2. Мифология Древнего Египта. Мифология древнего египта
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. 100 Великих мифов и легенд
На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство — одно из древнейших государств в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.
Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину окружали высокие горы, а за ними лежали бескрайние, мертвые пустыни. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его называли Хапи.
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет.
Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары,
Никому не дано повелевать твоим сердцем.
Так пели египтяне в одном из своих гимнов. Египет делился на области — номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так в Фивах поклонялись богу солнца Амону, его жене — богине неба Мутиих сыну — богу луны Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта — создателя мира, богиню войны Сохмет и их сына-бога растительности Нефертума.
Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные бога со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имен.
Во главе пантеона встал солнечный богХепри-Атум-Ра. «Хепри» — означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется юное, утреннее солнце. Символ Хепри — жук-скарабей. Египтяне считали, что скарабей размножается сам по себе, то есть наделен божественной созидательной силой. Хепри часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра — зрелый муж — символизировал солнце полуденное, а старец Атум, что значит «совершенный» — солнце вечернее.
Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.
Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря — мудрого бога Тота. Вечером он пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром вновь взошло на небе солнце.
Небесная река — не единственный образ неба в египетской мифологии. Небо представляли также в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами. В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья. Греки считали ее египетской Афродитой.
Еще одно воплощение неба в египетской мифологии — богиня Нут. В «Текстах пирамид» — магических надписях на стенах гробниц фараонов — о Нут говорится так: «Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и опирающейся на пальцы рук и ног.
Супругом Нут был бог земли Геб, а их детьми — Осирис, Сет, Исидаи Нефтида, ставшие героями наиболее значительного из египетских мифов.
Очень почитаем был бог Тот — бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.
Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Бог мертвых Анубис изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт — покровительница женщин и детей, помогающая при родах — в образе беременной самки гиппопотама, бог водной пучины Себек — с головой крокодила и т. д.
Культ животных — самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.
Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.
Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире.
Египтяне верили, что загробная жизнь — это прямое продолжение и подобие жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: «Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес».
В отличие от многих народов, у древних египтян не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а по- родственному заботились о них.
Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.
По представлениям древних египтян, человек кроме тела — Сах, обладал еще душой — Ба, жизненной силой — Ка, духом — Ах, тенью — Шуит и именем — Рен. Все эти проявления человеческой сущности могли иметь достаточно самостоятельные функции. Так, в одном из памятников древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.
Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями, на которых умерший был изображен среди повседневной жизни: на рыбной ловле, в кругу семьи, наблюдающим за сооружением кровати с балдахином и т. д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку.
Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы!», — скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».
Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание — предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. «Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество», — говорится в одном из древнеегипетских текстов.
В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял рыдать»; и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня»; и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды».
Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую — птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: «Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной».
Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое — тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.
Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов — их живыми воплощениями.
Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной — засевал первую борозду, осенью — сжинал первый сноп.
После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. «Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу».
Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы — пирамиды. «Глаз не в состоянии охватить их, мысль отказывается воспринять», — писал французский египтолог Э.Ф. Жомар Магические тексты на стенах гробниц фараонов — основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
2. Мифология Древнего Египта
Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта - бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.
Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах —бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.
Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов - бог воздуха Шуи его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб - бог Земли и Нут - богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.
Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) - богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса - бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.
Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.
Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.
Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам - скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.
Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.4
studfiles.net
Мифология и космогония Древнего Египта
Откуда на земле появились люди и животные, деревья и кустарники, травы и злаки? Когда стало светить солнце — яркое солнце, рассеивающее мрак, прогоняющее ночные страхи? Кто зажег в небе звезды и поместил месяц, чтобы он ночью заменял солнце? Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти?
Эти вопросы волновали людей в самые далекие времена, много тысяч лет тому назад. Задумывались над этим и древние египтяне, обитатели Нильской долины, края Та-Кемет — «Черной Земли», как они ее называли в противоположность «Красной Земле» — мертвой пустыне.
Жители Та-Кемет построили города, воздвигли роскошные дворцы и храмы. Один за другим плыли караваны груженых товарами кораблей. В городах трудились искусные ремесленники, создающие прекрасные творения. Тысячи рабочих строили изо дня в день громадные пирамиды, которым суждено было простоять века.
Египтянам казалось, что вся окружающая их природа и небесные светила, растения, горы — одушевлены. Все это живые существа, могущественные боги, обладающие безмерной властью, и от них зависят благополучие и жизнь людей.
Богов древние египтяне представляли себе в образе сказочных героев и грозных чудовищ, они наделяли их мощью и способностью помогать или вредить людям. Всех богов было великое множество, ведь за каждым явлением природы стоял бог или демон.
Исследования в области египетской мифологии
«Тексты пирамид»
Наиболее ранним источником, из которого мы черпаем сведения о древнеегипетских мифах, в том числе и о космогонических, являются знаменитые «Тексты пирамид» — одно из древнейших в истории человечества собраний религиозных литературных памятников. Их открытие связано с именами двух выдающихся французских ученых — О. Мариетта и Г. Масперо, заслуги которых в египтологии огромны. Мариетт — выдающийся археолог, открывший в Саккара подземный некрополь с захоронением священных быков-аписов, основатель и первый директор египетской «Службы древностей», неутомимый исследователь памятников древнего искусства и культуры, создатель Египетского музея в Каире — первоначально полагал, что пирамиды «безмолвны», что внутри них нет и не может быть никаких надписей. Когда Мариетт доживал последние дни, ему принесли известие о том, что Масперо обнаружил надписи на внутренней стене пирамиды Пепи I в южном районе Саккара. Это была последняя радостная новость в жизни Мариетта — через несколько дней его не стало.
Между тем Масперо исследовал одну пирамиду за другой: надписи, высеченные в белом известняке и пропитанные зелено-голубой краской, оказывались всюду: в пирамидах
Унаса,
Тети,
Меренра,
Пепи II.
Вместе с немецким египтологом Г. Бругшем они снимали копии с текстов, зачастую с риском для жизни, ибо, за исключением хорошо сохранившейся пирамиды Унаса, все остальные были полуразрушены и тяжелые каменные глыбы могли в любую минуту упасть на смельчаков. Тем не менее к маю 1881 года все эти пирамиды удалось обследовать, а надписи — скопировать. Полностью они были опубликованы спустя тринадцать лет.
Но на этом открытия не кончились. Другой французский египтолог, Г. Жекье, открыл в 1925-1932 годах еще четыре пирамиды с текстами. Пирамиды эти принадлежали трем супругам царей VI династии и малоизвестному царю Иби, правившему в Первый переходный период. Таким образом, число известных нам «Текстов пирамид» возросло до девяти, но ученые полагают, что это еще далеко не все и что можно ждать новых открытий в этой области. Во всяком случае, в последние годы обнаружили еще около трех тысяч фрагментов, сохранившихся на обломках разрушенных пирамид, которые теперь подвергаются реставрации.
«Тексты пирамид» представляют собой собрание формул самого различного происхождения. Их главной целью было обеспечить умершему царю возрождение к вечной загробной жизни. Для этого составляли всевозможные религиозные, магические и мифологические тексты, которые могли оказаться нужными царю в вечной жизни; надписями покрывались внутренние стены коридоров и погребальных помещений пирамиды. Впервые это было сделано в конце V династии, в пирамиде Унаса, но большинство формул несомненно восходит к более древним источникам. Предполагают, что некоторые возникли уже в архаическую эпоху, то есть во время правления первых двух династий. Магические заклинания, значительно более примитивные по своему содержанию, безусловно древнее, чем гимны, которые являются, по мнению исследователей, самыми поздними в собрании. Многие речения этих текстов возникли предположительно в период между III и V династиями.
«Тексты саргофагов»
Другим обширным источником наших знаний о египетских религиозно-мифологических представлениях являются так называемые «Тексты саркофагов», записанные на внутренних стенках деревянных саркофагов в период между VIIIи XVII династиями. Мы находим там облеченные в форму диалогов сказания о происхождении и победах богов, а также комментарии к мифологическим событиям. Часть глав «Текстов саркофагов» заимствована из «Текстов пирамид», но в них также много нового по сравнению с первоисточником. Оба памятника содержат сведения не только о космогонических мифах древних египтян, но и множество данных, касающихся их представлений о загробной жизни и мифа об Осирисе. Эти разнообразные мифологические сюжеты были тесно связаны с заупокойным ритуалом: на них должен был «ссылаться» умерший, чтобы обеспечить себе благополучное посмертное существование.
Храмовые надписи
Одним из важных источников, знакомящих нас с египетской мифологией и с космогоническими мифами в частности, являются надписи на стенах храмов, воздвигнутых в годы правления македонской династии Птолемеев. Если в эпоху Нового царства, особенно в его последний период, надписи в храмах часто увековечивали исторические события — рассказывали о военных победах царей, — то в изменившейся политической обстановке, когда Египет окончательно лишился независимости, их место заняли религиозные и мифологические тексты. Однако эти тексты записаны в таком виде, какой они приобрели после сотен и даже тысяч лет существования. Они — продукт эволюции верований и, несмотря на нарочито архаичную форму, представляют собой переработку, а не изложение древних мифов. В те годы были упорядочены древние, зачастую противоречивые сюжеты, они стали более поэтичными, им была придана драматическая форма. И они являются, в сущности, самым полным собранием египетских мифов.
Папирусы
В 1865 году коллекция египетских папирусов, хранившихся в Британском музее в Лондоне, пополнилась еще одним очень важным для египетской мифологии документом — так называемым «Папирусом Бремнер-Ринд». Этот папирус назван по имени Генри Александра Ринда, шотландского адвоката. Находясь в 1855 году в Египте, Г. Ринд увлекся памятниками старины, стал археологом- любителем и организовал свою археологическую экспедицию. Два года он занимался раскопками фиванских некрополей. Многие свои находки и приобретения он передавал музею в Эдинбурге и другим музеям Великобритании. С его именем связан ряд папирусов, самый знаменитый из которых — «Папирус Бремнер-Ринд», хранящийся в Британском музее под № 10188.
Его владельцем был жрец по имени Несмин, велевший написать его на двенадцатом году царствования Александра, сына Александра Македонского, то есть в 312 году до н. э. Это своего рода религиозно-мифологическая антология с текстами различных эпох. Она состоит из четырех частей.
Первая часть, озаглавленная «Песни Исиды и Нефтиды», содержит произведения, которые исполнялись во время мистерий в храме Осириса с 22-го по 26-е число месяца Хойак (по фиванскому календарю — 4 месяц). Вторая часть, под заглавием «Ритуал жертвоприношения Сокара», тоже составляла, вероятно, часть мистерий Осириса. Самая большая и вместе с тем самая интересная — третья часть, «Книга о победе над Апопом», где в историю борьбы бога Ра с его исконным врагом — змеем Апопом — вставлен монолог Ра, описывающий сотворение мира и всего, что в нем существует. В остальном же книга содержит различные заклинания, оберегавшие Ра от козней Апопа. Последняя, самая краткая часть — «Перечень имен Апопа, которые не должны существовать».
Этот памятник чрезвычайно интересен с точки зрения мифологии. Мы находим здесь тексты, связанные, с одной стороны, с мифом об Осирисе, а с другой — с циклом гелиопольских мифов, в том числе и космогонических. Единственным объяснением такой композиции является поздняя дата создания этого памятника, в котором автор просто записал различные, ранее существовавшие сказания о божественных деяниях.
Космогонии
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.
В Древнем Египте существовало три основных религиозных центра и каждый из них имел свои список наиболее почитаемых богов и свою космогонию (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.
Гелиопольская космогония
Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр — священный город Иуну — Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранных столбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название — Город Солнца — Гелиополь.
В городе Гелиополе рассказывали такую легенду о сотворении мира.
Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.
Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.
Бог Атум-Ра
Бог Шу
Богиня Тефнут
Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.
— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!
А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.
Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).
Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.
Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.
В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.
Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.
Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.
Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.
По другой легенде, первых людей вылепил из глины на гончарном круге бараноголовый бог Хнум. Его часто изображали на барельефах держащим перед собой станок с маленькой фигуркой человечка на гончарном круге.
Здесь же, в Гелиополе, существовало красивое предание о том, что бог Ра родился в облике прекрасного младенца из белого лотоса. Этот лотос вырос прямо из вод первозданного океана, бутон раскрылся, и Ра вылетел оттуда, неся миру долгожданный свет солнца. Первичный океан, Мрак и Хаос изображали в образе древнего старика Атума, в отличие от младенца-Солнца.
Так рассказывали о сотворении мира жрецы города Пуну. Город Пуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра.
Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей.
Мемфиская космогония
Бог Птах
В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта («крепость души Пта»; По-гречески «Айгюп-тос». По-видимому, от этого названия произошло и современное название всей страны «Египет». Сам город Хи-Ка-Пта греки называли Мемфисом) творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому.
Мемфис по влиянию соперничал с Гелиополем и местные жрецы-богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего.
«Боги, возникшие из Пта:…Пта-Нун, Отец, создавший Атума,Пта-Наунет, Мать, родившая Атума,Великий Пта — сердце и язык Девятки богов…Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык.И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…»
Гермопольская космогония
В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю.
Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране.
Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.
Расскажи друзьям:
Оцени:
Загрузка...
civilka.ru
Мифология древнего Египта. История мировой культуры
Мифология древнего Египта
Мифология египтян неоднородна по сравнению, скажем, с греческой, что не удивительно, так как она более древняя. Обычным было наличие нескольких представлений об объекте. Так, небо изображалось в виде крыльев коршуна, поддерживаемых двумя столпами, коровы и т. д. Отсюда делается вывод, что все представления рассматривались как символы. «Нет сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э., египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить ее в категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может схватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение» (Мифологии древнего мира… С. 59–60).
В египетской мифологии отсутствует логическая последовательность, что указывает на древность мифов. Каждый бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги – модификации тотемов отдельных поселений.
В доисторических мифологических представлениях фигурирует первобытный океан, из которого поднялся земляной холм «в виде пламени и породил первое живое существо. Это была либо змея, которую рассматривали как первое» тело» любого местного божества в исторические времена, либо жук, впоследствии ставший скарабеем египетской религии» (Там же. С. 67). Эти представления перекликаются с реальным ежегодно повторяющимся освобождением земли, когда нильское половодье идет на убыль. Позже появилось представление о боге Солнца Ра, который создал все на Земле и из слез которого появились люди.
В мифе о сотворении мира верховный бог утверждает, что все создал из первоначального хаоса, который был его отцом. Из вод хаоса выступил бугорок сырой земли. На нем появился Атум, создатель. Он породил бога Шу и богиню Тефнут, воздух и влагу. Шу и Тефнут породили богов земли и неба Геба и Нут, родивших Изиду, Осириса, Сета и Нефтис. Эта группа составила «гелеопольскую девятку»; Атум слился с богом Солнца Ра и стал называться Ра-Атум.
В другой мемфисской версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается не физическим процессом, а материализацией слов, являющихся следствием мыслей сердца.
Наиболее значительный в Египетской мифологии и популярный не только в Египте миф об Осирисе известен 5000 лет. Согласно «Текстам пирамид» Осирис был древним царем Египта. Все любили его, за исключением брата Сета, который, завидуя, убил его. Жена Осириса Изида долго искала тело мужа и, наконец, найдя его, воскресила и зачала от него ребенка, Гора. Сет, не успокоившись, во второй раз убив Осириса, разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Изида собирала эти части и хоронила каждую там, где находила. Воскрешенный богами Осирис стал правителем царства мертвых, а сын его Гор, одолев дядю, возвратил отцовский трон. Смерть Осириса – символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Погибший бог растительности воскресает в виде новых растений. Предполагают, что находимые в пирамидах кучи зерна могут олицетворять Осириса. Так или иначе, параллель между мифом об убийстве Осириса и основополагающей для Древнего Египта сельскохозяйственной реальностью очевидна.
В последний месяц сезона наводнения, когда вода начинала спадать, в Древнем Египте совершался обряд прорастания зерна и праздновалось воскрешение Осириса. «Ликующий крик» мы нашли его, мы радуемся» громко звучал по всей стране, когда нильской водой смачивали землю и помещали ее с зерном в глиняную форму» (Мифология древнего мира… С. 106).
Данный миф повторяется в сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, а сын последнего борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца. Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе – священной птице древних египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла.
Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться воскреснуть после смерти, как Осирис. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.
Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трактовать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.
Так как в основе мифов лежат мистические представления, можно комментировать их мистически, что и делает Р. Штайнер. Он интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рождение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис – бог-отец, а Изида – великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к божественному.
Идея вечного и вселенского бога засвидетельствована в самом начале египетской истории и возникла вследствие политического объединения страны. На звание высшего божества претендовали также бог Фив Амон и бог Атон, которого приказал почитать в качестве высшего и единственного фараон Эхнатон, названный «первой личностью в истории». Попытка ввести монотеизм, предпринятая во II тысячелетии до н. э., погибла вместе с Эхнатоном, который правил с 1419 по 1402 г.
Одним из важнейших для египтян, определявшим их погребальные ритуалы и содержание древнейших текстов, было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд – один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. На загробном суде, возглавляемом Осирисом, обвинителем был бог мудрости и божественный писец Тот с головой ибиса – очень важный бог, изобретший весьма ценимое египтянами письмо, а Анубис, бог с головой шакала, взвешивал сердце покойного на весах, причем оно должно было уравновесить страусовое перо, символ богини истины, закона и справедливости Маат. Рядом был Пожиратель Теней, зверь с головой крокодила, передней частью туловища льва и задней – гиппопотама. Тот заставлял свидетельствовать душу покойного. Вот один из ответов. «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому. Никогда не делал я ничего дурного против какого?либо человека. Я защищал слабого от того, кто был сильнее его. Я судил между двумя людьми так, что они были удовлетворены. Я был почтителен к моему отцу и добр к моей матери. Никогда не брал я вещи, принадлежащие другому. Никогда не говорил я ничего дурного ни против кого. Я говорил правду, я поступал по справедливости» (Цит. по: Мерц Б. Красная земля… С. 392–393).
Тот объявлял заключение суду, основываясь на показаниях весов. Суд принимал доводы Тота и выносил приговор. Если умерший был оправдан, он получал земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Удовлетворения. В потустороннем мире праведник тоже работал, только злаки там вырастали выше человеческого роста. Но если человек грешил на Земле, его сердце перевешивало перо и приговором была «смерть во второй раз». Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем добрые дела, они отдавали его во власть Пожирателя Теней, который разрывал на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда.
Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал из известных на Земле. В основе была надежда на достижение вечной жизни при надлежащем погребении. Погребальные обряды основывались на двух представлениях. «Первое – это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых… Второе… естественное человеческое побуждение снабдить покойного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле, чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так долго и таким образом, как только возможно» (Мифологии древнего мира… С. 86).
Древние египтяне заботились о богах и мертвых больше, чем о живых. Что касается богов, то в этом на них похожи некоторые другие нации, а вот что касается мертвых, то здесь египтяне уникальны. Для них, как потом для Гильгамеша, смерть была врагом № 1, которого нужно победить во что бы то ни стало. Для этого строились пирамиды и применялось бальзамирование. К этому прибавлялась боязнь духов умерших и вреда, который они могут причинить оставшимся в живых (это характерно в наибольшей степени для китайской культуры, но также и для египтян). В «Письмах к мертвым» муж спрашивает у своей покойной жены: «Что дурного сделал я тебе, за что должен был я прийти к такому жалкому состоянию, в котором я нахожусь?» (Цит. по: Мерц Б. Красная земля… С. 327).
Египтяне считали, что на подобающее существование после смерти нельзя надеяться без надлежащего погребения. Это относилось ко всем людям, но особые размеры приобрело в отношении к правителям. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Вот отрывок диалога, который происходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и богом.
«Вопрос: Ты человек. Это твой отец Гор.
Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец – Гор, умер. Он стал Осирисом, потому что тело его погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.
Вопрос: Как случилось, что Гор, бог умер?
Ответ: Смерть бога не может произойти иначе, как посредством убийства. Только равный Гору, его брат Сет, имел достаточно силы, чтобы убить его» (Мифологии древнего мира… С. 76).
Боги давали царям новую жизнь. Как зерно, прорастая в земле, возрождается, так и фараон, обретя вновь душу, возрождается. Тело его должно сохраняться и быть готовым к тому, чтобы в него снова вошла душа. В сохранении тела суть мумификации, что может стать причиной бальзамирования и в наше время. Смысл строительства пирамид понятен из следующих слов: «Умерший царь становится Осирисом в своей гробнице, где должен теперь начаться цикл трансформации: мертвый бог будет рожден вновь» (Там же. С. 84).
Египтяне верили в то, что умершие продолжают существовать. Пирамида была местопребыванием тела бога, обожествленного и преображенного царя. Все излишки средств шли на строительство пирамид для фараонов, саркофагов – для элиты, что считалось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.
Божественность фараона можно интерпретировать как его приобщение к вечному, находящемуся в человеке. После ознакомления с мистикой понятны слова Штайнера, что «Осирис, как мировое существо, есть Единый, и однако он пребывает неделимо в каждой человеческой душе. Каждый человек – Осирис, но тем не менее должен быть представлен и Единый Осирис, как некое определенное существо. Человек подлежит развитию, и в конце пути его ожидает божественное бытие… Живя, как Осирис, и проделав все, что проделал он, человек становится совершенным. Миф об Осирисе приобретает, так сказать, более глубокое значение. Он становится прообразом того, кто хочет пробудить в себе вечное» (Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991. С. 79–80).
Древний Египет – это классическая цивилизация мистерий. Мистерии в духовном аспекте столь же характерны для египетской культуры, как в материальном – пирамиды и мумии. Основу мистерий составляет борьба между низшей, животной, и духовной природой. Мистерия является формой приобщения к высшему знанию. «Человек, стремящийся к высшему бытию, должен микрокосмически повторить в себе макрокосмический мировой процесс Осириса. Таков смысл египетского» посвящения»… Все, что мы знаем об обрядах посвящения, получает свое объяснение отсюда. Человек подвергался таинственным процедурам. Этим убивалась его земная природа и пробуждалась высшая» (Там же. С. 80–81).
Вера в загробный мир не была безусловной и разбавлялась скептицизмом. «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там», – читаем в одном из текстов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
fil.wikireading.ru
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. «100 Великих Мифов И Легенд»
На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство — одно из древнейших государств в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.
Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину окружали высокие горы, а за ними лежали бескрайние, мертвые пустыни. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его называли Хапи.
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет.
Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары,
Никому не дано повелевать твоим сердцем.
Так пели египтяне в одном из своих гимнов. Египет делился на области — номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так в Фивах поклонялись богу солнца Амону, его жене — богине неба Мутиих сыну — богу луны Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта — создателя мира, богиню войны Сохмет и их сына-бога растительности Нефертума.
Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные бога со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имен.
Во главе пантеона встал солнечный богХепри-Атум-Ра. «Хепри» — означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется юное, утреннее солнце. Символ Хепри — жук-скарабей. Египтяне считали, что скарабей размножается сам по себе, то есть наделен божественной созидательной силой. Хепри часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра — зрелый муж — символизировал солнце полуденное, а старец Атум, что значит «совершенный» — солнце вечернее.
Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.
Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря — мудрого бога Тота. Вечером он пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром вновь взошло на небе солнце.
Небесная река — не единственный образ неба в египетской мифологии. Небо представляли также в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами. В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья. Греки считали ее египетской Афродитой.
Еще одно воплощение неба в египетской мифологии — богиня Нут. В «Текстах пирамид» — магических надписях на стенах гробниц фараонов — о Нут говорится так: «Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и опирающейся на пальцы рук и ног.
Супругом Нут был бог земли Геб, а их детьми — Осирис, Сет, Исидаи Нефтида, ставшие героями наиболее значительного из египетских мифов.
Очень почитаем был бог Тот — бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.
Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Бог мертвых Анубис изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт — покровительница женщин и детей, помогающая при родах — в образе беременной самки гиппопотама, бог водной пучины Себек — с головой крокодила и т. д.
Культ животных — самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.
Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.
Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире.
Египтяне верили, что загробная жизнь — это прямое продолжение и подобие жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: «Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес».
В отличие от многих народов, у древних египтян не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а по- родственному заботились о них.
Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.
По представлениям древних египтян, человек кроме тела — Сах, обладал еще душой — Ба, жизненной силой — Ка, духом — Ах, тенью — Шуит и именем — Рен. Все эти проявления человеческой сущности могли иметь достаточно самостоятельные функции. Так, в одном из памятников древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.
Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями, на которых умерший был изображен среди повседневной жизни: на рыбной ловле, в кругу семьи, наблюдающим за сооружением кровати с балдахином и т. д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку.
Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы!», — скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».
Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание — предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. «Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество», — говорится в одном из древнеегипетских текстов.
В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял рыдать»; и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня»; и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды».
Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую — птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: «Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной».
Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое — тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.
Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов — их живыми воплощениями.
Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной — засевал первую борозду, осенью — сжинал первый сноп.
После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. «Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу».
Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы — пирамиды. «Глаз не в состоянии охватить их, мысль отказывается воспринять», — писал французский египтолог Э.Ф. Жомар Магические тексты на стенах гробниц фараонов — основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.
litresp.ru
Мифология Древнего Египта | Top-Travel
Древний Египет существовал несколько тысячелетий назад и отличался высоким уровнем развития культуры, архитектуры и науки. Большинство дошедших до нас монументальных памятников было таки ли иначе связано с религиозными верованиями древних египтян. При этом мифология и религия менялась на протяжении всего существования древней цивилизации и до сих пор представляет интерес для ученых.
Общая характеристика мифологии и религиозных верований Древнего Египта
Различные верования и ритуалы были характерны для Египта начиная с доцарского периода и вплоть до появления христианства. Ранние верования были тесно связаны с географическими особенностями страны.
С одной стороны египетские земли были окружены плодородной рекой, а с другой подступала суровая пустыня. Население было тесно связано с природой и зависело от ее капризов. Поэтому первоначально зародилась мифология, проводящая параллель между людьми и окружающим их животным миром и явлениями природы.
Земледельческая направленность цивилизации породила такое явление как обожествление сил природы. В частности, появился культ животных, которых обожествляли. Примечательно, что со временем этот культ не был изжит, а продолжил существовать. Пришедшие на смену животным боги древнего Египта довольно часто имели те или иные черты животных, а также наделялись их характерными свойствами.
В 5 — 6 тысячелетии до нашей эры мифология Египта пришла к тому виду, в котором сохранилась и дошла до сведения потомков. В это время выделился довольно сильный культ бога Амона-Ра, символизировавшего солнце. Этот культ сохранялся на протяжении всей истории Древнего Египта. Тем не менее, выделить отдельную стройную картину мировоззрения египтян вряд ли удастся.
Мифология древней цивилизации была разрозненной и сильно варьировалась в зависимости от территории. Одни и те же боги и события могли изображаться в разных концах страны совершенно по-разному. К тому же, на одних территориях больше поклонялись одним богам, а в других землях мог в это время быть сильным культ совершенно других богов. Однако, общий пантеон богов всё же существовал, хотя и был весьма многочисленным.
Культ животных в мифологии Древнего Египта
Первые земледельческие поселения Древнего Египта, номы, были тесно связаны с культом животных. На каждой территории обожествляли своих животных. Данный культ и позднее нашел свое отражение в египетской письменности. Многие иероглифы прописывались в виде символов различных птиц, животных, рыб, насекомых.
Обожествлялись, как правило, не только дикие животные, но и крупный рогатый скот. В Нижнем Египте почитали коров и быков, поскольку здесь было лучше развито скотоводство. Скот символизировал для жителей богатство и плодородие. В последствии многие египетские боги приобрели характерные черты различных животных — часто изображались боги с головой быка, сокола, шакала, змеи, льва и других зверей.
Свою популярность во все времена в египетских землях сохраняло поклонение соколу, которого связывали с солнцем и небом. Основное божество-сокол звалось Хор. Позднее уже другие боги приобрели черты птицы — так с головою сокола изображался боги солнца Ра и Амон-Ра, которые занимали центральное место в египетской мифологии.
Также, благодаря жизни рядом с полноводным Нилом, в Египте всегда обожествлялись крокодилы. В некоторых поселениях в их честь возводились храмы и совершались жертвоприношения. В последствии головой крокодила наделили бога Себек и некоторых мифических чудовищ, враждовавших с богом Ра.
Еще один культ был посвящен змеям, которых в Египте благодаря соседству с пустынями, также было весьма много. Изначально в образе змеи или с ее головой изображалась богиня Амаунет, позднее змея стала символом бога тьмы Апопа.
Боги в мифологии Древнего Египта
В египетской мифологии не было единого и строго ограниченного круга почитаемых богов. Общий культ складывался из разрозненных верований и мифов, характерных для разных племен и территорий. Всего ученые насчитывают около 700 божеств, характерных для мифологии того периода.
При этом существовал ряд божеств, которым приписывали первостепенное значение. Так, центральное место всегда занимал бог солнца, изначально называвшийся Ра, затем Амоном, а позднее и вовсе объединивший оба имени в культе Амон-Ра.
Характерное отличие древнеегипетских богов — их необычное изображение. Большинство из них представлялось в виде уникальных существ, соединявших в себе черты человека и животного. Чаще всего боги изображались с человеческим телом и головой какого-либо зверя.
Единой теории о возникновении мира у египтян также не было. На разных территориях существовали свои верования, освещавшие данный вопрос. В Гелиополисе процветал культ бога солнца Ра, считавшегося создателем и отцом других богов. В Гермополисе создание мира приписывалось восьми древним божествам — четырем парам богов мужского и женского пола.
Каждая пара при этом символизировала один из элементов — воду, пространство, свет и воздух. В Мемфисе главным божеством считался бог Птаха, покровительствующий ремеслам и создавший сам город.
О богах складывались различные легенды и мифы, в которых описывались их междоусобные войны и другие события. Один из ярких мифов повествует об истории двух братьев — Осириса и Сета. Противостояние двух богов простиралось и на их семьи, в легендах шла настоящая война между потомками Осириса, решившими мстить за своего отца, и Сетом, незаконно захватившим власть над миром.
Считалось также, что в давние времена боги жили на земле среди людей. Бог Ра изначально был фараоном, но когда он состарился, его дети предали его. Люди тоже воспользовались слабостью божества и начали войну против него. Ра пришлось покарать людей за их дерзость, что едва не привело к гибели человечества. Таким образом в египетской мифологии был затронут вопрос о конце света.
Погребальный культ в мифологии Древнего Египта
Идея вечности и загробной жизни оказала одно из самых больших влияний на всю культуру Древнего Египта. Необходимость сохранить тело усопшего для того, чтобы его дух мог перенестись в загробный мир и воссоединиться с богами, породили сильный культ умерших. В свою очередь, поклонение данному культу заставило фараонов всех династий сооружать некие специальные места для захоронений.
Цари должны были еще при жизни позаботиться о том, чтобы достойно уйти в загробный мир. Так, благодаря погребальному культу, в Древнем Египте началось и всю историю продолжалось строительство самых грандиозных и величественных усыпальниц и храмов, в число которых входят и знаменитые египетские пирамиды.
С этим культом связана и традиция мумификации усопших. Таким образом тело как бы консервировалось, чтобы сохраняться долгие годы. Этот обычай требовал от египтян познаний в медицине и химии. Первоначальным мастером мумификации был бог Анубис, считавшийся проводником умерших в загробный мир.
Стоит отметить, что единства богов не было и в данном культе. Первоначальное поклонение Анубису позднее сменилось поклонением богу Осирису, изначально олицетворявшему заходящее солнце. Постепенно он стал богом загробного мира. Его изображения, как правило, содержали рисунки скипетра и анха — символа жизни.
Считалось также, что Осирис был первый царем Египта и даровал народу особые продукты и новые знания. Ему приписывали открытие рецептов изготовления пива, вина и хлеба, а также навыки архитектурного строительства. Также, согласно мифу, именно Осирис научил людей поклоняться богам. Однако царь был убит своим же завистливым братом, после чего попал в загробный мир и стал править уже в нем. Легенда о нем была записана в одной из пирамид и дала начало распространению его культа по всему Древнему Египту.
Заключение
Мифология и верования древних египтян представляют собой большую научную ценность. Сохранившиеся тексты с легендами и мифами позволяют лучше понять культуру древней цивилизации и отследить общий ход развития религии и эволюцию представлений древних жителей о мироздании вплоть до возникновения христианства.
Тем не менее, мифология Египта не получила широкого распространения за пределами своего государства. С возникновением христианства эта культура была постепенно забыта. А самобытная письменность и уникальный язык египтян оставались загадкой для европейцев вплоть до 19 века, пока ученые не смогли расшифровать египетскую письменность.
Да и сложность мифологии, многообразие и иерархия древнеегипетских богов были практически не доступны для понимания европейцами. Поэтому мифология Древнего Египта дошла до наших времен практически в неизменном виде, избежав влияния других религий.Источник warps.ru
Мифология Древнего Египта
Ваша оценка!
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
turisticheskiy-portal.ru
Мифология и мифы Древнего Египта, легенды египтян
Бог Тот в облике бабуина. Амулет. XXVI династияМифы Древнего Египта дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают о надеждах, чаяниях, взглядах и религиозных представлениях древних египтян.
Мифологическое сознание - не только древних египтян, а в целом - во многом можно сравнить со сновидениями, в которых образы и сюжеты постоянно меняются, деформируются, перетекают друг в друга, не подчиняясь законам формальной логики, не вызывая этим недоумения или внутреннего протеста.
Изучение мифов Древнего Египта яляется одним из важных направлений египтологии как науки.
Мифология Древнего Египта и образы богов
Как и все народы на заре своей истории, люди, населявшие долину Нила, обожествляли окружающую их природу, растительный и животный мир.
Постепенно эти взгляды оформились в египетские мифы и легенды. В мифологии Древнего Египта можно выделить три основных цикла мифов:
о сотворении мира
о солнечных богах
об Осирисе.
Так египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, Египет
С мифами тесно связаны религиозные учения, которые возникли на их основе. Важное место в них занимало почитание диких и домашних животных. Каждый египетский бог или богиня связан с какими-либо животными или даже насекомыми.
Человек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, ГерманияХотя египетские божества изображаются в виде представителей животного мира, это не означает, что животные сами по себе были для египтян богами.
Каждое животное символизирует только отдельные аспекты каких-то богов. Также нет ни одного животного, которое было бы связано только с одним божеством.
Бог Гор в облике сокола на стеле последнего фараона I династии Каа. Раннединастический период, ок. 2800 до н.э. Пенмузей, Филадельфия, СШАТо есть одно и то же божество могло изображаться в облике нескольких животных в зависимости от того, какие его качества должны были символически доминировать в данной ситуации.
Бог мог быть как добрым, так и крайне жестоким. Поэтому и животные, в которых бог представал, были разными.
Для египетской религиозной традиции характерным является изображение богов в виде человека с головой того или иного животного.
Египтяне в этом отношении совсем не исключение, а наоборот, подтверждение того пути, который прошли религиозные представления любого народа – от анимизма, тотемизма, поклонения силам природы к более сложным образам.
Гор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияНо ни в одной другой культуре в истории человечества включенность животных в религиозную картину мира не достигла такой художественной выразительности и догматической законченности. В облике животных древние египтяне изображали сверхъестественные силы и богов, которым они поклонялись.
Когда появились фараоны – земные властители, добывшие власть над страной, то стали обожествляться и они. А сами фараоны приобрели тесную связь с таким животным, как сокол, который парит высоко в небе над всем остальным миром.
Бог Гор – бог-сокол в египетском пантеоне богов занимал одно из важнейших мест. Именно он был покровителем и защитником фараонов с древнейших времен. И сами фараоны нередко с ним отождествлялись.
Имя бога-сокола стояло первым в составе пяти «великих имен-титулов» в титулатуре фараонов, представляя фараона земным воплощением бога Гора.
Самый важный мифологический цикл - об Осирисе
Осирис - центральная фигура важнейших мифов Древнего Египта. Папирус. Британский музейМиф об Осирисе - умирающем и воскресающем боге является одним из важнейших в древнеегипетской мифологии. Осирис – это бог-царь Египта в древности, который был убит собственным братом Сетом.
Вот краткое изложение содержания этого мифологического цикла.
В те далекие времена, когда это произошло, верили египтяне, земных царей еще не было, правителями страны были сами боги. Осирис (это греческая форма египетского имени Усири), находившийся на египетском троне, дал людям множество знаний и научил их большому числу ремесел.
Благодаря ему жители страны стали заниматься земледелием и виноградарством, перешли к оседлому образу жизни, стали почитать богов, научились пению, музыке и танцам, перестали заниматься каннибализмом, то есть поедать друг друга.
Его брат – Сет – был совсем другим по характеру и наклонностям. Это было злое и коварное существо. Сет ненавидел Осириса и желал его смерти, но до поры до времени скрывал это. Египетские мифы, дополняя и уточняя какие-то детали, рассказывает о том, что Сет смог привлечь к участию в заговоре большое число людей. Одни источники называют цифру 42, другие – 72 человека.
Деревянный саркофаг. XII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияВместе с приспешниками он организовал пир, на который пригласил своего доброго и наивного брата.
Во время пира он приказал вынести красивый сундук-саркофаг, сделанный из сикиморы, обитый серебром и украшенный драгоценными камнями.
Он пообещал подарить его любому, кому этот сундук будет подходящим по размеру. Осирис, не подозревая подвоха, залез в сундук, который оказался точно по его росту. Он не догадывался, что Сет еще раньше подкупил слугу, который тайком снял мерку с Осириса. Именно по этой мерке и был сделан сундук.
Пока Осирис радовался такой удаче, Сет кликнул на помощь других заговорщиков. Они захлопнули крышку сундука, прибили ее гвоздями и запаяли для надежности еще свинцом. После этого заговорщики бросили сундук в море.
Жена Осириса, богиня Исида (греческая форма египетского имени Асет или Есит), узнав о случившемся, сразу отправилась на поиски мужа. Она нашла сундук с телом на берегу далеко от Египта – там, куда его вынесло море.
Исида (справа) и Нефтида рядом с телом Осириса. Рельеф. Храм Хонсу в Карнаке, ЕгипетНо Сету удалось выкрасть тело Осириса, на этот раз он изрубил брата на 42 части, и разбросал их по всему Египту (в Древнем Египте было 42 области – нома). Исида вновь пошла на поиски мужа. Она собрала части тела мужа воедино.
Боги Анубис и Тот забальзамировали тело Осириса, приготовив его для похоронных церемоний. Исида с помощью магии оживила Осириса на время, зачав от него ребенка – будущего бога Гора.
Именно Гор стал воплощаться отныне в каждом фараоне, правившим Египтом.
Сам же Осирис спустился в подземный мир, где стал его владыкой.
Борьба Сета и Гора за трон
Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса Однако Сет не желал отдавать трон Египта Гору. Вначале он пытался убить маленького Гора, которому пришлось из-за этого прятаться вместе с Исидой в зарослях Дельты. Когда Гор вырос, он вступил в открытую схватку с Сетом за право стать королем.
80 лет продолжалась эта борьба. Во время одной из битв Сет вырвал у Гора глаза и закопал в земле. Богиня Хатхор (по другой версии – Хесат) накапала в глазницы молока, тем самым вернув зрение Гору. В других битвах уже Гор нанес Сету тяжелые увечья.
Боги во главе с Ра устали от этой бесконечной вражды и собрали свой трибунал. Не сразу, но боги все-таки приняли решение передать право на правление Гору.
Бог солнца Ра взял Сета в свою ладью, на которой он днем плывет по небу с востока на запад, а ночью - в подземном царстве Осириса – уже с запада на восток. Сет стоит на носу лодки солнечного бога и копьем поражает злого змея Апопа, злейшего врага Ра.
Ладья Ра - бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, Польша
Вот такие переливающиеся друг в друга мифы и легенды, имеющие в каждом варианте свои интересные особенности, играли определяющую роль в духовной культуре и религиозных представлениях древних египтян более 3000 лет.
Египетские мифы и предназначение пирамид
Великий фараон Рамзес II под охраной бога Амона. XIX династия. Храм в Карнаке, Египет Сегодня мифы и легенды Древнего Египта воспринимаются как сказка. Ну, скажем так, любая религия - это сказка. Но, похоже, такая сказка, без которой подавляющее большинство людей обойтись не могут и не смогут как в наше время, так и в будущем.
Религия как специфическая форма духовного освоения и познания мира будет существовать до тех пор, видимо, пока будет существовать человечество.
Атеизм - это духовный выбор возможный по ряду причин, о которых подробно говорить здесь не будем, только для очень небольшого числа людей даже в XXI веке.
В древности же появление людей, сознание которых свободно от религиозных взглядов и установок, было исключено в принципе: сомневающиеся быть могли, совсем неверующие в существование сверхъестественные сил - нет.
Фараон XII династии Сенусерт III - один из строителей пирамид. Британский музейВот и египтяне верили в свою сказку. Точно так же, как и фараоны – очеловеченные боги Горы. Но даже боги, как говорят легенды, могут умереть, поэтому фараоны боялись смерти не меньше, чем простые жители Египта.
Фараоны хотели жить вечно. А помочь им могли в этом только пирамиды - сооружения, которые не подвластны времени.
Долгое время полагали, что пирамиды являлись каменными могилами для захоронения мумий фараонов. Исходили из того, что древние египтяне верили, что в пирамиде душа фараона - Ка – сможет найти нетленное тело, и земной владыка уже после своей смерти вновь обретет могущество и получит бессмертие в загробном мире.
Идея, что после смерти душа обязательно встретит свое тело, если оно сохранилось, является одной из центральных как для мифов и легенд, так и в целом для религии Древнего Египта.
Ученые в последние десятилетия склоняются к мнению, что пирамиды строились не для того, чтобы стать реальной могилой для мумии властителя Египта. Поскольку невозможно игнорировать тот факт, что ни одной мумии в пирамидных сооружениях не была найдено. Саркофаги, которые нашли в пирамидах, видимо, всегда были и оставались пустыми.
На переднем плане пирамида фараона V династии Униса, позади видна ступенчатая пирамида фараона III династии Джесера - древнейшая пирамида как в Египте, так и в миреЛоманная пирамида фараона IV династии Снофру - отца ХеопсаПирамида фараона V династии Сахура
Постепенно пришло такое понимание роли и значения пирамид: они были частью ритуально-погребального комплекса, но не в качестве могилы фараона. Пирамиды выполняли роль солнечной лестницы, по которой умерший владыка поднимался в небесную высь, чтобы присоединиться там к богам и обрести вечное бессмертие.