Как в Древней Греции происходили жертвоприношения человеком. Жертвоприношения в древней греции
Молитвы и жертвоприношения в Древней Греции
Богиня совершает возлияние на жертвенник.
Аттический белофонный килик, 470 г. до н. э.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Практическое понимание благочестия у греков было связано с вознесением молитв и осуществлением жертвоприношений. Греки молились, стоя перед статуей или святилищем, подняв руки, обращенные ладонями к божеству. Слова молитвы произносились вслух даже когда человек был один. Чтобы заручиться расположением бога, молящийся перечислял благодеяния, которые он уже совершил или начал делать. Он также мог напомнить о своих благих поступках по отношению к божеству и по просить за них воздаяние. Иногда молитвы дополнялись обещаниями и обетами, например когда испрошенное исполнится.
У греков были широко распространены представления о необходимости соблюдения ритуальной чистоты при обращении к богу. Человек, совершивший убийство, прикасавшийся к трупу или роженице, перед посещением храма должен был пройти очищение. С этой целью у входа в святилище устраивали источник или помещали бассейн с водой. Согласно убеждению греков олимпийские боги питались дымом жертвоприношений и потому требовали от людей почитания. Жертвуя богам вино, съестные припасы, животных или вещи, верующие надеялись вступить с ними в связь, поблагодарить за оказанную помощь или обрести покровительство и защиту на будущее. Формы и характер приношений зависели от того, кому предназначалась жертва. При почитании божеств плодородия и покровителей земледелия обычно практиковали бескровные приношения, например первинки урожая, зерно, медовые соты, свежесрезанная овечья шерсть — все это складывали на жертвенник и поливали оливковым маслом. Для умилостивления духов умерших устраивали возлияния вином, молоком и медом на могилы. При воскурениях сжигали благовония, лавр, бальзам и ладан. Для жертв олимпийским богам обычно использовали животных белой масти, подземным богам — черной. Посейдону приносили в жертву быка или коня, Аполлону — козла, Гекате — собаку, Асклепию — петуха и т. д. Жертвоприношение являлось сложной процедурой и проводилось по определенным правилам. Все участники ритуала облачались в новую одежду; алтарь, людей и жертву украшали венками из цветов. Алтарь очищали, затем обрызгивали водой и осыпали ячменной мукой, после чего окропляли жертвенной кровью. Тушу животного разделывали, кости и требуху обкладывали кусками жира и сжигали.
Сцена погребального жертвоприношения,
540−530 гг. до н. э.
Национальный археологический музей, Афины
Остальное мясо распределяли между жрецом и остальными участниками ритуала. Существовали общественные жертвоприношения, совершавшиеся должностными лицами во дворах храмов при большом скоплении народа, а также частные, проводившиеся гражданами на домашнем алтаре во внутреннем дворе дома. Торжественным жертвоприношением считалась гекатомба, когда одновременно закладывалось 100 и более быков. Обычно таких жертв удостаивались лишь Зевс, Г ера и Аполлон. В Афинах гекатомба совершалась один раз в четыре года во время празднования Больших Панафиней. По приносимой жертве месяц, на который выпал праздник, получил название гекатомбеон (15 июля — 15 августа).
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
В Древней Греции практиковались человеческие жертвоприношения - 13 Августа 2016 | Земля
При раскопках в святилище Зевса на горе Ликео, что на греческом полуострове Пелопоннес, археологи обнаружили скелет мальчика-подростка. Ученые считают, что найденные останки могут свидетельствовать о существовании в Древней Греции человеческих жертвоприношений.
Захоронение было обнаружено в глубине кургана, образованного пеплом жертвенных животных. Так как святилище находилось здесь как минимум с XVI века и до конца IV века до нашей эры, высота кургана за это время достигла почти 30 метров. Останки подростка находились в узкой яме между двумя рядами крупных камней. Скелет хорошо сохранился, у него отсутствовала только верхняя часть черепа. Также в могиле были найдены глиняные черепки, которые ученые использовали для датировки захоронения. Судя по керамике, захоронение было сделано в самом конце микенской эпохи, в XI веке до нашей эры.
Детальный анализ костей пока не проводился, поэтому точная причина смерти подростка на данный момент не известна. Однако само место захоронения позволяет предположить, что мальчика принесли в жертву: Ликейская гора, посвященная Зевсу, в течение столетий ассоциировалась с человеческими жертвоприношениями. Согласно древнегреческой легенде, Ликаон, царь Аркадии и мифический праотец греков, основал здесь святилище Зевса и учредил в его честь Ликейские игры. Царь решил проверить всеведение Зевса: он пригласил бога на пир и накормил его мясом жертвенных животных, смешанным с человеческим. В отместку Зевс, по одной версии легенды, поразил молнией Ликаона и его сыновей, по другой — превратил Ликаона в волка.
«Во многих античных источниках говорится, что, по слухам, на алтаре приносили человеческие жертвы, но до последнего времени человеческих костей здесь не находили, — поясняет Дэвид Гилман Романо, научный руководитель группы археологов из университета Аризоны. — Жертвоприношение это было или нет, но алтарь для жертвоприношений... не то место, где вы бы похоронили человека. Это не кладбище».
На вопрос о том, существовали ли в Древней Греции человеческие жертвоприношения, современные исследователи однозначного ответа не дают. С одной стороны, в греческой мифологии не раз встречаются соответствующие упоминания. В «Илиаде» Ахилл приносит в жертву троянских пленников на могиле своего друга Патрокла, а один из ахейских вождей Агамемнон — свою дочь Ифигению. С другой стороны, эти сведения не подтверждаются археологическими материалами. Например, исследователь Дэннис Хьюз, написавший в конце прошлого века монографию «Человеческие жертвоприношения в Древней Греции», утверждает, что пока не найдено ни убедительных археологических, ни исторических доказательств существования человеческих жертвоприношений в материковой Греции. Возможно, таким доказательством может стать найденный на Пелопоннесе скелет.
earth-chronicles.ru
Как в Древней Греции происходили жертвоприношения человеком
В ходе проведения археологического исследования горы Ликеона в 2016 году, археологи из Америки обнаружили останки ребенка. По предварительным данным возраст найденных останков составляет около 3000 лет.
Окончательный вывод приводить еще рано, но ученые уверены в том, что во времена классической олимпийской эпохи, жители Древней Греции проводили обряды человеческого жертвоприношения в честь своих Богов.
Многие исторические находки указывали на то, что в 5-6 веке до нашей эры в Древней Греции были отменены обряды принесения жертв с участием живого человека. Но до этого момента в той же Элладе подобные действия не были редкостью.
Однако древние греки приносили свои жертвы во имя жизни и верности и имели редкий характер, нежели в Риме или в Месопотамии, где жертвоприношение случилось намного чаще.
Времена до Зевса
Один из самых кровавых периодов у Эллады отмечен в 12-8 веке до нашей эры. Место для принесения жертв считался Крит, где Рея — супруга Бога Крона, скрыла его дитя Зевса.
Как тувинцы служили Чингисхану и почему они были идеальными воинами
Как русские владели Парижем. Малоизвестные страницы истории во всех подробностях
Как на Руси преследовали старообрядцев
Как гласят придания, Крон боялся свершения пророчества, по которому он должен пасть от рук своего сына, поэтому он ел собственных детей.
То, что за Кроном не одна детская жертва, подтверждают записи из истории прошлых столетий:
Историк Истра, живший в 3 веке до нашей эры, считал, что приношение жертв проводили куреты, при этом дитя сначала убивали, после чего съедали.
Группа археологов из Британии еще в 20 веке нашли в развалинах Кносского дворца более 25 тар и огромное количество мальчишеский останков, возраст детей составлял не более 15 лет.
Есть мнение, что эти жертвы преподносили Крону в качестве оправдания за измену и освобождение сына, который убил собственного отца.
istorichka.online
Приносили ли древние греки человеческие жертвоприношения?
Вопрос о жертвоприношениях в Древней Греции весьма интересный. Если судить по мифам, человеческие жертвоприношения являлись неотъемлемой частью жизни греческого общества. Большинство этих историй, правда, никак не подтверждаются археологическими раскопками. Но одна легенда все же оставила свой след. О ней речь пойдет. Царь Ликаон, почитая Зевса жертвами в его святилище на Ликейской горе, однажды решил проверить, все ли тот знает, и приготовил громовержцу суп из человеческого мяса. Павсаний, географ II века, пишет, что Ликаон принес в жертву младенца, и это плохо кончилось для царя: он был превращен Зевсом в волка. В святилище стали приносить жертвы Зевсу, и тысячи лет она ассоциировалась именно с человеческими жертвоприношениями. Не так давно это место был обнаружено археологами, а затем раскопан скелет мальчика, пролежавший около трех тысяч лет. Место захоронения говорит о том, что мальчика принесли в жертву. Выходит, есть в мифах доля правды?
Человеческие жертвоприношения описаны в “Илиаде” Гомера, мифах о Минотавре, Тантале, Поликсене, Ифигении и др. Судьбу последней – Ифигении – не оставил без внимания ни один равнодушный писатель античности.
Легенда об этой девушке передавалась из уст в уста. Первое письменное изложение событий дает Гесиод. В VIII веке до н.э. люди знают о том, что Агамемнон взял себе в жены Клитемнестру, и та родила ему Ифигению, «чей облик с богинями спорил». Когда Агамемнон со своим братом Менелаем собрались в поход на Трою, их судна долго не могли отплыть из гавани Авлиды, так как не было попутного ветра. Греческий прорицатель Калхант посоветовал принести в жертву богине Артемиде Ифигению, как плату за попутный ветер.
Есть в “Илиаде” Гомера эпизод, в котором Агамемнон упрекает прорицателя Калханта, за это его пророчество, называя его «предвещателем бед». Стало быть, был легендарный древнегреческий поэт человеколюбивым.
Появление в V веке до н.э. трех величайших трагиков, Эсхила, Софокла и Еврипида, дает нам не зарисовку, а палитру чувств каждого героя этой легенды.
Оказывается, Агамемнон был не так чист. Однажды на охоте, убив лань Артемиды, он торжествующе воскликнул, что такому меткому выстрелу могла позавидовать сама богиня охоты. За это Артемида наслала противные ветра, и войско не могло отплыть на Трою. Воины царей-братьев, уставшие от безделья, стали роптать. И тогда появился прорицатель Калхант. Он рассказал, что произошло на охоте, и чего требует богиня за оскорбление – принести в жертву самую красивую дочь царя.
Страшный выбор встает перед Агамемноном: быть царем и принести победу стране, или быть отцом. А тут еще Менелай, желая скорее вернуть свою жену Елену, призывает не тянуть с делом. Так, по мнению римского поэта Энния, отвечал Агамемнон брату:
“Ты виновен – я запятнан? Ты преступник – я судим?
Вероломную вернешь ты, а невинную убьешь?
Ты жену вернешь на ложе, я на казнь отправлю дочь?”
vgreece.ru
Аркадский пастушок и волки
Совместная греческо-американская экспедиция, исследующая важный культовый комплекс на горе Ликей в Аркадии (центральный Пелопоннес), обнаружила останки молодого человека, погребенного посреди большого жертвенника. До сих пор человеческих костей в месте, где издревле отправлялся культ Зевса Ликейского, не находили, но именно с этой горой античные источники связывали темные слухи о человеческих жертвоприношениях. Археологи, участвующие в проекте Mt. Lykaion Excavation and Survey Project, обещают всесторонне изучить вопрос.
Аркадия, гористая и труднодоступная, завораживала еще древних своей непохожестью на другие области Греции: там почти не занимались земледелием и жили пастушеством, почитали своих богов, а когда дело доходило до общегреческих, то им поклонялись по-своему. Наконец, ходили слухи, что аркадцы приносили немыслимые для классических греков жертвы — человеческие.
В «Государстве» Платона, знаменитом политическом диалоге, написанном примерно в 380 году до н.э., обсуждается перерождение человека в тирана. В частности, там есть такие строки:
— С чего же начинается превращение ... в тирана? Впрочем, ясно, что это происходит, когда он начинает делать то же самое, что в том сказании, которое передают относительно святилища Зевса Ликейского в Аркадии.
— А что именно?
— Говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком.
(«Государство», кн. VIII, 565 d-e. Пер. А.Н. Егунова)
Положение останков in situ
Hellenic Ministry of Culture, Education and Religious Affairs
Во II веке н.э. греческий писатель и путешественник Павсаний в своей замечательной книге «Описание Эллады» сообщал следующее:
Ликаон [царь Аркадии] на алтарь Зевса Ликейского принес человеческого младенца, зарезал его в качестве жертвы и окропил его кровью алтарь. Говорят, что сейчас же после этой жертвы он из человека был обращен в волка. Этот рассказ внушает мне доверие: сказание это издавна сохраняется у аркадян, и самая вероятность говорит в его пользу... Рассказывают, что во времена Ликаона при жертвоприношении в честь Зевса всегда кто-нибудь из человека превращался в волка, но не на всю жизнь: если, став волком, он воздерживается от человеческого мяса, то спустя девять лет, говорят, он снова обращается в человека.
(«Описание Эллады», кн. VIII, II: 2-3. Пер. С.П. Кондратьева)
На самой главной вершине горы есть земляная насыпь — это жертвенник Зевса Ликейского... На этом жертвеннике приносят жертвы Зевсу Ликейскому втайне. Мне не хочется распространяться по поводу этих жертв; пусть будет так, как оно есть и как было с самого начала.
(Там же, кн. VIII, XXXVIII: 5.)
Страшные сказки о горе Ликей были хорошо известны и римлянам. Так, блаженный Августин (V в. н.э.), ссылаясь на энциклопедиста Варрона (I в. до н.э.), писал:
Варрон называет даже по имени некоего Демента, который будто бы отведал жертвы, которую аркадцы приносили обыкновенно своему богу Ликею, закалывая мальчика, превратился в волка, и, приняв снова на десятом году человеческий образ, упражнялся в кулачном бою и остался победителем на олимпийском состязании. Историк полагает, что в Аркадии Пану-Ликею и Юпитеру-Ликею дано такое имя по причине такого превращения людей в волков, которое, думали они, могло совершаться только божественною силой.
(«О граде Божием», кн. XVIII, 17. Цит. по: Августин. Пер. Киевской духовной академии. 1879-1908)
Раскопки на горе Ликей ведутся с конца XIX века. Тогда греческий археолог Константинос Куруниотис обнаружил и жертвенник Зевса, и священный участок — теменос, и ипподром, и стадион, где проводились игры в честь Зевса Ликейского. В начале 2000-х греческое правительство при поддержке двух американских университетов — Пенсильванского и Аризонского — возобновило исследование святилища и его окрестностей.
Современный вид горы Ликей, где был найден скелет подростка
Hellenic Ministry of Culture, Education and Religious Affairs
В 2003 году археологи приступили к раскопкам обширного жертвенника — его диаметр составляет 30 метров. Керамические находки показали, что жертвенник использовался, начиная с 3000 года до н.э., но первое по-настоящему интенсивное освоение территории пришлось на микенский период (XV-XI вв. до н.э.). Дальше святилище вновь использовалось уже в архаическую и классическую эпохи. Анализ костных останков, найденных до 2016 года, свидетельствует, что на жертвеннике сжигали животных, практически исключительно овец и коз. Собственно, сам жертвенник состоит из пережженных костей мелкого домашнего скота, что соответствует сведениям Павсания.
Летом 2016 года при раскопках жертвенника был найден скелет юноши-подростка. В этой находке необычно все: это первые человеческие останки на Ликее, они уложены между двух параллельных рядов камней по оси восток-запад, таз погребенного закрыт камнями, крышка черепа отсутствует. Предварительная датировка погребения (по керамике) — XI век до н.э. То есть речь идет о самом конце микенского времени, а скорее даже о начале Темных веков.
Глава американской половины экспедиции профессор Дэвид Гилман Романо (David Gilman Romano) никаких скоропалительных выводов не делает, но подчеркивает, что погребение внутри жертвенника — это очень странная и значительная находка. Причины смерти подростка еще предстоит выяснить, а пока ликейская экспедиция немало озадачила специалистов.
Вид коридора и лестницы у алтаря
Hellenic Ministry of Culture, Education and Religious Affairs
Проблемой человеческих жертвоприношений у древних греков антиковеды занимаются давно. Так, еще в 1915 году немецкий исследователь Фридрих Швенн опубликовал большую монографию под названием «Die Menschenopfer bei den Griechen und Römern» («Человеческие жертвоприношения у греков и римлян»), которая подводила итоги филологических и археологических изысканий по состоянию на конец XIX века. В 1991 году американец Деннис Хьюз, профессор колледжа Гриннелл, выпустил свою монографию «Human Sacrifice in Ancient Greece» («Человеческие жертвоприношения в Древней Греции»), которая и по сей день остается главной англоязычной работой по теме.
Табличка Tn 316 с линейным письмом Б из Пилоса
Хьюз подробно проанализировал ключевые литературные источники и важнейшие открытия последних пятидесяти лет. С его точки зрения, нет ни одного случая, который можно было бы однозначно описать как пример человеческого жертвоприношения. Так, Хьюз обращается к странному открытию, сделанному в Кноссе (Крит) в 1979-1981 годах. В одном из зданий, которое раскапывал профессор Бристольского университета Питер Уоррен, были найден сосуд с человеческими костями, перемешанными с раковинами съедобных улиток, причем на костях есть отметки-порезы. Рядом находился сосуд с шестью фалангами пальцев человеческой ноги, а в соседней комнате оказалась россыпь человеческих костей общим числом 371, из которых на 79 были видны следы острого инструмента, которым, возможно, с костей счищали мягкие ткани. Скольким людям принадлежали эти кости, неизвестно, но по крайней мере четверо из них были детьми. По мнению Уоррена, находки свидетельствуют о том, что дети были убиты и съедены в ритуальных целях. Альтернативные предложения — убийство, каннибализм вследствие голода и, наконец, подготовка ко вторичному захоронению — Уоррен не принял, но многие специалисты с ним не согласились, в частности потому, что из публикаций нельзя было понять, ни где находились порезы, ни тип инструмента, который был использован. Вторичные захоронения не были распространены в Древней Греции, но хорошо задокументированы в более поздние времена.
Другой случай: в 1980-х на острове Эвбея изучали кладбище бронзового века и нашли десятки скелетов со следами порезов на костях. Сначала исследователи предположили, что все люди — жертвы некоего ритуала, но потом была выдвинута другая, менее драматическая гипотеза. В этом регионе практиковалось необычное трупоположение — со скрещенными ногами. Вероятно, тем, кто хоронил покойников, приходилось подрезать сухожилия, чтобы придать конечностям нужное положение.
Хьюз пишет также о табличке с линейным письмом Б, найденной в Пилосе, — Tn 316. В свое время она наделала немало шума. В Tn 316 упоминаются золотые сосуды и люди, мужчины и женщины, каким-то образом посвященные богам — Зевсу, Гере и другим, например: «Гере: одна золотая чаша, одна женщина». Что означает это посвящение, с уверенностью не может сказать никто, но одна группа исследователей склоняется к мысли, что безымянные женщины и мужчины должны были только доставить сосуды в указанные святилища, а другие ученые уверены, что людей приносили в жертву.
Эти примеры — кносский, эвбейский, пилосский (у Хьюза их гораздо больше) — демонстрируют разницу в подходах к интерпретации находок и текстов: предвзятых и непредвзятых. Хорошая научная добросовестность, как это ни скучно, требует непредвзятости.
В находке на горе Ликей есть два важных параметра: целенаправленное положение трупа, включая ряды камней по бокам, и выбор места — посреди жертвенной территории. Для интерпретации в пользу жертвоприношения это необходимо, но не достаточно. Интересно будет посмотреть на выводы, которые сделают антропологи и медики, изучив скелет юноши. А вдруг классические источники действительно донесли до нас реликт Темных веков? Ведь нашлись описанные у Гомера микенские шлемы из клыков вепря.
Франсиско де Сурбаран, «Агнец Божий», 1635-1640 / Wikimedia Commons
Библиография
Целью этого материала было освещение археологической находки, поэтому увлекательную проблематику мифов вокруг ликейского ритуала пришлось оставить неохваченной. Интересующимся читателям можно порекомендовать две увлекательные работы, в которых изложены противоположные точки зрения на проблему. Одна книга написана по-немецки, а вторая — по-французски, обе переведены и изданы по-английски:Walter Burkert. Homo Necans. Interpretationen altgriechischer Opferriten und Mythen. Berlin 1972.(англ. перевод: Homo necans: The Anthropology of Ancient Greek Sacrificial Ritual and Myth. trans. Peter Bing. Berkeley: University of California Press, 1983)Marcel Detienne. La cuisine du sacrifice en pays grec. En collaboration avec Jean-Pierre Vernant, Paris, Gallimard, 1997.(англ. перевод: The Cuisine of Sacrifice among the Greeks. Chicago: University of Chicago Press, 1989)
Юлия Штутина
nplus1.ru
Человеческие жертвоприношения практиковались в Древней Греции
Главная » Аномальная планета » Загадки истории
15:36 Человеческие жертвоприношения практиковались в Древней ГрецииИсточник
При раскопках в святилище Зевса на горе Ликео, что на греческом полуострове Пелопоннес, археологи обнаружили скелет мальчика-подростка. Ученые считают, что найденные останки могут свидетельствовать о существовании в Древней Греции человеческих жертвоприношений.
Захоронение было обнаружено в глубине кургана, образованного пеплом жертвенных животных. Так как святилище находилось здесь как минимум с XVI века и до конца IV века до нашей эры, высота кургана за это время достигла почти 30 метров. Останки подростка находились в узкой яме между двумя рядами крупных камней. Скелет хорошо сохранился, у него отсутствовала только верхняя часть черепа. Также в могиле были найдены глиняные черепки, которые ученые использовали для датировки захоронения. Судя по керамике, захоронение было сделано в самом конце микенской эпохи, в XI веке до нашей эры.
Детальный анализ костей пока не проводился, поэтому точная причина смерти подростка на данный момент не известна. Однако само место захоронения позволяет предположить, что мальчика принесли в жертву: Ликейская гора, посвященная Зевсу, в течение столетий ассоциировалась с человеческими жертвоприношениями. Согласно древнегреческой легенде, Ликаон, царь Аркадии и мифический праотец греков, основал здесь святилище Зевса и учредил в его честь Ликейские игры. Царь решил проверить всеведение Зевса: он пригласил бога на пир и накормил его мясом жертвенных животных, смешанным с человеческим. В отместку Зевс, по одной версии легенды, поразил молнией Ликаона и его сыновей, по другой — превратил Ликаона в волка.
«Во многих античных источниках говорится, что, по слухам, на алтаре приносили человеческие жертвы, но до последнего времени человеческих костей здесь не находили, — поясняет Дэвид Гилман Романо, научный руководитель группы археологов из университета Аризоны. — Жертвоприношение это было или нет, но алтарь для жертвоприношений… не то место, где вы бы похоронили человека. Это не кладбище».
На вопрос о том, существовали ли в Древней Греции человеческие жертвоприношения, современные исследователи однозначного ответа не дают. С одной стороны, в греческой мифологии не раз встречаются соответствующие упоминания. В «Илиаде» Ахилл приносит в жертву троянских пленников на могиле своего друга Патрокла, а один из ахейских вождей Агамемнон — свою дочь Ифигению. С другой стороны, эти сведения не подтверждаются археологическими материалами. Например, исследователь Дэннис Хьюз, написавший в конце прошлого века монографию «Человеческие жертвоприношения в Древней Греции», утверждает, что пока не найдено ни убедительных археологических, ни исторических доказательств существования человеческих жертвоприношений в материковой Греции. Возможно, таким доказательством может стать найденный на Пелопоннесе скелет.