1. Любовь к мальчикам в греческой мифологии. Мальчики древней греции
11. История любви греков к мальчикам. Сексуальная жизнь в Древней Греции
11. История любви греков к мальчикам
Естественно, в нашу задачу не входит в настоящем исследовании более подробно разбирать различные теории, особенно медицинские, с целью общего решения этой проблемы. Это было бы также излишне и потому, что различные теории и попытки объяснения уже были четко и ясно изложены в классической книге Гиршфельда, но также и потому, что любовь греков к мальчикам – а только о ней мы здесь и говорим – вовсе не нуждается в разъяснении в качестве явления, трудного для понимания. Некоторые вопросы исторического ее развития мы все же рассмотрим.
Утверждение Гёте о том, что «любовь к мальчикам стара как мир», подтверждается и современной наукой. Самые древние литературные свидетельства этого явления уходят корнями более чем на 4500 лет, и египетские папирусы свидетельствуют о том, что педерастия не только была широко распространена в Древнем Египте, но и принималась как само собой разумеющееся в отношениях между богами.
Корни любовных отношений греков с мальчиками теряются в доисторических временах, греческая мифология вся пронизана рассказами о педофилии. Греки сделали начало тех древнейших времен своей легендарной историей. Утверждение о том, что будто бы в поэмах Гомера нет еще и следа любовных отношений с мальчиками и что это явление возникло в период декаданса, по моему мнению, ошибочно, ибо отношения между Ахиллом и Патроклом, как бы идеальны они ни были, содержат долю гомоэротических чувств и поступков; гомеровский эпос также полон несомненными следами эфебофилии и никто в античной Греции никогда в этом не сомневался.
«Илиада», величайший эпос греков, дошедший до нас, являет собой гимн дружбе. Начиная с третьей книги через всю поэму проходит любовь двух молодых людей, Ахилла и Патрокла, она рассказана в таких подробностях, что нельзя не усомниться в том, что эти отношения носили лишь дружеский характер. Это ясно проявилось уже в сцене, когда Ахилл узнал о гибели Патрокла на поле битвы. Ужасен был гнев несчастного юноши, который стоит, вознося молитвы богам, на берегу моря, терзаемый неопределенностью; слова замирают у него на устах, а душа разрывается от горя; он осыпает голову землей, затем, вышедши из себя, он бросается на землю и рвет на себе волосы. После первого гнева его горе постепенно утихает, а за взрывом страстей душа его постепенно истекает кровью, и единственной мыслью его становится месть тому, кто украл у него самого любимого человека на свете. Он отказывается от пищи и питья, его душа жаждет лишь отмщения.
Он клянется своему умершему другу, что не устроит обряда погребения, «пока не принесет ему оружие его убийцы Гектора». Он также клянется убить двенадцать троянских знатных юношей перед погребальным костром. Но прежде чем осуществить свою месть, он открывает сердце для трогательного оплакивания умершего. Среди прочего он произносит: «Ничто не могло принести мне столько горя, даже и смерть отца, если бы я о ней услышал».
Все это – язык любви, а не дружбы, и именно так это и воспринимали древние. Еще один пример из «Антологии»: «Двое мужей прославлены в дружбе и в войне навсегда, сын Эака и ты, сын Менетия».
Из другой поэмы «Одиссея» следует, что после гибели Патрокла его место рядом с Ахиллом занял Антилох, и, конечно, это означает, что Гомер не мог представить себе Ахилла без любимого юноши. Из этого отрывка мы узнаем, что Ахилл, Патрокл и Антилох были погребены в общей могиле, вместе, как и при жизни.
Об узах дружбы между Ахиллом и Патроклом рассказал великий трагик Эсхил, он писал о дружбе, основанной на эротических отношениях, а этот автор не столь далеко отстоял от времени написания самого эпоса, чтобы верно понять эти отношения. Несохранившаяся трагедия Эсхила «Мирмидоняне» имела следующий сюжет: Ахилл, смертельно обиженный Агамемноном, устраняется от сражения и утешается, предаваясь любовным утехам в своей палатке. Хор, изображавший мирмидонян, подданных Ахилла, наконец убеждает его позволить им принять участие в сражении во главе с Патроклом. Пьеса заканчивается гибелью Патрокла и безутешным горем Ахилла.
Ту же мысль высказывает и Лукиан: Патрокл, любимец Ахилла, не просто сидел перед ним и слушал его игру на лире, главной пружиной их отношений было влечение.
Следует упомянуть, что Федр в своей речи об Эроте перевертывает ситуацию, делая Патрокла любовником, а Ахилла, более юного и красивого, – возлюбленным.
Еще больше свидетельств можно привести в пользу ложности утверждения, будто гомеровский эпос ничего не знает о гомосексуализме. Уже Гомер говорит не только о похищении Зевсом фригийского царевича Ганимеда (Ил., хх, 231), но определенно выражает мысль, что он был унесен благодаря его прекрасной внешности, он также рассказывает об интенсивной торговле мальчиками, которых привозят финикийские мореплаватели, чаще всего похищая их, чтобы заполнить гаремы влиятельных пашей. Когда, наконец, Ахилл и Агамемнон приходят к согласию, Агамемнон в знак примирения предлагает Ахиллу подарки, среди которых несколько знатных юношей. Военная колесница Ахилла названа «священной», Негельсбах уже отметил, что «под этим следует понимать священный союз воина и возничего».
Таким образом, гомосексуализм встречается с древнейших времен, всегда, когда есть достоверная информация относительно греков. То, что практика этих эротических отношений передавалась потомкам в официальных документах, ясно показывают наскальные надписи на острове Тера – современном Санторине – на Кикладах. Эти отношения сохранялись до конца античности, и в этом историческом обзоре мы должны упомянуть лишь их отдельные фазы.
Значимый поворотный пункт – имя Солона, который, сам будучи гомосексуалом, издал важный закон, регулирующий педерастию, прежде всего запретив рабам вступать в сексуальную связь со свободными юношами. Это означает две вещи: первое, что педофилия в Афинах признавалась законной и что законодатель считал, что превосходство свободнорожденного не должно принижаться интимными отношениями с рабами. Далее, законы, изданные Солоном, призваны были защитить свободнорожденных юношей от насилия в юном возрасте. Другой закон порицал тех из граждан, которые подстрекали свободнорожденных мальчиков выставлять свою красоту на продажу, ибо проституция ничего общего не имеет с педофилией, о которой здесь идет речь и которую мы должны представлять лишь как добровольное сожительство, основанное на взаимной привязанности.
Далее, эти законы Солона относились только к афинским гражданам, в то время как масса ксеной, то есть эмигрантов не-афинян, имела в этом отношении полную свободу. Следовательно, эти законы очень рано перестали исполняться, даже суровость наказания[147] не сильно сдерживала преступавших закон, поскольку profasis filias всегда была лазейкой, то есть утверждением, что это произошло «под влиянием минуты»; и разумеется, молодежь зачастую выбирала сиюминутную выгоду, не заботясь о будущих последствиях. Однако эти законы были направлены не на уничтожение самой педофилии, даже не на ее организацию и профессиональную деятельность, и это видно из того факта, что государство снижало налоги тем, кто поставлял мальчиков и юношей в распоряжение любовников, так же как и женщин в дома терпимости (Эсхин. Тимарх, 119).
Диоген Лаэрций рассказывает, что Сократ (Ксен. Мем., ii, 28), будучи мальчиком, был любимцем своего учителя Архелая, что подтверждает и Порфирий (там же, 201), который пишет, что семнадцатилетним юношей Сократ все еще не прекращал интимных отношений с Архелаем, поскольку в то время он был очень чувственной натурой, впоследствии эта чувственность сменилась работой интеллекта.
Ксенофонт, например, заставляет Сократа говорить: «Пожалуй, и я мог бы оказать тебе содействие в охоте за совершенными людьми по своей склонности к любви: когда я почувствую влечение к кому-нибудь, я страшно, всем существом стремлюсь к тому, чтобы те, по ком я тоскую, тоже тосковали по мне, чтобы тем, с кем мне хочется быть в общении, тоже хотели общения со мной»[148].
В «Пире» Платона Сократ говорит: «Я открыто признаю, что не понимаю ничего, кроме любовных отношений», и «я утверждаю, что искусен в делах любви», что согласуется с некоторыми местами «Пира» Ксенофонта, например: «Я не могу припомнить времени, когда я не был бы безумно влюблен в кого-нибудь» или когда Сократ описывает впечатление, которое на него произвела красота
Автолика: «Как огонь в ночи привлекает к себе все взоры, так и красота Автолика сразу притягивает мужские взоры и никого не оставляет равнодушным».
Когда Критобул сел рядом с ним, на него это произвело такое впечатление: «Это было плохо. Мне пришлось тереть свое плечо пять дней подряд, как если бы меня укусила фаланга, и до самого нутра меня пронзило это чувство».
Разве эти слова мог произнести человек, не подверженный чувственной любви? И из диалогов Платона «Алкивиад» и «Пир» видно, что красота Алкивиада производила на Сократа неизгладимое впечатление.
Конечно, есть несколько отрывков, в которых Сократ не только уважительно отзывается о любви к мальчикам, но и предостерегает юношей от такой любви. Вот один диалог Сократа, приведенный Ксенофонтом, в котором Сократ не советует целовать красивого юношу: «А красавцы при поцелуе разве не выпускают чего-то? Ты не думаешь этого только оттого, что не видишь. Разве ты не знаешь, что тот зверь, которого называют молодым красавцем, тем страшнее фаланг, что фаланги прикосновением выпускают что-то, а красавец даже без прикосновения, если только на него смотришь, даже издалека, впускает что-то такое, что сводит человека с ума? (Может быть, и Эрот потому называется стрелком, что красавец даже издали наносит раны?) Нет, советую тебе, Ксенофонт, когда увидишь такого красавца, бежать без оглядки. А тебе, Критобул, советую на год уехать отсюда: может быть, за это время, хоть и с трудом, ты выздоровеешь»[149]. Подобного рода свидетельства можно встретить в собрании Кифера.
С другой стороны, античная Греция не была готова легко поверить, будто педофилия Сократа была лишь интеллектуального рода; и насколько мы понимаем, люди, жившие в это или близкое к нему время, были в более выгодном положении для того, чтобы судить гораздо вернее, чем можем судить мы, обладающие лишь обрывочными знаниями. В комедии Аристофана «Облака», где Сократ всячески осмеивается, разумеется, нет ни слова, из которого можно было бы заключить, что учитель был привержен чувственной стороне педофилии.
Подводя итог: Сократ, будучи эллином, всегда открыто и с пониманием смотрел на красоту мальчиков и юношей; интимные отношения с эфебами также были ему не чужды; однако сам он насколько возможно воздерживался от практического выражения своих страстей. Он даже готов был отрицать чувственные отношения, поскольку его несравненное искусство наставлять молодые души и вести их к наибольшему совершенству являлось вполне удовлетворительной компенсацией. Эту способность к воздержанию он также старался навязать другим в качестве идеала; требовать достижения этого идеала от всех было бы неразумно и никак не согласуется с мудростью «мудрейшего из греков».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Мальчики в древней Греции.. Греция. Туристический портал
мальчики в древней греции
карта библиотеки
В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.
После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и п,ифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе.
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.
В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.
Подосинов А.В. Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1.
Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected] !
Предлагаем курсы за рубежом: изучение английского в Америке по спец ценам.
Мальчики в древней Греции.. Греция. Туристический портал
мальчики в древней греции
карта библиотеки
В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.
После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и п,ифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе.
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.
В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.
Подосинов А.В. Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1.
Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected] !
Предлагаем курсы за рубежом: изучение английского в Америке по спец ценам.
5. Красота мальчиков в греческом искусстве. Сексуальная жизнь в Древней Греции
5. Красота мальчиков в греческом искусстве
Насколько красота мальчиков казалась грекам воплощением всей земной красоты, можно судить по тому, что в пластическом искусстве воплощение женской красоты приближалось к образу мальчика или юноши; и истинность этого утверждения можно увидеть, перелистывая любой альбом по греческому искусству. В самом деле, даже прототипы женской соблазнительности – Сирены – довольно часто изображались в образе мальчиков. В греческом искусстве, и особенно в вазовой росписи, мальчики и юноши представлены гораздо чаще и с более подробным изображением деталей, чем девушки, что поражает всякого, кто проследит за великими произведениями вазовой живописи; любимым сюжетом изображения был Эрот вместе с Гиацинтом, Гиласом и другими мальчиками-любимцами, о которых рассказывает греческая мифология.
Следует также помнить, что в учебниках по мифологии целые главы занимают перечисления красивых юношей, например в книге Гигина о мифах, предназначенной для изучения в школах; можно упомянуть также «Erotes» Фанокла, которую мы обсудим позже, ее содержание составляет поэтическое перечисление многих прекрасных мальчиков и их любовников.
Еще одним доказательством того, что греки видели идеал красоты в мальчиках и юношах, служит тот замечательный факт, что надпись kalos (красивый) появляется на огромном количестве ваз, в то время как kale (красивая) – сравнительно редко. Учитывая множество надписей, посвященных фаворитам, стоит привести следующие.
Прежде (да и теперь еще) существовал обычай повсюду писать, выцарапывать, вырезать имена особо любимых друзей, где бы и на каком бы материале ни представлялась такая возможность. То же было и в Древней Греции, и в нашем распоряжении имеются много отрывков, из которых следует, что существовал обычай писать имена своих возлюбленных на стенах или дверях помещений – особенно в Керамике в Афинах (городской район, о котором мы рассказывали, когда говорили о «Разговорах гетер» Лукиана) – или вырезать имена на стволах деревьев. Великий живописец Фидий не постеснялся оказать почтение своему любимцу надписью «прекрасный Пантарк» на пальце руки величественной статуи Зевса в Олимпии. Сохранился камень, на котором один из рабочих по имени Аристомед нацарапал слова: «Гиппей – красив! Так думает Аристомед». Доходило до того, что некоторые сентиментальные любовники писали имена своих умерших возлюбленных с добавлением «красивый» собственной кровью на их могильных камнях.
Имена мальчиков-возлюбленных писали на могильных камнях, что также следует из эпиграммы Арата (Ант. Пал., xii, 129): «Филокл аргивянин – красив; об этом свидетельствуют коринфские колонны и могильные плиты Мегары. Написано, что он светловолос, как воды Амфиарая (родник около Оропа в Беотии). Но кому нужно свидетельство камней? Всякий, кто знал его, подтвердит это».
Отсюда лишь один шаг до любовных признаний на вазах. Иногда слово «красивый» стоит отдельно, чаще в сочетании «мальчик красив» или в сочетании с именем на греческих сосудах; также и на колоннах, щитах, блюдах, подставках для ног, на алтарях, сундуках, сумках, на ободке дисков и на множестве других предметов. Многие вазы содержат прямые диалоги, например та, что хранится в Мюнхене, где среди украшений написано волнистыми буквами:
A. Красив Доротей, о Николас, красив!
B. Мне он также кажется красивым; но красив и другой мальчик, Мемнон.
А. Для меня он также красив и дорог.
Следует также напомнить, что эпитет kalos для любимцев находят даже на вазах со сценами школьной жизни: например на краснофигурном сосуде Дурида, который часто копировался и теперь хранится в антиквариуме старого Берлинского музея.
Хотя об этих надписях, посвященных мальчикам, уже существует относительно подробная литература, их цели и их природа там объясняются не достаточно полно; однако результаты этих исследований можно свести к некоторым выводам.
1. В основном имена любимцев были обычны в вазовой живописи в Аттике и лишь в период около 70-х годов V в. до н. э.
2. Надпись «калос» (красивый) имеет несколько значений. Иногда художник хотел похвалить себя; иногда надпись относилась к изображенному на вазе объекту, когда художник хотел выразить наивное удовольствие от наиболее удавшейся работы.
3. Но чаще всего художник хотел оказать почтение своему любимцу.
4. Многие из тех, кто заказывал вазу живописцу, требовали добавления «красавчик Гиппий» или другого (имярек), с целью доставить удовольствие мальчику, которому предназначалась эта ваза в подарок, чтобы отметить его телесное совершенство как раз в том возрасте, когда каждый мальчик мог гордиться своей красотой и находил не унизительным, но весьма почетным, когда обнаруживал, что кто-то восхищается его телесным и душевным совершенством.
5. Наконец, вазовые живописцы писали на вазах имена мальчиков и юношей, о красоте и милых выходках которых восхищенно говорил весь город. Можно предположить, что всякий ремесленник рассчитывал на более удачный сбыт, если его изделие было украшено именем мальчика, который вызывал восхищение у всех в городе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
дальнейшие этапы. Сексуальная жизнь в Древней Греции
7. Греческая любовь к мальчикам: дальнейшие этапы
Если мальчику присущи качества, вкратце разобранные на предыдущих страницах, тогда он достоин того, чтобы стать предметом более пристального рассмотрения.
Двенадцатая книга «Палатинской Антологии» — это настоящий гимн любви к мальчикам. В литературном и историческом очерке мы к ней непременно еще вернемся, а сейчас удовольствуемся описанием отдельных этапов гомосексуальной любви, почерпнутым из поэтических отрывков, которые дошли до нас в составе этого сборника.
Если Стратон однажды (Anth. Pal., xii, 198) признается в том, что его пленяет «все мальчишеское», то этим он открывает не только свою душу, но и душу большинства греков.
Другой раз (Anth. Pal., xii, 192) он высказывает сокровенную мысль многих эллинов: «Меня не прельщает ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса — дело женской Киприды».
Всякий раз, когда античная литература и искусство рисуют картины застолья, мы находим на них юношей, подающих гостям вино, обменивающихся с ними шутками или даже предлагающих использовать свои роскошные волосы в качестве полотенца, как — ограничимся единственным примером — сообщает Петроний (27, 31, 41). Он рассказывает о «юношах из Александрии, поливающих на руки гостям ледяную воду, в то время как другие омывают им стопы или с невыразимой нежностью полируют ногти». В другом месте тот же автор пишет: «После того как мы наговорились, вошел очень красивый мальчик, увенчанный листьями винограда и плющом; он обходил гостей с корзинкой, наполненной виноградными гроздьями, и пел голосом, который звенел, как колокольчик. И мы целовали порхавшего вокруг нас мальчика, целовали, пока не насытилось сердце».
О том, сколь тесно идеал прекрасного мальчика связывался у греков с их пирушками, явствует из рассказа, изложенного Филостратом (i, 105, 13, Kayser): во дворце могущественного индийского царя стояли четыре изысканных треножника. Их носили бронзовые юноши, «которые были такими же красавцами, какими греки представляют себе своего Ганимеда или Пелопа». Нередко мальчики принимали участие и в попойках — на эту мысль наводит фрагмент комедиографа Филиллия (Ath., xi, 485с; CAP, I, 783).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
1. Любовь к мальчикам в греческой мифологии. Сексуальная жизнь в Древней Греции
1. Любовь к мальчикам в греческой мифологии
После всего, что было сказано о любви греков к мальчикам на основании свидетельств письменных источников, предположение о том, что она играла значительную роль в греческой мифологии, полностью подтверждается. Действительно, содержание мифов о богах и героях эллинов настолько насыщено мотивами педофилии, что Р. Байер даже написал на эту тему монографию. Было бы неплохо перечислить здесь любовные отношения греческих богов и героев с мальчиками, поскольку они по большей части принадлежат к наиболее прекрасным цветам греческой поэзии, однако соображения места не позволяют привести полный пересказ мифов, связанных с педофилией греков, тем более что есть фундированная диссертация Байера, которая представляет собой хотя и не совсем полную компиляцию, но, тем не менее, достаточное перечисление мотивов педофилии в греческой мифологии. Мы можем, следовательно, отослать читателей к этой работе и напомнить здесь лишь о том, что с самых древних времен более или менее подробное перечисление мифов о мальчиках-любимцах и их любовниках уже существовало в письменном виде. Следы подобных списков сохранились у некоторых авторов, например у Гигина, Афинея и других; однако самый полный список дошел от отца церкви Климента Александрийского, который записал следующие пары: «Зевс любил Ганимеда;
На основании даже этого списка, содержащего в основном имена богов и их любимцев, можно представить себе огромное количество мотивов педофилии в греческой мифологии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Во что играли в Древней Греции?
В Древней Греции, как сегодня во всем мире, игра была частью повседневной жизни не только детей, но как один из вариантов отдыха взрослых.
Философы, которые рано поняли важность игры в социализации и формировании характера, приветствовали участие в играх.
Раскопки обнаружили многочисленные игрушки, которые были изготовлены из материалов, выдержанных временем, таких, как глину. Мы находим их описания в древних текстах, видим на иллюстрациях скульптур, статуэток, ваз. И мы признаем, что многое из того, что мы используем сегодня, сделано, конечно, из современных материалов, но пришло из прошлого.
Первая игрушка ребенка была, как и сегодня, знаменитая погремушка.
Так куклы часто имели подвижные конечности. Сохранились куклы из кости и глины, но для них использовали и ткани, и воск, и дерево. Во многих случаях это были куклы обнаженные, с тем чтобы девочки могли шить для них одежду и одевать их.
А мальчики играли повозками, запряженными лошадьми.
Сфера (мяч), был сделан из кожи или куска ткани, сшитого и набитого конским волосом, соломой или шерстью, играли и маленькие и взрослые.
Самые популярные игры в мяч включают удар и отдачу, когда отбиваешь мяч от земли или от стены, пока не потеряешь.
В «небесной» игре в мяч, кто-то бросал мяч так высоко, как мог, а другие пытались поймать, прежде чем он падал на землю.
В другой игре мальчики, бросая мяч руками, пытались попасть в горлышко сосуда, что-то вроде современного баскетбола. Пораженный должен был посадить на свою спину победителя.
Они играли даже в игру, напоминающую в «хромого». Игроки пытались прыгать или бежать на одной ноге, а затем балансировать на смазанном маслом бочонке, наполненном вином, которое отдавалось в качестве приза победителю.
Очень любима была игра в кости, которые были взяты из задних ног ягнят или коз. Игроки бросали кости с поворотом, пытаясь, чтобы они легли особым способом, так как каждая сторона имела особое значение для игроков.
Были и такие игры, которые раскладывались на столе и их можно считать предшественниками шашек и шахмат.