Медицина Древнего Египта кратко. Медицина древнего египта
Медицина в Древнем Египте.
Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта.
Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.
Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.
Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.
От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гг. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.
Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».
По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представлениями. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естествен-ные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По аналогии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воз-духе, огне. В связи с этим возникли и зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Египте создалось учение о пневме — особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свойства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения понималась в том, чтобы вызвать выделения из организма больного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить «дурную кровь». Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», давались рвотные, сла-бительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кро-вопускания — для удаления «испорченной крови».
Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.
Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.
Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.
Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций.
В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.
При храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.
Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.
studfiles.net
Медицина в Древнем Египте.
Египет, так же как Индия и Китай, является колыбелью человеческой цивилизации, страной, внесшей огромный вклад в историю мировой культуры.
Три периода медицины в Египте.
Египетская медицина является одной из самых древних. Как и общая история Египта, она знает, три периода своего подъема.
Первый период — это древнеегипетская медицина, расцветшая за 2000 — 3000 лет до нашей эры, медицина эпохи создания грандиозных пирамид Хеопса и др. От этой эпохи до нас дошел ряд медицинских папирусов и искусство бальзамировать трупы.
Древнегреческий историк древнего Египта Диодор свидетельствует, что все египетские врачи состояли на службе государства и были обязаны лечить всех больных бесплатно, вплоть до иноземцев, посещавших Египет.
Массовые эпидемические болезни заносились в Египет главным образом извне. «В продолжение долгого времени Египет был одной из самых здоровейших стран мира», — писал в 1829 г. «Вестник естественных наук и медицины»: «Иродот, (Геродот), Диодор, Тацит и пр. не упоминают ни о каких ужасных туземных и свойственных Египту болезнях».
Господствовавшее одно время среди европейских медиков мнение, что в древнем Египте была распространена проказа, было опровергнуто еще в 1897 г. известным нашим бактериологом Г. Н. Минхом.
По новейшим исследованиям немецких врачей, изучавших несколько тысяч мумий (правда, представителей почти исключительно египетской знати), рахит почти совершенно не встречался в древнем Египте, сифилитические. заболевания отмечались очень редко, подагра была найдена только в одном случае, кариес зубов также был чрезвычайно редким явлением.
Конечно, всем этим свидетельствам можно противопоставить и другие (например, Плиния, Корнелия, Цельса, Лукреция), говорящие о том, что и Египту были не чужды многие заболевания древнего мира.
Нельзя умолчать и о том, что древнеегипетская медицина в значительно большей мере обслуживала господствующие классы, нежели угнетенные низы, и о том, что эта медицина, несмотря на эмпирически верную основу, была сильно «заражена» жреческой мистикой и магией, но тем не менее для древнего мира вплоть до Гиппократа египетская медицина была, вероятно, вершиной медицины того времени.
И эта медицина надолго «пережила своих творцов; ее рецепты попадаются у Гиппократа и даже в народной европейской медицине» (Б. А. Тураев).
Второй славный период египетской медицины — это медицина так называемой Александрийской эпохи, когда основанный Александром Македонским город Александрия стал крупнейшим торговым центром древнего мира и средоточием эллинизма — культуры, объединившей Грецию и Восток (400—100 лет до н.э.).
Наиболее известный представитель александрийской медицины Эразистрат (умер в 280 г. до н.э.) дополнил взгляды Гиппократа на человеческий организм своим учением о центральномозговой природе способности человека к движению; Эразистрат первый указал на существование чувствительных и двигательных нервов и сделал ряд других важных открытий в области анатомии и физиологии головного мозга, пищеварения и кровообращения.
Немало вложил в медицинскую науку и другой видный представитель александрийской медицины Герофил — первый врач, произведший вскрытие человеческого трупа.
Врач Аммоний ввел в медицинскую практику литотрипсию — раздробление камней мочевого пузыря. Взгляд александрийских врачей-окулистов на глаукому приближался к взглядам современных врачей на это заболевание.
Третья вершина, достигнутая египетской медициной, приходится на IX—ХIII века н.э., это так называемая арабская медицина. В этот период была основана нынешняя столица Египта — Каир.
В организованное арабами великое мусульманское государство — Халифат —вошли Аравия, Месопотамия, Сирия, Персия, часть Индии и Туркестана, Египет, вся Северная Африка и Испания.
Арабская медицина создавалась трудами всех народов, объединенных в то время арабской культурой,— персами, сирийцами, арабами, евреями, испанцами, азербайджанцами, армянами, таджиками и др. Египтяне также внесли свой вклад в арабскую медицину.
Больше всего была разработана в арабской медицине медицинская химия и фармакология.
Арабская медицина присоединила к известным до нее лекарственным средствам много новых, положила начало предварительной проверке лекарств на разных объектах, установила точные правила для приготовления отдельных лекарств, создала первые фармакопеи. Весьма важным разделом арабской фармакологии было учение о ядах и противоядиях, наблюдения над побочным действием различных лекарств.
Были разработаны правила заготовок и хранения лекарственных веществ. В арабских странах появились первые аптеки. Арабской же медицине принадлежит, в частности, приоритет в деле получения и применения в медицине спирта.
В странах арабского Халифата мы впервые встречаемся с зачатками государственной медицины — со специальными должностными лицами по наблюдению за врачами и аптечным делом, с экзаменами врачей при государственных медицинских школах и пр.
В важнейшей медицинской школе арабского мира, находившейся в иранском городе Джунджишапуре, городе медиков, скрещивались и обогащались влияния индийской, еврейской, греческой и египетской медицины и оттуда распространялись по всему арабскому миру.
Самой значительной из больниц арабского мира был «великолепный и громадный» госпиталь Мансура, основанный в 1283 г. в Каире. Здесь имелись особые отделения (дворы) для раненых, страдавших глазными заболеваниями, поносами, особый двор для больных женщин, затем специальные палаты для выздоравливающих, наконец, особые помещения для кухни, аптеки и аудитории, в которой главный врач госпиталя читал лекции. Число больных, как и время их пребывания в госпитале, не было ограничено, и.даже больные, пользовавшиеся услугами врачей госпиталя на дому, снабжались из больницы всем необходимым.
Упадок Египта начался в конце XI века — с так называемых крестовых походов, когда рыцари Западной Европы под флагом христианского креста организовали ряд грабительских вторжений в арабские страны.
В 1516—1517 гг. Египет был завоеван турками. С конца XVIII века Египет стал жертвой колониальной политики европейских государств, в первую очередь Англии и Франции. На национальное восстание Араби-пащи (1881—1882), имевшее целью освободить Египет от влияния иностранцев, английские колонизаторы ответили в 1882 г. бомбардировкой Александрии и английской оккупацией всего Египта. Египет был превращен в жестоко эксплуатируемую английскую колонию.
Плохое состояние здравоохранения и медицины Египта в этот период засвидетельствовано рядом русских авторов.
Один из первых русских людей, посетивших Египет в начале XVIII века (в 1727 г.) — киевский паломник пешеходец Василий Григорович Барский (1701— 1747) — «ступанием своим и пядию измеривший» в течение 24 лет значительную часть Европы, Азии и Африки, отмечая общее санитарное неблагополучие Египта, указывает на резко классовый характер этого неблагополучия: «Град Египет (Каир),— пишет Василий Григорович Барский,— именуется двугубо: Египет ветхий и Египет новий... Ветхий нине зело обетша, стени же и доми падоша многи, обаче нест ввся разорен и пуст, но и нине народ обитает; новий же град мало от ветхого есть отдален, в нем же князи и велможи и богатые купци». В одних и тех же городах одни улицы (центральные) «чисти и пометаемы на всяк день, неции же (окраинные) обретаются полни сметия и нечистот».
Познакомившийся с Египтом во время русской-турецкой войны 1832—1833 гг. Н. Н. Муравьев пишет о нем: «Голод и крайняя нищета суть язвы повсеместные; города в развалинах, деревни оставлены жителями, дома разорены — словом народ, истомленный игом жесточайшего рабства, влачится, так сказать, через развалины к могиле... По наблюдениям поселившихся в Египте европейцев, в урожайные годы нищета еще более возрастает, ибо тогда требования паши (англотурецкого ставленника) выходят из всякой соразмерности».
Тут же Н. Н. Муравьев сообщает о таком факте, уничтожающе обрисовывающем «культуру» англо-французских колонизаторов Египта: «В 1829 г. в одной части Египта, в особенности же в городе Розетте, был голод. Народ терпел крайнюю нужду, но не смел приступить к покупке припасов из обширных складов зернового хлеба, хранившегося для отпуска за границу. Продажу разрешили только тогда, когда запасы пришли в порчу, но и то по дорогим ценам с запрещением покупать их где-либо в другом месте. Такие же стеснительные меры были предприняты в Александрии и Каире».
Другой русский автор А. Рафалович, посетивший Египет в 1846—1848 гг., также отмечает нищету и страшную антисанитарию Египта. «Видя столько сот раз примеры чрезвычайной неопрятности и нечистоплотности нынешних египтян (потомков тех египтян, которые несколько тысячелетий тому назад отличались как раз чрезвычайной опрятностью и чистоплотностью), я, наконец, начал думать, — иронически замечает Рафалович,— что они находят какое-то удовольствие и наслаждение жить в грязи». Одновременно Рафалович отмечает показной характер европеизации египетских городов: «Мусор и нечистоты, сметаемые с улиц, складываются внутри дворов, и опрятный вид города только мнимый, наружный».
О госпиталях, устроенных в Египте колонизаторами (больше для защиты самих себя от заноса эпидемических заболеваний из кварталов, заселенных коренными жителями Египта, нежели для действительной борьбы с заболеваниями последних), А. Рафалович рассказывает следующее: «В Розетте существует казенный госпиталь для больных гражданского ведомства... Небольшие, дурно устроенные палаты... Я нашел тут всего одного больного. Арабы нигде в Египте не жалуют этих новых учреждений и поступают туда весьма неохотно...- Врач больницы есть вместе с тем и эконом заведения; ему поэтому выгодно иметь в пользовании много больных, и так как они добровольно не являются, то он по временам делает внезапные набеги на казенные фабрики и силою забирает работников, коих здоровье по его уверению требует поправления».
Последняя из этих «экспедиций» врача-эконома подала повод к расследованию: по освидетельствованию захваченных рабочих большая часть их была возвращена на фабрики как совершенно здоровые.
Как бы подводя итог всем своим невеселым впечатлениям от Египта середины XIX века (в то время, когда англо-французские колонизаторы особенно расхваливали результаты своего хозяйничанья в Египте), А. Рафалович пишет в предисловии к своей книге: «Описания мои не сходятся с блестящею картиною Египта, находимой в книгах других исследователей», и не без иронии прибавляет: «Такое противоречие зависит, может быть, от различных способов путешествия по этому краю. Обыкновенно западные туристы останавливаются на некоторое время только в Александрии и Каире, где живут в хороших гостиницах, устроенных теми же европейцами; из деревень они видят лишь прибрежные, и то чаще всего с палубы своей баржи или быстрого парохода; памятники древности, развалины и мумии занимают их гораздо больше, чем феллахи живые и нынешние селения».
Посетивший Египет в 1889 г. врач Ф. Ф. Кетлинский также отмечает большое санитарное неблагополучие Египта и высокую заболеваемость населения, в частности глазами. «При первых же шагах на африканской почве — говорит он,— приезжего неприятно поражает громадное количество слепых и вообще больных глазами».
Останавливаясь на отдельных фактах колониальной эксплуатации Египта со стороны европейцев, Кетлинский пишет: «Громадное большинство прибывающих в Египет европейцев явилось в страну фараонов для служения Мамоне, оставив в Европе все высокие идеалы», и в другом месте: «Французы и англичане особенно повинны в нахальном и хищническом обирании несчастной земли».
Вместе с тем Кетлинский отмечает природную даровитость египтян и их тягу к культуре: «Копты, как и древние египтяне, любят писать, и теперь в Каире, что ни писарь, что ни уличный адвокат, то копт».
В 1903 г. Египет посетил известный русский гигиенист И. П. Скворцов, приехавший туда на I Египетский международный медицинский конгресс.
Конгресс этот был созван по инициативе русского же врача Воронова, уроженца Воронежской губернии, поселившегося в Египте с 1897 г. Однако задачи конгресса хозяевами страны — англичанами — были очень ограничены. «Какова цель этого конгресса?» — говорил в своей речи на конгрессе Ибрагим-паша-Гассан, директор Каирской медицинской школы, и отвечал: «Изучение болезней жарких стран... До недавнего времени это мало интересовало европейцев, так как их мало было на Востоке... Но теперь здесь европейские колонии умножаются. Поэтому вопрос о болезнях жарких стран приобрел большую важность и стал вопросом дня». Иначе говоря, собравшись на I Египетский международный медицинский конгресс, европейские медики были призваны защищать прежде всего здоровье европейских колонизаторов, осевших на богатой египетской земле, а не здоровье самих египтян.
Доктор Енгель в своем докладе о климате Египта указал на следующее парадоксальное явление: в то время как «больные грудью европейцы находят здесь значительное облегчение своим страданиям и даже выздоравливают», местное население Египта весьма подвержено туберкулезу. «Эта разница объясняется тем, — добавляет И. П. Скворцов, — что одни живут в Египте в очень дурных гигиенических условиях (коренные египтяне), а другие (европейцы) — в гораздо лучших».
«Медицинская (научная), помощь в Египте очень слабо развита,— пишет далее И. П. Скворцов.— Врачей нет не только по деревням, но и в некоторых городах». Но зато процветают аптеки. «В Египте нет ни своей фармакопеи (ее знал лишь средневековый Египет времен расцвета арабской медицины), ни специальных фармацевтических школ. Всякий, кто имеет свидетельство на звание фармацевта, из какой бы то ни было, страны, может открывать аптеки по всему Египту — и не одну, а любое число. Контроля за такими аптеками никакого нет и потому всевозможным злоупотреблениям дан широкий простор. Во-первых, отпуском лекарств заведуют часто совершенно невежественные люди, во-вторых, снабжение и устройство аптек часто ниже всякой критики и, в-третьих, обман и фальсификация встречаются на каждом шагу».
Каковы же конечные итоги трехсотлетнего владычества турок и полуторавекового господства в Египте англо-французских колонизаторов? «Египет — одна из самых неблагополучных в медико-санитарном отношении страна».
Таковы медицинские итоги иноземного господства над талантливым и трудолюбивым египетским народом.
studfiles.net
Медицина Древнего Египта
В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре («Мистерии Египта»).
Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
Источники сведений о медицине Древнего Египта
Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми».
Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.
Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.
Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием
Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
Заупокойный культ
Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.
Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.
Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название «химия» произошло от древнего названия Египта - «Кемет». Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.
Естественные и сверхъестественные болезни
Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с «кипящей медью». Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...» Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами». Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: «О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!» Многие целители нашего времени «снимают сглаз и порчу», произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.
mirznanii.com
Медицина Древнего Египта
Медицина Древнего Египта
В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре («Мистерии Египта»).
Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
Источники сведений о медицине Древнего Египта
Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми».
Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.
Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.
Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием
Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
Заупокойный культ
Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.
Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.
Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название «химия» произошло от древнего названия Египта - «Кемет». Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.
Естественные и сверхъестественные болезни
Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с «кипящей медью». Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...» Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами». Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: «О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!» Многие целители нашего времени «снимают сглаз и порчу», произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.
Папирус Эберса
Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.
Родина косметики
В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.
Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями «предупредительной» медицины.
Обучение врачеванию
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.
Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли «знающий вещи». Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать «знающего по знанию его».
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: «Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему «лучшего в целом Египте» глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».
Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в «Одиссее». Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена
«... подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего...
Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная, много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода».
(Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского)
На полях сражений
Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить».
В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: «Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: «Это болезнь, которую я буду лечить». После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится».
При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.
Уринотерапия
В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: «По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился». Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.
В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также «женщины, могущей и не могущей родить». Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.
В Древнем Египте страдали от зубной боли
Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.
znakka4estva.ru
Медицина Древнего Египта. Тайны и загадки Древнего Египта
Медицина Древнего Египта
Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:
царский (XXX–IV вв. до н. э.)
греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.)
византийский (395–638 гг. н. э.)
По представлениям древних Египтян, медицина находилась под покровительством бога Тота, который называли «фармации» (защитник, исцелитель).
Также по поверьям врачевателям покровительствовала Сохмет, богиня войны. Сохмет изображали как львицу, или женщину с львиной головой.
Медицина в древнем Египте возникла из врачевания и народного опыта. Египетские трактаты о медицине датируются II тысячелетием до н. э., в них были описаны все основные человеческие органы. Медицинский опыт широко использовался в практике бальзамирования.
В V веке до нашей эры египтяне были уверены, что все недуги человека происходят от пищи. Поэтому они регулярно оздоравливали себя, вызывая рвоту (некоторые источники считают, что клизму тоже изобрели египтяне).
Здоровье, по мнению египтян, человек вдыхает с невидимым веществом, пневмой, которая находится в воздухе. А недуги возникают в результате изменений в крови и различных частях тела. По этой причине практически все методы лечения были связаны с выведением из организма этих вредных веществ путем рвоты, потовыделения и т. д.
До наших дней сохранились документальные подтверждения высокого уровня развития медицины древнего Египта, написанных на папирусах.
Папирус Эберса с рецептами и предписаниями для лечения различных болезней,
Папирус Херст с описанием болезней костей и суставов,
Хирургический папирус Смита с описанием различных травм и методов их лечения,
Папирус из Рамессеума с советами по гинекологии и лечению «негибкости» членов,
«Книга сердца» с описанием лечения сердечных заболеваний,
Медицинский папирус из Кахуна с описанием женских болезней и акушерских проблем,
«Книга глазных болезней» с предписаниями о лечение,
Берлинский папирус с трактатами о кровеносных сосудах и ревматизме.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Медицина Древнего Египта - это... Что такое Медицина Древнего Египта?
Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.
Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.
У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта даже остались в истории.
Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связь между пульсом и сердце. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если он станут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».
Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тел, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции.
Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.
Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.
Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.
Обрезание мужчин было нормой, как заявил Геродот в своей «Истории». Хотя его эффективность как процедура редко упоминалась, отсутствие его в других культурах часто отмечалось, об отсутствии обрезания у либерийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует о новизне. Хотя другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.
Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.
Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти. Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.
Примечания
Ссылки
3dic.academic.ru
Медицина Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
До наших времен сохранилось большое количество сведений о том, что медицина Древнего Египта, кратко о которой пойдет речь в этой статье, достигла очень высокого уровня развития для того времени.Доподлинно неизвестно о происхождении медицины в древнеегипетском государстве. Считалось, что бог Тот – автор Герметических книг, некоторые из которых были посвящены медицине. Однако до сегодняшних дней они не сохранились, а об уровне развития искусства врачевания исследователи узнали из древних документов. Эти документы написаны на папирусах, самый знаменитый из них – папирус Смита, посвящен лечению различных травм. Также до наших дней сохранились папирусы с описанием гинекологических болезней и сведения по педиатрии. Из сохранившихся документов известно, что врачи строго следовали предписаниям Герметической книги, а за отступление от них было наказуемо. Если в результате этих отступлений больной погибал, то врача ожидала смертная казнь.
Самым первым древнеегипетским врачом считается Секхетьенанах, но гораздо более известен Имхотеп, который помимо медицины занимался еще и архитектурой, а также был визирем. Впоследствии этого человека признали полубогом - покровителем медицины.Следует отметить, что несмотря на практику вскрытия тел для бальзамирования, у египтян были достаточно скудные познания в анатомии. Это связано с религиозными представлениями и запретами, касающихся мертвого тела, к тому же процедуру изготовления мумий производили не врачи, а специальные бальзамировщики.
Причиной многих болезней считали вселение демонов в тело человека, поэтому магические ритуалы были одной из процедур для исцеления. Также, по мнению египтян, болезни возникали из-за погодных условий и вредных веществ, попавших в организм.
Медицина Древнего Египта, если говорить кратко, отличалась высоким уровнем диагностики заболеваний. Врачи измеряли температуру, прослушивали легкие, умели исследовать пульс. Лечение болезней зависело от прогноза – неизлечимые болезни не лечили, такие как, например, серьезные повреждения головы. Древнеегипетские врачи не практиковали ампутации конечностей, так как для них было важно сохранить целостность тела для загробной жизни. Для каждой болезни существовали определенные лекарственные препараты, была развита гигиена. Даже в религиозных писаниях предписывалось соблюдать диету и чистоту.Остались сведения, согласно которым были врачи-специалисты, занимающиеся только лечением глазных заболеваний, или заболевания головы, зубов, кишечника и других органов.
Несмотря на то, что медицина в Древнем Египте была тесно связана с религией, её уровень развития был гораздо выше, чем в других государствах Древнего мира. Следует отметить, что даже правителям других стран требовалась их помощь, например Дарию и Киру. Причем в ранние эпохи Древнего Египта медицина была меньше привязана к магическим и религиозным догмам, чем в более поздние периоды.