Особенности развития древней индии. Древняя Индия. Особенности развития государства и права
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности развития древнего Китая и древней Индии? Особенности развития древней индии


6. Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, оказавшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

Возникновение государств, развитие экономики

С древнейших времен полуостров Индостан был заселен человеком — племенами дравидов. Ареал их обитания с севера был ограничен Гималаями, с запада и востока — водами океана. Такая отгороженность от внешнего мира выразилась в самобытности населения и его культуры. Для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Жаркий климат и недостаток осадков требовали орошаемого земледелия, что в свою очередь вынуждало людей объединяться для проведения ирригационных работ.

Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей.

Город Мохенджо-Даро был крупнейшим для своего времени, его площадь достигала 260 гектар. В городе были большие здания площадью 200 м2 и более. В центре города был искусственный бассейн глубиной 3 м, выложенный двумя рядами кирпичей. В городе имелся водопровод. Вода поступала в город и разводилась по его территории по керамическим трубам. Для того чтобы не было утечки воды, на концах труб имелись фланцы. Стыки труб уплотнялись асфальтом. В домах богатых людей были ванные комнаты и туалеты. Город имел и канализацию. Сточные воды из жилых домов попадали в уличные канализационные сети и по ним выводились за пределы города.

Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найденные гири, большие складские помещения. Жители имели свою гиероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.

Основным занятием населения было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. — сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.

Высокого уровня достигли ремесла. В керамическом производстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи обжигались в специальных печах. Добывались медь, олово, свинец, золото и серебро. Производились бронзовые и другие сплавы металлов. В металлообработке уже применялись литье, ковка листа и заклепки. В ткацком производстве в качестве сырья использовался хлопок. Было развито ювелирное мастерство. Изделия изготовлялись из золота, серебра, камней.

Об уровне строительного мастерства свидетельствуют раскопки древнейших городов.

В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и культурный уровень ариев был ниже завоеванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство.

Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами. Земля находилась во владении общин. По мере имущественного расслоения в общинах появилось право частного владения землей.

Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством общины или руководившие военными действиями. Они присвоили себе право распределения общинных продуктов, военной добычи и рабов.

Постепенно, в целях сохранения полученных привилегий и захваченных общинных ценностей, в Индии создается социальная система варн (каст). Законами Ману и Анастамбы все жители страны разделились на четыре касты: брахманов (жрецы), кшатриев (воины), вайшиев (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (люди, не имеющие имущества, и рабы). Привилегированное положение занимали первые две касты. Законы запрещали смешение людей разных каст.

Бог Брахма

К VI в. до н. э. в северо-восточной части Индии существовало несколько государств. Наиболее крупными были Магадха и Кашала, боровшиеся за гегемонию в этом районе. В V в. до н. э. Магадха побеждает в этой борьбе. Северо-Западная Индия в VI в. до н. э. подпадает под власть персидского царя Дария I. Однако в 327 г. до н. э. Александр Македонский, разбив войска Дария, захватил Северо-западную Индию. После смерти Александра в результате освободительного движения, возглавляемого Чандрагуптой, создается Индийское государство. Наследники Чандрагупты расширили его. Таким образом в состав этого государства вошли часть Афганистана и Белуджистана, Северная Индия и Декан,

Сельское хозяйства и ремесла

Главным занятием населения было сельское хозяйство. Сохранились сельские общины. Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудовые повинности — один день в месяц (постройка дорог, каналов, другие строительные работы) и платили натуральные налоги — 1/6 часть урожая.

Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царем земли брахманам, чиновникам, военным. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Дальнейшее развитие получило хлопководство.

С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в особые группы, наподобие буду щих цехов и гильдий. Как правило, ремесленники одного из видов ремесел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.

Лица индусов с фресок в храме

Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хлопок, как сырье и готовые ткани, был предметом индийского экспорта в соседние страны. Развивались металлообработка и деревообработка.

С развитием ремесел стали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоходства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом.

Наука

Расцвету экономики Древней Индии в VI—III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области астрономии, математики, медицины.

В Индии были созданы самобытные системы письменности кхарошти, брахми, девангари и другие алфавиты, ставшие основой письменности в странах Юго-Восточной Азии.

Государство, заботясь о развитии науки, организует университеты. Так, в VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета выпускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печатями об окончании этого университета.

Уже во II тыс. до н. э. индийские астрономы установили фазы луны, лунный зодиак. Они создали календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. В VI в. н. э. пишутся астрономические трактаты. Индусы установили вращение Земли вокруг своей оси и отражение Луной света Солнца.

Особенно значительны были успехи индийской медицины. Уже в середине II тыс. индийские медики систематизировали знания в области анатомии человека и имели анатомические термины. Они не только знали такие болезни, как желтуха, ревматизм, проказа и другие, но ставили их диагнозы и пытались лечить. Изучаются лечебные свойства растений и составляются лекарства. Появляются врачи различных специальностей: хирурги, терапевты. Составляются первые медицинские трактаты, например, в I в. н. э. трактат Самхита Чарака, затем трактат Сушрута Самхита. Индийские хирурги разрабатывают множество медицинских инструментов. Так, в трактате Сушрута описывается 20 острых и 101 тупой медицинский инструмент, в том числе скальпели, зонды, шприцы, пинцеты, иглы и т. д. Врачи делали глазные операции, операции по зашиванию кишок, пластические операции (исправление носа, восстановление оторванной мочки уха и др.). Все это свидетельствовало не только о мастерстве медиков, но и мастерстве ремесленников, изготовлявших тонкие медицинские инструменты. Знания индийских медиков перешли к арабам, а затем дошли до европейских специалистов.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о главном занятии жителей страны.

2. Какими видами ремесел славилась Древняя Индия?

3. Расскажите о достижениях древнеиндийской науки.

4. Охарактеризуйте систему варн в Древней Индии.

5. Вспомните, какой город был крупнейшим в Древней Индии.

6. Что послужило причиной гибели древних государств Индии?

studfiles.net

Древняя Индия. Особенности развития государства и права

Древняя Индия

Реферат по истории государства и права зарубежных стран

Особенности развития государства и права. 3Правовое положение отдельных групп населения. 4Государственный строй. 5Местное управление. 6Армия. 6Суд и судебный процесс. 7

Особенности развития государства и права.

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличии от запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции дре6вневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товаро-денежных отношений составляло основу социальной жизни Древней Индии.

Постепенно из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались в получении ренты-налога.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый социальный состав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая граница (существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением. Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.

В Индии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление общин. Правители Древней Индии не распологали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (4-2 век до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе – раджасапха и совет сановников – мантрипаришад.

В Древней Индии несмотря на их исторические особенности цари также возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись всесильными деспотическими полномочиями.

Правовое положение отдельных групп населения.

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания. Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

Владельческие права общин в Индии были неограничены. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (раджи) выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе – паришат. Но зависимость правителя была неизменной.

Многие города складывались в результате войн, покорения ряда племён и народов (империя Маурьев – война Кошалы и Магатхи + разгром Александром Македонским). В империи Маурьев (расцвет в 3 в. д.н.э.) складывается централизованная монархия.

Центральный административно-военный аппарат в индии был слаб. Причина – сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была деспотической.

Существовала так называемая группа царских чиновников. Они выполняли разные функции и поручения (надзор за судоходством). Все они назначались царём. Вместе с тем существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. В функции правителя провинции входила защита её территории, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемая окружным начальником ("думающим о всех делах"). В его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход "с города".

Артхашастра выделяет 4 вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений. Жалование давалось управителю начиная с 10 деревень. Это свидетельствует о том, что староста деревни-общины не был царским чиновником. В его обязанности входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. На общинных сходках решались наиболее важные вопросы.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабёж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь – мужественный воин, добывающий "то, что он не имеет". Царю переходила и большая часть награбленного имущества, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наёмников, воинов, поставляемых зависимыми союзниками. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие. Другие могли браться за оружие, когда для них "наступает время бедствий".

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она должна была защищать государственную целостность. Вот почему отряды помещались "среди 2, 3, 5, а также сотен деревень".

Суд и судебный процесс.

В Древней Индии существовали 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь (вместе с брахманами и опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию.

Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Кроме того специальные судьи разбирали уголовные дела. Большая ответственность лежала на городских властях, которые боролись с преступностью.

Большинство дел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до наших дней.

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (искл. дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: 1ый раз – 3-7 дней, 2ой раз – 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика – признание вины.

Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне, в процессе относительно которой он даёт показания. Эти требования не действовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство считалось преступлением, наказываемым штрафом равным 10и кратной сумме иска или изгнанием из страны.

В древности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водой простой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и при отсутствии доказательств.

Дата добавления: 23.02.2001

Рекомендуем ознакомится: http://www.km.ru

worldunique.ru

Особенности развития древнего Китая и древней Индии?

В отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.

Характерные черты цивилизаций Востока:

 государство является верховным собственником земли.

 кто имеет власть, тот имеет собственность;

 основа общества и государства - сельская община;

 частная собственность играет лишь вспомогательную роль, а господствующей является государство;

 наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли.

Древняя Индия.

В истории Индии, как уже упоминалось, очень трудно провести грань между древней историей и Средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как основы жизни основной массы населения оставались незыблемыми.

Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы - варны. Высшие варны (Брахманы и кшатрии) Продолжали управлять и воевать, а ниже (вайшьи и шудры- Работать на полях и в мастерских. В средние века в этом старинном разделении произошли изменения. Варны стали дробиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родом занятий. Так, на пример, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т. д. Среди кшатриев - Воины, чиновники и т. д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особые знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать только в своей касте, а воспитывать детей только согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, Касты делились на низшие и высшие. Существовала также особая каста "неприкасаемых".

Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом с более низкими, тем более стирать пищу или воду из их рук. Считалось высших может "осквернить" даже тень "Неприкасаемых". Только представители высших могли читать и слушать священные тексты. Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям.

Древний Китай.

Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры:

– во-первых, это достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно возникновение здесь цивилизации.

– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира.

– древнекитайская цивилизация имела не поливной тип с/x тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.

– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью.

Оцени ответ

nebotan.com

Особенности экономического развития Древней Индии

Возникновение государства и развитие экономики. Как и в Єгипті и Месопотамии, основной деятельностью населения Древней Индии было ирригационное земледелие, которое базировалось на использовании водоналивного колеса.

С древнейших времен индейцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, бобовые, дыни, хлопчатник, лен, сахарный тростник. Еще по ведийской эпохи (XIII-VII вв. до н. э.) население Северо-Восточной Индии благодаря тропическому климату и удачной севообороте научился собирать 2-3 урожая в год. Земледелие развивалось в основном интенсивным путем благодаря розчищуванню джунглей и осушению болот. Прогресс в земледелии проявлялся в появлении новых сельскохозяйственных культур и совершенствовании инвентаря.

С древнейших времен важную хозяйственную роль в Древней Индии играло также животноводство. Уже по ведийской эпохи в долине Ганга существовали огромные животноводческие фермы на десятки тысяч голов крупного рогатого скота. Население страны держало так много коров и буйволов не только потому, что стало питаться в основном молочными продуктами, но и чтобы иметь вдоволь тягловой силы для многократного спушування почв, переплетенных корнями лиан (в индийский плуг впрягали сразу по шесть буйволов). Широко использовали в хозяйствах ведической Индии слонов, которые были способны выполнять до 300 различных команд. Индейцы считали это умное животное священной.

Наибольшего расцвета древнеиндийские ремесла достигли во второй половине i тыс. до н. э. - I тыс. н. э. В этот период индийские ткачи производили на архіпримітивних ручных станках самую тонкую хлопчатобумажную ткань. Центрами ткачества были города Варанас, Матхура, Удджайн. Далеко за пределами страны славились золототкана индийская парча, изделия из слоновой кости. Мечи с индийской стали носили персидские цари. Уже за Хараппської суток (XXIII - XVIII вв. до н. э.) в Индии развивались гончарство, строительство, ткачество, ковка, судостроение, производство фаянса и стеклянной посуды и т.д.

Наличие произведенной избыточной продукции в Индии способствовала развитию торговли. Особое место занимала внешняя торговля. Еще в Індський период (XXIII-XVIII вв. до н. э.) население поддерживало тесные торговые связи со своими близкими и дальними соседями - с Южной Индией, Афганистаном, Белуджистаном, Ираном, Средней Азией, Месопотамией, сбывая им хлопчатобумажную ткань, золото, слоновую кость, ценную древесину и покупая у них металлы, драгоценные камни и т.д. Уже в VII в. до н. э. в государстве Магадха появились первые металлические деньги, которые властно подчиняли себе торговое жизни страны, вытеснив с него примитивную обменную торговлю. С переходом к денежно-товарных отношений индийское купечество в буддийский период (VI-III вв. до н. э.) при поддержке государства наладила стабильные торговые связи с Цейлоном, Бирмой, Южной Аравией, отправляло традиционные индийские товары в страны эллинистического мира.

Индийские купцы, профессия которых считалась в обществе одной из самых престижных, всегда больше продавали своих товаров, чем покупали чужих. Именно благодаря активному торговому балансу индийские раджи, вельможи, купцы на протяжении веков накопили огромные богатства. Они были основными кредиторами и ростовщиками.

Развитие международной торговли заметно активизировал кораблестроения. На суда с традиционными индийскими товарами можно было встретить у берегов Цейлона, Африки, стран Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. Индийские специи (особенно перец), изделия из слоновой кости, золототкану парчу, непревзойденных индийских жриц любви охотно закупал Рим. Индийские купцы завозили в страну вина, папирус, ладан, отдельные металлы, сезам, масла, мед и т.д. Важную роль в развитии тогдашней индийской торговли с соседями играл Великий шелковый путь, который имел ответвление в Индию. Индийские ремесленники и купцы объединялись в профессиональные организации, деятельность которых пыталась контролировать государство. В первой половине i тыс. н. э. государственный контроль за ними ослаб. Ремесленные корпорации проявляли больше инициативы в расширении своих связей, самочинно заключая договоры с частными заказчиками. Признаком их самостоятельности были свои печатные символы.

Речная сеть в Северной Индии была почти непригодной для навигации, поэтому основную роль в развитии средств коммуникации в стране играли сухопутные пути. В условиях джунглей и ежегодного сезона тропических дождей строительство их было нелегким. Вдоль основных дорог выкапывали колодца, строили отели для путников. Однако качество индийских дорог в целом была крайне неудовлетворительной, и отсутствие надежного транспортного сообщения в значительной степени обусловила неодинаковость исторических судеб отдельных регионов.

В международной торговле Индии важную транспортную функцию выполняло каботажное мореходство. Несмотря на то, что не было удобных гаваней на индийском побережье, древние индийцы в технике мореплавания не уступали другим народам. Им принадлежит изобретение живого компаса: брали на судно ворона, которого в период потери ориентиров выпускали, и направляли судно в сторону его полета, пока можно было увидеть береговую линию.

В Древней Индии сосуществовали государственная, общинная и частная формы собственности. В целом в разные периоды и в разных регионах соотношение их было разным, но постоянно наблюдалась тенденция к расширению частного землевладения за счет сокращения государственного и общинного.

Общественные отношения. Староіндійське общество жило трудом преимущественно свободных крестьян и ремесленников, однако в нем существовали также различные категории зависимого населения. Использовался рабский труд, в основном в государственном хозяйстве. Согласно Законам Ману рабы делились на 9 разрядов, а по более поздним Законами Совещания - на 15. За рабами хранились права и привилегии их варны или касты. Так, раба, который принадлежал к варны брахманов, использовали лишь на тех работах, которые не унижали его варны. В обществе к нему относились с соответствующим уважением. Частные рабы были, как правило, домашней прислугой и находились на положении младших родственников своего хозяина.

Большое распространение во всех отраслях экономики Индии вступил наемный труд. Наемники-кармакари, в отличие от рабов, работали на хозяина лишь оговоренный срок и получали от него договорную плату. В батраки шли не столько через бедность, а за дхармой своей касты, считая труд на других своим священным долгом. Как и рабы, они делились на несколько разрядов. Религиозно-этические нормы позволяли хозяину бить наемника, держать его в тюрьме, морить голодом и жаждой, калечить, сажать на кол, сжигать заживо.

Феодальные формы зависимости в индийском обществе возникли в первой половине i тыс. н. э. В этот период царская администрация начала наделять землей руководителей религиозных сект и других частных лиц. Сначала предоставляли землю во временное владение, а впоследствии - в пожизненную собственность. В собственность переходила не только земля, но и крестьяне, которые на ней работали. Государство предоставляло землевладельцам імунітетні права, уступала им частью административных, фискальных и судебных функций. Итак, бывшие свободные крестьяне становились феодально зависимыми, их заставляли выполнять сеньйоральні повинности. Кабальная зависимость в стране становилась наследственной, временные рабы становились рабами пожизненными. Впрочем основой социальной градации древнеиндийского общества (и это была одна из его специфических черт), как и раньше, оставалась не столько имущественное неравенство, сколько варново-кастовая зависимость.

Основой индийского общества были городская и сельская общины. Городские общины были самоуправляемыми. Магистрат состоял из 30 должностных лиц, сгруппированных в шесть коллегий. Одна коллегия осуществляла надзор за ремеслами, вторая - за иностранцами, третья - за рождаемостью и смертью горожан, четвертая - за торговлей, пятая - за торговлей теми ремесленными изделиями, на которых ставился казенное клеймо, шестая - за взысканием торгового пошлины.

Однако в формировании древнеиндийской цивилизации ведущую роль играла сельская община. Построена на багатокастовій основе, система земледельческих общин Индии выдержала все политические лихолетья и в пережиткових формах сохранилась и по сей день.

В древнеиндийском обществе развитие ремесел происходил также в сельской общине, что способствовало ее самозабезпеченню. За ремесленные изделия крестьяне платили в основном натурой. Общинники нанимали также астролога, жреца, музыкантов, танцоров и т.д.

К классической эпохи (II в. до н. э. - V в. н. э.) индийские крестьяне-общинники имели земельную собственность и были свободными производителями. Они платили государственный налог, но никто их не заставлял работать в царсько-храмовом хозяйстве или на вельмож. В войско их также не принимали. Индийские общины были независимыми и административно. Царские чиновники не вмешивались во внутренние дела общин, не ограничивали прерогатив органов общинного самоуправления - панчаятов.

Наука. Развития ремесел в Древней Индии способствовали достижения науки (прежде всего физических и химических знаний). Еще в начале нашей эры в стране возникли первые буддийские университеты. Больше всего славился университет в Наланді, в котором обучалось около 8 тыс. студентов, работало более 1,5 тыс. преподавателей. Конкурс в этот буддийский учебное заведение составлял 4-5 человек на место.

Достижения в физике и химии (эти науки впервые зародились в Древней Индии) способствовали тому, что индейцы уже изготавливали краски, лекарства, духи, цемент и т.д. Изобретенная ими в древности оранжево-коричневая краска кашайя, которой в Варнасі красили текстиль, под названием бенаресском каттхаї широко используется в стране и сейчас. Достоин удивления тот факт, что древнеиндийские металлурги знали секрет выплавки чистого железа, которое сейчас добывают граммами лабораторным способом. В V в. н. э. они вылили из него шеститонну колонну высотой более 7 м и диаметром почти полметра. Эта колонна простояла в условиях тропиков уже более 1500 лет, но на ней нет никаких следов коррозии.

Многочисленные достижения древнеиндийской медицины (уровень ее был выше античную) успешно используют для лечения ревматических, нервных и кожных заболеваний нынешние индийские, американские и европейские медики. Древнеиндийский медицинский трактат Аюрведа (Наука о жизни) внимательно изучают гомеопаты многих стран мира.

Большого мастерства достигли каменщики. В III в. н. э. близ ступ на месте кремации буддийских святых началось строительство скальных храмов чайтья и монастырских келий віхара. Их вырубали в скале методом внутренней резьбы: сначала вырубали помещения, а затем в его стенах скульптурные изображения Будды и святых. Фасад храма по всей плоскости украшали рельефами, колоннами, особыми солнечными окнами, через которые дневной свет проникал в храм. Когда храм становился тесным для монахов, рядом с ним вырубали новые пещеры, в результате чего возникали целые пещерные комплексы. Самым известным таким храмовым комплексом является Аджанта в Махараштре - 29 скальных пещер в горном обрамлении реки Вахуари. Аджанта прославился еще и своими прекрасными росписями.

Изложенное подтверждает, что хозяйство Древней Индии развивалось на почве свободной наемного труда. Основой общественного развития были городская и сельская общины, внутри их происходило развитие ремесел. Важную роль играла внешняя торговля.

how.qip.ru