«Боги древних славян: пантеон и классификация» Секция. Классификация богов древних славян
«Боги древних славян: пантеон и классификация» Секция
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» моу «ГИМНАЗИЯ №3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ пРОЕКТ
«Боги древних славян: пантеон и классификация»
Секция:
«Книга – окно в большой мир»
Выполнили: учащиеся 3А класса
Зотеев О.М., Маврина Д.А.
Научный руководитель:
Тихонова Ю.А.,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Чистополь - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Славянская мифология: мифы и реальность….…..........……………..4
Глава 2. Классификация богов древних славян……………………….………...5
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………………....10
Приложение 1.…………………………………………………………………….11
Приложение 2……………………………………………………………………..12
Введение
Мир славянских языческих богов был величавым. Их быт был во многом связан с их верованиями, которыми жили наши предки.
В учебнике истории мы прочитали о том, что «каждое племя поклонялось своим богам, приносило им жертвы. Вырезанные из дерева изображения своих богов славяне ставили на высоких холмах, в священных рощах, у чистых прудов» (1, стр.26). Люди просили их об урожае, о дожде, о хорошей погоде, о рождении здоровых детей, о счастливом браке и т.д. Славяне верили, что эти боги могут оградить их от всякого зла.
Но какие они, эти боги? Об этом мы не узнали в учебнике. Поэтому мы и выбрали эту тему, ведь мир славянской мифологии очень интересен, но мало освещен в учебной и школьной литературе. Мы считаем, что наша работа будет не только интересна нашим сверстникам, но и поможет лучше узнать историю нашей страны на этапе ее становления.
Целью нашей работы является создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян: пантеон и классификация».
Задачи, которые мы поставили перед собой:
Изучение славянской мифологии в разных источниках, поиск информации в учебниках, энциклопедиях и Интернете.
Выявление основных особенностей славянской мифологии.
Составление краткой характеристики богов древних славян, их классификация.
Создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян».
Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что изучение истории очень важно и необходимо каждому человеку.
Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1.
Славянская мифология: мифы и реальность
История древних славян причудлива и полна загадок. Встречаясь с миром славянской мифологи, его обитателями, не веришь, что боги и таинственные силы порождены только лишь страхом перед природными явлениями. Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых. Есть злые, страшные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых, умных.
Менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон языческим идолам. Среди них выделялся бог Перун - срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами , с палицей- молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов - Хорса , Дажьбога , Стрибога , Симаргла , Макоши.
Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой – христианкой, византийской царевной Анной, Владимир прежде всего приказал уничтожить языческие кумиры.
После этого совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия - это имя князь получил при крещении.
Носители христианства восприняли языческих божеств как врага номер один, с которым необходимо было вести беспощадную борьбу. И борьба эта была столь успешна, что, казалось, удалось – таки за столетия стереть из памяти народов былых кумиров. Имена прежних божеств хранили лишь древние летописи.
Одним из первых исследователей быта и культуры далекого язычества был поэт, ученый и воин Отечественной войны 1812 г., Андрей Кайсаров. В 1804 г. он издал первый словарь славянских мифов в «азбучном порядке», и в тот же год издал свою «Древнюю религию славян» ученый Григорий Глинка.
Глава 2.
Классификация богов древних славян: высший и низший пантеоны
Божества, созданные воображением древних славян, были могущественны и недоступны. К ним обращались в тяжелую пору или в минуты радости. Их почитали и боялись. Молили о главном, что несло успех или неудачу (урожай, победа над врагом, замужество, здоровье). Это божества высшего пантеона.
Сварог
Сварог был у славян богом неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл). Сварог связан с небесным огнём и небесной сферой. Имя бога означает «небесный жар, огонь». Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечный клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди.
Перун
Перун был богом-воином, богом грозы и войны. Перуна, или как его ещё называли Перун-Сварожич, т.е. сын Сварога, изображали мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой – лук. Пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей.
Велеc
Имя Велеса восходит к древнейшему к корню "вел" со значением "власть", "велеть", "владеть", "великий" или «мёртвый». Нисхождение за иной мир приносит герою всеведения, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно Бог мудрости и поэзии (вещий певец Баян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").
Макошь
Среди наиболее часто называемых женских богов – Макошь. Ее функции заключались в управлении домашним хозяйством, недаром ее символом служила простая прялка. К сожалению, изображений Макошь не сохранилось, поэтому с трудом можно предположить ее внешность.
Лада
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем «Лада» связано появление слов ладить, наладить, сладить, ладно.
Леля
Леля – дочь Лады, богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах – будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник - ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на её голову венок, усаживали на скамьью, водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю.
Но в повседневной жизни человек сталкивался с иными духами, населявшими его дом, лес, поле, реки. Это были не далекие божества, а всего лишь духи. Но жизнь людей зависела от них больше, чем от недоступных и гордых богов. Ведь домовой, если с ним подружишься, каждый день будет оберегать твой дом и скот. Леший не даст пропасть заблудившемуся в лесу. Водяной с русалками хоть и зловредные, но, если их одарить хорошенько и вовремя, до беды не доведут.
Домовой
На Руси издавна верили, что в каждом доме, в каждой деревенской избе живет этот дух: старенький, седенький, заросший белой шерстью. Обитает он обычно в углу за печью, куда положено кидать мусор, чтобы «домовой не перевелся». Но порой живет он и под порогом, в подполье, на чердаке, но за пределы дома не выходит. Нрав этого вездесущего духа чаще всего зависит от самих обитателей дома. Работящему хозяину домовой становится первым помощником. Зато ленивому и беспутному от него беда. Еще больше запутывает все в хозяйстве, может и до разорения довести.
Овинник
Овинник был черным, лохматым, весь в саже и сидел в самом дальнем углу овина - сарая, где в старину сушили снопы. Лишь глаза его днем и ночью сверкали, как у кошки. Он следил за укладкой снопов, отмечал время, когда приходит пора топить в овине, присматривал, чтобы не случился пожар. Хозяева разводили огонь, прежде спросив разрешение у овинника. Если хозяин относился к овинному духу пренебрежительно, не уважал и не почитал его, тот мог и сам овин подпалить. Чтобы не случилось беды, крестьяне старались ублажить его, хотя сделать это было нелегко.
Леший
Если, гуляя по лесу, в ответ на свой возглас услышишь эхо, знай – это откликается хозяин чащоб – леший. Живет он чаще всего в еловых и сосновых борах и редко попадается на глаза человеку. Изображают его одетым в звериную шкуру, с рогами и копытами.
Если кому доведется встретиться с лесным хозяином, не всегда возможно его опознать. Он может предстать в образе зайца, волка, филина или человека. Наибольшая радость для лешего – это сбить человека с дороги, завести в лесную чащобу и, напустив тумана, заставить его кружить на одном месте. Но до беды чаще всего не доходит. Потешившись, хозяин леса отпускает путника.
Водяной
Живет этот, окутанный тиной старик с зелеными усами и растрепанной бородой, в реках с опасными водоворотами, в лесных омутах, на болотах. Любит водяные мельницы. Время его любимой забавы наступало вместе с половодьем, в пору ледохода и первых весенних ливней. Поломанные мосты и плотины приписывали проделкам водяного. Наши предки не любили водяного и боялись его. Не любили за опасные для человека шутки: то пугает купальщиков, то запутает невод и выпустит всю рыбу. Оттого рыбаки ищут покровительства водяного, приносят ему жертвы. Бросали в воду часть первого улова, а то и всю первую пойманную рыбу.
Русалка
Летом покидают русалки свои волшебные дворцы и выходят на сушу. Подвижные и шаловливы, они водят хороводы под луной, играют, аукаются между собой, пугая путников. А попадись кто случайно им в руки - защекочут до смерти, уволокут в свое подводное царство. Считается, особенно опасны водяные девы для людей в русальную неделю, которая предшествует празднику Ивана Купалы. В это время нельзя было купаться и даже близко подходить к воде – утащат на дно. Играя в волнах, запутывают и рвут рыбацкие сети.
Заключение
Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов).
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Несмотря на то, что многие ученые и историки изучали мир славянской мифологии (А.Кайсаров, Г.Глинка, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, И.П.Сахаров, А.Н.Афанасьев и другие), школьнику порой трудно разобраться в том, что из себя представляет славянская мифология.
Именно поэтому мы разработали наглядное пособие «Боги древних славян: пантеон и классификация» (Приложение 1), которое может помочь учащимся в понимании значения славянской мифологии в истории страны, в классификации божеств древних славян (Приложение 2), а учителям оно будет полезным при подготовке урока по теме «Боги древних славян». Данное пособие включает в себя классификацию славянских божеств и духов, иллюстрации и краткое описание каждого божества.
Но наша работа далеко не закончена, ведь мы столько всего еще не знаем о верованиях древних славян. Поэтому мы уже задумались над следующими вопросами: исчезли ли до конца верования славян или нет, в каких традициях они могли сохраниться, какие фразеологизмы напоминают нам о тех временах, когда наши предки верили в силы природы и почитали их? Вопросов у нас очень много, поэтому наша работа будет продолжаться и дальше.
Список литературы
1. Данилов Д.Д. Окружающий мир. Моё Отечество. 3 класс. Ч.1. – М.: Баласс, 2006.
2. Капица Ф.С. Славянская мифология. – М.: Наука, 1990.
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» моу «ГИМНАЗИЯ №3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ пРОЕКТ
«Боги древних славян: пантеон и классификация»
Секция:
«Книга – окно в большой мир»
Выполнили: учащиеся 3А класса
Зотеев О.М., Маврина Д.А.
Научный руководитель:
Тихонова Ю.А.,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Чистополь - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Славянская мифология: мифы и реальность….…..........……………..4
Глава 2. Классификация богов древних славян……………………….………...5
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………………....10
Приложение 1.…………………………………………………………………….11
Приложение 2……………………………………………………………………..12
Введение
Мир славянских языческих богов был величавым. Их быт был во многом связан с их верованиями, которыми жили наши предки.
В учебнике истории мы прочитали о том, что «каждое племя поклонялось своим богам, приносило им жертвы. Вырезанные из дерева изображения своих богов славяне ставили на высоких холмах, в священных рощах, у чистых прудов» (1, стр.26). Люди просили их об урожае, о дожде, о хорошей погоде, о рождении здоровых детей, о счастливом браке и т.д. Славяне верили, что эти боги могут оградить их от всякого зла.
Но какие они, эти боги? Об этом мы не узнали в учебнике. Поэтому мы и выбрали эту тему, ведь мир славянской мифологии очень интересен, но мало освещен в учебной и школьной литературе. Мы считаем, что наша работа будет не только интересна нашим сверстникам, но и поможет лучше узнать историю нашей страны на этапе ее становления.
Целью нашей работы является создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян: пантеон и классификация».
Задачи, которые мы поставили перед собой:
Изучение славянской мифологии в разных источниках, поиск информации в учебниках, энциклопедиях и Интернете.
Выявление основных особенностей славянской мифологии.
Составление краткой характеристики богов древних славян, их классификация.
Создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян».
Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что изучение истории очень важно и необходимо каждому человеку.
Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1.
Славянская мифология: мифы и реальность
История древних славян причудлива и полна загадок. Встречаясь с миром славянской мифологи, его обитателями, не веришь, что боги и таинственные силы порождены только лишь страхом перед природными явлениями. Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых. Есть злые, страшные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых, умных.
Менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон языческим идолам. Среди них выделялся бог Перун - срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами , с палицей- молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов - Хорса , Дажьбога , Стрибога , Симаргла , Макоши.
Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой – христианкой, византийской царевной Анной, Владимир прежде всего приказал уничтожить языческие кумиры.
После этого совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия - это имя князь получил при крещении.
Носители христианства восприняли языческих божеств как врага номер один, с которым необходимо было вести беспощадную борьбу. И борьба эта была столь успешна, что, казалось, удалось – таки за столетия стереть из памяти народов былых кумиров. Имена прежних божеств хранили лишь древние летописи.
Одним из первых исследователей быта и культуры далекого язычества был поэт, ученый и воин Отечественной войны 1812 г., Андрей Кайсаров. В 1804 г. он издал первый словарь славянских мифов в «азбучном порядке», и в тот же год издал свою «Древнюю религию славян» ученый Григорий Глинка.
Глава 2.
Классификация богов древних славян: высший и низший пантеоны
Божества, созданные воображением древних славян, были могущественны и недоступны. К ним обращались в тяжелую пору или в минуты радости. Их почитали и боялись. Молили о главном, что несло успех или неудачу (урожай, победа над врагом, замужество, здоровье). Это божества высшего пантеона.
Сварог
Сварог был у славян богом неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл). Сварог связан с небесным огнём и небесной сферой. Имя бога означает «небесный жар, огонь». Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечный клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди.
Перун
Перун был богом-воином, богом грозы и войны. Перуна, или как его ещё называли Перун-Сварожич, т.е. сын Сварога, изображали мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой – лук. Пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей.
Велеc
Имя Велеса восходит к древнейшему к корню "вел" со значением "власть", "велеть", "владеть", "великий" или «мёртвый». Нисхождение за иной мир приносит герою всеведения, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно Бог мудрости и поэзии (вещий певец Баян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").
Макошь
Среди наиболее часто называемых женских богов – Макошь. Ее функции заключались в управлении домашним хозяйством, недаром ее символом служила простая прялка. К сожалению, изображений Макошь не сохранилось, поэтому с трудом можно предположить ее внешность.
Лада
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем «Лада» связано появление слов ладить, наладить, сладить, ладно.
Леля
Леля – дочь Лады, богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах – будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник - ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на её голову венок, усаживали на скамьью, водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю.
Но в повседневной жизни человек сталкивался с иными духами, населявшими его дом, лес, поле, реки. Это были не далекие божества, а всего лишь духи. Но жизнь людей зависела от них больше, чем от недоступных и гордых богов. Ведь домовой, если с ним подружишься, каждый день будет оберегать твой дом и скот. Леший не даст пропасть заблудившемуся в лесу. Водяной с русалками хоть и зловредные, но, если их одарить хорошенько и вовремя, до беды не доведут.
Домовой
На Руси издавна верили, что в каждом доме, в каждой деревенской избе живет этот дух: старенький, седенький, заросший белой шерстью. Обитает он обычно в углу за печью, куда положено кидать мусор, чтобы «домовой не перевелся». Но порой живет он и под порогом, в подполье, на чердаке, но за пределы дома не выходит. Нрав этого вездесущего духа чаще всего зависит от самих обитателей дома. Работящему хозяину домовой становится первым помощником. Зато ленивому и беспутному от него беда. Еще больше запутывает все в хозяйстве, может и до разорения довести.
Овинник
Овинник был черным, лохматым, весь в саже и сидел в самом дальнем углу овина - сарая, где в старину сушили снопы. Лишь глаза его днем и ночью сверкали, как у кошки. Он следил за укладкой снопов, отмечал время, когда приходит пора топить в овине, присматривал, чтобы не случился пожар. Хозяева разводили огонь, прежде спросив разрешение у овинника. Если хозяин относился к овинному духу пренебрежительно, не уважал и не почитал его, тот мог и сам овин подпалить. Чтобы не случилось беды, крестьяне старались ублажить его, хотя сделать это было нелегко.
Леший
Если, гуляя по лесу, в ответ на свой возглас услышишь эхо, знай – это откликается хозяин чащоб – леший. Живет он чаще всего в еловых и сосновых борах и редко попадается на глаза человеку. Изображают его одетым в звериную шкуру, с рогами и копытами.
Если кому доведется встретиться с лесным хозяином, не всегда возможно его опознать. Он может предстать в образе зайца, волка, филина или человека. Наибольшая радость для лешего – это сбить человека с дороги, завести в лесную чащобу и, напустив тумана, заставить его кружить на одном месте. Но до беды чаще всего не доходит. Потешившись, хозяин леса отпускает путника.
Водяной
Живет этот, окутанный тиной старик с зелеными усами и растрепанной бородой, в реках с опасными водоворотами, в лесных омутах, на болотах. Любит водяные мельницы. Время его любимой забавы наступало вместе с половодьем, в пору ледохода и первых весенних ливней. Поломанные мосты и плотины приписывали проделкам водяного. Наши предки не любили водяного и боялись его. Не любили за опасные для человека шутки: то пугает купальщиков, то запутает невод и выпустит всю рыбу. Оттого рыбаки ищут покровительства водяного, приносят ему жертвы. Бросали в воду часть первого улова, а то и всю первую пойманную рыбу.
Русалка
Летом покидают русалки свои волшебные дворцы и выходят на сушу. Подвижные и шаловливы, они водят хороводы под луной, играют, аукаются между собой, пугая путников. А попадись кто случайно им в руки - защекочут до смерти, уволокут в свое подводное царство. Считается, особенно опасны водяные девы для людей в русальную неделю, которая предшествует празднику Ивана Купалы. В это время нельзя было купаться и даже близко подходить к воде – утащат на дно. Играя в волнах, запутывают и рвут рыбацкие сети.
Заключение
Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов).
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Несмотря на то, что многие ученые и историки изучали мир славянской мифологии (А.Кайсаров, Г.Глинка, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, И.П.Сахаров, А.Н.Афанасьев и другие), школьнику порой трудно разобраться в том, что из себя представляет славянская мифология.
Именно поэтому мы разработали наглядное пособие «Боги древних славян: пантеон и классификация» (Приложение 1), которое может помочь учащимся в понимании значения славянской мифологии в истории страны, в классификации божеств древних славян (Приложение 2), а учителям оно будет полезным при подготовке урока по теме «Боги древних славян». Данное пособие включает в себя классификацию славянских божеств и духов, иллюстрации и краткое описание каждого божества.
Но наша работа далеко не закончена, ведь мы столько всего еще не знаем о верованиях древних славян. Поэтому мы уже задумались над следующими вопросами: исчезли ли до конца верования славян или нет, в каких традициях они могли сохраниться, какие фразеологизмы напоминают нам о тех временах, когда наши предки верили в силы природы и почитали их? Вопросов у нас очень много, поэтому наша работа будет продолжаться и дальше.
Список литературы
1. Данилов Д.Д. Окружающий мир. Моё Отечество. 3 класс. Ч.1. – М.: Баласс, 2006.
2. Капица Ф.С. Славянская мифология. – М.: Наука, 1990.
«Боги древних славян: пантеон и классификация» Секция
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» моу «ГИМНАЗИЯ №3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ пРОЕКТ
«Боги древних славян: пантеон и классификация»
Секция:
«Книга – окно в большой мир»
Выполнили: учащиеся 3А класса
Зотеев О.М., Маврина Д.А.
Научный руководитель:
Тихонова Ю.А.,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Чистополь - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Славянская мифология: мифы и реальность….…..........……………..4
Глава 2. Классификация богов древних славян……………………….………...5
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………………....10
Приложение 1.…………………………………………………………………….11
Приложение 2……………………………………………………………………..12
Введение
Мир славянских языческих богов был величавым. Их быт был во многом связан с их верованиями, которыми жили наши предки.
В учебнике истории мы прочитали о том, что «каждое племя поклонялось своим богам, приносило им жертвы. Вырезанные из дерева изображения своих богов славяне ставили на высоких холмах, в священных рощах, у чистых прудов» (1, стр.26). Люди просили их об урожае, о дожде, о хорошей погоде, о рождении здоровых детей, о счастливом браке и т.д. Славяне верили, что эти боги могут оградить их от всякого зла.
Но какие они, эти боги? Об этом мы не узнали в учебнике. Поэтому мы и выбрали эту тему, ведь мир славянской мифологии очень интересен, но мало освещен в учебной и школьной литературе. Мы считаем, что наша работа будет не только интересна нашим сверстникам, но и поможет лучше узнать историю нашей страны на этапе ее становления.
Целью нашей работы является создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян: пантеон и классификация».
Задачи, которые мы поставили перед собой:
Изучение славянской мифологии в разных источниках, поиск информации в учебниках, энциклопедиях и Интернете.
Выявление основных особенностей славянской мифологии.
Составление краткой характеристики богов древних славян, их классификация.
Создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян».
Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что изучение истории очень важно и необходимо каждому человеку.
Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1.
Славянская мифология: мифы и реальность
История древних славян причудлива и полна загадок. Встречаясь с миром славянской мифологи, его обитателями, не веришь, что боги и таинственные силы порождены только лишь страхом перед природными явлениями. Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых. Есть злые, страшные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых, умных.
Менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон языческим идолам. Среди них выделялся бог Перун - срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами , с палицей- молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов - Хорса , Дажьбога , Стрибога , Симаргла , Макоши.
Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой – христианкой, византийской царевной Анной, Владимир прежде всего приказал уничтожить языческие кумиры.
После этого совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия - это имя князь получил при крещении.
Носители христианства восприняли языческих божеств как врага номер один, с которым необходимо было вести беспощадную борьбу. И борьба эта была столь успешна, что, казалось, удалось – таки за столетия стереть из памяти народов былых кумиров. Имена прежних божеств хранили лишь древние летописи.
Одним из первых исследователей быта и культуры далекого язычества был поэт, ученый и воин Отечественной войны 1812 г., Андрей Кайсаров. В 1804 г. он издал первый словарь славянских мифов в «азбучном порядке», и в тот же год издал свою «Древнюю религию славян» ученый Григорий Глинка.
Глава 2.
Классификация богов древних славян: высший и низший пантеоны
Божества, созданные воображением древних славян, были могущественны и недоступны. К ним обращались в тяжелую пору или в минуты радости. Их почитали и боялись. Молили о главном, что несло успех или неудачу (урожай, победа над врагом, замужество, здоровье). Это божества высшего пантеона.
Сварог
Сварог был у славян богом неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл). Сварог связан с небесным огнём и небесной сферой. Имя бога означает «небесный жар, огонь». Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечный клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди.
Перун
Перун был богом-воином, богом грозы и войны. Перуна, или как его ещё называли Перун-Сварожич, т.е. сын Сварога, изображали мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой – лук. Пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей.
Велеc
Имя Велеса восходит к древнейшему к корню "вел" со значением "власть", "велеть", "владеть", "великий" или «мёртвый». Нисхождение за иной мир приносит герою всеведения, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно Бог мудрости и поэзии (вещий певец Баян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").
Макошь
Среди наиболее часто называемых женских богов – Макошь. Ее функции заключались в управлении домашним хозяйством, недаром ее символом служила простая прялка. К сожалению, изображений Макошь не сохранилось, поэтому с трудом можно предположить ее внешность.
Лада
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем «Лада» связано появление слов ладить, наладить, сладить, ладно.
Леля
Леля – дочь Лады, богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах – будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник - ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на её голову венок, усаживали на скамьью, водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю.
Но в повседневной жизни человек сталкивался с иными духами, населявшими его дом, лес, поле, реки. Это были не далекие божества, а всего лишь духи. Но жизнь людей зависела от них больше, чем от недоступных и гордых богов. Ведь домовой, если с ним подружишься, каждый день будет оберегать твой дом и скот. Леший не даст пропасть заблудившемуся в лесу. Водяной с русалками хоть и зловредные, но, если их одарить хорошенько и вовремя, до беды не доведут.
Домовой
На Руси издавна верили, что в каждом доме, в каждой деревенской избе живет этот дух: старенький, седенький, заросший белой шерстью. Обитает он обычно в углу за печью, куда положено кидать мусор, чтобы «домовой не перевелся». Но порой живет он и под порогом, в подполье, на чердаке, но за пределы дома не выходит. Нрав этого вездесущего духа чаще всего зависит от самих обитателей дома. Работящему хозяину домовой становится первым помощником. Зато ленивому и беспутному от него беда. Еще больше запутывает все в хозяйстве, может и до разорения довести.
Овинник
Овинник был черным, лохматым, весь в саже и сидел в самом дальнем углу овина - сарая, где в старину сушили снопы. Лишь глаза его днем и ночью сверкали, как у кошки. Он следил за укладкой снопов, отмечал время, когда приходит пора топить в овине, присматривал, чтобы не случился пожар. Хозяева разводили огонь, прежде спросив разрешение у овинника. Если хозяин относился к овинному духу пренебрежительно, не уважал и не почитал его, тот мог и сам овин подпалить. Чтобы не случилось беды, крестьяне старались ублажить его, хотя сделать это было нелегко.
Леший
Если, гуляя по лесу, в ответ на свой возглас услышишь эхо, знай – это откликается хозяин чащоб – леший. Живет он чаще всего в еловых и сосновых борах и редко попадается на глаза человеку. Изображают его одетым в звериную шкуру, с рогами и копытами.
Если кому доведется встретиться с лесным хозяином, не всегда возможно его опознать. Он может предстать в образе зайца, волка, филина или человека. Наибольшая радость для лешего – это сбить человека с дороги, завести в лесную чащобу и, напустив тумана, заставить его кружить на одном месте. Но до беды чаще всего не доходит. Потешившись, хозяин леса отпускает путника.
Водяной
Живет этот, окутанный тиной старик с зелеными усами и растрепанной бородой, в реках с опасными водоворотами, в лесных омутах, на болотах. Любит водяные мельницы. Время его любимой забавы наступало вместе с половодьем, в пору ледохода и первых весенних ливней. Поломанные мосты и плотины приписывали проделкам водяного. Наши предки не любили водяного и боялись его. Не любили за опасные для человека шутки: то пугает купальщиков, то запутает невод и выпустит всю рыбу. Оттого рыбаки ищут покровительства водяного, приносят ему жертвы. Бросали в воду часть первого улова, а то и всю первую пойманную рыбу.
Русалка
Летом покидают русалки свои волшебные дворцы и выходят на сушу. Подвижные и шаловливы, они водят хороводы под луной, играют, аукаются между собой, пугая путников. А попадись кто случайно им в руки - защекочут до смерти, уволокут в свое подводное царство. Считается, особенно опасны водяные девы для людей в русальную неделю, которая предшествует празднику Ивана Купалы. В это время нельзя было купаться и даже близко подходить к воде – утащат на дно. Играя в волнах, запутывают и рвут рыбацкие сети.
Заключение
Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов).
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Несмотря на то, что многие ученые и историки изучали мир славянской мифологии (А.Кайсаров, Г.Глинка, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, И.П.Сахаров, А.Н.Афанасьев и другие), школьнику порой трудно разобраться в том, что из себя представляет славянская мифология.
Именно поэтому мы разработали наглядное пособие «Боги древних славян: пантеон и классификация» (Приложение 1), которое может помочь учащимся в понимании значения славянской мифологии в истории страны, в классификации божеств древних славян (Приложение 2), а учителям оно будет полезным при подготовке урока по теме «Боги древних славян». Данное пособие включает в себя классификацию славянских божеств и духов, иллюстрации и краткое описание каждого божества.
Но наша работа далеко не закончена, ведь мы столько всего еще не знаем о верованиях древних славян. Поэтому мы уже задумались над следующими вопросами: исчезли ли до конца верования славян или нет, в каких традициях они могли сохраниться, какие фразеологизмы напоминают нам о тех временах, когда наши предки верили в силы природы и почитали их? Вопросов у нас очень много, поэтому наша работа будет продолжаться и дальше.
Список литературы
1. Данилов Д.Д. Окружающий мир. Моё Отечество. 3 класс. Ч.1. – М.: Баласс, 2006.
2. Капица Ф.С. Славянская мифология. – М.: Наука, 1990.
В начале был первобытный океан небытия, который есть Дый - наш прадед, прародитель, главный Бог Однажды, в очередной раз Дый решил создать ещё одну вселенную. И тогда он превратился в лебедя и снёс золотое яйцо, которое явилось его детищем Сварогом - Богом нашей проявленной Вселенной. Сварог разделил яйцо на верх и низ. Острая его часть стала небом, тупая - преисподней. А из белка, в середине, он сделал землю.
Из желтка Сварог создал 4 солнца, чтобы освещать весь мир: первое солнце - Ярило, утренняя заря. Оно связанно с началом творения, началом нового дня. Его Сварог создал первым. С него же начинается весной год, когда тает снег и расцветает зелень. С него начинается наша жизнь, юность. Следующее солнце - это Даждьбог, летнее Солнце, дающее плоды. Поэтому оно называется Дажьбог, дающий Бог. Оно освещает землю и небо. Оно связано с днём в нашей жизни. Это её зенит, это зрелость. Третье Солнце - Световит, закатное. Связано с осенью, вечером, старостью в нашей жизни, с пожинанием плодов. А четвёртое Солнце - Хорс. Ночное, зимнее Солнце, освещающее мир мёртвых. Вот этот мир, находящийся под землёй, на дне яйца - мир, в котором живут наши предки. Ночью же это солнце является в виде месяца, луны, чтоб своим тусклым светом освещать землю. Поэтому ночь - это время тёмных сил преисподней, так как когда у нас ночь, там начинается день.
И сотворил Сварог в своём яйце свароге землю. И стала земля его женой - Ладой, с которой они и родили всех богов. Богов четырёх солнц: бога верхнего мира Рода, который стал всё порождать, и богиню подземного мира Мару, которая в свой срок забирала творения Рода к себе в преисподнюю. Создал на небе Белобога - бога благих мыслей и начинаний, а под землёй Чернобога - бога зла и ненависти. Так создал потому, что всё в мире имеет две стороны и невозможно, чтобы было добро и не было зла, чтоб была жизнь и не было смерти, чтоб всегда светило солнце или всегда лил дождь. Всё имеет две стороны. Вот и судьба человека, Макошь, судьба всех вещей, тоже была создана Сварогом. Макошь прядёт нить судьбы, отмеряя всему свою длину жизни, а ей помогают её сёстры - средняя Недоля, дающая неудачу в жизни, и младшая - Доля, дающая благо. В конце же жизни существо встречает бог Суд, муж этих трёх сестёр. И он решает, куда попадёт после смерти это существо - в подземное царство Мары или небесное царство Рода. Зависит это от того, с чем он дружил в жизни, с Правдой - дочерью Суда и Доли, или с Кривдой - дочерью Суда и Недоли. Если человек правдив сам с собой, он обретает в жизни счастье - Долю и после смерти идёт в рай - Ирий, на небо к Белобогу. А если врал, обманывал себя, дружил с Кривдой, то он становиться несчастным, обездоленным на земле, и попадает после смерти в преисподнюю. В христианстве же всё трактуется иначе, кто бедствует на земле - попадает в рай, богатый же попадает в ад, да и правду учат говорить не себе, а другим. Всё это противоречит знаниям наших предков - в ведизме(или язычестве) есть такие боги: Божичь, дающий богатство, и Бедничь, делающий людей бедными. Божичь связан с небом, а Бедничь - с подземным царством. А правда внешняя - это не есть подлинная правда. Нужна правда, которую человек говорит себе, правду, когда он грезит о своём мнимом величии, что-то мечтает о себе, о том, чего нет. На самом деле вот тут-то он и должен перестать лгать, а сказать правду, что он просто всё это о себе выдумал.
Далее создал Сварог громовержца Перуна, который охраняет землю и небесное царство от незаконного вторжения туда Мары, её кикимор и прочих обитателей нижнего мира. А между землёй и нижним миром посадил змееподобного, чтоб он охранял вход в подземный мир и сопровождал туда умерших. Он так же командует всеми лешими, домовыми и другими духами, населяющими землю, поэтому он может давать людям богатство, добро, приплод, скота и пышные всходы. Часто эти два привратника, Перун и Велес, воюют, особенно если Велес слишком уж много власти даёт земным духам, и они нарушают гармонию в этом мире.
Но самое главное - это то, что все боги и само яйцо находится в нас в миниатюре, в своём золотом яйце, что мы сами являемся правнуками Дыя.Но самое главное - это то, что все боги и само яйцо находится в нас в миниатюре, в своём золотом яйце, что мы сами являемся правнуками Дыя:Ты являешься маленьким лебедем — Дыем, живущим в своем яйце, и твоя задача — пробить его скорлупу и выйти на просторы безбрежного мирового океана бытия и преодолеть эту вечную вынужденность жить в этом мире, где обязательно есть и вторая негативная сторона всех вещей: молодость и старость, здоровье и болезнь, удача и неудача; и даже, если ты и попадешь в небесный рай Ирий, где добра больше, чем зла, то только временно.
А христиане говорят — рай и ад навечно. Нет, вечно только небытие, а любое бытие временно, и ад, и рай. Просто рай — это время, ад — безвременье. То есть когда ты счастлив, время летит незаметно, а когда страдаешь, тянется долго, как будто это не время, а безвременье. И еще, когда ты удачлив, то идешь в ногу со временем, приходишь на остановку, и туда же подходит автобус. Приходишь к прилавку, и тут же начинают продавать дефицит. А когда на тебя наваливается Недоля, се наоборот, ты попадаешь в безвременье, не идешь в ногу со временем. Автобус уходит из-под носа, стоишь длиннющую очередь, и прямо перед тобой кончается последний товар.
И так как ты находишься в яйце, то, значит, Доля и Недоля тоже в тебе. Доля, как и Правда, справа, с южной стороны, так как лицо твое в яйце повернуто на восток, а Недоля и Кривда слева. Вот почему родинки слева у тебя несчастливые.
А яйцо это, состоит из трех слоев. Первый слой — это твое воображение, второй — твои эмоции, привязанности, пристрастия, желания, жажды, а третий — твое тело с его привычками, инстинктами, страхом смерти. От всего этого ты должен отрешить свой Дух, своего лебедя Дыя, чтоб он снова мог, отбросив скорлупу, выйти в просторы небытия. Получается, человек не сделан из глины, как в христианстве говорится, а он правнук Божий. Дый родил Сварога, Сварог — Дажбога — солнце и Живу - жизнь на земле. От них и родился первочеловек — Орий, которому Дажбог — отец, Сварог — дед и Дый — прадед. Так что мы с тобой не прах, а потомки Богов, с Богами в родстве состоим. И в то же время в миниатюре каждый человек — это вся Вселенная, яйцо Сварога. И в то же время все это многобожие есть не что иное, как проявление единого истинного бога Дыя в разных лицах. Он един в многообразии, и каждое другое божество просто является одной из его сторон, одной из его функций в рамках проявленного бытия. Итак, ты являешься Дыем, лебедем, чистым духом, небытием.
Дух, небытие— Это твое сознание, наблюдатель. Сам он смотрит, но его не видно. Он может видеть все, но сам себя он не может видеть, он не может определить, кто они что, ибо он есть небытие, он непостижим и непознаваем, но сам познает все. Ты и есть этот смотрящий из небытия. Ты есть Дый, из пустоты видящий полноту. Но твой Дый —лебедь еще находится в состоянии зародыша, в яйце Сварги, твоем внутреннем мире, где у тебя также есть Земля — твое тело, преисподняя - твое подсознание, где действует Мара и Чернобог, где хранится твоя генетическая память, память твоих предков. Есть у тебя и сверхсознание, которое я бы лучше в данном случае назвал так: Высший разум, мир небесный, мир Рода и Белбога. Есть в тебе воля — Перун и есть желание — Велес. Есть в тебе и Стрибог — отец ветров, твоих непостоянных, меняющихся мыслей и ассоциаций, идущих в четырех основных направлениях, соответствующих четырем солнцам. Само же Солнце — разум, разный в разном возрасте: младенца, мужа, старика, мертвеца. Есть в тебе и все остальные Боги, которых ты должен найти, обнаружить в себе при помощи Семарга — Бога огня, Бога-посредника между людьми и Богами. Боги жертвоприношений и твоей устремленности — это истинный твой внутренний мир, твоя Сварга. Но есть в тебе и другой слой яйца, иллюзорный мир мирских представлений о себе, что ты сын своего отца, ты брат, ты сват, ты гражданин России и т.д. и т.п. Все это не ты, это сказка о тебе, такая же, как коммунизм, фашизм, христианство и прочие идеологии. Миф и то, что ты говоришь, - Я - строитель коммунизма, я — член партии, я — отец семейства, моя, мол, цель —построение какого-то светлого будущего и все прочее. Все эти мысли о себе и о социуме должны быть преодолены. Это твоя первая скорлупа. Вторая — это желания, привязанности, стремления, возникшие на базе этих заблуждений. Я хочу иметь джип, потому что он есть у Иванова, я хочу иметь коттедж, это престижно, я привязан к родителям, детям, партнерам, потому что считаю их своими. Я стремлюсь помогать мировой революции для установления мира и справедливости и т.д. Но это уже не мысли, как в первой скорлупе, а эмоции, желания жажды, направленные на определенные объекты мира, с которыми ты связал себя. Преодолеть эти эмоциональные связки еще трудней, чем образы своего ума. Но, отрешившись от них, ты пробьешь и вторую скорлупу, и тогда на пути к небытию Дыя останется только твое тело — последняя скорлупа, которая до конца может быть преодолена только в момент смерти. Но, пока ты жив, тебе нужно преодолевать ИЗЛИШНЮЮ связь с ним, такую как страх смерти, лень, голод, дискомфорт. Отрешившись от этого, ты проклюнешь последнюю скорлупу и выйдешь на свободу уже выросшим лебедем, так как твой лебедь может расти ТОЛЬКО в борьбе с этими оболочками, одолев которые он из зародыша становится птицей.
Во всех религиях говорится о преодолении плотского или о преодолении страстей и желаний. Дело в том, что если ты будешь преодолевать тело в первую очередь, то, даже победив его, ты останешься под властью Кривды, оболочки воображения и это ничего нам не даст. Это будет похоже на состояние Павки Корчагина, который пожертвовал собой, искалечил свое тело ради идеи, ради лжи, но это ему ничего не дало. Первое, что нужно, это освобождение от Кривды. Именно из-за нее формируется и вторая оболочка Макоши - судьбы, наших привязанностей, желаний, страстей. Не будь лжи, болезненного воображения и желания человека были бы не более, чем желания животных: поесть, попить, поспать. Все разумно и в меру просто, чтобы выжить и не больше. Именно воображение делает пристрастия, привязанности и желания непомерными, противоестественными и неразумными. Если ложь будет побеждена, то новые желания и привязанности уже не возникнут, и чтоб освободиться от Макоши - судьбы, нужно будет победить только старые желания. Последняя же телесная оболочка Живы еще более проста и естественна, без ложных привязанностей и дурных привычек она будет почти что святой, и преодолеть ее не составит особых усилий. К тому же, мы естественным образом ее покинем в момент смерти. А вот другие две оболочки остаются с нами и в ПОСМЕРТИИ. И оболочка привязанностей и желаний Макоши переходит и в другие жизни.