур богаты, и о них мы в СМИ ничего не слышим. Но я уверен, что за этими 700 семьями не 10 и не 20 миллиардов долларов, и они в Лондоне большинство.

Ницше о Греках

Ницше о Греках: «Греческая раса — идеальнейшая, прекраснейшая и обаятельнейшая из всех рас»

В Англии да и вообще в ЕС греческого лобби нет — а это плохо, притом, что в ЕС вместе с Россией свыше 2 миллионов греков, у которых есть хорошие посты, у многих бизнес. А организации, чтоб был общий интерес для Греции, — нет, хотя ресурсы у многих есть.

Сильное греческое лобби также находится в Австралии. Говорят, в мире первый город с количеством проживающих греков, это Афины, второй – Салоники,  а третий – Мельбурн, и так оно на самом деле и есть. В 20-миллионой Австралии проживает около 1 миллиона греков, это успешные бизнесмены, хорошие ученые, а также в политике Австралии немало греков. Именно греческая община в 2009 после начала кризиса в Греции собрала 10 миллионов евро в помощь Греции, была одна женщина, которая миллион положила, я тоже участвовал, но мой вклад был намного меньше — 700 евро.

Сравнивать советских греков с греками, проживающими на Западе, нельзя. По-другому мы думаем, по-другому они — и вот эти «стычки» мыслей вливаются в Грецию, в народ, отчего происходят смуты в умах населения.

Многие себе могут вопрос задать, почему греческая диаспора идет так успешно, а Греция нет. А все просто — Греция на месте, на котором расположена, это как на минном поле — неправильно шаг сделаешь, так взорваться может, что Афганистаном и Ираком покажется. Географическое положение Греции — это ее радость и печаль, Греция расположена на самом лакомом кусочке Средиземного моря — а история гласит, что тот, кто правил всем Средиземным морем, тот правил миром.

Историю я бы советовал учить — Греция потеряла свое величие и, конечно, это сильно бьет по сердцу каждого грека. Но, изучая ошибки Греции в 1922 и 1974 годах, я смело могу сказать — у наших детей будет великое будущее. Конечно, я знаю и чувствую вас всех в Греции, но посмотрите на мир как на интерес — Греция вошла в ЕС, этим, кто бы что не говорил, инфраструктура поднялась, второе — с драхмой нас бы кризис сейчас задушил, а с евро нет. Наконец, нам нужен ЕС как защита, чтоб добыть нефть, газ, золото и все остальное, без ЕС будет у нас как в Ливии или Ираке. С ЕС мы сделаем свою страну энергетическим узлом мира. Смотрите: сейчас,  в ближайшее будущее — Израиль через Грецию будет газ вести, Азейрбаджан будет тоже, Америка и Россия тоже, а это обозначает, что интересы будут совпадать, а не как в 1922.

europe-ellada

Но о Греции я напишу потом. Знаешь, грекам досталась, как и России, — участь нести на себе тяжелое бремя. Грек неуверен в себе, так как, смотря в прошлое предков, он не видит себя таким же в будущем, не понимая, что, когда ЕС развивался, греки жили в горах, не имея никакой политической силы, которая бы развивала нацию, — а теперь догоняют, и успешно, поверь. Я знаю про самоубийства в Греции, у меня родители 3 года не работали, но что лучше —  чтоб пострадало на какое-то время население или чтоб потом страдали дети — наши родители жили припеваючи в Союзе, за то мы платим.

Я хочу увидеть в наших детях новых Платонов и Сократов и готов жертвовать ради этого – кто-то должне брать ответственность за будущее наших детей. И я больше чем уверен, что нам, грекам, нечего завидовать другим нациям – лишь бы мы это поняли. Не то что мы непохожи на древних греков, а просто были ошибки истории, греки на 98% похожи на древних греков в облике —  это исследования американского и итальянского институтов, так же как испанцы  и итальянцы, не говоря уже о турках, которые взяли почти 75% ДНК греков, отчего мы и схожи.

Нам не надо бояться прошлого, именно нам принадлежит то наследие, которому суждено быть первым. Может, я не гожусь Аристотелю в подметки — но у меня есть свои истории, которыми я могу поделиться. Когда был футбол Германия – Греция, у меня на работе я говорил хозяйке-немке (которая получает больше, отмечу):  Почему ты не едешь посмотреть, так как на работе все болели за команду и она тоже, она сказала —  дорого. Я ей ничего не сказал.

Настало время матча Германия-Греция, я пришел к ней сразу и сказал: мне нужен отпуск, чтоб поехать на матч, или я больничный возьму. Она улыбнулась и сказала – не жалко отдавать 600 евро за два дня? Я ей сказал: Да или нет?, она сказала ОК  и спросила: Как думаешь, кто выиграет? Я сказал с честью: Германия намного сильней, но будьте уверены, что мы оставим все до последней капли на стадионе, а не только 600 евро. Я убил ее этими словами.

Или как-то мы решили рабочим близким кругом посидеть, в Венгрии у знакомого свой дом, гриль и так далее! В момент разгара кризиса, тогда, когда в течении двух лет в газетах на первых страницах нас унижали, типа лентяи — КАЖДЫЙ ДЕНЬ — ты не представляешь, как больно. Я заплатил за все абсолютно, чтоб они знали, что не только они нас кормят, как они думают, но и мы их. Ну короче, наелись, сидим пьем кофе и беседуем, и, конечно, про кризис тоже. Были люди из Германии и еще пары стран.

И полячка говорит мне: Дима, почему в Греции все это, почему греки не признают своих ошибок? и другие с иронией поддержали ее. Я ей ответил:  зато у нас самая красивая страна в ЕС, а может в мире, она улыбнулась, я ей сказал — трудно это все понять, я года учил. А австриец говорит мне: Почему мы должны были Греции миллиард давать, когда могли себе в развитие кинуть? и с иронией сказал, не понимая в политике ничего.

Я сказал: Слушай, умник (хоть и мой друг был), ты сидишь из себя строишь героя страны. Я своих не бросил без денег в Греции, и просто в организации поддержки выслал 1200 евро, что ты сделал, что разговариваешь так? Это не помощь, а кредит, который и ты можешь взять, я этой стране отдал 18 месяцев из своей жизни, а ты только 6, и ты выбрал легче путь — в армии, а я выбрал родину, за которую, если во мне будет нуждаться, я буду завтра там, я, моя жизнь и мой кошелек. Тогда они все на меня посмотрели. И я понял, увидев в их глазах, что у них таких мыслей в психологии просто нет.

Мой совет грекам – знания. Знания нас выведут из тьмы.

Греки

Дописать стоит и о минусах диаспоры греков, — я минусы в первую очередь изучаю – знаешь, почему греки вместе в обнимку танцуют? Уверен, мало греков знают, что вместе мы начали танцевать ещё с древности, танцы показывают единство эллинов и сплоченность народа. Так почему мы же, мы и все взрослые не учат этому детей — в перспективе это отражается в нации. Да и доказывало в Марафонской битве – кстати, персы с греками воевали за свободу, — а Леонид при Фермопилах умер ради того, чтоб объединить греческие царства вместе.

Кстати, в те времена спартанцы родили таверну, знаешь, почему только в Греции есть таверна, а везде в мире рестораны? Таверну придумал спартанский правитель Ликург, таверна обозначает простое заведение, где могут кушать как бедные, так и богатые, чтоб не было различия. И эта традиция осталась до сих пор. До сих пор в Греции ты можешь увидеть в таверне машины «Порше», а рядом какой-нибудь бедняга за столом кушает. Я  горжусь этим, правда, я был не в одной стране, в Москве, где богатые кушают, бедному даже посмотреть не дадут.

Минус греческого общества в Европе — это что мы должны помогать друг другу, а многие этого не делают. Я знаю одного грека здесь, у него 6 квартир в Вене, 8 в Афинах, 3 частные школы в Вене — но ни один цент он не вложил в Грецию на данный момент, за что мне стыдно. И таких много в ЕС, поверь, очень много.

Нас в мире законных греков 23 миллиона — только в Сирии есть 300 тысяч греков-мусульман, их турки исламизировали при османской империи и выслали в Сирию, они в данный момент говорят на греческом, но их забыли а в мире. В каждой стране есть греки, где мало, где много, и мы не должны их забывать, так как если мы забудем их, то дети их забудут нас и кто мы были.

Главное, чтобы сохранить нашу самобытность, мы должны наших детей учить православию, так как церковь – это тот институт, который объединяет греков в мире. Через православное воспитание у греков сохраняется то слово, которое ни на каком языке нельзя перевести — это слово «филотимо».

«Филотимо» (Φιλότιμο) по-русски можно понять  как благородство, отвага, чувство собственного достоинства, совесть — вместе взятые. Этому мы должны своих детей учить. В Греции детей любят без слов как нигде, но нет воспитания правильного, дайте мне всех детей Греции и за 20 лет мы возродим из них древнюю Грецию!

Благодарю Дмитрия за такое искреннее и эмоциональное повествование от человека, который живет далеко от Греции, но так болеет за неё. Какие-то мысли Димы кажутся спорными, но тут, как говорится, история рассудит и все расставит на свои места! Главное, что пишет человек неравнодушный и искренний, а это всегда ценно. Стиль изложения получился своеобразный, конечно, имеет значение, что из бывшего Союза Дмитрий уехал ещё ребенком и с русским языком некоторые сложности.

Уважаемые читатели, поделитесь своими впечатлениями и мыслями в комментариях, что вам показалось интересным и что зацепило?Какие особенности Греции показались вам особенно примечательными или спорными? Нам важно ваше мнение!

 

26.04.2013Елена Метелева

elramd.com

Чем Европа и мир обязаны Греции

… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.  Это одна из причин, заставляющих нас снова и снова возвращаться к философии, науке и культуре, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ  — так писал более сто лет назад Фридрих Энгельс.

Эллинизм оставил глубочайший след в развитии человечества, оказав большое влияние на всю мировую культуру, а античная Эллада по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Греки вошли в новую историю как обычный народ, не игравший заметной политической роли, но после микенских раскопок Шлимана мир вдруг открыл для себя древнюю эпоху величия Греции, удивился и восхищенно преклонился перед ней.

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островов в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайщую роль в истории человечества, — культура древних эллинов, народа — единственного в своем роде, творца такого уникального феномена, которым является  греческое чудо.Казалось бы, Греция в прошлом не отличалась от своих соседей ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако, именно здесь культура достигла такого расцвета, который долгие тысячелетия считался недосягаемым и даже не превзойденным.

Греки первыми в мире поставили вопрос об образе жизни. Афинская демократия, основанная в те далекие времена, и ныне служит образцом для всякого, кто задумывается о равноправии и свободе каждого гражданина, а город Афины заслужил называться исторической столицей Европы. Эта демократия и свобода личности послужили импульсом такого мощного интеллектуального взрыва со своим необычайным числом гениев, какой имел место в V-VI веках до нашей эры.

Афинская демократия до сих пор остается формой правления, не имеющей себе равных по масштабам наделения властью народа. Дошедшие до нас образцы художественного творчества — скульптура, архитектура, зодчество, росписи, керамика, поэзия, драматургия, лирика, а также мифы и сказания Античной Эллады — принадлежат к высочайшим, поистине бесценным творениям человечества. Великие Сократ, Платон и Аристотель сформулировали современный европейский образ мышления. У истоков мировой литературы стоит великий Гомер со своими бессмертными поэмами  «Илиадой»  и  «Одиссеей».Еще до нашей эры Южная Италия и Сицилия, заселенные в основном греками, до завоевания их Римом составляли Великую Грецию. До сих пор южные итальянцы внешне больше похожи на греков, чем на своих северных соотечественников. На Сицилии впервые возникла организация для защиты населения, впоследствии превратившаяся во всемирно известную сицилийскую мафию. В 1989 году были арестованы ее последние  отцы-основатели  — братья Греко, фамилия которых сама за себя говорит.

Весь мир, кроме арабских стран, Китая, Кореи, Японии и еще нескольких государств, пользуется алфавитами, возникшими на основе греческого. Латиница — также является производным греческого письма и была завезена в древности в Южную Италию с греческих островов, откуда и получила свое дальнейшее распространение.В период  великой греческой колонизации  VIII-VI веков до нашей эры пытливые жители Эллады заселили все побережья Средиземного и Черного морей. Они принесли сюда свою высокую цивилизацию, оказавшую большое влияние на развитие культуры коренного населения. Bскоре здесь зашумели десятки греческих городов, многие из которых сохранились до наших дней, такие, как Калиполи (Барселона), Аликанте, Марсель, Ницца, Антиб,Алерия, Неаполь, Сиракузы, Мессина, Катания Таранто, Бриндзи, Анкона, Киренея, Триполи, Милет, Измир, Анталия, Эфес на Средиземном море и Синоп, Самсунт, Керасунт, Трапезунт, Триполи (Терибол), Сурмена, Анапа, Пантикапей(Керчь), Феодосия, Евпатория, Варна , Бургас, Диаскурия(Сухуми), Фазис (Поти) на Черном.

Политические традиции Афин, заложенные великим Солоном, и открытая культура получили широкое распространение по мере того, как ее уникально привлекательные черты были воспроизведены в этих ста пятидесяти афинских колониях по берегам этих морей и в Азии до Индии.

Греция подарила миру Олимпийские игры с их прекрасными принципами олимпизма. Эти соревнования, возрожденные в наше время, последние сто лет каждые четыре года являются знаменательными событиями и приковывают к себе внимание более миллиарда людей на Земле, а зажженный в Греции в местечке Олимпия, огонь переносится через многие страны к месту проведения игр. И как уважение к основателям Олимпийских игр, первой на параде открытия идет команда Греции под греческим флагом, и первым звучит греческий гимн.

Походы Александра Македонского резко изменили Восток —  из соединения и взаимодействия черт греческого и ближневосточного образов жизни возникла культура эллинизма, распространившаяся вскоре на весь известный в ту пору мир и сыгравшая большую роль в истории этих стран, и, кроме того, греками здесь были построены более семидесяти городов, многие из которых существуют и процветают до наших дней.Интересно, что во время персидского и индийского походов малочисленное войско Александра легко разбивало значительно превосходящие силы своих противников. Этому способствовало и то, что греческие воины прекрасно владели приемами своей олимпийской борьбы — панкратиона, в которой разрешалась любая тактика и приемы, кроме укусов. Как сообщают древние китайские и японские источники, приемы этой борьбы через Индию проникли в Китай и Японию, где легли в основу известных  восточных единоборств.

Да и на буддизм значительное влияние оказала древнегреческая религия. Кроме того, до сих пор в Восточных странах живут люди, считающие себя эллинами — потомками воинов Александра, сохраняющие еще древнегреческие традиции и очень гордящиеся своим греческим происхождением, это нахурцы Туркмении и Ирана, патанцы (пуштуны) Афганистана, памирцы Таджикистана, а в высоко в Гималайских горах Пакистана и Индии — каласцы.

Почти полтора столетия в III-II веках до нашей эры на территории теперешних Афганистана и Пакистана, северо-западе Индии и центре Средней Азии существовало грекоговорящее Греко-Бактрийское царство, а также несколько Греко-Индийских царств. (Известный российский археолог Виктор Сарианиди в ходе своих исследований и проводимых им раскопок еще раз убедительно подтвердил этот факт). А на востоке Китая в огромной провинции Юнань (Юнанистан – так в Азии называют Грецию от Ионии) найденные древнегреческие памятники позволяют говорить и об элементах греко-китайской культуре.Уникальная карта XVI века турецкого адмирала Пири Рейса, составленная им на основании греческих карт времен Александра Македонского, на которой была изображена уже открытая к этому времени Америка и еще не обнаруженная человечеством Антарктида – говорит об обширных знаниях древних, греков. У  ацтеков, майя и инков есть общее в их мифологии-бледнолицые люди с бородами приплыли с востока на своих кораблях, обучили их многому и затем уплыли назад. Американские и бразильские ученные считают, что в XIV веке до н.э. микенские греки приплывали через Атлантический океан в Америку.Великий Гиппократ заложил основы современной традиционной медицины, широко пользовался методами фитотерапии и, как выяснилось недавно, даже проводил трепанацию черепа, а его клятва врача слово в слово до сих пор является нормой поведения, благородства и этики медиков всего мира.

Открытия греков в области медицины, математики, физики, астрономии, географии, механики, градостроительства, архитектуры, театра и других сфер деятельности, мифология, государственное устройство и религия, унаследованные и дополненные Древним Римом, считались в Европе непреложными истинами до конца XVI века.Рим по-своему воспринял культуру Эллады, и сам оказался эллинизированным – пытливый дух греков оказал на римлян самое всесторонее влияние —  и это преобразило всю их жизнь. В любой аристократической семье считалось обязательным иметь учителя грека  с тем, чтобы образованный гражданин свободно владел бы греческим языком, широко распространенным в известном тогда мире от Атлантики до Индии.После падения империи Александра Великого на Родосе было создано государственное формирование, и родосцы, будучи искренне преданными конституционным принцыпам, выработали свод морских законов, которые впоследствии были широко использованы римлянами после завоевания ими острова. В известном смысле, современное мировое законодательство, основанное на римском праве, восходит именно к родоским установлениям.

Величайший император Рима Юлий Цезарь всегда опирался на напористых и умных греков, которые все время шли за ним и вели за собой остальных — сила их была отнюдь не меньше, чем сила Цезаря.Сияние Эллады не померкло при римской власти, не угасло и после падения Рима.Арабский мир тоже перенял у греков немало знаний, применил их практически и засвидетельствовал письменно. Во времена крестовых походов крестоносцы с удивлением это отмечали.Исключительное богатство греческого языка и изобилие слов до сих пор поражает не только новичков, но и знатоков. Греческий язык стал языком христианства, т.к. греки первыми подхватили учение Христа и распространили его по всей обширной ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы римской империи и в соседних странах. Священное Писание т.е. Новый Завет, состоящий из Евангелий – «Благой Вести», Деяний и Посланий апостолов, Апокалипсиса – Откровения Иоанна Богослова было написано и распространилось по миру на греческом языке. В течение первых пяти веков существования христианства все теологические споры велись исключительно на греческом языке. Христианский мир изначально был миром греческого языка, греческих терминов, греческих идей, греческих категорий. Вместе с языком приходят ценности и греческое разграничение материи и духа, тела и души, перешло в христианское сознание и сформулировало христианскую систему чувств. В результате иудео-христианский мир выучил греческий язык и освоил греческие категории, придав им новое значение.

Каждый год, еще с глубокой древности за день до греческой православной Пасхи, по старому летоисчислению в Великую Субботу в Иерусалиме в храме Гроба Господня происходит одно из замечательнейших Божьих чудес. В час дня совершается крестный ход, а затем греческий Патриарх Иерусалима в сердце храма в ложе Живоносного Гроба молится – читает специальную молитву и появляется молниеносный зигзаг света – голубые огоньки рассыпаются по всему Ложу и зажигают греческую лампаду. Этот огонь  только первые 15 минут не обжигает – язык пламени холодный. Таинство сие исполняется именно греческим Патриархом. В этот же день Благодатный огонь отправляется во все уголки христианского мира.

В Византийской империи в IV-VI веках до нашей эры проживало 64 миллиона людей, в то время, как население Китая составляло порядка 20 миллионов, а Англии — около 5 миллионов. Половина всего золота тогдашнего мира находилось в Константинополе. Эта монархия представляла собой мощную систему, которая обучила Запад своим методам и принцыпам организации и управления – ее влияние распространилось по всей Европе.

Греческая Византия на протяжении многих столетий была связана с Русью теснейшими узами, она принесла ей христианскую веру, алфавит и напрямую соединила с античной традицией. И Русь и Россия вплоть до последнего столетия всегда считали себя прямыми наследниками Византии и говорили,- третий Рим – Москва, а четвертому не бывать.

В IX веке греки — монахи братья Кирилл и Мефодий, используя греческий алфавит, создали славянский с новыми буквами применительно к звукам этого языка.В конце X века византийцы провели в реке Днепр у Киева крещение славян и первыми священнослужителями в русских церквях были греки. Принятие христианства было событием величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси. Крещение явилось переломным моментом в жизни народа- способствовало широкому распространению грамотности, просвещению, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Греческий язык оказал и оказывает огромное влияние на все европейские языки, которые обогатили себя большим количеством греческих слов. Очень точно выразил свою благодарность греческому языку величайший русский поэт А. С. Пушкин: « …как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В Х I веке древний греческий язык вдруг открыл обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи: словом, усыновил его, избавив, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность ». Да и в мировой науке стало правилом для обозначения всего нового использовать лексические греческие корни.

Когда в XV веке пал Константинополь и перстала существовать Великая тысячелетняя империя, из разных областей Греции все больше и больше ромеев бежало в Италию, унося с собой остатки ослепительных византийских мод, богатство, произведения искусств, свои роскошные привычки, свои умные и хитрые головы, своих пламенных богословов, своих поэтов, свой великолепный язык и древнюю литературу. Византийская знать удивляла итальянцев своим блеском, шиком, утонченными манерами, образованностью, культурой.Эти щеголи, эстеты, ученые, богословы, художники, государственные люди, дипломаты, люди высшего общества вынуждены были жить среди потомков суровых римлян. Сменяя и изгоняя варварскую монастырскую латынь фанатического средневековья, раздался веселый смех свободных людей, зазвенел итальянский язык наряду с греческим, прозвучали речи древних великих ораторов и политологов, возродились творения историков и философов.

Ловкие византийцы торговали своей образованностью, захватывали ведущие позиции, и древность обновлялась, получая силу и блеск, шла, поднималась, возвращалась к античности великая эпоха Возрождения, ослепляющая после сумерек средневековья. В мировой истории открылась новая, бурная эпоха. Дух Эллады теперь уже озаряет на Западе эту великую эпоху, названную Возрождением именно потому, что в ту пору после свирепствовавшей инквизиции возродился идеал гуманизма и красоты, некогда нашедший свое высшее воплощение в Афинском Акрополе. Греки посеяли на суровой католической почве элементы античной любви к свободному духу, к живому человеческому телу, к открытым и сочным чувствам. Великий греческий механик и ученый Герон Александрийский, живший во II веке до нашей эры, оказал большое влияние на гениев Возрождения, а созданная им паровая машина появилась за 18-20 столетий до ее повторного изобретения.

В это же время супруга Московского царя Ивана III, племянница последнего императора Византии Константина — Софья (Зои) Палеолог, сыграла большую роль в укреплении Московского царства, в освобождении его от татаро-монгольской зависимости и в превращении Москвы из деревянной в белокаменную.«Эллины – самый великий народ, который видело вообще человечество. Им мы обязаны всем. Если бы их не было, мир остался бы слепым. Мы не имеем право забывать потомков Александра Великого, Платона и Аристотеля, первых христиан, которые открыли нам глаза, и вывели из тьмы невежества и идолопоклонства. Освобождение эллинов будет моей первой мыслью и первой моей целью», — эти слова были сказаны великим русским царем Петром I.

В ХХ веке греки первыми одержали победу над фашизмом, разгромив в 1940 году итальянскую армию, и эта победа оказала большое влияние на весь ход II Мировой войны. Эта победа дала повод Уинстону Черчиллю произнести свои знаменитые слова, облетевшие весь мир, — «Не греки воюют, как герои, а герои воюют, как греки», имея в виду великих мифологических героев Древней Греции, как Геракл, Ахилл, Патрокл, Одиссей, Гектор… Отдавая дань этой, да и всем предыдущим историческим победам эллинов известный греческий писатель Манолис Лудемис прекрасно выразил сущность этого народа: « Возможно, греки никогда не набивали свои желудки, зато головы их никогда не пустовали. Этот народ еще в те далекие времена был полон любознательности и противоречий, гибкий в мысли, боевой, со светлым умом и вместе с тем зачастую являлся хвастолюбивым, властолюбивым и мстительным, ум острый и изворотливый. Душа вечно ищущая, полная увлекательной мечты и зла – бабочка и змея одновременно. В одной руке он держал мастерок для созидания, в другой – заступ для разрушения. Но как только этот народ подвергался внешней опасности, он сразу же становился единым. Тогда он подавлял в себе все мелкое и наносное и бесстрашно шел на жертвы, полный дерзости и величия ».

Образованные круги Европы вновь и вновь обращаются к изучению греческого языка и культуры. Но не только искусство и наука греков оказали влияние на развитие европейской цивилизации. Греческое понимание ценности каждого отдельного человека, признание его права на личную свободу и право каждого народа на самоопределение явились теми идеялами, на которых построена вся современная европейская демократия.А, найденный на дне Эгейского моря на потерпевшем крушение античном корабле древнегреческий механизм, в котором использовались методы трехмерной компьютерной томографии, созданного  на о. Родос в 100-150 г.г. до н.э. греком-философом Посейдонисом —  потряс и озадачил современных ученых. В нем применимы дифференциальная передача, изобретенная не ранее ХVΙ века, а уровень и точность механической обработки деталей — их размеры и сложность изготовления — сравнимы с тем, что было достигнуто в производстве механических часов лишь в XVII веке. Благодаря рентгеновской методике удалось прочитать около 2 тыс. символов на древнегреческом и почти все они на поверхности деталей механизма. Этот древнегреческий компьютер был предназначен для расчетов движения небесных тел с трудно представимой сегодня  точностью — своеобразный высокоточный календарь с предсказанием солнечных и лунных затмений. Это ставит вопрос о серьезной коррекции  наших представлениях об уровне развития древнегреческой цивилизации и механики в частности.

Так, античная Греция утвердила и пронесла в веках свой высочайший духовный авторитет, заметно определивший облик всего мира. И хотя классической Греции давно не существует, влияние ее наследия на мировую культуру будет продолжаться еще долгие и долгие годы.И, в заключении, хочется привести слова известного американского ученого Томаса Кахилла: «каким бы ни был наш нынешний опыт, какие бы знания мы ни надеялись получить, чего бы ни желали больше всего, что бы ни рассчитывали отыскать, неизменно оказывается, что греки нас уже опередили».

Яннис КЕСИСОВ, председательОбщества греков г. Батуми, председатель Совета диаспор Аджарии,член  парламента Аджарии 1996-2004гг, академик — действительный член Международной Академии информатизации, помощник по Госдуме депутата Ж. И. Алферова.

papounidis.com

Античная Греция

Крито-микенский период и Темные века

Современная Греция занимает область материка, глубоко вдающуюся в северо-восточную часть Средиземногоморя, а также прилегающие острова. Греки называют свою страну Элладой, а себя – эллинами по имени легендарного героя Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода. Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла. Ремеслами стали заниматься целые семьи, производившие гончарные и ювелирные изделия, а также орудия труда и оружие. Люди стали более богатыми, особенно на южных островах Эгейского моря. Население увеличилось, появились города.

Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс (1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской» по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы выезжали за пределы Крита. На суше они пользовались повозками, освоили морские пути, создали флот, и, по словам, греческого историка V в. до н.э. Фукидида (около 460-400 до н.э.), царь Крита был и морским владыкой. Свои города минойцы строили на побережье, каждый из них возникал вокруг дворца. Первые дворцы, построенные около 2000 г. до н.э., через 300 лет были уничтожены землетрясением. Построенные на их месте более роскошные дворцы обнаружены археологами. Минойцы знали письменность – так называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано. Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана.

Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами. Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город – акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). Записи на греческом языке производились на глиняных табличках и были расшифрованы английским ученым М.Вентрисом в 1953 г.

Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине XIII в. до н.э. несколько подряд неурожайных лет сократили торговлю, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой.

К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.

Период архаики

В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии. Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов. В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Классический период и эпоха эллинизма

В началеV в до н.э. греческий мир, широко распространившийся по берегам Средиземного моря, испытал сильнейший кризис – столкновение с огромной персидской державой и ее союзником на Западе – Карфагеном.

Греко-персидская война. В конце VI и начале V вв. до н.э. персидское правительство развивает широкие завоевательные планы, для осуществления которых оно располагало крупнейшими финансовыми средствами. Большое место в этих планах отводилось покорению Греции. Греция была раздроблена, существовала разрозненность интересов между отдельными полисами и общинами: Спарта и Аргос, Афины и Эгина, беотийские города и Фивы конфликтовали, не существовало общенациональной организации, и хотя для ведения войны с персами образовался временный союз, он был слабым, и некоторые полисы, такие, как Аргос, Фессалия, Фивы, остались нейтральными по отношению к нему.

К союзу присоединился 31 полис. Во главе его стояла Спарта, наиболее сильная ополчением. На общие нужды союзники собрали денежные средства и передали их спартанцам в качестве военного налога.

Основателями Спарты в Х в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в область южной Греции (Лаконию) и завоевавшие в VIII в. до н.э. соседнюю, богатую и плодородную, область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары. Спартанские ремесленники изготовляли прекрасные изделия из металла, художники расписывали вазы.

События VII в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. Спартанцы создали систему воспитания идеальных воинов. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.

 В 490 г. до н.э. персидское войско высадилось с кораблей в 40 км от Афин в местечке Марафон. Греки напали на персов и разгромили их, не понеся больших потерь. Но вскоре новый персидский царь Ксеркс собрал большую армию и флот и вторгся в Грецию с суши и моря. В 480 г. до н.э. персы перешли через пролив Дарданеллы по плавучему мосту, построенному из кораблей. Чтобы преградить персам путь в Среднюю Грецию, отряд греков под командованием спартанского царя Леонида (508/507-480 до н.э.) занял узкий Фермопильский проход между морем и горами, но был окружен и погиб. Персы захватили всю Аттику, разрушили Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 до н.э.) собрал весь греческий флот у острова Саламин и дал там бой огромному персидскому флоту. В 479 г. до н.э. в бою у Платеи эллины сумели разбить персов и на суше. После этого остатки персидской армии ушли из Греции и больше на Элладу не нападали.

Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета.

Во время правления Фемистокла Афины получили большой доход от серебряных рудников. По старинному типу распределения добычи эту сумму предстояло сообща «проесть», т.е. распределить между гражданами. Фемистокл предложил народу отказаться от этой раздачи и передать эти средства на государственные нужды без вознаграждения.

Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфена, благодаря развитию морских связей и отношений выросли новые. Большое значение Фемистокл придал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу. Чтобы создать боеспособный, могучий флот, участники союза сделали взносы в общую казну в виде своих кораблей и денег; их первая встреча в 478 г. до н.э. произошла на острове Делос, где впоследствии хранилась общая казна союза.

После Персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов.

В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл (ок. 490-429 до н.э.). Талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Он упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в центр просвещения Эллады, в культурную столицу Греции.

При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин – строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство. Это позволило увеличить занятость населения, активизировать его участие в труде и заработке.

Все это потребовало больших трат, и Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.

Пелопоннесская война. Благополучие и процветание Афин нарушилось с началом Пелопоннесской войны. Она велась за господство в Греции между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Она длилась 27 лет (431-404 гг. до н.э.) За эти годы массы людей погибло в казнях и ссылках. Спартанское войско неоднократно вторгалось в самую густонаселенную область – Аттику, в результате ее население уменьшилось вдвое. Военные действия сказались и на экономике Афин. К тому же в Афинах разразилась эпидемия, в которой погиб и Перикл. Начались раздоры и среди афинян. По требованию победителей-спартанцев демократия в Афинах сменилась аристократией. Позднее демократия в Афинах была восстановлена, но стать общегреческим лидером Афинам больше не удалось.

В середине IV в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. македонский царь Филипп II (около 382-336 до н.э.) потребовал, чтобы греки признали его власть и под его руководством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться фиванцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. В этой битве отличился 18-летний сын Филиппа Александр (356-323 до н.э.), ставший через два года царем Македонии и вождем всей Эллады. Его воспитателем был Аристотель (384-322 до н.э.). В 20 лет он вступил на престол и взял власть в Македонии. Александр предполагал укрепить свое господство в Греции и расширить владения в Азии. Он сразу же вступил на путь военных завоеваний, результатом которых стали огромная империя и титул Александра Великого. Его военная кампания отличалась дерзостью и стратегическим искусством. Он был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством, его соратники и войска были ему безгранично преданы.

В 323 г до н.э. Александр, прозванный Македонским, умер от лихорадки, и его военачальники поделили империю между собой, что привело к территориальным войнам, продолжавшимся с 323 г. по 281 г. до н.э. Однако в течение нескольких сотен лет после смерти Александра греческая культура и греческие идеи играли определяющую роль в странах его империи.

Период с 336 по 30 гг. до н.э. называют эпохой эллинизма. Стремившиеся увеличить свою территорию римляне с III в. до н.э. сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем в результате трех войн с Македонией и после восстания в Македонии в 147-146 гг. до н.э. превратили Македонию и Грецию в провинции своей державы.



biofile.ru


Смотрите также