Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий. Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе — местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников. Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
Еврейская кухня является частью средиземноморской кухни. В ней используется обилие овощей и фруктов,оливкового масла, рыбы, зелени и бобовых. Сочетание европейской и арабской культур в Израиле, оказало влияние и на вкусовые привычки и кухню евреев. Влияние на еврейскую кухню оказывает и иудаизм, с чёткими законами кашрута и забоя мяса. Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов — фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т. п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др. Основа хозяйства — промышленность и сельское хозяйство (злаковое земледелие, садоводство, птицеводство). Семейная жизнь регулируется нормами иудаистского права. Характерны киббуцы — сельскохозяйственные общины, основанные на коллективном производстве и практикующие обобществление имущества. Сельские поселения часто кольцевой планировки, жилище современной европейской конструкции в субтропическом исполнении. Происходит формирование израильской бытовой культуры, вобравшей наследие разных этнических групп и испытывающей арабское и американское влияние.
История еврейской культуры
АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика | Еврейская культура
Еврейская культура - международная культура евреев. Начиная с формирования еврейской страны в библейские времена международное сообщество еврейского народа считали племенем или ethnoreligious группой, а не исключительно религией. Иудаизм ведет своих сторонников и в практике и в вере, так, чтобы это назвали не только религией, но и orthopraxy. Не все люди или все культурные явления могут быть классифицированы или как «светские» или как «религиозные», уроженец различия взглядов Просвещения.
Еврейская культура в ее этимологическом значении сохраняет связь сземлей происхождения, люди, названные по имени королевства Иудейское царство, исследования еврейских текстов, практики благотворительностисообщества и еврейской истории. Термин «светская еврейская культура» поэтому относится ко многим аспектам, включая: Религия и Мировоззрение, Литература, СМИ, и Кино, Искусство и Архитектура, Кухня и Традиционное Платье, отношения к Полу, Браку, и Семье, Социальной таможне и Образам жизни, Музыке и Танцу. «Светский иудаизм», является отличным явлением, связанным с еврейским отделением церкви от государства - исторический процесс лишения всех этих элементов культуры от их религиозных верований и методов.
Светский иудаизм, полученный из философии Моисея Мендельсона, проистекал из Haskalah или еврейского Просвещения, которое самостоятельно стимулировали ценности Просвещения. В последние годы, академическая область исследования, охватил еврейские Исследования, Историю, Литературу, Социологию и Лингвистику. Историк Дэвид Биэл проследил корни еврейского атеизма к предсовременной эре. Он и другие ученые выдвигают на первый план голландского философа Баруха Спинозу, который был назван «изменнический еврей, который дал нам современность» ученым и романистом Ребеккой Ньюбергер Голдстайн в интеллектуальной биографии его. Сегодня, предмет еврейского отделения церкви от государства преподается и исследуется, во многих североамериканских и израильских университетах, включая Гарвард, Тель-Авивский университет, UCLA, университет Темпл и Городской университет Нью-Йорка, у которых есть значительные еврейские выпускники. Кроме того, много школ включают научное исследование иудаизма и еврейской культуры в их учебных планах.
На протяжении всей истории, в эры и места, столь же разнообразные как древний греческий мир, в Европе прежде и после Эпохи Просвещения, вАль-Андалусе, Северной Африки и Ближнего Востока, в Индии и Китае, и в современных Соединенных Штатах и Израиле, еврейские общины видели развитие культурных явлений, которые являются характерно еврейскими, не будучи вообще определенно религиозными. Некоторые факторы в этом прибывают из иудаизма, других от взаимодействия евреев с населением хозяина в Диаспорах и других от внутренней социальной и культурной динамики сообщества, в противоположность самой религии. Это явление привело к значительно различным еврейским культурам, уникальным для их собственных сообществ.
История
Не было политического единства еврейского общества начиная собъединенной монархии. С тех пор израильское население всегда географически рассеивалось (см. еврейскую диаспору), так, чтобы к 19-му веку евреи Ашкенази были, главным образом, в Восточной и Центральной Европе; сефардские евреи были в основном распространены среди различных сообществ в Средиземноморском регионе; евреи Mizrahi были прежде всего распространены всюду по Западной Азии; и другое население евреев было в Средней Азии, Эфиопии, Кавказе и Индии. (См. еврейские этнические подразделения.)
Хотя была высокая степень коммуникации и движения между этими сообществами — много сефардских изгнанников, смешанных в сообщества Ашкенази в Центральной Европе после испанского Расследования; много Ashkenazim мигрировали в Османскую империю, давая начало характерной сирийско-еврейской фамилии «Ашкенази»; иракско-еврейские торговцы сформировали отличную еврейскую общину в Индии; многое из этого населения было отключено до некоторой степени от окружающих культур ghettoization согласно мусульманским законам dhimma и традиционному унынию контакта с политеистическим населением.
Средневековые еврейские общины в Восточной Европе продолжали показывать отличные культурные черты за века. Несмотря на универсалистские склонности Просвещения (и его эхо в пределах иудаизма в движении Haskalah), много говорящих на идише евреев в Восточной Европе продолжали видеть себя, поскольку формирование отличной национальной группы — «'является yehudi» от библейского еврея — но, приспосабливая эту идею ценностям Просвещения, они ассимилировали понятие как та из этнической группы, идентичность которой не зависела от религии, которая при взглядах Просвещения подпадала под отдельную категорию.
Константин Măciucă пишет «дифференцированного, но не изолировал еврейский дух» просачивание в культуре говорящих на идише евреев. Это было только усилено, поскольку повышение романтизма усиливало смыслнационального самосознания по всей Европе обычно. Таким образом, например, члены Общей еврейской лейбористской Насыпи в последних 19-х и ранних 20-х веках были вообще нерелигиозными, и один из исторических лидеров Насыпи был ребенком новообращенных к христианству, хотя не осуществление или сам верующий христианин.
Haskalah объединился с еврейским движением Эмансипации полным ходом в Центральной Европе и Западной Европе, чтобы создать возможность для евреев войти в светское общество. В то же время погромы в Восточной Европе вызвали скачок миграции, в значительной степени в Соединенные Штаты, где приблизительно 2 миллиона еврейских иммигрантов переселились между 1880 и 1920.
К 1931, незадолго до Холокоста, 92% еврейского населения В мире был Ашкенази в происхождении. Атеизм произошел в Европе как ряд движений, которые боролись для нового, прежде неслыханное понятие, названное «светский иудаизм». По этим причинам, большой части того, что думается носителями английского языка и, до меньшей степени, неанглоговорящими европейцами как, «светская еврейская культура» является, в сущности, еврейским культурным движением, которое развилось в Центральной и Восточной Европе, и впоследствии принесло в Северную Америку иммигрантами.
В течение 1940-х, Холокост, искорененный и разрушенный большинство еврейских общин, живущих в большой части Европы. Это, в сочетании ссозданием государства Израиля и последовательного еврейского массового бегства от арабских земель, привело к дальнейшему географическому изменению.
Определение светской культуры среди тех, кто практикует традиционный иудаизм, трудное, потому что вся культура, по определению, переплетена с религиозными традициями: идея отдельной этнической и религиозной идентичности чужда еврейской традиции, «'yisrael». (Это особенно верно для ортодоксального иудаизма.) Гэри Тобин, глава Института еврея и Исследования Сообщества, сказал относительно традиционной еврейской культуры:
Яаков Малкин, профессор Эстетики и Риторики в Тель-Авивском университете и основателе и академическом директоре Колледжа Meitar для иудаизма как Культура в Иерусалиме, пишет:
В Северной Америке светские и культурные еврейские движения разделены на три головных организации: Общество Гуманистического иудаизма (SHJ),Конгресс Светских еврейских Организаций (CSJO) и Круг Рабочих.
Философия
Еврейская философия включает всю философию, выполненную евреями, или относительно религии иудаизма. Еврейская философия расширена за несколько главных эр в еврейской истории, включая древнюю и библейскую эру, средневековую эру и современную эру (см. Haskalah).
Древняя еврейская философия выражена в библии. Согласно профессору Исраэлю Эфросу принципы еврейской философии начинаются в библии, где фонды еврейских монотеистических верований могут быть найдены, такие как вера в одного бога, разделение бога и мира и природы (в противоположность Пантеизму) и создание мира. Другими библейскими письмами, которые связались с философией, являются Псалмы, который содержит приглашения восхититься мудростью Бога посредством его работ; от этого предлагают некоторые ученые, иудаизм питает Философское затаенное чувство и Екклезиаста, который, как часто полагают, является единственной подлинной философской работой в еврейской Библии; его автор стремится понять место людей в мире и значении жизни. Другие письма связанного с философией могут быть найдены в книгах Deuterocanonical, таких как Sirach и Book Мудрости.
В течение Эллинистической эры Эллинистический иудаизм стремился объединять еврейскую религиозную традицию с элементами греческой культуры и философии. Философ Фило использовал философскую аллегорию, чтобы попытаться плавить и согласовать греческую философиюс еврейской философией. Его работа пытается объединить Платона и Моисея в одну философскую систему. Он развил аллегорический подход интерпретации Священных Писаний (библия), в отличие от (старомодного) буквально подходы интерпретации. Его аллегорическое толкование было важно для нескольких христианских Отцов церкви, и некоторые ученые считают, что его понятие Эмблем как творческий принцип Бога влияло на ранний Christology. Другие ученые, однако, отрицают непосредственное воздействие, но говорят, что и Фило и Раннее христианство одалживают у общего источника.
Между Древней эрой и Средневековьем большая часть еврейской философии сконцентрировалась вокруг Раввинской литературы, которая выражена в Талмуде и Midrash. В 9-м веке Саадия Гэон написал текстуEmunoth ve-Deoth, который является первым систематическим представлением и философским фондом догм иудаизма. Золотой Век еврейской культуры в Испании включал много влиятельных еврейских философов, таких как Моисей ибн Эзра, Авраам ибн Эзра, Соломон ибн Габирол, Йехуда Хэлеви, Айзек Абрэвэнель, Nahmanides, Джозеф Олбо,Авраам ибн Дауд, Nissim Хероны, Бахья ибн Пакуда, бар Абрахама Hiyya,Джозеф ибн Цаддик, Хэсдай Крескас и Айзек ben Моисей Арама. Самым известным является Maimonides, который рассматривают, около еврейского мира, как выдающийся философ и эрудит в исламских и Западных мирах. За пределами Испании другие философы - Натаньел аль-Файюми, Элия дель Медиго, Jedaiah ben Абрахам Бедерси и Джерсонайдс.
Философия евреями в современную эру была выражена философами, главным образом в Европе, такими как основатель Баруха СпинозыSpinozism, работа которого включала современный Рационализм ибиблейскую критику и закладывание основы для Просвещения 18-го века. Его работа заработала для него признание как для одного из самых важных мыслителей Западной философии; Другие - Исаак Оробио де Кастро, Цви Ашкенази, Дэвид Нито, Исаак Кардозу, Джейкоб Абендана, Уриэль да Коста,Франсиско Санчес и Моисей Алмоснино. Новая эра началась в 18-м веке с мысли о Моисее Мендельсоне. Мендельсон был описан как «'треть Моисей', с которого начинает новую эру в иудаизме», когда новые эры начались сМоисея пророк и с Моисеем Мэймонайдсом. Мендельсон был немецкимеврейским философом, идеям которого Ренессанс европейских евреев,Haskalah (еврейское Просвещение) обязан. Он упоминался как отец реформистского иудаизма, хотя представители Реформы были «стойкими, чтобы требовать его как их духовного отца». Мендельсон стал расцененным как ведущий деятель культуры его времени и немцами и евреями. Еврейская философия Просвещения включала Мэнахима Менделя Лефина,Сэломона Мэймона и Айзека Сэйтаноу. Следующий 19-й век включил и светскую и религиозную философию и включал философов, таких какИлайджа Бенэмозег, Герман Коэн, Моисей Гесс, Сэмсон Рафаэль Хёрш,Сэмюэль Хёрш, Нэчмен Крочмэл, Сэмюэль Дэвид Лаззэтто, Нэчмен основателя Бреслова основателя Бреслова и Карла Маркса марксистскогомировоззрения. 20-й век включал известных философов Жака Дерриду,Карла Поппера, Хилари Путнэм, Альфреда Тарского, Людвига Витгенштейна, А. Дж. Айера, Исайю Берлина и Анри Бергсона.
Еврейская цивилизация - одна древнейших в мировой истории, наряду с египетской, китайской, эллинской, латинской (римской и европейской).
Прежде всего, напомним, что применять к незападным цивилизациям западные мерки - значит, “промахнуться” в понимании сути этих цивилизаций, упустить саму специфику их развития – исторического, экономического, культурного...
Поэтому попробуем обратиться к истории и представлениям, живущим в еврейской культуре более 3 тысячелетий.
История еврейской культуры
Еврейская культура - не есть явление чисто религиозное, хотя фундамент многих представлений, содержащихся в еврейской культуре, составляют тексты, которые традиция относит к религиозным книгам.
Быть евреем значит не только и не столько принадлежать к еврейской национальности (как это определялось советской системой), сколько разделять культуру: нормы, традиции, представления о мире и своем месте в нем.
Говоря о евреях, имеют в виду, не столько национальность, сколько группу людей, чье самосознание которой определяется отношением к книге и, в частности, к Книге (библио - книга по-гречески), а также принятием на себя той роли, которую Бог возложил, согласно Библии, на еврейский народ - роли носителя божественных предписаний для человечества.
Как пишет А. Мень в своем учебнике “История религии”: “На горе Синай еврейскому народу, вышедшему из Египта (из “дома рабства”, ХIII век до н.э.), была вручена Богом Тора - Его учение. Вручена, правда, еще не означает принята. Принятие происходит очень индивидуально и ежемоментно. И если бы вдруг весь народ разом принял Тору... тогда бы мир изменился и пришел Мессия! Принять означает выполнить”.
Часть Торы, которую Бог даровал Израилю на Синае, была Моисеем записана (не написана!). Она получила название Письменной Торы. Часть была рассказана пророком своим ученикам, те впоследствии рассказали ее своим, и это предание носит имя Устной Торы. Само по себе слово “тора”, равно как и слово “брит” не означает ничего возвышенно божественного. В переводе с иврита - это учение, концепция, теория. Можно сказать “тора (теория) Эйнштейна”. Но вот когда по-русски пишут просто Тора - это означает Божественный закон, Божественное учение.
Торой называют 5 книг, которые были записаны Моисеем. Позже в Письменную Тору вошли ряд пророческих книг и так называемых Писаний. Письменная Тора называется еще Танах. Это аббревиатура 3 слов: Тора, Пророки, Писания. Итак, Бог в Торе, дарованной Им у горы Синай еврейскому народу, выразил Свою волю, выставил Свои требования, по заключаемому договору. В их число входят известные всем Десять Заповедей. Согласно учению законоучителей периода Второго Храма, эти Десять чрезвычайно важны, но ничуть не более прочих. Общее же число всех заповедей - мицвот - 613.
Содержащиеся в них повеления охватывают всю жизнь человека: с момента рождения до момента смерти; с момента, когда человек просыпается утром, - до момента, когда он ложится спать вечером. Поскольку выполнение практически всех повелений сопровождается благословением, жизнь соблюдающего их превращается в непрестанное освящение мира. При таком подходе исчезает грань между религиозным и житейским: нет ничего отдельного от Бога, буквально каждый шаг человека должен быть посвящен Ему. Однако эти повеления требуют не бегства от жизни общества, а, напротив, активного участия в ней. Так, отказ от семейных уз, от сексуальных отношений расценивается как нарушение категорических повелений: “и прилепится (муж) к жене своей и будут двое плоть едина” и “плодитесь и размножайтесь”.
Еврейский народ добровольно принял к исполнению 613 заповедей, за что, согласно заключенному Союзу, несет полную ответственность. Это еврейские обязательства. Каковы же обязательства их Всемогущего Союзника? Он обязуется быть Богом избранного Им народа. То есть, не переставая быть Богом каждого (независимо от национальности) человека и всех народов, всего человечества в целом, Он вступает с еврейским народом в особые отношения.
Анализируя и систематизируя Тору, законоучители вырабатывали общеобязательные правила общественной жизни. Это дало возможность еврейскому народу, рассеянному по всей земле, в условиях национального и религиозного унижения сохранить свое духовное лицо, свою неповторимость.
Стремясь как можно лучше выполнить все, что написано в Торе, мудрецы Израиля в течение веков обсуждали и комментировали ее. Исходя из Торы, они выносили юридические решения, имеющие для народа обязательный характер. Дискуссии, объяснения, комментарии, выводы передавались устно от учителя к ученику.
Талмуд - в переводе с иврита эта слово означает законченное, завершенное учение. Общий объем Талмуда поистине огромен: он занимает около 20 томов!
Роль традиции.
Итак, именно отношение к Торе играет определяющую роль в еврейской культуре, причем это отношение – нормативное: знания, изложенные в этой книге, налагают обязательства на человека, принадлежащего к еврейской культуре.
Может создаться впечатление, что верность еврейской культуры жестким рамкам традиций сужает поле возможностей для представителей этой культуры достигать успехов в реальной, современной жизни. Ведь меняются времена и меняются обстоятельства жизни...
Но еврейская культура удачно избегает косности, опираясь на 2 соображения.
Во-первых, именно устная традиция обеспечила гибкость традициям еврейскойкультуры. Моисей получил на горе Синай не только письменную Тору, но и устную,которая затем передавалась параллельно от поколения к поколению и в которой трактовалисьположения, изложенные в Торе.
Давая толкование законам письменной Торы, устная Тора неизбежно включала современные условия жизни, конкретные обстоятельства бытия.
В Торе написано: “Если будет у вас спор, идите к судье своего поколения”. Таким образом, еврейская традиция носит антифундаменталистский характер, она не только не требует возвращаться к тому, что и как делали раньше, но напротив, говорит, что этого не следует делать.
В Талмуде есть такая история. Моисей, будучи в раю, попросил у Бога разрешение спуститься в мир живых, чтобы послушать знаменитого толкователя Торы. Он пришел, начал слушать и обнаружил, что ничего не понимает. Он спросил у рабби: “Откуда вы все это взяли?”. - Рабби ему отвечает: “Разве вы не знаете? Моисей получил эти заповеди на горе Синай”. - Моисей отошел в сторонку и подумал: “Я же ничего подобного не получал”. И Бог ему говорит: “Замолчи и уходи отсюда”. - Это означает, что не нужно “прыгать” через поколения, и Моисей просто не понимал в свое время, что через тысячу лет все будет именно так.
Талмуд не является структурированным философским трактатом, он содержит сказки и притчи, показывающие логику поведения, требования и ограничения, налагаемые Торой на каждого.
Сказки и притчи, определяющие обязанности и права людей, лежат и в основе воспитания детей - из них дети узнают о том, что хорошо, а что плохо, о том, к каким последствиям приведет исполнение или неисполнение законов. Но, как всякая сказка, притча и миф, эти притчи содержат общие представления об одобряемом поведении, о приоритетах.
Приоритеты как раз и составляют второй элемент еврейской культуры, помогающий ей обойти косность. Соблюдения требует “более важное” правило: например, в еврейской культуре нельзя говорить дурно о другом человеке. Но если кому-либо необходимо получить информацию о деловом партнере, то еврейские обычаи обязывают дать ему полные и истинные сведения о том, с кем он хочет вести дела.
Эти приоритеты определены Торой, а Талмуд и устная традиция дают возможность применения их в повседневной, ежеминутной жизни.
Так, главнейшей жизненной задачей для еврея является изучение Торы. Труд и заработок важны лишь в той мере, которая необходима, чтобы прокормить семью, чтобы обеспечить достойное существование. На первом же месте - изучение Торы, традиций и закона, постижение мудрости, и именно для этого адепт еврейской культуры живет и ради этого заботится о своем успехе.
Связь времен.
Что такое - история, история народа или человека? Механистическое понимание этого процесса описывает его как поступательное движение вперед, как шаги по дороге с односторонним движением.
Еврейская традиция толкует историю не механистически, а, скорее, биологически - как рост живого организма: “Как дни дерева, так будут дни народа Моего”.
Раввин Адин Штейнзальц так трактует эти слова. Дерево - это и молодые свежие ростки, тянущиеся ввысь, и старые, утратившие гибкость ветки, и омертвелые участки коры, и даже высохшие сучья. Могучий ствол и крепкие корни придают дереву устойчивость, содержат в себе его прошлое. Юные гибкие ростки, нежные, еще не сформировавшиеся побеги - его настоящее, его сегодняшний рост. И есть еще почки, едва наметившая завязь - будущее дерева, его надежда.
Каждый организм переживает период становления, когда любое событие или воздействие оставляет глубокие следы. Созревая, организм приобретает устойчивость, и тогда лишь редким ударам исключительной силы удается изменить его.
“Избранные”.
Пожалуй, отношение всех других народов и культур к еврейскому народу в существенной мере определяется его выделением среди других народов.
Евреев не всегда выделяли как народ святой, которому Бог дал свои заповеди на горе Синай (по-еврейски святой - значит, выделенный, отделенный), но выделяли всегда. В России для них существовала черта оседлости, почти во всех европейских городах мы найдем еврейские кварталы.
Отделенность, выделенность - одна из важнейших черт еврейского народа. И в этом, возможно, сходство еврейской нации с русской. В рамках еврейской культуры евреи - народисключительный потому, что бог именно этому народу дал свои заповеди. Русская же нация всегда ощущала себя исключительной, поскольку находилась в “центре” мира: между Востоком и Западом, как между двумя мощными фокусами культуры.
Но было бы ошибкой считать, что концепция "избранного народа" или "избранностиИзраиля" учит о превосходстве евреев.
Так, Джон Фишер, доктор философии и теологии, пишет: “Мы верим в то, что нации и народы мира обладают божественным предназначением и своей предначертанной ролью, которую также необходимо исполнить, потому что Бог является Богом всего мира, а не только евреев. Мы видим и свою предписанную Богом задачу, передающую нам уникальную роль, о которой свидетельствует сама история. Это особая цель в жизни и смысл нашего существования. Эта цель состоит не в том, чтобы сделать весь мир евреями, но привести всех в мире людей, не смотря на различность их взглядов, к принятию
верховного Бога и основных ценностей, открытых нам этим Богом. Только такая специфика, возможно, с элементом сверхъестественного будет правдоподобным объяснением того факта, что Израилю удалось выжить при всех препятствиях и угрозах самому его существованию... Такой аргумент обнаруживает логику даже в исторических страданиях и рассеянии Израиля, как и в его достижениях, достоинствах и восстановлении Сиона”.
И тем не менее, трудно не согласиться с простым психологическим соображением, что усваиваемое с детства чувство собственной исключительности весьма способствует тому, что ребенок вырастет талантливым и смелым человеком, способным доказать и отстоять свою точку зрения, в том числе и новую, отличную от распространенных взглядов.
Вряд ли можно объяснить пресловутые успехи представителей еврейской культуры в самых разных областях деятельности, и прежде всего, науки - как сферы, непосредственно связанной со знанием, с несением Слова в мир.
Евреи часто вынужденно оказывались в положении маргинализма. Долгое время и во многих странах существовали ограничения для евреев заниматься тем или иным видом деятельности. Это привело к тому, что евреи были вынуждены заниматься неразвитыми и непопулярными областями. Нередко это были области, смежные с развитыми, или сферы на стыке разработанных областей. Именно это позволяло им сделать многие знаменитые открытия, достичь успеха в самых разных областях деятельности. Отчасти поэтому среди знаменитых ученых мы сегодня видим многих представителей еврейской культуры (примером может быть Зигмунд Фрейд, работавший в конце прошлого века с неврозами).
Кроме того, эта позиция маргинала приводила к тому, что евреи смотрели на многие вещи по-другому, не лучше или хуже, а просто иначе - и это позволяло им увидеть то, что подчас было слишком очевидно или, напротив, что не могли увидеть представители иных культур.
“Можно все. Важно - как!”
Эта пословица - английского происхождения. Но она отражает очень важное свойство культуры, причем, свойство, особенно ярко выражающееся в культуре еврейской - это функция культуры канализировать желания, предоставлять выход порывам и стремлениям, которые неизбежно возникают в человеке.
Функцией культурных норм любой цивилизации является, в частности, управлениеинстинктами и желаниями человека. Но если в некоторых религиях и культурах существует значительное число запретов, табу, того, что “не должно”, то еврейская культура признает наличие желаний и стремлений и их “давление” на волю человека.
Еврейская культура показывает способы взаимодействия между этими желаниями и человеческой волей, она дает им русло, рамки, чтобы удовлетворить их таким способом,который будет приемлемым и для желающего, и для окружающих его людей, его близких и общества в целом.
При этом именно для еврейской культуры характерно, что ни желания, ни воля не подавляются полностью культура дает возможность, своего рода, договора между соображениями разумными и эмоциональными, между волей и желанием.
Ответственность
Важным элементом еврейской культуры является ответственность еврейского народа за выполнение полученного закона. Ответственность за свою жизнь – при этом, в еврейской культуре “моя жизнь” не является полностью “моей”, но дана мне, чтобы нести в мир законы человеческой жизни, данные Богом Моисею.
От выполнения и невыполнения заповедей каждым отдельным человеком зависит гармония и совершенство мира, поэтому на плечах каждого лежит ответственность не только за человечество, но и за вселенную.
Поэтому любой материальный акт представляет собой духовное действие, выражение закона, воплощение божественных заповедей.
Древнейший период
Кумранские рукописи содержат древнейшие редакции ветхозаветных текстов
Древнейший период в развитии еврейской философии тесно связан и во многом совпадает с периодом написания священных текстов Танаха(Библии, Ветхого завета) и формированием иудейского канонa. Многие книги, входящие в состав Иудейской Библии, содержат в себе определенные взгляды на предметы, относящиеся к области философии, определенные представления о Боге, человеке и мире, об отношении человека к самому себе, к другим людям, к миру в целом и к Богу как абсолютному первоначалу. С одной стороны, Танах (Ветхий завет) явился наиболее значительным результатом развития древнееврейской религиозно-философской мысли, которое длилось на протяжении всего I тысячелетия до н. э. С другой стороны, древнееврейская метафизика, антропология, этика послужили главным источником и фундаментом для всей последующей истории еврейской философии.Особенностью философских взглядов древних евреев является то, что эти взгляды не излагаются систематически. В Танахе нет ни специальной терминологии, ни формальных аргументов, обосновывающих те или иные метафизические представления. Как отмечает В. Сорокин, библейские авторы отнюдь не чуждались богословских или философских вопросов; но никто из них никогда не пытался изложить для своих слушателей или читателей цельную и законченную философскую или теологическую систему[4].
Метафизика Танаха[править | править вики-текст]
В основе библейской онтологии лежит представление о Едином Боге, который является основой, субстанцией всего сущего (принципмонотеизма) (Втор. 6:4). Бог есть абсолютное духовное начало; к Его атрибутам принадлежат бесконечность, всемогущество (Иов. 42:2), всеведение (Ис. 40:28), бестелесность (Втор. 4:15; Ис. 40:25).Другой фундаментальный принцип, на котором базируется метафизика Иудейской Библии — это принцип креационизма, о чем свидетельствует рассказ о сотворении мира (Быт.1-2). Идея сотворения мира из ничего встречается не только в Пятикнижии, но и в Пророках (Невии́м) и Писаниях (Ктуви́м) (например, Ис. 45:12; Пс. 100:3).Поскольку мир сотворен Богом и управляется Им (принцип провиденциализма), мир (Вселенная) ограничен как в пространстве, так и во времени (Втор. 4:32; 13-8). Для библейской космологии также характерно представление о небесных сферах, которые одушевлены и разумны (Пс. 19:2, Еккл. 1:5). В первых главах Пятикнижия (Быт. 1:2) упоминаются также четыре стихии, из которых состоит сотворенная Богом материя: земля (אֶרֶץ — э́рэц), воздух (רוּחַ — ру́ах), вода (מַיִם — ма́им) и тьма (חוֹשֶך — хо́шэх), интерпретируемая как огонь.
Древнееврейская антропология[править | править вики-текст]
Антропология Танаха основывается на идее о том, что человек (אָדָם — ада́м) есть венец творения (принцип антропоцентризма), поскольку он создан по «образу и подобию Божию» (Быт. 1:26)[5]. Человек уподобляется Богу прежде всего в том, что ему дана свобода воли и власть над природою, а также в том, что он, будучи сотворенным из «праха земного», получил от Творца «дыхание жизни». Человек благодаря этому становится «душою живою» (נֶפֶש חַי — нэ́фэш ха́й). Высшим началом в человеке является дух (רוּחַ —ру́ах). Дух даруется Богом, он есть сама невыразимая сила жизни, познания и активности. Таким образом, человек представляет собой личностное единство духа, души и тела. Согласно представлениям, отраженным в древнейших отделах Танаха, вне тела душа не существует, потому что «душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17,14). Следует подчеркнуть, что лишь во II веке до н. э. вера в бессмертие души становится господствующим мнением среди евреев (2Макк. 12:43-45), хотя саддукеи отрицали это верование, а также и веру в воскрешение[6]. Среди элементов, составляющих природу человека, Танах часто называет сердце (לֵב — ле́в). Это понятие соединяет в себе и разум, и чувства, иволю[7].
Этика Танаха
Десять заповедей на иврите(1768 г.)
Наличие свободы воли у человека порождает возможность грехопадения. Грех (חֵטא — хэт) — одно из центральных понятийдревнееврейской этики. Грехопадение первого человека имеет в Танахе не только этический, но и глубоко метафизический смысл. Первый человек, Адам нарушил заповедь Бога и был изгнан из Эдемского сада. Таким образом, был определен статус человека: человек изгнан,отчужден, он утратил гармоническую связь с природой, он находится с ней в постоянном конфликте. Чтобы восстановить первозданную связь с Богом и миром, человек вынужден следовать Божьим заповедям. Идеал человеческого существования — путь к конечному искуплению через исполнение божественной воли. Избавление, по Танаху, будет достигнуто посредством человека, того самого человека, который сам же и внес порчу в мир [8].Ядром ветхозаветного морального кодекса являются Десять заповедей и так называемое золотое правило этики, выраженное формулой: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Лев. 19:18).Важнейшая этическая проблема — проблема смысла жизни человека — является главной темой таких наиболее философских книг Танаха, как Книга Екклезиаста и Книга Иова. Глубоким этическим содержанием наполнена Книга притчей Соломоновых.
|
1. Введение 2. Боги и тотемы древних евреев 3. Иудейская Библия 4. Иудаизм как отдельная цивилизация 5. Эпохи Древнего Израиля 6. Моисей и исход евреев из Египта 7. Образы эпохи судей и царей 8. Ощущение конца истории 9. Пророки Ветхого Завета 10. Новые общины и новые учения
2. Боги и тотемы древних евреев.
Древние евреи принадлежали к группе западносемитских племен. Их религия состояла тогда из различных элементов первобытнообщинных верований – культа природы, почитания добрых и злых духов, обитавших, как они полагали, в камнях и деревьях. Особо почитались камни на могилах – их называли «бет нефет» («дом души»). Они верили во многих богов, причем каждая местность, поселение и даже ремесло имели собственное божество. Во главе всех богов у западных семитов стоял Эль («Всемогущий»), считавшийся высшим авторитетом в человеческих и божественных делах. В западносемитской мифологии верховное божество Эль (мн. ч. Элохим) – владыка времени и олицетворение плодоносящего начала. Символом его считался священный бык как воплощение мощи и плодовитости. Обычно его представляли как доброго, мудрого и милосердного старца, а его отличительными чертами являлись пассивность и бездеятельность. Однако этот культ не являлся единым; каждый ханаанский город имел «собственного» Эля – и все они были по сути высшими божествами местных общин.
Большую роль в мифах хананеев играл молодой и энергичный сын Эля и Асират – Ваал, который сначала был богом дождя, грома и молнии, а потом богом плодородия; он же покровитель земледелия и мореплавания. В то же время Ваал считался богом-воином, победившим чудовищного змея Лотана (библейского Левиафана). Его представляли сильнейшим из героев, скачущим на облаке князем (Баал-Зебубом, откуда произошло библейское Вельзевул). В поздних мифах Ваал оттесняет Эля на второй план и считается владыкой Вселенной. Но при этом один из мифов рассказывает, как Ваал был побежден богом смерти Муту и возродился к новой жизни лишь при помощи других богов. Еще одним противником Ваала считался бог морской стихии Йамму. Ваал смог победить его только при помощи чудесных палиц. Как и другие родственные им соседние племена, евреи приносили богам жертвы. Обычной жертвой был ягненок, но практиковались и человеческие жертвоприношения. Так, при сооружении дома или крепости в основание закладывали ребенка, чтобы сделать их неуязвимыми для врагов. Любой договор также скреплялся жертвоприношениями, в том числе и человеческими.
ПланВведение 1 Уникальность еврейской истории 1.1 Историческая память в коллективном еврейском сознании1.2 Географическое своеобразие еврейской истории 2 Древнейшая (библейская) история (XX—XI вв. до н. э.) 2.1 Эпоха патриархов, родоначальников еврейского народа (XX—XVII вв. до н. э.| ~ 250 лет)2.2 Переселение в Египет и египетское рабство (XVI—XIV вв. до н. э.| 210 лет)2.3 Исход из Египта и скитания по пустыне (XIV в. до н. э.| 40 лет)2.4 Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)2.5 Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет) 3 Древняя история (XI—IV вв. до н. э.) 3.1 Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет) 3.1.1 Правление Саула (ок. 1029—1005 гг. до н. э.)3.1.2 Правление Давида3.1.3 Правление Соломона
3.2 Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет) 3.2.1 Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.)3.2.2 Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.)
3.3 Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)3.4 Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.) 3.4.1 Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)
4 Античный период 4.1 Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.)4.2 Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.)4.3 Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)4.4 Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.)4.5 Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)4.6 Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.) 5 Период Мишны и Талмуда (I—VII вв.) 5.1 От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70—138 гг.)5.2 В Палестине до завершения Иерусалимского Талмуда (200—425 гг.)5.3 В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200—500 гг.)5.4 В Римской империи и Византии 6 Раннее средневековье (VI—IX вв.) 6.1 В Палестине6.2 Евреи на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.)6.3 В Византии6.4 В Европе до крестовых походов (500—1096 гг.) 7 Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.) 7.1 В Исламском мире 7.1.1 Возрождение еврейства в арабской Испании (950—1215 гг.)
7.2 В Западной Европе 7.2.1 В христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.)7.2.2 Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215—1394 гг.)7.2.3 Последний век еврейства в Испании (1391—1492 гг.)
7.3 В Польше и Руси (XII—XV вв.)8 Новое время (XVI—XVIII вв.) 8.1 В Турции и Палестине до упадка саббатианства (1492—1750 гг.)8.2 В Западной Европе8.3 В Польше и России 9 Переходное время (1750—1795 гг.) 10 Новейшее время (XIX—XX вв.) 10.1 В Западной Европе10.2 В Восточной Европе10.3 В России10.4 В Палестине10.5 Хаскала10.6 Катастрофа европейского еврейства (Холокост) 11 Современная история (после 1945 года) Список литературы
1. Уникальность еврейской истории
Указывая время этногенеза (формирование) еврейского народа, большинством ученых указывается дата между 2-1 тыс. до н. э., хотя факт существования на данной территории иной цивилизации не оспаривается, тем самым «удревняя» историю евреев. Гораздо большей задачей для многих историков является поиск материальных подтверждений, описанных в истории Храмов. К моменту формирования идеи сионизма, первой волны репатриации 17-18 в. н. э., на территории современного Израиля, не сохранилось ни одного строения из описанных в Библии. Сама «Стена Плача» является частью крепостной стены, построенной римлянами в более позднюю эпоху.
Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.
«Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? <…> Еврей — символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, — такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он — олицетворение вечности».
— Лев Толстой, эссе «Ковчег Завета». 1891
«Если верить статистике, евреи составляют менее 1 % населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышали о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее 1 % новостей. Однако в действительности всё наоборот — мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вёл удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, — и за это мы должны простить ему его высокомерие.Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в своё время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чём же секрет вечности евреев?»
«Удивительный, непостижимый еврейский народ! … Сквозь десятки столетий прошёл он, ни с кем не смешиваясь… тая в своём сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пёстрая жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций… а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил… свою веру… сохранил священный язык своих вдохновенных Божественных книг, свою мистическую азбуку… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, всё ещё живёт, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение. Его история проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью… Как мог он оставаться в живых? Или, в самом деле, у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таинственные цели?.. Почём знать: может быть, какой-нибудь Высшей Силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении?»
— А. И. Куприн, «Жидовка», Собр. соч. 1902
«В дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — всё это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!»
— Н. А. Бердяев, «Смысл истории». Обелиск, Берлин, 1923
«Израиль не является таким же народом, как любой другой, несмотря на то, что многие его представители стремились к этому на протяжении веков. Израиль — народ, подобного которому нет больше в мире, ибо это единственный народ с самого начала являвшийся одновременно и нацией, и религиозным сообществом»
— Мартин Бубер (ср. Чис.23:4)
«…приписывать Status in Statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова.»
— Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя за 1877 год». Берлин, 1922
«Евреи… были свидетелями и участниками множества человеческих Деяний. Они придали им форму и развили их в большей степени, чем кто бы то ни было. Они же и пострадали от них больше, чем любой другой народ.»
«Что такое история? Последовательность событий, совокупность которых не имеет смысла? Неужели нет никакого существенного этического различия между историей рода человеческого и, скажем, историей муравьёв? Неужели не существует никакого Высшего плана, исполнителями которого мы являемся? Ни один народ никогда не настаивал так твердо, как евреи, на том, что у истории есть цель и у человечества — предназначение. Уже на очень ранних стадиях своего коллективного существования они верили в то, что им удалось разгадать Божественный план, предначертанный Им для человеческого рода, и что их народ должен быть исполнителем этого плана. Они чрезвычайно подробно разработали свою роль. С героической стойкостью придерживались они её перед лицом жестоких преследований. Многие из них верят в неё до сих пор…»