История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Освоение огня древними людьми. Древний человек у огня


Освоение огня древними людьми - это... Что такое Освоение огня древними людьми?

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников[1].

Свидетельства

Восточная Африка

Первые свидетельства использования людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Кооби Фора и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет[2]. Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, что они были нагреты до температуры 400 °C — для придания твёрдости.

В Кооби Фора, на участках FxJjzoE и FxJj50, найдены свидетельства использования огня Homo erectus с возрастом примерно 1,5 миллиона лет, с красными отложениями, которые могут образоваться лишь при температуре 200—400 °C[2]. Обнаружены образования, напоминающие ямы для обжига, в районе Олоргесайлие, Кения. Было также обнаружено немного мелкого древесного угля, хотя он мог образоваться и от природного огня[2].

В эфиопском Габебе в локации № 8 найдены фрагменты игнимбрита, который появляется в результате горения, но перегрев горной породы мог появиться также и в результате местной вулканической активности[2]. Они оказались среди артефактов Ашельской культуры, созданных H. erectus.

В середине долины реки Аваш были обнаружены конические образования с красной глиной, что возможно только при температуре 200 °C. Эти находки наводят на мысль о том, что древесина могла сжигаться с расчетом, чтобы огонь оказался подальше от места обитания[2]. Кроме этого, в долине Аваш найдены обгоревшие камни, но в районе древней стоянки присутствовали также и вулканические породы.

Южная Африка

Первые бесспорные свидетельства использования людьми огня были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а также камней с отметками, нанесенными человеком[2]. Этот район также показывает ранние свидетельства плотоядности H. erectus. Пещера Cave of Hearths в Южной Африке содержит обгоревшие породы с возрастом 0,2 — 0,7 миллиона лет, также как и в других районах — пещера Montagu Cave (0,058 — 0,2 миллиона лет) и Клезис Ривер Маус (0,12 — 0,13 миллиона лет)[2].

Убедительнейшие доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии — при раскопках обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, карбонизированные стебли травы и растений, а также деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст локации, определенный с помощью радиоуглеродного анализа, составляет примерно 61 000 лет, а по данным аминокислотного анализа — 110 000 лет[2].

Огонь применялся для нагрева силкритовых камней с целью облегчения их последующей обработки и изготовления орудий труда культуры Стиллбей[3][4][5]. Проведённые исследования сопоставляют этот факт не только со стоянкой Стиллбей, имеющей возраст около 72 тысяч лет, но и со стоянками, которые могут насчитывать и до 164 тысяч лет[3].

Ближний Восток

Совсем недавно обнаруженная стоянка Bnot Ya'akov Bridge в Израиле доказывает применение огня H. erectus или H. ergaster (человек работающий) примерно 790—690 тысяч лет назад[6]. В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня примерно 382—200 тысяч лет назад, в конце раннего плейстоцена. Значительное количество обожженных костей и умеренно нагретых земляных масс позволяет предположить, что возле огня производился забой скота и его разделка[7].

Дальний Восток

В Сихоуду, провинции Шаньси, о горении свидетельствуют обнаруженные черные, серые и серо-зеленые кости млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была обнаружена еще одна древняя стоянка с почерневшими костями млекопитающих[2].

В Триниле, на острове Ява, также были найдены подобные почерневшие кости животных и залежи древесного угля среди окаменелостей H. erectus.

Чжоукоудянь

В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют возраст от 500 000 до 1,5 миллионов лет[8]. Вывод о применении огня в Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей, обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг окаменелостей H. erectus в Слое 10 Локации 1[2][9]. Остатки костей были охарактеризованы скорее как обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эти остатки также показали наличие инфракрасного спектра, свойственного оксидам, а кости с бирюзовым оттенком были позже воспроизведены в лаборатории путем обработки огнем других костей, найденных в Слое 10. В месте стоянки подобный эффект мог быть и результатом воздействия естественного огня, так же как и эффект на белых, желтых и черных костях.[9] Слой 10 представляет собой пепел, содержащий кремний биологического происхождения, алюминий, железо и калий, но остатки древесного пепла, такие как кремниевые соединения, отсутствуют . На фоне этого возможно, что кострища «были образованы в результате полного распада ила и глиняных прослоек с красно-коричневыми и желтыми фрагментами органической материи, местами смешанных с фрагментами известняка и темно-коричневого полностью распавшегося ила, глины и органической материи.»[9] Эта древняя стоянка сама по себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнем.

Европа

Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют свидетельства использования огня H. erectus. Древнейшая обнаружена в деревне Вертешсёлёш, Венгрия, где найдены свидетельства в виде обгоревших костей, но без древесного угля. В Торральба и Амброна, Испания, присутствуют древесный уголь и древесина, а Ашельские изделия из камня имеют возраст 0,3 — 0,5 миллиона лет[2].

В Сент-Эстев-Жансон, что во Франции, имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет[2].

Все эти свидетельства указывают на то, что освоение огня началось примерно 125 тысяч лет назад[8].

Изменения в поведении

Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей.[10] Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма[1][2]. Огонь также привёл к улучшению питания из-за возможности приготовить белковую пищу[1][9][11].

Ричард Вронгхам из Гарвардского университета утверждает, что приготовление растительной пищи могло стать причиной ускоренного развития головного мозга в ходе эволюции, так как полисахариды в крахмало-содержащей пище становились более усваиваемы и, как следствие, позволяли организму поглощать больше калорий[12][13][14].

Изменения в диете

Шталь полагал, что, поскольку такие вещества, как целлюлоза и крахмал, которые в наибольших количествах содержатся в стеблях, корнях, листьях и клубнях, являются трудно перевариваемыми, эти органы растений не могли быть основной частью человеческого рациона до начала использования огня[15]. Вместо этого в пищу употреблялись растения, в больших количествах содержащие моносахариды и дисахариды — семена и сочные плоды. Содержание токсинов в семенах и подобных углеводных продуктах тоже влияло на рацион. Так, цианогеновый гликозид, найденный в льняном семени и маниоке, становился нетоксичным при готовке[15]. Зубы H. erectus и их износ указывали на употребление такой еды, как жёсткое мясо и свежие корнеплоды[16][17].

Приготовление мяса, свидетельством чему являются обгоревшие и почерневшие кости животных, облегчает его употребление в пищу и улучшает усваивание белков, делая мясо более перевариваемым[18][19]. Количество энергии, необходимое для переваривания приготовленного мяса, ниже, чем для сырого, а приготовленный желатиновый коллаген и другие соединительные ткани «способствует усваиванию углеводных молекул»[19]. Приготовление пищи на огне также убивает болезнетворные бактерии и паразитов.

Тема освоения огня в литературе и кино

Теме освоения древними людьми огня посвятил свой фантастический роман «Борьба за огонь» (1911) французский писатель Рони-старший. Роман был дважды экранизирован — в 1914 и в 1981 году. В историческом рассказе «Человек идет», белорусского писателя Янки Мавра, одним из этапов становления древнего человека является первая попытка добычи огня для приготовления пищи.

См. также

Литература

  • Поршнев Б. Ф. Глава 7. Происхождение огня // О начале человеческой истории. — М.: ФЭРИ-В, 2006.

Ссылки

  1. ↑ 1 2 3 Price, David Energy and Human Evolution. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 12 ноября 2007.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 James, Steven R. (February 1989). «Hominid Use of Fire in the Lower and Middle Pleistocene: A Review of the Evidence». Current Anthropology (University of Chicago Press) 30 (1): 1–26. DOI:10.1086/203705. Проверено 2007-11-12.
  3. ↑ 1 2 Brown KS, Marean CW, Herries AI, Jacobs Z, Tribolo C, Braun D, Roberts DL, Meyer MC, Bernatchez J. (2009). Fire As an Engineering Tool of Early Modern Humans. Science, 325: 859—862. DOI:10.1126/science.1175028
  4. ↑ Webb J. Domanski M. (2009). Fire and Stone. Science, 325: 820—821. DOI:10.1126/science.1178014
  5. ↑ Callaway. E. (13 August 2009) Earliest fired knives improved stone age tool kit. New Scientist, online
  6. ↑ Rincon, Paul. Early human fire skills revealed, BBC News (April 29, 2004). Проверено 12 ноября 2007.
  7. ↑ Karkanas P, Shahack-Gross R, Ayalon A, et al. (August 2007). «Evidence for habitual use of fire at the end of the Lower Paleolithic: site-formation processes at Qesem Cave, Israel». J. Hum. Evol. 53 (2): 197–212. DOI:10.1016/j.jhevol.2007.04.002. PMID 17572475.
  8. ↑ 1 2 First Control of Fire by Human Beings--How Early?. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 12 ноября 2007.
  9. ↑ 1 2 3 4 Weiner, S.; Q. Xu, P. Goldberg, J. Liu, O. Bar-Yosef (1998). «Evidence for the Use of Fire at Zhoukoudian, China». Science 281: 251–253. DOI:10.1126/science.281.5374.251.
  10. ↑ Stone Linda Genes, Culture, And Human Evolution: A Synthesis. — Blackwell Publishing. — P. 33.
  11. ↑ Eisley, Loren C. (1955). «Fossil Man and Human Evolution». Yearbook of Anthropology (University of Chicago Press): 61–78. Проверено 2007-11-12.
  12. ↑ William R. Leonard Food for Thought: Into the Fire. Scientific american. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 22 февраля 2008.
  13. ↑ Wrangham R, Conklin-Brittain N. (2003 Sep). «Cooking as a biological trait» ((недоступная ссылка) — Sep&as_yhi=2003 Sep&btnG=Search Scholar search). Comp Biochem Physiol a Mol Integr Physiol 136 (1): 35–46. DOI:10.1016/S1095-6433(03)00020-5. PMID 14527628.
  14. ↑ Lambert, Craig. The Way We Eat Now, Harvard Magazine (May-June 2004).
  15. ↑ 1 2 Stahl, Ann Brower (April 1984). «Hominid Dietary Selection Before Fire». Current Anthropology (University of Chicago Press) 25 (2): 151–168. DOI:10.1086/203106.
  16. ↑ Viegas, Jennifer. News in Science - Homo erectus ate crunchy food - 22/11/2005 (November 22, 2005). Проверено 12 ноября 2007.
  17. ↑ Early Human Evolution:  Homo ergaster and erectus. Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012. Проверено 12 ноября 2007.
  18. ↑ What evidence is there that Homo erectus used fire? Why did they use it?. Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012. Проверено 12 ноября 2007.
  19. ↑ 1 2 Gibbons, Ann (2007). «Food for Thought» (pdf). Science 316: 1558. DOI:10.1126/science.316.5831.1558. Проверено 2007-11-12.

veter.academic.ru

Освоение огня древними людьми - это... Что такое Освоение огня древними людьми?

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников[1].

Свидетельства

Восточная Африка

Первые свидетельства использования людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Кооби Фора и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет[2]. Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, что они были нагреты до температуры 400 °C — для придания твёрдости.

В Кооби Фора, на участках FxJjzoE и FxJj50, найдены свидетельства использования огня Homo erectus с возрастом примерно 1,5 миллиона лет, с красными отложениями, которые могут образоваться лишь при температуре 200—400 °C[2]. Обнаружены образования, напоминающие ямы для обжига, в районе Олоргесайлие, Кения. Было также обнаружено немного мелкого древесного угля, хотя он мог образоваться и от природного огня[2].

В эфиопском Габебе в локации № 8 найдены фрагменты игнимбрита, который появляется в результате горения, но перегрев горной породы мог появиться также и в результате местной вулканической активности[2]. Они оказались среди артефактов Ашельской культуры, созданных H. erectus.

В середине долины реки Аваш были обнаружены конические образования с красной глиной, что возможно только при температуре 200 °C. Эти находки наводят на мысль о том, что древесина могла сжигаться с расчетом, чтобы огонь оказался подальше от места обитания[2]. Кроме этого, в долине Аваш найдены обгоревшие камни, но в районе древней стоянки присутствовали также и вулканические породы.

Южная Африка

Первые бесспорные свидетельства использования людьми огня были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а также камней с отметками, нанесенными человеком[2]. Этот район также показывает ранние свидетельства плотоядности H. erectus. Пещера Cave of Hearths в Южной Африке содержит обгоревшие породы с возрастом 0,2 — 0,7 миллиона лет, также как и в других районах — пещера Montagu Cave (0,058 — 0,2 миллиона лет) и Клезис Ривер Маус (0,12 — 0,13 миллиона лет)[2].

Убедительнейшие доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии — при раскопках обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, карбонизированные стебли травы и растений, а также деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст локации, определенный с помощью радиоуглеродного анализа, составляет примерно 61 000 лет, а по данным аминокислотного анализа — 110 000 лет[2].

Огонь применялся для нагрева силкритовых камней с целью облегчения их последующей обработки и изготовления орудий труда культуры Стиллбей[3][4][5]. Проведённые исследования сопоставляют этот факт не только со стоянкой Стиллбей, имеющей возраст около 72 тысяч лет, но и со стоянками, которые могут насчитывать и до 164 тысяч лет[3].

Ближний Восток

Совсем недавно обнаруженная стоянка Bnot Ya'akov Bridge в Израиле доказывает применение огня H. erectus или H. ergaster (человек работающий) примерно 790—690 тысяч лет назад[6]. В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня примерно 382—200 тысяч лет назад, в конце раннего плейстоцена. Значительное количество обожженных костей и умеренно нагретых земляных масс позволяет предположить, что возле огня производился забой скота и его разделка[7].

Дальний Восток

В Сихоуду, провинции Шаньси, о горении свидетельствуют обнаруженные черные, серые и серо-зеленые кости млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была обнаружена еще одна древняя стоянка с почерневшими костями млекопитающих[2].

В Триниле, на острове Ява, также были найдены подобные почерневшие кости животных и залежи древесного угля среди окаменелостей H. erectus.

Чжоукоудянь

В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют возраст от 500 000 до 1,5 миллионов лет[8]. Вывод о применении огня в Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей, обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг окаменелостей H. erectus в Слое 10 Локации 1[2][9]. Остатки костей были охарактеризованы скорее как обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эти остатки также показали наличие инфракрасного спектра, свойственного оксидам, а кости с бирюзовым оттенком были позже воспроизведены в лаборатории путем обработки огнем других костей, найденных в Слое 10. В месте стоянки подобный эффект мог быть и результатом воздействия естественного огня, так же как и эффект на белых, желтых и черных костях.[9] Слой 10 представляет собой пепел, содержащий кремний биологического происхождения, алюминий, железо и калий, но остатки древесного пепла, такие как кремниевые соединения, отсутствуют . На фоне этого возможно, что кострища «были образованы в результате полного распада ила и глиняных прослоек с красно-коричневыми и желтыми фрагментами органической материи, местами смешанных с фрагментами известняка и темно-коричневого полностью распавшегося ила, глины и органической материи.»[9] Эта древняя стоянка сама по себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнем.

Европа

Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют свидетельства использования огня H. erectus. Древнейшая обнаружена в деревне Вертешсёлёш, Венгрия, где найдены свидетельства в виде обгоревших костей, но без древесного угля. В Торральба и Амброна, Испания, присутствуют древесный уголь и древесина, а Ашельские изделия из камня имеют возраст 0,3 — 0,5 миллиона лет[2].

В Сент-Эстев-Жансон, что во Франции, имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет[2].

Все эти свидетельства указывают на то, что освоение огня началось примерно 125 тысяч лет назад[8].

Изменения в поведении

Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей.[10] Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма[1][2]. Огонь также привёл к улучшению питания из-за возможности приготовить белковую пищу[1][9][11].

Ричард Вронгхам из Гарвардского университета утверждает, что приготовление растительной пищи могло стать причиной ускоренного развития головного мозга в ходе эволюции, так как полисахариды в крахмало-содержащей пище становились более усваиваемы и, как следствие, позволяли организму поглощать больше калорий[12][13][14].

Изменения в диете

Шталь полагал, что, поскольку такие вещества, как целлюлоза и крахмал, которые в наибольших количествах содержатся в стеблях, корнях, листьях и клубнях, являются трудно перевариваемыми, эти органы растений не могли быть основной частью человеческого рациона до начала использования огня[15]. Вместо этого в пищу употреблялись растения, в больших количествах содержащие моносахариды и дисахариды — семена и сочные плоды. Содержание токсинов в семенах и подобных углеводных продуктах тоже влияло на рацион. Так, цианогеновый гликозид, найденный в льняном семени и маниоке, становился нетоксичным при готовке[15]. Зубы H. erectus и их износ указывали на употребление такой еды, как жёсткое мясо и свежие корнеплоды[16][17].

Приготовление мяса, свидетельством чему являются обгоревшие и почерневшие кости животных, облегчает его употребление в пищу и улучшает усваивание белков, делая мясо более перевариваемым[18][19]. Количество энергии, необходимое для переваривания приготовленного мяса, ниже, чем для сырого, а приготовленный желатиновый коллаген и другие соединительные ткани «способствует усваиванию углеводных молекул»[19]. Приготовление пищи на огне также убивает болезнетворные бактерии и паразитов.

Тема освоения огня в литературе и кино

Теме освоения древними людьми огня посвятил свой фантастический роман «Борьба за огонь» (1911) французский писатель Рони-старший. Роман был дважды экранизирован — в 1914 и в 1981 году. В историческом рассказе «Человек идет», белорусского писателя Янки Мавра, одним из этапов становления древнего человека является первая попытка добычи огня для приготовления пищи.

См. также

Литература

  • Поршнев Б. Ф. Глава 7. Происхождение огня // О начале человеческой истории. — М.: ФЭРИ-В, 2006.

Ссылки

  1. ↑ 1 2 3 Price, David Energy and Human Evolution. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 12 ноября 2007.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 James, Steven R. (February 1989). «Hominid Use of Fire in the Lower and Middle Pleistocene: A Review of the Evidence». Current Anthropology (University of Chicago Press) 30 (1): 1–26. DOI:10.1086/203705. Проверено 2007-11-12.
  3. ↑ 1 2 Brown KS, Marean CW, Herries AI, Jacobs Z, Tribolo C, Braun D, Roberts DL, Meyer MC, Bernatchez J. (2009). Fire As an Engineering Tool of Early Modern Humans. Science, 325: 859—862. DOI:10.1126/science.1175028
  4. ↑ Webb J. Domanski M. (2009). Fire and Stone. Science, 325: 820—821. DOI:10.1126/science.1178014
  5. ↑ Callaway. E. (13 August 2009) Earliest fired knives improved stone age tool kit. New Scientist, online
  6. ↑ Rincon, Paul. Early human fire skills revealed, BBC News (April 29, 2004). Проверено 12 ноября 2007.
  7. ↑ Karkanas P, Shahack-Gross R, Ayalon A, et al. (August 2007). «Evidence for habitual use of fire at the end of the Lower Paleolithic: site-formation processes at Qesem Cave, Israel». J. Hum. Evol. 53 (2): 197–212. DOI:10.1016/j.jhevol.2007.04.002. PMID 17572475.
  8. ↑ 1 2 First Control of Fire by Human Beings--How Early?. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 12 ноября 2007.
  9. ↑ 1 2 3 4 Weiner, S.; Q. Xu, P. Goldberg, J. Liu, O. Bar-Yosef (1998). «Evidence for the Use of Fire at Zhoukoudian, China». Science 281: 251–253. DOI:10.1126/science.281.5374.251.
  10. ↑ Stone Linda Genes, Culture, And Human Evolution: A Synthesis. — Blackwell Publishing. — P. 33.
  11. ↑ Eisley, Loren C. (1955). «Fossil Man and Human Evolution». Yearbook of Anthropology (University of Chicago Press): 61–78. Проверено 2007-11-12.
  12. ↑ William R. Leonard Food for Thought: Into the Fire. Scientific american. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 22 февраля 2008.
  13. ↑ Wrangham R, Conklin-Brittain N. (2003 Sep). «Cooking as a biological trait» ((недоступная ссылка) — Sep&as_yhi=2003 Sep&btnG=Search Scholar search). Comp Biochem Physiol a Mol Integr Physiol 136 (1): 35–46. DOI:10.1016/S1095-6433(03)00020-5. PMID 14527628.
  14. ↑ Lambert, Craig. The Way We Eat Now, Harvard Magazine (May-June 2004).
  15. ↑ 1 2 Stahl, Ann Brower (April 1984). «Hominid Dietary Selection Before Fire». Current Anthropology (University of Chicago Press) 25 (2): 151–168. DOI:10.1086/203106.
  16. ↑ Viegas, Jennifer. News in Science - Homo erectus ate crunchy food - 22/11/2005 (November 22, 2005). Проверено 12 ноября 2007.
  17. ↑ Early Human Evolution:  Homo ergaster and erectus. Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012. Проверено 12 ноября 2007.
  18. ↑ What evidence is there that Homo erectus used fire? Why did they use it?. Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012. Проверено 12 ноября 2007.
  19. ↑ 1 2 Gibbons, Ann (2007). «Food for Thought» (pdf). Science 316: 1558. DOI:10.1126/science.316.5831.1558. Проверено 2007-11-12.

biograf.academic.ru

Эволюция представлений человечества об огне

Академия государственной противопожарной службы МЧС РФ.

Кафедра истории и экономической теории.

Реферат

по курсу «История пожарной охраны»

на тему: «Эволюция представлений человечества об огне.»

Выполнил:

слушатель 1-го курса

факультета заочного обучения

сержант внутренней службы

Волков Вадим Николаевич

Зачетная книжка № 07041

Рецензент:

д.т.н., профессор Исхаков Х.И.

Введение 3

1. Питекантропы – борьба за жизнь 4

2. Шотландцы - огонь как символ благополучия и жизни 8

Заключение 10

Список литературы 12

Введение

Огонь, в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. спичек — при помощи огнива. Многим народам известен культ огня.

Помимо получения огня при помощи трения, человек также высекал искры из кремня. С началом железного века этот способ был усовершенствован при помощи огнива, но продолжал применяться вплоть до изобретения в 19 веке фосфорных спичек. Огниво носили на поясе в специальном кожаном мешочке вместе с кремнем и жженой тряпкой (трутом). Оно настолько прочно вошло в быт крестьянина, что продолжало использоваться вплоть до начала 20 века

Цель настоящей работы: изучить литературу по истории.

Задача: рассмотреть в работе основные представления древних об огне.

1. Питекантропы – борьба за жизнь

Древнейших людей ученые назвали питекантропами, т. е. обезьяночеловеками (от греч. «питекос» — обезьяна и «антропос» — человек). Он стоял на кривых ногах, его длинные руки доходили почти до колен. Торс был покрыт густыми волосами, а голова наклонена вниз, словно это существо еще боялось ото­рваться от земли. Лоб такого обезьяночеловека был низким, под­бородок срезанным. И все лицо было угрожающе грубым. Но это был уже человек: он мыслил, он придумывал себе орудия труда и первое оружие. Он начал свой путь в истории. Естественно, что в ту пору не было ни наций, ни различных языков, но уже опреде­лялись районы обитания древнейших человеческих коллективов. От этих получеловеков до людей современного облика был еще долгий путь. Но начало человеческой истории уже было по­ложено. Кстати, ученые отмечают, что проникновение предков человека на территорию Восточной Европы, в том числе в Рос­сию, началось с юга — из регионов Африки, Средиземноморья, Южной Азии. Не случайно здесь впоследствии появились первые мировые цивилизации — в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. От­туда люди постепенно распространились на север.

Решительный сдвиг в истории человечества произошел в пе­риод между 100—30 тыс. лет до н. э., когда под влиянием геоло­гических, климатических, а возможно, и космических измене­ний на Земле началось оледенение значительных территорий и в первую очередь в северных широтах Земли. Резко изменился кли­мат, исчезли гигантские животные — часть их вымерла, другие ушли в теплые края. Иной стала растительность: районы тунд­ры, арктической растительности продвинулись далеко на юг. Гра­ница ледника доходила до среднего Днепра и Дона, пересекала Волгу у устья реки Ветлуги и Камы, там, где в нее впадает река Чусовая.

В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор — как выжить, уцелеть, сохранить потом­ство?

В течение всех этих многих и суровых тысячелетий человек отчаянно боролся за жизнь. Часть людей подалась на юг, другие же в изменившихся условиях стали осваивать земные простран­ства на границах ледниковой зоны. Человека спас разум и умение создавать. К этому времени люди научились пользоваться огнем и получили искусственное тепло.

Древний человек когда-то подобрал горя­щую ветку. Положил на землю и стал подбрасывать в огонь сухие листья, траву, хворост, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, впервые появился у человека огонь.

Огонь разгонял тьму — и вместе с нею страх. Огня боя­лись самые грозные звери. Человек после того, как раздобыл огонь стал сильнее льва и тигра. Огонь согревал человека, давал ему тепло.

Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться — во время дождей или других катаклизмов огонь затухал.

Одним из великих открытий человечества было «огненное сверло» — острой палочкой люди свер­лили дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль.

Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня — кремня. Если стукнуть кремнем о кремень — искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кре­мень о железо, рождая искру).

Огонь, который человек на­учился добывать – это огромный шаг в развитии человечества..

Как видно, вначале человек полу­чал огонь от лесных возгораний, а потом тщательно берег его и хранил. В ту пору лишиться огня значило погибнуть от холода. Позднее люди научились получать огонь при помощи трения су­хого дерева о дерево. Такой способ требовал большой сноровки и терпения, а главное, подбора соответствующих пород дерева. Огонь дал человеку возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной; люди со временем научились использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теп­лом костра от стужи и непогоды. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами, медведями. Человек бросил им вызов: за свои первые жилища он вступил в борьбу с животными и выиграл ее. Сколько страшных схваток произош­ло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей у старых кострищ! В это же время появляются и первые построенные человеком жилища из дерева, камня, камыша, за­рождается и такой вид жилья, как землянка, которой довелось дожить до конца XX в.

2. Шотландцы - огонь как символ благополучия и жизни

По рассказам одного путешественника ХVIII в., кельтское население о-ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св. Иоанна начинало заготовлять длинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня зажигался костёр, каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокруг посёлка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горящим пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад. После того, как костёр догорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя. По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял человека и всё его богатство от всякого зла, от колдовства и чар нечистой силы. В прошлом на кострах совершались жертвоприношения богам, а в глубокой древности жертвами часто были и люди. О том, что древние кельты на своих больших праздниках сжигали людей, есть сообщения Юлия Цезаря и других античных авторов. Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзину, в неё сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древних жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного. Рыбаки Шетландских островов также обязательно клали в свои костры кости рыб, домашних животных, пучки шерсти, и т.д.

В Новый Год в Шотландии (или как его здесь называют Hogmanay) также открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести с собой лишь кусочек угля и бросить его в семейный камин с пожеланием, чтобы огонь в этом доме горел ещё долго - долго. Здесь снова прослеживается языческая основа шотландского обычая - огонь как символ благополучия и жизни.

Заключение

Итак, во все времена огонь был неотъемлемой частью жизни человека.

Сколько помнит себя человечество, оно всег­да восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из та­ких легенд — древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, — говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.

Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя — символ жизни и борьбы. Горящий фа­кел— символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь — символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

Список литературы

1. История России. / Под ред. Орлова А.С. и др. -М., 2004.

2. История России. В 2 т. Т.1. / Под ред. Сахарова А.Н. –М., 2006.

3. История России с древнейших времен до конца 18 века. / Под ред. А.П. Новосельцева и др. –М., 1998.

4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. –СПб., 2002.

5. Подольный Р. Как человек огонь приручил. –М., 1981.

6. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX в. -М., 2001.

mirznanii.com

1.1 Мифология Огня. Культ Огня у народов Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Духовная культура и религиозные верования древних коми

3.4 Почитание огня

Стихией, противоположной воде, был огонь. Культ огня занимал важное место в древних мировосприятии и религии. Он выражен прежде всего в различных табу, запрещающих как-либо осквернять эту чистую стихию: нельзя было плевать в огонь...

Заупокойный культ в Древнем Египте

1.2 Мифология

Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования. Первая оболочка человека (др.-егип...

Изучение религии синтоизма

2. Мифология синтоизма

Согласно тексту Кодзики, первым появился ками центра небес Аме-но-минака-нуси-но-ками и лишь затем - ками рождения и развития Така-мимусуби-но-микото и Камы-мусуби-но-микото...

Культ Огня у народов Древней Руси

1. Культ Огня в Древней Руси

Б.А.Рыбаков пишет в книге "Язычество древней Руси": "Изображение Перуна было поставлено Добрыней в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 г. "Новгородцы...

Культ Огня у народов Древней Руси

1.2 Почитание богов Огня на древней руси

Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Небесный огонь соединял в себе два начала - карающее, воплощенное позднее в образе Перуна; и очищающее, несущее свет, тепло, а вместе с ними и жизнь...

Культ Огня у народов Древней Руси

2. Символика Огня в Христианстве

С огненными символами мы встречаемся и в Евангелии. Спаситель говорит: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук...

Культ Огня у народов Древней Руси

3. Подтверждения Культу Огня, дошедшие до наших дней

· «Вечный огонь» Хотя и использовался в СССР очень широко, тем не менее его сложно назвать советским изобретением, ибо подобное неугасающее пламя, есть древний оккультный обряд, который символизировал наговор - пока горит этот огонь...

Мифология Древнего Востока и античного мира

- Египетская мифология

- Индийская мифология - Китайская мифология - Мифология Мессопатамии и Междуречья - Индуистская мифология - Индоевропейская мифология Рассмотрим несколько из них...

Мифология Древнего Востока и античного мира

2.1 Египетская мифология

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками представления египтян...

Мифология Древнего Востока и античного мира

2.2 Китайская мифология

Китайская мифология - это совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской и буддийской мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений: « Шуцзин», «Ицзин»...

Мифология Древнего Востока и античного мира

2.3 Индийская мифология

Индийская мифология, прежде всего, совокупность мифологических систем (мифов и участвующих в них персонажей), существовавших в древней Индии. Самые ранние свидетельства религиозно-мифологических представлений относятся, видимо, к мезолиту...

Мифология и верования древних славян

1.2 Культ солнца и огня

Культ Солнца распространен у славян с давних времен. Есть мысль, которая даже имя славян означает тот, что происходит от Солнца, то есть указывает на давний миф о происхождение славян от Солнца. На этой уникальной вышивке нач. ХІХ ст...

Мифология и религия Древнего Египта

3. Египетская мифология

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками...

Мифология. А.Ф. Лосев

1. Мифология

По мнению отечественного философа А. Ф. Лосева, миф -- это отнюдь не только и не просто продукт прошлого развития общества. Как любая форма освоения мира, миф является «законным» элементом сознания в любую эпоху людей...

Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья

7. Мифология

Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Согласно шумерскому варианту космогонического мифа...

rel.bobrodobro.ru