Культурное наследие древних цивилизаций. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурное наследие древних цивилизаций. Культурное наследие древних цивилизаций


Культурное наследие древних цивилизаций. — КиберПедия

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Егип­те существовало скорописание и курсивное (демотичес­кое) письмо. Все три вида письма использовались в раз­личных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдель­ные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца счи­талась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в

эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чу­дес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скуль­птура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — кли­нописи, которая не была звуковым письмом, а содержала

идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо сло­ги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литера­туре составляют плачи — произведения о гибели шумерс­ких городов вследствие набегов соседей. Наиболее распро­страненными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить ак­кадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступе­ней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III—II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усо­вершенствовали его путем добавления гласных. Древнегре­ческая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Дориче­ский стиль — строгий, торжественный и массивный.

Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосред­ственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое примене­ние декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за­нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное зна­чение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Не­которые произведения, созданные древнегреческими дра­матургами, до сих пор занимают важное место в репертуа­ре современных театров. Античная культура явила пора­жающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии мировой культуры и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного обществаиспользуются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее по­следствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земле­дельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство?

8. Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредо­точивать в своих руках жреческую власть?

10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от пер­вобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государствоиграло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневос­точных?

14. Каковы характерные черты полиса?

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отлича­ются друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чемзаключается специфика индийского общества?

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играломоре?

19. Каким представлялось время в мифологическом со­знании и почему?

20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о простран­стве и времени через три эпохи: время первобытныхкультов, время мифологического сознания, время мо­нотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Егип­та и Двуречья.

24. Какие достижения можно считать самым значитель­ным вкладом греков в копилку мировой культуры?

Раздел 3

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

cyberpedia.su

Культурное наследие древних цивилизаций. | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так … и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н.э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальные, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры являлись создание своеобразной системы письменности — которая не была звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие налетев соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иштар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культуре,, Выдающимся памятником крито-микенской (Ш — II тыс. до н.э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Доричес­кий стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за­нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

  1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке? Каковы их основные критерии?
  2. Назовите основные этапы антропогенеза.
  3. Чем протогосударство отличается от государства?
  4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия?
  5. Перечислите основные формы первобытной религии.
  6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земледельческой?
  7. Каковы последствия внедрения металла в производство?
  8. Что такое престижная экономика?
  9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредотачивать в своих руках жреческую власть?
  10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от первобытного стада до сельской соседской общины.
  11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?
  12. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?
  13. Чем античные цивилизации отличаются от древневосточных?
  14. Каковы характерные черты полиса?
  15. Какие формы рабства вам известны и чем они отличаются друг от друга?
  16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем заключается специфика индийского общества?
  17. Почему восточное общество так стабильно?
  18. Какую роль в экономике античных государств играло море?
  19. Каким представлялось время в мифологическом сознании и почему?
  20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?
  21. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве и времени через три эпохи: время первобытных культов, время мифологического сознания, время монотеизма.
  22. Каково значение канона в культуре Египта?
  23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Египта и Двуречья.
  24. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом греков в копилку мировой культуры?

refac.ru

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. — МегаЛекции

Раздел II История средних веков (28 часов)

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

Раздел III Новая история (50 часов)

 

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХV — начале ХVП в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против ре- формационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине ХVII — ХVIII вв.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в ХVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция ХУШ в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII вв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талей-ран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополис-тический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «Опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Раздел IV Новейшая история. ХХ — начало XXI в. (34 часа)

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Мир в 1900—1918 гг.

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910— 1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

Первая мировая война (1914—1918 гг.)

Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.

Мир в 1918—1939 гг.

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.

Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин — Рим — Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.

Вторая мировая война (1939—1945 гг.)

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Мир во второй половине XX — начале XXI в.

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.

Соединённые Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ—начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточно-европейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.

Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.

Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире.

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в

 

Основное содержание 5 класс

Раздел I. Первобытность. История Древнего мира. (68 часов)

Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир:понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

megalektsii.ru