Культура древняя греция. Культура древней Греции, и ее влияние на другие цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Греции (стр. 1 из 3). Культура древняя греция


Культура древней Греции, и ее влияние на другие цивилизации

Этапы развития культуры Древней Греции разделяются на: до классический (включающий крито-микенский, гомеровский и архаический периоды, охватывающие время от III тысячелетия до VI века до н.э), классический, а затем  эллинистический период. Последний  начался с похода А.Македонского на Восток и продолжался до того времени, пока Рим не завоевал Египет.

В эгейской периоде сложилось в Греции патриархальное рабовладельчество, которое впоследствии и стало основой всей дальнейшей жизни общества. В это время начали образовываться полисы – так называемые города-государства, которыми управляли коллективы, избранные из свободных граждан. Древние греки создавали свою культуру, основанную на уважении, честности, трудолюбии, духовности и демократичности. Талантливый народ из запущенного горного края создал развитую цивилизацию с цветущими городами, отлично поставленным сельским хозяйством и скотоводством.

 

Культура гомеровского периода оставила мало памятников зодчества, и об этом времени человечество знает в основном, из поэм Гомера. Его «Одиссея» и «Илиада» стали основными источниками свидетельств тех времен.

В это время культура Древней Греции начала развивать расписную керамику. Надгробные вазы, сосуды бытового назначения, отдаленно по формам напоминающие контуры человеческого тела, носили геометрические узоры. Позднее стали появляться более тонкие и выразительные линии, изображения людей и животных. Затем греки стали изображать людей в виде статуэток, изготовленных из глины, кости или бронзы.

Ранняя архаика дала миру ксоаны - монументальные скульптуры, представляющие собой столбы, которые имели легкое сходство с человеческим телом и символизировали собой богов.

Греки всегда ценили спокойствие и уравновешенность человека свободного, занимающего активную позицию в обществе, поэтому их боги имели не только человеческую внешность, но и черты характера, свойственные людям. Культура Древней Греции дала миру скульптуру Афродиты Милосской, изображенную в виде простой девушки, красота которой и достоинство воплощены в мраморе неизвестным мастером.

Физиа создал статую Афины Паллады из слоновой кости, украшенную золотом. Одиннадцатиметровая Афина стоит в Парфеноне. И вообще, в греческой культуре бог – это бессмертный человек, поэтому и все изображения богов носят приземленный человеческий характер.

 

Статуи высекались из мрамора и затем разрисовывались, этим занимались известные скульпторы Физий, Поликлет, Мирон и другие. Они считали, что изображения должны нести в мир красоту и запечатлевали в холодном камне мужество и изящность.

 

Культура Древней Греции дала миру очень много - «отцом» истории стал Геродот, Эвклид – положил начало геометрии, Архимед – механики,  Аристотель сформировал теорию государства. Именно в Греции зародился прообраз европейского театра. Греки очень любили спектакли и в Афинах на склонах Акрополя несколько раз в год проводили зрелища, которые длились на протяжении нескольких дней.

 

Культура Древней Греции основана на любви и красоте. В ней прослеживается культ Афродиты, любовь воспевали все вокруг и стрелы Амура зачастую соединяли не только разнополых, но и однополых греков, что в те времена считалось совершенно нормальным явлением. Брак древними греками воспринимался чисто практически – семья, дети, воспитание, а вот любовь – дело другое и она иногда принимала самые неожиданные и причудливые формы.

 

Культура Древней Греции дала миру Олимпийские игры, которые, согласно легенде, основал Геракл и проводились они в честь Зевса. С тех времен игры по очереди проводятся в разных станах мира. А олимпийский огонь начинает свое шествие именно с Олимпии.

fb.ru

Культура Древней Греции - это... Что такое Культура Древней Греции?

Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка.

Мифология

Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в 5-м столетии до н. э.

Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Мифология — это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.

Философия

Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.

Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.

Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.

С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.

Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.

В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.

Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.

Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.

Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.

Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.

В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека.

Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.

В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.

С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

Искусство

Литература

Архитектура

См. также

Литература

biograf.academic.ru

Культура Древней Греции

Тема

Культура Древней Греции

Содержание

1. Этапы развития греческой культуры. «Дворцовые цивилизации» Теократия. Полис

2. Мифология архаической Греции. Гомер «Илиада», «Одиссея»

3. «Золотой век» Афин. Шедевры древнегреческой литературы. Алкей, Эхил, Софокл, Аристофан

1. Этапы развития греческой культуры. «Дворцовые цивилизации» Теократия. Полис

В развитие культуры Греции III—1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (ХI—IХ вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На протяжении III тыс, до н. э. наиболее развитым было население Кикладских островов, расположенных в Эгейском море. До нашего времени дошли остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже III—II тыс, до н. э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса — легендарного царя острова.

Вся жизнь на Крите была сосредоточена вокруг так называемых дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Этому во многом способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными. Особого внимания заслуживает замечательная настенная роспись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (владычица) — центральная фигура минойского пантеона богов,

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия (от греч. theos — бог), при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административными и хозяйственным центром. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства критской цивилизация следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.

Расцвет Минойской культуры приходится на ХVI — 1-ю пол. ХV вв. до н. э. Однако в середине ХV в. до н. э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой части Греции воинственных греков-ахейцев. Центр цивилизация перемещается в материковую Грецию, где в это время достигла расцвета Микенская (или Ахейская) культура, сформировавшаяся на рубеже ХVIII—ХVI вв. до н. э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние Минойская цивилизация. С Крита были заимствованы некоторые божества, фресковая живопись, фасоны одежды, водопровод, канализация я др. Однако тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, Микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822—1900). В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

Расцвет Микенской цивилизации приходится на ХV—ХШ вв. до н. э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них — в Микенах, Таринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. Почти все ахейские дворцы в отличие от критских были укреплены, их мощные стены сооружались из огромных каменных глыб без всякого связующего материала.

Как и на Крите, дворцы были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы толос (купольная гробница), самая большая из них — гробница Атрея в Микенах.

Ахейцы, захватив в ХV в. до н. э. Крит, переняли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). Глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, удалось расшифровать. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы — доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце ХIII в. до н. э. огромная масса северобалканских варварских, то есть не затронутых Крито-Микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущая роль в этом переселении народов принадлежала греческому племени дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н. э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация.

В этот период (VIII — 480 до н. э.) проходила Великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев — алфавитное письмо, которое греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки, в частности астрономии и геометрии, происходило под влиянием египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. рolis, лат. сivitas) — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало окончательное создание единого пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов.

2. Мифология архаической Греции. Гомер «Илиада», «Одиссея»

Этот период I—IХ вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей в ХIII в. до н. э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея — домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся еще к Крито-Микенской эпохе, Гомер, как правило, переносят их в более позднюю историческую среду. В поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе архаической (2-я пол. VIII в. до н. э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана — титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном — Зевсом. По преданию, Зеве и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера — владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату — Аиду — подземное царство.

Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз — покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д.

mirznanii.com

Культура Древней Греции

ГОУ ВПО г. Москвы

«Московская академия туристского и гостинично–ресторанного бизнеса

(институт) при Правительстве Москвы»

Реферат по культурологии на тему:

«Культура Древней Греции»

Работу выполнил:

Аймалетдинов М.Р.

студент 1-ого курса 103 группы

заочного отделения

Работу проверил(а):

Москва

2008

Введение

В данной работе я попытался раскрыть основные черты и моменты развития древнегреческой культуры и её элементов. В работе описаны причины появления зачатков культуры, её развитие совместно с людьми и её влияние на судьбы будущих поколений. Без веяния культуры самой Древней Греции просто бы не было, а был бы бесконечный каменный век, ничего логичного и разумного. В работе подчеркивается уникальность той эпохи её обособленность и эволюционной черты в развитии социума. Нравственные проявления человека той поры, его быт и увлечения (досуг), его религиозные взгляды и вообще вся жизнь человека жившего в то время. Величайшие мыслители и философы того времени, труды которых изменили историю человечества, все это описано в этой работе, предлагаю вам перенестись в те давние времена и боле подробно все узнать.

Культура Древней Греции

Может ли человек жить без культуры? Многие не сразу дадут правильный ответ на этот вопрос.

Нужна ли культура человеку, который обеспечен, казалось бы всем?, может ли прожить человек без веяния культуры всю свою жизнь? Ведь культурные элементы окружают человека со всех сторон, и будет ли человек человеком, если не будет их придерживаться? Людская раса прошла долгий путь перед тем как начала полноценно усваивать культуру и её элементы. Откуда взялось все то что окружает нас в данный момент, как человеческая раса смогла достигнуть такого развития. Для этого нам предстоит перенестись в далекие времена в период становления античной культуры. С той самой поры, когда кроманьонец (человек разумный) отделился от неандертальца и стал заселять весь мир, в этом процессе ему помогали орудия труда и первые зародыши общественной жизни. Появляются верования в амулеты, объектами поклонения становятся фетиши ( объекты природы, любые предметы) Жизнь многих общин в то время зависела от тотемизма (комплекс верований и обрядов). Культура Древней Греции и других крупных государств и цивилизаций возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Раннегреческая культура сформировалась в 3000 – 1200 г. до н.э. В месте зарождения этой культуры были хорошие условия, которые способствовали ускорению её развития. Мягкий климат, например, способствовал земледелию во все времена года, на плодородных равнинах собирали богатый урожай, море защищало от войн и набегов.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земледельческая, и это роднило её с речными земледельческими цивилизациями. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

Представление о греческой культуре будет неполным бес рассмотрения вопроса о быте и нравах Древней Греции.

Одежда состояла из двух главных частей нижнего одеяния наподобие рубашки и накидки или плаща. В основном все изменения, которым подвергалась одежда, касались только её украшений и материала, но способ изготовления не менялся.

Спартанцы одевались в шерстяные ткани натурального цвета. Эта крайняя простота и составляла отличие дорийского костюма от других. Спартанские мужчины довольствовались только плащом или накидкой. Мужская нижняя одежда ( хитон ) была сложенным вдвое четырехугольным куском ткани с прорезью для руки на сгибе. Верхние края хитона скреплялись на обоих плечах пряжками или застёжками. Одежда дорийских женщин мало отличалась от мужской. Она также состояла из верхней и нижней. Девушки в отличие от юношей предпочитали хитон.

Мужчины в Греции носили головной убор только для защиты от дождя и солнца. А вот женщины надевали головной убор, чтобы казаться нарядными. С обувью было иначе, надевали её для предохранения ног. Самой распространенной обувью у мужчин были известные издавна на Востоке и в Египте сандалии. Женская обувь была наряднее мужской, она цветной и с металлическими украшениями. Украшения были у греков принадлежностью только женского наряда, для мужчин это считалось неприличным и считалось признаком женоподобия. У спартанцев мужчинам носить украшения запрещалось законом. Но мужчины все же носили перстни и кольца.

Мужское население носило шляпы и шапки. Сельское население носило войлочные шляпы, иногда шляпы красили в разные цвета или украшали цветной каймой.

Отличительной особенностью культуры древних греков был агон (состязательное начало) Со времён Гомера утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, победитель получал славу и уважение в обществе, все это в дальнейшем развилось в различные игры.

Самыми важными были игры устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторяющиеся каждые четыре года (местом проведения игр была Олимпия) Победитель получал оливковую ветвь. Тема Игр отразились на скульптуре – обнажённое тело атлета стало распространенным мотивом древнегреческого искусства.

Важным фактором греческой культуры VIII – VIдо н.э. считается новая система письменности. Через финикийцев греки приняли семитский алфавит путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных.

Одновременно с древневосточными культурами в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовало высокоразвитая эгейсккая культура.

В её состав входили культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на о. Крит в Эгейском море.

Кикладская, островная культура (культура островов Эгейского моря и эладская в Балканской Греции. Во 2 тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской – микенская культура.

Одним из центров древнегреческой культуры в те времена был о. Крит. Критское царство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова, который был расположен между Европой, Северной Африкой и Малой Азией, отводило ему значительную роль в международных торговых отношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в тесном контакте с древними культурными мирами.

Древние критяне были людьми религиозными, об этом, например, говорит ритуал который проводился на острове постоянно, он включал в себя следующее : божество воплощаемое жрицей, являлось участникам ритуала (сцена эпифании).

Для этого действа в западной части Кносского дворца был оборудован Тронный зал. Критяне были наделены страстной, трепетной любовью к живому миру: каждая травинка, цветок муравей или птичка казались им исполненными особого смысла. Это были не просто живые существа, но божества, священные создания.

Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности (ХVIII – XVIIвв. до н.э.) Критская письменность до сих пор не расшифрована.

Здесь же на острове создаются шедевры архитектуры того времени: жилищные комплексы, первые дворцы, резиденции царей.

Самый знаменитый памятник этого времени – Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Дворец был построен из камня и дерева, его украшали колоннады и фрески. Монументальная архитектура и фресковая роспись отличали Крит от современной ему кикладской и элладской цивилизаций, носивших более примитивный характер. Этот дворец был описан в греческих мифах о минотавре. Греки называли Кносский дворец Лабиринтом. Строение несёт в себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую. На стенах дворца красовались росписи и изображения людей и животных. Женские изображения божеств занимают главное место критском пантеоне, что говорит о большой роли женщин. Поскольку у критян был распространён культ быка, то излюбленный сюжет критских фресок- тавромахии (игры с быком) отсюда кстати вытекает миф о минотавре.

Говоря о мифах, следует отметить из выше сказанного, что важным явлением в культуре древних греков была мифология, которая прошла своеобразную эволюцию. На начальном этапе древние греки обожествляли землю. Земля была как бы сущностью всего. Также в древнегреческой мифологии отображаются демоны и чудовища, которые могли в любой момент проникнуть в жизнь человека, а потом бесследно исчезнуть. Спустя какое-то время в мифологии появляются боги-покровители. С их появлением начинается истребление старых богов, которым вероятно древние греки поклонялись ранее.

По неписанным законам жизни общество, как и культура, никогда не стоит на месте, оно развивается и меняется, меняются и взгляды на мир. В ту пору судьба предстает жестоким элементом она беспощадна к обычному смертному, даже боги мифического Олимпа претерпевают ряд жизненных испытаний и неудач , а иногда и горе. Религия влияла и на архитектуру тех времён почти все достижения греческой архитектуры того времени связаны со строительством храмов.

Религиозным важнейшим элементом в жизни древних греков было жертвоприношение.

Создавались храмы , куда обычный человек мог прийти и принести жертву богу , а взамен попросить бога выполнить его просьбу. Жертвенные приношения почти всегда сопровождали общественную жизнь, Если происходило важное событие например: победа над врагом или эпидемия, люди шли и приносили жертвы богам. В качестве жертв выступали обычно овцы и свиньи. Бывало что в жертву приносили людей. К самому процессу жертвоприношения древние греки относились очень серьезно, и подготовка к ритуалу шла очень тщательно.

Всё это не может не наводить на мысль и в итоге констатировать факт, что древние греки были людьми очень религиозными, и жизни людей тесно переплетались с религией тех времен.

mirznanii.com

Культура древней греции

Культура древней Греции: города-колонии Культура древней Греции: Греческая школа Культура древней Греции: ученые древней Греции

Культура древней Греции: города-колонии

В Ольвии жил философ Бион, прозванный Борисфенитом, сын рыбака и простой женщины. Всю его семью продали в рабство. Со временем Бион попал в Афины и стал философом. У него был насмешливый ум, и он любил высмеивать человеческие недостатки. Например, об одном богаче он сказал так: «Не он владеет богатством, а богатство владеет им». Прославился своей мудростью и Анахарсис, по матери — грек, а по отцу — скиф. Его бабушка была скифянкой, а дед — богатым греком из черноморского города Нимфея. В поисках знаний он приехал в Афины, чтобы поучиться у мудреца Солона, и через раба передал ему такие слова: «Я хочу видеть тебя и стать твоим другом». Солону это не понравилось, и он велел сказать юноше: «Друзей принято приобретать у себя на родине, а не искать их в чужих землях». Анахарсис не растерялся и ответил: «Солон, ты ведь у себя на родине, почему бы тебе не завести друга?» Поражённый его - быстрым умом, Солон велел впустить Анахарсиса и вскоре стал ему другом. Афинские философы полюбили Анахарсиса и просили его остаться с ними. Но он затосковал по родине и вернулся в Скифию. Здесь его убили скифы. Они не могли простить ему, что он изменил своим обычаям ради греческих. Греки считали Анахарсиса одним из семи мудрецов света и записали некоторые его изречения, его влияние на культуру древней Греции было значительным. Так, он говорил, что лучше иметь одного настоящего друга, чем много плохих. На вопрос, что у человека одновременно хорошее и плохое, он ответил: «Язык». На вопрос, какие корабли самые безопасные, Анахарсис сказал: «Те, что вытащены на берег».

Культура древней Греции: Греческая школа

Основы культуры древней Греции формировались в школах древней Греции. Дети свободнорождённых греков, начиная с семи лет, ходили в школу. Их сопровождал раб, который назывался «педагогом», что означает «ведущий детей». В школе дети учились читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах — кифаре, флейте и др. Школьники заучивали наизусть отрывки из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», стихи других поэтов. Дети состоятельных родителей продолжали обучение до восемнадцати лет в спортивных школах — гимнасиях (отсюда наши слова «гимнаст» и «гимназия»). Физическое воспитание, образование и исскуство были неотьемлимыми составляющими которые формировали культуру древней Греции. Греки уделяли много внимания физической подготовке юношей. В гимнасиях они занимались бегом, борьбой, метанием копья и диска. Занятия проходили на специальных спортивных площадках, который было множество на территории древней Греции. Девочек дома обучали рукоделию и домоводству.

Культура древней Греции: ученые древней Греции

Греция прославилась не только своими историками, ораторами, людьми искусства, но и учёными. Их называли философами, что означает «любящие мудрость» именно они формировали идейную основу культуры Древней Греции. В Греции существовало много философских школ, во главе которых стояли выдающиеся учёные. Столицей философии греки считали город Афины, который был центром развития культуры Древней Греции. Философы обучали учеников на занятиях, которые проводили в форме бесед и споров (диспутов). Многие учёные преподавали не в помещении, а на открытом воздухе — в саду или в роще. Аристотель, великий философ древней Греции обучал своих учеников во вмремя прогулок по саду, ведя неспешные беседы о мироздании, первопричинах и следствиях. Крупнейшими учёными в Афинах V и IV вв. до н. э. были Сократ, Платон и Аристотель. Сократ не записывал своих мыслей, от него не дошло до нас ни одной строки, однако его влияние на культуру древней Греции было огромно. Об учении Сократа написал его лучший ученик — философ Платон. Он преподавал в роще, которая была посвящена знаменитому герою Академу. Поэтому школа Платона получила название «Академия». Это слово сохранилось до наших дней. Так теперь называют высшее научное или учебное заведение. Учеником Платона был Аристотель, основатель философской школы ликея (лицея). Объясняя свой предмет, он обычно шёл неспешным шагом, а ученики следовали за ним. Если ученик не успевал за учителем, отставал, то он пропускал объяснение. Отсюда происходят современные выражения: «успевать в учёбе» и «отставать в учёбе». Аристотелю принадлежат крылатые слова: «Когда учишься, не оглядывайся назад на того, кто отстал». Об учёбе он говорил так: «Корень её горек, зато плод сладок». Когда его спросили, какая разница между человеком образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мёртвым». Аристотель был земляком и учителем великого полководца древности Александра Македонского. Выдающиеся философы древней Греции возвышали уровень развития культуры древней Греции, делая ее уровень недостижимым для других государств той эпохи.

izuchaem.info

Культура Древней Греции

Эгейская культура была открыта на рубеже XIX и XX веков английским ученым и аристократом Артуром Эвансом.

Центром этой культуры был остров Крит, на северном побережье которого исследованы города-государства Кносс, Фест, Агиа (Айа)-Триада. Они разительно отличались от мощных крепостей Востока или акрополи материковой Греции. Знаменитые дворцовые ансамбли были, по сути, интегральной форме организации общественно-ритуальной и хозяйственной деятельности, которая обеспечивала благосостояние окрестных сельских поселений и преимущественно мирные отношения с ними.

Характерной было полное отсутствие укреплений вокруг городов и гаваней - мощный морской флот критян сам к определенным временам лучшей защитной стеной.Критские дворцы, прежде Кносский, имели очень сложную и порой запутанную пространственную организацию, знакомство с которой в "темных" по сравнению с критяне микенцев-ахейцев вполне вероятно могло вызвать ассоциации с лабиринтом. Строились они десятилетиями, без определенного плана; разнофункциональных помещения, как ячейки осиных гнезд, прирощувалися к ядру, которым был просторный внутренний двор (в Кносский дворец имел размеры 30x50 м - целая площадь по стандартам тех времен), приспосабливались к пагорбкуватого критского рельефа и имели от двух до пяти этажей. Несмотря на сложную структуру и огромное количество помещений, дворцы имели высокоразвитые системы освещения, вентиляции и канализации. Так называемые "мировые колодцы" - отличительная черта дворцовой архитектуры Крита - служили одновременно и вентиляционными шахтами. Интерьер дворцов, подчеркнутый оригинальными, расширенными снизу вверх критскими колоннами (как архитектурный элемент впервые появились в Европе именно на Крите), свидетельствует не только о высоком уровне строительной технологии, но и о светлом, радостное восприятие мира, ориентацию на земную сторону бытия.

Эгейском живописи присуще сосуществование двух традиций: канонической, парадной, согласно которой фигуры трактуются с большой степенью условности (как в Египте - торс и в некоторых случаях глаза анфас, голова и конечности в профиль), и реалистической, или натуралистической, что добивается портретного выраженности .Культура Крита оказала столь глубокое впечатление на предков древних греков, древних пласт греческой мифологии (происхождение мира и богов, победа Зевса и богов-олимпийцев, битва с титанами и т.п.) стал ярким эхом их архаичных представлений о крито-микенской культуре и прежде культуру Крита, где родились боги Зевс и Дионис, по одной из версий - богиня Афродита (Киприда, т.е. родом с Кипра, который был периферией кикладских ветви эгейской культуры) здесь в дебрях дворца, построенного легендарным Дедалом, бродил Минотавр, великан с головой быка, которому афиняне вынуждены были отдавать в жертву лучших девушек и юношей, пока сын афинского царя Эгея (отсюда Эгейское море) Тесей не победил чудовище и не выбрался из лабиринта с помощью путеводной нити Ариадны.

Микенское населения ("ахейцы"), не ограничилось завоеванием Крита и в течение XV-ХИ ст. до н.э. распространило свое влияние и присутствие на весь бассейн Эгейского моря и малоазийское побережье, завоевав Трою. Хеттские источники упоминают страну Аххиява, с которой ассоциируются гомеровские ахейцы. Раскопки вблизи малоазийских античных городов Фоке и Галикарнасса обнаружили гробницы тех времен с ахейских воинами и женщинами явно местного происхождения, причем некоторые детали оружия и доспехов странным образом напоминают описания из "Илиады". Ученые считают, что десятилетняя "Троянская война" была в действительности еще более долговременной и географически распыленной серией военных конфликтов между ахей ¬ цами и анатолийцы (жителями Малой Азии), а "Одиссея", как и история других героев Троянской войны, из которых почти никто не вернулся домой, отражает процесс колонизации ахейцами побережье Малой Азии в процессе "Троянской войны".

Именно ахейцам видели греки своих предков, которые завоевали для них территории и своими славными деяниями обеспечили себе и потомкамне менее важно для мифологического сознания покровительство богов. От участников Троянского похода вели свои родословные граждане греческих полисов, и каждый эллин (самоназвание греков), став 14-летним подростком, был выучить наизусть "Илиаду" и "Одиссею", а это, напомним, составляет соответственно 15689 и 12107 строк широкого шестистопный гекзаметра (недаром Гомера называли "воспитателем Греции").Центры микенской культуры были открыты в 70-80-х годов прошлого века знаменитым археологом-любителем, феноменальным полиглотом и миллионером Генрихом Шлиманом, который всю свою жизнь фанатично верил в историческую достоверность гомеровских мифов и многолетними усилиями, которые увенчались сенсационными раскопками на Гиссарликському холме ( где теперь локализуется Троя), а затем в Микенах и Тиринфе, доказал свою правоту.

Главная отличительная черта культуры материковой Греции поздне Елладского периода заключается в акценте на строительство грекоязычного царями-вождями потрясающих фортификационных систем с сухой "циклопической" кладкой из огромных необработанных каменных блоков (стены Микен длиной в 900 м имели толщину от 6 до 10 м, а Тиринфа - 17,5 м и были сложены из глыб весом 5-6 т). Дворцовое строительство также отличается высоким уровнем мастерства. Дворец в Пилосе (городе мудрого Нестора), типичная здание героической эпохи, с точностью до деталей соответствует гомеровским описаниям и состоял из вестибюля (продомоса) и тронного зала с большим округлым очагом в кругу колонн (домоса или мегарону за Гомером). Традиции микенской дворцовой архитектуры воплотились впоследствии в античных храмах.

Живопись микенской Греции в целом напоминает критский, но в нем чувствуется преимущество первой, официальной традиции. Очевидно, после разгрома Крита мастерам, которые мигрировали на материковую Грецию, легче восстановить закрепленные канонами приемы, и весь стиль жизни микенцев отвечал героическому стилю в искусстве.

Цивилизация Древней Греции связана с микенской (ахейской) и генетически, и культурно. Правда, государства под названием "Древняя Греция" не существовало никогда, а суверенность Греции как территориального государства впервые формально признано только в 1832 г., поэтому срок этот чисто условное. Эллада (Древняя Греция) представляла собой ряд этнически, лингвистически, религиозно и ментально породненных городов-полисов, отношения между которыми были сложными и нередко противоречивы.Греческая культура не была статичной, она существенно менялась на протяжении своей истории. Так, греческих богов мы привычно представляем в виде прекрасных людей, которыми они воплощены в статуях эпохи греческой классики. Но в более ранние времена греки поклонялись этим же богам в виде животных, растений, даже камней и других фетишей (например, деревянных бревен - ксоаны). Так же и с мифологическими сюжетами: мифы складывались постепенно, минимум в течение столетий. Сохраненныев структуре мифа остатки древнейших мифологических мотивов несут в себе отчетливые следы мировоззрения древности, постепенно вытеснялась в том же сюжете прогрессивными для определенной фазы развития общества элементами.

Основная черта греческой культуры - мифологический способ мировосприятия. Греческая мифология, чрезвычайно разветвленная и насыщенная героями и событиями, на протяжении всей истории существования античной цивилизации играла, безусловно, определяющую роль в развитии не только религии, но и литературы, философии, искусства, в связи с чем культурный космос древних греков и их отношение к категориям пространства и времени, природы, общества и личности лучше выражено именно в мифах и связанных с ними религиозных верованиях, сфокусированных на отношения между богами и человечеством. Мифологическое мировосприятие древних греков формировалось и трансформировалось не менее тысячелетия, со времен Гомера (примерно 9-8 вв. До н.э.) в правление императора Юлиана апостата (Отступника, годы правления 361-363), который раз сделал попытку защитить ценности античной цивилизации. Греческая религия довольно рано вышла за рамки чисто религиозного сознания и стала "метарелигиею", т.е. синкретической мифопоэтической мировоззренческой системой широких и отчасти религиозных взглядов, бесконечно открытой бесконечной миру. Греки не имели даже в своей речи термин, который соответствовал бы нашему пониманию религии, они пользовались словами зйсебейя (почитание) и фрескейя (преклонение), так же принимались и в других, нерелигиозных сферах общественного бытия.

Первым философом, по свидетельству Аристотеля, традиционно считают Фалеса из Милета, одного из семи греческих мудрецов и основателя милетской философской школы. Фалес и его последователи Анаксимандр и Анаксимен положили начало традиции монистического способа объяснения мира и сделали решительный прорыв сквозь толщу мифологического сознания в сферу научного объяснения природных явлений, открыв фундаментальные принципы постоянства вещества, естественной эволюции вселенной и перехода количественных изменений в качественные. Гераклит из Эфеса видел вселенную как вечное становление, взаимопереход различных форм бытия, фундаментом которого считался огонь. В юго-итальянском городе Кротоне Пифагор разработал не менее оригинальную попытку объединения в рамках спиритуалистической философской системы и стиля жизни - пифагореизма - мифологического и научного типов мировоззрения. Левкипп и Демокрит предложили плюралистический подход к объяснению физических основ мира, разработав концепцию атомов как неделимых частиц бытия. В сфере познавательной деятельности Демокрит выделял "темное" и "светлое" и считал даже, что владение "светлым" знанием поможет человеку перестроить ее атомарную структуру и совершенствоваться физически.

Ученик Платона Аристотель, великий систематизатор-рационалист, автор почти 170 работ по вопросам физики, химии, зоологии, ботаники, психологии, политологии, этики, эстетики, логики, метафизики, истории, теории литературы, риторики, ввел в категориальный аппарат философии понятие сущности, формы и материи, возможности и действительности, причины и следствия.

Аристотель первым обобщил все формы политической жизни древних греков, дав нам представление о принципах государственного строительства в эпоху Античности и показав, что особые достижения греков в политической практике связаны не только с появлением в них действующего письменно зафиксированного права, а прежде всего с высоким уровнем развития демократии (народовластия), несмотря на ограниченный характер власти и понятия народа, к которому принадлежали только полноправные, законнорожденных граждане полиса (при наличии большого количества частично неполноправных, так называемых метеков, и вполне бесправных - рабов).Античная демократия существовала в различных формах, в зависимости от широты прав населения: как собственно демократия (Афины), олигархия, власть отдельной группы населения, например, аристократических кланов (Спарта), монархия, т.е. единовластное правления (Сиракузы, где существовал царь, чья власть все же ограничивалась народным собранием), тирания - власть тирана, то есть человека, которую народ (по крайней мере формально) наделял особыми политическими полномочиями (Писистрат, Перикл). Политика как основная коллективная форма жизни полиса (недаром Аристотель называл человека «политическим животным») замедляла процесс индивидуации человека и викарбовувала из нее прежде гражданина-патриота.

Именно этим следует объяснять исключительное внимание греческой античности к развитию гражданских качеств человека; семья, воспитание, образование рассматривались как явления социальные, развития которых служили театр, литература, пластические искусства, музыка. Именно полнота всестороннего развития человека как гражданина делала из нее чуть ли не высшую ценность античной культуры и оказывала грекам оснований для выделения себя из варварского, рабского окружения, которым они считали для себя деспотически-теократические культуры Древнего Востока (греки первыми из европейцев осмыслили свое достойное место в современном им культурном мире в рамках бинарной оппозиции, сформулированной как проблема "Запада-Востока").Греческая культура оставалась высшим достижением цивилизации еще много столетий. Она стала фундаментом культуры всемирной империи Александра Македонского и эллинистических государств диадохов - военачальников Александра, стали монархами после его смерти. Полисы стали прообразом городов-государств даже в долине Инда. Греческий язык и система образования стали общепринятыми во всем цивилизованном мире, испытал влияние европейцев.

worldofscience.ru


Смотрите также