Искусство и Боги Древнего Египта (стр. 1 из 3). Статуи богов древнего египта
Изображения и статуи египетских богов и богинь в музеях мира
Одна из двух гранитных статуй Аменхотепа, сына Хапи, хранящихся в Каирском музее. Это одна из двух статуй сановника XVIII династии Аменхотепа, сына Хапи, жившего ок. 1450 – 1370 гг. до н.э., находящихся ныне в Каирском музее Египта.
На этой статуе Аменхотеп по прозвищу Хай – прославленный архитектор фараона Аменхотепа III – предстает в еще относительно молодом возрасте.
Высота статуи, сделанной из серого гранита - 128 см, ширина - 81 см, глубина (длина) -72 см.
Сын Хапи изображен в традиционной для писцов позе. Это сидящий человек со скрещенными ногами, с папирусом на коленях и письменными принадлежностями - правой рукой он держит палочку для письма, на левом колене прибор с чернильницами.
Три детали говорят о том, что это не рядовой песец-чиновник, а высокопоставленный сановник:
имя фараона на груди;
длинный, тщательно завитый и причесанный парик;
жировые складки на животе – символ богатства и успеха.
Почти точный дубль этой статуи находится в Луксорском музее Египта. Обе они был найдены археологом Легреном в 1913 году при раскопках храма в Карнаке.
Вторая статуя, хранящаяся в Каирском музее, показывает зодчего в пожилом возрасте, когда он всеми воспринимался уже как святой за свою долгую жизнь, отмеченную великими свершениями в строительстве и управлении государством. Недаром после своей смерти Аменхотеп, сын Хапи был обожествлен - ему поклонялись в Фивах как богу мудрости и медицины.
Обновлено (13.02.2014 22:02)
Грозная богиня Сехмет. Гранодиорит. XVIII династия. Археологический музей, г. Познань, Польша Эта статуя Сехмет из гранодиорита встречает посетителей в вестибюле Археологического музея, который находится в польском городе Познань.
Богиня предстает как сидящая женщина с головой львицы, увенчанной солнечным диском с уреем (змеей). В левой руке у нее анх - символ жизни.
Сехмет была для египтян одним из воплощений богини небес, опасным для врагов «Оком Ра» и космической матерью фараона. Поклонялись ей с древнейших времен.
Данная статуя - одна из 700 с лишним статуй богини-львицы Сехмет, которые были вырезаны по приказу фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.) для его заупокойного храма в Ком эль-Итане в западных Фивах. Однако когда храм был разрушен землетрясением, значительное количество статуй еще в древности было снято со своих первоначальных мест и установлено в зоне храма богини Мут (жена бога Амуна, с которой Cехмет стала идентифицироваться) в Карнаке.
Именно эти статуи, сделанные из гранита, гранодиорита и диорита, можно сейчас увидеть в египтологических экспозициях многих музеев всего мира. Учитывая, что каменные породы, из которых они сделаны, очень тверды, египетским мастерам-каменотесам пришлось немало потрудиться, чтобы не только вырубить их, но и тщательно обработать поверхность многих из них.
Иероглифический текст около правой ноги: “Прекрасный бог, бог Двух Земель, Neb-Maat-Pa (имя Аменхотепа III - lato), любимый Сехмет, вечно дарующей жизнь”.
Текст около левой ноги: “Любимый Сын Ра, Аменхотеп, Правитель Фив, любимый Сехмет, вечно дарующей жизнь”.
Имя Амон (Amun) в картуше фараона было стерто в период правления его сына - фараона-отступника Эхнатона, но впоследствии его постарались восстановить.
Сешат. Рельеф на известняке. Среднее царство. XII династия. Бруклинский музей, Нью-Йорк, СШАЭтот фрагмент рельефа из известняка был найден в храме пирамидного комплекса фараона XII династии Сенусрета I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.) в Лиште. Он имеет размеры: 52.5 x 59 см.
На рельефе изображена богиня письма Сешат. Сидящая богиня правой рукой пишет палочкой для письма на папирусе, дощечку с которым придерживает своей левой рукой.
На голове у нее знак, который является характерным только для этой богини и ее формы Сефхет-Абви – символ, напоминающий семиконечную звезду, обрамленный сверху двумя изогнутыми линиями. У египтологов пока отсутствует какая-либо стройная гипотеза, объясняющая происхождение и смысл знака богини письма.
Специалисты Бруклинского музея установили, что данная композиция с богиней Сешат была скопирована с рельефа, который был вырезан по крайней мере тремястами годами ранее для фараона VI династии Пепи II (ок. 2279-2181 гг. до н.э.), последнего великого правителя Древнего царства.
Этот частный пример подтверждает давно известный факт: основные каноны древнеегипетского искусства, сложившись в эпоху Древнего царства, стали образцами для подражания и копирования для Среднего и Нового царств. Это относится как к строительству пирамид (которое продолжалось в Среднем царстве) и архитектуре, так и к искусству в целом.
Обновлено (20.07.2014 23:49)
В Луврском музее хранится интересная бронзовая статуэтка египетской богини-скорпиона Серкет, имеющей также черты богини Исиды. Эта статуэтка относится к Позднему периоду (см. Периодизация истории Древнего Египта).
Исида-Серкет в облике женщины-скорпиона. Луврский музей, Париж, Франция
Серкет изображена как женщина с телом скорпиона, на голове у нее расположен солнечный диск между лировидных рогов (рога и солнечный диск – это атрибут, характерный для Исиды).
В египетской мифологии Серкет (Селкет, Селкис, Селкхет, Селкхит, Селхис) была обожествленным скорпионом. Укус скорпиона приводят к параличу и смерти, а Серкет была той богиней, которая могла вылечить от последствий укусов как скорпионов, так и змей. Полное имя этой богини – Серкет-хетут, можно перевести как «та, которая возвращает горлу дыхание». Это связано с тем, что человек при действии яда скорпиона начинает задыхаться, чтобы он не умер, ему надо «вернуть дыхание».
Верхняя часть рогов, обрамляющих солнечный диск, у статуэтки утеряна В древнеегипетском искусстве Серкет изображается обычно как скорпион, или как женщина со скорпионом на ее голове. У Серкет не было храмов, но ей поклонялись по всему Египту. Она почиталась в качестве очень важной богини и, как иногда полагали фараоны, была их покровителем. Как защитник против ядов и укусов змей, Серкет защищала богов и от гигантского змея Aпопа, который был олицетворение зла и агрессии.
Серкет также почиталась как защитница мертвых, она была защитником помещений для бальзамирования, а также одной из четырех каноп (канопы - сосуды с забальзамированными внутренними органами умершего). Она опекала канопу в облике бога Кебексенуфа – одного из четырех сыновей Гора (остальные три брата отвечали за оставшиеся три канопы). В канопе, находящейся под охраной Серкет и Кебексенуфа, находились кишки покойного. Эта конопа обычно размещалась у западной стороны могилы. Если канопы находились в специальном контейнере, то угол с сосудом-флягой в виде Кебексенуфа (с головой сокола), как правило, тоже ориентировали на запад.
Помимо Серкет защитницами других каноп выступали могущественные богини: Исида, Нейт и сестра Исиды - Нефтида. Нахождение в составе таких богинь само по себе говорит о важности самой Серкет для древних египтян.
В конечном счете, в ходе долгой египетской истории, Серкет начала во многом идентифицироваться как Исида. Их образы пересекались, переливались друг в друга. В поздний период истории Древнего Египта Серкет выступала во многом как аспект, форма великой Исиды. Это тем более становится понятным, если учесть, что Исида и в древние времена являлась богиней, способной излечить от укусов скорпионов. Об этом, например, говорит «миф о семи скорпионах».
Обновлено (29.10.2013 16:23)
Мраморный бюст бога СераписаБюст Сераписа. Мрамор, римская копия с греческого оригинала. Музей Ватикана.
Серапис (Сарапис) был синкретическим греко-египетским божеством, которое Птолемей I Cотер в начале III в. до н.э. объявил богом-покровителем Александрии.
Намерение Птолемея, возможно, состояло в том, чтобы найти божество, которое завоевало уважение и почиталось бы как греками, так и египтянами.
Такое божество нашлось в лице Осараписа – формы богов Осириса и Аписа, которые наряду с Исидой, супругой Осириса, и их сыном Гором (Горпократом, Хором) почитались в Египте повсеместно. Имя Серапис – это вариант греческого прочтения имени Осарапис.
Однако Серапис не тождественен Осарапису – он синтезировал качества не только египетских, но и греческих богов – Зевса, Гелиоса, Дионисия, Аида, Асклепия.
Причем черты эллинистических богов приобрели у этого персонажа доминирующий характер, включая его облик. Видимо, это является одной из причин того, что культ Сераписа в самом Египте был популярен только в Александрии и Мемфисе – главных центрах взаимопроникновения греческой и египетской культур.
За пределами Египта культ Сераписа получил широкое распространение по всему Средиземноморскому побережью.
Обновлено (30.06.2013 16:10)
piramidavorever.ru
Тайны древнеегипетских статуй (12 фото)
Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон
Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».
На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца... Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают...
СТРАННОЕ СОСЕДСТВО
Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.
Саркофаги разного качества обработки
Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.
Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.
Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей
И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.
Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.
Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.
Гранитная статуя в Рамессеуме
А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.
Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.
Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.
Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.
ГЛАЗА СТАТУИ
С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.
Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.
Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».
КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал' со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.
Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.
О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, — неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.
Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?
Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона — абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.
Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».Алексей КОМОГОРЦЕВ
Интересные материалы:
В Сирии обнаружен 9000-летний магический артефакт, вызывающий духов (5 фото) В Китае нашли череп со странными зубами (3 фото)
nlo-mir.ru
Искусство и Боги Древнего Египта
Реферат по истории ИЗО и декоративно прикладного искусства
«Искусство и Боги Древнего Египта»
Студентки первого курса
Шлейфман Евгении
«Люди имеющие разум, должны просить у богов, более же всего мы желаем и молим получить от них знание о них самих, насколько это доступно людям; ибо человек не может принять ничего более великого, и бог даровать ничего более священного, чем истина». (Плутарх)
«Религия есть только формула нравственности». Достоевский Ф. М.
Заводя разговор о богах и обрядах, необходимо изучить основные положения самой священной книги народа. Для древних египтян такой книгой являлась "Книга Мёртвых", которая была для них как Библия для христиан. Но перевод названия является не точным, если переводить буквально, выходит "Изречения выхода в день". Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения.
"Книга мёртвых" может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание. Согласно исследованиям Уоллис-Баджа книга не египетского происхождения, и, хотя местное население того времени имело определённое представление о потусторонней жизни и богах, но они все еще оставались аборигенами и не знали процедуры погребения, описанной в книге. Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта.
Стоит задать вопрос, почему появилось искусство в Древнем Египте, какой цели оно служило? И почему оно так величественно?
Ответом на этот вопрос я вижу две причины.
Первая. Скульптура, архитектура, живопись создавались лишь с целью обозначить власть богов и в первую очередь силу и могущество «бога на земле» - фараона.
Можно привести в пример, что в искусстве Древнего Египта, в рельефах и росписях, фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, угрожающе смотря на человека-зрителя сверху вниз, почти с небес: статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 метров из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. А так же сфинкс Хефрена, стоящий перед храмом этого фараона.
Вторая. Поскольку культурной базой становится «Книга мертвых», то очень важен культ погребения. Наивысшим воплощением его стали пирамиды – гробницы фараонов.
Периоды развития
Раннее царство .
Это период объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя. Первого фараона называют Мемфис, именно он основал столицу нового государства на границе прошлых двух и назвал в свою честь. Фараонов первых двух династий, которые и относят к этому периоду, хоронили в масштабах – сооружение прямоугольной формы с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камерой, состоящей из нескольких помещений. Фараоны первой династии свои гробницы снаружи облицовывали кирпичом, а второй династии - камнем и ярко раскрашивали.
Древнее царство .
Во время Древнего царства была сильная централизованная власть фараонов, что и стало причиной построения пирамид именно в эту эпоху. Ученые того времени стандартизовали письменность, календарь, изучали астрономию, математику медицину. В этот период особенно почитали бога солнца Ра. Именно в его честь, вместе с возведением пирамиды фараона Хуфу в Гизе, был обработан огромный осколок скалистых пород, ставший сфинксом – защитником пирамид. Так же активно строились храмы этого бога. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которых стояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались в столицу (Мемфис). Однако в период пятой династии их влияние сильно возросло: они стали подолгу оставаться в своих номах, сохраняли титул пожизненно и даже стали передавать его по наследству. Такое дробление сильно ослабило центральную власть. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробниц номархов.
Гробницами всех фараонов третей династии должны были стать только изобретенные Имхотепом ступенчатые пирамиды, но закончены были только две. По версии изобретателя, первого советника фараона, такая форма должна была стать лучшим проводником на тот свет, чем в масштабах. Пирамида была окружена огромными каменными стенами, длинною в 547 метра и шириною в 278 метра, но погребальная камера находилась так же под землей.
В конце третей династии культ бога Ра изменил форму пирамид. Они стали строится с прямыми стенами, т.к. считалось что фараоны – дети Ра, а прямые стены, как лучи солнца, помогают им подняться обратно на небо. Шедевром этого времени стала пирамида Хеопса, позже названная одним из чудес света. Т.к. ее высота 146 метров, а это больше чем высота собора Св. Петра в Риме – крупнейшего христианского храма.
Среднее царство.
Начало эпохи среднего царства положили конец войнам и междоусобным распрям. Но центральная власть была все же менее слабой, об этом свидетельствует двукратный перенос столицы сначала в Фивы, а потом в Ити-Тауи. За первый переходный период между Древнем и Средним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараонов из-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителя загробной жизни. В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницах подписываются. Активно начинает развиваться портретная скульптура. К примеру, статуя Сенусерта 3.
Новое царство.
Период нового царства стал эрой выдающихся фараонов и цариц. Это стало причиной появления Долины царей и Долины цариц. В эту эпоху правителей погребали в гробницах высеченных в скалах. Усыпальницы находились на западном берегу Нила, напротив Фив и были практически не заметны снаружи, но внутри они поражают богатыми росписями.
Так же эпоха Нового царства характеризуется обилием скульптур воинов и людей среднего достатка, появляются гравюры, где женщины занимаются подбором благовоний и другими обыденными делами, статуэтки девушек-служанок. Таким примером становится изображение акробатки.
Принципы египетского искусства
Архитектура.
Идеальным воплощением принципов египетской архитектуры стали пирамиды, но к этой форме египтяне пришли только в 2800-2250 годах до н. э. Она стала совершенным воплощением, т.к. в пирамидах полностью нашли себя принципы симметрии и статики, а так же строгой фронтальности.
Архитектуре Египта свойственно стремление к идеальности параметров, к примеру, все храмы строились по единому плану внутренних помещений, а перед ним строилась аллея сфинксов, у входа две парные статуи – все подчеркивает симметрию и статичность. Углы пирамиды направлены до градуса точно по сторонам света из-за желания сделать строения идеальными.
Рельеф.
Рельеф был двух видов: высокий (скульптура возвышается над фоном) и утопленный (изображение было глубже фона). Первый делали обтачивая фон, а второе, вытесывая зону изображения. Все силуэты на рельефах изображены в профиль и изображения подписаны иероглифами.
Росписи.
Египтяне верили, что росписи на стенах внутри и снаружи гробниц и храмов дают возможность умершим или же богам участвовать в изображаемом действе. К примеру, если на стенах гробницы нарисован пир, то после смерти человек не будет голодать. Прежде чем рисовать, на стенах делали разметку красной краской, создавая как бы тетрадный лист в клетку. Контуры рабочие наносили красной краской, старший мастер исправлял их черной краской, потом расписывался основной фон и мелкие детали.
Краски делали из мела, охры и минералов (к примеру, меди и кобальта), они растирались в порошок и смешивались с водой.
В изображении человека были строгие каноны изображения: лицо изображено в профиль, глаза в фас, плечи фронтально, грудь в фас, туловище три четверти, ноги в профиль.
Скульптура.
Основные принципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. Эти черты статуй продиктованы расположением их у стены или в нише. По этой же причине преобладают позы: сидячая с руками на коленях и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой . Позже появляется "поза писца" – человека, сидящего на скрещенных ногах. Правила обязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой или камнями.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми. Лица, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Этим объясняется раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Считалось, что мастера искусств воплощали на земле то, что созидали боги на небе. Над всеми статуями проводился обряд отверзания уст и очей, который уподоблял их живым людям; даже у стел и саркофагов были глаза.
Так же очень популярны скульптуры животных, которых уподобляли различным богам. При храме каждого бога египтяне непременно держали скульптуру его священного животного, считая, что своим движением оно может дать ответы на вопросы людей. На рисунке показана статуэтка кошки, олицетворяющая Баст – богиню радости и любви.
Боги Древнего Египта
Когда на территории Египта существовало несколько небольших государств, в каждом из них было свое божество. Оно изображалось в виде человека или животного, а иногда и человека с головой животного. С объединением Египта все эти боги вошли в единый пантеон. Именно по этой причине невозможно выстроить стройную иерархию божеств. Одни из них так и остались местными, другие превратились в общегосударственных. На разных исторических этапах некоторые боги выдвигались на первый план, в зависимости от наиболее почитаемого бога в городе-столице, другие уходили на второй план.
mirznanii.com
«Искусство и Боги Древнего Египта»
Реферат по истории ИЗО и декоративно прикладного искусства
«Искусство и Боги Древнего Египта»
Студентки первого курса
Шлейфман Евгении
«Люди имеющие разум, должны просить у богов, более же всего мы желаем и молим получить от них знание о них самих, насколько это доступно людям; ибо человек не может принять ничего более великого, и бог даровать ничего более священного, чем истина». (Плутарх)
«Религия есть только формула нравственности». Достоевский Ф. М.
Заводя разговор о богах и обрядах, необходимо изучить основные положения самой священной книги народа. Для древних египтян такой книгой являлась "Книга Мёртвых", которая была для них как Библия для христиан. Но перевод названия является не точным, если переводить буквально, выходит "Изречения выхода в день". Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения.
"Книга мёртвых" может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание. Согласно исследованиям Уоллис-Баджа книга не египетского происхождения, и, хотя местное население того времени имело определённое представление о потусторонней жизни и богах, но они все еще оставались аборигенами и не знали процедуры погребения, описанной в книге. Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта.
Стоит задать вопрос, почему появилось искусство в Древнем Египте, какой цели оно служило? И почему оно так величественно?
Ответом на этот вопрос я вижу две причины.
Первая. Скульптура, архитектура, живопись создавались лишь с целью обозначить власть богов и в первую очередь силу и могущество «бога на земле» - фараона.
Можно привести в пример, что в искусстве Древнего Египта, в рельефах и росписях, фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, угрожающе смотря на человека-зрителя сверху вниз, почти с небес: статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 метров из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. А так же сфинкс Хефрена, стоящий перед храмом этого фараона.
Вторая. Поскольку культурной базой становится «Книга мертвых», то очень важен культ погребения. Наивысшим воплощением его стали пирамиды – гробницы фараонов.
Периоды развития
Раннее царство.
Это период объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя. Первого фараона называют Мемфис, именно он основал столицу нового государства на границе прошлых двух и назвал в свою честь. Фараонов первых двух династий, которые и относят к этому периоду, хоронили в масштабах – сооружение прямоугольной формы с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камерой, состоящей из нескольких помещений. Фараоны первой династии свои гробницы снаружи облицовывали кирпичом, а второй династии - камнем и ярко раскрашивали.
Древнее царство.
Во время Древнего царства была сильная централизованная власть фараонов, что и стало причиной построения пирамид именно в эту эпоху. Ученые того времени стандартизовали письменность, календарь, изучали астрономию, математику медицину. В этот период особенно почитали бога солнца Ра. Именно в его честь, вместе с возведением пирамиды фараона Хуфу в Гизе, был обработан огромный осколок скалистых пород, ставший сфинксом – защитником пирамид. Так же активно строились храмы этого бога. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которых стояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались в столицу (Мемфис). Однако в период пятой династии их влияние сильно возросло: они стали подолгу оставаться в своих номах, сохраняли титул пожизненно и даже стали передавать его по наследству. Такое дробление сильно ослабило центральную власть. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробниц номархов.
Гробницами всех фараонов третей династии должны были стать только изобретенные Имхотепом ступенчатые пирамиды, но закончены были только две. По версии изобретателя, первого советника фараона, такая форма должна была стать лучшим проводником на тот свет, чем в масштабах. Пирамида была окружена огромными каменными стенами, длинною в 547 метра и шириною в 278 метра, но погребальная камера находилась так же под землей.
В конце третей династии культ бога Ра изменил форму пирамид. Они стали строится с прямыми стенами, т.к. считалось что фараоны – дети Ра, а прямые стены, как лучи солнца, помогают им подняться обратно на небо. Шедевром этого времени стала пирамида Хеопса, позже названная одним из чудес света. Т.к. ее высота 146 метров, а это больше чем высота собора Св. Петра в Риме – крупнейшего христианского храма.
Среднее царство.
Начало эпохи среднего царства положили конец войнам и междоусобным распрям. Но центральная власть была все же менее слабой, об этом свидетельствует двукратный перенос столицы сначала в Фивы, а потом в Ити-Тауи. За первый переходный период между Древнем и Средним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараонов из-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителя загробной жизни. В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницах подписываются. Активно начинает развиваться портретная скульптура. К примеру, статуя Сенусерта 3.
Новое царство.
Период нового царства стал эрой выдающихся фараонов и цариц. Это стало причиной появления Долины царей и Долины цариц. В эту эпоху правителей погребали в гробницах высеченных в скалах. Усыпальницы находились на западном берегу Нила, напротив Фив и были практически не заметны снаружи, но внутри они поражают богатыми росписями.
Так же эпоха Нового царства характеризуется обилием скульптур воинов и людей среднего достатка, появляются гравюры, где женщины занимаются подбором благовоний и другими обыденными делами, статуэтки девушек-служанок. Таким примером становится изображение акробатки.
Принципы египетского искусства
Архитектура.
Идеальным воплощением принципов египетской архитектуры стали пирамиды, но к этой форме египтяне пришли только в 2800-2250 годах до н. э. Она стала совершенным воплощением, т.к. в пирамидах полностью нашли себя принципы симметрии и статики, а так же строгой фронтальности.
Архитектуре Египта свойственно стремление к идеальности параметров, к примеру, все храмы строились по единому плану внутренних помещений, а перед ним строилась аллея сфинксов, у входа две парные статуи – все подчеркивает симметрию и статичность. Углы пирамиды направлены до градуса точно по сторонам света из-за желания сделать строения идеальными.
Рельеф.
Рельеф был двух видов: высокий (скульптура возвышается над фоном) и утопленный (изображение было глубже фона). Первый делали обтачивая фон, а второе, вытесывая зону изображения. Все силуэты на рельефах изображены в профиль и изображения подписаны иероглифами.
Росписи.
Египтяне верили, что росписи на стенах внутри и снаружи гробниц и храмов дают возможность умершим или же богам участвовать в изображаемом действе. К примеру, если на стенах гробницы нарисован пир, то после смерти человек не будет голодать. Прежде чем рисовать, на стенах делали разметку красной краской, создавая как бы тетрадный лист в клетку. Контуры рабочие наносили красной краской, старший мастер исправлял их черной краской, потом расписывался основной фон и мелкие детали.
Краски делали из мела, охры и минералов (к примеру, меди и кобальта), они растирались в порошок и смешивались с водой.
В изображении человека были строгие каноны изображения: лицо изображено в профиль, глаза в фас, плечи фронтально, грудь в фас, туловище три четверти, ноги в профиль.
Скульптура.
Основные принципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. Эти черты статуй продиктованы расположением их у стены или в нише. По этой же причине преобладают позы: сидячая с руками на коленях и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой . Позже появляется "поза писца" – человека, сидящего на скрещенных ногах. Правила обязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой или камнями.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми. Лица, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Этим объясняется раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Считалось, что мастера искусств воплощали на земле то, что созидали боги на небе. Над всеми статуями проводился обряд отверзания уст и очей, который уподоблял их живым людям; даже у стел и саркофагов были глаза.
Так же очень популярны скульптуры животных, которых уподобляли различным богам. При храме каждого бога египтяне непременно держали скульптуру его священного животного, считая, что своим движением оно может дать ответы на вопросы людей. На рисунке показана статуэтка кошки, олицетворяющая Баст – богиню радости и любви.
Боги Древнего Египта
Когда на территории Египта существовало несколько небольших государств, в каждом из них было свое божество. Оно изображалось в виде человека или животного, а иногда и человека с головой животного. С объединением Египта все эти боги вошли в единый пантеон. Именно по этой причине невозможно выстроить стройную иерархию божеств. Одни из них так и остались местными, другие превратились в общегосударственных. На разных исторических этапах некоторые боги выдвигались на первый план, в зависимости от наиболее почитаемого бога в городе-столице, другие уходили на второй план.
В наши дни ученые пришли к выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимой глубине своей сущности.
В Египте поклонялись не множеству богов, а напротив, под именем какого-либо божества — Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого изначального Бога... Египетские жрецы говорили: "Из него проистекает сущность всех других богов", "По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его творении".
Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое солнце". Высшее Существо едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении, он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога. Именно поэтому в Египте приняты триады божеств.
В каждой египетской провинции была своя триада, связанных между собой божеств, и это вовсе не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти фараона. Самая главная триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте, так как Осирис был воплощением Добра. Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу — фиванскую.
Теперь рассмотрим этих богов отдельно с точки зрения изображения и поклонения им.
Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Согласно мифу, Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он сразился с Сетом, но проиграл и победитель отнял у него волшебное Око. Позже состоялась вторя битва, и Гор смог одолеть Сета. Свое волшебное Око Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.
Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.
Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет, а когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.
Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.
Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам..
Нефертум - "прелестное дитя богов", центр его культа Мемфис. Он был мягким, исцеляющим божеством, Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».
Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом.
Нут в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.
Что оставили нам Боги Древнего Египта
искусство египет архитектура религия
Пока сбираешь и позже перечитываешь рассказы о мифах, кажется, что эта древнейшая цивилизация уже понята и разгадана современным человеком. Но в действительности, чем больше мы узнаем о ней, тем яснее понимаем, как много еще предстоит постичь. Все сведения о Древнем Египте собранные человечеством, всего лишь видимая вершина, огромного айсберга, скрытого от неискушённого зрителя. Конечно, в пример можно привести разнообразные гипотезы о технологии построения пирамид и сфинксов, а так же иероглифическое письмо, расшифрованное Шампольоном только в 19-ом веке! Ранее и греки, и мыслители периода Возрождения, и многие ученые современники Шампольона пытались разгадать эту загадку на протяжении почти 18-ти веков, а сейчас к расшифровке египетской письменности относятся как к должному. Но люди, уверенные в своем могуществе, забывают про множество неразгаданных тайн. Чтобы развеять обманчивое впечатление всезнания, хотелось бы привести несколько из них.
1. Если плыть по Нилу от древних Фив к его устью, в пути вас заставит остановиться долина. В полукольце гор простирается великий город-призрак Ахетатон. Он просуществовал всего 17 лет, пока Древним Египтом правил его основатель - фараон Эхнатон.
В двадцать один год Аменхотеп IV, будущий фараон Эхнатон стал правителем Египта. Первые два года, прошедшие с момента своего восхождения, Аменхотеп продолжал ту же политику, что и его отец. Но постепенно попадал под власть своей жены Нефертити. Ученые допускают, что вовсе не личные убеждения, а влияние первой красавицы заставило Эхнатона пойти против фиванского жреческого клана и объявить войну неслыханно влиятельному культу Амона-Ра.
Неожиданно, на шестом году своего правления Эхнатон решил порвать со старой религией и возвел на духовный престол единого бога - Атона. Жрецы Амона-Ра, как и следовало ожидать, мгновенно объявили молодого фараона еретиком; общество в считанные годы разделилось на два лагеря: приверженцев старого бога Амона-Ра и немногочисленных сторонников нового единого бога - Атона.
Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Египтяне считали, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Своим подданным Эхнатон объявил, что по воле Атона, было выбрано место для новой столицы Египта. Это место действительно было очень удачным. Возведенный за несколько лет, город был удобен, красив и лаконичен. Сады и бассейны, птицы и живность наполнили его поистине райским очарованием.
История Ахетатона собиралась по крупицам. Долгое время ученые знали о его существовании, но полных и завершенных текстов о нем не было, значит, не было и археологических подтверждений.
В одной деревне, где несколько веков живут "новые египтяне", местная крестьянка, копаясь в земле, нашла старинные глиняные таблички. И это оказался архив министерства внутренних дел Эхнатона.
Почва для монотеизма в Египте подготавливалась давно. Формально Эхнатон был не первым. Но именно он первым пошел на открытый конфликт с Амоном-Ра: он построил дворец Атона просторнее и выше дворца Амона.
В Ахетатон была завезена земля, высажены взрослые растения, выкопаны и заполнены каналы, бассейны, дно и стены которых были расписаны под натуральные водоросли и цветы- лилии и лотосы, в заросли запустили водоплавающих рыб и птиц. В ветвях деревьев запели птицы. Были построены прекрасные здания - дом Атона, Дворец Атона, храм "Проводов Атона на покой", храм "Тень Ра".
Как это и бывало раньше в Египте, камень, оставшийся после разрушения Ахетатона, вывезли для нового строительства. Остаток руин исчез навсегда. А нам остается только представлять себе сказочный город и доверяться немногим письменным источникам.
2. Аменхотеп III отказался от завоевательных войн отца и мирно правил Египтом более тридцати лет. Его жена - царица Тейе первая из египетских жен фараона удостоилась участия в правлении. Его сын Аменхотеп IV знаменитый фараон - еретик Эхнатон. Жена Эхнатона - красавица Нефертити.
Теодором Девисом, американским археологом, был найден золотой гроб. Ему очень повезло потому, что в почти полностью раскопанной Долине царей он нашел нетронутую могилу.
Но вопрос, кто погребен в этой могиле мучает археологов более 90 лет!
Все в этой могиле несет неопределенность, то есть нельзя понять, кто был похоронен: мужчина или женщина. Над гробом в стене была выдолблена ниша, в которой помещались четыре алебастровых сосуда с внутренностями покойника. Они были выполнены в виде человечьих голов, но определить пол по этим останкам было невозможно. Накладные волосы, изображенные в алебастре, окаймляли четыре молодых безбородых лица.
Изучив мумию, хирурги сделали заключение: ширина таза не оставляла сомнений, что скелет женский. Дэвис обрадовался: это царица Тейе. Но когда останки были перевезены в Каирский музей и тщательно изучены, археологи получили странное и неожиданное заключение: скелет принадлежал молодому мужчине двадцати пяти- двадцати шести лет.
Ученые все больше задумывались над находкой. Некоторые ученые заявляли, что погребение принадлежало Эхнатону. Ведь по погребальной камере были расставлены золотые кирпичи с надписями, по содержанию совпадающими с письменами на гробе. А на двух из них четко прочитывается имя Аменхотепа IV (Эхнатона)! В этом, многих убеждало то, что телосложением Эхнатон как раз подходил под описываемый скелет. Узкая с выступающим затылком голова, тонкая шея, тонкие руки, голени. Все совпадало и все объяснялось. Кроме одного: мужчина в гробу был очень молодым.
Все в гробнице говорило о том, что она принадлежала Эхнатону. Но кроме возраста, ученых вводили в сомнения четыре алебастровых сосуда. Они были выполнены очень тонко, но на их крышках был изображен не Эхнатон. В 1919 году было предположение, что гробница принадлежит царице Нефертити! Но эта версия быстро исчерпала себя. Тип лица не походил на внешность Нефертити.
Наконец, мертвец, возраст которого насчитывал не более 28 лет, возбудил сомнения ученых именно своей молодостью: неужели реформу такого масштаба, какую осуществил Эхнатон всего за 17 лет царствования, провел...мальчик 11 лет? Ну пусть 12...В этом было что-то не так. Тогда сразу стали искать доказательство, что в силу своей болезни, Эхнатон выглядел на десять лет моложе.
Но в 1931 году останки были еще раз изучены и сделан вывод, что скелет принадлежит молодому человеку 23-24 лет. Тождество с Эхнатоном было исключено: шести или семи летний ребенок, чисто теоретически мог "проводить" реформы, но уж детей иметь не мог никак! Надо было искать другого претендента на золотой гроб.
Ученые выдвигали предположения, что гроб принадлежит: дочери Эхнатона- Микетатон, умершей очень рано, старшей дочь Эхнатона- Меритатон, неведомой жене Эхнатона- Кийа или зятю Эхнатона – Сменхкаре.
В 1966 году возраст мертвеца снизился до 20 лет и признаков болезни на костях не оказалось.
До сих пор ни одна из версий не имеет достаточно доказательств. В числе наиболее вероятных "кандидатов" на обладание золотым гробом называются четыре лица -Эхнатон( Аменхотеп VI),Кийа, Сменхкара, Нефертити...
Заключение
Как сказал известный французский писатель 19 века Анатоль Франс: «Боги обычно подобны тем, кто им поклоняется». Так и древнейший народ Египта, насчитывающий около 7-ми тысячелетий существования и процветания, похож на своих божеств. Живя под девизом: «Один есть всё - и всё едино», египтяне создали самую яркую и загадочную цивилизацию. Объединение множества народов и верований дало такой богатый культурный фонд, осознание единения, помогли просуществовать такой длительный промежуток времени одним государственным строем, подчиняясь единой централизованной власти. Это же понимание единства, помогло создать такие неповторимые творения как пирамида Хеопса, сфинкс Хефрена, Колоссы Аменхотепа III, колоссы Мемнона, Долина царей и цариц, а так же множество потрясающих городов и храмов. Сильные духом египтяне, создававшие удивительную культуру и поэтичное искусство, могущественную цивилизацию своими руками. Это ли не чудо?
znakka4estva.ru
Археологи нашли статую бога в первой пирамиде Древнего Египта
МОСКВА, 2 июл – РИА Новости. Ученые обнаружили бронзовую статую Осириса в ступенчатой пирамиде Джосера, самой древней каменной усыпальнице "повелителей двух домов", которая была построена легендарным Имхотепом, сообщает Luxor Times.
Восстановленный мемфисский Серапеум готов открыть свои тайны"Статуя была найдена у западного склона пирамиды, в щели между каменными блоками, когда археологи начали расчищать песчаные завалы и убирать мусор. На ней изображен Осирис, бог подземного мира и возрождения, держащий в левой руке перо, а в правой – скипетр", — заявил Мустафа Вазири, глава Высшего совета Египта по делам древностей.
Пирамиды, символ Древнего Египта, были вершиной египетского погребального зодчества, прошедшего длинный путь от примитивных кирпичных гробниц, мастаб, до величественной пирамиды Хеопса, огромного храма Ра в Гелиополе и загадочного Сфинкса, охраняющего Гизу от расхитителей гробниц.
Первая пирамида, как повествуют хроники времен Древнего Царства, была построена на территории Саккары, первой "долины царей" в окрестностях Мемфиса. Ее "автором" был Имхотеп, архитектор, врач, ученый и верховный советник фараона Джосера. Эта пирамида имеет уникальную ступенчатую форму, которая отличает ее от всех остальных гробниц "повелителей двух домов".
Статуя Осириса, найденная в ступенчатой пирамиде Джосера
Первые серьезные раскопки на территории этой пирамиды начались в 1926 году, и они продолжаются по сей день. Ученые медленно очищают каждый "уровень" пирамиды от песка и мусора и постепенно реконструируют их, попутно раскрывая новые тайны из истории Древнего Царства.
Археологи нашли золотую верхушку одной из последних пирамид Египта
Как полагают археологи, найденная ими статуя была изготовлена не во времена Имхотепа и Джосера, а в значительно более поздние исторические периоды. По мнению египтологов, она попала в щель между камнями не случайно – туда ее положили жрецы, желавшие подобным образом увековечить связь между Осирисом, богом воскрешения и загробной жизни, и пирамидой, "вратами" в Иару, древнеегипетский рай.