Вид отчёта по копированию икон. Копии древних икон
Копии древних икон
Копии древних икон заказать в мастерской "Мерная икона"
История иконописи начитывает почти два тысячелетия. Из глубины веков дошли до нас духовные сокровища наших предков, святыни, которые издревле почитались народом – святые образа, иконы. Икона – средоточие и отражение того духовного богатства, которым обладала Византийская Империя, и ее преемница - Древняя Русь. Перед иконой молились, получали исцеление, иконой благословляли, от икон принимали чудотворения и знамения, икона покровительствовала государству, городу, семье и отдельной личности. Подобным примером является и традиция написания мерных икон. В данном разделе мы представляем Вам уникальные образцы древних мерных икон. Оригиналы данных святых образов пребывают в Архангельском Соборе Кремля, в Церковно-археологическом кабинете (ЦАК), и в музее «Новодевичий монастырь» г.Москвы. Эти замечательные иконы принадлежали представителям родов царствующих династий России. Первым из царственных обладателей личной мерной иконы принято считать царя Ивана Четвертого. Также мы предлагаем множество других прекрасных старинных образов для создания копий древних икон – иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, почитаемых святых, а также праздничные иконы и образцы для создания храмового иконостаса.
Благодаря мастерству современных иконописцев и новейшим технологиям, мы можем воссоздать древние образы для Вас.
Святой образ, копию древней иконы для Вас напишут опытные иконописцы, в соответствии с каноничным оригиналом. Наши мастера также создадут для Вас и прекрасные копии древних икон в технике полиграфии самого высокого качества. В мастерской «Мерная икона» Вы сможете выбрать нужный Вам образ из большой базы изображений высокого разрешения, которая была специально разработана для изготовления полиграфических икон.
Для консультации, поиска нужного образа и оформления заказа обращайтесь, пожалуйста, к специалистам мастерской.Тел.:+7(495) 514-83-84; +7(495) 514-81-21; +7(499) 236-75-83E-mail: [email protected], [email protected]
micon.ru
Скупка старинных икон, оценка икон онлайн по фото
Какие иконы можно продать в антикварный магазин
Антикварный магазин на Арбате с большим интересом относится к Вашему желанию продать старинную икону 17, 18, 19 и начала 20-го века. Оклады старинных икон пользуются не меньшим спросом..Оценочная стоимость оклада иконы 18 -19 века, инкрустированного драгоценными камнями, порою, превосходит стоимость самой иконы.
Как дорого можно продать у нас старинную икону
Среди клиентов антикварного магазина есть весьма серьезные собиратели иконописи. Антикварный магазин регулярно получает заказы на приобретение старинных икон на дереве 18 -19 века от владельцев частных коллекций и выставок. Соответственно, мы готовы назначить превосходящую цену покупки старых, хорошо сохранившихся икон на рынке скупки антиквариата. Наш эксперт по иконописи способен увидеть в иконе шедевр античной древности и назначить цену как за произведение искусства, а не "за пару тысяч рублей" как в многочисленных скупках у метро или перекупщиков на досках объявлений. Очевидно, у Вас все шансы продать здесь икону сравнительно дорого.
Важное значение при оценке иконы имеет
состояние (отлично сохранилась/требует реставрации)
размер иконы;
возраст иконы
происхождение, автор
наличие клейма, авторской подписи
комплектность (в окладе / без оклада)
присутствие инкрустации драгоценными камнями
Оценка старинной иконы в Москве
Оценка иконы 18 - 19 века онлайн (по фото)
Сфотографируйте икону при помощи фотоаппарата или смартфона (минимум, с 2х ракурсов). Если старая икона нуждается в реставрации (местами сошла краска, трещины, потертости), для максимально точной оценки русской иконы рекомендуется сфотографировать эти места крупным планом.
Отправить фото старинной иконы любым удобным для Вас способом.
Мобильные приложения для смартфона Viber WhatsApp на номер указанный в контактах.
Укажите: размер полотна, век, название школы, если Вам известна эта информация. На основании этого мы сможем назвать достаточно точную цену нашего интереса к вашему экземпляру. Время ответа эксперта иконоведа в рабочие часы составляет ориентировочно 10 - 15 минут.
Для получения максимально быстрого результата оценки иконы 18 -19 века укажите номер телефона или скайп.
Оценить старинную икону по телефону
Свяжитесь с экспертом антикварного магазина по номеру, указанному в разделе контакты.
Воспользуйтесь услугой обратный звонок. Синяя кнопочка расположена в правой части экрана.
Со словесного описания антикварной иконы, мы постараемся дать предварительную оценку. Во всяком случае, сможем утвердительно ответить: интересна ли нам эта икона. Если нет, подскажем, куда обратиться.
Визит в антикварный магазин
Для всех наших клиентов и гостей антикварного магазина, оценка старинной русской иконы - бесплатна.
Работаем без обеда и выходных. Перед визитом, сверяйте часы работы в разделе контакты.
Бесплатный вызов оценщика иконы
Вы проживаете в Московской области и у Вас нет ни времени, ни возможности добраться до центра Москвы чтобы продать икону максимально дорого.
Значительные габариты старинной иконы на дереве затрудняют транспортировку для оценки или продажи иконы в Москву.
Предварительная оценочная стоимость антикварной иконы превышает 400.000 рублей и путешествие с антикварной иконой в общественном транспорте небезопасно.
Обратитесь к менеджеру антикварного магазина. По договоренности, к Вам будет делегирован оценщик икон из числа штатных сотрудников магазина. Время и место встречи (офис, квартира, кафе) Вы назначете сами.
Акция "приведи друга"
Если Вы - продвинутый пользователь интернета, и способны быстро и правильно найти информацию, где максимально дорого можно оценить и продать антиквариат.
Если за помощью к Вам обращаются знакомые люди с просьбой найти адрес хорошей скупки антиквариата или ломбарда в Москве, и Ваш отзыв и мнение для них - решающие.
Антикварный магазин высоко ценит желание помогать людям и готов щедро отблагодарить за Вашу рекомендацию. Детали и условия акции уточняйте у менеджера магазина.
Вы проживаете далеко от Москвы
Вы проживаете в Центральном, Западном федеральных огругах, на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке.
Имеете намерение продать, скажем, старинную икону Николая Чудотворец на дереве по цене скупки в антикварных магазинах Москвы.
Вам достаточно отправить на электронный адрес магазина фотографю старинной иконы.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос: интересны ли вам иконы ручной работы, вышитые бисером?
Ответ:данные произведения прикладного творчества антикварной ценности не представляют. Интереса со стороны Антикварного магазина, соответственно, тоже.
Вопрос: интересны ли вам современные иконы из металла, продаваемые в церковных лавках?
Ответ: нет. Данные произведения, на наш взгляд, не имеют и никогда не будут иметь никакой антикварной ценности.
Вопрос: покупаете ли вы копии старинных икон и новодельные иконы?
Ответ: основная деятельность Антикварного магазина это:: бесплатная оценка старинных произведений искусства, скупка антиквариата, помощь в продаже антикварных коллекций, консультации. В первую очередь, мы дорожим своей репутацией. Копии старинных икон не интересуют наших клиентов, а, соответственно, и нас.
Политика конфиденциальности и неразглашения информации
Вопрос: на сколько можно быть уверенным, что контактная информация (e-mail адрес, номер телефона) не станет доступна третьим лицам, и мне не будут названивать посторонние?
Ответ: антикварный магазин ни при каких обстоятельствах не передает контактные данные наших клиентов и гостей "на сторону". Более того, по прошествии 3х дней вся информация, включая переписку и личные контактные данные гостей удаляются.
Оплата и безопасность сделки
Оплата производится наличными, или, в целях безопасности, переводом на счёт платежной карты клиента.
18-20.ru
Иконописная мастерская Кинония -
3.Копии-списки с древних чудотворных икон.
Икона творит чудеса не сама по себе, а являясь орудием Божественного Промысла, чтобы чудо совершилось, нужна вера в помощь Божию и смиренная молитва. Икона чудотворна Божественной силой, через нее проявляющейся, и встречным усилием верующего, надеющегося на ниспослание через икону Божественной благодати. (Из книги Н.П. Тарабукина Философия иконы. Письмо третье. Чудотворность икон.)
В древности иконописцы делали списки с Чудотворных икон, но при этом лишь повторяя иконографические (композиционные) особенности образца, они не стремились к точному копированию, их иконы-списки никогда не повторяли оригинала, но во многих случаях они становились чудотворными. Сегодня же для понимания эстетики Православия, для изучения и творческого усвоения Церковной традиции иконописания необходимо выполнение копий-списков с древних икон (XII-XV вв.). В процессе благоговейного и внимательного копирования происходит соприкосновение с внутренним содержанием священного образа, постижение его глубины и обоснованности, а одновременно непосредственной связи художественного языка иконы* и Православного вероучения. Только таким способом можно научиться мыслить и писать иконы в изобразительных формах Священного Предания, то есть в Православной традиции.
Многие древние иконы - это высокохудожественные произведения, и этим они еще более обогащают нас духовно. К сожалению, древние образцы зачастую были подвержены неблагоприятным воздействиям внешней среды, по причине чего возникают утраты. В этом случае копирование возможно только после правильно проведенной реставрации. Но при этом утраченные места воссоздаются на вновь написанной иконе с помощью метода реконструкции. Но данный метод применим при следующих условиях:
1)когда понятно, что именно утеряно;
2) когда проведено исследование аналогичных образцов по эстетическому периоду, стилю, школе, иконописному центру (Константинополь, Москва, Новгород, Кипр и т.д.) и найден органично подходящий для реконструкции данной иконы фрагмент.
Для проведения работ такой сложности необходимы не только специальные искусствоведческие и богословские знания, нужно обладать опытом воцерковленного человека.
В древности размер иконы (или "мера") имел некое мистическое значение. Список с чудотворной иконы должен был не только соответствовать определенной иконографии, но и сам размер иконы должен был быть в точности соблюден. На тыльной стороне иконной доски иногда делали надпись, в основе которой были слова: "Сей образ есть мера и подобие чудотворного образа…"** Благочестивые древние мастера видели в этом некий символизм, заключая, что соблюденная мера соотносит список с избранным образцом, делает его более близким, почти тождественным Чудотворному оригиналу.
О чудотворности икон. В молитвах, сопровождающих чин освящения иконы, Церковь просит: "И ниспосли на икону сию силу чудотворного действия". Чудотворение от иконы – это непременное условие всего иконопочитания. Каждая икона, написанная благочестивым иконописцем, соблюдавшим в изобразительных формах церковную традицию, а затем освященная по определенному чину священнослужителем, может стать чудотворной через молитвы верующих, преклоняющих перед нею колени и устремляющих свои помыслы и надежды к Первообразу. Существует множество безвестных икон, также являющихся орудием в руках Промысла Божия.
[Сноска 1: *см. Сайт: Вступление п.3 Символы как средства передачи духовной реальности. Язык Православной иконы.
Сноска 2: ** Такая надпись сохранилась на тыльной стороне иконы Знамения Пресвятой Богородицы, хранящейся в Церковно-археологическом кабинете МДА, икона является списком с Чудотворного Образа, того самого от которого произошло чудо, спасшее Древний Новгород от разорения.]
Абалацкая Божья МатерьАгапия, мученицаАгафия мученица (с гравировкой)Агафия, мученицаАгафия, мученица (в киоте, резная рама)Агния, мученицаАгриппина мученицаАлбазинская Божья Матерь ("Слово плоть бысть")Алевтина Кесарийская, мученицаАлександр и МарияАлександр Иерусалимский, священномученикАлександр Калутинский, мученикАлександр Каталитский и Татьяна мученицаАлександр НевскийАлександр Невский (живопись, в киоте)Александр Невский (живопись, с гравировкой нимба)Александр Невский, великий князьАлександр Невский, князь (живопись)Александр Невский, князь (с гравировкой)Александр СамарскийАлександр СвирскийАлександр Свирский (живопись)Александр Солунский, мученикАлександра АнкирскаяАлександра Римская, царицаАлександра царица (живопись)Александра, царицаАлексий Митрополит МосковскийАлексий Праведный (Мечев)Алексий человек Божий (с гравировкой)Алексий человек Божий, преподобныйАлексий, человек БожийАлексий, человек Божий (в киоте)Алла ГотфскаяАлла, мученицаАмвросий Оптинский, преподобныйАнастасия Великомученица (с гравировкой, в киоте)Анастасия Римляныня (с гравировкой)Анастасия Романова, мученица (живопись)Анастасия Романова, нвмч. (живопись)Анастасия УзорешительницаАнастасия Узорешительница и Димитрий СолунскийАнастасия Узорешительница, великомученицаАнастасия, великомученица (с гравировкой)Анатолий Никейский, мученикАнгел ХранительАнгел Хранитель (живопись)Ангел Хранитель (живопись, в киоте)Ангел Хранитель (с гравировкой)Ангел Хранитель (с гравировкой, в киоте)Ангелина СербскаяАнгелина Сербская (с гравировкой)Ангелина Сербская, преподобнаяАнгелина Сербская, преподобная (живопись)Андрей Боголюбский (с гравировкой)Андрей Боголюбский, князьАндрей Критский, архиепископАндрей ПервозванныйАндрей Первозванный (с гравировкой и росписью, в киоте)Андрей Первозванный (с гравировкой)Андрей Первозванный, апостолАндрей Первозванный, апостол (живопись)Андрей Смоленский, благоверный князьАндрей Юродивый (Константинопольский)Анна Кашинская, княгиняАнна Новгородская (с гравировкой)Анна Праведная, мать БогородицыАнна ПророчицаАнна ПророчицаАнтипа ПергамскийАнтоний ВеликийАнтоний великий, преподобныйАнтоний ПечерскийАнтонина, мученицаАнтонина, мученица (живопись с гравировкой)Анфиса Римская, мученицаАполлинария, преподобнаяАриадна ПромисскаяАриадна, мученицаАриадна, мученица (в киоте)Аркадий Болдинский, преподобныйАрсений ВеликийАрсений Великий (в киоте)Арсений Великий, преподобныйАрсений и Паисий, преподобныеАрсений КоневскийАрсений Коневский, преподобныйАртемий АнтиохийскийАртемий Антиохийский, великомученикАртемий Веркольский, мученикАртемий Солунский (живопись)Афанасий Ковровский, святительАфанасий свт. и Кирилл свт. (с гравировкой)Балыкинская Божья МатерьБлаговещение Пресвятой БогородицыБлагодатное небоБоголюбская Божья МатерьБорис и Глеб (с гравировкой)Борис и Глеб, благоверные князьяБорис и Глеб, князья (живопись)Борис князь (с объемной гравировкой)Борис, князьБорис, мученикВадим Персидский (в киоте)Вадим Персидский (живопись с гравировкой)Вадим Персидский (живопись, с гравировкой, в киоте)Вадим Персидский, мученикВадим Персидский, преподобномученикВалаамская Божья МатерьВалентин Интерамский, священномученикВалентина мученица (живопись)Валентина, мученицаВалерий Мелитинский (с гравировкой)Валерий Севастийский (с гравировкой)Валерий Севастийский, мученикВалерия, мученицаВарвара Илиопольская, великомученицаВарвара Илиопольская, великомученица Варлаам СерпуховскийВарлаам Чикойский, преподобный (с гравировкой)Варнава ГефсиманскийВарсонофий ВеликийВарсонофий Оптинский, преподобныйВарфоломей, апостолВасилий Блаженный (Московский)Василий ВеликийВасилий Великий (Василий Кесарийский)Василий Рязанский (с объемной гравировкой)Василисса НикомидийскаяВасилисса Никомидийская, мученицаВатопедская Божья Матерь (Отрада и Утешение)Ватопедская Божья Матерь (с гравировкой нимбов)Введение во храм Пресвятой БогородицыВениамин ПетроградскийВенчальная параВенчальная параВенчальная параВенчальная параВенчальная пара (в киотах)Венчальная пара (живопись с гравировкой, в киотах)Венчальная пара (живопись)Венчальная пара (живопись)Венчальная пара (живопись, в киотах)Венчальная пара (живопись, с гравировкой)Венчальная пара (с гравировкой нимбов и полей)Венчальная пара (с гравировкой)Венчальная пара (с гравировкой)Вера, мученицаВера, Надежда, Любовь и СофияВера, Надежда, Любовь и София (в киоте)Вера, Надежда, Любовь и София (живопись)Вера, святая мученицаВероника (Виринея) ЕдесскаяВероника (с гравировкой)Вертоград заключенныйВзыграние младенцаВзыскание погибшихВзыскание погибших (живопись, с гравировкой)Взыскание погибших (с гравировкой нимбов)Викентий Августопольский (в киоте, резная рама)Викентий Августопольский, великомученикВиктор Дамасский, мученикВиктор Дамасский, мученикВиктор мученик (с гравировкой)Виктория (Ника) Коринфская, мученицаВиленская Божья МатерьВит, мученик (с гравировкой)Виталий АлександрийскийВиталий преподобный (с гравировкой нимба)Виталий, преподобныйВладимир и Ольга, равноапостольныеВладимир князь (живопись с гравировкой)Владимир князь (живопись с гравировкой, в киоте)Владимир равноапостольныйВладимир равноапостольный (в киоте с резной рамой)Владимир равноапостольный (с гравировкой)Владимир равноапостольный, князьВладимирская Богоматерь (в киоте)Владимирская Богоматерь (живопись, в киоте)Владимирская Богоматерь (с гравировкой)Владимирская Божья МатерьВладимирская Божья Матерь (в ризе)Владимирская Божья Матерь (живопись)Владимирская Божья Матерь (с гравировкой, в киоте)Владислав СербскийВладислав Сербский (с гравировкой)Владислав Сербский, князьВлахернская Божья Матерь (Одигитрия)Воздвижение Креста ГосподняВознесение ГосподнеВоскресение ХристовоВсеблаженная Божия МатерьВсеволод Псковский князьВсех Скорбящих РадостьВсецарицаВсецарица (в киоте с резной рамой)Всецарица (с гравировкой)Всецарица (с гравировкой, в киоте)Вход Господень в ИерусалимВячеслав Чешский (мерная икона)Вячеслав Чешский князьГавриил Архангел (мерная икона)Гавриил, АрхангелГалина КоринфскаяГалина Коринфская и Игорь ЧерниговскийГалина Коринфская, мученицаГеннадий КостромскойГеннадий Костромской, преподобныйГеннадий Цареградский, патриархГеоргий Владимирский, благоверный князьГеоргий и ЕкатеринаГеоргий ПобедоносецГеоргий Победоносец (в киоте)Георгий Победоносец (живопись)Георгий Победоносец — чудо о змие (с гравировкой)Георгий Победоносец, великомученикГерасим БолдинскийГерасим Болдинский (мерная икона)Герасим преподобный (с гравировкой)Герман Валаамский (с объемной гравировкой)Герман Валаамский, чудотворецГеронтиссаГлеб князь БлаговерныйГлеб князь Благоверный (мерная икона)Гордий Каппадокийский, великомученикГребневская Божья МатерьГригорий БогословГригорий Богослов, преподобныйГрузинская Божья МатерьГурий, Самон и Авив, мученикиДавид Пророк, царьДавид, пророк (с гравировкой)Даниил МосковскийДаниил Московский (в киоте)Даниил Московский, князьДаниил, пророкДаниил, святой пророкДария, святая мученицаДарья, мученицаДержавная Божья МатерьДержавная Божья Матерь (гравировкой)Дивногорская (Сицилийская) Божья Матерь (живопись)Димитрий Донской (с гравировкой)Димитрий Донской, князьДимитрий Донской, князь (живопись)Димитрий МожайскийДимитрий Прилуцкий, преподобныйДимитрий Ростовский, митрополитДимитрий СолунскийДимитрий Солунский (с гравировкой)Диомид, мученикДионисий АреопагитДионисий ВалаамскийДионисий ГлушицкийДионисий мученикДионисий ПолоцкийДонская Божья МатерьДостойно естьДросида, мученица (с гравировкой)Ева ПраматерьЕва Праматерь (живопись)Ева Праматерь (с гравировкой)Ева Праматерь (с гравировкой, в киоте)Евгений мученик (с гравировкой, в киоте)Евгений Севастийский, мученикЕвгений, мученик (с гравировкой)Евгений, святой мученикЕвгения Римская (мерная икона)Евгения Римская, преподобномученицаЕвдокия (Евфросиния) Московская (с гравировкой)Евстафий, мученикЕвстафий, святой мученикЕвфросиния (Евдокия) МосковскаяЕвфросиния (Евдокия) Московская, преподобнаяЕвфросиния Полоцкая и Агапит ПечерскийЕвфросиния Полоцкая, игуменияЕвфросиния, преподобная (с гравировкой)Евфросиния, преподобная (с росписью)Екатерина АлександрийскаяЕкатерина Александрийская (с гравировкой)Екатерина Александрийская, великомученицаЕкатерина великомученица (живопись)Елена и Георгий (с гравировкой)Елена РавноапостольнаяЕлена равноапостольная, царицаЕлена Равноапостольная, царица (живопись)Елена, царица (живопись c гравировкой, в киоте)Елена, царица (живопись с гравировкой)Елена, царица (с гравировкой)Елизавета АлапаевскаяЕлизавета Алапаевская (живопись)Елизавета Алапаевская (живопись, в киоте)Елизавета Алапаевская, княгиняЕлизавета Праведная, ПалестинскаяЕлисей пророк (с гравировкой)Елисей, пророкЕмилия КесарийскаяЕмилия Кесарийская (с гравировкой)Емилия Кесарийская (с гравировкой, в киоте)Емилия Кесарийская, преподобнаяЕрмолай НикомидийскийЕфрем НовыйЖены МироносицыЖивоносный источникЖировицкая Пресвятая БогородицаЗахария, пророкЗинаида, мученицаЗлата (Хриса) МогленскаяЗлата Могленская (с гравировкой)Злата Могленская, великомученицаЗнамение (Курская Коренная)Знамение Божьей Матери (с гравировкой нимба, в киоте)Знамение Пресвятой БогородицыЗосима и Савватий Соловецкие, прп.Зосима, преподобныйЗоя Вифлеемская, преподобнаяЗоя Римская, мученица Зоя Римская, мученица (с гравировкой)Зоя Римская, святая мученицаИаков АлфеевИаков ЗеведеевИасон, апостол (с гравировкой)Иверская Божья МатерьИверская Божья Матерь (с гравировкой нимбов)Иверская Божья Матерь (с гравировкой)Иверская Божья Матерь (с гравировкой, в киоте)Иверская Божья Матерь (с гравировкой, в киоте)Игнатий Богоносец, священномученик (с гравировкой)Игнатий БрянчаниновИгнатий Брянчанинов (с гравировкой)Игнатий Брянчанинов (с гравировкой, в киоте)Игнатий Брянчанинов, епископИгоревская Божья МатерьИгорь ЧерниговскийИгорь Черниговский (с гравировкой)Игорь Черниговский (с гравировкой, в киоте)Игорь Черниговский, князьИгорь, Варвара и Ольга (с гравировкой)Игорь, Христина, Валерия, ИулианияИеремия, пророкИерусалимская Божия МатерьИерусалимская Божья Матерь (живопись)ИзбавительницаИларион Троекуровский, затворникИлья Муромец, преподобныйИлья пророкИлья пророк (с гравировкой)Илья пророк, Димитрий Донской, Анна праведнаяИлья, святой пророкИннокентий ИркутскийИннокентий Иркутский (в киоте, с гравировкой)Иннокентий Иркутский (с гравировкой)Иннокентий, митрополит МосковскийИоаким и Анна, праведныеИоанн БогословИоанн Богослов, апостол (живопись)Иоанн воинИоанн воин (в киоте)Иоанн ЗлатоустИоанн Златоуст, архиепископИоанн Креститель (Предтеча)Иоанн Кронштадтский (живопись с гравировкой)Иоанн Кронштадтский (живопись)Иоанн Кронштадтский и Тихон Задонский (живопись)Иоанн Кронштадтский, праведныйИоанн Милостивый, Филарет Милостивый и Алексий человек БожийИоанн Предтеча (с гравировкой)Иоанн Предтеча, крестительИоанн Предтеча, креститель (живопись)Иоанн Русский, праведныйИоанн Солунский (в киоте)Иоанн СочавскийИоанн Сочавский (с гравировкой)Иоанн Сочавский (с гравировкой, в киоте)Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, архиепископИов Почаевский, преподобныйИона Московский, митрополитИосиф Волоцкий, преподобныйИосиф Исихаст, преподобныйИосиф ОптинскийИосиф Оптинский, преподобныйИраида (Раиса) Александрийская, мученицаИрина КоринфскаяИрина МакедонскаяИрина Македонская (живопись)Ирина Македонская, великомученицаИрина Македонская, мученица (с гравировкой)Ирина, Александр, МаксимИуда Леввей (в киоте)Иуда Леввей (Фаддей)Иулиан ПерсиянинИулиания Лазаревская (Муромская)Иулия (Юлия) Карфагенская, мученицаИулия Карфагенская (с гравировкой нимба)Казанская Богоматерь (в киоте)Казанская Богоматерь (живопись, в киоте)Казанская Богоматерь (живопись, с гравировкой)Казанская Богоматерь (живопись, с гравировкой, в киоте)Казанская Богоматерь (с гравировкой)Казанская Божья МатерьКазанская Божья Матерь (в ризе)Казанская Божья Матерь (живопись)Капитолина, мученицаКизические мученикиКизические мученики (в киоте)Киприан и ИустинаКиприан и Иустина (с гравировкой)Кипрская Божья МатерьКира Берийская (Македонская), прп.Кирилл АлександрийскийКирилл Александрийский, архиепископКирилл Белозерский, преподобныйКирилл и Мария Радонежские, прп.Кирилл и Мария Радонежские, прп. (живопись)Кирилл и МефодийКирилл и Мефодий (с гравировкой)Кирилл равноапостольныйКирилл равноапостольный (в киоте)Кирилл равноапостольный (живопись)Кирилл РадонежскийКирилл Радонежский, схимонахКлавдия Римская, мученицаКомельские мученикиКомельские преподобныеКонстантин ВеликийКонстантин Великий (в киоте)Константин Великий (с гравировкой)Константин Великий, равноапостольныйКонстантин и Елена (живопись)Константин и Елена, равноапостольныеКонстантин Синадский, преподобныйКорнилий Псково-Печерский, преподобныйКорсунская Божья МатерьКосма и Дамиан (в киоте)Косма и Дамиан, АсийскиеКосма и Дамиан, РимскиеКрещение Господне (Святое Богоявление)Кристина (Христина), мученицаКристина, мученица (с гравировкой)Ксения ПетербургскаяКсения Петербургская (в киоте)Ксения Петербургская (с росписью)Ксения Петербургская, блаженнаяКсения Петербургская, юродивая (живопись)Ктиторская Божья Матерь (с гравировкой)Купятицкая Божья МатерьЛаврентий Римский, архидиаконЛариса ГотфскаяЛариса Готфская, мученицаЛев КатанскийЛев Оптинский (живопись с гравировкой, в киоте)Лев Оптинский (живопись, с гравировкой)Лев Оптинский, преподобныйЛев Римский (с гравировкой)Лев Римский, святительЛеонид Устьнедумский, преподобныйЛеонид, мученикЛидия ИллирийскаяЛидия Иллирийская, мученицаЛидия мученица (с гравировкой)Лука Крымский, архиепископЛука Крымский, архиепископ (живопись)Лука Крымский, исповедник (в киоте)Лука, апостолЛюбовь РимскаяЛюбовь Римская (с гравировкой)Любовь Римская, мученицаЛюбовь, Анатолий, Иоанн, Тамара, Елена, АлексейЛюдмила ЧешскаяЛюдмила Чешская и Алексей митрополитЛюдмила Чешская, княгиняМакарий Египетский, преподобныйМакарий ПреподобныйМакарий, митрополит Московский и всея РусиМаксим Антиохийский, мученикМаксим Грек (с гравировкой нимба)Максим Грек, преподобныйМаксим ИсповедникМаксим Исповедник, преподобныйМаргарита (Марина) АнтиохийскаяМарина (Маргарита) Антиохийская, вмчМарина Македонская, преподобнаяМария Блаженная (с гравировкой)Мария Блаженная (Хиданская)Мария Вифинская, преподобнаяМария ЕгипетскаяМария Константинопольская (Палестинская), прп.Мария МагдалинаМария Магдалина (живопись)Мария Магдалина (с гравировкой нимба)Мария Магдалина (с объемной гравировкой)Мария Магдалина, равноапостольнаяМария ПерсидскаяМария Радонежская (живопись)Мария Радонежская (с гравировкой)Мария Радонежская (с гравировкой, в киоте)Мария Радонежская, преподобнаяМарк апостол (с гравировкой нимба)Марк, апостолМарфа, мученицаМарфа, мученица (мерная икона)Мати МолебницаМатрона АнемнясевскаяМатрона Московская (в киоте)Матрона Московская (с гравировкой и росписью)Матрона Московская (с гравировкой и росписью, в киоте)Матрона Московская (с гравировкой нимба)Матрона Московская (с гравировкой фона)Матрона Московская (с росписью)Матрона Московская (с росписью, в киоте)Матрона Московская, блаженнаяМатфей (Левий), апостол Матфей Апостол (с объемной гравировкой)Матфей, апостолМефодий ПешношскийМитрофан ВоронежскийМитрофан Воронежский (с гравировкой)Митрофан, епископ ВоронежскийМихаил Архангел (в киоте)Михаил Архангел (живопись)Михаил Архангел (мерная икона)Михаил Архангел (с гравировкой)Михаил Архангел (с гравировкой, в киоте)Михаил Архангел (с гравировкой, в киоте)Михаил Марков (в киоте)Михаил Марков, мученикМихаил, АрхангелМихей Радонежский, преподобныйМоисей Оптинский, преподобныйНадежда РимскаяНадежда, мученицаНазарий мученик (с гравировкой)Назарий, мученикНазарий, святой мученикНаталия мученица (с гравировкой)Наталия мученица (с гравировкой, в киоте)Наталия НикомидийскаяНаталия Никомидийская, мученицаНе рыдай Мене, МатиНе рыдай Мене, Мати (частичная гравировка)Нектарий Оптинский, преподобныйНектарий Оптинский, преподобный (в киоте)Нектарий Эгинский, святительНеонилла, мученицаНеопалимая купинаНерушимая стенаНерушимая стена (с гравировкой)Неувядаемый цветНеувядаемый цвет (живопись, с гравировкой)Неувядаемый цвет (реализм, с гравировкой, в киоте)Неупиваемая чашаНечаянная радостьНечаянная радость (в киоте)Ника (Виктория) КоринфскаяНика Коринфская (с гравировкой нимба)Никита воин (с гравировкой)Никита воин (с гравировкой, в киоте)Никита воин, великомученикНикита исповедник (с гравировкой нимба)Никита НовгородскийНикита Новгородский (с гравировкой нимба)Никита Новгородский (с гравировкой, в киоте)Никита Новгородский, святительНикодим КостромскойНикодим ПечерскийНиколай Мирликийский (с гравировкой)Николай Мирликийский (с гравировкой, в киоте)Николай святитель (живопись с гравировкой)Николай Чудотворец (в киоте)Николай Чудотворец (в ризе)Николай Чудотворец, архиепископ (живопись)Николай Чудотворец, архиепископ МирликийскийНиколай Чудотворец, святительНиколай, царьНиколай, царь (живопись с гравировкой)Никон РадонежскийНил СтолбенскийНина РавноапостольнаяНина Равноапостольная, просветительница ГрузииНовоникитская Божья МатерьНонна Назианзская, диаконисаОлаф, князьОлег БрянскийОлег Брянский (с гравировкой)Олег Брянский, князьОльга княгиня равноапостольная (с гравировкой)Ольга равноапостольная (в киоте)Ольга равноапостольная (гравировкой нимба)Ольга равноапостольная (с гравировкой, в киоте)Ольга равноапостольная, княгиняОльга равноапостольная, княгиня (живопись)Ольга, княгиня равноапостольная Остробрамская Божья МатерьПавел апостол (с гравировкой)Павел Константинопольский, святительПавел Обнорский (в киоте с резной рамкой)Павел Обнорский (Комельский)Павел, апостолПавел, апостол (мерная икона)Паисий ВеликийПаисий Святогорец (с гравировкой нимба)Паисий Святогорец, преподобныйПантелеймон целитель (живопись)Пантелеймон целитель, великомученикПантелеймон целитель, великомученик (в киоте)Параскева ПятницаПараскева Пятница, великомученица Пелагия ТарсийскаяПелагия Тарсийская (с гравировкой)Пелагия Тарсийская, мученицаПесчанская Божья МатерьПетр и Павел, апостолыПетр и Павел, апостолы (в киоте)Петр и ФевронияПетр и Феврония (в киоте)Петр и Феврония (с гравировкой)Петр и Феврония (с объемной гравировкой)Петр и Феврония Муромские (с гравировкой, в киоте)Петр, апостолПетр, апостол (мерная икона)Петр, апостол (с гравировкой)Печерская Божья МатерьПименовская Божья МатерьПименовская Божья Матерь (с гравировкой)Платон, мученикПокров Пр. Богородицы (в киоте)Покров Пр. Богородицы (в киоте, с резной рамой)Покров Пресвятой БогородицыПокров Пресвятой БогородицыПокров Пресвятой Богородицы (живопись)Покров Пресвятой Богородицы (с гравировкой)Помощница в родахПорт-Артурская Божия МатерьПорт-Артурская Божия Матерь (с гравировкой, в киоте)Порт-Артурская Божия Матерь (с объемной гравировкой)Почаевская Божья МатерьПочаевская Божья Матерь (в киоте)Преображение ГосподнеПрибавление умаПризри на смирениеПрохор ПечерскийПрохор Печерский, прп. (живопись)Пюхтецкая Божия МатерьРаиса (Ираида) АлександрийскаяРафаил, АрхангелРахиль, преподобнаяРождество Пресвятой БогородицыРождество ХристовоРоман КесарийскийРоман Рязанский (Ольгович), князьРоман Сладкопевец, преподобныйРоман УгличскийРоман Угличский князьРомул Римский, мученикРостислав, князьРостислав, князь (с гравировкой нимба)Савва СторожевскийСвятогорская Божья Матерь (живопись)Святослав ВладимирскийСвятослав Владимирский (с гравировкой нимба)Святослав Владимирский князьСевастиан КарагандинскийСедмиезерная Божья МатерьСемейная иконаСемейная иконаСемейная иконаСемейная икона "Храни Господи"Семейная икона (10 фигур)Семейная икона (11 фигур)Семейная икона (11 фигур)Семейная икона (3 фигуры)Семейная икона (4 фигуры)Семейная икона (4 фигуры)Семейная икона (5 фигур, с объемной гравировкой)Семейная икона (6 фигур)Семейная икона (6 фигур)Семейная икона (9 фигур)Семейная икона (с гравировкой нимбов и полей)Семейная икона (с гравировкой нимбов)Семейная икона (с гравировкой)Семейная икона (с гравировкой)Семейная икона (с гравировкой)Семейная икона (с объемной гравировкой)Семистрельная (Умягчение злых сердец)Семистрельная Божия Матерь (с гравировкой)Сепфора Клыковская (с гравировкой)Серафим Вырицкий (с гравировкой)Серафим СаровскийСерафим Саровский (живопись)Серафим Саровский (с гравировкой нимба)Серафим Саровский (с гравировкой, в киоте с резной рамой)Серафим Саровский, преподобныйСерафим Саровский, преподобный (с гравировкой)Серафима Римская (в киоте)Серафима Римская, мученицаСергий Валаамский (с объемной гравировкой)Сергий Валаамский (с объемной гравировкой, в киоте)Сергий Валаамский, чудотворецСергий РадонежскийСергий Радонежский (в киоте)Сергий Радонежский (живопись с гравировкой)Сергий Радонежский (живопись с гравировкой, в киоте)Сергий Радонежский (живопись, в киоте)Сергий Радонежский (с гравировкой)Сергий Радонежский (с гравировкой, в киоте)Сергий Радонежский и Серафим СаровскийСергий Радонежский и Серафим СаровскийСергий Радонежский, преподобныйСергий Радонежский, преподобный (живопись)Сергий Сребрянский, преподобноисповедникСилуан Афонский, блаженный старец (живопись)Силуан Афонский, преподобныйСильван Римлянин, мученикСимеон Верхотурский, праведныйСимеон СтолпникСимеон Столпник, преподобныйСимон КананитСкорбящая Божья Матерь (живопись, в киоте)СкоропослушницаСкоропослушница (живопись с гравировкой)Скоропослушница (живопись)Скоропослушница (живопись, в киоте)Скоропослушница (с гравировкой)Смоленская Божья МатерьСобор Архистратига МихаилаСобор Всех СвятыхСобор Новгородских CвятыхСобор преподобных Оптинских старцевСобор преподобных Охтинских старцев (в киоте)София РимскаяСофия, мученицаСофроний Иерусалимский, святительСошествие Святого ДухаСпас "Златые власы"Спас "Златые власы" (с гравировкой)Спас в силахСпас в терновом венцеСпас Вседержитель (в киоте)Спас Вседержитель (в ризе)Спас Вседержитель (живопись)Спас Вседержитель (живопись, с гравировкой)Спас Вседержитель (живопись, с гравировкой, в киоте)Спас Вседержитель (живопись, с росписью и гравировкой)Спас Вседержитель (Пантократор)Спас Вседержитель (с гравировкой нимба)Спас Вседержитель (с росписью)Спас Вседержитель с предстоящими (в киоте)Спас из Звенигородского чинаСпас НерукотворныйСпас Нерукотворный (в киоте)Спас Нерукотворный (в ризе)Спас Нерукотворный (живопись)Спас Нерукотворный (живопись, в киоте)Спас Нерукотворный (живопись, с гравировкой нимба)Спас Нерукотворный (живопись, с гравировкой)Спас Нерукотворный (с гравировкой нимба)Спас Нерукотворный (с гравировкой)Спаситель (живопись, в киоте)Спаситель (с гравировкой)Спаситель (с гравировкой, в киоте)Спасительница утопающихСпиридон Тримифунтский (в киоте)Спиридон Тримифунтский (живопись)Спиридон Тримифунтский (с гравировкой)Спиридон Тримифунтский, святительСпорительница ХлебовСпоручница грешныхСретение ГосподнеСтарорусская Божья МатерьСтефан АрхидьяконСтефан ВятскийСтефан Дечанский (Урош III), корольСтефан ПермскийСтефан Сербский, король (с гравировкой)Стилиан Пафлагонянин, прп.Стилиан преподобный (с гравировкой)Таисия ЕгипетскаяТаисия Египетская (с гравировкой)Таисия Египетская (Фиваидская), прп.Тайная вечеряТайная вечеря (живопись, на холсте)Тамара царица (живопись с гравировкой, в киоте)Тамара, царицаТамара, царица (мерная икона)Татьяна мученица (живопись)Татьяна РимскаяТатьяна, мученицаТимон, апостол (от 70-ти)Тимофей, апостолТимофей, апостол (живопись)Тимофей, апостол, епископ ЕфесскийТихвинская Божья МатерьТихвинская Божья Матерь (живопись)Тихвинская Божья Матерь (с гравировкой нимба)Тихон Задонский (живопись с гравировкой)Тихон Калужский, преподобныйТихон ПатриархТихон Патриарх, святительТихон Патриарх, святительТолгская Божья МатерьТрех РадостейТри святителя: Алексий, Лука, Иоанн (в киоте)Трифон ВятскийТрифон Вятский, ЧудотворецТрифон мученик (с гравировкой нимба)Трифон мученик на коне (с гравировкой)Трифон, мученикТрифон, святой мученикТроеручицаТроица Новозаветная (живопись)Троица СвятаяТроица Святая (в киоте)Троица Святая (живопись)Тучная гораУмиление Божьей МатериУмиление Пресвятой Богородицы (живопись)Умягчение злых сердец (живопись)УслышательницаУспение Пресвятой БогородицыУтоли моя печалиУтоли моя печали (с гравировкой нимбов)Фаддей, апостолФедор УшаковФеодор Александрийский, священномученикФеодор Богоявленский, преподобномученикФеодор ОсвященныйФеодор Освященный (с гравировкой)Феодор Освященный, преподобныйФеодор РостовскийФеодор Ростовский, святительФеодор Студит, преподобныйФеодор Тирон, великомученикФеодоровская Божья МатерьФеодоровская Божья Матерь (в киоте)Феодоровская Божья Матерь (с объемной гравировкой)Феодосий Коломенский, епископФеофан затворник (в киоте)Феофан затворник, епископФиларет Милостивый, праведныйФилипп митрополит МосковскийФилипп митрополит Московский, святительФилипп, апостолФилипп, апостол (живопись)Флор и Лавр, святые мученикиФома, апостолФотина (Светлана) Самаряныня, Римская, мц.Фотина мученица (живопись)Фотина мученица (живопись, в киоте)Фотиния (Светлана) Палестинская, прп.Харалампий Магнезийский, священномученикХристина (Кристина), мученица Христофор ПсеглавецХристофор Псеглавец (с гравировкой)Цареградская Божья МатерьЦарская семьяЦарственные страстотерпцы (с гравировкой)Царственные страстотерпцы (с гравировкой, в киоте)ЦелительницаЧенстоховская Божья МатерьЧерниговская Божья МатерьЧетырнадцать тысяч младенцев ВифлеемскихЭкономисса (Игумения горы Афонской)Юния (Иуния), святаяЯрослав МудрыйЯрослав Мудрый (в киоте)Ярослав Мудрый, князьЯрославская Божья МатерьЯрославская Божья Матерь (с гравировкой нимбов)
* В нашем каталоге представлены не все образы, а только примеры выполненных работ.Если среди них нет нужного вам — оформите индивидуальный заказ через форму на сайте.
www.ikona-kiot.ru
Вид отчёта по копированию икон.
Агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО
Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова
ОТЧЕТ
по копированию-реконструкции иконы «Преподобный Сергий Радонежский»,по прорису
Соколовой М.Н. и аналогу из Мастерской Феодосия, XVI в., яичная темпера.
Исполнитель студентка-дипломннца кафедры РМЖ_____________ Пламенац Иорданка
Москва 2006 г.
Содержание:
1. Основа иконы 2. Подготовка доски к нанесению паволоки 3. Нанесение паволоки на основу 4. Приготовление левкаса 5. Нанесение левкаса на основу 6. Снятие кальки с образца 7. Нанесение рисунка 8. Подготовка поверхности иконы к золочению 9. Золочение нимба 10. Составление колеров 11. Последовательность письма 12. Последовательность работы 13. Нанесение защитного слоя 14. Историческая справка 15. Иконографическая справка 16. Фотофиксация
1. Основа иконы
В качестве использовалась липовая доска с двумя встречными шпонками. Размер доски 38,5 см х 25,0 см. Лицевая сторона доски с ковчегом. Лузга пологая 5мм, ширина полей 1,5 см х 2 см.
2 . Подготовка доски к нанесению паволоки
Доска с лицевой стороны обработана губой наждачной бумагой поперек волокна. Затем проклеена 5% раствором желатинового клея, для лучшего сцепления паволоки с основой. Клей наносился мягкой широкой кистью в теплом состоянии. Когда клей высох, операция повторилась. Доска приобрела небольшой блеск.
3. Нанесение паволоки на основу
В качестве паволоки была выбрана марля. Ткань вырезалась нужного размера: отдельные куски ткани на средник и поля иконы, чтобы избежать грубых складок. Края ткани махрились. После этого ткань погружалась в теплый (на водяной бане) 15% желатиновый клей на 30-40 мин., затем, ткань вынималась и, после того как излишки клея стекут, наносились на доску и тщательно разглаживались. Удалялись все пузырьки воздуха между тканью и доской.
4. Приготовление левкаса
На водяной бане сварен 12% раствор желатинового клея. Хорошо просушенный и просеянный мел (мел — 4 части, клей — 1 часть) высыпался в теплый клей до консистенции жидкой сметаны. Масса постоянно помешивалась деревянной палочкой. Затем, готовый левкас процежен через два слоя марли, тем самым, очищая его от комков. В готовый левкас добавлена натуральная олифа и тщательно перемешана (олифа — 1 столовая ложка на 0,5 л массы).
5. Нанесение левкаса на основу
Левкас наносился на приклеенную и высушенную паволоку в несколько слоев. Первый слой наносился с помощью торцевой щетинной кисти тщательно втирая левкас в паволоку. После того как первый слой просох (поверхность стала матовой), наносился следующий слой резиновым шпателем. Другие слои наносились по мере высыхания предыдущего, поочередно, нанося слой то вдоль, то поперек доски. И так 6 слоев. Через 24 часа, когда левкас полностью высох, поверхность шлифовалась тонко-зернистой наждачной бумагой, а затем суконной тряпочкой до блеска.
6. Снятие кальки с образца
Калька, протертая раствором акрил-фисташковый лак (1 ч.) - пинен (1 ч.) + льняное масло (1 ч.) и высушенная, накладывалась и укреплялась на оригинале. Далее наносился рисунок с помощью тонкой кисти акриловыми красками. Таким образом, снята калька с иконы и рамы.
7. Нанесение рисунка
С помощью кальки, путем карандаша с обратной стороны рисунок переведен на залевкашенную поверхность иконы. Затем, тонкой кистью, рисунок прописывался яичной темперой — охрой красной.
8. Подготовка поверхности иконы к золочению
На нимб иконы был положен полимент охристого цвета (охра светлая). После того как слой полностью высох, полимент располировался (полированный агат).
9. Золочение нимба
Для золочения использовалось листовое сусальное золото. Участок, предназначенный под золочение, покрывался чуть теплым раствором 3% осетрового клея. Лист золота клался на газету, после чего из него вырезался кусочек нужного размера. Когда клей немного «подвял», приготовленный листик золота аккуратно накладывался на поверхность. Газета тщательно прижималась рукой, а затем осторожно удалялась. Положенный таким образом лист золота через некоторое время разглаживается через кальку.
10 . Составление колеров
Колера замешивались на натуральных пигментах в соответствии с проведенными исследованиями красочного слоя на подлиннике (см. приложение №2). Пигмент тщательно перетирался в ступке, а затем, на куранте со связующим (яичная эмульсия: яичный желток - 1 ч.; вода - 2 ч.; уксус - несколько капель).
11. Последовательность письма
Для работы использовались колонковые кисти. Работа над копией велась в традициях иконописания с соблюдением последовательности и приемов письма Древней Руси.
12. Последовательность работы:
1. Роскрышь - основные цвета, создание колорита. 2. Прорисовка контуров одежды 3. Моделировка одежды, лика и так далее. Краски наносились прозрачно, тонкими лессировочными слоями. Использованные пигменты: - охра светлая - охра красная - охра терраккот - киноварь - глауконит - умбра жженая - белила цинковое и титановое - охра золотистая - кобальт синий - виноградная черная - кадмий красный темный - стронцияновая желтая
13. Нанесение защитного слоя
Через две недели после окончания работы над копией иконы живопись покрыта лаком ПФ-283 которому добавлено немножко олифы. Оборотная сторона тонирована спиртовой морилкой (дубовой).
14. Историческая справка
Преподобный Сергий родился в благородной и благоверной семье: боярина Кирилла и его жены Марии. Точная дата рождения Радонежского остается неизвестной, предполагается 1314 г. по одним и 1322 г. по другим источниками. Младенец уже с детства был отмечен особой благодатью. Многочисленные чудесные знамения убеждали его родителей в «богоизбранности» ребенка. Незадолго до рождения ребенка свершилось чудо. Однажды Мария, как обычно, стояла в церкви на воскресном богослужении. Во время пеня святой литургии младенец трижды прокричал в утробе матери при народе. И тогда родители дали обет: «Если родится у нас мальчик...принести его в церковь и отдать благодетеле всех Богу». В первый год жизни он отказался от материнского молока в «постные» дни неделу-среду и пятницу. На сороковой день после рождения принесли родители своего сына в церкви. Крестил его ерей Михаил и нарек имя-Ворфоломей, предрекая родителям «...радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок слуга Святой Троицы». Отец Сергия населился из Ростовской области в Родонеже около церкви, освещенной в часть праздника Рождества Христова. Его третий сын с 23 года принял монашеский постричь с именном Сергий. Он основал обитель Живоначалной Троицы. О Троицкой обители стало известно, не только в Русской земле, но и далеко за ее пределами потому что главное было служение и любовь к Богу и друг к другу. XIV век насыщен крупными историческими событиями называют веком преподобного Сергия. В XV веке Сергий Радонежский почитался как общерусский святой. Один из основных сведения о преподобном Сергию служили его первые жития 1417-1418 г. Многие из записей составлены на основе личного общения с преподобным. Житие преподобного было в XV веке переработано на поручению игумена Троицкого монастыря и в него кроме описания обретения мощей святого посмертные чудеса Сергия Радонежского. В 1412 году была освещена деревянная церковь во имя Троицы, а 1422 г. над могилой великого старца построен каменный Собор сохранившийся до наших дней. Вдохновенно и в наше время звучит завет старца который написан на его свитке изобретенной иконы-копии. Иконографическая справка На иконе-копии изображен преподобный Сергий Радонежский. Святой изобажён в рост, фронтально. Глава святого открыта. На условном фоне с подъемом и полосами овладеет охристо - оливковый цвет. Одежда святого представлена светло - охристой рясы и мантии темно коричного цвета. Пераланд зелено - оливкового цвета, окороченной красной полосой, Трепоясок коричневым ремнем. Сапожки коричневого цвета в тон мантии. В XVI веке изображение с развернутыми руками. Руки разведены в сторону. Десница сложена в двуперстом как символ благословению. В шуйце держит развернутый свиток с текстом: «Внимайте себе, братие, всех молю; прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любов нелицемерную; к сим же страннолюбие и смирение». На нимбе святого сделано укладка сусального золота. Нимб обведен красно- белой обводкой. На левой и правой части от нимбе надпись: «Преподобный Сергий» с титлами. Изобретение преподобного вставлено в раму, отделяя его от окружающего мира. В иконе роль рамы исполняют поля. Древние иконы имеют ковчег. В XIV и XV веке, иконы, отличаются удлиненной формой и узкими полями. По этому, икона - копия сделана в этом виде.
16. Фотофиксация
1. «Преподобный Сергий Радонежский», в росте. Провис М.Н. Соколовой (38,5x25,0 см). 2. Аналог: «Преподобный Сергий Радонежский» в житии. Мастерская Феодосия, XVI век. Яичная темпера. 3. Лицевая сторона основы для иконы - копии. Липовая доска. 4. Оборотная сторона основы для иконы - копии. Липовая доска. 5. Проклеивание доски с флейцем. Процесс копирования. 6. Укладывание проклеенной марли-паволоки. Процесс копирования. 7. Нанесение первого слоя левкаса с кистью. Процесс копирования. 8. Прошкуривание левкаса. Процесс копирования. 9. Нанесение левкаса резиновым шпателем. Процесс копирования. 10. Изготовление рисунка на картонах и кальках. Процесс копирования. 11. Лицевая сторона . Общий вид доски готовой для работы. Процесс копирования. 12. Перевод рисунка. Процесс копирования. 13. Общий вид. Раскрытые. В процессе копирования. 14. Общий вид. Разделка одежды и лика. Процесс копирования. 15. Общий вид иконы - копии «Преподобный Сергий Радонежский» по окончанию процесса копирования и нанесения защитного слоя. 16. Оборотная сторона иконы - копии с нанесением защитным покрытием.
Раскладушка.
123456 789101112 13141516
Первоисточник:
Дипломная работа Пламенац И. РМЖ МГХПУ им. С.Г.Строганова 2006
art-con.ru
Можно ли использовать для молитвы печатные иконы или нет ?
С Божьей помощью, опираясь на простую логику и элементарные примеры, мы постараемся сказать однозначное «нет» репродукциям икон в целях использования их для молитвы. Мы не можем привести конкретные высказывания святых отцов на эту тему, потому что этот подлог- проблема последнего времени. Так как не думали святые отцы, что в век технического прогресса люди будут столь изворотливы и изобретательны на всякое зло. Итак, можно ли использовать для молитвы печатные иконы или нет ?
По учению святых Церкви, каждая икона, написанная по правилам православной церкви, свята, а значит, благодатна, потому что таинственно связывает нас с тем образом, который изображен на ней. Само слово «образ» в оригинале по-гречески пишется как «χαρακτήρ», то есть «характер». Можно ли характер растиражировать какой-нибудь печатной машинкой? Образ, то есть икона, должна быть написана рукой иконописца, тем кто и сам сотворен Господом по Его Образу. Господь- Творец и человек- творец, так как он создан по Образу Божию. Печатный станок изобретен ( читай сотворен ) человеком. Но помещен ли в него человеком дух жизни и дар творения?- никак. Следовательно, человек посредством бездушной машинки не имеет ни малейшего права на «печатание икон». Две иконы, написанные рукой одного иконописца с одного и того же образца, всегда немного будут отличаться одна от другой, хотя простой человек может этой разницы и не заметить. Поэтому у каждого образа и есть свой характер.
Феодор Студит и Стефан Новый. Монастырь Грачаница. 14-15 век (фрагмент)
Так и через посредство иконной живописи мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, и освящаемся, и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми; и благоговеем, и почитаем, и поклоняемся телесному Его образу. ( Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы Слово 3, 12 )
Иоанн Дамаскин говорит именно об «иконной живописи», то есть о живом написании икон, и именно, живом. Как я говорил выше, человек творит как творит и его Создатель. Передавать Образ своего Творца и Его святых может только тот, кто наделен даром творения. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» ( Бытие 1 : 27 )
Отрицать и полностью запрещать печатание репродукций икон так же не следует. Но каждая из таких репродукций должна знать свое место. Использование их уместно, к примеру, в качестве иллюстраций в христианской литературе, в качестве образцов для иконного дела. Но отнюдь не для молитвенного обращения и почитания на одном уровне со святыней!
Духовное же отношение к таким «образам» должно быть таким, какое было оно у наших предков, использовавших в свое время золотые и серебряные монеты с изображением Исуса Христа, Богоматери и избранных святых: «Еще понятней, что мы поклоняемся иконам не как божествам, тебе будет из следующего. О денежных знаках ведь и сам ты, уж конечно, знаешь, — что на одних из них отчеканены образы Христа, на других — Его матери или кого-нибудь из святых. Но нас мало, а вернее сказать, никак не занимает их почитание. Ибо не для почитания прообразов было придумано делать их отпечатки на серебре или на золоте. Мы их наносим как своего рода знак достоинства монеты, а кроме того, чтобы показать, что монета принадлежит христианам. Поэтому, и на землю их при случае бросая, предавая огню и переплавке, истирая, разламывая, а при сделках и торговых операциях предавая в руки нечестивых, мы не смущаемся». (Иоанн Кантакузин. Диалог с евреем Ксеном.)
Христианские монеты с изображением святых
Христианские монеты с изображением Спасителя
Седьмой Вселенский собор в 787 году постановил почитать икону как святыню наравне с Евангелием и Крестом. Тогда в наше время очень уместно задать такой вопрос: «может ли быть поточный метод производства святынь?»- Может! Если считать репродукцию иконой. А далеко ли отстоит от иконы стенопись? Допустим, настоятель какого-нибудь провинциального храма очень желает иметь в храме фрески, а средств на роспись не имеет. Параллельно тому он в своем храме продает бумажные иконы и имеет несколько таковых икон в иконостасе. Вопрос: может ли этот священник заказать печатные фрески и разместить их на стенах посредствам фотообоев? Ведь если печатать иконы не грех, то следовательно, и фрески печатать не возбранено. Допустим, что печатные иконы и фрески в качестве фотообоев стали бы в нашей церкви нормой. В Покровском храме, что на Рогожском в Москве, есть частица мощей великомученицы Варвары. Достаем фотоаппарат, настраиваем вспышку, фотографируем! Через пару дней за тысячу километров от Москвы в каком-нибудь храме на икону святой Варвары можно приклеить фотографию мощей с Рогожки и целуй! И так к каждой иконе будет прилагаться фото мощей. Вопрос о каноничности такой идеи никому и в голову не придет!
Хотя эти идеи будут оправданы, если следовать логике людей голосующих за «бумагу». На Западе, например, вы можете прийти в костел на службу, подойти к специальному терминалу, на котором закреплен стол с лампочками по форме свечей, вставить свою банковскую карточку, и ваша жертва принята! Пару десятков минут свечечка погорит! И так во всем, сначала бумажная икона, потом электронные свечки с фресками-фотообоями, магнитофоны вместо хоров на службе,.. и потихонечку придем к посещению виртуальных храмов в 3d отображении!
Евгений Пархаев- главный «иконописец» Софрино, с масонскими мелалями и ленточкой на груди
Бывает, из средств массовой информации мы узнаем, что там- то и там- то подделали картину или швейцарские часы. Такие подделки не имеют высокой ценности и сильно осуждаются обществом. Так почему же иконы- подделки, выполненные для верующих с помощью типографских станков, людьми которые, быть может, о православии ничего и не слышали (к примеру, китайцы, копирующие и подделывающие все и вся ) наши пастыри принимают и всячески оправдывают? Получается, что Богу посвящается бесценное не в том смысле, что оно выше всякой потенциально возможной цены, а в том, что оно ниже любой самой малой стоимости.
Многие могут возразить, что икону нынче не купить, сильно уж дорого! Но настоящие иконы никогда не стоили дешево. Всегда можно накопить денег и заказать пусть одну и пусть маленькую, но все же икону, а не обвешивать красный уголок бесчисленным собранием красивых картинок! Недостаток средств для приобретения писаной иконы не служит как оправдание для использования «клонированных икон».
Как- то я общался с одним человеком, который сильно негодовал на стоимость икон. После непродолжительной беседы он посоветовал мне писать иконы размером 40 см- 50 см и продавать их в церковном уголке за 4.000 — 5.000 рублей. Самому мне примерно через полгода посчастливилось побывать у него дома. Переступаю порог дома, молюсь 3 поклона. Краткий «тур» по комнатам и.. упираюсь в плоский черный, примерно, 20-ти дюймовый экран телевизора! Получается, человеку не жалко отдать 30-40 тыс рублей за «антихристову икону» (Агафья Лыкова), в которую помещены все позорища земли, мерзость, которая послужит ему 5, от силы 10 лет! Икона, конечно же, по его мнению, не стоит и четверти этой мерзости! В наш век так и получается, что в кармане почти у каждого покоится I-Pop, почти в каждом доме есть телевизор и стиральная машина,.. но мало у кого есть рукописная икона. Прямо как у иконописца Иосифа Владимирова (уп. 1642—1666): «кои ум свой уклониша в сребро, в злато, и иже домы свои зиждут богато, в хлевах стояти кони любят драгия, а в церкви иконы купят плохия».
Из всего вышесказанного можно сделать один вывод: использование репродукций икон в молитвенной практике, во всем своем смысле,- есть прикровенное иконоборчество в новейшей истории. И только от нас зависит, вытеснит ли оно из нашей молитвенной жизни настоящие иконы или нет.
drev-obraz.ru
Фальшаки и подделки - Iconpainter's Journal
Коллекционирование – это не только любовь к искусству, но и бизнес: антиквариат является одним из лучших способов вложения капитала. В наши дни, как, наверное, и 2000 лет назад, лучшие предметы искусства продаются и покупаются исключительно «по знакомству», ибо велика возможность напороться на подделку.
По свидетельству ряда специалистов, в числе которых и музейные эксперты, «подозрительные» вещи составляют свыше 90 процентов от всего представленного на российском рынке «антиков». В Турции, Египте или Италии производство «фальшаков» поставлено почти на промышленный поток, что в России практически нерентабельно в отсутствие массового интереса к антиквариату. В то же время, российская история подделок не менее блистательна, чем западноевропейская.
Питер Брейгель, «Сельский праздник». Картина продана за 4.4 млн фунтов на аукционе "Сотбис". Композиция, вплоть до мельчайших деталей, цитирует другие картины Брейгеля. Технологическая экспертиза не была предоставлена ряду дилеров для ознакомления, что крайне подозрительно. Скорее всего, подделка («фуфло», как выражаются эксперты).
ВАН МЕЕГЕРЕН, КОРОЛЬ ФАЛЬШАКОВ
Самым известным мастером подделок считается Хан ван Меегерен (1889-1947). Он регулярно продавал фальшаки собственного производства нацистским бонзам. После войны, Меегерену грозила виселица за распродажу шедевров Вермеера. Ему пришлось сознаться, что «шедевры» писал он сам. Меегкрену не поверили, но, в присутствии нескольких судебных и музейных экспертов, он написал вариант представленной на фото работы.
До конца срока Меегерену дожить не дали, умер он меньше чем через год после суда. После его скоропостижной смерти, в антикварных кругах ходили разговоры об отравлении. Причиной тому могло служить нежелание многих коллекционеров, чтобы мастер озвучил полный список своих подделок. Искусствовед Кирилл Алексеев (Гос. Третьяковская галерея) недоумевает: «Я всегда удивлялся причинам, которые побудили экспертов признать эти работы за Вермеером. Качество-то, прямо скажем, не ахти какое».Настоящими королями подделок следует признать не какого-то Меегерена, а наших русских иконописцев-старообрядцев.
ПОДДЕЛЬНЫЕ ИКОНЫ
В императорской России ценителями старинных икон были богатые собиратели-старообряцы. Велик спрос — велики и цены. Следовательно, велик соблазн у фальсификаторов. Вот и процветало искусство подделывания икон. Правда, стоит отметить, что в старину над иконами так не тряслись, как сейчас в музеях. Обветшавший образ просто записывали сверху новой краской, иногда даже смывая предыдущий слой. Это было в порядке вещей. В итоге, часто можно было встретить икону с живописью XIX в. на доске времен Ивана Грозного. Грань между копией и оригиналом стиралась…
Изготовление таких «старинных» икон в иконописных промысловых центрах (Мстера, Холуй) было поставлено на широкую ногу. У лучших старинщиков Мстеры даже специально заказывали подделки «под строгановское», «новгородское», «греческое» письмо. Такие иконы, откровенно называемые на ярлыках «Подделок под новгородское письмо Нестера Климова, Москва, 1862 г.», были не подделками в смысле неподлинности, фальши, и даже не стилизациями. «Подделаться» значило максимально приблизиться к древнему образцу, проникнуться, пропитаться его духом настолько, что результат оказывался аутентичным подлиннику; икона московского иконописца XIX в. полностью растворяла себя с произведениями его предшественников, живших на несколько столетий раньше.
Существование подобных икон является проблемой для современных музейщиков: непонятно, как датировать образ - по доске или времени последнего красочного слоя? А если слоев много?
Икона современного иконописца на старинной выгнутой доске. Несмотря на уверения автора в «новодельности», российская таможня считает такие предметы «культурным достоянием», ведь доска изготовлена до 1945 г.
После Революции, коллекции многих старообрядцев были отобраны государством и оказались в Третьяковской галерее. Некоторые «сомнительные» образцы были пропечатаны в каталоге музея 1963 г. как оригинальные, древнерусские.
СОЛДАТЕНКОВСКИЙ «СПАС»
До 1918 г. в среде знатоков, как одно из самых достоверных произведений великого иконописца Андрея Рублева, была известна икона «Спас» из собрания К.Т. Солдатенкова. Знаменитый художник и реставратор Игорь Грабарь утверждал, что это «единственная икона, не противоречащая нашему сегодняшнему представлению о Рублеве». Между тем, «легенда» у этого образа была весьма сомнительна: будто бы знаменитый старообрядческий коллекционер, Козьма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) приобрел его у некоего «огородника», который выкрал икону, подменив ее на копию, при ремонте собора Саввино-Сторожевского монастыря.
Кузьма Терентьич был меценат, магнат и пижон: вот он на летней даче, в элегантном сюртуке и в шляпе с широкими полями.
Солдатенков, человек верующий, не выставлял свои иконы напоказ и не размещал их среди картин. Они находились в домашней старообрядческой моленной солдатенковского особняка на Мясницкой. В сумраке моленной, «рублевской» иконе было отведено самое почетное место, откуда после 1917 г. она была вывезена наследниками в Прагу. Там ее отреставрировали, попробовали продать, но неудачно, и в 1951 г. икона поступила из иностранного отдела АН СССР в Третьяковку, где была осмотрена известным реставратором Иваном Андреевичем Барановым (из холуйских иконописцев). В 1957 г. ее обследовала в рентгенолог Мильда Виктурина. В каретном сарае Третьяковки располагалась лаборатория реставрации и консервации, и там развернулись долгие дебаты об авторстве иконы, пока Баранов наконец не признался: «да мой это «Спас», мой! Я таких полным-полно написал...».
По сообщению археолога Олега Ульянова, дерево старилось так: «Баранов опускал досочку в холодный мясной бульон и сутки морил. А когда вынимал, отличить ее от старинной было практически невозможно. Потом он снимал с древних икон, не поддающихся реставрации, ткань – уже ветошь, – наклеивал ее на свою выморенную в бульоне доску и писал по ней темперой лики святых. Кстати, фальшаки для прикрытия вывозились из СССР в составе международных выставок, где они были перемешаны среди оригиналов и копий. Именно тогда, на антикварный рынок Америки и попало из России большинство фальшаков».
Кто же создавал в СССР списки икон для иностранцев?
* * *
В XIX веке подделывать старые иконы не считалось зазорным, ибо не существовало строгих критериев подлинности. Но после успехов реставрационной науки, картина изменилась. Виртуозные стилизации под древнее искусство стали пренебрежительно называть «фальшаками».
Реставрационную науку в СССР создавал Игорь Эммануилович Грабарь, непотопляемый академик, тёртый калач арт-тусовки. Именно он стал главным спецом по картинам и иконам после 1917. Несмотря на бесспорные заслуги перед русским искусством, некоторые коллекционеры Игоря Эммануиловича не любили, считали жуликом и называли «Угорь Обмануилович Гробарь». Рассказывали, что у семьи Голицыных он взял на экспертизу портрет мальчика кисти Гейнсборо, а обратно вернул мастерски сделанную копию…
Грабарь поставил во главе всей практически реставрации Григория Осиповича Чирикова. Кто такой был Чириков? До революции, иконная мастерская Чириковых была знаменита; Чириковы являлись официальными поставщиками и реставраторами икон для Русского музея императора Александра III. Таким образом, главный дореволюционный иконописец-подстаринщик стал главным советским реставратором икон!
Реставраторы Григорий Чириков и Михаил Тюлин расчищают поверхность иконы Богоматери «Великая Панагия». Ярославль, 1924 г.
Именно Чирикову и его кругу (Баранов, Тюлин и др.) принадлежит честь раскрытия знаменитых икон «Троица» и «Владимирская Богоматерь». Это были мастера потрясающей квалификации, знавшие свой предмет досконально.
Когда в 1930-е годы ряд подделок и копий древнерусских икон были проданы в США, они осели в коллекции миллионера Джорджа Ханна. Вскоре, после Второй мировой войны, когда американцы узнали о существовании России и русской культуры, собрание Ханна стало пользоваться интересом, потом популярностью. В подготовленном к выставке роскошном каталоге значилось, что его коллекция икон не имеет себе равных во всем Западном полушарии. Успех выставки превзошел все ожидания, это было настоящее признание, репродукции икон попали во многие западные альбомы по древнерусскому искусству, а в западных католических храмах все чаще стали появляться русские иконы…
Рассказывает известный лондонский арт-дилер Ричард Темпл: «Еще ребенком в возрасте 10-11 лет я заинтересовался иконами. Помню, как в дом моей матери пришла посылка из Америки от бабушки, в которой они были. Отчетливо помню атмосферу, окружавшую прибытие посылки, и слова матери о том, что это настоящие русские иконы. Вспоминаю, что все тогда воспринимали эту посылку, как событие. Позднее, в возрасте 16-17 лет я заглянул в Лондоне в лавку старьевщика и обнаружил там покрытую слоем копоти и пыли икону. Я выложил за нее все бывшие у меня деньги, кажется, 11 фунтов. Шесть лет спустя, когда мне было 22, в то время все мои друзья были художниками, я основал галерею, и эта икона всегда была в ее экспозиции».
Воспитанный в семье английских аристократов, в англиканской религиозной традиции, под влиянием икон Темпл уже в зрелом возрасте перешел в православие. Его галерея приобрела известность далеко за пределами Англии - "Темпл гэлери" выступает с лекциями о русской иконе в британских университетах, сотрудничает с музеями многих стран, принцем Уэльским и прочими «шишками». В огромной мере благодаря Темплу английская публика получила представление о русской иконописи и древнерусской культуре. Как признается сам Ричард Темпл, за полвека через его галерею прошли не менее шести тысяч русских икон. Часть из них пополнила музейные коллекции разных стран, часть осела в частных домах православных верующих, а часть вернулась в Россию и стала достоянием иконной сокровищницы патриарха Московского и Всея Руси.
КОШМАРНЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ
Но вернемся к коллекции икон Джорджа Ханна. Когда миллионер умер, его наследники решили продать иконы. К 1980 году, когда коллекция была уже выставлена на торги, она имела репутацию крупнейшего собрания русских икон за пределами России, а её уникальность признана мировыми авторитетами. Именно в это время и вышел на сцену русский эмигрант, специалист по древнерусской иконописи Владимир Тетерятников.
Тетерятникова пригласили несколько музеев для консультации и экпертизы по коллекции Ханна. Получив заказ, экперт обратился в фирму "Кристи" с просьбой осмотреть иконы до продажи. «Разрешение от Кристи было получено - рассказывает Тетерятников, - я вошел в маленькую команту склада, где находились иконы. Сразу передо мной возник огромный Деисус, состоящий из семи панелей, высотой около двух метров каждая. К своему искреннему удивлению, я мгновенно узнал этот "шедевр", ибо точно такой же я длительное время изучал в Третьяковской галерее в Москве. Я даже вспомнил, на какой стене и в какой комнате он висел и висит, кажется, последние 50 лет. Поразили неестественная свежесть красок, идеальность сохранности и нарочитая реставрация деревянной доски.Другая икона привлекла моё внимание «идеальным новгородизмом XV века». Однако, перевернув икону, я рассмеялся: древний шедевр был написан на передней стенке ящика от комода, не существовавшего в Древней Руси". Остальные иконы коллекции также оказались копиями и стилизациями…
Несмотря на это, аукцион по продаже коллекции икон Ханна прошёл блестяще: за них было выручено 3 млн долларов, был издан роскошный каталог. Газеты даже назвали эти торги "событием века".
Возмущенный Тетерятников засел за книгу "Иконы и фальшивки", в которой убедительно разъяснял, что так называемые шедевры коллекции Ханна - всего лишь списки с известных икон, хранящихся в Третьяковской галерее. Знаменитые эксперты с мировыми именами опровергали его выводы, поскольку не хотели терять свой авторитет, ведь искусствовед обвинял фирму "Кристи" в продаже заведомо фальшивых лотов.
Вскоре ему пришло от «Кристи» письмо с уведомлением о вызове в суд -- искусствоведа обвиняли в клевете. Судебный процесс длился полгода. Тетерятников угрохал на адвокатов 60 тыс. долларов, а «Кристи» и того больше: оказывается, многие иконы после этого аукциона вообще были не выкуплены испугавшимися покупателями. «Кристи» попробовала реализовать их через галерею Ричарда Темпла по сниженным ценам, но и тут потерпела фиаско.
Ровно через год после знаменитого "аукциона века" судья Поллак из города Нью-Йорка сделал официальное заявление: "Дело 6678 - гражданский иск фирмы "Кристи" против Владимира Тетерятникова - прекращён. Обе стороны полностью отказываются от своих обвинений и материальных претензий". "Кристи" сдалась под тяжестью неопровержимых доказательств русского эксперта. Правда, деньги на адвокатов ему не вернули.
* * *
Закончить эту статью мне бы хотелось пронзительным фрагментом из воспоминаний реставратора В. Филатова, который свидетельствует о несводимой разнице восприятия между иконописцами-старинщиками и музейными хранителями.
« В 1943 наша группа военных художников обосновалась в Паневежисе, севернее Вильнюса, ближе к границе Латвии. Паневежис тех лет был тихим захолустьем, особенно чувствовалось это по воскресеньям, когда по каменным мостовым начинали стучать деревянные подошвы дисциплинированных католиков, спешащих мимо нашего дома на воскресную мессу в костел.
Я решил посмотреть, каков костел изнутри и чем отличается от нашей церкви. Заходить сначала боялся: появление советского солдата в литовском костеле было политически некорректным. В костеле мое внимание привлекли три иконы в общей золоченой раме на правой стороне. Это были сложные композиции на сюжеты, отчетливо отсылавшие к эпохе раннего итальянского Возрождения. Я невольно замер вглядываясь в них.
От служителя костела я узнал, что иконы написаны вовсе не итальянским маэстро эпохи ренессанса, а но русским старообрядцем-иконописцем Шмурыгиным - главой старообрядческой общины в литовском католическом городе.Выйдя из костела, я тут же направился к воротам дома иконописца. Мое появление его не сильно удивило: он решил, что заблудившийся русский солдат ищет ночлега.
Передо мной стоял деревенский дед с пышной бородой. Разговорились. Художник предложил мне зайти денька через два: ему как раз должны были принести икону для "поновления" и он обещал показать мне, раз уж я так интересуюсь иконами, как они "поновляются".
В назначенный день Шмурыгину принесли икону: это была "Богоматерь с Младенцем", икона средних размеров, с очень темной поверхностью, произведение старое и традиционное. Шмурыгин тут же атрибутировал ее: XV век, новгородская, - и принялся объяснять мне стилистические признаки живописи того времени, а потом рассказывать о характере повреждений. Таковых было мало, главное - потемнение олифы и копоть. "Промою и поновлю", - пообещал Шмурыгин, и я обрадовался, что стану свидетелем реставрационного процесса, осуществляемого опытным мастером.
Когда я пришел в следующий раз, икона была уже "промыта". Взглянув на нее, я замер от ужаса и насилу произнес: "Вы ведь смыли всю живопись... только белый грунт оставили!" Выяснилось, что ничего подобного: Шмурыгин показал мне, что видно прорисовку по левкасу, а также углубленные линии и цвета роскрыши, и, уверив, что ногородскую манеру наизусть знает, обещал восстановить живопись точно такой же, какой она была. Меня, конечно, совершенно обескуражила его самонадеянность: небрежное отношение к авторскому произведению XV века и полное уничтожение первоначального красочного слоя выглядели в моих глазах преступлением.
Через неделю, как мы договорились, я снова навестил Шмурыгина. И что же? Я оказался прав в своих предположениях! Икона была написана прекрасно: свежие краски, хорошо проолифленная живопись в новгородской манере... И все бы хорошо, да только вот памятник XV века пропал... нет, не пропал - был уничтожен большим мастером, одареннейшим иконописцем, подлинным знатоком своего дела.
Я долго думал о том, что же исчезло в результате этого поновления, и понял как-то вдруг, внезапно: иcчезло время. Я стал свидетелем иcчезновения времени».
(по материалам исследований И. Бусевой-Давыдовой, В. Тетерятникова и сайта Музея имени Андрея Рублева.)