Богиня Деметра: все о ней. Мифы древней греции деметра
Деметра и Персефона - Мифы Древней Греции
Подробности Категория: Мифы Древней Греции
Деметра и Персефона
Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был сам великий сын Крона, громовержец Зевс. Однажды прекрасная Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась в цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец ее Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал ее в жены мрачному своему брату Аиду, властителю царства теней умерших, и с ним должна была жить Персефона во мраке подземного царства, лишенная света и горячего южного солнца.
Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок. Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона. Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он донесся и до морских пучин, и до высокого, светлого Олимпа. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос-Солнце.
Богиня Деметра услыхала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь; спрашивала подруг ее, океанид, но нигде не было ее. Океаниды не видали, куда скрылась Персефона.
Тяжкая скорбь об утрате единственной возлюбленной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней, ничего не сознавая, ни о чем не думая, блуждала великая богиня Деметра по земле, проливая горькие слезы. Она всюду искала Персефону, всех просила о помощи, но никто не мог помочь ей в ее горе. Наконец, уже на десятый день она пришла к богу Гелиосу-Солнцу и стала со слезами молить его:- О, лучезарный Гелиос! Ты объезжаешь на златой колеснице высоко по небу всю землю и все моря, ты видишь все, ничто не может скрыться от тебя; если ты имеешь хоть немного жалости к несчастной матери, то скажи мне, где моя дочь Персефона, скажи, где мне искать ее! Я слышала ее крик, ее похитили у меня. Скажи, кто похитил ее. Я всюду искала ее, но нигде не могу найти!Ответил Деметре лучезарный Гелиос:- Великая богиня, ты знаешь, как я чту тебя, ты видишь, как скорблю, видя твое горе. Знай, великий тучегонитель Зевс отдал дочь твою в жены своему мрачному брату, владыке Аиду. Он похитил Персефону и увез ее в свое полное ужасов царство. Побори же свою тяжелую печаль, богиня; ведь велик муж твоей дочери, она стала женой могущественного брата великого Зевса.Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на громовержца Зевса за то, что отдал он без ее согласия Персефону в жены Аиду. Она покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы.
Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои пестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери.Печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру, не забыла она и гнева своего на Зевса. По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее, так как на полях земледельцев не всходило ни единой травки. Напрасно тащили быки земледельца тяжелый плуг по пашне - бесплодна была их работа. Гибли целые племена. Вопли голодных неслись к небу, но не внимала им Деметра. Наконец перестали куриться на земле жертвы бессмертным богам.
Гибель грозила всему живому. Не хотел гибели смертных великий тучегонитель Зевс. Он послал к Деметре вестницу богов Ириду. Быстро помчалась она на своих радужных крыльях в Элевсин к храму Деметры, звала ее, молила вернуться на светлый Олимп в сонм богов. Деметра не вняла ее мольбам. Посылал и других богов великий Зевс к Деметре, но богиня не хотела вернуться на Олимп, прежде чем возвратит ей Аид ее дочь Персефону. Послал тогда к своему мрачному брату Аиду великий Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Гермес спустился в полное ужасов царство Аида, предстал перед сидящим на золотом троне владыкой душ умерших и поведал ему волю Зевса.Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно плода граната, символ брака. Взошла Персефона на златую колесницу мужа с Гермесом; помчались бессмертные кони Аида, никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они Элевсина
Забыв все от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и заключила ее в свои объятия. Снова была с ней ее возлюбленная дочь Персефона. С ней вернулась Деметра на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети года будет жить с матерью Персефона, а на одну треть - возвращаться к мужу своему Аиду.
Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа, Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.
- КОНЕЦ -
Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.
www.planetaskazok.ru
Деметра, греческие боги - мифология Древней Греции на Grekomania
Прекрасная девушка с волосами цвета спелой пшеницы или немолодая скорбящая мать - может ли быть два образа, более противоречащих друг другу? А на самом деле, это одно и то же лицо - богиня Деметра.
Деметра - одна из самых влиятельных богинь Олимпа. Она олицетворяла для древних людей мать-землю, которая дает жизнь всему живому и принимает в себя умерших.
Деметра - богиня плодородия, помощница земледельцев, наполняющая их житницы плодами земными. Она - хранительница жизни, покровительница всего живого, дарующая способность плодоносить людям, животным, растениям, почве.
В римской мифологии Деметру называли Церера, это все та же богиня жатвы и плодородия. Римляне изображали ее пышной матроной с фруктами в руках.
История Деметры
Богиня Деметра была дочерью Реи и Кроноса. Рея и Кронос - боги второго поколения, из так называемых «титанов», рожденных от Урана (Неба) и Геи (Земли). Титаны вступали друг с другом в брак и рождали детей. Рождала детей и Рея от Кроноса. Но Кронос, боявшийся, чтобы царская власть не досталась кому-то другому, пожирал новорожденных, как только младенец попадал к нему на колени. Проглотил Кронос и свою дочь Деметру. Но Рея с помощью родителей - Урана и Геи - смогла обмануть нечестивого отца своих детей и не отдать ему младшего сына Зевса. Рея спрятала новорожденного на Крите, а Кроносу дала завернутый в одеяло камень, который тот проглотил, не заметив обмана.
Когда Зевс вырос, он освободил всех своих братьев и сестер из чрева отца. В благодарность эти боги, среди которых была и Деметра, отдали спасшему их брату «гром вместе с палящей молнией», как сообщает Гесиод. Победив своего отца Кроноса, Зевс оказался правителем над людьми и богами, а Деметра стала одной из его жен и родила ему дочь. Дочь Деметры и Зевса звали Персефона, она была настолько прекрасной, что в нее влюбился дядя, брат Деметры и Зевса, Аид, бог подземного царства мертвых. Похищение Аидом прекрасной Персефоны стало одним из самых трагических событий в судьбе Деметры.
Кроме дочери Персефоны, Деметра имела сына Плутоса, олицетворявшего для древних греков богатство. Как пишет Гесиод, богиня родила его от смертного человека Иасиона-героя, предавшись с ним страстной любви на трижды вспаханном поле. Гомер в «Одиссее» уточняет, что после этого Зевс из ревности умертвил Иасиона, ниспослав на него огненный гром. А про Плутоса пишет Гесиод: «Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки, тот богатеет и много добра наживать начинает». Другой сын Деметры и Иасиона по имени Филомел, наоборот, был беден. По преданию, он купил у своего брата Плутоса двух быков, запряг их в плуг, и стал первым хлебопашцем.
Легенда гласит, что Деметра дала возлюбленному Иасиону, первому из людей, зерна пшеницы. Именно он, с легкой руки богини, научил человечество земледелию. Вероятно, за это более поздние литературные источники причисляют его к божествам плодородия.
В Орфических гимнах Деметра воспевается, как «растящая юность, дарящая счастье, радующаяся многохлопотным трудам, сохраняющая семена, зеленые всходы и жатву». «Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна», - говорит о Деметре древний поэт.
Но Апулей наделяет Деметру, она же Церера, другими чертами. Встретив Психею, которую ищет разгневанная Венера-Афродита, Церера-Деметра отказывается помочь беглянке. Напрасно Психея умоляет ее, заклиная «десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, сокровенными тайнами корзин», Церера непреклонна. Признавшись, что жалеет Психею, она в то же время говорит, что не намерена ради нее портить отношения с Венерой, и предлагает радоваться тому, что не взяла ее под стражу, а оставила на свободе.
Главным же сюжетом, который лег в основу всех мифов о богине плодородия Деметре, стало похищение Аидом, богом царства мертвых, ее любимой дочери - Персефоны.
Похищение Персефоны Аидом
Этому событию Гомер посвятил гимн, в котором описывает происходившее со множеством подробностей. Он рисует картину, как прекрасная Персефона среди юных подруг гуляла на лугу, собирая цветы. Матери, «златосерпой» Деметры, рядом с девушкой не было.
Вдруг из земли показался цветок, которого до этого никто никогда не видел: «благовонный, ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных… благоуханью его и вверху все широкое небо, вся и земля улыбалась, и горько-соленое море».Персефона протянула к невиданному цветку руки, но он оказался только приманкой. В этот миг Аид, бог царства мертвых, явился на бессмертных конях и золотой колеснице, схватил деву и повез прочь. Напрасно призывала Персефона своего отца Зевса, он не собирался ее защищать, наоборот, тайно дал согласие отдать дочь в жены своему брату.
Свидетелями похищения были только двое: Геката - богиня лунного света, и Гелиос - бог солнца. Но когда от «бессмертного вопля» Персефоны «ахнули», как говорит Гомер, и бездна моря, и горные вершины, материнского слуха Деметры достиг крик дочери. Безутешная скорбь овладела сердцем Деметры, и она, разодрав на себе одежды, устремилась на поиски. По суше и морю скиталась Деметра, «как легкокрылая птица», но никто - ни боги, ни смертные - ничего не могли поведать о Персефоне. Девять дней скиталась безутешная мать, не вкушая пищу богов - нектар и амброзию, ни разу не омыв свое тело.
На десятый день скорбной богине встретилась Геката и рассказала, что слышала крик Персефоны, но не видела, кто ее похитил. Вместе - Деметра и Геката - отправились к Гелиосу. Бог солнца рассказал им о том, что Зевс добровольно отдал дочь в жены Аиду. Безутешная Деметра, разгневанная на Зевса, решила не возвращаться на Олимп, а пошла скитаться среди смертных людей.
В городе Элевсине, в образе старушки, она без сил опустилась на камень у колодца. Дочери местного царя Келея, придя за водой и познакомившись со «старой почтенной женщиной», пригласили Деметру в родительский дом. Входя, богиня коснулась головой потолка и озарилась сиянием, благодаря чему, супруга царя Келея, царица Метанира, узнала в ней бессмертное существо. Царица тотчас уступила богине свой трон, но Деметра не села на него, а опустилась на обычный стул, который предложила ей одна из царских служанок, «многоумная» Ямба. Мучаясь тоской по дочери, Деметра не ела и не пила, была подавлена своей глубокой скорбью. Но «многоразумная» Ямба своим балагурством и острыми шутками смогла вызвать у богини улыбку и даже смех. Потом по имени умной служанки «ямбом» стали называть форму стихосложения.
Отказавшись пить красное вино, Деметра попросила сделать особый напиток, добавив в воду ячневую муку и траву со вкусом мяты. Впоследствии этот напиток, как сообщает Гомер, стал «обрядовым» в культе Деметры.
Деметра, оставшись в доме царя Келея, приняла на себя заботы о царском сыне - младенце Демофонте, став его кормилицей. Днем она кормила ребенка и натирала его благовониями, а ночью, тайно от родителей, закаляла, погружая в огонь. Если бы Деметра довела начатое дело до конца, Демофонт стал бы неподвластным старости и смерти. Но его мать, царица Метанира, подглядела однажды, как Деметра погружает младенца в огонь. Вскрикнув, она помешала священнодействию. Разгневанная богиня объявила, что теперь Демофонт лишен возможности стать бессмертным. В этот миг из старушки Деметра преобразилась в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющей кожей, от ее одежд распространялось благоухание. «Чтимая всеми Деметра пред вами, - объявила богиня. - Бессмертным и смертным я величайшую радость несу и всегдашнюю помощь. Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме… Таинства ж в нем я сама учрежу, чтобы впредь, по обряду чин совершая священный, на милость вы дух мой склоняли».
В точности исполнили царь Келей и жители Элевсина повеление Деметры - построили ей великолепный храм. В новом храме богиня уединилась и, одев траурные одежды, предалась безутешной скорби по своей любимой дочери Персефоне. Из-за этого «ужаснейший год низошел на кормилицу-землю, бесплодными сделались пашни». Весь человеческий род погиб бы от голода, если бы не смилостивился над ними Зевс…
Посылая к Деметре слуг и богов, он просил ее вернуться на Олимп и вернуть земле способность плодоносить. Но разгневанная богиня была непреклонна, она отвечала, что ничего не изменит, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс отправил своего сына Гермеса, который был проводником душ умерших в ад, на переговоры с Аидом. Гермесу удалось уговорить Аида отпустить Персефону на свидание с матерью.
Провожая жену, бог царства мертвых дает ей проглотить гранатовое зернышко, для того, как объясняет Гомер, «чтоб навек супруга его не осталась там наверху с достославной Деметрою». Золотая колесница с бессмертными конями Аида отнесла Персефону к храму скорбящей матери. Мать и дочь сидели, обнявшись, и не могли наговориться. Счастью их не было конца.
Деметра вновь сделала плодоносными нивы, на которых заколосилась пшеница, и щедро одела природу зеленью. Вместе с Персефоной она вернулась на Олимп, где они продолжали жить среди других богов две трети года, а на одну треть года Персефона возвращалась в царство мертвых к своему мужу Аиду.
Культ Деметры
Культ Деметры был распространен по всему Средиземноморью. Богиню плодородия почитали греки, римляне, и другие народы. В каждой культуре она носила свое имя, а то и несколько имен - Деметра, Церера, Гермиона, Сито, Хлоя и множество других.
Древние греки устраивали в честь Деметры Тесмофории - это праздник, который длился в течение пяти дней. Для проведения ритуала избирались богатые и знатные женщины, которые, в том числе, брали на себя все расходы по проведению торжества. В первый день праздника женщины собирались в процессию и шли поклониться в храм богини Деметры. Во второй день совершалось жертвоприношение - в жертву приносили свиней. В третий день женщины шли процессией, неся на головах книги, в которых содержались законы, данные Деметрой. Четвертый день был посвящен посту и скорби в память о разлуке Деметры с Персефоной, а на пятый день устраивали веселый пир с музыкой и танцами. Тесмофории проходили как в Афинах, так и во многих других городах Древней Греции.
Самым известным культом Деметры были Элевсинские мистерии, зарождение их относится еще к микенской эпохе, то есть приблизительно к 1500 году до нашей эры. А город Элевсис, где мистерии проводили в течение 2000 лет, существует и сейчас. Он расположен в двадцати двух километрах от Афин, на побережье Аттики.
Именно в этот город пришла скорбящая о разлуке с дочерью Деметра для того, чтобы жить среди смертных. Первым жрецом Деметры стал тот самый царь Келей, в доме которого тогда остановилась богиня. С тех пор в городе проходили Малые - в феврале - и Великие - в сентябре - мистерии, посвященные Деметре. О тех и других известно мало, потому что письменных свидетельств о них, практически, не сохранилось.
Во время Малых мистерий приносили в жертву свиней, а во время Великих - быков. Великие мистерии продолжались девять дней, в течение которых совершались обряды в память о скорби Деметры, разлученной с Персефоной, и иллюстрирующие последующее возвращение ее возлюбленной дочери из царства мертвых.
Все обряды в культе Деметры были посвящены плодородию земли, размножению животных и чадородию людей. Веселые пиры, которые всегда включал в себя культ Деметры, свидетельствовали о радости, которая дана человечеству в изобилии урожая и рождении детей.
www.grekomania.ru
Мифы Древней Греции: Деметра
Деметра
Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробнойжизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.
Самые известные мифы Деметры:Похищение ее дочери Персефоны Аидом;Уход Демофуна (Demophoon), молодого сына Короля Келеуса (Keleus) Элевсина;Поездки Триптолемоса (Triptolemos), героя, которого послала богиня, чтобы проинструктировать человечество в сельском хозяйстве;Ее изнасилование Посейдоном, который насильно совокупился с ней, представ перед ней в форме лошади; и др.
РОДИТЕЛИ: Кронос и Рея
Деметра, одно из большинства божеств греков. Деметра – это имя То (Tho), как предполагают некоторые авторы, является тем же самым что и ge meter, то есть, мать - земля, в то время как другие рассматривают Део (Deo), которая синонимична с Деметрой, и получено от критского слова deai, ячмень, то есть Деметра была матерью или дающей ячмень или пищу вообще. Эти две этимологии, однако, не предлагают различия в характере богини. Деметра была дочерью Кроноса и Реи, и сестрой Гестии, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Как другие дети Кронуса она была сожрана своим отцом, но он вырвал своих детей и ее, в том числе после того, как Метис дал ему рвотное средство. (Hesiod. Theog. 452,; Apollod. 2. § 1). От своего брата Зевса Деметра родила Персефону (Прозерпину) и Диониса (Гесиод, Theoq. 912; Диод, iii. 62), и от Посейдона она родила Деспоену (Despoena) и лошадь Арион (Arion). Самая знаменитая часть в мифе о Деметре – это насильственное воровство ее дочери Персефоны Плутоном, и эта история не только предлагает главную идею, воплощенную в Деметре, но также и направляет наше внимание к основным местам ее культа. Зевс, не уведомив Деметру, обещал Персефону Плутону, и в то время как не подозревающая дева собирала цветы, которые Зевс создал, чтобы соблазнить ее и одобрить схему Плутона, земля, внезапно открылась, и она была украдена Аидом (Плутоном). Ее крики мучения услышали только Геката и Гелиос. Ее мать, которая услышала только эхо ее голоса, немедленно начала поиски своей дочери.
Пятно, где Персефону, как полагали, унесли в нижний мир, различно в различных традициях и мифах; общая история помещает это место на Сицилию, в окрестность Энны, на горе Этна, или между колодцами Киане (Cyane) и Аретуза (Arethusa). Эта легенда, которая указывает на Сицилию, хотя, несомненно, очень древняя, конечно не оригинальная, так как культ Деметры был введен на Сицилию колонистами с МегаРа и Коринфа. Другие традиции помещают воровство Персефоны в Эринеус (Erineus) на Цефиссус (Cephissus), в окрестности Элевсина, в Колоне в Аттике около западного побережья Испании, в Гермионе (Hermione) в Пелопоннесе, или в окрестностях Пизы. В Илиаде и Одиссее явно не упомянут факт воровства Персефоны. Деметра бродила в поисках своей дочери в течение девяти дней, не беря нектара или амброзии, и без купания. На десятый день она встретила Гекату, которая сказала ей, что она услышала крики Персефоны, но не знала, кто ее украл. Оба затем поспешили к Гелиосу, кто сказал им, что Плутон был вором с согласия Зевса. Деметра в гневе сбежала с Олимпа, и осталась на земле среди людей, присуждая подарки и благословения везде, где она была любезно принята, и строго наказывая тех, кто не принимал ее. Поскольку богиня находилась в гневе, она произвела голод на земле, не позволяя произрастать никаким фруктам, Зевс, взволнованный, что люди могут вымереть, послал Айриса, чтобы побудить Деметру вернулась на Олимп. Но напрасно. Зевс отсылал всех богов Олимпа, чтобы примирить ее просьбами и подарками; но она поклялась ни вернуться на Олимп, ни восстановить изобилие земли, пока она не увидеть свою дочь снова. Зевс соответственно послал Гермеса в Эребус, чтобы забрать назад Персефону. Аид согласился, чтобы Персефона вернулась, но дал ей косточку граната, чтобы она не могла навсегда оставаться с Деметрой. Гермес взял ее в колесницу и доставил к ее матери. Зевс послал Рею, чтобы убедить Деметру вернуться на Олимп, и после Персефона должна была часть года (то есть зима) проводить в подземной темноте, а остальную часть года она должна оставаться со своей матерью.
Деметре поклонялись на острове Крит, Тилосе, Арголисе, Аттике, западном побережье Азии, Сицилии и Италии, и ее культ состоял в большой мере в оргиях и таинственных процессиях.
godchronos.blogspot.com
Читать сказку Деметра и Персефона
Деметра и Персефона
Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был сам великий сын Крона, громовержец Зевс. Однажды прекрасная Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась в цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец ее Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал ее в жены мрачному своему брату Аиду, властителю царства теней умерших, и с ним должна была жить Персефона во мраке подземного царства, лишенная света и горячего южного солнца.Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок. Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона. Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он донесся и до морских пучин, и до высокого, светлого Олимпа. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос-Солнце.
Богиня Деметра услыхала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь; спрашивала подруг ее, океанид, но нигде не было ее. Океаниды не видали, куда скрылась Персефона.
Тяжкая скорбь об утрате единственной возлюбленной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней, ничего не сознавая, ни о чем не думая, блуждала великая богиня Деметра по земле, проливая горькие слезы. Она всюду искала Персефону, всех просила о помощи, но никто не мог помочь ей в ее горе. Наконец, уже на десятый день она пришла к богу Гелиосу-Солнцу и стала со слезами молить его:— О, лучезарный Гелиос! Ты объезжаешь на златой колеснице высоко по небу всю землю и все моря, ты видишь все, ничто не может скрыться от тебя; если ты имеешь хоть немного жалости к несчастной матери, то скажи мне, где моя дочь Персефона, скажи, где мне искать ее! Я слышала ее крик, ее похитили у меня. Скажи, кто похитил ее. Я всюду искала ее, но нигде не могу найти!Ответил Деметре лучезарный Гелиос:— Великая богиня, ты знаешь, как я чту тебя, ты видишь, как скорблю, видя твое горе. Знай, великий тучегонитель Зевс отдал дочь твою в жены своему мрачному брату, владыке Аиду. Он похитил Персефону и увез ее в свое полное ужасов царство. Побори же свою тяжелую печаль, богиня; ведь велик муж твоей дочери, она стала женой могущественного брата великого Зевса.Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на громовержца Зевса за то, что отдал он без ее согласия Персефону в жены Аиду. Она покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы. Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои пестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери.Печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру, не забыла она и гнева своего на Зевса. По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее, так как на полях земледельцев не всходило ни единой травки. Напрасно тащили быки земледельца тяжелый плуг по пашне — бесплодна была их работа. Гибли целые племена. Вопли голодных неслись к небу, но не внимала им Деметра. Наконец перестали куриться на земле жертвы бессмертным богам. Гибель грозила всему живому. Не хотел гибели смертных великий тучегонитель Зевс. Он послал к Деметре вестницу богов Ириду. Быстро помчалась она на своих радужных крыльях в Элевсин к храму Деметры, звала ее, молила вернуться на светлый Олимп в сонм богов. Деметра не вняла ее мольбам. Посылал и других богов великий Зевс к Деметре, но богиня не хотела вернуться на Олимп, прежде чем возвратит ей Аид ее дочь Персефону. Послал тогда к своему мрачному брату Аиду великий Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Гермес спустился в полное ужасов царство Аида, предстал перед сидящим на золотом троне владыкой душ умерших и поведал ему волю Зевса.Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно плода граната, символ брака. Взошла Персефона на златую колесницу мужа с Гермесом; помчались бессмертные кони Аида, никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они Элевсина
Забыв все от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и заключила ее в свои объятия. Снова была с ней ее возлюбленная дочь Персефона. С ней вернулась Деметра на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети года будет жить с матерью Персефона, а на одну треть — возвращаться к мужу своему Аиду. Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа, Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.
Тип и атрибуты Деметры. — Почести, воздаваемые Деметре. — Похищение Персефоны (Прозерпины). — Отчаяние Деметры. — Персефона в Аиде. — Голод Эрисихтона. — Элевсинские мистерии. — Триптолем. — Богиня Флора. — Сильван. — Вертумн и Помона.
Тип и атрибуты Деметры
Деметра (по-древнегречески), или Церера (по-латыни), сестра и супруга Зевса, олицетворяла собой земное плодородие. Деметра своей властью заставляла землю производить плоды и считалась главным образом покровительницей хлебных злаков. От Зевса у Деметры была дочь Персефона (Прозерпина), олицетворявшая растительное царство.
Деметра (слева) и Персефона (справа) посвящают Триптолема в Элевсинские мистерии. Копия греческого мраморного барельефа V в. до Р.Х. {Фото: (Creative Commons license): Sharon Mollerus}
Деметра была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках — главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Деметра научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровительствовала законным бракам и другим законным учреждениям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.
Многие знаменитые античные скульпторы, в том числе Пракситель, воспроизводили Деметру, но очень немногие античные статуи сохранились до наших дней, да и то в разрушенном или реставрированном виде. Тип Деметры более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме; одно из них, самое известное, представляет Деметру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у Деметры корзина, наполненная колосьями, а в правой — факел, который Деметра зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону.
Некоторые статуи, носящие, хотя, быть может, и ошибочно, имя этой богини, пользуются большой известностью. По типу, который выработало древнее искусство, Деметра представляется в виде величественной матроны с кроткими, мягкими чертами, в длинных свободных одеждах. На голове у нее — венок из колосьев, а в руках — мак и колосья. Корзина с плодами и свинья — вот ее атрибуты.
Иногда бывает трудно отличить статуи или изображения Деметры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. До наших дней почти не сохранилось подлинных античных статуй этих богинь, зато существует много античных монет с их изображениями.
Овидий рассказывает, что Деметра излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор Деметра часто изображается с головкой мака в руке. На одной из Элевсинских монет Деметра изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья — эмблема плодовитости.
Почести, воздаваемые Деметре
У греков точно так же, как у римлян, культ Деметры-Цереры был очень распространен; ей повсюду воздавали большие почести и приносили обильные жертвы.
По словам Овидия, это происходило потому, что «Церера первая вспахала землю плугом, Церере обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Церера первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Церера заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему жрецы Цереры щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».
Похищение Персефоны (Прозерпины)
Деметра страстно любила свою дочь Персефону. Похищение Персефоны повергло ее в страшное горе и отчаяние.
В гомеровском гимне, посвященном богине жатвы Деметре, рассказывает о похищении Персефоны следующее. Зевс обещал Плутону в супруги свою дочь Персефону, и вот в один прекрасный день, когда юная богиня вместе с подругами собирает по полям и лугам душистые цветы, земля разверзается, появляется на своей колеснице мрачный властитель царства теней и увлекает Персефону в свой дворец.
Никто не видал похищения Персефоны, и только чуткое ухо матери услыхало ее крики о помощи. Деметра спешит к Персефоне, но не находит ее.
Отчаяние Деметры
Полная отчаяния, отправляется Деметра на поиски своей дочери Персефоны, с восхода солнца и до заката ищет она ее — все напрасно. Наступает ночь, Деметра зажигает факел на горе Этне, продолжая и ночью искать Персефону.
Девять дней и ночей проводит Деметра в этих поисках, забывая о пище и питье. Деметра обходит весь шар земной — нигде нет и следа ее дочери. Тогда Деметра обращается к Гелиосу (Солнцу) и просит его, всевидящего, сказать ей, кто похитил Персефону. Гелиос говорит ей, что это сделал Плутон с разрешения властелина богов.
Богиня Деметра объявляет тогда Зевсу, что до тех пор, пока ей не будет возвращена ее дочь, она не будет заботиться о плодородии земли. И действительно на земле наступает голод и грозит гибелью всему человечеству. Зевс не может допустить этой гибели и соглашается вернуть Персефону ее матери. Но Плутон уговорил ничего не подозревавшую Персефону съесть несколько зерен граната; этот плод считался эмблемой брака, а поэтому Персефона не может уже покинуть навсегда Плутона, так как брак считается заключенным.
Аскалаф, сын реки Ахеронта, видел, как Персефона ела гранат, и рассказал об этом Зевсу. Рассерженная таким доносом Деметра тотчас же превратила Аскалафа в сову.
Тогда боги решили на совете, что Персефона будет проводить на земле с матерью две трети года, а одну треть в царстве Плутона, под землей. Две трети года все цветет и зеленеет на земле: нивы покрываются золотистыми колосьями, плоды зреют на деревьях, повсюду вырастают прекрасные цветы. Персефона проводит это время с матерью и наслаждается солнечным светом. Затем наступает последняя треть года — зима: все растительное царство замерло, заснуло, Персефона скрылась в мрачном жилище Плутона, а покинутая Деметра грустит и облачается в траурные одежды, и вместе с ней вся земля.
Персефона в Аиде
Персефона (по-древнегречески), или Прозерпина (по-латыни), считалась царицей Аида. Пребывая там, Персефона властвует над тенями умерших и над Фуриями, но как только должна наступить весна, Гермес, крылатый посланник богов, сходит в Аид и приводит Персефону на землю.
На античных саркофагах очень часто изображалось возвращение Персефоны на землю, потому что это возвращение в царство света после пребывания в царстве теней являлось как бы намеком на будущую жизнь.
Древнегреческий скульптор Пракситель изваял прекрасную группу «Похищение Персефоны», которая пользовалась большой славой в античности. Новейшие художники очень часто трактуют этот сюжет в своих произведениях. Между ними всего более замечательны картины Рубенса и Джулио Романо, а также мраморная группа Жирардона в Версале.
Голод Эрисихтона
Милостивая и добрая к тем, кто воздает ей почести и исполняет ее повеления, Деметра безжалостна к неверующим, и вот какая ужасная кара постигла того, кто нарушил ее божественные права.
Деметре была посвящена прекрасная тенистая роща. Эрисихтон, сын Триопа Фессалийского, вторгается в эту рощу со своими рабами, которым приказывает рубить лучшие деревья. Деметра под видом жрицы появляется перед Эрисихтоном и напоминает ему, что это — священная роща богини жатвы Деметры, но Эрисихтон не слушает ее и даже угрожает ей топором, если она не уйдет, и говорит, что из этих деревьев он выстроит себе прекрасный дворец и будет в нем задавать роскошные пиры.
Тогда разгневанная богиня Деметра изгоняет всех из ее рощи, а Эрисихтона приговаривает к следующему наказанию: его будет вечно мучить неутолимый голод: чем больше Эрисихтон будет есть, тем больше захочется ему есть, и голод не перестанет терзать его внутренностей. Эрисихтон проводит целые дни за столом, рабы его подают ему дни и ночи всевозможные кушанья, но голод ничем не утоляется. Уже истрачены все его запасы, истощены все его средства, Эрисихтон — нищий, который должен выпрашивать подаяние у проходящих. Но у Эрисихтона есть дочь Местра, он продает ее в рабство.
Бог моря Посейдон, тронутый мольбами молодой девушки, дарует Местре способность превращаться в какое угодно животное. Местра превращается в лошадь и убегает от своего хозяина. Затем по очереди Местра превращается в собаку, овцу, птицу и возвращается постоянно к отцу для новой продажи. Но вскоре и этих денег не хватает, голод Эрисихтона все растет и растет. Наконец Эрисихтон пожирает самого себя.
Элевсинские мистерии
Знаменитые Элевсинские мистерии праздновались в честь Деметры в городке Элевсине. Сперва одни только элевсинцы принимали участие в Элевсинских мистериях, но мало-помалу культ Деметры распространился по всей Греции, тогда и афиняне стали также их праздновать.
Вначале это были скромные полевые праздники, где приносились жертвы и воздавалась благодарность милостивой богине Деметре, даровавшей обильную жатву, и где молили Деметру о даровании вновь весны, т. е. возрождения всего растительного царства.
Но когда в судьбе Персефоны стали видеть как бы олицетворение будущей бессмертной жизни и связанное с этой идеей представление о награждении добрых и наказании злых, то празднества эти приняли характер мистерий (таинств), в которые посвящались желающие после известных испытаний.
Высший жрец, иерофант, руководил всеми церемониями и совершал посвящения. Так как Элевсинские мистерии главным образом относились к появлению Персефоны на земле и к схождению ее в Аид, то и праздники разделялись на Великие и Малые Элевсины.
Малые Элевсинские мистерии справлялись в месяце Анфестерионе (февраль—март) в Афинах, в знаменитом храме Деметры, построенном на берегу реки Илисса; этот праздник состоял из большей частью неизвестных нам обрядов.
Великие Элевсинские мистерии праздновались осенью в месяце Боэдромионе (сентябрь—октябрь), после жатвы, и продолжались девять дней и девять ночей.
Первый день Элевсинских мистерий посвящался в Афинах разным приготовлениям к празднику, приносились жертвы, устраивались жертвенные пиршества, совершали омовение, очищение и постились. Другие дни, а также ночи, Элевсинских мистерий, посвящались торжественным процессиям к морю, шумным шествиям и атлетическим играм, причем победителю давали в виде награды меру ржи, собранной с поля, посвященного богине земледелия Деметре.
Шестой день Элевсинских мистерий был самый торжественный: устраивалось шествие по священной дороге из Афин в Элевсин, причем несли статую Иакха, считавшегося братом и женихом Персефоны. В этом шествии принимали участие, кроме жрецов и властей, все посвященные и посвящаемые в Элевсинские мистерии, в миртовых венках, с полевыми орудиями и факелами в руках.
Шествие это, выходя из Афин утром, достигало Элевсина, находящегося в четырех часах пути, только вечером, так как оно по дороге очень часто останавливалось, участвовавшие предавались разным увеселениям и шуткам, а молодые девушки исполняли священные танцы в честь Деметры.
По прибытии в Элевсин и во все последующие ночи в долине на берегу Элевсинского залива, а главным образом в великолепном здании, выстроенном Периклом, жрецами и посвященными разыгрывалась священная драма, род мистерии, изображавшая в мифических и символических сценах похищение Персефоны, отчаяние и горе Деметры и ее поиски дочери.
Богиня Деметра называлась тогда матерью печали, и звуки медных инструментов подражали стонам и крикам Деметры. Все участвовавшие в мистерии, подражая скитаниям богини, бродили во тьме; вокруг них раздавались неопределенные звуки, слышались таинственные голоса, вселявшие в них мистический ужас. Но лишь только находили Персефону, сцены веселья и радости, яркий свет, пение хоров и танцы сменяли мрак и ужас. Эти внезапные переходы от мрака к свету, от горя к радости изображали для посвященных в Элевсинские мистерии переход от ужасов мрачного Тартара к радостному блаженству Елисейских полей и являлись, таким образом, как бы символом бессмертия души и награды, обещанной праведникам.
Бессмертие души изображалось в Элевсинских мистериях превращением хлебного зерна, которое, брошенное в землю и как бы предназначенное к гниению, возрождается к новой жизни в виде колоса.
Триптолем
Время, проведенное Деметрой в поисках дочери Персефоны, является для человечества благодатным временем: Деметра щедро одарила всех оказавших ей гостеприимство в дни ее печальных скитаний.
Одним Деметра даровала злаки, другим — винные ягоды (смоквы, фиги, инжир), третьих научила собирать жатвы, четвертых — печь хлеба.
Триптолем на своей колеснице в сопровождении Гермеса.
Но щедрее всего наградила Деметра Элевсин, куда она однажды пришла измученная и голодная и была радушно принята царем Келеем. Войдя к Келею в дом, Деметра застала жену его Метаниру всю в слезах у колыбели больного ребенка, которого звали Триптолемом.
Деметра берет ребенка и целует его — жизнь и здоровье тотчас же возвращаются к Триптолему. Богиня проводит у Келея некоторое время, Деметра полюбила ребенка и хочет его сделать бессмертным; для этого Деметра кладет Триптолема в огонь, чтобы очистить его от всех грехов человечества, но мать в ужасе вырывает ребенка из ее рук. Деметра тогда объясняет ей, что она своим вмешательством лишила сына бессмертия, но так как богиня держала его на руках, то Триптолем удостоится божественных почестей, будет первым землепашцем и первый соберет плоды своих трудов.
Деметра посылает Триптолема на колеснице, запряженной драконами, разъезжать по всей земле и учить людей земледелию. Всюду Триптолема встречают радостно, и везде он — желанный гость.
В Элевсинских мистериях Триптолем, вернувшийся к жизни от поцелуя богини Деметры, олицетворяет труд землепашца, побеждающего бесплодие земли с божественной помощью Деметры. Триптолему воздвигли храм в Афинах, рядом с храмом Деметры. Миф о Триптолеме часто воспроизводится на памятниках античного искусства.
Богиня Флора
В мифологии римлян являются еще несколько богов и богинь, олицетворяющих растительное царство. Они все второстепенные боги и интересны только по сохранившимся античным изображениям.
Флора считалась богиней цветов. Живописное изображение римской богини Флоры сохранилось на стене одного из домов в Геркулануме, и многие античные статуи известны под именем статуй Флоры, но подлинность их не может быть удостоверена, так как они все подверглись сильной реставрации.
Между ними более известны Флора с венком на голове и букетом в руках и колоссальная статуя богини Флоры в Капитолии, в Риме.
Новейшие художники очень часто изображали Флору, чаще же всех Рубенс, а французский художник Пуссен написал «Триумф Флоры». Эта картина считается одним из лучших произведений Пуссена и находится теперь в Лувре.
В честь богини Флоры были учреждены особенные праздники, называемые Флоралиями. Флоралии праздновали от 28-го апреля по 3-е мая. На Флоралиях двери домов украшались венками, все предавались веселью и разгулу, и женщины одевались в разноцветные платья, что было запрещено в другое время.
Сильван
Сильван считался лесным богом у древних римлян, но, вместе с тем, Сильван был и богом полей.
Деревья лесов и лугов, вся растительность пашен и садов находились под покровительством бога Сильвана. В честь него праздновали осенью праздник жатвы, богу Сильвану приносили в жертву молоко, древесные плоды, виноград и колосья.
Плотники, столяры и вообще все ремесленники, выделывавшие деревянные изделия, почитали бога Сильвана и признавали его своим покровителем. Сильвану строили храмы в лесах, и ремесленники устраивали несколько раз в году торжественные процессии, завершавшиеся жертвоприношениями на алтарях Сильвана.
В античности Сильвана изображали всегда с серпом в одной руке и с веткой в другой.
Вертумн и Помона
Вертумн (император Рудольф II в облике бога Вертумна). Джузеппе Арчимбольдо, 1590 г.
Вертумн был богом овощей и фруктов у древних римлян. Вертумн назывался также богом превращений, как бы намекая этим на превращения, которым подвергаются плоды до их созревания.
Изображали бога Вертумна в виде статного и сильного мужчины с бородой и венком из листьев на голове, а в руках Вертумн держит рог изобилия, наполненный плодами.
На Авентинском холме находился жертвенник Вертумна, на котором ему приносились жертвы, когда начинали созревать плоды.
Благодаря своим превращениям бог Вертумн победил сердце богини фруктовых садов — Помоны, и Помона стала супругой Вертумна.
Почти не сохранилось античных изображений богини Помоны. Но скульпторы XVIII века воспроизводили очень часто в своих группах римских божеств Помону и Вертумна.
Деметра - в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, “земля-мать”).
Культовые обращения к Деметре: Хлоя (”зелень”, “посев”), Карпофора (”дарительница плодов”), Фесмофора (”законодательница”, “устроительница”), Сито (”хлеб”, “мука”) указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).
Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2).
В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне “К Деметре” рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне.
Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.
Деметра - прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют “двумя богинями” и клянутся именем “обеих богинь” (”Женщины на празднике Фесмофорий” Аристофана).
Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - “обе богини” почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.
Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как “страсти” Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3).
Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. “Гневающаяся и мстящая” Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7).
В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония (”земляная”) и Термасия (”жаркая”), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны (”Чёрной”) (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра “чистая” соседствует с Зевсом “подземным”, и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.
В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках.
Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее).
Среди других памятников античного изобразительного искусства: “Деметр Книдская” (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса “Жертвоприношение Церере”, Рубенса “Статуя Цереры” и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины “Вакх, Венера и Церера” Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).
Вернуться к списку богов Древней Греции
www.mysterylife.ru
Богиня Деметра: все о ней
Все люди чем-то увлекаются и чем-то интересуются. Объектом страсти для многих людей является греческая культура со всеми ее богами и богинями. Разобраться сразу во всех тонкостях греческого пантеона богов довольно сложно. Лучше это делать постепенно. Богиня Деметра – вот с кого следует начать.
Родословная
В самом начале стоит отметить, что Деметра – это дочь Реи и Кроноса, сестра всемогущего бога Зевса и богини Геры, что ставит ее на один уровень с самыми сильными и влиятельными богами Олимпа.
Предназначение
Богиня Деметра в греческой мифологии считается покровительницей земледельцев, матерью плодородия земли. Согласно легенде, благодаря ей и ее дочери Персефоне и сменяются времена года – только часть года мать и дочь могут проводить вместе, тогда на земле и наступает лето. Все иное время Персефона живет в подземелье с мужем Аидом, а в это время Деметра тоскует и плачет по дочери, рождая дожди, метели и плохую погоду. И только когда близится час встречи, наступает оттепель, у Деметры появляется надежда на скорую встречу и наступает весна.
Образ
Богиня Деметра весьма привлекательна, а ее образ - теплый и приятный. Так, ее волосы – это колосья спелой пшеницы, лицо милое, а тело пышное, богатое. В свое время именно такие женщины привлекали мужчин, поэтому Деметра всегда была желанна у противоположного пола. Характер у богини - добрый, она спокойна и уравновешена, но с болезненным чувством справедливости. Она часто жестоко карала людей, которые пытались обмануть ее или себе подобных.
Искусство
Богиня Деметра была воспета многими поэтами, о ней сложено огромное количество легенд и написано картин. Часто она представлялась в образе блуждающей женщины в поисках своей дочери, иногда – сидящей, в окружении плодов земли. Ее главные атрибуты – колосья, символы плодородия, а также факел как символ поиска потерянной дочери. Богиня плодородия Деметра своими священными животными считала Змею и Свинью.
Наследие
У всех богов были свои последователи – люди посвященные. Так, интересно происхождение имени Дмитрий, которое расшифровывается именно как «посвященный Деметре», «тот, кто поклоняется Деметре, богине плодородия».
Празднования
Деметра – богиня из разряда «первых», «больших» богинь, которые стоят во главе Олимпа. Именно поэтому народ нашел повод, как почитать Деметру на земле, создав посвященный ей культ матери. Посвященные женщины часто воспроизводили в особых мистериях горе, тоску матери Деметры по своей дочери. Участником данного обряда стать было не так легко. Необходимо обязательно предварительно поститься, физически и духовно очищаться. Далее те, кто допускались до мистерий, выпивали специальный напиток - кикеон - и пропускались в храм. То, что происходило за дверьми храма, всегда оставалось тайной, разглашение которой каралось смертью. Именно поэтому о данных таинствах известно мало. Но ученые предполагают, что в состав напитка входили некие психотропные вещества, которые изменяли сознание каждого человека, позволяя в полной мере отдаться происходящему и душой, и телом. Те, кто проходил мистерии, считались посвященными в тайны жизни и смерти и были на хорошем счету у общества. Интересным является тот факт, что к участию в мистериях допускались также рабы.