Манципация в древнем. 11. Основные этапы развития римского права(рп). Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Манципация в древнем Риме это: способ установления права собственности. Манципация в древнем


процедура перехода собственности от одного владельца к другому

Слово манципация сконструировано из двух латинских понятий:  manus – что означает «рука» и  capio — что переводится как «беру». Таким образом, манципация в древнем Риме это: акт, подтверждающий фиксацию перехода прав владения имуществом от одного собственника к другому.

Однако, надо иметь в виду, что применение такого юридического обряда происходило не при всех формах изменения собственности. Такое действие касалось лишь четко определенного имущества, которое имело название манципируемые вещи.

Понятие и признаки манципации в древнем Риме

сквозь векасквозь века

 

 

Несколько веков назад манципация состояла в исполнении своеобразного обряда, применявшегося как способ установления прав собственности на какую-либо вещь. Она означала переход имущественных прав с обязательной документальной фиксацией этого перехода, что составляло основное юридическое значение проводимых действий. Сделки подобного вещного права происходили в присутствии отчуждателя и выгодоприобретателя в отношении изменения владельца на землю, скот и рабов.

Характерными признаками и особенностями при таком способе установления собственности было недостаточность заключения простого договора о покупке или продаже. Совершение акта традиции, как одного из законов римского права, тоже не являлось гарантией полномасштабного владения объектом новым владельцем.

То есть при передаче фактических прав на вещь, продавец по-прежнему оставался ее владельцем до совершения обряда связанного с манципацией.

С точки зрения древнеримских законов всю имущество делилось на манципируемое и неманципируемое, При этом вся собственность классифицировалась по трем видам:

  1. Простое имущество. Основной принцип определения характера таких вещей базировался на неделимости. Если физическое воздействие нарушало ее целостность, то она признавалась простой. Пример: драгоценный камень, любое животное или раб.
  2. Сложные предметы представляли собой набор простых элементов. Это могла быть мебель или целое здание. С юридической точки зрения все части сложной вещи объединяются в одно целое. В то же время, если какой-либо элемент можно отделить, то он оказывается самостоятельным предметом.
  3. Сложные объекты представляют собой набор вещей, объединенных именем или функцией. К примеру, стадо скота.

Характеристика процедуры манципации по Законам ХII Таблиц

закон таблицзакон таблиц

 

 

Все римское общество держалось на пережитках родоплеменных отношений. Об этом можно судить по законам двенадцати таблиц. Отличительной чертой подобной законодательной техники оставался формализм. Самым типичным его проявлением и был обряд манципации.

Как описывалось выше, вещи делились на манципируемые и неманципируемые. Их отличия базировались на экономической значимости. Обе группы являлись объектами частного владения. А вот различия относительно прав основывались на процедуре отчуждения собственности. Развитие юридических отношений в исторический период двенадцати таблиц характеризовались применением разных методов получения вещных прав. Древнейшая формальная форма по уступке собственности как раз и заключалась в проведении подобного обряда.

Зачем нужно было такое действие? По-видимому, затем, что  в будущем мог возникнуть вопрос о правомерности владения вещью его нынешним хозяином. Проведенный обряд подтверждал законность совершенной сделки.

Что касается неманципируемых вещей, то их передача основывалась на традиции. Происходила обычная продажа, без всякого формализма.Процесс манципации, уходящий корнями в родоплеменной строй применялся параллельно с механизмом возникновения частной собственности. В это время общинное имущество начинают постепенно захватывать представители римской верхушки. Но еще довольно влиятельным фактором остаются древние обычаи. Поэтому процесс манципации служил определенным барьером на пути перехода основных имущественных объектов в частные руки.

Обряд манципации заключался в проведении мнимой продажи

весывесыТак, существовал даже определенный алгоритм его действий:

  • Обязательно приглашались пять человек из числа свободных римских граждан. Их присутствие обуславливалось участием свидетелей. Они должны были достичь к этому моменту совершеннолетия.
  • Еще одним присутствующим был весовщик, у которого находились медные весы.
  • Покупатель, держа в руке медь, утверждал, что, согласно квиритскому праву (квириты — римские граждане), вещь теперь принадлежит ему. При этом он трижды ударял по весам металлом, зажатым в руке. Это символизировало законный путь передачи имущественных прав.

Таким способом маниципировались рабы, животные с тягловой силой, и земля. Причем, вещи, которые можно было взять рукой, обязаны были наличествовать при совершении обряда. Те же вещи, которые взять в руку невозможно (земельный надел, например), маниципировались в их отсутствие на процедуре.

Медь с весами всегда были атрибутами денежных отношений.

Процедура маниципации отличалась от совершения сделки in jure. В этом случае покупатель представал перед римским претором или магистратом. Произнося фразу, означающую ссылку к праву квиритов, приобретатель вещи утверждал на нее свои права. Претор спрашивал отчуждающего о претензиях к данному предмету. Если претензий не было или продавец промолчал, тогда объект переходил в собственность покупателя.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые

рабраб

 

 

К маниципируемым вещам относились самые ценные предметы, относящиеся к хозяйственным объектам. Кроме рабов и рогатого скота сюда также относились имения граждан, расположенные в пределах Древнего Рима.

Все остальные вещи считались неманиципируемыми, и их продажа не носила формальный характер. К ним можно было отнести нижеперечисленный список:

  1. Все земли, находящиеся вне пределах Италии.
  2. Животные, не типичные для этой страны (например, верблюды).
  3. Любая одежда.
  4. Предметы обихода, такие как посуда.
  5. Ювелирные украшения.

Для таких объектов совершался акт традиции. Суть его — фактическое изменение владельца.

Деление на манципируемые и неманципируемые придавало публичности торговому обороту социально значимых объектов. При таких условиях исключалась возможность продажи вещи сразу нескольким гражданам. Также невозможно было продать чужую вещь. Если провести историческую параллель, то описываемый обряд можно приравнять к современной государственной регистрации прав на недвижимость. Или на придание законности в отношении различного имущества граждан при разных формах его отчуждения.

Автор текста: admin

 

 

pravdaisud.ru

§ 2. Римское право древнейшего периода

Общая характеристика. Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом (квиритскими обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское, или цивильное (буквально — гражданское, т.е. связанное с римским гражданством) право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства — общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством (но не к перегринам — иностранцам), и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. .

Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность (во всяком случае формально) участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходящая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве.

Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества. Оно долгое время было связано с деятельностью жрецов-понтификов. И даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности. Вместе с тем оно отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском праве регулировались уже имущественные отношения и в первую очередь — право частной собственности (dominium ex jure quiritium), которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью (plena in re potestas). Однако гражданская община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

Большое значение в квиритском праве имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс — над материальным правом. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. Но объективно он тормозил развитие не только частнособственнических отношений, но и демократических форм общественной и политической жизни. К III веку до Н.э. консервативное по своей социальной роли цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

Манципация. Уже в древнейший период в Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля — ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra com-mercium). Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями. Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (около 367 года до н.э.), по которому были предусмотрены равные права плебеев и патрициев на пользование землей и устанавливался максимальный размер участка, выделяемого из общественного фонда — 500 югеров (около 125 га).

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Согласно традиционной точке зрения, восходящей к римскому юристу Гаю, отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации — процедуры, требовавшей особо сложной и торжественной обрядности. Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Древнейшему праву был известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in jure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему и торжественно заявлял о своем праве собственности ("данная вещь по праву квиритов принадлежит мне"), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как будто являющуюся его собственностью.

Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею (usucapio). Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей — в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права покупатель не приобретал права собственности на вещь, и квиритский собственник мог даже требовать возвращения последней через суд.

Сервитуты. Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Отдельно сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Так, предписывались меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов обрезались кругом для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку (VII, 9а), разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка (VII, 10).

Обязательства из договоров. В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание определяли природу того или иного контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения. Другая черта древнейших договоров — их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты ранне-рабовладельческого права, был нексум, в форме которого выражались самые различные обязательственные отношения, в том числе аренда, отчуждение собственности, заем. Этот договор (подобно манципации) заключался в присутствии пяти свидетелей и весовщика посредством "меди и весов". Он состоял в фиктивном обряде отвешивания меди (до появления денег это, видимо, имело вполне реальное значение) и в произнесений особой словесной формулы кредитором, в которой определялась суть обязательства должника (размер долга и т.д.).

Если должник не возвращал в срок установленную таким образом сумму, кредитор мог "наложить на него руку" и держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме. За это время должниц трижды выводился в базарные дни к претору на Форум, где объявлялась сумма его долга (в расчете на выплату ее сородичами), а затем он продавался в рабство за границу. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части (111,6). Вероятно, в таких случаях использовались и особые соглашения об отработке долга. Но наиболее характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника. Развитие острых антагонизмов на почве долговых отношений привело к принятию в 326 году до н.э. закона Петелия, согласно которому кредитор лишался права превращать должника в раба или его убивать.

В глубь истории к религиозным клятвам восходит и другой древнейший контракт — стипуляция (stipulatio). Формальный характер этого договора проявился в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершить какое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Первоначально в вопросе и ответе можно было пользоваться только одним глаголом — spondeo ("торжественно клянусь"), а сама стипуляция носила название "спонсии" (sponsio). Как и нексум, стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательства отношения: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т.д. Однако стипуляция могла совершаться только в отношении неманципируемых вещей. Исполнение обязательства по стипуляционному договору было строго ограничено лишь тем, что было упомянуто в вопросе и ответе. Выполнение стипуляции, наряду с совершением предусмотренного в ней действия, также требовало совершения торжественной процедуры в противоположном порядке (акцептация).

Деликты. Уже в древнейший период, как это можно видеть из Законов XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из деликтов (правонарушений). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт (delictum privatum), совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего.

Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида (injuria), тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство (furtum). Обязательство, ложившееся, на виновного (строго говоря, по Закону ХП таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов). Но в случае членовредительства допускался еще талион, а кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание. После бичевания вор выдавался потерпевшему, который, вероятно, мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Обязательство в виде уплаты штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось согласно Законам XII таблиц в случае порубки чужих деревьев (Vlll,11) или же неосторожного поджога строения или скирды хлеба, сложенной около дома (VIII, 10).

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты (delictum publicum), т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина" (X,5). Среди прочих преступлений также выделялись убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.

Хотя в самих Законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась "за небольшое число преступных деяний", последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды"). Использовались также Членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные Проклятья.

При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время — VIII, 9; за кражу с поличным — VIII, 14). Уголовное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни.

Брак и семья по Законам XII таблиц. Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater familias). Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui juris, т.е. имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем-осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но вскоре (445 год до н.э.) был отменен законом Канулея. Брак мог заключаться в различных формах, в том числе путем религиозного обряда в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации) или же в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В последнем случае власть мужа не возникала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа 3 ночи в году.

Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных условиях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни (jus vitae ас necis). Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем, троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабстве (in iure cessio), а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.

В римском праве архаического периода существовало два способа наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу оно переходило к детям или внукам умершего ("подвластным") или к другим агнатам, состоявшим с ним в ближайшем родстве. Только в случае отсутствия агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию, хотя первоначально нельзя было завещать имущество при наличии детей. Поскольку завещание рассматривалось как исключение из нормального порядка наследования, оно, как правило, утверждалось на народных собраниях. Законы ХП таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми (V,3). В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое могло истребовать эту вещь у наследника.

Легисакционный процесс. Подавляющее большинство судебных дел в данный период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. С древнейших времен особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стадии судебного производства: "ин юре" (in jure) и "ин юдицио" (in judicio).

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог "наложить на него руки", т.е. поступить с ним как с неоплатным должником. У претора истец в торжественной форме заявлял свои претензии к ответчику. В случае, если ответчик соглашался с истцом, процесс завершался на первой стадии. Но, как правило, ответчик также в торжественных выражениях заявлял о своем несогласии. Совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась "легисакцио" (legis actio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них (legis actio per sacramen-tum) заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело в пользу казны. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты). Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для приведения его в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

studfiles.net

11. Основные этапы развития римского права(рп). Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.

РП занимает в истории человечества совершенно исключительное место:оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зародилось оно в далекой глубине времен-тогда,когда Рим представлял еще едва заметное пятно на тер-рии земного шара,ма-ленькую общину среди многих др подобных же общин средней Италии.Как и весь примитивный склад жизни этой общины, РП яв-ляло собою тогда несложную,во многом архаическую систему,про-никнутую патриархальным и узконациональным хар-ром. Но Рим растет,поглощая в себе др соседние civitates, и крепнет в своей вну-тренней организации.Рим изменяется внутренне:старый патриар-хальный строй рушится,примитивное натуральное хоз-во заменяе-тся сложными эконом/отношениями,В соответствии с этим и РП меняет свой хар-р,перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности,свобода собств-ти,свобода договоров и завеща-ний.Рим становится центром мирового торгового оборота.Старое рим-е национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право,к-рое было бы свободно от всяких местных и на-циональных особенностей.Нужно было право всемирное,универса-льное.Так возникало то РП,к-рое стало затем общим правом всего античного мира.

1. Древнейший период (VI -середина III вв. до н.э.).Эпоха цивиль-ного или квиритского права. РП этого периода хар-ризуется еще полисной замкнутостью,архаичностью,неразвитостью и сакраль-ным хар-ром основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э.- конец III в. н.э.). Эпоха расцвета РП.Именно в течение данного периода РП посте-пенно освобождается от остатков патриархальности и религиознос-ти и превращается в светскую юрид систему.Появляется преторс-кое право,т.е. правовая система,сложившаяся из эдиктов преторов, и общенародное право(право народов) -это право, к-рое регулиро-вало отношения м/у римскими гражд-ми и чужестранцами и м/у самими чужестранцами.

3. Постклассический период (IV-VI вв.).В это время в связи с разложением рабовладельческого общ-ва и гос-венности РП пра-ктически перестает развиваться,несет на себе печать общего эконом и полит кризиса.Изменения в РП данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспосо-блением к формирующимся новым феодальным отношениям,что происходит,однако,уже в вост-й части Римской империи(Визан-тии).

Первоначальным источн-м права,был обычай-так называемые mo-res majorum,обычаи предков.Обычаи предков на первых порах не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности.Сог-ласно римской исторической традиции,др источником права явля-лось законодательство римских царей (leges regiae).Однако суще-ствование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию,считать достоверными сведения о законах римских ца-рей, по крайней мере Сервия Туллия.С борьбой плебеев и патрици-ев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов -Законов XII таблиц(ЗТ). ЗТ были выполнены на 12 медных досках,выставленных для всеобщего обозрения на фо-руме- центре политической жизни Рима.Знание этих Законов было обязательным,а следовательно,с их принятия стало необходи-мым светское правовое воспитание римских граж-н.В своем первонача-льном виде ЗТ не сохранились,и их содержание реконструирова-лось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов.ЗТ отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общ-ва и правовой техники.Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов,некоторые из к-рых несли на себе печать религиозных ритуалов.ЗТ имели громадное значение для дальнейшего развития РП.Явившись,с одной сторо-ны,синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права,они,с др стороны,послужили основой для дальнейшего движения вперед .Несмотря на свои недостатки,они достаточно точно отразили ко-ренные потребности римского архаического периода,а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторите-том,рассматривались,по словам Тита Ливия,как "ис-точник всего публичного и частного права".Плебеи часто страдали от произвола патрицианских судей, руководствовавшихся своими обычаями.По настоянию плебеев была избрана комиссия из 10 децемвиров,к-рая на время своей работы по Кодификации обычаев были предостав-лены чрезвычайные полномочия в области законодат-ва и управ-ления.Законы отличаются формализмом и ритуальностью особен-но в сфере гражд-ких правоотношений и гражд-кого процесса.В основном в ЗТ были нормы,регулирующие иму-щественные,семей-ные и наследственные отнош-я,часть норм можно отнести к угол праву.Право нашедшее отражение в ЗТ составляло основу квиритс-кого или Римс-кого цивильного права.Манципация.Важной чер-той РП собстве-ти было подразделение ее на 2 типа.К 1-ому типу (рес манципи) относились земля, рабочий скот,рабы,здания,серви-

туты; ко 2-ому (рес нек манципи)-все прочие вещи.Для отчужде-

ния вещей 1-ой категории требовалось соблюдение формальнос-тей- манципации.У жреца в присутствии 5 свид-й,весодержателя и продавца покупатель,наложив руку на приобретаемую вещь, дол-жен был произнести :«Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов».Без манципации уплаты денег было недос-таточно для возникновения права собственности.Все др вещи пере-ходили посредством простой традиции, т.е.бесформальной переда-чи на условиях,установленных договором.Нексум.-займ, ЗТ поми-мо обычных займовых операций знают еще так называемый нек-сум,т. е. самозаклад должника.По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в долговую тюрьму.Три раза подряд в базарные дни кредитор обя-зывался выводить должника на рынок в надежде,что родные или просто сердобольные согласятся выплатить долг и выкупить долж-ника из неволи.Если таковых не находилось,должник предавался смерти или продавался за границу.Но в. 326 г.до н.э. законом Пе-телия долговое рабство было отменено.Должник стал отвечать перед кредитором своим имуществом.

studfiles.net

Манципация и сервитуты - Государство, право, экономика, история

В древнейший период в Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав (манципация и сервитуты) и классификации самих вещей.

Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля - ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra com-mercium). Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями. Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (около 367 года до н.э.), по которому были предусмотрены равные права плебеев и патрициев на пользование землей и устанавливался максимальный размер участка, выделяемого из общественного фонда - 500 югеров (около 125 га).

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Согласно традиционной точке зрения, восходящей к римскому юристу Гаю, отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - процедуры, требовавшей особо сложной и торжественной обрядности. Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Древнейшему праву был известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in jure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему и торжественно заявлял о своем праве собственности ("данная вещь по праву квиритов принадлежит мне"), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как будто являющуюся его собственностью.

Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею (usucapio). Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права покупатель не приобретал права собственности на вещь, и квиритский собственник мог даже требовать возвращения последней через суд.

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Отдельно сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Так, предписывались меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов обрезались кругом для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку (VII, 9а), разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка (VII, 10).

 

studentu.info

Манципация в Древнем Риме

Вайшии, обругов брахмана, подлежит согласно законам Ману.

Принцип талиона, при вынесение наказания в Древнем Мире означал

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЧАСТЬ 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1. Убийство кошки в Древнем Египте:

А. Не считалось преступным деянием.

В. Рассматривалось как преступление религиозного характера.

С. Причинение имущественного вреда.

D. Мелкий проступок.

2 Первый свод законов, как запись норм обычного права были сделаны в Афинах:

А. Периклом.

В. Драконтом.

С. Клисфеном.

D. Сопоном.

А. Принцип возмещения ущерба (возмездие).

В. Устрашение.

С. Перевоспитание.

D. Обращение за милостью к богам.

4. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев.

В. Империя Юстиниана.

С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

5. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена не рожает детей • на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом, если рожает только девочек - на одинадцатов, если строптивая - немедленно. «

А. Законы XII таблиц.

В. Конституция Гая

С. Законы Ману.

D. Законы Хаммурапи.

6. Что является предметом дисциплины «История государства и права зарубежных стран»?

А. Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения и

развития в хронологической последовательности в определенной конкретно

исторической обстановке.

В. Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса

без учета исторических случайностей.

С. Изучение закономерностей развития общества в целом.

D. Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни.

А. Телесному наказанию.

В. Смертной казни.

С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

А. Серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права

собственности на вещь.

В. Порядок распоряжения договора.

С. Форма договора.

D. Форма обращения с иском в суд.

9. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

А. В случае длительного безвестного отсутствия.

В. В случае неверности мужа.

С. Такого права она не имеет.

D. В случае неспособности содержать семью.

10. Что представляла собой полисная форма государства?

А. Специфическую разновидность античного раболадельческого государства.

В. Государственное устройство империи Александра Македонского.

С. Разновидность рабовладельческого государства.

D. Разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке.

11. Что означает официальное название Римского государства res puolica?

А. Общее дело (общественное дело) - верховенство власти народа.

В. Принадлежность власти магистра.

С. Принадлежность власти рабовладельцам.

D. Принадлежность власти патрициям.

studlib.info

МАНЦИПАЦИЯ - это... Что такое МАНЦИПАЦИЯ?

  • МАНЦИПАЦИЯ — (лат., этим. см. пред. сл.). Передача вещи в собственность: у древних римлян, торжественный ввод во владение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАНЦИПАЦИЯ лат.; этимологию см. Манцепс. Передача вещи в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Манципация — передача купленного предмета, вещи в собственность. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • МАНЦИПАЦИЯ — (от лат. manci patio) в древнеримском праве: торжественная процедура передачи права собственности новому владельцу; ввод во владение. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М …   Экономический словарь

  • манципация — сущ., кол во синонимов: 1 • передача (85) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • манципация — См. Эманципация …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Манципация — (лат. mancipatio, от manus рука + captare захватывать, завладевать; англ. mancipation) в римском праве форма приобретения власти над вещами и людьми, торжественный договор покупки. Обряд совершался путем отвешивания специальным лицом кусков меди …   Энциклопедия права

  • Манципация — (лат. mancipatio, от лат. manus  «рука» и лат. capio  «беру»)  в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и… …   Википедия

  • МАНЦИПАЦИЯ — в римском праве: торжественная процедура передачи права собственности новому владельцу, сопровождавшаяся рядом обрядов и строгих формальностей …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • манципация — см. мансипация. * * * (лат. mancipatio, от manus рука + captare захватывать, завладевать; англ. mancipation) в римском праве форма приобретения власти над вещами и людьми, торжественный договор покупки. Обряд совершался путем отвешивания… …   Большой юридический словарь

  • манципация — манцип ация, и …   Русский орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Манципация в Древнем Риме

    Количество просмотров публикации Манципация в Древнем Риме - 318

    Вайшии, обругов брахмана, подлежит согласно законам Ману.

    Принцип талиона, при вынесение наказания в Древнем Мире означал

    ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    ЧАСТЬ 1

    1. Убийство кошки в Древнем Египте:

    А. Не считалось преступным деянием.

    В. Рассматривалось как преступление религиозного характера.

    С. Причинœение имущественного вреда.

    D. Мелкий проступок.

    2 Первый свод законов, как запись норм обычного права были сделаны в Афинах:

    А. Периклом.

    В. Драконтом.

    С. Клисфеном.

    D. Сопоном.

    А. Принцип возмещения ущерба (возмездие).

    В. Устрашение.

    С. Перевоспитание.

    D. Обращение за милостью к богам.

    4. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

    А. Империя Маурьев.

    В. Империя Юстиниана.

    С. Империя Александра Македонского.

    D. Империя Хаммурапи.

    5. ʼʼКакие из законов Древнего мира давали право на развод, в случае если жена не рожает детей ‣‣‣ на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом, в случае если рожает только девочек - на одинадцатов, в случае если строптивая - немедленно. ʼʼ

    А. Законы XII таблиц.

    В. Конституция Гая

    С. Законы Ману.

    D. Законы Хаммурапи.

    6. Что является предметом дисциплины ʼʼИстория государства и права зарубежных странʼʼ?

    А. Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения и

    развития в хронологической последовательности в определœенной конкретно

    исторической обстановке.

    В. Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса

    без учета исторических случайностей.

    С. Изучение закономерностей развития общества в целом.

    D. Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни.

    А. Телœесному наказанию.

    В. Смертной казни.

    С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

    D. Штрафу в сотню (паи)

    А. Серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права

    собственности на вещь.

    В. Порядок распоряжения договора.

    С. Форма договора.

    D. Форма обращения с иском в суд.

    9. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

    А. В случае длительного безвестного отсутствия.

    В. В случае неверности мужа.

    С. Такого права она не имеет.

    D. В случае неспособности содержать семью.

    10. Что представляла собой полисная форма государства?

    А. Специфическую разновидность античного раболадельческого государства.

    В. Государственное устройство империи Александра Македонского.

    С. Разновидность рабовладельческого государства.

    D. Разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке.

    11. Что означает официальное название Римского государства res puolica?

    А. Общее дело (общественное дело) - верховенство власти народа.

    В. Принадлежность власти магистра.

    С. Принадлежность власти рабовладельцам.

    D. Принадлежность власти патрициям.

    referatwork.ru


    Смотрите также