Легенды Горного Алтая из сборника алтайских преданий и мифов В.М. Афанасьева
Собрал Афанасьев Владимир Михайлович.
В красивых горных отрогах, окружающих Айское озеро, в бурных зеленых волнах Катуни, в древних складках гор, на таежных туристских тропинках притаились алтайские легенды. Они ждут, когда их кто-нибудь, когда-нибудь обязательно найдет…
Сказочная, неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды. Но, отражая чарующие душу картины природы, легенды, прежде всего, – это носители традиций и культуры живущего в Горном Алтае народа. Но давайте спросим себя: а много ли мы знаем об этом народе, об этих местах, визитная карточка которых уже давно гуляет в Интернете?
А ведь именно легенды несут колоссальную информацию об этом. Легенды и жизнь. Кажется, что два этих слова ничего общего не имеют, больше того, даже исключают друг друга. Ведь в жизни сплошь и рядом происходят факты достоверные, а легенды - это нечто противоестественное с точки зрения нормального человеческого восприятия. Но если внимательно читаешь легенду, легко убеждаешься в том, что, жизнь тесно связана, переплетена с легендами, а найти черту их разделяющую часто бывает не так-то просто. В легенде автор никогда не называет своего имени, но рассказывает о своем народе, о его правителях, мудрецах, о бедствиях, испытаниях.
В давних алтайских легендах, конечно наиболее ценных для этнографов и фольклористов, авторам абсолютно чужда нормальная логика. В таких легендах герои без тени смущения повествуют о поединках людей с чудовищами, злыми духами. На сцене, как правило, в противовес им присутствуют и добрые духи, карающие провинившихся за нечестивые поступки.
Самые юные, современные легенды, над которыми поработали фольклористы, неугомонные туристы, бесстрашные альпинисты, читаются иначе и воспринимаются логическим, красивым и законченным текстом. Они несут общечеловеческие ценности: нравственность, духовность, мужество, любовь.
Я не ставил цели, собирая легенды, восстановить в них, к примеру, первоначальный смысл. Этим когда-нибудь, уверен, займутся профессионалы. Моя цель – это попытка собрать воедино все, что смог за много лет услышать и записать в Алтайском районе и в районах Горного Алтая за долгие годы работы на турбазе «Селена». Легенды – это история жившего и живущего в нашем крае и в Горном Алтае народа.
Выражаю искреннюю благодарность руководителю краеведческого кружка Сарасинской средней школы Медведевой Л.Д. и ее ребятам – членам кружка за помощь в поиске народных преданий об Алтае.
Надеюсь, что те, кто побывает у нас в гостях, вместе с памятью о первозданных красотах, ярких впечатлениях, фотографиях на память с новыми друзьями, увезут с собой и наши алтайские легенды. Они напомнят потом, чем богат и щедр наш Алтай. И встреча с ним запомнится надолго.
Все легенды Алтая
Источники
Катунь: сборник легенд Горного Алтая / сост. В. Афанасьев.– с. Алтайское, 2007.
Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту: путеводитель.– Горно-Алтайск, 2001.- 76 с.: ил.
Источник: Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая (на материале челканского фольклора).Г. Горно-Алтайск, 1994.
http://www.altaiway.com/mify-i-legendy
www.nbra.ru
Легенды Алтая
Легенда о
Телецком озере.
Давным-давно
на месте Телецкого озера была большая равнина, по которой протекала река
Чулышман. В неё вливались все реки, что впадают теперь в озеро. Это большая
плодородная равнина изобиловала хорошими лугами, где паслись несметные отары
овец, стада коров, косяки лошадей. В тайге было много зверья, а в реках - рыбы.
Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Хан имел огромные
богатства, но самым огромным его достоянием был волшебный золотой меч. Идя на
войну, он всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражения. Про
богатство хана узнал его сосед - хан Богдо. Зная, что силой не завладеть золотым
мечом, он решил завладеть мечом хитростью. Жена Теле - красивая Чальчу - любила
драгоценности, и Теле баловал её ими. Хан Богдо прислал Теле всевозможные
подарки и предложение приехать в гости. Теле принял приглашение, не подозревая о
коварстве Богдо. Он не стал одевать свой золотой меч, да и свите приказал ехать
без оружия, как не упрашивала его Чальчу. «Я еду к своему другу в гости, а не в
стан врагов - меч мне не нужен». Чальчу, затая тревогу и опасение в сердце,
повесила волшебный меч на место.
Хан Теле с
богатым караваном тронулся в далёкий путь. Через 10 дней его встретил передовой
отряд Богдо. К исходу следующего дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу
выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостью
почестей, но к удивлению, принят был, как пленник. По приказу хана Богдо, хан
Теле и его спутники были убиты. В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле
покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал.
Падая, он рассёк землю и ушёл вглубь, образовав огромную, зияющую пропасть между
гор. Жена хана Чальчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что
лишилась мужа, и горе овладело ей. Из ее прекрасных глаз брызнули и покатились
горячие слезы. Они струились так долго и сильно, что пропасть переполнилась и
разлилась озерами. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли, Чальчу
превратилась в говорливый поток. А озеро назвали по имени хана- Телеским
(Телецким).
О Телецком
озере
Когда-то на
месте Телецкого озера была широкая чудо- долина, окруженная белоснежными горами.
В этих горах жили два богатыря. Долго их мир не брал. А причиной тому была
чудо-долина. Каждому из них уж очень захотелось завладеть ею. Наконец, надоело
им спорить. Решились они на договор, Что будут молчать. Кто первый нарушит
молчание, тот и проиграл право на владение чудо - долиной.
Сто дней
и сто ночей прошло, но богатыри упорно молчали. Никто не хотел проигрывать
своего права на владение долиной. И однажды они, сидя на горе, каждый, жестами
пытались вызвать друг друга на разговор. Вдруг перед их глазами, откуда ни
возьмись, появилась в долине женщина. Богатыри смотрели на нее во все глаза и от
изумления одновременно крикнули: «О, женщина!». На их восклицание загремел гром,
засверкали молнии, а женщина исчезла также внезапно, как появилась. Потоки воды
хлынули с неба и гор, спустился густой туман. Когда туман рассеялся, то на месте
чудо - долины красовалось огромное озеро. Тут богатыри поняли, что проиграли
оба. Они одновременно бросились с гор в озеро, надеясь прикоснуться к дивной
женщине хотя бы в воде. От их мощного гигантской силы прыжка поднялись в озере
огромные волны, они ручьями раскатились по берегу озера со звуком: «теле-теле».
Это эхо услышали богатыри и приняли его за имя женщины. Как только они его
произнесли, то оба превратились в ветер. Один полетел понизу, над водой, другой
рванулся вверх. Так до сих пор дуют на Телецком озере ветры: то «низовка», то «верховка».
Алтын -
кёль, «Золотое озеро».
Красивая
легенда рассказывает о юноше-бедняке, в голодный год нашедшем в лесу слиток
золота величиной с лошадиную голову, но никому не нужно было это золото.
Расстроенный юноша, узнав, что золото требует себе озерный дух, поднимается на
гору Алтын-ту(Золотая гора), бросает золото в озеро и сам бросается за ним.
Легенда о
драконьих воротах
На Телецком
озере в самом узком месте два мыса Нянскочь и Ажи. Издали кажутся концом озера.
При приближении как бы расходятся, потом смыкаются. По легенде Драконьи ворота,
пропускают к сокровищу Горного Алтая только людей, чистых душой.
ЛЕГЕНДА О
ГОРЕ КИБИТЕК-ТУУ
Легенда о двух
влюбленных, роды которых враждовали между собой, и они были вынуждены
встречаться тайно. Юноша на лодке переплывал озеро, чтобы встретиться с
девушкой. Однажды девушка долго не могла его дождаться и уснула под березой, а
когда проснулась, увидела на берегу перевернутую лодку. Юноша погиб. Несчастная
горько плакала, и ее слезы превратились в ручей, который назвали «Девичьи
слезы». А гора на противоположном склоне по-алтайски называется Кибетек- Туу-
«перевернутая лодка». Считается, что попившие воды из ручья в нечетные дни
могут ждать рождения мальчиков, а в четные -
девочек.
Легенда о горе
Бабырган
Была у старика
Алтая дочь Катунь. Прослышала, она, что есть на свете красавец Бий, и решила
убежать к нему. Раз в темную ночь убежала Катунь и бежала все дальше и дальше на
север. Проснулся старый Алтай, рассердился и послал вдогонку своих богатырей,
чтобы воротить беглянку. Но все они погибли по пути, расставшись порогами.
Послал хан вдогонку могучего богатыря Бабыргана. Долго скакал Бабырган, но
убежала Катунь в равнины, богатырь остался стоять каменной стеной громадой –
последний герой северного Алтая.
Легенда о реке
Катунь и горе Бабырган
В одном
стойбище жили красивая девушка Катунь и богатырь Бабырган. Любили они друг
друга. Но отец девушки не дал согласия на их брак, поэтому они решили убежать.
Хватился утром отец - нет дочери. И так он рассердился, что стал хватать большие
камни и бросать их в сторону предполагаемого пути беглецов. Долго бросал он
камни. Под конец схватил он не камень, а целую гору, которая упала прямо на
богатыря и убила его. Остановилась Катунь возле той горы, плачет. Тут отец и
настиг, велел возвращаться. Заупрямилась Катунь. Схватил тогда отец ее за рукав,
но вырвалась Катунь, оторвав рукав платья и побежала прочь. А там, где рукав
оторвался, образовалась протока. Гору люди назвали по имени убитого богатыря -
Бабырган. До сих пор смотрит Бабырган на свою красавицу, которая бежит мимо него
в поисках лучшей доли.
Состязание Бии
и Катуни
«Существует
на Алтае старинная легенда о том, как Катунь состязалась в беге с Бией, кто
скорее добежит до Оби. У Бии дорожка была по ровной гладкой долине и она
прибежала первой. Труднее пришлось Катуни: горные хребты и мощные скалы
вздымались на её пути. Хотя Катунь и одолела эти препятствия, но задержалась в
пути. Когда, клубя и, пеня свои бурные волны, она добежала до Оби, Бия была уже
здесь. Раздосадованная неудачей, Катунь с яростью бросилась на Бию и перерезала
её своей белой лентой».
Бабырган и
Абакан
Бабырган задумал жениться и посватался за дочь Абакана. Абакан много калыма
запросил. Бабырган видит, что калыма не собрать и решил невесту похитить. Абакан
погнался за ним. Недалеко от верховий реки Солтон Бабырган поскользнулся и
Абакан едва не настиг его. На этом месте образовалась гора Тегди (Зацепил
ногами»). Бабырган переправился через Бию в тридцати верстах от Тегди. Абакан
догонял и Бабырган для облегчения бросил свою невесту. Абакан в гневе хотел ее
зарезать, но та взмолилась: «Не режь!», «Кеспе!»( гора Кеспе у деревни
Лебяжьей). Взяв дочь Абакан продолжил погоню, но так как она его обременяла -
привязал. ( место это сопка Пуулган, в переводе «привязал» между деревнями
Краюшка и Березовка). Озирая местность увидел Абаан Бабыргана и сказал: « Вот
он краснеет» - Кызарык ( «краснеющий», гора между Быстрянским и Бардинским
селами). Бабырган у деревни Сростки увидел удобную переправу, перескочил через
Катунь и от испуга или прыжка оборвались от него некоторые части тела. Абакан,
увидев это расхохотался и возвратился домой. Записал Миссионер протоирей
Василий Вербицкий.
О Бабыргане и
Синюхе
Был на Алтае
большой голод. Бог бросил с неба голодным головку сыра. Подхватили этот сыр
первыми Бабырган и Синюха и стали делить между собой. Каждый хотел урвать себе
больше. Началась между ними большая ссора. Бабаргын рвал с корнями деревья и
бросал. В конце концов, этими деревьями завалил ее всю. До ссоры Синюха была
покрыта одной травой, а после на ней вырос лес.
А Синюха в
ответ бросала в Бабыргана камни. Они до сих пор покрывают его вершину. Пока
Бабырган и Синюха ссорились и бросали друг в друга камни и деревья - сыр пропал.
А разозленные Бабаргын и Синюха посылают теперь друг другу, то снег, то дождь.
Никак успокоиться не могут.
ЛЕГЕНДА О
БИИ И КАТУНИ
В незапамятные
времена жил парень по имени Бий. Бий был влюблён в дочь хана Алтая - Катунь. Но
хан Алтай запретил им встречаться, так как они были из одного рода. И тогда они
решили убежать от хана Алтая и тайком встретиться в степи. Они бежали навстречу
друг другу: Бий по короткому пути, неторопливо, а Катунь быстро, так как ей
предстоял долгий путь. Узнав об этом, хан Алтай преграждал путь дочери, бросая
на её пути камни, создавая пороги, заставляя петлять. Но Катунь все равно
преодолевала эти препятствия. Тогда хан Алтай выпустил сороку, чтобы она
поссорила двух влюблённых. Сорока сказала Бию, что Катунь не идёт ему навстречу,
он в замешательстве остановился, и здесь образовалось Телецкое озеро из
капли-слезы Бия. Эту же сороку он послал к Катуни с сообщением, что Бий не
спешит к ней навстречу, и забыл о девушке. Услышав это, сердце Катуни разбилось,
и, по легенде, в этом месте стоит камень, рассекающий на части речной поток,
который и называется «Разбитое сердце Катуни».
Легенда о
водопаде Камышла
Давным -
давно проходили по этой земле кочующие племена с отарами овец и табунами
коней. Один хан славился не только своим богатством, но и красотой дочери Ла.
Сколько женихов он ей не сосватал, но никто ей не приглянулся. А был дорог ее
сердцу прекрасный юноша, пастух отар отца. Сколько не просила Ла своего отца
выйти за него замуж ни в какую он не соглашался. А когда юноша, наконец,
попросил руки Ла, отец девушки разгневался и послал Камыша, на невыполнимое
задание разобрать скалы, и выпустить реку, что не мешала своим шумом сну хана.
Опечалившись, отправился юноша к водопаду вместе с возлюбленной. Обратились к
водопаду, исполнявшему желания, а когда вернулись. Отец их благословил. Водопад
назвали Камышла по имени тех влюбленных.
Легенда о
водопаде Камышла.
В очень
давние времена племена, населявшие Алтай, часто воевали с друг другом
из-за скота и пастбищ. У одного из предводителей племени была очень
красивая дочь. Чтобы её красоту никто не видел, отец построил
отдельную юрту, поставил стражу и приказал не смотреть в сторону юрты,
чтобы не ослепнуть от красоты дочери.
Верным
слугой у предводителя был богатырь по имени Камыш. Он везде и всюду
сопровождал своего хозяина в походах. Был весь Камыш изранен, и пришло
время. Когда он из-за своих ран не мог сопровождать своего хозяина.
Предводитель оставил Камыш охранять свою дочь, не зная о том, что
Камыш тайно встречается с девушкой. И что они давно любят друг
друга. Вернувшись из очередного похода, предводитель застал в объятьях
богатыря свою дочь. В гневе он заставил сбросить богатыря с высокой
скалы. Девушка, узнав об этом, проплакала всю ночь, а утром сбросилась
со скалы. Через некоторое время здесь образовался водопад, и люди
назвали его именами двух возлюбленных Камыш-Ла. Ла, так звали девушку.
Водопад состоит из двух каскадов. Нижний каскад - широкий, мощный,
изрезанный скалами - это Камыш. А верхний каскад - стройный, высокий -
красавица Ла. Ну, а отец девушки с горя умер и похоронен на вершине
горы, с которой кинулась вниз Ла. Не верите - проверьте.
Легенда о
кедре
С
давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой.
Однажды в глухой тайге, древний охотник расположился на ночлег под древним
раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми
ветвями. На земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала мертвым
слоем.
Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся
оттого, что услышал чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр,
под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стоял и
жаловался молодому, что бессилен и устал стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я
слышал об этом еще вчера?» - удивленно заметил молодой кедр. «Да» - ответил
старый кедр, - «Я упал бы еще вчера, но подо мной лег спать уставший человек».
Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и
отошел в сторону.
Закачался
старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю. Кедр, даже умирая, жалеет
человека за то, что человек бережно и с любовью относится к
нему.
Хозяйка снежной
горы
Когда - то
богиня Умай и ее Алтайдынг Ээзи («хозяин Алтая») жили в том месте, где нынче
находится курорт Белокуриха. И вот однажды Керр - Дютпа (гигантская рыба -
чудовище, держащая на себе Землю) наклонил Землю. До этого на Алтае было всегда
тепло, а тут вдруг везде выпал снег. Видя бедственное положение, Алттайдынг Ээзи
решил отправиться к Ульгеню. На Алтае же становилось все холоднее и холоднее. И
тогда Умай, чтобы спасти своих детей, обратила их в камни и скалы. Так
поступила она с четырьмя дочерьми и двумя сыновьями. А еще двух дочерей она
взяла на руки и отправилась на юг. Но по пути Умай замерзла и превратилась в
снежную гору с тремя вершинами. Средняя вершина - это голова Умай, а две меньшие
- головы дочерей, которых она держала на руках. Эта гора - Белуха. В районе
Белокурихи сохранились камни, в которые были превращены дети Умай. Четыре
каменных вершины- это ее дочери. Их сейчас неправильно называют «Четыре
Брата».
О кукушке
В давние
времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки,
былины, легенды. Вот одна из легенд…
Когда это
было? Очень давно… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор
считают кукушку (кююк) птицей - мученицей.
Когда-то
кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она
отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали.
Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел.
Послала другого - тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее
просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…»
Сказала в отчаянии, без умысла, да вдруг превратилась в кукушку…
Вспорхнула и
полетела в дымоход - дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. В его руках
остался обуток, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога
черная - в «обутке», другая светлая - «разутая». И яйца подкладывает в гнезда
других птиц, чтобы самой не мучаться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в
ее «ку-ку» весной и в начале лета слышится.
Вот такая
грустная легенда… Но к сведению успевших загрустить: кукушка сама не умеет
кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» - это призыв самца на спаривание. И
чем дольше раздается «Ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не
грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!
Легенда
о воробье.
Жил богатый
бай. У него в прислуге был дед-пастух с женой и собакой. Бай убивал всех, кто
заходил на его территорию, и был очень жаден. Как-то раз бай выгнал старика с
семьей, сказав, что он стар, и поселились они у большого кедра. Собака стала
добывать им пищу. Как-то раз после неудачной охоты собака подняла голову и
увидела воробья. Он сказал: «Давай я буду помогать тебе- выгонять зайцев, а ты
будешь их ловить».
Как-то на
охоте собака вышла на байскую поляну и бай убил ее из лука. Умирая, собака
просила воробья помогать старикам, а воробей полетел к баю мстить за смерть
друга. Прилетев, он сел на голову любимой лошади бая и начал клевать ее в темя.
Бай выстрелил в воробья, но попал в лошадь. Воробей сел на голову его жене, и
бай убил ее. Потом воробей сел на самого бая и выдолбив у него в позвоночнике
отверстие, залез туда. Бай стал кататься по земле, пытаясь избавиться от
воробья, тогда воробей сел ему на плечо. Бай взял нож, подумав, что воробей
хочет смерти, и ударил себе в плечо и умер. Дед с бабкой потом долго на его
богатства жили.
Легенда о
синице.
Когда-то на
Алтае совсем не было птиц, и орел послал синицу проверить, можно ли там жить.
Синица отправилась в путь, но было очень холодно. Она увидела огонь и подумала:
«Лучше умру, чем замерзну». Но огнем оказался куст маральника. Синица стала жить
в нем. Когда растаяли снега , и стало тепло, она вылетела из куста и стала жить
все лето, забыв, для чего прилетела. Потом она увидела стаю птиц и испугалась,
что орел накажет ее. Стала придумывать себе отговорку и сказала, что там, на
Алтае, жить можно, но только тогда она запоет. И с тех пор каждый раз, когда
расцветал маральник, она начинала петь и наступала весна.
Алтайская чудь
О легендарном
происхождении здешних достопримечательностей - курганов, стел, балбалов можно
найти упоминание у Шишкова в его описании Чуйского Тракта: “…Так их ям много. То
в одиночку встречаются, то по две, то по три. Иногда их целая улица в два
проезда. Говорят, что эти жилища, юрты живших здесь людей - чуди алтайской. Вот
много камней столбами стоят - это ихнее кладбище. Вон в стороне от дороги
большой камень стоит - тут богатырь зарыт. Вот и говорят, что в этих ямах жили
люди. А потом прошел слух, что белое дерево на земле появилось, белая береза.
Слух прошел, что вместе с деревом где-то белый царь народился, которому дано их
покорить. Они очень испугались. Они сказали: “Пришло время умереть добровольно”.
Сделали над жилищами на деревянных столбах помосты, нагрузили помосты камнями,
зашли каждый в свою яму, помолились, распрощались друг с другом и подрубили
деревянные столбы. Камни рухнули на них и задавили. Так старики сказывают…”
В. Я. Шишков «Чуйские были».
Легенда о
заколдованных кладах.
Недоступные
простым смертным они охраняются таинственными силами от грабителей.
Одна легенда
рассказывала о беглеце, который наелся с голоду мяса белой змеи и получил
чудесный дар понимать язык животных и растений. Он подслушал разговор двух
воронов о юной красавице, которую отец хан похоронил в кургане вместе с
драгоценностями. Прелестная царевна сидит с распущенными волосами на золотом
троне, с золотым гребнем в руках. Каждый, кто проникает в гробницу и видит
прекрасную чародейку, стремится поцеловать ее. Однако, едва он дотрагивается до
гребня или кольца, как раздается гром, грабитель вновь оказывается со своим
заступом у кургана.
АРЖАН-СУУ
По дороге
назад на 477 километре Чуйского тракта, у села Манжерок находится Святой
источник. Аржан-суу. Это государственный памятник природы. На Алтае известно
свыше 2000 минеральных источников (аржанов). Вода в роднике насыщена серебром,
медью и другими минеральными примесями, в связи, с чем долго хранится и,
главное, благотворно влияет на улучшение обменных процессов в организме. В воде
содержится 4 мл/л двухвалентного железа, а это значительно больше, чем в
источниках Ессентуки и Боржоми. Аржан-суу популярное место. Кругом
шаман-деревья, украшенные белыми ленточками.
По легенде
однажды охотник ранил в горах марала. Но зверь не упал, а быстро помчался прочь.
Охотник же, прельстившись драгоценными рогами, погнался за маралом по снегу.
Кровью истекал марал, но добежал до горячей воды Аржан-суу и с разбегу кинулся в
неё. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулись раны, марал выскочил из
воды и помчался дальше. Увидев это чудо, охотник бросил сушеного хариуса - рыба
поплыла по воде источника, шевеля плавниками. Кинул он в воду шкуру выдры,
вынырнула выдра и погналась за хариусом. Понял охотник, что Аржан-суу силу и
жизнь всем даёт.
О святом
источнике Аржан - Суу.
Аржан - Суу -
минеральный источник, насыщенный серебром, медью и другими минеральными
веществами. Такая вода долго хранится и благотворно действует на
улучшение жизненных процессов в организме. В воде этого источника
много железа. По лечебным свойствам она не уступает живительным
источникам Ессентуки и Боржоми.
Существует
легенда, по которой один охотник смертельно ранил в горах марала. Но
зверь не упал, а быстро поскакал прочь, словно жизнь и не собиралась
его покинуть. Охотник заметил на голове марала рога с драгоценными
камнями и помчался за ним, не желая упустить такие сокровища.
Истекая
кровью, добежал раненый марал до источника Аржан-Суу и с разбега
бросился в воду. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулась
рана. Марал выскочил из воды и помчался прочь. Очень удивился этому
охотник и бросился в воду сушеного хариуса. Рыба ожила и поплыла,
шевеля плавниками. Кинул охотник в воду шкуру выдры. Вынырнула выдра
и поплыла так же как хариус. Понял тогда охотник, что источник
Аржан-Суу и жизнь всем дает.
И другая
легенда о Аржан-суу
Однажды
девушка потеряла своего возлюбленного и долго бродила по земле, пытаясь его
отыскать. Слёзы текли из её глаз, и чтобы их смыть, умылась она в водах
источника. А когда, наконец, увидела она своего возлюбленного, постаревшего за
эти годы, не узнал он её. Оказалось, что всякий раз, как умывалась она в
источнике, молодела, и перед ним предстала совсем ребёнком.
О берёзе.
Давно это
было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном
животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры,
переходящие в войну. У одного из предводителей племени была дочь. В отличие от
своих соплеменниц, женщин со смуглой кожей, она была светлокожей. « Бледнолицая
», так её называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от
стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего «
поселения ». После этого девушка уже женой возвращается жить в своё стойбище.
Но однажды напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища
ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою
жизнь и честь. Отважно дрались с врагами женщины, много врагов сложили головы.
Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только
бледнолицую.
Наконец все ее
подруги погибли. Только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще
прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая,
сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое
белоствольное дерево. Только там, куда попадали стрелы врагов, зияли
черные отметины.
Каянча - так
звали девушку, что в переводе с алтайского «береза». В Алтайском районе есть
село Каянча. Красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным
березняком. Они хранят память о юной, отважной красавице.
давно это
было…
Давно
это было. Тогда на земле жили удивительные животные, добрые люди. Но водились и
страшные животные, и люди-людоеды. В этих краях жил кровожадный людоед
Дельбегень.
Много добрых людей погибло от него. С грустью и гневом смотрела сверху вниз на
деяния Дельбегеня луна. В одну из этих ночей, когда Дельбегень творил свои
грязные дела, Луна не вытерпела и спустилась в долину. Схватила она людоеда и,
поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в Катунь. Поднялись высокие волны и
залили вмятину, которая возникла в том месте, куда опускалась Луна. Так
образовалось озеро. В памяти о тех давних события спасенный род людской назвал
это озеро Ая, что означает луна. В том месте, куда Луна сбросила людоеда,
появились пороги, которые трудно проплывать. Это злой Дельбегень до сих пор
делает зло людям.
О Талдинских
пещерах
Давно,
уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Талда. Слыла она среди людей
такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее было число
несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки.
Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую
дичь - никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми
ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось. Охотники всех соболей,
козлов, маралов повыбили во всей округе, а Талда все увеличивала оброк. Грозила:
если в срок дань подана не будет, отберет тогда у невольных людей детей. Сыновей
заберет в свое войско, а дочерей в рабство - ковры ткать, коз доить и всякую
черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники.
Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже
рыба не водилась. Все исчезло в ненасытной, бездонной утробе жадной Талды.
Сколько бы это продолжалось - никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые
люди: муж да жена, молодые, пригожие собой. А вскоре добрая слава пошла по всем
близлежащим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был,
хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины
всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздавал
бедным, радости не было конца. Катынг, так звали его стройную зеленоглазую жену,
покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и
цветами, да плетеньем рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава
про молодую мастеровую семью скоро донеслась до Талды. У нее даже руки
затряслись от злости, когда она увидела их творения. Тут же обложила их таким
большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров.
Каково было
удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Талды,
Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один
кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть… «Выслушай нас,
повелительница, наша дань тебе не простая» - начал Манжерок, - «вот мой кувшин,
он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовит все твои
подданные».
«А вот моя
сеть - продолжила Катынг, - ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая».
А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы они не
удержат!
Догадалась
Талда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным
посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся
кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в
стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунью. А перед смертью успела
крикнуть любимому - «Прощай!» и бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала
свои прекрасные ковры. Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный
орех - чилим.
Талда,
оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И
со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под
землю. А в том месте, где это случилось, недалеко одно от другого, видны
отверстия. Это входы в Талдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда
нашли. Были там рыболовные сети и глиняная посуда, много всякого добра.
По легенде -
это и есть богатства ханши Талды. А входы в Талдинские пещеры стережет Лунный
Соболь. Его всегда носила на плече жадная ханша. Он вел счет ее богатствам, а
теперь стережет их в Талдинских пещерах.
ЛЕГЕНДА О
ЗМЕИНОЙ ГОРЕ (ТИЛАН -ТУ)
По
легенде, алтаец-юноша должен был занести на руках любимую девушку на вершину
горы. Если он уставал и ронял ее наземь, девушка тут же превращалась в змею и
уползала в горы. Долго так было, и род уже начал стареть, ведь все девушки
превращались в змей. И тогда один юноша взял свою любимую на руки и понес ее по
кручам, по узкой тропинке. Труден был путь. Вот - вот он выронит девушку, но та,
любя его, помогла. И вот они, счастливые, уже стояли на вершине, а гору с тех
пор зовут Змеиной.
Змеиная гора
Говорят, что
есть в нашем районе гора и название ее необычное -«Змеиная».
Названа она
так из-за многочисленных различных тварей, населявших ее ранее. Однако я слышал
древнюю легенду, связанную с именем этой горы.
У подножия
горы в давние-давние времена жило племя людей, вождем которого был храбрый воин.
Но он почему-то был женоненавистником и никогда не женился. Да и в войско он
набирал юношей, которые не были женаты. Если кто-то из юношей хотел жениться, то
он должен был на руках занести свою любимую на вершину горы. И не дай бог, если
он устанет и уронит свою невесту. Тогда она превращалась в змею и уползала в
горы. Оказывается, вождь племени был колдуном. Долго это было так, ирод уж начал
стареть. Однажды самый младший сын бедного пастуха решил попытать счастье. Он
взял свою любимую на руки и понес ее по кручам, по узкой тропинке вверх. Труден
путь, вот-вот выронит он девушку. Но девушка сильно любила парня и потихоньку,
то рукой, то ногой помогала юноше. И вот они счастливые, стоят на вершине. Вождь
со злости, что его колдовство исчезло, превратился в змею-щитомордника. А гору и
до сей пор
«Змеиной»
величают.
Чемал и Катунь
Спорили брат Чемал с сестрой Катунью у кого
крови- воды сильней и кому земли Алтайские за отцом, ханом Алтаем наследовать.
Сказал Чемал: «Мои прозрачно- зеленоватые воды- крови благородны и чисты – быть
мне первым в нашем роду, а в твоих водах, сестра, то мутно – белых, то бирюзовых
столько всего перемешалось». Спорили, спорили да так ничего и не решили. И тогда
сказала Катунь блондинка: «А давай, братец, побежим с гор двумя потоками друг
другу навстречу, сшибемся в схватке и посмотрим, чья возьмет». Так и сделали.
Мчались они с гор быстрыми потоками, налетели друг на друга и поглотила Катунь
сестра старшая крови – воды Чемала в своих белопенных водах- кровях. Смеялась
Катунь: «Ну, что, братец, чья взяла ?» Стала она в своем роду первой – Катунь,
Кадын – « госпожа, хозяйка».
О Чертовом пальце
Просили влюбленные Бий и Катунь мать природу
помочь им соединиться, нарушая запрет отца. Бежали они, а отец послал за ними
подземного владыку. Земля тряслась, когда мчался он за ними в своих подземных
лабиринтах, да так и не догнал. Сквозь твердь земную простер подземный владыка
свой перст, угрожая влюбленным, да так он и окаменел. С тех пор в окрестностях
озера Ая, на горе Церковке виден одиноко стоящий скальный бастион, называемый
Чертов палец.
dmitriev-anatoly2010.narod.ru
Легенды и мифы Алтая
В красивых горных отрогах, окружающих Айское озеро, в бурных зеленых волнах Катуни, в древних складках гор, на таежных туристских тропинках притаились легенды. Они ждут, когда их кто-нибудь, когда-нибудь обязательно найдет…
Сказочная, неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды. Но, отражая чарующие душу картины природы, легенды, прежде всего, - это носители традиций и культуры живущего в Горном Алтае народа. Но давайте спросим себя: а много ли мы знаем об этом народе, об этих местах, визитная карточка которых уже давно гуляет в Интернете?
А ведь именно легенды несут колоссальную информацию об этом. Легенды и жизнь. Кажется, что два этих слова ничего общего не имеют, больше того, даже исключают друг друга. Ведь в жизни сплошь и рядом происходят факты достоверные, а легенды - это нечто противоестественное с точки зрения нормального человеческого восприятия. Но если внимательно читаешь легенду, легко убеждаешься в том, что, жизнь тесно связана, переплетена с легендами, а найти черту их разделяющую часто бывает не так-то просто. В легенде автор никогда не называет своего имени, но рассказывает о своем народе, о его правителях, мудрецах, о бедствиях, испытаниях.
В давних алтайских легендах, конечно наиболее ценных для этнографов и фольклористов, авторам абсолютно чужда нормальная логика. В таких легендах герои без тени смущения повествуют о поединках людей с чудовищами, злыми духами. На сцене, как правило, в противовес им присутствуют и добрые духи, карающие провинившихся за нечестивые поступки.
Самые юные, современные легенды, над которыми поработали фольклористы, неугомонные туристы, бесстрашные альпинисты, читаются иначе и воспринимаются логическим, красивым и законченным текстом. Они несут общечеловеческие ценности: нравственность, духовность, мужество, любовь.
Легенды - это история жившего и живущего в нашем крае и в Горном Алтае народа.
Надеемся, что те, кто побывает у нас в гостях, вместе с памятью о первозданных красотах, ярких впечатлениях, фотографиях на память с новыми друзьями, увезут с собой и наши алтайские легенды. Они напомнят потом, чем богат и щедр наш Алтай. И встреча с ним запомнится надолго.
Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото» Алтай и его культура - это одновременно и великолепная музыка, и живописное полотно, и поэзия.Мифы и легенды в Алтае сложены о любой горе, скале, реке, озере, ручье. В любой горе, в любом ущелье, в любой пещере практически в любом месте, в Алтае, притаились легенды, предания и мифы. И нет ничего удивительного - в сказочной, неповторимой по красоте алтайской природе, невольно рождаются мифы и легенды, которые продолжают появляться и по сей день.Культура любого народа начинается с культа: культа природы в целом, ее отдельных стихий и явлений; культа Бога, олицетворяющего эти явления.Алтайские горные пейзажи ничуть не уступают по красоте Кавказским горным пейзажам. А кроме гор, природа щедро наградила Алтайскую землю и другими красотами - здесь есть похожие на полупустыни степи, непроходимая тайга, альпийские луга, бесчисленное число озер и водопадов, пещер и вершин, покрытых вечными снегами.Также как и у многих других народов мира, у алтайских народов также существуют мифы - о сотворении мира, о природных явлениях, о злых духах, о шаманах. В алтайских мифах есть и свои особенности.Одним из величайших богатств Горного Алтая, являются озера и почти про каждое из них есть легенда или миф.Основная религия прошлого Алтая - язычество, Белая вера: поклонение белой берёзе, белому Бурхану. Более древняя форма - шаманизм: представление о верхнем и нижнем мирах, духах-помощниках, родовых духах и духах-покровителях.Уважительное, любовное отношение к миру, к Земле и всем её творениям дарует силу человеку. Любовь к Земле, бережное отношение ко всему окружающему, явному и неявному, пронизывали жизнь людей на Алтае, создавая особые традиции, обряды.Горный Алтай ежегодно привлекает к себе десятки тысяч туристов. Привлекает красотой гор, разнообразной природой, возможностью отдохнуть от цивилизации и больших, шумных городов.
sokrnarmira.ru
алтайская мудрость, миф о сотворении человека, игры духов, духи Алтая, легенда о пещерных людях
Собрал Афанасьев Владимир Михайлович
Вот несколько древних алтайских историй, в которых духи были и добрыми, и не очень.
Алтайская мудрость
Есть такая старая алтайская легенда.
Много лет назад между двумя аулами сидел шаман. Люди узнавали его по длинным волосам и пыльному халату из оленьей шкуры. Увидев путников, он протягивал руки, чтобы люди дали ему немного еды или денег. Но однажды шаман умер. Алтайцы очень расстроились: теперь никто их не встречал на дороге и не провожал в путь. За долгие годы нищий стал им родным. Люди тогда решили на месте, где он сидел, посадить дерево. Но едва копнули землю, ахнули: под камнями лежали слитки золота…
Так родилась алтайская мудрость: самое ценное всегда находится под ногами.
Миф о сотворении человека
Бог Ульгень слепил первых людей из глины. Но не знал, как вдохнуть в них жизнь. Тут пришел Эрлик – злой бог, сатана – и дунул в них, тем самым превратив глиняных человечков в живых. И приходится нам теперь жить с идеальным телом, но с душой, полной пороков.
Игры духов
В горах Алтая есть широкое плоскогорье. Над ним стоят, как монументы, гранитные скалы-останцы с плоскими вершинами. Вот о таких плоских вершинах и рассказывает следующая легенда.
На скале Ак-Таш лежит большой плоский камень. Сюда духи со всего Алтая прилетают поиграть в азартные игры. Ставкой являются души зверей и домашнего скота, которые водятся на территории тех духов, которые прилетели на игры. В эти азартные игры духи могут играть от одного дня до года. Считается, что если где-то произошел пожар, и исчезли белки или другие звери, то это всего-навсего местный горный дух «продул» их души в игры с другими духами. А плоские вершины гор – это не что иное, как столы, на которых духи играют в азартные игры.
Легенды о добрых духах Алтая
Проезжая по Горному Алтаю, на вершинах перевалов можно увидеть на деревьях многочисленные ленты или каменные кучи. Что же это такое?
По алтайскому поверью, люди после смерти становятся духами той местности, где они умирают. Ленты на деревьях вяжутся в знак уважения к Хозяину перевала. Деревья, с которых свисают ленты, раньше называли деревьями шамана. Считается, что именно на них и живут духи. Еще раньше вместо ленточек на деревья подвязывался конский волос.
Главным духом, владычествующим над всем Алтаем, считается Алтайдын-Эззи или Владыка Алтая. По поверью, он обитает в пещерах и на ледниках. Каждый человек старается задобрить духов, переезжая через перевал. Путник, если нет дерева на перевале, оставляет на нем камень свой, который он взял у подножья. Проходят годы, через перевал проезжают сотни людей, и вырастают каменные кучи. Алтайцы называют их «обо». Иногда в них втыкали палки, к которым привязывали ленты или конский волос. Это все есть проявление уважения алтайского народа к Хозяину перевала.
Легенда о пещерных людях
По одной из алтайских легенд, давным-давно Алтай был вечно зеленым. Лето здесь было круглый год. Было очень жарко и люди старались спастись от жары в пещерах. Вот тогда-то в некоторых пещерах и поселились олусы – человекообразные существа, отличавшиеся особой злобностью по отношению к людям. Это были сознательные, мыслящие существа, умеющие много делать. Когда происходили встречи олусов с людьми, олусы спасались при помощи каких-то сверхъестественных сил. Людей, которые посещали их пещеры, они зазывали вглубь, усыпляли, и куда потом девались эти люди – никто не знает. Особенно олусы воруют детей, которые часто ссорятся друг с другом и в одиночку хотят побывать в этих пещерах. Эти олусы невидимы, и их можно только услышать – вот почему при посещении пещер нужно хранить тишину.
Все легенды Алтая
myaltai.ru
Легенды народов Алтая — Звёздочка наша
(Статья из №5-6/2009 журнала «Звёздочка наша»)
Как и все народы мира, алтайцы создали свою мифологию. В ней нашли отражение представления о природе, человеке, о растительном и животном мире. По мифам и легендам, дошедшим до наших дней, можно определить, как предки современных алтайцев познавали мир. В алтайской мифологии утвердились образы хозяев этих мест – ээзи в облике диких животных - медведя, барса. Хозяином земли Алтая называют Чёрного Быка, а хозяином озёр – Синего Быка, хозяйку леса (тайги) зовут Албыс – чудная женщина с длинными волосами, по своему описанию и характеру она напоминает лесную русалку из славянской мифологии.
Каждая гора, река, даже отдельная скала, вековой кедр имеют своего духа – покровителя. Духи бывают светлые (добрые) и чёрные (злые). Одни помогают людям, а другие – только и ждут случая, чтобы навредить.
Ульгень и Эрлик.
Когда ещё ничего не было, ни земли, ни неба, над бескрайней водной гладью летал, не зная, как и что создать, алтайский Творец – Ульгень, вдруг неизвестно откуда к нему приблизился незнакомец и сказал, что он пришёл сотворить землю, т.к. знает, где взять первовещество, из которого можно её создать. Он ныряет вглубь и откусывает от найденной в толще воды горы маленький кусочек. Вынырнув, он выплёвывает его в руки Ульгеня. И вот из этого кусочка создаёт землю. Ульгень, чтоб земля не утонула, располагает её на спинах трёх великих рыб. И вот на уже созданную ровную красивую землю незнакомец выплёвывает то, что у него осталось между зубов, и на земле появляются болота и кочки. Из-за этого между Творцом и незнакомцем произошла ссора. Незнакомца звали Эрликом.
Ульгень и Эрмик – главные божества Алтайских мифов. Не тот, не другой не могут уничтожить друг друга. Их противоборство – развитие жизни на Земле.
Миф о происхождении людей.
Ульгень сотворил семь человек и семь деревьев. Кости людей он устроил из камыша, тело вылепил из глины. Затем – дунул в уши - дал душу телу, дунул в нос – ум дал. Оставив их Лунно-Солнечном Алтае, Ульгень на мифической золотой горе создал восьмое дерево и восьмого человека и сказал ему: «Что я сотворю, доброе ли, худое ли, ты над всем властвуй…». На семь лет оставил Ульгень без наблюдения, на восьмой год он увидел на восьми деревьях по семь новых веток – по одной в год. А людей так и осталось восемь. Спросил тогда Ульгень: «Почему так: дерево множится, а человек – нет?» И человек с Золотой горы отвечает: «Из чего множится, когда женщин нет?» Ульгень отсылает его на землю, чтобы он сотворил женщину. Человек все сотворил по своему образу и подобию и пошел за Ульгенем, чтобы он одухотворил созданную им женщину. В это время появился коварный Эрлик, он решил по-своему одухотворить женщину. Дунул Эрлик женщине в нос и оба уха из железной трубы о семи ладах. С тех пор все души, рожденные ею, а затем умершие, забирал он к себе в подземное царство.
Подземный мир Эрлика заселяют, злые, черные духи. Среди них чудовище Керр Дьютьпа и Кер Балык, никому из живых не позволяющие пробраться во дворец Эрлика. Только душам умерших по тонкому мосту из конского волоса позволено проходить туда. Поэтому часто мир Эрлика называют царством мертвых. Но и в земном мире людей у Эрлика есть свои слуги – злые духи эткери.
С давних времен алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…
Однажды в глухой кедровой тайге уставший охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, а на земле, под кроной опавшей за всю его жизнь, хвоя лежала метровым слоем. Крепко уснул охотник на мягкой подстилке. Под утро он проснулся от того, что до его слуха донесся тихий стон и разговор. Это старый кедр разговаривал с молодым, стоявшим рядом, он жаловался молодому, что больше не может стоять, обессилил.
Молодой удивился: «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера?» Старый ответил: «Да, я упал бы еще вчера, но подо мной лег спать уставший человек».
Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.
Это прекрасная легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относится к нему. Вся живая природа представляется Алтайцам подобной людям. Почитая природу, считая себя составной частью ее, алтайцы относятся к ней очень бережно: не позволяют рубить деревья без надобности, рвать цветы, ломать ветви деревьев. Природа создана для того, чтобы человек пользовался ее дарами.
Прекрасная алтайская легенда рассказывает, что однажды зимой охотник выследил марала и, подойдя на близкое расстояние, выстрелил, но неудачно: пуля едва задела ногу животного. Отскочив в сторону, марал остановился и, как бы что-то вспомнив, поскакал на трех ногах. Охотник стал преследовать его, удивляясь тому, что животное устремляется в определенном направлении.
Вскоре на небольшой террасе показались клубы пара. Марал, не задумываясь, вскочил в пар и через несколько мгновений выскочил с противоположной стороны на всех четырех ногах. Охотник не стал стрелять марала, показавшего ему целебный источник.
Звери и птицы в понятии алтайцев наделены всеми качествами человека. Например, Медведь – сын Бога – рос крепким мальчиком, богатырем. Любил отец сына-силача. Из любопытства, вопреки воле отца, Медведь спустился на землю. За ослушание был наказан: покрыт шерстью и превращен в медведя. Поэтому он живет на земле.
Барсук упитан, потому что его Медведь благословил за то, что тот указал тайгу с кедровыми орехами: «Всегда сытым и полным, пусть твоего жира хватит на зиму, будь в спячке шесть месяцев, не нуждаясь в пище». Поэтому Барсук спит всю зиму в берлоге.
Почему кедровка – птица тощая? Потому что она скупая, жадная, не указала Медведю тайгу с кедровыми шишками, и Медведь проклял ее: «Пусть у тебя на щеках не будет сала, а на губах - мяса».
Почему у кукушки ноги разного цвета? Потому что родители не захотели выдать дочь за богатого, но злого зайсана и превратили дочь в кукушку. Но когда дочь вылетала в дымоход аила, отец схватил её за ногу, в руках отца остался один башмак. Поэтому нога, которая в башмаке – черная, а без башмака – красная.
О зверях, о птицах, о золотых тюльпанах и синих кедрах, о дивных красавицах и богатырях своей земли сложили чудесные сказки алтайцы. Эти сказки записаны со слов сказителей Анны Гарф и Павла Кучияк. Читайте!
Источники: «История культуры Алтая» под редакцией С.А. Ан и В.Е. Фомина.
Т.Дулькейт «Телецкое Озеро в легендах и былях».
Т.К. Алёшина, почётный работник народного образования,