Литература древней греции доклад. Литература Древней Греции Классический период
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литература Древней Греции. Литература древней греции доклад


Литература Древней Греции Классический период — реферат

1. Литература  Древней Греции     Классический период 

Греки — народ  эстетически развитый. И чувство  прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию — цивилизацию  принципиально нового исторического  типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.

Греки создали  и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы и благодаря присущему им чувству симметрии и пропорции создали совершенные художественные формы. Большинство произведений классического периода были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение, поэтому они передают дух частной и общественной жизни греков с живой непосредственностью, какой лишены другие высокоразвитые литературы. У греков не было жреческой касты, которая бы имела монополию на мысль и слово, и религиозными и этическими проблемами занималась светская поэзия. Большое значение для литературы имел и сам греческий язык – мелодичный и гибкий, способный передавать тончайшие смысловые оттенки. 

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в  классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Геродота, Менандра. 

В понятие высокой  классики входят также литературные достижения — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая  трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.  

Эсхил (525—456 до н. э.) Эсхил (ок.525-456 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, "отец трагедии". Эсхил творил в период становления афинской демократии и изображал победу демократического строя над деспотизмом, государственности над родовыми порядками, победу цивилизации ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей" и др.). Он превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера. Трагедии Эсхила статичны, монументальны, хор в них удерживал ведущую роль. Действующие лица строго делились на положительных и отрицательных. Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей ("Прикованный Прометей"), он наделен чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради человечества.

Титан Прометей дал людям огонь против воли отца богов - Зевса. Разгневаный Зевс приказал богу-кузнецу Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале. Зевс подвергает Прометея страшной казни - каждое утро будет прилетать орел и клевать печень Прометея. За ночь его печень отрастает, а утром орел клюет ее снова. 

Таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась. И фабулу произведения раскрывали актеры, число которых у Софокла (ок. 496-406 до н. э.) достигло трех.

В трагедиях  использовались и переосмыслялись  известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

был поэтом-драматургом  эпохи расцвета афинской демократии и достойным соперником Эсхила. 24 раза Софокл получал первый приз и ни разу не оказался на последнем месте; за 60 лет творчества им было написано, согласно античной традиции 123 произведения. До нас дошло только 7.

В своих трагедиях  он раскрывал личность в страданиях во имя долга, в конфликтах между  государственными законами и неписаными законами морали и религии, между лукавством и прямодушием ("Антигона", "Электра", "Царь Эдип" и др.). Такова Антигона, пошедшая против правителя Фив из-за любви к брату. Два брата Антигоны в борьбе убивают друг друга. Правитель Фив Креонт приказывает похоронить старшего брата с почетом, а тело младшего - Полиника - бросить на съедение зверям и птицам. Креонт запрещает под страхом смерти хоронить его. Антигона, сестра Полиника и невеста сына Креонта Гемона, не смотря на запрет, решает похоронить тело брата. Но ее заметили. Креонт приговаривает ее к смерти. Гемон тщетно убеждает отца помиловать ее. Антигону замуровали в склепе. Узнав о гневе богов, Креонт спешит освободить Антигону, но она уже мертва, и Гемон закалывает себя мечом перед телом невесты. Не в состоянии вынести смерть сына его мать Эвридика кончает жизнь самоубийством.

Отрывок из софокловой "Антигоны" "Нет человека сильней" стал древнегреческим гимном.

Много в природе  дивных сил,

Но сильней  человека - нет.

Он под вьюги мятежной вой

Смело за море держит путь.  

И беззаботных  стаи птиц,

И породы зверей лесных,

И подводное  племя рыб

Власти он подчинил своей...

(Перевод Ф.  Зелинского) 

Произведения  Софокла сохраняются в репертуарах  современных театров. 

Эсхил и Софокл раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Столкновение героя с судьбой, его страдания помогали узнать волю богов и подчиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч- «очищение»). Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла "Царь Эдип" и "Антигона".  

Еврипид (ок. 480-406 гг. до н.э.) был поэтом периода кризиса  афинской демократии. Он резко критически относился к мифологической драматургии, героев не идеализировал, а приближал к бытовому уровню. Изображал неукротимые страсти, мощные порывы, страдания, не имеющие морального смысла ("Геракл", "Медея", "Троянки", "Елена" и др.). Еврипиду были чужды монументальные образы Софокла, он изображал людей такими, какими они были, а не такими, какими они должны быть. Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром, впервые появляется в трагедии Еврипида «Медея», которого античная критика называла «философом на сцене».  

Творчество Еврипида оказало влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них на европейскую драматургию. В драмах Софокла (ввел третьего актера) и Еврипида значение хора постепенно снижается, на первый план выступает актер. Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. На протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. В последующие века она никогда не поднималась до высот классического периода. 

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии.  

Однако наивысшего развития жанр комедии получил у  великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), который превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в европейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В комедии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам.  Создал смелую сатиру на политическую и культурную жизнь Афин конца 5 - начала 4 вв. до н.э., на софистическую философию ("Облака"), на трагедии Еврипида ("Лягушки"), на агрессивную внешнюю политику рабовладельческой демократии ("Всадники", "Осы"). Война представляется поэту непрошеной гостьей: 

К тем, кто счастлив и доволен, вдруг врывается она

И творит дела лихие, и буянит, и громит,

И дерется. А  попробуй по-хорошему сказать:

"Ляг, возьми  заздравный кубок, выпей сладкого  вина",

Так она еще свирепей наши изгороди жжет

И еще неумолимей топчет, давит виноград. 

В комедиях Аристофана действуют плуты и мошенники, демагоги и стяжатели, бессовестно  надувающие народ. Рядом с ними философы продающие ум и совесть, растлевающие ум и душу молодежи. Положительные герои - мелкие землевладельцы терпят притеснения от олигархии. Главный герой комедий Аристофана - смех. Он карает и очищает. 

Во 2-й половине 5 в. до н.э. высокого развития достигла историографическая проза - это исторические труды Геродота ("отец истории"), Фукидита (родоначальник исторической критики), Ксенофонта.

Геродот (484—425 до н.э.) написал «Историю», основным сюжетом  которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое  описание жизни и быта скифов. Величайший историк античности Фукидид (460—400 дон. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.  

В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.  

Сократ (ок. 470—399 до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода, отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.  

Платон (427—347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди яих — идея, блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил, разбитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др.  

Ученика Платона  —Аристотеля (384 — 322 до н. э.) по праву  называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей. Он был воспитателем Александра Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие —тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства —подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органом» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), ((Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».  

На рубеже 4-3 вв. до н.э. развивается "новая комедия" на семейно-бытовые и любовные темы. Звездой "новой комедии" или "комедии  нравов" является Менандр (342-291 гг. до н.э.). Его творчество приходится на период борьбы диадохов. Политическая неустойчивость, частая смена олигархических и демократических режимов, бедствия, обусловленные войной на территории Эллады, разорение одних и обогащение других - все это вносило смятение в морально-этические представления граждан, подрывало устои полисной идеологии. Росла неуверенность в завтрашнем дне, вера в судьбу. Эти настроения и нашли отражение в "новой комедии" Менандра ("Третейский суд", "Ненавистный", "Остриженная" и др.).

Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики, получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествием ради научных изысканий.  

В 4 в. до н.э. достигло своего расцвета красноречие - судебное, политическое и "парадное". В связи с этим возникает риторика - теория стиля и ораторской аргументации. В условиях македонского владычества и эллинистических государств (нач. 3 в. до н.э.) политическое красноречие исчезает, а литература обратилась к семейным и бытовым темам.  

turboreferat.ru

Литература Древней Греции — реферат

  1. Вступление

Древнегреческая литература — совокупность литературных произведений античных авторов, включающая в себя всё творчество древнегреческих поэтов, историков, философов, ораторов и др. вплоть до конца истории Древней Греции.

Отличавшая древнего эллина способность живо воспринимать окружающее и быстро отзываться на него, проникать глубоко в основные мотивы явлений и улавливать их типические, существенные черты, пластичность греч. речи, позволявшая эллину выражать легко и точно каждую свою мысль и настроение со всеми их оттенками, сообщили древнегреч. литературе гуманистический характер и обеспечили за нею общечеловеческий интерес. В основных свойствах эллинского гения кроется разгадка несравненной оригинальности его научного и художественного творчества, долговечности множества выработанных им идей, образов и целых систем мировоззрения; этим же обусловливается то громадное влияние, какое имела древнеэллинская литература на все позднейшие, начиная с римской, и на европейскую образованность вообще.

 Успехи драмы, красноречия и изучения форм политического общежития находились в ближайшей зависимости от демократического строя городских республик. Вовсе не случайно то обстоятельство, что по степени и качеству умственной производительности в древней Греции первое место принадлежало афинской демократии, где и политические учреждения, и нравы, и вкусы общества наиболее содействовали свободному развитию и упражнению всех способностей гражданина, потребных для деятельного сознательного участия в делах общины.

Крайними пределами истории древнегреческой литературы следует признавать XI в. до н. э., когда сложились многочисленные сказания о героях Троянской войны, и первую половину VI в. н. э., когда по распоряжению императора Юстиниана (529) были закрыты философские школы в Афинах.

 

  1. Темные века

Аэды (от греч. ἀοιδός, aoidos — певец) — певцы, древнегреческие сказители народных песен, лёгших в основу древнейшего эпоса. До возобновления письменности (после её утраты в эпоху Тёмных веков) и установления закреплённых текстов аэды импровизировали под аккомпанемент струнных инструментов (лиры, кифары и др.). У Гомера аэды изображаются как певцы на службе общин и царей. Творчество странствующих аэдов сыграло огромную роль в развитии греческого эпоса. Самым известным аэдом являлся и является по сей день Гомер — автор «Илиады» и «Одиссеи». Хотя существует мнение, что это был не один человек, а целая группа аэдов.

    1. Гомер. Илиада и Одиссея.

Главное литературное явление первого периода — так называемые гомеровские поэмы, представляющие собою завершение длинного ряда меньших опытов легендарной поэзии, а также религиозного и бытового песнотворчества.  Задолго до появления на свет Илиады и Одиссеи, древнейших памятников Г. литературы, сложились образы главных эллинских божеств и героев троянского и дотроянского времени, установились типические черты богов и полубогов, их генеалогии, образовались эпитеты, выработана была стихотворная форма, пригодная для повествования и т. д. Илиада и  Одиссея  вмещали в себе лишь небольшую часть сюжетов и эпизодов, обработанных раньше многими поколениями рассказчиков и певцов. В тесной связи с именем Гомера находятся ещё так называемые Гомеровские гимны, дошедшие до нас в виде 34 песен, неодинаковых по достоинству и объёму и разновременных по происхождению. Время образования этих песен, служивших на религиозных празднествах вступлениями к декламации гомеровских песен — VIII—V вв. до н. э. Составлялись они в кружках рапсодов. «Илиада» и «Одиссея» — очень длинные поэмы, по триста с лишним страниц. Переход от сочинения небольших былин к сочинению длинных связных эпопей — дело сложное. Тут было два пути. Один более легкий: можно было нанизать эпизоды подряд, слаживая конец одного с началом другого, от самого похищения Елены и до возвращения всех героев. Другой более трудный: можно было взять какой-нибудь один эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне.

 

    1. Гесиод.

Рано чувствовалась потребность в связных систематических представлениях о богах, о первоначальной истории мира и человеческих обществ, о взаимных отношениях между божествами, героями и простыми смертными. Ответом на эти запросы служила Теогония. Обе поэмы, религиозно-наставительного характера, вышли из беотийской школы певцов и принадлежали уроженцу Аскры Гесиоду. Гомер и Гезиод (Гесиод) почитались у древних греков творцами теогонии и теологии; имена их обыкновенно употреблялись рядом, нераздельно, хотя гезиодовы поэмы сложились лет сто спустя после гомеровских. Это был такой же народный певец, как Гомер, но пел он совсем о другом: не о сказке, а о жизни. Его самая известная поэма называлась «Труды и дни». Это были стихотворные советы крестьянам: когда пахать землю, когда сеять, как хозяйничать, чтобы иметь доход и пользоваться уважением. Слушатели у Гесиода были. И однажды ему даже присудили победу в состязании с самим Гомером. Это тоже было признаком времени: время сказки начинало отходить в прошлое.

    1. Эзоп и его басни.

Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

 

 

  1. Архаический период.

 

    1. Поэзия. Эпическая поэзия.

Музыка, именно игра на форминге или кифаре, лире, поставлена в теснейшую связь с поэзией. Этот же подготовительный период характеризуется влиянием малоазийских народов, родственных эллинам, — главным образом фригийцев и ликиян. Рядом с песней, преимущественно религиозного характера, существовали с незапамятных времен более или менее занимательные рассказы о громких подвигах отдельных личностей — богатырей, вождей, правителей — и целых общин; подобные рассказы, умножаясь в числе по мере совершения новых подвигов, соединяли в себе разнородные элементы мифа и действительности, изображали богов и людей в постоянных отношениях и взаимодействии, людей наделяли сверхчеловеческими свойствами, богов низводили до уровня смертных. Если события близкие, только что совершившиеся, понимались и изображались поэтами не иначе, как в виде необычайных деяний богов или при непосредственном их участии, то давность события открывала тем больший простор для вымысла и чудесного: без этого современность и история представлялись бы древнему эллину столь же мало вразумительными и интересными, как нам подобное изображение кажется неправдоподобным и произвольным.

Древний эллин любил новые песни о недавних событиях, и потому начатки троянского эпоса необходимо приурочивать ещё к собственной Элладе, более всего к Фессалии и Арголиде, родным местам первенствующих ахейских героев, и относить появление их ко времени самой войны и к непосредственно за войною следовавшему. Полного расцвета эпическая поэзия достигла, однако, лишь на малоазийском побережье, в колониях, преимущественно ионийских, хотя ионические поэты только продолжали и совершенствовали дело эолян.

 

    1. Аэды. Декламаторы-рапсоды.

Древние поэты были вместе и исполнителями своих и чужих песен, певцами (аэды), которые при исполнении пользовались аккомпанементом на форминге. На торжествах народа или правителей и вождей подобные певцы-поэты были желаннейшими и почетнейшими гостями. Аэды были ближайшими хранителями и распространителями гомеровских поэм и иных песен. За аэдами следовали декламаторы-рапсоды, на общественных собраниях произносившие чужие песни без музыкального аккомпанемента, зато драматизировавшие свое исполнение при помощи мимики и костюмов.

 

    1. Поэты-циклики

С первой половины VIII и до половины VI в. до н. э. ряд поэтов задавался мыслью изложить в стихотворной форме, по образцам гомеровским, весь по возможности цикл троянских сказаний. Это — поэты-циклики: Арктин, Стасин, Лесхес, Агий, Евгаммон, не обладавшие ни дарованием, ни искренним воодушевлением родоначальников эпоса. Рядом с троянским существовали и обрабатывались подобными же поэтами циклы сказаний фивских (Фиваида, Эпигоны), геракловых. Циклические поэмы, по объёму иногда превосходившие Одиссею, имели для позднейших поэтов, историков, философов, антиквариев значение и интерес сборников мифов и сказаний, пригодных для поэтических или моралистических целей.

 

    1. Эпос. Элегия.

По мере того, как общественная и личная жизнь становилась разнообразнее и сложнее, особенно в богатеющих торговых колониях, нарождались и новые формы поэтического творчества. В политическом общежитии наследственная монархия уступила место олигархическому или демократическому правлению или вышедшей из борьбы партий и вначале опиравшейся на народ тирании. Поэзия много потеряла в торжественности, но не меньше выиграла в практическом, житейском значении; из вдохновенных глашатаев муз или Аполлона поэты обратились в простых смертных, выдававшихся над толпою большею отзывчивостью, мудростью практических советов или меткостью и язвительностью критики. Самая форма стихотворений — элегическое двустишие из гекзаметра и пентаметра — отличалась в сравнении с эпическим стихом краткостью и выразительностью, а ямбический размер сатирических стихотворений ещё больше сближал поэтическую речь с обыденной, разговорной. Злоба дня в её бесконечном разнообразии и волновавшие наблюдателя чувства были предметом поэтического выражения в элегиях и ямбах в течение VII и VI вв.; выработанными тогда стихотворными формами охотно пользовались, впрочем, и впоследствии. Древние элегии исполнялись под аккомпанемент флейты. Из числа элегических и ямбических поэтов  Каллин,  Симонид,  Мимнерм,  Фокилид, Ксенофан,  Гиппопакт,  Архилох  принадлежали малоазийским городам и островам;  Солон,  Феогнид,  Тиртей были уроженцы Аттики и Мегары.

Хотя эпос и элегия развивались и не без связи с музыкою, но первое время музыка была довольно проста и монотонна; стихотворные тексты декламировались и совершенствовались независимо от музыкального аккомпанемента.

 

    1. Лирика. Три направления.

Не так было с поэзией собственно лирической, или песенной (мелической), успехи которой были подготовлены развитием музыки и которая отдельно от музыки не существовала; иногда к музыке присоединялись и ритмические движения, орхестика. Начатки лирики содержались в древнейших народных песнях, но сознательная разработка её в связи с музыкой начинается с Терпандра, лесбийца, который в VII веке до н. э. на карнейских и пифийских собраниях в Спарте и Дельфах выступил как исполнитель религиозных песнопений, номов, с усовершенствованным музыкальным аккомпанементом. Он открыл гамму звуков, установил основные гармонии, лады греческой музыки и вообще положил начало систематическому музыкальному искусству. Греческая лирика делилась на собственно песню и хоровое пение и развивалась в одно время с элегией и  ямбом:  Терпандр  предшествовал Архилоху, а в одно время с Солоном жили главные представители обоих видов лирики: Алкей, Сафо (Сапфо), Стесихор.

Элегия и ямбы примыкали по языку к ионийскому эпосу, лирическая поэзия, по самой своей природе более индивидуальная, представляла бесконечное разнообразие наречий и местных говоров в теснейшей зависимости каждого поэта от его родины и места деятельности. Ионийские, эолийские, дорийские говоры были равноправны в лирике. Не меньшим разнообразием отличалось стихосложение лирических песен в зависимости от личности поэта и от тончайших оттенков выражаемого в песне настроения. Если номы и просодии Терпандра и Клонаса, исполнявшиеся под аккомпанемент кифары или флейты, пользовались размерами, ранее их вошедшими в употребление, — гекзаметром, ямбом и элегическим двустишием, то последующие лирики обнаруживали в этом отношении необычайную изобретательность и свободу творчества. Впрочем, и раньше уже, главным образом гением Архилоха, введены были в обращение, кроме гекзаметра и пентаметра, ямбы, трохеи, анапесты. Из выдающихся лириков чуть не каждый или прибавлял новые стихотворные формы, навсегда удерживавшие за собою имена творцов своих, или налагал печать собственной индивидуальности на формы уже существующие, изменяя и совершенствуя их. В отношении изобретательности всех лириков превзошёл спартанский поэт половины VII в. до н. э., Алкман, у которого впервые находим размеры ионийские и логахдические; он же первый употреблял размер, оказавшийся весьма пригодным для хвалебных стихотворений. Начинания Алкмана нашли себе продолжателя в Стесихоре из Гимеры.

В среде лириков вошло в обычай расчленение стихотворения на строфы, начало чему дано было уже элегическим двустишием: это — объединённые в своих частях группы стихов, или правильно чередующиеся, или меняющиеся в своем построении. Вообще в древнегреческой лирике различаются направления эолийское и ионийское, с одной стороны, и дорийское, с другой.

Главные представители первого — Алкей, Сафо, Анакреон, второго — Алкман, Стесихор, Ибик, Симонид из Кеоса, Арион, Вакхилид, Пиндар. Только первые поэты — лирики в нашем смысле слова, выражавшие в своих произведениях личные душевные состояния;

Вторые, собственно греческие лирики, занимавшие в греческой жизни более почетное место, назначали свои песни, прежде всего для украшения празднества прославления богов и т. п., вследствие чего содержание их произведений было более общего, нежели личного характера; не страстность, но торжественность были отличительною чертою этой дорийской поэзии.

Одни песни назначались для исполнения одним голосом, в частной жизни отдельных граждан; другие были хоровые и имели значение преимущественно религиозно-общественное, исполнялись в публичных местах. Строение песен первой категории было несравненно проще; здесь допускалось непрерывное чередование отдельных стихов, или же строфы одинакового строения следовали одна за другою. Несравненно большим разнообразием отличалось строфическое строение хоровых песен, особенно со времени Стесихора, который ввёл в стихосложение чередование тройных групп — строфы, антистрофы и эпода, — соответственно движениям хора вправо, обратному влево и заключительному нахождению на месте. Хоровые песни были значительнее и по объёму. Победные песни Пиндара — на эпическом наречии, с сильною примесью доризмов, — составленные во славу победителей на четырёх общеэллинских празднествах и дошедшие до нас в числе 44, являются единственными и великолепнейшими образчиками хоровой греческой лирики. Одна из форм этой же лирики, дифирамб, послужила источником трагедии, а из шуточных хоровых песен, тоже в честь Диониса или Вакха, вышла комедия.

    1. Драма.

Исконные начатки драмы, содержавшиеся в самой жизни древнего грека и, особенно в культе Диониса, развились быстро до классических образцов драматической поэзии благодаря достигнутым раньше успехам лирики, в частности — дифирамба. Дифирамбическому хору дал правильную организацию Арион из Коринфа, а знаменитейшие лирики распространили дифирамбическую песню с Диониса и на другие мифические личности. Уже при Солоне, в начале VI век до н. э., в Афинах можно было видеть первые опыты драматизирования дифирамба при помощи одного актёра, которым был сам виновник нововведения, икариец Феспид.

referat911.ru

Литература древней Греции — реферат

Литература древней  Греции.

В Древней Греции вся литература так или иначе связана с  мифом (от греч. «мифос» — «слово», «речь», «рассказ»). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда. Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Особенно любил это философ Платон: ведь когда речь идёт о сложных вещах, образы доходчивее отвлечённых понятий.

Наиболее ранний жанр древнегреческой  литературы — эпос (греч. «слово», «повествование»). С незапамятных времён по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли длинные поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея», но подобных поэм в Древней Греции существовало множество. Некоторые певцы не рассказывали о далёком славном прошлом, а учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был эпос дидактический (от греч. «дидактикос» — «наставительный», «поучительный»).

Художественная проза  в греческой словесности появилась  довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны  два жанра — диалог и роман.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово филология (от греч. «фило» — «любить» и «логос» — «мысль», «слово»). К филологии относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Сейчас так называется наука, изучающая письменные тексты и через них культуру какой-либо эпохи, страны, народа. Аристотель был первым филологом в современном смысле слова. Конечно, и до него в Греции существовал интерес к общим принципам словесного искусства. Но Аристотель впервые создал теоретический трактат о законах литературного творчества — «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью). Огромным успехом в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов.

Позже появлялся дидактическая  и лирическая формы. Дидактическая  поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды»  и «Дни» учат правилам поведения, открыва.т секреты крестьянского труда. Лирическая поэзия, которая чаще всего пелась под аккомпанемент лиры, почти не сохранилась. До нас дошли только имена авторов и фрагменты отдельных произведений. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор любовных стихотворений.

Эзоп, основоположник жанра  басни в Греции, жил около VI в. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлениям о морали. Позже римский баснописец Федр перевел произведения Эзопа на латинский язык. Они пользовались популярностью и в средние века, и Новое время, и в наши дни, оказав большое влияние на творчество Лютера, Лессинга

 

referat911.ru