Древние маски. Зооморфы Древнего Египта - боги или жрецы в масках?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что скрывают в себе древние маски? Древние маски


Мифические маски - Истории Кота Ученого

В Галерее Arte Gallery на Большой Морской проходит интересная выставка загадочных масок авторской работы Надежды Шахристенберг. Каждая маска это отражение легенд и мифов древних народов, философские размышления о влиянии планет на эмоции людей. Притягательные и мудрые. Некоторые зрители пугаются масок, и совершенно напрасно. Маски вполне дружелюбны, хотя каждая со своим характером. В полумраке они смотрятся как мистические существа из других миров, которые с любопытством разглядывают посетителей.

Маска "Тиамат".В шумерской мифологии Тиамат - бесконечный океан начала мироздания.

После выставки мне две ночи подряд снились странные сны в стиле сюр, не страшные, яркие, необычные, космические. У каждой маски своя история и тайна, и каждый воспринимает их по-разному. Вход на выставку свободный, готовится пополнение экспозиции новыми масками для продажи.Если вы равнодушны к мифам и философии, вам будет интересно просто полюбоваться на красивые художественные работы

Эрешкигаль («великая подземная госпожа»)Царица подземного царства хаоса, противник Инанны - богини гармонии, любви и правосудия.

Маска "Инанна" А Шумерской мифологии Инанна - покровительница гармонии и правосудия. Противник Эрешкигаль - царицы Хаоса. По легенде они сестры - две противоположности. Гармония и Хаос.

Маска "Время", планета Сатурн.Эта работа особенно привлекла мое внимание. Философский круг времени, жизнь и смерть. Символически и планета Сатурн олицетворяет судьбу человека, расплату за совершенные поступки. Сатурн покровительствует трудолюбивым и настойчивым людям, как и время - для достижений целей надо набраться терпения и упорства. Как объясняет автор: О чём эта работа? О времени и о смерти. Каждый из нас, кто думает о ней - видит ее, безусловно, по-своему”.

OMQTZ-WbShc

Я и время

Маска "Нептун", в античной мифологии Нептун - властелин морей и океанов. Влияние планеты Нептун на людей связано с иллюзиями и загадками. Нептун влияет на склонность к мистическому и сверхъестественному.

Арлекин - известный комедийный персонаж. Инфернальный Арлекин получился, с рожками на голове

Holy Grail (Святой Грааль), мифическая чаша, дарующая вечную жизнь. Иногда Грааль описывался как камень, книга, оружие. У этого предмета нет четкого определения в мифологии. Философски "Святым Граалем" называют главную цель жизни.

Из серии "Лики зодиака". Так представлен знак "Телец", планета - Венера. Планета Венера оказывает влияние на эстетические чувства человека, наделяет обаянием и хорошим настроением. Под покровительством Венеры находятся творческие личности, творцы прекрасного.

Маска "Хирон" (мифический Раненый целитель). В астрономии Хирон - астероид, который поначалу астрономы приняли за комету. Если рассуждать о влиянии космических тел на людей, Хирон помогает обрести гармонию между мистическим и материалистическим видением мира. Как "раненый целитель" Хирон сам перенес боль и знает, как облегчить страдания. Так и человек, пережив трудности, может лучше понять других и помочь.

Маска "Геката" - покровительница ведьм и знахарей в античной мифологии. Лунный свет и сумерки - ее олицетворение. С Гекатой связана мистика загробного мира. Культ Гекаты сохранился и до наших дней.

Маска "Дева"Из серии "Лики зодиака". Образ мифического персонажа Цереры, покровительница урожая и плодородия. В астрономии Церера - карликовая планета (950 км в диаметре) в поясе астероидов, расположенного внутри Солнечной системы. Самая близкая к Земле карликовая планета. Символически планета Церера влияет на расчетливость и практичность человека.

Маска "Сарасвати" - «текущая река», богиня мудрости и искусства в индуизме.

Маска "Бригелла"Герой итальянской комедии дель арте. Персонаж второго плана - ловкий и веселый слуга. Классическая маска Бригелла - с черными усами или бородой. Бригелла авторской маски выглядит гораздо изящнее с некоторым лукавством.

Маска "Стрелец", планета Юпитер. Из серии "Лики зодиака"Юпитер символ спокойствия, уверенности и справедливости. Еще одно название маски "Шангри-Ла" - мифическая страна Дж. Хилтона, описание которой основанна на легендах о Шамбале.

Маска "Вололей", планета Уран. Из серии "Лики зодиака"Планера Уран влияет на неожиданные события в жизни человека, открывая новые возможности.

Близнецы (Детские Решения). Маска из серии "Знаки Зодиака". Планета Меркурий. Маска о влиянии нашего детства на взрослую жизнь

Джехути (Луна)Джехути - это имя древне-египетского мудреца Тота, по легенде, давшего людям письменность. Существуют сказания о книгах Тота, в которых сокрыты тайные знания. В античной мифологии ассоциировался с Гермесом. Джехути почитался как хранитель тайн Луны, о которой говорили «солнцем, светящим ночью». Тота, который составил лунный календарь, называли "Владыка времени"

Гимн Джехути-Тоту в Древнем ЕгиптеПрославлен будь владыка Домакоторый окружают слуги бабуинывозлюблен всеми.Непоколебим он как камень сереет,Он есть Тот! Он освещает землю своим великолепиемкорона на голове сияет красной яшмойЕго украшения из сердолика,любовь сияет из глаз его,Он открывает рот, благословляя жизнь!Мой путь храним, c поры как Бог открыл его. путь найден и расцвел,как только владыка открыл его.Счастливо возрадуйтесь все вкруг меняВозлюбите моего владыку, это он мой творец! Мое сердце ждет егоТот, ты мой лидер!

Маска с характерным названием - KARGA

Обновления блога в моем паблике вконтакте

Мой facebook, Мой instagram

lenarudenko.livejournal.com

Зооморфы Древнего Египта - боги или жрецы в масках?

Здравствуй, Мой Добрый Друг, блуждал я тут на днях по интернет просторам и наткнулся на информацию о выходе в прокат очередного голливудского кинопроизведения "Боги Египта". Не подумай, что мне не нравится современное кино, я очень люблю его за красивую картинку и динамику, но я предельно порицаю сценаристов и режиссёров за вольное изложение мифов, легенд и сказаний, которым они грешат время от времени.

Ну, впрочем, оставим эти шалости голливудских кудесников, на их совести, а сами отправимся в Древний Египет в эпоху правления им богами.

Да, да, ты не ослышался согласно записям оставшихся от древне египетского историка Монефона, который был жрецом и выдающимся учёным и приблизительно в 270 году до нашей эры по поручению царя Птолемея Филадельфийского составил многотомную историю Египта, где пишет о правлении богов. Именно на этого знатока древней истории Египта и ссылается иудейский историк Иосиф Флавий (около 37 г н. э. — около 100 г н. э.) в своей книге "Против Апиона". И хотя оригиналы рукописей, хранившееся в великой Александрийской библиотеке и сгорели вместе с другими бесценными документами в 642 году нашей эры, остались копии.

Но тем не менее, поверим на слово этим ученым мужам - Египтом первоначально правили семь великих богов на протяжении 12 300 лет:

Птах правил 9000 лет; Pa правил 1000 лет; Шу правил 700 лет; Геб правил 500 лет; Осирис правил 450 лет; Сет правил 350 лет; Гор правил 300 лет

Итого: Семь богов правили 12300 лет

Да, сразу упомяну, для сущей авторитетности, и древнегреческого историка Геродота (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.), который тоже утверждал все вышеперечисленное. За что честь ему и хвала от нас лично!

Ну мы с Тобой, мой Попутчик, не будем вступать в полемику и споры ученых-египтологов как современных, так и не очень, о правдивости или лживости этого утверждения. Пусть умные мужи беседуют без нас, нам же интересен другой факт: большинство из этих богов были зооморфного вида.

Только не подумай, что я ругаюсь как-то изощренно, нет ни в коем случае, просто они визуально воспринимались современными им египтянами как хорошо сложенные люди высокого роста с головами животных, птиц или пресмыкающихся.

И именно тут мы вступаем на нашу с тобой стезю и зададим логичный вопрос: а может это были не боги, а люди-жрецы в масках?

По-моему, такая постановка вопроса совсем не лишена резона, ну мы по крайней мере будем так считать и дальше, ибо как говорил мудрец Протагор (около 485 до н. э. — около 410 до н. э) "Нет истины истиннее, чем другая истина. Но есть истина лучше". Хорошо сказал, не правда ли?

Итак, Друг мой, обратимся к нашим зооморфным богам правителям, и я чуть не забыл, помимо них у египтян было еще несколько не менее колоритных божеств с нечеловеческими головами: Бастет, Тот, Хнум, Собек, Анубис, Хепри и др.

Давай, не очень занудствуя, познакомимся с несколькими из этих персон. Мы не будем углубляться, кто кому приходился родственником и как они друг с другом ладили, ну если только чуть-чуть, потому что иначе придется нам зависнуть в Древнем Египте не на один день. И хотя это вполне увлекательное занятие само по себе, но это не наша цель.

Начнем с Бога Ра. Он являлся верховным божеством древних египтян, а имя его означало - «Солнце». У него было множество образов, но наиболее часто он был изображен человеком с головой сокола. Постепенно в культе этого бога объединились все солнечные божества Древнего Египта. И, ясное дело, он был наиболее почитаемым богом, а фараоны считали, что они ему родственники.

Следующим божеством, на которое мы обратим свой взор, будет – Гор или Хор. Он был богом неба, царственности и солнца. Изображен был в виде человека с головой сокола, но в отличии от бога Ра, его соколиная голова была увенчана головным убором фараонов. К соколам, видимо, египтяне были очень неравнодушны.

Сет или Сетх – бог войны и смерти, хаоса и разрушения, бог ярости и создатель песчаных бурь. Важно отметить что он был противником Гора, и в их дуалистической борьбе олицетворял зло и тьму, а Гор соответственно - добро и свет.. Наиболее часто Сет изображается, как человек с головой трубкозуба. А вот трубкозубов египтяне, вероятно, не любили.

Богиня Древнего Египта Бастет олицетворяла радость, веселье и любовь. Также она была богиней женской красоты, плодородия и домашнего очага. Изображалась она в виде кошки или чаще в виде женщины с головой кошки.

Вообще кошка в Древнем Египте была практически священным животным.

Еще одна богиня с кошачьей головой, но более грозной – львиной, была Сехмет. Имя ее означало «Могучая». Это была богиня войны и палящего солнца, даже более того, олицетворяла солнечный зной и разрушительную энергию Солнца, и поэтому на её голове изображался солнечный диск. Но при этом, она была целительницей, и обладала магической силой напускать болезни и излечивать их, а также покровительствовала врачам. На мой взгляд качества мало совместимые, но египтянам было виднее.

Бог Себек являлся богом воды и разлива Нила. Древние египтяне считали, что он отпугивает силы тьмы и являлся защитником богов и людей. Как и многие боги имел тело человека, а вот голова у него была крокодилья. Крокодил в Древнем Египте был не менее священен, чем кошка.

Ни в коем случае нельзя не сказать пару слов об еще одном любопытном древнеегипетском боге, а именно об Анубисе.

Анубис являлся проводником умерших в загробный мир и был властен над некрополями и кладбищами. Был знатоком бальзамирования, ядов и лекарств.

Изображался, опять же Анубис, как человек, но с головой шакала или собаки.

Древние египтяне очень с почтением относились к разнообразным знаниям, а в целом ими заведовал бог Тот.

Это был бог мудрости, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка.

Он изображался, как правило, в виде человека с головой птицы ибиса, а в руках он держал посох и анх.

Это, конечно, не все, и помимо этих богов зооморфов существовало еще множество богов, но особенность их всех, как мы с тобой видим это тело человека и голова животного, птицы или пресмыкающегося.

Ну вот, когда мы уже с ними знакомы, путь и не совсем близко, предлагаю тебе, Добрый Друг, давай предположим, что это были не боги, а люди, которые однажды решили использовать разнообразные маски животных, птиц, пресмыкающихся для распределения сфер власти над простыми смертными египтянами. Ну и логично вывести из этого, что это были не простые люди, а с большей вероятностью жрецы, то есть наиболее сведущие индивиды в различных науках того времени.

Я конечно создаю маски только из дерева, Друг Мой, и мне не приходилось делать их для египетских священнослужителей, хотя мне было бы очень интересно, но полагаю среди древних египтян, были и более продвинутые мастера, чем я, и могли вполне, а уж тем более в единичном экземпляре, сделать маски из разнообразных материалов одному другому десятку особо нуждающимся жрецов.

С точки зрения управления населением, я полагаю ты не будешь спорить, что если у тебя голова на плечах не человека, а иная, нt важно какая, то к тебе уже будут относиться с большой опаской и осмотрительностью. А если ты еще и искусный иллюзионист, то будешь еще и почитаем и всячески обоготворен.

Не будем упрекать древних египтян в наивности, может быть обманутые обманываться были рады. Но если учесть, что египетские жрецы были еще те хитрецы и знатоки тайных знаний, и вполне могли использовать в курильницах благовоний, масляных лампах или в чем-то еще, где есть огонь, какие-нибудь сборы всевозможных особенных трав, то измененное сознание поклоняющихся будет рисовать настоящих божеств, даже если качество наряда и маски не на высоте и имеют большие огрехи.

Подводя итог нашего небольшого исследования и рассуждения, согласись со мной, Друг Мой, что идея очень своеобразная и вполне жизнеспособная: использовать маски для внушения раболепия и поклонения большим массам людей к держателям власти. И, видимо, эту идею древнеегипетские жрецы вполне удачно использовали на каком-то этапе своей истории.

После, скорее всего, их хитрость стала понятна многим, и власть постепенно переходит к фараонам-людям, которых тоже обожествляли, но это уже другая история.

А раз так, то нам больше нет смысла оставаться в Древнем Египте и придется проститься с богами зооморфами или жрецами-хитрецами в масках, кому как нравится, не будем настаивать.

Ну, а мы отправимся дальше! До скорой встречи, Дорогой Друг!

Фото взяты из открытых источников

okultureno.ru

Что скрывают в себе древние маски?

Маска это самый загадочный и интересный предмет в истории культуры. Карнавальные, ритуальные, театральные — маски всегда присутствовали в разных эпохах и традициях различных стран.

У большинства людей слово «маска» ассоциируется с красочным и шумным карнавалом. Хотя в традиционных культурах маски имели другое предназначение. Прежде всего, данный предмет считался незаменимым при проведении священных ритуалов.

chto-skryivayut-v-sebe-drevnie-maski1

Как понять, что маска таит в себе зло?

К примеру, вы приобрели или же вам подарили маску. Как определить, что она не несёт в себе негативный заряд, поскольку маски несут в себе не только защиту, но и агрессию. Не рекомендуется размещать маски рядом с иконами.

Китайские маски

Данные маски — это неотъемлемая часть всемирного искусства. Первые маски были созданы в Китае более трёх тысяч лет тому назад. Данный предмет был важным элементом китайского шаманизма. Даже сегодня некоторые люди проводят свадьбы, религиозные ритуалы и похороны в масках.

Китайские маски изготавливаются в основном из дерева и носятся на голове или лице. Но есть большое количество масок демонов, мифических животных и злых духов.

Китайские маски подразделяются на следующие категории:

  1. Маски праздничные. Данные маски одеваются во время различных гуляний и праздников. Предназначены они для молитв о богатом урожаи и долголетии. В некоторых местностях маски используют для свадебных ритуалов.
  2. Маски для защиты домов. Эти маски использовались для того, чтобы отпугивать нечистую силу и злых духов. Обычно их вешают на стенах в жилищах.
  3. Маски заклинателей. Такие маски используют для проведения церемонии жертвоприношений.
  4. Майски для новорождённых. Эти маски используют для проведения церемонии, которые посвящены рождению ребёнка.

chto-skryivayut-v-sebe-drevnie-maski

 

Кстати, знаете ли вы что в Подмосковье построят творческий поселок, то есть посёлок для творческих людей. Получить об этом всю необходимую информацию вы сможете на интернет-ресурсе www.lesstroy.net.

Китайские колдовские маски

Данные маски являются результатом трудов ремесленников Гуйчжоу. Изготавливают их из корней деревьев и древесины.

Первая колдовская маска появилась в центральном Китае. Как только они в Гуйчжо и стали популярны среди местных шаманов.

В древние времена люди были уверены, что несчастья и беды приносят демоны и злые духи. Именно поэтому при проведении своих ритуалов они наделали маски для отпугивания злых духов.

Столица экзотического государства »

Если понравился пост - твитните, буду благодарен.

vozlelesa.ru

Мир вокруг: Искусство африканских масок

маска народности Макомбе, Мозамбик, 19в

Честно говоря, я мало что знаю об африканском искусстве. В нескольких музеях довелось посмотреть коллекции на эту тему, показались интересными. Особенно впечатлили маски, они все такие разные и удивительные: одни красивые, другие забавные, некоторые устрашающие, а некоторые даже напомнили мне лица инопланетян (ну как их традиционно изображают в голливудских фильмах). Решила восполнить пробел и при случае купила книгу «The Art of African Masks” (Искусство африканских масок). Вот, делюсь узнанным. Искусство создания масок – древняя традиция племён Восточной и Центральной Африки. До сих пор маски используются в различных ритуалах и церемониях, как то: посвящение в мужчины, рождение, похороны, подготовка к охоте, сбор урожая. Маска обычно изображает определённых духов, животных или героев местной мифологии. Местные жители считают, что маски обладают огромной силой.

маски народности Йоруба, Нигерия, 19в

Так как маски используются в строго определённых целях, то и их форма определяется предназначением и не может меняться по прихоти создателя. Раз созданная маска, получив «одобрение» духов, должна оставаться неизменной. Исключение составляют особые случаи, когда мастер видит знак – дизайн новой маски во сне. Большинство масок изготавливается из дерева, но может также использоваться металл и слоновая кость. Готовая форма маски дальше украшается орнаментом, бусинами, ракушками, перьями, семенами растений, ну короче всяким подходящим подручным материалом.

маска народности Ангос, Нигерия, 20в

Иногда маски покрывают всю голову, как шлем, иногда прикрывают только лицо, а иногда одеваются, как головной убор. Маски могут варьироваться в размерах – от маленьких до гигантских. Большие маски предназначаются для публичных церемоний и ритуалов, а маленькие служат амулетами. Можно сказать, что сколько в Африке племён, столько и разновидностей масок. Вот, например, одна из моих любимых – маска народности Куба, проживающих на территории Конго. Маска изготовлена из дерева, поверхность украшена орнаментом. Черты лица «прорисованы» разноцветными бусинами. Голова украшена ракушками. Эта маска изображает сестру Вута, прародителя людей Куба. А вот эта масочка, напомнившая мне инопланетянина, создана народностью Сонгхей, проживающей также на территории Конго. Для резчиков Сонгхей характерно использование геометрическиз узоров, которые прорезаются в дереве, а затем раскрашиваются. Вот эта, на мой взгляд очень красивая маска, принадлежит народности Чокве, проживающей на территории Конго, Анголы и Замбии. Эта девушка – прародительница Чокве и считается в племени идеалом женской красоты. Маска сделана из дерева, глаза покрыты золотом, в ушах – золотые серьги. Волосы изготовлены из растительных волокон. Эта устрашающего вида маска создана народностью Ве, проживающей на территории Берега Слоновой Кости и Либерии. Эта маска называется гела, что в переводе означает древняя. Вырезанная из дерева маска украшена многочисленными рогами, ракушками, клыками, натуральным волосом и растительными волокнами. Эта маска из Бенина очень элегантная. Она вырезана из слоновой кости и предположительно принадлежала бенинскому королю, который носил её на бедре. Обратите внимание на украшающий голову и шею орнамент. Это – бородатые португальские купцы, популярный мотив бенинского искусства. Португальцы появились в Бенине в 15 веке и принесли с собой много новых материалов и продуктов, поспособствовавших процветанию королевтсва. Таким вот образом бенинцы выразили свою благодарность этим торговцам. В настоящее время африканские маски не только предмет для ритуальных церемоний, но и предмет коллекционирования для многих поклонников африканского искусства.

См.также Многообразие непальских масок

olga-mir.blogspot.com

860. Древние маски Енисея - День за днём, книга за книгой

В детстве я мечтала быть археологом. Может, поэтому меня так увлекла книга Эльги Борисовны Вадецкой «Древние маски Енисея»  -  путешествие в богатую и таинственную историю родного края.

Енисейские погребальные маски как памятник мировой культуры стоят в одном ряду со статуями острова Пасхи или пирамидами Центральной Америки.

Ритуальные маски использовались у многих народов, а вот погребальные – гораздо реже. Причем гипсовые портреты, найденные в курганах по долинам Енисея, не имеют ничего общего с погребальными масками других народов. Изготовление этих масок возникло на рубеже новой эры и прекратилось в начале VII века.

Автор книги долгие годы (впервые она познакомилась с древностями Красноярского края в 1958 г.) изучала найденные маски. Многие из них она нашла сама, другие исследовала в семи музеях страны. В результате подробно описаны истории нахождения масок (начиная с находок П.С. Палласа в 18 веке, и  Д.А. Клеменца и А.В. Адрианова в конце 19-го в.), различные их толкования, а также впервые – способы, которыми их наносили, на что наносили (отнюдь не на лицо умершего, как можно подумать!), какими красками.

Книга завершается альбомом, где собраны 48 масок, публикуемых впервые. В тексте тоже множество фото и рисунков. Добавлю, что "Древние маски Енисея" - уже третья научно-популярная книга Э. Вадецкой (после книг "Древние идолы Енисея" Ленинград, 1967 и "Сказы о древних курганах" Новосибирск, 1981). Читать интересно и легко! Всего археологом Вадецкой опубликовано около 200 научных работ и популярных очерков.

К 63.4 В12

Вадецкая, Эльга Борисовна. Древние маски Енисея = The ancient Yenisei masks from Sibiria / Э. Б. Вадецкая ; Рос. акад наук, Ин-т истории материал. культуры. - Красноярск ; Санкт-Петербург : Версо, 2009. - 183, [2] с., 48 цв. ил. : ил. - Подписи к иллюстрациям параллельные русский, английский. - Библиография: с. 175. - В приложении: Альбом и каталог масок. - 1000 экз. - ISBN 978-5-89783-028-2 (в суперобл.).КХ - Б-082101, Б-082102

kraevushka.livejournal.com


Смотрите также