Л. Буткевич Орнамент Древний Рим. Орнаменты древнего рима
Древний Рим |
Историю римского искусства обычно делят на два периода: республиканского Рима и Римской империи.На искусство первого периода сильное влияние оказала культура этрусков. В своих орнаментах этруски изображали животных, пальметы, грифонов, крылатых львов, сцены из мифологии.Этруски использовали также графический орнамент. В узоре тканей преобладали россыпи горошин и крестиков.Одежда украшалась вышитыми бордюрами. Крайний практицизм.простота быта и нравов сказались на римском декоре.В римском декоре выделяют четыре декоративных стиля.Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший название в науке «первый помпейский стиль»— инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.
Второй помпейский стиль — Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики)( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.).В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно ( в переводе на русский – живоподобно, как-будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера
Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо развитую орнаментику.С помощью архитектурных обманок, пейзажных сюжетов римляне пытались создать иллюзию открытого пространства,так как представление об идеальном жилище было связано с огромными размерами. I в. до н.э.-I в.н.э.- время максимального расцвета культуры Древнего Рима. Именно в этот период возник период римской орнаментики.Огромные богатства стекающие в Рим из покоренных земель способствовали тому, что римские патриции забыли о своем стремлении к аскетизму и утонули в роскоши.Размеры жилища были признаком богатства и могущества, и были возведены в эстетический принцип.Свое развитие этот принцип получил в третьем- кондилябрном стиле.Мотив кондилябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций- центрический, симметричный,линейно-вертикальный.Тонкие полосы и гирлянды орнамента этого стиля усиливают эффект громадности пространства.
Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля.Стиль просто выплескивает орнаментику вместе с архитектурным изображением на всю стену.Этот стиль называют декоративным и иллюзорным.Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.
В римском орнаменте появляется композиционные качества:симметричность, повсеместное выделение центра,обыгрывание мотивов трехчастной композиции. Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.
Похожее
www.tvorchistvo.ru
Римский орнамент
Исторический обзор
Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Римляне в период империи широко заимствовали образцы этрусского и греческого искусства.
Искусство этрусков (VII - IV вв. до н.э.), предшественников римлян, поэтапно испытывало на себе влияние различных культур. С III в. до н.э. искусство это искусство постепенно растворяется в римском. Эти влияния в первую очередь нашли отражение в орнаментике этрусков.
Характеристика орнамента
Среди орнаментальных мотивов, украшающих произведения прикладного искусства, можно встретить изображения животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др.
Художественные изделия из бронзы, как правило, украшались гравированным декором, иногда рельефом. В ряде видов декоративного искусства этруски проявляли склонность к графическому орнаменту.
Римский орнамент на здании
Римляне отдавали предпочтение коринфскому и композитному архитектурным ордерам и их главному мотиву – аканту. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Орнамент ряда предметов из мрамора (подсвечники, вазы) отличается чрезмерной пышностью и перегруженностью деталями.
Мозаики – одно из выдающихся достижений изобразительного искусства античного Рима. Различаются два вида: настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – «эмблемой» в центре.
Настенные мозаики с мифологическими сюжетами чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни.
В керамике римляне в основном использовали рельефный декор. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного.
Интерьеры многих римских домов оформлялись росписями и фресками. Общая колористическая гамма росписей определялась терракотово-красными тонами.
Орнаментика несла в себе определенные символы: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши.
Архитектура и искусство Древней Греции и Древнего Рима послужили прочным основанием для последующего развития мировой архитектуры.
Орнаментальные мотивы
Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму.
На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ, а также чисто декоративные мотивы: многоцветные волны, цветы лотоса, свастики, витой шнур, треугольники и т.п.
biofile.ru
Римский орнамент
Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Римляне в период империи широко заимствовали образцы этрусского и греческого искусства. Искусство этрусков(VII - IV вв. до н.э.), предшественников римлян, поэтапно испытывало на себе влияние различных культур. Вначале это был ориентализируюший период (между 700 и 625 гг. до н.э.), затем архаическая эпоха (между 575 и 475 гг. до н.э. ), связанная с влиянием ионийской, а затем аттической культуры. В IV в. до н.э. в этрусском искусстве устанавливается классический стиль. С III в. до н.э. искусство этруссков постепенно растворяется в римском. Эти влияния в первую очередь нашли отражение в орнаментике этруссков. Среди орнаментальных мотивов, украшающих произведения прикладного искусства этрусков, можно встретить изображения животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др. Художественные изделия из бронзы, как правило, украшались гравированным декором, иногда рельефом. В ряде видов декоративного искусства этруски проявляли склонность к графическому орнаменту. В узоре тканей этрусками использовались россыпи горошин и крестиков. Некоторые платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой иного цвета, чем сама ткань. Последний тип декора перешел в костюм римлян. Важное отличие римской декорировки – большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. Римляне отдавали предпочтение коринфскому и композитному архитектурным ордерам и их главному мотиву – аканту. Применяя различные орнаментальные мотивы, такие как листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак (любимые и в греческом искусстве), они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Пышные гирлянды из цветов и плодов, фигуры людей, головы животных сочетались с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов. Мотивами для украшения потолков служили мифологические сюжеты и орнаментальные изображения. Орнамент ряда предметов из мрамора (подсвечники, вазы) отличается чрезмерной пышностью и перегруженностью деталями. К наиболее распространенным декоративным мотивам, украшающим эти изделия, относятся пышные гирлянды, крылатые амуры и грифоны. Для украшения произведений глиптики, высоко ценимых римлянами, чаще всего использовались мифологические сюжеты, портреты, жанровые сцены и искусно исполненые изображения животных.
Мозаики – одно из выдающихся достижений изобразительного искусства античного Рима. Различаются два вида: настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – «эмблемой» в центре. Настенные мозаики с мифологическими сюжетами чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ, а также чисто декоративные мотивы: многоцветные волны, цветы лотоса, свастики, витой шнур, треугольники и т.п. В керамике римляне в основном использовали рельефный декор, иногда отлитый в форме или же выполненный отдельно и присоединеный к сосуду. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного. В украшении предмета из серебра и бронзы преобладали сюжеты из мифологии и легенд, вакхические мотивы, анималистические и растительные узоры, завиток и другие элементы античного орнамента. Цветовая гамма в орнаментальной композиции осуществлялась по следующему принципу: палевые, голубые и красные орнаментальные изображения на черном фоне, палевые и голубые – на красном. Итерьеры многих римских домов оформлялись росписями и фресками. Обычно выделяют четыре стиля римских (или помпейских) росписей, а в некоторых из них преобладают орнаментальные мотивы. Первый – инкрустационный – строился на подражании средствами живописи мраморной облицовке из красноватых, зеленоватых и белых блоков. Этот стиль существовал в течении II в. до н.э. и до 80-х гг. до н.э. В 80-х гг. до н.э. его сменил другой стиль –перспективный, смысл которого – иллюзорными средствами создавать систему членения стен, где основные поля заполнялись большими картинами с изображением портиков, монументов, храмов, пейзажных видов. Общая колористическая гамма росписей определялась терракотово-красными тонами. Он просуществовал до 20-х гг. до н.э. Во втором десятилетии I в. до н.э. второй стиль сменяется третьим – канделяберным. Вместо живописных декораций, позволяюших иллюзорно раздвинуть и «проломить» действительную поверхность стены, пришли росписи, которые украшали стену, не нарушая ее плоскости. Декоративные композиции третьего стиля состоят из многочисленных ажурных сооружений типа трельяжей и беседок, из небольших картинок в рамках, помещенных на гладкую однотонную плоскость, расчлененную тонкими обвитыми гирляндами колоннами, так называемыми «канделябрами», или орнаментальными полосами. Разнообразна палитра данного стиля. Цоколь расписывается черным или лиловым цветом. На этом фоне хорошо выделяются излюбленные в третьем стиле мелкие кустики, цветы и сидяшие между ними птицы. Средние широкие панно раскрашены ярко-голубой, красной, желтой охрой, светло-зеленой или черной краской. С третьей четверти I в. до н.э. до 79 г. н.э. существовал четвертый стиль –перспективно- орнаментальный,отличающийся усложненностью живописных композиций, пышностью украшений, совмещением различных планов и перспективных точек зрения. Четвертый стиль соединил в себе богатство орнаментальных украшений третьего и архитектурные построения второго. Архитектура и искусство Древней Греции и Древнего Рима послужили прочным основанием для последующего развития мировой архитектуры. В опосредованном виде воздействие Рима передалось через Византию на Восток. В Европе же в средние века его наследие было предано забвению, но через тысячелетия вновь обратило на себя всеобщее внимание и во многом определило новый расцвет европейской архитектуры и искусства.
studfiles.net
Л. Буткевич Орнамент Древний Рим
Любовь БуткевичИстория орнамента: учебное пособиеДревний РимИсторию римского искусства традиционно принято делить на «доримский»период, время республиканского Рима и период Римской империи.В первом периоде своего существования римская культура во многомопределялась сильным влиянием этрусского начала. Художественномуязыку этрусков была свойственна удивительная самобытность. Так, в вазахдревнейшей Месопотамии, Египта, Греции и других культур мы видимчеткую определенность формы, по отношению к которой плоскостнаяроспись является графическим продолжением сакрально-мифологическихидей, выражаемых самой формой лишь на первичном, глобальном уровне.Сосуды же Этрурии, как глиняные, так и металлические, поражают своимсовершенно необычным видом. Их форма представляется удивительноподвижной, мобильной, в то время как орнамент на ней почти отсутствует.Вместо него мы видим странные пластические решения, усложняющиеформу сосуда (илл. 92). Сама форма продолжает развивать на сосудахподобие орнамента, но он, как правило, выполнен в виде рельефа и тожеслужит продолжением формы, приобретая при этом органичновещественный вид. Так, бронзовый котел начала VII в. до н. э. изображаеткомпозицию из чередующихся фигур, в которых угадываются мотивыраспускающегося цветка, колонны, женской полуфигуры с молитвенноподнятыми руками, нижняя часть фигуры весьма похожа на египетскийиероглиф «соединение» (илл. 93). Встречаются объемные, иногдапроцарапанные элементарные символы – ромбы, свастики, квадраты,меандры, зигзаги и проч., часто в единичном виде, не создаваяорнаментальной композиции.
Илл. 92. Канопа из Монтескудайо. 700 г. до н. э.
Илл. 93. Бронзовый котел из гробницы в Пелестрине. Ок. 680 г. до н. э.Символика взаимосвязи между человеком и Космосом в данном случаевыражается иным, не орнаментальным, а пластическим путем.Уникальнейшее явление в этом смысле – канопы, этрусские аналогидипилонских ваз – хранилищ сожженного праха (илл. 94). Они, какправило, имеют завершение в виде головы усопшего, являясь своеобразнойпредтечей будущего римского портрета. Но для нас в данном случае важноне будущее, а именно прошлое, сама смысловая предтеча этих каноп. Нетсомнения, что ее следует искать в изначальной символике сосуда. Сосуд –образ Мира, Древа, соединения Неба и земли. Если учесть, что МировоеДрево – путь проникновения души усопшего в загробный мир, то,очевидно, и сам древний обычай класть сожженный прах в керамическуюурну – будь то этрусская канопа или дипилонская ваза – имеет к этомусамое непосредственное отношение. Очевидно, по этой же причинепринято сажать на могилах кипарисы (у славян – березы) или какие-тоиные растения, или же ставить надгробные стелы, предшественницамикоторых были, в частности, и древнегреческие колонны с навершием ввиде антефикса. При этом в этрусской культуре очень определенно звучитмомент персонификации мифологического образа.
Илл. 94. Канопа из Чертоны. 2-я четв. VI в. до н. э.В стенных росписях этрусков орнамент занимает достаточно скромноеместоиподчиняетсяобщимпластическимзакономерностямхудожественного языка этой культуры, всегда имея подчеркнуторукотворный вид, без соблюдения четкой ритмичности. Элементы декоранесут на себе отпечаток влияния Греции, Эгейского мира, Египта. Так, визображении быка середины VI в. до н. э. мы видим это весьмасимпатичное и миролюбивое в данном случае животное грациозновозлежащим на полосе из про-египетского чешуйчатого орнамента сточками (илл. 95). На кончике его хвоста и под хвостом – изображениеиероглифа «красота», и все это выполнено в свободной, «неорнаментальной»манере росписи.
Илл. 95. Деталь росписи гробницы Быков в Тарквинии. Сер. VI в. до н. э.Таким образом, у этрусков, художественная культура которых являетсяодной из важнейших составляющих в формировании римской, орнаментнаходился на стадии угасания заимствованных из греческого иориентального мира образов, поскольку этрусское искусство, если можнотак выразиться, в принципе своем было антиорнаментально и подобногорода влияния носили здесь характер случайных пришельцев.Говоря о культуре второго, римского периода, Ю. Д. Колпинский отмечаетнекотороезапаздываниеискусстваотносительногражданскогоразвития[88]. Быть может, в этом проявляется прежде всего сам характерримского мировоззрения с его сугубо практицистским отношением к миру,в котором образной фантазии долгое время просто не находилось места.Аскетизм, простота быта и нравов считались для древнейшей римскойкультуры эталоном добродетели, тогда как проникновение сюда греческойкультуры воспринималось как недопустимая слабость и извращениенравов.Соответственно и орнамент, как элемент относительно высокой культуры,в древнейшем Риме практически отсутствует, хотя и по совершенно инойпричине, нежели у этрусков с их ярко выраженным объемно-пластическимхудожественным мышлением. И даже тогда, когда, несмотря на всепротесты сторонников древних традиций, в римской культуре побеждаютновые тенденции, обусловленные вначале греческими, а затем ивосточными влияниями, и вместо пещеро-подобных жилищ богатыепатриции начинают строить для себя фантастически роскошные дома,стены, потолки и полы которых украшают росписи, мозаики и рельефы,орнамент далеко не сразу занимает важное место в общем декореинтерьерного убранства. Так называемые первый и второй декоративныестили имеют чрезвычайно слабо разработанную орнаментику.Так, первый – инкрустационный стиль, где есть подражание мраморнойоблицовке в штукатурке, использовали еще эллинские зодчие в III в. дон. э., а римляне – со II в. до н. э.; во втором – архитектурном
стиле расписывались стены в том же духе или изображалсяархитектурный декор тем же способом. То есть в первом случае речь идет омеханическом узоре либо об имитации природного, во втором же имеется ввиду не сам рельефный орнамент, а лишь его изображение.Возникший в конце концов интерес к искусно выполненнымархитектурным «обманкам», как и к пейзажным сюжетам в интерьерахримских вилл и дворцов был вызван тем, что римляне стремились непросто украсить свои апартаменты, а создать в них иллюзию открытогопространства, поскольку само представление о прекрасном жилище былонеразрывно связано с его огромными размерами (вспомним предание оНероне, сжегшем пол-Рима ради того, чтобы построить себе новый дворец).Что же касается орнамента, то лишь в период империи происходитовладение римлянами декоративным наследием завоеванных провинций, иглавным образом Греции. В теории бытует термин «греко-римскийорнамент», свидетельствующий о несамостоятельности римского декора.Но тем не менее римский орнамент – явление совершенно самобытное поотношению ко всей предшествующей традиции древней орнаментики. Онвозник, практически минуя как знаковую стадию, непосредственноотражающую мифологические представления об устройстве мира, так идревнеклассический период, в котором орнамент перевоплощается вхудожественное явление. Рим воспринял греческую орнаментику в ужесложившемся декоративном виде, на самой поздней фазе еесуществования, а этрусское начало привнесло в это восприятиепластически-пространственную раскованность, неведомую ни греческому,ни эгейскому декору.I в. до н. э. – I в. н. э. – время максимального расцвета культуры ДревнегоРима, что отразилось и в развитии выразительнейшего языка римскойорнаментики. Греческие традиции в римской культуре данного периода,уже значительно выхолостившиеся в самой Греции, приходят на римскойпочве в новое соприкосновение с искусством восточных провинций.Несметные богатства, стекающиеся в Рим из огромных завоеванныхтерриторий,способствуютокончательномупреодолениюостатковдревнепатрицианского духа, сменяющегося стремлением к неограниченнойроскоши и получению максимума жизненных удовольствий. Ставнаследником богатейших художественных ценностей,Рим выработал на их основе искусство в сугубо рафинированной,утонченно-эстетизированной форме. Изощренный вкус римских патрициеввравнойстепенинаслаждалсяинежнейшимитонкостямигастрономических блюд, и колористическими нюансами фресковыхросписей. В этом смысле весьма любопытно отметить, что в древнихкультурах мы дважды сталкиваемся с тонким колоритом живописи – уэгеидов и у римлян, и оба раза – на почве утонченно-рафинированнойкультуры. Но если у эгеидов цветовые пятна прихотливо растекались поповерхности, не нарушая плоскостности восприятия, то у римлянживописный колорит мощно работает на создание впечатленияпространственной глубины украшаемых помещений.В общем хоре декора интерьеров в этот период начинает сказываться ироль орнамента, но эта роль весьма специфична. Так, одной из важнейшихкатегорий римского представления о красоте интерьера, как ужеупоминалось, была категория большого пространства. Размер занимаемогопомещения во все времена был признаком богатства, могущества, но
именно римляне сумели создать из этого эстетический принцип, вошедшийв плоть и кровь римского декоративного искусства. Этой же, уже чистосоциальной идее, проявляющейся как стилевая, вкусовая, оказалсяподчиненным и римский орнамент. Наиболее яркое развитие он получает втретьем, так называемом канделябрном стиле. Само название этогостиля не случайно. Канделябр – подставка для светильников – необходимыйатрибут бытия в древнем мире. Свое символическое происхождение этотпредмет ведет от образа Мирового Древа и в полной мере вписывается вряд упомянутых ранее его дериватов. Эта символика наглядно отразиласьво внешнем облике – в виде фантастического Древа с ветками, листьями,цветами, плодами, у которого кроной-солнцем являлись зажженныесветильники.В больших помещениях канделябры были многоярусными. На стенахримских вилл изображались именно такие канделябры, имитирующиенатуральные, тем самым создававшие иллюзию умножения реального ряда.Таким образом, мотив канделябра становится устойчивым элементомримского декора, определив характер самих композиций – центрический,симметричный, линейно-вертикальный (цв. илл. 3). Декор этого стиля, какправило, характерен тонкими полосами, гирляндами, что еще болееусиливает впечатление громадности пространства (илл. 96). Этот стильобнаруживает интерес к растительным мотивам натурального вида, частоизображаемым на светлом фоне. Орнамент создает свой самобытный мир,в котором мы видим своеобразное отображение тех же всеобщихпринципов римской эстетики.
Илл. 96. Фрагмент стенной росписи канделябрного стиля
Впомпеянскихфрескахвыработалсяхарактернейшийколорит,построенный на сочетании четырех главных цветов: пурпурнотерракотового, черного, золота и голубого. Поистине, лишь такойгурманский вкус, как римский, мог создать из столь неожиданныхкомпонентов ансамбль удивительной гармоничности, одновременнонасыщенный, эффектный и утонченный (цв. илл. 3).Особо пышным, помпезным и эклектичным становится интерьерныйдекор четвертого стиля, отказавшийся от характерного для предыдущегопериода контраста светлой стены и цветного мелкого орнамента (илл. 97).Этотстильбуквально«выплескивает»орнаментикувкупесархитектурными изображениями на всю плоскость стены. Античнаясогласованность частей уступает место восточного типа перегруженности,вакханалии мотивов и ритмов.Не имея под собой никакой непосредственной семантической подоплеки,находясь во власти принципов изобразительного искусства, римский декорприобретает принципиально новые качества – живописный колорит,третье измерение, пластическую объемность, натуралистичность. Этого небыло ни в эгейском искусстве, несмотря на всю его склонность кживописному колоризму, ни в греческой орнаментике, где проникновениенатуралистического начала тем не менее никогда не нарушалоорнаментальной условности.
Илл. 97. Фрагмент стенной росписи четвертого помпеянского стиля
В римском декоре появляется композиционное качество, кореннымобразом отличающее его от греческого первообраза: симметричность,повсеместное выделение центра, постоянное обыгрывание мотиватрехчастной композиции. Эти явления следует связывать с социальнымиособенностями римского общества, которое, в отличие от греческого, всвоемразвитиипостоянностремилоськвластицентра,отреспубликанского устройства – к императорскому правлению. Тем самымримский орнамент и в своей чисто декоративной, отвлеченной оторганичной связи с мифологической канвой, форме оставался веренсвоему познавательному принципу. В римском декоре коренным образомменяется само отношение к декорируемой поверхности. Если греческийорнамент располагается исключительно по горизонтали, в виде замкнутыхполос, то римский, во-первых, теряет замкнутость композиции, котораястановится для него совершенно необязательной вследствие потери связи смифологической основой, а во-вторых, преимущество отдается негоризонтальному, а вертикальному расположению полос декора. Как ужеотмечалось, вертикальность расположения была обусловлена эстетическимизадачами – создать иллюзию огромного, высокого помещения, но при этомхарактерно и то, что сама вертикальная композиция есть результат именногеральдического или же трех-частного построения по принципу вертикали.Но, пожалуй, наиболее поразительным качеством, резко отличающимримскийдекоротвсейпредшествующейтрадициидревнегоорнаментального искусства, является то, что вместе с реалистичностью изизобразительногоискусствавнегоприходит принципвзаимодействия между элементами, а точнее между персонамидекоративных изображений. Они вступают в непосредственно-личностныйконтакт, и таким образом происходит действительное, а не формальное(как мы видели на примере эгейского и греческого орнамента)перерождение условно-знаковых образов в изобразительные. Этот процесс,как уже отмечалось, в какой-то мере обозначился в росписи апулийскихваз, когда произошло как бы стирание граней между сюжетной иорнаментальной ее частями. В Риме же орнамент превратился в особыйвид изобразительного искусства. Он испытал сильное влияние театральнокомедийного действа, что наметилось еще в последний период развитиягреческого декора, отчетливо проявившись в вазописи. В результатевозникланекаяпричудливо-фантастическаяигра,внутреннийгротесковый орнаментальный мир, живущий по своим особым законам. Иесли ранее мы говорили о взаимодействии сюжетной и орнаментальнойчастей в росписи интерьера или вазы, то для римского искусства гораздоестественнее было бы разделение его на сюжетно-монументальную,«серьезную» часть и сферу сюжетно-декоративную, комедийную, игровую.Если сравнить в этом смысле римский декор с греческим, на примереросписи апулийских ваз можно наблюдать чрезвычайно интересноеявление. Греческий Эрот, который превратился в поздней классике изгрозного космического божества в женоподобного, изукрашенного,подчеркнуто «эротичного» героя, являясь постоянным персонажемсюжетной части вазописи, тем не менее имея самое непосредственноеотношение к орнаментальной ее части, теперь совершенно перерождается.Он полностью перекочевывает в сферу орнаментального декора и вместе с
тем совершенно теряет свою божественную уникальность. В результатевозникают постоянные персонажи римского декора – шаловливыекрылатые мальчики-купидоны, часто просто младенцы, порой «сросшиеся»с аканфовыми завитками, словно из них вырастающие. Они всегдаозабочены бурной деятельностью, с точки зрения реальности совершеннобессмысленной: завязывают какие-то ленточки, куда-то бегут, что-тополивают, во что-то стреляют…Так, на одном из архитектурных рельефов (илл. 98) мы видим сложнуюгеральдическую композицию, в которой по обе стороны от вазона спостроенным по геральдическому же принципу изображением из трехфигур симметрически повторяется очаровательная сценка, где купидон, укоторого верхняя часть туловища как бы вырастает из аканфовыхзавитков, заботливо моет из высоко поднятого сосуда ногу крылатомукозленку. Оба они весело и дружелюбно улыбаются друг другу. Крыльякупидона и крылья козленка с тщательно моделированными перышками изакругляющимися концами живо напоминают образы вавилонскоперсидского звериного стиля. Но веселый козленок давно и прочно «забыл»о своем космологическом происхождении охранителя Древа, точно так же,как забыл о своем происхождении и сам купидон, восприняв из Грециилишь самый поздний, театрализованно-игровой облик этого древнейшегогрозного божества. Улеглись все предшествующие мифологическиестрасти, образы эти уравнялись и получили новое воплощение в лонеримского декора.
Илл. 98. Фрагмент римского архитектурного рельефаХарактерныйпризнакримскогодекора–черпаниемотивовнепосредственно из реальной действительности, минуя какое-либомифологическое осмысление изображаемого. Этот процесс, наметившийсяуже у греков (мотив аканфа), стал нормой декоративного мышления вримском искусстве.Выбор теперь диктуется наиболее характерными атрибутами римскогобытия, в которых максимально воплощен римский дух: жертвенники,факелы,воинскиедоспехи,театральныемаски,музыкальныеинструменты, гирлянды из цветов, плодов, лент и другие триумфальныеатрибуты.
Реалистичность орнамента, которую проще всего объяснить прямымвлиянием изобразительного искусства, имеет и другую подоплеку: ведь то,что мы называем стилизацией в орнаменте, т. е., наличие в нем каких-тоусловных лаконичных изображений – формул, продиктовано универсальнознаковой природой этих мотивов, чего по природе нет и не может быть вримском декоре, за исключением уже готовых, заимствованных в Грецииэлементов такого рода.Любопытно, что если в орнаментике более древних культур былчрезвычайно распространен мотив распускающегося цветка, то в римскомдекоре появляется мотив цветка-факела (илл. 99). Но идея факела связана,разумеется, не с какими-то мировоззренческими понятиями, а просто свесьма характерным атрибутом римского бытия.
Илл. 99. Фрагмент архитектурного декора Древнего Рима. Мотив розеткиВ качестве объединяющего декоративного мотива в таких композицияхвыступает греческий аканф, ставший главным мотивом римскогоорнамента. Но теперь мотив аканфа совершенно отходит от своегореального первообраза, соединяясь с идеей линейной спирали и приобретаячрезвычайно пышный вид. Римская античность тем самым принимает упозднегреческой культуры эстафету дальнейшего развития орнаментикикак уже чисто декоративного искусства (илл. 100).
Илл. 100. Фрагмент архитектурного декорааканфового завитка с розеткой-факелом
Древнего
Рима.
Мотив
На горизонтальной композиции из завитков аканфа (цв. илл. 3) в центрекаждого завитка мы видим либо пышный цветок, которым он оченьестественно заканчивается, либо фигуры животных – льва, лошади,коровы, совершенно утративших свою космологическую суть ипревратившихся в сугубо земных животных, расположившихся посредиорнаментальных завитков так же естественно, как на лоне природы. Этакомпозиция, по сути дела, является результатом органичного слияния иперевоплощения нескольких древних мотивов: линейной спирали;линейной композиции, состоящей из двух чередующихся мотивов;геральдической трехчастной композиции, если иметь в виду триаду (цветокпо центру с животными по сторонам). Этот конкретный римский орнаментнагляднодемонстрируетнепрерывностьпроцессасуществованияорнамента во времени путем постоянных замещений, происходящих наоснове определенных закономерностей, создающих его целостность какявление. Новые реалистические мотивы органично вплетаются в канвустарых. Древняя композиционная основа декоративно усложняется, носохраняет свои основополагающие параметры.Говоря о декоративности как о главном качестве римской орнаментики,нельзя не обратить внимание на такой, казалось бы, парадоксальный факт.Длятогочтобыстатьдекоративным, украшающимискусством, орнамент должен был преобразовать в реалистическиеобразы древние знаковые мотивы. Иными словами, то, что нам сегодняпредставляется явлением реальности, для самого орнамента, с егогораздо более древним языком, есть условность. И напротив, тоткажущийся нам условно-языковым мир образов, который присутствует вдревнем орнаменте, был для людей того времени истинно реальнымотображением действительности, адекватным древнему мировосприятию.Из-за этого несоответствия теория искусства, возникшая относительнонедавно, когда первоначальное значение древнего орнаментального языкауже было забыто, отнеслась к нему как к искусству априорновторостепенному, исходя из критериев его оценки, выработанных дляанализа изобразительных искусств и к орнаменту совершеннонеподходящих.Помимо специфически римского образа орнаментики, в римском декоревстречается, как уже отмечалось, достаточно «рудиментов» прогреческоготипа, которые делают еще более оправданным термин «греко-римскийорнамент». Это привычные нам по древнему искусству мотивы пальметты,меандра, свастики, иоников, розетки, лотоса, спирали, волны и проч.Всевозможные вариации их в изобилии присутствуют в римском декоре ив значительной мере именно с его «подачи» стали достоянием европейскойорнаментики. Но этого типа орнаменты, несмотря на их достаточнуюраспространенность, для самого римского декора являются своего родарудиментарно-вспомогательнымматериалом.Онисухи,дробны,маловыразительны, располагаются на менее заметных местах. И тем неменее без них картина римской орнаментики была бы незавершенной, таккак они создают тот необходимый фон, на котором ярче и отчетливеезвучит голос его основной декоративной мелодии.В декоративный рельефах (илл. 101), украшающих интерьеры вилл, сосудыи другие предметы, отчетливо проявляется еще одна особенность: ярко
Илл. 101. Серебряный кратер из Гильдесгеймского клада. Кон. I в. до н. э. –нач. I в. н. э.Совершенно иной характер имеет архитектурный декор общественныхзданий, который, в отличие от интерьеров, отражающих личные вкусыпресыщенных патрициев, служит выражением общественных интересов,представления римлян о своем государстве, миссии победителей мира. Этодекор храмов, пантеонов, общественных зданий, триумфальных арок ипроч.,отличающийсяпомпезнойторжественностью,пышностью,монументальностью (илл. 102, 103, 105). Он очень обилен, пышен, егоглубокий рельеф активно вторгается в пространство, часто бываетперегружен деталями. Римский архитектурный стиль оттолкнулся отпозднегреческого коринфского ордера. «В коринфской капители Рима, –пишет Верман, – аканфовые листья становятся все более и более мягкимии округленными, но только в эпоху империи, через соединение их сугловыми, выступающими вперед ионическими волютами, образоваласьтак называемая «композитная капитель»»[89]. По сути дела, в римскойкапители коринфского типа греческий мотив аканфа, еще во многомсвязанныйсосвоимрастительнымпервообразом,совершенноперерождается. Возникает как бы совершенно новый мотив, своеобразныйгибрид аканфа-спирали, в котором находит свое место мотив розетки,цветка-факела и проч. Через римский декор этот мотив, получившийпоистине универсальное значение, широко распространяется как вевропейской, так и во всей мировой орнаментике.
Илл. 102. Фрагментподножия колонны
архитектурного
декора
Древнего
Рима.
Декор
Илл. 103. Композитная капитель
Илл. 104. Фрагмент архитектурного декора Древнего РимаВ то же время возникновение композитной капители (илл. 104),объединяющей в себе элементы коринфской и ионической, явилосьрезультатом стремления архитектурного декора к максимальной пышностии изобилию. Этим требованиям вполне соответствовала сама коринфскаякапитель, аканфовые завитки которой вкупе с розетками даваливозможность развитию самой богатой декоративной фантазии. Нопоявление в дебрях завитков ионической волюты в римском вариантеспособствовалоупорядоченностивсейдекоративноймассы,возникновению в ней четкой геральдической структуры, отвечавшей
наилучшим образом чертам государственной римской эстетики, в которойпышностьиизобилиекаксимволиканевероятныхбогатстврабовладельческого Рима синтезировались с представлением о мощнойструктуре власти. В этот декор, подчеркивая, усиливая и определеннымобразом направляя впечатление, обильно вводятся изображения,символизирующие могущество римской империи: атлетические фигуры,орлы, грифоны, воинские доспехи и проч (илл. 105). Здесь же происходит изамещение более древних знаковых символов изобразительными, сходнымис ними по внешнему подобию, но несущих новую, уже чисто социальнуюсимволику: древний чешуйчатый орнамент перевоплощается в мотивлаврового венка, вместо пальметты появляется вазон и т. д.
Илл. 105. Образцы римских капителейЛюбопытные трансформации происходят в римской капители и слинейным ионическим орнаментом, состоящим, как мы помним, изчередующихся овов и киматиев (илл. 103, 104). Уже в греческойионическойкапителивэпохуэллинизмавозникаетвариант,напоминающий геральдическую трехчастную композицию, когда в немостаются всего три ова, причем средний оказывается как бы главным,слегка увеличиваясь в размерах, а два периферийных, несколько меньших,слегка наклоняются к среднему своими нижними концами. В римскомварианте именно эта идея становится основополагающей, составляя ядровсего декора капители. Средний ов еще более увеличивается и получает
совершенно новую, растительную интерпретацию: он изображается в видекрупного плода, макушка его «прорастает» роскошными аканфовымизавитками, которые, распространяясь по верху капители влево и вправо,охватывают саму волюту. Перерождается и образ киматия. Его листочкирасслаиваются на центральный элемент-стрелу и периферийные, попарноохватывающие ионик цельной и четкой, словно отлитой из металла,овальной формой. Изобилие и воинственность – эти два ведущих началагосударственной римской эстетики приходят в этом орнаменте на сменуболее древним, космологическим.
Илл. 106. Рельеф саркофага из Аттики. Фрагмент. 107–113 гг.Чрезвычайно сложен и декор подножия колонн (илл. 102, с. 139), где в рядеслучаев возникают пышные многоярусные композиции, сочетающиедревние знаковые элементы из спиралей, иоников, розеток среалистически трактованными мотивами триумфальных венков.
Илл. 107. Фрагмент мозаичного декора из мавзолея Константины в Риме.IV в.Со II в. в искусстве Древнего Рима возникают, как известно, чертыдеградации античной традиции, которые особенно усиливаются вхристианский период. Возникают, в частности, заметные тенденциисближения скульптурного рельефа с орнаментальным за счет дробности иперегруженности первого, приобретающего часто орнаментальныйхарактер, с одной стороны, и деструкции орнаментальной системы – сдругой (илл. 106)
Илл. 108. Фрагмент мозаики из дома Хинтон Сент-Мери в Дорсете.Великобритания. 48 г
Илл. 109. Римский мозаичный орнамент
Весьма интересный период переживает в это время искусство мозаики. Издесь перевоплощение растительного орнамента происходит по двумнаправлениям: в одном случае – это трансформация в свободнуюкомпозицию (илл. 107), в другом – превращение его в абстрагированныйстилизованный орнамент (илл. 109). Но, в отличие от пластическоготрехмерного рельефа, росписей, где столь же важное значение имеложивописно-изобразительноеначало,дляплоскостноймозаики,создающейся путем подбора мелких дискретных фрагментов, этатенденция, напротив, оказывается весьма плодотворной в художественномотношении. Возникает новый тип орнамента, в котором черты античнойполнокровности сменяются бесплотной условностью, как нельзя болееудобной для создания христианской символической образности (илл. 108).Поэтому мозаичный орнамент в этот период приобретает особеннуюпопулярность в Египте, где христианство получило особенно большоераспространение, а позже – в Византии.
freedocs.xyz
Римский орнамент, 4 стиля Древнего Рима,описание по Виллам Древнего Рима, Искусство
Пример готового доклада по предмету: Искусство
Понятие орнамента.
Виды орнамента
Стиль
Смысловые корни орнаментики древних культур
Стили Римского орнамента
1.Инкрустационный
2.Перспективныйстиль.
3.Канделяберный стиль.
4.Перспективно- орнаментальный стиль.
Литература.
Содержание
Выдержка из текста
После смерти Юлия Цезаря главой Рима стал его внучатый племянник, Октавиан Август. В годы правления которого создается множество величественных вилл и дворцов из мрамора, расцвета достигли поэзия и проза. В эту эпоху жили и творили известные поэты Вергилий, Гораций, Овидий, а также ценитель искусства Меценат, этруск по происхождению. Хитрый и расчетливый политик, Август стремился показать народу что время его правления это золотой век. Вот почему искусство этого времени несет в себе черты греческой классики, идеальной и строгой. Целью канделяберного стиля— представить современность как идеал и совершенство. Эта позиция очень точно передает официозно-элегантномое и холодное искусство эпохи правления Августа. В годы правления Августа в состав Римской империи уже входил Египет. Но влияние его искусства еще заметно в римских росписях с египетскими орнаментальными мотивами. Канделябрный стиль фресковой живописи получил новое распространение в европейском искусстве XVIII—XIX вв. и стал объектом для подражания.
Дом Лукрецио Фронтоне, терраса, Помпеи.
Дом Фарнезины, Чёрный зал
4.Перспективно- орнаментальный стиль.
Получил свое распространение третьей четверти I в.
до н.э. до 79 г. н.э. Этот стиль отличался нарочитой сложностью живописных композиций, пышностью, украшательством. Среди композиционных приемов в нем нашли отображение совмещение разных планов и перспективных точек зрения. Этот стиль соединил в себе богатство орнаментальных украшений третьего и архитектурные построения второго. На развитие этого стиля так же как и на предыдущей оказала влияние политически сложившаяся обстановка данного времени. В 54 г. н. э. римским императором стал Нерон, жестокий и кровавый деспот. В годы его правления обстановка в стране крайне обострилась. Для искусства его времен правления характерно явное несоответствие архитектуры и фресковой живописи — конструкции и декора. Стены мрачных построек были величественны.
А покрыты были утонченными и легкими росписями, выполненными с большой фантазией. Это несоответствие суть эпохи жестокого тирана. Ярким примером четвертого стиля являются росписи в «золотом доме» Нерона в Риме. Стены здания украшены изящными гирляндами, орнаментами и небольшими картинами в рамах. Обилие позолоты и ярких красок, создает впечатление фантастического и таинственного мира, далекого от суровой реальности. Расцвет фантазийного стиля приходится на эпоху Флавиев. Среди художников этой эпохи пользовались популярностью мифологические сюжеты, обрамленные их орнаментом. Объемность и динамичность отличают изображения. Фигуры изображены в движении или танце. С большой изысканностью исполнены фрески в доме Веттиев в Помпеях. Стены этой виллы представляли собой архитектурные фантазии. Фронтоны и арки, причудливые карнизы и позолоченные колонны, иллюзорные дворцы, уходят в глубину пространства. Легкие и воздушные росписи из зала Морских чудовищ в Стабиях. Интересна с точки зрения данного стиля фреска с натюрмортом на стене дома в Геркулануме. Ее отличительной особенностью является светлый, изысканный колорит и продуманная, цельная композиция. Блики на вазе изображены столь искусно, что стекло кажется очень тонким и прозрачным. Вывод
Все представленные стили росписей, которые сменяли один другой, свидетельствуют о том, что римские живописцы быстро овладели приемами передачи пространственной перспективы, светотеневых эффектов, динамики движений. В конце правления Тита Флавия на Рим обрушились ужасные бедствия: в результате извержения Везувия погибли Помпеи, Стабии, Геркуланум. Пожар и эпидемия чумы стали причинами страшных разрушений и гибели множества людей в Риме. В V в. н. э. Римское государство, ослабленное внутренними распрями и внешними войнами, распалось. Но его искусство оказало значительное влияние на развитие культуры последующих эпох.
2.Власов В.Г. «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» В 8 т.Т.1.СПб.:ЛИТА, 2000 г.
3. В. И. Кузищин, И. Л. Маяк, И. А. Гвоздева, Г. Г. Ершова «История древнего Рима» Высшая школа, 2007 г.
4. Блаватский В.Д. «Помпеянские росписи» «Вестник древней истории», № 3, 1978 г.
5. Хинцен-Болен Б. «Рим. Искусство и архитектура» Konemann, 2007 г.
список литературы
referatbooks.ru
Дороманский орнамент: эпоха Меровингов и Каролингов
Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного самовыражения, причём буквально до пятого века. В дороманских орнаментах обычно переплетались древние магические ритуалы, довольно чувственные и откровенно жизненные мотивы народной мифологии могли самым необычным образом соседствовать с пришедшими с Византии или Рима традициями.
Когда Рим пал, территория западной части империи была под германцами, они вторглись в совершенно новые для них земли. В то время границы государств были совершенно непонятны, а сами государства долго просто не существовали.
Появившиеся на территориях бывшей римской империи королевства были довольно сильно связаны со средиземноморской культурой, и на них оказывала очевидное влияние наследница Рима — Византия.
Из возникших на месте бывшего Рима молодых государств наиболее сильным оказалось королевство франков.
Эпоха Меровингов
Меровинги были самой первой из династий франкских королей. Они правили с конца пятого и вплоть до середины восьмого века.
В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами — возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.
Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), о которой уже вскользь упоминалось, создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола.
Франкский вождь Хлодвиг, который принял христианство, и его последующие преемники, то есть, династия Меровингов, значительно расширили границы своего государства, оттеснили подальше вестготов, и в конце – концов, стали гегемонами на всей территории Западной Европы.
Ho сами франки еще пока оставались по своей сути самыми настоящими «варварами», они были по своей природе воины или земледельцы, не знавшие настоящей роскоши, грехов чинопочитания, блеска придворных церемоний, сложностей философии и хитросплетений науки. Они не умели читать, не ценили памятники античной культуры. Когда византийские басилевсы торжественно восседали на золотом троне, вокруг которого сидели позолоченные львы, короли франков запросто разъезжали в деревянных повозках, которые были запряжены парой волов. Волами управлял обыкновенный пастух. Но «варвары» сделали огромное историческое дело: они сумели омолодить и оживить загнивший было мир.
Короли из династии Меровингов считались знаменитыми провидцами, почти как самаритянские волхвы, кстати, они, твердо верили в тайную силу медовых сот, потому что медовые соты имеют форму призмы с основаниями в виде идеального шестиугольника. Все философы того времени считали соты проявлением божественной гармонии в природе, пчела для Меровингов была священна, поэтому стилизация сот в том или ином виде может быть встречена в орнаментах эпохи мировингов.
Кстати, есть неподтвержденная версия о происхождении символа Франции – королевской лилии флер-де-лиз . Говорят, что это стилизованная пчела.
Архитектура
Для архитектуры того времени наиболее типичны были баптистерии, различные крипты, церкви, построенные по типу базилики.
В его основе - баптистерий IV века. В Меровингскую эпоху были пристроены северная и южная апсиды, изменён западный фасад, что придало зданию современный вид.
Часто в постройках применялись античные колонны из мрамора. Особенно сильно франкское влияние проявилось в произведениях декоративно-прикладного искусства. Орнаменты с зооморфными и геометрическими мотивами сливались странным образом с позднеантичными традициями. Очень была распространена резьба по камню, она была плоскорельефной.
До наших дней сохранилось аббатство в Жуаре
в которой сохранились капители времён Меровингов
Для аббатиссы Теодешильды была сооружена монументальная гробница трапециевидной формы, которая дошла до нас. Аналога этому памятнику эпохи Меровингов середины VIII века не существует.
Из обожженной глины делали украшения для церквей, изготовляли церковную утварь и оружие, богато отделанное серебряными и золотыми вставками и разноцветными драгоценными камнями.
Ювелирные изделия
Очень характерны были фибулы, различные поясные пряжки, а также детали конской упряжи. Абстрактные геометрические орнаменты, которые покрывали ювелирные изделия, сделанные в седьмом веке, характерны для всего искусства эпохи Меровингов. В замысловатые орнаменты вплелись различные изображения зверей, зооморфный орнамент вообще был популярен. Кстати, довольно высока у Миравингов была развита техника обработки металлов, она восходила еще к дохристианским временам, была одинаково хороша у франков и у других германских народов.
Нашествие гуннов оставило в Европе не только кровавый, но и культурный след: здесь широко распространился особый стиль украшений, получивший название «полихромного», т. е. многоцветного. Его отличительная черта — сочетание двух цветов и двух материалов: яркого золота и красного граната. Изделия, выполненные в полихромном стиле, выглядят необычайно пышно и торжественно. Это, как правило, крупные предметы из золота, густо покрытые незамысловатым узором из мелкой зерни и вставками камней, зажатых в напаянных гнездах. Альмандины (гранаты красного цвета) были излюбленным камнем, но изредка встречались другие материалы — сердолик и янтарь. Они не подвергались огранке, а просто полировались. Особенно ценились великолепные ярко-красные альмандины, привозившиеся из Индии и Цейлона. Они поступали в Средиземноморье через Красное море и Александрию.
Варварская «аристократия» очень полюбила подобные украшения. Наверное, цветовая гамма полихромного стиля хорошо соответствовала ее вкусам и мировоззрению: помпезные золотые вещи с гранатами словно густо забрызганы каплями крови, а блеск зерни вокруг усиливает эффект призрачного мерцания золота. Особенно популярны были женские застежки — фибулы, которые носились парами на плечах и скрепляли детали одежды. Тяга к роскоши привела к тому, что в середине V века такие застежки увеличились почти до 30 см в длину, а весить могли полкило каждая. Тяжкая ноша на хрупкие женские плечи, но зато какая красивая! Мужчины же предпочитали украшать самое дорогое, что у них было — оружие и боевых коней.
Полихромный стиль в ювелирном деле не был изобретением гуннов. Он возник еще в первые века нашей эры на Ближнем Востоке, в Иране. А техника зерни, т. е. композиции из очень мелких золотых шариков, напаянных на основу, была известна издревле. Ее довели до совершенства античные мастера эллинистической эпохи, а в период Великого переселения народов этой техникой овладели и варвары. Однако наиболее изящные предметы — будь это германские фибулы или мечи степняков — выполнены столь безупречно, что, похоже, без руки какого-либо римского мастера-ювелира.
Стиль клуазоне («перегородчатые инкрустации») — визитная карточка и символ всей эпохи. В нем соединились культурные достижения и образы позднеантичного и варварского миров: гранаты из Индии и янтарь с Балтики, работа римских мастеров, варварские образы и мотивы.
Главными заказчиками таких украшений были королевские дворы и воинская знать. Это художественное направление является логическим завершением полихромного стиля. Густота размещения вставок гранатовой «крови» на изделиях достигает предела — между ними остаются лишь тонкие перегородки, отсюда и современное название этой техники. Вся поверхность покрыта пластинами полированных камней и напоминает мозаику или оконный витраж. Это не случайно: витражи в Европе появятся лишь чуть-чуть позже. Вещи, из которых выпало большинство вставок, порою напоминают маленький витраж или часть большой золотой паутины.
Технология изготовления декора в стиле клуазоне не была сложной. На основу изделия напаивались бортики, а внутри них — узкие вертикальные перегородки, которые и создавали разнообразные композиции. Ранние вещи были небольшие, плоские, с геометрическим орнаментом и ровными перегородками. С середины V столетия появляются более изысканные украшения, растительный орнамент имеет «дрожащие» стеночки. Сложность работы зависела от контура и размеров ячеек, ведь в них вставляли пластинки гранатов, которым придавалась форма, точно соответствующая рисунку.
В V веке кербшнит очень широко распространился по всему германскому миру, а в эпоху Меровингов почти ни одно ювелирное изделие не обходилось без резного орнамента. Разнообразие декора достигло максимума на так называемых пальчатых фибулах.
Это огромная по количеству всевозможных вариантов группа застежек, которые объединяет один элемент — округлые выступы («пальцы», или «кнопки») в верхней части. Излюбленные мотивы орнаментации фибул — S-образные завитки, звериные морды, но особенно — птичьи головки с хищно загнутыми клювами и ярко выделенным глазком.
Резной орнамент мог оттеняться чернением. Чернь — это особый рисунок, который наносился горячей смесью серебра, свинца и серы. Иногда фигуры из черни образовывали причудливые композиции в необычных тонах.
В середине VI века культурный центр сместился на север, к франкам, где стали возникать новые разновидности пальчатых фибул. А еще там особенной любовью были отмечены застежки в виде фигурок хищных птиц.
На италийских и гепидских изделиях второй половины V — начала VI века «птичья» тема тоже была весьма популярна: головки орлов украшали не только фибулы, но и большие пряжки, которые носились в основном женщинами. Пряжки сейчас так и называются в среде специалистов — орлиноголовые.
Больше всего их найдено в Крыму, где их появление можно связывать с событиями середины VI века, когда император Юстиниан расправлялся с варварскими королевствами у себя под боком — с остготами в Италии и гепидами на Дунае. Остатки разбитых дружин вместе с семьями рассеялись по разным уголкам Европы, в том числе проникли и в Крым.
Откуда такая любовь к хищным птицам? Нельзя не вспомнить, что изображения орлов служили символами римских легионов — своего рода полковыми знаменами. Орел — символ бога Юпитера, верховного покровителя римских императоров, знамение побед и величия империи. Объемные золотые фигуры с распростертыми крыльями крепились на длинных шестах и парили над головами легионеров.
Готские фибулы стали прототипами для изготовления собственных вариантов украшений, более крупных и не серебряных, а бронзовых. В VII веке уже трудно было представить себе антскую даму без пары фибул на плечах.
Орнамент на таких фибулах был более простым.
Книжная миниатюра: царство орнамента
Раннее средневековье – это настоящее царство орнамента. Любая свободная поверхность: будь то порталы соборов, какие-то алтарные преграды, различные деревянные кресла, и скамейки, церковная утварь — всё это было украшено орнаментом из лент, различных спиралей, среди которых обязательно присутствовали зооморфные головы и лапы фантастических животных и сказочных птиц.
Очень большое распространение в меровингский период имела книжная миниатюра.
В создании инициалов и росписи фронтонов и полей преобладали очень яркие, довольно простые сочетания цветов. Орнаментальным был и знаменитый меровингский курсив.
Наибольшего расцвета орнамент смог достичь в книгах, которые писали от руки, там сами буквы походили на сложный орнамент. Любая заглавная буква, любой инициал превращался в целую картину, которая практически заменяла саму миниатюру.
Очень яркие краски, сложный орнамент, металлический оклад, отделка из, слоновой кости, множество драгоценных камней, применение эмалей превращали такую рукопись в бесценное произведение искусства.
Переписывание книг — это было сложное и трудное ремесло, этим занимались только монахи в особых мастерских, специально для этого отведённых — скрипториях. Сильно славились скриптории в монастырях Англии, Франции и Ирландии.
Французские рукописи часто содержат изоморфические инициалы. Это заглавная буква в виде сложной стилизованной птицы, какого- либо фантастического животного, рыбы. На полях можно увидеть рисунки христианских символов: это кресс или голубь. Встречаются в рукописях фигуры Христа, различных святых, но фигуры эти геометризированных форм, из Ирландии была позаимствована плетёнка, которая эти фигуры и окружает. Однако характерной их чертой остается подчинение задачам украшения текста.
Для примитивной трактовки фигур характерно сочетание двух разных борющихся элементов: с одной стороны это зарождающаяся изобразительность, с другой стороны – это плоская орнаментальная стилизация. Раскраска всех изображений всегда условна. Буквы, которые составлены отчасти из растительных форм, отчасти из животных, ярко расцвечены, можно увидеть красные краски, зеленые и желтые.
Удивительно, что животные хотя и стилизованы, сохраняют какую-то жизнерадостность, даже правдоподобие. В качестве примера можно привести Евангелие из Дурроу, около 670 г, которое хранится в Дублине, в Тринита-колледже.а также Евангелие из Эхтернаха, восьмого века, которое находится в Национальной библиотеке города Парижа.
Кроме инициалов внимание художников было сосредоточено на фронтисписах, где основную роль играли декоративные большие кресты, различные венки, а также аркады. Вся такая орнаментация украшает изделия декоративно - прикладного искусства этого периода, но довольно часто попадаются мотивы, которые заимствованы из традиций орнаментики Востока. Это пальметты, это некоторые виды плетенки. К числу самых лучших памятников такого стиля принадлежит «Луксейский лекционарий», а также «Геллонский сакраментарий».
Они хранятся в Парижской Национальной библиотеке (оба созданы около 780 года.) Прекрасный образец орнаменталистики дороманского периода - «Гомилии Григория Великого», которые хранятся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.
Резьба по камню
Скульптура в дороманский период развития не получила, а в дошедшей до нашего времени резьбе по камню можно заметить полный разрыв с образцами классического искусства древности. Теперь фигуры стали заметно приземисты и у них большая голова, чаще всего это резьба со стилизованным зооморфным орнаментом, оплетенных ремнями.
Каменные рельефы, которые украшают меровингские саркофаги, из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 или 8 века тоже содержат плоский декоративный орнамент. Параллельно с каменными рельефами были весьма популярны также рельефы из обожженной глины, предварительно пройденные резцом и оттиснутые в форме. Они в значительном количестве сохранились в Центральной Франции и применялись для украшения церквей; такие рельефы попадаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки.
В то время, когда варварские племена приняли христианскую религию и объединились в государства их искусство, впрочем, как и их социальный строй, не мог уже оставаться прежним. Теперь вчерашние варвары стали строить каменные церкви — пока небольшие и грубые, но все же почти перенимающие традиции римских базилик. Начали в этих храмах воплощать и христианских святых, погружая их полностью в орнаментальную вязь на камне из жгутов и зооморфного орнамента.
Несмотря на то, что в орнаменталистике резьбы по камню присутствовала явная языческая фантастика, немыслимые зооморфные композиции, очень яркие, порой «не в тему», явная самобытная экспрессия, это вовсе не означает, что в дороманский период не появилось замечательных памятников искусства.
Для понимания истории средневекового орнамента важно учитывать, что он возник на платформе римской цивилизации, которая никак не могла исчезнуть враз, как - будто её и не было, продолжали жить социальные отношения, а также культура, ещё были живы люди, помнящие великую империю.
Немного истории
Хильдерик I — один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена и достоверно идентифицирована (еще известна могила франкской королевы Арнегунды в Париже).
Отец Хильдерика был основателем династии, а вот его сын Хлодвиг должен по праву считаться основателем франкской державы, заложившим основы государственного устройства, законодательства, активной внешней политики. Он в конце V века объединил под своей властью разрозненные племена франков, покорил саксов, бургундов и вестготов, принял католичество. Хлодвиг сделал свое королевство самым могущественным в Европе, если не считать Византии. Но он же сыграл и роковую роль в истории своей державы. Умерев на тридцатом году правления, он завещал страну четырем своим сыновьям, не желая, чтобы кто-либо из длинноволосых отпрысков был ущемлен в королевских правах. Единая страна разделилась на четыре части. И это было только начало, ведь и сами дети тоже вскоре стали отцами.
Острая конкуренция среди лиц царских кровей вела к взаимному уничтожению. Этим грешили не только сыновья и братья, происходящие из некогда единого корня, но даже их матери. Чего стоит знаменитая Брунгильда, супруга Сигиберта первого, героиня германского эпоса, бабка, жена, сестра, мать, тетка нескольких десятков королей, из которых одиннадцать сошли в могилу благодаря её весьма деятельному участию. Один историк обозначил образ правления Меровингов, как «умеряемый убийством деспотизм».
Во-вторых, острой необходимости в таком количестве королей у простого народа не было, поэтому франки до поры до времени спокойно взирали на королевские забавы. Но когда в результате семейных распрей оказались почти полностью истреблены сразу два (!) королевских рода из корня Хлодвига, и жители двух огромных частей франкского мира вообще лишились законных правителей, их терпению пришел конец. Свободолюбивые франки (само слово «франк» означает «доблестный») решили взять бразды правления в собственные руки.
Население различных областей домена Хлодвига, включая бургундов и саксов, объединилось и после казни злополучной Брунгильды провозгласило единым монархом Хлотаря. Случилось это в 584 году. Династическим усобицам пришел конец. Поэтому за Хлотарем и его сыном Дагобертом, наряду с традиционным прозвищем «длинноволосый» (волос меровинги не стригли), закрепилось еще прозвище « добрый».
Но добрых королей очень быстро сменили их потомки, вошедшие в историю под именем «ленивых», так как реальные бразды правления они отдали своим майордомам, и усобицы продолжились уже среди них. Последний Меровинг Хильдерик III, «распустив волосы и отрастив бороду, восседал в одиночестве и изображал из себя правителя», как писал один из летописцев. Хильдерика сместил управитель его собственного дворца в 751 году. Так Меровинги сменились Каролингами.
Эпоха каролингов
Период в дороманском искусстве, отмеченный явным влиянием античности — это время Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.). Она так названа по имени Карла Великого (768—814), императора франков.
Карл великий объединил огромные земли современной Германии, Франции, Италии, а также Испании и с 800 года короновался, как новый император римлян. Завоевание Равенны, Походы на Рим, конечно, познакомили ещё диких франков с высоким искусством Древнего Рима, а также с раннехристианским искусством.
Возникли новые произведения искусства, на которые влияли следы античности, это было подражание ей. В то время центрами культуры были монастыри, они представляли собой сложный архитектурный комплекс, центром его была базилика с ризницей и библиотекой со скрипторием. Было очень скромным внешнее убранство монастырских церквей. Это могли быть плитки разных оттенков в облицовке, порой резные капители колонн.
Однако внутри все стены богато расписывались орнаментами, покрывались фресками и мозаикой.
В IX в монументальная живопись. была на очень высокой ступени развития, но до нашего времени памятников почти не сохранилось . В орнаментах ещё не было экспрессивности, это новые черты, которые будут свойственны уже западноевропейскому средневековью.
Из сохранившихся до нашего времени монастырей также стоит упомянуть старинный бенедиктинский монастырь, расположенный в швейцарской деревне Мюстаир — Монастырь Святого Иоанна В1983-ом году он был внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как лучший сохранившийся монастырь эпохи Каролингов.
Каролингская рукописная книга
В Каролингской империи появилось сразу несколько крупных центров изготовления книг, возникли разные по стилю написания и декорирования орнаментами школы — Годескалькая школа, реймсская, а также турская школа. Я в данном случае просто привожу прекрасную схему Александра Зорича с его личного проекта, на который я очень рекомендую заглянуть для более подробного ознакомления по этому вопросу.
Каждая из школ отличалась от другой и может представлять собой тему для отдельного изучения, мы же предлагаем вам только краткий экскурс на эту тему.
Х век был бедственным Европы. На запад из Скандинавии пришли норманны, с востока явились венгры, арабы нападали со Средиземноморья. Культурная жизнь жила только на окраинах, в Англии и Испании.
Книга при этом оставалась единственным памятником культуры того времени.
Кстати, самой популярной книгой был Апокалипсис — Откровение св. Иоанна, которое предвещало гибель всего человечества за его грехи.
Король Отгон I В 962 г. коронуется в Риме, при этом положив начало «Священной Римской империи германской нации». На захваченных им землях восточной Германии, а именно, в Саксонии, строятся неприступные и суровые монастыри.
Настенные орнаменты и фрески того времени почти не сохранились, но в миниатюре книг того времени представлена графичность, явная плоскостность, очень холодные локальные цвета.
При этом сведен до минимума пейзаж, явно преобладает золотой фон, а экспрессивность чувств доведена до критического предела. Но зооморфный орнамент по прежнему преобладает: в декор книг вплетаются чудища, весьма забавные фантастические фигурки.
Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности. В результате реформы установилось четкое письмо — каролингский минускул. Каролингский минускул послужил основой для современного начертания латинских букв. Миниатюры обычно были цветными, так же как и заглавные буквы, которые изображались то в виде рыб или животных, то в виде птиц, например аистов со змеей в клюве, петухов, уток, павлинов.
Были заглавные буквы в виде особых сочетаний из листьев и «звериной орнаментики».Широкое применение в монастырских рукописях имел орнамент в виде ленточной пленки.
Декоративно - прикладное искусство
Зооморфные мотивы присутствуют в предметах декоративно - прикладного искусства, в изделиях из дерева, бронзы, стука, в рельефах, в произведениях выемчатой (позже перегородчатой) эмали, в резьбе из слоновой кости, в ковке железа. Из железа делали решетки, ограды, замки, оковку сундуков.
Древняя живопись того времени была заполнена теми же орнаментальными мотивами «звериного стиля»: художники стилизовали разных зверей, различных птиц, устрашающих чудовищ и ужасных демонов. Все это ярко проявлялось в орнаментальных работах, в которых часто подчёркнуто выделяли изображения некоторых частей тел животных. Скорей всего такой орнамент обладал некоторым магическим смыслом
В целом древняя живопись доромнского периода была очень динамична, что было неведомо в античные времена Иногда орнамент начинался с одного мотива, а заканчивался совершенно иным.
Подобный динамизм выражал своё мироощущение давних кочевых народов, которые хотели завоёвывать новые земли.
То есть, до начала восьмого столетия орнамент господствовал в Европейской живописи, полностью покрывал все возможные свободные поверхности: деревянную мебель, стены храмов, церковную утварь, а также помещения жилых домов.
Становление средневековой архитектуры
В Дороманский период возникла средневековая архитектура, это было время её становления. Именно во времена раннего христианства начинают сооружаться первые базилики. До этого церкви христиан находились в катакомбах, глубоко под землёй. К сожалению, ранние церкви до наших дней не сохранились.
Эпоху Карла Великого порой называют «каролингским возрождением»: пытаясь возродить величие Древнего Рима в новом облике, империя Карла активно приобщалась к достижениям поздней античности в своем художественном творчестве. Теперь уже не волнистый плетеный узор, не абстрактный зооморфный орнамент, нужна была ясность конкретность форм. Новый орнамент должен был как- бы преодолевать хаос, олицетворять устойчивость. Поэтому в указах было написано, что «живопись допустима в церквах только для того, чтобы неграмотный вполне мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Образы немногих сохранившихся от тех времен монументальных росписей, орнаментов очень внушительны и хороши.
В большом количестве сохранились миниатюры каролингской эпохи, например, миниатюры Евангелий архиепископа Эбо и короля Лотаря, в них виртуозность и динамичность орнамента и рисунка, унаследованные от англо-ирландской миниатюры, создают прекрасную выразительность образов.
Знаменитая Утрехтская псалтырь содержит 165 рисунков, выполненных коричневыми чернилами. Однако, в непрерывных войнах погибали очаги культуры и памятники искусства, распри ускоряли распад каролингской государственности.
Ювелирное искусство
Наиболее интересной стороной предметного творчества этого периода является ювелирное искусство. Пряжки для ремней, застежки для плащей, рукоятки для мечей, так же церковная утварь - эти вещи были очень качественными, т.к. делались для бога, церкви или знатных воинов и вождей.
К IX-X веку постепенно уровень производства повысился, и европейцы стали черпать и учиться у греков и римлян.
Популярный декоративный элемент – «плетенка», позаимствованная у кельтов, представлял собой сложный орнамент из переплетающихся лент, заканчивающихся человеческими или животными головами, распространены были стилизованные изображения животных и птиц, особенно орлов, являвшихся излюбленной птицей вестготских вождей.
До нашего времени сохранились различные искусно сделанные предметы, служившие для украшения церквей или употреблявшиеся во время церковной службы, — богато орнаментированные колокола; раки, служившие для хранения мощей, украшенные резными изделиями из дерева или кости; различная церковная утварь — чаши, кресты и подсвечники из драгоценных металлов, литые бронзовые церковные врата.
Орнамент раннего средневековья представлял собой сложный синтез позднеантичной, христианской и варварской традиций. В этот период зарождался определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.
Использованная литература и сайты:
Всеобщая история искусств. Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского
А.Г. Фурасьев «Эпоха Меровингов: орлы Рима и вороны Вотана».
Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
Лебек С. Происхождение франков. V-IX века.
Тьерри О. Рассказы о временах Меровингов.
Солодовников В. Соборы Галльской Церкви эпохи Меровингов.
http://solonata.livejournal.com/
https://ru.wikipedia.org
http://sabelskaya.livejournal.com/
http://www.medievalmuseum.ru/
http://thedigitalwalters.org/
Ещё почитать:
ornament.rode.land
Рельефы с орнаментом из старых римских церквей (pluteo) - 2
Продолжаю показывать фрагменты алтарных преград с рельефным орнаментом из Рима. Начало здесь http://ornament-i-stil.livejournal.com/308945.htmlСегодня это орнаменты из кругов с различными мотивами в центре.
1. "Мировое древо" с крестами, листьями и цветами на ветках.
2. Плетенка из кругов, заполненных крестами, листьями, цветами и др. мотивами
3. То же, что 2, но в более динамичном варианте
4. Вьющийся стебель с птицами, клюющими виноград. 5. Вьющийся стебель с мотивами, напоминающими свастику.Первая картинка композиционно похожа на группу один - "Мировое древо".