История израиля древнего. Государство Израиль. Древняя история
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего Израиля и Иудеи. История израиля древнего


История Древнего Израиля и Иудеи Википедия

Земля Израиля (ивр. ‏אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‏‎, Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э.[1] Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

В правление сына Рамсеса II фараона Менептаха (предположительно около 1210 г. до н. э.) в Фивах была установлена стела, описывающая его военные походы, в том числе и подавление восстания в (принадлежавшем Египту со времён Тутмоса III) Ханаане: «Уведён был [город] Ашкелон, схвачен был [город] Газру, [город] Иеноам сотворен несуществующим, [народ] Исриар (Израиль) опустошен, нет зерна его».

Первые древнееврейские племена (колена) предположительно появляются в восточном Средиземноморье около 1200 года до н. э.[2] Cамые древние обнаруженные здесь 250 еврейских поселений (причём не на разрушенных ханаанских городищах, как утверждается в книге Иисуса Навина, а на незаселённых прежде возвышенностях)[3].

Согласно Библии, Иисус Навин вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом подвергая всё население поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей, находившему себе оправдание в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание продолжалось примерно семь лет, и завоеванная земля была разделена между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них одного колена, Левитов, для священного служения.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, и он стал поддаваться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться идолопоклонстом (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются пророчица Девора, Гедеон и Самсон, гроза филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была его религия, и на место её явились суеверия, распространявшиеся бродячими левитами.

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). При таком положении еврейскому народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии, и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор. 17:14,15).

Древняя история (XI—IV вв. до н. э.)

Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет)

Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.
Правление Саула (ок. 1029—1005 гг. до н. э.)

Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.

Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида

На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.

Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.

В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, Ионафана (Йонатан) все колена признали Давида своим царём.

Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был Иерусалим, который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.

С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств Псалмах самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).

Правление Соломона

Соломон (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный царь был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь длительным миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.

При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «Песнь Песней» (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.

Эпоха Первого Храма (X—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом, что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.

Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.)

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства (иначе называемые двумя домами), из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 928 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.)

Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели часть его населения в Вавилон (Вавилонское пленение).

Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.)

Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.
Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)

С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением персидской империи Ахеменидов, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Античный период

Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.)

После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля сначала была подчинена эллинистическим государствам — Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путём толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.

Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за 3 века до н. э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.

Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства 164—37) со столицей в Иерусалиме.

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев, и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр Яннай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79—70.

В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи парфян стал Антигон, младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Петрею (Заиорданье).

Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.)

Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 г до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 г до н. э.) и умер в 4 году до н. э. После низложения сына его Архелая в 6 году н. э. римлянами Иудея была присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.

Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)

Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал царём Иудеи и Самарии (с 41 по 44 гг.) по милости римского императора Клавдия, а до того, в 37 г. н. э., он был возвращён Калигулой на историческую родину в качестве правителя остальных частей Израильского царства.

Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнёт антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Особенно сильно распространилось мессианское движение сначала имевшее национально-политический характер: Мессия-спаситель явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости; но вскоре мессианство приняло черты универсально-мистических верований, давших начало христианству.

В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.

Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.)

Римский гарнизон у подножия крепости Массада

В 66 году разразилось восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.

С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Вторая Иудейская война (115—117 гг.)

Исследования

С известными политическими переменами в Германии начиная с середины 1930-х годов центр исследований по древнееврейской истории переместился в США, а затем в Израиль.

Литература

  • Анати Эммануэль. Палестина до древних евреев. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 416 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 978-5-9524-3209-3.
  • Грант Майкл. История Древнего Израиля. — М.: Терра-Книжный клуб, 1998. — 336 с. — ISBN 5-300-01817-1.
  • Грей Джон. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 224 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-0639-4.
  • Даймонт Макс И. Евреи, Бог и история / Пер. Р. И. Нудельмана. — М.; Иерусалим: Изд-во «Мосты культуры / Гешарим», 2010. — 570 c. — Серия «Верхняя полка». — ISBN 978-5-93273-436-0.
  • Деопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. — 2-е изд. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. — 400 с.: ил. — ISBN 978-5-7429-0402-1.
  • Дойель Лео. Завещанное временем. Поиски памятников письменности / Пер. с англ. Э. А. Маркова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 728 с. — Серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования».
  • Еврейские культуры: новый взгляд на историю: Сб. / Под ред. Давида Биля. — М.: Книжники, 2013. — 352 с. — Серия «История евреев». — ISBN 978-5-7516-1131-1.
  • Косидовский Зенон. Библейские сказания / Пер. с пол. Э. Гессен, Ю. Мирской. — М.: Политиздат, 1978. — 4-е изд. — 456 с.: ил. — Серия «Библиотека атеистической литературы».
  • Крывелёв И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965. — 320 с.: ил.
  • Липовский И. П. Библейский Израиль. История двух народов. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010. — 576 с. — ISBN 978-5-93762-066-8.
  • Нот Мартин. История Древнего Израиля / Пер. Ю. П. Вартанова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2014. — 496 с. — Серия «Biblia continua». — ISBN 978-5-86007-751-5.
  • Нудельман Р. И. Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий. — Ростов-на-Дону: Феникс; Неоглори, 2008. — 640 с.: ил. — Серия «Загадки истории». — ISBN 978-5-222-12851-0.
  • Райт Джон Эллиот. Библейская археология. — СПб.: Библиополис; Изд-во Олега Абышко, 2003. — 456 с.: ил.
  • Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н. э. — М.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-88812-580-9.
  • Тюменев А. И. Евреи в древности и в Средние века. — М.: Крафт+, 2003. — 2-е изд. — 392 с. — ISBN 5-93675-055-8.
  • Финкельштейн Израэль, Зилберман Нил-Ашер. Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии.
  • Хэнкок Грэм. Ковчег завета. — М.: Вече, 1999. — 512 с. — Серия «Тайны древних цивилизаций». — ISBN 5-7838-0436-3.
  • Церен Эрих. Библейские холмы / Пер. с нем. Н. В. Шафранской. — М.: Правда, 1986. — 2-е изд. — 480 с.: ил.
  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «АСТ», Астрель, Транзиткнига, 2003. — 576 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-018173-6.
  • Шифман И. Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I—III вв. до н. э.). — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1977. — 312 с.
  • Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — 240 с.: ил.

Примечания

wikiredia.ru

Государство Израиль. Древняя история | 2rin.ru

История Израиля

Израиль — ближневосточное государство, которое, несмотря на малую территорию, фигурирует практически в каждом выпуске новостей. Эта страна имеет очень важное культурное, религиозное, социальное, политическое и экономическое значение для многих людей всего света. По противоречивости вызываемых эмоций и мнений Израиль, пожалуй, несопоставим ни с одной страной мира. Для одних это колыбель трех главных мировых религий и место паломничества, для других — Земля обетованная и единственный уголок, где можно обрести дом и покой, для третьих — очаг бесконечного политического конфликта и террора, страна с самой сильной службой разведки, для кого-то — чудо человеческой воли в стремлении превратить пустыню в цветущий оазис.

Государство Израиль, населенное одним из древнейших народов, при этом совсем молодое. Оно было провозглашено 14 мая 1948 года. На пути обретения им независимости с древнейших времен стояли множественные преграды, и вопрос его мирного существования не исчерпан и по сей день.

Эпоха Патриархов

После знаменитого Всемирного потопа потомки Ноя распространились по земле, образовав отдельные народы. У Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет. Согласно известной библейской истории, когда Хам посмеялся над наготой спящегоНоя, Богом  были прокляты все потомки сына Хама — хананеи. Потомок же Сима Авраам был избран, чтобы дать начало великому народу, приверженному монотеистической религии, и даровать ему землю Ханаанскую. Авраам и его потомки должны были соблюсти завет Господа — завет обрезания. Душа же того, кто не обрезан, истребится из народа Авраама.

В период жестокого голода Израиль (Иаков) покинул Ханаан и переселился со своими двенадцатью сыновьями, от которых и пошли двенадцать колен Израилевых, в Египет, где их потомки были обращены в рабство на четыре века. Исход израильтян, возглавляемых Моисеем, из Египта — основополагающее событие в жизни еврейского народа, ему посвящено ежегодное празднование Песаха. Выйдя из Египта, израильтяне 40 лет скитались по Синайской пустыне и после череды жестоких битв с хананеями обосновались в Ханаане — занялись земледелием, скотоводством и ремеслами. Почему евреи скитались 40 лет? По Священному Писанию, Моисей, прежде чем вернуться в Ханаан, послал туда разведчиков, по одному от каждого колена. По возвращении они сообщили, что на этой земле, текущей молоком и медом (под медом подразумевался финиковый сок), живут люди, которые настолько сильны и высоки, что израильтянам с ними не справиться. За испуг и недоверие Бог наказал евреев и обрек их на скитания до тех пор, пока не умрет трусливое поколение, познавшее рабство.

Эпоха Судей

Период между 1200 и 1025 годами до н. э. известен как эпоха Судей. Земля Ханаана была поделена между одиннадцатью коленами, двенадцатое колено — левиты, — произошедшее от сына Израиля Дева, не получило земли. Левитам была отведена роль духовных учителей для остальных колен. которые облагались налогом на их содержание. Двенадцать колен, управляемые судьями, или вождями, не были достаточно сплоченными для того, чтобы сопротивляться филистимлянам, распространявшим среди израильтян язычество. Израильтянам необходимо было объединиться под властью монарха.

Монархия

Первым монархом Израиля стал Саул, царствовавший с 1025 по 1004 год до н. э. Одним из главных преобразований Саула стало создание постоянной армии. После его гибели во время очередной битвы с филистимлянами царем был провозглашен Давид (период царствования — 1004—965 годы до н. э.) из колена иудеев. Первоначальной резиденцией царя был город Хеврон.

При Давиде был завоеван город Иевус, на месте которого выросла столица, город царя Давида, мощный и укрепленный Иерусалим. Туда же был перенесен Ковчег Завета, и таким образом Иерусалим превратился в гражданский, военный, религиозный и судебный центр. Вскоре после этого была одержана победа над главным врагом израильтян — филистимлянами, и Давид начал расширять свои владения в борьбе с другими народами. При Давиде изменилась система государственного управления и выделился новый класс — царские чиновники. Давид был также известен своим поэтическим и музыкальным даром и в сознании еврейского народа приобрел образ идеально го царя, несмотря на некоторые темные пятна в его личной жизни, связанные с женитьбой на жене своего военачальника и с восстанием против него собственного сына.

После Давида царствовал его сын Соломон, знаменитый своей мудростью и большим числом жен, с помощью которых он поддерживал мирные отношения с соседними народами. Его женой стала даже дочь египетского фараона, что явилось совершенно исключительным событием. Он поделил страну на двенадцать административных округов, не совпадающих с границами владений традиционных племен, и поставил своего наместника в каждом округе, причем его собственный род, колено иудеев, оказался в привилегированном положении. При Соломоне Израильское царство выросло, развились ремесла, активизировалась торговля. Под контролем Соломона находилась вся сухопутная транзитная торговля между Анатолией, Сирией, Месопотамией и Египтом. Кроме того, возросла военная мощь, хотя период правления Соломона можно считать вполне мирным. Соломон построил в Иерусалиме Храм, главную религиозную святыню, место паломничества и жертвоприношений. Огромные средства на строительство Храма и других крупномасштабных сооружений, а также на содержание двора собирались за счет тяжелого налогового бремени и подчас непосильного труда, что закономерно привело к возникновению мятежных настроений.

Эпоха Двух царств

Сын Соломона Ровоам, взошедший на престол в 928 году до н. э., не снизил подати, и тогда десять северных и западных колен отказались признать его власть и провозгласили царем Иеровоама, который возглавил Израильское царство. Два других колена — Иуды и Вениамина — остались верны Ровоаму и образовали Иудейское царство с центром в Иерусалиме. При расколе были потеряны территории, завоеванные Давидом, поскольку ни одно из новообразовавшихся царств не могло держать их народы в подчинении.

Иудейское царство отличалось политической устойчивостью и жесткой преемственностью династии царя Давида благодаря доминированию одного колена — иудеев. В Израильском царстве дела обстояли противоположным образом: представители разных династий находились в постоянной борьбе за престол, что сопровождалось междоусобными войнами. Первый период эпохи Двух царств также характеризовался борьбой между ними с переменным успехом. Эта вражда закончилась в 867 году до н. э. с воцарением в Иудее Иосафата, осознавшего, что только прекращение борьбы с Израилем приведет к расцвету государства. В этот период столицей Израильского царства стала Самария. Мирное существование способствовало новому подъему внутренней и внешней торговли обоих государств, а также расширению территорий, росту значимости в Восточном Средиземноморье окрепшего Израиля. Израиль вступил в коалицию с Иудеей и Сирией для противостояния агрессивному месопотамскому царству Ассирии. В то же время усиление связей с соседями, в том числе с финикийцами, повлекло за собой распространение их власти и религиозного культа Ваала в придворных кругах Израиля. Недовольство этим, а также возрастающим расслоением общества привело к государственному перевороту. После него ослабленный Израиль был завоеван Сирией, а Иудея обложена податью. Позже Сирия была завоевана Ассирией, и Израиль тем самым освобожден от вассальных обязанностей, что естественным образом привело к новому рас цвету Израильского царства, ставшего на время сильнейшим государством региона. В Иудее же царила экономическая разруха, как следствие изолированности от остального мира и распрей, из-за которых большое влияние приобрели храмовые служители. При правлении израильского царя Иеровоама II (784—748 годы до н. э.) и иудейского Узии (785—733 годы до н. з.) благодаря их согласованной политике оба царства вступили в полосу расцвета. Иудея в этот период существенно расширила свои владения, завоевала филистимский Ашдод и занялась освоением Негева, и вскоре к ней перешел статус самого могущественного государства в регионе. Этот успех являлся также следствием ослабления Ассирийской и Сирийской держав, однако длился он недолго.

После смерти Иеровоама II в стране началась смута и череда дворцовых переворотов, что весьма способствовало завоеванию большей части Израиля набиравшей силу Ассирией. В результате Самария пала, значительная часть израильтян была переселена на другие подвластные Ассирии территории, а в Самарию, напротив, пригнаны арамеи и хамей. Ассимилировавшись с остатками местного населения, они образовали народность самаритяне. Ассирия к этому времени превратила в свои провинции многие земли региона.

Иудея откупилась от ассирийских завоевателей и на протяжении последующих 30 лет мирно существовала, являясь вассалом Ассирийской империи, повышала свое благосостояние и сближалась с оставшимися в Самарии израильтянами, считая себя наследницей Израильского царства. В этот период в иерусалимском Храме, а затем и в остальных храмах Иудеи была восстановлена традиционная храмовая обрядность, пострадавшая во время иноземного влияния. В целях обороны от ассирийцев был укреплен Иерусалим, в частности в скалах был прорублен туннель, соединивший ближайший источник пресной воды с Силоамским водоемом, находившимся внутри городских стен. Этот туннель сохранился до сих пор. Осада Иерусалима ассирийскими войсками в 701 году до н. э., последовавшая за разграблением многих городов Южной и Центральной Иудеи, странным образом закончилась уходом войск Ассирии и договоренностью между иудейским и ассирийским царями о дани и о службе иудеев в рядах армии Ассирии. Иудея сохранила свою государственность и пребывала в подчинении Ассирии. Разграбленные города постепенно были восстановлены, а в сознании иудеев укрепилось убеждение в избранности этого рода, который не постигла участь Самарии. Находясь в подчинении у Ассирии, иудейский царь Манассия ввел в храмах элементы языческой обрядности и зашел настолько далеко, что возобновил хананейский обычай приношения детей в жертву Молоху.

В середине VII века до н. э. Ассирия, ослабевшая от войн, потеряла власть в Египте и Вавилоне. Иудея обрела независимость, присоединила к своим территориям бывшие ассирийские провинции и израильские территории — Самарию и Галилею, а также другие зелии бывшего Израильского царства. Вместе с политическим освобождением была восстановлена и религиозная самостоятельность с сильным духовным центром в Иерусалиме. Границы Иудеи того времени простирались от Гевы на севере до Кумрана, Беэр-Шевы и Эйн-Геди на юге. Однако в 609 году до н. э. Иудея вновь попала под иноземную власть, на этот раз египетского фараона, а в 604 году до н. э., после победы над египтянами, вавилонский царь Навуходоносор захватил Иудею. В результате двух восстаний, поднятых против власти вавилонян, верхушка иудейского общества была угнана в плен, а в 586 году до н. э. пал Иерусалим, был разрушен Храм, и Иудейское царство перестало существовать. Большая часть населения была изгнана, остались бедные крестьяне — виноградари и землепашцы, за которыми были закреплены земельные угодья. Но после убийства вавилонского наместника и они бежали в Египет, и разграбленная Иудея просуществовала в запустении до 538 года до н. э., когда она была вновь заселена вернувшимися из вавилонского плена.

После 586 года до н. э. появляется так называемая еврейская диаспора, то есть еврейские общины, сохраняющие свою национальную культуру за пределами родины. И царский дом Иудеи в вавилонском плену имел тогда значительное влияние.

В религиозном сознании евреев в «вавилонское» время произошли основополагающие перемены: полностью исчезли элементы чужеродных языческих культов, а ритуалы жертвоприношения сменились молитвами и собраниями, ставшими прообразами синагог.

Одновременно с укреплением, самобытности еврейская культура подвергалась влиянию Вавилонии. Так, например, двенадцать месяцев года получили вавилонские названия.

1 2 3 4

 

2rin.ru

История Израиля - происхождение названия страны, основные этапы развития

История

Согласно Библии, Израиль - это название страны, данное Богом по словам Иакова. Современная страна Израиль включает в себя две разные национальности: палестинцев и евреев. Каждый национальность неразрывно связана со своей религиозной принадлежностью. Палестинцы – это в большинстве своем арабы, чьи традиции базируются на мусульманской культуре.

Евреи – это народ, который определяет свою культуру, основывая ее на своей религии. Каждая этническая группа определяется как часть более крупной, международной религиозной и культурной общности, и каждый народ имеет свою историю в стране, которая восходит своими корнями к глубокой древности.

Становление нации

Существуют археологические свидетельства о том, что поселения в Израиле появились в промежутке от девяти тысяч до одиннадцати тысяч лет назад. Считается, что первые люди на нынешнюю территорию Израиля мигрировали из Месопотамии. Большая часть истории древнего Израиля изложена в Библии. Израильтяне были рабами в Египте в 1750 году в 1280 до нашей эры.

Вскоре Моисей вывел еврейский народ из Египта и соответственно из рабства. Евреи блуждали в пустыне в течение сорока лет. Моисей в течение этого срока умер, и Иисус Навин возглавил еврейский народ и привел людей в землю Ханаанскую, или в Землю Обетованную. Эпоха, последовавшая за этим, была известна как период судей, потому что тогда Израиль был под властью судей и священников. Саул стал первым царем Израиля в 1020 году до нашей эры.

А в 1004 году до нашей эры его сменил другой правитель, царь Давид. В соответствии с указом царя Давида, Иерусалим стал столицей. Соломон взошел на престол в 965 году до нашей эры. Он правили в течение почти сорока лет, как раз в этот период был построен Первый иудейский храм.

В 925 году до нашей эры королевство было разделено на две части, в одной части жили израильтяне, в другой – иудеи. В 721 году до нашей эры Израиль был завоеван Ассирией, а в 586 году до нашей эры он был захвачен Вавилоном. Иерусалим был разрушен, а евреи были изгнаны из страны в Вавилон.

В 538 году до нашей эры Вавилон был завоеван царем Персии, этот исторический факт позволил евреям вернуться на родину, где они восстановили иудейский храм и начали воздвигать то, что стало известно как второе еврейское государство. В 322 до нашей эры Александр Великий победил персов и взял под контроль земли Израиля.

Между 322 и 160 годами до нашей эры земля Израиля несколько раз меняла контролирующее правительство, страна несколько раз была завоевана поочередно греческими и сирийскими правителями. В 160 году до нашей эры Иуда Маккавей возглавил восстание, которое позволило евреям вернуть и восстановить Иерусалим, одержать над захватчиками победу, в честь этого события до сих пор празднуется еврейский праздник – Ханука. В 141 году до нашей эры Израиль стал независимым государством.

Ирод завоевал Иудею в 37 году до нашей эры, его власть над еврейским народом продолжалась вплоть до 19 года до нашей эры, после чего евреи вновь восстановили свой иудейский храм. Первое восстание против Рима произошло в 66 году нашей эры, но уже к 77 году нашей эры Иерусалим пал под натиском римской армии. Иудейский Храм вновь был разрушен, и большинство евреев были рассеяны по всему миру.

Византийцы управляли Израилем с 313года до 635 года, хотя к концу этого периода евреи уже во всю управляли Иерусалимом под персидской юрисдикцией. С 622 года по 632 год в Израиль пришел ислам. В 638 году арабы-мусульмане завоевали Иерусалим, где их правление продлилось до турецкого завоевания, которое произошло в 1078 году. Первые крестоносцы захватили Израиль в 1099 году.

В 1187 году Саладин, курдский правитель Египта, захватил Иерусалим. В 1516 году Земля Обетованная, которая в настоящее время известна как Палестина, была захвачена турками-османами, которые правили в течение четырех сотен лет. В 1799 году Наполеон безуспешно пытался завоевать территорию, но ему это не удалось.

В 1870 году было создано первое еврейское современное поселение в Палестине, а в девятнадцатом веке началось расширение этого поселения, потому что со всех концов света на землю Обетованную стали возвращаться евреи.

В 1897 году произошла первая Сионистская Конференция, которая состоялась в Базеле, Швейцарии, и по инициативе венгерского еврея Теодора Герцля сионистское движение начало свою миссию по созданию еврейского государства на территории, с которой евреи были изгнаны почти две тысячи лет назад.

В 1917 году вышел важный документ, Декларация Бальфура, где было одобрено создание еврейского израильского государства на территории Палестины. Англичане выпустили в 1920 году мандат от лица Лиги Наций, в котором говорилось, что всяческие распри между евреями, арабами и палестинцами в течение десяти лет должны быть прекращены.

Британцы также ограничили еврейские иммиграции, был запрет на въезд в страну даже для тех евреев, которые страдали от нацистских репрессий. Арабы безуспешно пытались восстать против англичан с 1936 года по 1938 год. Напряженность в отношениях между арабами и евреями также обострилась, и из-за этого в стране случилось несколько еврейских погромов.

В 1933 году к власти в Европе пришел Гитлер, а в 1939 году началась Вторая Мировая война, на евреев были объявлены жестокие гонения, и именно в этот промежуток времени многие евреи вернулись в Израиль, даже несмотря на британский запрет.Между 1939 и 1945 годами более шести миллионов евреев были убиты во время Холокоста, который дал новый импульс к переселению. Евреи стали вновь пытаться воссоздать свое государство.

В Палестине перемирие евреев с англичанами продолжались до конца Второй мировой войны, но когда закончилась война, насилие вновь появилось. Но теперь уже евреи и арабы объединили свои силы против англичан. В 1947 году Организация Объединенных Наций проголосовала за раздел Палестины на два государства, еврейское и арабское. Палестинцы отвергли этот план.

14 мая 1948 года, когда Израиль провозгласил свою независимость, палестинцы решили развернуть войну против Израиля. Палестинцы мобилизовали войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Затем война продолжалась до поражения арабов в январе 1949 года, а затем началась массовая иммиграция евреев из Европы и арабских стран, которая длилась в течение первых нескольких лет после основания государства, и экономика в связи с этим росла.

В то время как некоторые палестинцы решили получить израильское гражданство, многие другие иммигрировали в первую очередь в арабский мир на Западном берегу или искать убежище в других арабских странах.

Более 72 тысячам палестинцам пришлось стать беженцами. Это привело к волне антиеврейских демонстраций и жестоких погромов в мусульманских странах. В Израиль из-за этого репатриировалось около 600 000 евреев. Война привела к тому, что около половины территорий, выделенных под арабское государство, попали под контроль Израиля. Это относится и к Западному Иерусалиму.

Остальная часть арабских территорий, а также Восточный Иерусалим оказались под контролем Иордании и Египта. Эта ситуация продолжалась до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. Эта война привела к тому, что Израиль захватил всю палестинскую территорию. Лига арабских государств пообещала, что не оставит ситуацию такой и не отступит.

Арабы продолжили осаждать Израиль. Арабские террористы угоняли израильские самолеты. Они также убивали израильских спортсменов на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В следующем году, в Йом Кипур, в самый святой день еврейского календаря, Египет и Сирия организовали внезапное нападение на Израиль в районе Суэцкого канала и на Голанских высотах.

Израиль сумел победить две армии этих стран, но в результате ситуация сделалась далека от стабильности. В 1977 году президент Египта, Анвар Садат, отправился с визитом в Иерусалим, чтобы поговорить с премьер-министром Израиля, Менахемом Бегином, а в следующем году президент США, Джимми Картер, помог брокеру Кэмпу Дэвиду подписать соглашение.

Садат и Бегин поделили между собой Нобелевскую премию за активное сотрудничество в вопросе по примирению и подписанию официального мирного договора, который был подписан в 1979 году в Париже.

В 1982 Израиль согласился отдать Синай, но в свою очередь потребовал права на территории Ливана, чтобы оградить свои северные поселения от нападений палестинцев. Тем не менее, к 1985 году Израиль ограничил свое присутствие на защитной полосе вдоль границы.

В 1987 году случилось восстание палестинцев. Они начали бросать камни в солдат, которые оккупировали сектор газа и Западный берег. Солдаты ответили на вызов к сражению, что в конечном итоге повлекло за собой гибель большого количества людей.

Израиль выступил с мирными инициативами в 1989 году. В том же году увидела начало массовая иммиграция советских евреев.

Первые мирные переговоры между Израилем и палестинскими арабами организовал Ясмр Арафат в Организации освобождения Палестины (ООП), переговоры были проведены в Мадриде в октябре 1991 года, в результате которых было принято соглашение по вопросу примирения.

В 1993 году случился еще один раунд мирных переговоров между премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и Арафатом, что привело к дальнейшему компромиссу который заключался в передаче Израилю большей части сектора Газа и части Западного берега в Палестинской национальной администрации (ПНА). 26 октября 1994 года состоялось подписание иордано-израильского мирного договора.

Переговоры с Палестиной о статусе Западного берега, продолжаются, по сей день, поочередно вызывая недовольство народа, то одной, то другой стороны. В сложившихся условиях перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, направленные на продолжение мирного процесса, а, следовательно, и обеспечения безопасности страны, расширение дипломатических связей, которые вкупе должны обеспечить развитие и укрепление Израиля в последующих столетиях.

12 июля 2006 году начался вооруженный конфликт между Израилем и радикально настроенной шиитской группировкой «Хезболла». Эта организация контролировала южные районы Ливана. Столкновение завершилось 14 августа 2006 году в Израиле оно получило официальное название «Вторая ливанская война». К 1 октября 2006 года Израиль полностью вывел свои войска с территории Южного Ливана.

Конфликт завершился в соответствии с резолюцией, учрежденной Советом Безопасности ООН. В 2000 году в Израиле к власти пришел Моше Кацав. В период с 2001 по 2006 годы премьер-министром страны был Ариэль Шарон. 4 января 2006 г. у него случился инсульт, после которого он уже не был способен исполнять свои обязанности. Новым премьером 28 марта 2006 года был выбран Эхуд Ольмерт.

В течение 2000 года между Израилем и Палестиной при посредничестве США, России и других государств велись переговоры об урегулировании отношений, которые зашли в тупик после начала вооруженных столкновений между палестинцами и израильтянами осенью 2000 года – весной 2001 года.

Национальное единство Израиля

Национальное единство для израильтян в значительной степени связано с их ощущением себя в качестве именно еврейской нации. Более благочестивые евреи связывают свою жизнь с духовным элементом, в котором соблюдение религиозных ритуалов становится выражением национальной гордости.

Тем не менее, в стране проживает большое количество светских евреев, для которых иудаизм является более культурной и этнической самобытностью, чем духовной практикой. Многие палестинцы, живущие в Израиле, не отождествляют себя израильтянами, они совмещают в себе культурные традиционные черты палестинского и арабского миров. Арабы также базируют свое национальное единство на религиозном аспекте мусульманской культуры.

Этнические отношения

Отношения между евреями и арабами крайне антагонистичны. Каждая сторона видит в противоположной стороне много плохого, противоположная сторона всегда воспринимается в качестве агрессора. Палестинцы возмущены тем, что евреи забрали их землю и считают ее полноправной родиной, они воспользовались против арабов свей современной военной техникой.

Евреи же считают, что арабы не имеют права предъявлять какие-то претензии на землю, которая издревле принадлежала евреям, и с которой их изгоняли в течение двух тысяч лет. Палестинцы часто прибегают к террористическим акциям, которые еще более усугубляет ситуацию. Обе стороны совершали на протяжении долгих лет зверства в отношении друг друга, но виноватым никто себя не считает, и нет никаких признаков примирения в ближайшее время.

Отношения внутри еврейской общины сами по себе тоже являются проблемными. Многие из православных и ортодоксов выступают против любого компромисса с палестинцами и хотят, чтобы государство следовало более строго религиозной линии. Они не берут во внимание большие реформы или консерваторские решения евреев, потому что эти более либеральные ветви не строго следуют всем религиозным законам.

travelask.ru


Смотрите также