Плохие мифы Древней Греции - 15. Мифы древней греции крит
Боги Крита: agritura
Если вы - не совсем Афродита, и не родились из пены морской, а вовсе даже в средненьком роддоме, у вас есть шанс хотя бы на время уподобиться ей во время шторма на Крите. Ведь до острова Китиры, места рождения богини, всего каких-то 200 километров.
Еще один "пенорожденный"
Попробуем связать мифы и современность благословенного острова, с которого мы с сыном вернулись буквально вчера.Начнем с того, что ни одной коровы, а уж тем более быка, на Крите нам встретить не удалось. А ведь именно с быком связан древнейший культ минойцев, проживавших здесь 4-5 тысячелетий назад. Зато было полно коз и овец. Ну, и кошек и собак.
Фреска Кносского дворца (Археологический музей Ираклиона)
Быку поклонялись, через быков прыгали, их приносили в жертву, от быков рожали детей (правда, всего один раз - жена царя Миноса Пасифая вступила в связь с быком и родила уродца Минотавра), быков вырезали из камня, лепили из глины, рисовали на кувшинах. Бык был древнейшим здешним мужским божеством, символом животворящей мощи и плодородия. Похоже, античный культ Диониса, отождествляемого с быком, зародился именно здесь. А теперь быки все перевелись. Корова, которую вы видите на фото, снята на Санторини, на ходу, из окна автобуса. Потом нам на острове еще коровы встречались, и ослики, и лошади.
Дивная природа, окружающая Кносский дворец, заслуживает не меньшего внимания, чем древние руины. Приятно осознавать, что смотришь на те же склоны гор и сосны, на которые смотрели и древние минойцы.
Сейчас есть версия, что дворец не был действительно дворцом, это был культовый комплекс. Хотя, как по мне, звучит это довольно скучно. Куда как интересней "старая" версия: жил здесь царь Минос, который "зажал" прекрасного белого быка, которого ему послал Посейдон для жертвоприношения. Быка он оставил себе, а в жертву принес другого. Разгневался на него бог и наслал кару: внушил его жене Пасифае страстную любовь все к тому же быку.
Дедал преподносит Пасифае муляж белой коровы. Помпейская фреска.
Тот же сюжет. Тарелка. 16 век. Италия
По легенде, Пасифая заказала муляж, чтобы забраться в него и "подлезть" к любимому парнокопытному. Во припекло-то!
Пасифая с маленьким Минотавриком. Рисунок на тарелке.
Интересно, что это не единственная история с быком, связанная с Критом. По еще одной легенде, Зевс, влюбленный в Европу, подкрался к ней в облике прекрасного быка. Девушке понравилось симпатичное и дружелюбное травоядное, она играла с ним с подругами, украшала его рога венками из полевых цветов, а потом решила покататься.
Европа с быком. Роспись вазы.
Густав Моро. Похищение Европы.
Тут же коварный искуситель прыгнул в море и поплыл к Криту. На берегу он принял облик прекрасного юноши и овладел пленницей. Европа родила ему троих сыновей, одним из которых и был Минос, два других - Радамант и Сарпедон.
И это еще не все "бычьи" истории! Тот бык, с которым... э... подружилась Пасифая, почему-то взбесился (не знаю, что уж она там с ним делала!), и всё носился по острову, круша все вокруг.
У Миноса и Пасифаи был еще один сын, вполне нормальный, и даже героический - Андрогей. Он гостил на Аттике и участвовал в Афинах в состязаниях, что-то вроде Олимпийских игр, они назывались "Панафинейские".
Геракл пленяет Критского быка (1 век д.н.э.)
Состязания он выиграл, но царь Афин Эгей (отец Тесея) согласился признать его победу, если он привезет ему с Крита бешеного быка. Андрогей попытался сразиться с быком, но был убит. Именно после этого якобы Минос разгневался и в наказание потребовал регулярно присылать на Крит дань в виде девяти девушек и девяти юношей - их отдавали в жертву Минотавру. Тесей отправился на Крит, чтобы избавить родные Афины от этой ужасной дани.Потом быка все-таки изловил Геракл, и это был один из его подвигов (не путать с Минотавром, он был сыном бешеного быка).
У Миноса был еще один сын - Главк. С ним связана еще одна легенда - еще ребенком он заигрался, упал в бочку с медом и утонул в ней. Потом его, правда, оживили. Тонуть мальчонке, по правде сказать, на Крите было в чем - меда здесь очень много. Вдоль дорог в живописных долинах то и дело попадаются пасеки. В каждом супермаркете и сувенирной лавке вы обязательно увидите несколько видов. Самый популярный и "аутентичный" - тимьяновый.
Если верить археологу Артуру Эвансу, откопавшему руины Кносса, дворец был буквально весь изрисован быками и утыкан бычьими рогами. Дворец полулегендарного царя Миноса раскинулся на 22 000 кв.м. А еще в нем была тьма-тьмущая комнат и подвальных помещений - 1500 (!). Не мудрено, что со временем родилась легенда о Лабиринте, в котором жило чудовище Минотавр. На самом деле, все было гораздо прозаичнее - большинство помещений использовалось для хозяйственных нужд.
Древние греки считали, что Лабиринт построил мастер Дедал (он был кем-то вроде универсального инженера). Когда герой Тесей убил Минотавра и сбежал, прихватив с собой дочь царя Ариадну, Дедал помогал ему. Минос разгневался и приказал заключить Дедала и его сына Икара в темницу. Хитроумный мастер соорудил крылья из перьев и воска для себя и сына, но Икар был неосмотрителен и вопреки предупреждению отца взлетел слишком высоко. Солнце расплавило воск, крылья развалились, и Икар упал в море. Вот так примерно:
Питер Брейгель-Старший изобразил только ноги Икара, шлепнувшегося в море (вон там, справа, перед кораблем). Как-то вот так северный художник представлял себе побережье Крита и местных жителей. Про овец угадал - здесь их очень много.
Гибель Икара взволновала многих художников:
Петр Соколов. 1777
Чарльз Ландон, 1769
Якоб Питер Гоби
История Тесея и Арианды вам тоже хорошо известна. Вначале он побывал у нереиды Амфитриты, жены Посейдона, и она в качестве защиты преподнесла ему золотой венок (видела такой в Музее Ираклиона).
Тесей в гостях у Амфитриты. Присутствует здесь и Афина, но герою она сама не помогала.
А затем он прибыл на Крит, где в него влюбилась царевна Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею клубок ниток, когда он отправлялся в Лабиринт, а Дедал научил, как им воспользоваться, чтобы не заблудиться в лабиринте (вот за это его потом Минос наказал). Тесей убил минотавра, вот так:
...И убежал на корабле с влюбленной в него Ариадной. А потом, как водится, он ее бросил. Правда, по одной из версий, ему это боги приказали, а он послушался. По-мужски так, "правильно" бросил - на рассвете уплыл на корабле и оставил одну на берегу, пока она спала - это не на Крите уже было, на Кипре. Сидела она, значит, у моря, вся такая грустная и покинутая. И тут ее увидел бог Дионис, влюбился и женился на ней. Свадьба, кстати, происходила здесь, на Крите.
Спящая Ариадна. Римская копия эллинистической статуи 2 века д.н.э
А такой Ариадну себе представлял голландский художник 16 века Якоб ван Лоо.
Интересно, что единственный известный античный герой, которому практически не помогала богиня Афина, это именно Тесей. Не понятно, почему он ей был не люб. Зато она явно помогала Дедалу - ведь она была покровительницей мастеров-ремесленников. Если бы критяне не были настолько набожными православными христианами, я бы сказала, что Афина помогает им до сих пор:
Это опять Санторини, но и на Крите вы увидите массу лавочек и лотков, на которых торгуют изделиями гончаров.
...И стеклодувов
И ткачих-вышивальщиц.
Афина вообще сама была ткачиха и пряха, поэтому ее иногда изображают с веретеном. Известна легенда об Арахне, которую разгневанная богиня превратила в паука за то, что та дерзнула вызвать Афину на созтязание по ткачеству.Крит славится изделиями мастериц - они плетут кружева и вышивают скатерти и салфеточки. А еще ткут покрывала. Похожие штуковины, надо признаться, я видела и на Родосе.
"Афина и Арахна". Гравюра 19 века.
"Пряхи. Состязание Афины и Арахны". Диего Веласкес
А еще Афина считалась покровительницей корабелов и моряков.И кораблей мы видели очень много, что естественно:
Санторини.Позади корабля - островок Палеа-Камени, на котором живет единственный житель, бывший моряк Состис. Он присматривает за крошечной церквушкой Св.Николая. А еще сюда на лодках ездят туристы, покупаться в горячем источнике с желтой водой.
Порт Ираклиона
Бухточка на островке Грамвуса.
Поселок Киссамос.
Там же
Санторини
Еще Афина покровительствовала строительству и городам. На Крите очень разнообразная архитектура - античные и минойские руины, венецианские строения и крепости 14-17 века, османские мечети, католические и православные храмы.
Вид на город Ретимно. Мы отдыхали в 10 км отсюда. Ездили городским автобусом.
Бастион венецианских береговых укреплений в Ираклионе
Афина - покровительница знаний. Здесь с этим тоже все хорошо. В Ретимно и Ираклионе расположены факультеты Критского университета. Я спросила у гида: "Наверное, зимой в Ретимно совсем пусто?!". Она ответила: "Нет, что Вы! Здесь полно студентов!".
А что это мы все про Афину? А как же другие боги?
Зевс, например. Он родился здесь, на Крите, в горах. В пещере Психро на плато Лассити, там, где лежит хребет Дикти. Мы там не успели побывать, это в глубине острова, так что других гор вам немного покажу:
Дикти - второй по высоте хребет, его вершина Дикти - 2148 м. Самая высокая гора Крита расположена на хребте Псилорит, называется она Тимиос Ставрос, 2456м. Есть третий хребет - Лефка Ори, 2243; переводится как "Белые Горы" - на вершинах осенью-весной лежит снег.
Про рождение Зевса напомню легенду. Папашка его Кронос был слегка не в себе - ему предсказали, что один из его отпрысков свергнет его, и он всех своих новорожденных детей проглатывал. Мать Зевса, Рея, почувствовав очередные близкие роды, укрылась в пещере на Крите. Ей помогали мифические существа Куреты. Сразу после родов они стали плясать, поднимая страшный шум ударами мечами о щиты - так они пытались заглушить плач младенца, чтобы не услышал Кронос. Считается, что они первыми станцевали боевой танец (пиррихию), а потом подобные пляски "вошли в моду" и у других народов.
Куреты
Пляска Куретов.
Пляска Куретов. Гравюра 18 века. Здесь видно, как маленького Зевса кормит коза Амальтея (ее рог называют Рогом изобилия). Еще Зевса подкармливала пчела своим медом
Боевой танец пиррихия
Рея обманула Кроноса, завернув камень в пеленки и подсунув его мужу. Тот проглотил его, не почувствовав подмены.
Рея подает камень КроносуЗевс потом вырос, сварил чудо-зелье и напоил им отца. Тот отрыгнул своих съеденных детей, а потом уснул, и Зевс во сне оскопил его.
Еще один забавный миф, связанный с Критом - песенное состязание между сиренами и нимфами. Сирены проиграли, и нимфы повыдергивали из них перья, вставив их в свои головные уборы. Состязание проходило в городке Аптера, что возле Ханьи (в Ханье мы не успели побывать, что очень жаль - дивный, судя по картинкам, городок).
Нимфы и сирены. Рельеф с античного саркофага
Явно покровительствуют Криту и иные боги.
Например, Дионис - бог виноделия. Здесь производят несколько видов вина, сами жители Крита предпочитают сухое, а еще узу и раки (чистая виноградная водка). Виноград здесь просто везде - им оплетены заборы и беседки, виноградниками покрыты склоны гор. Вино (как и пиво, которому тоже покровительствует Дионис), критяне и туристы попивают в многочисленных, даже бесчисленных тавернах:
Дионис считался покровителем растений. Надо сказать, почва на Крите выглядит жутковато - красная, сухая, но местные жители научились выращивать на ней все. Очень красиво выглядят крошечные деревца, покрытые крупными гранатами, смоковницы, пальмы, бесчисленные живые изгороди из съедобных кактусов, цитрусовые и т.д. И, конечно, оливы.
Розовая буагенвиллия - верный признак курорта.
Вот такие высохшие соцветия покрывают гору на острове Грамвуса
Так выглядит почва, которую никто не обрабатывает (венецианская крепость на Грамвусе)
Помню, в Крыму, в Никитском ботаническом саду на араукарию чилийскую водили смотреть экскурсии. Кажется, там было единственное деревце. На Крите ими покрыт весь остров. Эта, к примеру, росла прямо у нас под балконом.
Сосны в жару так приятно пахнут... Молодец, Дионис, и Деметра, конечно, тоже!
Нельзя не упомянуть и о Посейдоне - боге морских глубин. Он тут тоже, куда ни кинь взгляд. Причем, местный Посейдон явно не дальтоник. Не представляла, что у морской воды столько цветов. Просто 50 оттенков синего!:
Если вы путешествуете с детьми, стоит посетить "филиал" царства Посейдона - "КритАквариум". Он расположен в 14 км от Ираклиона. Моему сыну очень понравилось (и мне тоже)!:
Некоторых "подопечных" Посейдона можно рассмотреть прямо в морской воде, с берега:
Мой сын наблюдал за рыбками через очки для ныряния, хотя многих видно и без них.
Надо сказать, местные жители к детям Посейдона относятся абсолютно непочтительно - ловят их, едят или продают:
Еще один визит в гости к Посейдону мы сделали в последний день перед отъездом - побывали в аквапарке "АкваСити". Это был ва-аще улёт!!! Тут можете глянуть. Для ребенка это стало главным и самым лучшим впечатлением из всей поездки.
До сих пор чувствуется присутствие бога огня и земных недр Гефеста, особенно на Санторини - последний раз остров сильно трясло в 1950-х. "Потряхивает" и сейчас, Санторини находится прямо у места соприкосновения двух тектонических плит. Многие местные жители относятся к этому довольно нервно и вне сезона, зимой, уезжают с опустевшего острова на материк.
Когда-то все это было одним островом, который называли "Стронгула" - "круглый". Примерно в 15-17 веке д.н.э. посередине взорвался вулкан, часть острова ушла под воду, образовав кальдеру, что вызвало колоссальное цунами и серию землетрясений. Это погубило цивилизацию Киклад и минойцев. Чем-то они прогневили Гефеста и Посейдона.
Вот эта прекрасная синяя лагуна - на самом деле кальдера - вулканическая воронка, заполненная водой.
Пляж Перисса покрыт черным вулканическим песком.
На Санторини не едут ради пляжей - их всего 20, они относительно небольшие и очень дорогие (как и всё на острове) - прокат лежаков и зонтиков стоит все деньги мира. Для нас было бесплатно, как и обед - мы были с экскурсией. Перисса - самый протяженный и "продвинутый", здесь есть ВИП-лаунжи, сцены для дискотек, быры и рестораны, дайвинг-центр и водные развлечения.
Еще есть Красный пляж, соответственно с красным песком, и обычные - бежевенькие. Вообще, если внимательно смотреть по сторонам, можно найти постоянные подтверждения бывшей вулканической активности - весь остров разноцветный. Порода одной и той же горы может быть вдоль рзделена на две половины - светло-серую и черную.
И еще Гермес, конечно! Вездесущий бог торговли!:
Что приятно - в отличие от курортов Египта и Турции греки-продавцы к прохожим туристам практически не пристают. Иногда вежливо приглашают зайти. И вообще народ показался мне сдержанным и гордым.
Обратите внимание, справа от дорожки виден деревянный эркер - османское наследие, таких много в Стамбуле, например.
"Бенеттон" везде добрался! Расположился он в старинном венецианском здании (либо это удачная стилизация).
Надо сказать, что в день нашей первой прогулки по Ретимно большинство магазинов и учреждений в Ретимно были закрыты - праздновали Успение Богородицы (у нас 28 августа, а у греков - 15, по старому стилю).Для них это очень важный праздник, называют его здесь Летней Пасхой, стоят всенощную. Закрывают и в рабочие дни: с часа дня до пяти вечера - сиеста!
Андрей внимательно изучает ассортимент уличных ларьков на предмет наличия не испробованных еще "химических" прохладительных напитков, которые не водятся на родине.
Что примечательно, по легенде на Крите родился еще один полу-бог - Плутос, покровитель богатства. Наверное поэтому жители Крита кризис, разразившийся в Греции несколько лет назад, практически на себе не ощутили. Туристы по-прежнему валят сюда со всего света. А на Санторини в эксклюзивных отелях-пещерах так и вовсе отдыхают одни миллионеры и прочие буржуйские морды.
Катикис-Отель. Фото с сайта.Правда, поговаривают, воду в таких бассейнах меняют не очень часто - она на Санторини в дефиците.
Деметра (богиня плодородия) с маленьким сыном Плутосом.
"Плутос, встреченный Данте и Виргилием". Густав ДореУ Данте Плутос был демоном, охраняющим Четвертый круг ада, где наказывали жадин и транжир. У меня есть шанс с ним познакомиться.
Аполлону с его музами тоже здесь есть место. Ведь уроженцами острова были Никос Казандзакис ("отец" грека Зорбы) и художник Эль Греко.
Не Эль Греко, конечно, но вполне живописно.
Приют Мельпомены, Терпсихоры и Талии - сцена в венецианской Фортецце в Ретимно. Здесь проходят концерты и фестивали.
Временное рабочее место скромной подопечной Афины и Аполлона.
Прекрасные все-таки места!
Надеюсь, больше никогда не ляжет на Греческие острова тень бога войны Ареса. Пусть от него в качестве напоминания и назидания останутся только памятники и древние укрепления:
И пусть по-прежнему безмятежно попивают свой фраппе жители островов в тени олив...
Целую!Лена.
agritura.livejournal.com
Мифы острова Крит / Моя Планета
Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью. Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром. Как же возник данный миф?
Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).
Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.
Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.
Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.
Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.
Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».
Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.
В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»
Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.
Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.
Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!
Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.
В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.
Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.
Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.
Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».
В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.
Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.
На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.
Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.
Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.
Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!
Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.
Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.
Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.
Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.
Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.
Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.
Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.
При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.
Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.
Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».
Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.
Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.
Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.
А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?
Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?
Среди разнообразных "легендарных перволюдей" в греческих мифах особо выделяются критяне. Во-первых, их много, во-вторых, они все друг другу родственники, в третьих, лгуны в Греции всегда хранилось "смутное воспоминание" о том, что Древний Крит был огромной и могучей империей, которая "всех нагибала"...
Сарпедон, умирающий от ПатроклаУ Зевса случилась "очередная из бесчисленных" пошлая интрижка с царевной Европой, которую он под видом быка утащил из Азии (такой первый в мире географический каламбур), а когда довез до Крита, обернулся там юношей и "возлежал" с пленницей. От этого "союза" родились три сына - Минос, Радамант и Сарпедон. А когда "царь богов" свою пассию "бросил, поматросив", Европе пришлось идти замуж за местного царя Астерия (ака Астериона), который согласился усыновить мальцов, благо сам всё равно был бездетный. После его смерти три брата поделили Крит на части и... посрались, вскорости, естественно.
На сей раз конкретно виновата педерастия - Минос и Сарпедон влюбились в одного мальчика Милета (или Антимния). Вьюнош ответил взаимностью младшему брату, и злой старший выгнал их обоих, но в разные стороны - Милета высадили в Малой Азии, где ему пришлось основать город своего имени, а Сарпедона выслали в Ликию, где он стал местным царьком и получил от отца Зевса жизнь размером в три обычных, что и позволило ему (по одной версии) дожить до Троянской войны, на которой его в "Илиаде" и убил Патрокл.
Радамант с братом благоразумно не ругался, управлял своей третью Крита, но за какое-то преступление таки тоже был изгнан в Беотию. За справедливость (справедливость - преступление, всё логично) и знание законов Зевс после смерти сделал его судьей мертвых в подземном мире (хотя по логике это должен был сделать Гадес).
И породился у них Минотавр...
Минос же остался править Критом, женился на Пасифае, дочери бога Гелиоса, и народил с нею много всяких детей. Одного из них, опять же с подозрительным именем Андрогей, за что-то афиняне убили в Аттике, и Минос приговорил их ежегодно присылать к нему семерых юношей и семерых девушек. А что с ними делать - такого вопроса у Миноса не было, ибо он имел "неведому зверушку"...
Дело в том, что как-то раз царь Крита попросил у Посейдона особенного быка, чтобы принести в жертву. Бог подкинул ему "из пены морской" белого буйвола, но Минос пожадничал - оставил "вах, такого красавца!" себе в стада на "развод", а в жертву принес другого. Посейдон же осерчал и наказал царя, поселив в Пасифае противоестественную страсть к этому белому быку (по другой версии, страсть наслала Афродита, мстя Гелиосу за раскрытие их интрижки с Аресом).
Женщины и быки - они в смысле секса слишком уж в "разных весовых категориях". Но на помощь царице пришел местный "на все руки мастер". Точнее, Дедал, как и положено "человеку наук", был афинянином, которого всему научила сама Афина, но за убийство племянника Талоса (на почве ревности... в освоении ремесел). Спасаясь от неизбежного наказания, мастер сбежал на Крит, где Минос приютил его при дворе в обмен на изготовление "всяческих штуковин". Он-то и смастерил для Пасифаи специальную металлическую корову, забравшись в которую, царица смогла наконец сблудить с любимым быком...
Дедал, Пасифая и корова
Правда, через девять месяцев случился конфуз - родился мальчик с бычьей головой. Минос, подумав, убивать его не стал, а приказал Дедалу построить Лабиринт (в основном, видимо, всё-таки для того, чтобы "бычеловек" не сбежал), посадил мальчика внутрь него, назвал Минотавром ("Быком Миноса") и раз в год запускал туда "афинскую дань" - вьюношей "царевич" просто кушал, а девушек перед тем "использовал по назначению"... Чем закончилась вся эта история - знают даже дети (вот только они никогда не знают, чем она началась) - приплыл Тесей, с помощью ниток Ариадны, дочки Миноса, пробрался в Лабиринт, убил Минотавра, украл Ариадну - далее по тексту.
После "всей этой истории" семья Миноса жила еще "долго и разнообразно". Пасифая заколдовала мужа от супружеских измен (его семя превращалось в ядовитых гадов, убивавших партнерш), но тот смог излечиться. А Дедал и его сын Икар наскучили жизнью при дворе в "почетном плену", слепили себе крылья... ну, все это знают - глупый Икар расплавился и шмякнулся в море, а умный Дедал долетел до Сицилии. Там местный царь Кокал защитил его от Миноса, примчавшегося в погоню - пригласил критского царя в баню, где местные принцессы и обварили того кипятком до смерти. (Минос тоже стал судьей мертвых в царстве Гадеса, как и его брат Радамант.) Так что в итоге "долго и счастливо" жил только один Дедал.
Ну и "на закуску" - Зевс подарил Миносу сделанного Гефестом медного "быкочеловека" Талоса (да, имя то же самое), который три раза в день обегал берега Крита и защищал его от чужеземных кораблей, закидывая их каменными глыбами. У Талоса была одна-единственная жила, которую затворял медный гвоздь. Его ошибка была в том, что он попытался сотворить тот же самый трюк с глыбами с кораблем аргонавтов, плывших мимо Крита из Колхиды (пятерка по географии в школе была? а кого это волнует?), но Медея зачаровала его заклинаниями, а потом вытащила гвоздь, выпустив весь "гумор", отчего медный человек и "перестал быть живым"...
Талос (и почему-то с крыльями)
qebedo.livejournal.com
Древние мифы острова Крит
Царь Минос
Несколько тысячелетий назад остров Крит был независимым государством и к Греции не имел никакого отношения. Но древним грекам остров Крит был любим, в результате многие известные древнегреческие мифы связаны именно с этим островом. Эллины (греки) придавали огромное значение Криту, а потому окрестили его родиной самого Зевса. Когда-то на Крите зародилась первая высокоразвитая европейская цивилизация, которая повлияла на развитие древнегреческой культуры. Первый основатель царь Минос явился прототипом последующих царей на несколько тысячелетий вперед, и этот яркий период времени называют минойским.
Легенды и мифы, обросшие вокруг имени царя Миноса, столь противоречивы и запутанны, что сами греки уже не знают где явь, а где быль. Благоухающий остров Крит был излюбленным местом отдыха небесного владыки Зевса, ведь именно здешние места невольно стали его родиной. Беременная Рея (мать Зевса) спасая жизнь будущего ребенка от его кровожадного отца Хроноса, бежала на Крит и там родила. С тех пор, вспоминая детские и юношеские годы свои, Зевс спускался на остров и отдавался воле чувств. Любвеобильный Зевс имел слабость к красоте земных женщин, в результате этого среди смертных появлялись полубоги.
Царь Минос был земным сыном Зевса. Ему передались по наследству все качества его отца: ум, красота, справедливость. Пришло время, и Минос понял, что нужно развиваться и идти вперед. Правда, с этого момента проявляются первые признаки человеческой алчности. Минос изгнал своих братьев с острова, создал свое небольшое царство и стал его обустраивать. Он дал людям законы, говорят, что ему во многом помогал Зевс. Первым делом он пригласил на службу лучшего архитектора Греции, который в тот момент находился в бегах за убийство своего племянника. Дедал был не просто архитектором, а архитектором от Бога.
Первым делом Дедал построил для Миноса первый дворец на всем острове, руины которого до сих пор покоятся на Крите. Пышный дворец Кноссос стал ярким началом нового цивилизованного общества. Минос был доволен своим архитектором и жаловал ему свою благосклонность. Дедал строил, Минос правил и казалось, все стало налаживаться. Но, последующие события стали началом конца правления царя Миноса и всей минойской империи, правда, до которого, царю Миносу предстояло испытать много бед.
P.S. В том виде, в котором сегодня предстает перед туристами Кносский дворец – это результат восстановительных работ английского археолога Артура Эванса. Тем не менее, очень впечатляет разнообразие строительных материалов, использовавшихся в то время: раскрашенный гипс, мраморная облицовка и росписи, которой украшены комнаты и коридоры. Удивляют и многие передовые технологии минойцев: оригинальные архитектурные и конструктивные решения, сложные дренажные и водопроводные сети и т.д.
Читать еще:
mozplan.ru
Путешествие Тесея на Крит | Мифы и легенды Древней Греции
Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра.
Спящая Ариадна. (Статуя IV в. до н. э.)
Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем. Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.
Корабль счастливо прибыл к острову Криту. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею; она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром.
Прежде чем отправиться на бой с Минотавром, Тесею пришлось совершить еще один подвиг. Минос оскорбил одну из афинских девушек. Тесей заступился за нее, но, гордый своим происхождением, царь Крита стал издеваться над Тесеем; он разгневался, что какой-то афинянин смеет противиться ему, сыну Зевса. Тесей гордо ответил царю:
Тесей у Амфитриты в её дворце на дне моря.Тесей стоит на руках у морского бога Тритона,перед ним стоит богиня Афина, Амфитрита сидит.(Рисунок на вазе.)
- Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но и я не сын простого смертного, отец мой - великий колебатель земли, бог моря Посейдон.
- Если ты - сын бога Посейдона, то докажи это и достань кольцо из морской пучины, - ответил Минос Тесею и бросил в море золотое кольцо.
Призвав отца своего Посейдона, Тесей бесстрашно бросился с крутого берега в морские волны. Высоко взлетели соленые брызги, и скрыли волны моря Тесея. Все со страхом глядели на море, поглотившее героя, и были уверены, что не вернется он назад. Полная отчаяния, стояла Ариадна; и она была уверена, что Тесей погиб.
А Тесея, лишь только сомкнулись над его головой морские волны, подхватил бог Тритон и в мгновение ока домчал до подводного дворца Посейдона. Посейдон с радостью приветствовал в своем волшебном подводном дворце сына и подал ему кольцо Миноса, а жена Посейдона, Амфитрита, восхищенная красотой и смелостью героя, возложила на пышные кудри Тесея золотой венок. Тритон опять подхватил Тесея и вынес его из морской пучины к берегу на то место, с которого бросился герой в море. Тесей доказал Миносу, что он - сын Посейдона, повелителя моря. Дочь Миноса Ариадна ликовала, что Тесей вернулся невредимым из морской глубины.
Тесей убивает Минотавра.(Рисунок на вазе.)
Но предстоял еще более опасный подвиг: нужно было убить Минотавра. Тут на помощь Тесею пришла Ариадна. Она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток. Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.
Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила.
На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.
А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины. Эгей ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу. Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, - какие на нем паруса. Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса - черные. Значит - погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским. А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.
www.ancientmyth.ru
Минойская цивилизация (Крит) | Мифы и легенды Древней Греции
Минойская цивилизация существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове Крит. Это была первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.
Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции. Это узкий, вытянутый с запада на восток гористый остров с благоприятным для земледелия климатом, довольно плодородной почвой и превосходными мелкими гаванями вдоль глубоко изрезанного северного берега. Здесь-то, зародившись ок. 4000 лет назад, развилась, расцвела и угасла цивилизация, известная ныне под названием минойской.
Минойцы были народом мореплавателей, с высокоразвитой и сложной системой религиозного культа и устойчивыми торговыми традициями. В эпоху, когда минойцы достигли максимального могущества, их флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Минойские ремесленники производили не только товары бытового назначения, но и керамику с изумительными по красоте росписями, и чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей и украшений, они строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками.
Археологическое открытие минойской цивилизации состоялось лишь в 1900 году н. э., несмотря на то, что греческие мифы и литература были с самого начала наполнены сказаниями о богатстве и мощи Крита. В гомеровской "Илиаде" на заре греческой литературы упоминается царь Минос, правивший в городе Кноссе за несколько поколений до Троянской войны.
Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, который, превратившись в белого быка, похитил ее и доставил на Крит. В ту эпоху Минос был самым могущественным государем. Он принудил Афины регулярно платить ему дань, присылая юношей и девушек, которые становились пищей быкоголового чудовища Минотавра. Афины освободились от этой повинности после того, как герой Тесей убил Минотавра с помощью дочери Миноса Ариадны. Миносу служил хитроумный мастер Дедал, который построил лабиринт, куда попался Минотавр.
В 19 веке немногие серьезные ученые верили, что у этих легенд имеется какое-либо историческое основание. Гомер был поэтом, а не историком, и считалось, что большие города, войны и герои - всецело плод его воображения. Однако в 1873 году Генрих Шлиман обнаружил в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 он повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон, который повел объединенную греческую армию против Трои.
Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс. В 1900 Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.
О религии Крита III-II тысячелетий до Р. Х. известно очень мало. Предположительно существовало поклонение богине-матери, отождествленной с природой, - археологами найдены статуэтки богинь, держащих в руках извивающихся змей. Женские культы отражали особое положение женщины в критском обществе. У богини-матери были спутники - существа с головами животных и человеческими телами. Таким полуживотным являлся Минотавр, легенда о котором, берет начало в культе быка. Изображение бычьей головы из камня найдено в Кноссе; данный культ был связан с особыми религиозными церемониями, проводившимися на Крите, для которых существовали специальные площадки. На них навстречу друг другу выходили бык и акробат. Бык должен был бежать с низко опущенной головой, а акробат, изловчившись, хватался за его рога и перекидывался на спину животного, где проделывал разные пассы, и потом спрыгивал. Священные игры с быками требовали от людей великолепной техники, достигавшейся долгими тренировками. Это не коррида и не спорт: акробатические трюки были связаны с религиозными церемониями, возможно, имитировавшими человеческие жертвоприношения. Впоследствии, когда они были заимствованы жителями микенской Греции, игры приобрели характер обычных спортивных состязаний и утратили внутреннее содержание. На Крите же бык почитался как священное животное, поэтому из его рогов не изготавливали предметов повседневного обихода. Почиталась змея как хранительница дома и воплощенная мудрость, существовали культы мертвых, что прослеживается по гробницам, глиняным саркофагам и сосудам, в которых хоронили покойников. Никакого разработанного религиозного культа на Крите не известно, крупных храмов или храмовых комплексов не найдено.
www.ancientmyth.ru
"Мифы и легенды древней Греции" на одном острове / Радиостанция "Вести FM" Прямой эфир/Слушать онлайн
Чем
удивителен Крит? Об этом Полина Ступак и Марат Сафаров беседовали
в программе "Культурное путешествие" на радио "Вести ФМ".
Ступак:
Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В студии Полина Ступак. Мой собеседник
- Марат Сафаров. Марат, добрый день.
Сафаров: Добрый день, Полина. Добрый
день, дорогие радиослушатели.
Ступак: Сегодня в нашем проекте
"Культурное путешествие" мы вам решили рассказать (уже, наверное,
официально это признано) о самом популярном в нынешнем летнем сезоне
направлении. Наши соотечественники очень любят греческие острова, Грецию. И,
понятное дело, что островов-то много, которые для туристов доступны, это и
остров Кос, и Родос, и Корфу, но мы выбрали остров Крит.
Сафаров: Да, и выбрали не случайно, и не
только потому, что он самый большой остров Греции, и не только потому, что он
считается (и, в общем, достаточно, можно сказать, что и оправданно), что это
наиболее такой инфраструктурный с точки зрения туризма греческий остров или
вообще часть Греции. Но и, конечно, потому, что, наверное, каждый россиянин так
или иначе проходил в 5-м классе историю древнего мира.
Ступак: "Мифы и легенды Древней
Греции", как раз это родина тех самых мифических существ, о которых мы
знаем все с детства.
Сафаров: Да, и в учебниках детства по
истории древнего мира видел так или иначе архитектурные иллюстрации, фотографии
или знаменитые картины Кносского дворца.
Ступак: Знаменитый Кносский дворец, о
котором мы сегодня расскажем.
Сафаров: Поэтому это все нам привычно. И,
кроме того, много таких этапов насыщенной критский истории, что не только
античностью она определяется, конечно, но и другими очень важными эпохами.
Поэтому за один приезд можно посетить сразу на машине времени несколько
периодов европейской истории.
Ступак: И, наверное, начнем мы
традиционно с античной греческой истории. Прежде всего, когда вы прилетаете, вы
прилетаете в столицу Крита.
Сафаров: Ираклион.
Ступак: Город Ираклион. Известно,
естественно, недалеко от него находится Кносский дворец.
Сафаров: Ну да, фактически в пригороде
Ираклиона.
Ступак: Ну да, можно так сказать,
абсолютно легкодоступный для туристов. Дворец до поры до времени был не так
изучен, но вот в начале прошлого столетия знаменитый археолог Артур Эванс
проводил там раскопки и открыл собственно среды древней минойской цивилизации.
Сафаров: Да, и фактически такая фигура
Артура Эванса противоречива. С одной стороны, он - да, первооткрыватель,
подобный Генриху Шлиману и другим вот таким романтикам XIX века европейским, искавшим античные
следы. Но, с другой стороны, многие и современные искусствоведы, археологи
приходят в ужас от его трудов, потому что фактически он восстановил всю
минойскую культуру, собственно говоря, и восстановил сам дворец. И вот здесь,
конечно, такой краеугольный камень современного туризма, что первичнее или что
важнее для туриста и для исторического места - аутентичные развалины или
достаточно так или иначе какое-то материальное выражение той культуры
реконструированной и восстановленной.
Ступак: Ну, я бы назвала это неким
миксом, потому что там есть что-то, что восстановлено, естественно, и вот эти
вот яркие краски, которыми окрашены колонны. С одной стороны, он восстановлен,
но, с другой стороны, ты понимаешь, что именно так он и выглядел много-много
лет.
Сафаров: Да.
Ступак: И действительно создается
впечатление, что это было богатейшее, роскошное строение. И вообще складывается
впечатление, что это очень, ну как бы цивилизация такая вот богатая в плане
культуры, архитектуры.
Сафаров: Да, и при этом, несмотря на
колоссальное богатство античного мира, вот ощущается своеобразие минойской
культуры.