Лекарства в древнем риме. 10 невероятных способов лечения, которые практиковали в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекарственное врачевание в Древнем Риме. Лекарства в древнем риме


Лекарства и врачи в Древнем Риме

Врачи в Древнем Риме

Среди римских врачей было много знатоков своего дела, успешно лечивших больных или облегчавших их страдания, однако встречались среди них и обманщики.

Домашние средства

В течение очень долгого времени римляне лечились домашними средствами - отварами и настойками из трав и заговорами. Например, считалось, что сырой свекольный сок помогает от головной боли, головокружения и звона в ушах, а отвар крапивы - от кашля и простуды. Знатоками целебных трав и магических заклинаний часто оказывались почтенные отцы семейств, сами лечившие себя и всех домашних, включая рабов.

Торговцы лекарствами

Различные мази, микстуры и настойки из лекарственных трав можно было не только приготовить самостоятельно, но и купить у «фармакополов» (в переводе с греческого «торговцев лекарствами»). Они бродили по городам и ярмаркам, вовсю расхваливая предлагаемый товар и рассказывая о трудностях и опасностях своего ремесла. Народ охотно собирался послушать фармакополов, но мало кто доверял им, ведь они слыли отъявленными шарлатанами.

Как стать врачом?

Первые врачи появились в Риме в конце III в. до н. э. Они были греками, попавшими в плен или путешествующими в поисках заработка. Как и учителем, врачом мог назвать себя любой желающий, у кого было хоть немного денег, чтобы снять помещение для приема пациентов. Те, кто действительно хотел лечить людей, поступали на несколько лет в обучение к врачам, знания и опытность которых были доказаны долголетней и успешной практикой. Государственное обучение медицине появилось только в III в.

Врачи в Древнем Риме

С помощью сосудов, похожих на современные медицинские банки, римляне лечили головокружения, кашель, боли в спине и суставах

Хирурги

Врачам, работавшим при гладиаторских школах или в госпиталях, находившихся в военных поселениях , нередко приходилось лечить переломы и даже проводить ампутации. Они имели в своем распоряжении большой набор бронзовых и железных инструментов - ножей, пинцетов, зондов, крючков для вытяжения мышц и фиксации разрезов и пил с различными зубцами. Несмотря на все это оборудование, проведение операций было делом очень опасным, так как не существовало никаких обезболивающих и антибиотиков. Пациенты, перенесшие операцию, нередко умирали от болевого шока или занесенной инфекции.

Окулисты

Римские окулисты умели не только лечить различные инфекции при помощи капель из лекарственных растений, но и проводить операции по удалению катаракты.

Дантисты

Ставить пломбы римские дантисты не умели, они просто вырывали больные зубы и вставляли вместо них протезы из костей животных, скрепляя их золотым ободком.

Последняя надежда

Если врачи не могли вылечить больного, тогда он обращался за помощью к богу врачевания Эскулапу. Его храм, построенный по образцу храма Асклепия в Эпидавре, находился на маленьком острове посреди реки Тибр. Совершив жертвоприношения и особый обряд очищения, больной оставался на ночь в храме, во сне ему мог явиться Эскулап и излечить его или подсказать, что необходимо предпринять, чтобы снова стать здоровым. В знак благодарности бывшие больные помещали в храм глиняные или бронзовые копии исцеленных частей тела. Вплоть до Средних веков храм Эскулапа оставался крупным медицинским центром.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Медицина в Древнем Риме.

ВДревнем Риме до III—II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань — терм (от греч. «thermos» — теплый). Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур.

Это интересно. Термы. Пользу купаний как профилактического и лечебного средства ценили уже древние египтяне. У многих народов Древнего Востока, в Индии, Персии, Иране купания были не только методом врачевания, но и частью религиозного ритуала. В императорских термах были пышные залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки. Внутренние залы украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиен. Культ богини Гигиен пришел в Рим вместе г культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья и хорошего самочувствия — Салюта. Она была символом не только личного здоровья, но и общее благополучия. Имя этой богини дошло до нашего времени в слове «салют», которое употребляют для приветствия, а также в названии праздничного фейерверка.

Римляне часто использовали и лечение холодной водой. Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей.

Храмовая медицина, подобная греческой, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III в. до н.э. Плутарх и Овидий подробно описывают, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в образе змеи. В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни, которые повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная греческой.

Разведение лекарственных растений.

Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Жители античного мира ценили ароматы лекарственных трав. Например, считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает работу мысли и способствует оживленной беседе.

Известны исторически существовавшие сады, в которых разводили растения для приготовления ядов. Этим прославился властитель Понта Митридат Евпатор (II—I вв. до н.э.). Он постоянно принимал небольшие порции ядов, чтобы «приучить» к ним свой организм, поскольку боялся отравления.

Среди выдающихся римских авторов необходимо прежде всего упомянуть Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорида (I в.). В их трудах нашли отражение разнообразные медицинские знания римлян.

Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила их Эразистрата и других врачей Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не единственным серьезным источником знаний об Александрийском периоде развития медицины, который длился около 300 лет. Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией — холодные, горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д.

В сочинении Диоскорида «О лекарственных растениях» описано более 600 растений, которые применялись тогда в медицинской практике. Эти описания снабжены рисунками и подробными рекомендациями по их применению. Сочинение Диоскорида на протяжении шестнадцати столетий считалось в Европе самым авторитетным источником по лекарственным травам.

Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из «Естественной истории» Плиния Старшего, являющей собой замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы.

Известностью пользовались труды Галена. В трудах, посвященных фармакологии, он писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают. Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название «Галеновы препараты». Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах. Отметим в заключение, что Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия.

Заслугой Галена, которого традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии — науке о процессах, протекающих в органах и тканях организма. В книгах Галена содержится полная энциклопедия медицинских знаний его времени. Его анатомические труды в течение четырнадцати столетий служили руководством для врачей. Сохранилось около 120 подлинных сочинений Галена, а по названиям известно более 350. Большинство из них было посвящено медицине.

studfiles.net

Лекарственная медицина Древнего Рима

    1. Цельс

      Древнеримский ученый-энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс оставил глубокий след в медицине. Высокогуманная врачебная деятельность, богатый практический опыт, ораторские способности Цельса по достоинству были оценены многими философами и писателями древнего Рима. Цельса называли “медицинским Цицероном”, “латинским Гиппократом". Его труд “О медицине”, где изложены теория и практика врачебного искусства догаленовского Рима, имеет большое познавательное значение.

     Цельс был разносторонним ученым, занимавшимся философией, риторикой, правом, сельским хозяйством, военным делом и медициной. Искусству врачевания он учился у выдающихся греческих врачей – Мегета, Трифона и Евельписта. Свои медицинские знания он пополнял в Медицинской школе, основанной Августом, а затем совершенствовал их в больнице для лечения рабов – валетудинариуме.

     Свой  труд Цельс начинает со вступления, где подробно излагает взгляды своих предшественников на сущность медицины и методы лечения болезней. Большое значение он придавал опыту и наблюдению. “Ведь часто также появляются, – пишет он, – новые виды болезней, относительно которых опыт еще ничего не показал, так что необходимо произвести наблюдение, откуда они явились, без чего никто не может знать, почему надо применять то или иное средство...” и далее “...медицина возникла из наблюдений за выздоровлением одних и гибелью других, – наука, различающая вредное и полезное для здоровья”, “...медицина возникла не после теоретического обоснования, но теория была найдена после возникновения практической медицины...”

     В главах 1–й книги Цельс подчеркивает значение для здоровья размеренного образа жизни, дает гигиенические советы, не потерявшие значения и по настоящее время. Он пишет: “...следует вести разнообразный образ жизни: жить то в деревне, то в городе и чаще бывать на лоне природы... как можно чаще заниматься физическими упражнениями...” Цельс придавал большое значение труду – решающему условию здоровья и долголетия, был врагом безделья, “так как праздность расслабляет тело,– писал он,– а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе – продолжительную молодость”.

     Приступая к описанию отдельных заболеваний  и методов лечения, Цельс отдает должное опыту древних врачей и авторитету Гиппократа. На возникновение  болезней, считал он, влияют погодные условия, местность, климат, конституциональные особенности организма. Переходя к характеристике отдельных “заболеваний, ученый достаточно обстоятельно описывает признаки болезней, дает советы по их лечению. Способы лечения он подразделяет на общие и частные. По Цельсу, общие методы применяются при большинстве болезней, частные – при отдельных заболеваниях. При назначении лекарственных средств он требовал индивидуального подхода к больному. Немаловажное значение Цельс придавал кровопусканию как наиболее испытанному методу лечения многих болезней. Он описывает технику взятия крови из вены, предупреждает о возможных ошибках при вскрытии сосуда. Большой раздел книги посвящен диететике, видам пищи и питья, пищевым продуктам, их значимости в питании и усвояемости при различных заболеваниях.

     В последующих разделах труда Цельс описывает клинические проявления отдельных болезней и предлагает способы их лечения. Особое внимание он обращает на лихорадочные заболевания как наиболее распространенные в то время. Одобряя некоторые методы лечения, применявшиеся его предшественниками, Цельс не во всем соглашается с ними, подвергает их критике. Многие разделы книги посвящены хирургии. Цельс подробно разъясняет тактику хирурга при различных хирургических заболеваниях, много внимания уделяет извлечению инородных тел – стрел, пущенных из пращи камней. Разумны его советы по ликвидации кровотечения из ран. В первую очередь он рекомендует тампонаду, а в случае непрекращения кровотечения – перевязку сосудов, прижигание.

     У Цельса мы находим зачатки остеологии. Описывая положение и форму костей скелета человека, он останавливается на характерных признаках переломов костей и вывихов и способах их лечения. Специальный раздел книги так и назван: “Как надо делать резекции кости”. При подозрении на перелом костей черепа для постановки правильного диагноза ученый советует немедленно выяснить, была ли у пострадавшего рвота, лишился ли он зрения, утратил ли способность речи, имели ли место кровотечения из носа или ушей, потеря сознания. Подобные явления, утверждает Цельс, бывают следствием перелома черепных костей и требуют очень длительного лечения и ухода.

     Специальный раздел 5-й книги посвящен фармакотерапии. Древнеримская медицина широко использовала лекарственные средства в лечении недугов. “Древние врачи и Эразистрат, – пишет Цельс, – и те, которые называли себя “эмпириками”, высоко ценили лекарства. Герофил же и в особенности его последователи придавали им столь большое значение, что не лечили без них ни одного вида болезней”. Отдавая должное гигиене, ученый рекомендовал сочетать применение лекарств с гигиеническим образом жизни. Он писал: “Та часть медицины... которая преимущественно борется лекарствами, также должна предписывать гигиенический образ жизни, чрезвычайно полезный при всех телесных недугах”.

     Труд  Цельса “О медицине” представляет собой практическое руководство по медицине. Цельс мог создать его, занимаясь лечением больных в своем “валетодинариуме” (т. е. здравнице, больнице) для рабов. При этом Цельс использовал многочисленную медицинскую литературу от Гиппократа до Асклепиада. Он отмечает, что в послегиппократовской Греции произошло разделение медицины на три части. “Одна лечит образом жизни, другая – лекарствами, третья – хирургическим путем. Первую часть называли диетической, вторую – фармацевтической, третью – хирургической” Лекарства применялись почти исключительно в виде сырых или подвергнутых относительно примитивной обработке продуктов. Их совокупность называлась материа медика. В нативном виде использовались, например кровь собаки, гиены, козленка, клопы, паутина.

     Вокруг  головы привязывали теплое легкое овцы, к обожженным местам прикладывали навоз с воском. Применялись средства растительного, животного и минерального происхождения в виде твердых, жидких, мягких и газообразных лекарственных форм. В качестве твердых лекарственных форм для внутреннего применения и присыпок Цельс применял пепел, получаемый при сожжении животных, птиц, моллюсков. Он описывал присыпку при ожогах, представляющую собой сожженный и растертый магнезийский камень ("камень, притягивающий железо”). В состав присыпки для уничтожения дикого мяса входили медная окалина, ладан и медная ржавчина. В качестве жидких лекарственных форм использовал растворы, взвеси, соки и отвары растений, смесь масла, воды, меда и других веществ.  

    1. Гален

     Крупнейшим  философом и врачом Древнего Рима безусловно является Клавдий Гален (131–201 гг. н.э.).

      Гален (Galenus – спокойный) родился в Пергаме, государстве, расположенном в северо-западной части Малой Азии, в правление императора Адриана. Отец Галена хотел сделать сына философом, но посетившее однажды отца сновидение, а им римляне придавали огромное значение, заставило Галена заняться медициной. Избрав специальность врача, он обстоятельно изучал медицину под руководством пергамских ученых врачей.

     После смерти отца Гален предпринял путешествие, во время которого изучал анатомию у знаменитого анатома Пелопс. Позже отправился в Коринф, где изучал естествознание и лекарствоведение, объехал Малую Азию, учился в Александрии. После шести лет путешествий Гален возвратился в Пергам. В родном Пергаме 29-летний Гален в продолжение 4 лет был врачом-хирургом при школе гладиаторов и прославился своим искусством лечения ранений, вывихов и переломов. Когда в 164 году в городе вспыхнуло восстание, 33-летний Гален отправился в Рим, где вскоре стал популярен как образованный лектор и опытный врач. Он стал известен императору Марку Аврелию, и стал его домашним врачом. Однажды ночью он был срочно вызван к императору, который жаловался на недомогание. Врачи не могли дать императору необходимого совета и только пугали его своими диагнозами. Гален успокоил больного, посоветовав выпить сабинского вина, настоянного с перцем. На следующий день Гален услышал, что его считают отныне не только "первым среди врачей, но единственным врачом-философом".

     Идеи  Галена главным образом основывались на учении Гиппократа, а также Аристотеля и врачей позднего периода Александрийской школы. Соответственно мировоззрению античного времени, Гален понимал целостность организма. “В общей совокупности частей все находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности каждой из них”. Спустя 6 столетий после Гиппократа он систематизировал его гуморальную теорию патологии, которую полностью разделял. Гален представлял здоровье как равновесие и гармонию (краза) четырех элементов или соков тела: кровь, желчь, черная желчь, слизь (флегма): при болезни происходит нарушение правильного смещения соков (дискразия), после их “сварения” (кокцио) и удаления из организма вредностей наступает выздоровление. Это служило основанием для широкого применения слабительных, рвотных, потогонных, частых и больших кровопусканий. О чрезвычайной привлекательности и живучести этой теории свидетельствует ее признание вплоть до XIX века.

     В Риме Гален написал несколько  трактатов, посвященных медицине; среди  них "О назначении частей тела человека", а также "Анатомия". К сожалению, большинство его рукописей погибло во время пожара Храма Мира, когда сгорела вся Палатинская библиотека. Храм Мира был чем-то вроде сокровищницы, где военачальники хранили трофеи, богачи – драгоценности, а Гален – рукописи.

     Вклад Галена в медицину бесценен. Его  с полным на то основанием можно  назвать создателем этиологии как  науки, поскольку он систематизировал учение о причинах болезней своего времени. Он разделял болезнетворные факторы  на ingesta (наносные), circumfusa (твердые, механические), excreta (жидкие, обливающие), вызывающие рост и др. Он впервые указал, что болезнь развивается от воздействия причинных факторов на соответствующее предрасполагающее состояние организма больного. Внутренние болезнетворные факторы Гален называл "приготовляющими" организм для развития болезни. Гален разделял болезни на внешние и внутренние, их причины – на причины непосредственного и отдаленного действия. Он показал, что анатомия и физиология – основа научной диагностики, лечения и профилактики.

     В практической медицине Галену принадлежит  заслуга изучения у больных пульса, о котором Гиппократ не упоминает; он различал 27 вариаций пульса. Он писал: “Науку о пульсе я сделал делом  всей моей жизни,— и добавляет,— но кто после меня захочет посвятить себя этой науке в наш жалкий век, когда никто не признает другого бога, кроме богатства”. Изучая — особенности болевых ощущений, он первый пытался различить место их возникновения — апоневроз, плевра, кость, вены и т. п.

     Подробно  изучая анатомию и физиологию, без  которых Гален не мыслил прогресса  в развитии медицины, он сделал значительные поправки в изучении человеческого  организма. Если до него считалось, что  в артериях течет пневма, то он первым сказал, что в них течет кровь. Им тщательно изучена и описана мышечная, пищеварительная и дыхательная системы. Какой бы орган или часть тела человека ни изучал Гален, он всегда старался понять не только его функцию, но и ту разницу, которая существует между органами человека и животных, в том числе и обезьяны.

     В дело исследования больного Гален вносит рациональные требования: видимые симптомы следовало связать с повреждением определенного органа, затем определить природу поражения (воспаление и  т. п.), а также установить причины (жар или холод, влажность или сухость).

     В его трудах нашли место болезни  большого числа органов человеческого  тела; подробно описаны глазные болезни; даны ряд практических советов по лечебной гимнастике и рекомендации, как надо прикладывать компрессы, ставить  пиявки, оперировать раны. Он лечил  людей электричеством, пользуясь живыми электростанциями обитателей морских глубин – рыб. Лечение мигрени, по Галену, заключалось в закапывании в нос сока дымянки с маслом и уксусом.

     При лечении болезней Гален широко использовал  диеты и, конечно, лекарственные средства. При этом он руководствовался разработанным им принципом противоположного действия. Он считал, что сухость можно умерить влагой, а тепло, или жар (повышенная температура тела), — холодом.

     Приводит  Гален и целый ряд рецептов на порошки, мази, настойки, вытяжки и пилюли. Его номенклатура лекарственных средств была многочисленной и заимствованной у разных школ. Классификация лекарств имеет сходство с современной – это слабительные, вяжущие, смягчающие, мочегонные, болеутоляющие, кроветворные средства, противоядия и другие.

     Его рецепты, в несколько измененном виде, применяются до сих пор и  носят название "галеновых препаратов" – лекарственные средства, изготовляемые путем обработки растительного или животного сырья и извлечения из него действующих начал. К галеновым препаратам относят настойки, экстракты, линименты, сиропы, воды, масла, спирты, мыла, пластыри, горчичники. Гален разработал рецептуру употребляемого до сих пор косметического средства "кольдкрема", который состоит из эфирного масла, воска и розовой воды.

     В трудах К. Галена (130 – 201 гг. до н.э.) описано 304 растения, 80 лекарственных средств животного и 60 минерального происхождения. Гален писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают. Гален считал, что в растениях и животных тканях содержатся полезные вещества и вредные, которые нужно отбрасывать. Именно эти, полезные, и следует извлекать и использовать. Он стремился освободить лекарственные вещества от балласта, дать более очищенные препараты, то есть впервые ввел понятие о действующих веществах. В связи с этим он ввел в практику извлечения из природных веществ, и при этом он усложнил технологию производства лекарств. Лекарственные прописи, применяемые Галеном, были довольно сложны по составу. Так некоторые пластыри состояли из 23–60 веществ. Он разработал и описал множество лекарственных форм: порошков, пилюль, лепешек, микстур, экстрактов, мазей, отваров, растворов, соков растений, эфирных и жирных масел, примочек, припарок, сборов, пластырей, горчичников, настоек, уксусомедов, а также косметических средств. Ученый разработал приспособления для измельчения растительного лекарственного сырья, создал винтовой пресс для отжатия соков Гален установил весо-объемные соотношения при приготовлении экстрактов, настоек и отваров. Гален сам готовил лекарства в своей аптеке с лабораторией, мастерской или, как тогда говорили, заводом, т.е. помещением, в котором изготавливались различные лекарственные формы.

stud24.ru

Лекарственное врачевание в Древнем Риме — КиберПедия

1. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Лекарственные средства Древнего Рима // Фармация. - 1992.-№6.

2. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. - М.: Гардарика, 1997. - С. 111-120.

3. Семенченко В.Ф. История фармации. Москва 2003.

Сорокина Т. С. История медицины. - 2-е изд. - М., 1994. - С.110-130.

Тестовые задания

1. Характерная черта древнеегипетской культуры:1)антропоцентризм; 2)гуманизм; 3)светский характер; 4)культ мёртвых.

2. Наиболее известный папирус медицинского содержания:1)Эберса; 2)Джосера; 3)Мечена; 4)Птаха.

3. Наиболее известный древнеегипетский врач, зодчий первой пирамиды, астроном: 1) Хефрен; 2) Имхотеп; 3) Хуфо; 4) Птолемей.

4. При бальзамировании из тел умерших не удалялись:1)мозг; 2)сердце; 3)лёгкие; 4)печень;

5. Главным во врачевании ашипу являлось:1)оперативные вмешательства; 2)использование минералов; 3)чтение заклинаний; 4)приёмы массажа.

6. Письменность впервые появилась в: 1)Древнем Египте; 2)Шумере; 3)Вавилонии; 4)Ассирии.

7. Сильной стороной древнеегипетской медицины были 1)фармация; 2)косметология; 3)санитария и гигиена; 4)все перечисленное.

8. Врачевателей древней Месопотамии изображали:1)в сопровождении змей; 2)крылатыми; 3)в одежде в виде рыбы; 4)львиноголовыми.

9. Письменность была изобретена:1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.

10. Памятник права древней Месопотамии:1)письмо Мукаллима; 2)папирус Эберса; 3)законы Хаммурапи; 4)свидетельство Геродота.

11. Врачеватель-эмпирик в древней Месопотамии:2)асу; 3)ашипу; 4)мунаишу.

12. Характерная черта древнегреческой культуры:1)астральный культ; 2)культ мёртвых; 3)культ здорового и красивого тела; 4)культ Эскулапа.

13. Хронологические рамки классического периода Древней Греции («золотого века»):1) 3-2 тыс. до н. э. 2)13-15 вв. до н. э.; 3)8-6 вв. до н. э; 4)5-4 вв. до н. э.

14. Имя первого анатома, сторонника анатомо-физиологического направления в медицине:1)Демокрит; 2)Фалес; 3)Герофил; 4)Пифагор.

15. В эпоху античности вскрытие тел умерших получило распространение в:1)Спарте; 2)Афинах; 3)Александрии; 4)Риме.

16. К видам медицины в Древней Греции можно отнести:1)государственную; 2)храмовую; 3)военную; 4)всё перечисленное.

17. Известный римский врач, автор сочинения «О медицине» в 8 томах:1)Анаксагор; 2)Цельс; 3)Эмпедокл; 4)Алкмеон.

18. Городские врачи, состоявшие на государственной службе в Древнем Риме, назывались:1) периодевтами; 2)асклепиадами; 3)архиатрами; 4)галенистами.

19. Характерная черта древнегреческой культуры:1)антропоцентризм; 2)состязательность; 3)космологичность; 4)всё перечисленное

20. Сыновья бога врачевания Асклепия: 1)Аполлон и Менелай; 2)Махаон и Подалирий; 3)Меропс и Хирон; 4)Гипнос и Гермес.

21. Гиппократ является представителем школы:1)Сицилийской; 2)Книдской; 3)Косской; 4)Кротонской.

22. Годы жизни Гиппократа:1)460-377 г.г. до н. э.; 2)130-около 200 г.г. н.э.; 3)98-138 г.г. н.э.; 4)35 г. до н.э. – 50 г. н. э.

23. Заслуга Галена:1)создание новой группы лекарственных препаратов; 2)создание гуморальной теории 3)создание солидарной теории 4)учение о 4-х типах темперамента.

24. Гиппократ – основоположник медицины:1)традиционной; 2)научной; 3)общественной; 4)храмовой.

25. Главная заслуга Гиппократа:1)вскрытие тел умерших; 2)клинический метод; 3)создание учения о головном мозге как органе познания; 4)создание солидарной теории.

26. Название одного из трудов Гиппократа:1)«О мудрости врача»; 2)«О вредоносных миазмах»; 3)«О воздухах, водах и местностях»; 4)«О различных состояниях зубов и о том, что связано с ними».

27. Годы жизни Галена:1)98-138 г.г. до н.э.; 2)460-377 г.г. до н.э.; 3)130-200 г.г. н.э.; 4)35 г.до н.э. – 50 г.н.э.

28. Поэма Тита Лукреция Кара:1)«О древней медицине»; 2)«О природе вещей»; 3)«О любви»; 4)«О контагии».

29. Система организации и сброса нечистот в Древнем Риме:1)акведуки; 2)термы; 1)клоака максима; 4)энкомисис.

30. Название лечебниц при древнегреческих храмах:1)асклепейоны; 2)валетудинарии; 3)атрейи; 4)мусейоны.

31. Характерная черта древнегреческой медицины:1)специализация врачевателей; 2)облегчение страданий умирающих в асклепейонах; 3)формирование врачебных школ; 4)исключительно теургический характер.

32. Гиппократ выделял типов темперамента:1)три; 2)четыре; 3)пять; 4)шесть.

33. Когда и где возникла наука?1) В Древнем Вавилоне в I тысячелетии до нашей эры; 2) В Древнем Китае в III в. до н.э.; 3)*В Древней Греции в IV в. до н.э.

34. Основоположник клинической медицины, который дал не только описание простых и сложных лекарств, но и сведения о первых хранилищах лекарств и лекарственного сырья, которые назывались apothecae: 1)Сократ ;2)Гиппократ ;3)Диоскорид;4)Аристотель;5)Гален

35. Где основал свою медицинскую школу Гиппократ?1)В Сиракузах на Сицилии ; 2)В городе Кротоне в Великой Греции; 3)На о. Кос в Эгейском море; 4)В храме Асклепия в Эпидавре.

36. Кто из ученых считается основателем фармакогнозии?1)Гален; 2) Теофраст; 3)Педаний Диоскорид; 4)Николай Салернитанский.

37. Какой тракт, содержащий все сведения своего времени по естественным наукам и медицине, написал древнеримский врач и философ-материалист Тит Лукреций Кар? 1)Натуральная история; 2)О природе вещей; 3)Естественноисторические вопросы.

38. Где была расположена аптека Галена?1)В театре гладиаторов в Пергаме;2)В храме Асклепия в Афинах;3)В Риме на Виа Сакра;4)На о. Кос в Эгейском море.

39. Кто сформировал положение: «Для сохранения здоровья - использовать принцип «подобное - подобным»; при лечении - «противоположное - противоположным»; при лечении лишь помогать природе?1)Гиппократ;2)Гален; 3)Ибн-Сина;4)Парацельс.

40. Кто ввел правило: Tuto, celeritar et incunde curare - «Лечить безопасно, быстро и приятно» и девизом медицины какой эпохи оно стало?1)Гиппократ в Древней Греции 2) Ибн-Сина (Авиценна) на арабском Востоке 3)Асклепиад из Вифинии в Древней Риме 4)Парацельс в Европе эпохи Возрождения.

41. Какую идею использовал Гален при классификации лекарств?1)Идею «метаболона» - обмена веществ 2)Идею «темпераментов» 3)Идею химического действия 4)Вкусовые характеристики.

42. Где были созданы первые специальные помещения для приготовления лекарств? 1)В Древнем Вавилоне; 2)При храмах в Древнем Египте; 3)В городе Мохенджо-Даро в Древней Индии.

Проблемные вопросы и задания

1. Две дочери Асклепия - Панакея и Гигиея - владели даром целительства, но между собой постоянно спорили. Панакея считала себя всеисцеляющей и заявляла, что может найти и подарить людям одно лекарство от всех болезней сразу.

- Одного-единственного средства на все случаи жизни быть не может, - говорила Гигиея, - иначе зачем бы человеку были даны разум и способность к творчеству? Все создано для того, чтобы в любых обстоятельствах человек смог бы спасти себя сам.- Но если бы это было так, - возражала Панакея, - зачем бы человеку нужны были боги?!- Боги всегда будут нужны человеку как Идеал Истины, к чему постоянно стремится человек. Но он слаб и уязвим, так как не знает Законов Жизни. Мы должны научить его этим Законам, чтобы на Земле не произошло катастрофы.- Нет, ни за что на свете я не доверю свои силы людям!Как только ни убеждала Гигиея сестру, Панакея не хотела ее слушать. Так и разошлись дочери бога врачевания Асклепия по разным дорогам: Панакея лечила людей порошками и искала одно-единственное средство от всех болезней. А Гигиея просвещала людей, проповедовала среди них Законы Жизни, преступать которые нельзя никому.

В этом споре Вы на чьей стороне? О каких законах жизни идёт речь? Что такое синкретизм применительно к медицине древних цивилизаций? Поясните схематическим изображением взаимосвязь мифологии, литературы и искусства, врачевания, первых наук в Древнем Египте.

 

2.Что рассказывают мифы разных народов о применении лекарственных растений в древности? Приведите в пример не менее пяти мифов.

 

cyberpedia.su

Лекарство бедняков в Древнем Риме — реферат

Лечились дома и домашними средствами: травами, кореньями и плодами, целебные свойства которых рано подметил острый глаз крестьянина, лечебными настойками и заговорами. В некоторых семьях существовали своего рода домашние лечебники, где можно было найти и диетические предписания, и рецепты лекарственных снадобий, и магические формулы, изгонявшие определенную болезнь.

Некоторое представление  о таких лечебниках могут дать «медицинские» главы в «Земледелии» Катона. От этой старой медицины, которую можно назвать народной и потому, что она создана была в народной среде, и потому, что бедный люд неизменно пользовался ее средствами, многое сохранилось в книгах Плиния, содержащих перечень лекарственных средств, которыми богато растительное и животное царство.

 Первым врачом в Риме был, по словам Кассия Гемины, пелопоннесец Архагат, приехавший в Рим перед самым началом Второй Пунической войны. Чем больше знакомились римляне с Грецией и чем дальше продвигались на Восток, тем большее число греческих врачей появлялось в Италии и особенно в Риме: привозили их и как рабов, приезжали они и сами в поисках денег и славы. Были среди них и крупные врачи, подлинные медицинские светила, основатели школ, собиравшие вокруг себя толпу учеников и последователей; они писали книги, были вхожи в первые дома столицы, наживали часто большие богатства. Были другие, скромные бедняки, отпущенники и рабы, лечившие таких же незаметных тружеников, какими были сами. О них не написано книг; после себя они ничего не оставили, кроме доброй и короткой памяти у своих пациентов и скромных могильных плит с бесцветными надписями: имя умершего, его профессия, иногда возраст, кто хоронил. Иногда к этому добавляются еще кое-какие подробности. Поэтому так интересны и значительны для нас эти короткие серые надписи. Говорят они о разных врачах и о разных сторонах их жизни: и о тех, кто лечил многочисленную дворцовую челядь, и о тех, кто, оставаясь рабом или выйдя на свободу, занимался вольной практикой; говорят об их семейном и имущественном положении. Удобнее разобрать все это по отдельным рубрикам.

В большом хозяйстве  императорского двора врачей было так много, что их поделили на десятки, поручив каждую десятку ведению декуриона. Каждая декурия имела, вероятно, свое поле деятельности и была прикреплена к определенному учреждению, находившемуся в ведении дворцовых чиновников. Элий Асклепиад и Евтих работали в «Утренней Школе»; Клавдий Гименей лечил библиотекарей; люди, работавшие в главном складе театрального реквизита, заболев, обращались К Элию Агафемеру . Врачи эти были, «наверное, расписаны по определенным декуриям, хотя в надписях об этом не упоминается.

 В дворцовом врачебном мире существует служебная иерархия: простой врач, декурион и, говоря нашим языком, «старший», или «главный врач»: supra medicos, или superpositus medicorum. Декурионами были Стеропс, отпущенник Ливии, и М. Ливий Боеф, которого мы застаем еще простым врачом. Отпущенник Ливии, М. Ливий Орест, именовался supra medicos, а Т. Флавий Педерот Алкимиан был superpositus medicorum ex ratione patrimonii, т. е. Занимал хлопотливую должность главного врача в многолюдном и широко разветвленном частном хозяйстве императорского дома. Все перечисленные лица — и декурионы, и старшие врачи — не рабы, а отпущенники.

 Вряд ли следует объяснять это обстоятельство чистой случайностью в находке надписей. Человека «повышали в должности» за какие-то врачебные и административные заслуги, которые и влекли за собой как награду освобождение. А хороших врачей в императорском хозяйстве ценили, искали на стороне и покупали: только что упомянутый Педерот, которому доверено было столь ответственное место, был куплен у какого-то Алкима; главного врача Фирия купили у Келада ; Эрот, приобретенный в хозяйство Ливии, принадлежал раньше Спозию.

 Интересна судьба Рупилия Кальпурниана, «врача Августова дома», памятник которому поставил его сын Децим Рупилий Телесфориан. Оба, судя по их gentilicium, были отпущенниками Рупилиев, но отец принадлежал раньше кому-то из Кальпурниев, которые его сына продали некоему Телесфору. Затем отец попал к Рупилиям и туда же был перепродан и Децим. Новые хозяева освободили обоих, и в императорский дом Кальпурниан вошел уже свободным человеком. Древнеримское средство от усталости, воспетое еще Вергилием, - это хорошо истолченная в ступе смесь чеснока, соли, твердого сыра, листьев руты и кориандра.

В Древнем Риме чеснок называли «лекарством бедняков». С помощью этого растения бедные городские жители и крестьяне спасались от многих недугов. В первую очередь он использовался ими в качестве противоядия при отравлениях.

 

Лечебные  свойства чеснока

Чеснок был  верным помощником античных врачевателей  Рима. Древнеримские лекари-ятросы варили чеснок в вине, соединяли его с другими лекарствами и использовали в качестве дезинфицирующего и заживляющего средства. Из маковых семян готовили вытяжку, смешивали ее с чесночным соком и добавляли в вино. Этим снадобьем поили больных накануне болезненных операций, им же пропитывали повязки на ранах, чтобы унять боль и предотвратить заражение крови.

Чеснок и  лук в Древнем Риме применяли  при мумификации. В египетском папирусе «Кодекс Эберса», написанном примерно в 1550 г. до н. э. и посвященном медицине, приводится более 800 рецептов. Упоминается чеснок и как эффективное средство при лечении заболеваний сердца, головной боли, укусах, глистных заболеваниях и опухолях. Древние римляне были уверены, что чеснок умножает силы, укрепляет дух, лечит от всех болезней.

Древнеримская медицина применяла чеснок в качестве антитоксического, отхаркивающего, мочегонного и противоглистного средства. «От всяких заболеваний», - так кратко определил свойства чеснока Авиценна. Он рекомендовал прием свежего сока или вареного чеснока при воспалении седалищного нерва, в качестве болеутоляющего средства при лечении зубной боли, хронического бронхита, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также в качестве мочегонного и противоглистного. Как противоядие от укусов змей он рекомендовал принимать чеснок внутрь, а также местно в виде повязок из кашицы луковицы для лечения нарывов, прыщей, ран.

 

 

 

 

Заключение

В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине римлян широко использовались

дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные растения. Так, например, большое значение древние римляне придавали капусте разных сортов. В сыром виде ей приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать глухоту. Хотя римляне тесно связывали медицину с религией, знания, полученные ими в области медицины, послужили основой для дальнейшего развития этой науки.

 

Список литературы

1. Всемирная  история: Энциклопедия для

детей. – М.: АВАНТА+, 2005

2. Маркс Э., Тинджей  Г. Римляне. – М.:

РОСМЭН, 2007

3. История открытий. – М.: РОСМЭН,2007.Методы лечения и

лекарственные средства

4. Источники  интернета

 

 

myunivercity.ru

10 невероятных способов лечения, которые практиковали в Древнем Риме

Древним римлянам принадлежит ряд научных достижений, которые принесли огромную пользу человечеству. Правда, сегодня некоторые из этих методов кажутся, мягко говоря, странными. В нашем обзоре 10 примеров того, как в Риме пытались лечить разные болезни. И да, не пробуйте повторять опыт древних.

1. Акне и мясо крокодилов

Угри, вероятно, были огромной проблемой почти для каждого римского подростка, поскольку римляне постоянно пытались придумать лекарство от них. Первым средством для выведения угрей было… крокодилье мясо в сочетании с «кипрским маслом». Этот же рецепт рекомендовался для избавления пятен на коже и даже веснушек. Если прыщи не проходили, римляне принимали ванну с маслом и кислым сыром, а также растирали на коже листья порея. Если не помогало ничего, что придворный врач Феодосия (римского императора в четвертом веке) рекомендовал своим пациентам потереть лицо тканью во время наблюдения за падающей звездой.

2. Бородавки и коровий навоз

От бородавок существовало множество видов лечения. Часто римляне сжигали коровий навоз, помет мышей или жир лебедя, чтобы избавиться от бородавок. Плиний предложил брать бараний горох, касаться им каждой бородавки, после чего заворачивать горошину в ткань и выбрасывать. Также «эффективным» было растирание бородавки морской пеной или белым морским песком.

3. Головные боли и заспиртованный хамелеон

У римлян было несколько методов лечения головной боли, Что примечательно, для большинства из них нужны были животные. Например, рекомендовалось вином, в котором был заспиртован хамелеон, полить голову пациента. Также неплохими средствами считалось коснуться головы хоботом слона или выпить воду из поилки, из которой до этого пил вол или осел. В крайнем случае, при сильной мигрени рекомендовалось закрепить на голове отрезанные гениталии лисы.

4. Запор и волчий пупок

Когда у древних римлян были проблемы с тем, чтобы ходить в туалет, в лучшем случаем им прописывали употребление в пищу недозрелой айвы. Что более противно, могли посоветовать намазывать свой пупок желчью волка, размешанной в молоке с солью и медом. Еще одним странным рецептом были ректальные свечи из желчи быка, размешанной с с полынью. И к любому лечению также было рекомендовано есть фрукты.

5. Тошнота и спасительная щепотка тмина

Для тех, кто страдал от тошноты (то ли в силу естественных причин, то ли от «чудесных лечений» римлян), рекомендовалась щепотка тмина. Также можно было выпить отвара из лепестков роз, но при этом главное было не заснуть – ведь этот же отвар рекомендовался и в качестве лекарства от бессонницы. Как ни странно, древние римляне считали, что распитие большого количества вина являлось лекарством от тошноты.

6. Метеоризм и белый помет курицы

Метеоризм был частым побочным эффектом многих римских «лечений» и его можно было лечить с помощью различных методов. Куриный бульон якобы являлся отличным слабительным средством для кишечника, особенно если он был сделан из старого петуха и сильно пересолен. Также тем, кто страдал от неконтролируемого метеоризма, был полезен белый помет курицы. Плиний также сказал, что в данном случае полезно употребление смеси тмина и спаржи, хотя это лекарство часто вызывает осложнения.

7. Дизентерия и пятнистая ящерица

Обычно дизентерия вызывается бактериями, вирусами или паразитами. Тем не менее, в Древнем Риме не знали причину этой болезни, поэтому ее лечение было очень надуманным. К примеру, панацеей считались куриный суп или битум. Плоть пятнистой ящерицы также считалась эффективным средством. Еще одними рецептами были яичные желтки без белков, смешанные с маковым соком и вином, и цветки гранатов.

8. Недержание и вареная мышь

Недержание в Древнем Риме лечили с помощью пузыря гиены или кабана, вымоченного в вине. Если от недержания страдал ребенок, то Плиний рекомендовал ему съесть вареную мышь. Еще более странным средством было сжигание пениса свиньи, после чего получившуюся золу смешивали с вином. Этот отвар нужно было выпить.

9. Подагра, лисы и бобры

Подагра - острый воспалительный артрит, который нередко возникал у римлян, живших в плохо отапливаемых домах. Для лечения симптомов подагры рекомендовали сочетание горчицы, шафрана, жира козла, и помета козы. Также рекомендовалось носить обувь из кожи бобра (Плиний считал ее очень эффективной). Самый жуткий рецепт предусматривал использование живой лисицы, которую привязывали к столбу и варили в масле. Из нее якобы получался эффективный напиток для лечения подагры.

10. Эпилепсия и жуткие ритуалы

Хотя эпилепсия до сих пор практически не лечится, древние римляне считали, что они умели исцелять эту хворь. Средства были, мягко говоря, необычными. К примеру, нужно было напиться воды, которая была набрана из родника в течение ночи, а затем настояна в черепе мертвеца. В качестве следующего шага нужно было съесть мясо зверя, который был убит железным оружием (причем этим оружием ранее должен был быть убит человек). Если это не помогало, то нужно было закопать железный гвоздь в землю, где у кого-то случился приступ эпилепсии. Весьма эффективным методом лечения считались яички медведя или дикого кабана, вымоченные в кобыльем молоке, или сушеный мозг верблюда, выдержанный в уксусе.

www.colors.life

Чем лечили в древности? Рецепты врачей древнего Рима и Египта - 12 Мая 2016 - Citofarma.ru

Чем лечили в древности? Рецепты врачей древнего Рима

«Во время странствий мне часто приходилось из-за своей болезни или из-за болезни моих близких сталкиваться с разными обманами врачей. Одни врачи продавали самые дешевые лекарства за огромные деньги, другие ради наживы брались лечить то, что не умели. Я узнал, что недомогания, которые можно было бы вылечить за несколько дней или даже часов, некоторые врачи растягивали на длительное время, чтобы дольше иметь доход от больных, считавших свое положение тяжелым. Поэтому мне показалось необходимым собрать отовсюду полезные советы и объединить их в краткий обзор».

Плиний Старший (23-79 гг.)

1. Акне и мясо крокодилов

Угри, вероятно, были огромной проблемой почти для каждого римского подростка, поскольку римляне постоянно пытались придумать лекарство от них. Первым средством для выведения угрей было… крокодилье мясо в сочетании с «кипрским маслом». Этот же рецепт рекомендовался для избавления пятен на коже и даже веснушек. Если прыщи не проходили, римляне принимали ванну с маслом и кислым сыром, а также растирали на коже листья порея. Если не помогало ничего, что придворный врач Феодосия (римского императора в четвертом веке) рекомендовал своим пациентам потереть лицо тканью во время наблюдения за падающей звездой.

 

2. Бородавки и коровий навоз

От бородавок существовало множество видов лечения. Часто римляне сжигали коровий навоз, помет мышей или жир лебедя, чтобы избавиться от бородавок. Плиний предложил брать бараний горох, касаться им каждой бородавки, после чего заворачивать горошину в ткань и выбрасывать. Также «эффективным» было растирание бородавки морской пеной или белым морским песком.

3. Головные боли и заспиртованный хамелеон

У римлян было несколько методов лечения головной боли, Что примечательно, для большинства из них нужны были животные. Например, рекомендовалось вином, в котором был заспиртован хамелеон, полить голову пациента. Также неплохими средствами считалось коснуться головы хоботом слона или выпить воду из поилки, из которой до этого пил вол или осел. В крайнем случае, при сильной мигрени рекомендовалось закрепить на голове отрезанные гениталии лисы.

4. Запор и волчий пупок

Когда у древних римлян были проблемы с тем, чтобы ходить в туалет, в лучшем случаем им прописывали употребление в пищу недозрелой айвы. Что более противно, могли посоветовать намазывать свой пупок желчью волка, размешанной в молоке с солью и медом. Еще одним странным рецептом были ректальные свечи из желчи быка, размешанной с с полынью. И к любому лечению также было рекомендовано есть фрукты.

5. Тошнота и спасительная щепотка тмина

Для тех, кто страдал от тошноты (то ли в силу естественных причин, то ли от «чудесных лечений» римлян), рекомендовалась щепотка тмина. Также можно было выпить отвара из лепестков роз, но при этом главное было не заснуть – ведь этот же отвар рекомендовался и в качестве лекарства от бессонницы. Как ни странно, древние римляне считали, что распитие большого количества вина являлось лекарством от тошноты.

6. Метеоризм и белый помет курицы

Метеоризм был частым побочным эффектом многих римских «лечений» и его можно было лечить с помощью различных методов. Куриный бульон якобы являлся отличным слабительным средством для кишечника, особенно если он был сделан из старого петуха и сильно пересолен. Также тем, кто страдал от неконтролируемого метеоризма, был полезен белый помет курицы. Плиний также сказал, что в данном случае полезно употребление смеси тмина и спаржи, хотя это лекарство часто вызывает осложнения.

7. Дизентерия и пятнистая ящерица

Обычно дизентерия вызывается бактериями, вирусами или паразитами. Тем не менее, в Древнем Риме не знали причину этой болезни, поэтому ее лечение было очень надуманным. К примеру, панацеей считались куриный суп или битум. Плоть пятнистой ящерицы также считалась эффективным средством. Еще одними рецептами были яичные желтки без белков, смешанные с маковым соком и вином, и цветки гранатов.

8. Недержание и вареная мышь

Недержание в Древнем Риме лечили с помощью пузыря гиены или кабана, вымоченного в вине. Если от недержания страдал ребенок, то Плиний рекомендовал ему съесть вареную мышь. Еще более странным средством было сжигание пениса свиньи, после чего получившуюся золу смешивали с вином. Этот отвар нужно было выпить. 2000 лет прошло, а в России продолжат применять тот же рецепт.  Актовегин - это ничто иное как экстракт из крови животного происхождения.

 

9. Подагра, лисы и бобры

Подагра - острый воспалительный артрит, который нередко возникал у римлян, живших в плохо отапливаемых домах. Для лечения симптомов подагры рекомендовали сочетание горчицы, шафрана, жира козла, и помета козы. Также рекомендовалось носить обувь из кожи бобра (Плиний считал ее очень эффективной). Самый жуткий рецепт предусматривал использование живой лисицы, которую привязывали к столбу и варили в масле. Из нее якобы получался эффективный напиток для лечения подагры.

10. Эпилепсия и жуткие ритуалы

Хотя эпилепсия до сих пор практически не лечится, древние римляне считали, что они умели исцелять эту хворь. Средства были, мягко говоря, необычными. К примеру, нужно было напиться воды, которая была набрана из родника в течение ночи, а затем настояна в черепе мертвеца. В качестве следующего шага нужно было съесть мясо зверя, который был убит железным оружием (причем этим оружием ранее должен был быть убит человек). Если это не помогало, то нужно было закопать железный гвоздь в землю, где у кого-то случился приступ эпилепсии. Весьма эффективным методом лечения считались яички медведя или дикого кабана, вымоченные в кобыльем молоке, или сушеный мозг верблюда, выдержанный в уксусе.

 

 

 

Врачевание в Древнем Египте

Врачеватели, делившиеся на три большие группы - жрецы, маги и лекари - получали разное образование. Известны случаи, когда человек осваивал сразу два или даже все три ремесла. Судя по всему, они не только сосуществовали без конкуренции, но и дополняли друг друга. О медицинском образовании нам, к сожалению, мало что известно. Чаще всего, египтяне занимались тем же делом, что и их родители. Получали профессию они в Домах Жизни (перанкх) при храмах. Писари, эрудиты и ученые занимались здесь копированием древних текстов.

В Древнем Египте существовала настоящая иерархия врачевателей, которых называли, суну, что можно перевести как «человек страдающих». На следующих ступенях после простого лекаря стояли «великие врачеватели», «надзиратели врачевателей», и наконец «главные врачеватели». Статус врача зависел также от его места работы. Понятно, что самыми уважаемыми были придворные врачеватели, ведь именно они лечили фараона и его родственников. Самая высокая должность в медицине соответствует нашему министру здравоохранения. Этого чиновника называли «главой врачевателей Верхнего и Нижнего Египта».

Египтологи обнаружили следы существования производственных врачей, которые работали, к примеру, на стройке храма или в карьере. И наконец, врачи эпохи фараонов делились на терапевтов и специалистов. В эпохи Среднего и Нового царства врачебная специализация перестала существовать, тогда как в более ранние периоды в Древнем Египте различали врачевателей глаз, живота, ануса (они делали клизмы), зубов и скрытых (внутренних) болезней. Важнейшими областями медицины были хирургия и гинекология. Интересно, что все врачи подчинялись своего рода деонтологическому уставу, предписывавшему относиться к пациенту с уважением, какой бы ни была его болезнь. Поскольку денежной системы в Древнем Египте не существовало, врачам платили натурой. Нельзя сказать, что это ремесло давало по сравнению с другими какое-то особое, завидное положение в обществе. Однако самые успешные врачеватели могли получить земельный надел, участок для погребения, стелу... Но высочайшей наградой было золото в виде так называемых «ожерелий благодарности».

Лекарство от глазной болезни

«Другое средство, которое не даст реснице повторно прорасти в глаз после ее удаления: смола терпентинного дерева. Растереть с: пометом (?) ящерицы, 1; бычьей кровью, 1; ослиной кровью, 1; свиной кровью, 1; собачьей кровью, 1; козьей кровью, 1; свинцовым блеском, 1; хризоколлой, 1. Растереть в однородную массу со всей кровью и поместить на место этой ресницы после того, как она будет удалена. И она не отрастет заново» (Папирус Эмберса №425).

Болезни и лекарства

Египтяне страдали от самых разных болезней, и составить полный их перечень сегодня представляется невозможным. По-видимому, очень распространены были заболевания дыхательных путей и пищеварения. «Болезни головы», начиная с проблем со зрением и заканчивая кариесом, лечились очень успешно (представьте себе, древние стоматологи ставили пломбы!). Многие выдающиеся деятели Древнего Египта и в том числе, фараоны, страдали от ожирения, другие же, напротив, недоедали, что сказывалось на их росте. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что египтяне болели проказой, страдали от сосудистых заболеваний (аневризм), ревматизма и заболеваний костной системы (деформации). Лечением переломов и вывихов занимались хирурги, уже тогда орудовавшие скальпелем.

 

Чем лечили в Древнем Египте

Египетские врачеватели использовали сотни лекарств для лечения болезней.

Далеко не все названия этих лекарств удалось перевести, так что в некоторых случаях мы можем только предполагать, о чем идет речь. В ходу были средства растительного, минерального и животного происхождения. Ингредиентов растительного происхождения бесконечно много: масла, семена акации, плоды рожкового дерева, финики, мандрагора, касторка, ладанник (лауданум), мед, горчица, инжир, пиво, мак...

Из минеральных средств египтяне использовали натрит для лечения пищеварительной системы, сердца, печени и миндалин; охру, известняк, кирпич, песок, битум... Лекарства животного происхождения тоже были очень распространены: желчь, мозги, кровь, экскременты разных животных, кожа, жир, мясо, моча и другие странные вещества, напоминающие скорее о пристанище колдуна, чем об аптеке. Из всех этих ингредиентов врачеватели готовили отвары, взвары, припарки, пилюли, настои, ингаляции, воскурения, суппозитории, и для каждого средства существовал четкий рецепт. Зачастую приготовление лекарства становилось особым ритуалом. 

Источник: http://vsemagi.ru/articles/bolezni-v-egipte

С тех пор практически ничего не изменилось :)И все это действительно помогало - эффект плацебо работал и тогда...

Если данная стьтья вам понравилась, Вы можете поделится ссылкой с друзьямиРекомендуем Вам схожие по теме материалы Вы можете оставить свой комментарий используя соц сеть Facebook

www.citofarma.ru