Античная лирика. Древнегреческая лирика. Лирика в древней греции
Лирика Древней Греции и Рима. Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]
Лирика Древней Греции и Рима
Теперь можно оглянуться: эстетика и культура классической древности, возникающей из свидетельств и руин, из непрерывных войн, приоткрыли нам прекрасный мир, погруженный как бы в безмолвие далей. Но сохранилась поэзия, пусть нередко в фрагментах, а с нею сама жизнь с голосами поэтов, с их чувствами и мыслями, и бездны тысячелетий между нами словно нет.
САПФО
Я негу люблю,
Юность люблю.
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой - быть
В солнечный свет
И в красоту
Влюбленной.
АЛКЕЙ
Сапфо фиалкокудрая, чистая,
С улыбкой нежной! Очень мне хочется
Сказать тебе кой-что тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает.
Кажется, ясно, о чем не решается Алкей сказать Сапфо, о своей любви к ней? Но о любви своей сказать Сапфо отнюдь не стыдно, вся ее лирика - о любви; любовь для нее - святое чувство. Сохранился ответ Сапфо.
САПФО
Когда б твой тайный помысл невинен был,
Язык не прятал слова постыдного, -
Тогда бы прямо с уст свободных
Речь полилась о святом и правом.
Древних весьма занимала эта история двух знаменитых поэтов с острова Лесбос, - а жили они в VII - VI вв. до н.э., - что сценку, как Сапфо с негодованьем отвергает домогательства Алкея, воспроизводили на вазах.
Алкей и Сапфо, вероятно, младшие современники Архилоха (VII в.до н.э.), который родился на острове Парос. Он изобретатель ямба; древние его почитали вслед за Гомером. Его гимн, посвященный Гераклу, исполнялся в течение многих лет на Олимпийских играх. На острове Парос было воздвигнуто святилище и ежегодно в честь поэта совершались жертвоприношения, если не как богу, то как полубогу. Высоко ценили древние и Алкея. В Митилене была выпущена монета с изображением поэта.
Но особой славой все же была осенена Сапфо. Ее лирика - страстная любовная песня во всей первозданной чистоте и искренности, поскольку любовь ее - это любовь в ее первосущности, какой она вспыхивает в ее сердце к солнцу, к красоте, к матери, к женщинам, к дочери. Алкей пожелал, видимо, чего-то индивидуально личного, что для поэта в отношении поэта показалось Сапфо чем-то слишком мелким и постыдным.
Античная лирика имеет одну коренную особенность, что следует иметь в виду, чтобы полнее и лучше воспринимать ее: она погружена в миф, как вообще миросозерцание древних греков, и это буквально, как в «Илиаде» Гомера. С этой точки зрения интересно вчитаться в «Гимн Афродите» Сапфо.
Радужно-престольная Афродита,
Зевса дочь бессмертная, кознодейка!
Сердца не круши мне тоской-кручиной!
Сжалься, богиня!
Ринься с высей горних, - как прежде бывало:
Голос мой ты слышала издалече;
Я звала - ко мне ты сошла, покинув
Отчее небо!
Здесь все приметы эпической поэмы Гомера, только Сапфо сама от себя непосредственно вступает в общение с богиней, как и она с нею.
Стала на червонную колесницу;
Словно вихрь, несла ее быстрым лётом,
Крепкокрылая, над землею темной
Стая голубок.
Так примчалась ты, предстояла взорам,
Улыбалась мне несказанным ликом...
«Сапфо! - слышу. - Вот я! О чем ты молишь?
Чем ты болеешь?»...
Или чудом сохранившийся фрагмент.
Близ луны прекрасной тускнеют звезды,
Покрывалом лик лучезарный кроют,
Чтоб она одна всей земле светила
Полною славой.
Поэмы Гомера и лирика VII - VI вв. до н.э. - это начало расцвета античного искусства V - IV вв, эпохи классики, что можно отметить именами Анакреонта (570 - 487 до н.э.) и Платона (427 - 347 гг. до н.э.), хотя слава последнего не с лирикой связана, но он был поэтом и в его философских умозрениях. Слава Анакреонта как певца любви основана, поскольку от его лирики мало что сохранилось, в большей мере на подражаниях ему в столетиях. У нас есть возможность проникнуться лирикой Анакреонта в переводах Пушкина, вольных, с рифмой, еще не знакомой древним, но несущих звуки струн.
Узнают коней ретивых
По их выжженным таврам;
Узнают парфян кичливых
По высоким клобукам;
Я любовников счастливых
Узнаю по их глазам:
В них сияет пламень томный -
Наслаждений знак нескромный.
Нет сомнения, именно так звучал стих Анакреонта без всякой рифмы по мелодии и содержанию.
Поредели, побелели
Кудри, честь главы моей;
Зубы в деснах ослабели,
И потух огонь очей.
Сладкой жизни мне немного
Провожать осталось дней:
Парка счет ведет им строго,
Тартар тени ждет моей.
Не воскреснем из-под спуда,
Всяк навеки там забыт:
Вход туда для всех открыт -
Нет исхода уж оттуда.
Вот источник пессимизма греков при их веселости и вместе с тем неуемной любви к жизни и к красоте..
Стихи Платона не обычная любовная лирика поэта, который носится со своим чувством, - это первая пора непосредственных волнений любви, как у Сапфо, - а эстетика и философия любви и искусства.
Тише, источники скал и поросшая лесом вершина!
Разноголосый, молчи, гомон пасущихся стад!
Пан начинает играть на своей сладкозвучной свирели,
Влажной губою скользя по составным тростникам,
И, окружив его роем, спешат легконогие нимфы,
Нимфы деревьев и вод, танец начать хоровой.
Погруженная в миф природа предстает перед нами воочию, полная летучих образов.
Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду:
Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?
И так же Платон возносит Праксителя и статую Афродиты, созданную им, словно воочию видит богиню:
Нет, не Праксителем создана ты, не резцом, а такою
В оные дни ты пришла выслушать суд над собой.
Поэзия уже не ограничивается подражанием природе, здесь возникает момент, если угодно, подражания искусству, с утверждением классического стиля.
Любовь, любовь к красоте, природа - здесь все, что станет откровением спустя два тысячелетия - в эпоху Возрождения. Но прежде лирика Эллады стала откровением для плеяды римских поэтов I в. до н.э., взошедшей, по сути, еще в эпоху эллинизма, можно сказать, последний ее всплеск, поскольку с покорением Греции и Египта Римом, словно сам Рим перекрыл первоисточники вдохновения для поэтов
Имя первого из римских лириков Валерия Катулла (87 - 57 гг. до н.э.) мало что говорило бы нам, если бы в одном из монастырей Вероны в начале XIV века (время Ромео и Джульетты!) не обнаружили единственный экземпляр сборника из 116 стихотворений поэта, разом вышедшего из тысячелетнего забвения и обретшего признание и славу. Это тем более удивительно, что произведения его младших современников Горация (65 - 8 гг. до н.э.) и Вергилия (70 - 19 гг. до н.э.) сохранились практически полностью, и они пользовались известностью и в Средние века.
Валерий Катулл - лирик по преимуществу, представитель легкой поэзии, что так ценили Батюшков и Пушкин. Он писал безделки, блестящие, остроумные, шутливые, возносил дружбу, и в том же духе о любви своей к Лесбии. Говорят, по-настоящему возлюбленную Катулла звали Клодия, она была замужем, с чем, вероятно, связаны размолвки между ними. Имя своей возлюбленной Лесбия дал поэт, что дословно означало «девушка с острова Лесбос», очевидно, в память Сапфо.
Катулл воспевает воробья: «Милый птенчик, любовь моей подружки!», - которого ласкает она: «Тут и я поиграть с тобой хотел бы, Чтоб печаль отлегла и стихло сердце». И вдруг...
Плачь, Венера, и вы, Утехи, плачьте!
Плачьте все, кто имеет в сердце нежность!
Бедный птенчик погиб моей подружки.
Бедный птенчик, любовь моей подружки.
Милых глаз ее был он ей дороже.
Слаще меда он был и знал хозяйку...
Поэт фиксирует в легких стихах все оттенки в его взаимоотношениях с Лесбией.
Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!
Пусть ворчат старики, - что нам их ропот?
За него не дадим монетки медной!
Пусть восходят и вновь заходят звезды, -
Помни: только лишь день погаснет крылатый,
Бесконечную ночь нам спать придется.
Катулл с упоением предается поцелуям с Лесбией и тут же с удовольствием вспоминает, как в кругу друзей они играли, обмениваясь табличками, на которых (вместо папируса или пергамента) набрасывали стихи. И снова тень Сапфо мелькает, Катулл строкой из ее стихотврения обращается к Лесбии:
Кажется мне тот богоравным или -
Коль сказать не грех - божества счастливей,
Кто сидит с тобой, постоянно может
Видеть и слышать
Сладостный твой смех; у меня, бедняги,
Лесбия, он все отнимает чувства:
Вижу лишь тебя - пропадает сразу
Голос мой звонкий.
Катулл ценил не только любовь Лесбии, но не менее, как выясняется, и дружбу свою с нею.
Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может
Преданной дружбой, как я, Лесбия, был тебе друг.
Крепче, чем узы любви, что когда-то двоих нас вязали,
Не было в мире еще крепких и вяжущих уз.
Ныне ж расколото сердце. Шутя ты его расколола,
Лесбия! Страсть и печаль сердце разбили мое.
Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова.
Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!
Катулл предстает здесь именно римским поэтом.
И ненавижу ее и люблю. «Почему же?» - ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.
После случайной размолки, пережитой нешуточно остро, вспыхивает ни с чем несравнимая радость.
Если желанье сбывается свыше надежды и меры,
Счастья нечайного день благословляет душа.
Благословен же будь, день золотой, драгоценный, чудесный,
Лесбии милой моей мне возвративший любовь.
Лесбия снова со мной! То, на что не надеялся, - сбылось!
О, как сверкает опять великолепная жизнь!
Кто из людей счастливей меня? Чего еще мог бы
Я пожелать на земле? Сердце полно до краев!
И был круг поэтов, которым покровительствовал Меценат, советник и друг императора Августа, зто Гораций (65 - 8 гг. до н.э.), воспевавший умеренность во всем, Вергилий (70 - 19 гг. до н.э.), автор «Буколик» и «Энеиды», Тибулл (60 - 19 гг. до н.э.), тоже певец сельской жизни, Овидий (43 г. до н.э. - 18 г н.э.), автор «Метаморфоз», в 8 г. н.э. сосланный императором Августом в город Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где следы поэта искал Пушкин, находясь тоже в ссылке.
Это удивительно, как поэзия Рима, вспыхнув на мгновенье, в течение жизни одного поколения достигнув вершин, прямо черпая образцы у греков, вскоре погасла. Катулл был современником Юлия Цезаря, Гораций после убийства Цезаря принял было сторону Брута и Кассия, но Август, ставший императором, простил его, возможно, тем самым обеспечив расцвет римской поэзии, короткий, пока она ориентировалась на поэзию Эллады.
Римская империя с обретением самодовлеющего значения ее жизни и культуры, столь отличной от греческой, выработала новые актуальные жанры искусства, устрашающие, антипоэтические, бездуховные, как мощь Рима.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
8 Древнегреческая лирика » Бауманки.НЕТ
Лекция 8. Древнегреческая лирика
· Социальные процессы VII – VI вв. до н.э. и возникновение архаической лирики.
· Жанровая классификация древнегреческой лирики.
· Элегическая и ямбическая поэзия.
· Монодийная поэзия (Алкей и Сапфо).
· Хоровая мелика.
Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика – эпос, потом дидактика, потом – лирика.
Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. до н.э. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю.
Судопроизводство – идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.
Эпос уходил в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Но как жанр, производный от эпоса, лирика заимствует от него:
– художественную форму;
– темы эпоса (первоначально осмысление мифологических сюжетов, но новая трактовка мифологических героев).
Лирика отталкивается от эпоса: если для эпоса характерно создание объективной картины, то лирика возникает как жанр изначально субъективный. В лирике, независимо от формы, присутствует человек.
Лосев: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике гибнет гармония родового мира, и возникает дифференцированный нравственный мир».
Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. до н.э. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон считали, что «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорийский лад, страсть олицетворяет фригийский лад, лидийский лад – скорбный лад». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Философ Пифагор утверждал, что весь мир построен на музыке.
Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века до н.э. греки всю поэзию называли – мелика (от «мелос» – мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии.
Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямбы.
Жанры греческой лирики
↓ ↓ ↓
элегия ямб мелика
↓ ↓
монодическая хоровая
Декламационная лирика представляла собой нечто вроде речитатива по музыкальное сопровождение и делилась на элегическую и ямбическую – термины, имевшие в греческой литературе специфическое значение.
«Элегия» у греков – термин по преимуществу метрический: он указывает на соединение гекзаметра с пентаметром (пентаметр – гекзаметр с усечением последней краткости в обеих половинах стиха) Таким образом, элегический размер является наиболее близким к эпосу.
Элегия происходит от слова «элегос» – значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику. По одной из версий, элегия возникает на основе обрядового похоронного плача (песни). В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни.
Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Элегия максимально близка эпосу по форме, так как также рассматривает мифологические сюжеты.
С течением временем элегия начинает приобретать сатирический характер, принимающий форму диалога учителя и ученика. Привычная нам элегия появится только в Риме.
Элегия гражданская. Прежде всего, мы встречаемся в Греции, с самого начала VII в. до н.э., с элегией воинственно-патриотической. Наиболее древним представителем ее является Калин из Эфеса, который в своих элегиях увещевал жителей Магнезии сопротивляться напавшим на них киммерийцам.
Тиртей – создатель военных элегий. Он спартанец. Известно, что он был хромым. Пел патриотические элегии во время войны. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.
Главная тема этих элегий – старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него – дрогнувший в бою. Высшее счастье – смерть за родину. Дрогнувший – позор для всего рода. Идейная направленность – гражданское мужество, патриотизм, смелость в борьбе за отчизну, родину. Утверждает, что отваги, доблести недостаточно для того, чтобы быть положительным героем. Идеал Тиртея – активный гражданин. Герой – тот, кто способен умереть в первых рядах за родину. Для Тиртея благополучие государства есть благополучие его граждан. Массовый героизм – движущая сила.
Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса.
Афинский поэт Солон Афинский (638 – 558 гг. до н.э.). Был причислен к семи мудрецам. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свою земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления.
Феогнид жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать – хорошо, демос – плохо. Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).
Любовная элегия – очень субъективная, личная лирика, ее представителем в VII в. до н.э. является Мимнерм. Основной темой его элегий является любовь. Во всяком случае в его творчестве можно видеть переходную ступень от эпоса к лирике.
Дидактическая лирика. Сюда прежде всего относится эпиграмма, которую нужно понимать не в том смысле, как ее понимает новая литература, но буквально, в значении «надпись». Эпиграммы были посвятительные (богам), надгробные и адресованные отдельным лицам, представляя собой одно или несколько элегических двустиший с острой и тонкой мыслью афористического характера. Главными представителями эпиграммы являются Архилох и Симонид Кеосский.
Из всех видов лирических произведений элегия наиболее близка к эпосу и метрически, и содержательно. От древних воинственно-патриотических тем через гражданскую лирику она идет к страстной общественно-политической тематике и заканчивается спокойным нравоучительством с переходом к тонкой эстетике позднейшей, уже эллинистической эпиграммы. Темы элегии в дальнейшем будут занимать философов, ораторов, историков, баснописцев. В александрийскую эпоху останется только одна эротическая элегия.
Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Т.е., ямбическую поэзию связывают с культом Деметры, т.е. она восходит к фольклорным корням. Как гласит гомеровский гимн, служанка элевсинского царя Келея, по имени Ямба, рассмешила скорбящую Деметру непристойными шутками. Ямбы употреблялись и в известные моменты праздничной процессии из Афин в Эдевсин, когда по обычаю требовались как раз выражения насмешливого и шутливого характера. По другой версии, ямб возникает на основе фольклорных песен, связанных с плодородием.
Со словом «ямб» у греков, вообще говоря, соединялось представление о шуточном характере произведения, в то время как в новой литературе ямб является понятием исключительно метрическим.
Ямб – соединение краткого слога с долгим. По метру ямбическая поэзия гораздо дальше от гекзаметра, чем элегия.
Ямб в окончательном виде представляет собой хулительную песню, направленную против определенных лиц.
Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года до н.э. – Архилох. В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Архилох жил в начале 7 века до н.э., прославился своими ямбами. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. В отношении Архилоха мнения расходятся (неистовый, аморальный, развращенный). Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец – аристократ, мать – рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь – описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отомстить, сочиняет такие ямбы, использует такие эпитеты, что даже появляется легенда, что тот покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.
Архилох – поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах. Для него характерно новое понимание человека: человек подвластен времени и обстоятельствам. Жизнь человека представляется как череда удач и неудач. Человек же беспомощен перед этим жизненным ритмом.
В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям, обсуждающие жизненную философию Архилоха (философия оптимизма). В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки, ясное, спокойное доверие потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и заканчивая музами, богинями искусства, начиная с юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику.
Архилох – воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, даже философ, напоминающий о быстротечности жизни, но и утешающий нас учением о ее вечном возвращении. Большинство его стихотворений носит ярко выраженный сатирический характер.
Мелика: монодийная и хоровая.
Мелическая лирика представляла собой песню, которая исполнялась хором или одним солистом.
Лирическая поэзия (мелика) существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI – VII вв. до н.э. там вспыхивает классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона.
К поэтам-сочинителям песен мелической лирики относят Сапфо, Анакреонта, Алкея.
Древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо) родилась около 600 г. до н.э. на острове Лесбос, где основала школу молодых поэтесс под говорящим названием «Дом муз». За это саму Сафо называли десятой музой. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи». Основная тематика песен поэтессы – прекрасные чувства – любовь и красота. К сожалению, до наших времен не сохранилось ни одного произведения Сапфо в полном объеме.
Алкей, соотечественник Сапфо, в своем творчестве уделял много внимание тематике восстания и мятежа. Продолжает тему Феогнида. Поэтому достаточно часто в его произведениях встречается образ корабля-государства, попавшего в бурю, но сумевшего остаться на плаву. Но не только военная тематика была присуща Алкею, подобно другим древнегреческим творцам прекрасного он также писал о красоте окружающей природы, о дружеских разговорах – одним словом, о всем том, что характерно для древнегреческой лирики. Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо.
Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта. Песенная лирика Анакреонта – поэта с острова Теос отличалась автобиографичностью и легкостью, с которой автор пишет о жизни в своих произведениях. Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается у него под пером.
Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика.
Греки пели и соло, и хором. Хоровые песни адресовались прежде всего богам. Эллины не просто чтили своих богов, но и стремились ублажать их и радовать. В их честь приносили жертвы и совершали возлияния — выплёскивали вино из сосуда на землю, обращаясь при этом к богу с какой-то просьбой или мольбой. Наконец, богов развлекали плясками и песнями. Песнь во славу бога называлась гимном; Аполлону предназначался особый гимн – пеан, Дионису – дифирамб (это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог).
Гимны строились по правилам. Сначала следовало обратиться к богу, не забыв его прозвища – эпитеты. Ведь у каждого бога они были свои и точно характеризовали его. Например, Зевса можно было величать «отче Додоны, мощный силой, высший уменьем» (Зевса особо чтили в Додоне – на северо-западе Греции). А так обращались к покровительнице колдовства Гекате: «Геката, несущая светоч, дочь темнолунной ночи...». Затем следовал рассказ о боге. Заключала гимн просьба.
Парфении, или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки.
Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр.
Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».
Но были у греков и обряды, связанные с человеческой жизнью и смертью. Когда праздновали свадьбу, исполняли гименей – песнь, величавшую жениха и невесту, а также покровителя брака бога Гименея. Неизвестно, песню назвали по имени бога или бога – по песне:
Эй, потолок поднимайте, —
О Гименей! —
Выше, плотники, выше!
О Гименей!
Входит жених, подобный Арею,
Выше самых высоких мужей!
Сапфо. «Гименей» (перевод В. В. Вересаева)
Другую свадебную песнь исполняли у дверей спальни, за которой уже находились новобрачные. Она называлась эпиталама (от греч. «таламос» – «спальня», «покои»).
А когда человек умирал, его провожали треносом (греч. «плач»).
Застольная песня – сколий. Сколии были разнообразны и по содержанию, и по мелодии, и по метрике, могли быть даже в форме загадок. Слушатели не сразу понимали, что речь здесь идёт о кувшине с вином, а таинственная «ветвь истмийская» – просто затычка из сельдерея.
Долгое время хоровые песни были не авторскими, а народными, фольклорными. Но примерно с VII в. до н.э. греки стали жить отдельными небольшими городами – полисами, – где число граждан составляло всего несколько тысяч. В полисах все знали друг друга, поэтому и сочинителей хоровых песен знали по имени и в лицо.
Произведения Пиндара относятся к хорической лирике, то есть к песнопениям религиозного и торжественного содержания, которые исполнялись хором на празднествах; это были гимны богам, писавшиеся на заказ дифирамбы, эпиникии (хоровые победные оды с музыкой и пляской в честь победителей на общегреческих играх). В целом виде до нас дошло четыре неполных цикла эпиникиев, написанных по заказу победителей игр, всего 45; в том числе 14 – в честь победителей Олимпийских игр, 12 — Пифийских, 11 – Немейских и 8 – Истмийских. (Самое раннее произведение Пиндара, которое поддается датировке, – 10-я Пифийская песнь, 498 до н.э., самое позднее – 8-я Пифийская песнь, 446 до н.э..). Сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учеными, включало 17 книг. Здесь имелись гимны, пеаны (молитвы о покровительстве богов), дифирамбы (гимны Дионису), песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь только по случайным фрагментам.
Вывод: Несмотря на разнообразие видов и форм, античная лирика связана с музыкальным сопровождением. В Древней Греции музыка и поэзия были неотделимы друг от друга, поэтому все лирические произведение не имели рифмы, зато обладали четким ритмом, благодаря которому строчки можно было не просто выкрикивать, а напевать. В зависимости от ритмики древнегреческая лирика, в частности стихи также имели различное содержание. К примеру, элегии создавались для плавного и размеренного ритма, и обычно несли в себе какие-либо размышление автора. Ямб же, с более быстрым ритмом, считался идеальным обрамлением для сатиры. Теоретическую разработку лирика получила после отделения стиха от музыки.
studizba.com
ВВЕДЕНИЕ. Античная лирика
Joshua Munoz
Online Status
Show your status to all
Auto Updates
Keep up to date
Notifications
Do you need them?
API Access
Enable/Disable access
New sale! + $249
3 min ago
New sale! + $129
50 min ago
New sale! + $119
2 hours ago
New sale! + $499
3 hours ago
New sale! + $249
26 hours ago
Product Purchase - $50
28 hours ago
New sale! + $119
29 hours ago
Paypal Withdrawal - $300
37 hours ago
New sale! + $129
39 hours ago
New sale! + $119
45 hours ago
New sale! + $499
46 hours ago
librolife.ru
Античная лирика. Древнегреческая лирика
24.11.2015
Термин “лирика” не относится к рассматриваемой эпохи: он возникает позже, во времена александрийских филологов, вместо более раннего срока “мелос” (от melos – “песня”). Его употребляли в отношении тех видов песен, которые исполнялись в сопровождении струнного инструмента, прежде всего семиструнной лиры; создание лиры миф приписывал богу Гермесу. В сегодняшней культурологии, говоря о греческой лирику, этим термином пользуются в более широком смысле, включая и те жанры, которые у древних греков не принадлежали к лирическим. Индивидуальная лирика может возникнуть только тогда, когда появляется индивидуальный поэт, а индивидуальный поэт знаменует день, когда человеческая личность вообще начинает осознавать себя как самостоятельную часть социума, и таким самосознанием сопровождался распад первоначального стихийного коллективизма. В Древней Греции различные поэтические тенденции развиваются не изолированно, а существенно влияют друг на друга, постоянно контаминируются, демонстрируя сложное взаимодействие. Лирика Древней Греции дошла до нас в довольно хаотичном виде разного рода произведений с фиксированным или мистифицированным авторством, а также в виде поэтических цитат и фрагментов, которые приводили более поздние античные авторы. Исторические этапы развития греческой лирики VII-IV вв. до н.э .:
1. VII-VI вв. до н.э. – Воспевание бурных переживаний индивидуального человека, путешествий, приключенчество, лирическая интерпретация мифологической тематике (Архилох, Алкей, Сапфо, Солон).
2. Вторая половина VI в. до н.э. – Индивидуальная лирическая фигура ищет внутренней гармонии, старается не поддаваться власти жизненных стихий (Анакреонт, Ивик, Симонид Кеосскому).
3. Первая половина V в. до н.э. – Расцвет хоровой лирики (Пиндар, Вакхилид, Феогнид мегарской).
4. Вторая половина V – первая половина IV в. до н.э. – Аттическая лирика (Тимофей Милетский) лирический жанр уже не был ведущим в античной литературе, и художественный приоритет переходит от древнегреческой поэзии в драматической лирики.
Иногда греческую лирику классифицируют по территориальному принципу. Скажем, главными жанрами ионийской лирики становятся элегия и ямб. Эолийцы они вечно прославили себя напряженной эмоциональной лирикой, демонстрирующие произведения лесбосского поэтов Алкея и Сапфо. Дорийская лирика известна своей торжественностью и хоровым характером.
« Древнегреческий дидактический эпос Древнеримская лирика »
moyaosvita.com.ua
Греческая лирика и ее формы
С.И. РадцигИстория древнегреческой литературы
Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
Оглавление
Вместо предисловия........................... 5От автора ................................ 7
Введение
1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 82. Методологические вопросы....................... 103. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 144. Греческие племена и наречия...................... 185. Язык древнегреческой литературы ................... 206. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 227. Источники истории древнегреческой литературы............. 25
Глава I. Истоки древнегреческой литературы
1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 272. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 303. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 324. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 355. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40
Глава II. Поэмы Гомера
1. Сказание о Троянской войне....................... 472. Содержание «Илиады»......................... 483. Содержание «Одиссеи».......................... 524. Общий характер поэм ......................... 565. Главные образы поэм ......................... 616. Особенности эпического стиля ...................... 677. Язык и стих поэм ........................... 748. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76
Глава III. Гомеровский вопрос
1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 792. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 803. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 864. Время создания поэм.......................... 895. Вопрос о личности Гомера ....................... 93
Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос
1. Киклические поэмы .......................... 942. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 973. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 984. Пародии на героический эпос...................... 995. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 1016. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105
Глава V. Простейшие формы лирической поэзии
1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 1092. Греческая лирика и ее формы ..................... 1113. Элегия и ямб, их представители.................... 1124. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 1245. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132
Глава VI. Торжественная лирика
1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 1342. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 1353. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 1404. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146
Глава VII. Начало науки и прозаической литературы
1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 1502. Первые греческие философы...................... 1523. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 1544. Философы-поэты ........................... 1565. Первые географы и историки-логографы ................ 158
Глава VIII. Происхождение драмы и театра
1. Основные свойства драматического жанра................ 1602. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 1613. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 1654. Организация драматических представлений ............... 1695. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170
Глава IX. Эсхил
1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 1772. Биография Эсхила........................... 1803. Произведения Эсхила ......................... 1814. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 1885. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 1916. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 1947. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 1958. Образы трагедий Эсхила........................ 1979. Язык Эсхила............................. 20110. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202
Глава X. Время Софокла и Эврипида
1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 2042. Строительство и художественная жизнь................. 2063. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 2074. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 2085. Основные течения научной и общественной мысли ........... 2106. Политическая литература........................ 2167. Начало ораторского искусства ..................... 217
Глава XI. Софокл
1. Биография Софокла .......................... 2222. Произведения Софокла......................... 2233. Социально-политические воззрения Софокла............... 2274. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 2305. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 2316. Общий характер творчества Софокла .................. 2357. Образы трагедий Софокла ..................... 2378. Язык Софокла............................. 2429. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244
Глава XII. Эврипид
1. Биография Эврипида.......................... 2462. Произведения Эврипида ........................ 2473. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 2544. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 2585. Общий характер творчества Эврипида ............... 2616. Образы трагедий Эврипида....................... 2667. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 2718. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 2729. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273
Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан
1. Первичные формы комических представлений.............. 2752. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 2773. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 2794. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 2825. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 2876. Литературные взгляды Аристофана ................ 2937. Драматургия Аристофана........................ 2978. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 3009. Язык комедий Аристофана....................... 30510. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307
Глава XIV. Греческая историческая проза
1. Основные жанры прозаической литературы............... 3092. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 3103. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 3134. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 3175. Продолжатели дела первых историков ................. 321
Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму
1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 3222. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 3243. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325
Глава XVI. Расцвет ораторского искусства
1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 3282. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331 3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 3344. Речи Демосфена и его мастерство.................... 3375. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 3416. Высшее развитие ораторского искусства................. 342
Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.
1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 3442. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 3473. Эстетическое учение Платона...................... 3514. Общий характер деятельности Аристотеля................ 3535. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355
Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия
1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 3622. Менандр и его творчество ....................... 3653. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372
Глава XIX. Литература эллинизма
1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 3732. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 3803. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 3904. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 3965. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 3996. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 4067. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 4078. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409
Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества
1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 4112. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 4163. Аттицизм и вторая софистика .................... 4214. Плутарх............................... 4285. Лукиан ................................ 4316. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 4387. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441
Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература
1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 4462. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 4483. Позднегреческий роман......................... 4514. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 4575. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 4596. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 4617. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466
Понятие «лирика» включает в себя поэтические произведения по преимуществу небольшого объема, в которых передаются чувства и настроения автора. Название «лирика» — греческое, происходит от названия струнного инструмента «лира» и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры, как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название утвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков называлась «мелос», и это слово распространялось на весь жанр. Из этого видно, что лирическую поэзию в древности и не представляли в течение долгого времени в отрыве от пения, музыкального аккомпанемента и отчасти даже мимических телодвижений — танцев2. Таким образом, поэт должен был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормей-
2 Из музыкальных инструментов употреблялись чаще, всего струнные - форминга кифара, лира, барбит, и духовые - свирель, флейта (ανλοs), трубы, рога и т. п., реже встречаются ударные инструменты — тимпан (бубен) и др.
112
стера. К сожалению, от этих стихотворений у нас сохранились в лучшем случае только их словесная форма, а мелодия их почти неизвестна1.Связь с музыкой, первоначально обязательная, постепенно в зависимости от характера песен становилась менее тесной и даже совсем порывалась. Так, мы уже видели, что эпическая поэзия, которая первоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только декламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб и элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в чисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь с музыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма2. -Эти формы называются специальным словом «мелос», т. е. песня, или «мелика» — мелическая поэзия. В зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную — «монодийную» («монодия» — песня соло) и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный характер.Индивидуальная лирика возникла из народных песен и потому сохраняла в более развитом виде многие формы народного творчества, например свадебных песен — «гименеев» и «эпифаламиев», похоронных заплачек — «френов», воинственных маршевых песен — «эмбатериев», застольных песен — «сколиев», девичьих песен — «парфениев», плясовых песен — «гипорхем», разного рода гимнов и т. д.
1 О мелодиях можно отчасти судить по стихотворным размерам. Некоторые образцы греческой музыки дошли до нас в древних надписях с нотными знаками, найденных, например, при раскопках в Дельфах и других местах; кое-что сохранилось в традиции средневековья. См.: Грубер Р. И. Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937, с. 110—191.2 В IV в. Платон («Законы», II, 11, р. 669 DE) отмечает как недостаток современных поэтов, что они стали отрывать мелодии от слов и писать стихи без музыки, а музыканты — музыку без слов.
8. Список использованной литературы……………………….20 стр.
Введение
Термин лирика, введенный в употребление древнегреческими учеными в III веке до н. э., обозначал первоначально такие произведения, которые в Греции VII – IV веков до н. э. пелись под аккомпанемент струнного инструмента – лиры[1] или кифары[2], как это видно в песнях Сапфо, Анакреонта и др.
Но это название утвердилось лишь в эпоху эллинизма. Обычно же лирическая песня у греков называлась термином мелика (от греч. мелос – песня), и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.
В понятие же античной лирики в целом входят также стихотворения, исполнявшиеся сначала речитативом в сопровождении флейты, но получившие вскоре декламационный характер, так называемые элегии и ямбы. Впрочем, примерно с III века до н. э. в греческой поэзии, а тем более в последствии у римских авторов даже стихотворения, написанные лирическими размерами, стали предназначаться для декламационного исполнения, без музыкального сопровождения.
Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение. Лирике доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической любовной поэзии Анакреонт, Катулл, Овидий, Сапфо и др.
Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н. э., в период становления рабовладения и бурного роста полисов городов - государств, пришедших на смену старому родовому обществу. В них развивались всевозможные ремесла. Вместе с тем труд рабов начал постепенно вытеснять труд свободного человека: он был дешев, а приток рабов нескончаем. Тяжелый физический труд целиком ложился на плечи рабов, и потому свободный человек мог жить творческой жизнью, создавать великолепные произведения литературы, архитектуры, ваяния. Благодаря тысячам безвестных рабов могли быть созданы бессмертные памятники прошлого.
В новых общественных условиях развивается и человеческая личность. Усложняются ее культурные и социальные запросы. Гражданин греческого полиса живет интересами города, участвуя в его управлении, защите, торговой и ремесленной деятельности. Чем больше развивается. человек, тем шире открываются перед ним горизонты, тем больше его стремление выразить свои личные чувства, переживания. Так рождается лирическая поэзия.
Греческое слово «лирика» в переводе означает «песнь под аккомпанемент лиры». Под лирикой у греков понималось соединение слова, музыки и танца (термин возник в эпоху эллинизма, до этого в ходу был термин "мелика" или "мелос" (песня). В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Кифара была одним из щипковых инструментов в античной Греции. У неё был деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями, по бокам возвышались две стойки, к корпусу крепились струны, число которых увеличилось с 4 до 7. Кифара использовалась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Лира была струнным инструментом с более сложным, чем кифара, конструкцией. В основном на ней играли дети и подростки. Зачастую древнегреческий поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но по ним можно судить, как богата была лирическая поэзия древних греков разнообразием тем и стихотворных размеров.
Изначально греки называли лирикой вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.
Конница - одним, а другим - пехота,
Стройных кораблей
вереницы - третьим...
А по мне - на чёрной земле всех краше
Только любимый.
Сапфо. «К Анактории» (перевод Я. Э. Голосовкера)
Сейчас это воспринимается как отрывок стихотворения - замечательного стихотворения, хотя и появилось оно на свет почти три тысячи лет назад, в VII в. до н. э., на острове Лесбос. Но это была песня. И почти всё, что собрано в книгах переводов древнегреческой лирики VII--V вв. до н. э. (так называемая эпоха архаики и классики), - это не стихи, а песни. Поэзия становится похожей на современную, то есть книжную, только в IV - III вв. до н. э.
Говоря о лирике, возникшей в Древней Греции в VII-VI в.в. до нашей эры, следует помнить, что она представляет собой своеобразный художественный синтез - соединение слова, пения, музыки и танцев. Различие между этими видами лирической поэзии и характер исполнения обусловлены происхождением этих жанров от различных типов фольклорной песни. Декламационные виды лирики - элегия и ямб, связанные происхождением с эпической поэзией, - превратились в чисто литературные жанры, потеряв связь с музыкальным аккомпанементом. Мелическая лирика (мелика) эту связь с музыкой не теряла в течение длительного времени.
Характеризуя творчество отдельных поэтов и весь жанр лирической поэзии в целом, необходимо учитывать особенности исторического и социально - экономического развития древнегреческого общества в процессе становления этого жанра. Время появления лирической поэзии совпадает с возникновением тирании, т.е. единоличной власти правителя-тирана, опирающегося на силу народа. В противовес родовой аристократии возникает аристократия денежная, усиливается классовая борьба.
Гонимая нуждой демократическая часть населения устремляется на запад Италии и Сицилии, начинается эпоха колонизации. В этих условиях происходит изменение привычных представлений об окружающем мире, человек постепенно осознает себя как личность, которая представляет самостоятельный интерес. В новом литературном жанре субъективные индивидуальные переживания выступают на первый план повествования.
Греческое слово «лирика» в переводе означает «песнь под аккомпанемент лиры». В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Зачастую древнегреческий поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но по ним можно судить, как богата была лирическая поэзия древних греков разнообразием тем и стихотворных размеров.
В зависимости от стихотворного размера греческую лирику подразделяют на два вида: декламационную (элегия и ямб) и мелическую, песенную поэзию (от греческого слова «мелос» — «песнь»).
Первая (декламационная) — нечто вроде речитатива в сопровождении кифары (лиры), вторая (мелическая) — самая настоящая песнь, исполняемая отдельным певцом или хором.
Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чистом виде. Греческая лирика не нуждается в рифме. Она опирается на четкость, гибкость и разнообразие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а произносится нараспев или поется.
Содержание лирического произведения и его размер тесно связаны с ритмикой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб прекрасно выражает насмешку и критический задор поэта. Элегический стих (чередование гекзаметра и пентаметра), плавный и задумчивый, хорош для размышления — любовного, философского, общественно-политического. Этот характер ямба и элегии сохранялся на протяжении всей античности. Теперь мы называем элегией стихотворение грустного характера.
Также ошеломляет в лирике отсутствие сюжета. Я говорю не о теме, а о сюжете, который имеет в античности совершенно своеобразный характер системы, с определенным кругом мотивов, с серией персоналка, с местом действия. Лирика анарративна, бессюжетна. У нее нет фабулы, выражаемой в известном ходе мотивов. Она не имеет, кроме автора, никакого персонажа, который производил бы какие-то действия, говорил, чувствовал. Между тем в эпосе есть и сюжет, и персонаж, есть он в драме. Ни эпос, ни драма не похожи на лирику, хотя можно найти аналогии между эпосом и трагедией, эпосом и романом.
Элегии
Споры, что означает слово «элегия» и откуда оно появилась, как говорит Гораций, продолжались в течение всей античности до его времени. Теперь наиболее приемлемым ученые считают мнение, что некогда это слово означало "тростник" или дудочку, сделанную из стебля тростника. Греки этим термином определяли не содержание поэзии, а форму: все, что написано элегическим дистихом, называлось элегиями. Элегический дистих — это как бы строфа из двух строчек, которую составляет композиция строчек гекзаметра и пентаметра (греч. пентаметр означает ‘пятистопный’. В середине строчки, после первого слога третьей стопы, находится знак раздела, называемый цезурой — приостановка как бы отсекает конец стопы, и начинается новая стопа).
Темы греческой элегии — различны. Первым элегиком считают Каллина (VII в. до н. э.), писавшего элегии патриотического содержания, в которых он призывал храбро сражаться за родину:
Требует слава и честь, чтоб каждый за родину бился,
Бился с врагом за детей, за молодую жену.
Смерть ведь придет тогда, когда мойры прийти ей назначат.
Пусть же, поднявши копье, каждый на битву спешит,
Крепким щитом, прикрывая свое много мощное сердце
В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет.
Мы видим, что, не заканчивая фразы в конце строчки или двустишия, а перенося ее, поэт достигает напряжения мысли. Его призывы и заверения стремятся из строчки в строчку так же, как он призывает воинов устремиться в битву.
Тематика творчества второго элегика Тиртея (VII в. до н. э.) подобна тематике элегий Каллина. О Тиртее уже в античности была распространена такая легенда: однажды спартанцы обратились к афинянам с просьбой прислать вождя. Афиняне послали хромого учителя Тиртея. Разочарованным спартанцам не пришлось долго сердиться и упрекать афинян: своими стихами Тиртей так поднял дух воинов, что те тотчас победили. Благодарные спартанцы предложили Тиртею поселиться у них. В своих элегиях Тиртей призывал молодежь сражаться в первых рядах. Поэту близка эстетическая установка Гомера: погибнуть молодым — красиво, а старику — нет. Отвратительно и стыдно, когда молодые остаются живыми, а гибнут седовласые.
Тиртей проповедует то же самое понимание кодекса чести, что и Гомер или Каллин. Слава храброго воина долго живет среди потомков:
Добрая слава и имя его никогда не погибнут:
В царстве Аида живя, будет бессмертен тот муж,
Коего сгубит ужасный Арей среди подвигов ратных,
В жарком бою за детей и за родную страну.
По такому воину скорбят и молодые, и старики, и весь город. Его могила будет вечно в почете, его слава перейдет и к детям, и к детям детей, и к далеким потомкам. А тот, кто бежит, не защитив родного города, скитается повсюду без славы, навлекая позор на весь свой род.
Творчество другого элегика VII в. до н. э. Мимнерма привлекает совсем иным: беззаботной радостью жизни, цветением юности. Поэта чаруют только зелень молодых весенних листьев, только пьянящий аромат цветов. Он категорически отказывается от зрелости лета и осени. Когда пронеслась мимолетная юность, поэт готов скорее умереть, чем жить, страдая от забот и болезней. В стихотворениях Мимнерма появляется не встречавшийся до него в лирике любовный мотив. Поэт жаждет без раздумий радоваться молодости и любви:
Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты!
Смерти я жаждать начну, если мне скажут "прости"
Прелести тайной любви, и нежные ласки, и ложе.
Только ведь юности цвет людям желанен и мил;
Старость же горе несет, красавца с уродом равняя.
Стоит приблизиться ей, сразу томиться начнет
Черными думами сердце, и солнца лучи золотые
Старца не радуют взор, старцу не нужны они.
С Мимнермом полемизирует один из семи мудрецов древности Солон (640—560 гг. до н. э.), в своих элегиях доказывая, что юность пленяет силой, а зрелый возраст — мудростью, потому что сила разума проявляется только на шестом семилетии человеческой жизни, а расцветает в седьмом и восьмом семилетиях. Славившийся мудростью Солон был знаменитым государственным деятелем Афин, который провел радикальные социальные реформы полиса и подготовил конституцию. Поэтому сохранились даже две античные биографии Солона: одна — в сборнике Плутарха, оставившего жизнеописания политических деятелей, другая — в сочинении Диогена Лаэрция по истории греческой философии.
Оба автора подчеркивают, что Солон славился мудростью и честностью. Богатые его почитали как состоятельного, а бедняки — как справедливого человека. Поэтому афиняне и обратились к нему с просьбой помочь полису, сотрясаемому социальными бурями. Однако ни мольбы соотечественников, ни советы друзей, ни благоприятное пророчество дельфийского оракула не убедили Солона принять на себя власть тирана. Он отказывался, потому что тирания — прекрасное местечко, но выхода оттуда — нет. Мудрец согласился только написать законы. Подготовленные Солоном законы уничтожили рабство за долги, реформировали календарь, суды, должности, охраняли афинскую экономику, ограничивая возможности импорта и экспорта некоторых товаров, систематизировали обычное право и определили множество других вещей. Солон по сути преобразовал афинскую конституцию, оставив только некоторые суровые законы предыдущего законодателя Драконта (VII в. до н. э.). Среди них — осуждение на смерть за кражу любой вещи. "Не ты положил — не бери", — учил Солон. По законам Солона могли быть привлечены к суду тунеядцы и лентяи, было запрещено дурно говорить об умерших, ругаться в храмах и государственных учреждениях и т. д. Законы были записаны на обрамленных досках, прикрепленных на вращающемся столбе. После их обнародования появилось много критиков: одни предлагали изменить одно, другие — другое. Мудрец и сам писал, что большим трудом трудно угодить всем. Приведя афинян к присяге, что они будут сто лет соблюдать его законы, Солон попросил разрешить ему уехать и посетил много стран. Кроме того, он немало путешествовал и в юности. Дело в том, что его отец потратил часть имущества на благотворительность, и Солон хотел его восстановить. По Плутарху, это занятие было почетным, но некоторые античные писатели утверждали, что он и прежде путешествовал с целью узнать мир, а не разбогатеть. Отправившись в путь во второй раз, Солон общался с учеными и мудрецами других стран, давал советы правителям и, по-видимому, занимался творчеством.
myunivercity.ru
Древнегреческая лирика «
Древнегреческая лирика
Written By: Дементьева Светлана
-
Авг•
13•12
Автор: Дементьева Светлана
Начиная разговор о лирике, напомню, что поэтические произведения можно разделить на два древних рода: лирику и эпос. Более подробно мы говорили об этом в статье «История античной литературы». Древнегреческая лирика зародилась на рубеже VII — VI вв. до н.э. В античные времена лирические произведения были посвящены как общественной жизни, так и повседневной. К ним относились религиозные, свадебные, похоронные, военные, трудовые песни. Надо заметить, что греки не отделяли понятия поэзии, музыки и хореографии. Поэтому слово «лирика» подразумевало исполнение художественного произведения под аккомпанемент музыкального инструмента. В основном это была лира (кифара) или флейта. Тут же вполне могли исполняться танцы. Сами греки происходящее не называли лирикой, они пользовались таким термином, как «мелика», от греческго слова «Мелос», т.е. песня.
Схема А.А.Тахо-Годи Лирика (Мелика)
Элегия и ямб постепенно отрывались от музыкального сопровождения и перевоплотились в литературные жанры. Мелика же очень долгое время оставалась неразрывной с музыкой. И поскольку письменные источники информации до наших дней дошли, то судить о декламационной лирике мы можем. Чего не скажешь о мелической лирике, так как в целом эти произведения мы не можем ни видеть, ни слышать. Как любой вид искусства, древнегреческая лирика зарождалась и развивалась в условиях исторических изменений. Менялся общественный строй, экономика, усилилась классовая борьба. В это время зарождаются колонии. Происходит переоценка роли личности в обществе и истории. И если ранее в поэтических произведениях на первый план выступало повествование событий, то теперь поэты заговорили о своих личных переживаниях, о восприятии окружающего мира изнутри. К ярким представителям древнегреческой лирики можно отнести следующие имена:
Архилох (Писал в разнообразных жанрах: элегии, ямбы, гимны богам, басни, эпиграммы. Сохранилось около 120 фрагментов его произведений. Древние Архилоха ставили в один ряд с Гомером.)
Семонид Аморгский (Писал элегии и ямбы. Самыми известными произведениями считаются «Внимай, дитя…» и «Различно женщин нрав…»)
Гиппонакт (Писал ямбом. Считается, что именно Гиппонакт изобрел холиямб (скадзон), прозванный «хромым ямбом». Использование холиямба позволяло особенно язвительно выражать свою мысль. Сохранилось около 170 фрагментов его произведений. Наиболее известна пародия на Гомеровскую «Илиаду» комическая поэма «Батрахомиомахия» или «Война мышей и лягушек». Гиппонакт писал о низах общества, используя сленг нищих. Во многих работах описаны откровенные сцены из жизни «отбросов общества» того времени.)
Каллин Эфесский (Писал элегии в основном на политические темы. До наших дней сохранилось лишь одно произведение, в котором он призывает своих сограждан к войне против киммерийцев, вторгшихся в Малую Азию.)
Тиртей (Писал элегии в основном военной тематики. В его творчестве не малое место занимают военные песни и марши)
Мимнерн (Писал элегии на темы любви и человеческих переживаний в личной жизни)
Солон (Писал элегии и ямбы, посвященные политическим темам и гражданскому долгу каждого. Солон был известным политическим реформатором. Благодаря его реформам Афины были подготовлены к переходу из аристократического рабовладельческого государства к демократической рабовладельческой республике. Идеи его реформ нашли свое отражение в его лирике.)
Алкей (Представитель мелической сольной лирики. Тематика произведений в основном политическая. Но обыкновенные человеческие радости жизни тоже были воспеты поэтом. Наиболее рекомендуемы произведения «Песни борьбы» и стихотворение «Буря»)
Сапфо (Представительница мелической сольной лирики. Писала элегии и эпиграммы. Поэтесса считается создательницей эпиталамия, т.е. свадебного гимна. Ее творчество отличается глубокими любовными переживаниями. К интересным фактам можно отнести название астероида, открытого в 1864 г. и названного «Сапфо»в честь поэтессы.)
Анакреонт (Представитель мелической сольной лирики. Есть произведения, предназначенные для декламации в сопровождении лиры (элегии и ямб). Основными мотивами лирики являются чувственная любовь, беззаботная жизнь и вино. Рекомендуемо два стихотворения в переводе А.С.Пушкина “Кобылица молодая” и “Поредели, побелели”)
Пиндар (Представитель хоровой лирики. Писал эпиникии (т.е. победные оды) Известные произведения: Первая Истмийская ода “Колесница Геродота Фиванского”, Первая Пифийская ода “Колесница Гиерона Этнейского”. До наших дней дошло всего 4 книги.)
Вакхилид (Представитель хоровой лирики. Писал эпиникии и дифирамбы)