София Новгородская – легенды древнего храма. Легенды древнего новгорода
5 легенд, о которых мало кто знает — Туристер.Ру
Как и любой другой древний город, Великий Новгород окружен множеством тайн и загадок. Это интересно: они помогают взглянуть на всем известные факты по-новому. Но, к сожалению, об этих историях и легендах мало кто знает. Наиболее любопытные из них — в нашем материале.
Легенда об основании города
Название города — Новгород (т. е. новый город) заставляет задуматься о существовании некоего предшественника — города старого. До сих пор доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах был основан Новгород и почему у него именно такое имя.
Одна из наиболее правдоподобных версий гласит, что предшественником Новгорода является Рюриково городище, расположенное на правом берегу реки Волхов в двух километрах от современного города. Археологические исследования, проводимые близ городища, свидетельствуют о невозможности развития города на прежнем месте. Поэтому, скорее всего, было принято решение о возведении новой крепости на высоком левом берегу реки Волхов. Эту крепость и назвали Новым городом. Позднее это название перетекло на близлежащие селения, или «концы» — Людин, Неревский, Загородский, Славенский, Плотницкий. Новый город с его пятью «концами» был обнесен высоким валом.
Легенда о застывшем голубе
На кресте главного купола Софийского собора много лет сидит свинцовый голубь. История его появления там весьма трагична. Легенда гласит следующее: в 1569 году в Новгород пришел Иван Грозный с опричным войском, чтобы учинить расправу над новгородцами, которые, как своенравные жители независимой вечевой республики, отказывались признавать над собой власть поляков. В течение полутора месяцев по улицам города текли кровавые реки, все разворовывалось и уничтожалось. Говорят, что голубь, витавший над куполом Софийского собора, увидел ужас, который происходил в городе, окаменел от горя и навсегда остался сидеть на кресте храма. Об этом и других интересных фактах, Вы сможете узнать побывав на экскурсии в Великом Новгороде.
Легенда об иконе Божией Матери «Знамение»
В Софийском соборе находится одна из наиболее почитаемых чудотворных икон и символов Великого Новгорода — «Знамение Пресвятой Богородицы».
Ее история начинается в 1169 году, когда, решив покорить Новгород, князь Андрей Боголюбский, двинулся на город с огромным войском. В Новгороде была лишь маленькая дружина, поэтому силы были неравными, и, казалось, судьба осажденного города была предопределена. Новгородцам оставалось лишь молиться и надеяться на чудо. В одну ночь архиепископ Иоанн, три дня не выходивший из Софийского собора и вместе в жителями молившийся там за спасение города, услышал голос, который велел ему отправиться в церковь Преображения Господня, взять оттуда икону Божией матери и установить ее на стену города напротив злодеев.
Когда начался бой, множество вражеских стрел обрушилось на город и жителей. Некоторые стрелы попали и в икону Богородицы. Все, кто был рядом с ней, увидели великое чудо: икона повернулась лицом к городу, и с нее стали стекать слезы. В этот момент среди рядом осаждавших город прошло смятение. Перестав отличать своих от чужих, суздальцы стали нападать друг на друга и в панике пытаться покинуть новгородские земли. Увидев, что происходит, новгородцы не растерялись и атаковали врага.
После произошедшего икона стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода, а на месте, где она стояла во время боя, был возведен Десятинный монастырь.
В 1980-е годы икона была подвергнута реставрации и тщательному исследованию, которое подтвердило данные легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел.
Легенда о том, как бедный гусляр стал богатым купцом
Жил в богатом Новгороде бедный гусляр Садко. Ничего у него не было — ни кола, ни двора, одни только гусли. Перебивался он тем, что играл на пирах в купеческих хоромах. Однажды случилось так, что перестали Садко на пиры приглашать. Расстроенный Садко взял свои гусли и пошел к Ильменю, где играл на берегу с утра до вечера. На закате поднялось озеро, и на берегу показался сам его хозяин — Морской царь. Он похвалил Садко за чудесную игру и поведал ему великую тайну. Он предложил гусляру устроить на одном из пиров спор — дескать, в Ильмене есть рыба — золотые перья, и Садко может ее выловить (естественно, при помощи Морского царя). Гусляр побеждает в споре, и купцы отдают ему свои лавки с товарами. Садко богатеет.
Еще на одном пиру Садко решает устроить еще один спор о том, что он может скупить все новгородские товары. Пари они проигрывает и отправляется после этого в заморские страны продавать товары. На обратном пути он вновь оказывается в гостях у Морского царя, который просит гусляра сыграть. Как говорится в легенде, Садко играл несколько дней, а царь танцевал, чем устроил бурю, из-за которой затонули корабли и погибли люди. Остановить царя смогло лишь одно — когда Садко оборвал струны на гуслях, последовав совету Миколы Можайского.
Однако морской царь не унимался и предложил Садко жениться на морской красавице. И вновь на помощь гусляру пришел Микола Можайский, который посоветовал ему жениться на замарашке Чернушке. Наутро после свадебного пира Садко проснулся уже в Новгороде и больше в заморские страны не ездил.
Легенда о двух братьях
Неподалеку от Великого Новгорода есть озеро Ильмень, в которое впадают все реки. Лишь одна река из него вытекает — Волхов. Есть много версий о возникновении названия озера, исторические корни которого, скорее всего, нужно искать в финно-угорском языке. Но есть и красивая романтическая легенда. Согласно ей, в давние времена жили два брата — Ильмен и Селигер. Влюбились они в красавицу Волгу. Девушка симпатизировала Селигеру, а Ильмен не смог пережить этого и проклял своего брата. Тот стал кривым, горбатым и больше ему было не подняться с земли. Ильмен раскаялся и решил, что тоже не будет подниматься с земли. Так появились озера Селигер и Ильмень.
Об этих и множестве других легенд и историй Вы сможете подробно узнать, приобретя тур в Великий Новгород. Туристические агентства предлагают интереснейшие туры и экскурсии по городу, которые сделают путешествие познавательным и нескучным. А опытные экскурсовды расскажут еще несколько маленьких «секретиков».
Фотографии предоставлены рекламодателем
www.tourister.ru
Легенды края. Великий Новгород - Мы родом ...
Легенды других краёв
Великий Новгород. Голубь и СадкоSmartNews собрал легенды Новгородской области
Древняя Новгородская земля полна легенд, преданий и сказаний. За почти 1155-летнюю историю одного из древнейших городов России их скопилось немало. Одни легенды пересказывают из уст в уста долгие годы, другие записывают в книгах. SmartNews составил список самых интересных легенд Новгородской области.
Хранитель города
Софийский собор считается главным православным храмом Великого Новгорода. Первый камень был заложен еще в 1045 году, а уже к 1050 году древние новгородцы смогли посещать храм. Помимо архитектурных и прочих особенностей, у Софийского собора есть одна таинственная загадка — свинцовый голубь на кресте главного купола.
— История появления голубя на кресте главного купола Софийского собора удивительная и в то же время трагическая. В конце 1569 года царь Иван Грозный отправился в поход против Новгорода. Он заподозрил новгородцев и своего двоюродного брата князя Старицкого в том, что они якобы хотели отравить царя, и в том, что они хотели признать над собой власть поляков. В итоге Иван Грозный убил своего брата и решил отправиться в Новгород. Тем более древние новгородцы были независимы, своенравны — вечевая республика. Москва на протяжении долгих лет пыталась подчинить себе Новгород, но только большой кровью это сумел сделать Иван Грозный. Карательный поход в Новгороде длился, по некоторым данным, полтора месяца, здесь всё разворовывалось, уничтожалось. О погибших также доподлинно не известно, одни утверждают о 1,5 тыс. погибших, другие заявляют, что было убито около 60 тыс. жителей.Инесса Антонова, экскурсовод
По утверждениям летописцев, кровь новгородцев ручьями текла по улицам. В один из дней разгрома над городом пролетал голубь. Устав, он сел передохнуть на крест главного купола Софийского собора, а когда увидел, что творится внизу, то окаменел от ужаса. А спустя некоторое время один из монахов рассказал о явлении Богородицы, которая открыла ему секрет, что голубь послан новгородцам в утешение. Легенда гласит: пока голубь сидит на кресте, Новгород будет жить и процветать. Как только голубь слетит, то и городу больше не бывать.
Любопытен и тот факт, что на памятнике «Тысячелетие России», установленном напротив Софийского собора более 150 лет назад, среди государственных деятелей вы не найдете царя Ивана Грозного.
— Вопрос, почему на памятнике нет Ивана Грозного, задают туристы очень часто. Именно с этого начинаешь рассказывать историю и легенду. Отсутствует царь на памятнике именно по этой причине.Инесса Антонова, экскурсовод
Гусляр Садко
Герой новгородского былинного цикла. Одни источники изначально называли его купцом, другие — бедным гусляром. В народе из уст в уста передают историю о том, как бедный гусляр стал знаменитым купцом.
— Садко является легендарной личностью, о нем многие знают и слышали. В основной версии рассказывается о том, как он, несколько дней просидев без дела, а занимался он тем, что играл во время пира на гуслях, отправился на озеро Ильмень, где начал играть. Так продолжалось несколько дней. А однажды, когда он вновь пришел на берег озера и начал игру, из пучины показался Морской царь. До того ему понравилась игра бедного гусляра, что он ему предложил на одном из пиров побиться об заклад, что в озере есть рыба — золотые перья и Садко ее выловит, естественно не без помощи царя.Игорь Петров, историк
Художник Борис ОльшанскийСадко так и поступил. Спор с тремя купцами он выиграл, и они ему отдали каждый по лавке с товарами. Он богатеет. А однажды на пиру, который уже устраивал сам Садко, он заявил гостям, что скупит все новгородские товары. Несколько дней купец сметал с новгородских прилавков товары, но они не заканчивались. Купец проигрывает спор.
— После проигранного спора он отправился продавать новгородские товары в заморские страны. А уже на обратном пути в Новгород он оказался у Морского царя в гостях. Царь просит гусляра сыграть. В былине говорится, что Садко играл на протяжении нескольких дней, а царь танцевал, чем устроил бурю на море, в результате которой тонули корабли и гибли люди. Всё прекратилось, когда Садко, последовав совету святого Миколы Можайского, оборвал струны на гуслях.Алена Гаврилова, воспитанница школы русского фольклора «Кудесы»
Но Морской царь не унимался и предложил Садко жениться на морской красавице. И здесь к нему во спасение пришел Микола Можайский. Он посоветовал Садко жениться на самой последней замарашке — Чернавушке. После свадебного пира Садко уснул, а утром уже очнулся в Новгороде. Больше купец не ездил с товарами в заморские страны.
Образ купца Садко нанесен и на Сказочную карту России. Кроме этого, о Садко снят одноименный фильм и поставлена опера.
Гусляр Садко
Два брата
Есть неподалеку от Великого Новгорода озеро Ильмень, все реки в него впадают, и лишь одна выпадает — Волхов. Существует много легенд о возникновении названия озера. Исторические корни, возможно, нужно искать в финно-угорском языке. Но есть и несколько легенд, одна из которых пронизана прекрасным чувством — любовью.
— Согласно легенде, в давние времена жили два брата — Ильмен и Селигер. Суждено им было влюбиться в одну красавицу — Волгу. Выбор девушки пал на Селигера, а Ильмен не сумел пережить этого, потому и проклял своего брата.Инесса Антонова, экскурсовод
Проклятие заключалось в том, чтобы брат стал кривым, горбатым и ему было больше не подняться с земли. Так всё и случилось. Однажды Ильмену приснился сон, где он увидел искалеченного брата. Ильмен решил, что тоже больше не поднимется с земли. Так появились озера Селигер и Ильмень.
— Если кто-то бывал на Селигере, то заметил, что это озеро местами кривое, имеет валуны, что может свидетельствовать о том, что история о братьях действительно настоящая. Но я все же склоняюсь к тому, что это просто красивая и трагическая история любви.Инесса Антонова, экскурсовод
Озеро СелигерВ 2014 году в Новгородской области появится новый туристический маршрут «Тропа сказаний земли Новгородской». Пройдя по нему, новгородцы и гости города смогут узнать о мифах и легендах Новгорода.
Тропой преданий. Туристов поведут по местам новгородских легенд
Известный новгородский историк и фольклорист разработал новый туристический маршрут «Тропа сказаний земли Новгородской». На составление маршрута, основанного на легендах и преданиях, у него ушло полтора года. Первые туристы отправятся по маршруту в 2014 году — они смогут не только посетить места области, связанные с известными старинными легендами, но и увидеть их персонажей.
Идея и авторство нового туристического маршрута «Тропа сказаний земли Новгородской» принадлежит известному новгородскому историку Игорю Петрову. Полтора года он собирал воедино самые яркие местные легенды, предания и даже байки, разрабатывал маршрут, который мог бы охватить самые легендарные места региона, создавал эскизы костюмов для героев легенд, которые встречают туристов на маршруте.
Маршрут рассчитан на два дня. Он включает в себя обзорные экскурсии по городам — за это время туристы посетят Великий Новгород, Старую Руссу и Волот — интерактивную программу и мастер-классы. Теперь с богиней воды Ильмерой, в честь которой названо озеро Ильмень, князьями Словеном и Русом — легендарными скифскими основателями городов Словенска и Русы и великаном Волотом — мифическим предком славян — новгородцы и гости города смогут познакомиться воочию.
— Из легендарных героев сегодня многие вспоминают Садко, Василия Буслаева, а вот предания и сказания, которые до сих пор еще живы во многих районах, остаются на втором плане. Хотя там есть поистине уникальные и захватывающие легенды, и не только древние, но и нового времени. Поэтому, когда пошла разработка маршрута, — встала проблема в отборе материала. Хотелось взять в разработку не совсем раскрученные, чтобы они вызывали интерес. Я выбрал развлекательный маршрут еще и из-за того, что серьезные туристические продукты требуют огромных денег. К примеру, проект «Шум-гора», где, по преданиям, находится могила князя Рюрика, очень интересный, если его реализовать в полной мере. Но для этого нужны средства, а пока их нет. А сказка, фольклор, предания привлекают туристов. Да и самим новгородцам будет интересно.Игорь Петров, историк, разработчик проекта
Проект маршрута «Тропа сказаний земли Новгородской» в 2012 году победил на конкурсе «Новгородика». Главным призом стал грант в 150 тыс. рублей. На эти деньги Игорь Петров заказал костюмы для героев, эскизы к которым придумал сам.— Мы помогали ему подать этот проект в прошлом году на конкурс «Новгородика». В итоге проект был поддержан городскими и областными властями. Маршрут вообще может трансформироваться. Турист может, например, не ездить в районы либо посетить всего один район. Предположим, поучаствовав в интерактивной программе в Великом Новгороде, можно отправиться в Музей сказки, созданный энтузиастами в Волотовском районе. Но ключевыми фигурами маршрута, конечно же, являются Великий Новгород и Троицкий раскоп.Марина Лебедева, директор центра развития туризма «Красная Изба»Первые туристы отправятся в новгородские легенды в 2014 году. Дело в том, что Троицкий раскоп является сезонным объектом, в осенне-зимний период его закрывают. При этом Игорь Петров сейчас работает над тем, чтобы попытаться сделать маршрут круглогодичным.
Первыми, кому удалось прогуляться по тропе сказаний, стали дети из многодетных и малообеспеченных семей. Их ожидало множество сюрпризов: народные обряды, забавы и конкурсы от героев новгородских преданий. Все желающие смогли испытать свои силы в народных играх и принять участие в древненовгородских забавах: поохотиться на чудище-Коркодила, своими руками создать «наговорные круги» и перекинуться капустными кочанами.
К слову, интерес туристов к Великом Новгороду значительно вырос. Мощным толчком для этого послужили крупные международные праздники в 2009 году — Ганзейские дни Нового времени и 1150-летие Великого Новгорода. По статистике, в 2012 году Великий Новгород посетило около 200 тыс. человек. Для сравнения: в 2008 году количество туристов не доходило и до 100 тыс. В планах городских властей — увеличить турпоток в Великий Новгород к 2015 году до 370 тыс. человек.
Путешественников привлекает не только древняя история края, но и его богатые туристические ресурсы. Набирает обороты туризм событийный. В числе наиболее крупных проектов в области событийного туризма можно отнести международную выставку каллиграфии, театрализованные программы «Новгородское вече» и «Сказы мальчика Онфима», а также постановку оперы «Садко».
День туризма
Антон Морозов, Сергей Антонов,Татьяна Леонова, Наталья Гребнева, Наталья СоловьеваSmartNews, 16 сентября-14 февраля 2013-14
yarodom.livejournal.com
Легенды о возникновении Новгорода
Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.
Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы («варяги») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов «за море» (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».
Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.
Это было замечательное «государство в государстве», или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли «Совет господ», или «300 знатных кушаков», которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.
Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:
Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Илмерь, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Именем младшего сына Словена была названа река Волховец.
Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.
Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.
Источник: mapcy.narod.ru
www.novgorod.ru
София Новгородская – легенды древнего храма
Величественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.
Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.
Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.
В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.
С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:
1. Голубь на кресте
Софийский собор, голубь
Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»
Голубь на кресте Софийского собора
Примечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам — форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.
Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.
2. Чудеса иконы
Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.
Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!
Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.
Икона Знамение Пресвятой Богородицы
3. Правая рука Иисуса
Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:
«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»
Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…
4. «Безухий» колокол Святой Софии
Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов
Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.
5. Радуга над собором
Фото: martisha.ortox.ru
И вот еще одно чудо, которое по рассказам, было связано с Софийским собором. В 1991 году совет области утвердил решение о передаче храма Новгородской епархии РПЦ в постоянное пользование. Это произошло 14 августа. Через день прошло торжественное освящение Софии Новгородской, совершенное Патриархом Алексием II. Во время церемонии было ясно и безоблачно. Вдруг в небе прямо над центральным куполом собора вспыхнула радуга. А в самой Святой Софии свершилось очередное чудо – замироточили иконы…
Фото на превью: mayor.nov.ru
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Мрачные пророчества Великого Новгорода: lenarudenko
В средние века Новгород был городом-республикой (как Гамбург, Ревель), но в конце 15 века Новгород захватил Московский князь Иван III (дед Ивана Грозного). Не хотел вольный самоуправный город покориться князю, поэтому, как гласит легенда, пришлось Ивану продать душу Дьяволу.
Я гуляю "по боевому ходу кремля", представляю в мыслях события давно минувших лет
Накануне захвата города новгородские летописцы отмечают недобрые предзнаменования, грозящие бедой. Приглашаю прогуляться по кремлю и погрузиться в атмосферу древних историй.
Вид с башни Кокуй (Кукуй) - такой пейзаж изображен на старой банкноте в пять рублей (1997 года)
А вот так выглядела банкнота. Именно этот новгородский вид.
Кремль Великого Новгорода, именуемый детИнец, строительство которого начал князь Ярослав Мудрый. Упоминание об этой крепости встречаются в начале 11 века. Постепенно кремль перестраивался, основная перестройка относится к 15 веку. Высокие каменные башни горожане называли "кострами". Обычно огонь на башнях зажигали, как объявление об опасности, грозящей городу.
Башня Кокуй (от голландского "coqe" - смотри). Самая высокая башня кремля (34 м).
Перестроена в конце 17 века, сейчас здесь смотровая площадка, откуда открывается вид "как на старой банкноте 5 рублей". В 15 веке башня не была высокой. Говорили, что под этой башней был подземный ход, ведущий на другой берег реки Волхов во владения Марфы Посадницы - весьма влиятельной дамы в городе, которая пыталась сохранить независимость Великого Новгорода от Москвы.
Ее старания оказались напрасны. Иван III (дед Ивана Грозного) захватил город и лишил его "самоуправства". По легенде, царь продал душу Дьяволу, чтобы завладеть непокорным градом.
Вот как эту легенду описывает поэт Сергей Есенин.Не чернец беседует с Господом в затворе —Царь московский антихриста вызывает:«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,Новгород мне вольный ног не лобызает!»Вылез из запечья сатана гадюкой,В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
«Побожися душу выдать мне порукой,Иначе не будет с Новгородом слада!»Вынул он бумаги — облака клок,Дал ему перо — от молнии стрелу.Чиркнул царь кинжалищем локоток,Расчеркнулся и зажал руку в полу...
Марфа Посадница. Рис. Клавдий Лебедев
...В зарукавнике Марфа Богу молилась,Рукавом горючи слезы утирала;За окошко она наклонилась,Голубей к себе на колени сзывала.
«Уж вы, голуби, слуги Боговы,Солетайте-ко в райский терем,Вертайтесь в земное логово,Стучитесь к новоградским дверям!»
Приносили голуби от Бога письмо,Золотыми письменами рубленное;Села Марфа за расшитою тесьмой:«Уж ты, счастье ль мое загубленное!»
И писал Господь своей верной рабе:«Не гони метлой тучу вихристу;Как московский царь на кровавой гульбеПродал душу свою антихристу...»
О дальнейшей судьбе Марфы точно не известно. По одной версии ее постригли в монахини, по другой - убили по пути в Москву. А, возможно, Марфа бежала через подземный ход под башней.
Захватив город, князь велел снять "вечевой колокол", звон которого созывал горожан на собрания-вече, где народом принимались важные решения.
«Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новгороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан шумными толпами на великую площадь... Боярин хочет говорить... но юные надменные новгородцы восклицают: “Смирись пред великим народом!”. Он медлит — тысячи голосов повторяют: “Смирись пред великим народом!”». («Марфа посадница», Н.М. Карамзин)
Снятие колокола означало для города поражение перед новой властью.
Златоустовская башня, получила свое название в честь церкви Иоанна Златоуста, стоявшей рядом
Златоустовская башня была построена в 15 веке. Согласно легендам в эпоху Ивана Грозного, тут располагалась тюрьма, где опричники пытали "врагов царя". Горожане называли башню "Тюремной" и "Чертовой".
Покровская башня получила свое название от церкви Пресвятой Богородицы. Первоначальная постройка башни датируется 1302 годом.
Церковь Покрова и башня
Княжья башня, построена в 15 веке. Название получила благодаря двору великого князя, размещавшегося рядом.
О вечевом колоколе тоже остались легенды, по сюжету которых поэты слагали стихи.
«Да, были казни над народом … Уж шесть недель горят концы! Назад в Москву свою походом Собрались царские стрельцы.
Смешить народ оцепенелый Иван епископа послал, Чтоб, на кобылке сидя белой, Он в бубны бил и забавлял.
И новгородцы, не переча, Глядели бледною толпой, Как медный колокол с их веча По воле царской снят долой!
Сияет копий лес колючий, Повозку царскую везут; За нею колокол певучий На жердях гнущихся несут.
Холмы и топи! Глушь лесная! И ту размыло … Как тут быть? И царь, добравшись до Валдая, Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!.. Сгребли валдайцы медный сор, И колокольчики отлили, И отливают до сих пор …
И, быль старинную вещая, В тиши степей, в глуши лесной Тот колокольчик, изнывая, Гудит и бьется под дугой!.. Константин Случевский
Спасская башня (15 век). Изображена на старой банкноте 5 рублей.
По другой легенде вечевой колокол вдруг зазвонил сам собой, когда князь прибыл, чтобы наблюдать за его снятием. Во время пути в Москву колокол соскользнул с саней и разбился, и его осколки превратились в колокольчики валдайские, которые как придет время снова сольются в единый колокол. Эта легенда о вечевом колоколе описана в стихах Юрия Вронского.
"Повелел Иван ВасильевичКнязь Московский и всея Руси,Снять священный древний колоколИ отправить в стольный град Москву.Как снимать его явилися,Сам собою зазвонил он вдругЗвоном отроду неслыханным.
То не звон был, а рыдание,Завещание последнее.Помни, мол, о древней вольности,Господин Великий Новгород!..Вырывали тут язык ему,Самого на сани ставилиИ везли немого, пленного,Навсегда в чужую сторону...Только колоколу гордомуКрепко, видно, не хотелосяВ плен московский на позорище.
По холмам валдайским едучи,Выбрал пленник ночь метельную,Соскользнул с саней украдкою,Покатился вниз по горочке,Покатился - да и был таков!Полетел с обрыва кубарем,О валун внизу ударилсяИ на тысячу осколочковРаскололся вольный колокол...
А случилось чудо чудное,Приключилось диво дивное:Не погиб священный колоколВсе его осколки звонкиеПревратились в знаменитыеКолокольчики валдайские.
Говорят они когда - нибудьВновь сольются в вольный колокол,И над Новгородом сызноваПоплывет его свободный звон.А до той поры звенеть емуКолокольцами валдайскими,Горевать о вольной волюшкеИ тревожить сердце русское..."
Увоз вечевого колокола, летописная миниатюра
Дворцовая башня (15 век). Изображена на старой банкноте 5 рублей.
Владимирская башня (15 век)
Накануне захвата города летописцы отмечают недобрые предзнаменования: «Того же лета на Федорове улици ис тополья води капало много от верха и с сучья». Недобрые знамения не прекращались и после поражения новгородцев. В 1471 г. была «гибель луне: полунощи не ясне быв, и аки кровь в луне, и тма бысть не мало время... Тои же зимы видеша мнози два месяца на небе. Тои же зимы явися на небесе звезда хвостата...» «тьма по всей земли в 1 час дни в мало время...»«текли слезы у Николы в церкви на Микитине улице»Когда родился Иван III было пророчество: "Разрушит он обычаи Новгородской земли и принесет гибель нашему городу"
Есть легенда о святом страннике Зосиме, который отправился в Великий Новгород, чтобы подаловаться Марфе Посаднице на претеснение его монастыря соседями - ее управителями. Марфа Посадница пригласила странника к себе на пир. Зосиму было печальное видение, что шесть бояр, сидевших рядом с ним - обезглавлены. Святой не смог сдержать слез. Это заметил его друг и спросил после пира, почему Зосим заплакал на веселом пращднике. Он ответил, что увидел шестерых гостей обезглавленными, а это означает их скорую казнь. "Близко время, когда двери этого дома будут закрыты и дом будет пуст" - говорил Зосим.Действительно, после захвата города Иваном III шестеро бояр, которых Зосим увидел без голов, были обезглавлены.
Федоровская (15 век)
Покорившимся боярам удалось избежать казни. Князь даже проявил милость, отправил их на службу в Москву, а в Новгород переселил бояр московских:«переведе из Новагорода из Великого… всех голов болши тсячи, и жаловал их на Москве давал поместья… а в Новгород Великий на их поместья послал московских многих лутчших гостей и детей боярских…»
Иван III
Митрополичья (15 век). По легенде, располагалась напротив двора митрополита. На башне были обнаружены надписи на шведском языке, датированные 17 веком, вроде "здесь был Один".
Вот такие печальные легенды Новгорода о захватчике Иване III, история глазами поверженного великого города. Конечно, судить о таком персонаже как Иван III только по новгородской странице не стоит.
Боевой ход кремля. Недавно открыт для посещения.
Иван III отменил новгородское самоуправство, но его захват города можно назвать "мирным" по сравнению с жестоким нападением на Новгород опричников Ивана Грозного, когда река Волхов обагрилась кровлю. Но это уже другие истории...
Продолжение постов о славном Господине Великом Новгороде будет.
Мой предыдущий пост:Крокодил-оборотень в Великом Новгороде
Мой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagramМоя группа в Одноклассниках
lenarudenko.livejournal.com
Про новгородские чудеса и подтвержденные легенды...
Богата на легенды земля Новгородская.Сначала присказка. После знаменитого убийства Святополком братьев, святых князей Бориса и Глеба, Ярослав отмстил окаянному Святополку, а граждане новгородские получили льготные ярославовы грамоты и право выбирать собственных властителей - невиданная почесть на Руси, это в последующие века называлось новгородской вольницей. Далее несколько занятных и поучительных новгородских легенд...
Почти все связано с христианством. кстати отметились тут и мои далекие предки - однофамильцы. Об этом поведала Иоакимовская летопись XVII—XVIII вв. со знаменитым присловьем "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем". Современные археологические находки доказали, что в Новгороде в конце X в. действительно произошло какое-то столкновение и был пожар, выжегший несколько кварталов... Путята был воеводой, толк в мече знал. Так как я Путятин, имею к этой фамилии прямое отношение ))) ну да ладно )))
Чудес в те времена было много, а уж на "свободных землях" тем более. В Новгород не назначали даже епископов, поэтому даже простой инок мог стать новгородским архиереем. Примером тому служит покоящийся в Софийском соборе под спудом вместе с другими новгородскими святителями архиепископ Симеон, причисленный к лику святых.
Симеон был возведен народом в архипастыри из простых иноков. Не просто так а за смелость и заслуги. В 1418 году некто простолюдин с именем Стефан, житель Торговой стороны, поссорился с боярином Данилой Божиным и ссора их переросла в настоящую бойню. Люди с разных районов даже стреляли друг в друга из пушек. Они собрались толпами у моста с двух сторон и все говорило - быть большой резне. По легенде в то время началась лютая гроза. Симеон облачился в святительские ризы и встал посреди моста с огромным липовым крестом высотой 2,4 метра. Симеон перекрестил всех и сказал: «Идите в домы свои с Богом и с миром!» И чудесным образом дождь прошел, выглянуло солнце а у людей исчезла обида и ярость. Крест, который держал в руках владыка Симеон, долгое время был новгородской святыней.
Из летописей. Резной липовый крест находился в часовне на краю Волховского моста. На кресте стояла надпись, что он сооружен в 1548 году повелением раба Божия Петра Невежина на мосту, по преданию же — он был водружен в землю при строении святой Софии, в 1065 году похищен Всеславом Полоцким, но отбит Глебом Святославичем Тмутараканским и возвращен в Новгород. Можно полагать, что древний Чудный Крест погиб в один из опустошительных новгородских пожаров и взамен его в 1548 году был поставлен другой. Часовня Чудного Креста принадлежала Ефремо-Перекомскому монастырю».
Есть на территории детинца - кремля Грановитая палата, а рядом келья, в этой которой висит на цепочке медный умывальник с носиком. Это знаменитый умывальник, с которым связано старинное предание из жития св. Иоанна. Однажды святитель молился, а, лукавый бес начал плескать воду в этой умывальнице. Иоанн оградил умывальницу крестным знамением и лукавый удивился что его его заметили и заговорил человеческим голосом, умолял об освобождении. И тогда Иоанн договорился с ним о путешествии в святой град Иерусалим. Мол перемести в один миг и поставь у храма Гроба Господня, а потом в сию же ночь опять возврати меня в мою келью, и тогда я отпущу тебя. Этот момент, как и некоторые другие, кстати, есть в замечательном фильме "Монах и бес", кстати, рекомендую, кто не видел.Рецензия на фильм "Монах и бес"
Бес подхватил Иоанна и они понеслись по воздуху. В Иерусалиме Иоанн преклонил колени пред порогом храма Гроба Господня.
На обратном пути со святителя в пределах княжества Тверского упал с головы клобук, и на том месте построен Клобуков монастырь. И дальше бес пытался навести порчу на Иоанна. То спиртное в келью подкинет, то женскую одежду, то бабу голую. Целиком. Вышла она из его кельи, а народ с позором выгнал из Грановитой палаты. Но верил народ с святость старца!А вот власть ему не поверила. Привели к Великому мосту, посадили на плот и отпустили по течению, куда Бог пошлет. А плот взял, да поплыл из града вниз по реке, вверх к озеру.
Плот плыл, а народ бежал вдоль берега, молился и умолял Иоанна простить их неразумных.
Остановился плот у левого берега Волхова и на этом месте был положен камень с крестом».
Грановитая палата, где жил святитель Иоанн, расположена на Владычном дворе направо от Софийского собора.
Из летописи о. Павла: "Внутренний вид палаты представляет обширную сводчатую комнату. Посреди ея находится колонна, на которую сведены все своды. Налево из палаты - вход в кельи архиепископа Иоанна, состоящие из двух комнат. В первой из них устроен затвор, каменный пол которого хранит на себе отпечаток колен молитвенника. Во второй комнате сохранилось окно с умывальным кувшином, подвешенным от XII века..."
В соборе похоронен юноша из княжеской семьи, который дал обет целомудрия, но при этом очень почитал родителей, которые естественно, хотели продолжения княжеского рода. Долгими ночами он молил Бога дать ему возможность сохранить целомудрие и выполнить волю родителей. В результате он женился и умер на свадьбе. Т.е. Бог выполнил его просьбу.
Собор Святой Софии (снаружи и внутри подробный пост)
И легенда о бедном, но хитропопом гусляре Садко отсюда. Ничего у него не было, играл на пирах в купеческих хоромах. Однажды депрессия у него была, пошел к Ильменю и играл на берегу целыми днями, горькую пил. И так наверное играл, что показался сам хозяин морей — Морской царь. Чьто же ты тут играешь, спросил он Садко. Тот и поведал о своем горе. Понял морской царь что вынужден будет слушать это долго и предложил ему вариант как разбогатеть. Поспорил Садко с купцами что поймает рыбу с золотыми перьями. А потом благодаря морскому царю пошел и выловил. Пришлось отдать купцам ему свои лавки с товарами. Садко богатеет.
Позже перепил Садко и опять поспорил, что может скупить все новгородские товары. Пари проиграл и отправился в заморские страны. На обратном пути заскочил в гости к Морскому царю, про игру ему напомнить ))) Согласно легенды Садко играл несколько дней, а царь танцевал, такая буря была, что все сносило. Перестал танцевать лишь когда Садко струны на гуслях оборвал.
Потом он еще у него дочку любимую увел которую тот сделал замарашкой Чернушкой. Но Садко хитрый и в бабах толк знает. И стал Садко опять в Новгороде первым парнем на деревне... и больше в заморские страны не ездил.
В шестнадцатом веке при Иоанне III Новгород был присоединен к Московскому царству и по легенде, вместе с новгородской вольностью исчезла и народная новгородская святость и чудеса новгородские куда-то испарились...
Новгородский памятник "Тысячелетия России"
Часть инфы и картинка Иоанном на мосту (С) интернет
pantv.livejournal.com
София Новгородская – легенды древнего храма
Величественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.
Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.
Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.
В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.
С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:
Голубь на кресте
Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»
Примечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам — форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.
Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.
Чудеса иконы
Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.
Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!
Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.
Правая рука Иисуса
Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:
«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»
Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…
«Безухий» колокол Святой Софии
Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов
Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.
Радуга над собором
И вот еще одно чудо, которое по рассказам, было связано с Софийским собором. В 1991 году совет области утвердил решение о передаче храма Новгородской епархии РПЦ в постоянное пользование. Это произошло 14 августа. Через день прошло торжественное освящение Софии Новгородской, совершенное Патриархом Алексием II. Во время церемонии было ясно и безоблачно. Вдруг в небе прямо над центральным куполом собора вспыхнула радуга. А в самой Святой Софии свершилось очередное чудо – замироточили иконы…