13 век древняя русь. Киевская Русь: с древнейших времен до начала XIII века
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древней Руси X-XIII века (стр. 5 из 5). 13 век древняя русь


Киевская Русь в IX-XIII веках

ВСТУПЛЕНИЕ

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Князь Олег (879-912)

Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Именно он и предпринял поход на Киев, тщательно подготовив его. Он собрал большую рать, куда вошли представители всех подвластных Новгороду народов. Здесь были ильменские словени, кривичи, чудь, меря, весь. Ударную силу Олегова войска составила варяжская дружина.

Олег взял главный город кривичей Смоленск, затем Любеч. Приплыв к Киевским горам он убил Аскольда и Дира, и утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: “Да будет Киев матерью городам русским”.

Так Новгородский север победил Киевский юг. Но это была лишь чисто военная победа.” И экономически, и политически, и в культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие восточнославянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своей резиденцией, лишь подтвердил это положение. Возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Произошло это в 882 г.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории — “уставил дань” новгородским словенам, кривичам, другим племенам и народам. Олег заключил с варягами соглашение и обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северян и радимичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками хазар оставались вятичи.

На рубеже IX — Х вв. Олег потерпел чувствительное поражение от венгров. В это время их орда передвигалась по Причерноморью на запад. По пути венгры обрушились на русские земли. Олег был разбит и заперся в Киеве. Венгры предприняли осаду города, но безуспешно, и тогда между противниками был заключен мирный договор. С тех пор стал действовать венгеро-русский союз, который просуществовал около двух веков.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах. Олег умер в 912 году.

Князь Игорь Рюрикович (912-945)

Игорь Рюрикович (Старый) - великийкнязькиевский. В договоре 911 появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. Хазария отбивалась от наседавших печенегов, гузов, асиев, поэтому беспрепятственно пропускала русские отряды через свои земли. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией с более содержательной, чем в 911, частью о военных обязательствах. В отличие от предыдущих походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси.

Во времена Игоря государство Русь еще больше расширилось. В его состав вошло племя уличей, с которым вел безуспешную войну еще князь Олег. Теперь уличи, как и другие княжения, обязались платить Киеву дань. Была ли дань фиксированной? Судя по тому, что частью полюдья было и кормление князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, а они, как правило, не поддавались учету. Вот почему во время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей. Примером этого может служить трагическая смерть князя Игоря. С древлянами у Игоря были старые счеты. Именно они восстали и попытались отложиться от Киева, едва он вступил на престол. Именно их он обложил данью более тяжелой, чем это сделал Олег. Во время сбора дани в 945 г. воины Игоря творили над древлянами насилие. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам, оставшись с “малой” дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

Княгиня Ольга, (945-964)

В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

С первых шагов своего княжения Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Во время переговоров древлянские послы в Киеве зверским образом были убиты, а затем Ольга, поддержанная воеводами Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли. В первом же бою киевская рать разгромила древлян. Летопись рассказывает, что бой ритуально начал малолетний Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись в стольном городе Искоростене. Несколько месяцев осаждали киевляне древлянскую столицу и в конце концов взяли ее штурмом, предварительно сумев поджечь деревянные постройки города. Древляне были обложены тяжкой данью, часть их была уведена в плен и передана в рабство киевским дружинникам. В то же время Ольга упорядочила взимание дани, понимая, что всякие произвольные поборы могут вызвать новое восстание свободолюбивого и мятежного населения. Она прошла с дружиной по древлянской земле и установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться. Такая же реформа взимания дани, ее упорядочение было проведено и в других землях. Отныне взимать дань должны были представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли. Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле.

В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь сама, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини. Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, но Святослав, будучи ярым язычником, отказал ей. В 969 г.умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

mirznanii.com

с древнейших времен до начала XIII века — КиберПедия

Форма: семинарское занятие с элементами метода кейсов.

Цель: изучить процесс образования и развития древнерусского государства.

 

На семинаре формируются знания:

- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни восточных славян и Киевской Руси, внутренней и внешней политики Древнерусского государства с древнейших времен до начала XIII века;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии Древней Руси и других стран с древнейших времен до начала XIII века.

 

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории Древней Руси;

- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.

 

компетенции:

ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

 

Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации

 

План семинарского занятия

1.Истоки формирования государственности на Руси. Великое переселение народов и первые государственные образования у восточных славян.

2. VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Норманнская теория (XVIII в.).

3. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.

4. Феодальная раздробленность: понятие, предпосылки и итоги. Удельные княжества в XII – XIII вв. (Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля).

 

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов (ОК-1, ОК-2):

Индоевропейская языковая семья народов, восточные славяне, великое переселение народов, родовая община, соседская община, вервь, племенной союз, военная демократия, государство, феодальная раздробленность, христианство, православие.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения (ОК-1, ОК-2).

 

Вопросы для обсуждения

1. Какой теории происхождения восточных славян, автохтонной или одной из миграционных, Вы придерживаетесь? Обоснуйте свой ответ. (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

2. В чем сходны, а чем различаются норманнская и антинорманнская теории? Как современные историки рассматривают процесс образования Древнерусского государства? (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

3. В чем заключались основные задачи внутренней и внешней политики первых русских князей? (ОК-1, ОК-2).

4. Определите причины феодальной раздробленности на Руси. Почему этот этап в развитии государства считается закономерным? (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

Ситуационные задачи (кейсы)

Объясните следующие исторические противоречия. Свой ответ законспектируйте. (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-11)

1. «Здесь, следовательно, на севере, в Новгороде, началась Русская земля, началось Русское государство», - писал один из патриархов отечественной истории С.М.Соловьев. Почему же в учебнике истории, по которому мы длительное время изучали историю Отечества, говорится, что «от Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV – XVII вв., к Российской империи...» и что «киевские князья построили на севере форпост для защиты от варягов – Новый город – Новгород у озера Ильмень»?

2. Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда как объяснить, что, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов – Рюрик, Синеус и Трувор?

3. В житии святого Стефана Сурожского, бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о чудесах, которые творил святой. К одним из таких чудес авторы жития относят исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина, хотя князь пришел в Крым далеко не с целью лечения. «Воинственный и сильный князь Новгорода русского Бравлин с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу... сломал железные ворота, вошел в город...», - писал автор.

По мнению отдельных историков возникает много «но»: и имя Бравлин кажется странным, и Новгорода, согласно общепризнанной точки зрения, будто бы еще не существовало и т.д. Однако, по описанию, и Новгород уже существовал, и Бравлин в нем уже княжил. Но как быть тогда с «киевской» теорией о происхождении русского государства из Киева (882 г.)? В конце концов, почему «Повести временных лет» доверять можно, а житию святого Стефана Сурожского нет?

4. Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир первым ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимира как, к примеру, его сыновей Бориса и Глеба или бабки Ольги, долгое время не было. Почему так произошло? Почему к лику святых первыми из русских официально были причислены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка (Владимир «прошел» общерусскую канонизацию лишь при Иване Грозном)?

5. Князь Владимир был неоднозначен в своих поступках. Он запятнал себя убийством Рогвольда и его сыновей, которые никогда не были его врагами, он вероломно умертвил собственного брата, предал своих боевых товарищей-варягов. Он отличался многоженством: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове...». Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот что любопытно: в народной памяти он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?

6. Письменность у восточных славян имела место еще задолго до принятия на Руси христианства и появления кириллицы. Почему исконно «руськие письмены» не получили своего дальнейшего развития, а на вооружение была взята кириллица, названная так по имени византийца Кирилла, составившего ее?

7. О.М. Рапов, анализируя причины принятия Русью христианства, так же как и другие авторы, исходит из признания христианства в качестве классовой религии. В самом деле, в исторической литературе давно уже сложился штамп противопоставления язычества как религии доклассовой, родовой и христианства как религии классовой. Но Рапов пошел дальше и в этой связи поставил такой вопрос: «...Совершенно непонятно, почему религия родового общества (язычество), не освящавшая господства одного класса над другим, вполне соответствовала рабовладельческому строю, существовала в рабовладельческих государствах сотни, а иногда и тысячи лет и совсем не подрывала неограниченной власти египетских фараонов, ассиро-вавилонских царей, римских императоров... вдруг перестает удовлетворять правящие круги общества при переходе к феодальному способу производства?» Действительно, почему?

8. Князь Василько Ростиславич был оклеветан Давидом Игоревичем, изменнически захвачен Святополком Изяславичем и варварски ослеплен ими при возвращении их из Любеча со съезда князей (1097 г.), где все целовали крест на… взаимную верность. Какова же истинная цена съезду, которому отдельные авторы отводят историческую роль в сплочении русских княжеств?

9. После смерти Мстислава Великого (1132 г.) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность шла во вред и единству, и развитию. Однако, академик Б.А. Рыбаков считает, что феодальная раздробленность – это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно?

10. На рубеже XI – XII вв. на Руси начался и довольно долго продолжался период феодальной раздробленности. Считается, что это был закономерный этап развития феодального общества. Почему закономерный? Разве нельзя было избежать этой раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство, к чему в конечном счете и пришли княжества[1]?

Задания в тестовой форме:

(ОК-1)

ВАРИАНТ I

1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:

а) земледелие;

б) виноделие;

в) садоводство;

г) скотоводство.

2. К родоплеменной знати славян относятся:

а) вождь, старейшины, жрецы;

б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;

в) король, старейшины, друиды;

г) хан, старейшины, шаманы.

 

3 Восточные славяне вели оживленную торговлю с другими странами и народами. Они торговали:

а) солью, рыбой, воском, мехами;

б) оружием, воском, пенькой;

в) ювелирными изделиями, лесом, медом;

г) оружием, вином, зерном.

4. Восточные славяне исповедовали:

а) христианство;

б) ислам;

в) язычество;

г) буддизм.

5. Народное собрание у восточных славян называлось:

а) агора;

б) вече;

в) тинг.

6. Установление княгиней Ольгой «урока» связано:

а) с восстанием древлян против князя Игоря;

б) с укреплением государственной власти на Руси;

в) с княжескими усобицами;

г) с борьбой за власть с князем Мамоком.

7. Киевский князь, носивший прозвище Красное Солнышко:

а) Владимир Святославич;

б) Владимир Мономах;

в) Святослав;

г) Ярослав Мудрый.

8. Важное историческое событие, произошедшее на Руси в 988 г.:

а) религиозная реформа князя Владимира;

б) крещение Руси;

в) образование государства Киевская Русь;

г) остановлены набеги на Русь печенегов.

9. Князь, с именем которого связано первое русское законодательство «Русская Правда»:

а) Иван Калита;

б) Ярослав Мудрый;

в) Владимир Мономах;

г) Владимир Святославич.

10. Вира – это:

а) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну за убийство свободного человека;

б) сборщик штрафов;

в) денежная сумма в пользу семьи убитого;

г) свидетель.

11. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет»:

а) Геродот;

б) Нестор;

в) Прокопий Кессарийский;

г) Маврикий Стратег.

12. Создание славянской азбуки связано:

а) с братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием;

б) с митрополитом Иларионом;

в) с монахом Нестором;

г) с монахами из Афона.

13. Укажите памятник архитектуры Киевской Руси:

а) Золотые ворота;

б) Георгиевский собор;

в) церковь Михаила Архангела

г) Московский Кремль.

14. Соотнесите славянские племена и города, которые они основали:

1. Поляне;

2. Кривичи;

3. Словене.

а) Русса, Ладога, Псков, Новгород;

б) Киев, Чернигов, Переяслав, Галич;

в) Смоленск, Полоцк, Туров.

 

ВАРИАНТ II

1. Определите соседей восточных славян:

а) финно-угорские племена;

б) западные славяне;

в) германцы;

г) булгары.

2. Славянские племена вынуждены были обороняться от кочевников. Отметьте, от каких именно:

а) хазар;

б) печенегов;

в) гуннов;

г) тюрков.

3. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму у славян связан:

а) с развитием ремесла;

б) с совершенствованием земледелия;

в) с появлением соседской общины;

г) верны все ответы.

4. Вече в русских городах VIII—IX вв. — это:

а) народное собрание;

б) феодальная верхушка;

в) родоплеменная знать;

г) совет при князе.

5. Определите социальные группы Киевской Руси XI—XII в.:

а) князья, бояре, дворяне;

б) князья, бояре, духовенство, крестьяне;

в) князья, бояре, крепостные крестьяне;

г) князья, бояре, монахи.

6. Соотнесите товары, которые вывозили и ввозили русские купцы:

1. Вывозили.

2. Ввозили.

а) меха, мед, воск;

б) цветные металлы, краски;

в) кожу, шерсть, лен;

г) пергамент, книги, благовония.

7. Соотнесите историческую личность и событие:

1. Князь Владимир.

2. Князь Олег.

3. Ярослав Мудрый.

а) составление первого свода законов «Русская Правда»;

б) крещение Руси;

в) заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византии.

8. Свод законов «Русская Правда» включал статьи, содержащие:

а) отмену кровной мести;

б) разделение людей по имущественному и должностному положению;

в) осуществление суда на основе традиций и обычаев.

9. В пантеон славянских богов входили:

а) Перун;

б) Мокошь;

в) Один;

г) Сварог.

10. Укажите название славянской азбуки:

а) кириллица;

б) полуустав;

в) скоропись.

11. На каменное строительство на Руси оказала влияние:

а) византийская школа;

б) итальянская школа;

в) римская школа.

12. Наиболее известные каменные храмы:

а) церковь Успения Богородицы;

б) Спасо-Преображенский собор;

в) Софийский собор в Киеве;

г) верны все ответы.

13. Фреска – это:

а) роспись водяными красками по штукатурке;

б) изображение, выполненное из цветных камней, смальты;

в) древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах.

14. Укажите маршрут знаменитого торгового пути «из варяг в греки»:

а) Балтийское море — р. Волхов — оз. Ильмень — Черное море;

б) Белое море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Днепр — Черное море;

в) Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро — р. Волхов — о. Ильмень – р. Ловать – верх Днепра — Черное море – Константинополь.

 

Основная литература

3. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 12 – 19, 284 – 287, 392 – 395, 563 – 568.

4. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 14 – 49.

 

Дополнительная литература

1. Русские Веды. Велесова книга. – М.: Менеджер, 1995. – 320 с.

2. Балакина Т. История русской культуры. – М., 1995. – С. 9.

3. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. – 2005. – № 2. – С. 57 – 72.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М.: Мысль, 1991. – С. 31 – 34.

5. Карамзин И.М. История государства российского. Книга первая. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

6. Качановский История культуры России.: Учеб.пос. – Минск: Экоперспектива, 1997. – С. 3 – 61.

7. Ишимова А.И. История России в рассказах для детей. – М.: Экопас, 1992. – С. 24.

8. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. дорев. России по истории. – М.: Учеб. лит., 1996. – С. 14 – 64.

9. Соловьев С.М. Об истории Древней России. Т.1. – М.: Просвещение, 1992. – С. 13 – 167.

10. Как была крещена Русь. – 2-е. изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320 с.

11. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. – 2005. – № 3. – С. 72 – 89.

12. Волощук М.М. Венгерское присутствие в Галиции в 1214 – 1219 годах // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 97 – 106.

13. Бердинских В.А. О происхождении Кирилла и Мефодия и отношениях между греческой и славянскими церквами // Вопросы истории. – 2006. – № 4. – С. 155 – 162.

 

Тема 3.

cyberpedia.su

Культура древней Руси X-XIII века

Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не известны. Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.

Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночные инструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках.

Можно говорить не только о распространении музыки, песни, плясок, но и о выделении профессиональных исполнителях. Одну группу составляли скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – затейники, потешники, увеселители, которые были и музыкантами и плясунами, акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.

Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано появились нотные записи. Этому способствовало распространение христианства. Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческим рукописям-книгам. Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда название рукописей: знаменные, крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописях различают две основные нотные системы: кондакарную и знаменную. Первая была заимствована из Византии.. Она представляет собой сложную, двухстрочную систему многих специальных знаков, располагавшихся над основной строкой текста. Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных Кондакорей за XII-XIII вв. сохранилось всего пять. Видимо, с XIII в., может быть с XIV в., кондакарная система на Руси вышла из употребления. Вторая система нотации – знаменная существовала одновременно с кондакарной. Она получила широкое развитие и после XIV в. заняла господствующее положение. Следует отметить, что если знаменная нотная система успешно расшифровывается, то кондакарные записи расшифровать не удалось.Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуре Древней Руси.

История этой культуры неразрывно связана с историей создавшего ее народа. Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт восточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формирование древнерусской народности повлекло за собой изменение в области древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовало развитию письменности и просвещения, литературы, искусства, создание основ общерусской культуры, ярко проявившихся в последующем в новых исторических условиях.

Заключение

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса древней руси, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок – все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали себе дорогу не только в литературе средневековой России, но и в зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производственных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял темпы развития культуры, формирование местных традиций и особенностей. На развитие русской средневековой материальной и духовной культуры безусловное влияние оказало монголо-татарское нашествие и иго. Известно, что в условиях натурального хозяйства достаточно было «простых случайностей, вроде вторжение варварских народов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производственными силами и потребностями до необходимости начинать все сначала».

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегало свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

Культурные достижения русского средневековья вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они – часть нашего национального богатства, слава, славы и величия нашего народа.

Литература

1. Т. В. Ильина «История Искусств»;

2. Ю. Л. Лебедева «Древне- русское искусство X-XVII в.»;

3. Е. Осетров «Живая древняя Русь»

4. “История русской культуры IX-XX в”/В.С. Шуьгин, Л.В КОШМАН, Е.К.Сысоева, М. Р. Зезина. ДРОФА, 2003-480с

5. Н. Сахаров В.И. Буганов История России с древнейших времён до конца XVII века, 2002-272с

6 И.Колесник, А. Хан “История России с древности до наших дней”, Ств.,1998 г.

7. А.Дмитриева, Н.В. Понырко “Повести Древней Руси”, М. “Художественная литература”, 1987 г.

mirznanii.com

Древняя Русь в IX - XIII веках

Лекция 1. Происхождение и ранняя история славян РАЗДЕЛ I Древняя Русь в 9-13 веках

Лекция 1. Происхождение и ранняя история славян

РАЗДЕЛ I Древняя Русь в 9-13 веках

«Повесть временных лет» «откуду есть пошла руская земля, кто въ киеве нача первѣе княжити и откуду руская земля стала есть» Монах Нестор

«Повесть временных лет»

«откуду есть пошла руская земля, кто въ киеве нача первѣе княжити и откуду руская земля стала есть»

Монах Нестор

 Великое переселение народов 4-7 вв. н.э. Переход народов Европы от родоплеменных ГОСУДАРСТВО отношений

Великое переселение народов 4-7 вв. н.э.

Переход народов

Европы от

родоплеменных ГОСУДАРСТВО

отношений

 Происхождение славян Три основных хронологических этапа: СЛАВЯНЕ ПРОСЛАВЯНЕ ПРОТОСЛАВЯНЕ Большая территория расселения Про – древний Прото – первоначальный III тыс. до н.э. – племена шнуровой керамики 5- 7 вв. н.э. 8-9 вв. н.э. Первые индоевропейцы. Из них выходят славяне. ВЕНЕДЫ СКЛАВИНЫ АНТЫ Выделение: Западных Южных Восточных Письменные источники (византийские, арабские и др.) славян

Происхождение славян

Три основных хронологических этапа:

СЛАВЯНЕ

ПРОСЛАВЯНЕ

ПРОТОСЛАВЯНЕ

Большая территория расселения

Про – древний

Прото – первоначальный

III тыс. до н.э. – племена шнуровой керамики

5- 7 вв. н.э.

8-9 вв. н.э.

Первые индоевропейцы. Из них выходят славяне.

  • ВЕНЕДЫ
  • СКЛАВИНЫ
  • АНТЫ

Выделение:

  • Западных
  • Южных
  • Восточных

Письменные источники (византийские, арабские и др.)

славян

Славянский этнос (народ) 8 – 21 вв. Центральная Европа Западные славяне Балканы Поляки, чехи, словаки, силезцы и др. Южные славяне Восточно-Европейская равнина Восточные славяне Болгары, сербы, хорваты, черногорцы и др. Русские, украинцы, белорусы, русины В 6 – 9 вв. образовался СЛАВЯНСКИЙ НАРОД

Славянский этнос (народ) 8 – 21 вв.

Центральная Европа

Западные славяне

Балканы

Поляки, чехи, словаки, силезцы и др.

Южные славяне

Восточно-Европейская равнина

Восточные славяне

Болгары, сербы, хорваты, черногорцы и др.

Русские, украинцы, белорусы, русины

В 6 – 9 вв. образовался СЛАВЯНСКИЙ НАРОД

Проверь себя Назовите термин греческого происхождения, равнозначный русскоязычному понятию « НАРОД » этнос Этнический, этнография

Проверь себя

Назовите термин греческого происхождения, равнозначный русскоязычному понятию « НАРОД »

этнос

Этнический, этнография

Места расселения Восточно-славянских племен Славяне ильменские Кривичи Полочане Дреговичи Радимичи Вятичи Волыняне Древляне Белые хорваты Поляне Уличи Северяне Тиверцы

Места расселения

Восточно-славянских племен

Славяне ильменские

Кривичи

Полочане

Дреговичи

Радимичи

Вятичи

Волыняне

Древляне Белые хорваты

Поляне Уличи

Северяне Тиверцы

НАРОДЫ, СОСЕДСТВУЮЩИЕ С ВОСТОЧНЫМИ СЛАВЯНАМИ

НАРОДЫ, СОСЕДСТВУЮЩИЕ С ВОСТОЧНЫМИ СЛАВЯНАМИ

север Эсты, Суоми, Ижора, Мурома, Мещера, Мордва, Чудь, Весь, Пермь Варяги, Шведы, Русь, Англы восток запад Булгары, Печенеги, Половцы, Хазары Восточные славяне Поляки, Ливы, Латгалы, Пруссы СТЕПЬ Болгары, Мадъяры (венгры), Валахи ВОРОТА НАРОДОВ Эллины, Греки, византийцы юг

север

Эсты, Суоми, Ижора,

Мурома, Мещера,

Мордва, Чудь, Весь,

Пермь

Варяги,

Шведы,

Русь,

Англы

восток

запад

Булгары,

Печенеги,

Половцы,

Хазары

Восточные

славяне

Поляки,

Ливы,

Латгалы,

Пруссы

СТЕПЬ

Болгары, Мадъяры (венгры), Валахи

ВОРОТА НАРОДОВ

Эллины,

Греки,

византийцы

юг

в VI–IX веках на территории Восточно-Европейской равнины, соседствуя с другими народами, преобладающие позиции занимает восточнославянский этнос, в среде которого происходят процессы разложения родоплеменных отношений и формирования отношений государственных.

в VI–IX веках на территории Восточно-Европейской равнины, соседствуя с другими народами, преобладающие позиции занимает восточнославянский этнос, в среде которого происходят процессы разложения родоплеменных отношений и формирования отношений государственных.

Родоплеменные отношения Кровное родство. Брачные отношения в племени (эндогамия), при запрете брака в роде. Совместный труд и собственность большой семьи, рода и племени. Власть князя как главы большой семьи, рода или племени. Коллективная власть старейшин рода или племени. Общественная власть вече (общего собрания мужчин).

Родоплеменные отношения

  • Кровное родство.
  • Брачные отношения в племени (эндогамия), при запрете брака в роде.
  • Совместный труд и собственность большой семьи, рода и племени.
  • Власть князя как главы большой семьи, рода или племени.
  • Коллективная власть старейшин рода или племени.
  • Общественная власть вече (общего собрания мужчин).
Хозяйственные занятия

Хозяйственные занятия

Пашенное земледелие Оседлое скотоводство Охота Рыболовство Бортничество Ремёсла ( кузнечное, гончарное, ювелирное и др.) Торговля (внутренняя и внешняя)

Пашенное земледелие

Оседлое скотоводство

Охота

Рыболовство

Бортничество

Ремёсла ( кузнечное, гончарное, ювелирное и др.)

Торговля (внутренняя и внешняя)

Религиозные верования I. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ Перун – бог грозы, молнии и грома II. БОЖЕСТВЕННАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Велес – бог скота, торговли, богатства

Религиозные верования

I. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ

ПРИРОДЫ

Перун – бог грозы, молнии и грома

II. БОЖЕСТВЕННАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Велес – бог скота, торговли, богатства

ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА: Замещение традиционных родоплеменных отношений территориальными связями. Появление и развитие городов ( Новгород, Киев, Изборск )

ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА:

  • Замещение традиционных родоплеменных отношений территориальными связями.
  • Появление и развитие городов ( Новгород, Киев, Изборск )
Проверь себя Приведите термин греческого происхождения, равнозначный русскоязычному понятию народ. (выберите один правильный ответ из трёх предложенных ): Этнос Популяция Нация

Проверь себя

Приведите термин греческого происхождения, равнозначный русскоязычному понятию народ. (выберите один правильный ответ из трёх предложенных ):

Этнос Популяция Нация

Проверь себя Назовите исторический труд, в котором содержится следующая фраза: «откуду есть пошла руская земля, кто въ киеве нача первѣе княжити и откуду руская земля стала есть». (выберите один правильный ответ из четырёх предложенных) Русская правда Слово о законе и благодати Киевский хронограф Повесть временных лет

Проверь себя

Назовите исторический труд, в котором содержится следующая фраза: «откуду есть пошла руская земля, кто въ киеве нача первѣе княжити и откуду руская земля стала есть». (выберите один правильный ответ из четырёх предложенных)

Русская правда

Слово о законе и благодати

Киевский хронограф

Повесть временных лет

Проверь себя Приведите географическое название основной территории, на которой совместно с другими народами расселился восточнославянский этнос. (выберите один правильный ответ из трёх предложенных) Карпатские горы Прикас-пийская низмен-ность Восточно-Европейская равнина

Проверь себя

Приведите географическое название основной территории, на которой совместно с другими народами расселился восточнославянский этнос.

(выберите один правильный ответ из трёх предложенных)

Карпатские горы

Прикас-пийская низмен-ность

Восточно-Европейская равнина

Проверь себя Приведите название, общее для 5-ти германских народов, перечисляемых в Повести временных лет под 6370 (862) годом в качестве живущих

Проверь себя

Приведите название, общее для 5-ти германских народов, перечисляемых в Повести временных лет под 6370 (862) годом в качестве живущих ""за морем"". (выберите один правильный ответ из четырёх предложенных)

даки

варяги

галлы

эллины

Проверь себя Назовите 3 группы, на которые разделился славянский этнос к 9 веку н.э. (выберите три правильных ответа из шести) нижнеевропейские славяне среднеевропейские славяне западные славяне северные славяне южные славяне восточные славяне нижнеевропейские славяне среднеевропейские славяне западные славяне северные славяне южные славяне восточные славяне

Проверь себя

Назовите 3 группы, на которые разделился славянский этнос к 9 веку н.э. (выберите три правильных ответа из шести)

нижнеевропейские славяне среднеевропейские славяне западные славяне северные славяне южные славяне восточные славяне

нижнеевропейские славяне

среднеевропейские славяне

западные славяне

северные славяне

южные славяне

восточные славяне

Проверь себя Путь «из варяг в греки» проходил: (выберите три правильных ответа из шести) через Балтийское море через Средиземное море по рекам западной Европы по рекам восточной Европы через Чёрное море вдоль берегов Северного ледовитого океана

Проверь себя

Путь «из варяг в греки» проходил: (выберите три правильных ответа из шести)

  • через Балтийское море через
  • Средиземное море по рекам западной Европы
  • по рекам восточной Европы
  • через Чёрное море
  • вдоль берегов Северного ледовитого океана
Проверь себя Язычество – это религия: (выберите правильный ответ)

Проверь себя

Язычество – это религия: (выберите правильный ответ)

  • "при которой люди верят в единого бога, с которым связано много легенд и мифов"
  • система верований в богов, олицетворяющих силы природы и явления человеческой жизни
  • вера в разных богов одновременно: Христа, Магомета, Будду и т.д.
Проверь себя Основными видами хозяйственной деятельности славян были: (выберите три правильных ответа из шести) Ростовщичество Скотоводство Земледелие Бортничество Хлопководство Работорговля

Проверь себя

Основными видами хозяйственной деятельности славян были: (выберите три правильных ответа из шести)

Ростовщичество

Скотоводство

Земледелие

Бортничество

Хлопководство

Работорговля

multiurok.ru